Краткая биография Д. И. Фонвизина: самое главное и основное о жизни и творчестве. Денис Иванович Фонвизин: интересная краткая биография Денис иванович фонвизин интересная биография

>Биографии писателей и поэтов

Очень краткая биография (в двух словах)

Родился 14 апреля 1745 года в Москве. Отец - Иван Андреевич Фонвизин. В 1760 году окончил дворянскую гимназию при Московском университете. В 1763 году переезжает в Санкт-Петербург, где получает должность при кабинет-министре Иване Елагине. В 1769 году стал секретарем государственного деятеля Никиты Панина. В 1774 году женился на Екатерине Роговиковой. В 1782 году написал комедию «Недоросль». Много раз бывал за границей. Умер 12 декабря 1792 года в Санкт-Петербурге в возрасте 47 лет. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Основные произведения: «Недоросль», «Бригадир», «Рассуждение о непременных государственных законах», «Повествование мнимого глухого и немого» и другие.

Краткая биография (подробно)

Денис Иванович Фонвизин – русский писатель XVIII века, создатель русской бытовой комедии. Наиболее прославился по произведению «Недоросль» (1781). Родился 14 апреля 1745 года в Москве в состоятельной дворянской семье. Образование получал в дворянской гимназии в университете Москвы. Тем же обучался на философском факультете и считался одним из лучших учеников. В 1760 году юный писатель был направлен в Петербург, где познакомился с Ломоносовым и Сумароковым. В 1761 году ему был заказан перевод басен с немецкого языка. Позже он перевел роман французского писателя Террасона, трагедию Вольтера, работы Овидия, повесть Грессе. Однако любимым писателем считал Руссо.

Наряду с переводами начинают появляться и сатирические произведения Фонвизина. Так, приблизительно в 1760 году была готова ранняя версия знаменитой пьесы «Недоросль». Литература помогала писателю и в служебной карьере. Например, перевод трагедии Вольтер помог ему попасть на службу в кабинет-министру Елагину. А переведенной им комедией «Бригадир» заинтересовалась сама императрица. Таким образом, он познакомился с Н. И. Паниным – воспитателем Павла I, и перешел к нему на службу.

В 1777 году писатель путешествовал во Францию, где провел длительное время. Там он наблюдал за политической жизнью во французском обществе и пытался найти пути улучшения социально-политического порядка на родине. В конце 1782 года появилось произведение «Рассуждение о непременных государственных законах», предназначенное для будущего правителя Павла Петровича. После перенесенного паралича, Фонвизин ушел в отставку, но продолжал заниматься литературной деятельностью до конца жизни. Некоторые его работы натолкнулись на осуждение со стороны Екатерины II и были запрещены. В последние годы писатель работал над автобиографичной повестью «Чистосердечное признание». Умер Денис Фонвизин в декабре 1792 году в Петербурге и был похоронен в Александро-Невской лавре.

Денис Иванович Фонвизин - русский писатель, драматург, переводчик, публицист, создатель национальной бытовой комедии, автор знаменитой комедии «Недоросль». Фонвизин родился в Москве 14 апреля (3 апреля по ст. ст.) 1745 г., являлся продолжателем рыцарского рода, имевшего ливонское происхождение и окончательно обрусевшего. Начальное образование было получено Денисом благодаря отцу, который занимал чиновничью должность в ревизион-коллегии; дома у них царила патриархальная обстановка.

Обучение было продолжено в гимназии при Московском университете, а затем и в нем самом: Фонвизин на протяжении 1759-1762 гг. являлся студентом философского университета. С 1756 по 1759 г. входил в труппу любительского университетского театра М. Хераскова, а позднее играл уже в профессиональном Публичном театре. В студенческую пору Фонвизин дебютировал и на литературном поприще - с переводческой деятельности. Вплотную он занялся этим по приезду в Петербург в 1760 г.: в столицу Фонвизин вместе с братом прибыли как одни из лучших гимназистов.

Выполняя заказ одного из продавцов книг, Фонвизин в 1761 г. переложил на русский язык басни Людвига Гольберга, писавшего на немецком. Всего им было переведено более 200 басен, роман француза Террасона, трагедия Вольтера , овидиевские «Метаморфозы» и др. Любимым писателем Фонвизин считал Ж.-Ж. Руссо . Параллельно переводческой деятельности стал заниматься написанием сочинений, носящих сатирический характер.

Окончив университет, Д.И. Фонвизин становится переводчиком в иностранной коллегии, а с 1763 г. его переводят на службу к статскому советнику дворцовой канцелярии И.П. Елагину. К слову, этому назначению способствовало занятие литературой: его перевод вольтеровской трагедии не остался незамеченным. Работая при Елагине, Фонвизин не оставлял переводческой деятельности. Сблизившись с литературным кружком Козловского, он создал дебютную самостоятельную работу - «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке»; в 1764 г. появилась его первая пьеса-комедия «Корион». На протяжении 1766-1769 гг. была написана и в 1786 г. опубликована комедия «Бригадир». Она положила начало жанру комедии нравов, т.к. в подавляющем большинстве русские авторы создавали комедии характеров.

Период биографии с 1769 по 1782 г. был связан со службой у графа Н.И. Панина; Фонвизин работал у него секретарем, а позднее превратился в доверенное лицо. Находясь на этой должности, он попал в мир большой политики, закулисных игр. В 1777 г. Фонвизин покидает Россию, довольно долго проживает во Франции, где старается вникнуть в происходящие в этом государстве процессы, одновременно думая о судьбах родины, пытаясь увидеть путь, который позволил бы вывести на новый уровень социально-политическую жизнь.

В 1782 г. Фонвизину пришлось уйти в отставку из-за того, что граф Панин попал в опалу. На основании его идей Фонвизиным было написано «Рассуждение о непременных государственных законах» (1782-1783). Эта работа предназначалась для графского воспитанника, которому в будущем предстояло стать императором Павлом, и считается одним из лучших сочинений национальной публицистики.

Пиком творческих достижений Дениса Ивановича стала написанная в 1882 г. и опубликованная в 1883 г. комедия «Недоросль», которая так же, как и «Бригадир», вызвала огромный общественный резонанс. Белинский в свое время заметил, что только с Фонвизина началась русская комедия, а его пьесы являются одним из «замечательных явлений» в истории русской литературы.

Оставив государственную службу, Фонвизин посвятил себя литературе, хотя состояние здоровья оставляло желать лучшего (у писателя был частичный паралич). Екатерина Вторая во многом препятствовала реализации его творческих замыслов, в частности, наложив запрет на издание журнала «Друг честных людей, или Стародум», собрание сочинений в 5 томах. В этот период творческой деятельности он создал несколько драматических произведений, журнальных статей и автобиографию (осталась неоконченной). В 1784 и 1785 г. Фонвизин уезжал в Италию лечиться, в 1787 г. поправлял заметно пошатнувшееся здоровье в Вене. Испытывала чета Фонвизиных в это время и трудности финансового характера. Занятия литературой оказались фактически свернутыми. Умер писатель 12 декабря (1 декабря по ст. ст.) 1792 г.; похоронили его на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Денис Иванович Фонвизин - русский писатель, драматург, переводчик, публицист, создатель национальной бытовой комедии, автор знаменитой комедии «Недоросль». Фонвизин родился в Москве 14 апреля (3 апреля по ст. ст.) 1745 г., являлся продолжателем рыцарского рода, имевшего ливонское происхождение и окончательно обрусевшего. Начальное образование было получено Денисом благодаря отцу, который занимал чиновничью должность в ревизион-коллегии; дома у них царила патриархальная обстановка.

Обучение было продолжено в гимназии при Московском университете, а затем и в нем самом: Фонвизин на протяжении 1759-1762 гг. являлся студентом философского университета. С 1756 по 1759 г. входил в труппу любительского университетского театра М. Хераскова, а позднее играл уже в профессиональном Публичном театре. В студенческую пору Фонвизин дебютировал и на литературном поприще - с переводческой деятельности. Вплотную он занялся этим по приезду в Петербург в 1760 г.: в столицу Фонвизин вместе с братом прибыли как одни из лучших гимназистов.

Выполняя заказ одного из продавцов книг, Фонвизин в 1761 г. переложил на русский язык басни Людвига Гольберга, писавшего на немецком. Всего им было переведено более 200 басен, роман француза Террасона, трагедия Вольтера , овидиевские «Метаморфозы» и др. Любимым писателем Фонвизин считал Ж.-Ж. Руссо . Параллельно переводческой деятельности стал заниматься написанием сочинений, носящих сатирический характер.

Окончив университет, Д.И. Фонвизин становится переводчиком в иностранной коллегии, а с 1763 г. его переводят на службу к статскому советнику дворцовой канцелярии И.П. Елагину. К слову, этому назначению способствовало занятие литературой: его перевод вольтеровской трагедии не остался незамеченным. Работая при Елагине, Фонвизин не оставлял переводческой деятельности. Сблизившись с литературным кружком Козловского, он создал дебютную самостоятельную работу - «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке»; в 1764 г. появилась его первая пьеса-комедия «Корион». На протяжении 1766-1769 гг. была написана и в 1786 г. опубликована комедия «Бригадир». Она положила начало жанру комедии нравов, т.к. в подавляющем большинстве русские авторы создавали комедии характеров.

Период биографии с 1769 по 1782 г. был связан со службой у графа Н.И. Панина; Фонвизин работал у него секретарем, а позднее превратился в доверенное лицо. Находясь на этой должности, он попал в мир большой политики, закулисных игр. В 1777 г. Фонвизин покидает Россию, довольно долго проживает во Франции, где старается вникнуть в происходящие в этом государстве процессы, одновременно думая о судьбах родины, пытаясь увидеть путь, который позволил бы вывести на новый уровень социально-политическую жизнь.

В 1782 г. Фонвизину пришлось уйти в отставку из-за того, что граф Панин попал в опалу. На основании его идей Фонвизиным было написано «Рассуждение о непременных государственных законах» (1782-1783). Эта работа предназначалась для графского воспитанника, которому в будущем предстояло стать императором Павлом, и считается одним из лучших сочинений национальной публицистики.

Пиком творческих достижений Дениса Ивановича стала написанная в 1882 г. и опубликованная в 1883 г. комедия «Недоросль», которая так же, как и «Бригадир», вызвала огромный общественный резонанс. Белинский в свое время заметил, что только с Фонвизина началась русская комедия, а его пьесы являются одним из «замечательных явлений» в истории русской литературы.

Оставив государственную службу, Фонвизин посвятил себя литературе, хотя состояние здоровья оставляло желать лучшего (у писателя был частичный паралич). Екатерина Вторая во многом препятствовала реализации его творческих замыслов, в частности, наложив запрет на издание журнала «Друг честных людей, или Стародум», собрание сочинений в 5 томах. В этот период творческой деятельности он создал несколько драматических произведений, журнальных статей и автобиографию (осталась неоконченной). В 1784 и 1785 г. Фонвизин уезжал в Италию лечиться, в 1787 г. поправлял заметно пошатнувшееся здоровье в Вене. Испытывала чета Фонвизиных в это время и трудности финансового характера. Занятия литературой оказались фактически свернутыми. Умер писатель 12 декабря (1 декабря по ст. ст.) 1792 г.; похоронили его на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Русская литература XVIII века

Денис Иванович Фонвизин

Биография

Фонвизин Денис Иванович (фамилия Ф. писалась в XVIII веке в два слова - Фон Визин. Это же правописание сохранялось до половины XIX века; окончательно установлено правописание в одно слово Тихонравовым, хотя уже Пушкин находил это начертание правильным, как придающее более русский характер фамилии писателя, который был, по выражению Пушкина, «из перерусских русский») - знаменитый писатель Екатерининской эпохи; родился в Москве 3 апреля 1745 г.; происходил из лифляндского рыцарского рода, выехавшего в Москву еще в XVI веке и совершенно обрусевшего. Первоначальное образование Ф. получил под руководством своего отца, Ивана Андреевича, который, как вспоминает Ф. в «Чистосердечном признании», «был человек большого здравого рассудка, но не имел случая, по тогдашнему образу воспитания, просветить себя учением», однако был довольно начитан, преимущественно в сочинениях нравоучительного характера. Представляя своего отца человеком старого времени, отличающегося такими достоинствами, каких не имеется в «нынешнем обращении света», Ф. дает возможность указать прототип для созданного им Стародума: те сентенции личной и общественной морали, которые влагаются им в уста Стародума, заключались, может быть, уже в наставлениях отца, возбуждавшего в Ф. любовь к старой русской жизни. Несмотря на «безмерные попечения», объем домашнего образования был не особенно велик, так как средства не позволяли отцу Ф. «нанимать учителей иностранных языков»: дома он усвоил элементы русской грамотности, а чтение церковных книг, будучи одним из важных средств религиозного воспитания, вместе с тем дало Ф. знакомство со славянским языком, «без чего российского языка и знать невозможно». В 1755 г. Ф. поступил в только что открытую гимназию при Московском университете; в 1760 г. был «произведен в студенты», но пробыл в университете всего 2 года. Хотя и очень чувствовались недостатки этих юных просветительных учреждений, хотя преподавание было весьма слабо, хотя учителя отличались «пьянством и нерадением», тем не менее Ф. много вынес из годов своего учения, не говоря уже о знании французского и немецкого языков, открывшем ему непосредственный доступ к европейским литературам, школа дала Ф. известную умственную дисциплину, благодаря которой он выделяется из среды современных литераторов не только талантом, но и систематичностью образования. На школьной скамье, под влиянием некоторых профессоров, начинаются и литературные занятия Ф.: в 1761 г. он поместил в журнале Хераскова «Полезное Увеселение», переводную статейку «Правосудный Юпитер» и отдельно напечатал перевод басен Гольберга. В следующем году он издал перевод нравоучительного сочинения Террасона: «Геройская добродетель, или Жизнь Сифа, царя египетского, из таинственных свидетельств древнего Египта взятая» и напечатал несколько переводов в издании профессора Рейхеля «Собрание лучших сочинений к распространению знания и к произведению удовольствий» К этому же времени относятся не дошедшие до нас оригинальные произведения Ф., в которых выразилось его стремление к сатире. «Острые слова мои, вспоминает Ф., носились по Москве; а как они были для многих язвительны, то обиженные оглашали меня злым и опасным мальчишкой; все же те, коих острые слова мои лишь только забавляли, прославили меня любезным и в обществе приятным». Несмотря на этот успех, Ф. отзывается о своих первых произведениях очень строго, говоря, что это «были сатирической соли, но рассудка, так сказать, ни капли». К годам учения относится и зарождение в Ф. любви к театру: во время поездки гимназистов в Петербург для представления куратору Шувалову, Ф. был на одном спектакле, и впечатление вынес сильное. «Действия, произведенного во мне театром, - рассказывает он, - почти описать невозможно: комедию, виденную мной, довольно глупую, считал я произведением величайшего разума, а актеров - великими людьми, коих знакомство, думал я, составило бы мое благополучие». В 1762 г. учение Ф. в университете прекращается; он определяется сержантом гвардии, хотя эта служба его совсем не интересует и он от нее уклоняется, насколько возможно. В это время в Москву приезжает двор, и вице-канцлер определяет Ф. в коллегию иностранных дел «переводчиком капитан-поручичья чина», а в следующем году Ф. назначен «быть для некоторых дел» при кабинет-министре у принятия челобитен, И. П. Елагин, который с 1766 г. получает в свое заведование театры. Назначением этим Ф., может быть, был обязан «греху юности» - переводу Вольтеровой «Альзиры», который начат был им еще в университете. Елагин был очень расположен к своему молодому подчиненному, но служба была тяжела для Ф. вследствие неприятностей с секретарем Елагина, драматургом Лукиным, старавшимся вооружать против Ф. кабинет-министра. В первое же время пребывания в Петербурге Ф. сблизился с князем Козловским и некоторыми другими молодыми литераторами. Об этом кружке он впоследствии не мог «без ужаса вспомнить», так как «лучшее препровождение времени состояло в богохулии и кощунстве». Это направление не прошло бесследно для Ф.: он увлекся модным вообще в то время скептицизмом, отголоском чего является «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке», напечатанное в первый раз в ежемесячном издании «Пустомеля», в 1770 г. Однако увлечение идеями кружка князя Козловского не могло быть для Ф. особенно продолжительным, так как религиозная основа домашнего воспитания была в нем сильна и он «содрогался, слыша ругательство безбожников». К этому периоду жизни Ф. относятся некоторые его стихотворения и новые переводы, из которых особенный успех имели переводы поэмы Битобе «Иосиф», а также повести Бартелем: «Любовь Кариты и Полидора» (1763). В это же время появляется первый опыт Ф. в области драмы: в 1764 г. была представлена его комедия «Корион», представленная из французской комедии Грессе «Сидней». Это произведение важно не только для развития таланта Ф., как переход от переводов к «Бригадиру» и «Недорослю», но в нем можно видеть и прогресс вообще русской литературы. «Применение иностранных комедий к нашим нравам, - говорит Н. С. Тихонравов, - было уже шагом вперед от простых переводов к произведениям более оригинальным». Правда, оригинальность пьесы выразилась только в немногих внешних чертах, так как и сюжет, и структура, и главные типы комедии целиком заимствованы. Однако «Корион», судя по современным свидетельствам, понравился публике. Успех ободрил автора, и вероятно, уже в 1768 году был написан «Бригадир», представляющий собой значительный прогресс в применении чужих произведений к русскому быту. Несмотря на заимствование главного действующего лица, знаменитого Иванушки, из комедии датского писателя Гольберга «Jean de France», несмотря на некоторые другие подражания, «Бригадир» есть одно из важнейших явлений нашей литературы. Если в «Корионе» черты русского быта едва были намечены, то в «Бригадире» они выдвигались на первый план, так что заимствование могло почти совсем оставаться незамеченным. Типы петиметра и щеголихи, выставленные в лице Иванушки и советницы, в достаточной мере были знакомы уже из русской действительности, особенно из наблюдений над столичной жизнью, в чем могут лучшим подтверждением служить для нас статьи сатирических журналов того времени. Еще более оригинальными, выросшими на русской почве, являются типы советника, бригадира и бригадирши. Немудрено поэтому, что «Бригадир» произвел сильнейшее впечатление на тогдашнюю публику: Н. И. Панин отозвался о нем, как о «первой комедии в наших нравах»; Ф. сравнивали с Мольером, комедия его не сходила со сцены. В 1769 г., вследствие новых столкновений с Лукиным, Ф. был вынужден оставить службу при Елагине и определиться опять в коллегию иностранных дел, к графу Н. И. Панину. Как секретарь Панина, он положительно завален работой: ему поручена обширнейшая переписка с нашими дипломатами при европейских дворах; под руководством своего начальника он составляет крайне любопытный проект государственных реформ, по которому предполагалось предоставить верховному сенату законодательную власть, обеспечить «два главнейших пункта блага государства и народов: вольность и собственность», для чего нужно освободить крестьян. В этом проекте обращает на себя внимание характеристика господства временщиков: «вчерашний капрал, неизвестно кто, и стыдно сказать, за что, становится сегодня полководцем и принимает начальство над заслуженным и ранами покрытым офицером»; «никто не намерен заслуживать, всякой ищет выслуживать». Замечательно также обличение крепостного права. «Представьте себе государство, говорит Ф., где люди составляют собственность людей, где человек одного состояния имеет право быть вместе истцом и судьей над человеком другого состояния, где каждый следственно может быть или тиран, или жертва». Упоминает Ф. и о необходимости уничтожить невежество, на которое опирается рабство. Рядом с официальными поручениями, Ф. приходится много работать и по различным частным делам графа Панина. Служба при Панине продолжалась до 1783 г., когда Ф. вышел в отставку с чином статского советника и с пенсией в 300 рублей. Литературная деятельность Ф. за этот период его жизни не могла быть особенно велика, так как для нее не хватало досуга; тем не менее именно в это время, может быть, вследствие постоянных впечатлений, которые испытывались в центре общественных и политических интересов эпохи, появились важнейшие в литературном и общественном отношениях произведения Ф. Это были статьи в «Собеседнике любителей российского слова»: «Опыт российского сословника», «Вопросы автору Былей и Небылиц», «Челобитная российской Минерве от российских писателей», «Поучение, говоренное в Духов день иереем Василием», и комедия «Недоросль», представленная в первый раз в 1782 г. «Челобитная российской Минерве» имеет значение как защита прав литературы против разных ее врагов, отрицающих пригодность писателей «к делам», а знаменитые «Вопросы» касаются некоторых больных сторон русской действительности. Смелость, «свободоязычие» этих «Вопросов» вызвали против Ф. неудовольствие императрицы Екатерины II. «Недоросль», как и «Бригадир», занимает первое место в сатирической литературе Екатерининского времени, боровшейся за просвещение. По своей оригинальности оно значительно выше «Бригадира»: заимствования проявляются в некоторых незначительных частностях, например в знаменитой фразе госпожи Простаковой о том, что география не нужна, так как есть извозчики и т. п. Типы семей Простаковых и Скотининых несомненно русские, унаследованные от старого времени и сохраняющие в неприкосновенности свои исконные черты невежества и грубости. Правда, в некоторых из этих типов есть следы карикатуры, но в общем они чрезвычайно жизненны, и этим объясняется как успех комедии в свое время, так и тот интерес, который она до известной степени возбуждает и теперь. Для эпохи Ф. и лично для автора большое значение имели и скучные для нас речи резонеров, в особенности Стародума, в уста которого Ф. влагал выражение своего идеала гуманности и просвещения. За время службы при графе Панине Ф. совершил с больной женой (рожденной Роговиковой) первое путешествие за границу (1777 - 1778), побывав в Германии и во Франции. Второе путешествие было предпринято в Германию и Италию (в последней Ф. провели 8 месяцев) в 1784 г.; через два года уже самому Ф. пришлось ехать лечиться от последствий паралича в Вену и Карлсбад. Последние годы жизни вообще прошли для Ф. в тяжелой обстановке: расстроилось окончательно здоровье, а вместе с тем пошатнулось и его материальное благосостояние, вследствие разных тяжб с арендаторами. Литературная деятельность Ф. почти совсем прекращается, если не считать литературным произведением его письма из-за границы и его путевые журналы. Они не предназначались для печати и были опубликованы уже в XIX веке, но представляют выдающийся интерес, как суждение умного наблюдателя тогдашней европейской жизни. Отзывы Ф. о европейцах далеко не всегда справедливы и часто крайне резки (как, например, знаменитая фраза: «француз рассудка не имеет и иметь его почел бы за величайшее для себя несчастье»), но это пристрастие, объясняемое отчасти личными мотивами, болезнью, неприятностями путешествия, не уничтожает значения некоторых заметок Ф.: в них виден самостоятельный, критически-мыслящий человек, и в этом значительно выше «Писем русского путешественника» Карамзина. В 1792 г. Ф. умер и похоронен в Александро-Невской лавре. В своей литературно-общественной деятельности Ф. выступает как честный, убежденный прогрессист, как поклонник просвещения и лучшего общественного устройства, не изменяющий до конца тем освободительным взглядам, которые господствовали в начале Екатерининского царствования, несмотря на то, что эти взгляды в позднейшее время уже не пользуются покровительством и сочувствием правящих сфер: он чужд оппортунизма, которым отличались многие тогдашние литераторы, смотревшие очень легко на свою профессию, тогда как он видит в ней службу обществу. Как образованный человек и самостоятельный ум, он критически относится к наблюдаемым явлениям, провидя впереди идеал лучшей жизни. См. «Сочинения, письма и избранные переводы Ф.» (Санкт-Петербург, 1866, под редакцией П. А. Ефремова, с биографией, составленной А.П. Пятковским); «Первое полное собрание сочинений Ф.» (Москва, 1888); князь П. А. Вяземский «Фонвизин» (Санкт-Петербург, 1848, «Полное Собрание Сочинений князя Вяземского», том V); Тихонравов «Материалы для полного собрания сочинений Ф., под редакцией Л. Н. Майкова «(Санкт-Петербург, 1894); Незеленов «Литературные направления в Екатерининскую эпоху» (Санкт-Петербург, 1889); С. А. Венгеров «Русская поэзия» (том I; здесь напечатано составляющее величайшую библиографическую редкость шуточное стихотворение «Чертик на дрожках»; это стихотворение помещено также в «Материалах» Тихонравова, который сомневается, однако, в достоверности его принадлежности Ф.); И. Н. Жданов «Фонвизин» (в «Русском Биографическом Словаре»; полная биография).

Фонвизин Д.И. родился в 1745 г. в семье дворян в Москве. Денис Иванович получает вполне хорошее образование, занимаясь на дому. р> А с 1755 по 1760 гг. он поступает учиться в дворянскую гимназию, работающую при Московском Университете. А после ее окончания, Фонвизин целый год обучается на философском факультете в самом Университете, где и начинает печатать свои произведения в различных журналах. р> Денис Иванович в 1762 г. уезжает в Петербург, где в Коллегии иностранных дел его назначают на должность переводчика. Тогда же, он переводит по заказу произведения Людвига Гольберга и Аббата Террасона. р> В 1769 г. Денис Иванович зачисляется секретарем у Н. И. Панина, являющего главой Коллегии иностранных дел. Затем, с 1777 по 1778 гг. писатель путешествует заграницей и долго пребывает во Франции, о чем в красках рассказывает в «Записках первого путешествия». р> Самое значительное его произведение, комедия «Недоросль», появилось в 1781 г. А весной 1782 г., когда от дел отстраняют Панина, Фонвизин принимает решение уйти в отставку. Он с головой погружается в литературное дело. р> С 1783 г. Фонвизин успешно публикует целый ряд сочинений сатирического содержания. А с 1784 по 1785 гг., побывав в Италии, Германии, воодушевленный Денис Иванович анонимно публикует на французском языке свою работу «Жизнь графа Никиты Ивановича Панина», обрисовав некий образ весьма просвещенного вельможи. р> В последние годы Фонвизин тяжело болел параличом, однако, литературную деятельность не оставил. Именно тогда, он начинает повесть автобиографического характера «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях». р> Писатель Фонвизин скончался в Петербурге в 1792 г., тело его захоронили в Александро-Невской лавре. р>

Родился Фонвизин Денис Иванович 3 апреля 1745 года. Примечательно, что фамилия писателя происходит от древнего лифляндского рода. Во времена правления Иоанна грозного, Петр Фон Висин решил покинуть родину, перебрался в Россию, и с тех пор его фамилия изменилась. Более того, ее начали писать слитно — Фонвизин.

В семье у Дениса Ивановича, помимо него самого, было семь братьев и сестер. Несмотря на то, что детей было много, отец будущего писателя самостоятельно занимался их воспитанием, не прибегая к помощи посторонних.

Он не только прививал им манеры и учил правильно вести себя в обществе, но и обучал грамоте. Так продолжалось вплоть до того времени, когда в Москве, где родился будущий писатель,.открылось учебное заведение для детей дворянского рода.

Закончив обучение в дворянской школе, Денис Иванович поступает в гимназию, которая располагалась в Петербурге. Обучение ему давалось достаточно легко. Он вскоре стал одним из лучших гимназистов и удостоился чести быть представленным королеве Елизавете.

Это интересно! Поскольку на приеме присутствовали и другие влиятельные личности, юноше удалось завести множество полезных знакомств. Среди его новых знакомых был и известный меценат одного из Московских институтов – Иван Шувалов.

Денис Иванович Фонвизин был частым гостем во дворце, он также часто посещал лучшие спектакли и представления. Впечатление, которое на молодого юнца произвел величественный город, было неизгладимым. Юноша был попросту им очарован. Это вдохновило его на публичные выступления. Причем выступал он перед публикой совершенно без страха. Доклады читал как на русском, так и на немецком языке.

Университетские годы

В 1759 году Денис Иванович окончил гимназию и поступил в Московский институт. Важной особенностью этого учебного заведения было наличие 3 факультетов. Студенты на выбор могли изучать право, медицину или философию.

Помимо этого, при институте находилась и гимназия, которая состояла из двух отделений. На первом могли проходить обучение исключительно дети, имеющие дворянское происхождение, на втором обучались разночинцы.

И хотя в те годы институт, как говорит Википедия, только начинал развиваться, студенту удалось получить массу полезных знаний. Денис овладел несколькими иностранными языками, занялся переводами известных произведений. Поскольку в те годы в институте активно издавался журнал «Полезное Увеселение», многие студенты оказались увлечены литературой.

Фонвизин был в числе этих студентов. Отчасти, именно поэтому молодой человек и начал заниматься переводами. Спустя три года институт был окончен. Тогда молодому автору еще не исполнилось и 18 лет.

Карьера

Краткая биография писателя содержит мало подробностей о карьерном росте. Сразу после института молодой человек поступил на военную службу. Однако нельзя сказать, что должность военного его радовала.

Со временем он подыскал для себя новое место, занял должность переводчика в коллегии иностранных дел и вскоре перебрался в Петербург, где за короткий срок сделал головокружительную карьеру.

Хотя молодой человек был занят на государственной службе, но продолжал вести активную литературную деятельность. Из-под пера Дениса Ивановича вышло множество интересных произведений. А некоторые были написаны под влиянием от прочтения работ философов-атеистов из Франции.

Важно! Читая философские труды, молодой человек на время отказался от веры. Однако со временем пересмотрел свои взгляды и понял, что не согласен с большинством утверждений французских философов. После этого вновь стал глубоко верующим человеком.

Чем больше произведений писал автор, тем больше менялся. С возрастом у него развилось не только острословие, но и умение иронизировать. Ему удавалось не только подмечать все недостатки общества, но и высмеивать. Не случайно его врагом стал Владимир Лукин. В то время этот джентльмен занимал должность секретаря министра. Хотя Лукин не отрицал того, что у Фонвизина имеется определенный талант, вражда между ними продолжалась долгое время.

Семья

В 1774 г. Фонвизин связал себя узами брака. Его избранницей стала Екатерина Роговикова (Хлопкова). Супруги прожили долгую и счастливую жизнь во взаимном уважении и доверии. И поскольку семья Фонвизина жила дружно, складывалось впечатление, что муж был влюблен в свою супругу по-настоящему.

Однако друзья писателя прекрасно знали о том, что единственной женщиной, которую тот действительно любил, была Анна Приклонская. С ней Денис Иванович познакомился в возрасте 23-х лет. Девушка поразила молодого человека отнюдь не внешней красотой, поскольку ею даже не обладала, зато была умна и образованна.

Именно с ней писатель мечтал связать свою жизнь. Однако этому не суждено было сбыться, поскольку девушка уже была замужем.

Это интересно! Со своей будущей супругой Фонвизин познакомился на судебном процессе. Так случилось, что ему пришлось разбираться в запутанном деле по распоряжению самой императрицы. Предстояло отстаивать права вдовы Екатерины Хлопковой на наследство.

Во время судебного разбирательства стало известно о том, что девушка влюблена в защитника. Адвокат противоположной стороны решил воспользоваться этим и предпринял попытку очернить женщину, заявив, что Фонвизин защищает вдову, поскольку та является его любовницей. Чтобы спасти честь дамы, Денис Иванович соглашается жениться.

Болезнь

В 1782 году Денис Фонвизин выходит на пенсию. Императрица пожаловала ему пожизненную пенсию и надеялась, что ее верный подчиненный отдохнет от дел государственной важности. Но в 1783 году писатель начинает путешествовать по Европе. Поездка оказывается весьма изнуряющей, так что через два года после начала путешествия, у Фонвизина случается апоплексический удар. Из-за этого в 1787 году писатель вновь возвращается на родину.

Вскоре его поразила серьезная болезнь – паралич. Но это не помешало продолжить заниматься литературой. Даже запрет императрицы оказался не в силах помешать Денису Ивановичу создать несколько хороших произведений.

Он написал такие шедевры как «Выбор гувернера», «Разговор у княгини Халдиной», занялся написанием автобиографии. Планировал изложить некоторые факты из жизни, о которых до этого умалчивал, но закончить ее не успел.

1 декабря 1792 года писателя не стало. Похоронили его тело на Лазаревском кладбище на отдаленном участке. Спустя какое-то время было принято решение назвать этот участок Фонвизинской дорожкой.

Приведем вашему вниманию интересные факты о Фонвизине, о которых большинство даже не догадывается, ведь этот мужчина всегда был весьма скрытным.

Несколько интересных фактов, которые хранит биография:

  1. В 1760 году писатель впервые посетил театральное выступление. Увиденное произвело на него большое впечатление. Позже Фонвизин признался, что именно та первая увиденная им постановка стала причиной безмерной любви к театру. Это была постановка пьесы «Генрих и Пернилл». Автором произведения был Хольберг.
  2. Состоявшаяся премьера спектакля который был поставлен по одноименному произведению, вышедшему из-под кисти Фонвизина, имела ошеломительный успех. В те годы было принято забрасывать сцену не цветами, а деньгами. В день премьеры вся сцена была напрочь завалена кошельками, что указывало на безоговорочный успех.
  3. Фонвизин считался настоящим франтом, не только любил красиво одеваться, но и считал, что одежду необходимо в обязательном порядке украшать живыми цветами.
  4. Любимым сюртуком писателя считался только тот, который был изготовлен из шубки соболя.

Полезное видео

Подведем итоги

Некоторые обвиняли Фонвизина в том, что он женился по расчету. Хотя обстоятельства свадьбы были хорошо известны и многие считали, что Денис Иванович согласился на брак только ради защиты чести девушки, о которой злые языки распускали сплетни. Ведь Екатерина Роговикова была из зажиточной семьи. Ее отец был известным богачом, занимался торговлей и слыл мудрым купцом. Именно благосостояние супруги и дало повод для сплетен. Сообщение о том, что Фонвизин обычный охотник за богатством, быстро облетело Петербург. Писатель не стал оправдываться, потому что считал, что не должен объяснять окружающим мотивы своей женитьбы.

Вконтакте

tattooe.ru - Журнал современной молодежи