Что такое воображение кратко. Воображение. Воображение и когнитивные процессы

способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонент, обретенных в прошлом опыте; процесс психический создания образа предмета или ситуации путем перестройки наличных представлений. Часть сознания личности, один из процессов познавательных, характерный высокой степенью наглядности и конкретности. В воображении своеобразно и неповторимо отражается внешний мир, происходит образное предвосхищение результатов, могущих достигаться посредством тех или иных действий; оно позволяет программировать не только будущее поведение, но и представлять возможные условия, в коих это поведение будет реализоваться. Одним из источников развития воображения, где оно обретает коммуникативные качества, является игра дошкольников. Воображение выражается:

1) в построении образа средств и конечного результата деятельности предметной субъекта;

2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна;

3) в продуцировании образов, кои не программируют, а заменяют деятельность;

4) в создании образов, соответственных описанию объекта. Оно традиционно рассматривается как самостоятельный процесс, однако некоторые авторы склонны отождествлять его либо с мышлением, либо с представлением. Важнейшее значение воображения - в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Создание с помощью воображения модели конечного или промежуточного продукта труда способствует его предметному воплощению. Коренное отличие человеческого труда от поведения инстинктивного животных и состоит в представлении ожидаемого результата с помощью воображения. Оно входит в любой трудовой процесс, любую творческую деятельность. В ходе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением. Включение воображения или мышления в процесс деятельности определяется степенью неопределенности ситуации проблемной, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных задачи. Если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется преимущественно законам мышления; если же данные с трудом поддаются анализу, то действуют механизмы воображения. Нередко задачу можно решить и с помощью воображения, и с помощью мышления. Ценность воображения - в том, что оно позволяет принять решение при отсутствии должной полноты знаний, требуемых для выполнения задачи; но при этом пути решения проблемы нередко недостаточно точны, нестроги, в чем явлена ограниченность воображения. Обычно считается, что воображение оперирует представлениями и не распространяется на содержание, выраженное отвлеченными понятиями. Но в последнее время обозначился иной подход - представление воображения как комбинации не только образного, но и абстрактного содержания. Принято различать два вида воображения - воображение воссоздающее и творческое. Такое деление отчасти относительно, ибо каждый из этих видов содержит элементы другого. Ведущим механизмом творческого воображения, в коем целью выступает создание именно нового, еще не существовавшего предмета, служит процесс привнесения некоего свойства предметов из иной области. Также различаются:

1) воображение произвольное - проявляемое при целенаправленном решении научных, технических и художественных задач;

2) воображение непроизвольное - проявляемое в сновидениях, в медитативных образах. Процессы воображения, как и мышления, памяти и восприятия, имеют аналитико-синтетический характер. Основная тенденция воображения - преобразование представлений памяти, обеспечивающее в конечном счете создание заведомо новой, ранее не возникавшей ситуации. Сущность воображения, если говорить о его механизмах, - преобразование представлений, создание новых образов на основе наличных. Воображение - это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Синтез представлений в процессах воображения реализуется в различных формах:

1) агглютинация-соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов;

2) гиперболизация, или акцентирование - увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей;

3) заострение - подчеркивание некоих признаков;

4) схематизация-сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними;

5) типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе. По степени выраженности активности различаются:

1) воображение пассивное;

2) воображение активное. Процесс воображения не всегда немедленно реализуется в практических действиях. Нередко воображение принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образа желаемого будущего - в мечтании. Мечта - необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина, мотив деятельности, окончательное завершение коей оказалось отсроченным. Синоним воображения - фантазия.

ВООБРАЖЕНИЕ

фантазия) (англ. imagination) - универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта. В. - это способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер, благодаря чему он выделился из "царства" животных. Будучи психологической основой творчества, В. обеспечивает как историческое создание форм культуры, так и их освоение в онтогенезе.

В психологии существует традиция рассматривать В. в качестве отдельного психического процесса наряду с восприятием, памятью, вниманием и др. В последнее время все большее распространение получает понимание В. как всеобщего свойства сознания (идущее от И. Канта). При этом акцентируется его ключевая функция в порождении и структурировании образа мира. В. детерминирует протекание конкретных познавательных, эмоциональных и др. процессов, конституируя их творческую природу, связанную с преобразованием предметов (в образном и смысловом плане), предвосхищением результатов соответствующих действий (см. Антиципация) и построением общих схем последних. Это находит свое проявление в феноменах "эмоционального предвосхищения" (А. В. Запорожец), "продуктивного восприятия" (В. П. Зинченко), в генезе некоторых форм двигательной активности (Я. А. Бернштейн) и т. д.

В. - это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само это понятие (а схема получит отчетливое, верифицуруемое и реализуемое в конкретном материале выражение). Содержание будущей мысли (способ его построения, заданный через схему действий) фиксируется В. в виде некоторой существенной, всеобщей тенденции развития целостного объекта. Осмыслить эту тенденцию как генетическую закономерность человек может только посредством мышления.

Для В. характерно то, что знание еще не оформилось в логическую категорию, тогда как своеобразное соотнесение всеобщего и единичного на чувственном уровне уже произведено. Благодаря этому в самом акте созерцания отдельный факт открывается в своем универсальном ракурсе, обнаруживая целостно образующий по отношению к определенной ситуации смысл. Поэтому в плане В. целостный образ ситуации строится раньше расчлененной и детализированной картины компонентов созерцаемого. Компоненты этого образа осмысленно соединяются друг с другом узами необходимой связи по существу, а не формально (такой способ их соединения присущ уже мифам и сказкам; в онтогенезе он обнаруживается у детей дошкольного возраста). В итоге эти компоненты приобретают в сознании новую качественную определенность. Т. о., В. не является ни произвольным наделением объекта любыми свойствами, ни простой комбинаторикой элементов прошлого опыта. Один из парадоксов В. состоит в том, что предметное целое воспроизводится им с самого начала адекватно, фактически безошибочно. В истории философии и психологии это неоднократно давало повод для его мистификации.

Ведущим механизмом В. служит перенос к.-л. свойства объекта. Эвристичность переноса измеряется тем, насколько он способствует раскрытию специфической целостной природы др. объекта в процессе его познания или создания человеком. Операционно-технической основой подобного переноса выступает символическая функция.

В психологии различают произвольное и непроизвольное В. 1-е проявляется, напр., в ходе целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отрефлексированной поисковой доминанты, 2-е - в сновидениях, т. н. измененных состояниях сознания и т. д.

Иногда выделяют также воссоздающее и творческое В. Образы "воссоздающего" В. целесообразнее отнести к сфере гибких и динамичных репродуктивных представлений (см. Представления памяти), учитывая то, что творческий характер присущ В. как таковому.

Особую форму В. образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.

В. включено в процессы самых различных видов человеческой деятельности. Однако в своей развитой форме оно культивируется прежде всего средствами искусства - в ходе создания и освоения продуктов художественного творчества. Онтогенетические предпосылки В. коренятся в определенных видах ориентировочной деятельности детей младенческого и раннего возраста. Одним из ведущих источников его развития в детстве становится игра дошкольников; благодаря ей вырабатывается способность смотреть на мир как бы глазами др. человека, которая, по мнению ряда исследователей (Э. В. Ильенков, В. В. Давыдов и др.), принадлежит к числу фундаментальных характеристик В. (В. Т. Кудрявцев.)

ВООБРАЖЕНИЕ

В наиболее всеобъемлющем смысле этот термин относится ко всему процессу вызывания образов. Часто он употребляется только в отношении самих реальных образов. Сам вопрос о том, что точно подразумевается в таких терминах, как образ и воображение, является наиболее сложным; см. образ.

ВООБРАЖЕНИЕ

Процесс переструктурирования образов памяти из прошлого опыта и прежде сформированных образов в новые конструкции. См. образ (4 (б)). Этот термин употребляется в специальной литературе, часто так же, как и в общем языке. То есть воображение рассматривается как творческое и конструктивное, оно может быть в основном определяемым желанием или в значительной степени ограниченным действительностью, оно может включать в себя планы и проекты будущего или представлять собой мысленные "обзоры" прошлого. Часто для ясности добавляются уточнения; например, предвосхищающее для обозначения воображения о будущем, репродуктивное в отношении прошлого, творческое в отношении нового и т.д.

ВООБРАЖЕНИЕ

En.: Imagination

Дар воображения соответствует способности функционировать гипнотически (см.: поглощенность). Акт воображения - это и причина, и следствие гипноза

Кроме того, это причина гипнотических эффектов: сам факт представления своего тела тяжелым или легким (см.: релаксация) позволяет изменять мышечный тонус и тонус периферических сосудов; это справедливо и для других физиологических изменений.

С точки зрения психотерапии вызывание образов и манипулирование ими в ходе гипноза является основой символической работы и дает возможность глубинного упорядочивания.

При травматическом неврозе игра с образами является средством, позволяющим по-новому переработать травмирующие переживания (Reitter, 1990).

Мы обозначаем гипноз как культуру определенных психофизиологических феноменов, которые в основном выходят за рамки обычного погружения в сферу воображения. Напомним фразу современника и друга Месмера: «Если Месмер не имел других секретов, кроме умения использовать воображение на пользу здоровья, не является ли одно это чудесным даром? Если медицина воображением есть наилучшая медицина, то не ею ли мы должны заниматься?» (DEslon, 1784).

Воображение

способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте. В воображении происходит образное предвосхищение результатов, которые могут быть достигнуты при помощи тех или иных действий. Для воображения характерна высокая степень наглядности и конкретности. Ведущим механизмом творческого воображения, в котором целью выступает создание именно нового, еще не существовавшего предмета, служит процесс привнесения какого-либо свойства предметов другой области. Различают произвольное воображение, проявляющееся при целенаправленном решении научных, технических и художественных задач, и непроизвольное, проявляющееся в сновидениях, в медитативных образах. Одним из источников развития воображения, в котором оно приобретает коммуникативные качества, является игра дошкольников.

ВООБРАЖЕНИЕ

психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий, представлений, понятий, полученных в предшествующем опыте; как синоним В. используется термин «фантазия»

Воображение

создание новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных субъектом в предшествующем опыте. Ср. выражения богатое воображение, бедное воображение.

…Старцев ждал, и точно лунный свет подогревал в нем страсть, ждал страстно и рисовал в воображении поцелуи, объятья (А. Чехов, Ионыч).

И вдруг светлая мысль мелькнула в голове Темы: отчего бы ему не умереть?! Ему даже как-то весело стало от мысли, какой эффект произвело бы это. Вдруг приходят, а он мертвый лежит… Конечно, он виноват… но он умрет и этим вполне искупит свою вину. И это, конечно, поймут и отец и мать, и это будет для них великим укором! (Н. Гарин-Михайловский, Детство Темы).

И он представлял себе, как его приносят домой из реки, мертвого, волосы его совсем мокрые… И вот она бросается на его тело, слезы ее льются рекою, уста молят Бога вернуть ей ее мальчика, которого она больше никогда, никогда не будет обижать! Но он лежит перед нею холодный и бледный, не подавая признаков жизни, – бедный маленький страдалец, испивший до конца чашу скорби! Том так расчувствовался, представляя себе эти грустные картины, что едва сдерживался от рыданий (М. Твен, Похождения Тома Сойера).

Ср. мечта, фантазия.

Воображение

процесс преобразования прежнего опыта в новые ментальные структуры в соответствии с потребностями индивида. Согласно Л.С.Выготскому, воображение есть способность индивида «из известных элементов опыта создавать новые их комбинации под влиянием эмоций». Из одного и того же материала люди создают как великие открытия и шедевры, так и грубые, ужасающие, чудовищные вещи. Как точно говорит на этот счет русская пословица, «из одного дерева - икона и лопата». См. Фантазия.

Воображение

творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением или фантазией В житейском обиходе воображением или фантазией называют все то, что нереально, что не соответствует действительности и что, таким образом, не может иметь никакого практического серьезного значения. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. (11.1, 5) постараемся показать все четыре основных формы, которые связывают деятельность воображения с действительностью. Первая форма связи заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека Второй формой связи является более сложная связь между готовым продуктом фантазии и каким-нибудь сложным явлением действительности. Такая форма связи становится возможной только благодаря чужому или социальному опыту Третьей формой связи является эмоциональная связь. Эта связь проявляется двойным образом. С одной стороны, всякое чувство, всякая эмоция стремится воплотиться в известные образы, соответствующие этому чувству Однако существует еще и обратная связь воображения с эмоцией всякое построение фантазии обратно влияет на наши чувства, и если это построение и не соответствует само по себе действительности, то все же вызываемое им чувство является действительным, реально переживаемым Сущность последней (формы связи) заключается в том, что построение фантазии может представлять из себя нечто существенно новое, не бывшее в опыте человека и не соответствующее какому-нибудь реально существующему предмету; однако будучи воплощено вовне, принявши материальное воплощение, это «кристаллизованное» воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Такое воображение становится действительностью. (11.1, 8 – 16) Первый и самый важный закон, которому подчиняется деятельность воображения: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. (11.1, 10) Примерами кристаллизованного, или воплощенного, воображения может служить любое техническое приспособление, машина или орудие они в развитии своем описали круг. Элементы, из которых они построены, были взяты человеком из реальности. Внутри человека, в его мышлении, они подверглись сложной переработке и превратились в продукты воображения. Наконец воплотившись, они снова вернулись к реальности, но вернулись уже новой активной силой, изменяющей эту реальность. Таков полный круг творческой деятельности воображения. (11.1, 16) В этуже пору (подростковый, переходный возраст) со всей отчетливостью выступают два основных типа воображения: пластическое и эмоциональное, или внешнее и внутреннее воображение. Два этих основных типа характеризуются главным образом материалом, из которого создаются построения фантазии, и законами этого построения. Пластическое воображение пользуется преимущественно данными внешних впечатлений, оно строит из элементов, заимствованных извне; эмоциональное, наоборот, строит из элементов, взятых изнутри. Одно из них мы можем назвать объективным, а другое субъективным. Проявление того и другого типа воображения и постепенная их дифференцировка свойственна именно этому возрасту. (11.1, 30 – 31) Обычно воображение представляют как исключительно внутреннюю деятельность, не зависящую от внешних условий или в лучшем случае зависимую от этих условий одной стороной именно постольку, поскольку эти условия определяют материал, над которым работает воображение. Самые же процессы воображения, направление его с первого взгляда кажутся руководимыми только изнутри чувствами и потребностями самого человека и поэтому обусловленными субъективными, а не объективными причинами. На самом деле это не так. Уже давно в психологии был установлен закон, согласно которому стремление к творчеству всегда бывает обратно пропорционально простоте среды. (11.1, 24 – 25) Воображение у ребенка не богаче, но беднее, чем воображение взрослого человека; в процессе развития ребенка развивается и воображение, достигая своей зрелости только у взрослого человека. Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии. (11.1, 27) Основной закон развития воображения формулируется так: воображение в своем развитии проходит через два периода, разделенные критической фазой развитие воображения и развитие рассудка очень расходятся в детском возрасте, и эта относительная самостоятельность детского воображения, его независимость от деятельности рассудка, является выражением не богатства, но бедности детской фантазии дальнейшее развитие воображения идет параллельно линии развития рассудка То расхождение, которое было характерно для детского возраста, здесь исчезло, воображение, тесно соединившись с мышлением, идет теперь с ним в ногу Однако так бывает не у всех, у многих развитие получает другой вариант, и это символизируется кривой, быстро опускающейся вниз и знаменующей упадок или свертывание воображения Рассмотрим ближе критическую фазу, которая разделяет оба периода В этот период происходит глубокое преобразование воображения: из субъективного оно превращается в объективное. (11.1, 27 – 29) ...необходимо указать и на двойственную роль, которую может играть воображение в поведении человека. Оно одинаково может и приводить и уводить человека от реальности Удовлетворить себя в воображении чрезвычайно легко, и уход в мечтательность, бегство в воображаемый мир часто отвращает силы и волю подростка от мира действительного эта двойственная роль воображения делает его сложным процессом, овладение которым становится крайне трудным. (11.1, 31) стремление воображения к воплощению это и есть подлинная основа и движущее начало творчества. Всякое построение воображения, исходя из реальности, стремится описать полный круг и воплотиться в реальность. Воображение стремится в силу заложенных в нем импульсов стать творческим, т.е. действенным, активным, преображающим то, на что направлена его деятельность. (11.1, 34 – 35) Все будущее человек постигает при помощи творческого воображения; ориентировка в будущем, поведение, опирающееся на будущее и исходящее из этого будущего, есть главнейшая функция воображения Создание творческой личности, устремленной в будущее, подготовляется творческим воображением, воплощающимся в настоящем. (11.1, 78) В драматической форме сказывается с наибольшей ясностью полный круг воображения Здесь образ, созданный из элементов действительности, воплощается и реализуется снова в действительность, хотя бы и условную; стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, здесь находит свое полное осуществление. (11.1, 61) Воображение не повторяет в тех же сочетаниях и тех же формах отдельные впечатления, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. (1.2.2, 437) закон реального чувства в деятельности фантазии С деятельностью воображения тесно связано движение наших чувств. Очень часто то или другое построение оказывается нереальным с точки зрения рациональных моментов, которые лежат в основе фантастических образов, но они реальны в эмоциональном смысле. (1.2.2, 449) Воображение является совершенно необходимым, неотъемлемым моментом реалистического мышления Существенным для воображения является направление сознания, заключающееся в отходе от действительности в известную относительно автономную деятельность сознания, которая отличается от непосредственного познания действительности. (1.2.2, 453) См. Деятельность, Мышление, Опыт, Сознание, Творчество

Воображение – это свойство психики создавать образы в сознании. Все процессы, которые протекают в образах, называются воображениями. Воображение как психический процесс составляет наглядно-образное мышление, благодаря которому человек может ориентироваться, искать решение задач без прямого вмешательства практических действий. Этот процесс очень существенен, особенно, в случаях, когда неисполнимо или затруднительно осуществить нужное практическое действие, или оно просто нецелесообразное.

Данный процесс отображает окружающий мир человека на высших психических уровнях. Самое популярное определение воображения – психический процесс, суть которого заключается в создании новых уникальных образов, через переработку воспринятого материала представлений, которые поступили с предшествующим опытом. Также оно рассматривается, как явление, как способность и как специфичная деятельность субъекта. Данный процесс имеет сложную функциональную структуру, поэтому Выготский определял его, как психологическую систему.

Функция воображения свойственна только человеку и имеет определенное значение в специфической профессиональной деятельности человека. Перед тем как приняться к исполнению определенной деятельности, он, воображает, какой вид будет в этого предмета и мысленно создает алгоритм действий. Таким образом, человек заранее конструирует образ будущего предмета или конечный результат деятельности. Развитое творческое представление играет великую роль в творческих профессиях. Благодаря, своим развитым творческим способностям люди зарабатывают большие деньги.

Существует несколько видов воображения: активное (произвольное), пассивное (непроизвольное), воссоздающее, творческое.

Воображение в психологии

Воображение является процессом познания окружающего мира. Внешний мир как будто отпечатывается в подсознании человека. Благодаря этому человек способен вспоминать давние и недавние события, программировать, представлять будущее. Часто данный процесс называют способностью представить себе в мыслях отсутствующие предметы, удержать их образ, манипулировать им в сознании. Иногда его смешивают с , но действительно это два разных психических процесса.

Воображение имеет свойство создавать образы, основываясь на памяти, а не на информации внешнего мира. Оно менее реальное, потому что имеет в себе компонент фантазии и мечты. Даже у самых прагматичных, скептических, занудных людей присутствует воображение. Человека, совершенно лишившегося такой функции приставить себе невозможно. Поведение этих людей управляется их принципами, логикой, фактами, они всегда делают все по правилам. Но сказать, что у них напрочь отсутствует творческое мышление или они никогда не мечтают, очень неправильно. Просто это такой тип людей, в которых эти процессы недостаточно развиты или они ими не пользуются, или не умеют пользоваться. Часто такие люди имеют монотонную типичную жизнь, которая каждый день повторяется одинаково и они действуют по определенному алгоритму, считая, что на большее у них нет времени. Таких людей, на самом деле, очень жаль, поскольку, их жизнь скучна, они не используют те способности, которые даны им природой. Творческое воображение делает из людей индивидуальных, неповторяющихся личностей.

Воображение как психический процесс имеет определенные функции, которые помогают человеку стать особенным.

Познавательная функция содержится в расширении кругозора человека, получении им знаний, конструировании поведения человека в неопределенной ситуации, руководясь догадками и соображениями.

Функция прогнозирования предполагает, что свойства воображения помогают человеку представить конечный результат при незавершенном действии. Именно эта функция способствует формированию у людей мечтаний и грез.

Функция понимания отображается в возможности человека предположить, что сейчас переживает человек, какие эмоции его переполняют, какие чувства испытывает. Сходной к этой функции есть состояние эмпатии, когда человек способен проникнуть в мир другого и понять, что того волнует.

Функция защиты предполагает, что прогнозируя будущие события, раздумывая над ходом действий и следствий этих действий, человек может предупредить неприятности, оградить себя от возможных проблем.

Функция саморазвития отображается в способности человека к фантазированию, придумыванию и творению.

Функция воспоминания выражается в способности человека вспомнить минувшие события, воссоздать в голове кадры прошлого. Оно сохраняется в виде образов и представлений.

Вышеперечисленные функции не всегда выражаются в полной мере у всех людей. У каждой личности доминирует определенная функция, которая часто определяет характер и поведение человека. Чтобы понять, как создаются образы и представления, необходимо проследить основные пути их создания. Каждый путь – это сложный многоуровневый психический процесс.

Агглютинация – это создание нереальных, совершенно новых, сказочных объектов или явлений, что появляются под воздействием свойств и внешнего вида какого-то существующего предмета, оценивая и анализируя свойства которого человек создает предмет ему подобный. То есть существует исходный предмет, на основе которого формируется прототип. Такой прием очень популярен в создании сказок или мифов.

Акцентирование – это процесс фиксирования на одной доминирующей характеристике, выделенной в каком-то объекте (человек, предмет, деятельность, явление) и ее гиперболизация. Акцентирование часто применяют в своих работах художники в создании шаржей и карикатур.

Типизация – это процесс выделения основных характеристик в нескольких объектах, и сотворении из них образа, совершенно нового, но имеющего в себе частичку каждого из них. С помощью такого приема создаются литературные герои, персонажи.

Все вышеперечисленные приемы воображения активно применяются в психологии, творчестве, даже научной деятельности. Например, в медицине, создают новые лекарства на основе уже имеющихся. Также современная техника, электроника, гаджеты, изобретения разрабатывались на базе существующих ранее знаний, схем, теорий и умений. Собрав из них самую главную информацию, переработав ее, ученые получают совершенно новый продукт. Если бы у людей отсутствовало воображение, человечество ни смогло бы прогрессировать во всех сферах и видах деятельности.

Воображение как психический процесс предполагает создание новых образов, основываясь на имеющемся существующем опыте. Идеи, проявляемые в изображениях в голове человека пока не начали воплощаться в жизнь, не существуют, но есть вероятность, что в будущем они смогут быть воплощены в жизнь. Данный процесс основывается на переформулировке сведений и впечатлений субъекта. Чем больше ситуация кажется непонятной и сложной, тем больше задействуется процесс воображения. Этот процесс обладает немалым значением в профессиональной деятельности человека. Также оно очень влияет на чувства и эмоции, и играет большую роль в развитии личности.

В творческом и рабочем процессе воображение дает возможность личности регулировать и управлять ее деятельностью, также контролировать свою речь, эмоции, внимание и память. Помогает создавать и использовать образы действительности. Оно улучшает психологическое состояние человека, предотвращает стрессы и состояния депрессии. С помощью воображения способен планировать свою будущую деятельность в уме, манипулируя образами. Воображение и индивидуальность являются критериями в оценке таланта и способностей человека, что немаловажно в трудовой деятельности.

Человек отражает окружающую реальность в основном образным способом. Образ — нестатическое явление, оно имеет свойство постоянно меняться. Данный процесс имеет динамичную связь с объектами окружающей действительности. Следовательно, воображение – это не какая-то абстракция, а конкретный процесс, связанный с реальной психической деятельностью субъекта. Эта деятельность по своей природе также динамическая.

Воображение является процессом самопознания человека, раскрытия своих способностей, других людей и окружающий мир, происходящие события. Это особенная форма человеческой психики, занимающая место между восприятием, памятью и процессами мышления. Наглядно-образное мышление и воображение дополняют друг друга, воображение является его основой и дает возможность проявлять находчивость в незнакомой ситуации, находить решение задачи, не применяя при этом никаких действий.

Виды воображения

Данный процесс, как сложный психический процесс бывает также несколько видов. Относительно особенностей процесса выделяют: непроизвольное, произвольное, воссоздающее, творческое, и мечтания.

Непроизвольное воображение также называется пассивным. Это самый простой вид и он заключается в создании и комбинировании представлений, их компонентов в новый образ, когда человек не имеет прямого намерения это делать, когда сознание слабое, и контроль над течением представлений небольшой.

Пассивное воображение встречается у детей младшего возраста. Оно проявляется чаще всего, когда человек пребывает в дремотном, полусонном состоянии, тогда образы возникают сами по себе (поэтому произвольное), одни меняются на другие, они соединяются, принимают самые нереальные формы и виды.

Не только в сонливом состоянии действует такое воображение, оно проявляется и в состоянии бодрствования. Не всегда новые представления появляются, когда человек целеустремленно направляет свое сознание на творение. Особенностью созданных образов есть их изменчивость в результате нестабильности следовых возбуждений мозга и легкости их взаимосвязи с процессами возбуждений в смежных мозговых центрах. Поскольку траектория возбуждения не фиксирована, от этого воображение становится таким легким. Особенно легкое оно у детей, в которых к тому же отсутствует критическое мышление, которое действует, как механизм фильтрации у взрослых, поэтому ребенок выдает иногда самые нереальные нафантазированные образы. Только приобретая жизненный опыт и формируя критическое отношение, постепенно приводится в порядок такое непреднамеренное воображение и руководит сознанием, поэтому формируется преднамеренное активное представление.

Произвольное воображение , также называемое активным, представляет собой намеренное построение представлений соответственно поставленной задачи в определенной деятельности. Активное воображение развивается, когда дети начинают играть в роли (врача, продавца, учителя). Когда они стараются отобразить свою роль, как можно точнее им приходится напрячь свой мозг, таким образом, задействовав воображение. Далее развитие этого процесса совершается, когда человек начинает действовать самостоятельно, проявляет инициативу и творческие усилия в процессе труда, требующих четких и точных представлений предмета, которые будут созданы из операций и которые должны быть выполненными.

Активное воображение больше всего проявляется в творческой деятельности человека. В этом процессе человек ставит перед собой задание, которое есть исходным для развития процесса воображения. Так как продукт этой деятельности – это предметы искусства, воображение управляется требованиями, которые следуют из специфических особенностей искусства.

Воссоздающий вид данного процесса содержится в том, что человек должен создать образ предмета, который никогда не видел, на основании определенных описаний.

Воссоздающее воображение по психологической структуре является переведением второсигнального раздражителя в перевосигнальный образ.

Воссоздающее воображение охватывает то, что создается то, что уже существует, и то, как оно существует. Оно не отдельное от реальности, а если от него немного отойти, то воображение не будет соответствовать целям познания – расширять область знаний человека, сводя описания к наглядным образам.

Воссоздающее воображение помогает человеку переноситься в другие страны, в космос, видеть исторические события и предметы, которые он никогда в жизни прежде не видел, но по воссозданию может себе представить. Данный процесс позволяет людям, читающим художественные произведения воссоздавать картины, события и персонажей в своей голове.

Творческое воображение также причисляется к активному воображению, оно задействуется в формировании новых образов в творческой деятельности, искусстве, науке, технической деятельности. Композиторы, писатели, художники прибегают к такому процессу, чтобы отображать жизнь в образах в своем искусстве. Они творят художественные образы, через которые отражают жизнь максимально правдиво, а не фотографически копировать события жизни. В этих образах также отражается индивидуальность творческой личности, его подход к жизни, художественный стиль.

Творческое воображение также применяется в научной деятельности, которую нельзя трактовать, как обычное механическое познание явлений. Построение гипотез – это творческий процесс, который потом подтверждается практикой.

Существует еще один своеобразный вид данного процесса – это мечта, как представление желанного в будущем. Она создается осмысленно, в отличие от непреднамеренных грез. Человек осознанно направляет свои мысли на образование желанных целей, планирование стратегий в достижении этих целей и воплощение их в реальную жизнь.

Мечтание может быть полезным, но и вредным тоже. Когда мечта является запредельной, нереальной, не связанной с жизнью, она расслабляет волю человека, снижает его активность и замедляет психологическое развитие. Такие мечты пусты, бессмысленны, они называются грезами. Когда же мечта связана с действительностью, и потенциально реальная, она помогает человеку мобилизоваться, объединить усилия и ресурсы для достижения цели. Такая мечта стимул к активным действиям и быстрому развитию самых лучших качеств индивида.

Воображение и творчество

Творчество – это процесс создания принципиально новых или усовершенствованных методов решения заданий и проблем. Становится очевидным, что воображение и творческий процесс очень взаимосвязаны.

Воображение здесь определяется, как преобразование представлений о действительности и произведении на этом основании новых образов. Оно работает каждый раз, когда человек думает о каком-то предмете или явлении, даже не вступая с ним в прямой контакт. Благодаря творческому воображению осуществляется преобразование этого представления.

Творческое мышление и воображение имеет собственные специфические особенности. С помощью этого процесса существует возможность создавать совершенно новые уникальные представления на основании собственных идей и мыслей субъекта, в которых выражается индивидуальность создателя. Оно может быть произвольным и непроизвольным. В большей степени творческое представление или склонность к нему обусловливается с рождения, но его можно также развивать.

Развитие творческого воображения происходит в три этапа. На первом возникает творческая идея. В сознании создателя появляется сначала нечеткий образ, первоначальный замысел, который может, создаться произвольно, без целенаправленного осмысления идеи. Второй этап предполагает вынашивание замысла. Человек размышляет о стратегиях воплощения идеи в действительность, мысленно усовершенствует ее. Третий этап завершает вынашивание идеи и воплощает ее в жизни.

Развитие творческого воображения осуществляется в процессе перехода от непроизвольного к произвольному, от воссоздающего к творческому. В период детства и юности творческое воображение имеет характерные признаки, оно особенное своей волшебностью, фантастическими суждениями о мире и отсутствием критического компонента мышления и рациональности. В период юности происходят сложные изменения в организме, соответственно в сознании также. Вырабатывается объективность, восприятие становится более критическим. Рациональность восприятия появляется еще немного позже, когда человек становится взрослым. Взрослый рассудок начинает управлять воображением, часто слишком большая критичность и практичность ослабевает процессы фантазирования, слишком переполняя их смыслом, нагружая их какой-то ненужной, на самом деле, информацией.

Существуют определенные методы развития творческого мышления. Самым практическим методом является чтение литературы и просмотр научных фильмов, расширение круга своих знаний, черпать знания из разных областей жизнедеятельности, запоминать и анализировать информацию. В таком случае появляется большое количество материалов для творческих процессов.

Представлять себе воображаемые объекты, пробивать проводить различные манипуляции с ними. Например, представить себе море, услышать звук бьющихся волн, почувствовать дуновение морской свежести, представить себе вхождение в воду, ощутить ее температуру и так далее. Или другой пример, вообразить себе грушу. Представить ее форму, размер, цвет. Задействовать тактильное восприятие, представить, ее, когда она в руке, ощутить ее поверхность, аромат. Можно мысленно откусить ее кусочек, представить вкус.

Чтобы воображение было произвольным, над ним необходимо работать, регулярно проводя тренировки. Чтобы эффект был еще больше, нужно поискать источники вдохновения, попросить помощь у знакомых, расспросить об их идеях. Попробовать групповые работы над созданием идей, иногда результаты получаются очень уникальными, и человек становится более активным, если процесс воображения происходит в кругу других творческих личностей.

Развитие воображения

Развитие мышления – это целенаправленный процесс, основной задачей которого является развитие красочности и эффектности, оригинальности и глубины, и также продуктивность воображаемых образов. В своем развитии воображение как психический процесс, подчинен тем же законам, что и другие онтогенетические преобразования психических процессов.

Воображение дошкольника развивается очень быстро, оно представлено в двух формах: порождение идеи и стратегия ее реализации. Также воображение дошкольника выполняет, кроме познавательно-интеллектуальной функции, еще и аффективно-защитную, которая выражается в защите слабой личности ребенка от слишком тяжелых душевных переживаний. Познавательная функция помогает лучше узнавать мир, взаимодействовать с ним, решать поставленные задачи.

Развитие воображения у детей имеет зависимость от процесса опредмечивания образа действием. В ходе этого процесса ребенок пробует управлять созданными им образами, изменять их, совершенствовать, то есть брать под свой контроль. Но планировать воображение он еще не в состоянии, подобная способность вырабатывается к четырем или пяти годам.

Аффективное развитие воображения у детей происходит в возрасте 2,5 – 4 или 5 годам. Отрицательные переживания детей символически отображаются в персонажах, вследствие чего, ребенок начинает воображать ситуации, в которых снимается угроза. После чего появляется способность снимать эмоциональное напряжение, с помощью механизма проекции, когда отрицательные качества, которые действительно есть в ребенка, начинают приписываться другим объектам.

Развитие воображения у детей шести-семи лет, достигает такого уровня, на котором многие дети уже научились представлять себя и воображать жизнь в собственном мире.

Развитие воображения совершается в процессе онтогенеза человека, под влиянием жизненного опыта, в котором хранится накопленный запас представлений, как материал для создания новых образов. Развитие данного процесса тесно связано с индивидуальностью личности, ее воспитанием и остальными психическими процессами, и степенью их развития (мышления, памяти, воли). Очень трудно определить возрастные границы, которыми характеризуется динамика развития воображения. В истории известны случаи раннего развития воображения. Моцарт сочинил свою первую музыку, когда ему было четыре года. Но в таком развитии существует обратная сторона. Даже если развитие воображения будет запоздалым, это не будет значить, что в зрелые годы оно будет недостаточно развитым. Известным примером такого развития, есть пример Эйнштейна, который в детстве не отличался сильно развитым воображением, но со временем он его развил и стал признанным во всем мире гением.

В формировании воображения выделяются определенные закономерности, хотя сложно определить сами этапы его развития. Поскольку в каждого человека оно может происходить индивидуально. Первые проявления процесса воображения очень связаны с процессами восприятия. Хорошо приводить примеры на детях, поскольку в них процесс развития происходить более активно и ярче. Дети, которым полтора года не умеют концентрировать свое внимание на сказке или простых рассказов, когда взрослые читают им, они постоянно отвлекаются, засыпают, переключаются на другую деятельность, но любят слышать длинные рассказы о нем самом. Ребенок любит слушать рассказы о себе, своих переживаниях, поскольку четко может представить себе, о чем рассказывается в истории. Отношение восприятия и воображения также наблюдается и на следующих уровнях развития. Это заметно, когда ребенок в игре перерабатывает свои впечатления, изменяя в воображении предметы, которые были ранее воспринятыми. Например, коробка в игре становится домом, стол стает пещерой. Первые образы ребенка всегда имеют связь с его деятельностью. Ребенок воплощает созданный и переработанный образ в деятельность, даже если эта деятельность – это игра.

Развитие данного процесса также имеет связь с возрастом ребенка, в котором он овладевает речью. С помощью нового образования ребенок способен включать в воображение, как конкретные образы, так и более абстрактные представления. Речь дает возможность ребенку переключаться с представления образов к деятельности и выражению этих образов с помощью речи.

Когда ребенок овладевает речью, его практический опыт расширяется, более развивается внимание, это в свою очередь доставляет ребенку возможность с меньшим усердием выделять отдельные элементы предметов, которые воспринимаются ребенком, как самостоятельные и именно ими оперирует чаще всего в своем представлении. Синтез происходит с существенными искривлениями действительности. Не имея нужного опыта и достаточно развитого уровня критичности мышления, ребенок все еще не способен создать такой образ, который был бы достаточно близким к реальности. В ребенка появляется непроизвольное возникновение образов и представлений. Подобные образы чаще формируются соответственно к ситуации, в которой он перебывает.

На следующем этапе воображение дополняется активными формами и становится произвольным. Такие активные формы этого процесса возникли в связи с активной инициативой всех взрослых, участвующих в развитии ребенка. Например, если взрослые (родители, воспитатели, учителя) просят ребенка сделать какое-то действие, что-то нарисовать, сложить, изобразить, они побуждают его к конкретному действию, тем самым активизируя воображение. Чтобы сделать то, что попросил взрослый, ребенку первоначально необходимо создать в воображении образ того, что должно выйти в итоге. Этот процесс является уже произвольным, потому что ребенок способен его контролировать. Немного позже он начинает пользоваться произвольным воображением без участия взрослых. Такой прорыв в развитии воображения заключается в самом характере игры ребенка, которая становится более целенаправленной и сюжетной. Предметы, которые окружают ребенка, становятся для него уже непросто стимулами к предметной деятельности, а становятся материалом в воплощении образов воображения.

Когда ребенку ближе до пяти лет, он начинает строить, рисовать, комбинировать вещи в соответствии его замысла. Еще один яркий сдвиг в процессе формирования воображения проявляется в школьном возрасте. Способствует этому воспринимаемая информация, необходимость усваивать учебный материал. Чтобы успевать за одноклассниками, ребенку приходится активизировать свое воображение, это в свою очередь, способствует прогрессу развития способностей в переработке воспринятых образов в образы воображения.

Вы когда-нибудь о чем-нибудь мечтали? Свойством психики, которая развивается с самого детства, является склонность к воображению. Что из себя представляет данное свойство в психологии? Какие существуют его виды? Фантастическое представление чего-либо позволяет детям развивать свое воображение, которое связано с еще одним немаловажным свойством – творчеством.

Каждый творческий человек является тем, у кого хорошо развито воображение. Это умение увидеть картину будущего до того, как она будет реализована. Это умение во всех красках представить то, что нужно сделать.

Развитое воображение позволяет предвосхищать события, прогнозировать. Можно сказать, что люди со сверхъестественными способностями также обладают развитым воображением. Маленькие дети, которые что-то рисуют, лепят, конструируют, тоже пользуются своим воображением. Оно позволяет делать мир совершеннее, интереснее, краше, особенно в те минуты, когда реальность не сильно привлекательна.

Что такое воображение?

Все люди пользуются своим воображением. Степень данного процесса зависит только от уровня его развитости. Что такое воображение? Это мыслительная, осознанная деятельность человека, который представляет наглядно-образные картины в своих мыслях. Другими словами данный процесс называют мечтательностью, фантазированием, визуализацией.

Воображение помогает представить картины, которые пока еще не реализовались, их трудно воплотить на сегодняшний день либо отсутствует необходимость в их исполнении. В некоторой степени человек через воображение ищет выход из ситуации, даже если речь идет просто о визуализации своего желания.

Психологами пока полностью не изучен феномен воображения, поскольку он невидим, неощутим, его невозможно измерить или потрогать. Под воображением понимается способность человека воссоздавать картины любой направленности, которые основаны на имеющемся опыте, который был получен ранее.

Очень важным становится воображение в профессиональной деятельности или на этапе, когда необходимо найти новое решение проблемы, которая является уникальной или ранее неизвестной. Здесь человек проявляет творческую натуру. Используя воображение, человек может найти новые выходы в решении поставленной задачи. Здесь важными становятся широта взгляда, гибкость и прочие качества, которые позволяют посмотреть на ситуацию со множества сторон.

Воображение человека, а также его способность к могут послужить мощным средством противостояния перипетиям жизни. «Абстрагироваться» от объекта – значит мысленно «отодвигать» его в сторону либо «исключать» из своего рассмотрения. Обладая воображением, человек может «переносить» самого себя за пределы текущей ситуации, «прокручивать» альтернативные варианты, и тем самым создавать психологическое пространство собственного выбора. Таким образом, можно полнее ощущать собственное бытие и оставаться свободным.

Экзистенциальные психологи подчеркивают важность понятия свободы в жизни каждого из своих пациентов. Они не верят в существование некоего высшего начала, управляющего всем во Вселенной и определяющего судьбы людей. Однако для многих свобода обременительна, поскольку подразумевает признание личной ответственности за свои поступки.

В глубине души люди признают факт своего одиночества и потому пытаются противостоять ему, объединяясь с другими людьми. Однако если человек в значительной степени зависим от других, ему ошибочно кажется, что его собственное существование невозможно в отрыве от них.

В ходе психотерапии, после того как пациент осознает свои истинные стремления, терапевт помогает ему устранять факторы, препятствующие осуществлению его желаний. Терапевт напоминает пациенту, что все ежедневно принимают решения, даже когда не задумываются об этом. Когда люди прибегают к помощи своих защитных механизмов, заслоняясь от потока экзистенциальной правды, они сплошь и рядом попадают в неприятные ситуации:

  • Они непроизвольно причисляют себя к разряду особенных или всемогущих людей. Ирвин Ялом подчеркивает, что такой индивид может превратиться в эгоиста и параноика.
  • Бездумно верят в «спасителя». Слишком большая привязанность к этой идее может сделать человека зависимым. Для экзистенциальных терапевтов это своеобразное табу, поскольку идея спасения извне противоречит очевидным экзистенциальным фактам.

Воображение в психологии

Как психологи характеризуют понятие воображения? В психологии оно имеет широкое понятие, которое включает способность воссоздавать ранее воспринятые образы, манипулировать ими, не имея непосредственного физического контакта, прогнозировать и представлять будущее, которое еще не осуществилось. Человек в своем воображении может быть кем угодно и жить как угодно. Иногда воображение путают с восприятием, однако это разные психические процессы.

Воображение основывается на образах из памяти, а не на том, что происходит в окружающем мире. Зачастую человек представляет себе такие образы, которые далеки от реальности, их называют мечтами или фантазиями.

Все люди обладают склонностью к воображению. Другое дело, что все пользуются данным свойством по-разному. Есть прагматичные, занудные, скептичные люди, которые просто не хотят, не умеют пользоваться своим воображением либо оно у них неразвито. Жизнь таких людей подчинена правилам, логике, принципам, фактам. С одной стороны, их жизнь течет размеренно, понятно и без приключений. С другой стороны, такие люди становятся скучными, однообразными, неинтересными. Ведь воображение делает людей индивидуальными, уникальными, особенными.

Функции воображения:

  • Познавательная – помогает получить новые знания, увидеть новые варианты, скомпоновать имеющуюся информацию и получить новые факты.
  • Прогнозирование – помогает человеку предвидеть дальнейшее развитие событий еще при несовершении или незавершении действий.
  • Понимание – позволяет представить себе чувства и состояние другого человека. Это называется эмпатией.
  • Защитная – предвидя возможные трудности и неприятности, человек может оградить себя от них.
  • Саморазвитие – воображая, человек совершенствуется, становится другим.
  • Воспоминания – позволяет человеку воссоздавать в голове картины из прошлого, снова их переживать и прокручивать.

Обычно человек пользуется преимущественно одной функцией воображения, однако возможны и комбинации. Как создаются образы и представления в воображении?

  1. Агглютинация – преображение имеющегося предмета в совершенно новое явление. Оно становится улучшенным, новым, совершенным.
  2. Акцентирование – заострение внимания на доминирующей характеристике определенного предмета, человека, явления, его выделение на общем фоне.
  3. Типизация – выделение общих характеристик из нескольких объектов, их объединение в нечто новое, что содержит частичку каждого объекта.

Практически во всех сферах жизни человек использует воображение. Создаются новые гаджеты, лекарства, модели одежды, которые вмещают в себя все то, что уже было ранее положительно отмечено в предыдущих моделях.

Воображение основывается на имеющемся опыте, который теперь трансформируется, совершенствуется. Все это происходит пока что только в голове. Это не является реальностью, хотя может ею стать. Нередко люди просто представляют себе то, чего никогда не может быть или пока еще нет таких технологий, которые могли бы воплотить представленную фантазию.

Человек воображает только то, что ему интересно. Это помогает немного познать себя, свои вкусы и пожелания. При этом воображение позволяет человеку составить план действий, представляя себе тот результат, которого хочется достичь. Таким образ, воображение – это способ составления плана, по которому человек собирается жить в ближайшее будущее.

Виды воображения


Следует рассмотреть виды воображения на сайте психотерапевтической помощи сайт:

  • Активное (произвольное). Представляет собой активное и целенаправленное представление человеком того, что он хочет видеть. Нередко это возникает, когда необходимо решить какую-то задачу, отыграть определенную роль. Человек управляет тем, что ему видеться, сознательно управляя процессом.
  • Пассивное (непроизвольное). Самый простой способ, при котором человек практически не является включенным в процесс создания новых образов. Они создаются на основе имеющихся образов, которые объединяются. При этом человек практически не управляет воображением, сознание слабое, отсутствует намерение воплощения представлений. Зачастую такие мечты возникают в дремотном или полусонном состоянии.
  • Творческое. Данный тип воображения представляет собой отображение реальности с некоторой толикой новизны, уникальности. Можно использовать имеющиеся данные, а можно представить нечто новое, соединить с имеющимся и получить нечто уникальное.
  • Воссоздающее. Данный тип воображения направлен на представление того, чего человек никогда не видел, однако имеет определенные описания данного объекта. Например, мысленно полететь в космос или переместить в доисторические времена.
  • Мечта. Данный вид воображения является активным, при котором человек представляет себе то, чего он желает. В мечтаниях отображаются желания, которые хотелось бы воплотить в будущем. Здесь можно планировать дальнейшие свои действия, а также прогнозировать развитие событий.

Мечты могут быть полезными и вредными. Если они оторваны от реальности, никак не связаны с возможностями человека, делают его пассивным и расслабленным, то мечты превращаются в грезы, в которых индивид может погрузиться надолго. Если же мечты приближены к реальности, имеют четкую структуру, план реализации и мобилизируют человека, тогда речь идет о полезной стороне данного процесса.

В мечтах, фантазиях и представлениях своего будущего нет ничего плохого. Иногда даже полезно расслабиться и ненадолго переместиться туда, где вы счастливы, любимы, богаты, успешны, здоровы или занимаетесь тем, что вам хочется делать. Но иногда человек настолько увлекается своими мечтами, что забывает про реальность. Нередко суровость жизни толкает на то, чтобы бежать в собственные фантазии и часто спать, видеть сны, которые тоже могут быть фантастическими, приятными и волшебными.

Психологами замечено, что чем более нереальными являются фантазии человека, тем более низкая у него самооценка. Более того, чем фантастичными являются мечты, тем более неприглядной является реальность. Мало того, что человек по каким-то причинам является обладателем низкой самооценки, так он еще и не хочет менять свою реальность, чтобы она не была серой, скучной или жестокой.

Мечтать с целью представить себе то, к чему вы стремитесь, одно. Но совсем другой подход, когда вы мечтаете, потому что это единственное состояние, которое дает вам радость. Это уже больше похоже на бегство, чем на поиск стимулов и энергии, которые приобретаются в первом случае. Здесь лучше понять, почему вы не хотите менять свою реальность, делать ее более приятной и красочной, нежели тратить время и силы на пустые мечтания. Ведь от того, что вы фантазируете, ничего не изменится. Пока вы просто о чем-то мечтаете, это остается мечтой. Но данная способность дана человеку не для того, чтобы он тратил свое время на пустые размышления и картинки. Фантазии даны для того, чтобы черпать из них энергию для достижения целей и еще раз сверять свои действия, которые должны поспособствовать в реализации желаемого.

Конечно, вам никто не запретит мечтать и делать свои фантазии нереальными. Но все равно придется жить в реальности. В таком случае, почему бы не сделать так, чтобы она была такой же прекрасной, как и ваши мечты?

Воображение и творчество


Психологи настаивают на том, что воображение и творчество взаимосвязаны. Творчество – это создание нечто нового на основе того, что есть в реальности. Воображение позволяет представить себе это новое еще до того, как оно будет создано. В большинстве своем воображение выступает в качестве поиска нового решения, объекта, плана действий, реализовав которые он сможет достичь поставленной задачи.

Творческое воображение предполагает создание уникального объекта, которого ранее не было. Это в некоторой степени связано с индивидуальными особенностями самого человека. В большинстве творческое воображение является врожденным качеством. Однако разрабатываются методики по развитию творческого мышления.

  1. На первом этапе появляется нечеткая идея, образ, который пока еще не имеет четко очерченных границ и форм.
  2. Второй этап заключается в вынашивании идеи, ее продумывании, более четком видении, усовершенствовании.
  3. Третий этап заключается в переходе от вынашивания идеи к ее воплощению.

Детское воображение является фантастическим, лишенным реальности и рационализма. Уже в подростковом возрасте ум человека становится критичным, что к более взрослому возрасту становится очень заметно. Это в некоторой степени затрудняет процесс творчества, когда человек должен быть гибким, разносторонним, некритичным.

Развитие творческого мышления требует любознательности человека. Чтение книг, просмотр передач, путешествия и многое другое позволяют увидеть нечто новое для себя и стать охваченными новыми впечатлениями. Нередко здесь включается непроизвольное воображение, которое вскоре может стать подконтрольным человеку.

Мир, в котором живете только вы, кажется немыслимым и невероятным, поскольку люди существуют в мире, где есть другие. Можно отправиться в лес или дикие тропы, где люди обычно не бывают. Но полностью остаться в мире, где не будет никого, — что-то из вымысла и фантастики.

Людей на планете Земля живет большое количество, но многие пребывают в мире, в котором существуют только Они. Это так называемые творческие личности, которые не соединяются с окружающим обществом. Они по своему темпераменту настолько погружены в собственный мир, что житейские проблемы для них являются чуждыми.

Творческий человек живет в мире, в котором есть только Он. Это не прихоть, не каприз, не бегство от реальности, а такова натура. Без реализации внутреннего потенциала, творческий человек не сможет выйти во внешний мир. Несомненно, даже он кушает, общается с другими людьми, беспокоится из-за социального положения в стране, создает семью и т. д. Но ему настолько незначимыми становятся правила и традиции, по которым живет общество, что в глазах окружающих он кажется отрешенным от реальности.

Творческий человек не отрекается от реальности. Более того, он ее глубоко видит. Просто суета и нелепые традиции, придуманные людьми, ему кажутся ненужными и бестолковыми. Он просто не следует им.

Мир, в котором есть только Я, — это психология творческого человека. Несомненно, он живет в мире, где существуют другие люди. Но пока не раскрыт и не реализован его внутренний потенциал, творческий человек будет нацелен только на одно — на погружение в себя в любой ситуации и готовность в любой момент проявиться как творческая личность.

Развитие воображения у детей

Воображение у детей является самым развитым, активным и неуправляемым. Можно сказать, что дети непроизвольно представляют себе то, что они видят или хотят увидеть. Данный вид мышления помогает познавать окружающий мир, систематизировать знания, понимать суть происходящего. Развитие воображения у детей происходит поэтапно:

  • До 4-5 лет ребенок оперирует образами, которые может сам формировать и совершенствовать.
  • После 4-5 лет ребенок начинает управлять собственными образами, планировать их, искать выходы из ситуации.
  • В 6-7 лет дети легко представляют себя и собственную жизнь.

Следует отметить, что воображение каждого ребенка развивается по-разному. На это влияют не только индивидуальные особенности психического развития, но и внешние факторы:

  1. Среда, в которой ребенок обитает.
  2. Эмоции, которые ребенок постоянно переживает.
  3. Возможность проявлять себя как творческую личность.
  4. Речь и возраст ребенка. С появлением речи ребенок получает больше возможностей для своего творческого развития.

Дети активно используют свое воображение в ранних возрастах. Они рисуют, поют, танцуют, лепят и т. д. Не следует препятствовать данным видам деятельности. Также рекомендуется совместно с ребенком сочинять истории, а также играть в ролевые игры, где малыш будет отыгрывать различные профессии, к примеру.

Взрослея, ребенок приобретает опыт, интересы, увлечения, в которых он и проявляет свои творческое мышление. В данном случае родителям также не следует создавать препятствия, если они желают, чтобы их чадо обладало развитым воображением.

Итог

Воображение играет важную роль в жизни человека. Чтобы себе что-то представить, спрогнозировать или вспомнить, необходимо воображение. Несомненно, оно будет наполнено различными фантастическими представлениями о жизни, в которые человек еще верит, независимо от своего возраста. Однако итогом развитого воображения является способность не только мечтать, но и планировать собственное будущее.

Можно не использовать воображение, а применять только логические факты и принципы. Это сделает жизнь человека однообразной и последовательной. С другой стороны, отсутствие творческого подхода делает человека скучным, неинтересным, однообразным. Он становится похожим на остальных людей, теряет свою «изюминку», индивидуальность.

Воображение присутствует у всех людей. Просто не все им пользуются. Каждый сам волен решать, как использовать собственные возможности. Самое главное – чтобы все инструменты обогащали жизнь человека, а не ограничивали его.

Фантазер - так называют того, кто оторван от реальности, живет в своих грезах и не способен справиться с превратностями судьбы. Это практически диагноз. Говоря на приятеля «Да он фантазер!» - человек чаще всего обреченно махнет рукой, как бы добавляя: «Толку с него не будет».

Но давайте представим себе, как выглядела бы наша планета, если бы у людей не было воображения. Мы - единственный вид, которому свойственна фантазия, умение представлять предметы и явления, не существующие в данный момент времени. (К слову, стоит уяснить, что фантазия и воображение - это синонимы).

Итак, каким бы был наш мир? Люди до сих пор живут в пещерах, по дорогам не ездят автомобили, не существует городов, а у вас, читатель, нет компьютера, с которого вы просматриваете эту статью. И статьи тоже, само собой, нет. Если бы у человека не было воображения, он не стал бы человеком, не появилась бы цивилизация и Земля осталась бы диким царством животных.

Неужели все мы - продукт воображения? Именно. Все, что есть вокруг нас, наше самосознание и даже умение читать и писать - все это существует благодаря воображению. Поэтому, прежде чем говорить, что фантазеры не от мира сего, подумайте о том, что этот мир создали именно фантазеры. По крайней мере, его рукотворную часть.

Что такое воображение?

Воображение - это свойство человеческой психики создавать новые образы на основе уже имеющихся в памяти. Грубо говоря, воображение это визуализация не существующих событий, явлений, картин. Не существующих - не значит невозможных. Это обозначает, что человек может представить себе знакомого, которого не видит на данный момент, или нарисовать в уме привычный пейзаж. А может придумать что-то новое, чего не видел раньше - например, треугольное одеяло, лишающее людей сна.

Именно в этом наше отличие от животных - ни одно из них не способно воспроизводить или создавать образы, они могут думать лишь о тех картинках, которые на данный момент находятся у них перед глазами. Воображение является одной из основ мышления, памяти и анализа - мы умеем думать, вспоминать, мечтать, строить планы и воплощать их в жизнь именно благодаря фантазии.

Создание новых образов основывается на сочетании уже известных компонентов. То есть все, что способен придумать человек - винегрет из того, что он когда-то видел. Механизмы воображения до сих пор не изучены, мало кто представляет себе, как оно работает, на чем основывается и в какой части головного мозга его искать. Это наименее изученная сфера деятельности человеческого сознания.

Существует много разновидностей воображения.

Активное воображение позволяет сознательно вызывать в голове нужные образы. Оно разделяется на творческое и воссоздающее . Творческое служит для создания новых образов, которые впоследствии могут быть воплощены в результатах труда - картинах, песнях, домах или платьях. Прежде чем начать работу, любой человек сначала представляет себе ее результат, затем рисует эскиз или чертеж (если это необходимо), и лишь затем приступает к делу. Если бы не было воображения, работа даже не началась бы - к какому результату стремился бы человек, если бы не был способен представить его/

Поэтому его называют также продуктивным воображением, поскольку образы воплощаются в результатах труда, изобретениях и объектах культуры.

Воссоздающее воображение направлено на воскрешение визуальных образов того, что вы когда-то видели - например, можно закрыть глаза и представить свою собаку или обстановку в квартире. Этот вид воображения является важным компонентом памяти и базисом для творческой фантазии.

Пассивное воображение продуцирует образы, которые человек не намерен в ближайшее время воплощать в жизнь. Оно бывает сознательным и несознательным и также имеет свои подкатегории.

Мечты - сознательное создание образов далекого будущего. Мечты - это планы, на осуществление которых у человека на данный момент нет возможности, но теоретически они жизнеспособны. Они не обязательно могут быть достоянием лишь одного человека - потомки нередко осуществляют мечты своих предков, описанные в рисунках и литературных произведениях.

Например, тысячелетние мечты человека о вечной жизни сегодня воплощаются благодаря современной медицине, позволившей значительно продлить наш век и молодость. Что, если сравнить 60-летних женщин средневековья и XXI века? Первой, скорее всего, в таком возрасте уже не было в живых, потому что в 40-50 она становилась глубокой беззубой старухой. А нынешняя бабуля при наличии денег и желания вполне может посоревноваться фигурой со своей внучкой и выйти замуж за тридцатилетнего юнца.

Мечты людей о возможности быстрой передачи информации прошли долгий путь от голубиной почты до интернета, мечты запечатлевать картины окружающего мира эволюционировали от наскальной живописи до цифровых фотоаппаратов. Мечта о быстром передвижении заставила нас приручить лошадь, придумать колесо, изобрести паровой двигатель, автомобиль, самолет и сотни других приспособлений. Куда ни посмотри, все достижения цивилизации являются реализованными мечтами, а значит - продуктом воображения.

Грезы - еще одна ветвь пассивного воображения. Они отличаются от мечтаний тем, что их реализация невозможна. Например, если сегодня моя бабушка начнет мечтать, что отправится в путешествие на Марс, это смело можно назвать грезами - для этого у нее нет ни денег, ни возможности, ни здоровья, ни нужных связей.

Грезы и мечты являются сознательными проявлениями пассивного воображения.

Галлюцинации - несознательное генерирование несуществующих образов мозгом в случаях нарушения его работы. Это может происходить во время принятия каких-то психотропных препаратов или в случае психических заболеваний. Галлюцинации обычно настолько реалистичны, что испытывающий их человек верит, что они настоящие.

Сны также являются несознательным созданием образов, но если галлюцинации преследуют человека наяву, то сновидения приходят во время отдыха. Их механизм также практически не изучен, но можно предположить, что сны несут какую-то пользу. Они могут рассказать об истинном отношении к нерешенной проблеме, о которой мы усилием воли пытаемся не думать.

Здесь мы говорили по большей части о визуальных образах, но воображение имеет отношение ко всем человеческим органам чувств - обонянию, слуху, вкусу, осязанию. Представьте себе, что вгрызаетесь в сочный лимон. Кисло? Свело зубы? Выступила слюна? Это и есть работа воссоздающего воображения.

У всех людей воображение развито по-разному - кто-то может с легкостью выдумывать удивительные истории и представлять небывалые картины, а для кого-то даже школьное сочинение является сущей проблемой.

Все дело в том, как много усилий человек и его окружение прилагали к развитию своего воображения. Если ребенок растет в семье, где не место фантазиям, то со временем он становится таким же приземленным, как его родители.

Французский психолог и педагог Теодюль Рибо в 19-м веке описал три этапа развития фантазии. Первый начинается в детском возрасте, вместе с зарождением воображения. Этот период охватывает детство от трех лет, подростковый период и юность. В это время у человека наиболее необузданная фантазия, он верит в чудеса, способен пускаться в авантюры и совершать необдуманные поступки. На организм в такое время сильно влияют гормоны, бушующие во время полового созревания.

К сожалению, есть у этого периода своя темная сторона - большинство самоубийств происходит именно в это время как раз потому, что молодые люди поддаются своим чувствам, навеянным воображением. Удивительный факт - чем сильнее у человека развито воображение, тем сильнее его чувства. Именно люди с буйной фантазией способны влюбляться до старости и по-настоящему страдать от неразделенной любви. И все остальные эмоции они переживают более ярко.

Второй период длится недолго и являет собой зарождение у человека рационального разума, говорящего о том, что эмоции и мечты не могут быть основополагающим жизненным ориентиром. В плане физиологии можно говорить об окончании полового созревания, формирования тела и мозга. В это время в человеке борются чувственная и здравомыслящая личность - в большинстве случаев вторая побеждает и начинается третий период.

Он окончательный, рассудок подчиняет себе фантазию и человек учится жить по правилам, а не повинуясь зову мечты. Исчезает творческое начало, чувства считаются лишь призраками прошлого, человек становится практичным и размеренным. Его воображение деградирует, но никогда не исчезает полностью - это невозможно. В душе всегда остается маленькая искра фантазии, которую можно снова раздуть в пламя.

Так было во времена Теодюля Рибо - он подсчитал, что начало ухудшения воображения приходится на возраст в 14 лет. Но сегодня все обстоит куда печальнее - из-за воздействия СМИ, интернета и слишком большого количества информации малыши уже к первому классу начинают терять воображение и мыслить штампами.

Отсутствие воображения делает внутренний мир тусклым и однообразным, лишает человека возможности развиваться и обогащаться за счет образов и идей, которые способен бесконечно генерировать наш мозг, если ему не мешать. Существуют многочисленные упражнения для развития воображения , которые помогут взрослым научиться фантазировать.


Визуализация

Именно с этого упражнения стоит начать развитие воображения - оно помогает выработать умение воспроизводить и строить визуальные образы в деталях. Визуализация улучшает не только фантазию, но также мышление и память.

Представьте себе предмет. Например, коробок спичек. Представьте его во всех деталях - коричневые бока, надпись. Теперь мысленно откройте и достаньте спичку. Подожгите ее и посмотрите, как она горит. Это кажется простым, но поначалу визуальные образы будут ускользать, а мозг попытается уводить вас в сторону привычного для него состояния пассивного наблюдателя.

Можно загадывать разные предметы, местности и действия, стараясь воспроизводить их в голове до малейших подробностей. Представьте, как заходите домой, поворачиваете ручку двери, снимаете обувь, куртку, кладете на тумбочку ключи… Интерьер может быть и незнакомым. В общем, тренируйтесь в визуализации и со временем заметите, что у вас лучше получается управлять собственными мыслями.

Считайте в уме

Счет в уме помогает развить воображение, хотя он может показаться и не связанным с фантазией. Если вы далеки от математики, то хотя бы выполняйте простейшие действия - сложение, вычитание, деление и умножение. Не можете посчитать быстро - представьте, как решаете задачу в столбик на бумаге, но не вздумайте пользоваться блокнотом. Все должно происходить только в голове.

Если у вас высший балл по математике, то можете усложнить поставленную себе задачу - решайте геометрические и алгебраические уравнения, рисуйте в уме чертежи.Немое кино

Немое кино

Уберите звук во время просмотра фильма и додумывайте свою историю к увиденному. Лучше, если это будут юмористические диалоги персонажей, которые поднимут вам настроение. Можно позвать в гости друзей и сделать с ними озвучивание фильма, превратив ужастик или мелодраму в самую настоящую комедию.

Читайте книги

Это помогает развивать самые разные стороны личности, в том числе и фантазию. Старайтесь живо представлять себе описания интерьера, пейзажи, людей, которых встречаете в книге. Со временем их яркие образы сами начнут появляться в голове без приложения усилий.

Выдуманные истории

Соберите компанию друзей и рассказывайте друг другу сказки. Обязательное условие - сказки должны быть придуманы самостоятельно и желательно экспромтом.


А что, если?..

С этой фразы начинается первое предложение игры в гипотезы. В нее можно играть в компании и самому. Предположения должны быть максимально нереальными: «А что, если наш дом сейчас летает в космосе, а за порогом - вакуум?» «А что, если сейчас к нам зайдет граф Дракула и предложит купить у него набор ножей?» И развивайте мысль, выстраивая истории о том, что могло бы случиться в столь нестандартной ситуации.

Найдите творческое хобби

У всех людей есть творческая жилка. Многие считают, что хобби, не приносящее денег и мировой славы - пустая трата времени. Но это не правда - хобби развивает фантазию и делает богаче нашу жизнь. Вспомните, как вы писали стихи в школе или любили вышивать до того, как по уши увязли в рутине. Пусть ваши поделки далеки от идеала, но если процесс их создания доставляет удовольствие, значит, нужно достать из пыльного ящика забытые инструменты и снова взяться за созидание. Что это будет - спицы и нитки, материя и иглы, бумага и краски - решать только вам.

Сиквел, приквел, фанфик…

Вам знакомы эти слова? Говоря простыми выражениями, это продолжение, предыстория или свой вариант развития событий в фильме или другом произведении. Что будет после того, как закончится ваш любимый сериал или книга? Вы можете придумать это сами. Какой жизнью жили герои, пока автор не обращал на них внимание? А как все могло бы быть, если бы один из персонажей не совершил какого-то ключевого поступка? Вам по силам создать свою литературную реальность.Это могло бы существовать

Собака с шестью ногами, страус с головой крокодила, разноцветный снег, который появляется, пролетая сквозь радугу… Чего только нет на этом свете, а ведь могло бы быть! Представляйте себе несуществующих животных, предметы и явления, обсуждайте их с друзьями - это будет забавно и весело. Представьте, если бы люди жили под водой, как рыбы. А что, если бы апельсины были солеными? Мы ели бы их вприкуску с жаренной картошкой! Это может показаться кому-то бредом, поэтому осторожно выбирайте друзей, с которыми можно поиграть в эту игру - а то какой-нибудь бдительный приятель вызовет санитаров.

Новые слова

Не стесняйтесь играться с языком, как с конструктором. Это очень гибкий материал, из разрозненных элементов которого можно составлять принципиально новые слова. Сначала это покажется трудным, но со временем новые слова сами будут выскакивать из головы, а может, и станут основой для нового тайного языка в вашей семье. Так стол запросто превращается в «борщедром», собака - в «гавконожку», а кошка - в «мухожралку».

Зная, как развить воображение , можно значительно расширить горизонты своего сознания. Все приведенные упражнения направлены на комплексное развитие человека - они помогают стать ему более раскрепощенным, жизнерадостным и неординарным.

И пусть вы заживете славу чудака, но это не должно вас смущать. Помните о том, что великие люди не ходили проторенными путями обывателей, что у всех изобретателей была буйная фантазия, а самые успешные и богатые дельцы смогли создать свой бизнес за счет осуществления новых, не известных до этого возможностей. Они придумали свой мир сами.

Воображе́ние – способность человеческого ума к построению образов и предположений, категорически неприемлемая в делании христианского подвижника.

Деятельность человеческого воображения неразрывно связана с силой человеческого ума. Эта деятельность вполне приемлема во многих областях человеческого творчества – науке, искусстве и пр. Однако она лишается всякого значения в молитвенной жизни, не имеет никакого положительного смысла для познания .

Источник духовной жизни – Сам , а не созданные человеком образы и догадки. Познание Бога нисходит от Самого Бога, подается через Его Божественную . Оно не достигается собственными человеческими усилиями, а потому требует решительного запрета на деятельность воображения. Человек познает Бога настолько, насколько Сам Бог открывается Ему. Тварное создание не в состоянии заменить это деятельностью тварного ума и всякая подобная замена ведет к духовной деградации человека, к духовной гибели. Если в области науки и культуры воображение имеет положительную ценность, то в деле Богопознания оно способно причинить вред человеческой , заменяющей Бога своими чувственными образами.

Воображению святые отцы противопоставляют : «Один образ трезвения есть непрерывно смотреть за воображением, или иначе, за прилогами: ибо без воображения сатана не может созидать помыслов и представлять их для лукавого прельщения» () .

«Воображение и память суть не что иное, как отпечатление всех тех чувственных предметов, которые мы видели, слышали, обоняли, вкушали, осязали. Можно сказать, что воображение и память суть одно внутреннее общее чувство, которое воображает и помнит все, что внешним пяти чувствам пришлось прежде того перечувствовать. И некоторым образом внешние чувства и чувственные предметы походят на печать, а воображение на отпечатление печати, – учит прп. . – Бог есть вне всех чувств и всего чувственного, вне всякого вида, цвета, меры и места, есть совершенно безобразен и безвиден, и хотя везде есть, но есть превыше всего; то Он есть и вне всякого воображения… Отсюда само собою следует, что воображение есть такая сила души, которая по природе своей не имеет способности пребывать в области единения с Богом» .

«Ум, во время молитвы, должно иметь и со всею тщательностью сохранять безвидным, отвергая все образы, рисующиеся в способности воображены: потому что ум в молитве предстоит невидимому Богу, Которого невозможно представить никаким вещественным образом. Образы, если их допустит ум в молитве, соделаются непроницаемою завесою, стеною между умом и Богом. …

Если б во время молитвы твоей представился тебе чувственно или изобразился сам собою в тебе умственно, вид Христа, или Ангела или какого Святого, – словом сказать, какой бы то ни было образ, – никак не принимай этого явления за истинное, не обрати на него никакого внимания, не вступи с ним в беседу. Иначе непременно подвергнешься обману и сильнейшему повреждению душевному, что и случилось со многими. Человек, до обновления его Святым Духом, неспособен к общению со святыми духами. Он, как находящийся еще в области духов падших, в плену и в рабстве у них, способен видеть только их, и они нередко, заметив в нем высокое мнение о себе и самообольщение, являются ему в виде Ангелов светлых, в виде Самого Христа, для погубления души его.

Самый опасный, неправильный образ молитвы бывает тогда, когда молящийся сочиняет силой своего воображения мечты или картины, заимствуя их по видимости из Священного Писания, в сущности же из собственного состояния, из своего падения, из своей греховности, из своего самообольщения. Этими картинами он льстит своему самомнению, своему тщеславию, своему высокоумию, своей гордости, обманывает себя. Очевидно, что все сочиняемое мечтательностью нашей падшей природы, извращенной падением природы, не существует на самом деле, есть вымысел и ложь, столь свойственные, столь возлюбленные падшему ангелу. Мечтатель, с первого шага на пути молитвенном выходит из области истины, вступает в область лжи, в область сатаны, произвольно подчиняется влиянию сатаны.

Мечтательность в молитве еще вреднее рассеянности. Рассеянность делает молитву бесплодною, а мечтательность служит причиною плодов ложных: самообольщения и (называемой так святыми отцами) бесовской прелести».
Св.

tattooe.ru - Журнал современной молодежи