Краткий пересказ воробей тургенев. Подробное изложение «Воробей» (по рассказу И.С.Тургенева) Презентацию подготовила Ермилова Людмила Серафимовна, учитель русского языка и литературы МОУ. Главные герои и их характеристики

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Подробное изложение «Воробей» (по рассказу И.С.Тургенева) Презентацию подготовила Ермилова Людмила Серафимовна, учитель русского языка и литературы МОУ «Вейделевская СОШ» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Вейделевская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области» , п.Вейделевка, ул.Центральная, д.30, тел.: ,


Цели урока: формировать навык воссоздания прослушанного текста с сохранением той же композиционной формы и деталей содержания текста, помочь учащимся приобрести опыт написания подробного изложения; вырабатывать умение понимать «основную мысль текста», «основные факты и их последовательность»; учить составлять план, способствующий полному раскрытию темы высказывания; развивать речь учащихся; подготовить учащихся к написанию подробного изложения




Иван Сергеевич Тургенев () Иван Сергеевич Тургенев родился в 1818 году в Орле в дворянской семье. Детство он провел в поместье родителей в Спасском-Лутовинове на Орловщине. Великий русский писатель получил строгое воспитание и глубокое и разностороннее образование, обучаясь в Московском университете, на философском факультете Петербургского университета, в Берлинском университете в Германии. Творческий путь в литературе Тургенев начинал с романтических произведений. Он писал о красоте русской природы, о людях, окружавших его, но делал это, как «артист, художник и музыкант» в одном лице. Язык Тургенева богат и красочен. Иван Сергеевич не только любил природу, но понимал и чувствовал её. В своих произведениях писатель воспевал силу любви и жизни.








Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище. Но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.




Анализ текста Определение типа текста -Какие типы текста вы знаете? -Подумайте, к какому функционально- смысловому типу относится текст? Какой из трех типов текста в этом произведении преобладает? -Какой тип речи использует автор при появлении птенца? -Какой тип речи представлен в заключении?


Анализ текста -Проследите за тем, что и как говорит автор? -Какие он использует слова, словосочетания, предложения, чтобы более точно, ярко и выразительно рассказать о том, что произошло на аллее сада? -Какова позиция автора? Как она выражена в рассуждении?




Анализ текста -Какие глаголы, свидетельствующие о силе воробья, использует автор? -(прыгнул, ринулся спасать, заслонил, замирал, жертвовал) Вывод: старый воробей мог остаться на безопасной ветке, но не усидел. И хотя ему самому было очень страшно, он бросился спасать свое детище.






Используемые ресурсы: Плёнкин Н.А. Изложение с языковым разбором текста: Пособие для учителя. – 3-е изд., перераб. и доп. –М.: Просвещение, В.В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская, Н.В.Дрозд. Русский язык: сборник заданий. 5 класс.– М.: Дрофа, url=data13.gallery.ru%2Falbums%2Fgallery%2F m549x500te464.jpg&ed=1&text=%D0%A4%D0%BE% D1%82%D0%BE%20%D0%BE%D1%82%D0%BA%D 1%80%D1%8B%D1%82%D0%B0%D1%8F%20%D0% BF%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%B E%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%B8%D1 %87%D1%8C%D0 4. htpp://ru.wikipedia.org/wiki

Серия миниатюр «Стихотворения в прозе» – итог жизни писателя, философское ее осмысление, отражение сокровенных мыслей и чувств.

Большинство произведений цикла полны грусти, одиночества и размышлений о скоротечности жизни, характерных для пожилого человека. Но миниатюра «Воробей» написана в оптимистичных тонах. В ней звучит настоящий гимн жизни и любви, перед которыми бессильно любое зло.

В нескольких словах Тургенев обрисовывает настоящую жизненную драму. Главные ее герои – животные. Однако читатель ясно понимает, что речь идет о самоотверженной любви вообще, и не только родительской.

Композиция произведения традиционна: неспешная завязка, стремительное развитие действия и развязка. Охотничий пес Трезор вовсе не является воплощением зла. Он больше олицетворяет судьбу, рок. Собака, подчиняясь инстинктам, хватает дичь. Ее не волнует, что это всего лишь желторотый птенчик. Для маленького воробья пес является «громадным чудовищем» . Птица трепещет от ужаса, но не может «усидеть на высокой, безопасной ветке» и бросается спасать «свое детище» .

Самоотверженность взрослого воробья заставляет собаку пятиться. Трезор ошеломлен героизмом маленькой птицы. Он уважает силу, которая заставила воробья жертвовать собой ради птенца и, пусть с «жалким писком» , наступать на обидчика своего детеныша.

Сбивчивость, взволнованность в изложении, а также прерывистые фразы создают дополнительный накал чувств, придают динамизм действию. Ярко и эмоционально описывает Тургенев состояние птицы при помощи целой серии прилагательных (взъерошенный, искаженный, отчаянный, жалкий, маленький ) и глаголов (ринулся, заслонил, замирал, жертвовал ).

С момента первой публикации этой трогательной и поучительной истории о храбром воробье прошло 120 лет. Но произведение до сих пор издается отдельной книжкой для маленьких читателей и заставляет задуматься взрослых. Тургенев закончил стихотворение афористично: «только любовью держится и движется жизнь» . Эти слова актуальны и правдивы во все времена.

  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Первая любовь», краткое содержание по главам повести Тургенева
  • «Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • Тургенев Иван Сергеевич, краткая биография

И.С Тургенев — известный русский писатель-реалист, драматург и лирик. Он известен не только своим бессмертным романом «Отцы и дети», но и сборником «Стихотворения в прозе» (1877-1882гг), который так же затрагивает общественно-политические и нравственные проблемы. Одной из составляющих сборника является лирическая миниатюра «Воробей» (1878г).

«Воробей» был написан в 1878 году, став одним из заключительных произведений знаменитого русского писателя. Стоит упомянуть, что подобные «стихотворения» Тургенев писал тогда, когда к нему приходило вдохновение: писать приходилось на клочках бумаги и собирать отдельные материалы для сбора общего сюжета.

Михаил Матвеевич Стасюлевич — редактор журнала «Вестник Европы», где впоследствии в 1882 году было напечатано произведение — стал первым слушателем «Воробья», напророчив ему дорогу к всеобщему признанию и любви читателей. Мы же вместе с командой «Литерагуру» поспособствуем пониманию глубины смысла, заключённого в строках позднего литературного творения Тургенева.

Жанр, направление

«Воробей» относится к лирическому роду литературы, в который, помимо стихотворения, входят ода, элегия, эпитафия, послание и эпиграмма. В лирике с помощью средств выразительности описываются чувства и эмоциональное состояние главных героев, показывая внутренний мир персонажей произведения. Направление, в рамках которого оценивается «Воробей» — реализм.

И.С. Тургенев для наибольшей передачи лирических переживаний использует такой жанр в литературе, как стихотворение в прозе. Это особая литературная форма, с помощью которой писатель в краткой форме описывает особый смысл и повышенную эмоциональность, не прибегая к рифме и ритмической организации текста. Складный текст без рифмы помогает читателю понять не только идею произведения, но и проникнуть в «тайны», заключенные в творении писателя.

Главные герои и их характеристики

  • Особенностью «Воробья» является наличие в произведении главных героев в роли животных, которые попали в большую жизненную драму. Пёс Трезор , который пытается завладеть дичью в лице маленького беззащитного птенца, олицетворяет не столько само зло, сколько превратность судьбы и трудности жизни. Ведь именно тот факт, что он уступает отважному воробью свою «добычу», говорит о том, что Трезор всего лишь следует «зову животного мира», а не личным побуждениям, что нельзя сказать о главном герое…
  • Взрослый воробей самоотвержен и отважен перед лицом опасности, но именно любовь к своему «птенцу» заставляет его рисковать собственной жизнью. Тургенев пишет о такой «любви», которая свойственна каждому живому существу, она жертвенна и бескорыстна, что и отличает её от обыкновенного природного инстинкта. И если маленький воробушек нуждается в опеке и боится противостоять надвигающейся угрозе, то взрослый воробей не думает о последствиях смерти, для него важна участь его «чада».
  • Сам охотник, лирический герой , предстает перед нами честным и принципиальным человеком, лишенным жестокости и агрессии. Он охотится, но в то же время играет по правилам: берет лишь то, чего смог добиться на равных условиях. Зверь, лишенный возможности сопротивляться и обыграть людей, ему не нужен. Он старается бережно относиться к природе и экономно расходовать ее ресурсы. Его сердце доброе, поэтому охотник оставляет воробьиное семейство в покое, восхищаясь храбростью отважной птицы.
  • Темы

  1. Основная тема – материнская любовь — чувство, присущее каждому живому существу, отличающее его от бесчувственного камня или металла. Именно тягу к своему чаду и заботу о нем продемонстрировал воробей, пренебрегая жизнью ради спасения птенца. Здесь следует сказать, что Тургенев в сжатой литературной форме смог донести до читателя всю остроту этого чувства, которое ощущают все обитатели нашей планеты. Поэтому человек не должен зазнаваться и считать себе выше братьев меньших, ведь все мы живем одними ценностями, за которые можем и умереть.
  2. Ещё одной темой произведения является понятие «ответственности» . Ответственность за собственное «чадо», за сохранение его безопасности и за его укрытие от всяческих жизненных трудностей и проблем в понимании Тургенева отличает «настоящее», можно сказать, «человеческое чувство», произошедшее от животного инстинкта.
  3. Также автор поднимает тему бережного отношения к природе . Своим поведением он показывает, что человек должен быть скромным и экономным хозяином. Свои возможности нужно ограничивать соображениями этики, морали и бережливости, ведь нам дана одна земля, и мы не вправе ее бездумно расхищать, убивая легкую добычу — животных, которые даже не могут постоять за себя.
  4. Проблемы

  • И.С. Тургенев, описывая вышеуказанные темы, добавляет в своё произведение ещё одну, немало важную, проблему — признания любви. Ведь именно это чувство заставляет смущённого охотничьего пса Трезора отступить от намеченной цели: поимки добычи. Сам автор тоже отзывает пса, дабы окончательно избавить птицу от страха. Он, как и его питомец, признает то, что сила любви родителя к ребенку должна лишь вызывать благоговение, а не провоцировать на агрессию. Увы, люди не всегда считаются с чувствами животных, ошибочно полагая, что зверь не способен любить свою семью.
  • Также читатель может разглядеть проблему нравственного выбора , которая решается у воробья очень просто, благодаря инстинкту и гармонии естественного мира, где он обитает. К сожалению, люди не всегда могут последовать его примеру, ведь их мир наполнен сложностями, противоречиями и фальшью, которые искажают естественную натуру человека. Именно поэтому автор обращает внимание читателя на этот случай на охоте: он учит нас бескомпромиссно защищать то главное, что у нас есть.
  • Смысл

    Автор произведения показывает настоящую силу любви, которая сильнее страха смерти и самой смерти. Такова его основная идея. В понимании Тургенева каждому живому существу присущи такого рода качества, и только глупец не сможет понять, что в одном даже самом маленьком «божьем создании» заключено больше любви и материнской заботы, чем в некоторых людях. Данное произведение – своеобразная притча о том, как надо любить.

    Также писатель учит нас с уважением относиться к любви, где бы мы ее не встретили. Над ней не надо смеяться, даже если ее проявления временами кажутся нам нелепыми. Над нею надо благоговеть, ибо данное качество – великая ценность всех живых существ.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Автор повестей «Первая любовь», «Вешние воды», романов «Дворянское гнездо», «Накануне» - прежде всего певец любви и почитатель природы, ассоциирующейся у него с мирозданием. В жизни как самого Тургенева, так и центральных его пламенные чувства занимают не только приоритетное, но и воистину основополагающее место. Это покажет маленькое произведение и его анализ — «Воробей». Тургенев изобразил в нём один из ликов любви.

Завязка стихотворения «Воробей»

Мужчина возвращается с охоты домой. Он уже идёт по аллее сада. Собака, как и положено легавой, бежит впереди - она всегда и везде высматривает добычу. Вдруг (благодаря этому наречию читатель обращает внимание, что сейчас что-то начнётся) она изменила темп и начала медленно к чему-то подкрадываться. Оказывается, недалеко от аллеи неподвижно сидел желтоклювый птенчик.

Он был совершенно беспомощен, только топорщил чуть прораставшие крылышки. Сочувствие к воробушку парализует охотника — именно это показывает читателям произведение и его анализ («Воробей»). Тургенев хотел продемонстрировать, что человек значительно медленнее, чем животные, реагирует на происходящее. Мужчина только смотрит и ничего не делает.

Кульминация

А собака, потихоньку переставляя лапы, приближается к несчастному. Вдруг (это наречие повторно резко меняет всю обстановку) с дерева перед самой мордой собаки с огромной зубастой оскаленной пастью отважно падает растопыривший все пёрышки воробушек.

Писатель использует при этом деепричастный оборот, как бы ускоряя действия защитника. Воробей жалок, беспомощен, хрипло пищит, но прыгает в сторону собаки, защищая птенца, закрывая его собой. В этой части произведения автор использует антонимы, противопоставляя громадность собаки по сравнению с маленьким тельцем птички.

Пернатое создание решило стать жертвой этого зверя, хотя ему ужасно страшно. Все использованные при этом глаголы точно и красочно передают те действий, которые помогли в этой отчаянной ситуации. Собака оторопела, остановилась и даже двинулась назад. Никогда нельзя терять надежду на спасение - такой вывод делают читатели, разобрав произведение по частям, сделав его анализ («Воробей»). Тургенев показал, как могуч природный инстинкт защиты своего детёныша.

Развязка

Охотник отозвал собаку, которая опешила, а сам с благоговением перед поведением старого воробья ушёл. Он брёл между деревьев, думал о произошедшем и невольно делал анализ. Воробей... Тургенев возвеличил маленькую птичку, а охотника оставил озадаченным. И главный персонаж этой истории, и автор, и читатели — все посмотрели на птичку, как на героя, преклоняясь перед её самоотверженной любовью.

Художественный стиль

Это лирическое повествование в прозе, в котором последовательно описывается вся цепь событий. В нём широко используются эпитеты при описании и старого, и молодого воробья. Именно они передают весь ужас происходящего действия. Ярко нарисована собака, которую тоже ведёт инстинкт. Она полностью подчинена охотничьему азарту. Это выше её сил - не следовать ему. Животное может остановить только хозяин, но никак не дичь.

А тут на её пути встал маленький воробей, весь трепещущий от страха, но готовый защищать птенчика. отвага остановили пса, который немало повидал. Эмоциональность и образность Тургенева нам во всех деталях показывают, казалось бы, незначительное событие. Автор поднялся до самых высоких обобщений в произведении «Воробей». Тургенев, тема у которого в стихотворении связана с любовью и жертвенностью, в других местах назовёт её священным пламенем и чувством, являющимся отблеском самой вечности.

Стихотворение в прозе

Это написал в апреле 1878 года. В это время автору исполнилось 60 лет и его всюду преследовал призрак близящейся кончины. Чтобы отвлечься от чёрных мыслей, убедить себя в вечной победе добра над злом, он создаст это стихотворение в прозе. Оно пронизано проникновенными строками о любви, на которой всё держится и движется. Именно на этой позитивной ноте заканчивает Тургенев «Воробей», краткое содержание которого было изложено.

tattooe.ru - Журнал современной молодежи