Русский язык в татарстане последние. Что стоит за обсуждением статусов русского и татарского языков в Татарстане? Дело пойдет по «башкирскому сценарию»

В Татарстане вновь стала актуальной тема преподавания русского и татарского языков в школе. Местное Общество русской культуры направило письмо министру образования и науки РФ Ольге Васильевой, заявив о «страдании по крайней мере половины детей» региона: им преподают «фактически ненужный предмет “татарский язык”» в ущерб русскому языку и литературе. Ранее о недопустимости сокращения часов изучения русского языка заявлял Владимир Путин. Чиновники Татарстана заявляют об отсутствии в регионе проблем с языками. Эксперты, напомнив об истечении срока договора о разграничении полномочий между Татарстаном и РФ, ждут от федерального центра «политического решения».


Вчера Общество русской культуры Татарстана сообщило, что совместно с Комитетом русскоязычных родителей республики подготовило обращение к министру образования и науки РФ Ольге Васильевой о «ситуации с изучением языков» в регионе. Общественники заявляют, что руководством республики она «доведена до предела» и, несмотря на то, что «о проблеме уже заявил президент России… страдания по крайней мере половины детей в республике… продолжатся с нынешнего 1 сентября». Активисты отмечают, что русскоязычные школьники региона изучают русский язык и литературу в сокращенных объемах. К тому же посещают «по 5-6 уроков в неделю фактически ненужного предмета “татарский язык”». «Очевидно, что в целом ситуация в нашем регионе уже представляет угрозу для безопасности страны»,- говорится в обращении. Активисты выражают надежду, что госпоже Васильевой, которая родилась в Бугульме, «удастся не только легко и быстро разобраться в ситуации, а найти пути ее исправления»: «Очевидно, что обучение… русскоязычных детей татарскому языку не дает никакого эффекта для сохранения татарского языка, и что упор здесь необходимо сосредоточить на его носителях и желающих изучать».

Обращение написано спустя месяц после выступления Владимира Путина на выездном заседании Совета по межнациональным отношениям в столице Марий Эл Йошкар-Оле. «Заставлять человека изучать язык, который родным для него не является, так же недопустимо, как и снижать уровень преподавания русского. Обращаю на это особое внимание глав регионов»,- сказал тогда президент. Он отметил, что русский язык «знать должен каждый», это «государственный, язык межнационального общения и его ничем заменить нельзя». Вместе с тем другие языки, как считает господин Путин, не должны изучаться в обязательном порядке: «Языки народов России - это тоже неотъемлемая часть самобытной культуры народов России. Изучать эти языки - гарантированное Конституцией право, право добровольное».

Вместе с тем в Татарстане татарский язык преподается в школах в обязательном порядке. Это предусмотрено региональным законом 1992 года. Он гарантирует, что оба языка в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования изучаются в равных объемах. Татарский и русский - государственные языки в Татарстане, согласно Конституции республики.

В 2011 году сторонники Общества русской культуры уже направляли письмо тогдашнему президенту России Дмитрию Медведеву, в котором указывали, что в Татарстане «дети за весь период обучения получают вместо 1,2 тыс. всего 700 часов русского языка». В этом году активисты провели в Казани митинг «против языковой тирании». Однако он собрал не более 50 человек.

Глава Общества русской культуры Татарстана Михаил Щеглов вчера сообщил “Ъ”, что новое обращение к Ольге Васильевой планируется передать «лично в руки» на Общероссийском родительском собрании 30 августа. Копия письма уже направлена по почте. К обращению прикреплены документы и прежняя переписка родителей с региональными и федеральными чиновниками, которая «не дала результата». Господин Щеглов рассчитывает, что в связи с заявлением Путина будет принято «кардинальное решение вопроса», вплоть до изменения языкового законодательства республики.

Вместе с тем в Министерстве образования и науки Татарстана отрицают, что русскоязычные школьники в регионе испытывают какие-либо проблемы. «У нас есть Конституция республики, есть закон о языках, закон об образовании, два государственных языка: русский язык и татарский язык»,- комментировал прежде заявление Владимира Путина региональный министр Энгель Фаттахов. Он отмечал, что в Татарстане работают по федеральным стандартам: «В этом плане у нас нарушений нет. Все наши действия согласованы с Министерством образования РФ». А вице-президент Академии наук Татарстана Рафаэль Хакимов заявлял “Ъ”, что если госязыки в республиках не будут преподаваться в школах, то это грозит «ликвидацией республик»: «В чем тогда будет отличие республики от Кировской области?»

Политолог, профессор Казанского национального исследовательского технологического университета Сергей Сергеев полагает, что на этот раз «есть шанс», что федеральный центр может отреагировать на обращения родителей. Он напоминает, что сейчас отношения между республикой и федеральным центром достаточно сложны в связи прекращением договора между Татарстаном и РФ: «Я думаю, в Кремле хорошо осведомлены о проблемах с преподаванием языков в республике. Руководство Татарстана могут вежливо попросить привести региональное законодательство в соответствие федеральному». Он считает «компромиссным вариантом», если в части школ будут изменены учебные планы и русский язык будет преподаваться в тех же объемах, что и в других регионах. «В любом случае решение в отношении Татарстана будет политическим. И в случае, если оно не будет принято, это тоже политическое решение»,- заключает эксперт.

Разбирательство по которому ранее дважды откладывал татарстанский парламент, был наконец-то рассмотрен на заседании 29 ноября. Как известно, до 30 ноября должны быть подведены итоги выполнения поручения президента России Владимира Путина о добровольности изучения родных и государственных языков в стране. Об итогах проверки доложил прокурор Татарстана Илдус Нафиков.

«Будем решительно пресекать»

О «языковом вопросе» прокурор высказался впервые. Он отчитался об итогах проверок в школах: они прошли во всех 1412 образовательных учреждениях республики, выявлено 3856 нарушений.

Прокурор Татарстана впервые высказался о языковом вопросе. Фото: Госсовет РТ

Прежде всего, это снижение объёмов преподавания русского языка, предусмотренных федеральными образовательными стандартами (ФГОС). Нормы соблюдались лишь в 24 школах. Прокурор заявил также о нарушении права на добровольное изучение родных языков и госязыков республики. Кроме того, в республике незаконно ввели ОГЭ по татарскому языку, которое влияло на перевод в 10 класс и на средний балл аттестата. Выявлено вмешательство республиканских и муниципальных органов в автономию школ.

«Приняты меры прокурорского реагирования по устранению этих нарушений и недопущению впредь - как в отношении образовательных учреждений, так и на республиканском уровне, вплоть до президента РТ», - резюмировал прокурор.

Илдус Нафиков сказал и о результатах контрольных проверок, проведенных в течение первой недели с начала второй четверти. Все школы Казани, за исключением одной, устранили выявленные нарушения. Приведены в соответствие с законом учебные планы и положения о языках. Часов русского языка стало больше, а родной язык изучается добровольно.

«В сложных условиях вы реагировали по-государственному, мудро и правильно, - счёл нужным поблагодарить администрации школ и преподавателей прокурор. - Сейчас принимаются меры по дальнейшему устранению нарушений в той части, где требуется время - на разработку учебных методик, подготовку учебников».

Заодно прокурор предостерег «горячие головы» от незаконных действий и высказываний экстремистского характера. «Они будут решительно и жёстко пресечены, с чьей бы стороны ни исходили, - подчеркнул глава надзорного ведомства. - Наша общая задача - достичь конструктивного решения вопроса и исполнить закон. Главное - обеспечить, чтобы сделанное не осталось лишь на бумаге». Илдус Нафиков пообещал оперативно реагировать на любые жалобы о перекосах, искажении закона.

После выступления прокурора депутаты приняли постановление, в котором поручили минобрнауки РТ принять меры по организации учебного процесса в соответствии с примерными учебными планами, поступившими от минобрнауки РФ. По предложению председателя Госсовета РТ Фарида Мухаметшина оно было принято без прений, «чтобы не создавать напряжение в учительской среде, в семьях».

Движение продолжается

Напомним, республика ранее в качестве компромисса предлагала ввести два часа татарского языка для всех учащихся как государственного, плюс татарский язык можно было выбрать как родной. Однако во ФГОСах предмета «государственный язык субъекта страны» не было. Теперь он появился. Рекомендации минобрнауки РФ также озвучил прокурор: «Добровольно, на основе письменного согласия родителей в пределах - до двух часов в неделю за счёт части, формируемой участниками образовательных отношений».

Хотя власти республики ждали другого ответа из Москвы, Фарид Мухаметшин всё же нашёл плюсы в сложившейся ситуации. «Найдено понимание с коллегами из федерального министерства, - отметил он. - Татарский язык как государственный язык РТ в рамках учебных планов в школах будет изучаться. Мы идем по пути нахождения решений преподавания государственных языков РТ».

Глава комитета Госсовета РТ по образованию Разиль Валеев заявил, что решение о добровольном изучении татарского языка его, конечно же, не устраивает. «Мы к этому вопросу ещё вернёмся - будем обсуждать с минобрнауки РТ, как идти вперёд шаг за шагом для решения этого сложного и очень щепетильного вопроса. Важно, что сделан маленький шажок вперёд: впервые прозвучала идея о возможности преподавания госязыков. А как преподавать - в обязательном порядке или добровольном - это уже другой вопрос».

Разиль Валеев решение не удовлетворен. Фото: пресс-служба президента РТ

На заседании депутаты не стали поднимать вопрос о том, как быть с законодательством республики, где говорится об изучении государственных языков (русского и татарского) в равных объемах. Депутат Разиль Валеев отметил, что никаких претензий к закону РТ нет ни со стороны прокуратуры, ни со стороны Рособрнадзора, других надзорных органов.

«Меня смущает, что к этим законам почему-то никто не обращается - речь идёт только о поручениях (президента РФ Путина - Прим. авт.), - считает Разиль Валеев. - Поручения - это хорошо, мы должны прислушиваться к мнению президента нашей страны. Это само собой разумеется. Но мы должны работать в правовом поле».

«В любом споре, диалоге должно побеждать благоразумие. Благоразумное решение было найдено, - комментирует разрешение «языкового вопроса» директор Дома Дружбы народов Татарстана Ирек Шарипов . - Сегодняшнее решение имеет значение в государственном строительстве РФ. Во все 22 национальных субъекта РФ вернулся предмет «государственный язык субъекта РФ». Этот пробел сегодня восполнен, что очень важно для дальнейшей судьбы нашего демократичного, федеративного государства».

«17 языков - вне правового поля?»

Председатель комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов называет решение о добровольном изучении родных языков хорошим, но только на данном этапе. «Сейчас нам нужно успокоить всех - и родителей и педагогов, не устраивать абсолютно никому не нужных митингов, - объясняет он. - Этот вопрос не лежит в политической плоскости. Та работа, которая совместно была проведена, должна всех успокоить, перевести на позицию поиска дальнейших современных методов, механизмов сохранения родных языков».

Ильдар Гильмутдинов. Фото: пресс-служба Госсовет РТ

По словам Ильдара Гильмутдинова, комитет Госдумы по делам национальностей направил 23 ноября в минобрнауки РФ большой комплекс вопросов из 33 пунктов по теме сохранения родных языков. Ответы на них рассчитывают получить в течение месяца.

«Это государственная задача, требующая комплексного подхода, - сказал депутат. - Одна из острых проблем - экспертиза учебников, которых катастрофически не хватает. На сегодня в федеральном реестре есть учебники только по семи языкам, а ведь в системе образования 24 языка обучения! Значит, остальные 17 языков находятся вне правового поля?»

Ильдар Гильмутдинов предлагает восстановить институт национальных школ при минобрнауки РФ. А также искать стимулы привлечения в вузы студентов - будущих преподавателей родных языков. Например, готовить учителей профиля «английский - татарский» или «французский - татарский».

«Особенно серьёзное внимание нужно уделить русскоязычным детям, - считает Ильдар Гильмутдинов. - В моем понимании, если они научатся общаться [на татарском] на бытовом уровне, это будет уже здорово, этого вполне достаточно. Конечно, никаких экзаменов, тестов (по неродному языку) для этой категории детей быть не должно».

В Казани опять заговорили о том, что татарский язык необходимо изучать каждому ребенку в каждой школе. Ранее точку в этом вопросе поставил Владимир Путин, но татарстанские единороссы пытаются сделать вид, что это не точка, а точка с запятой. Показательно, что их в этом поддерживают пропагандистские СМИ, финансируемые из США.

В прошлом году Госсовет Татарстана принял решение о том, что преподавание татарского языка в школах республики будет проводиться . А теперь – принял обращение к спикеру Госдумы Вячеславу Володину, в котором призывает закрепить в федеральных образовательных стандартах обязательность изучения языков национальных республик.

Неделю назад на ту же тему в интервью ТАСС высказался спикер Госсовета Фарид Мухаметшин, который заявил, что добровольное изучение татарского языка внесло раскол в общество и его нужно отменить. «Я думаю, что надо добровольность убрать вот эту, она расколола и забила клин между русскими и татарами, в одном классе сидят дети, антагонизм такой делать зачем?» – заявил он.

Отметим, что из других источников информации об «антагонизме» не поступало.

Напомним, что логика противников «обязаловки» выглядит чрезвычайно просто. Российская Федерация – многонациональное государство, где живут представители более чем ста народов. Некоторые регионы являются национальными, и если в Татарстане одна «титульная» нация, то в Дагестане их десяток. Все языки смогут выучить только гении-полиглоты.

Государственным языком России и средством межнационального общения является русский язык – поэтому его должны знать все. Национальные языки при этом, цитируя Владимира Путина, «неотъемлемая часть культуры народов страны, и Конституция гарантирует право изучать эти языки в добровольном порядке».

«Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского», – это тоже , сказанные им на заседании Совета по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле в июле 2017 года. Казалось бы, что к этому могут добавить депутаты от «Единой России» – а именно эту партию представляют и Шарипов, и Мухаметшин, и большинство других подписантов обращения о необходимости «обязаловки»?

Однако добровольность изучения татарского языка не устраивает татарских единороссов.

При этом президент Татарстана Рустам Минниханов (кстати, последний оставшийся в России глава субъекта Федерации, носящий титул президента) в декабре 2017 года выступал со вполне разумными инициативами:

«Язык должен быть привлекательным, если язык используется, и изучение интересное. Сама система татарского языка была очень сложной, поэтому вызвала некое недовольство не только русского населения, но и татар. Поэтому нам надо работать над популяризацией татарского языка. Мы, конечно, будем работать и по части онлайн-обучения».

А в феврале 2018 года бесплатные курсы по изучению татарского языка открылись в мечетях Татарстана – и представители Духовного управления мусульман республики говорили о высоком интересе прихожан.

То есть ничто не мешает как этническим татарам, так и представителям других национальностей изучать татарский. А также – запускать программы по повышению привлекательности своего родного языка хоть на местном, хоть на федеральном, хоть на мировом уровне.

Поэтому слова о «рабстве» или о «холокосте» – это обыкновенная провокация. Отметим, кстати, что евреи почти 2000 лет пользовались языками окружающих народов, и только после создания государства Израиль был отчасти возрожден, а отчасти создан с нуля (в части современной терминологии) иврит. «Сохранению нации» многовековое отсутствие изучения родного языка ничуть не повредило. В отличие от холокоста, уничтожившего значительную часть европейских евреев.

Еще один яркий пример бессмысленности «обязаловки» демонстрирует нам городской совет Одессы и мэр этого города Геннадий Труханов. И городской глава, и большинство одесских депутатов родились и выросли на Украине. И в советские времена, и тем более после получения независимости украинский язык был обязательным для изучения во всех школах. Однако ни Труханов, ни подавляющее большинство депутатов государственным языком и не способны говорить на нем даже под угрозой репрессий.

Так зачем бессмысленно тратить время живущих в Татарстане и других национальных республиках детей на обязательное изучение языков, которые им никогда не пригодятся?

Дети, чьи родители думают о сохранении национальной культуры, будут добровольно (ну или по принуждению родственников, но это совсем другое, нежели принуждение со стороны государства) учить родной язык. А остальные лучше потратят это время на получение других, более актуальных для их профессионального будущего знаний.

В вопросе добровольности изучения национальных языков точка была поставлена в июле 2017 года. И превратить ее в точку с запятой ни у депутатов татарского госсовета, ни у кого-либо еще не получится.

Сегодняшнее заседание Госсовета Татарстана еще накануне в местных СМИ анонсировалось как историческое: в парламенте должны были вынести окончательное решение по обязательному преподаванию татарского языка в школах республики. В итоге, вопрос с языковой «принудиловкой» поставили в повестке первым пунктом . Но, вопреки ожиданиям, обсуждение прошло на редкость буднично - быстро и без прений. Вопрос рассматривали меньше 15 минут, после чего оперативно перешли к обсуждению бюджета на 2018 год.

В качестве главного (и единственного) спикера выступил прокурор Татарстана Илдус Нафиков, зачитавший с трибуны сухой по стилистике, но разгромный по содержанию пятиминутный доклад. «Абсолютным приоритетом является обеспечение реализации конституционных прав граждан, - напомнил Нафиков. - Зафиксировано снижение объемов преподавания русского языка в школах республики. Нормы соблюдались лишь в 24 школах . Также отмечено нарушение прав и свобод на добровольное изучение татарского языка с навязыванием итоговых тестирований, влияющих как на перевод в 10 класс, так и на средний балл аттестата . Отмечено вмешательство республиканских и муниципальных органов в автономность образовательных учреждений . Совокупность этих нарушений не только нарушала образовательные нормативы, но и негативно влияла на обеспечение свободы передвижения и выбора места жительства гражданами в пределах Российской Федерации».

В общей сложности, по словам Нафикова, при проведении проверки всех 1412 школ республики прокуратурой и Рособрнадзором зафиксированы 3856 нарушений . Все почти четыре тысячи случаев касались того, о чем предупреждал ранее президент России - лишения русскоязычных граждан России их конституционных прав на свободу выбора русского языка в качестве родного и навязывания им в качестве обязательного татарского языка . Как итог, в Татарстане было выявлено высокое снижение объема изучения русского языка - государственного языка Российской Федерации .

Илдус Нафиков сообщил, что с начала проверки (середина октября - EADaily) в адрес прокуратуры поступило 1716 жалоб по фактам «обязаловки» в школах в ущерб русскому . «Все они проверены и разрешены. Обеспечена добровольность изучения родного языка там, где учебными планами предусмотрено его преподавание». Прокурор поблагодарил педагогов, которые в ходе проверки оперативно сигнализировали в прокуратуру и Рособрнадзор о языковых перекосах в учебном процессе, о силовом нажиме на учителей, учеников и родителей, когда Москва «взялась за язык» . «В сложных условиях вы реагировали по государственному, мудро и правильно. Не допустили разжигания розни, обеспечили непрерывность процесса образования».

Нафиков, излагая ситуацию с русским языком в Татарстане, основной акцент сделал на слове «рознь» - синониме понятия «экстремизм» (ст. 282 УК РФ - прим. EADaily). «Должен предостеречь „горячие головы“ от незаконных действий и высказываний экстремистского характера. Они будут жестко и решительно пресечены, с чьей бы стороны ни исходили. Прокуратура против разжигания страстей и конфликтных ситуаций».

В социальных сетях уже отметили поразительное сходство интонации, с которой Нафиков обещал кару «языковым экстремистам», с интонацией Владимира Путина, когда он в 1999 году предрек террористам смерть в отхожем месте . Из этого народные наблюдатели сделали вывод: Нафиков в парламенте говорил не от себя, а от президента России . Что логично - по Конституции России, прокурор Татарстана подотчетен Московскому Кремлю, а не Казанскому. Да и назначил Нафикова в 2013 году прокурором Владимир Путин, а не Рустам Минниханов .

Из сухого тона прокурора в республике сделали правильный вывод: Москва взялась за языковую проблему в Татарстане всерьез и, как говорится, будет карать, невзирая на статус, положение, рейтинги «Единой России» и прочие атрибуты общефедеральной «табели о рангах» .

Показательна реакция аудитории в Госсовете на речь Нафикова. Сидевший в зале Госсовета госсоветник Минтимер Шаймиев скорбно молчал. Хотя обычно экс-президент Татарстана, если дело касается атрибутов «татарского суверенитета», на эмоции не скупится. Из этого наблюдатели сделали вывод, что Шаймиев сам, скорее всего, решил не лезть на рожон и предостерег от этого других членов «старой гвардии» . Куда, в частности, входят президент Татарстана Рустам Минниханов (бывший при Шаймиеве министром финансов) и нынешний министр образования Татарстана (инженер-механик по специальности) Энгель Фаттахов. Судя по тому, что Энгель Навапович также не отреагировал на доклад прокурора, он молчание Шаймиева оценил правильно.

Верно услышал высказанное Нафиковым ы и еще один «ветеран» - спикер Госсовета Фарит Мухаметшин. Он обратился к депутатам с предупреждением «не политизировать проблему». Политизация - еще одно ключевое слово «языкового» заседания Госсовета, своего рода жупел. Хотя многолетнее навязывание татарского языка школьникам многонационального Татарстана нельзя назвать иначе, как национализмом , да и объяснить можно только националистическими прихотями руководства. Татарский язык в ущерб русскому - символ Татарстана как «суверенного государства» . В остальном, «отцы суверенитета» с начала девяностых пестовали «суверенитет» лишь с одной целью - обеспечить себе статус пожизненных хозяев Татарстана вместе со всеми вытекающими - правовой неприкосновенностью и возможностью торговаться с Москвой.

«Угроза смерти татарского языка» вследствие русификации, ассимиляции, глобализации… а также другие надуманные тезисы националистов в руководстве Татарстана - не более чем пафос. Значительная часть депутатов Госсовета давно в курсе нюансов «по языковому вопросу». Скорее всего, народные избранники именно поэтому предпочли не спорить с тем, как оценили в Москве языковое «благополучие» Татарстана, а одобрить то, что предложила Москва в лице Минобрнауки РФ. Согласно заявлению Нафикова, отныне татарский язык можно будет изучать в регионе «только добровольно, на основании письменного согласия родителей или законных представителей учащихся в пределах двух часов в неделю за счет части, формируемой участниками образовательных отношений».

Правда, без реплики спикера Мухаметшина все же не обошлось. По его словам, вопрос изучения татарского языка в школах республики «очень волнует общественность», и к депутатам поступало много заявлений от «неравнодушных граждан». От кого именно, каким депутатам, и что в этих обращениях говорилось, Мухаметшин не сообщил. Он также сказал: «Министерству образования и науки предстоит большая работа по принятию в школах учебных планов с включением в них татарского языка в объеме 2 часов. Необходим комплекс мероприятий, включающий в себя изменения в рабочие программы по татарскому языку, обновление татарской литературы, методических документов, повышению квалификации и переподготовки кадров».
Отметим, что с 2012 года школа каждого субъекта РФ совместно с родителями учеников выбирает план обучения из нескольких, предлагаемых федеральным государственным образовательным стандартом и федеральным законом «Об образовании». В случае с Татарстаном (как и с любым национальным регионом) дирекции школ и родители имеют право выбрать себе как пресловутую «региональную компоненту», так и общефедеральный план - без часов на национальный язык, но с упором на русский, литературу и один европейский язык. Однако ж Фарит Мухаметшин как раньше умалчивал о таких нюансах, так и сейчас не сообщил об этом. Как и о том, что упомянутый «объем 2 часов» становится добровольным.

Капитуляцию этнократии было забавно наблюдать со стороны. До доклада Илдуса Нафикова в Госсовете в республике еще пытались с помощью админресурса создавать иллюзию протестной волны. Раньше в образе рукотворной защиты «языкового суверенитета» была условная «преподавательница нацязыка», оставшаяся без работы. Когда этот ресурс себя исчерпал, этнократы прикрылись русскими педагогами, назначенными на роль «беззаветных защитников» татарского в ущерб русскому . В авангард антифедерального педагогического фронта попал директор специализированного лицея в Казани Павел Шмаков - «российский и финский педагог» (в 2000 году Шмаков уехал на ПМЖ в Финляндию, но в 2011 году вернулся в Казань - прим. EADaily), «икона» либерально-ориентированных родителей казанских школьников. Связанный с «Радио Свобода» портал «Идель.Реалии» охотно процитировал Шмакова, вставшего на «защиту культурного многообразия», трансформировавшегося в сознании педагога-директора в защиту языковой «принудиловки»: «Мы считаем, что нельзя делить детей на татар и русских, что татары идут на свой татарский, а русские идут играть в футбол». По мнению Шмакова, учить татарский должны все школьники, и в его школе СОлНЦе так и будет.

Прокурорские проверки Шмаков сравнил с хождением в солдатских сапогах по нежным цветам. Прокурорские проверки возмутили педагога, который в своем желании наказать инспекторов-солдафонов договорился до абсурда: «Они фотографировали детское нижнее белье, личные предметы…». Но сверхэмоциональное и сбивчивое видеоинтервью Шмакова имело воздействие разве что на людей, которые совсем не в курсе реалий Татарстана. А то, как вертикаль республики, выслушивая Нафикова, взяла под козырек, только подтверждает известное выражение «своя рубашка ближе к телу»: перепуганные этнократы, чтобы сохранить личную безопасность, быстро «сдали» родной татарский язык, на принудительном обучении которому еще вчера настаивали чуть ли не с пеной у рта.

Отметим, что точно также - ради «сохранения всего нажитого непосильным трудом» (за 27 лет этнократии) был тихо сдан пресловутый договор о разграничениии полномочий между федеральным центром и республикой, в начале этого года пошла под суд целая когорта ранее «неприкосновенных» национал-активистов. Долгожители высоких кабинетов Казани ради спокойствия и благополучия себя оказались готовы проявить «многовекторность», превратившись из защитников «государства Татарстан» в «патриотов России». На этом фоне в республике в компетентных кругах все отчетливее звучат мнения, что Рустаму Минниханову не досидеть свой срок в президентах Татарстана, а «старой гвардии» за все прошлые этнократические «шалости» все-таки придется отвечать перед российским правосудием.

Эти мнения отчасти подкрепляются ранними выкладками некоторых московских экспертов. Согласно им, от отставки президента Рустама Минниханова раньше спасали только статус Татарстана как «суперблагополучного» региона и отсутствие конфликтов . Иллюзия «суперблагополучия» лопнула в начале 2017 года вместе с крахом «империи» Татфондбанка . А стремление Казани во что бы то ни стало следовать старым этнократическим курсом привело к выступлению Владимира Путина в Йошкар-Оле и комплексным «языковым» проверкам в школах региона. Согласно итогам этих проверок, отставка - самое простое наказание, которое может ожидать высших чиновников республики .

1 декабря президенту Владимиру Путину представят отчет на предмет добровольности изучения национальных языков в российских школах. Острее всего вопрос об обязательном двуязычии встал в Татарстане, где попытки властей разобраться с изучением татарского и русского языков поссорили родителей, учителей и школьников. 29 ноября прокурор республики Илдус Нафиков заявил о завершении проверки почти полутора тысяч школ и переходе преподавания татарского языка на новую систему - по два часа в неделю в качестве предмета по выбору. Региональные элиты говорят о крахе федерализма, а директор одной из лучших школ Татарстана пытается найти компромисс. Корреспондент «Новой» отправилась в Татарстан, чтобы узнать, как жители республики реагируют на «наведенный порядок».

Четыре месяца назад выступление президента Владимира Путина в Йошкар-Оле, посвященное добровольности изучения региональных языков в субъектах России, пошатнуло устоявшуюся модель двуязычия в национальных республиках. «Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского», — заявил тогда глава государства. По итогам Совета по межнациональным делам он поручил прокуратуре провести в школах проверку и сообщить, соблюдается ли принцип добровольности при изучении языков.

Примечательно, что тогда Казань, привыкшая к своему особому положению, слова президента на свой счет не приняла. Министр образования Татарстана Энгель Фаттахов вплоть до сентября убеждал жителей республики, что регион федеральные законы не нарушает. Основания для таких рассуждений все-таки были. С 1990-х годов, согласно региональному закону, татарский и русский языки в Татарстане преподавались в школах в обязательном порядке. А в 2004 году Конституционный суд России в ответ на обращение недовольных «обязаловкой» родителей признал, что изучение татарского языка как государственного не противоречит Конституции РФ.

Лишь в октябре, когда в Казани появилась делегация из Генпрокуратуры, местные прокуроры начали проверки, а школы в разгаре учебного года стали экстренно «вырезать» из расписаний и обязательной части учебной программы татарский язык.

Дошло до того, что повсеместно для директоров школ проводились собрания, на которых объясняли, как правильно увольнять оказавшихся лишними учителей татарского языка.

Директор казанской школы “СОлНЦе» Павел Шмаков на одном из таких собраний публично отказался исполнять предписания прокуратуры, посчитав, что действия правоохранителей приведут к вражде по этническому признаку. Он заявил, что как минимум до конца учебного года сохранит работу учителям татарского.

«Уважать культуру народа, с которым ты живешь»

Позиция Павла Шмакова по языковому вопросу не могла остаться незамеченной. В школу пришло представление прокуратуры с требованием наказать заместителей директора за нарушение федерального законодательства из-за наличия в учебном плане обязательного татарского языка и литературы. Рособрнадзор по Республике Татарстан, не замечавший прежде, что в «СОлНЦе» нет спортивного зала и столовой, решил подать в суд на школу. С проверкой пожаловал и Роспотребнадзор. «У нас еще в этом году не было Госпожнадзора», — иронизирует Шмаков.

«Специализированному олимпиадно-научного центру» — школе «СОлНЦе» — противостояние с местной властью не в новинку. С момента основания в 2013 году школа успела побороться с муниципалитетом за выделение денег на зарплаты учителям, прошла множество инспекций, несколько судов разных уровней и даже проводила акции протеста против несправедливых решений надзорных органов. Все это не помешало стать «СОлНЦу» лучшей школой Татарстана в 2016 году.

Бездействовать сейчас Шмаков также не собирается. Он уже подал два судебных иска с обжалованием незаконных действий и бездействия надзорных органов. 29 ноября в Вахитовском районном суде Казани начнется рассмотрение первого иска школы к прокуратуре.

— Прокуратура перегибает палку. Двадцать пять лет она не следила за выполнением федеральных законов, а теперь решила свою задачу перевыполнить. Путин не сказал сделать все срочно и немедленно, он сказал принципиальный вопрос решить, — объясняет Шмаков.— С моей точки зрения, правильным было бы следующим летом с этим разобраться, без спешки, а не выгонять учителей на улицу на глазах у детей.

При этом директор «СОлНЦа» считает большое количество часов татарского в школах излишним. Он также не отрицает проблему некачественного преподавания данного предмета, но настаивает на двух часах «обязательного» татарского языка и для русских, и для татар.

— Необходимо знать и уважать культуру того народа, с которым ты живешь. Есть школьники, увлеченные историей, и они говорят, что им не нужна математика, но она нужна, хотя бы немножко. Просто в таком возрасте это еще не все способны понять. Надо изучать не правила татарского языка, а приветствия, самые популярные песни, стихи. Можно же сделать преподавание интересным и качественным! Но не должно быть так, чтобы татарин учил татарский, а русский в это время бежал играть в футбол, — рассуждает Шмаков.

К слову, родители в школе Шмакова единодушно согласились не писать заявления об отказе от татарского языка. Для Татарстана сейчас это завидная редкость.

Еще в сентябре было подано несколько тысяч заявлений с отказом от посещения татарского. Писали их и русские, и татарские семьи, недовольные дополнительной языковой нагрузкой на детей.

Ответ вышестоящих инстанций на родительские обращения сводился к тому, что татарский язык является обязательным для всех. Ситуация изменилась с началом прокурорских проверок. И уже во второй четверти «татарский язык» и «татарская литература» исчезли из расписания. Правда, появилась и новая дисциплина — «родной язык». На родительских собраниях директора вынуждали родителей назвать свои национальности и писать заявления на изучение родного языка. Тем, кто написал отказы, в это время все те же учителя татарского языка со своеобразным акцентом стали преподавать наспех придуманную «риторику».

— Нельзя предлагать родителям в течение учебного года писать заявления и решать, какой язык учить. Я сразу сказал, что вешать на детей клеймо «татарин» или «русский» наша школа не будет. Национальные чувства — очень тонкий момент, — говорит Павел Шмаков. — Начинаются родительские ссоры. В Татарстане у многих детей один родитель русский, а другой — татарин. И какой же ребенок национальности? Какой язык ему родной? Взрослые и сами на этот вопрос не смогут ответить.

Татарский уходит из городов

Учителя татарского языка в школе «СОлНЦе», узнав о проблемах с прокуратурой, сами пришли к Павлу Шмакову увольняться. Лилия Гиниятуллина и Лейсан Гараева убеждены, что в условиях, когда напряжение в обществе нарастает, прокуратура точно найдет нарушения и приостановит работу школы, а это, в свою очередь, вызовет негативное отношение родителей к учителям татарского. Однако директор и на этот раз отказался их увольнять.

— Поверить трудно в то, что за один месяц авторитет учителя татарского языка опустился так низко, — с сожалением говорит Гараева. — Все эти родительские споры отбивают у детей желание учить язык, а у педагогов его преподавать.

Зачастую как для русскоязычных, так и для татароязычных родителей аргументом против изучения татарского в школах является обязательный для всех ЕГЭ по русскому языку. До недавнего времени в республике оба предмета преподавались по пять часов в неделю, включая литературу, притом что в других российских регионах количество русского языка в расписании доходило до восьми часов в неделю. Родители сетовали на перекос в сторону татарского языка, который мешает школьникам готовиться к русскому. Тем не менее результаты ЕГЭ по субъектам России свидетельствуют о том, что изучение татарского едва ли мешает русскому. В 2017 году выпускники Татарстана сдали ЕГЭ по русскому языку лучше, чем в большинстве регионов страны. Разница с Москвой составила всего 0,7 балла.

— Во многих исследованиях подтверждается, что билингвальная база преподавания дает хорошие результаты. Татарский язык у нас преподают, опираясь на русский, и это позволяет детям лучше усваивать грамматику своего языка, — отмечает учитель Лилия Гиниятуллина.

В «СОлНЦе» признают, что с преподаванием татарского в республике были проблемы — его не смогли популяризовать.

— Каждый виноват в том, что сейчас происходит: и преподаватели, и родители, и государство, — говорит Лейсан Гараева. — Надо признать, что мы все виноваты, потому что были равнодушны. Мы же знали, что происходит с татарским языком, он вымирает, мы все должны были работать на то, чтобы сделать его привлекательным.

Педагоги считают, что если татарский язык сделают факультативным, он исчезнет из городской среды и останется только в селах и деревнях.

Такое утверждение кажется вполне реалистичным, учитывая, что на улицах Казани или Набережных Челнов татарская речь звучит значительно реже, чем русская.

— Язык — это единственный способ сохранить культуру. Но мы зашли в тупик: прокуратура говорит убрать татарский из школ, правительство Татарстана пытается его сохранить, Москва хранит молчание, и непонятно, куда начавшийся процесс брожения заведет. Возможно ли вернуть все назад? Мы сейчас даже не можем представить последствия исключения татарского из школьной программы. В этом случае сперва произойдет катастрофа для татарского народа, а потом она коснется и русского населения. Нельзя допускать разногласий, — предупреждает Лейсан Гараева.

— Дело даже не в родителях, детях, школах, учителях, а в политике, — замечает Гиниятуллина, — и решаться вопрос должен не на нашем уровне.

Последний бастион

Президент Татарстана Рустам Минниханов неоднократно просил «не политизировать» проблему татарского. Посетивший республику 24 ноября полпред Михаил Бабич призвал политиков и общественников к тому же. Тем не менее часть элит Татарстана все же видит здесь политическую проблему: языковой кризис лишь симптом конца российского федерализма.

Более трехсот представителей татарской интеллигенции в октябре подписали открытое письмо, в котором говорится: если местная власть уступит федеральному центру в вопросах языка, то в следующий раз, когда «заинтересованные люди придут за «Татнефтью», «ТАИФом» или за некоторыми руководящими персоналиями», Минниханова, как утверждают авторы письма, при этом никто не поддержит.

Несмотря на эти настроения, 29 ноября прокурор Татарстана Илдус Нафиков на заседании Госсовета республики заявил о том, что во всех школах региона введены новые учебные планы — соответствующие российскому законодательству и требованиям президента. «Министерство образования Российской Федерации с учетом предложений руководства Татарстана разработало вариант учебного плана, где конкретизирована возможность изучения государственных языков республик по всей территории страны добровольно на основе письменного согласия родителей в пределах до 2 часов в неделю», — заявил Нафиков.

Прокуратура, по его словам, провела проверку всех 1 тыс. 412 образовательных учреждений региона и обнаружила нарушения, связанные с недостаточным количеством часов русского языка, а также с добровольностью изучения татарского.

«Снижение объемов преподавания русского языка, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами, — из проверенных школ он соответствовал предъявляемым требованиям лишь в 24 школах», — заявил Нафиков. По его словам, во всех школах, кроме одной, нарушения уже устранены.

«Элита в Татарстане опирается на языковой фактор. Единственное, что позволяло им сохраняться, — национальная система образования. Здесь выработалось мнение, что язык — это последний бастион», — говорит политолог Руслан Айсин. По его мнению, проявление слабости в данном вопросе неизбежно приведет к отказу Татарстана от своего привилегированного положения в составе России. «Казань уже боится даже проговаривать идею федерализма, — утверждает политолог. — Раньше конференции проходили под лозунгами «Татарстан — флагман федерализма», «Россия федеративная страна», а сейчас говорить об этом не принято».

Новой угрозой для Казани, утверждает эксперт, станет поглощение «Татнефти», единственной нефтяной компании, которая не входит ни в одну из федеральных структур.

«Москва пытается действовать в Татарстане, как ранее в Башкортостане. Там перед продажей «Башнефти» раскалывали силовиков. Сейчас местная прокуратура практически выведена из подчинения Татарстана и выполняет эту функцию, — считает Айсин. — Процесс запущен, и Казань будет терпеть одну неудачу за другой. Остается надеяться, что перед выборами Москва притормозит».

Издержки из-за начавшихся в республике разногласий будет нести и Кремль, предупреждают политологи. Сам Минниханов уже дал понять, что языковой вопрос может повлиять на результаты мартовского голосования. «В преддверии выборов, когда все выборные процессы проводят наши школы, директора, мы создали вот такое. Или специально это делается… по отношению к Владимиру Владимировичу Путину?!» — восклицал он на заседании Госсовета, намекая, что необходимые результаты обеспечивают школы.

Казанский политолог Владимир Беляев отмечает, что

«между Казанью и Москвой действовал негласный договор: мы вам даем результаты выборов, которые вам нужны, а вы нам — возможность править в республике, как мы хотим».

— Теперь в отместку за язык Татарстан может ухудшить результаты, — говорит он. — В республике всегда завышалась явка и фальсифицировались голоса в пользу «Единой России». Наконец-то мы увидим реальные данные.

tattooe.ru - Журнал современной молодежи