Все что вы хотели знать о пиратах. Морские пираты XXI века становятся богаче и опаснее Откуда взялись пираты

Пиратами восхищались массы людей на протяжении сотен лет. Будучи идеализированным в художественной литературе, образ пирата облёкся в форму бородатого, одноногого человека с забавной шляпой и, возможно, попугаем на плече.

Пират был почти низведён в категорию странного давнего увлечения, пока компания «Дисней» не возродила этих головорезов, превратив аттракцион Диснейленда в многосерийный фильм стоимостью в несколько миллиардов долларов. Главную роль в этих фильмах играет Джонни Депп, разыгрывающий из себя Кита Ричардса из группы "Rolling Stones", или, как написал однажды Роберт Эберт, «изображающий пьяного гомика с обводкой вокруг глаз, семенящей походкой на суше и нечленораздельной речью». С учётом всего этого, в данной статье мы рассмотрим десять удивительных мифов, фактов и ложных представлений, связанных с пиратами.

3. Пираты были составной частью обычной экономики

В многосерийном фильме «Пираты Карибского моря» пираты были в буквальном смысле бессмертными духами, которые не испытывали никакой потребности в остальном человечестве. Существует миф, что пираты были изгоями и париями, но любому преступнику, как в прошлом, так и в настоящем, нужно продавать свою добычу. Хотя пираты действительно захватывали золото и бриллианты, эти вещи были далеко не единственной их добычей. Большинство пиратов брали всё, что могло быть на кораблях, например, воду, продовольствие, мыло, лесоматериалы, солёную рыбу и запасы для колоний Нового Света. Лекарства были самой желанной добычей.

Поскольку пиратам нужно было где-то продавать все эти товары, было много портов (пиратских и обычных), которые поощряли торговлю с пиратами. Зачастую пиратов поддерживали их родные страны, как в случае с английскими каперами, и их «каперские патенты» давали им законное право захватывать корабли вражеских стран. В связи с этим, они могли легально продавать свою добычу в портах своей страны. Каперство, которое было похоже на современную версию военных подрядчиков, «стимулировало рост городов на побережье Атлантического океана, от Чарльстона до Дюнкерка. Однако пираты, которые не имели поддержки определённой страны, также не испытывали недостатка в посредниках и контрабандистах, которые забирали у них тонны солёной рыбы и продавали её на местных рынках.

5. Пираты носили драгоценности для улучшения зрения

Те смельчаки, которые с твёрдой земли взошли на борт хрупкого корабля, чтобы праведно бороздить бурные моря, всегда были суеверным народом. Бананы являются под запретом в открытом море, и считается, что они приносят смерть всем, кто находится на борту. Настоящие моряки всегда будут как можно быстрее выбрасывать бананы за борт.

Моряки также суеверны и в отношении талисманов, приносящих удачу. Чёрные коты, которые обычно приносят неудачу на земле, являются талисманом удачи на море, и моряки часто заводят черного кота на борту корабля. Некоторые даже заставляют своих жён заводить чёрных котов дома для обеспечения двойной дозы удачи. Пираты не являются исключением в отношении морских суеверий. Согласно «Журналу Американской ассоциации оптометрии», пираты массово прокалывали уши в надежде, что это улучшит их зрение.

7. Пиратские корабли были демократичными

В фильмах пираты часто изображаются как мафиози, главный из которых управляет кораблем железной рукой. В реальной жизни пиратские корабли представляли собой удивительно демократичные микромиры. В золотой век пиратства, более чем за 100 лет до утверждения демократии в Америке, моряки законных кораблей немногим отличались от рабов. Капитан контролировал всё, а в британском военно-морском флоте дела обстояли ещё хуже. Моряки жили в ужасных условиях. Условия жизни на кораблях были такими плохими, что единственным способом получения новых членов команды были принудительная вербовка или похищение невинных людей в любой гавани, в которую заходил корабль.

Эта жизнь бледнела в сравнении с пиратскими кораблями, где процветала демократия. Пираты не только делили между собой награбленное, но и имели право голоса во всём. Они голосовали по поводу того, куда плыть, на кого нападать, что делать с пленниками, и даже по поводу выражения недоверия и смещения капитана.

9. Пиратская медицинская страховка

Сотни лет назад мореплавание было трудным делом. Пиратство, которое было связано с сильным сопротивлением и редкой добычей, было ещё труднее. Если пираты не страдали от плохого питания или цинги, им приходилось иметь дело с обычными рисками семи морей, например, штормами и новыми тропическими болезнями. Будучи преступниками, они также не имели военной организации или государства, на которые можно было бы положиться. Поскольку пираты занимались своей деятельностью вместе, они часто помогали друг другу во всём, что касалось здоровья. В случае получения травмы на борту корабля или во время захвата другого судна пираты могли рассчитывать друг на друга в плане денежной поддержки.

В Карибском море действовала группа под названием Братство или Береговое братство (оно упоминается в «Пиратах Карибского моря»). Одним из наиболее известных пиратских капитанов этой группы был Генри Морган. Морган предлагал следующую компенсацию за травмы: правая рука стоила 600 песо, левая рука стоила 500 песо, правая нога стоила 500 песо, левая нога стоила 400 песо, и глаз стоил 100 песо. В 1600 году один песо был равен примерно 50 современных фунтов стерлингов, так что правая рука тогда оценивалась в 30000 фунтов стерлингов. Даже сумасшедший бич Карибского моря, Чёрная Борода, так заботился о своей команде, что захватил в плен трёх французских хирургов для обеспечения медицинской помощи.

11. Пираты грабили не только корабли

Согласно определению в словаре Merriam-Webster, пиратом является человек, занимающийся пиратством или грабежом в открытом море, то есть водным воровством. Но будучи настоящими бродягами, пираты не ограничивались грабежом на море. Когда они имели такую возможность, пираты могли также нападать на наземные объекты.

Было много вторжений, совершённых пиратами. Один пиратский военачальник, Эдвард Мансфилд, управлял пиратской армией из 1000 человек

В 1663 году она высадилась на сушу и совершила нападение на испанцев, которое стало известно как Ограбление Кампече (сейчас это город в Мексике). Пират Генри Морган повёл другую пиратскую армию вглубь суши на 50 миль для нападения на Пуэрто-Принсипе (сейчас это город Камагуэй в центральной Кубе). Если добыча была достаточно большой, пираты без проблем покидали свои корабли для грабежа наземных тюфяков.

13. Пиратство не было постоянным занятием

В «Пиратах Карибского моря» пираты были обречены на чистилище, вечно плавая по семи морям, но реальные пираты были менее постоянными. Пиратство часто рассматривалось как способ укрепления своего положения в обычном обществе. Люди тратили несколько лет на это чрезвычайно опасное занятие, а затем забирали свою добычу и улучшали своё благосостояние и благосостояние своей семьи.

По крайней мере, так было с Вудсом Роджерсом (это щеголеватый джентльмен справа на изображении выше). Он плавал по миру, грабя по пути корабли. Он даже успел спасти Александра Селькирка, шотландского моряка, который стал прототипом главного героя романа «Робинзон Крузо», написанного английским писателем Даниэлем Дефо. Вернувшись домой, он перестал заниматься пиратством и стал губернатором Багамских островов, и его пиратское прошлое не помешало ему в борьбе с местными пиратами. Конечно, не все пираты становились политиками, но многие из них умело использовали нечестно заработанные состояния для обеспечения себе безбедной жизни в обычном обществе.

15. Пиратские тропы

Современное слово для обозначения пирата не имело стандартного написания даже в XVIII веке. В исторических архивах океанские грабители, или те, кого мы называем пиратами, обозначались словами "pirrot", "pyrate" или "pyrat", что, вероятно, объясняет ассоциирование попугаев с пиратами. Закапывание пиратами своих сокровищ стало ещё одним художественным тропом, который Роберт Льюис Стивенсон создал в своём романе «Остров сокровищ» в 1883 году.

В 1950-х годах в одноимённом фильме производства кинокомпании «Дисней» также появилось то, что мы сейчас знаем как пиратский разговор. Для этого фильма Роберт Ньютон, игравший в нём роль пирата, использовал гиперболизированную версию диалекта, на котором говорили в его родном городе. У пиратов также не было деревянных ног, а флаг с черепом и перекрещёнными костями был лишь одним из многих флагов, использовавшихся в пиратской истории.

Михаил Ихонский | Июн 23, 2018

Казалось бы, нет такого человека, который бы не знал о пиратах, не мог бы описать их внешний вид и рассказать об образе жизни.

Ведь столько книг написано, столько фильмов снято о разудалых молодцах, смело берущих на абордаж корабли различных морских держав. А затем, поделив добычу, надежно прятавших свою долю на необитаемых островах. Но… насколько верны общепринятые представления о пиратах и какими были эти морские разбойники на самом деле?

Предлагаем 10 наиболее интересных, но малоизвестных фактов о тех, кого в разные времена и в разных странах называли джентльменами удачи, корсарами, флибустьерами и т.д.

Из глубины веков

Пиратские корни уходят глубоко в античные времена. Тогда они промышляли тем, что грабили деревушки, расположенные на побережьях; вылавливали одиноких путников, похищали их и продавали в рабство.

Называли тогда подобных разбойников «лэйстерс», а термин «пират» появился позднее в IV-III веках до Рождества Христова.

«Золотым веком» пиратства считается период с XVI по XVIII века, когда морская торговля процветала, а обеспечить защиту торговых судов на должном уровне еще было невозможно.

Примечательно, что на протяжении долгих веков грань между мореплавателем-торговцем и пиратом была очень тонкой, так как там, где не получалось заработать на торговле, мореплаватели прибегали к грабежам и насилию.

Запрет на пьянство

Вопреки сложившемуся стереотипу, пираты вовсе не были законченными пьяницами. И если на берегу они еще могли себе позволить «расслабиться», то на большинстве кораблей действовал строгий сухой закон.

Да и как иначе?! Разве могли бы пьяные люди вести корабль, правильно ориентироваться на огромных открытых водных пространствах.

Что касается славы завзятых пьяниц, то ею пираты обязаны Р. Л. Стивенсону и его «Острову сокровищ».

Повязка на глаз

Зачастую пираты изображаются с повязкой на одном глазу. Согласно легенде этой повязкой они прикрывали пустую глазницу или просто поврежденный в бою глаз.

Однако, как выясняется, все намного прагматичнее. По одной из версий повязку на глаз пираты использовали при стрельбе из пушек – чтобы при вспышке и возможной травме сохранить хотя бы один здоровый глаз.

По другой версии повязка нужна была, для того, чтобы при спуске в полутемный трюм пират мог быстрее адаптироваться к условиям плохого освещения.

Пиратский флаг

Среди самых популярных атрибутов морских разбойников – черный флаг с черепом и костями, называемый Веселым Роджером.

Однако на самом деле подобный флаг изначально не имел к пиратам никакого отношения – его использовали для того, чтобы предупредить встречные суда об эпидемии на корабле.

Что касается пиратского флага, то изначально джентльмены удачи могли поднять на своем корабле любой флаг – в зависимости от ситуации, от того, корабли какой страны они собирались атаковать.

Позднее, в конце XVII века в Англии был издан закон, согласно которому все приватирские (пиратские) корабли обязаны были иметь красный флаг. Новый флаг почти сразу же окрестили «Красным Джеком».

Вслед за «официальными» пиратами цветные флаги на своих судах стали вывешивать и так называемые свободные разбойники – те, что не подчинялись ни одному государству. При этом флаги и вымпелы могли быть не только красными, но и желтыми, и зелеными, и синими, и черными.

У каждого цвета было свое значение, черный, например, передавал приказ сдать оружие.

Что касается названия флага, то Веселый Роджер появился в результате особенностей перевода «Красного Джека» с одного европейского языка на другой.

Узаконенное пиратство

Как ни странно это прозвучит, но был период, когда пиратство существовало вполне легально. Многие морские державы не просто узаконили статус морских разбойников, но и получали долю с их преступных доходов.

Такими легальными пиратами были, например, каперы, которые имели законное право захватывать и уничтожать суда государств-противников, а также нейтральных стран.

Впоследствии таких законных пиратов называли корсарами и приватирами. Последний термин чаще всего использовался по отношению к разбойникам – подданным английской королевы.

Дележ добычи

У пиратов существовала собственная система распределения награбленного добра. Она строго соблюдалась всеми участниками команды.

Согласно разработанным правилам, изначально из общей добычи выделялся определенный фонд, из которого деньги впоследствии шли на приобретение провизии, лекарств, ремонтные работы и т.д.

Десятая часть от оставшегося добра причиталась капитану корабля. Остальное делилось между всеми членами команды. Самая маленькая доля доставалась корабельному плотнику, так как он не участвовал в сражениях и грабежах.

Примечательно, что пираты, раненные в бою получали обязательную компенсацию (эти суммы выплачивались с общего фонда).

Распределял добычу квартирмейстер, выбираемый из числа команды.

Пират — первооткрыватель

Среди пиратов было немало известных деятелей. Одни прославились своей жестокостью, другие – удачливостью. Но, пожалуй, самым известным корсаром в истории стал Френсис Дрейк – первый англичанин, проплывший вокруг света и сделавший немало интересных открытий.

Свою карьеру Дрейк начинал в роли работорговца. А после того, как испанцы напали на его судно и едва не погубили его самого, английского приватира охватила ненависть и жажда мести.

Талантливый командир и мореплаватель, он в течение долгого времени в одиночку нападал на испанские корабли. Ограбив судно, Дрейк пускал его ко дну. За свою свирепость и жестокость в этот период он получил свое прозвище Дракон.

Оценив заслуги своего подданного, английская королева произвела пирата в рыцари и доверила ответственное дело, отправив к американским берегам с особой миссией.

Строжайшая дисциплина

Еще один стереотип, связанный с пиратами – это их неорганизованность и недисциплинированность.

На самом деле, на любом пиратском корабле с дисциплиной было все в порядке – она была даже строже, чем в армии. Ведь без полного послушания и подчинения многомесячное плавание могло закончиться весь плачевно.

За нарушение порядка на судне провинившегося строго наказывали – его могли избить, привязать к мачте или… оставить на необитаемом острове.

Серьги в ушах и говорящие попугаи

Еще одна «визитная карточка» настоящего пирата – серьга в ухе.

На самом деле серьга была, но далеко не у всех – ее позволялось надевать тому, кто пересекал экватор или преодолевал путь через мыс Горн. В пиратской среде бытовало мнение, что это украшение может защитить своего обладателя от морской болезни и утопления.

Помимо свидетельства статуса, и оберега, пиратская серьга служила и более практичным целям. Так, в случае гибели пирата, серьга могла пойти на оплату за то, что его тело доставят домой и достойно похоронят.

Кроме того, на серьгах некоторые пираты носили затычки для ушей, которые использовались при стрельбе из пушек для защиты слуха.

Что касается попугаев, то вряд ли у пиратов было время и желание кормить дополнительный рот, да еще и заниматься с птицей – учить ее разговаривать.

Пиратские клады

Вероятно, каждый хотя бы раз в жизни мечтал найти пиратский клад. Но даже если бы такая возможность и появилась, скорее всего, она бы ни к чему не привела. Вопреки убеждению большинства, пиратская добыча не была очень значительной. И вырученные деньги морские разбойники с чистой совестью прогуливали, едва сойдя на берег после плавания.

И даже когда с награбленного что-то и оставалось, пиратам не было смысла закапывать сокровища – их жизнь была слишком коротка, чтобы тратить ее на такие глупости.

Вопреки общему мнению, жизнь пиратов была строго регламентирована. На судне запрещались азартные игры, драки, пьянство. Невыполнение приказов строго каралось. За появление на борту женщины виновника ждало повешение. Самовольно покинувший корабль или своё место во время сражения, приговаривался к смерти или высадке на необитаемый остров.

При наборе команды капитан составлял договор, где прописывались все аспекты совместного промысла. Базировались пираты на островах, часто создавая своеобразные «республики», наиболее известная из которых – Тортуга. Действовал неписаный кодекс поведения и на суше, регулировавший жизнь морских разбойников. Своих денег пираты не чеканили, предпочитая пользоваться награбленными, не только пиастрами.

Известный пират и писать Александр Эксквемелин, "подрабатывающий" морским разбоем в 1667 - 1672 годах в книге «Пирaты Америки», писал, что джентльмены удачи помогают друг другу. Если у пирата ничего нет, его снабжают необходимым, ожидая оплаты длительное время. Суд над членами пиратского братства вершили сами, рассматривая каждый случай индивидуально. Капитан корабля был фигурой неприкосновенной, его власть была абсолютной, до тех пор, пока он не допускал ошибку в глазах команды, которая могла и жизни за это лишить.

Равенство и братство не распространялось на делёж добычи. Не участвовавшие непосредственно в битве члены команды получали меньше собратьев. Владелец судна получал половину всей добычи. Капитану полагалось 2-3 доли, его помощники получали по 1,75 доли; новички, впервые участвовавшие в бою, довольствовались четвертью доли. Причём, сначала добычу складывали в общую кучу. После чего капитан проводил распределение, учитывая необходимость иметь деньги на ремонт судна, пополнение запасов провизии, пороха, пуль и ядер.

Трофейного оружия делёж не касался – всё, что взял в бою, твоё. За тяжёлые ранения полагалась компенсация, порядка 400 дукатов. Известный английский мореплаватель и пират Генри Морган диверсифицировал выплаты: правая рука стоила 600 песо, левая рука или правая нога - 500 песо, за потерю левой ноги полагалось 400 песо, глаза - 100 песо. В 1600 году один песо был равен примерно 50 современных фунтов стерлингов. Медикаменты и врачебная помощь ценились очень высоко. Даже беспощадный к противникам Чёрная Борода для своей команды добыл трёх врачей.

Желавший «завязать» с пиратством должен был выплатить команде 10 000 в любой валюте.

Так все‑таки: кто же такие пираты? Пират (лат. Pirata; греч. πειρατηζ, производное от слова πειραω – «пробовать, испытывать»)– пытающий счастья. Это понятие, возникшее еще в IV–III вв. до н. э., относилось к тем, кто пробавляется разбоем на море.

Впоследствии появилось несколько других определений: капер, приватир, корсар, флибустьер, буканир, буканьер.

Капер (приватир) – понятие вошло в обиход в 80–67 гг. до н. э. Так называли пиратов, имеющих особые государственные полномочия. Естественно, первоначально ни о каких свидетельствах и речи не шло. Свидетельства появились много позднее. Пираты со статусом каперов могли заходить в дружественные порты, а также частенько привлекались в качестве дополнительного стратегического ресурса при военных противостояниях.

К употреблению этого понятия активно вернулись в 1200–1856 гг. Любопытно, что ему был придан смысл «возмездия». То есть, если капитан чувствовал себя обойденным или обобранным, если он полагал, что имеет право на возмещение ущерба, он мог получить свидетельство и на полном государственном основании выходить в море и творить возмездие, решая свои имущественные проблемы. Однако по закону реализовано это право могло быть лишь во время войны и применительно к кораблям страны, являющейся противником государства, выдавшего лицензию. Другое дело, что капитаны могли при виде богатой добычи вмиг забыть обо всех налагаемых ограничениях.

Корсар – это понятие распространилось примерно в XIV столетии (1300–1330 гг.), и обозначало оно лицо или корабль, обладающий статусом капера , то есть имеющего позволение правительства на совершение грабежей. По идее, корсара отнюдь нельзя считать пиратом, поскольку пират присваивает добычу себе, а капер и корсар доставляют ее на родину для отдачи властям. Но это по идее. На самом же деле грань между понятиями весьма тонкая. Подавляющее большинство каперов и корсаров пытались получить свидетельство лишь для того, чтобы были прощены их прегрешения как пиратов! По получении же свидетельства они, как правило, возвращались к своему прежнему ремеслу. Впрочем, здесь, как и везде, были свои исключения. Наиболее примерными считались, например, берберские корсары, неукоснительно соблюдавшие условия соглашения с правительством. Самыми же злостными нарушителями принято считать мальтийских корсаров, привыкших грабить всех подряд.

Буканиры, буканьеры (от фр. boucanier – «жарящий тушу целиком») – исходно понятие относилось к охотникам, незаконно охотившимся на Гаити. Вообще же «буканом» называлось место, где солилось и коптилось мясо убитых ими животных. Нередко охотникам становилась в тягость их жизнь, исполненная тягот и лишений, и они, соблазняясь дурным примером, начинали заниматься пиратством. Со временем, а именно с XVII столетия буканьерами стали называть всех без исключения пиратов Карибского моря. После 1684 года, когда была опубликована знаменитая книга пирата Александра Эксквемелина «Пираты Америки», слово «буканьер» прочно вошло в обиход.

Флибустьер (от фр . filibuster) – морской грабитель и разбойник. Это понятие тесно прилежит к понятию «буканир». Таким образом, вчерашний охотник, презревший свое ремесло и занявшийся пиратством, – это и есть флибустьер. Понятие распространилось в XVII–XVIII столетиях.

Многие считают, что пиратство – это романтическое занятие, которое постоянно сопровождается приключениями, большими сокровищами и масштабными пьянками на корабле после удачного нападения. На самом деле пираты жили совершенно не так, как это описано в многочисленных книгах и фильмах.

Зарождение пиратства

Само слово пират появилось в IV-III веках до н. э, а до этого применялось слово «лэйстэс», которое также ассоциировалось с грабежами и убийствами. Само пиратство появилось одновременно с мореплаванием, а грань между мореплавателями и пиратами была очень тонкой – большинство мореплавателей торговали там, где не чувствовали себя достаточно сильными, чтобы грабить и захватывать в плен.

По мере развития мореплавания, пиратство стало считаться одним из самых тяжких преступлений, а многие государства даже объединялись для борьбы с морскими разбойниками. Впрочем, несмотря на постоянную борьбу с ними, пираты существуют и до сих пор, так как окончательно искоренить жажду легкой наживы нельзя.

Виды пиратов

Существует довольно много имен морских и речных разбойников. Чаще всего они различаются по тем местам и времени, в которых они грабили суда и нападали на прибрежные поселения.
Тевкры - ближневосточные пираты, орудовавшие в XV-XI веках до нашей эры, один из народов моря.
Долопийцы (Dolopians) - древнегреческие пираты, также известные как скирийцы, грабили во второй половине VI века до нашей эры.
Ушкуйники - новгородские речные пираты, промышлявшие по всей Волге вплоть до Астрахани, преимущественно в XIV веке.
Берберские пираты – орудовали преимущественно в водах Средиземного моря, но появлявшиеся и в других морях.
Ликеделеры — пираты североевропейских морей времен Ганзейского Союза.
Буканир (от англ.- buccaneer) - это английское название флибустьера (во второй половине XVII века)

Флибустьеры

Флибустьер – это морской разбойник XVII века, который имел специальную разрешительную грамоту (комиссию или каперское свидетельство), которая разрешала ему нападать на определенные корабли и колонии, а также указывает, где он имеет право сбывать свою добычу. Как правило, такая грамота давалась в военное время – губернаторы английских и французских островов Вест-Индии не получали достаточной военной помощи от метрополий, поэтому они за деньги давали разрешительные грамоты любому капитану корабля.

Можно отметить, что флибустьерами были изгои общества из разных стран и разного социального положения, при этом они строго придерживались своих законов и обычаев. К примеру, еще до выхода в море флибустьеры обговаривали, кому сколько добычи достанется. Примечательно, что часть добычи обычно отдавалась губернаторам, королям и прочим чиновникам.

Корсары

Само слово корсар появилось в XIV века от итальянского «корса» и французского «ла корса». Корсары мало чем отличались от флибустьеров, так как они тоже нападали на вражеские суда по лицензии какого-нибудь государства. А в мирное время им давали репрессальную грамоту, которая также давала право на грабеж вражеских судов для «возмещения ущерба со стороны подданных другой державы».

Обычно лицензия на пиратство покупалась частным судовладельцем, который и снаряжал судно за собственный счет. В странах германской языковой группы синонимом корсара является капер, а в англоязычных странах - приватир (от латинского слова privatus - частный).

Способы ведения боя

Почти во все времена главным способом ведения боя был абордаж. Происходило это так – атакующий корабль вплотную сближался с «жертвой», после чего корабли сцеплялись специальными абордажными баграми, кошками и дреками, чтобы корабли не разошлись во время боя. Далее пираты высаживались на палубу корабля противника с помощью мостков и захватывали корабль с применением холодного и огнестрельного оружия.

Такой способ нападения позволял минимизировать повреждения обоих кораблей и ценного груза, который находился в трюме жертвы. Поверженный корабль при этом могли, как отвести в порт, так и затопить после грабежа, если он был серьезно поврежден.

Сами атаки не были бездумными, над палубой корабля натягивали прочную верёвочную сеть для защиты от падающих обломков, на марсах матч размещались стрелки, чтобы сверху, с более удобной позиции вести огонь по неприятелю. Также пираты продумывали и защиту своего корабля, к примеру, для защиты квартердека и полуюта, где находились средства управления судном, между бортами воздвигали баррикады из брёвен и бочек, наполненных железным ломом.

С появлением страховки грузов, многие капитаны кораблей с дорогим грузом предпочитали просто отдать добычу пиратам и получить страховку. В таких случаях удавалось избежать ненужных жертв.

Конечно, одним из главных символов пиратов является флаг с черепом человека и костями – Веселый Роджер. Единого пиратского фага не существовало – вариантов этого флага было достаточно много. На некоторых изображались черепа с костями, на других череп и песочные часы (намек, что время утекает), на третьих рука с саблей и т.д.

Пираты никогда не плавали под пиратскими флагами, напротив, они старались использовать флаги разных стран в своих целях – поднимали флаги тех стран, которым симпатизировали или наличие которых было уместно в данной ситуации. Например, при атаке испанцев, пираты могли поднять английский флаг, так как Испания и Англия находились в состоянии войны. Или напротив можно было использовать «удобный» флаг, чтобы быстро уйти от более сильного врага.

Что касается «Веселого Роджера», то его иногда поднимали уже в момент атаки на корабль – для устрашения.

Особенности жизни пиратов

Какими мы видим пиратов в фильмах и книгах? Чаще всего это пьяницы, которые отличаются особенной жестокостью и полным отсутствием манер. На самом деле далеко не все рассказы о пиратах соответствую действительности.

Как уже упоминалось выше, грань между мореплавателями и пиратами была довольно тонкой. Именно поэтому многие пираты (особенно капитаны) были образованы, ведь им надо было ориентироваться в морях и океанах, содержать корабль в надлежащем виде и т.д.

Некоторые капитаны пиратских кораблей так и вовсе слыли начитанными и образованными людьми, но об этом немного позже.

Среди экипажа корабля всегда царил порядок, алкоголь почти на всех кораблях был запрещен, никаких разборок между собой не допускалось. А вот масштабные пьянства чаще всего устраивались в портах.

У многих пиратов были клички, но давались они не потому, что пират начинал новую жизнь. Все было гораздо проще – таким образом, пираты скрывались от закона.

Добыча пиратов делилась на равные доли, после чего они распределялись между всеми. Больше всего долей получал капитан, потом те пираты, которые участвовали в сражениях, ну а меньше всего получал персонал корабля.

Повязка на глазу пирата не всегда означала ранение. Официально это не доказано, но вполне возможно, что пираты использовали черную повязку на одном глазу для более быстрой адаптации к темному трюму корабля. Дело в том, что в трюме корабля очень темно, и при спуске туда с палубы глазам человека требуется несколько минут для адаптации. Пирату достаточно было снять повязку с глаза, и он мог намного лучше видеть в темноте.

Но самым главным мифом о пиратах является то, что они были богаты и закапывали свои клады.

В большинстве случаев пираты имели довольно небольшие корабли, которые были оснащены максимум 12-15 пушками и то небольшого калибра. Нападать с таким вооружением на большие испанские галеоны или другие крупные корабли было равноценно самоубийству, а именно на таких крупных и хорошо вооруженных кораблях перевозили наиболее драгоценные грузы и монеты. Конечно, пираты могли нападать сообща, но и в таких случаях корабли могли отбиться, а в случае успеха пиратов, добычу приходилось делить не менее чем на 200 человек, а то больше.

В итоге, пираты довольствовались грабежом только небольших судов, которые принадлежали частным купцам. А взять с них, как правило, было нечего – только товар. К слову, награбленные товары пираты продавали в портах по цене раз в десять меньше их стоимости.

Конечно, если брать в расчет корсаров и флибустьеров, которые фактически состояли на государственной службе, у них корабли были намного лучше. Кроме того, корсары часто плавали группами по 4-8 кораблей. Они могли нападать на более мощные корабли с богатой добычей, но и делить добычу им приходилось не только между собой, но и с судовладельцем, который снаряжал этот корабль.

Большинство пиратов были бедны, поэтому им просто нечего было закапывать. Да и век пирата длился не долго, поэтому им не было никакого смысла закапывать свои накопления. Миф о богатых кладах пиратов появился на основе всего нескольких случаев обнаружения пиратских тайников.

Известные пираты

Бартоломью/Барт Робертс – пират, известный, как Чёрный Барт. Этот пират промышлял в Атлантике и Карибском море, на его счету более 400 захваченных кораблей всего за три года.

Несмотря на то, что Чёрный Барт собственноручно повесил на рее губернатора одного из захваченных городов, он ненавидел безжалостность, сквернословие, пьянку и невоспитанность. Кроме того он хорошо одевался, имел превосходные манеры, всегда был чисто выбрит и не употреблял алкоголь. Также этот пират имел идеальный подчерк и любил музыку.

Один из самых известных пиратов — Эдвард Тич по прозвищу «Чёрная Борода». Впрочем, его боевые заслуги были не столь масштабными, как у других пиратов, зато запоминался он тем, что ему нравилось вселять ужас в своих врагов одним только своим видом. Ходят слухи, что Черная Борода вплетал себе в бороду подожженные фитили и в клубах дыма, как сатана из преисподней, врывался в ряды противника.

Несмотря на свою пиратскую славу, Френсис Дрейк сделал ряд открытий, за которые получил рыцарское звание. Именно Дрейк открыл пролив между островом Огненная Земля и Антарктидой. Также этот пират участвовал в разгроме испанской Непобедимой Армады в 1578 году.

Жан-Франсуа Олонэ

Пират Олонэ прославился своей жестокостью, даже по меркам пиратов. Он был смелым и удачливым военачальником, но вот капитаном корабля он был не самым выдающимся. Четыре раза он сажал свои корабли на мель, последнее крушение стало для него роковым — индейцы-каннибалы съели его.

Сегодня пираты продолжают свою деятельность, и методы у них мало чем отличаются от тех, которые были много веков назад. Используя современное оружие и лодки, они захватывают корабли вместе с командой и требуют выкуп. Еще лет десять назад проблема пиратства не была столь актуальной, но с 2011 г. возросла тенденция к нападениям вблизи Сомали и Залива Аден.

Сомалийские пираты действуют достаточно организованно, среди них есть деление по специальностям: разведка, группа захвата, охрана на суше, переговорщики. А около 10 процентов добычи они отдают местным пожилым людям, политикам и обществу.

Как и много лет назад, пираты грабят торговцев, бояться более мощных военных кораблей, а часть прибыли отдают чиновникам.

tattooe.ru - Журнал современной молодежи