Система воспитания в советском союзе. Особенности воспитания детей в советском союзе. Воспитание в коллективе - основа основ

«Нас воспитывали по-другому», - говорят представители старшего поколения. И они правы. Представления обо всём, что касается детей, меняются с каждым годом, не говоря уже о десятилетиях. Особенно это касается постсоветских стран, которые долгое время были под «колпаком», защищающим их граждан от «чужих» форм жизни. Что же изменилось за каких-то 20-30 лет?

Гендерный вопрос

Стереотип «тыжедевочки» и «тыжемальчика» не был столь выраженным, как сейчас, хотя и имел кое-какие проявления. Сегодня же сам факт женского пола детей стал аргументом во многих спорных вопросах. Научная любознательность, равнодушие к розовому цвету и спортивным играм, к примеру, для девочки 80-90-х не были чем-то необычным. Сейчас же на девочке нередко затягивают такой себе «социальный корсет».

Здоровье

Среднестатистический родитель в нынешнее время стал более настойчивым, когда речь идёт о здоровье ребёнка. Он уже начитался в Интернете о симптомах и даже рискует сам поставить диагноз. Почему так? Многие мамы боятся, что если запустят болезнь, то шансов вылечиться без последствий будет мало. Вот и воспитывается установка на то, что чуть что - надо сразу к доктору. Вроде и правильный подход, однако зачастую он основан на неуверенности в качестве современной медицины.

Мотивация

Старшее поколение в принципе не очень-то и задумывалось о том, как мотивировать ребёнка. Всё просто, если понимаешь значение слова «надо». Если будешь получать двойки в школе, останешься на следующий год, а вырастешь - станешь дворником. А вот как станешь отличником, будешь учителем, инженером, врачом. Не слушаешься родителей? Это как так вообще? А по попе не хочешь? Так вот, теперь чтобы мотивировать детей на учебу или спорт, родители стремятся показать лучшие стороны этих процессов, поощряют и внушают, что их отпрыск самый умный и самый талантливый.

Личное мнение

Мы справедливо полагаем, что до определенного периода в ряде вопросов дети не могут самостоятельно принимать решение. Но с обретением независимости тот же третьеклассник стремится сам решить, хочет ли он заниматься спортом или играть на гитаре. В советские времена об этом речь не шла. «Ты ещё маленький, какое мнение, слушай родителей - они лучше знают», - примета детства в СССР, но не наших отпрысков.


Образование

80-е и 90-е - это времена, когда люди были уверены, что школа все даст. Ну разве что иностранный надо будет подтянуть или подготовиться к экзамену по профильному предмету для поступления в вуз. Вот тогда могли прибегнуть к репетиторству. Сейчас же дополнительные занятия по обычным школьным дисциплинам перестали кого-либо удивлять. Более того, за образование детей мы начинаем браться чуть ли не с пелёнок: методики раннего развития, билингвизм (параллельное осваивание двух языков) стали модными и весьма практикуемыми.

Хуже стало или лучше? Стало по-другому в силу доступности технологий, перехода из более суровых в комфортные условия быта, прихода совершенно иных педагогических принципов. Конечно, в сегодняшних вузах будущие учителя все ещё конспектируют произведения советских «мэтров» педагогики. Тем не менее, вряд ли даже через несколько эпох человечество сможет признать какой-либо подход к воспитанию детей правильным и универсальным.

Детство… Оно у каждого свое, неповторимое. Но все же есть общие моменты, объединяющие несколько поколений в одно понятие: советский человек. И все они – родом из детства.

Независимо от национальности, советские дети воспитывались на одинаковых ценностях. Малышей с детского сада учили различать хорошее и плохое, ставили в пример знаменитых исторических персонажей и известных современников: героев войны и труда, лучших представителей различных профессий.
Приводили детям и негативные примеры, причем преподносились они настолько педагогически верно, что вызывали у маленьких граждан СССР неприятие на подсознательном уровне



Про разнообразные игры и игрушки советской детворы мы уже писали, повторяться нет смысла. Остается добавить, что в целом они были просты и незамысловаты, изготавливались из качественных материалов (за этим в СССР следили строго: лозунг «Все лучшее – детям!» был не просто красивой фразой) и стоили недорого. Так что даже в многодетных семьях с небольшим достатком игрушек было много.

Воспитание в коллективе - основа основ



О том, что человек – существо коллективное, рассказывалось советским детям чуть ли не с рождения. И не только рассказывалось, но и подкреплялось общепринятой схемой «ясли – детский сад – школа», благо, особого дефицита с местами в детских дошкольных учреждениях не было: постулат «Все лучшее – детям!» работал и здесь.
Советский детский садДругое дело, что результаты этого коллективного воспитания имели две стороны медали. Вроде, детские садики были эффективным инструментом для реализации доктрины, обозначенной государством: воспитание подрастающего поколения в духе коммунизма, где на первый план ставились общественные интересы. К тому же, режим дня, который надлежало беспрекословно соблюдать, дисциплинировал и готовил дошколят к успешному обучения в школе. С другой стороны, в тех же детских садах малышей приучали быть «такими как все», не выделяться, делать не то, что хочется, а что скажут. Личные желания каждого отдельно взятого ребенка при этом не учитывались: манная каша – значит, всем; на горшок – всей группой, строем; дневной сон, так не любимый большинством детей – обязателен для всех. Но и это было частью государственной программы: «винтики» для страны были важнее личностей.
Радует, что все же были в детских садах такие воспитатели, которые могли обратить минусы в плюсы: умели убеждать, а не заставлять; обладали способностью не вдалбливать знания, а вызвать желание научиться. Малышам, у которых были такие воспитатели, несказанно повезло: в них воспитывали личность в теплой, доброжелательной атмосфере без тени авторитаризма.

Полученные в детском саду навыки «будущего строителя коммунизма» успешно развивались и в школе. Идеологией в те годы были пропитаны практически все уроки: такова была методика преподавания. Советские школы встречали вчерашних детсадовцев портретами Ленина, а едва научившись читать, первоклашки могли самостоятельно прочесть предисловие к букварю: «Ты научишься читать и писать, впервые напишешь самые дорогие и близкие для всех нас слова: мама, Родина, Ленин…». Современным детям даже представить невозможно, что слово «мама» когда-то ставилось рядом с именем революционного вождя. А тогда это было нормой, в которую детей учили свято верить.
Не обходилось и без массовых детских организаций: октябрятами и пионерами в СССР за редчайшим исключением были практически все. Тем не менее, стать октябренком, а затем и пионером, было почетно. Значимости этим событиям добавляла атмосфера, в которой происходила церемония принятия в октябрята и пионеры: на торжественной линейке детей, одетых в парадную школьную форму, поздравляли учителя, родители, приглашенные на мероприятие гости. Немалую роль играла и атрибутика: нагрудные значки, пионерский галстук, флаг отряда, знамя дружины.
Приучали школьников и к будущему ударному труду: дежурство в классе по графику, сбор макулатуры и металлолома, обязательные субботники по уборке пришкольной территории – все это воспитывало если не любовь, то хотя бы уважение к коллективной трудовой деятельности. Надо сказать, все эти мероприятия не только не напрягали советских детей, но и воспринимались ими позитивно, как возможность внести разнообразие в школьный быт.

За хорошую учебу и активное участие в делах школы дети награждались почетными грамотами, а классы – переходящими вымпелами. Правда, были и более интересные поощрения. Например, лучший по каким-либо промежуточным показателям класс награждался билетами в кино, театр или цирк, а по итогам года лучшие ученики и даже целые классы оправлялись в бесплатное путешествие по городам Советского Союза. Лучшим из лучших вручали путевки в «Артек» – это было для советских школьников высшей наградой. Правда, менее удачливые одноклассники также не были обделены летним отдыхом: путевки в пионерские лагеря стоили копейки, а зачастую вообще оплачивались из профкома предприятия, где работали родители. Однако идеологическое воспитание продолжалось: ежедневные линейки, разучивание патриотических песен, хождение строем – все это было обязательным и во время организованного отдыха.
Детский досуг также был под пристальным вниманием советских идеологов. Разнообразные кружки, творческие студии и спортивные секции не только развивали детей, но и вкупе со школой и другими детскими общественными организациями вели активную идеологическую работу. Которая, впрочем, ничуть не мешала творческому развитию юных талантов.

«Искусство – детям»: в чем оно выражалось



Духовной пище для детей советское правительство уделяло особое внимание. Прежде чем посеять «разумное, доброе, вечное» в неокрепших детских умах, чиновники минкульта пропускали книгу, песню или фильм через жесткую цензуру. Не менее строго фильтровались и «взрослые» произведения искусства, ведь возрастных ограничений в СССР не было. Даже фильмы «до шестнадцати», которые пронырливая ребятня все же умудрялась посмотреть, были подчищены, обрезаны и подогнаны под идеологическую платформу.
В то же время писатели, поэты, режиссеры и композиторы старались творить для детей «как для взрослых, только лучше». И не только из-за боязни цензуры. Творческим людям хотелось, чтобы их произведения воспитывали в подрастающем поколении такие качества, как доброта, сострадание, уважение к старшим, любовь ко всему живому. Благодаря детским журналам и газетам, повестям и приключенческим романам, фильмам, мультфильмам и музыкальным спектаклям те, чье детство прошло в СССР, вспоминают его как самое счастливое время. Это был огромный и светлый мир, наполненный верой в добро, справедливость и всеобщее счастье. Мир что ни на есть реальный. Это потом, много позже, он превратился в иллюзорный…
А тогда дети действительно были счастливы.

Удивительный парадокс - сколько бы ужастиков нам не рассказывали про Советский Союз, а советская система образования до сих пор считается чуть ли не идеалом. Самые лучшие, правильные фильмы были сняты - в советские годы. Детские песни, лучше которых до сих пор нет, - всё также были написаны в советские годы.

И вроде бы многие были рады отказаться от единственной давлеющей коммунистической идеологии, импортированной из-за рубежа (напомню, что Маркс и Энгельс были немцами). Но ведь будучи посеянными в русскую почву, эти идеи всё равно получили самобытность.

«Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!» – говорило поколение, восстанавливавшее страну после Великой Отечественной.

Где произошёл тот перелом, когда железнодорожный состав государства под названием СССР отправился на путь в пропасть?

На мой взгляд, его корни лежат в 1953 году, а первые ростки появились в 1956 на печально известном XX съезде КПСС.

Когда люди перестали верить в будущее, которое строили. Когда Хрущёв начал гонения на - имя покойного Сталина и на Русскую Православную Церковь.

В 80-ые годы, когда СССР уже был поражён плесенью либерализма и западничества, даже появился такой вот диссидентский анекдот:

На первомайской демонстрации колонна глубоких стариков несёт плакат: «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство». К ним подбегает некто в штатском:

Вы что, издеваетесь? Когда вы были детьми, товарищ Сталин ещё не родился!

Вот за это ему и спасибо!

Знаете, мне всегда было интересно слушать рассказы родителей, бабушек и дедушек о том, как они воспитывались в Советском Союзе.

Предлагаю нам всем вспомнить, как это было.

Один из читателей прислал мне материал, в котором был размещён следующий советский учебный фильм.

«ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО, И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО»

Советский учебный фильм для школьников начальных классов. Начало 70-х годов.

Посмотрев этот фильм, и вспомнив свое детство, я вообще удивился, как мы смогли выжить в то время. Именно такие уроки нужны нашему подрастающему поколению - «Уроки нравственности», а не только знания что 2×2=4, потому что в жизни иногда 2×2=5.

  • Мы уходили из дома в восемь утра и возвращались поздним вечером, и родители не могли позвонить нам и узнать - где мы и что с нами, потому что не было мобильных телефонов.
  • Мы сами ходили в кино и сами выбирали кружки и секции, в которых хотели заниматься.
  • Мы катались на великах по всему городу, лазили по стройкам и военным частям, по гаражам и крышам домов, купались без родителей во всевозможных водоемах.
  • Мы делали ракеты и бомбы на порохе и магниево-алюминиевой смеси, которые, представляете, летали и взрывались.
  • Мы дрались с ребятами соседнего двора, и родители не подавали в суд за синяки и ссадины.
  • Мы пили воду из колонок и кранов, а иногда просто звонили в незнакомую квартиру и просили неизвестного человека, который открывал нам дверь, дать стакан воды. И нам никто не отказывал.
  • Мы сами бегали в магазин за мороженным и пирожками. Если нам было необходимо, то мы просто заходили к своим друзьям и знакомым без предварительного звонка и могли остаться ночевать у них.
  • Мы были знакомы с детьми всего дома, а то и квартала, у нас были десятки друзей по всему городу, к которым мы сами, не предупреждая родителей, могли съездить на троллейбусе или автобусе.
  • Мы сами, без родителей, ходили в походы в лес!

И мы выжили!

Учебная фильмотека: «Что такое хорошо и что такое плохо»

В серию входят:

  • 1. «О смелости»
  • 2. «Наши добрые дела»
  • 3. «Настоящий товарищ»
  • 4. «Честное слово»

Описание: В фильмах, входящих в данный сборник, представлены постановочные сюжеты (короткометражные фильмы). Каждый фильм - это небольшая история, легко понятная даже для самых маленьких школьников. Цель каждого фильма, воспитать в детях чувства и навыки, которые будут им необходимы в жизни.




Всегда стояло во главе всех ежедневных хлопот и жизненных приоритетов. Но вопрос в том - как? Что значит воспитывать ребенка: давать ему личное пространство или ежеминутно заботиться, заставлять съесть завтрак-обед-ужин до последней крошки или стараться «вложить» в ребенка здоровую пищу независимо от ее количества?

Ребенку может быть больно!

Кажется поразительным, но во времена нашего детства для абсолютного большинства взрослых плач, крики, беспокойство ребенка при болезненных медицинских процедурах или, например, растяжке на кружках танцев и гимнастики воспринимались как блажь и капризы, которые необходимо побороть. За то, что тебе делают больно, тебя же и стыдили!

А в наше время педиатры нового поколения вслух говорят, что, если массаж слишком болезненный, то он не только не поможет, но, наоборот, навредит. Многие тренеры отказываются от калечащих практик растяжки и переходят на те же, которые предлагаются взрослым в фитнес-центрах. А родители стали наконец-то утешать детей после укола или другой неприятной процедуры.

Тыжедевочка

Признаем, фраза отлично существовала десятилетиями и отравляла жизнь не одной из нас. Но такого безумия вокруг простого факта женского пола ребенка прежде не было. В восьмидесятых и девяностым большинству тыжедевочек все же не пеняли за любовь к спортивным и просто подвижным играм, научную любознательность, драку ради отстаивания девчоночьей чести, желания носить брюки и равнодушие к розовому, лиловому и сиреневому цветам. На нынешних девочках как будто затягивают невидимые корсеты.

Отношение к здоровью

Родители в среднем стали куда внимательнее к здоровью детей и намного настойчивей в вопросах требования медицинской помощи, когда замотанный педиатр еще ничего не заметил, а мама с папой уже обнаружили странности. Возможно, причиной тому - неуверенность в том, что, если болезнь запустить, можно будет получить нормальное лечение. Даже в девяностые на официальную медицину надеялись куда больше, чем сейчас.

Пеленки

Наши родители считали, что неглаженые пеленки не должны коснуться младенца. То ли он тогда заболеет, то ли еще что-нибудь страшное. А сегодняшние все чаще следуют совету педиатра избегать глажки нижнего и постельного белья для малышей: так, мол, кожа в нем лучше дышит. Тем более, что эпидемиологическая обстановка в наших домах хорошая и жестких складок, благодаря полоскателям для белья, больше на пеленках после сушки нету.

Школьная программа

В восьмидесятые и девяностые родители ожидали, что школа сама даст знания. Ну, может быть, придется нанять репетитора, чтобы ребенок лучше знал иностранный язык или подготовился по профильным предметам для вступления в ВУЗ.

Сейчас же оплата репетиторов или кружков по самым обычным школьным дисциплинам (и вовсе не для углубленного изучения!) входит в большинство семейных бюджетов, где ребенок дорос до школы.

Естественно, времени и денег на кружки по интересам остается куда меньше. Детям приходится переходить на те хобби, которым можно обучиться по видео в интернете, и кооперироваться в соцсетях, чтобы обмениваться опытом и хвастаться результатом.

Питание

Девиз восьмидесятых - ребенок должен кушать плотно. В девяностых ребенок был должен съесть, что дают, а не перебирать едой. Теперь же главное - погоня за полезностью питания. Чипсы в руках первоклашки способны вызвать у многих окружающих припадок. Накормившая в минуту душевной слабости дитятко бургером мать еще месяц мучается угрызениями совести. Фото подростка, жующего полную холестерина жареную курицу, вызовет шквал гневных комментариев. Еда для детей (и притом вовсе не для малышей ясельного возраста) помногу, пристрастно, придирчиво обсуждается в интернетах. Зато никто больше не заставляет доедать.

Мотивация

Большая часть наших родителей в принципе не задумывалась над таким способом взаимодействия с ребенком. Надо - значит, надо. Будешь плохо учиться - станешь дворником. Будешь хорошо учиться - станешь учительницей и будешь получать как дворник, зато работать в тепле. А по заднице не хочешь? Наши дети признают, кажется, только осознанную необходимость.

Ну, то есть, надо убедить, что действительно надо, и нормально объяснить, почему. Отнимает много времени и сил, а вот работает ли лучше старых добрых угроз - пока только предстоит выяснить. Ученые вот стали утверждать, что легкий стресс способствует изучению нового. Легкий, мы сказали.

У детей есть мнение

С ним необязательно соглашаться, а многие и принимать во внимание не спешат, но его больше не отрицают как факт. Вопрос “да какое у тебя может быть мнение, в третьем-то классе?” - примета нашего детства, но, по счастью, не наших отпрысков.

Никакого ключа на шее

В большинстве семей восьмидесятых-девяностых ребенок, доросший до школы, дорастал и до того, чтобы самостоятельно ходить по городу или сидеть дома в одиночестве, спокойно лопая холодные котлеты или бутерброды с маргарином и сахаром.

Теперь в интернете родители рассказывают, что дети по закону не имеют права находиться без надзора взрослых до 12 лет. И действительно, увидеть одиннадцатилетку, спокойно переходящего оживленную улицу на перекрёстке, стало трудно. То ли закон точно есть, то ли все в него верят.

Личное пространство

Личное пространство детей все еще активно нарушается самими родителями, но в целом хотя бы признается. Наличие своей комнаты или уголка для ребенка стало считаться обязательным - это мы притыкались, где могли, а уж если гордо владели комнатой (обычно на пару с братом или сестрой), то родители заходили туда без стука и стеснения.

Квартира ведь их, значит, и комната тоже их, нам просто давали там спать и сидеть. Если мы найдем дневник ребёнка и заглянем в него, будем потом терзаться муками совести. В наши дневники заглядывали с непринужденностью читателей на абонементе.

Разговоры о сексуальной безопасности

Наши родители, похоже, боялись, что если предупреждать о педофилах, насильниках, юных приставалах, о том, как все это происходит и как его избегать, то мы слишком заинтересуемся сексом и немедленно пойдем на улицу в проститутки.

Более того, часто, если всплывал факт приставания или изнасилования, к девочкам нашего поколения и относились, как к проженным шлюхам, независимо от возраста, в котором они пострадали. Так что большинство предпочитало молчать.

Мы наконец-то перенесли фокус внимания с жертвы на насильника (по крайней мере, если жертвой стал или может стать наш ребенок) и, мекая, бекая, краснея и потея от натуги и неловкости, проводим профилактические разговоры.

tattooe.ru - Журнал современной молодежи