Основные жанры живописи русских художников с примерами картин. Какие основные жанры живописи вы знаете? История анималистического жанра в изобразительном искусстве

). Однако в рамках этой статьи мы будем рассматривать только предметное искусство.

Исторически сложилось, что все жанры делили на высокие и низкие. К высокому жанру или исторической живописи относили произведения монументального характера, несущие в себе какую-либо мораль, значимую идею, демонстрирующую исторические, военные события, связанные с религией, мифологией или художественным вымыслом.

К низкому жанру относили все, что связано с обыденностью. Это натюрморты, портреты, бытовая живопись, пейзажи, анимализм, изображение обнаженных людей и прочее.

Анимализм (лат. animal - животное)

Анималистический жанр возник еще в древности, когда первые люди рисовали на скалах хищных животных. Постепенно это направление переросло в самостоятельный жанр, подразумевающий выразительное изображение любых животных. Анималисты обычно проявляют большой интерес к животному миру, например, могут быть превосходными наездниками, держать домашних животных или просто длительно изучать их повадки. В результате замысла живописца животные могут представать реалистичными или в виде художественных образов.

Среди русских художников многие отлично разбирались в лошадях, например, и . Так, на известной картине Васнецова «Богатыри» богатырские кони изображены с величайшим мастерством: тщательно продуманы масти, поведение животных, уздечки и их связь с наездниками. Серов недолюбливал людей и считал лошадь во многих смыслах лучше человека, из-за чего часто изображал ее в самых разных сценах. хотя и рисовал животных, анималистом себя не считал, поэтому медведей на его знаменитой картине «Утро в сосновом лесу» создавал анималист К. Савицкий.

В царское время особо популярными стали портреты с домашними животными, которые были дороги человеку. Например, на картине императрица Екатерина II предстала с любимой собакой. Животные присутствовали также на портретах , и других русских художников.

Примеры картин известных русских художников в бытовом жанре




Историческая живопись

Этот жанр подразумевает монументальные картины, которые призваны передать обществу грандиозный замысел, какую-либо истину, мораль или продемонстрировать значимые события. В него входят работы на историческую, мифологическую, религиозную тематику, фольклор, а также военные сцены.

В древних государствах мифы и легенды долгое время считались событиями прошлого, поэтому их часто изображали на фресках или вазах. Позже художники начали отделять произошедшие события от вымысла, что выразилось в первую очередь в изображении батальных сцен. В Древнем Риме, Египте и Греции на щитах воинов-победителей часто изображали сцены героических сражений с целью демонстрации их торжества над врагом.

В эпоху Средневековья из-за засилья церковных догм преобладала религиозная тематика, в эпоху Возрождения общество обратилось к прошлому в основном с целью прославления своих государств и правителей, а с XVIII века к этому жанру часто обращались с целью воспитания молодежи. В России жанр получил массовое распространение в XIX веке, когда художники нередко пытались проанализировать жизнь русского общества.

В работах русских художников батальная живопись была представлена, например, и . Мифологические и религиозные сюжеты в своих картинах затрагивал , . Историческая живопись преобладала у , фольклор - у .

Примеры картин известных русских художников в жанре исторической живописи





Натюрморт (фр. nature - природа и morte - мертвая)

Этот жанр живописи связан с изображением неодушевленных предметов. Ими могут быть цветы, фрукты, блюда, дичь, кухонные принадлежности и иные предметы, из которых художник часто составляет композицию согласно своему замыслу.

Первые натюрморты появились еще в древних странах. В Древнем Египте было принято изображать подношения богам в виде разных кушаний. При этом на первом месте была узнаваемость предмета, поэтому древние художники особо не заботились о светотени или фактуре предметов натюрморта. В Древней Греции и Риме цветы и фрукты встречались на картинах и в домах для украшения интерьера, так что изображались уже более достоверно и живописно. Становление и расцвет этого жанра приходится на XVI и XVII века, когда натюрморты стали содержать скрытые религиозные и иные смыслы. Тогда же появилось и их множество разновидностей в зависимости от предмета изображения (цветочный, фруктовый, ученый и т.д.).

В России расцвет натюрморта приходится только на XX век, так как до этого его использовали в основном в учебных целях. Зато развитие это было стремительным и захватило , включая абстракционизм со всеми его направлениями. Например, создавал прекрасные композиции цветов в , предпочитала , работал в и нередко «оживлял» свои натюрморты, создавая у зрителя впечатление, что посуда вот-вот упадет со стола или все предметы сейчас начнут вращаться.

На изображаемые художниками объекты, безусловно, влияли и их теоретические воззрения или мировоззрение, душевное состояние. Так, у это были предметы, изображенные согласно открытому им принципу сферической перспективы, а экспрессионистские натюрморты поражали своим драматизмом.

Многие русские художники использовали натюрморт в основном в учебных целях. Так, не только оттачивал художественное мастерство, но и проводил множество экспериментов, по-разному раскладывая предметы, работая со светом и цветом. экспериментировал с формой и цветом линии, то уходя от реализма в чистый примитивизм, то смешивая оба стиля.

Иные художники соединяли в натюрмортах то, что изобразили ранее и свои излюбленные вещи. Например, на картинах можно встретить его любимую вазу, ноты и созданный им до этого портрет его супруги, а изображал любимые с детства цветы.

В этом же жанре работали и многие другие русские художники, например , и прочие.

Примеры картин известных русских художников в жанре натюрморта




Ню (фр. nudite - нагота, сокращенно nu)

Этот жанр призван изображать красоту обнаженного тела и появился еще до нашей эры. В древнем мире большое внимание уделяли физическому развитию, так как от этого зависело выживание всего человеческого рода. Так, в Древней Греции атлеты по традиции состязались обнаженными, чтобы мальчики и юноши лицезрели их отлично развитые тела и стремились к такому же физическому совершенству. Примерно в VII-VI вв. до н. э. появились и обнаженные мужские статуи, олицетворявшие физическую мощь мужчины. Женские же фигуры, напротив, всегда представали перед зрителями в одеяниях, так как обнажать женское тело было не принято.

В последующие эпохи отношение к обнаженным телам менялись. Так, во времена эллинизма (с конца VI века до н.э.) выносливость отошла на второй план, уступив место любованию мужской фигурой. В это же время стали появляться и первые женские обнаженные фигуры. В эпоху барокко идеальными считались женщины с пышными формами, во времена рококо первоочередной стала чувственность, а в XIX-XX веках картины или скульптуры с обнаженными телами (особенно мужскими) часто оказывались под запретом.

Русские художники неоднократно обращались в своих работах к жанру ню. Так, у это танцовщицы с театральными атрибутами, у это позирующие девушки или женщины в центре монументальных сюжетов. У это множество чувственных женщин, в том числе в парах, у это целая серия картин, изображающих обнаженных женщин за разными занятиями, а у - девушки, полные невинности. Некоторые, например, изображали и полностью нагих мужчин, хотя такие картины и не приветствовались обществом своего времени.

Примеры картин известных русских художников в жанре ню





Пейзаж (фр. Paysage, от pays - местность)

В этом жанре приоритетным является изображение естественной или созданной человеком окружающей среды: природных уголков, видов городов, сел, памятников и т.д. В зависимости от выбранного объекта выделяют природный, индустриальный, морской, сельский, лирический и иные пейзажи.

Первые пейзажи древних художников были обнаружены в наскальной живописи эпохи неолита и представляли собой изображения деревьев, рек или озер. Позже природный мотив использовали при украшении домой. В эпоху Средневековья пейзаж практически полностью вытеснила религиозная тематика, а в эпоху Возрождения, напротив, на первый план выступили гармоничные отношения человека и природы.

В России пейзажная живопись развивалась с XVIII века и первоначально ограничивалась (в этом стиле создавали пейзажи, например, и ), однако позднее целая плеяда талантливых русских художников обогатила этот жанр приемами из разных стилей и направлений. создал так называемый неброский пейзаж, то есть вместо погони за эффектными видами он изображал в русской природе самые сокровенные моменты. и пришли к лирическому пейзажу, поражавшего публику тонко передаваемым настроением.

У и это эпический пейзаж, когда зрителю демонстрируется вся грандиозность окружающего мира. бесконечно обращался к старине, Е. Волков умел любой неброский пейзаж превратить в поэтическую картину, поражал зрителя своим дивным светом в пейзажах, а мог бесконечно любоваться лесными уголками, парками, закатами и передавать эту любовь зрителю.

Каждый из пейзажистов концентрировал внимание на таком пейзаже, который увлекал его особенно сильно. Многие художники не могли пройти мимо масштабных строек и рисовали много индустриальных и городских пейзажей. Среди них работы , и других художников. увлекали памятники, а

Сегодня мы поговорим о Рисовании усатых-полосатых… И речь пойдет не только о кошках..

Давайте Немного окунемся в анималистику, которой так мало уделяют внимание… И для начала узнаем немного больше об этом направлении Живописи…

Анималистический жанр или анималистика - вид изобразительного искусства основным мотивом которого является изображение животных. Кроме живописи и графики, анимализм часто применяется в скульптуре, фотографии, декоративном и прикладном искусстве, в литературе и других видах искусств.

Изображение животных – самый древний жанр искусства, интерес к которому не угасал вплоть до Ренессанса и централизации внимания на человеке с его классическими идеалами. Примечательно, что и в эпоху классицизма животные изображались на вазах, мозаиках и фресках с завидной регулярностью.

В культуре древнего Египта, Месопотамии, Индии и других регионов популярно было изображать божеств в форме животных либо обожествлять самих представителей фауны. Таким образом изображения животных оказывались на предметах культа, стенах гробниц и драгоценностях.

Анималистический жанр - это восхищение художника от окружающего его мира и обилия форм жизни. То богатство видов животных, которые обитают на нашей планете, не может не вдохновлять. И Художники активно этим пользуются:

Одними из первых представителей анималистического жанра в искусстве были китайский художник И Юаньцзи (начало XI века), прославившийся изображением обезьян, и китайский император Сюаньдэ из династии Мин (середина XV), который в качестве хобби рисовал обезьян и собак.

В Европе эпохи Возрождения анималистический жанр развил один из величайших представителей Северного Ренессанса Альбрехт Дюрер. В то время как его современники писали религиозные сюжеты, Дюрер активно изучал флору и фауну; его акварели, рисунки и литографии говорят сами за себя…

Картины известных художников того времени нечасто отходили от принятых норм живописи, однако даже на полотнах Леонардо и Рафаэля, пусть редко, все же фигурируют животные и птицы.

Одним из выдающихся и знаменитых художников-анималистов — является фламандский живописец эпохи барокко Франс Снейдерс. Он особенно знаменит своими натюрмортами с охотничьими трофеями.

Изображения животных свойственны и произведениям искусства, созданных в другом жанре.

Например, знаменитая картина Шишкина «Утро в сосновом лесу».

Шишкин – величайший из пейзажистов в истории русского искусства, и «Утро в сосновом лесу», без сомнения, является пейзажем, но с элементами анималистического жанра. Стоит отметить, что Шишкин не писал своих знаменитых мишек, они были выполнены художником-анималистом Константином Савицким.

Такая практика была необыкновенно популярна среди анималистов.

Например, Франс Снейдерс – часто рисовал животных на картинах Рубенса.

Примечательно, что не все художники, даже самые знаменитые, могли справиться с изображением животных и птиц.

Но нам ничего не помешает научится рисовать Животных и мы начнем с самых красивых и сложных, с точки зрения обучения анималистики, животных..

Досконально изучим один из самых главных моментов в рисовании Живописи — это рисование шерсти Животных как научиться писать шерсть реалистично?

Как Передавать Характер Животного?

Как Фиксировать грацию и элегантность движения Хищника?

В общем — Будем рисовать Тигра

В качестве материала — возьмем Пастель и лист бумаги…

И нарисуем -сами — красивого опасного Хищника…

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Отношение художника к миру природы. Анималистический жанр Авт.Котина В.В. Учитель ИЗО МОБУ СОШ №54 г.Н-Новгород

История возникновения Первобытные люди рисо- вали животных и сцены охоты Изображая животных, человек передавал то необузданность, то победу над ним человека

Животное-это источник жизни для человека..Он неразрывно связан с животным миром и зависит от него.

В процессе эволюционного развития человечество освоило Новые формы общения с животным миром: в прирученном звере человек нашел защитника своего благополучия и преданного друга. В древнем мире изображения животных были символичны Сфинксы-олицетворение единства животного и человека. В ассирийской культуре образ крылатого быка с головой чело- Века, в греческой-кентавра. Кошка символизировала мудрость и грацию, лев-силу и ярость.

Животное становится не только источником матери- ального существования человека, но и средством его ду- ховного развития, воплощения красоты и совершенства. Образ животного занимает значительное место в изо- бразительном искусстве. Появился отдельный жанр, ко- торый получил название анималистический.

Художники-анималисты Целая плеяда художников-анималистов воспевает удиви- тельный мир живой природы. Рембрант. Лежащий лев Рембрант. Слоны

Животные в произведениях В.А.Ватагина очеловечены, они наделены определенными человеческими чертами и чувствами, свойственными человеку (высокомерие,суро- вость, значительность, сосредоточенность,тоска и т.д.) Леопард. Тушь,перо Пума. Тушь, перо

Изобразить животное с натуры очень трудно. Поэтому художник должен часами наблюдать за ними. Тигр. Карандаш Голова тигра. Карандаш Бегемот. Карандаш

В.Серов. Борзая В.Ватагин Тигр.Акварель А.Иванов. Набросок коня

Образы животных в литературных произведениях Анимализм связан не только с изобразительным искусст- вом, но и с литературой. Очень часто мы видим в образах жи- вотных конкретные черты человека, которые либо восхваля- ются, либо обличаются автором. Лиса-хитрая, изворотливая, заяц-трусливый,медведь строгий,но справедливый. Русские сказки

Чудесные рисунки к басням Крылова сделал русский худож- ник Валентин Серов. Тут и доверчивая ворона с сыром,и хит- рая лиса, и нескладный квартет, в котором играют «проказни- ца-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка».

Проверь себя 1.Что ты знаешь об анималистическом жанре? 2. Назови художников-анималистов. 3.Что ты можешь сказать о рисунках животных, выполненных В.Серовым, В.Ватагиным? 4. Любишь ли ты рисовать животных? Какое твое любимое животное?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНИМАЛИСТИЧЕСКОГО ЖАНРА НА УРОКАХ ИЗО

В процессе обучения детей рисованию педагоги используют различные темы: семья, дом, родной город, природа, времена года, праздники и т.д. Одной из самых любимых тем в творчестве юных художников являет...

Итоговое занятие по теме" Анималистический жанр".Повторение графических приемов рисования разных представителей животного мира,игровые задания для развития творческих способностей,фото и отзывы родите...

Презентация к уроку изобразительного искусства в 7 классе"Анималистический жанр в изобразительном искусстве"

Анималистический жанр – жанр изобразительного искусства, Посвященный изображению животных. Главным образом в живописи, графике, скульптуреи декоративно- прикладном искусстве. Часто главной задач...

Анималистический жанр является далеко не самым популярным в мире живописи, поскольку работы не так востребованы, как импрессионизм или романтизм. При этом есть достаточно много художников, мастерски рисующих животных и создающих яркие и красивые картины. Нередко анималисты дописывали животных на рисунках других художников, как это было с известным полотном Шишкина, где мишек писал Савицкий.

Читайте также:

Итак, каких художников-анималистов можно отметить?

Роберт Бейтман

Роберт с детства практиковался рисовать птиц, сейчас он добился известности, рисуя животных и птиц в природной обстановке. Работы Роберта заняли почетные места в частных коллекциях, известных музеев. Он ценит природу и состоит в организациях по ее охране.

Болгарский художник Карл Брендерс

Художник много времени потратил на обучение, сейчас он работает над эскизами с применением карандаша, далее дополняет работу с применением гуаши и акварели. В итоге каждая из работ поражает своей реалистичностью, они очень близки к фотографиям.

Питер Уильямс

Художник является самоучкой, работая водителем, наставником и компьютерным аналитиком. Живописью он всегда занимался параллельно. Но уже к 2002 году Питер начал рисовать профессионально, и к 2010 журнал Wildlife Artist удостоил его премии. На данный момент Питер почитаем, а его рисунки печатаются в изданиях

Терри Исаак -анималист из Америки

Художник начинал с иллюстраций к книжкам для детей, но впоследствии был зачарован красотой дикой природы. Он считает, что для данного направления в рисовании очень важно уметь наблюдать за природой и ее обитателями. Он был признан лучшим во Флориде в 1998 году, работал над справочниками о птицах, а его работы выставлялись в известных музеях.

Акварели Сьюзан Бордет

Писать акварелью очень сложно, однако Сьюзан удается передать реальную анатомию, дополнив изображения мягким фоном в стиле импрессионизм. Такая техника сложилась за два десятилетия работы художницы. Она активно выставляется, публикуется в альбоме «Очарование природы».

Анималист Дэвид Стрибблинг

Является ведущим в своем направлении на территории Великобритании. С 1996 года он оформил студию на чердаке и начал работать серьезно. Художник предпочитает рисовать дикую природу, чаще всего в его работах запечатлены африканские просторы и животные.

Кристина Пенеску из Румынии

Яркие работы художницы создаются в технике граттажа. Она делает изображения с помощью специальной основы и царапин. Кристина не обучалась, освоив технику своими силами. На каждое изображение у нее уходит примерно 1000 штрихов по белой глине на прессованном картоне. Далее работы покрываются черной тушью и создаются реалистичные полутона. Некоторые картины украшаются с помощью акриловых красок.

Работы Пауля Крапфа

Художник из Америки был рожден на территории западной части Пенсильвании. Чтобы научиться отражать природу и животных, он обучался живописи. Сначала при средней школе, а позже в Питтсбурге, посещая художественный институт. До того, как полностью посвятить себя живописи, художник проработал в NASA как инженер-проектировщик.

tattooe.ru - Журнал современной молодежи