Абсолютная монархия петра i. Преобразования петра i. оформление абсолютизма Реформы петра 1 и создание абсолютистской монархии

1. Перечисли нововведения Петра I в системе центрального и местного управления России. Какими причинами ты можешь объяснить каждое из них? Определи свою позицию и обоснуй её с помощью фактов - какие из государственных реформ, порядков Петра ты можешь оправдать с точки зрения человеческой морали, а какие - нет?

Перестала собираться Боярская дума. Она принимала решения слишком медленно, была не европейской по своей сути. К тому же, хоть она и перестала уже ограничивать власть царя, были опасения, что в будущем она снова может получить больше влияние. С моральной точки зрения это решение представляется мне нейтральным.

Учреждался Правительствующий сенат. Петра должен был замещать какой-то орган, пока он отсутствовал в столице. Для царя-реформатора было лучше, чтобы этот орган состоял не из бояр, а из доверенных и преданных лично ему людей, верящих в необходимость реформ. С моральной точки зрения это решение нейтрально.

Вместо примерно 50 приказов было учреждено 12 коллегий, которые были прообразом современных министерств. Делопроизводство ко времени Петра стало слишком запутанным, полномочия приказов не были строго разграничены. Потому были введены новые органы управления по европейскому образцу, с подробным документированием всего процесса управления. При этом главные беды российской системы управления (коррупция и казнокрадство) очень быстро расцвели и в коллегиях, потому с моральной точки зрения это решение нейтрально.

Территория России разделялась на новые административные единицы, чиновники на местах теперь формально не содержались местным населением, а получали жалование из центральной казны. Однако на деле жалования не хватало, а низшие чины его вообще не получали. Таким образом, эта реформа усилила централизацию власти в стране, но расширила поле для злоупотреблений местными властями, потому эту меру нельзя оправдать с моральной точки зрения.

2. Приведи как можно больше фактических доказательств того, что церковь при Петре была подчинена государству. Определи и объясни свою позицию - какие из действий Петра в отношении церкви ты можешь оправдать с точки зрения человеческой морали, а какие - нет?

Церковь полностью подчинилась государству потому что:

Долгое время (21 год) царь не позволял избрать патриарха на место умершего Адриана, назначив его местоблюстителя;

В конце концов царь упразднил патриаршество и заменил его Святейшим правительствующим синодом;

Священники стали получать жалование из казны, таким образом, полностью зависеть от государства;

Священники обязывались докладывать, если на исповеди узнают о государственном преступлении, то есть нарушать тайну исповедь.

С моральной точки зрения большинство этих решений нейтрально, потому что касаются церковной политики (в этом словосочетании ключевой слово – политика). Но заставлять священников нарушать тайну исповеди было абсолютно аморально, тем более, что это распоряжение держалось в тайне от большинства верующих, то есть священников принуждали также и к обману.

3. Реформы Петра способствовали развитию в России капиталистических или феодальных (крепостнических) порядков? Какие нововведения Петра, на твой взгляд, являются несправедливыми (объясни, опираясь на факты)? Можешь ли ты их оправдать его целями?

Уравнение боярских вотчин и дворянских поместий было справедливым, потому что позволяло им служить не из страха потерять поместье, а из чувства сословного долга. Тем более справедливым была отмена местничества и введение табели о рангах, благодаря которым по службе люди продвигались не благодаря своей родовитости. Справедливой была и денежная реформа, потому что она усложняла задачу фальшивомонетчикам и упорядочивала финансовую систему страны. С моральной точки зрения можно одобрить и введение выборных органов городского самоуправления. Правда, при господстве бюрократического аппарата в стране выборные органы мало что решали.

С другой стороны налоговая реформа привела к великим несправедливостям. Теперь налоги собирали не с каждого «дыма» (домашнего хозяйства), а с каждой души (то есть платить приходилось даже за детей и стариков, которые сами ещё или уже ничего не производили). Размер подушной подати первое время был таким большим, что буквально разорял людей. Такие притеснения объяснялись большими государственным расходами на войну, но с современной точки зрения это недостаточное оправдание. Бедствия такого большого числа людей нельзя оправдывать интересами государства.

4. Вспомни, как развивались события, связанные с «делом царевича Алексея». За какие высказывания и поступки ты испытывал бы угрызения совести, окажись ты на месте Петра I, царевича Алексея или Петра Андреевича Толстого? О каких чертах характера Петра I свидетельствуют факты из его личной жизни?

Царевич Алексей не ладил с Петром, он не очень поддерживал реформы отца и мало участвовал в их проведении, как и в войне со Швецией. Отношения ещё больше испортились, когда родился сын Петра от второго брака – Алексей мешал ему в будущем занять престол. Алексей бежал в Австрию, откуда по мнению некоторых надеялся поднять бунт против отца. Но до сих пор не доказано наличие хорошо продуманного заговора, скорее всего дальше разговоров дело не заходило. Поддавшись на уговоры Петра Толстого, царевич вернулся, покаялся перед отцом и отрёкся от престола, выдал некоторых из участников якобы существовавшего заговора. Но царь подозревал, что сын не всё ему рассказал. В результате второго расследования было выявлено гораздо больше участников заговора, которых казнили. Самого царевича пытали и приговорили к смертной казни, но он не дожил до смерти на плахе.

Не могу сказать, какие угрызения совести я испытывал бы на месте Толстого, потому что точно не известно, какими средствами он уговорил царевича вернуться. Кроме того не известно, знал ли он, что царь собирается сделать с сыном. Не известно даже, намеревался ли он убить сына изначально, ещё когда тот был за границей, или принял такое решение позже.

На месте Петра каждый разумный человек испытывал бы угрызения совести ещё за то, что он сделал с матерью Алексея, а потом и за осуждение сына – ведь для сохранения результатов реформ было достаточно его отречения.

На месте Алексея я бы испытывал сожаления потому, что поддался на уговоры и вернулся. Видимо, он и на само деле сожалел об этом.

По отношению к старшему сыну царь проявил жестокость и вероломство. Возможно, он и не испытывал отцовских чувств, а может быть, поборол их, считая, что этим спасает государство.

5. К каким результатам привели государственные реформы Петра I - способствовали они разрушению или укреплению аграрного общества в России? Опиши спор двух своих предков - современников Петра I, в котором бы один ругал государственные реформы Петра, находя в них стороны вредные для людей и страны, а другой защищал бы реформы. Как бы ты - гражданин современной России - включился в этот спор?

Реформы Петра укрепили крепостное право, потому способствовали укреплению аграрного общества. Созданные им заводы не способствовали развитию предпринимательства, потому что принадлежали государству или нескольким купцам, которые получили их из царской милости, а не в результате покупки на свободном рынке. Потому предпосылок для индустриализации общества царь-реформатор не создал.

В описанном споре защитник реформ должен был указывать на великую победу в Северной войне, на строительство великого города (Санкт-Петербурга) на пустом месте, на то, насколько сильнее стало государство в результате преобразований. Противник реформ мог бы возразить ему, что Петербург построен фактически на костях, так много людей погибло при его сооружении, на то, какие беды принесло всему населению повышение налогов, а главное, на то, что Русь больше не могла чувствовать себя святой и богоизбранной, ведь она стала подражать неправославным странам, к тому же не имела во главе своей церкви патриарха.

Видеоурок: Воцарение Петра I на престол. Великое посольство. Азовские походы

Лекция: Петровские преобразования. Абсолютизм. Формирование чиновничье - бюрократического аппарата. Традиционные порядки и крепостничество в условиях развертывания модернизации

Петровские преобразования

В XVII–XVIII веках Российское государство сильно отставало от западноевропейских стран. Такое отставание было обусловлено: неразвитым рынком, слабой социальной развитостью населения и его сословным разрывом, слабыми международными связями из-за отсутствия выхода к морю. Также крепостничество тормозило развитие страны. Поэтому, для роста благополучия страны, требовалось провести множество реформ.

Признанным реформатором стал Петр I Алексеевич (годы правления 1689–1725, годы жизни 1672–1725). С юных лет Петр I восхищался военным искусством и технологиями, западноевропейским построением государства, был любознательным. Окончательно взойдя на престол, после множества интриг он старается обеспечить безопасность южных границ страны от нападений крымских татар и вернуть выход к Азовскому и Чёрному морям. В 1695 году русскими войсками была предпринята попытка захватить турецкую крепость на реке Дон – Азов. Но они потерпели неудачу. Петр принимает решение захватить Азов с помощью военных кораблей, которые он активно начинает строить на реке Воронеж. Также активно увеличивалось количество пехоты и кавалерии. За год кропотливой работы было построено несколько больших судов, а также два десятка галер и множество барок. Блокировав крепость с моря, в 1696 году Петр I захватывает Азов.


Еще через год, любопытный и амбициозный молодой царь едет в Европу в составе Великого Посольства с 1697 по 1698 года, под личиной урядника полка. Петр вместе с другими членами посольства посетил Голландию, Кенигсберг, Ригу, Вену и Англию. Где он самолично участвовал в кораблестроение в качестве плотника, был в академии Исаака Ньютона, посетил английский парламент и множество других мест. Везде он старался чему-либо научиться и привезти полученные знания на родину. Но поездка была прервана, из-за бунта стрельцов. Стрельцы под влиянием бывшей царицы и сестры Петра по отцовской линии – Софьи, а также рядом бояр подняли восстание в Москве. Стрельцы были казнены, а Софью насильно постригли в монахини в Новодевичьем монастыре. Но европейский пример, который получил Петр заставил его провести реформы в России.


Главные реформы Петра Алексеевича Романова

  • Реформа в государственном управлении в первую очередь коснулась Боярской думы, вместо нее был основан – Сенат в 1711 году. Сенат состоял из девяти ближайших Петру чиновников и был правительствующим органом, осуществлял контроль финансов государства и надзор над работой административного сектора. Столица России была перенесена в Санкт-Петербург. Страна была разделена на 8 губерний, а на смену многочисленным приказам пришли 11 коллегий.
  • Военная реформа принесла постоянную армию, рекрутские наборы, создание военно-морского флота, модернизацию вооружения по европейскому образцу, а также подготовку офицеров. Такая реформа позволила российской армии собрать 200-тысячное войско пехоты и 28 тысяч военных моряков, на момент кончины Петра I.

    Церковная реформа отменила патриаршество, для управления духовенства был создан – Святейший синод . Это позволило подчинить духовенство. За работой Синода наблюдал – обер-прокурор.

    В социальных аспектах жизни также прошел ряд изменений. Был подписан указ о «единонаследии», который запрещал дробить поместья при наследовании. Детям, которым после смерти помещика ничего не доставалось, должны были идти в армию, на флот или другую государственную деятельность. Входит в силу Табель о рангах – закон, принятый в 1722 году и разделяющий дворян по иерархии. Он включал в себя порядок прохождения государственной службы и делил всех дворян на 14 рангов. При этом, если мелкий дворянин дослужился до 8 ранга, ему гарантировали потомственное дворянство. Население, не входящее в дворянское сословие или духовенство было обязано выплачивать налог в казну.

    В области науки и культуры реформы Петра Алексеевича коснулись множества аспектов. Были открыты специализированные школы, где обучали инженерному, навигационному делу, а также медицине и прочему. В 1724 году была открыта Академия наук . Поощрялось обучение дворян за границей. Появилась первая регулярная печатная газета – Ведомости. Открыт музей – Кунсткамера. Одной из самых заметных реформ для населения, стал переход празднования Нового года с 1 сентября на 1 января, а также принятие Юлианского календаря, с изменением летоисчисления с Византийского на Европейское.

Все эти реформы, так или иначе, привели к появлению новых больших промышленных районов. С 1721 года, по указу Петра I владельцам заводов дозволялось покупать и переселять крестьян на свои предприятия. Активно развивается металлургия и текстильное производство. Появилось множество новых отраслей. Промышленники стали получать дворянские титулы, создавая костяк отечественной буржуазии.


Абсолютизм. Формирование чиновничье - бюрократического аппарата

В конечном счете реформы Петра привели государственное правление к абсолютизму , когда вся власть сконцентрирована в руках единого человека - монарха. Правление Петра I характеризуется активной законотворческой деятельностью. В законах регламентировалась не только сфера государственного управления, но и все сферы жизнедеятельности подданных. Также законы Петра I закрепляли права и обязанности всех чиновников и служащих. В своих действиях монарх твёрдо опирался на закон, а от подданных требовал неукоснительного подчинения своим указам.

Пристальное внимание царь уделял и совершенствованию аппарата управления. Развитие товарно-денежных отношений и рост экономики позволил Петру I создать мощный чиновничье - бюрократический аппарат, возглавляемый Сенатом (1711 г.). Сенат следил за исполнением законов Петра I. Обо всех нарушениях должностных лиц Сенату доносила Фискальная служба.

Ликвидация запутанной приказной системы привела к созданию стройной иерархии учреждений из 9 коллегий, которые занимались строго определёнными делами и осуществляли чётко обозначенные для них функции:

    Коллегия иностранных дел – внешне-политические дела;

    Военная коллегия – армейские дела;

    Адмиралтейств-коллегия – военно-морские дела;

    Камер-коллегия – сбор доходов государства;

    Штатс-контор-коллегия – расходы государства;

    Ревизион-коллегия – контроль доходов и расходов государственной казны;

    Коммерц-коллегия – внешнеторговые дела;

    Берг-мануфактур-коллегия – горная и лёгкая промышленность.

Позднее были созданы и другие коллегии (Вотчинная коллегия, Юстиц-коллегия, Медицинская коллегия и др.).

Продолжением бюрократизации стала и областная реформа или реформа местного управления. Вся страна была поделена на 8 губерний:

    Московская;

    Ингерманландская (Санкт-Петербургская);

    Киевская;

    Смоленская;

    Архангелогородская;

    Казанская;

    Азовская;

    Сибирская.

Центрами губерний управляли губернаторы. А для управления другими городами была введена новая выборная должность – магистраты.

Таким образом, сложился централизованный чиновничье-бюрократический аппарат, в котором решающую роль играл монарх. Под чиновничье-бюрократическим аппаратом подразумевается созданная Петром I чёткая иерархия чиновников, каждый из которых занимал строго определенное место в структуре госаппарата. Отныне деятельность чиновников была строго регламентирована законами, а не обычаями и опытом, как прежде.


Традиционные порядки и крепостничество в условиях развертывания модернизации

Рост народного благосостояния Петр I видел в развитии промышленности и торговли. Царь понимал, что территория Россия имеет огромные природные богатства. Он издал указ, в котором разрешал жителям страны искать полезные ископаемые и строить заводы для их обработки. В результате развернулось широкое строительство мануфактур. Их количество возросло к концу правления Петра от 30 до 180-200. Как и раньше промышленным центром оставалась Москва с прилегающими к ней территориями. Но также появились и новые промышленные центры – Санкт-Петербург и Урал. При Петре I Россия выходит на первое место по производству металла, обогнав Англию. Развитие получили такие отрасли промышленности, как металлургия, текстильная промышленность, оружейное дело, судостроение, шелкопрядение, стеклянное и фаянсовое дело, производство бумаги.

Первоначально Петр I, исходил из того, что на мануфактурах будут работать наёмные иностранцы. Но с ростом числа заводов и фабрик нехватка рабочих рук усиливалась. К работе стали привлекать солдат, каторжников, военнопленных. Но и это не решало проблему в полном объеме. И вскоре на промышленность распространились крепостные порядки. Указом 1721 года купцам-мануфактуристам разрешалось покупать крестьян для мануфактур. Их называли посессионными крестьянами. Они принадлежали мануфактурам и не могли продаваться отдельно от него. Также появились приписные крестьяне – те, которые отрабатывали подати, выплачиваемые государству. Богатеющие купцы-мануфактуристы (Строгановы, Демидовы и другие) стали претендовать на права дворян.

В связи с открытием выхода в Балтийское море стремительно росла торговля, как внутри страны, так и вне её. Особенностью торговли того времени стало то, что на продажу некоторых видов товаров (соль, табак, лён, железо, хлеб, икра и другие) устанавливалась государственная монополия. Вывоз отечественных товаров за границу поощрялся. А вот на ввоз иностранного товара Петр I наложил ряд протекционистских мер. Политика протекционизма была прежде всего направлена на защиту зарождающейся российской промышленности от конкуренции.


В сельском хозяйстве при Петре I не произошло значительных изменений. Продолжалось освоение Сибири и Поволжья. Расширялся посев льня, конопли, винограда и других культур.

В целях улучшения контроля за сбором податей с населения вместо налогов со двора была введена подушная подать (с души мужского пола). Перед введением подушного налогообложения с 1718 по 1724 гг. была проведена перепись мужского населения страны, а затем и её ревизия. Введением паспортной системы в 1724 году крепостным крестьянам было законодательно запрещено уходить от своего помещика на заработки. Уход позволялся лишь по письменному согласию хозяина – получению паспорта. При этом каждый землевладелец самолично определял размер пошлин, которые ему были обязаны выплачивать крестьяне. В конечном счете это привело к массовому бегству крестьян и крестьянским бунтам.

Городское население делилось на податных (платили подушную подать) и не податных (не платили подушную подать) – иностранные гости, дворяне и духовенство.

Абсолютная монархия - это форма феодального государства, характерная для последнего периода существования феодализма. С формально-юридической точки зрения абсолютизм характеризуется тем, что глава государства рассматривается как единственный источник законодательной и исполнительной власти, причем последняя осуществляется зависимыми только от него чиновникам. Абсолютная монархия создает мощный и разветвленный бюрократический аппарат и наиболее действенные по сравнению с прежними средствами принуждения в виде постоянной армии, полиции, суда, фискальной системы.

Юридическое оформление абсолютизма форсированными темпами началось при Петре I. Это выразилось в том, что Россия в 1721 г. была объявлена империей, а Петр - императором. Законодательная формула абсолютизма в толковании 20 Артикула Воинского Устава выглядела так: «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь по своей воле и благомнению управлять». «Духовный регламент» 1721 г. давал следующее определение: «Император Всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает».

Началось строительство новых органов власти и управления: создан Сенат (1721), учреждена должность Генерал-прокурора (1722), приказы были заменены коллегиями, проведена реформа местного самоуправления, упразднено Патриаршество (1700), вместо него создан Синод (1718). Сюда же можно отнести появление государственной росписи расходов и доходов, переход к подушному обложению, а также создание «Табели о рангах», заложившей единые принципы выслуги по военной и гражданской службе. В 1722 г. появился Генеральный Регламент, Устав гражданской службы, Воинский и Морской уставы. Указ о престолонаследии 1722 г. давал право императору самому назначать наследника престола.

Экономической политикой периода абсолютизма стало поощрение торговли. Развитие горного дела, мануфактур и сельского хозяйства, связанного с нуждами государства, армии и флота. Это выращивание технических культур, овцеводство, коннозаводство, винокурение, лесное хозяйство. Новой стороной деятельности государства стало открытие и описание новых земель. Появилась в абсолютистском государстве и новая идеология. Распространились переводы трудов европейских политиков и юристов, появилось сочинение сподвижника Петра I. Ф. Прокоповича «Правда воли монаршей», где обосновывается идея сильной самодержавной власти.

Оформление абсолютизма происходило в жестких формах - выросли повинности крестьян и посадских людей, были введены многочисленные чрезвычайные налоги и сборы, население сгоняли на строительство дорог, каналов, крепостей, что вызывало многочисленные случаи гибели людей.

Оформившись при Петре I, абсолютная монархия продолжала укрепляться при Анне Иоанновне, Елизавете, Екатерине II.

Многие черты абсолютизма были присущи власти в России еще в период правления Ивана Грозного, но при нем его власть ограничивала боярская дума и духовная власть.

Петр I в начале 18 в. стремился к абсолютизму.

Он распустил боярскую думу и вместо нее создал сенат, который потом назвали правительственный сенат. Он выполнял законосовещательные функции. Сенат комплектуется по указанию Петра I и из лиц приближенных к нему. Позже сенат начинает выполнять судебные функции. В сенате появляются опер прокуроры, которые докладывали Петру, что, творится в сенате.

После того как помер патриарх, Петр не стал избирать нового. Вместо патриаршества он создал священный синод. Синод был на положении простого департамента в правительстве Петра.

Петр осуществил военную реформу:

Создал сухопутную армию, на основе рекрутских наборов;

Создал военно-морской флот;

Создал систему военного управления. В нее входили: военная коллегия, адмиралтейская коллегия, штаб управления, четкая структура войск (полк, бригада, дивизия).

Создал военную науку. Был принят военный устав 1716 г., который почти весь сам и написал. Также был создан морской устав.

Создал офицерский корпус в армии.

Петр I ввел обязательную службу для дворян.

Создал гвардию.

Петр I считал военную организацию лучшей, образцовой для жизни всего общества. Поэтому всю систему государственного управления перевел на военный лад. Всем чиновникам ввел чины и ранги («табель о рангах»), ввел единую форму одежды только без погон, ввел во все учреждения управления уставы и регламенты. Все учреждения насытил военными. Всю территорию государства разделил на Губернии – Провинции – Уезды. Во главе каждой Губернии поставил Генерала – Губернатора. Ликвидировал систему приказов. Вместо них создал 11 коллегий. 2 из 11 – военные (силовая и адмиралтейская), во главе коллегии был президент (генерал)- все это позволило Петру произвести экономические реформы, в первую очередь по отношению к армии. Одновременно зарождаются элементы капитализма. Все это позволит провести «культурную» революцию («прорубить окно в Европу»). Сбрил бороду, ввел парики, перенес новый год, елку, кофе, табак.

1721 г. – Петр I принял указ «О престолонаследии». В этом указе он написал, что наследника после себя он будет сам определять, кого захочет

Таким образом, в России установился полный абсолютизм. В России сложилось военно-полицейское государство.

17. Дворцовые перевороты и расширение привилегий дворянства.

Декабрь 1724 года – сильнейшее наводнение в Санкт-Петербурге.

Январь 1725 года – Петр I умирает от воспаления легких, не оставив ни наследника, ни приемника. С этого времени начинается период «Дворцовых переворотов» (термин Ключесвкого) За это время на престоле побывало 6 монархов и было осуществлено 3 государственных переворота.

Вторым человеком при Петре был Меньшиков. При его поддержке на престол была возведена Еатерина I – жена Петра. За все время совместной жизни Екатерина нарожала 11 детей, из которых выжило только 2 девочки – Анна и Елизавета. Екатерина и Петр были обвенчаны и Екатерина официально стала императрицей.

На протяжении 1725-1762 г.г. все дворцовые перевороты «руководились» дворянской гвардейской казармой.

В 1727 году Екатерина умирает. По ее завещанию на престол был возведен внук Петра I – Петр II в возрасте 12 лет. Меньшиков был арестован и сослан в Сибирь.

При нем существовал Верховный тайный совет. В 1730 году Петр II умирает от простуды, Верховный тайный совет решает пригласить из Курляндии Анну Иоанновну (Дочь Ивана V).

Анна Иоанновна была поддержана Гвардией и в 1730 году взошла на престол и была названа Великой императрицей. Она устранила Верховный тайный совет, создала в 1731 году кабинет Министров. В это время появляется Бирон – любовник анны. Он косвенно начал управлять российским государством - ужасное время для России. Анна Иоанновна назначила себе приемника – сына своей племянницы Анны Леопольдовны – Ивана Антоновича в возрасте 1,5 лет на момент назначения. Регентом был назначен Бирон.

В 1740 году Анна Иоанновна умирает. Бирон был «снят» с должности регента и власть была передана Анне Леопольдовне, она стала регентом Ивана Антоновича.

В 1741 году опираясь на гвардию, на престол вступила Елизавета Петровна. Анна и Иван Антонович были отправлены в крепость, а потом убиты.

Елизавета Петровна – «светлое пятно» в правлении. Она восстановила сенат, как высший орган государства; ликвидировала кабинет министров; восстановила личную императорскую канцелярию, таким образом повысила роль монарха в системе абсолютизма. Елизавета Петровна проявляла особую заботу о науке (25 января 1755 г. был подписан указ о создании МГУ). Она принимала меры по развитию мануфактур.

Елизавета умирает в 1761 году. По завещанию на престол был возведен племянник, внук Петра I – Петр III. Петр III женился на будущей императрице Екатерине II.

В 1762 году Петр III был смещен в результате дворцового переворота, был задушен в Михайловском дворце, власть узурпировала Екатерина II. Таким образом период дворцовых переворотов был завершен.

1. наблюдается тенденция к укреплению абсолютизма. Большую роль играет личность монарха;

2. продолжается жесткая централизация всей жизни общества;

3. централизация и бюрократизация системы государственного управления;

4. государство стало юридически полицейским (появилась профессионально обученная полиция).

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Менеджмент организации»

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А

По предмету: Отечественная история

На тему: Особенности российского абсолютизма при Петре I

Вариант № 1

Выполнил:

Студент 1 курса

1 семестр

Миронов Артем Юрьевич

Ташкент, 2008

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..2

ГЛАВА 1. Возникновение абсолютной монархии……………………………………...3

ГЛАВА 2. Проводимые реформы…………………………………………………….…4

ГЛАВА 3. Развитие образования………………………………………………………...9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..10

Список литературы………………………………………………………………………11

Введение

Изучив большое количество социологических опросов, касающихся истории России, можно выявить тенденцию к явным переменам в исторических симпатиях общества. Резко упал "рейтинг" Ленина, Сталина, Столыпина и неуклонно, год от года, растет "рейтинг" Петра Великого.

В опросе 1997 года людей спрашивали: "Какой период в истории России вызывает у вас наибольшее чувство гордости?" 54,3 % респондентов ответили: "Эпоха Петра Великого". Лишь 6,4% опрошенных считают лучшим временем в истории России эпоху Ленина и революции. То, что сейчас на первое место в опросах выдвинулся Петр Великий со своей эпохой реформ, кажется мне в высшей степени примечательным. Это означает, что народом признается сама необходимость именно мирных преобразований - реформ, тем самым утверждается ненужность революций, гражданской войны и репрессий.

Объектом исследования в рамках контрольной работы является период правления XVII-XVIII веков. Основной задачей, решаемой, в контрольной работе является понять особенности абсолютизма при правлении Петра I. Основными источниками литературы для раскрытия темы были выбраны:

    О.А.Омельченко. Становление абсолютной монархии в России

    Журнал Вопросы истории, Я.Е.Володарский

Возникновение абсолютной монархии

Многие ученые традиционно относят возникновение абсолютной монархии в России ко второй половине XVII в., так как с этого времени перестали созываться Земские соборы, которые в определенной степени ограничивали власть царя. Ослабла экономическая и политическая роль бояр, снизилось значение Боярской думы. Происходил интенсивный процесс подчинения церкви государству. Представляется, что для образования абсолютизма в России необходима вся совокупность исторических, экономических, социальных, внутри- и внешнеполитических причин. В пределах двух столетий, когда шла подготовка абсолютизма, можно выделить два этапа: XVI в. - преддверие и ХVII - начало "нового периода русской истории". 1 Оба этапа отмечены крестьянскими войнами - первая задержала развитие абсолютизма, а вторая была фактором его создания. Восстание 1648 г. в Москве приобрело большой резонанс – волна протеста охватила многие города страны. Так, в 1650 г. в Пскове и Новгороде произошли восстания, поводом к чему послужило резкое повышение цен на хлеб. Еще одно восстание в Москве в 1662 г., известное под названием Медного бунта, было связано с затянувшейся русско-польской войной, вызвавшей серьезные финансовые

затруднения. Медный бунт явился еще одним свидетельством кризисного

состояния страны. Вершиной его выражения стала крестьянская война под

предводительством С. Т. Разина. 2 Середина XVII века - это период начала формирования буржуазного общества, период абсолютизма. Но все же справедливо нужно признать, что окончательно абсолютизм в России оформился в первой четверти XVIII в. при Петре I.

Установлению абсолютной монархии в России способствовала и внешнеполитическая ситуация, связанная с необходимостью борьбы за выход на берега Балтийского моря и вступления в круг развитых европейских держав в качестве равноправного партнера.

Проводимые реформы

Военная реформа была одной из первых реформ Петра. Реформа оказала глубокое действие и на склад общества, и на дальнейший ход событий. Случайный и беспорядочный набор солдат был заменен периодическими общими рекрутскими наборами. Первый из них был произведен в 1705 г. Все податное населенное должно было поставлять по одному рекруту с определенного количества душ. Был создан флот, осуществлен переход к казенному содержанию вооруженных сил, что сильно подняло стоимость содержания армии и флота. По смете 1725 г. расход на эти нужды составлял 5 млн. тогдашних рублей, примерно 2/3 всех доходов. Фактически при Петре была создана мощная регулярная армия. Одновременно с проведением военной реформы был подготовлен ряд законов, положенных в основу "Устава воинского": 1700 г. - "Краткое обыкновенное учение", 1702 г. - "Уложение, или право воинского поведения генералам, средним и меньшим чинам и рядовым солдатам", 1706 г. - "Краткий Артикул" Меньшикова. В 1719 г. были опубликованы "Устав воинский" вместе с "Артикулом воинским" и другими военными законами. "Артикул воинский" содержал главным образом нормы уголовного права и предназначался для военнослужащих. Воинские артикулы применялись "не только в военных судах и по отношению к одним военным, но и в гражданских судах по отношению ко всем остальным разрядам жителей". 3

Важное значение в упорядочивании службы всякого рода Табель о рангах. По закону от 24 января 1722 г., вся государственная служба делилась на воинскую, статскую и придворную, каждая из которых состояла из 14 рангов. Ранг давал известную привилегию и почет. Все, дослужившиеся в штатской службе до 8-го ранга, получали достоинство потомственного дворянина. В военной службе подобное достоинство давали все офицерские чины. Петр не уничтожал преимуществ по рождению, но выше их ставил достоинство государственной службы. Этот документ буквально распахнул перед людьми недворянского происхождения двери в дворянство.

Дворянство при Петре уже было высшим общественным классом, обязанным государству личной, по преимуществу, военной службой, за что и пользовалось правом личного землевладения. Но как военный класс дворянство не удовлетворяло запросам времени, и Петр решил дать лучшую организацию службе дворян. Они должны были служить в армии и флоте бессрочно, пока хватало сил. Дворянин начинал службу солдатом гвардии или даже армии, служил вместе с людьми из низших классов. И уже от его личных способностей и усердия зависело выбиться в офицеры. Прежние дворянские чины были уничтожены, вместо них сложилась лестница служебных чинов.

При Петре закон уже не делает различия между поместным и вотчинным владением. Петр смотрел на них как на поместья, существующие в интересах государства, и для пользы последнего не дозволялось их дробить при передаче в потомство, что было закреплено указом о единонаследии, позволявшим передавать землю только одному из наследников, не деля ее на части.

Представители старинных дворянских родов, доказавшие, что их род пользовался дворянством на менее ста лет, получали дворянские гербы. Герольд-майстер должен был вести списки дворян по именам и чинам и вносить в эти списки их детей, что дало начало родословным книгам о геральдике. Однако, царь оставлял за собой право как жаловать не дворян за службу дворянством, так и лишать дворян этого звания за преступление.

Все руководящие должности в государственном аппарате занимали дворяне. При этом дворянин обязан был дать сыновьям образование. За необучение детей на родителей налагались штрафы.

Служба для дворян при Петре I была обязательной и пожизненной.

Помимо расширения землевладельческих прав дворянство при Петре получило больше прав в отношении крестьянства. Крестьяне и холопы были сведены в один податный и зависимый от землевладельцев класс. Это смешение произошло не на основании закона, а как следствие податной реформы: до Петра прямые подати взимались или с обработанной земли, или со двора. Петр вместо поземельной или подворной подати ввел подушную, а всякая «ревизская душа» облагалась одинаковой податью и ответственность в ее исправном поступлении возлагалась на землевладельца.

«Высшее» городское сословие до Петра представляло собою очень малочисленный и бедный класс. Только некоторые северные города отличались многолюдством и зажиточностью. Остальные же представляли собою, по словам Петра, «рассыпанную храмину» и имели одно лишь военно-административное значение. Лишь в 1649 году закон отделил горожан от прочей массы податного народа в особое сословие. В 1720 году был учрежден главный магистрат, которому Петр поручил заботы о городском сословии во всем государстве и дал «регламент», определивший общий порядок городского устройства и управления.

«Низшему» же городскому сословию Петр оставил не только все старые льготы, но дал и новые. Регулярные граждане хотя и сохранили характер тяглого сословия, но освобождались от обязанности рекрутской повинности и наконец получили право владеть крепостными людьми и землей наравне с дворянством, если были фабрикантами и заводчиками.

Таковы были сословные реформы. Внешне формы общественный отношений изменились, но общественный строй остался прежним. То же характеризует и административные реформы.

В сфере управления государством Петр изменил устойчивую традицию централизации, поскольку становилось все более очевидным, что местные финансы вместо окружного пути через московские приказы, где они сильно таяли, выгоднее направлять в областную администрацию с надлежащим расширением компетенции местных правителей, принимавших титул губернаторов, хотя округа их еще не назывались губерниями. Губернская реформа началась в 1708 г. по указу Петра от 18 декабря 1707 г. Было созданы 9 губерний. Оставалось лишь разложить по ним содержание военных сил, высчитать сумму военного расхода и рассчитать, какую долю его может принять на себя каждая губерния: это было основной целью реформы. Губернские учреждения создавались для выжимания налогов из плательщиков; меньше всего они думали о благосостоянии населения.

С губернской реформой связано становление с 1711 г. Сената, сначала как временной комиссии, а затем как нового ведомства. Исчезновение центрального правительства рождало необходимость высшего правительственного учреждения с постоянным составом. Важнейшей задачей Сената являлись высшее распоряжение и надзор за всем управлением, выбор оберфискала и создание фискальной системы. Впоследствии эта сеть стала сложнее. Донос стал государственным учреждением, свободным от всякого риска. Фискалы должны были тайно проведывать, доносить и обличать все злоупотребления должностных лиц, высших и низших; надзирать за исполнением законов, преследовать взятничество и казнокрадство. Во главе фискалов стоял генерал-фискал, назначавшийся царем. Особое положение в Сенате занимал генерал-прокурор со своим помощником обер-прокурором. Эта должность была учреждена в 1722 г. для гласного надзора за деятельностью всех учреждений, в том числе и Сената. Генерал-прокурору, ответственному только перед царем, подчинялись прокуроры, учрежденные при коллегиях и надворных судах. Он являлся, как говорил Петр, «оком государства» и «заботником» о делах государственных, возглавлял сенатскую канцелярию. Все дела, поступавшие в Сенат, докладывались в Сенате именно им. Он же созывал заседания Сената и председательствовал на них, обладал законодательной инициативой.

Создание и функционирование Сената явилось следующим уровнем бюрократизации высшего управления. Постоянный состав сенаторов, элементы коллегиальности, личная присяга, программа работы на длительный период, строгая иерархичность управления – все это свидетельствовало о возрастании значения бюрократических принципов, без которых Петр не мыслил ни эффективного управления, ни самодержавия как политического режима личной власти. 4

Реформа органов центрального управления привела к упрощению государственного аппарата. Вместо большого числа приказов было создано несколько коллегий, их компетенция простиралась на всю территорию государства.

К 1718 г. составили план коллежского устройства, установили должностной состав каждой коллегии, назначили президентов и вице-президентов. Было установлено 12 коллегий. Коллежское деление отличалось от приказного: 1) ведомственным распределением дел; 2) пространством действия учреждений; 3) порядком ведения дел. Впервые появились государственные органы, занимавшиеся развитием промышленности и торговли, что способствовало экономическому прогрессу страны.

Окончательно была подчинена государству и церковь: после смерти очередного патриарха Петр не назначает нового, а упраздняет патриаршество, создав для управления церковью специальную коллегию – Синод. Он назначал епископов, осуществлял финансовый контроль, ведал своими вотчинами и отправлял судебные функции в отношении таких преступлений как ересь, богохульство, раскол и т.д. Особо важные решения принимались общим собранием - конференцией. Компетенция Синода ограничивалась светской властью. "Система высших органов в целом получила более совершенную организацию, происходила постепенная бюрократизация состава высших органов." 5 Преобразованный государственный аппарат был призван укрепить господство дворянства и самодержавную власть, способствовал развитию новых производственных отношений, росту промышленности и торговли

Но в 70-80 гг. XVIII в. большинство коллегий было упразднено, продолжили свою работу лишь четыре: Военная, Адмиралтейская, Иностранных дел и Медицинская. В 1796 г. коллегии вновь были восстановлены с введением в них единоначалия.

Развитие образования

Для быстро растущей промышленности, регулярной армии и флота, реорганизации государственного управления требовалось большое количество специалистов различного профиля. Их подготовку должна была решать целая система профессиональных школ, созданная в самом начале XVIII в., в которых учащимся давали как общую грамоту, так и различную профессиональную подготовку. Были также организованы и общеобразовательные школы начального типа. Для детей дворян, чиновников и купечества создавались цифирные школы, кроме них – гарнизонные школы, в которых обучались солдатские дети, и епархиальные школы для обучения детей духовенства.

Для способных дворянских детей создавались заведения среднего и высшего образования. С этой целью при Академии наук, основанной в 1724 г., создавались гимназии. При Петре создаются высшие учебные заведения по специальным профессиям: Морская академия, Инженерные роты, университет при Академии наук. Всего в первой четверти XVIII в. в России было создано более 150 школ различного типа, тем самым были заложены основы государственной системы образования, широко практиковалась также посылка для учебы за границу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Можно сделать два очевидных вывода: во-первых, накануне реформ Петра как бы "ветер истории" дул уже в направлении преобразований, во всех сферах жизни русского общества проявился кризис, который требовал своего разрешения. Во-вторых, из всех возможных вариантов реформ Петр избрал вариант самый жесткий, бескомпромиссный и самый болезненный для русского общества. Несомненно, многое из того, что возникло или усилилось при Петре Великом, в ходе его реформ, существовало и до него. Это и самодержавие, которое берегли все властители, и крепостное право, это и отсутствие частной собственности в России на протяжении столетий. Ведь в России всем владел государь, в любой момент он мог лишить имущества, свободы и жизни любого из своих подданных. Как тогда говорили «отписать на себя без поворота».

Эпоху Петра Великого можно назвать временем полного расцвета протекционизма и меркантилизма в Европе. Следует отметить подражание, или лучше сказать равнение на европейский метод проведения различных реформ, которые Петр считал образцовыми. Но быстро найденные решения, сопровождались медленным исполнением.

Внутренний порядок и внешняя безопасность государства – вот первостепенный долг и обязанность царя, который Петр первым из царей глубоко усвоил и которым руководствовался в своей деятельности. Жить для пользы и славы государства и отечества, не жалеть здоровья и жизни самой для общего блага не было понятно русскому человеку того времени. С таким представлением о призвании и назначении власти Петр I осуществлял реформирование внутренней жизни страны.

Список литературы

    Е.В. Анисимов - Петровские реформы и их исторические последствия для России

    История СССР с древнейших времен до наших дней, 1967

    Л.В.Черепнин "К вопросу о складывании абсолютной монархии в России XVI-XVII вв.

    Л.А.Стешенко, К.А.Софроненко "Государственный строй России в первой четверти XVIII в."

    Журнал Вопросы истории, Я.Е.Володарский, Петр I, М., 1993

    О.А.Омельченко. Становление абсолютной монархии в России: Учебное пособие М.: ВЮЗИ, 1986

    Н.Я.Данилевский "Россия и Европа", Книга, М., 1991.

1 Л.В.Черепнин «К вопросу о складывании абсолютной монархии в России XVI-XVII вв.»

2 В.В. Московкин «Отечественная история»

3 Законодательство периода становления абсолютизма, т.4 стр.318

4 В.В. Московкин «Отечественная история»

5 Л.А.Стешенко, К.А.Софроненко "Государственный строй России в первой четверти XVIII в."

Первый внутренняя политикаРеферат >> История

Гражданской службе. Оформление российского абсолютизма происходило при неуклонной политике меркантилизма, ... Особенности российского абсолютизма во многом формировались под влиянием личностных качеств правителей. Огромное значение имела личность Петра ...

  • Политика государственного меркантилизма при Петре I

    Курсовая работа >> Экономика

    Деятелям, выступал убежденным сторонником абсолютизма . Как и многие европейские... рыночных экономических отношений и особенности сменившей его классической политической... норма российской серебряной копейки в течение XVII века и при Петре неуклонно...

  • Становление абсолютизма в России

    Реферат >> Государство и право

    Отношений при возникновении новых форм нарождающегося буржуазного государства - одна из основных особенностей российского абсолютизма ... бюрократических учреждений. Можно говорить о создании при Петре подлинного культа учреждения, административной инстанции...

  • tattooe.ru - Журнал современной молодежи