Что строчки с кровью убивают. «О, знал бы я, что так бывает…» Б. Пастернак. «О, знал бы я, что так бывает…» Борис Пастернак

Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До основаней, до корней,

До сердцевины.

Это стихотворение Бориса Леонидовича Пастернака, написанное в 1956-м году, как нельзя лучше характеризует его как склад его характера, так и подход к творчеству. В этих только восьми строках все – и основательность, и жажда познания, и ощущение бесконечности вопросов – и мучительное чувство сомнения, недонайденности ответов, а иногда и

Невозможности найти их.

В 1917 году вышла третья книга Бориса Пастернака – "Сестра моя – жизнь". Узнав об этом, Марина Цветаева, подчеркивая исключительность Пастернака, сказала, что так не говорят, так к жизни не обращаются.

Так обращался к жизни – к брату солнцу, сестрам птицам, брату собственному телу – средневековый монах Франциск Ассизский. Пастернак знал об этом. И в наше время мироощущение Пастернака имеет определенные аналогии.

Весь облик Пастернака – живое воплощение поэзии как удесятеренной восприимчивости, разряженной в ответном чувстве (в стихах). "Милый Пастернак, - писала ему Цветаева,

Вы – явление природы. Бог задумал Вас дубом, а сделал человеком, и в Вас ударяют все молнии (есть – такие дубы!)…"

Художник, поэт – живой орган, живой центр восприятий. Итак, на первом месте – высочайшая восприимчивость, отзывчивость на нравственные впечатления, а не превращение жизни в жизнь поэта. По убеждению Пастернака, подлинному искусству следует всегда "быть в зрителях и глядеть всех чище, восприимчивей и верней".

В понимании Пастернака искусство – явление нравственной жизни. Достигнув высшей художественной зрелости, Пастернак объявляет единственной задачей искусства правду. Многосторонняя восприимчивость Пастернака (оберегая его от эстетства) обострила в нем внимание к фактам искусства. Музыка, поэзия, живопись были для него не вавилонским смешением языков, не разными языками, а единым языком искусства, в котором все слова равно ему доступны и равно понятны. Когда Пастернаку понадобилось дать "определение поэзии", он не нашел ничего другого как единым взглядом, и слухом, и осязанием – не выборочно, подряд – охватить окружающее:

Это – круто налившийся свист,

Это – щелканье сдавленных льдинок,

Это – ночь, леденящая лист,

Это – двух соловьев поединок.

Это – сладкий заглохший горох,

Это – слезы вселенной в лопатках,

Это – с пультов и флейт – Фигаро

Низвергается градом на грядку…

Уже в самом начале своего поэтического творчества, при всей тяге к "оригинальности поневоле", Пастернак, сочиняя стихи, составившие книгу "Близнец в тучах", искал в поэзии прежде всего содержательности. В автобиографии он в полушутливой, почти озорной форме сам выразил особенность своей поэтической работы того времени: "Я ничего не выражал, не отражал, не отображал, не изображал".

Человек познает мир через собственную личность, страсть. Человек познает себя через непреложность общего хода вещей. Врачующая непреложность мира – сколько раз писал о ней Пастернак:

На свете нет тоски такой,

Которой снег бы не вылечивал.

Открытие мира у Пастернака всегда есть восстановление единства мира. В "Охранной грамоте", вспоминая свои ранние годы, Пастернак подробно описал, как рождается поэзия из перебоев жизненных рядов, из взаимодействия одних явлений и чувств – тех, которые забегают вперед, - с другими, которые отстают. В самом начале поэтического пути, в 1912 году, он нашел для выражения своей эстетической позиции очень емкие слова:

И, как в неслыханную веру,

Я в эту ночь перехожу,

Где тополь обветшало-серый

Завесил лунную межу,

Где пруд как явленная тайна,

Где шепчет яблони прибой,

Где сад висит постройкой свайной

И держит небо пред собой.

Поэт в зрелые годы напишет:

Я понял жизни цель и чту

Ту цель, как цель, и эта цель –

Признать, что мне невмоготу

Мириться с тем, что есть апрель,

Что дни – кузнечные мехи

И что растекся полосой

От ели у ели, от ольхи

К ольхе, железный и косой,

И жидкий, и в снега дорог,

Как уголь в пальцы кузнеца,

С шипеньем впившийся поток

Зари без края и конца.

Что в берковец церковный зык,

Что взят звонарь в весовщики,

Что от капели, от слезы

И от поста болят виски.

Идея безусловного приятия мира, основополагающая у Пастернака, - не отвлеченно-умозрительного свойства. Богатство мира вполне предметно, "подробно" и постигается шаг за шагом. Есть в "Сестре" стихотворение "Уроки английского", с той же внутренней композицией, открытой настежь – миру, природе. Используя мотивы шекспировских трагедий, Пастернак запечатлел в нем трагический и торжественный момент, когда от человека уходит суетность желаний, включая вчера еще самое важное – любовь, когда душа открывается целому творению и проникается вечностью.

Когда случилось Дездемоне, -

А жить так мало оставалось, -

Не по любви, своей звезде, она –

По иве, иве разрыдалась…

…Когда случилось петь Офелии –

А горечь слез осточертела –

С какими канула трофеями?

С охапкой верб и чистотела.

Дав страсти с плеч отлечь, как рубищу,

Входили, с сердца замираньем,

В бассейн вселенной, стан свой любящий

Обдать и оглушить мирами.

Пастернак почти не писал стихов, которые можно конкретно и уверенно назвать пейзажными. В "Сестре" основные "темы" - природа, любовь, искусство, - как правило, не существуют раздельно, дается сложное соединение, сплав из этих "тем". Природа служит наглядным эталоном естественности и полноты – такой момент в "Сестре" присутствует, но он не подчеркнут; природа, в сущности, - один из образов, даже синонимов жизни; разветвленная, многослойная метафора "жизнь – сад" участвует равно в структурной и философско-лирической концепции книги. Восприятие природы у Пастернака неразительно по точности и проникновению, но природа, будучи самым близким и полным синонимом жизни, не является в этом отношении чем-то исключительным и единственным.

Открытое лирическое чувство (любовь) или мир вещей (вплоть до интерьера) выполняют ту же роль. Жизнь шире любого из этих образно-тематических рядов, и каждый из них, становясь непосредственным "предметом" стихотворения, как бы стремится представить и выразить всю жизнь, поэтому они практически взаимозаменяемы и тем более полно являют жизнь в своей совокупности, взаимопроникновении.

И второе. Тема природы (осознанная именно как тема) почти неотвратимо порождает у поэтов натурфилософские вопросы: о саморазвитии природы, о начале и конце человека в ней, о стихии и разуме. Между тем самосознание человека – "мыслящего тростника" - чувство причастности природе и одновременно отделимости от нее – не характерно для Пастернака, точнее – он не дает этому чувству простора, воли, так или иначе трансформирует его.

Внеклассное мероприятие, посвящённое всемирному Дню Поэзии.
«Когда строку диктует чувство…»

В чём волшебство поэзии?
Возможно, в обнаженье чувств?
В способности затронуть сердца струны?
Ведь могут же слова, слетающие с уст,
Счастливым сделать день угрюмый.
А может, это просто наважденье?
И всё ж, покуда существует свет,
За строчкой строчку, словно ожерелье,
Нанизывает медленно слова… поэт.

Ведущий: Добрый день уважаемые гости, любители поэзии. Вот и наступил прекрасный месяц – март. И не зря для празднования замечательного, романтического праздника Дня поэзии выбран именно март. Ведь март, олицетворяет начало весны, возрождение и пробуждение природы.

Всемирный день поэзии был учрежден делегатами 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1999 году. А первый Всемирный день поэзии прошел в Париже 21 марта 2000 года. С тех стало доброй традицией отмечать этот прекрасный праздник.

Мне кажется, что писать стихи – это всё равно, что уметь летать как птица. Этому нельзя научиться, а вот понимать поэзию может научиться каждый. Наша сегодняшняя встреча посвящена поэзии. Настоящей хозяйкой нашей встречи будет поэзия, а главными гостями – стихи.

Есенин, Пушкин, Некрасов, Тютчев, Лермонтов, Блок, Ахматова, Цветаева и многие другие поэты до сих пор согревают наши сердца и дарят восхищение не зависимо от места нашего проживания.

Лишь у немногих поэтов складываются свои, совершенно личные отношения с поэзией. К таким поэтам, безусловно, принадлежит великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. И чем больше узнаешь его, тем больше понимаешь: он не просто был причастен к миру поэзии — это мир поэзии был заключен в нем, а он был его владыкой…

Чтец
А.С. Пушкин «Что в именем тебе моем?»

Во все времена в обществе поэзия пользовалась огромным вниманием и занимала особое место. Народ всегда ценил ее высокую и священную миссию. Каждый человек нуждался в поэзии. В ней искали утешение, красоту чувств и мира, ее любили…

Как правило, поэзия находила подпитку в фольклоре, народной песне, поэтому поэт всегда был в гуще народа. Не редки случаи перехождения поэтических творений в песни, стихи, фольклор. Ярким подтверждением тому поэт, чье стихотворение прозвучит сейчас.

Чтец
С.А.Есенин «До свидания, друг мой, до свидания!»
А вы задумывались, когда-нибудь, отчего человек начинает писать стихи? Откуда берётся удивительный дар заставлять слова звучать по-иному, по-новому, от которых у других людей захватывает дыхание и сильнее бьётся сердце? Как всего в двух строчках заставить человека ощутить целый мир?

Чтец
Иннокентий Анненский «Среди миров в мерцании светил»

Поэзия. Какое определение можно дать этому поистине волшебному явлению? Поэзия есть слово, исходящее не столько от разума, сколько от сердца. В стихах дышит сама жизнь — это знает каждый.

Эту поэтессу не спутаешь ни с каким другим поэтом. Стихи её узнаешь безошибочно — по особому распеву, неповторимым ритмам, не общей интонацией.

Чтец
Марина Цветаева «Моим стихам написанным так рано»
Одна из самых любимых тем в поэзии – любовь. Сколько строк написано поэтами об этом возвышенном чувстве, сколько бумаги, папируса, чернил перевели поэты. Великое светлое чувство воспето практически всеми поэтами мира. Любовь вдохновляла поэтов на великие подвиги, любимым посвящали они свои лучшие творения.
Любовь… Она имеет огромную, почти магическую власть над людьми, заставляет пережить и страдание, и радость, и сомнение, и надежду, и ревность. Ведь недаром говорят, что влюблённый подобен безумцу.
Исполняется романс на стихи Бориса Пастернака «Ночь» («Свеча горела…»).
Чтец.
А. Ахматова

Очертанья столицы во мгле.

Что бывает любовь на земле.
И от лености или со скуки
Все поверили, так и живут:

И любовные песни поют.
Но иным открывается тайна,
И почиет на них тишина…
Я на это наткнулась случайно

Чтец. Стихотворение Р. Рождественского «Всё начинается с любви»
Все начинается с любви…
Твердят:
«Вначале
было
слово…»
А я провозглашаю снова:
Все начинается
с любви!..

Все начинается с любви:
и озаренье,
и работа,
глаза цветов,
глаза ребенка —
все начинается с любви.

Все начинается с любви,
С любви!
Я это точно знаю.
Все,
даже ненависть —
родная
и вечная
сестра любви.

Все начинается с любви:
мечта и страх,
вино и порох.
Трагедия,
тоска
и подвиг —
все начинается с любви…

Весна шепнет тебе:
«Живи…»
И ты от шепота качнешься.
И выпрямишься.
И начнешься.
Все начинается с любви!
Исполняется романс «Любовь – волшебная страна».
Мало найдется людей, которым незнакомы строки стихотворения
«С любимыми не расставайтесь!», особенно после выхода фильма «Ирония судьбы, или С легким паром». На самом деле стихотворение называется иначе — «Баллада о прокуренном вагоне», и автором ее является Александр Кочетков.
Это стихотворение имеет интересную историю создания, о которой рассказала в своих записях жена поэта. Лето 1932 года супруги провели в Сочи у родственников, и Александр Кочетков должен был уехать раньше жены. Но им так не хотелось расставаться, что в последний момент было решено сдать билет и отложить отъезд на три дня. Потом они узнали, что поезд, на котором поэт должен был ехать, потерпел крушение, погибло много людей.
Получилось, что те три дня отсрочки спасли поэта от неминуемой гибели. В первом же письме от мужа, которое получила его жена, было стихотворение «Баллада о прокуренном вагоне».
(Музыка из к/ф «Ирония судьбы).
Стихотворение «Баллада о прокуренном вагоне» А. Кочетков
— Как больно, милая, как странно,
Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,-
Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под пилой.
Не зарастет на сердце рана,
Прольется чистыми слезами,
Не зарастет на сердце рана —
Прольется пламенной смолой.
— Пока жива, с тобой я буду —
Душа и кровь нераздвоимы,-
Пока жива, с тобой я буду —
Любовь и смерть всегда вдвоем.
Ты понесешь с собой повсюду —
Ты понесешь с собой, любимый,-
Ты понесешь с собой повсюду
Родную землю, милый дом.

— Но если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой,
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты?
— За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня, любимый,
За расставаньем будет встреча,
Вернемся оба — я и ты.

— Но если я безвестно кану —
Короткий свет луча дневного,-
Но если я безвестно кану
За звездный пояс, в млечный дым?
— Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного,
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим.

— Трясясь в прокуренном вагоне,
Он стал бездомным и смиренным,
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он полуплакал, полуспал,

Вдруг изогнулся страшным креном,
Когда состав на скользком склоне
От рельс колеса оторвал.

Нечеловеческая сила,
В одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила
Земное сбросила с земли.
И никого не защитила
Вдали обещанная встреча,
И никого не защитила
Рука, зовущая вдали.

— С любимыми не расставайтесь!
— С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них,-
И каждый раз навек прощайтесь!
— И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь,
Когда уходите на миг!
Женское сердце готово перенести все страдания и горечи любви, потому что и любит оно, жертвуя.
М. Цветаева «Вчера ещё в глаза глядел»

По-моему мнению, среди нас живут поэты, ведь почти каждый из нас хотя бы раз в жизни что-то такое сочинял, выражая тем самым свои чувства или отношение к кому или чему-либо. Просто кто-то не стал развивать этот способ выражения самого себя, закрутившись в водовороте жизни и потеряв интерес к поэзии внутри своей души…

Стихи - это способ в поэтических строках немного материализовать свой внутренний мир, находя порой нужные ответы и открывая в них лучшее в себе…и не только. Стихи - это выражение философии автора, его взгляда на этот мир…

Вот и подошло к концу наше мероприятие. Мы затронули только самую малую часть литературных произведений поэтов. Многое осталось недосказанным. Стихи многих поэтов остались непрочитанными. Но мы надеемся, что пробудили у вас интерес к поэзии. И уверены, что с каждым годом поклонников поэзии будет все больше и больше.
А. Ахматова
Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.
И от лености или со скуки
Все поверили, так и живут:
Ждут свиданий, боятся разлуки
И любовные песни поют.
Но иным открывается тайна,
И почиет на них тишина…
Я на это наткнулась случайно
И с тех пор все как будто больна.
Чтец. Стихотворение
Р. Рождественского
«Всё начинается с любви»
Все начинается с любви…
Твердят:
«Вначале
было
слово…»
А я провозглашаю снова:
Все начинается
с любви!..

Все начинается с любви:
и озаренье,
и работа,
глаза цветов,
глаза ребенка —
все начинается с любви.

Все начинается с любви,
С любви!
Я это точно знаю.
Все,
даже ненависть —
родная
и вечная
сестра любви.

Все начинается с любви:
мечта и страх,
вино и порох.
Трагедия,
тоска
и подвиг —
все начинается с любви…
Весна шепнет тебе:
«Живи…»
И ты от шепота качнешься.
И выпрямишься.
И начнешься.
Все начинается с любви!
А. С. Пушкин
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я…
С. А. Есенин «До свиданья…»
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, -
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
И. Анненский «Среди миров…»
Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя…
Не потому, чтоб я Её любил,
А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело,
Я у Неё одной ищу ответа,
Не потому, что от Неё светло,
А потому, что с Ней не надо света.
М. Цветаева
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я — поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
— Нечитанным стихам! —

Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

Post Views: 821

Борис Пастернак родился и жил в эпоху великих преобразований, переворотов, революций. Он пережил царя, временное правительство, три революции, две мировых войны… Всё это не могло не отразиться на его поэзии.
Конечно, Пастернак был не единственным чувствующим, думающим человеком своей эпохи, но был ярчайшим ее представителем.
Стихи Пастернака надо читать всем сердцем, необходимо с душой «окунуться» в его творчество. Более того, его стихи иногда даже хочется петь, настолько они чувственны, красноречивы и гармоничны.К примеру стихотворение «Февраль»,где поэт сразу задает тон, энергетику и которое является одним из лучших стихов автора:
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
Сильная мысль,когда "слагаются стихи навзрыд."! Пожалуй, еще никто до Пастернака так не предлагал писать стихи. И хотя многие другие стихи были переполнены трудными для восприятия сравнениями, все равно они наполнены самой характерной чертой Пастернака – чувственностью:
"Прощай же, пора, моя радость!
Я спрыгну сейчас, проводник.
Бывало, раздвинется запад
В маневрах ненастий и шпал
И примется хлопьями цапать,
Чтоб под буфера не попал.
И глохнет свисток повторенный,
А издали вторит другой,
И поезд метет по перронам
Глухой многогорбой пургой.
И вот уже сумеркам невтерпь,
И вот уж, за дымом вослед,
Срываются поле и ветер, -
О, быть бы и мне в их числе!"
(отрывок из «Вокзала»)
В 1930-е – 40-е годы Борис Пастернак в корне меняет свой стиль. Из несколько «заумного» он становится простым и ясным – классическим для русской литературы. Причиной послужила, наверное, и поездка автора на Урал, где он увидел бедное, испуганное население, разоренные деревни, нищету и разруху.
К стихам этого переходного периода относится «О, знал бы я, что так бывает». В этом стихотворении автор пересматривает свое отношение к поэзии, искусству.
«О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью – убивают,
Нахлынут горлом и убьют!»
Теперь же,когда автор увидел настоящую жизнь без прикрас, ему предстояло писать стихи, которые «убивают» наповал.
«Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство
И дышат почва и судьба»
Борису Пастернаку строку всегда диктовало чувство, и он писал о том, что чувствовал. И в этом смысле он был рабом и одновременно голосом своей Родины и судьбы. Наверное, началом «Доктора Живаго» можно считать именно это стихотворение.
Нельзя обойти любовную лирику поэта. Женщин у Пастернака было много, много было и любовных стихов:
«Любить иных тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен»
Этот стих был написан поэтом о своей жене. Наверное, ни одна женщина не осталась равнодушной, прочитав эти строки.
Отрывок из стихотворения «Осень» посвящен Ольге Ивинскорй, прототипу Лары:
«Ты так же сбрасываешь платье,
Как роща сбрасывает листья,
Когда ты падаешь в объятье
В халате с шелковою кистью.
Ты – благо гибельного шага,
Когда житье темней недуга,
А корень красоты – отвага,
И это тянет нас друг к другу»
Из этого стиха следует, что Пастернак ненавидел рутину, однообразную жизнь – так называемую «текучку».
Автор благодарен автора всем женщинам, с которыми его свела судьба. Стих «женщины в детстве» был написан автором уже в конце жизни:
«Всем им, вскользь промелькнувшим где-либо
И пропавшим на том берегу,
Всем им, мимо прошедшим, - спасибо,
Перед ними я всеми в долгу»
Следует отметить отметить желание Пастернака идти в ногу со временем, быть со всеми:
«Я чувствую за них за всех,
Как будто побывал в их шкуре,
Я таю сам, как тает снег,
Я сам, как утро, брови хмурю.
Со мною люди без имен,
Деревья, дети, домоседы.
Я ими всеми побежден,
И только в том моя победа»
(«Рассвет»)
Нельзя не вспомнить стих «Быть знаменитым некрасиво». Это и послание начинающим поэтам, и исповедь, и жизненное кредо Пастернака.
«Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь»
«Цель творчества – самоотдача,
А не шумиха, не успех»
«Но надо жить без самозванства –
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов»
Это пишет человек проживший жизнь! Борис Пастернак до конца не хотел отстать от эпохи и продолжал думать о будущем:
«И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои стихи…»
«Но быть живым, живым и только,
Живым и только – до конца»
Это и есть главное кредо, важнейшая идея Пастернака. Именно чувственность, живость его поэзии находят себе поклонников даже спустя много лет после смерти автора, после запретов и лжи, обрушившихся на его творчество. За эту тягу к жизни, искренность его стихов его любят и ценят.

Борис Пастернак "О, знал бы я, что так бывает"

О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью - убивают,
Нахлынут горлом и убьют!

От шуток с этой подоплекой
Я б отказался наотрез.
Начало было так далеко,
Так робок первый интерес.


Взамен турусов и колес
Не читки требует с актера,
А полной гибели всерьез.

Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.

1932

Анализ стихотворения Бориса Пастернака "О, знал бы я, что так бывает"

Автор стихотворения "О, знал бы я, что так бывает” размышляет о призвании поэта, его назначении. Стихотворение начинается с монолога - воспоминания героя, на что указывает местоимение "я” в I и II строфах:

О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,

Нахлынут горлом и убьют!
От шуток с этой подоплекой
Я б отказался наотрез.
Начало было так далёко,
так робок первый интерес.

Первые слова стихотворения "О, знал бы я, что так бывает…” говорят о том, что лирический герой понимает, к чему может привести дар поэта, но это осознание приходит только с жизненным опытом: "начало было так далеко, так робок первый интерес”. В этих словах звучат сомнение, боль. После чтения I и II строф я понимаю, что поэзия, взамен поэтического дара, требует поэта, о чём говорят слова - "что строчки с кровью - убивают, нахлынут горлом и убьют!”. Первая строфа свидетельствует об эмоциональности, наполненности чувствами стихотворения. Употребление инверсии (II строфа) позволяет выделить те слова, которые выражают суть авторской позиции "он шуток с этой подоплекой я б отказался наотрез”. Авторский знак - тире в I строфе:

О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью- убивают,
Нахлынут горлом и убьют!

вносит объяснительную интонацию. За тире следуют однородные сказуемые "убивают, нахлынут и убьют”. Что интересно: первые два сказуемых несовершенного вида, а убьют- совершенного. Эти слова - глаголы находятся под сильным логическим ударением. Однородные члены сближены ещё и на звуковом уровне. Строки "начало было так далеко, так робок первый интерес” передают, с одной стороны, неуверенность, сильное волнение, с другой стороны, возможно, путь лирического героя в непредсказуемое время. Язык меняется от строфы к строфе, отражая переход от одного этапа жизни к другому. В третьей строфе ключевым словом является "Рим”. Это слово - символ не только духовной красоты, но и кровавой жестокости. Именно в Риме были бои гладиаторов, которые заканчивались гибелью рабов. " Но старость - это Рим”… превратилось в метафору. Противительный союз "но”, с которого начинается III строфа, помогает понять, что в одном человеке сочетаются жизнь и смерть. В словах III строфы:

Но старость - это Рим, который
Взамен турусов и колёс
Не читки требует с актёра,
А полной гибели всерьёз

повторяется звук "р” (аллитерация), что подчёркивает трагичность и возвышенность слов. В этой строфе появляется важный для понимания смысла стихотворения образ актёра. Четвёртая строфа несёт главный смысл стихотворения. С образом актёра связан образ сцены в метафорическом смысле. Рифмуясь, слова "чувство” и "искусство” подчёркивают противоположность искусства жизни. А рифма "судьба” и "раба” делает эти понятия тоже противоположными. Предназначение поэта в том, говорит автор, чтобы поставить в один ряд с такие понятия, как "почва” и "судьба”. Автор использует к слову "кончается” слово-антоним "дышит”, т. е. живёт. Всё связано с поисками "почвы” и "судьбы”, образа жизни.

Интересны синтаксические конструкции в стихотворении. I, III и IV строфы представляют сложные предложения с анафорически построенными придаточными: I строфа - "когда пускался на дебют”; IV строфа "когда строку диктует чувство”, в III строфе - придаточное определительное.
II строфа состоит из двух простых предложений. Но так и хочется между ними поставить союз "но”, указывающий на противопоставление.

Глагол с местоимением "я” употреблен два раза: "знал бы я”, " я б отказался”, что говорит о возможных действиях самого героя. Всё остальное, что происходит, вне его воли. Однотипность синтаксического строя и инверсия позволяют автору подчеркнуть драматичность переживаемого лирическим героем.
В I и II строфах используются глаголы прошедшего времени, а в III и IV -настоящего времени. Таким образом создаётся разная временная ориентация композиционных частей: для I строфы важны настоящее и пошедшее, для III и IV -настоящее и будущее. Текст состоит из двух равных по объёму композиционных частей, на характер связей между которыми указывает вынесенный в начало III строфы союз "но”. Он обладает особой смысловой и стилистической значимостью, так как подчёркивает основной структурный принцип стихотворения - противопоставление. I, II и III строфы содержат закрытые рифмы, а IV строфа - открытые. Большинство лексических единиц говорит о психологическом состоянии героя: "робок первый интерес”, "я б отказался наотрез”, "O, знал бы я, что так бывает, когда пускался на дебют…”. Использование автором таких слов, как "убивают, убьют, полная гибель, кончается искусство” - подчёркивает драматизм, напряжённый труд поэта, который может привести его к гибели.

Экспрессия достигается за счёт того, что в стихотворении объединены разные по стилистической окраске слова: читка - близкое к разговорному стилю; дебют - книжный стиль; пускался - просторечное; почва, судьба - народно-поэтический. Стихотворение построено так, что в каждой его строфе используется слово, связанное с одной тематикой - творчеством поэта.
Интересна строфика стихотворения. Она содержит 4 строфы по 4 строки каждая с основным видом рифмовки - перекрёстной. Рифма имеет такую схему: женская - мужская - женская - мужская (бывает - дебют - убивают - убьют). Итак в каждой строфе. Мотив жертвы, на которую может пойти лирический герой, звучит в IV строфе:

Когда строку диктует чувство,
Оно на сцены шлёт раба,
И тут кончается искусство,
И дышит почва и душа.

Пастернак в небольшом стихотворении показал, как личные переживания поэта переплетаются с размышлениями о назначении поэзии. Лирический герой приблизился к истине, поэтому путь его опасный и неизведанный. Последнюю строфу в стихотворении можно назвать
афоризмом:

Когда строку диктует чувство,
Оно на сцены шлёт раба,
И тут кончается искусство,
И дышит почва и душа.

«О, знал бы я, что так бывает…» Борис Пастернак

О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью — убивают,
Нахлынут горлом и убьют!

От шуток с этой подоплекой
Я б отказался наотрез.
Начало было так далеко,
Так робок первый интерес.

Но старость — это Рим, который
Взамен турусов и колес
Не читки требует с актера,
А полной гибели всерьез.

Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.

Анализ стихотворения Пастернака «О, знал бы я, что так бывает…»

Стихотворение «О, знал бы я, что так бывает…», написанное Пастернаком в начале 1930-х годов, в первую очередь затрагивает тему творчества. Лирический герой предается воспоминаниям о годах, когда ему только предстояло решиться на дебютное выступление. Первые строки рождались легко, практически сами собой, интерес к поэзии был робким. В то время молодой стихотворец не мог предположить, что занятия искусством способны обернуться трагедией. Пастернак представляет перед читателями яркий образ обнаженной боли, квинтэссенция которого заключена в следующих словах:
…строчки с кровью — убивают,
Нахлынут горлом и убьют!
При написании стихотворения, продиктованного подлинным чувством, поэт будто приносит человечеству в жертву самое дорогое, что у него есть. Так в тексте возникает сравнение литературного мастерства с актерским. Лирик, как и выходящий на театральные подмостки артист, открыт для всего мира. Люди внимательно слушают его речи, надеясь обрести внутреннюю силу. Главная задача человека творческого – не разочаровать их.

Неслучайно в произведении появляется образ Рима, города, славившегося жестокими гладиаторскими боями. Он требует от актера не читки (так называется начальный период репетиций), а «полной гибели всерьез». Сцена для артиста превращается в арену самозаклания. Смерть свершается во имя и ради зрителей. Пафос стихотворения «О, знал бы я, что так бывает…» – пафос жертвенности, важнейшее чувство – чувство нравственности. Подобные мотивы и мысли встречаются в другом произведении Пастернака – «Мне по душе строптивый норов…», где в роли старости выступает поздний опыт, в роли сцены – арена, в роли нравственного чувства – «борение с самим собой».

В некоторой степени стихотворение «О, знал бы я, что так бывает…» можно считать провидческим. В 1958 году началась масштабная травля Бориса Леонидовича в родном СССР. Причиной послужило получение Нобелевской премии. Ее вручили за достижения в лирической поэзии и за роман «Доктор Живаго», считавшийся на родине писателя клеветническим и антисоветским. Против Пастернака выступили крупнейшие литераторы того времени, в том числе Сергей Михалков и Вера Инбер. В народе травля нобелевского лауреата запомнилась под названием «Не читал, но осуждаю». Фактически гонения свели Бориса Леонидовича в могилу – в 1960 году он скончался. Причина смерти – рак легкого.

tattooe.ru - Журнал современной молодежи