Цыганы» как романтическая поэма (тип героя, среда, конфликт). Проблематика поэмы. Поэма "Цыганы" (Пушкин): анализ произведения Конфликт поэмы цыганы

Время создания поэмы “Цыганы”

Поэма начата в 1823 году, закончена в 1824 в южной ссылке.

Конфликт поэмы “Цыганы”

Основной конфликт поэмы “Цыганы” заключается в про­тивостоянии представлений о жизни двух миров - мира горо­да, цивилизации и мира кочевой первобытности, не обреме­нённой сложными условиями выживания. Цивилизация даёт человеку определённую стабильность и внешнее многообразие жизни, но в значительной мере уменьшает изначальную сво­боду человека сложными правилами - не только написанны­ми законами,

но и ритуалами, выйти за пределы которых тоже фактически нельзя.

Жизнь цыган в поэме незамысловата и ненапряжённа, ко­личество событий в ней на единицу времени существенно меньше. Простая кочевая жизнь на лоне природы с минималь­ными затратами сил на выживание (вокруг цивилизованные соседи, готовые платить за цыганскую экзотику) предъявляет минимальные требования к ответственности каждого члена та­кого сообщества.

Мотив бегства Алеко из города и приход к цыганам

Алеко бежит из города, потому что для его пылкого сердца с мощными страстями непереносима жизнь в искусственных огра­ничениях, где всё проникнуто фальшью и лицемерием и где суть человека скрывается, драпируется множеством условностей. Он понимает, что со своей искренностью обречён на непонимание и гонение в мире, полном обмана и роскоши, которая во все време­на являлась синонимом душевной пустоты. Говоря предельно ко­ротко, Алеко выбирает содержание, презрев форму.

Вольность цыган. Несвобода человека в цивилизован­ном обществе

Вольность цыган обеспечена тем, что они востребованы ци­вилизованными соседями. Песнями, плясками и играми цыгане зарабатывают себе на пропитание, поэтому эти стороны жизни так хорошо у них развиты. В противном случае им пришлось бы серьёзно заниматься скотоводством и тщательно беречься от на­падения таких же соседей, что потребовало бы создания военной организации и жёсткой дисциплины, которой на самом деле от­личались все кочевые народы.

Пушкин, конечно, говорил несколько об ином. Он исполь­зовал экзотических тогда в России цыган для того” чтобы вы­сказать мысль о том, что нельзя гармонию и мечту о Золотом веке искать в прошлом. Несмотря на кажущуюся бескон­фликтность и простоту нравов, та жизнь тоже была полна раз­очарований, а желанная воля одного становилась причиной драмы для другого.

Ещё больше Пушкин критиковал современное ему цивилизо­ванное общество. Он хорошо понимал, что люди в нём за мнимые внешние блага отдают даже свободу излить свои чувства и вооб­ще теряют себя, будучи вынужденными сложными ритуалами обставлять почти каждое их проявление. Это предвосхищение го­голевских личин, сросшихся намертво с человеком.

Он также понимал, что роскошь цивилизованного мира не­избежно несёт цепи, в которые человек заковывает себя сам, а цыганская вольность столь же неизбежно подразумевает собой бедность.

Цыгане гораздо более цельны, потому что их немудрёные желания не сковываются правилами и законами, а реализуются сразу же. Минусом же можно считать невысокий уровень созна­ния таких людей, который не позволяет управлять своими жела­ниями, вследствие чего они примитивны и чреваты конфликтами. То есть дело в отсутствии сознательной общественной дисципли­ны у цыган. У цивилизованных народов такая дисциплина при­сутствует, но только снаружи - в виде законов. Идеально же было бы совместить внутреннюю дисциплину чувств с внешней свободой.

Роль лирического отступления о луне

Когда Пушкин писал о луне, “зашедшей в туманы” и “невер­ном свете” чуть брезжущих звёзд, он хотел показать этим мутное состояние Души проснувшегося Алеко, её затемнённость. Описа­ние природы выступает здесь косвенным описанием творящегося внутри героя.

Художественная роль образа Мариулы, жены Старого цыгана, в конфликте и композиции поэмы

Образ Мариулы, конечно, создан не случайно. Появление это­го персонажа в рассказе Старика задаёт определённую хронологи­ческую глубину, вектор повествованию, показывает неслучайность происходящего с главными героями, типизирует конкретное собы­тие. И вместе с этим показывает Пушкина знатоком человеческих душ, потому что он фактически даёт нам понять, что Земфира вы­полняет родовую программу, заложенную матерью.

Надо заметить, что решение Старика - не мстить - показы­вает диаметрально противоположный избранному Алеко путь решения проблемы, то есть этот вставной сюжет имеет большое значение для лучшего определения различия правил цивилизо­ванного и дикого мира. И он ярко показывает вместе с тем, что и отношения внутри этого дикого мира тоже далеки от совершен­ных, и свобода цыган имеет свою оборотную сторону.

Пушкин жёстко критикует современное ему общество и ста­вит мысленный эксперимент, погружая человека из этого обще­ства в среду дикой вольности. И отвечает: в приволье цыган тоже нет подлинного счастья. Поэтому стремится к ни к чему не обя­зывающему кочевому образу жизни также бессмысленно.

Художественный смысл заключительной сцены. Роль эпилога

Заключительная сцена - символическая демонстрация того, как одинок остался Алеко со своей раздвоенностью - как бро­шенная телега посреди степи. Не дом, но бесплодное место - вот что в душе у этого человека.

Эпилог привязывает историю к реальному времени и месту. Люди могут жить совершенно по-разному. Могущественная Рос­сия громила турок, цыгане мирно кочевали по степи. Смыслы существования их были совершенно различны, хоть и осуществ­лялись одновременно. Связывало эти два столь разных мира только то, что и там, и там нет спасения от судьбы и роковых страстей.

Глоссарий:

    • как мотивировано бегство алеко из города и приход к цыганам
    • поэма цыганы
    • в чем состоит конфликт поэмы цыганы
    • сочинение по поэме цыганы
    • история создания поэмы цыганы

Другие работы по этой теме:

  1. Когда была создана поэма “Цыганы”? Поэма начата в 1823 году, закончена в 1824 в южной ссылке. В чем конфликт поэмы “Цыганы”? Основной конфликт поэмы “Цыганы”...
  2. Герой поэмы Александра Сергеевича Пушкина “Цыганы” Алеко является обобщенным образом молодого человека того времени. Он воспринимает общество и законы цивилизованного мира как насилие над человеком....
  3. Мы робки и добры душою, Ты зол и смел; – оставь же нас… А. С. Пушкин План I. Идеалы романтизма. II. Противопоставление двух миров в...
  4. Поэма “Цыганы” – завершение спора с Байроном, который наметился в первой южной поэме Пушкина “Кавказский пленник”. Не выходя за рамки романтизма, но превращая его в...
  5. Летом 1821 года во время кишиневской ссылки Пушкин несколько недель странствовал с табором цыган. Под впечатлением от тех дней он начал писать поэму “Цыганы” ,...

Александр Сергеевич Пушкин является автором большого количества известных произведений. Знакомство с его творчество начинается с самых малых лет и до глубокой старости приятно перечитывать его стихи «Я помню чудное мгновенье», «Цветок», «Мне памятно другое время», а так же его бессмертные поэмы – «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Цыганы», «Медный всадник» и другие.

Каждое творение А.С. Пушкина, пропитано трепетным сюжетом и глубоким смыслом. В произведениях нет ничего лишнего, и каждый персонаж несет посыл для своего читателя. Каждое отдельное творение заслуживает отдельного личного внимания.

Поэма «Цыганы» является завершающей в романтическом цикле произведений А.С. Пушкина. Оно было написано в 1824 году, в Кишинёве. Автор в этот момент находился в ссылке и проводил большую часть времени за наблюдением цыганского этноса. Проникнувшись к бытию этого народа, Пушкин создает поэму «Цыганы», которая является неким ответом на уже ранее написанную поэму «Кавказский пленник». Автор был поражен и очарован философией свободного народа – цыганами и свободой в отношениях между мужчиной и женщиной.

Само произведение представлено в композиции по всем правилам романтизма. Правда, представлен он в более критичной форме, так как сам Пушкин продолжает свой конфликт с Байроном. По его мнению, возвращение к естественной среде является не развитием творчества личности, а её торможение и застой.

В поэме присутствует основной конфликт – это столкновение двух миров: современного и первобытного. В первом существуют законы, права и порядок, а во втором ритуалы, обычаи и каноны. Не обошлось и без любовной линии, которая происходит между Алеко и Земфирой. Последняя является дочерью старого цыгана и живет свободной жизнью в таборе. Как раз она и приводит Алеко в табор и знакомит его с местными обычаями.

Алеко является главным персонажем поэмы. Он убегает из города, так как не в силах мириться с несправедливостью, фальшей и лицемерием окружающих. Душу Алеко олицетворяет образ Луны. Ведь во сне, Луна была затемненной, как и душевное состояние главного персонажа.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Серова Девочка с персиками 3, 6 класс описание

    На полотне мы видим девочку, которая сидит за столом. На столе раскиданы персики и один из них у девочки в руке. Кажется, что девочка только забежала в комнату, чтобы схватить персик и убежать

  • Анализ романа Война и мир Толстого

    Произведение представляет собой классический роман, созданный в виде героического эпоса, повествующих о событиях 1812 года. Создание романа происходит на протяжении долгих семи лет, в результате которых структурная композиция произведения в окончательном

  • Сочинение по картине Сатарова Лесная прохлада 8 класс

    «Лесная прохлада» - очень красивая, светлая картина. В ней, действительно, есть свежесть, энергия… Мы видим ручей, источник сил. Вокруг него – густой лес. На картине много солнца

  • Анализ сказки Жуковского Спящая царевна
  • Характеристика и образ Лихонина в рассказе Яма Куприна сочинение

    Одним из ключевых персонажей повести А. И. Куприна Яма является студент Василий Васильевич Лихонин. Лихонин - личность не то чтобы положительная, но это и не отрицательный герой.

Основной конфликт поэмы «Цыганы» заключается в про-тивостоянии представлений о жизни двух миров — мира горо-да, цивилизации и мира кочевой первобытности, не обреме-нённой сложными условиями выживания. Цивилизация даёт человеку определённую стабильность и внешнее многообразие жизни, но в значительной мере уменьшает изначальную сво-боду человека сложными правилами — не только написанны-ми законами, но и ритуалами, выйти за пределы которых тоже фактически нельзя. Жизнь цыган в поэме незамысловата и ненапряжённа, ко-личество событий в ней на единицу времени существенно меньше. Простая кочевая жизнь на лоне природы с минималь-ными затратами сил на выживание (вокруг цивилизованные соседи, готовые платить за цыганскую экзотику) предъявляет минимальные требования к ответственности каждого члена та-кого сообщества. Мотив бегства Алеко из города и приход к цыганам Алеко бежит из города, потому что для его пылкого сердца с мощными страстями непереносима жизнь в искусственных огра-ничениях, где всё проникнуто фальшью и лицемерием и где суть человека скрывается, драпируется множеством условностей. Он понимает, что со своей искренностью обречён на непонимание и гонение в мире, полном обмана и роскоши, которая во все време-на являлась синонимом душевной пустоты. Говоря предельно ко-ротко, Алеко выбирает содержание, презрев форму. Вольность цыган. Несвобода человека в цивилизован-ном обществе Вольность цыган обеспечена тем, что они востребованы ци-вилизованными соседями. Песнями, плясками и играми цыгане зарабатывают себе на пропитание, поэтому эти стороны жизни так хорошо у них развиты. В противном случае им пришлось бы серьёзно заниматься скотоводством и тщательно беречься от на-падения таких же соседей, что потребовало бы создания военной организации и жёсткой дисциплины, которой на самом деле от-личались все кочевые народы. Пушкин, конечно, говорил несколько об ином. Он исполь-зовал экзотических тогда в России цыган для того» чтобы вы-сказать мысль о том, что нельзя гармонию и мечту о Золотом веке искать в прошлом. Несмотря на кажущуюся бескон-фликтность и простоту нравов, та жизнь тоже была полна раз-очарований, а желанная воля одного становилась причиной драмы для другого. Ещё больше Пушкин критиковал современное ему цивилизо-ванное общество. Он хорошо понимал, что люди в нём за мнимые внешние блага отдают даже свободу излить свои чувства и вооб-ще теряют себя, будучи вынужденными сложными ритуалами обставлять почти каждое их проявление. Это предвосхищение го-голевских личин, сросшихся намертво с человеком. Он также понимал, что роскошь цивилизованного мира не-избежно несёт цепи, в которые человек заковывает себя сам, а цыганская вольность столь же неизбежно подразумевает собой бедность. Цыгане гораздо более цельны, потому что их немудрёные желания не сковываются правилами и законами, а реализуются сразу же. Минусом же можно считать невысокий уровень созна-ния таких людей, который не позволяет управлять своими жела-ниями, вследствие чего они примитивны и чреваты конфликтами. То есть дело в отсутствии сознательной общественной дисципли-ны у цыган. У цивилизованных народов такая дисциплина при-сутствует, но только снаружи — в виде законов. Идеально же было бы совместить внутреннюю дисциплину чувств с внешней свободой.

Основной конфликт поэмы «Цыганы» заключается в про-тивостоянии представлений о жизни двух миров — мира горо-да, цивилизации и мира кочевой первобытности, не обреме-нённой сложными условиями выживания. Цивилизация даёт человеку определённую стабильность и внешнее многообразие жизни, но в значительной мере уменьшает изначальную сво-боду человека сложными правилами — не только написанны-ми законами, но и ритуалами, выйти за пределы которых тоже фактически нельзя. Жизнь цыган в поэме незамысловата и ненапряжённа, ко-личество событий в ней на единицу времени существенно меньше. Простая кочевая жизнь на лоне природы с минималь-ными затратами сил на выживание (вокруг цивилизованные соседи, готовые платить за цыганскую экзотику) предъявляет минимальные требования к ответственности каждого члена та-кого сообщества. Мотив бегства Алеко из города и приход к цыганам Алеко бежит из города, потому что для его пылкого сердца с мощными страстями непереносима жизнь в искусственных огра-ничениях, где всё проникнуто фальшью и лицемерием и где суть человека скрывается, драпируется множеством условностей. Он понимает, что со своей искренностью обречён на непонимание и гонение в мире, полном обмана и роскоши, которая во все време-на являлась синонимом душевной пустоты. Говоря предельно ко-ротко, Алеко выбирает содержание, презрев форму. Вольность цыган. Несвобода человека в цивилизован-ном обществе Вольность цыган обеспечена тем, что они востребованы ци-вилизованными соседями. Песнями, плясками и играми цыгане зарабатывают себе на пропитание, поэтому эти стороны жизни так хорошо у них развиты. В противном случае им пришлось бы серьёзно заниматься скотоводством и тщательно беречься от на-падения таких же соседей, что потребовало бы создания военной организации и жёсткой дисциплины, которой на самом деле от-личались все кочевые народы. Пушкин, конечно, говорил несколько об ином. Он исполь-зовал экзотических тогда в России цыган для того» чтобы вы-сказать мысль о том, что нельзя гармонию и мечту о Золотом веке искать в прошлом. Несмотря на кажущуюся бескон-фликтность и простоту нравов, та жизнь тоже была полна раз-очарований, а желанная воля одного становилась причиной драмы для другого. Ещё больше Пушкин критиковал современное ему цивилизо-ванное общество. Он хорошо понимал, что люди в нём за мнимые внешние блага отдают даже свободу излить свои чувства и вооб-ще теряют себя, будучи вынужденными сложными ритуалами обставлять почти каждое их проявление. Это предвосхищение го-голевских личин, сросшихся намертво с человеком. Он также понимал, что роскошь цивилизованного мира не-избежно несёт цепи, в которые человек заковывает себя сам, а цыганская вольность столь же неизбежно подразумевает собой бедность. Цыгане гораздо более цельны, потому что их немудрёные желания не сковываются правилами и законами, а реализуются сразу же. Минусом же можно считать невысокий уровень созна-ния таких людей, который не позволяет управлять своими жела-ниями, вследствие чего они примитивны и чреваты конфликтами. То есть дело в отсутствии сознательной общественной дисципли-ны у цыган. У цивилизованных народов такая дисциплина при-сутствует, но только снаружи — в виде законов. Идеально же было бы совместить внутреннюю дисциплину чувств с внешней свободой.

"Цыганы" – последняя, как считается, романтическая поэма Пушкина. Цикл поэм, написанных в период южной ссылки, наряду с поэмами «Братья разбойники», «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан», еще называют "байроническим". Но романтическая ли поэма «Цыганы», и уж тем более "байроническая" поэма, – вопрос дискуссионный.


По официальной версии Пушкин начал писать эту поэму после того, как пробыл несколько дней в таборе у бессарабских цыган. Трудно сказать, правда ли это или же очередной полулитературный анекдот из его жизни. Во всяком случае, в большинстве биографий об этом говорится вскользь, без подробностей. Еще любопытно то, что в отличие от остальных южных поэм, "Цыганы" дописаны не на юге, а уже в Михайловском. Невольное одиночество и точка роста, связанная с жизненным кризисом, безусловно помогли сделать эту поэму мудрее.


Сюжет, вернее внешняя его сторона, на первый взгляд, так же проста, как, например, в "Кавказском пленнике". Если в эту поэму не вчитываться, а просто пересказать фабулу, то это будет казаться еще одним романтическим произведением в ряду множества подобных: герой убегает от цивилизации к "детям природы", принять они его не могут, да и он сам не может жить в этом обществе. Но в "Цыганах" не все так просто, как может показаться на первый взгляд.


Вспомним, какими крупными мазками Пушкин набрасывает внутренний портрет главного героя в "Кавказском пленнике":

Людей и свет изведал он


И знал неверной жизни цену,


В сердцах друзей нашед измену,


В мечтах любви - безумный сон.


В "Цыганах" Пушкин уже не изображает Алеко такими густыми и неточными красками. Более того, описание Алеко отдельно никак не выведено в поэме, а сам он раскрывается через диалоги и сюжет, поэтому он совершенно живой персонаж, не литературный. Как цитируется во всех школьных сочинениях, он сбежал "из неволи душных городов", но этот побег результат поиска, рефлексии, а не позы, как в том же "Кавказском пленнике".


Отдельного внимания заслуживает Земфира. Часто ее позиционируют как свободную дикарку. Насчет ее внутренней свободы возникают серьезные сомнения. Вот что она с таким восторгом говорит:

Но там огромные палаты,


Там разноцветные ковры,


Там игры, шумные пиры,


Уборы дев там так богаты.


Складывается впечатление, что, предложи ей Алеко в эти самые душные города сбежать, то она тут же бы согласилась, только бы пожить в палатах среди разноцветных ковров. Алеко не замечает этого, а врет себе и идеализирует Земфиру. От такой классической ошибки не застрахованы даже самые умные люди (как тут не вспомнить личную драму поэта, связанную с Натальей Гончаровой). Пытаясь удержать романтический фантом, Алеко взывает к возлюбленной: "Не изменись, мой нежный друг!". Раз он так говорит, значит, на это есть основания. Словно Пушкину и самому жалко разочаровываться в героине, но и художественная и жизненная правда берут свое. Стоит ли говорить, что он и сам пойдет по пути Алеко, женившись на Гончаровой.


Зачем Пушкин водит в поэму эпизод об Овидии? Известно, что, находясь на юге, Пушкин любил сравнивать себя с ним. Овидий, как Алеко, как и Пушкин, – сын цивилизации. Их роднит общая тоска по той естественной для них среде. Наверно, этот рассказ – переломный момент для Алеко, хоть после этого он еще два года бродит с табором: химера о счастье в якобы свободе еще живет в нем, но развязка уже неминуема.

Старый муж, грозный муж,


Режь меня, жги меня!


Вот какие песни запела Земфира. Да и Алеко говорит: "Я диких песен не люблю". Видимо, и не любил никогда. Сразу же после их перепалки следует очень интригующая сцена ночного бреда Алеко. Сначала во сне он произносит имя Земфиры, но через некоторое время начинает произносить другое имя. Чье? Трудно сказать, но это имя, очевидно, из той, прошлой жизни. Очень многозначный и таинственный эпизод.

tattooe.ru - Журнал современной молодежи