Историческая реконструкция. Военно-исторические реконструкции великих сражений Как называется инсценировка исторических событий

Историческая реконструкция - довольно молодой вид хобби. В России он появился в начале 90-х годов и сразу получил распространение в кругу людей, увлекающихсяисторией, романтическим духомсредневековьяиискусством. ВРоссиисуществует несколько федераций исторического фехтования. Регулярно проводятся спортивныетурниры.Фестивалии массовые постановки сражений проводятся, в основном,клубами исторического фехтования и реконструкциипри поддержке администрации областей и городов, где проводится мероприятие. Также существуют мероприятия государственного значения (например реконструкцияКуликовского сраженияилиБородинской битвыв России или реконструкцияГрюнвальдской битвыза границей).

Историческая реконструкция - воссоздание материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников.

Историческая реконструкция - это движение, ставящее перед собой научные цели и использующее метод ролевой игры и научного эксперимента для решения проблем и более глубокого изучения исследуемого вопроса.

Термин «историческая реконструкция» может употребляться в двух значениях:

Восстановление внешнего вида и конструкции объекта, теоретическое или практическое, основанное на его сохранившихся фрагментах, остатках, и имеющейся исторической информации о нём, с помощью современных методов исторической науки (в том числе, такого метода, как археологический эксперимент). Аналогично определяются историческая реконструкция процессов, событий и технологий. Также - его (восстановления) результат.

Деятельность, направленная на восстановление различных аспектов исторических событий, объектов и т. д.

Историческая реконструкция как хоббипоявилась в странахСНГ(тогда ещё -СССР) в конце1980-х годов. Как правило, увлечённым исторической реконструкцией интересно создание исторического комплекса, состоящего изкостюма,доспеха,оружияи бытовых принадлежностей на выбранный регион и исторический период. Каждый элемент комплекса должен быть подтвержден какими-либо научными источниками (археологическими, изобразительными, письменными). Основной идеей реконструкции такого комплекса костюма, доспеха и т. п. является применение на практике этого комплекса, в том числе для подтверждения или опровержения научных гипотез относительно возможностей использования тех или иных предметов.

В настоящее время наблюдается два наиболее популярных направления:

живая история;

турниры (бугурты) - в наполеоновской реконструкции не присутствует.

Живая история (или англ.living history) - научная дисциплина, находящаяся на пересечении таких дисциплин, как «экспериментальная археология» и «музейная педагогика». Живая история - это воссоздание повседневного быта жителей какого-либо места в определенный исторический период, обычно в форме организации «музея живой истории» и/или проведения «фестиваля живой истории», а также уроков «живой истории» в школах. Тут важно абсолютно все, начиная от кроя и внешнего вида носимой одежды и заканчивая аутентичными рецептами кухни. Подобные мероприятия интересны не только самим участникам, но и зрителям, которые могут воочию посмотреть на нехрестоматийную историю своей страны, на то, как жили их предки. Данное направление очень популярно и развито в Западной Европе, там существуют десятки «музеев под открытым небом», где живут и трудятся люди в обстановке былых времен.

Турниры (а также бугурты - реконструкция полевых сражений) - сутью этого направления является изучение и применение на практике военного искусства определенной эпохи. Многое берется из источников того времени, кое-что додумывается людьми исходя из здравого смысла. В результате получается зрелищное представление, посмотреть которое будет интересно каждому, ведь вблизи все воспринимается особенно остро. Турниры могут разделяться на постановочные (для зрителей или же просто эстетики) и спортивные, на которых люди хотят объективно оценить свои силы, умения.

Наиболее популярные эпохи исторической реконструкции:

Античность;

Раннее Средневековье(VII-XI век);Высокое Средневековье(XII-XIII века);Позднее Средневековье(XIV-XV века);Новое время(XVI-XVII века);Наполеоновские войны;Первая мировая война;Вторая мировая война;Холодная война(военные конфликты 1946-1991 годов)

В последнее время активно развиваются новые направления.

Это достаточно условное разделение, отражающее лишь наиболее характерные отличия. Внутри каждой эпохи существуют дифференциация по регионам и определенным историческим периодам (для каждой эпохи свои), например, для Высокого и Позднего Средневековья воссозданный комплекс должен укладываться во временные рамки 20 лет, что, понятно, для Второй мировой войны неприемлемо.

Исторические реконструкторы - фанаты исторических эпох, идеологии, духовности.

Реконструкторы - люди, занимающиеся воссозданием быта,ремёсел,традицийи боевого искусства конкретнойэпохиконкретного государства. Реконструкторы исследуют исторические материалы об изготовленииоружия,одежды, предметов быта для того, чтобы воссоздать эти предметы по тем технологиям, по которым они изготовлялись. Также исследуются и воссоздаются обычаи и нравы. Многие реконструкторы занимаются воссозданием военной истории и изготавливают себедоспехии оружие. Многие также занимаютсяисторическим фехтованием.

Благодаря тому, что многие ролевикитакже зачастую занимаются своего рода «частичной реконструкцией» исторических реалий наролевых играх, у реконструкторов часто складывается предвзятое, несколько ироничное отношение к ролевикам, как к неким «недореконструкторам». Вместе с тем, однако, многие реконструкторы одновременно являются также и ролевиками, либо были ими ранее. Зачастую ролевики, начиная серьёзно интересоваться историей, уходят из ролевых игр и переключаются на историческую реконструкцию и фехтование. Уход же реконструкторов в ролевики является гораздо более редким явлением.[источник не указан 1055 дней]Впрочем случаются и неординарные случаи, когда в клубах реконструкторов организуются ролевые отделения, что позволяет и ролевикам и реконструкторам без особых усилий смешивать свою деятельность. Хотя, вследствие всё того же пренебрежения со стороны реконструкторов возникают внутренние конфликты, и подобные организации с легкостью разваливаются.

В отличие от ролевиков, реконструкторы пока ещё не успели полностью оформиться в субкультуру, несмотря на имеющиеся предпосылки к этому (историческая реконструкция как база субкультуры, наличие определённых музыкальных стилей, специфическихимиджевыхаксессуаровисторической направленности, таких, как историчные кольца иамулеты, и т. д.). Вместе с тем, историческая реконструкция зачастую не подразумевает наличия у реконструктора какого-либо специфическогомировоззрения, религиозных либо политических взглядов и т. д. При этом данное дистанцирование в ряде случаев специально подчёркивается. Особенно это актуально для реконструкторов, восстанавливающих исторически неоднозначные организации - такие, как войскавермахта.

В большинстве случаев, реконструкторы объединяются в «Клуб Исторической Реконструкции» (КИР) или «Клуб Исторической Реконструкции и Фехтования» (КИРиФ) и «Военно-Исторический Клуб» (ВИК), располагающие собственным помещением для тренировок, хранения снаряжения и одежды, мастерской и т. д. Численность клуба составляет, как правило, 10-30 человек (возможно больше). Крупные клубы могут иметь филиалы в других городах. Внутри клубов может существовать иерархия, в той или иной степени повторяющая иерархическую структуру реконструируемого периода (скажем, структура ранне-средневековой славянской дружины или пехотного полка Наполеоновской армии). Члены одного клуба в большинстве случаев имеют определённые отличительные признаки, позволяющие идентифицировать их на крупных мероприятиях (щиты определённого цвета или с определённым узором, цвет мундира, нашивки, особые погоны и т. д.).

Помимо участия в фестивалях, клубы могут организовывать собственные закрытые мероприятия, реконструирующие те или иные события, обряды и т. д. (например, пиры и балы). Члены КИРов часто приглашаются для участия в тех или иных мероприятиях исторической направленности, презентациях, выставках, участвуют в съёмках исторических фильмов (характерный пример - фильм «Александр. Невская битва»). Помимо «клубных» реконструкторов, существуют также реконструкторы, не принадлежащие к какому-либо конкретному клубу и занимающиеся реконструкцией самостоятельно. В среде реконструкторов таких людей иногда называют эсэсэрами (ССР - «Сам Себе Реконструктор»).

Движение Ролевых Игр (ДРИ), Ролевое движение, ролевики - неформальная общность людей, играющих в различные ролевые игры, в первую очередьролевые игры живого действия. Родственными ролевому являются движенияисторических реконструкторов,толкинистов,хардболистов,страйкболистовипейнтболистов. Ролевое движение выделяют и какхобби, и каксубкультуру, для которой характеренсвой жаргон, своя музыка (см.менестрели), своя литература (в основномфэнтези) и другие характерные элементы единой культуры.

Ролевое движение в России и СССР возникло в 80-е годы на базе Клубов Любителей Фантастики.

Кроме ролевых игр, ролевики собираются на Ролевые Конвенты- кратковременные собрания, посвящённые информированию игроков об играх будущего сезона, обсуждению прошедших игр, неформальному общению. На конвентах проходят турниры по историческому фехтованию, фото и художественные выставки, концерты авторов-исполнителей игровой песни, театральные постановки, видеопоказы.

В настоящее время существуют критики данного термина. Исходя из того, что слово «движение» в данном контексте понимается как общность людей, имеющих некоторую цель, они говорят о том, что данный термин приносит неверный смысл в пониманиеролевых игробщественностью, так как оные являются самоцелью и не преследуют каких-либо политических, социальных или иных целей.

играют в полигонные игры и ролевые игры живого действия. Это своеобразный театр, где люди перевоплощаются в героев книги, легенды, истории, сказки или выдуманных героев и проживают их жизнь. Полигонные игры, как правило, проводятся в несколько дней, и все их участники за эти дни должны организовать лагерь, крепость (если нужно), спланировать игру и прожить, чаще всего, в лесу, игровой период.

Вообще началом ролевого движения считается далёкий 1989 год, когда члены Клуба любителей фантастики решили инсценировать действие, описанное в одной из книг Дж.Р.Р. Толкиена. Идея понравилась, и вскоре возник ежегодный фестиваль, на котором проводились игры именно по произведениям Дж.Р.Р. Толкиена. Поэтому смело можно сказать, что первыми ролевиками на отечественных просторах были толкиенисты. С развитием ролевого движения выяснилось, что кроме Толкиена есть ещё великое множество писателей, по чьим произведениям можно ставить игры. Костюмы для ролевых игр сначала делались из подручных материалов, но со временем создание ролевых костюмов вышло на качественно новый уровень. Сегодня не проблема найти специализированные места продаж реконструкторского оружия, украшений, одежды и обуви. Изготавливаются все эти диковинки вручную в специальных мастерских, доспехи делаются индивидуально для каждого заказчика.

С развитием ролевого движения появлялись различные ролевые клубы, создавались целые школы фехтования. Сейчас разработан стандарт для проведения ролевых фестивалей, рыцарских турниров и поединков. Внутри ролевого сообщества начали выделяться отдельные группы со своей специализацией. К примеру, кто-то занимается исключительно фехтованием и борьбой, участвует в поединках; кто-то занимается реконструкцией определённой исторической эпохи и старается точно воспроизвести одежду и быт своего периода, кто-то специализируется на реконструкции только танцев – танцоры могут показать своё искусство на тематических балах. Мужчины на играх воюют, обучаются фехтованию на мечах, устраивают поединки. Женщины обустраивают лагерь, готовят и танцуют, некоторые также участвуют в «битвах» наравне с мужчинами и часто не хуже их орудуют мечом. Со специализацией всё теперь ясно, но кто занимается непосредственно организацией игры, продумывает ход действия и распределяет роли? Это уже дело мастера. Тут тоже всё понятно – мастер «мастерит» игру. Как правило, мастер относится к ролевикам старшего поколения, в свою бытность отыгравший бессчётное количество игр.

Ни одно ролевое мероприятие не обходится без человека с гитарой. В ролевой среде приветствуется фолк (особенно ирландский и шотландский), средневековая музыка, фолк-рок, авторская песня и немного хэви-метала. Людей, исполняющих песни под гитару (другие инструменты встречаются гораздо реже, но тоже имеют место быть), называют менестрелями. Примерно треть менестрелей – женщины и девушки с большими грустными глазами. Ролевая тематика специфична, и часто слова песен непонятны непосвящённому слушателю. Но в основном героями менестрельских песен становятся дамы и рыцари, эльфы и гномы, феи и драконы. Тут уж нужно блюсти законы жанра, иначе ролевая песня превращается в обыкновенную бардовскую.

По некоторым данным, число ролевиков на постсоветском пространстве приближается к полумиллиону, и эта цифра неуклонно растёт. Что движет людей на полигоны, турниры и балы? Скорее всего, это бегство от серых будней, возможность пообщаться с интересными людьми, встретить старых знакомых и найти новых, прожить жизнь сказочного героя, получить новые ощущения в экстремальных условиях. Причин здесь немало, как немало среди ролевиков поистине талантливых, разных и интересных людей. Здесь можно встретить программистов, учёных-физиков и химиков, писателей, рабочих с завода (и такое есть), учителей и врачей. Все они стремятся окунуться в волшебный мир, где есть магия и сказочные герои. Возможно, это бегство от реального суетливого мира, а может и путь к себе, ведь все мы в душе немножко дети, которые втайне верят в чудо и волшебство.

Сущность.

Главенствует, конечно, безусловная страсть к средневековью и фэнтэзи. Ролевики живут там, где селятся драконы, демоны, эльфы, гномы и прочие магические существа. Это их образ жизни, но не стоит думать, что реальность отвернулась от них. Ведь такие люди прекрасно находят себе работу, друзей, семью… Что интересно, по статистике, большая часть ролевиков либо психологи, либо программисты. Разумеется, любой из них любит костры, леса, природу, песни под гитару. Ролевое движение, прежде всего, строится на дружеских отношениях – без них в нашем мире не прожить, поэтому каждый знает, что попади он в трудную ситуацию – ему будут рады помочь. Музыка. Как говорит старая истина: «Не каждый металлист – ролевик, но каждый ролевик – металлист», Отсюда следует, что всем ролевикам без исключения присуща любовь к рок-музыке, в основном к heavy metal. Ну, и конечно, к фолк-року, стилизованному под старинную музыку… В России это либо кельтские, ирландские или славянские национальные мелодии, а также песни на ролевую тематику, которые все равно сопровождаются музыкальными деталями средневековья и фэнтэзи. Внешность.

В первую очередь, конечно, длинные волосы. Независимо от пола, 90% ролевиков носят длинные волосы. Также им присуще всяческая атрибутика исторического типа – металлические браслеты, кольца, перстни, использование различных рун, кожаные наплечники, шнурок на волосы поперек лба, ну, и все, что связано с их образом жизни. В повседневной одежде они мало чем отличаются от обыкновенных неформалов. А вот если проводиться отыгрыш или тренировка, то идут в ход древнерусские рубашки, кольчуги, доспехи, плащи, длинные красивые платья, меховые и кожаные кирасы, все это вкупе с оружием, типа меча, лука, кинжала, алебарды и т.д. Классификация. В первую очередь хотелось бы сказать, что существуют ролевики традиционные и техногенщики. Первые выступают за фэнтэзи, вторые за оружие и игры XX-XXI веков. Обычно, между ними идет легкая, почти незаметная конкуренция, даже пренебрежение друг другом. Эта статья написана о первом типе. Их как только не принято делить, но основной группой являются толкиенисты – они, в основном представляют мирный класс, который просто играет по книгам Дж. Толкиена. Основные занятия. Обычно, ролевики делятся на кланы (команды), в которых выстроена своя иерархия, есть свои плюсы и минусы, разработан свод законов, герб, устав, форма единой одежды. Каждая команда проводит тренировки, обычно на природе. В них входят упражнения в бое на различных видах средневекового оружия. У кого нет профессионального меча или посоха, могут пойти и срезать себе палку где-нибудь в лесу, чтобы упражняться в технике. Отсюда и идут постоянные усмешки над ролевикам, что, дескать, бегают с палками по лесу и колотят друг друга. Кроме физических тренировок, ролевики еще любят отыгрыши различных миров. Например, кто-то становится демоном, которому «мастер» (человек, который следит за выполнением правил и определяет ход игры), дал задание выкрасть принцессу из одного людского поселения. Соответственно принцессу охраняют другие игроки – воины-люди. Так начинается увлекательная игра с боями, разборками, договорами, соглашениями. У всех определяются плюсы и минусы, магия и сила, ловкость и здоровье. Еще одна вещь, которая у ролевиков стоит не на последнем месте, это так называемая DnD (Dungeons and Dragons) – словесная ролевая игра, в которой игрок не действует активно физически, а на словах объясняет свои действия, контактирует с другими игроками и от его поступков зависит ход игры, которую собственно и ведет «мастер». Ну, и, конечно, любой ролевик не пропустит хорошего флэшмоба! :) Вообще, ролевое движение сейчас приобретает все большие обороты. Да и вообще здорово, когда люди отвлекаются от повседневных будней и занимаются чем-то отвлеченным и необычным.

Проходят игры следующим образом:

большая группа участников - с оружием, обязательно в костюмах - едет куда-нибудь в лес. Там, согласно сюжету, придуманному мастером (или мастерами-устроителями игры) распределяются роли. Игры проводятся по книгам, историческим эпохам или по придуманной мастером ситуации. Ролевухи могут идти от нескольких часов до несколько дней. За это время можно прожить целую жизнь, или даже несколько - жизнь героя или предателя, короля, менестреля или воина. Однако сценария в ролевых играх не бывает. Сюжет представляет собой только вводную информацию и более или менее определенные задачи у игроков - команд или отдельных личностей. Игра включает не только боевые действия, но также экономику и магию. По правилам игры-Нуменорки игрок обязан иметь на одежде кусок ткани, цвет которой указывает на принадлежность к одному из народов Средиземья: синий - эльфы, красный - люди, зеленый - гномы, коричневый - орки. В каждой команде по несколько крестьян и бойцов (файтеров), а также ремесленники - ткачи, кузнецы и т.д. и, как минимум, один аристократ и, возможно, маг. У всех свои функции. Для нормальной жизни все они нуждаются в определенном количестве чипов (от английского chip) - игровых эквивалентов еды и питья. Если в "стране" развито сельское хозяйство, то чипы выдает Мастер команды, если же нет, чипы покупают у соседей. Например, если в деревне гномов есть только огороды, а условия для содержания скота отсутствуют, то мясные чипы могут достаться в качестве платы за услуги умелого гномьего кузнеца - хотя бы за "усиление" доспеха. По окончании цикла каждый игрок обязан сдавать Мастеру необходимое количество чипов, подтверждающих, что он не умер с голода. В случае голодной смерти (или гибели на поле брани) игрок отправляется в Мандос (в просторечии мертвятник), где проводит три часа, а затем возвращается уже другим персонажем - каким именно, решают Мастера по согласованию с игроком. У каждого участника игры определенное количество хитов (от английского hit) - жизней. Доспехи и уровень воинских навыков увеличивают их число. Оружие должно удовлетворять жестким требованиям безопасности и иметь сертификат Мастера. Каждый вид оружия обладает оговоренной в правилах поражающей силой и при нанесении удара снимает некое число хитов. Игрок считается убитым, если все хиты с него сняты и ему нанесен еще один удар. Любое магическое умение также должно быть заверено сертификатом на бланке. Например, весьма полезный дар - так задавать вопросы, что отвечающий обязан говорить правду. Правда, другие игроки могут потребовать предъявить сертификат. Поверить на слово - возможное право, но блеф не запрещен. Особое место, и очень важное, в играх занимают бои. Драки бывают трех видов: стенка, когда в ратном бою сходятся две группы товарищей, поединок один на один и, наконец, волчарник. Это когда собираются больше двух человек и "мочат" друг друга, при этом каждый сам за себя. Девушки в стенках и волчарниках участвуют редко, разве что самые грозные. Но от поединков между собой не отказываются. Серьезные увечий, как правило, никто никому не наносит. Самое страшное - это травма пальца с последующим синяком: в тусовке действует святое правило - "По голове не бить". Толкинисты (от Толкин) -фэндом(неформальное(как правило)субкультурноесообщество, участники которого объединены единым интересом, связанным с произведениями искусства - пристрастием к определённому фильму, книге, сериалу и т.д.) поклонников книгДж. Р. Р. Толкина, имеющий тесную связь с субкультуройролевиков.

Исследователи считают, что можно даже установить точное время начала толкиеномании: лето 1965 года, когда американской аудитории не хватило миллионного тиража "Властелина колец". Студенты Гарварда обзавелись значками: "Да здравствует Фродо!", "Гэндальфа - в президенты!", и т.д. Это было время, когда даже в газетах встречались названия статей типа "Еще немного Мордора!" - и люди это понимали!

Полные переводы Толкиена появились впервые в России только в начале девяностых. Именно тогда начали появляться в России первые толкиенисты. Но массовость это явление получило только в середине нашего десятилетия. Тогда только немногие ходили на игры в лес. Под Санкт-Петербургом в Заходском проходили РХИ (Региональные Хобитские Игры), участники которых разбивались на несколько лагерей и жили как хиппи, кто хотел сражался, кто-то просто отдыхал, не обошлось и без алкоголя, но дух ролевой игры витал повсюду.

В чем была (и есть) цель толкиенистов? Рискну предположить, что, в первую очередь, - в приобщении. Ролевая игра по Толкиену не просто позволяет "продлить пространство книги", к великому сожалению дочитанной, перечитанной, и выученной наизусть. Hе только в очередной раз встретиться с дpyзьями-товаpищами, главное - можно почувствовать себя равным автору.

Толкиенистов отличает:

Бережное отношение к игре, к литературе фэнтези, вплоть до филологического интереса к изучению эльфийских языков, большой интерес к истории, преимущественно раннего средневековья, боевые искусства, фехтование и пр. Жизненное мировосприятие в сочетании с весьма юмористической оценкой собственных занятий (человек способен горячо, с жаром и на полном серьезе спорить о родословных хоббитов, но спустя минуту те же хоббиты станут объектом его насмешки - вообще плох тот толкиенист, который всегда относится к себе серьезно);

Сами толкиенисты выделяют в структуре своей тусовки несколько типов людей, пришедших сюда, в соответствии с причинами, приведшими в толкиенизм. Во-первых, это люди, которые по какой-либо причине не сумели утвердить себя в большом мире, либо сумели, но то, что у них получилось, им не нравится. Они держатся за новый мир, как полярники за радиостанцию, поскольку потеря означает окончательное крушение жизни. Со временем такие люди составляют элиту толкиенизма; они замыкаются в своем узком кругу, и тут уже действительно вырастает религия, но направленная внутрь - потому крайне нежелателен приток новой паствы, ибо система герметична, свежая кровь может её погубить. Другая часть толкиенистов - это те, кому просто нравится играть. Ролевая игра позволяет человеку оказаться в шкуре другого, оставаясь в то же время собою - а это интереснейший эмоциональный опыт. В отличие от театра, игра дает практически неограниченную возможность для действия. В большинстве своем такие индивидуумы ведут нормальную "цивильную" жизнь, а игры рассматривают как хобби, средство отдохнуть от суровых будней. Третья категория - те, кому надо ощутить свою инаковость. В самом деле, толкиенист с его причудливыми костюмами, мечами подмышкой, средневековым стилем поведения действительно привлекает внимание. Как правило, подобные личности увлекаются параллельно еще уймой вещей и недолго, в целом, задерживаются в толкиенистском обществе.

Обычно толкиенисты выделяются из толпы экзотическими нарядами. Многие ходят в плащах, некоторые - в средневековых нарядах. Здесь весьма популярны хайратники (ленты вокруг головы, прихватывающие волосы). Диапазон - от простых до плетеных из ниток с бисером. Почти обязательный атрибут - меч. Мечи - деревянные или текстолитовые - не пустое украшение. Поединки (или, как их называют, маньячки) занимают едва ли не центральное место в жизни Эгладора. Некоторые "существа" предпочитают другие виды оружия - копья, луки, кистени, кинжалы и т.д. Все оружие - самодельное или купленное у местных мастеров. В арсенале также щиты, кольчуги и доспехи. Хорошая кольчуга стоит недешево - до нескольких тысяч рублей. Изготовить ее можно и самостоятельно, раздобыв достаточное количество шайб или проволоки. Толкиенисты часто встречаются на концертах. Концерты устраивают толкиенистские певцы - менестрели. Как правило, они исполняют собственные песни, аккомпанируя себе на гитарах. Иногда попадаются студийные записи. Темы песен, как и интересы исполнителей, разнообразны. Одни из них связаны с литературными произведениями, другие - с историческими событиями, третьи затрагивают насущные темы.

Таким образом можно сделать вывод, что Толкиенизм как субкультура имеет право на существование и оказывает огромнейшее влияние на современную культуру и молодежь. Мы рассмотрели убеждения, выразительные средства и ценности толкиенистов. Сложно не заметить, как сильно влияет на современный мир эта культура, ведь она породила множество других произведений как печатных, так и кинематографических и музыкальных, что в свою очередь повлияло на умы людей, воспитав несколько поколений людей. Многие члены общества и общественные организации уже объективно не могут не признавать существование толкиенизма. Недавно даже православная церковь высказала свое отношение к толкиенизму (интервью одного подмосковного священника в газете "Православная Москва"): «Сказки, написанные Толкиеном, имеют право на существование... Они могут быть даже полезны, ведь смысл их сводится к борьбе сил добра и зла. Это, может быть, приведет некоторых к поискам смысла жизни, к вопросу о бытии Бога. Если же использовать эти произведения только как повод потусоваться, тогда и говорить не о чем.... В играх я тоже ничего не вижу дурного. Даже человек верующий, серьезный не чужд игры, особенно в юности. Правда, здесь есть некоторые нюансы, на которые следует обратить особое внимание. Дети вживаются в роль, чаще всего злую. Это проще, ведь пробуждение в себе сил добра требует воли. Иногда молодые люди идентифицируют себя с темными силами - с девятью злыми героями - и даже называют друг друга этими именами. Заигравшись, они могут и в жизни оставаться в этой роли. Трудно и тяжело порой бывает вернуть их в реальный мир...» Но тут есть и некоторые проблемы. Как и многие субкультуры, толкиенизм изменяется с приходом новых членов. Множество молодежи приходит сейчас к этой культуре, следуя все более простым и "низким" побуждениям, и создается угроза вырождения толкиенизма, но основания для оптимизма все равно остаются.

Молодежной субкультурой, относимой нами к числу романтическо-эскапистских, являются индианисты. Они изучают культуры индейцев, преимущественно североамериканских, стремясь к точному воспроизведению их обычаев и обрядов. По наблюдению Т. Щепанской, индианисты - нечто среднее между клубом любителей американских индейцев и религиозно-мистическим движением. При всей «этнографической» атрибутике индианистской субкультуры ценности ее: коллективизм (общинность), экологизм, космизм.

Они изучают культуру индейцев, стремясь к точному воспроизведению их обычаев и обрядов. В 70-80 гг. Казань была одним из центров зарождавшегося индеанистского движения. Позже инициатива перешла к более многочисленным группам индеанистов Ленинграда и Москвы. Пик индеанистского движения приходится на 90-е г. К настоящему времени эта субкультура представлена слабо .

Понедельник, 21 Марта 2011 г. 12:37 + в цитатник

Средь оплывших свечей и вечерних молитв,
Средь военных трофеев и мирных костров,
Жили книжные дети, не знавшие битв,
Изнывая от детских своих катастроф...

И пытались постичь мы, не знавшие войн,
За воинственный клич принимавшие вой,
Тайну слова «приказ», назначенье границ,
Смысл атаки и лязг боевых колесниц...

Владимир Высоцкий

Так что ж это такое, военно-историческая реконструкция (сокращенно ВИР), движение, возникшее на просторах бывшего СССР еще в конце 80-х? Игра в солдатики не доигравших в детстве? Однако занимаются этим не только «книжные дети, не знавшие битв», но и зрелые мужи, многие из которых не только отслужили «срочную», но и отвоевали в горячих точках. Большинство обывателей, увидав на каком-либо празднике небольшое выступление реконструкторов (средневековье, наполеонистика, Первая и Вторая Мировые войны) считает их обычно чем-то вроде артистов или просто чудаками, дающими бесплатное представление. Некоторые, особо «обремененные» интеллектом, ничего кроме тупых реплик типа «О, фашысты пабяжали!..» выдавить из себя не могут. Увы, понятие «хобби» сводится в сознании населения к посещению диско-баров, обильному возлиянию в честь Бахуса, в лучшем случае к походам на охоту-рыбалку. Все выходящее за рамки привычного воспринимается подозрительно, иногда агрессивно. Наиболее четко, на мой взгляд, сущность военно-исторической реконструкции показана на сайте reibert.info.
«У человека, впервые увидевшего взрослых людей одетых в старую униформу, бегающих под взрывы пиротехники по "полю боя", пугая своим видом мирных селян и изображающих из себя храбрых вояк минувших эпох, сразу возникают похожие вопросы "Что они делают?" и чуть позже "Что это такое "реконструкция"?". Сейчас я постараюсь по порядку ответить на эти вопросы, что всё-таки заставляет этих людей самых разнообразных профессий, возрастов и национальностей одевать на себя форму давно уже не существующих армий и становиться под знамена некогда славных полков?

Если слово "реконструкция" понимать более широко, то её возникновение можно отнести ещё к далёкому XVII веку. В 1687 году английский король Яков II разыграл под Лондоном взятие Будапешта, где сражался его сын герцог Бервик, предварительно одев "воюющие стороны" в соответствующую разыгрываемому месту военную форму. Во времена наполеоновских войн полки британской милиции и регулярной армии проводили показательные учения в Гайд-Парке для развлечения публики. До гражданской войны (в 1850-х гг.) в США по всей стране ездили добровольческие и милицейские роты, которые разыгрывали перед заинтересованной публикой небольшие сценки из недавней войны с Мексикой. В Российской Империи также показывались небольшие эпизоды былых войн, обычно во времена народных праздников и гуляний. Эту традицию переняли и большевики, которые в 20-х годах довольно часто проводили целые спектакли, в основном имитирующие революционные события на их исторических местах. Самым знаменитым стал пошедший в 1920 году в Петрограде спектакль "Взятие Зимнего Дворца", в котором участвовало около 10 тысяч участников-стилистов и более 100 тысячи зрителей. Всё это вело к популяризации собственной армии и отдельных моментов отечественной истории.

Но, как правило, эти мероприятия проводились регулярной армией и конечно, это не являлось реконструкцией в чистом виде. В том смысле этого слова, к которому мы уже привыкли её понимать, реконструкция впервые появилась в США и Великобритании где-то в середине 1960-х годов. Тогда, в этих странах, практически одновременно появились первые клубы занимающиеся историей гражданских войн 1642-1651 гг. и 1861-1865 гг. В первых "сражениях" этих клубов участвовали всего несколько десятков человек в театральных или частично настоящих элементах униформы и экипировки. Сейчас же это самые большие, самые "точные и правильные" военно-исторические ассоциации в мире, - только в США "федералисты" и "конфедераты" вместе выставляют на поле боя более 15000 (!) солдат при 200 (!) орудиях (Антитам в 1997 году и Геттисбург 1998 году), а английские "армии" насчитывают еще около 6000 человек.

К середине 1980-х годов реконструкция уже охватила всю Европу и США, ежегодно стали организовываться сотни новых клубов, которые занимались реконструкцией самых разнообразных эпох и армий, начиная с римских легионов и заканчивая Фолклендской войной. А самыми популярными и многочисленными стали клубы занимающиеся такими эпохами, как Древний Рим и Греция, эпоха викингов, "Столетняя война", Бургундские войны, война Белой и Алой розы, наполеоновские войны, Гражданская война в США, Первая и Вторая Мировые войны, в этих клубах сейчас насчитываются тысячи и даже десятки тысяч человек по всему миру. Но встречаются и довольно "экзотические" клубы, например, Франко-Прусская война, Гражданская война в России, индийские войны XIX века, даже пираты XVII-XVIII веков и много других. Причем важно отметить, что национальность и место проживания не играют никакой роли для выбора эпохи и армии для реконструкции, уже давно существуют красноармейцы в Англии, французы в Индии, эсэсовцы в Техасе и даже Русская Освободительная Армия (РОА) в Японии! А былая смертельная вражда и предрассудки не мешают носить форму бывших заклятых врагов и быть патриотами своей Родины. А уж выбор эпохи для реконструкции и подавно ничем не ограничен, благо разнообразие мировой истории дает огромный выбор для изучения и воссоздания самых различных исторических периодов.

Реконструкция это не игра в войну для взрослых, хотя история мира это история войн, реконструкция это прежде всего попытка воссоздать с помощью одежды, предметов быта и даже собственного поведения небольшой кусочек прошлого, это попытка воссоздать исторический дух и колорит той или иной эпохи. Многие клубы вообще обходятся без "боевых действий", например в рамках исторического праздника или показа раритетной техники люди одевают соответствующую форму, разбивают и обживают лагерь согласно всем историческим канонам. А ведь реконструкция служит еще и благим целям просвещения и расширения кругозора, стоит ли даже говорить, что такие мероприятия с показом униформы уже не существующих армий, их вооружения, реальных предметов того времени и в окружении "людей той эпохи" служат куда более наглядным историческим пособием, чем картинки из затертого учебника истории.
Если самые первые клубы одевались в униформу лишь внешне напоминающую историческую и вооружались современным оружием "стреляющим" петардами, то сейчас это целая полнокровная индустрия, особенно на Западе. Историки ищут в музеях, архивах и частных коллекциях оригинальные предметы униформы, знаки различия и экипировку, затем целые фабрики занимаются изготовлением, полностью соответствующим оригинальным, кокард, ткани, нашивок и ремней, а уже частные мастерские занимаются пошивов униформы, обуви, головных уборов, снаряжения и т.д. Производство же реплик оружия на Западе уже давно стало процветающим бизнесом, делается практически всё, от кремневых пистолетов до автоматов Калашникова, всё оружие своим внешним видом на сто процентов соответствует оригинальному и "стреляет" специальными холостыми патронами. А совсем недавно появились фирмы, которые изготавливают даже реплики бронетехники и тяжелого вооружения Второй Мировой!
У нас реконструкция стала зарождаться где-то в середине 1980-х, когда в СССР ослаб "стальной занавес" и появилась "гласность", а вместе с ней появились и первые крохи информации по униформологии, истории вооружений и армий, которые конечно же вызвали огромный интерес к военной истории и истории военного костюма в частности. Естественно, что у некоторых особенно романтично настроенных граждан появилось желание купить или сделать самому, скажем головной убор какой-либо славной армии, а после того, как он был сделан (куплен) его, вместо того что бы повесить на стенку, конечно же хотелось сначала надеть. Когда есть головной убор, понятно что нужно уже надеть и всю униформу, когда и она уже была надета, появлялось откуда ни возьмись желание выйти в ней на улицу или в лес, чтоб почувствовать себя настоящим солдатом "тех лет". Эти люди и стали первыми пионерами реконструкции на одной шестой части суши... Приятно заметить, что сейчас военно-исторические клубы стран бывших республик СССР могут составить достойную конкуренцию своим западным коллегам и во многом, даже и "перещеголять" их.

Направления исторической реконструкции

В настоящее время наблюдается два наиболее популярных направления:
живая история ;
турниры (бугурты) — в наполеоновской реконструкции не присутствует.

Живая история (или англ. living history) — научная дисциплина, находящаяся на пересечении таких дисциплин, как «экспериментальная археология» и «музейная педагогика». Живая история — это воссоздание повседневного быта жителей какого-либо места в определенный исторический период, обычно в форме организации «музея живой истории» и/или проведения «фестиваля живой истории», а также уроков «живой истории» в школах. Тут важно абсолютно все, начиная от кроя и внешнего вида носимой одежды и заканчивая аутентичными рецептами кухни. Подобные мероприятия интересны не только самим участникам, но и зрителям, которые могут воочию посмотреть на нехрестоматийную историю своей страны, на то, как жили их предки. Данное направление очень популярно и развито в Западной Европе, там существуют десятки «музеев под открытым небом», где живут и трудятся люди в обстановке былых времен.

Турниры (а также бугурты — реконструкция полевых сражений) — сутью этого направления является изучение и применение на практике военного искусства определенной эпохи. Многое берется из источников того времени, кое-что додумывается людьми исходя из здравого смысла. В результате получается зрелищное представление, посмотреть которое будет интересно каждому, ведь вблизи все воспринимается особенно остро. Турниры могут разделятся на постановочные (для зрителей или же просто эстетики) и спортивные, на которых люди хотят объективно оценить свои силы, умения.

Наиболее популярные эпохи исторической реконструкции:

Раннее Средневековье, «эпоха викингов» (VII—XI век);
Высокое Средневековье (XII—XIII века);
Позднее Средневековье (XIV—XV века);
Эпоха Возрождения (XV—XVI века);
Наполеоника;
Первая мировая война.
Вторая мировая война.

В последнее время активно развиваются новые направления:
Начало XVIII века: Северная война
XVII век: Стрельцы
Середина XIX в.: Крымская война 1853—1856 гг.

Это достаточно условное разделение, отражающее лишь наиболее характерные отличия. Внутри каждой эпохи существуют дифференциация по регионам и определенным историческим периодам (для каждой эпохи свои), например, для Высокого и Позднего Средневековья воссозданный комплекс должен укладываться во временные рамки 20 лет, что, понятно, для Второй мировой войны неприемлемо.

Реконструкторы (иногда применяется сленговое «реконы») — люди, занимающиеся воссозданием быта, ремёсел, традиций и боевого искусства конкретной эпохи конкретного государства. Реконструкторы исследуют исторические материалы об изготовлении оружия, одежды, предметов быта для того, чтобы воссоздать эти предметы по тем технологиям, по которым они изготовлялись. Также исследуются и воссоздаются обычаи и нравы. Многие реконструкторы занимаются воссозданием военной истории и изготавливают себе доспехи и оружие. Многие также занимаются историческим фехтованием.

Благодаря тому, что многие ролевики также зачастую занимаются своего рода «частичной реконструкцией» исторических реалий на ролевых играх, у реконструкторов часто складывается предвзятое, несколько ироничное отношение к ролевикам, как к неким «недореконструкторам». Вместе с тем, однако, многие реконструкторы одновременно являются также и ролевиками, либо были ими ранее. Зачастую ролевики, начиная серьёзно интересоваться историей, уходят из ролевых игр и переключаются на историческую реконструкцию и фехтование. Уход же реконструкторов в ролевики является гораздо более редким явлением.

В отличие от ролевиков, реконструкторы пока ешё не успели полностью оформиться в субкультуру, несмотря на имеющиеся предпосылки к этому (историческая реконструкция как база субкультуры, наличие определённых музыкальных стилей, специфических имиджевых аксессуаров исторической направленности, таких, как историчные кольца и амулеты, и т. д.). Вместе с тем, историческая реконструкция зачастую не подразумевает наличия у реконструктора какого-либо специфического мировоззрения, религиозных либо политических взглядов и т. д. При этом данное дистанцирование в ряде случаев специально подчёркивается. Особенно это актуально для реконструкторов, восстанавливающих исторически неоднозначные организации — такие, как войска вермахта.

В большинстве случаев, реконструкторы объединяются в «Клубы исторической реконструкции» (КИР), располагающие собственным помещением для тренировок, хранения снаряжения и одежды, мастерской и т. д. Численность клуба составляет, как правило, 10-30 человек (возможно больше). Крупные клубы могут иметь филиалы в других городах. Внутри клубов может существовать иерархия, в той или иной степени повторяющая иерархическую структуру реконструируемого периода (скажем, структура ранне-средневековой славянской дружины или пехотного полка Наполеоновской армии). Члены одного клуба в большинстве случаев имеют определённые отличительные признаки, позволяющие идентифицировать их на крупных мероприятиях (щиты определённого цвета или с определённым узором, цвет мундира, нашивки, особые погоны и т. д.).

Помимо участия в фестивалях, клубы могут организовывать собственные закрытые мероприятия, реконструирующие те или иные события, обряды и т. д.

Принадлежностей (по возможности из того же материала затрагиваемой эпохи) некоторого региона и исторического периода. Каждый элемент комплекса должен быть подтверждён какими-либо (археологическими, изобразительными, письменными). Основной идеей реконструкции является применение на практике этого комплекса, в том числе для подтверждения или опровержения научных гипотез относительно возможностей использования тех или иных предметов .

Терминология

Термин «историческая реконструкция» может употребляться в двух значениях:

  1. Восстановление внешнего вида и конструкции объекта, теоретическое или практическое, основанное на его сохранившихся фрагментах, остатках, и имеющейся исторической информации о нём, с помощью современных методов исторической науки с использованием археологических, изобразительных и письменных источников. Говоря более просто, имеется в виду научно-исследовательская работа и процесс создания объекта (допустим, изучение средневековых миниатюр и летописей и пошив аутентичного худа XIV века).
  2. Деятельность, направленная на восстановление исторических событий и быта в комплексе и вживую.

Историческая реконструкция связана с некоторыми другими явлениями и движениями, образованными вокруг исторического фехтования , стрельбы из лука и арбалета, исторического танца , ролевой игры , страйкбола , хардбола , косплея , бардовской и менестрельской песни . Основное отличие исторической реконструкции от ролевой игры заключается в том, что мероприятие исторической реконструкции требует полной исторической достоверности (часто вплоть до ручных швов на одежде), а на ролевой игре эта достоверность условна. То есть, говоря усреднённо, историческая реконструкция отображает внешнюю сторону, а ролевая игра внутреннюю.

Направления исторической реконструкции

В рамках исторической реконструкции существуют различные направления:

Эпохи

Наиболее популярные эпохи исторической реконструкции:

  • Раннее Средневековье (VII-XI век);
  • Высокое Средневековье (XII-XIII века);
  • Позднее Средневековье (XIV-XV века);
  • Новое время (XVI-XVII века);
  • Холодная война (военные конфликты 1946-1991 годов)

Это достаточно условное разделение, отражающее лишь наиболее характерные отличия. Внутри каждой эпохи существуют дифференциация по регионам и определённым историческим периодам (для каждой эпохи свои), например, для Высокого и Позднего Средневековья воссозданный комплекс должен укладываться во временные рамки 20 лет, что, понятно, для Второй мировой войны неприемлемо.

Реконструкторы

Историческая реконструкция близка к ролевой игре, и сообщества реконструкторов и ролевиков нередко пересекаются. Зачастую ролевики, начиная серьёзно интересоваться историей, переключаются на историческую реконструкцию и фехтование. Случается и так, что в клубах реконструкторов организуются ролевые отделения, что позволяет и ролевикам и реконструкторам без особых усилий смешивать свою деятельность. Однако это два разных занятия, и их не следует путать и отождествлять.

В отличие от ролевиков, реконструкторы пока ещё не успели полностью оформиться в субкультуру , несмотря на имеющиеся предпосылки к этому (историческая реконструкция как база субкультуры, наличие определённых музыкальных стилей, специфических имиджевых аксессуаров исторической направленности, таких, как историчные кольца и амулеты , и т. д.). Вместе с тем, историческая реконструкция зачастую не подразумевает наличия у реконструктора какого-либо специфического мировоззрения , религиозных либо политических взглядов и т. д. При этом данное дистанцирование в ряде случаев специально подчёркивается. Особенно это актуально для реконструкторов, восстанавливающих исторически неоднозначные организации - такие, как войска вермахта .

В большинстве случаев, реконструкторы объединяются в «Клуб Исторической Реконструкции » (КИР) или «Клуб Исторической Реконструкции и Фехтования » (КИРиФ) и «Военно-Исторический Клуб » (ВИК), располагающие собственным помещением для тренировок, хранения снаряжения и одежды, мастерской и т. д. Численность клуба составляет, как правило, 10-30 человек (возможно больше). Крупные клубы могут иметь филиалы в других городах. Внутри клубов может существовать иерархия, в той или иной степени повторяющая иерархическую структуру реконструируемого периода (скажем, структура раннесредневековой славянской дружины или пехотного полка Наполеоновской армии). Члены одного клуба в большинстве случаев имеют определённые отличительные признаки, позволяющие идентифицировать их на крупных мероприятиях (щиты определённого цвета или с определённым узором, цвет мундира, нашивки, особые погоны и т. д.).

Помимо участия в фестивалях, клубы могут организовывать собственные закрытые мероприятия, реконструирующие те или иные события, обряды и т. д. (например, пиры и балы). Члены КИРов часто приглашаются для участия в тех или иных мероприятиях исторической направленности, презентациях, выставках, участвуют в съёмках исторических фильмов (характерный пример - фильм «Александр. Невская битва »). Помимо «клубных» реконструкторов, существуют также реконструкторы, не принадлежащие к какому-либо конкретному клубу и занимающиеся реконструкцией самостоятельно. В среде реконструкторов таких людей иногда называют эсэсэрами (ССР - «Сам Себе Реконструктор»).

История

Среди истоков исторической реконструкции стоит отметить французский обычай воспроизведения Битвы при Ватерлоо , зародившийся спустя несколько десятилетий после самой битвы.

Историческая реконструкция как хобби в СССР появилась в 1976 г. в Ленинграде . Это была группа молодых друзей и единомышленников во главе с Олегом Валерьевичем Соколовым , которые занимались «живой» историей армии Наполеона . В 1987 году в связи с 175-летием Отечественной войны 1812 года первые клубы реконструкторов СССР устроили поход по местам боевой славы этой войны. Это считается началом организованного движения реконструкции в России .

В России

Также существуют мероприятия государственного значения (например, реконструкция Куликовского сражения или Бородинской битвы в России, или реконструкция Грюнвальдской битвы за границей).

Помимо открытых публичных мероприятий клубами или ассоциациями могут проводиться закрытые, без участия зрителей, ориентированные сугубо на самих участников движения. А крупные фестивали проходят в течение нескольких дней, но только один или два из них являются «открытыми» для посторонних людей. В эти дни проводят постановочные сражения, организуют разнообразные исторические мастер-классы, проводят лекции и демонстрации.

Существуют и российские проекты формата «живая история» (living-history).

24 июня 2017 года на противоположном от Нижнего Новгорода берегу Волги , в городе Бор Нижегородской области , состоялось открытие парка живой истории «Pax Romana». Парк рассчитан, в первую очередь, на популяризацию римской истории и, являясь по сути реконструкторским, содержит элементы стилизации. Вторая важная функция парка - надежная база для мероприятий: фестивалей, маневров, реконструкторских экспериментов, мероприятий в стиле living history и т. п.

Раннее средневековье («Эпоха Викингов») в частности представлено проектом «Славянская деревня X века» в Любытино Новгородской области, историко-культурным центром «Варяжский двор усадьба Сваргас» в Ленинградской области, подмосковным проектом «Один в прошлом» и его продолжением.

  • Фестиваль средневековой культуры в Меджибоже на Украине.
  • Средневековый Хотин - фестиваль исторической реконструкции XIII-XV веков на Украине.
  • Львов Древний - международный фестиваль средневековой культуры XV века в Львове.

В Европе

Регулярные исторические реконструкции битв и событий.

Факты не существуют — есть только интерпретации.

Фридрих Ницше

Наука не сводится к сумме фактов, как здание не сводится к груде камней.
Жюль Анри Пуанкаре

Реконструкция в России существует уже почти 30 лет, есть много наработок, но и много проблем, которые тоже нуждаются в систематизации. Данная аналитическая статья ставит своей целью взглянуть на историческую реконструкцию средневековой Руси и ее соседей с точки зрения проблематики соответствия основных понятий, заявленных в определении исторической реконструкции, и реального положения вещей.

Историческая реконструкция: понятия и определения

Историческая реконструкция — воссоздание материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников .

Источники – это основа для реконструкции, обойтись без них невозможно. Если репродукции изобразительных источников можно найти, то работа с археологическими и письменными источниками производится опосредованно через научные исторические книги, на которые, как правило, и ссылаются в своих работах реконструкторы. Более того, на жаргоне реконструкторов, научные исторические книги и называются «источниками». Но научные исторические книги не отражают сами факты, а только их научную интерпретацию.

Воссоздание (моделирование) – сводится к внешнему копированию (макетированию) отдельных элементов, в основном материальной культуры, зачастую с применением современных материалов и технологий. Доля аутентичных технологий и материалов невелика. Что же касается духовной культуры и социальной сферы, то попытки реконструкций в этой области весьма сложны и спорны, поэтому носят либо формально игровой, либо фентезийный характер.

Выведем понятия:

  • Уровень аутентичности — это набор критериев аутентичности, определяющий достоверность реконструкции материального объекта или процесса на уровне: источников, материалов и технологий.
  • Допуск или субъективно усредненные «жесткие требования» — абстрактный набор субъективно усредненных требований к аутентичности комплекса костюма и аксессуаров (ККА) и/или комплекса доспехов и вооружения (КДВ), предъявляемые организаторами мероприятий и клубов исторической реконструкции. Этот набор требований различен на разных мероприятиях в различных клубах, не имеет общепринятой структуры.

Источники. Соответствие интерпретаций фактам

Письменные источники – письменность как форма коллективной памяти используется для фиксации событий, считающихся подлежащими запоминанию, сообразно ценностям культуры, видению власти или автора текста. А это, как правило, «исключительные события: единичные или в первый раз случившиеся, или же те, которые не должны были произойти, или такие, осуществление которых казалось маловероятным». Письменные источники не дают полной картины, а только фрагменты, фиксации из ряда вон выходящих событий, связанных в основном с действиями высших слоев и их окружения. Письменные источники дают отрывочные сведения, о названия предметов одежды и как выглядели представители власти и народа.
Но не всегда летописцы лично участвовали в событиях, поэтому интерпретировали события более ранних летописей, либо записывали со слов очевидцев. В качестве критики источника можно взять версию преувеличений в летописях, используемую для подчеркивания величия того или иного князя, в плане количества и быстроты побед, численности войск, доспехов и вооружения, богатства одежды князя и окружения. С распространением письменности появляются сведения о жизни и внешнем облике не только высшего сословия, но и обычных людей, эти сведения более точны, так как менее подвержены идеологическим правкам.

Главным заказчиком на летописи была власть, для которой писались летописи и, позднее, правились под идеологию меняющейся власти. Б.А. Рыбаков пишет в «Мире истории» о написании и правках средневековых летописей в угоду власти. Курьез в том, что собственный труд Б.А. Рыбакова имеет ссылки на тогдашнюю доктрину власти, Марксистко-ленинскую идеологию.
Изобразительные источники. Средневековые изобразительные источники, иконы, миниатюры, рисунки, дают представление о внешнем облике. В качестве критики источника приведем, что изобразительные источники сильно канонизированы, подвержены влиянию других культур, в частности Византийской.
Для примера каноничности возьмем иконы одного сюжета «Сорок мучеников Севастийских» – три греческие и одну Новгородскую, — как изобразительный источник для реконструкции мужских портов, Рисунок 1(см. выше)
Вывод: На четырех представленных иконах одного сюжета, но разных авторов, очень похожие очертания портов и манера их завязывания. Нужен критический подход к изобразительным источникам и сравнительный анализ перед использованием источника.

Археологические источники — доступ к археологическим источникам сильно ограничен, поэтому для реконструкции используются их прорисовки, фотографии и описания в научно-исторических книгах. В качестве критики источника нужно отметить, что в археологии часто встречаются случаи, когда нет единого мнения по поводу идентификации предмета и его предназначения. Так же существует проблема разночтения у различных авторов по интерпретации находок, нехарактерных для определенного племени и ареалов расселения.
Из личного опыта создания паспорта костюма. В научно-исторических источниках было найдено описание и прорисовка на поясное кольцо, в одних оно «поясное кольцо», в других «фибула», в третьих — «украшение». Хотя это один и тот же элемент, отлитый из бронзы, с одинаковым рисунком и размерами. Встречается такое же разночтение с идентификацией поясных пряжек и замкнутых фибул.

Вывод по источникам: в вышеперечисленных группах источников существует проблема интерпретации и идеализации т.е. подгонки материала под определенные стандарты, идеологии власти, культуры, либо видение автора.
Реальность — это факты, а научная интерпретация фактов, это версии, теории и т.д. Получается два искажения фактов, первое во времена, когда создавались письменные и изобразительные источники, и второе – их научная интерпретация.
Любая реконструкция, созданная по интерпретациям несколько раз искаженных фактов, не может быть на 100% аутентичной, в принципе. Поэтому любые заявления, о «полной реконструкции» какого-либо объекта материальной культуры, а тем более комплекта, должно быть подкреплено серьезной доказательной базой, с учетом сравнительного анализа и критики источника.

Критерий аутентичности реконструкции на уровне источников

Главная проблема исторической реконструкции в попытке четкого соответствия нечеткому шаблону, т.е. интерпретированным версиям из научной литературы. Но информация в научных исторических книгах весьма специфична, фрагментарна и работа с ней требует определенного опыта .

Для реконструкции некоторых комплексов зачастую необходима информация о предметах, на которые источников нет вообще. Получить ее экспериментально тоже невозможно. Область применения эксперимента ограничена, т.е. невозможно доказать экспериментально наличие предмета одежды, если нет находок, письменных и изобразительных источников связанных с народом, его соседями в исследуемый период. Фрагментарность информации при создании костюма рождает «допуски» на элементы, существование которых спорно. Количество допусков напрямую зависит от знаний науки и главное, знаний реконструкторов в этой области. Использование новых исследований для реконструкторов сильно затруднено из-за неоднозначного отношения научного мира к экспериментальной археологии и реконструкции в частности, малого числа точек доступа к информации и проблем с авторским правом. А использование ограниченного количества доступных источников или устаревшей информации, ведет к противоречию — созданию умозрительных «допусков» в областях, где есть научные работы.
Невозможно создать точную реконструкцию материального объекта по интерпретациям, не имея на руках образец, достаточное количество информации о нем и не зная технологии производства. Если чертеж можно создать по анализу и аналогиям сохранившихся частей материальных объектов, то в научных интерпретациях слишком много зазоров в описаниях технологий, которые возможно заполнить экспериментальным путем.

Услышанный однажды, разговор двух кузнецов про статьи Колчина Б.А., — один: в целом правильно, но вот тут и тут, неверно, — другой: да, неверно, но он, же историк, а не кузнец…
Встречаются случаи, когда исторический эксперимент показывает неточность научных интерпретаций, но историческая наука неоднозначно относится к результатам экспериментов, тем более историков-любителей.

Критерий аутентичности реконструкции на уровне основных материалов и технологий их производства

В реконструкции используется много материалов, поэтому возьмем только основные:

  • Черный металл. Процесс получения металла в средние века был трудоемок. На первой стадии добывали руду, прожигали ее. Затем нажигали древесного угля. В Европе и на Руси до XIV века из руды и угля в сыродутных печах получали крицу . Затем ее покупали кузнецы и на второй стадии неоднократно проковывали, чтобы выбить шлак и получить более или менее однородный по свойствам металл для изготовления орудий труда, оружия и доспехов. В настоящее время, для изготовления оружия и доспехов идет промышленный прокат. Относительно средних веков, металл дешев в производстве, его гораздо больше и главное, он более высокого качества.
  • Литье из цветных металлов и сплавов получается в два этапа 1) получение сплава. 2) получение отливки в форме. При демонстрации на фестивалях техпроцесс соблюдается на этапе отливки: аутентичные тигли, печи, меха, формы и т.д. Но когда процесс скрыт от глаз зрителей, для повышения качества форм, вместо аутентичных материалов — камня и глины, используется сталь, ювелирная резина, огнеупорный гипс с современными добавками и т.д. Вместо обмазки из глины с соломой используют современные разработки. Но главное отличие на этапе получения сплава бронзы: сейчас используют готовые бронзовые сплавы. В средние века процесс получения сплава был очень трудоемким, необходимо было очистить металлы от примесей, соблюдая пропорции, получить сплав с нужными свойствами, а это требовало большого опыта.
  • Лен. В средние века, начиная от выращивания до готового изделия на всех этапах, использовались технологи доступные тому времени. Если аутентичные технологии прядения, тканья и крашения в настоящий момент освоены, то вот заявленное в производстве беление порой вызывает вопросы. Название «Домоткань», зачастую является определением аутентичности, и редко учитывается, из чего она соткана, из самопряденных или промышленных нитей.
    Но часто для реконструкции используют промышленный лен, подходящий по фактуре и близкий по цвету к натуральным красителям. Если не учитывать селекцию и технологии сбора льна, сама льняная ткань производится на современных станках, часто с добавлением лавсана, и окрашена с помощью современных красителей.
  • Кожа. В средние века её очищали от мездры, подвергали золке, удаляли волос, промывали, размягчали, жировали, затем дубили корой дуба, ольхи, ивы . И главное, редко учитывается тот факт, что на Руси только на рубеже XIII-XIV вв. появились новые технологии восточного кожевенного дела позволявшие делать новые сорта кожи: лабаз, тузлук, шакша, мусат, сафьян, бахтарма, а главное, более толстые чепраки, идущие на подошвы и пояса. Сейчас практически в любом костюме, заявленном до рубежа XIII-XIV вв., используются чепраки, выделанные на современным промышленном оборудовании, с применением современных красителей. Это подошвы, пояса, иногда сумки и ножны и.т.д.

Если делать костюм на сословие выше среднего с соблюдением всех аутентичных технологий изготовления, из материалов, произведенных по аутентичным технологиям, с хорошей доказательной базой, то на это уйдет много времени, и десятки, а возможно и сотни тысяч рублей.
Если делать все самому, то нельзя быть мастером во всех средневековых ремеслах, необходимых для создания костюма. Лишь в нескольких смежных можно довести свое мастерство до совершенства, и потратить на это много лет, пока изучишь источники, освоишь технологии и доведешь их до аутентичного состояния.

Критерий аутентичности реконструкции на уровне технологий воссоздания

Реконструкция развивается, есть понятие уровня аутентичности, оно определяется различными оценочными критериями. Для примера оценки возьмем три: 1) типологии, 2) исторически верные материалы, 3) технологии, в том числе и производства материалов. Возможно, с развитием качества реконструкции число и состав критериев будет меняться. Возьмем определения уровня аутентичности материальных объектов, данные Хабароввм В.В. (Есть подобные определения Ассоциации «Гардарика» ).

  • Копия — предмет, сделанный по существующей вещи в тех же размерах и в той же технологии, из таких же материалов.
    Реплика — предмет, сделанный, так же как и копия, но с учетом размеров современного владельца. Обводы предмета изменены пропорционально.
  • Новодел — предмет, сделанный по существующим в научной литературе типологиям, из исторически верных материалов, по известным во время бытования предмета технологиям.
  • Стилизация — предмет, совпадающий по контурам с существующими типологиями, из исторически верных материалов. С применением современных технологий.
  • Бутафория — предмет, изготовленный либо не из исторически верных материалов, но соответствующий существующими типологиями, либо наоборот, сделанный из исторически верных материалов, но не верный по типологии. Технология изготовления не важна.

За основу взята таблица «Уровни историчности материальных объектов (допуски)» с сайта Ассоциации «Гардарика» . Для удобства самостоятельной оценки аутентичности реконструируемого комплекта материальной культуры, сведем основные оценочные критерии (типологии, материалы, технологии) в Таблицу 1 по принципу, чем больше критериев учтено, тем выше уровень аутентичности.

В таблице не учитывается размер, то, что отличает копию от реплики, критерий не подходит для оценки аутентичности ККА и КДВ. Одежда и доспехи создавались в средние века под размеры хозяина, так создаются и сейчас. Объективно, размер самого человека относительно средних веков изменился.

К примеру, применение современных технологий при исторически верных материалах превращает реконструкцию материального объекта в историческую стилизацию. Применение современных материалов: промышленного льна с лавсаном, стального проката, бронзового литья по современным технологиям, промышленной кожи, при использовании не аутентичных технологий, превращает реконструкцию материального объекта в бутафорию, по-другому, бутафория — создание предметно осязаемой атмосферы путем имитации подлинных предметов . Применение так называемой «Бугуртооптимизации» КДВ, это уход от типологий, он выражается в изменении формы и состава элементов, для доспеха — усиление скрытыми либо видимыми дополнительными защитными элементами, для оружия — уменьшение количества колющих и режущих кромок, что при несоблюдении аутентичности материалов и технологий, превращает реконструкцию КДВ в Образ (фентези).

Существует проблема подтверждения аутентичности при покупке изделий у мастеров. Практически никто из них не подкрепляет свое изделие паспортом реконструкции, подтверждающим аутентичность типологий, материалов и технологий, так как подбор и обработка источников — это отдельная область, требующая не малых затрат времени и сил, соизмеримых со временем создания изделия. Зачастую устно называется только период и регион, иногда материалы, из которых было произведено изделие. Купив изделие, реконструктор может еще очень долго искать его в источниках, и есть большая вероятность что не найдет, а изделие окажется фантазией мастера.

Бытует мнение, что имея на руках реконструкцию материального объекта, без спектрометра технологии не видны, но это только на первый взгляд. Самотканый лен, шерсть, шелк, из самопряденных нитей более плотны и грубы, в них заметны изменения толщины нити. К тому же, полотна использовались, в основном, без обрезки краев. Обрезку полотна приходится делать на широких промышленных тканях, и, соответственно, нужна обметка краев, поэтому использование некоторых исторических швов ограничено из-за рыхлости края. Горизонтальный ткацкий стан относительно вертикального дает большую производительность, но при меньшей ширине полотна. Более древний, вертикальный ткацкий стан дает возможность делать более сложные переплетения относительно горизонтального ткацкого стана. Ткани, окрашенные натуральными красителями, имеют более блеклый цвет относительно промышленных образцов.

Это и так все знают , скажете вы! Но и кованая пластина доспеха, где на ощупь заметна незначительная разность толщины, видны удары молотка, отличается от вырезанной лазером из готового проката. Редко учитывается, что у некоторых образцов пластинчатых доспехов толщина пластин на груди больше чем на спине. А пробитые вручную отверстия отличаются асимметрией, конусностью от просверленных. Асимметрия наблюдается и у некоторых музейных образцов шлемов, что никак не учитывается в современных реконструкциях.

Применение полировки высокого уровня, весьма трудоемкой для средних веков, зачастую не оправдано, к примеру, на бытовых ножах, топорах и т.п. Применение полировки для пластин доспеха как бы скрывает следы от молотка, но все равно будут заметны небольшие неровности. Следы от фрезерования хорошо видны при взгляде на долы клинков и отверстия в гардах, а на тыльниках видны концентрические круги от токарной обработки. Трудоемкое вытягивание куполов шлемов и личин зачастую заменяется сваркой, которая видна невооруженным глазом, если заглянуть внутрь, при этом, как, ни парадоксально, все чаще встречается запрет на машинные швы на невидимых частях одежды.

Соблюдение критериев аутентичности реконструкции на уровне формата мероприятия

Формат «Живая история» подразумевает более глубокий и научный подход к изучению и изготовлению объектов материальной культуры, комплектов одежды и вооружения. Это направление еще называют «Прикладной и экспериментальной археологией», т.е. исторический эксперимент как метод исследования некоторого явления в управляемых условиях является основополагающим в данном направлении. Удачность и чистота эксперимента зависит от снижения влияния внешних факторов, в данном случае влияния современной цивилизации. Но, прежде всего, сами экспериментаторы являются носителями современной культуры, поэтому погружение в эпоху не только технически, и даже психологически не легкая задача. На фестивале всегда присутствуют зрители, фактор, слабо поддающийся контролю, что делает весьма ограниченными возможности проведения эксперимента. Если принять фестиваль как один исторический эксперимент моделирования среды некого средневекового поселения, в котором участвуют от нескольких десятков до нескольких тысяч экспериментаторов и до нескольких сот тысяч зрителей, то управляемость условий подобного эксперимента весьма затруднена, а результаты спорны из-за отсутствия устойчивой повторяемости опыта.

Для того чтобы провести удачный исторический эксперимент, необходимо глубокое изучение материала и подготовка, что связано с затратами времени и средств. Результаты во многом направлены внутрь экспериментатора, в виде знаний и переживаний. А воссозданный по аутентичным технологиям объект материальной культуры, на взгляд обывателя, ни чем не отличается от произведенного на современном оборудовании. Соответственно заказчики и спонсоры фестиваля не готовы оплачивать затраты на подготовку эксперимента и аутентичность результата — им нужна зрелищность при минимальных затратах. Поэтому опять возвращаемся к шоу, для которого не важны научные цели и знания экспериментаторов. Даже при наличии доказательной базы, серьезного исследования, основанного на свежих научных данных, и анализа результатов экспериментов, больше всего проблем возникает с соответствием субъективно усредненным «жестким требованиям» или «допускам» у материальных объектов типа новодел (или реконструкция — по типологии ассоциации «Гардарика»), которые напрямую связаны с исторической реконструкцией. Получается, не так важна научная обоснованность реконструкций объектов материальной культуры, как их соответствие неким субъективно усредненным «жестким требованиям». Более того, порой участникам ставится в укор то, что они ездят на протяжении нескольких лет в одном и том же костюме. Представьте, ученому поставили бы в укор, что он не пишет по диссертации в год. Ведь для шоу нужна частая смена декораций и не важно, что ведется исследование, костюм развивается и дополняется новыми элементами.

Любое шоу проводится для зрителей , а им и подавно не нужна наука и высокая аутентичность, они пришли отдохнуть и насладиться зрелищем. Пример из жизни, девушка реконструктор вяжет носок костяной иглой. Подходит с вопросом туристка: а почему иголка не железная? Девушка начинает объяснять, что в древности иглы были костяные. Туристка говорит: тогда понятно, но я все равно на спицах быстрей свяжу. На фестивале шоу формата востребованы ремесла, во-первых, понимаемые обывателем, во-вторых, отличающиеся зрелищностью процесса и осязаемостью результата.

Признаки шоу очень хорошо видны в турнирном направлении , пожалуй, самом зрелищном. Рассмотрим это на примере субъективно усредненных требований к аутентичности, доспеху и вооружению, которые очень дорого производить даже на современном оборудовании. Требуется в основном внешнее сходство образцов с историческими аналогами, т.е. зрелищность, а не аутентичность материалов и технологий производства.

Поэтому, с одной стороны, выставление высоких требований уровня «Живая история» к комплекту не соответствует более низкому шоу формату фестиваля. С другой стороны, шоу формат фестиваля не в состоянии, в необходимой мере, обеспечить условия для проведения исторического эксперимента и погружения в эпоху для самих реконструкторов.

Мотивации организаторов фестивалей исторической реконструкции понятны: дайте нам деньги, а мы дадим вам качество. Вот только в понятие «качество» каждый вкладывает свое. Заказчик фестиваля подразумевает зрелищность и минимизацию затрат. Организаторы — свод субъективно усредненных «жестких требований» или «Допусков». Вот из-за этого расхождения понятий и возникает противоречие формата фестиваля и формата требований к аутентичности. В связи с этим сейчас развивается направление исторических походов.

Исторические походы — это направление ближе к уровню «Живая история» и обладает большим потенциалом для проведения исторических экспериментов, обеспечение чистоты, управляемости условий из-за ограниченного числа участников, повторяемости и возможности анализа. Нет экономического давления заказчиков шоу, нет зрителей, но есть проблема дороговизны исследований и опытов. И поэтому существует большой соблазн проводить только те эксперименты, которые кажутся зрелищными и потом «продавать» их в рамках фестивалей, чтобы хоть как-то окупить затраты на их производство.

Это направление сейчас страдает проблемой целеполагания. Обычно эксперимент проводится в рамках научного исследования и служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами. Но клубы исторической реконструкции, как правило, не ведут систематических научных исследований, не имеют научных консультантов, поэтому выбираемые цели и методы порой бессистемны и спорны. Возьмем, пожалуй, самые популярные на сегодняшний день цель и метод – «Проверка практичности комплектов одежды и снаряжения в историческом походе».

Натуральные материалы, окрашенные натуральными красителями, более комфортны на теле. Объективно, если одежда сделана из самопряденого и домотканого материала, который более плотен и прочен относительно промышленного. А значит, одежда из таких материалов, к тому же сшитая вручную, более прочна и долговечна. К примеру, для проверки практичности комплекта одежды, состоящего из рубахи, портов и пояса необходимо минуту подумать, как и из чего он произведен, и несколько минут эксперимента, для которого достаточно сделать круговые махи руками и присесть. Если есть ошибки в размерах деталей или пошива, то одежда будет тянуть или порвется. И вовсе не обязательно идти в длительный поход!

Мотивации и цели

Есть два подхода к исторической реконструкции, они отличаются целями создания комплекта, и, соответственно, методами:

  • Научная реконструкция (прикладная и экспериментальная археология) – Основная цель: В рамках исследования добиться максимально возможной аутентичности элемента материальной культуры или комплекта, с учетом типологий, материалов и технологий. Системный подход к изучению материала, применение экспериментального метода для реконструкции, как отдельных объектов материальной культуры, так и комплекта в целом. Представители этого направления очень редко меняют реконструируемый народ и период. Они немногочисленны, обладают глубоким знаниями и умениями в разных сферах, это, люди науки, археологи экспериментаторы, историки-любители, мастера ремесленники и т.д. Для представителей этого направления фестивали исторической реконструкции не основная цель. На фестивале они, как правило, ведут торговлю, мастер-классы средневековых ремесел т.п
  • Реконструкция как вид досуга – Мотивации: отдых, неформальное общение. Цель – любыми способами попасть на фестиваль исторической реконструкции, чем крупнее мероприятие, тем лучше. Ничем не отличается от любой другой тусовочной субкультуры: есть определенные места для сборов, свой дресс-код, жаргон, правила поведения. Цели и методы представителей этого подхода полностью совпадают с шоу форматом фестивалей, поэтому прирост участников фестивалей осуществляется в основном за счет представителей этого подхода. Они стремятся обжить фестиваль, закрепится на нем, сдружившись с организаторами и постоянными участниками. Субъективно усредненные «жесткие требования» формируются именно под представителей этого подхода.

Они очень любят быть на виду, стараются стать законодателями моды в реконструкции, часто становятся душой компании. Характерные особенности: представители этого подхода многочисленны, любят часто менять реконструируемые народы, эпохи и костюмы, при этом не стремятся к глубокому изучению, ограничиваясь поверхностными знаниями, или используют наработки и готовые изделия представителей научной реконструкции. Среди этого направления встречаются люди, которые в состоянии купить себе несколько аутентичных комплектов одежды и доспехов, чтобы с одной стороны, соответствовать дресс-коду субкультуры, с другой, выделится на фоне остальных, порой они же выступают в роли спонсоров полюбившихся фестивалей и клубов.

ВЫВОДЫ

При многочисленных разговорах о повышении качества реконструкции:

  1. Нет стимулов к повышению уровня аутентичности, созданию качественной доказательной базы и обоснования реконструкций, но есть подмена вышеперечисленного сводом субъективно усредненных «жестких требований» мероприятий
  2. Нет стимулов, в том числе экономических, для развития аутентичных технологий, но их предостаточно для развития «дешевой реконструкции» под шоу формат мероприятий.
  3. Нет четкой системы и достаточного научного обоснования, легитимности допусков или субъективно усредненных «жестких требований» аутентичности.
  4. Завышение фестивального формата и неэффективное его использование.


Когда не может быть изначально четкого соответствия критериям аутентичности на уровне источников, материалов и технологий, они попросту выдумываются, преподносятся в виде субъективно усредненных «жестких требований» или «допусков» на мероприятия и в клубы исторической реконструкции. Тут вмешивается человеческий фактор, начинаются перегибы и произвол в насаждении бессистемных допусков и требований в областях, где научные знания носят фрагментарный характер. Или состав подобных требований слишком часто и абсурдно меняется.
Существуют попытки на уровне фестивалей, ассоциаций клубов «узаконить» некие требования к аутентичности в основном для производства льна, шерсти и пошива одежды, реже кожи. Но про технологии производства бронзового литья и, главное, металла и технологии сборки доспехов и вооружения иногда вовсе забывается, а они, в основном, современные.

Сказывается давление рыночных отношений. С одной стороны, рынок бронзового литья, производства доспехов и вооружения хорошо развит, немногим хуже развит рынок изделий из кожи. И все благодаря применению современных технологий и материалов, что позволяет делать быстро и качественно, а, главное, намного дешевле по сравнению с затратами на аутентичные технологии и материалы. С другой стороны, нет достаточного количества мастеров, умеющих работать по аутентичным технологиям, очень дорого и долго осваивать. Слабый спрос на аутентичные изделия отчасти потому, что аутентичные технологии и материалы дороги, отчасти высокая аутентичность не требуется на мероприятиях шоу формата. Субъективно усредненные «жесткие требования» на мероприятиях шоу формата есть ни что иное как стимулирование спроса на «дешевую реконструкцию». Есть «жесткие требования» и запреты, но нет четкой системы стимулов для развития качества реконструкции, аутентичных технологий и роста числа мастеров, умеющих с ними работать. Либо эти стимулы носят формальный характер и неэффективны. Пример экономических стимулов. Мастерам, привозящим аутентичный товар или дающим мастер-классы по средневековым ремеслам или тем, кто проводит на фестивале исторический эксперимент, возможно уменьшение пошлин за участие, торговлю и т.п. Реконструкторам, чей клуб ведет систематические исследования (имеет консультанта), чей комплект подкреплен научным обоснованием (паспортом), или высоко оценен в конкурсах костюма, доспеха возможно уменьшение пошлин за участие (и) или выдача приглашений (флаеров) на следующий год и т.п.

Научная обоснованность и легитимность субъективн о усредненных «жестких требований» аутентичности, насаждаемая любителями самоучками, часто не обладающими ни историческим образованием, ни достаточно глубокими званиями, вызывает большие сомнения. Потому что для подобных усреднений необходимы глубокие знания и большой опыт в слишком обширной области исторической науки, археологии и средневековых технологиях.

У клубов исторической реконструкции нет стимула вести систематические глубокие исследования , вырабатывать самостоятельно цели и методы достижения высокой аутентичности, изучать технологии, искать консультанта, проводить научные эксперименты. Потому что стремление к идеалу аутентичности, связанное с научным подходом, экспериментом, анализом результатов, подменено субъективно усредненными «жесткими требованиями», а вершиной качества реконструкции считается вовсе не аутентичность комплекта, а факт участия в неком фестивале.

И возникает досадное противоречие науки и исторической реконструкции. Поэтому профессиональные историки и археологи не хотят вмешиваться во внутренние споры об основах исторической реконструкции, ограничиваются консультациями реконструкторов. А отдаление реконструкции от науки не сказывается благотворно на качестве всего движения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная статья задумывалась не для того, чтобы поругать историческую реконструкцию, но чтобы обозначить лишь малую толику проблем и противоречий. Осознание проблемы есть первый шаг к ее решению. Анализ проблем помогает снизить затраты времени и средств на их решение. Жизнь не стоит на месте, она ставит новые задачи перед исторической реконструкцией. Поэтому необходимо искать новые формы и методы для развития движения, это связанно не только с романтикой творчества и новыми знаниями, но и с решением постоянно возникающих научных, технических и экономических проблем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Историческая реконструкция — http://ru.wikipedia.org/wiki/Историческая_реконструкция
2. Лотман Ю.М. Несколько мыслей о типологии культур http://www.countries.ru/library/texts/lotman.htm
3. Прогулова Ю. — Метод эксперимента в историческом исследовании. http://bronislavka.livejournal.com/19132.html
4. Сыродутная печь — http://ru.wikipedia.org/wiki/Сыродутная_печь
5. Древняя Русь. Быт и культура. Автор: Колчин Б.А., Макарова Т.И. (ред.) Издательство: Нау-ка Год: 1997
6. Хабаров В.В. Реконструкторам о реконструкции // Реконструкция исторического костюма: Сб. м-лов Fashion-блока XV Международного фестиваля «Зиланткон». Казань, 2006. С. 8.
7. Уровни историчности материальных объектов (термины). 8. Ассоциации «Гардарика» Уровни историчности материальных объектов (допуски). 9. Галкина Т.В., Петунина О.О. — Краткий словарь музейных терминов. Томск. 2004 г.
10. http://www.8eme.eu/rus/art_reenact.html Направления развития военно-исторической реконструкции В.В. Хабаров (Казань) Реконструктор №7, стр. 2-5
11. Эксперимент — http://ru.wikipedia.org/wiki/Эксперимент
12. Савинов М.А. (Михалка Белозерский). Реконструкция для самых маленьких.
13. Соболев В.Ю. «Проблемы изучения раннего этапа древнерусской погребальной культуры на западе Новгородской земли» http://nwae.spbu.ru/?0-210
14. Никольский А.Б. «Методологические проблемы исторической» реконструкции http://www.newchrono.ru/prcv/doklad/methodology.htm
15. Александр Быков «Историческая реконструкция. Проблемы и решения

Городища России, Мира и СНГ: Уникальный проект ⋆СТАРКИ⋆ для людей!

tattooe.ru - Журнал современной молодежи