Придворный поставщик. Выставка «Поставщики Двора Его Императорского Величества. Режим работы выставки

Дата и время начала: СБ 27 октября, 13:00

К ак конкурировали купцы и промышленники Первопрестольной, расскажут в рамках проекта «Биржа торгов». Узнать прошлое столицы через призму экономики смогут участники проекта «Поставщики Москвы: история в лицах». Об этом сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

«Рынок закупок не существует и никогда не существовал сам по себе. В структуре экономики государства или отдельно взятого региона ему отведена особая роль. Необходимость в поставках товаров и оказании услуг была задолго до принятия Федерального закона № 94 и создания контрактной системы. Историки считают, что такое явление, как государственные закупки существуют на протяжении более трёхсот лет. Знать их историю необходимо, чтобы понимать, как развивалась экономика столицы и кто был её движущей силой. Цикл исторических лекций, который пройдёт в пространстве «Биржа торгов», будет представлять интерес для широкой аудитории – от школьников и студентов до сегодняшних предпринимателей», - сказал Владимир Ефимов.

К участию в проекте в качестве лекторов он пригласил москвоведов и всех, кто интересуется историей столицы и готов делиться своими знаниями. В числе первых на приглашение откликнулись москвоведы объединения «Я покажу тебе Москву», сообщил руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике Геннадий Дёгтев.

«Проект является открытым, поэтому в качестве лектора может выступить любой москвовед, чьё выступление соответствует теме проекта и будет представлять интерес для широкой аудитории. Идею взглянуть на прошлое столицы через призму экономики уже поддержали представители объединения «Я покажу тебе Москву». На первой лекции проекта «Поставщики Москвы: история в лицах» можно будет узнать, какой была конкуренция в дореволюционной столице, как на неё можно было влиять, каким был наивысший знак качества и что необходимо было для того, чтобы стать его почётным обладателем» , - сказал Геннадий Дёгтев.

  • как возникло почетное звание Поставщика Двора Его Императорского Величества;
  • кто самые известные поставщики продуктов к императорскому столу;
  • какие знаменитые кондитерские фабрики Москвы поставляли шоколад на завтрак императору;
  • кто придумал сайки с изюмом.

Участие бесплатное , первую лекцию провела Руководитель проекта Светлана Зубакина (Пиховкина) , сайт проекта - http://mos-tender.com/historical

Идея отмечать качество российских товаров особым знаком принадлежала Петру I в начале XVIII века.. Именно при его правлении продукцию уральских заводчиков Демидовых впервые в стране стали клеймить «Знаком соболя». А в 1856 году был учрежден знак «Поставщик Двора Его Императорского Величества».

Знак поставщика Двора Его Императорского Величества Столь высокое звание промышленникам и купцам присваивал сам император «за состояние производства и влияние на жизнь страны», а их товарам - «за весьма чистую отделку, новейший фасон, доступные цены». К началу ХХ века титулом «Поставщик Двора» обладали 40 отечественных предпринимателей.

Титул «Поставщик Двора Его Императорского Величества» ценился в России выше сословного звания. Получить его было непросто. Существовала целая система требований, которым должен был удовлетворять претендент.. Звание давалось «за изделия превосходного качества, при обширном и вполне рациональном устройстве самих заведений».
Претенденты должны были в течение минимум восьми лет исполнять заказы для Двора, участвовать во всех губернских выставках, утвержденных Министерством финансов России и императором лично, попадать в официальный «Список экспонатов, удостоенных похвальной грамоты». За весь этот период не должно было быть ни единой рекламации от потребителей. Нередко претендентам на титул приходилось дожидаться его не один десяток лет.

Титул «Поставщик Двора Его Императорского Величества» являлся своего рода российским государственным брендом, известным всему миру. Министерство Императорского Двора могло в любой момент лишить компанию титула, если стандарты качества продукции не подтверждались.

Все, что изготавливалось для императорской семьи, подвергалось строжайшему отбору и контролю. Фирмы, желающие стать поставщиками, вступали в серьезную конкуренцию, в результате которой появлялись товары высочайшего качества. Государство таким образом активно содействовало созданию и продвижению на внутренний и внешний рынки лучших российских товаров и изделий.

К 40-м годам XIX века процедура присвоения титула «Поставщик Двора Его Императорского Величества» сложилась окончательно. Титул присваивал сам император. Звание поставщика нельзя было передавать от одного фабриканта другому. Оно присваивалось не предприятию, а владельцу лично, в случае смены владельца новому владельцу либо наследнику требовалось получать звание заново. Звание давалось только на период поставок.

На 1901 это звание присваивалось канцелярией Министерства Императорского Двора по прошениям поставщиков дважды в год, на Пасху и Рождество. Надо признать, что «правила игры» были весьма жесткие, и это звание действительно зарабатывалось и высочайшим качеством продуктов, и безупречной деловой репутацией.

После 1917 года звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества» было упразднено.

Знак "Поставщика Двора Его Императорского Величества"

В 1824 купцы, постоянно поставлявшие товары ко двору, получают право именоваться «Поставщик Двора Его Императорского Величества». В 1856 году Александр II вводит почётное звание «Поставщика Высочайшего Двора и Великокняжеских Дворов», утверждает регламент и вид знака. С 1862 года разрешается употребление государственного герба на вывесках и изделиях фабрикантам и ремесленникам, которые поставляли приготовленные ими предметы к Высочайшему Двору.

Титул «Поставщик Двора Его Императорского Величества» ценился выше сословного звания и печатался не только на товаре и упаковке, но и на вывесках, бланках, визитках, даже помещался на доме обладателя.

В 1901 году было утверждено новое изображение знака Поставщика. Под щитом размещалась лента, на которой указывался статус Поставщика («Высочайшего Двора» - «Поставщика Двора Его ИМПЕРАТОРСКОГО Величества», «Императрицы Марии Федоровны», «Императрицы Александры Федоровны» или Великих князей и княгинь). Указывался год присвоения звания, выдавалось и специальное удостоверение из Канцелярии Министерства Императорского Двора, с цветным изображением знака. Поставщики активно использовали государственный герб в своей рекламе. Для XIX – начала XX вв. это был настоящий «знак качества» продукции, производимой фирмой.

История торгового дома "Братья Елисеевы"

Торговое товарищество «Братья Елисеевы» открыло в начале ХХ в. знаменитый «Елисеевский» магазин колониальных товаров в Санкт-Петербурге. В Государственном архиве Ярославской области сохранились документы о знаменитом ярославском и петербургском купце Петре Елисеевиче Елисееве и его семье. На основе архивных документов удалось уточнить многие факты из его жизни и биографии, выявить сведения о происхождении его семейства, составить родословную роспись рода Елисеевых.

Наиболее древний документ, находящийся на хранении в Государственном архиве Ярославской области и содержащий сведения о представителях семьи Елисеевых, - ревизская сказка вотчины Спасопесоцкого монастыря деревни Новоселка Луцкого стана Ростово-Переславской провинции Московской губернии за 1745 год. В ревизских сказках были записаны люди, платившие так называемый подушный оклад. В 1745 году в подушном окладе состояло только мужское население государства. Следовательно, в ревизской сказке 1745 года перечислены только мужчины. Так, среди монастырских крестьян деревни Новоселка значится: Иван Герасимович - 72 года, два его сына: Тимофей 45 лет и Семен 28 лет, и внук от старшего сына 8 лет. Но вот ревизская сказка 1795 года содержит уже более обширную информацию о семье Елисеевых. Здесь повторяются сыновья и внуки Ивана Герасимовича. Указаны их жены, дети и даже внуки, среди которых и 19-летний Петр Елисеевич. Именно его судьба сложится совершенно иначе, нежели у братьев и других родственников. Следующая ревизская сказка составлялась в 1811 году, когда деревня Новоселка относилась уже к Родионовской экономической волости Ярославского уезда.

Церковь села Яковцево бывшего Ярославского уезда Ярославской губернии (ныне-Борисоглебского района Ярославской области), к приходу которой относилась деревня Новоселка - родина семьи Елисеевых. Современный вид. Фото 2000 г.

В этой сказке опять записаны только мужчины и подробно указаны дети Петра Елисеевича, впоследствии сыгравшие очень важную роль в успехе семейного дела: Сергей (10 лет), Григорий (7 лет), родившийся 25 сентября 1804 года, и Степан (5 лет), родившийся 28 октября 1806 года.Деревня Новоселка состояла в приходе церкви Воскресения Христова села Яковцево. Сохранились (к сожалению, не полностью) исповедные росписи и метрические книги этой церкви. В росписях перечислены прихожане, бывшие и отсутствующие у исповеди. Среди них есть и семья Елисеевых: глава семьи - Елисей Семенович, его жена - Пелагея Яковлевна, трое их сыновей - Игнатий, Петр и Василий с женами и детьми. В конце 1811 года все Елисеевы, кроме Игнатия, Петра и Василия, были у исповеди. Против имени братьев Елисеевых в исповедной росписи отмечено: «Не были за отлучкой». Поэтому можно предположить, что уже в начале XIX века Петр Елисеев занимался отхожим промыслом. Постоянное же место жительства его было еще в деревне Новоселка. Последний раз упоминается Петр Елисеев с семьей среди казенных крестьян по седьмой ревизии 1816 года. В исповедных росписях за 1825 год семья Петра не указана в отличие от семей братьев Игнатия и Василия В Петербурге имя П.Е.Елисеев упоминается в связи с открытием собственной торговой лавки в 1813 году, на Невском проспекте, 18, в которой продавали вина и фрукты. Торговля шла бойко, за Елисеевым закрепилась репутация честного и справедливого купца. В 1819 году Елисеев и зачислился в купеческое сословие со всем родом. Что касается фамилии Елисеевых, то, видимо, она возникла от имени Елисея Семеновича. Крестьяне, если и имели фамилию, записывались в документах только по имени и отчеству. В данном случае Петр, Елисеев сын, при переходе из крестьян в купеческое сословие стал Петром Елисеевичем Елисеевым.

Вина Елисеевых на Васильевском острове Петербурга, пользовались спросом не только в России, но и в Лондоне, Нью-Йорке, Париже, даже в Бордо. Вина Елисеевых получали награды на многих международных выставках. В 50-е годы 19 века дела Елисеевых достигли колоссальных размеров. Среди русских импортеров по количеству заказов фирма не имела себе равных. Лучшие торговые дома Европы стремились завязать отношения с Елисеевым, благодаря чему фирма получала товар наивысшего качества. Елисеевский - это была марка, символ высокого класса, запечатленный навеки А.Н.Толстым в романе «Хождение по мукам»: «...чай и колбаса у нас первосортные, от Елисеевых». В 1874 году торговому дому «Братья Елисеевы» было присвоено почетное звание «Поставщик двора его императорского величества».

Торговый дом "Братья Елисеевы" был создан в 1857, а в 1874 году он уже стал поставщиком Двора Его Императорского Величества. Смелой задумкой Григория Елисеева было создание сети магазинов, предлагавших покупателям весь спектр качественных продовольственных товаров и вин. Первые крупные "Елисеевские" магазины появились в Петербурге и Киеве к концу XIX века. В московском "Елисеевском" открылось пять отделов: бакалейный, кондитерский, колониально-гастрономических товаров, хрусталя Баккара и самый большой фруктовый отдел. Гастроном познакомил жителей столицы с заморскими деликатесами: из Прованса привозилось особое оливковое масло, там продавались французские трюфели, устрицы, кокосовые орехи, бананы. Помимо заморских продуктов здесь продавались лакомства со всех концов России: окорока, балыки из белой и осетровой рыбы, лучшая икра. В "Елисеевском" был представлен огромный выбор чая и кофе. "Елисеевский" не был магазином исключительно для состоятельных покупателей, помимо деликатесов здесь можно было приобрести продукты по обычным ценам. В гастрономе очень строго следили за качеством продукции. Зарплаты сотрудников были очень высокими, но и требования соответствующие. Помимо огромного выбора товаров "Елисеевский" отличался огромным спектром своих производств. Здесь были пекарни, маслоотжимные, засолочные и коптильные цеха, а также было налажено производство варений, мармеладов, обжарки зерен кофе, разлива вин, напитков и др.

Купцы Елисеевы также всегда славились своей щедростью на поприще благотворительности Для получения более точных данных я рассмотрел балансовые отчеты торгового дома «Братья Елисеевы». Оказалось, что они тратили на нужды призреваемых ими домов и церквей более 25% своих годовых

Григорий Григорьевич Елисеев в центре

Г.Г. Елисеевым так характеризовал свою династию: «Я прежде всего с особенной радостью должен обратить внимание на то, что отличительной чертой представителей нашего рода была беззаветная преданность православной вере, русскому царю и своей родине».

Елисеевы были попечителями над школами, училищами, способствуя процветанию российского образования и тем самым России в целом. Больничная помощь также заняла одно из важнейших мест в благотворительности семьи. Ими был построен Дом призрения вдов и сирот духовного звания, создан дом бесплатных квартир, бесплатной женской рукодельной школы. На средства Елисеевых построено несколько церквей, в том числе две в Петербурге.

Церковь Казанской иконы Божьей Матери (г. Санкт-Петербург) построенная на средства купцов Елисеевых

Илья Козлов
Лицей № 86

В Центральном Доме Художника на Крымском валу с 28 марта по 05 апреля 2015 года проходит XXXVIII Антикварный салон в рамках которого, создана небольшая экспозиция с изделиями поставщиков Двора Его Императорского Величества.
В 1856 году Александр II вводит почётное звание «Поставщика Высочайшего Двора и Великокняжеских Дворов», утверждает регламент и вид знака. С 1862 года разрешается употребление государственного герба на вывесках и изделиях фабрикантам, художникам и ремесленникам, которые поставляли приготовленные ими предметы к Высочайшему Двору или исполняли заказы для Двора в продолжение 8-10-ти лет. Для получения такого звания, которое само по себе означало серьёзную рекламу, требовалось соблюдение ряда условий: добросовестно поставлять двору «по сравнительно малым ценам» товары или работы собственного производства в течение 8 — 10 лет, участвовать в промышленных выставках, не иметь рекламаций от потребителей и т. д. Звание Поставщика Двора присваивалось не предприятию, а владельцу лично, в случае смены владельца новому владельцу либо наследнику требовалось получать звание заново.

Скульптура «Медный всадник». Россия, С-Петербурга. Мастерская Дипнера. 1840-1850 гг.


Впервые технику под названием «русская мозаика» русские мастера Петергофской шлифовальной фабрики с успехом применили при декорировании интерьеров "Агатовых комнат" в Царском Селе, созданных по проекту Ч. Камерона (1780-ые годы). Большие вазы, которые изготавливали по рисункам архитекторов русского классицизма (ныне экспонируются в петербургском Эрмитаже), также облицованы в технике "русской мозаики" пластинками малахита и лазурита. Сложнейшую работу на криволинейных поверхностях мастера довели до совершенства, благодаря чему облицовка воспринимается как монолитный объем.

Фрагмент. Скульптура «Медный всадник». Россия, С-Петербурга. Мастерская Дипнера. 1840-1850 гг.
Бронза, литье, патинирование, малахит «Русская мозаика». Частная коллекция.


Технология представляла собой следующий процесс: форму, выполненную предварительно из камня, меди или другого материала, покрывали горячей мастикой из канифоли и воска, на которую наклеивали малахитовые пластинки толщиной в несколько миллиметров, с почти незаметными, тщательно подогнанными швами, что давало впечатление цельного камня. Если между пластинками образовывались щели - швы, их затирали мастикой, смешанной с малахитовым порошком. Затем предмет шлифовали и полировали.

Одна из парных ваз с морской тематикой. Россия, С-Петербург. ИФЗ. Н-I, 1837 г. Исполнитель Столетов.
Фарфор, надглазурная роспись, золочение. Частная коллекция.

Фрагмент. Вазы парные с морской тематикой. Россия, С-Петербург. ИФЗ. Н-I, 1837 г.


Императорский фарфоровый завод — одно из старейших в Европе, первое и одно из крупнейших в России предприятий по производству художественных фарфоровых изделий. Расположен в Санкт-Петербурге, основан в 1744 году. Подробнее об этом замечательном предприятии и его изделиях мы писали, когда освещали выставку в Царицыно (Подробнее читать ).

Вазы парные с морской тематикой. Россия, С-Петербург. ИФЗ. Н-I, 1837 г.
Исполнитель Столетов. Фарфор, надглазурная роспись, золочение. Частная коллекция.


Чайный сервиз. Россия, Москва. Фирма К. Фаберже. 1896 г. Серебро, кость, эмаль, золочение.
Высота сахарницы -9,5 см.
Коллекция салона «На Кутузовском, 24».


В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве изделия фирмы Карла Фаберже привлекли внимание императора Александра III. Петер Карл получил покровительство царской семьи и звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа». В 1900 году в Париже Фаберже получил звание «мастера Парижской гильдии ювелиров», а также его наградили орденом Почётного легиона.

Чайно-кофейный сервиз. Россия, Москва. Фирма И. Хлебникова. 1891 г.
Серебро, гравировка, золочение. Коллекция салона «На Кутузовском, 24».


Владелец фирмы Хлебников Иван Петрович до 1867 г. работал в Петербурге, в 1870-1871 гг. основал фирму в Москве. В художественной культуре второй половины ХIХ - начала ХХ.века фирма сыграла выдающуюся роль и внесла огромный вклад в ювелирное искусство. Её мастера неоднократно удостаивались чести выполнять заказы для императорской семьи благодаря сочетанию высокого профессионализма, оригинальности замыслов и знанию национальных традиций - фирма удостоена звания "Поставщик Двора Его Императорского Величества". 24 июня 1917 г. фабрика закрылась. В 1918 г. основное предприятие было преобразовано в Московский платиновый завод.

Туника от-кутюр. Россия, Москва. 1906-1910 г. Дом моды Н.П. Ламановой. Тюль, пайетки, бисер, стеклярус.
Атласная вставка расшита жемчугом, стразами, шелком и металлической нитью. Частная коллекция Татьяны Абрамовой.


Надежда Петровна Ламанова (14 декабря 1861, Шутилово, Российская Империя — 14 октября 1941, Москва, РСФСР) — российский и советский модельер, художник театрального костюма. В 1900 году она была удостоена чести быть поставщицей двора Ея Императорского Величества. Также Н. Ламанова являлась главным модельером Художественного театра.


Спектакли МХТ шли только в её костюмах. Платье Раневской из «Вишневого сада», в котором имела успех Ольга Книппер‑Чехова, сделала она. Дягилевские сезоны с работами Ламановой имели оглушительный успех в Париже. Спектакли Театра Вахтангова «Турандот», «Зойкина квартира» выходят в её костюмах. Мы видим её костюмы во многих советских фильмах: «Аэлита», «Поколение победителей», «Цирк», «Александр Невский».

Фрагмент. Туника от-кутюр. Россия, Москва. 1906-1910 г. Дом моды Н.П. Ламановой.

Лансере Е.А. Верховой араб в богатом национальном костюме (Арабский шейх).
Модель 1878 г. Россия, Санкт-Петербург.
Отливка фабрики художественной бронзы Ф.Ю. Шопена. 1878-1888 г. Бронза, литье, чеканка, монтировка 48,5х50х23 см. На поземе в литье в воспроизведение подписи скульптора: «Е: ЛАНСЕРЕ:», клейом отливщика: «ОТЛИ. ШОПЕНЪ. И БЕРТО», круглый штамп Министерства финансов «ОТЪ: М.Ф. /1878/ НА 10: ЛЕТЪ:». Из коллекции К.В. Журомского.


Евгений Александрович Лансере (24 августа 1848, Моршанск — 4 апреля 1886, Нескучное, Харьковская область) — русский скульптор-анималист, Почетный вольный общник Академии художеств (1876). В 1883 году побывал в Алжире. В 1869 году получил от Императорской Академии Художеств звание классного художника 2-й степени. В 1872 году за свои работы получает от Академии художеств звание классного художника 1-й степени. С 1879 года являлся членом Московского общества любителей художеств.

Лансере Е.А. Фрагмент. Верховой араб в богатом национальном костюме (Арабский шейх). Модель 1878 г.


1777 год считается датой основания Потемкинского, а затем (после смерти его хозяина перешел в ведение казны) - с 1792 г. Императорского Стеклянного завода. Завод сам стал художественной достопримечательностью Петербурга, его включали в первые путеводители по столице и рекомендовали ознакомиться всем гостям.

Стакан кавалерский. ИСЗ. 1840-1850 гг. Бесцветный хрусталь, полировка.
Частная коллекция. Михаил и Екатерина Гаджикасимовы.


С этим предприятием связана слава русского стеклоделия. В XVIII веке отечественные мастера достигли настоящего совершенства в изготовлении эффектных изделий, украшенных пышным гравированным или резным декором. Императорский завод практически не пускал свои работы в продажу - он обеспечивал предметами роскоши императорский двор и высшую аристократию. Имея прекрасные возможности проводить дорогостоящие исследования, мастера завода выпускали стекло прекрасного качества, способное успешно конкурировать с самыми знаменитыми предприятиями Европы. Подробнее прочитать про продукцию стеклянных заводов России можно .
Вот такие шедевры представлены в экспозиции на XXXVIII Антикварном салоне в ЦДХ. Здесь можно увидеть предметы высочайшего мастерства, признанные современниками. Ведь знак поставщика Двора Его Императорского Величества являлся гарантией качества и получить его желали многие промышленники.

Антикварный салон продлится с 28 марта по 05 апреля 2015 года.

Адрес: Крымский Вал 10, Центральный Дом Художника. Проезд до ст. метро Парк Культуры, Октябрьская.
Время работы: вторник—воскресенье с 11:00 до 20:00. Кассы с 11:00 до 19:00.
Выходной день понедельник.
Цена билета: взрослый — 500 руб. Подробнее .

русский купец

В сорокалетнем возрасте, в 1863 году, основал семейную компанию - небольшой ликеро-водочный завод, на улице Маросейка в Москве.

Из-за ограниченных возможностей, присущих любой начинающей компании, около двух лет завод выпускал чистый спирт и вина небольшими партиями, но уже через несколько лет, все усилия талантливого русского предпринимателя были вознаграждены постоянно растущим кругом постоянных клиентов, а отличное качество товара стало эталоном для продукции конкурентов.

Выдающимся триумфом Шустовых стало присуждение их фирменному коньячному напитку Гран-при Международной выставки в 1900 году в Париже и право употреблять в этикетках на бутылках наименование - коньяк .

Здесь талантливый предприниматель также применил нетрадиционный подход. Заранее на один из винокуренных заводов в город Коньяк во Франции был отправлен младший Шустов, он трудился там и постигал все нюансы производства французского коньяка, которые он сообщал Николаю Леонтьевичу. Тот, в свою очередь, применил все тонкости на практике и инкогнито представил на всемирный показ свое творение. За этим знаменательным событием последовали высшие награды в Глазго в 1901 г., Турине в 1902 г., Лондоне в 1903 г., Париже в 1904 г., Льеже и Милане в 1905 г., Бордо в 1907 г., Париже и Лондоне в 1909 г., Неаполе 1910 г., Турине в 1911 г.

Из полицейской хроники

“…Сего 1864 года, октября месяца, 13-го числа въ трактире «Испанiя» былъ задержанъ городовымъ Алексеевымъ Петромъ и препровожденъ въ 8-й околотокъ студентъ Московской коммерческой академiи Пращевскiй Петръ. Сей молодой человекъ, 22 летъ отъ роду, обвиняется въ томъ, что онъ, будучи въ нетрезвомъ состоянiи, зашелъ въ трактиръ и потребовалъ отъ полового принести ему бутылку шустовской водки. Половой, Андрей Смирновъ, сказалъ, что таковой водки сейчасъ нету и предложилъ принести другую, на что Пращевскiй началъ ругаться и ударилъ Андрея Смирнова по лицу, после чего былъ схваченъ подоспевшимъ городовымъ и препровожденъ въ околотокъ.

На вопросъ о причине драки студентъ Пращевскiй заявилъ, что былъ рассерженъ обманомъ вывески трактира, на которой было написано, что это одно из лучшiхъ заведенiй въ городе, въ то время какъ заведенiе, въ которомъ не подаютъ шустовскую водку, которую онъ, Пращевскiй, считаетъ лучшей водкой въ мiре, никакъ не можетъ считаться лучшимъ. Въ соответствiи съ уложенiемъ о гражданскiхъ наказанiяхъ на студента Пращевского Петра былъ наложенъ штрафъ 3 рубля въ пользу Смирнова Андрея.

Студентъ Пращевскiй былъ освобожденъ изъ-подъ стражи подъ поручительство Тихомiрова Ивана 14-го октября 1864 года, состоящего приказчикомъ при торговомъ доме «Шустовъ и сыновья». Темъ же Тихомiровымъ Иваномъ были оплачены штрафныя счета, наложенныя на Пращевского”.

Основы состояния

Шустов Леонтий Архипович в 1802 году поселился в Москве, служил дьячком в церкви Николая Чудотворца в Кошелях на Пресне, женился на купеческой дочке и записался в третью купеческую гильдию. Леонтий Шустов славился своим страстным увлечением к собиранию рецептов (предписаний) старинных русских наливок и настоек, коих во множестве сохранилось в монастырях и у рачительных хозяек; изготовлял их, совершенствовал, изобретал сам. Толстые книги с рецептами и стали главным его наследством подросшему сыну Николаю, будущему основателю Товарищества “Н.Л. Шустов с сыновьями”.

Несмотря на временные неудачи, империя Шустовых шла вперед. Они использовали оригинальную, легко узнаваемую упаковку и бутылки, даже сейчас, при серьезном развитии технологий в полиграфии и дизайна, есть чему у них поучиться. В нынешнее время изготовлением этикеток занимаются специалисты типографий. Стали возможными различные способы печати: , и , .

Печать этикеток в типографии EGF подразумевает использование всех имеющихся технологий с использованием различных видов бумаг, включая самоклеющиеся бумаги и пленку. Во времена Шустовых этикетки были преимущественно шрифтовые прямоугольной или овальной формы, выбора бумаг не было. Поэтому нововведения, внесенные Шустовыми в виде символа - колокольчика с золотым тиснением и нетрадиционного, по тем временам, оформления этикеток, выгодно отличали их продукцию на фоне конкурентов. Трудно представить себе большие тиражи этикеток в то время, но сегодня, заказать этикетки в можно любым тиражом.

Большие доходы Шустовы получали от производства водок и своих фирменных настоек: «Зубровка», «Спотыкач», «Запеканка», «Ерофеич», «Рижский бальзам», «Рябина на коньяке», «Мандариновая», «Кавказский горный травник» и многие другие.

Блестящий взлет в 1912 году увенчало звание Поставщика Двора Его Императорского Величества . Этому предшествовала история редкой решительности со стороны инициативного купца. На праздновании Пасхи во дворце, он добился чести быть приглашенным в числе приближенных особ.

Как только в зал вошел Николай 2 , Шустов, не обращая внимания, что нарушает дворцовый этикет, бросился ему навстречу с подносом, на котором стояла рюмка коньяка собственного изготовления. Императору ничего не оставалось делать, как только, дабы не обидеть предприимчивого подданного, отведать коньячку.

С началом Первой мировой войны, деятельность Шустовской империи пошла на спад - была запрещена продажа алкогольных напитков. 20 июня 1914 года был закрыт Одесский коньячный завод, а позднее, когда коньячные заводы были национализированы специальным декретом большевистского правительства, братья Шустовы, чтобы вернуть хоть какие-то деньги, были вынуждены переработать неприкосновенный запас коньячных спиртов столетней выдержки.

В смутное время октябрьского переворота и в период становления нового правительства России братья Шустовы не покинули страну. Николай Николаевич Шустов умер 19 января 1917 года, Сергей Николаевич Шустов работал в Центросоюзе, а Павел Николаевич Шустов в 1927 году выпустил книгу «Виноградные вина, коньяки, водки и минеральные воды».

Неподражаемый стиль продвижения своего товара произвел желанный эффект. Он занял четвертое место среди мировых производителей коньяка и первое средь наливок и ликеров. Среди которых известные многим: Рябина на коньяке , Рижский бальзам , Зубровка , Сливянка . Несомненно, главенствующая роль принадлежит безупречным характеристикам алкогольной продукции. Во все времена качество было решающим, когда речь шла о продолжительности существования дела. А во времена Шустовых «Имя купеческое» имело значение большее, нежели финансовые ресурсы.

tattooe.ru - Журнал современной молодежи