Русские святые времен татарского нашествия. Каталог презентаций Требования к уровню подготовки учащихся

Культура Руси времен татаромонгольского нашествия

Проблемный вопрос:
Как же случилось, что Русь почти на три века была покорена Золотой Ордой?
Былины и летописи, устное творчество и письменная литература продолжали
воспевать богатырей, удалых князей и их бесстрашные дружины, но все чаще и все
сильнее в них стала звучать тема тревоги за будущее Руси, раздираемой
княжескими усобицами.
Чем же были обусловлены распри между тщеславными и гордыми князьями, так
покорно склонившими головы перед монголами?
Ответив на этот вопрос, мы лучше поймем особенности русской культуры в
рассматриваемый период.

Причины разрозненности русских княжеств:
1)Проблема власти на Руси долгое время разрешалась
на основе патриархальных традиций. Ярослав Мудрый
в конце X - начале XI века установил закон
наследования: после смерти великого киевского князя
его престол наследует не старший сын, а следующий за
самим князем брат. Если братьев не остается, наследует
старший сын старшего брата, затем старший сын
следующего брата и т.д., власть переходила от одного
князя к другому по старшинству, при этом учитывались
не только прямые, но и двоюродные и более дальние
родственники.
Такой порядок наследования власти получил название
“лествичного права”. Сыновья князя, даже будучи в
детском возрасте, получали от него какую-либо область
под свою власть. Князья платили дань великому князю.
Такое “общее” владение Русью - с постоянными
сменами и переездами князей - препятствовало и
окончательному формированию частной собственности.
“Лествичное право” порядок
престолонаследия
к
старшему в роде.

2) Киевский князь распределял владения, судил, разбирал споры, но главные
вопросы решал не единолично, а на общем совете князей.
По поводу этого порядка, которого не знали ни Восток, ни Запад, историк Г. В.
Вернадский заметил, что “...политическая жизнь русской федерации киевского
периода строилась на свободе. Три элемента власти - монархический,
аристократический и демократический - уравновешивали друг друга, и народ
имел голос в правительстве по всей стране”.

3) с умножением числа претендентов на власть и обособлением княжеств
постепенно дробилась Русь.
Политическая связь княжеств и земств (земель, группировавшихся вокруг
значительных городов) с Киевом ослабевает, удельные князья перестают платить
киевскому князю дань, не подчиняются его суду и не участвуют в общих решениях.
Выделившиеся вокруг торговых городов области, такие, как Киевская,
Черниговская и более поздние - Волынская, Владимиро-Суздальская и прочие,
становятся самостоятельными, но и в них отношения между князьями и народом
чреваты очередной смутой.
Таким образом, разрозненность Руси достигла своего предела. Как только в
великокняжеской семье разрушились понятия о старшинстве, каждый князь стал
стремиться к усилению собственной власти и обогащению за счет других
княжеств. Эгоистические устремления князей увеличивали изнутри слабость
русских земель, а остальное довершила решительность, жестокость и
целеустремленность монголов.

Основные тенденции развития
культуры
Три века (XIII-XV) прошли под знаком борьбы
против Золотой Орды. За это время культура
Руси пережила два периода:
1) с 1240 г. и до середины 14 в., который
характеризуется заметным упадком во всех
областях культуры. Это связано с монголотатарским нашествием и одновременной
экспансией немецких, шведских, литовских,
польских и венгерских феодалов.
2) второй период - подъем национального
самосознания и возрождением русской
культуры. В результате иноземного вторжения
центр общественно-политической и культурной
жизни сместился на северо-восток, где
постепенно устанавливалась гегемония Москвы,
вокруг которой объединялись русские земли и
начала
возникать
великорусская
национальность.

Битва на реке Калке
31 мая 1223 г. монголы разбили союзные силы половецких и русских князей в
приазовских степях на реке Калке. Это было последнее крупное совместное
военное выступление русских князей накануне нашествия Батыя. Однако в
походе не участвовал могущественный русский князь Юрий Всеволодович
Владимиро-Суздальский, сын Всеволода Большое Гнездо.
Княжеские распри сказались и во
время сражения на Калке. Киевский
князь
Мстислав
Романович,
укрепившись со своим войском на
холме, не принял участия в битве.
Полки русских воинов и половцев,
перейдя Калку, нанесли удар по
передовым отрядам монголо-татар,
которые
отступили.
Русские
и
половецкие
полки
увлеклись
преследованием.
Подошедшие
же
основные
монгольские
силы
взяли
преследовавших русских и половецких
воинов в клещи и уничтожили.

Монголы осадили холм, где укрепился киевский князь. На третий день осады
Мстислав Романович поверил обещанию противника с честью отпустить русских в
случае добровольной сдачи и сложил оружие. Он и его воины были зверски убиты
монголами. Монголы дошли до Днепра, но вступить в пределы Руси не решились.
Поражения, равного битве на реке Калке, Русь еще не знала. Из приазовских степей
на Русь вернулась только десятая часть войска. В честь своей победы монголы
устроили "пир на костях". Захваченных в плен князей раздавили досками, на которых
сидели и пировали победители.

Подготовка похода на Русь
Возвращаясь в степи, монголы
предприняли
неудачную
попытку
захватить
Волжскую
Болгарию.
Разведка боем показала, что вести
захватнические войны с Русью и ее
соседями
можно
лишь
путем
организации
общемонгольского
похода.
Во главе этого похода стал внук
Чингисхана - Батый (1227-1255),
получивший от своего деда в
наследство все территории на западе,
"куда ступит нога монгольского коня".
Его главным военным советником стал
Субедеи, хорошо знавший театр
будущих военных действий.

В 1235 г. на хурале в столице Монголии Каракоруме было принято решение об
общемонгольском походе на Запад.
В 1236 г. монголы овладели Волжской Болгарией, а в 1237 г. подчинили кочевые
народы Степи.
Осенью 1237 г. основные силы монголов, перейдя Волгу, сосредоточились на реке
Воронеж, нацелившись на русские земли.
На Руси знали о нависшей грозной опасности, но
княжеские распри помешали объединить сипы для отпора
сильному и коварному врагу.
Отсутствовало единое командование.
Укрепления городов возводились для обороны от соседних
русских княжеств, а не от степных кочевников.
Княжеские конные дружины по вооружению и боевым
качествам не уступали монгольским. Но основную массу
русского войска составляло ополчение - городские и
сельские ратники, уступавшие монголам в вооружении и
боевых навыках.
Отсюда - оборонительная тактика, рассчитанная на
истощение сил противника.

Оборона Рязани
В 1237 г. Рязань первой из русских
земель подверглась удару захватчиков.
Владимирский и черниговский князья
отказали Рязани в помощи.
Батый у стен Рязани (1237г.)
Монголы осадили Рязань и направили
послов,
которые
потребовали
покорности и одну десятую часть "во
всем". Последовал мужественный ответ
рязанцев: "Если нас всех не будет, то все
ваше будет".
На шестой день осады город был взят,
княжеская семья и оставшиеся в живых
жители перебиты.
На старом месте Рязань больше не
возродилась (современная Рязань - это
новый город, находящийся в 60 км от
старой Рязани, раньше он назывался
Переяславль Рязанский).

Оборона Рязани

Завоевание Северо-Восточной Руси
В январе 1238 г. по реке Ока монголы двинулись во Владимиро-Суздальскую
землю. Сражение с владимиро-суздальской ратью произошло у г. Коломны, на
границе Рязанской и Владимиро-Суздальской земель. В этой битве погибло
владимирское войско, что фактически предопределило судьбу Северо-Восточной
Руси.
Сильное сопротивление врагу в течение 5 дней оказывало население Москвы,
руководимое воеводой Филиппом Нянкой. После взятия монголами Москва была
сожжена, а ее жители перебиты.

4 февраля 1238 г. Батый осадил Владимир.
Расстояние от Коломны до Владимира (300 км) его войска прошли за месяц. На
четвертый день осады захватчики через проломы в крепостной стене рядом с
Золотыми воротами ворвались в город. Княжеская семья и остатки войск
закрылись в Успенском соборе. Монголы обложили собор деревьями и подожгли.
После взятия Владимира монголы разбились на отдельные отряды и подвергли
разгрому города Северо-Восточной Руси. Князь Юрий Всеволодович еще до
подхода захватчиков к Владимиру отправился на север своей земли, чтобы собрать
военные силы. Спешно собранные полки в 1238 г. были разбиты на реке Сить
(правый приток реки Молога), в битве погиб и сам князь Юрий Всеволодович.

Битва на реке Сить
Битва на реке Сить 4 марта 1238
года между войсками Великого
князя Владимировского Юрия
Всеволодовича и полчищами
монголо-татар
под
предводительством Бурундая.
В результате поражения русских
войск сопротивление князей
Северо-Восточной Руси было
сломлено.
Монгольские орды двинулись на
северо-запад Руси. Всюду они
встречали упорное сопротивление
русских. Две недели, например,
оборонялся далекий пригород
Новгорода - Торжок.
Северо-Западная
Русь
была
спасена от разгрома, хотя и
платила дань.

Дойдя до каменного Игнач-креста - древнего знака-указателя на Валдайском
водоразделе (сто километров от Новгорода), монголы отступили на юг, в степи,
чтобы восстановить потери и дать отдых уставшим войскам. Отход носил характер
"облавы". Разделившись на отдельные отряды, захватчики "прочесывали" русские
города. Смоленску удалось отбиться, другие центры были разгромлены.
Наибольшее сопротивление монголам оказал в период "облавы" Козельск,
державшийся семь недель. Монголы назвали Козельск "злым городом".
Осада Козельска 1238
г.

Взятие Киева
Весной 1239 г. Батый разгромил Южную Русь (Переяславль Южный), осенью Черниговское княжество.
Осенью следующего 1240 г. монгольские войска, форсировав Днепр, осадили Киев.
После длительной обороны, которую возглавил воевода Дмитр, татары разгромили
Киев.
В следующем 1241 г. нападению подверглось Галицко-Волынское княжество.

Поход Батыя на Европу
После
разгрома
Руси
монгольские орды двинулись на
Европу. Были разорены Польша,
Венгрия,
Чехия,
балканские
страны. Монголы вышли к
границам Германской империи,
дошли до Адриатического моря.
Однако в конце 1242 г. их
постиг ряд неудач в Чехии и
Венгрии.
Из далекого Каракорума пришло
известие о смерти великого хана
Угедея - сына Чингисхана.
Это был удобный предлог, чтобы
прекратить трудный поход. Батый
повернул свои войска обратно на
восток.

Решающую всемирно-историческую роль в спасении европейской цивилизации от
монгольских орд сыграла героическая борьба против них русского и других народов
нашей страны, принявших на себя первый удар захватчиков. В ожесточенных боях
на Руси погибла лучшая часть монгольского войска. Монголы утратили
наступательную мощь. Они не могли не считаться с освободительной борьбой,
развернувшейся в тылу их войск.
А.С. Пушкин справедливо писал: "России определено было великое
предназначение: ее необозримые равнины поглотили силу монголов и
остановили их нашествие на самом краю Европы... образующееся просвещение
было спасено растерзанной Россией".

Русские земли под властью Золотой Орды
Внук Чингизхана - Батый - основал государство Золотая Орда.
Золотая Орда охватывала обширную территорию от Дуная до Иртыша (Крым,
Северный Кавказ, часть земель Руси, расположенных в степи, бывшие земли
Волжской Болгарии и кочевых народов, Западную Сибирь и часть Средней Азии).
Столицей Золотой Орды был город Сарай, расположенный в низовьях Волги (сарай в
переводе на русский язык обозначает дворец).
Это было государство, состоявшее из полусамостоятельных улусов, объединенных
под властью хана. Управляли ими братья Батыя и местная аристократия.

Столица Золотой Орды "Сарай-Бату"
Столицей был город Сарай (в переводе – дворец), располагался он недалеко от
нынешнего города Астрахань.

Роль своеобразного аристократического совета играл "Диван", где решались
военные и финансовые вопросы. Оказавшись в окружении тюркоязычного
населения, монголы переняли тюркский язык. Местный тюркоязычный этнос
ассимилировал пришельцев-монголов. Образовался новый народ - татары. В первые
десятилетия существования Золотой Орды ее религией было язычество.
Золотая Орда была одним из самых крупных государств своего времени. В начале
XIV столетия она могла выставить 300-тысячное войско. Расцвет Золотой Орды
приходится на правление хана Узбека (1312-1342).
В эту эпоху (1312) государственной религией Золотой Орды стал ислам.
Затем так же, как и другие средневековые государства, Орда переживала период
раздробленности. Уже в XIV в. отделились среднеазиатские владения Золотой
Орды, а в XV в. выделились Казанское (1438), Крымское (1443), Астраханское
(середина XV в.) и Сибирское (конец XV в.) ханства.
Степняки-монголы не собирались жить среди русских лесов. Поэтому
они предпочитали управлять через местную знать, полностью
зависящую от них.

Русские земли не вошли в состав, но они попали в вассальную зависимость
от Орды. В 1242 г в северо-восточные княжества были отправлены послы, с
требованием явиться к Батыю.
Ярлык – ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в
своих землях. Самым привлекательным был ярлык на владимирское княжество, т.к.
теперь не киевский князь, а владимирский имел право на старшинство. Поездки
русских князей в Орду сопровождались унижениями и часто заканчивались их
смертью.
Ярлы
к

Знаком ханской власти была также пайцза
(на Руси ее именовали басмой) -
верительная грамота хана.
Пайцзы выдавались ордынским чиновникам,
получившим особые полномочия от хана. В
зависимости от полномочий обладателя
пайцзы делались из золота, серебра, меди или
дерева и различались рисунком (лев, дракон и
т.д.). Русские князья зависели от воли хана так
же, как ордынские вельможи. По воле хана
они могли быть и возведены на престол, и
казнены.
Пайцза XIII века.
На ней надпись: «Силою вечного Неба
имя Мункэ-хана да будет свято».

Русские князья перенимали монгольские порядки, в соответствии с которыми воля
хана была законом, а беспрекословное повиновение ему – безусловной
обязанностью подданных. Сами будучи рабами ханов, они не могли терпеть былых
прав за своими подданными. К тому же князей теперь окружали выходцы из
низших слоев населения, привыкшие к повиновению.
Так подчинение Орде резко усилило деспотизм княжеской власти.

Разоренные монголами русские земли были вынуждены
признать вассальную зависимость от Золотой Орды. Не
прекращавшаяся борьба, которую вел русский народ с
захватчиками, заставила монголо-татар отказаться от
создания на Руси своих административных органов
власти.
Русь сохранила свою государственность. Этому
способствовало и наличие на Руси собственной
администрации и церковной организации. Кроме того,
земли Руси были непригодны для кочевого скотоводства, в
отличие, например, от Средней Азии, Прикаспия,
Причерноморья.
Для контроля над русскими землями был создан институт наместников-баскаков
- руководителей военных отрядов монголо-татар, следивших за деятельностью
русских князей.
Донос баскаков в Орду неминуемо заканчивался либо вызовом князя в Сарай
(зачастую он лишался ярлыка, а то и жизни), либо карательным походом в
непокорную землю.
Достаточно сказать, что только за последнюю четверть XIII в. было организовано 14
подобных походов в русские земли.

Некоторые русские князья, стремясь поскорее
избавиться от вассальной зависимости от Орды,
стали на путь открытого вооруженного
сопротивления. Однако сил свергнуть власть
захватчиков было еще недостаточно.
Так, например, в 1252 г. были разбиты полки
владимирских и галицко-волынских князей.
Это хорошо понимал Александр Невский, с
1252 по 1263 г. великий князь Владимирский.
Он взял курс на восстановление и подъем
экономики русских земель.
Политику Александра Невского поддержала и
русская церковь, которая видела большую
опасность в католической экспансии, а не в
веротерпимых правителях Золотой Орды.
Сбор дани с конца ХIII в. был передан в руки
русских князей.

Последствия монгольского завоевания и
золотоордынского ига для Руси
Разные точки зрения
1) Монгольское нашествие не оказало на Русь
никакого воздействия, что ее культура, которая
сложилась до времени нашествия, сохранила свой
национальный облик, европейский по своей
направленности.
Во многом был прав Пушкин, заметивший, что
“татары не походили на мавров. Они, завоевав
Россию, не подарили ей ни алгебры, ни
Аристотеля”. Монгольское нашествие не принесло с
собой ни просвещения, ни культурных ценностей,
значащих больше, чем те, которые были разрушены.
Этой же точки зрения придерживались историки
Сергей
Соловьев
(1820-1879)
Сергей Соловьев и Василий Ключевский.
Василий
Ключевский

2) Противоположные взгляды высказывали писатель и автор “Истории государства
Российского” Н. М. Карамзин (1766-1825) и историк Н.И.Костомаров
(1817-1885).
Карамзину принадлежит фраза: “Москва обязана своим величием ханам”,- в
чем тоже есть своя доля истины. Сторонники этой точки зрения отмечали влияние
монголов на юридические и политические стороны российской действительности.
Н. М. Карамзин
Н.И.Костомаров

Монгольское иго привело к потере демократического управления на Руси.
Прекратили существование городские собрания, народные вече (за исключением
Новгорода и Пскова). Но когда русские вассалы получили от хана право самим
собирать для него налоги, компетенция Великого князя Руси расширилась. Еще
больше она выросла при Дмитрии Донском, который стал фактически единым и
автономным правителем.
За монгольский период великий русский князь стал более сильным правителем,
чем его предшественники.
Таким образом, монголо-татарское иго было одним из факторов
образования самодержавия на Руси.

Монголо-татары укрепили на Руси идею верховной власти. При этом
власть монгольского хана была ничем не ограничена, носила абсолютный,
деспотический характер. И этот принцип единовластия стал все глубже внедряться
в политическую культуру русского народа. Власть, стоящая в центре всего, сама
порождает право, находится вне и над правом.
Царь стал понятием не правовым, а вероучительным (власть от бога).
Титул «царь» был принят с 1547 по 1721 год.
Грамота константинопольского
патриарха об утверждении за
Иваном IV царского титула

Русский народ, уже почти два века живший в условиях непрерывных войн, устал
от шаткости и непредсказуемости своего существования и возжелал надежного
защитника. В картине мира в качестве спасителя возник - имевший к тому
времени уже глубокие христианско-православные и ордынские корни - образ
авторитарного правителя.
Н.С.Трубецкой считает, что Московское государство возникло благодаря
татарскому игу. Дескать, монгольское иго вывело русский народ из бытия мелких
разрозненных племенных и городских княжеств на широкую дорогу
государственности. Монголы, по его мнению, дали покоренным русским землям
основы политической культуры, централизм, самодержавие, крепостничество. Это
привело к созданию нового этнотипа, психологии русского человека.

Г. В. Вернадский считает, что именно монголы привели к исчезновению
демократических элементов в жизни городов: усилилась власть князя в городской
области, затем Москва смогла расширить свое влияние за счет других, соседних
городов и земель.
Когда же Москва поглотила все удельные княжества, они оказались во власти
московского князя. Бояре, владевшие крупными земельными наделами, потеряли
право переходить к другому князю в случае недовольства своим правителем.
Монголы, обладавшие большим опытом единоличного правления и жестокого
безоговорочного подчинения верховному хану, наглядно продемонстрировали силу
этого устройства. Со своей стороны население чувствовало, что добиться
освобождения можно только объединившись вокруг сильного правителя.
Г. В. Вернадский отмечает, что под влиянием монгольских порядков в
московском княжестве были введены смертная казнь и телесные наказания, а
впоследствии и воинская повинность.

Возникло новое психологическое состояние народа, которое можно было бы
назвать «национальной депрессией».
Невозможность открытой борьбы с более сильным противником, тяготы и ужас
подневольного состояния хорошо оправдывалось православной церковью - страдая
на земле, обеспечиваешь в посмертии себе рай.
Предельно жестокие ко всем, кто сопротивлялся им, монголы требовали только
одного - полного, беспрекословного и раболепного поклонения. Однако Великая
монгольская держава вовсе не было религиозной системой, а лишь культурнополитической. Поэтому она и навязывала покоренным народам только законы
гражданско-политические («Чингисова яса»), а не религиозные.

Для Орды была характерна широкая веротерпимость, более того -
покровительство всем религиям. Требуя покорности и дани, полагая вполне
естественным жить за счет побежденных народов, монголы не собирались
покушаться ни на их веру, ни на их культуру. Они не только разрешали всем
иноверцам свободное отправление религиозных обрядов, но и относились с
определенным уважением ко всем религиям вообще.
Вот почему православная церковь в России сохранила полную свободу
деятельности и получила полную поддержку от ханской власти, что и было
подтверждено особыми ярлыками (жалованными грамотами) ханов.

В благоприятном положении оказались и монастыри - они были ограждены от поборов и
разорений. Их число начало возрастать, но особенно бурный рост начался с середины XIV
века, когда на Руси возникло сильное стремление к монастырской жизни. Отшельники бежали
в дикие места, к ним присоединялись другие и так возникала обитель. Осваивались и
заселялись все новые и новые земли вплоть до Северного моря.

Последствия монголо-татарского ига
1. Монгольское иго приостановило культурное развитие страны: были разорваны
традиционные связи с Византией и Западной Европой.
2. Русь во многом отстала от стран Западной Европы: здесь еще не сложился
внутренний рынок, не было цехового объединения ремесленников, как на Западе.
Феодальная раздробленность не способствовала созданию союзов феодалов, тем
более образованию собственных политических институтов, таких, как парламент,
который мог влиять на политику государства.
3. Было уничтожено и угнано в плен большое количество населения
4. Разрушены города.
5. Пострадало от нашествия русское зодчество. Из-за отсутствия средств и
мастеров-строителей на полвека полностью прекратилось каменное строительство.
И даже возобновленное в конце XIII века, оно утратило многие прежние приемы
строительной техники. Так, например, в XIV-XV веках московские мастера вновь
вернулись к кладке стен из тесаного камня, хотя уже в первой половине XIII века
владимиро-суздальские зодчие умели строить из камня и кирпича, плотного
известняка и известкового туфа. Полностью исчезло самобытное искусство
белокаменной резьбы, украшавшей строения ХП-ХШ веков.

6. В ходе многочисленных набегов погибло огромное множество памятников
письменности.
7. Пришло в упадок летописание. По словам Д. С. Лихачева, оно «сужается,
бледнеет, становится немногословным, лишается тех выдающихся политических
идей и того широкого общерусского горизонта, которыми обладали русские
летописи в XI и XII веках».
8. Образованность и грамотность сохранял только тонкий слой православного
духовенства, пощаженного «удивительной сметливостью татар» (А. Пушкин). Оно
одно «в течение двух мрачных столетий питало бледные искры византийской
образованности. В безмолвии монастырей иноки вели свою беспрерывную
летопись». «Монголы, - писал Пушкин, - не походили на мавров. Они, завоевав
Россию, не подарили ей ни алгебры, ни Аристотеля».
9. Запустели и пришли в упадок старые земледельческие центры и некогда
освоенные территории. Граница земледелия отодвинулась на север, южные
благодатные почвы получили название "Дикое поле".
10. Упростились, а порой и исчезали многие ремесла, что тормозило создание
мелкотоварного производства и в конечном итоге задержало экономическое
развитие.
11. Замедлились темпы культурного развития русских земель.

Тема урока: Русские святые времен татарского нашествия

Цель урока: - достичь образовательных результатов:

Личностный результат – осознавать смысл христианского подвига и подвига ратного во времена татарского нашествия, губительность политической раздробленности перед лицом внешней опасности.

Метапредметный результат – уметь формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи.

Предметный результат – понимать причины поражения русских княжеств, уметь читать историческую карту, знать имена русских святых и их подвиги во имя утверждения христианской веры.

Воспитывать желание подражать русским святым в защите Родины и ее Веры.

Формировать УУД:

Личностные УУД – таблица ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал), задания на выбор, самооценка, рефлексия;

Регулятивные УУД – индивидуальная работа с определениями, объяснение смысла понятий;

Коммуникативные УУД – через работу в парах, в группе;

Тип урока: Комбинированный

Структура урока:

1 ) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Общие методы:

- словесный,

Наглядный,

Практический.

Приемы работы учеников:

Прием составления маркировочной таблицы «ЗУХ»,

Составление кластера,

Тестирование;

Самооценивание.

Предварительное задание :

Подготовить индивидуальные сообщения и презентации:

- «Великий князь Юрий Всеволодович»;

- «Новомученик Василько Ростовском»;

- «Черниговский князь Михаил и боярин его Федор»;

- « Преподобная Ефросиния Суздальская»;

- «Князь Михаила Тверского» ;

- «Святой Александр Невский»

Средства наглядности : проектор, презентация, компьютер. Карта « Граница русских княжеств до монголо татарского нашествия», рабочий лист ученика.

Ход урока:

I . Орг. момент

Приветствие, проверка посещаемости и готовности к уроку.

II Повторение опорных знаний.

Вопросы к учащимся.

    Какую тему мы изучили на прошлом уроке?

    Почему Русь - Россию «святой именовали»?

Индивидуальное задание – дописать предложения.

1) Первые христиане на Руси – это…. /.княгиня Ольга и ее внук Владимир

2) Борис и Глеб - … /первые святые на Руси

3) Величайшая святыня Киево- Печерской лавры- мощи святых.

Каких (напиши)……./ Святые: богатырь-инок Илья Муромец, Нестор Летописец, иконописец Алипий, врач Агапит, святой Кукша.

Вывод делает учитель вместе с учениками – / Христианская Вера завещана предками как святыня.

Как почтили память князя Владимира и его сыновей- святых Бориса и Глеба?

/Архитектурные памятники в честь святых, храмы, названия городов, поселков, улиц в разных городах.

Учитель. - Когда мы говорим о князьях, то употребляем красивое обращение к князю - Благоверный

Задание в парах

Учитель предлагает поразмышлять над словом «БЛАГОВЕРНЫЙ»

Благо – добро, значит - благая вера.

А где еще встречается такое словосочетание?

(Евангелие, благая весть)

Благоверный - прославленный за доброе (синонимы подбираются вместе с учениками) исповедание христианской веры.

Мотивация:

Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел...

Это высказывание характеризуют Русь в ХIII веке. Что же случилось на Руси? Задумаемся о смысле христианского подвига и подига ратного во времена татарского нашествия . Об этом пойдет речь на нашем уроке, тема которого « Русские святые времен татарского нашествия»

Постановка проблемного вопроса:

Христианский подвиг и подвиг ратный – это одно и то же?

III Усвоение новых знаний

1 . Выступление учащиеся., подготовивших сообщения о

великом князе Юрии Всеволодовиче; новомученике Василько Ростовском; черниговском князе Михаиле и боярине его Федоре; преподобной Ефросинии Суздальской; князе Михаиле Тверском;святом Александре Невском.

2. Составление кластера

Задание: нарисовать стратегию «Солнце» и заполни ее, ответив на вопрос: «Какие христианские добродетели ты знаешь?.

Сделайть вывод.

Подбери христианские добродетели, противоположные страстям и греховным поступкам человека: гордость, нетерпеливость, жестокость, ненависть, жадность, лицемерие, печаль, неверие.

Задание – На рабочем листе найдите «Облако», обвести его капельки, ответом на вопрос, «как почитается память святых?»

Выступление учащиеся ., подготовивших сообщения о святом Александре Невском.

Свои главные битвы он выиграл не на ратном поле, а за столом переговоров в Орде. Александр сумел остановить истребление русского народа и сохранить православную веру. Именно в этом и состоит его высокий христианский подвиг, как Святого Всея Руси.

Делают вывод, что подвиг ратный (на поле брани) и подвиг христианский (не предать Веру) одного корня.

Закрепление.

IV . Тестирование.

Несмотря на терпимое в целом отношение татар к Православной Церкви, эпоха монголо-татарского ига (особенно начальный ее период) характеризуется большим числом мучеников за веру. В период, последовавший за утверждением господства монголов на Руси, мучениками были, в основном, князья. Среди духовенства в это время почти не встречается жертв монголо-татар, так как к Церкви они стали относиться лояльно. Но князья в это время очень часто оказываются именно мучениками за веру. Конечно, их гибель очень часто была обусловлена и политическими причинами. Но при этом, желая погубить неугодного князя, ему, как правило, предлагали сделать выбор: жизнь ценой измены Православию или мученическая смерть за веру. Именно так произошло со св. Михаилом Черниговским, который в 1246 г. прибыл в Орду. Он ехал, фактически, на верную смерть, так как его активная борьба с монголами и убийство ханских послов в Киеве не давали никаких шансов на помилование. Михаилу было предложено пройти через очистительные языческие огни и поклониться идолу Чингисхана, что православный князь с негодованием отверг. За отказ совершить языческий обряд Михаил и его верный боярин Феодор были казнены по приказу Батыя. Святые мощи Черниговских чудотворцев впоследствии были привезены из Орды в Москву.

«Мучеником окончил свои дни и князь Роман Олегович Рязанский, который был зверски казнен в Орде в 1270 г…. Князь Роман тоже причислен Церковью к лику святых. Согласно его житию, он пал жертвой клеветы ханского баскака, нещадно грабившего рязанцев. Роман вступился за своих подданных, но это стоило ему жизни. Князя обвинили в том, что он хулил хана Менгу-Тимура и веру монголов. Терпимость язычников имела, однако, и обратную сторону: уважение монголами христианства требовало и взаимного благожелательного отношения к их язычеству. Князь Роман, который, согласно доносу, осуждал веру хана, должен был понести наказание в соответствии с религиозным законодательством Яссы» .

Святой князь Михаил Тверской был замучен в 1319 г. О нем известно, что он также был оклеветан своим соперником, Московским князем Юрием Даниловичем. Кроме того, ему вменили в вину, что у него в плену скончалась супруга Юрия - Агафия-Кончака, сестра хана Узбека. Михаил, добровольно явившийся по приказу хана в Орду, отказался от побега. В его подвиге, может быть, и нет прямого исповедания веры, но его смерть Церковь признала мученической. Это добровольное шествие на смерть «за други своя», ибо в случае непослушания князя ханской воле его родной Твери грозил карательный рейд монголов. Михаил пожертвовал собой, чтобы спасти вверенных ему Богом подданных. Великий князь Владимиро-Суздальский Юрий (Георгий) несмотря на малочисленность своей дружины он 4 марта 1238 г. дал сражение Батыевой рати на реке Сить, неподалеку от Ярославля. Князь пал, как герой, сражаясь с врагом. Мощи его через два года после гибели были обретены на поле брани и положены в Успенском соборе Владимира. Князь Георгий почитается в лике святых мучеников.

Но если князья-мученики были впоследствии канонизированы, то множество безымянных жертв монгольского завоевания, в том числе священномучеников, так никогда и не было причтено к лику святых. В годы татарщины это было невозможно по политическим мотивам, а потом память о них постепенно стерлась. Хотя, несомненно, было огромное количество священномучеников. Известны лишь имена архимандрита Пахомия, игуменов Даниила и Феодосия - настоятелей владимирских монастырей, погибших при штурме города Батыем в 1238 г. Сохранились и имена нескольких епископов, погибших в 1237-1240 г.г. Среди них - епископ Рязанский Евфросин, епископ Переяславский Симеон и епископ Владимирский Митрофан.


У каждого народа есть свои лучшие люди, память о которых бережно хранится и передается из поколения в поколение. В России таких людей называли святыми. Святые – люди, из сердец которых под действием благодати струятся вера, надежда и любовь. Святые земли русской




Сергий Радонежский VIII веков назад родился отрок Варфоломей. Однажды он увидел человека в тёмной монашеском одеянии. Мальчик рассказал монаху что не даётся ему учение. Незнакомец сказал: «Бог даст тебе разум, перед тобой великое будущее». Так и случилось. Позже Варфоломей стал монахом и получил имя Сергий Радонежский.


Святые Борис и Глеб Первые святые земли Русской (сыновья князя Владимира), были убиты своим старшим братом Святополком, за что тот получил прозвище Окаянный. О краткой жизни братьев написал летописец Нестор. Они считаются заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей.


Знаешь ли ты В церковном календаре есть место и для твоего праздника! Может быть, ты не знаешь, что носишь имя какого - то святого, ведь практически все русские имена – имена святых. Отыщи в календаре день памяти своего святого, и ты можешь справлять в этот день свои именины.


Святые Пётр и Феврония Они дали пример идеальной семейной жизни, когда муж и жена превыше всего ставят христианский долг друг перед другом. Эти Святые стали покровителями Таинства брака. В память о них ежегодно 8- го июля в России празднуется День семьи.


Святая Блаженная Ксения Петербуржская На Руси издавна любили юродивых. Этот подвиг очень трудно понять современным людям. У блаженного не было ни семьи, ни крыши над головой, ни пищи, ни одежды. В России веков более десяти юродивых были причислены к лику святых.


Святой Гермоген Рубеж века – смутное время для Руси. Самозванцы рвались к власти. Польский король ввел войско в Москву. Патриарху Гермогену угрожали расправой, требуя подписать разрешение на царствование поляку. В ответ Гермоген разослал послания народу с просьбой встать на защиту Отечества. Во главе освободительных сил встали купец Минин и князь Пожарский. 4 ноября 1612 г. Родина была освобождена от врагов.


Святой Иоанн Кронштадтский Вся жизнь святого была подвигом христианского служения людям. Много лет ежедневно он записывал свои мысли, они стали основой его книг « Моя жизнь во Христе ». В конце 19 века революционеры подкладывали бомбы и заодно с теми, на кого охотились, убивали десятки невинных. Их газеты травили отца Иоанна за то, что помогал бедным. По их мнению, вместо милостыни он должен был раздать им оружие и повести на борьбу с царизмом. Отец Иоанн старался объединить общество, а не раскалывать его.


Патриарх Московский и всея Руси Тихон Создавая новый тип человека, большевики объявили войну всем религиям. Они грабили и закрывали православные, католические и протестантские храмы, синагоги и молельные дома, убивали священников и заключали в тюрьмы миллионы ни в чем не повинных людей. Христианская церковь учила любить врагов, а большевики приучали народ к классовой вражде. Церковь учила прощать, а они – ненавидеть. Патриарх Тихон был готов к любым гонениям против себя, лишь бы сохранить независимость церкви от безбожных властей. Он был причислен к лику святых в 1989 году.

Дополнительные адреса для скачивания: Облако@Mail.Ru .

Сканы некоторых слайдов. Увеличенное изображение открывается в отдельном окне по клику на картинке:

Монголо-татарское иго на Руси

Разрушение селений
Разрушения, совершенные на Руси Ордой Батыя, были поистине страшными. Современные археологические раскопки показали следы национальной катастрофы 1237-1240 годов. Пепелища, братские могилы и остатки домов с костями детей, прятавшихся в печах, — в Киеве, Рязани, Волыни, Серенске, Изяславе, Торжке. После Батыева нашествия из 157 сельских поселений, известных в начале XIII века, 105 прекратили свое существование, 14 городов исчезли с лица земли, и жизнь в них уже не возродилась. Еще 35 были разрушены, а часть превратилась в села. В середине XIII века Киев представлял собой небольшой городок, в котором было 200 дворов.

Исчезновение ремесел
С приходом монголов в северо-восточной Руси в течение ста лет не было каменного строительства, исчезли многие русские ремесла. В старые времена секреты мастерства составляли семейную тайну и передавались от отца к сыну. Убитые или угнанные в рабство никому не могли передать свои секреты. При раскопках ордынских городов обнаружены следы кварталов, где жили уведенные в плен русские ремесленники. Многие секреты производства были безвозвратно утеряны. Например, до нашествия монголо-татар в Древней Руси умели изготовлять стекло. Впоследствии стеклоделие возродилось только в XVII веке с помощью итальянских и немецких мастеров.

Ханские баскаки
Но беда была не только в разорении. На Русскую землю легло тяжкое иго порабощения. В 1243 году Батый назначил в русские города своих надзирателей — баскаков, а князьям приказал являться к себе с изъявлением покорности. Баскак, татарский чиновник, назначался ханом как полновластный правитель над покоренными народами. Власть баскаков на Руси была выше власти князя или полководца. Впоследствии, когда татары наложили на Русь дань, баскаки следили за сбором податей и за переписью населения. Баскаки вмешивались и во внутренние дела Руси. Летописи полны свидетельствами монголо-татарского гнета и насилия. Во многих городах: Ростове, Ярославле, Владимире, Суздале, Устюге вспыхивали восстания против сборщиков дани. Ссора с баскаками могла для князя иметь самые тяжелые последствия.

Что значит прозвище «саинхан»?
По летописям, сказаниям и археологическим свидетельствам мы знаем о необычайной жестокости хана Батыя. Поэтому так странно узнать, что прозвище у него было «саинхан», что значит «добрый хан». Плано Карпини, посол папы римского, так пишет о нем: «Сей Батый очень ласков к своим людям, но, несмотря на это, они чрезвычайно боятся его, в сражениях он весьма жесток, а на войне хитер и лукав». Наши русские источники также приводят несколько свидетельств хорошего отношения Батыя к русским князьям и воинам. В «Повести о разорении Рязани Батыем» рассказывается о том, как оценил Батый мужество и отвагу Евпатия Коловрата. Помним мы и о великодушном отношении Батыя к киевскому воеводе Дмитрию. Вот так неоднозначно оценивает история людей. Иногда один добрый поступок очень жестокого и безжалостного человека может оставить о нем добрую память. А иногда очень праведная и честная жизнь может быть стерта в памяти потомков одним недостойным действием. При Батые в Русской земле еще не были установлены татарские дани и пошлины. Но Батый смотрел на русских князей как на своих подданных. Он мог ласкать и награждать князей, а мог унижать и убивать их или издеваться над ними.

К хану за ярлыком
Великий князь Юрий Всеволодович погиб на реке Сити, и Владимирский престол перешел к его младшему брату Ярославу Всеволодовичу. Князь Ярослав должен был отправиться в Золотую Орду к Батыю. Как ни тяжко было гордому князю унижаться, он покорился ордынским ритуалам. К хану пройти нужно было между двух костров. В этом состоял обряд очищения огнем. Монголо-татары верили, что огонь предохраняет от злых поступков и даже лишает силы яд, если его несут к хану. Прежде чем войти к хану, надо было поклониться сначала на восток тени Чингисхана, потом войлочным идолам и, став на колени, склонить голову до земли. Нередко предлагали выпить кобылье молоко — кумыс, который русские считали поганым напитком. Пройдя все эти унизительные для русского великого князя обряды, Ярослав получил от Батыя ярлык. Князь обещал исполнять все приказания хана, обещал являться по первому его слову в Орду, признал над собой власть Батыя, а себя — его рабом. Летописцы не осуждают князя. Они с сочувствием описывают муки его унижения и признают, что, смирив свою гордость, великий князь Ярослав спас свой народ от новых бед и, возможно, полного истребления. Языческие ритуалы были противны русской христианской душе. Даже те князья, которые им покорялись и которые уезжали от хана с ярлыком на княжение и подарками, горестно восклицали: «О, злее зла честь татарская!».

Князь Михаил Черниговский в Орде
Многие же князья отказывались исполнить требования монголо-татар и были погублены в Орде. Среди житийных памятников XIII века сохранилось «Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора». Из этого письменного памятника мы узнаем, что князь Михаил Черниговский вместе со своим боярином Феодором прибыли в стан Батыя по его приказу. Батый велел жрецам своим совершить над Михаилом все, что следовало по языческим уставам, а потом уже представить его в ханскую ставку. Князю Михаилу было 67 лет, и не смог он переломить себя и покориться. «Христианин поклоняется Творцу, а не твари», — твердо ответил он жрецам.

Гибель в Орде князя Михаила и боярина Феодора
Узнав о непокорности русского князя, Батый озлобился и велел ему или поклониться монгольским идолам, или умереть. «Я готов поклониться царю, — отвечал Михаил. — Ему вручил Бог судьбу царств земных. Но я христианин и не могу поклониться тому, чему поклоняются жрецы». Татарские чиновники еще раз сказали ему: «Идут от хана убить вас; покоритесь и останетесь живы». Михаил и верный его боярин Феодор отвечали в один голос: «Не слушаем вас, не погубим души своей, не хотим славы мира сего». Скоро явились убийцы. Соскочив с коней, татарские палачи схватили Михаила, растянули за ноги и за руки и долго зверски избивали. А потом какой-то отступник из русских, Домант, уроженец Путивля, отрезал князю ножом голову. Последние слова князя были: «Я христианин!». Вслед за своим князем был замучен и боярин Феодор.

Князь Михаил и боярин Феодор - святые мученики
За верность христианской вере, а также по многочисленным чудесам, которые совершались на могилах убиенных князя Михаила и боярина Феодора, оба они причислены Русской Церковью к лику святых-мучеников. Всего за 150 лет монголо-татарского ига в Орде было замучено более десяти русских князей. А сонм святых Русской Церкви пополнился более чем двадцатью мучениками из числа погубленных в Орде священнослужителей, князей, бояр и воинов.

Монголо-татары и православная вера
В своем законе Чингисхан, который сам был язычником, объявил о терпимости монголов к любой вере. Однако во время завоевания Руси монголы убили многих служителей Русской Церкви, в том числе владимирского и переславского епископов, ограбили знаменитые русские церкви, похитили драгоценные оклады с икон. С 1261 года путем дипломатических переговоров в Орде была учреждена православная епархия. Это было великим утешением для многочисленных русских пленников. Первым епископом в столице Орды Сарай-Бату был Преосвященный Митрофан. Христианская вера скоро стала пользоваться большим уважением среди монголо-татар. Некоторые жены ханов приняли крещение и стали христианками.

Ордынский царевич
Самый яркий пример распространения христианской веры среди монголо-татар — жизнь ордынского царевича (племянника хана Берке, который был преемником хана Батыя и возглавлял после его смерти Золотую Орду). О жизни царевича нам рассказывает памятник XIV века: «Повесть о Петре, царевиче Ордынском». Слово о вере Христовой поразило юношу. Он стал уверяться в пустоте языческой религии — в бессмысленности поклонения солнцу, звездам, огню. Боясь гнева дяди, царевич тайно ушел из Орды в Ростов и там крестился с именем Петр. Новый христианин научился русскому языку, усердно читал книги, молился, любил Богослужения, жил чисто и воздержанно. На заработанные у князя деньги Петр основал монастырь на берегу озера Неро, близ Ростова, и там мирно окончил свои дни. За жизнь, всецело посвященную Богу и служению людям, а по житию Петр всегда «был отцом всех бедных и несчастных», он причислен к лику святых.

tattooe.ru - Журнал современной молодежи