Вера православная - первородный грех-алф. Первородный грех, его причины и последствия В чем первородный грех адама и евы

(отсюда - другой распространенный термин: Грехопадение Адама ). За это Адам и Хава были изгнаны из Райского сада - Ган Эдена . Одним из последствий греха стало то, что люди, отведав запретный плод, стали смертны . В отличии от христианской концепции Первородного греха, иудаизм не смотрит на материальный мир как на неисправимый из-за греха Адама и Хавы, а на человека как на родившегося уже с изначальной виной за этот грех.

Просто о понятии Первородного греха

Первородный грех имеет намного более глубокий
смысл, чем кажется на первый взгляд

Все знают историю о том, что Хава и Адам согрешили в Эдемском саду, вкусив запретный плод. Были ли их мотивы и намерение такими, как может показаться на первый взгляд?

Каков духовный корень этого проступка?

Касаясь темы первичного греха, следует оговориться, что его полный и глубокий смысл очень далёк от нашего представления, и лежит в плоскости Сод - тайного толкования Торы. Здесь же будем говорить только соответственно простому пониманию (за которым, как за одеянием, кроется глубинное), опираясь на слова великого комментатора Раши . А также отметим, что цель Торы в упоминании грехов прошлого, научить нас правильному пути и предостеречь от уловок Дурного начала .

Сказано в Торе (Берейшит 3:6) «И увидела Женщина, что дерево хорошо для еды и услада для глаз, и вожделенно для развития ума, и взяла от плодов его и вкусила, и дала также мужу своему с собою, и ел». Поясняет Раши: в первой части предложения описано, как женщина искусилась и доверилась словам Змея (упомянутыми Торой выше), что, откусив от дерева, люди уподобятся Творцу и смогут созидать целые миры как Он Сам, т. е. женщиной двигала жажда духовного подъема и дополнительных возможностей служения Творцу. Но сразу же после грехопадения ситуация резко изменилась: «и дала так же мужу своему с собою » - то, что сказано «с собою», раскрывает Ее намерение - чтобы не умерла она одна, а он остался в живых и взял себе другую! Т. е. уже осознав свою ошибку, вместо того, чтобы искать пути исправления, она намеренно потянула за собой своего мужа, исходя из эгоистического желания не умереть одной!

Как можно понять такой полярный переворот, такие резкие изменения в порывах?

Ответ в том, что вследствие совершения греха силы зла, которые до этого действовали на человека «извне», вошли внутрь его души, а так как суть греха как раз и была в том, что поставить в центр внимания - желания Всевышнего или свои собственные, нарушение сразу же пробудило в женщине эгоистические мысли, заслонившие все остальное!

И если это верно по отношению к первым людям, непосредственно созданным Творцом, и обладавшим, по крайней мере, в начале, колоссальным духовным совершенством, то тем более - по отношению к нам! Насколько следует остерегаться дурного начала и его искушений, и как часто то, что на первый взгляд выглядит так безобидно и даже полезно, обращается в нечистоту и грех!

Однако р. Овадия из Бартинуры объясняет поведение женщины по-другому (более того, он пишет, что именно это и имел в виду Раши). Понимая, что она обречена на смерть, Хава хотела исправить положение и именно поэтому дала отведать от плода своему мужу! Логика ее была такова: все время, что согрешила только она одна, у Всевышнего нет причины ее помиловать, ведь, несмотря на то, что Адаму необходимо родить детей, Б-г может создать для этого другую жену, подобно тому, как создал ее, и цель творения в любом случае будет достигнута. Но если вместе с ней согрешит и Адам, тогда угроза смерти нависнет на них обоих, и это поставит под вопрос всю суть и цель творения, и может послужить смягчительным аргументом в их пользу!

За совершение Первородного греха Адам и Хава были изгнаны из Райского сада - Ган Эдена

Отсюда проясняется также, то, что приводит Раши в заключение своих слов «Хава накормила этими плодами не только своего мужа, но и всех зверей и птиц»! На первый взгляд совершенно непонятно зачем ей было это надо, но в свете сказанного - она хотела как бы «заставить» Всевышнего смиловаться над миром, все населяющие который должны были быть преданы смерти. Она надеялась, что этот аргумент смягчит приговор, и избавит мир от уничтожения уже в самом своем начале.

Но как мы знаем, у Всевышнего все просчитано заранее, и возможность греха ни в коем случае не отменяет Его планов, а только поворачивает мировую историю в иное русло, предоставляя человечеству гораздо более длинный и сложный путь для достижения изначально поставленной цели!

После грехопадения наши праотцы впали в противоестественное (или нижеестественное ) состояние 8 . Их грех в святоотеческой литературе именуетсяпрародительским , или первородным . Православное богословие не допускает мысли, что потомки первых людей несут персональную ответственность за грех Адама и Евы. Грех прародителей есть их личный грех, который был предметом их покаяния. Однако очевидно, что все люди наследуют последствия греха прародителей, те изменения, которые произошли после падения в природе человека, - прежде всего смертность. "... одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили" (Рим. 5, 12). "Пространный Катихизис" объясняет это тем, "что все родились от Адама, зараженного грехом, и сами грешат. Как от зараженного источника естественно течет зараженный поток: так от родоначальника, зараженного грехом и потому смертного, естественно происходит зараженное грехом и потому смертное потомство" ". По словам сщмч. Иринея Лионского, "Адам сделался началом умирающих". Однако изменения, вызванные грехом в естестве человека, означают не просто понижение ценностного уровня человеческой жизни. Каждый человек, сколько-нибудь внимательно относящийся к своей внутренней жизни, не может не замечать, что греховность - это не просто ущербность природы, а активное враждебное человеку начало, живущее в его членах и влекущее его ко греху даже помимо его собственной воли. "Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю, но живущий во мне грех. Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое... в членах моих вижу... закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих" (Рим. 7, 20, 21, 23). Православная Церковь всегда учила, что все люди посредством физического рождения приобщаются грехопадению прародителей. Ориген (251) учил, что младенцы "через таинство крещения очищаются от скверны рождения" , а свщмч. Киприан Карфагенский (258) считал, что младенцы, как "происшедшие от плоти Адама", восприняли "заразу древней смерти чрез самое рождение..." [ 20]. Правило 110 (124) Карфагенского Собора говорит: "... и младенцы, никаких грехов сами собою содевать еще не могущие, крещаются истинно в отпущение грехов, да через пакирождение очистится а них то, что они заняли от ветхого рождения"

Таким образом,различают два понятия есть ГРЕХ ПРАРОДИТЕЛЬСКИЙ, т.е. тот ЛИЧНЫЙ ГРЕХ, который совершили РОДОНАЧАЛЬНИКИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, это их личный грех.

ПЕРВОРОДНЫЙ же грех есть то СЛЕДСТВИЕ, которое проистекло ИЗ ЛИЧНОГО ГРЕХА . Их грех имел совершенно особое значение по сравнению со всеми нашими грехами. Потому что они находились еще в первозданном чистом абсолютно виде, и здесь произошло впервые в истории рассечение союза связи между человеком и Богом. В результате разрушения этой связи и возникло то, что в Богословии стало именоваться так называемым первородным грехом .

Это повреждение нашей человеческой природы , искажение свойств , наше доброе по своей природе свойство, оказались глубоко искаженными например:

    гнев на зло превратился в гнев на человека . (Для того и дал нам Бог в оружие гнев, чтобы мы не собственные тела поражали мечем, но чтобы вонзали все его острие в грудь дьявола 9 ).

    зависть, т.е. как стремление к святыни, зависть как доброе чувство стремления к идеалу, превратилось в злое чувство по отношению к тому у кого лучше чем у меня.

Вот это искажение наших добрых свойств, затем расщепление единого человеческого существа на противоборствующее друг другу ум, сердце как орган чувств и тело, (щука, рак и лебедь) привело человека и человечество к тому состоянию, что заболели мы искажением свойств, смертью, как отцы называют тлением, отныне нет бессмертия, каждый человек рождается смертным.

Итак, есть грех Адама и есть следствие греха Адама , первородный грех, есть следствие личного греха Адама. Преподобный Максим и споведник пишет: "Два греха возникли в праотце нашем, в следствие преступления божественной заповеди, один достойный порицания личный грех, а второй имевший свои причины первый не могущий вызвать порицания. Первый личный от произволения, а второй от естества, от природы вслед за произволением невольно отказавшегося от бессмертия". Первородный грех - это состояние и образ существования природы человека, родившегося вне царства благодати и находящегося вне Бога, и потому состояние, являющееся предметом гнева Божия . Хотя мы и не являемся лично ответственными за грех Адама, тем не менее фактически все мы несем наказание за грех прародителей. Это наказание выражается в том, что все люди, как происходящие от Адама :

а) подлежат закону тления и смерти;

б) не могут войти в Царствие Небесное (Ин. 3, 5) как носители греховного, то есть противного Божественным установлениям, состояния природы.

Тем самым по своим результатам первородный грех приравнивается к преступлению закона Божия. Подверженность каждого человека, в силу его происхождения от Адама, этому наказанию называется вменением первородного греха.

Т.о., можно сказать, что отпадение от Бога и переход на сторону диавола – составляют духовную суть наследуемого первородного греха. Все остальные следствия обусловлены этим фактом и происходят из него.

Очень подробно и выразительно говорит об этом прп. Макарий Египетский: Л укавый всю душу, эту необходимую часть человека, этот необходимый член его, облек в злобу свою, то есть в грех; и таким образом тело соделалось страждущим и тленным 10 . Для прп. Макария понятие о первородном грехе теснейшим образом связано с особой властью сатаны над человеческим родом. Естество человека, которое предназначалось Богу, стало престолом сатаны: С атана, силы и князи тьмы со времени преступления заповеди воссели в сердце, в уме и в теле Адамовом, как на собственном своем престоле 11 .

Пока владычество врага не разрушено, для восстановления или исцеления естества человека нет надежды. В таинстве Крещения как раз и происходит избавление человека от рабства диаволу. Поскольку оно возникло вследствие прародительского греха, то и избавление от него позднее стало именоваться избавлением от первородного греха.

Из крещальной купели человек выходит свободным от рабства диаволу и личных грехов, примиренным с Богом и получившим дар Святого Духа. В Крещении он обретает силы стать новой тварью во Христе, но его «телесная храмина» еще остается разрушенной, и требуется немалое время, чтобы восстановить ее и преобразить в храм Святого Духа (1 Кор. 6, 19)

Однако и после Крещения не исключается возможность снова добровольно подчиниться диаволу, и последнее бывает для таковых хуже первого (Мф. 12, 45). Искупленному человеку , – писал свт. Игнатий (Брянчанинов), – предоставлена свобода повиноваться или Богу или диаволу, а чтобы свобода эта обнаружилась непринужденно, диаволу оставлен доступ к человеку 12 .

На основании приведенных авторитетных суждений можно еще раз сделать вывод, что суть первородного греха состоит в отпадении человека от Бога и порабощении диаволу. Это духовное состояние передается из поколения в поколение и называется наследуемым первородным грехом. А повреждения образа Божия, человеческой природы, отношений с окружающим миром – это проявления первородного греха. Они не исчезают сразу после Крещения. Эти повреждения остаются, создавая как бы особое пространство для личного подвига человека. В таинстве Крещения устраняется корень первородного греха. Человек соединяется со Христом и больше не принадлежит диаволу, имеет все необходимое, чтобы облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Еф. 4, 24), но таинством Крещения он не предопределяется ко спасению.

Само выражение «первородный грех » представляет перевод неудачного лат. выражения «peccatum originale» что значит - грех, получаемый при пpoисхождении, грех происхождения, первородный грех. У восточных греческих отцов церкви мы не найдем соответствующего выражения, так как выражение «peccatum originale» введено в западной церкви в V веке блаж. Августином Иппонским в борьбе с пелагианством, отрицавшим церковное учение о повреждении человеческой природы в Адаме. Августин применил это выражение к тому греху (ἁμαρτἱα ), который, по учению ан. Павла, вошел в мир чрез одного человека, Адама (Рим. 5, 12), и стал учить, что от Адама перешел на всех людей чрез передачу (per traducein) его собственный, первый грех, как грех первородный. В этом была крупная ошибка Августина, надолго внесшая путаницу в христианское богословие по вопросу о первородном грехе. Эта ошибка произошла вследствие того, что Августин, по слабости своих познаний в греческом языке, слово ἁμαρτἱα понял и перевел в смысле греха (peccatum), как единичного акта, между тем как то, что называется в собственном смысле грехом, т. е., беззаконие или нарушение воли Божией, апостол обозначает словами - преступление (παρἁβασις, παρἁπτωμα Рим. 5, 14) или непослушание (παραχοἡ Рим. 5, 19). Слово же ἁμαρτἱα , как это ясно видно из контекста, ап. Павел употребляет для обозначения греховного расстройства человеческой природы, того расстройства, которое апостол именует «иным законом, сущим в членах наших, законом греховным», влекущим человека к греху (Рим. 7, 11, 20). Указывая в человеке ἁμαρτἱα , ап. разумеет не действительные проступки, а расположение к греху, он отличает это последнее от первых, как их причину (ст. 20, 18). Эта наклонность к греху не есть нечто случайное в нас и преходящее, но постоянное, живущее в нас, ἁμαρτἱα οἱχοὑσα , живущее во плоти, в членах, остающееся до смерти (ст. 18, 23, 24). Это глубокое расстройство вошло в человеческую природу чрез грех первого человека, как это ясно видно из слов апостола: «единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в нем же вси согрешиша» (Рим. 5, 12), Один из лучших православных богословов, архиеп. Филарет Черниговский, в своем перифразе передает эти слова так: по действию одного человека греховность вошла в мир и греховностию смерть, и таким-то образом смерть перешла на всех человеков, потому что все стали расположены к греху (Догм. Бог. ч. I, стр. 356-358). Это ἁμαρτἱα , это расстройство человеческой природы во всех ее душевных и телесных свойствах, расстройство ума, воли, чувства и самой телесной жизни, то, что у древних восточных отцов церкви именовалось словом φθορἁ , что значит тление, церковь и называет первородным грехом. При этом ясно, что грех Адамов не отожествляется церковию с первородным грехом, а считается лишь причиною последнего. Высказанное же блаж. Августином мнение о переходе первого греха Адамова на всех людей, церковь решительно отвергает (см. Догм. Бог. архиеп. Антония, Филарета, еп. Сильвестра, м. Макария). На вопрос, вменяется ли человеку в вину это расстройство его природы, с которым он является на свет, мы должны ответить безусловно отрицательно на основании всего, что сказано о грехе. Понятие вменения в Писании постоянно самым решительным образом связывается с свободным нравственным деянием; где нет свободы и сознания, там не может быть вины. Если же Писание именует всех людей чадами гнева Божия по природе (Еф. 2, 3), то этим указывается только на природную предрасположенность людей к греху, обыкновенно приводящую к греху, когда человек вступает в сознательный возраст. Таким образом эта предрасположенность является первопричиной всех грехов, но не вызывает последних принудительно необходимо. Всякий грех рождается из самоволия и себялюбия на почве природного расположения к греху. Церковь осуждает как тех, кои выводят все грехи из наследственного, принудительного влечения, так и тех; кои отвергают определяющее влияние природного расстройства на происхождение всех грехов. Каждый грех совершается свободною волею, но не без влияния поврежденной природы, вменению грех подлежит постольку, поскольку человек был свободен в совершении его. От всех грехов отличается грех против Духа Св. или хула на Духа Св. Спаситель говорит, что всякий грех может быть прощен человеку, но хула на Духа Св. не простится человеку ни в сей век, ни в будущий (Мф. 12, 32). Под этим грехом православная церковь разумеет сознательное и ожесточенное противление человека истине. Такое противление не есть факт психически невозможный, оно вполне возможно тогда, когда у человека возникло в сердце лживое чувство вражды и ненависти к Богу, которое делает психически невозможною всякую помощь человеку свыше, от Бога. Поскольку человек есть существо свободное, постольку сам Бог не может насильно спасти его, если он сознательно отказывается от всякого общения с Богом. Этот грех ожесточенного противления Богу действительно не может быть прощен ни в сей век, ни в будущий.

Источники и пособия. Догм. Богословие архиеп. Антония, архиеп. Филарета, еп. Сильвестра, м. Макария. Д. Введенский, Ветхозаветное учение о грехе. Москва 1901. О грехе и его последствиях. Беседы в вел. пост. Харьков. 1844. В. Велтистов, Грех, его происхождение, сущность и следствия. Москва, 1885. Это сочинение имеет цену, как указатель западной литературы по вопросу о грехе. Комментарии св. отцов и современных богословов на послание св. ап. к Римлянам. Jul. Muller, Die christliche Lehre von der Sunde. Paul. Menegoz, La peche et la redemption d"apres S. Paul. Paris. 1882. Fr. Worter, Die christliche Lehre uber das Verhaltniss von Gnade und Freiheit. Freiburg. 1856.

* Кремлевский Александр Магистрианович,
магистр богословия, законоуч. Ярослав. Демид. лицея.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 4, стлб. 771. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1903 г. Орфография современная.

Первородный грех

Что же такое первородный грех? Это грех прародительский, который совершили первые люди. Грех Адама и Евы имел для человечества особое значение и не шел ни в какое сравнение с нашими личными грехами. В момент создания мира люди находились в первобытном, абсолютно чистом состоянии, и здесь впервые в истории произошел разрыв союза между Богом и человеком.

Святитель Иоанн Златоуст

«Кто только говорит: "Я грешен", но не представляет себе грехов своих порознь и не припоминает: "В том-то и в том-то я согрешил", тот никогда не перестанет грешить. Он часто будет исповедоваться, но никогда не будет думать о своем исправлении».

В результате разрушения данной связи возникло то, что богословы впоследствии назвали первородным грехом. Повреждение природы человека и искажение ее свойств способствовало превращению гнева на зло в гнев на человека. Доброе чувство, стремление к идеалу исказились, превратившись в зло, возникающее по отношению к тому, что есть лучшего у ближнего. Именно это искажение добрых свойств человеческой натуры способствовало дальнейшему расщеплению человеческого естества на противоборствующие тело, ум и сердце. И все это вместе взятое привело к теперешнему состоянию мира.

История всего человечества, так же как и жизнь каждого из нас, свидетельствует о том, что мы действительно постоянно грешим как против своего разума, так и против своей жизни. Таким образом в первородном грехе, который является не чьим-то личным грехом, а только грехом наших прародителей Адама и Евы, отчасти виновны мы все, что в общем-то малоутешительно. Точно так же, как малоутешителен тот факт, что кто-то из нас не виноват в том, что родился слепым или горбатым. Ведь намного приятнее быть зрячим и здоровым.

Из-за первородного греха мы находимся в состоянии, когда наш ум говорит нам, что нужно поступить по закону, сердце влечет к противоположному, а тело никак не хочет считаться ни с сердцем, ни с умом, так что весь человек как бы раздроблен. От этого мы не испытываем никакой радости, и отсюда начинается хаос в нашей жизни, как в личной, так и в общественной, семейной или государственной. Вот что значит для нас первородный грех, то есть повреждение самой человеческой природы. Афанасий Великий так и писал, что «грехом личным человек произвел совращение естества», то есть повреждение своей естественной природы. Вот что представляет собой первородный грех.

Мы заболели смертью, которую Святые Отцы называют тлением, поэтому сегодня нет бессмертных, и каждый человек рожден смертным. Теперь становится понятно, чем именно христианское спасение отличается от нехристианского. Христианство призывает людей к вечным ценностям, которые у человека невозможно отнять. Все другие ценности преходящи: подержал человек, к примеру, кусок золота или бриллиант, и довольно. Вместе со смертью все это исчезнет, как мыльный пузырь. Однако, пока мы живы, мы тщательно раздуваем этот мыльный пузырь, чтобы приобрести одно, потом другое, третье, не думая о том, что в час смерти все это мгновенно «лопнет». Вот оно, повреждение ума. Ведь после того, как мы видим, что у нас на глазах происходит одно и то же, как можно после этого возражать словам о бренности всего сущего?

Христианская церковь пытается оторвать своих членов от миража, называемого земным благом, всеми силами старается показать, что при правильном отношении к нему все земное может стать для человека ступенькой к благам вечным. А вот какой вывод делают богословы, наши современники: «Ясно, что грех Адамов не отождествляется церковью с первородным грехом, а считается лишь причиной последнего». То есть первородный грех стал следствием личного греха нашего праотца Адама.

А теперь мы вплотную подошли к чрезвычайно важному вопросу, не решив который мы не сможем понять значения жертвы Спасителя. Дело в том, что жертвоприношение смогло осуществиться только благодаря воплощению Бога в человеческое естество. Природа Божества бесстрастна, поэтому Господь воспринял человеческую природу, чтобы благодаря ей можно было совершить то, что являлось бы источником исцеления – спасения всего человечества. Жертва могла быть совершена исключительно в человеческом естестве.

Еще одним очень важным вопросом является то, какую природу воспринял Господь: поврежденную грехом или не поврежденную, первозданную. Если Бог воспринял первозданную природу, то возникает вопрос, в чем же заключалась жертвенность Христа, если Его природа чиста, непорочна и свята. Католическое богословие пошло по этому пути, который, к слову, был осужден церковью еще во времена теософских споров.

К примеру, папа Ганорий, осужденный как Западной, так и Восточной церковью, в VII веке писал: «Мы исповедуем в Господе Иисусе Христе и одну волю, ибо ясно, что наше естество принято Божеством не греховное, не то, которое повреждено после падения, а естество, созданное прежде грехопадения» (Деяния Вселенских Соборов). А вот слова еретика Арха Афтартодакета, который пишет, что «при воплощении Христос принял душу и тело в том виде, в каком они были у Адама до грехопадения». Однако при этом напрашивается вывод: если Господь воспринял непорочное естество, то Он не мог умереть, ведь до грехопадения люди были бессмертны. Кроме того, Он не мог страдать и не испытывал ни голода, ни жажды.

По словам еретика Юлиана, если Христос алкал, уставал или плакал, то делал это потому, что Ему этого хотелось. Но вспомните эпизод со смоковницей. Неужели Спаситель просто так захотел и проклял бесплодное дерево? Юлиана такая постановка вопроса нисколько не смущала, однако от еретика ускользала серьезность этого обстоятельства. Ведь если Спаситель воспринял человеческую природу неповрежденной, то что Он тогда сделал для человечества?

Святитель Афанасий Великий

«Если не воскрес Христос, то мертв: то, как же ложных богов, которые, по утверждению неверующих, живы, и чествуемых ими демонов изгоняет, преследует и низлагает?».

Ответ нашелся очень быстро: грех наших праотцев вызвал гнев Божий, который распространился на все поколения потомков Адама. Конечно, можно начать спорить и говорить, что это несправедливо, однако это так. Вина лежит на всех, а из этого следует, что Господь воспринял порочную природу по Своему желанию, чтобы пострадать за нас и принять смерть. Пострадав, Он принес удовлетворение Божьему правосудию, а это уже совершенство, недоступное простому смертному.

Господь, воплотившись, воспринял нашу поврежденную природу и взял на себя человеческие грехи, а это означает, что Он воспринял и первородный грех. Например, так, как если бы кто-то из нас, будучи здоровым, взял на себя чью-то болезнь. И вот здесь открывается совершенно иной смысл Христовой жертвы: через крестные страдания и смерть Он воскресил нашу первозданную природу и исцелил ее. В этом заключена суть Христовой жертвы. Спаситель взял нашу «поврежденность» со всеми ее недугами и немощами, Он действительно уставал и плакал не потому, что Ему этого «так захотелось», а потому, что Он действительно испытывал усталость или скорбь. Иисус по Своей природе единосущен человеку, что является основополагающей мыслью православия и непреложной христианской истиной.

Церковное понимание данного вопроса отражено не только в высказываниях Отцов Церкви, но и в традиции литургического творчества. Чего стоит только одна выдержка из заамвонной молитвы литургии преждеосвященных даров: «Царю веков Христе Боже наш, бедную нашу восприемый природу, не причастен бо еси страсти по Божеству природы, аще бо не облекался еси страстное наше и смертное естество вольно».

Что еще после этого можно сказать? Единогласное учение Отцов Православной церкви делает все, чтобы нам было понятно, что и для кого сделал Иисус Христос. Оказывается, это очень важно, какую именно природу воспринял Господь: если непорочную, то исцелять, собственно, и нечего, если же грешную и поврежденную, то только тогда можно говорить о спасении мира.

Из книги Догматическое Богословие автора Воронов Ливерий

8. Первородный грех Наследуемое чрез физическое рождение греховное состояние человеческой природы проявляет себя как всеобщая склонность людей к греховным поступкам. Как бы от лица всех носителей этого греховного состояния святой апостол Павел говорит: «Не понимаю,

Из книги Православное Догматическое Богословие автора Помазанский Протопресвитер Михаил

4. Первородный грех Под первородным грехом разумеется грех Адама, передающийся его потомкам и тяготеющий над ними. Учение о первородном грехе имеет большое значение в системе христианского мировоззрения, так как на нем основан ряд других догматов.Слово Божие учит нас,

Из книги Догматическое богословие автора Лосский Владимир Николаевич

(12) ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ Проблема зла - проблема по существу своему христианская. Для атеиста зрячего зло - только один из аспектов абсурда, для атеиста слепого оно есть временный результат еще несовершенной организации общества и мира. В монистической метафизике зло

Из книги Борьба с грехом автора Дьяченко Григорий Михайлович

7. Что есть первородный грех? «Первородный грех есть преступление закона Божия, данного в раю прародителю Адаму, когда сказано было к нему: от древа, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него: а в онь же аще день снесте от него, смертию умрете (Быт. II, 17). Сей

Из книги Византийское богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы автора Мейендорф Иоанн Феофилович

3. Первородный грех Чтобы понять множество богословских проблем, возникших между Востоком и Западом как до, так и после раскола, нужно принимать в расчет то чрезвычайно мощное воздействие на западное мышление, которое оказала полемика Августина с Пелагием и Юлианом из

Из книги О догмате Искупления автора Быстров Василий Дмитриевич

8. Первородный грех. Весьма важное значение в системе христианского вероучения имеет учение о первородном грехе. В значительной степени от правильного понимания его зависит и правильное понимание догмата об Искуплении.В Катихизисе митр. Филарета учение это излагается

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

ГРЕХОПАДЕНИЕ, или ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ событие, к–рое, согласно Библии, отдалило человека от Бога и исказило человеческую природу.1. Библейские свидетельства. 3–я гл. Кн. Бытия (относимая обычно к яхвистической традиции) описывает Г. как нарушение Божественной воли первыми

Из книги Семь смертных грехов. Наказание и покаяние автора Исаева Елена Львовна

Первородный грех Что же такое первородный грех? Это грех прародительский, который совершили первые люди. Грех Адама и Евы имел для человечества особое значение и не шел ни в какое сравнение с нашими личными грехами. В момент создания мира люди находились в первобытном,

Из книги Катехизис. Введение в догматическое Богословие. Курс лекций. автора Давыденков Олег

1.4. Первородный грех Православное богословие не допускает мысли, что потомки первых людей несут персональную ответственность за грех Адама и Евы. Грех прародителей есть их личный грех, который был предметом их покаяния. Однако очевидно, что все люди наследуют

Из книги Введение в Новый Завет Том II автора Браун Рэймонд

Первородный грех и Рим 5:12–21 Павел считает, что грех вошел в мир одним человеком, а грехом - смерть, и смерть перешла во всех людей (5:12). Он никогда не употребляет формулу «первородный грех» и не упоминает об отпадении от благодати. Но, размышляя именно над этим стихом в IV

Из книги Эволюция бога [Бог глазами Библии, Корана и науки] автора Райт Роберт

Первородный грех Среди всего прочего, от чего религии могли спасать людей, значится обременительное ощущение собственного нравственного несовершенства - ощущение греховности. По-видимому, грех был неотъемлемой частью идеи спасения в раннем христианстве. Павел отводил

Из книги Бог и Его образ. Очерк библейского богословия автора Бартелеми Доминик

Первородный грех Израиля Первородный грех человечества заключался в бегстве из творившей его руки, а первородный грех Израиля был в том, что он создавал Бога по образу одного из Его созданий. Когда Библия говорит, что для этого был избран "телец", этот выбор нам кажется

Из книги Пасхальная тайна: статьи по богословию автора Мейендорф Иоанн Феофилович

Из книги Христианство: трудные вопросы автора Чигиринская Ольга

Первородный грех Почему вы верите в то, что все люди испорчены грехом?Это потому, что мы верим в благого Создателя. Бог есть любовь, а ни мир, ни мы сами этой любви не отражаем. Мы, христиане, верим в то, что высшая Реальность преисполнена неиссякаемой любви и милости. И мы

Из книги Трудные страницы Библии. Ветхий Завет автора Гальбиати Энрико

Глава IV. Первородный грех Подобно тому, как мы поступали, рассматривая библейские рассказы о сотворении мира, мы выделяем и в 3-ей главе книги Бытия:1) учение о происхождении греховного состояния человечества;2) исторический факт, заключенный в самом учении;3) рассказ,

Из книги Введение в православную аскетику автора Дергалев Сергий

Первородный грех Православная Восточная Церковь под первородным грехом всегда понимала то «семя тли», ту наследственную порчу природы и склонность ко греху, которую все люди получают от Адама посредством рождения. Зачатие и рождение - канал, по которому передается

(30 голосов : 4.5 из 5 )
  • митр. Кирилл (Гундяев)
  • диакон Андрей
  • преп.
  • П.В. Добросельский
  • митр.
  • протопр. Михаил (Помазанский)
  • прот.
  • архим. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим. Исайя (Белов)
  • архим.

Грех перворо́дный – 1) то, же, что грех прародительский: нарушение первыми людьми, и , заповеди о верности Ему (), повлекшее ниспадение их из состояния богоподобия, бессмертия и богообщения в чувственность, тленность и рабство ; 2) греховная порча поразившая человеческое естество вследствие грехопадения , выражаемая в том, что все их потомки (исключение - Господь ) рождаются поврежденными по душе и по телу, со склонностью ко злу; передаётся преемственно, наследственным путём.

По отношению к потомкам Адама и Евы, т.е. всему человечеству, первородный (прародительский) грех можно более точно именовать . Таким образом под первородным грехом понимается и сам проступок прародителей, и его последствия.

Освобождение от власти первородного греха (некрещеный человек в силу первородного греха в сущности не может не грешить, а крещенный, хотя и может грешить, но властен и не грешить) происходит в Крещения – духовном рождении.

Грехопадение первых людей привело к потере человеком первозданного блаженного состояния пребывания с Богом, отпадению от Бога и ниспадению в нижеестественное греховное состояние.

Слово падение означает утрату некой высоты, потерю возвышенного состояния. Для человека таким возвышенным состоянием является жизнь в Боге. Таким возвышенным состоянием человек обладал до грехопадения в . Он пребывал в состоянии блаженного благобытия по причине сопричастия высшему Благу – всеблаженному Богу. Блаженство человека было связано с присутствующей в нем от самого сотворения Святого Духа. От самого создания в нем присутствовала благодать так, что он не знал опыта безблагодатного состояния. «Как в пророках действовал Дух и научал их, и внутри их был, и являлся им совне: так и в Адаме Дух, когда хотел, пребывал с ним, учил и внушал…» (св. ). «Адам, отец вселенной, в раю знал сладость любви Божией, – говорит св. . – Дух Святой есть любовь и сладость души, ума и тела. И кто познал Бога Духом Святым, те ненасытно день и ночь рвутся к живому Богу».

Для сохранения и развития этого блаженного благодатного состояния первому человеку в раю была дана единственная заповедь невкушения плодов запрещенного древа. Исполнение этой заповеди было тем упражнением, через которое человек мог научиться послушанию Богу, то есть согласованию своей воли и воли своего Создателя. Чрез сохранение этой заповеди человек мог приумножить благодатные дары и достигнуть высшего благодатного дара – обожения. Но, будучи наделен свободной волей, он мог и отпасть от пребывания с Богом, лишиться Божественной благодати.

Падение человека произошло в области воли или произволения. Адам мог и не грешить. Прародитель человечества имел самовластие. Оно выражалось в том, что он мог «иметь ум свой всегда возвышенным и прилепляемым к единому Господу Богу» (св. Симеон Богослов). Подобно Всесвятому Богу, он мог стать совершенно неудобопреклонным ко злу. Встав на путь преслушания заповеди, Адам изменил своему предназначению – отпал от блаженного единения с Богом, лишился обитающей в нем Божественной благодати.

Следствием отпадения от Бога стала . Насколько человек удалился от Бога, настолько он приблизился к смерти. Прародители человечества сами уготовили смерть себе и всему человеческому роду, ибо Бог есть подлинный Источник всякой жизни и удаляющиеся от Него погибнут (). Пребывая в Боге, Адам, по слову св. , имел в себе Жизнь, сверхъестественно животворившую его смертную природу. Когда же он отступил от единения с Жизнью, то есть с Богом, он перешел из сверхъестественной нетленности к распаду и тленности. Смерти телесной предшествовала смерть душевная, ибо настоящая смерть наступает тогда, когда душа человеческая разъединяется с Божественной благодатью (св. ). Удалившись от Бога, Адам вкусил, прежде всего, душевную смерть, ибо «как тело умирает, когда отделяется от него душа, так и когда от души отделяется Дух Святой, душа умирает» (св.

tattooe.ru - Журнал современной молодежи