Как готовиться к егэ нуля. Как самостоятельно подготовиться к ЕГЭ? Курсы подготовки к ЕГЭ. Готовьтесь к ЕГЭ каждый день

Только не надо себя обманывать! "В принципе, у нас все неплохо, - часто говорят мне родители в первом телефонном разговоре, - В школе у ребенка четверки и даже пятерки, вот только пробный ЕГЭ "случайно" написал на два! Волновался, наверное".

Друзья! Если человек действительно знает предмет на четверку, он не сможет сдать экзамен на два, даже если находится в бессознательном состоянии. Не обольщайтесь! Случайность - это не двойка на пробном экзамене, а водопад четверок и пятерок, который обрушивается на школьников в течение 11 лет учебы. К сожалению, практика показывает, что 90% школьных оценок - липа! Не будем сейчас говорить о причинах этого явления (более подробно об этом можно почитать здесь ), а лучше подумаем, как поставить самому себе (или своему отпрыску) объективную оценку.

Могу предложить несколько вариантов:

  • воспользуйтесь тестами по химии и по математике на данном сайте;
  • купите сборник тестов ЕГЭ по соответствующему предмету и попробуйте решить несколько вариантов (только честно, без списывания и без помощи друзей!);
  • обратитесь за консультацией к квалифицированному репетитору, попросите его оценить текущий уровень знаний и составить программу подготовки к экзамену.

Поставьте перед собой реалистичную цель. Учитывайте временные ограничения

Если до ЕГЭ осталось четыре месяца, в текущий момент вы едва способны решить 3-4 простейшие задачи, а замахиваетесь на 90 баллов, боюсь, что вас ждет разочарование! Для выхода на уровень 80 баллов по математике даже весьма способному школьнику потребуется 1,5 - 2 года интенсивной работы.

Очень трудно четко сформулировать, что такое реалистичная цель . Слишком много переменных приходится учитывать. Играют роль и начальный уровень ученика, и его способности, и уровень мотивации, и, конечно, запас времени. Опытный репетитор уже после одного - двух занятий понимает, на что может рассчитывать тот или иной его подопечный. Непрофессионал очень часто в разы может преувеличивать или преуменьшать возможности ребенка.

Попробую дать лишь несколько ориентиров на примере типичных ситуаций. Итак,


Типичная ситуация Прогноз
Готовимся к ЕГЭ по математике, имеем год в запасе, текущий уровень "ниже плинтуса". Можем рассчитывать на 60 баллов на экзамене, максимум - на 65 при условии интенсивной работы.
Готовимся к ЕГЭ по математике, имеем год в запасе, в настоящий момент можем решить около 50% заданий из первой части. Реалистичный прогноз: 70 - 75 баллов.
Готовимся к экзамену по математике, имеем два года в запасе, в настоящий момент можем решить около 50% заданий. Можем подняться даже выше 90 баллов. Уровень 80 баллов при нормальной работе практически гарантирован.
Готовимся к ЕГЭ по химии, имеем год в запасе, текущий уровень "ноль с минусом". Можем рассчитывать на 70 - 75 баллов на реальном экзамене (при интенсивной работе в течение года).
Хотим сдать ЕГЭ по химии, в школе - "реальная" четверка, год запасе. 80 - 90 баллов - достижимый результат.
Мечтаем получить 100 баллов на ЕГЭ по химии, имеем два года впереди и огромное желание работать. Выполняем все домашние задания, трудимся регулярно. Мечта о 100 баллах может стать явью.
Полгода до ЕГЭ по математике, неуверенно знаем даже таблицу умножения. Можно ли сдать экзамен хотя бы на минимальный балл? Да, можно. Необходимо найти профессионального репетитора и начать серьезно работать.
Аналогичный вопрос для химии. Безусловно, можно.
До экзамена два - три месяца. Знания на нуле. Можно ли на что-то надеяться? Можно рассчитывать лишь на сдачу ЕГЭ на минимальный балл, да и то при условии интенсивной работы под руководством репетитора экстракласса.

Еще раз напоминаю, что здесь даны лишь ориентиры. Естественно, никаких гарантий в подобных прогнозах нет и быть не может!

Составьте программу занятий

Итак, к началу Июня вы планируете уверенно решать, например, десять задач в тесте. В настоящее время вы способны выполнить 2-3 задания. Возьмите лист бумаги, ручку и попробуйте набросать примерный план работы: Декабрь будет посвящен задачам В1 и В4, Январь - В2 и В5 и т. д. Если Вы готовитесь к ЕГЭ с репетитором, ситуация упрощается: это он должен будет составить план и следить за его реализацией. Если готовитесь самостоятельно, покажите ваш план школьному учителю; возможно, что-то надо будет подкорректировать.

Вероятно, в ходе подготовки в план будут вноситься некоторые изменения. Это нормальное явление.

Дайте себе запас времени

Важно понимать, что жизнь вносит свои коррективы в любой план. Вы можете заболеть, экзамен могут перенести на более ранний срок, выяснится, что казавшаяся вам очень легкой тема, на деле, потребует бОльших усилий и т. п.

Вы должны предусмотреть резерв времени. Скажем, вы уже знаете, что ЕГЭ по математике состоится 10 Июня. Но вы должны быть полностью готовы уже к 15 Мая. Если возникнут какие-то проблемы, вы сможете решить их за оставшееся время. Если проблем не возникнет, вы сможете лишний раз повторить пройденный материал, или даже поработать над более сложными примерами.

Периодически контролируйте себя

Любая подготовка теряет смысл, если вы не будете постоянно следить за выполнением своего плана. После каждого занятия организуйте для себя небольшую контрольную работу. Все выполненные задания проверяйте по ответам (но не подгоняйте под ответ!) Периодически устраивайте для себя пробный ЕГЭ : можно воспользоваться сборниками экзаменационных тестов или материалами из Интернета. Главное - чтобы экзамен был максимально объективным. Не подсматривайте в учебники, решайте задачи в "экзаменационной обстановке", попросите друзей или родителей проверить вас.

Ваши результаты должны постепенно улучшаться. Если прогресса не наблюдается, необходимо менять систему подготовки: воспользоваться другим учебником, уделять занятиям больше времени, обратиться к помощи репетитора.

Готовьтесь к ЕГЭ каждый день

Я понимаю, что сегодня у друга день рождения, а завтра - важная контрольная в школе, а послезавтра - Новый год. Вчера болела голова, а позавчера обещали столкновение Земли с астероидом (и зачем вообще тогда готовиться к ЕГЭ?). Нет, друзья, так дело не пойдет! Если вы планируете заниматься от случая к случаю, раз в неделю или даже реже, вынужден вас разочаровать: эффективность такой работы стремится к нулю.

Ежедневные занятия по 20 минут гораздо полезнее, нежели одно двухчасовое занятие один раз в неделю. Регулярность работы - основа успеха. А друзья, праздники, социальные сети, футбол, телевизор пусть подождут до лета!

Подготовка к ЕГЭ - это не просто решение тестов

Хотелось бы еще раз предостеречь выпускников от бездумного использования многочисленных "Сборников тестов для подготовки к ЕГЭ".

Во-первых, качество большой (если не бОльшей!) части данных сборников не очень высоко (это еще мягко сказано!): масса фактических ошибок, некорректные задания и т. д.

Во-вторых, даже качественные сборники подобного типа не заменяют собой учебники, справочники и т. п. Данные книги, безусловно, имеют право на существование, но лишь в качестве вспомогательного элемента обучения. Вы можете использовать их для оценки своего начального уровня (см. выше), для периодического самоконтроля в ходе обучения.

Самое глупое, что можно придумать при подготовки к ЕГЭ, - это просто "прорешивать" (как любят говорить некоторые преподаватели) бесконечное количество тестов.

Подготовка к ЕГЭ (как и к любому другому экзамену) - это работа над определенными темами , над задачами определенных типов. Сегодня вы учитесь решать квадратные уравнения, завтра разбираете уравнения с модулями, послезавтра - вспоминаете дробно-рациональные уравнения и т. д. Переходить к следующей теме нужно лишь полного усвоения предыдущей.

Очевидно, что сборники тестов вам в подобной работе не помогут. Лучше использовать обычные школьные учебники или специализированную литературу для готовящихся в ВУЗы .

Так появилась проверка факта написания эссе, частично автоматизированная проверка лаб и рейтинг участников.

На новогодних каникулах на главной странице linkmeup.ru появился таймер, отсчитывающий время до релиза нашей идеи.

Он был в цветах циски, что многим подсказало, куда собственно ведёт этот таймер.

За пару вечеров был запущен форум, не связанный напрямую с CCIE за год. Антон Клочков стал его модератором. Время форумов прошло лет семь назад. Но даже эта поделка до сих пор живёт, хоть и на последнем издыхании.

Первого апреля вышел немного юмористический подкаст про результаты отбора .
Второго апреля ещё один пост с правилами и инструкцией .
А четвёртого всё завертелось.
Пути назад уже не было.

Отбор в ОПГ был важнейшим этапом после плана подготовки. Задача ведь стояла банальная - найти людей грамотных и заинтересованных, которые не бросят заниматься через месяц, и два и полгода.

Мы не могли брать деньги - лучший стимул продложать чем-либо заниматься - никто не знал, что будет с проектом в будущем, брать на себя такую ответственность, заводить ИП итд - никто не хотел.

Мы выбрали, я считаю, лучший способ отбора - в три этапа:

1) Кандидат изъявляет своё желание на сайте. Он должен указать настоящие имя, фамилию, телефон и электропочту.
892 человека подали заявки.
Это значительно превзошло все наши ожидания.

2) Кандидат присылает эссе с ответами на простые вопросы:

  • Фамилия и имя, которые были указаны на предыдущем этапе.
  • Кратенько обо мне.
  • Отвечают ли цели проекта моим ожиданиям?
  • Для чего мне нужно участие в этом проекте?
  • Что для меня важно в этом проекте?
  • Смогу ли я выделить необходимые ресурсы (время, технические ресурсы, самостоятельное нахождение необходимых материалов), требуемые на обучение?
  • Какую помощь я ожидаю от экспертов?
  • Что будет, если такая помощь не будет оказана?
  • Какова вероятность достижения мною результатов после окончания проекта и в чем эти результаты будут выражаться?
  • Если я выиграю, что я сделаю с ваучером?
Это стало камнем преткновения для многих. Люди просто не понимали, зачем это, и заполняли на отвяжись, игнорировали вопросы или писали тудя ересь. Ну что же, это была их вина. Сначала мы пытались объяснять каждому индивидуально, чего мы ждём. Но потом поняли, что это естественный отбор.

Задача этого тура была в том, чтобы оценить желание и мотивацию человека быть в ОПГ и заниматься подготовкой.

Если он не сможет потратить 20-30 минут своего времени на эти ответы, значит он не понимает, чего он хочет, и не сможет тратить по 15-20 часов в неделю на подготовку.

Нам прислали 630 эссе. Это было какое-то безумие, мы плакали, мы теряли веру в человечество. Нам казалось, что это уже никогда не кончится. Каждый из экспертов честно потратил несколько недель на вычитку всех и каждого, и поставил свою субъективную оценку.

Далее они усреднялись по всем экспертам и появлялась «объективная». Никто не спорил с чужой оценкой, поэтому за одно и то же эссе могло стоять 2 у одного и 5 у другого. Средний балл оказался 2,3 (из 5).

3) Технический тест, подготовленный Димой Фиголем и Ильёй. 50 сложных вопросов из общего пула (порядка 60). 90 минут, одна попытка.

Мы сделали всё возможное, чтобы исключить фрод и дискомфорт от прохождения теста. Есть обоснованное мнение, что удалось.

Сергей Луньков помог нам перенести все вопросы и изображения на сайт, выверить их и убрать огрехи.

Александр Фатин вычитал всё на предмет корректной английской грамматики и недвусмысленных значений.

Средний бал 51,92 (из 100). Всего прошло тест 492 человека.

Все данные были занесены в сводную таблицу, где по очень хитрой формуле для каждого участника на основе эссе и теста был выведен его индекс.

Полтора года, которые длился фактически проект, показали, что мы не ошиблись в своём подходе. Показатель выживаемости крайне высокий: через первые полгода убыло 3 человека. Через год - 10 человек. На момент апреля 2017 года, до большого полугодового перерыва - оставалось 18 человек, 60 % от общего количества.

А ведь у экспертов главным был страх, что всё загнётся через 2-3 месяца.
К сожалению, печальный опыт CCIE за год подтвердил прописную истину - немотивированный человек быстро теряет интерес к деятельности. Эксперты разбежались первыми. К сожалению, уже примерно через три месяца в проекте остались активными только Эмиль и Наташа. Когда вся автоматизация была закончена, Наташа тоже ни за какие коврижки не хотела оставаться.
Больше года Эмиль тянул проект на своих плечах.

Люди с горящими вначале глазами очень быстро потухли.

Второй очевидный вывод - не всем подходит такой режим. Для кого-то ритм слишком быстрый, а для кого-то медленный. Есть примеры и того, что люди уходили из проекта, потому что самостоятельная подготовка продуктивнее. Хотя надо понимать, что это всё-таки не минус подхода CCIE за год, а плюс экспертизе человека.

В декабре 2017-го несмотря ни на какие невзгоды, множество сложностей, удары судьбы и длительные паузы Эмиль закончил проект по подготовке к CCIE.

Шесть человек прошли этот путь вместе с ним:

1 Дышлевой Юрий 130 лаб 129 эссе
2 Гузеев Денис 130 лаб 48 эссе
3 Сокуров Леонид 128 лаб 114 эссе
4 Пермяков Александр 127 лаб 89 эссе
5 Иванченко Виктория 123 лаб 114 эссе
6 Андреев Павел 122 лаб 114 эссе

Мы поняли, как работает интерливинг, как выбрать 30 человек из 900, чтобы они не слились. Мы выучили уроки. Мы создали небольшое сообщество, которое жило само по себе.
Мы помогли нескольким прекрасным людям вырасти в профессионалов.

Но всё это благодаря одному человеку.

До Единого государственного экзамена осталось несколько месяцев. У одиннадцатиклассников по всей России начинается пора ударной подготовки. Если вы только сейчас определились с перечнем нужных для поступления предметов и решили ограничиться собственными силами, ГУиР поможет разобраться, возможно ли в краткие сроки подготовиться к экзаменам самостоятельно.

Самостоятельная подготовка к ЕГЭ: миф или реальность?

Для начала, конечно, стоит понять, возможно ли это вообще. Педагоги сходятся в том, что это реально, однако напоминают о массе тонкостей, про которые стоит подумать заранее.

Михаил Чистосердов, лектор проекта «Четвертый вопрос», репетитор по истории и обществознанию.

– Михаил, как вы считаете: можно ли самостоятельно подготовиться к ЕГЭ?
– Думаю, это вполне реально, но есть нюансы. Дело в том, что нужно иметь четкий план подготовки, а еще понимание того, что ждет тебя на самом экзамене, что именно требуется в данных конкретных заданиях, например, в заданиях с развернутым ответом (часть С).

То есть выпускнику параллельно с изучением и закреплением знаний по предмету придется составлять план действий, изучать формальную сторону заданий и их структуру.

Упускать этот момент нельзя ни в коем случае. Конечно, знания важны, но формат заданий во многом предопределяет уровень углубления в материал. Выпускник может не отдавать себе отчета в том, насколько сильное погружение в предмет от него требуется или насколько широкими знаниями он должен владеть. Я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда учащийся начинает изучать лишь отдельные, интересные ему темы и вся подготовка к ЕГЭ на этом заканчивается.

К тому же знание формата очень сильно поможет на экзамене, как минимум на психоэмоциональном уровне. Сильный стресс может сыграть злую шутку.

(с) https://thetab.com

А кто-то из педагогов считает, что самостоятельная подготовка не даст высокой эффективности и что она подходит только для тех, кто не ставит перед собой грандиозных целей, или для тех, кто начал готовиться очень задолго.

Александра Бондаренко, преподаватель французского языка в МГЛУ им. Мориса Тореза.

– Александра, расскажите о вашем мнении. Можно ли самостоятельно подготовиться к ЕГЭ?
– Это вполне возможно, но надо понимать, какие вы ставите перед собой цели: хотите ли вы просто пройти порог или же вам нужен высокий балл. Важный момент в самостоятельной подготовке к ЕГЭ в короткий срок – это база ребенка, то есть какие у него есть знания на данный момент.

К примеру, если вы собираетесь сдавать ЕГЭ по иностранному языку и у вас в школе есть язык, то подготовиться самостоятельно и сдать экзамен реально. Если же вы самоучка и решили выучить язык с нуля, это, по моему глубокому убеждению, просто невозможно.

Ведь ЕГЭ – это всего лишь формат проверки знаний выпускника. Сориентироваться в работе с форматом без посторонней помощи вполне реально. А вот успеть выучить предмет и «натаскать себя на задания» – вряд ли.

Конечно, для подготовки в любом случае нужны материалы: сборники, пособия, пробники, а также список тем, которые будут в ЕГЭ. Но главная сложность самостоятельной подготовки в том, что вас некому проверить. Поэтому мой главный совет: не стесняйтесь обращаться за помощью к школьным преподавателям.

(с) http://naslednick.online

Итак, с пониманием задач и сложностей определились. Теперь поговорим о сроках. Ведь экзамены уже на носу, и успеть выучить все только к осени – не вариант.

За сколько можно успеть хорошо подготовиться к ЕГЭ?

Педагоги и методисты сходятся в том, что срок подготовки зависит от индивидуальных способностей. Выпускник может свободно ориентироваться в материале, хорошо решать задания из части B, но при этом ему тяжело написать эссе из части С. В целом при очень интенсивной подготовке и при среднем уровне знаний подготовиться к ЕГЭ можно за год или даже за полгода.

Сдаст ли выпускник на высокий балл, потратив при этом на подготовку месяц, зависит, на мой взгляд, от того, какие именно «слабые места» у выпускника. Главное – чтобы учащийся сам понял, какие именно темы или аспекты предмета у него «проседают». Ученик должен сам провести диагностику и определить дальнейший план восполнения пробелов.

Когда же лучше бросать все силы именно на изучение формата ЕГЭ и на подготовку к конкретным вопросам? Идеальный срок – год. Его будет вполне достаточно, как показывает опыт специалистов и преподавателей курсов.

За год можно узнать про все ловушки предмета, подробно разобрать каждое задание (с кратким или развернутым ответом), составить алгоритмы для всех задач и поработать над темами, которые, по опыту предыдущих сдававших, оказываются «провисшими» после школьного курса. При этом времени хватит, чтобы разобраться не только с одним предметом, но и с тремя или четырьмя. Этого обычно достаточно для поступления.

Да, будет непросто, но зато знания об экзамене будут свежими и актуальными, ребята полностью погрузятся в формат ЕГЭ, научатся справляться со стрессом.

Что ж, делать ставку лишь на свои силы или обратиться за помощью – решать вам. А вот о том, как именно педагоги советуют готовиться к сдаче ЕГЭ, расскажем в следующем материале.

Кристина Сердюкова.

Как лучше всего готовиться к экзамену? Кто-то считает, что приступать к подготовке нужно в начале семестра, кто-то учит всё в последнюю ночь, кто-то выбирает золотую середину: стайерскую стратегию. Иными словами, начинает готовиться к экзамену примерно за неделю до «часа Х».

По сравнению со спринтерским предэкзаменационным забегом это, можно сказать, длинная дистанция: за неделю можно спокойно и без лишней нервотрёпки выучить все билеты. С другой стороны, у стайера, в отличие от , сильнее адреналиновый накал, что подстёгивает к интенсивному усвоению знаний. Но могут возникнуть и проблемы:

— перед сессией в библиотеке разгребают все нужные книги, даже в читальном зале всё нужное на руках (не вы один вспомнили о надвигающемся апокалипсисе);
— если вы недостаточно активно работали во время семестра, зато активно отдыхали, придётся срочно искать конспекты прогулянных лекций и материалы к семинарам;
— возможно, потребуется отработать то, что прогуляли;
— хуже всего, если для допуска к экзамену надо сдать реферат, или что-то подобное, а у вас даже конь не валялся.

Всё это следует учитывать, если вы почти весь семестр учились с прохладцей и взялись за ум только за 7 – 10 дней до экзамена. Но ничего, для настоящего студента нет ничего невозможного!

Стайерская стратегия предполагает быструю подготовку к экзамену: времени осталось не так уж много, надо брать себя за шкирку и усаживать за учебники. Итак, рекомендации по вопросу, как подготовиться к экзамену за неделю:

1. Составьте план подготовки, равномерно распределив нагрузку на то время, которое имеется у вас в распоряжении. Два дня оставьте на форс-мажоры. Если всё будет идти по плану, посвятите их повторению изученного.

2. Пробегитесь взглядом по экзаменационным билетам, выделите темы, которые знаете или хотя бы имеете о них представление (вы же не все лекции и семинары прогуливали?). выделите вопросы, в которых вы, как говорится, ни в зуб ногой. Исходя из этого, распределите время на подготовку.

3. Проверьте, имеются ли у вас материалы для подготовки всех билетов. По каким вопросам не хватает лекций и других материалов? Выделите эти темы как проблемные и в качестве приоритетов поставьте в план поиск нужной информации: в библиотеке, в интернете, у однокурсников, старшекурсников, у студлансеров. Чувствуете, что времени не хватает? Никто из однокурсников не хочет делиться материалами с семинаров? Срочно, не откладывая на последний день, . Необязательно все, достаточно заказать проблемные. Пока студлансеры их будут готовить, вы сможете спокойно учить остальные билеты.

4. Проверьте, есть ли у вас допуск к экзамену или нужно что-то отрабатывать, писать какой-нибудь реферат, лабораторную… Если надо – ставьте в приоритеты и сразу же приступайте к закрытию пробелов! Возможно, есть смысл обратиться за срочной помощью к студлансеру.

5. Приступая к изучению билетов, постарайтесь максимально использовать знания, полученные в течение семестра. Вспоминайте, напрягайте черепушку. Поменьше тупой зубрёжки, больше вдумчивого анализа материалов. Да, времени не так уж много, но всё-таки у вас не одна ночь перед экзаменом, так что старайтесь вникать в материал. Чтобы быстро подготовиться к экзамену, используйте метод ассоциаций, составляйте схемы.

6. Не зацикливайтесь на одном вопросе. В первые дни, когда кажется, что впереди ещё много времени, возникает соблазн полдня изучать одну тему. Поэтому нужен план. А чтобы из него не выбиваться, можно использовать таймер.

7. Кстати, использование таймера хорошо помогает сконцентрироваться. Концентрация – это именно то, что вам сейчас нужно.

8. Отсюда – следующий принцип: «Я в домике!». Чтобы лучше подготовиться к экзамену, попросите семью или соседей по общаге (в зависимости от того, где вы живёте), чтобы не отвлекали. Да, и выключите, наконец, скайп!

9. Выбирайтесь из домика, чтобы вместе с друзьями проверить друг друга. Поиграйте в экзаменатора и студента , меняясь ролями. Но не увлекайтесь, это метод не столько изучения, сколько закрепления знаний.

10. Учитывайте личные биоритмы. Ваши энергетические резервы не бесконечны, а времени не так уж много. В то время, когда вы на пике – изучайте самые сложные темы, требующие внимания и сосредоточенности. Периоды энергетического спада лучше посвятить повторению и изучению дополнительных материалов.

11. С мотивацией у стайеров дело обстоит неплохо, так как их подстёгивает адреналиновый кнут. Но многие долго раскачиваются, так как возникает соблазн оставить на последние дни. Никаких «завтра» и «ещё три дня»! Включайтесь в работу согласно плану, штрафуйте себя за малодушие и безделье. Награждайте за чёткое выполнение и опережение плана. Включите в подготовку игровые элементы, относитесь к подготовке экзамена как к прохождению квеста в вашей любимой игре. Каждый выученный билет – найденный артефакт. Соберите все артефакты, чтобы сдать экзамен и прокачать скилл!

12. Опасайтесь мультизадачности. Распыляясь на разные дела, вы снижаете эффективность работы. Гораздо лучше, если вы будете полностью погружаться в изучение конкретного вопроса, как в Марианскую впадину. Выучил – вынырнул на поверхность. Но не раньше.

13. Постарайтесь не готовиться параллельно к другим экзаменам и зачётам. Опять же, чтобы не обременять мозг мультизадачностью. Студенту-стайеру, в отличие от марафонца, нужно изучить весь материал в течение весьма ограниченного времени, поэтому лучше заниматься только подготовкой к одному экзамену , полностью на нём сконцентрировавшись.

14. А вот спорту и прогулкам можно и нужно выделять время даже в эту неделю напряжённой учёбы. 1 – 2 часа в день посвящайте физкультуре, прогулкам на свежем воздухе, физическому труду. Это разгружает мозг, переключает на другой режим деятельности. Такой отдых во время интенсивной подготовки к экзамену намного полезней, чем чтение, игры и даже просмотр фильмов. Книги, журналы, компьютер, интернет, телевизор так или иначе требуют обработки информации, а значит — подключения интеллектуальных резервов мозга. Ему же нужно во время отдыха расслабляться.

15. Не переутруждайтесь, идите к цели равномерно. Обязательно спите по 7 – 9 часов в сутки, вы же не спринтер, которому нужно выучить за ночь тысячу китайских иероглифов. Недосып грозит потерей концентрации и снижением интеллектуальных скиллов.

16. Правильное питание – обязательно. Чтобы не впасть в сонливое блаженство, не перегружайте желудок. Но и голодать нельзя. Ешьте . Завтрак – обязателен, он заряжает энергией на весь день, задаёт тон работе организма (включая мозг).

17. Справиться со стрессом и тревожностью помогут медитация и дыхательная гимнастика. Кстати, эти занятия хорошо помогают сконцентрироваться. Настраиваясь на учёбу, применяйте аутогенный тренинг. В упрощённом виде – примерно так: «Я умный. Я сообразительный. У меня отличная память. Я справлюсь с этим квестом!».

До сдачи Единого государственного экзамена осталось три с небольшим месяца. Абитуриенты готовятся, родители паникуют.

И вдруг приходит осознание, что выпускник не сможет написать работу на нужные ему высокие баллы. Кто-то переоценил свои силы, кто-то - просто ленился полгода, а кто-то в последний момент решил вместо химика стать историком и теперь срочно добирает знания для успешной сдачи дополнительного испытания. Времени осталось совсем чуть-чуть, но даже его вполне достаточно, чтобы хорошо подготовиться, уверены преподаватели.

Три месяца занятий - это очень мало, если выпускник за 11 школьных лет вообще ничего не освоил, чуда никто сделать не сможет и уйти от "двойки", скорее всего, не получится, - уверяет репетитор по русскому языку Виктория Буслаева. - Но если знания у человека есть, то за этот промежуток совершенно реально сделать так, чтобы его результат был на 20-40% больше того уровня, с которым он пришел к преподавателю.

Интенсивная подготовка к ЕГЭ по одному предмету - это два или три занятия в неделю плюс серьезный объем домашних заданий. Если учесть, что экзаменов предстоит сдавать минимум три штуки, при этом надо ходить в школу и выполнять то, что задают учителя, времени остается в обрез, а сил приходится тратить невероятно много.

Но игра стоит свеч. Бюджетное место в приличном столичном вузе достанется тем, кто получит на Едином хотя бы 85 баллов за все три конкурсных предмета. Это уровень крепкой школьной "пятерки". Причем далеко не всегда учительская оценка "пять" конвертируется именно в соответствующий результат на итоговой аттестации. Тот же отличник может набрать три раза по 75 баллов и оказаться за чертой поступивших в приглянувшийся университет. Поэтому дополнительная подготовка к ЕГЭ нужна не только "двоечникам", но и вполне успешным выпускникам.

В экзаменах по обществознанию и истории все, кто хорошо учится в школе, обычно без особых проблем справляются с заданиями частей А и В, но одолеть заковыристые вопросы части С удается не всем, а за нее начисляют самые высокие баллы, - рассказывает преподаватель Татьяна Данилова. - Там есть специфические требования даже по оформлению ответа. Кроме того, критерии оценивания, прочитать которые может каждый, имеют некоторую специфику, которую понимают немногие ученики. Из-за этого можно потерять такие нужные для каждого, кто пишет ЕГЭ, баллы.

43 процента занятий репетиторы проводят с выпускниками школ и будущими абитуриентами.

В общем, поезд уже почти отправляется, но на подножку вагона вскочить еще можно. Для подготовки к ЕГЭ можно воспользоваться услугами репетиторов, записаться на курсы или самому засесть за учебники.

Индивидуальные занятия с репетитором - самый дорогой вариант. Главное его достоинство - плотный контроль за работой ученика. Прогулять или не выполнить домашнее задание безнаказанно не получится. Помимо собственно обучения, репетитор еще борется с ленью выпускника, заставляет его самоорганизовываться и честно работать. Кроме того, тут есть возможность выстроить исключительно индивидуальную программу и прицельно уделить повышенное внимание слабым местам.

Курсы обходятся значительно дешевле. Если выпускник будет честно посещать занятия и старательно учиться, то получит знаний не меньше, чем с индивидуальным преподавателем. Но так плотно следить за его дисциплиной и прилежанием никто не будет. Это вариант для вполне сознательных молодых людей.

Для самостоятельной подготовки очень важно, чтобы ученик мог сам найти у себя ошибку, понять и проработать ее, - добавляет Виктория Буслаева. - В принципе, ничего невозможного в таком варианте нет. Но лучше все-таки обратиться к хорошему преподавателю. Пройти с ним диагностику, наметить план работы, получить консультацию по методике устранения пробелов, список наиболее толковых пособий.

Что еще может помочь старшекласснику при подготовке к ЕГЭ? У многих ребят даже с абсолютной грамотностью возникают проблемы при написании мини-сочинения на ЕГЭ по русскому языку. Это особый жанр творческой работы, которому почти не учат в школе. При этом на экзамене на него остается в лучшем случае два часа. Любая орфографическая, грамматическая или речевая ошибка может стоить нескольких баллов, а все вместе - 35 или 100 баллов за всю работу. Напомню, абитуриенту приличного вуза надо получить не меньше 85 баллов, так что результат в 65 баллов никого не устраивает.

Специально для подготовки к мини-сочинению можно взять интенсивный курс во время весенних каникул. Там перо поставят, навык наработают и, написав 15-20 разных текстов, выпускник будет готов проявить себя на экзамене. Заодно запомнит несколько цитат из классической литературы, подходящих к любой теме.

Репетиторы и преподаватели подготовительных курсов берутся за форсированные занятия со схватившимися за голову в последний момент учениками, но все-таки предупреждают родителей: лучше начинать подготовку к ЕГЭ еще в десятом классе. Тогда можно спокойно, без ажиотажа или паники разобраться со всеми сложными моментами и не перенапрягать выпускника.

Если начинать учиться еще в десятом классе, можно проводить занятия раз в неделю по 1,5 часа, - объясняет Татьяна Данилова. - Кроме того, те, кто приходит ко мне в начале учебного года, могут выбрать оптимальное для них расписание занятий. Других, спохватившихся в начале февраля, приходится распихивать в оставшиеся "окна".

Еще важно заранее понимать, на какой результат рассчитывает выпускник и его родители. А для этого надо знать проходной балл вуза, куда будущий абитуриент планирует поступить. Преподаватели вспоминают, как за те же 4 месяца им удавалось поднять баллы учеников с 60 до 90. Но для этого 11-классникам пришлось выложиться полностью. Такой результат необходим, когда речь идет о поступлении в ведущие вузы. Если цель - попасть в более скромный университет, то просто может не быть смысла так напрягаться в погоне за явно излишними баллами.

tattooe.ru - Журнал современной молодежи