Краеведение в школе. Школьное краеведение: новые реалии 2 краеведение в современной школе

КРАЕВЕДЕНИЕ в школе

изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности - шк. микрорайона, города, села, района, области. К. включает: приобретение учащимися знаний о крае из рассказа учителя или из уч. пособия; самостоят. добывание знаний («переоткрытие» известных фактов и явлений окружающей жизни); изучение родного края в процессе исследования, представляющего познават. и науч. . Все эти виды К. находятся в тесном органич. единстве и реализуются в процессе урочной, внеклассной и внешк. работы.

К. - важное средство формирования культуры учащихся. Наряду с образоват.-воспитат. задачами К. решает и задачи общественно полезного характера.

О необходимости широкого использования местного материала в процессе обучения и воспитания писали в 17 в. Я. А. Коменский, в 18-19 вв. - Ж. Ж. Руссо, Г. Песталоцци, А. Дистервег и др. педагоги. Первые высказывания о важности связи обучения с жизнью родного края в рус. пед. лит-ре появились во 2-й пол. 18 в. В 1761 М. В. Ломоносов писал о привлечении «малых, а особливо крестьянских детей» к поискам «неизвестных руд, дорогих металлов и камней». Делались попытки обосновать пед. ценность ознакомления учащихся со своей ближней «родиной» - краем (Н. И. Новиков, Ф. И. Янкович de Мириево, В. Ф. Зуев). Эти идеи нашли отражение в Уставе нар. уч-щ (составлен под руководством Янковича, 1786) и Уставе нар. уч-щ 1804.

В 1862 Н. X. Вессель предложил ввести в школе спец. уч. предмет «отчизноведе-ние», в содержание к-рого он включил элементы местной географии, естествознания и истории и видел в нём базу для последующего образования. К. Д. Ушинский, называя подобный предмет «оте-чествоведением»(1863), связывал с ним не только первонач. знакомство с элементами географии, истории и естествознания, но и изучение родного языка, развитие речи детей; выступал за широкое использование местного материала в обучении. В изучении родного края Ушинский видел одно из средств патриотич. воспитания школьников. Авторами первых в России метод. рекомендаций по родиноведению были Вессель («Местный элемент в обучении», «Учитель», 1862, № 17-19) и Ушинский, включивший метод. рекомендации по использованию местного материала в «Родное слово. Книга для учащихся» (1864). В 1862 был издан первый рус. географии с элементами краеведения (П. Н. Белоха, «Учебник всеобщей географии»), в его 3-м изд. (1867) содержалась «Программа для изучения места жительства или родины». Идею создания шк. учебников на краеведч. основе позднее поддерживал Л. Н. Толстой. В 60- 70-е гг. по вопросам К. выступали методисты-географы Д. Д. Семёнов, И. Н. Белов, М. В. Овчинников, биолог А. Я. Герд, а также Э. Ю. Петри, А. Ф. Соколов, В. П. Вахтеров, Д. Н. Кайгородов, Б. Е. Райков и др. В 1896 Е. А. Звягинцев выдвинул основанный на изучении родного края принцип «локализации» уч. процесса на всех его этапах, понимая под «локализацией »общий метод пед. работы с детьми, принцип отбора уч. материала, дающий учителю возможность создать для учеников условия, благоприятные для наблюдения и исследования.

Термин «К.» в пед. лит-ре впервые появился в работе историка-методиста В. Я. Уланова («Опыт методики истории в нач. школе», 1914) и в выступлении учителя И. Н. Манькова на одном из съездов учителей (1914). Под К. понималось изучение школьниками уезда и губернии («второго концентра края»), более важная отводилась «родиноведению», в основе к-рого должны были лежать непос-редств. наблюдения учащихся. Подобное деление на «родиноведение» и К. характерно для рус. пед. мысли нач. 20 в. и первых лет сов. школы (Звягинцев, С. А. Аржанов, В. Е. Глуздовский и др.). В сер. 20-х гг. термин «К.» утвердился в сов. пед. лит-ре, включив в себя смысловое значение «родиноведения».

Теория и практика К. в сов. школе развивались в соответствии с положениями Декларации о единой трудовой политехн. школе (1918). Непосредств. наблюдения и самостоят. исследования, экскурсии, и организация шк. музеев и уголков, выдвигались в качестве важных методов обучения и организац. форм работы. Пед. основы сов. К. разработаны в трудах Н. К. Крупской, M. H. Покровского, П. П. Блонского, С. Т. Шацкого, А. П. Пинкевича. Заметный вклад в разработку и пропаганду К. и краеведч. принципа внесли H. H. Баранский, А. С. Барков, Б. В. Всесвятский, Б. Е. Райков, К. Ф. Строев и др. педагоги и методисты.

Расцвет краеведч. работы приходится на 1-е десятилетие сов. власти и связан с деятельностью по спасению архивов, охране памятников культуры. В разных городах создавались , краеведч. об-ва, к-рых к 1929 насчитывалось ок. 2 тыс. Выходили журн. «Краеведение» и «Известия Центр. бюро краеведения», к-рые редактировали академики Н. Я. Марр и С. Ф. Ольденбург.

Как общепед. и дидактич. принцип К. ориентировало учителей на систематич. рациональное использование местного материала в уч.-воспитат. процессе на уроках и во внеурочное время. При Центр. бюро краеведения (ЦБК; созд. в 1922 при АН СССР), а также при губернских и уездных бюро К. были организованы спец. школьно-краеведч. комиссии для разработки вопросов организации и методики краеведч. работы в школе. В решениях 2-й Всес. конференции по К. (1924) отмечалось, что одним из основных должно стать «общественно-прикладное направление школьно-краеведч. работы, когда изучение вопросов переходит в посильные детям работы по подъёму производит, сил местного края» («На путях к новой школе», 1925, № 2, с. 205).

Черты шк. К. - курс на всестороннее изучение края, его производит, сил, обществ. жизни, исторического прошлого, связь с науч. К., необходимость активного участия школьников в общественно полезном труде - складывались в полемике. Приходилось преодолевать: «роди-новедч. романтизм» - излишнее увлечение прошлым; «описательность» К. - фиксацию фактов и явлений местной жизни без установления причинных связей; «краеведч. автономизм» - привлечение в чрезмерных дозах местного элемента; излишнее увлечение «экономическим» направлением в К., при к-ром работе в области истории и этнографии придавалось второстепенное значение. Односторонностью страдало также «словесно-книжное» К., когда , не имея достаточной краеведч. подготовки, сводил краеведч. работу к передаче ученикам готовых знаний, взятых из книг, учебников, газет.

После 1932 элементы К. вводились в программы школы по географии, обществоведению, лит-ре, истории и языкам.

Демокр. самодеятельность краеведч. об-в, к-рая создавала возможность нестереотипной, неодинаковой жизни в разных городах и краях, не вписывалась в начинавшуюся бюрократич. регламентацию обществ. жизни. К 1929 фактически прекратилась работа по охране памятников, закрывались краеведч. музеи. В 1930 упразднён отдел по охране памятников при Наркомпросе (созд. в мае 1918), в ведении к-рого находились все краеведч. музеи. Пленум ЦБК (1931) принял резолюцию изъять всю выпущенную к этому времени лит-ру по К. Ист. К. заменялось производственным: изучение деревни и городов трансформировалось в изучение колхозов, фабрик и заводов. Планы краеведов вписывались в планы пятилеток. В сер. 30-х гг. все краеведч. орг-ции были ликвидированы.

В годы Вел. Отеч. войны краеведч. работа в школе активизировалась. Учащиеся вели поиск док. материала о героизме своих земляков на фронте и в тылу врага, создавались поисковые группы, кружки юных краеведов-следопытов, возникло движение красных следопытов. В сложнейших условиях воен. времени была развёрнута работа по выявлению и сбору вещественных и письменных источников об участии населения края в борьбе против захватчиков.

В 50-е гг. большую роль в повышении качества краеведч. работы играли музейно-краеведч. советы, созданные при областных музеях, к-рые координировали разл. направления изучения родного края, оказывали науч.-метод. помощь нар., шк. музеям и краеведч. кружкам.

Введение в 60-х гг. новых уч. программ по истории, географии и др. предметам, в к-рых значительно усилились элементы К., стимулировало дальнейшее развитие всех его видов, были введены факультативы по истории края.

В нач. школе учащиеся наблюдают природу и жизнь, слушают рассказы учителя, читают книги о родном крае и его людях. Знания о родном крае получают на уроках, во время экскурсий (на природу, на ближайшие предприятия, в музеи и т. д.), на утренниках и сборах. В соответствии с программой курса природоведения учащиеся приобретают первые навыки чтения карт и составления плана местности, при этом они получают первонач. сведения о ландшафте, климате, природных зонах и т. д.; навыки с.-х. труда, по охране природы. В ср. школе К. способствует овладению учащимися основами наук. В пед. лит-ре разработан вопрос. о краеведческом подходе в преподавании географии. Опыт школы показывает, что в географии, имеющей дело с комплексами природных и хоз. явлений и требующей развития пространств. представлений, краеведч. подход обеспечивает их реальность. Понятие края постепенно расширяется до адм. р-на, области, экон. р-на и завершается изучением (в 7-8-х кл.) спец. программных тем по природе и экон.-геогр. характеристике республики, края, области. Значит. место отводится изучению природных ресурсов, проблемам их рационального и бережного использования, терр. организации х-ва. Подчёркивается специфика проявления общих экон.-геогр. закономерностей на данной терр. С целью профориентации учащихся подробно рассматривается вопрос. о трудовых ресурсах, профессиях, местных промыслах и т. д.

Краеведч. материал привлекается при изучении отеч. региональнойтеографии. В республиках, краях, областях как дополнит, материал к учебникам географии, истории и др. учебных предметов издаются краеведч. пособия. В курсе экон. географии заруб. стран раскрываются связи края с др. гос-вами. В геогр. темах ставятся вопросы охраны и благоустройства окружающей среды.

Краеведч. материал используется при изучении предметов биол. цикла (5- 11-е кл.) (см. Биология). Опытнич. работа на пришк. участке, в теплице, выполнение школьниками летних заданий, включающих проведение, описание и оформление результатов наблюдений в природе за жизнью растений и животных, выращивание растений, способствуют усвоению учащимися знаний о местной флоре и фауне, о биол. особенностях, экон. и культурном значении типичных представителей природы своего края. Во мн. школах и внешк. учреждениях работают кружки юных натуралистов, друзей природы, полеводов, животноводов, лесоводов. В раз л. р-нах страны созданы шк. лесничества.

Использование краеведч. подхода в преподавании химии даёт учащимся возможность узнать о местных полезных ископаемых, ознакомиться с произ-вами по переработке местного сырья, получить знания о применении химии в с. х-ве данной местности и т. д.

Программа по истории предусматривает спец. уроки или систематич. включение краеведч. материала в содержание курса с целью раскрытия своеобразия развития края, республики и его единства с судьбами страны.

При изучении обществоведч. дисциплин, истории родной лит-ры и др. одним из методов передачи ист.-краеведч. знаний является рассказ учителя (с элементами беседы), сопровождаемый чтением отрывков из разл. документов, худож. произведений, показом фотографий, рисунков и т. д. Большое распространение получили экскурсии по памятным местам края, в краеведч. музеи, «заочные экскурсии»; походы и экспедиции по ист. местам, связанным с жизнью и деятельностью замечательных земляков. В ст. классах К. может приближаться к науч.-ист. исследованию: работы с архивными и музейными материалами, включая фонды гос. и шк. музеев, и др.; участие в экспедициях, археол. раскопках, подготовка сообщений и рефератов к урокам, занятиям семинарского типа, ученич. конференциям и т. д. Во мн. школах работают кружки юных историков-следопытов, экспедиц. отряды. Итогом работы нередко является создание ист.-краеведч. уголков, комнат, музеев. Развитию ист. и др. направлений шк. К. способствуют тури-стско-краеведч. эстафеты, историко-крае-ведч. экспедиции и др. формы внеклассной работы.

Местный материал привлекается при составлении рассказов, подготовке сочинений. Уч-ся знакомятся с творчеством писателей-земляков, собирают образцы фольклора. Во мн. школах работают лит.-краеведч. кружки.

На уроках музыки и изобразит, иск-ва, во внекл. кружковой работе учащиеся знакомятся с лучшими образцами нар. иск-ва и фольклора, овладевают навыками худож. творчества.

Исследоват. работа школьников нередко связывается с выполнением учащимися трудовых общественно полезных дел: метеорологич., фенологич. и гидрологич. наблюдения; уход за памятниками истории и культуры, участие в мероприятиях по охране природы («зелёный» и «голубой» патруль, изготовление гнездовий, подкормка птиц и т. д.). Активное участие в организации краеведч. работы принимают внешк. учреждения, в т. ч. детские экскурсионно-туристские и др. станции.

Одно из осн. условий успешной организации и развития шк. К. - краеведч. подготовка педагогов. Науч. разработка вопросов теории и методики шк. К., изучение и пропаганда преподават. опыта проводятся НИИ РАО, кафедрами пед. ин-тов и ун-тов, секциями и бюро К. и охраны окружающей среды респ. пед. об- в и их местных отделений.

Информацию о родном крае, важных событиях в его жизни учащиеся и учителя получают в краеведч. пособиях для школ, науч.-популярной лит-ре, произведениях худож. лит-ры, из газетно-журнальной периодики, местных теле- и радиопередач, к-рые нередко рассказывают о краеведч. поиске школьников, их открытиях и находках.

Лит.: Блонский Н. П., Трудовая школа, Избр. пед. и психол. соч., т. 1, М., 1979; III а ц к и и С. Т., Изучение жизни и участие в ней, в его кн.: Пед. соч., т. 2, М., 1964; его ж е, К вопросу о педагогике деревни, там же, т. 3, М., 1964; Глуздовский В. Е., Родиноведение и учитель, Чита - Владивосток, 1923; Звягинцев Е. А. Родиноведение и локализация в школе, М. - П., 1924; Строев К. Ф., Краеведение, М.; Иванов П. В., Пед. основы шк. краеведения, Петрозаводск, 1966; Краеведч. работа в нач. классах, М., 1977; Половин-к и и А. А., Краеведение в шк. летописи, Владивосток, 1926; Краеведение и краеведч. подход в преподавании географии, под ред. И. С. Матрусова, М., 1963; Баранский Н. Н., О шк. краеведении, в кн.: Методика преподавания экон. географии, М., 1960; С а ф и у л л и и А. 3., Геогр. в общеобразоват. школе, М., 1979; Использование краеведч. материала в процессе обучения биологии, Л., 1975; Внекл. работа по истории. Краеведение, М., 1975; Методика ист.-краеведч. работы в школе, под ред. Н. С. Борисова, М., 1982; М и л о-н о в Н, А., Лит. краеведение, М., 1985; Шк. музеи, под ред. В. Н. Столетова, М. П. Кашина, М., 1977; Сейненский А. Е., Краеведение в сов. педагогике (1917 - 1932), СП, 1968, М 7; его же, Развитие идей ро-диноведения (краеведения) в отеч. педагогике (до 1917), в кн.: Новые исследования в пед. науках, в. 13. Ми969; Мамонтов А. В., Щерба H. H., Краеведч. библиография, М., 1978; Справочник путешественника и краеведа, под ред. С. В. Обручева, т. 1-2, М., 1949-50; Поспелов Е. М., Шк. топонимический словарь, М., 1988.

П. В. Иванов, И. С. Матрусов, А. Е. Сейненский.


Российская педагогическая энциклопедия. - М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .

Смотреть что такое "КРАЕВЕДЕНИЕ в школе" в других словарях:

    Краеведение(в школе) - изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности школьного микрорайона, города, села, района, области. К. включает: приобретение учащимися знаний о крае из рассказа учителя или из учебного пособия; самостоятельное… … Педагогический терминологический словарь

    В школе, изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности шк. микрорайона, города, села, района, области. К. включает: приобретение учащимися знаний о крае из рассказа учителя или из уч. пособия; самостоят, добывание… …

    Краеведение - всестороннее изучение определённой части страны, города или деревни, др. поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. К. комплекс естественных и общественных исследований. К. изучает природу, население … Большая советская энциклопедия

    Уч. предмет, содержание к рого составляют основы ист. знаний, умения и навыки, необходимые учащимся для их прочного усвоения и позволяющие их применять в разл. жизненных ситуациях. Среди др. гуманитарных предметов И. занимает одно из ведущих мест … Российская педагогическая энциклопедия

    История в школе - История название учебной дисциплины в средней общеобразовательной школе. Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов … Википедия

    Педагог, ч. к. АПН РСФСР (1944), засл. учитель школы РСФСР (1943). В 1907 при Ярославской губ. гимназии сдал экстерном экзамен на звание учителя… … Российская педагогическая энциклопедия

    Серёгин, Пётр Алексеевич - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Серёгин. Пётр Алексеевич Серёгин (7 июля 1945) русский ботаник, владимирский краевед, специалист в области геоботаники (хвойно широколиственные леса) и охраны природы, один из… … Википедия

    Буш, Владимир Владимирович - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Буш. Владимир Владимирович Буш Дата рождения … Википедия

    Тораевское сельское поселение - Страна Россия … Википедия

    Форма внеурочной воспитат. работы. Создаются учащимися совм. с педагогами в результате собственной поисково собирательской деятельности. В М. ш. учащиеся занимаются собиранием, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории,… … Российская педагогическая энциклопедия

Книги

  • Школьное историческое краеведение. Пособие для педагога , Сейненский Акива Ефимович , В пособии рассматриваются содержание и организация учебной и внеурочной историко-краеведческой работы в школе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.… Категория:

Важная составляющая системы исторического краеведения в школе -содержание краеведческих знаний по истории. Можно условно говорить о концентрах (кругах) этих знаний: Мой дом. Родословная семьи; Родная школа. Ее история и традиции; Село (город): прошлое, настоящее, перспективы развития; История района; История автономного округа; История области (края).

Возможны и другие темы-концентры: история нашей улицы, квартала и т д. Педагогам-краеведам и методистам предстоит разработать вопрос о соотношении этих кругов (пластов) знаний в учебных занятиях, во внеклассной работе. К сожалению, в школьной практике нередко «выпадают» или недостаточно изучаются отдельные пласты краеведческих знаний, например, по истории своей семьи, школы, села, города, района, что негативно сказывается на возможностях учебной и воспитательной работы.

Важно, чтобы учитель и учащиеся не только видели границы концентров, но и, главное, понимали необходимость их единства, интеграции, «прозрачность» их границ, возможность и необходимость постоянного, систематического перехода из одного круга знаний в другой, важность и целесообразность постоянной связи близкого с далеким, возвращения от далекого к близкому Белоусов Д.А. Литературно-краеведческий кружок в сельской школе: книга для учителя. Из опыта внеклассной работы / под ред. М.Д, Янко. - М: Просвещение, 1987. - С. 78..

Так, например, изучая свою родословную, учащиеся связывают ее с историей своего села, города, края, возможно, страны и, наоборот, знакомясь с историей государства, края, области, они возвращаются к фактам истории родного села, города, семьи. Такой принцип организации познавательной деятельности учащихся можно назвать принципом маятника (или челнока).

Вместе с тем необходимо реализовывать и принцип спирали, когда учащиеся, возвращаясь к тем или иным историческим вопросам, событиям, фактам, шли бы из класса в класс, из года в год в процессе учебной и внеурочной работы по восходящей: углубляя свои историко-краеведческие и общеисторические познания, расширяя круг привлекаемых источников, учась применять более сложные приемы и методы исследования.

Предметом исторического краеведения являются общественные процессы в местном крае - жизнь людей в ее развитии, во всех многообразных ее проявлениях и результатах, в границах определенной территории (деревня, город, район и т. д.). Изучаются различные сферы общественной жизни, учащиеся знакомятся с событиями локальной истории, в которых проявилась деятельность многих поколений жителей края, их социально-экономические, общественно-политические, культурные связи и отношения. Большое значение имеет изучение духовной жизни людей в тот или иной период времени. Справедливо утверждение: знать людей эпохи, их взгляды, помыслы, думы, идеалы - значит понять саму эпоху, саму историю.

Изучение родного края включает познание этнонационалъных процессов. На конкретных примерах учащиеся знакомятся с историей и традициями своего народа, прошлым других этносов, историей их расселения в данной местности, особенностями их быта, культуры, обычаев, национальных духовных черт, экономической жизни, труда. Ученики выясняют, как в горниле исторических событий, порой трагических, формировалось у людей сознание духовного единства, принадлежности к российскому народу.

Учащиеся имеют возможность увидеть, как взаимно обогащались культурные, духовные традиции их народов, что особенно важно в нашей полиэтнической, поликультурной стране. Вместе с тем они стремятся выяснить причины межнациональных конфликтов, проявлений враждебности и противостояния, если они были раньше или существуют сегодня, продумать меры по преодолению этих причин.

Предметом историко-краеведческих изысканий и поисков могут быть и материалы о своих земляках и соплеменниках, их потомках, оказавшихся в других регионах России, ближнем и дальнем зарубежье.

Неотъемлемой частью истории каждого народа, его национальной культуры, духовной жизни являются религия, история церкви. Учащиеся знакомятся на уроках и во внеурочное время с религиозными верованиями местного населения, историей разных конфессий в крае, изучают прошлое храмов и монастырей, жизнь и деяния местных подвижников, причисленных к лику святых, представителей духовенства; обращаются к различным источникам и памятникам церковной истории и культуры. При этом необходимо всегда помнить, что наша страна многоконфессиональная. Поэтому недопустимо невнимание к тем или иным конфессиям.

С сожалением приходится констатировать, что на протяжении многих десятилетий эти вопросы фактически выпадали из поля зрения школьного краеведения или преподносились искаженно. В результате, учащиеся не имели возможности приобщиться к одному из ценных, в частности в этическом отношении, слою исторического и культурного наследия народов.

Необходимо также изучать другие субъекты исторического процесса: различные социальные группы и общности (например, сословия городских жителей), общественные организации и объединения в крае (общественно-политические группы, местные организации разных политических партий, религиозные, профсоюзные, молодежные, ветеранские, спортивные и иные объединения и союзы).

История края, местные события и явления изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое - настоящее - будущее. Так, изучая со школьниками историю села, важно познакомить их с его современным состоянием, а также перспективами обновления и развития. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи, содействует формированию исторического мышления.

Одна из проблем, связанных с изучением в школе прошлого родного края, как и истории Отечества и мира в целом, - разносторонняя оценка событий и явлений прошлого, дел, поступков и деятельности людей, общественных групп и организаций, государственных учреждений и структур. Ее следует давать с научных позиций, с позиций правды и нравственности, с учетом особенностей рассматриваемой эпохи, традиций, идеалов и ценностей, разделяемых людьми того времени.

Организуя работу по историческому краеведению, важно помнить некоторые общие положения: бесконфликтной истории нет; прошлое нашей Родины неоднозначно, сложно, в нем слились победы и неудачи, героическое и трагическое, большие надежды и разочарования. Поэтому не следует идеализировать прошлое, изображать его в розовом цвете. Но было бы ошибкой вставать на путь нигилистического отношения к нему. Необходимы правда о фактах, событиях и лицах, документально аргументированное изложение событий, объективное освещение реальных противоречий и трудностей, которые приходилось и приходится преодолевать в процессе обновления и развития общества.

Для сохранения преемственности в народной культуре из поколения в поколение передаются на определённой территории экологические, социокультурные, социоэкономические знания, то есть всё то, что изучает историческое краеведение. С его помощью выявляются и раскрываются особые черты места, объектов, персоналий, входят в практическое русло тенденции и традиции развития региона.

Функции

Историческое краеведение - часть науки, которой доверены важнейшие функции. Наряду с общими закономерностями развития общества, ею изучаются и учитываются все моменты многообразия локальных условий истории, малейшие особенности, которые вносит конкретное творчество народа. Это может быть освоением исторического опыта в данной местности, выявлением, сохранением и изучением природного наследия, а также важнейшей деятельностью, которая нацелена на культуры региона.

Историческое краеведение всесторонне участвует как в разработке, так и в воплощении в жизнь программ государства, направленных на восстановление исторической среды проживания народов. Таким образом обеспечивается актуальность и значимость этой комплексной дисциплины. Историческое краеведение основывается на принципах междисциплинарности, косплексности и регионализма как преподаваемая в общеобразовательной школе дисциплина. Феномен духовно-личностного существования заложен в смысловых границах понятий "место", "край", местная история. Курс этот базовый также и в подготовке бакалавров и является вариативной частью профессионального образования по направлению "История" и профилю "Историческое краеведение".

В школе

Объект курса - местная история, то есть всё то, что происходило в данном регионе от времён, которые оставили памятники и материалы для исследования. Являясь предметом курса, рабочая программа по историческому краеведению помогает изучить историко-культурное наследие данной местности. Социокультурным аспектом разнообразных проблем местности насыщена практически каждая изучаемая тема.

Философская основа, которую предлагают учебники, в том числе книга "Историческое методология от целого к части, то есть от культуры России в целом через регионы к локусам. Естественно, каждая часть содержит собственные закономерности развития и специфические характеристики, однако это не переходит в оппозицию к "от целого к части" и не становится "от общего к особенному". Каждая часть имеет собственное влияние на общую историю, несмотря на то что и целое обладает своими параметрами эволюции.

Программа по историческому краеведению в вузе

Регионалистика, состоящая в основе краеведения, обусловлена определённой проблематикой, ориентированной на изучение локальных исторических процессов, которые выступают самостоятельными проблемами науки. Это история селений и городов, храмов, монастырей, усадеб, центров народного промысла, производственных структур, историко-культурных объектов и этнических образований и так далее.

В эту программу теперь включаются темы, ранее не удостоенные заслуженным вниманием. Например, церковные институты, история дворянской усадьбы, некрополи городские и сельские, культура тех или иных сословных групп - купечества, дворянства, крестьянства. Приоритеты обусловлены велением времени: грядёт реализация парадигмы возрождения России, и нужно, чтобы её проведение свершилось профессионально и грамотно, с использованием обоснованных методик и привлечением самой широкой исследовательской базы.

Цели и задачи

Целью выработанного курса является формирование целостного представления об истории краеведения как инструменте для пробуждения исторического сознания. Потенциал возможностей к выявлению, сохранению и широчайшему использованию исторического, культурного и природного наследия чрезвычайно велик, поскольку востребован временем.

Задачами данного курса являются следующие:

  • овладеть знаниями истоков, условий формирования и актуальных направлений в исследовании истории края;
  • освоить общенаучные методики и принципы, которые необходимы для исследования локальной (местной) истории, а особенно социокультурную её сферу, для поисковой, собирательской, исследовательской и атрибутивной практики в школах, музеях, экскурсионных и туристических учреждениях, краеведческих научных центрах;
  • приобщить студентов к краеведческим исследованиям, которые напрямую связаны с государственными программами, относящимися к выявлению и сохранению природного и культурного наследия.

После окончания курса студенты могут ориентироваться в самых актуальных направлениях исторической краеведческой проблематики и использовать профессионально методику исследований и понятийный аппарат, работать с источниками в смежных отраслях знаний - антропологии, топонимики, этнографии, археологии и так далее, а также с любой научной литературой в области истории.

Структура и компетенции

Курс структурно делится на две основные части: первая касается исторического краеведения в системе наук, исторических и современных тенденций развития и методов, а вторая часть очерчивает основные направления проблематики краеведения. В каждой части есть разделы и темы, содержание которых может зависеть от перспектив самой проблематики и личного выбора, который делают авторы программы.

У студентов после окончания курса формируются следующие компетенции: культура мышления, способность к обобщению и анализу, восприятие информации, постановка целей и выбор путей к их достижению. Прежде всего понадобится способность логично, аргументированно и понятно выстраивать письменную и устную речь. Обязательна готовность работать в коллективе в кооперации с коллегами. Нужна способность мыслить и оценивать собственные недостатки и достоинства критически, уметь намечать пути и выбирать средства для устранения недостатков и развития достоинств.

Качества преподавателя

Преподавательно должен понимать, что изучает историческое краеведение, осознавать социальную значимость собственной профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению работы. Хороший преподаватель будет исспользовать методы и основные положения экономических, гуманитарных и социальных наук длЯ решения профессиональных задач, где непременно понадобится анализ социально-значимых проблем и процессов.

К культурному и историческому наследию преподаватель и сам относится с бережным уважением, и учеников приучает к тому, чтобы чтить традиции и толерантно воспринимать культурные различия, а также религиозные, национальные и социальные. Преподаваетль должен быть широко образован и уметь пользоваться в профессиональной и познавательной деятельности базовыми знаниями в смежных науках - информатике, естественно-научных дисциплинах, знать математический анализ и моделирование, иметь навыки в работе с компьютером: получать, хранить, перерабатывать информацию, управлять ею.

Навыки, умения, знания

Преподаватель исторического краеведения должен использовать базовые знания в своих исторических исследованиях, изучив всеобщую и отечественную историю, этнологию и археологию, источниковедение, историографию, методы исторического исследования, теорию и методологию исторической науки и многое, многое ещё. Всё это для того, чтобы понимать исторический процесс, видеть его движущие силы и закономерности, оценивать роль насилия и ненасилия, место человека в этом процессе, чтобы уметь обрисовать политическую организацию общества.

Точному способствуют только знания базовой исторической информации, отсюда появляется критическое восприятие различных концепций историографических школ, способность использования специальных знаний, полученных в вузе, при работе с архивами и в музеях, библиотеках. Хороший преподаватель исторического краеведения без труда состивит любой обзор, напишет аннотацию, реферат по любой тематике проводимых исследований.

В авангарде

Поскольку сейчас одна из важнейших тенденций в образовании - регионализация, органически сочетающаяся с федерализацией, эти два направления, характерные для современной образовательной системы России, помогают комплексно решать проблемы закрепления целостности образовательного пространства и формирования в этой области. Всё это способствует адаптации конкретного человека к жизни в данных конкретных условиях. В этом и состоит авангардная роль дисциплины исторического краеведения в современном образовательном процессе: максимальная реализация ведущих тенденций развития образования в стране.

Этот предмет воспитывает гражданина России и патриота своей малой родины, который знает и любит родной край, город или селение с его традициями, памятниками природы, историей и культурой и который принимает активнейшее участие в развитии региона. Таким образом, расширяются и углубляются общеисторические знания школьников - только через изучение краеведческих материалов, вырабатывается стремление к работе в художественной, исторической, научно-популярной литературой, воспитывается любовь к малой родине, интерес к истории в целом. Примеров прекрасного преподавания краеведения в школах можно приводить множество: это и Екатеринбург, и Новосибирск, и Алтай.

Воронеж

Историческое краеведение даёт возможность учащимся прикоснуться к подлинным памятникам истории, поработать с краеведческими объектами прямо в естественных условиях. Школьники ездят на обязательные экскурсии, где объектами, воспитывающими тягу к познаниям, бывают всегда интереснейшие средства наглядности. Эти формы работы помогают не только изучить родную область, но и воспитать стремление к познавательной деятельности, поскольку на таких уроках применяется комплекс информационного и эстетического материала.

Для обучения в Воронежской области подготовлено учебное пособие, над которым работали лучшие историки-учёные, используя новейшие исследования Воронежского края от древнейших времён до наших дней. Этот учебник предназначен для восьмых и девятых классов общеобразовательных школ. Над отдельными разделами работали доктора исторических наук М. Д. Карпачёв, А. З. Винников, М. В. Цыбин и многие другие. Авторский коллектив может быть удовлетворён: учащиеся школ это пособие полюбили, практически все его страницы читаются с интересом, как художественная литература.

Донецк

В новых украинских республиках тоже заботятся о подрастающем поколении, несмотря на весьма неспокойную обстановку. Например, подготовлен ряд пособий для учеников пятого, шестого и седьмого классов, это историческое краеведение - "Введение в края". Это исключительно качественный учебно-методический комплекс, формирующий у детей потриотичекое самосознание, воспитывающий чувство гордости за родной край и многонациональный народ, живущий здесь. Так развивается гражданственность, уважение к культурным ценностям и историческому прошлому.

Учебными пособиями занимались специальные творческие группы под руководством Донецкого ИППО. В учебниках шесть направлений краеведения: экономическое, биологическое, историческое, географическое, литературное и искусствоведческое. Содержание этого учебно-методического комплекса включает в себя насколько возможно полную информацию о родном крае, что помогает сформировать у школьников целостное представление о богатстве культуры родной земли, о перспективах развития, появляется понимание всех особенностей исторического, экономического и социального состояния Донецкого региона.

Школьное краеведение является одной из форм исторического краеведения.

Школьное краеведения – это всестороннее изучение учащимися близлежащей местности в соответствии с учебными и воспитательными задачами, стоящими перед школой.

Школьное краеведение – это всестороннее изучение учащимися под руководством учителя природных, социально - экономических и исторических условий родного края.

Цель: Расширять знания учащихся по краеведению, осветить историю Беларуси, познакомить с памятниками истории и культуры края, привить чувство ответственности и заботы за их судьбу, через местный исторический материал сделать знания учащихся более прочными и глубокими.

Задачи: Расширить и углубить знания учащихся дополняющих школьную программу по истории, биологии, географии, литературе, ОБЖ, физкультуре; сформировать знания, умения, навыки в краеведческой работе; содействовать гармоничному развитию личности учащегося; совершенствовать духовные и физические потребности; формировать жизненную самостоятельность и деловые качества; формирование гуманного отношения к окружающей среде; воспитание патриотизма, любви к родному краю; создать условия для социальной адаптации и профессионального самоопределения.

Организационные формы: Урочное и внеурочное

оба вида работы включают в себя следующие компоненты: обучающий, воспитывающий, развивающий, результативный.

Внеурочная-связана с экскурсиями, походами, экспедициями, которые позволяют реализовать аспекты нравственного воспитания, целенаправленного вовлечения школьников в различные сферы поисково-исследовательской и научной работы со здоровым отдыхом учащихся.

Основной задачей экскурсионно-туристской работы учителя со школьниками является изучение родного края. Эта форма внеклассной работы позволяет наглядно показать учащимся многое из того, о чем они узнали из учебников, рассказов учителя на уроке или о чем им еще предстоит узнать из школьного курса. Эта форма работы позволяет сочетать теоретические знания по истории с практикой личного участия школьников в учебных и научных исторических исследованиях.

Учебная программа: формы-урок,экскурсия,доп.занятия.

Внеклассная работа: формы-кружок,объединение, экскурсия, поход, экспедиция, вечера, конференции, олимпиады.

Интерес проявить может к истории, биологии, географии, литературе, физкультуре;

Пример! В МКП действуют научное общество учащихся, исторический кружок «Памяць» (руководитель Бычко), музей истории создания МКП. Многообразны и формы организации внеклассной работы- это экскурсии, вечера, олимпиады, конкурсы, викторины, конференции и др. Такие мероприятия способствуют сплочению учащихся, помогают преподавателю сблизиться, и сдружиться с ребятами, научить и донести до учащихся необходимые умения, знания, навыки в наиболее доступной форме, приобрести массу новых положительных эмоций и впечатлений.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Павло-Федоровка»

Система краеведческой работы в школе

Работу выполнила

Палей Лариса Алексеевна,

учитель истории и обществознания

I квалификационной категории

2016

Содержание

I . Введение ___________________________________стр. 2

II .Цели и задачи краеведческой работы в школе____ стр. 3

III . Система краеведческой работы в школе

1. Содержание краеведческой работы _____________стр. 4

2. Формы и методы краеведческой работы__________стр. 4 - 6

3. Организация краеведческой работы в школе______стр. 6 - 8

IV . Краеведческий кружок_______________________ стр. 9 - 12

V .Заключение _________________________________ стр. 13

VI . Приложение________________________________стр. 14

VII . Литература________________________________ стр. 15

I . Введение.

Одним из важных средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является школьное краеведение. Школьное краеведение преследует учебно-воспитательные цели и осуществляется учащимися под руководством учителя. Поэтому первым условием успешной краеведческой работы в школе будут глубокие знания самим учителем истории своего края, владение методикой его изучения. Вторым условием успешной краеведческой работы является систематическое использование местного материала на уроках, постоянная внеклассная работа, перспективное ее планирование в масштабе класса, школы. В нашей школе уже работали над интересными комплексными темами краеведческого характера: изучали боевые и трудовые традиции своих земляков, писали летописи своей школы, села, изучали историю сельскохозяйственного кооператива. Третье условие – школьному краеведению во всех его звеньях необходима более глубокая научная основа.

Цель моей работы – показать систему краеведческой работы в школе, взаимосвязь ее разных направлений.

При этом решались следующие задачи :

показать важность краеведческой работы в школе;

охарактеризовать ее направления;

показать варианты использования краеведческого материала во внеурочной деятельности;

проанализировать исследовательскую работу по изучению истории родного края;

выделить основные пути организации краеведческой работы;

оценить результативность работы.

II . Цели и задачи краеведческой работы в школе

Урочные и внеклассные занятия по историческому краеведению способствуют развитию у учащихся любви и уважения к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье.

Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения:

    история– это история людей;

    корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны;

    в ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия, чувство хозяина;

    труд – основной источник материального и духовного богатства и благополучия человека, условие успешного развития общества.

Цели исторического краеведения:

    дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение краеведческих знаний, умений и навыков в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков, трудовых навыков;

    воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, формирование определённых подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности;

    развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналоги;

    социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, саморегуляция.

Задачи учителя состоят в том, чтобы помогать учащимся:

    развивать наблюдательность, научную любознательность;

    повышать интеллектуальный и культурный уровень личности;

    расширять кругозор, эрудицию;

    приобщаться к творческой деятельности;

    психологически готовиться к труду;

    воспитывать в себе любовь к родному краю, а через него – к Родине;

    формировать умения анализировать, вдумчиво читать, собирать материал по крупицам, работать в архивах, составлять родословную;

    приобретать навыки экскурсовода, работы в школьном музее.

Знание истории родного края конкретизирует многие события отечественной истории, помогает понять многие процессы, происходящие в современном мире. Знакомство с яркими страницами местной истории, с известными земляками, с памятниками архитектуры вызывает гордость за своих предков. Изучение истории своей семьи помогает восстановить связь поколений, улучшает взаимоотношения с родителями. Исследовательская работа по краеведению помогает детям реализовать свои интересы и раскрывает новые страницы в летописи родных мест.

Все это способствует воспитанию патриота своей страны, что сделать в наше непростое время сложно, но очень важно. Человек будет любить свой край, его историю, если будет знать его прошлое и настоящее. Одних громких призывов здесь мало. Надо действовать, причем школа и семья должны стать союзниками, работать в одном направлении. Многое зависит от личности педагога. Важно заинтересовать ребят историей родного края, развить этот интерес, умело направлять желание знать больше.

III .Система краеведческой работы в школе.

1. Содержание краеведческой работы

Краеведческая работа в школе должна строиться в комплексе и вестись по нескольким взаимосвязанным направлениям.

Направления краеведческой работы:

4.История района.

5.История края.

Только ведя работу по разным направлениям можно добиться хороших результатов. Так, например, изучая свою родословную, учащиеся связывают её с историей своего села, района, края, возможно, страны и, наоборот, знакомясь с историей государства, края, они возвращаются к фактам истории родного села, семьи.

Необходимо помнить, что предметом исторического краеведения являются общественные процессы в местном крае – жизнь людей в её развитии, во всех многообразных её проявлениях и результатах, в границах определённой территории:

Духовная жизнь (взгляды, помыслы, идеалы);

Этнонациональные процессы (особенности культуры, быта, истории коренных жителей края);

Религия, история церкви (история разных конфессий в крае, верования местного населения);

События локальной истории (деятельность многих поколений жителей села, района, края, социально-экономические и политические отношения);

Судьбы конкретных людей, история семей;

Повседневность.

История края, местные события и явления изучаются в единстве трёх временных измерений: прошлое – настоящее – будущее. Так, изучая историю села, важно познакомить учащихся с его современным состоянием, а также перспективами обновления и развития. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи, содействовать формированию исторического мышления.

2. Формы и методы краеведческой работы.

Составляющей системы школьного краеведения являются организационные формы обучения. К ним относятся:

    Изучение материалов краеведения на уроках основного курса отечественной истории. Здесь следует понимать, что региональный материал используется как часть урока по истории России или как самостоятельный урок по истории края в рамках учебного плана.

    Факультативные курсы, т. е. специальные краеведческие курсы, которые проводятся за счет часов школьного компонента. На них занимаются учащиеся, проявляющие глубокий интерес к истории края. Основной задачей факультатива по краеведению является развитие интереса к родному краю, его истории и исторической науке, с целью углубления знаний и развития способностей учащихся. Реализации данной цели способствуют:

а) расширение знаний за счёт увеличения источниковедческой базы: изучение документов, монографий, материалов топонимики, этнографии, археологии и др.;

б) обучение учащихся азам научного поиска, ознакомление с методами исторического исследования;

в) вовлечение ребят в активную познавательную деятельность.

Факультативы по краеведению сочетают в себе многие формы, приемы и методы как внеклассной, так и урочной работы с детьми: здесь и семинары, и практикумы в музеях и архивах, конференции, экскурсии. На факультативах ребята могут научиться правильно писать рефераты, проводить различные исследования, анкеты, опросы, работать с научной, научно-популярной литературой и источниками, а также получают опыт публичных выступлений.

    Внеклассные занятия.

Они могут быть массовыми, групповыми, индивидуальными. Поэтому мероприятия, основанные на сведениях по местной истории и проходящие во внеурочное время, можно разделить на три группы:

    1) мероприятия, на которых участники выступают в роли потребителей информации (классные часы, экскурсии, встречи с представителями администрации и другими интересными людьми);

    2) мероприятия, продолжающие ученическую деятельность, начатую на уроке (игры, праздники, выставки творческих работ);

    3) мероприятия, которые позволяют применить знания и умения, полученные ребятами в учебном курсе (работа краеведческого кружка, защита рефератов, научно-исследовательская работа, поисковые экспедиции).

Пути и методы изучения родного края разнообразны. Их выбор зависит, прежде всего, от возраста школьников, от уровня их подготовки, от целей занятия, от задач проводимой работы. Самые распространенные:

    лекция (учитель сам рассказывает ребятам об истории края, но этот метод необходимо использовать крайне редко, т. к. краеведение дает возможность исследовать и делать открытия ребятам самостоятельно. Кроме того, лучше запомнится то, что увидится);

    урок-экскурсия (музеи, архивы, выставки, археологические стоянки, памятники природы, архитектуры, монументы - все это пробуждает интерес к истории, воспитывает не нравоучениями и поучениями, а примером увлекательной совместной работы, результатом которой будут глубокие и прочные знания). Но для проведения экскурсии требуется специальная подготовка, как для ребят, так и для учителя.

Учитель выбирает объект экскурсии, им может быть предприятие, место, на котором происходили исторические события, музей или что-то другое. Выбирая объект, руководитель должен представлять, как эта экскурсия поможет ребятам разобраться с общероссийским историческим процессом, и какие возможности существуют для патриотического и эстетического воспитания. Далее необходимо определить цель, маршрут, экспонаты, место экскурсии в учебной теме.

Краеведческие экскурсии можно разделить на несколько типов:

    Вводные экскурсии, они предшествуют изучению учебного материала на уроке. Ребята на таком мероприятии накапливают фактический материал, делают выводы, что очень помогает при изучении темы в классе.

    Экскурсии, являющиеся продолжением изучения материала. Полученные сведения конкретизируют учебный материал, делают предметным.

    Экскурсии, целью которых является углубление, закрепление и обобщение общеисторического материала на базе вещественных и письменных исторических памятников.

    Историко-производственные экскурсии, помогают правильной профориентации учащихся

Важно предупредить учащихся, что после экскурсии им будут предложены вопросы, на которые они должны ответить.

    Самостоятельная работа (историческое краеведение ставит учителя и ребят в положение исследователей).

Методы самостоятельной работы:

- опросы, анкетирование ( не нуждается в специальной подготовке ребят, необходима лишь тщательная работа по продумыванию вопросов);

- интервьюирование ( занимает гораздо больше времени для подготовки т. к. интервьюеру приходится менять вопросы с учетом текущих событий, обстоятельств интервью, атмосферы беседы и возраста опрашиваемого);

- семинар (главной целью семинара является вовлечение большого количества учащихся в активную поисково-исследовательскую работу. Учителю, организовывающему семинар, нужно очень внимательно подходить к разработке тематики занятий. Необходимо учитывать возрастные особенности и уровень развития, степень подготовленности класса. Возможна дифференциация заданий. Готовясь к семинарским занятиям, одни производят поиск, сбор, накопление материала, подвергают его анализу, систематизируют, обобщают, делают первичные выводы. Более подготовленные учащиеся пишут доклады, рефераты, а остальные - разрабатывают отдельные вопросы и выступают в качестве содокладчиков, оппонентов);

- практические (лабораторные) занятия ( учащиеся учатся приемам работы с местной литературой, монографиями, периодической печатью, документами, вещественными памятниками, методам составления сложного плана, конспектов, рефератов);

- составление летописи по истории школы, предприятия, села, города (источниками для составления летописи служат книги местных историков, периодическая печать, документальные материалы, воспоминания местных жителей и личные наблюдения учащихся).

    Игра - это тоже один из видов изучения краеведения. В увлекательной форме ребята узнают что-то новое, закрепляют ранее изученный материал и навыки работы с документами.

    Краеведческий кружок (учащиеся собирают, обобщают, оформляют собранные материалы, создают или пополняют школьный музей).

Многообразие форм и методов, доступность источников для самостоятельного изучения, близость событий, возможность задать вопросы очевидцам исторических событий - все это делает краеведческую работу более живой и интересной, помогает увлечь детей в замечательный мир исследований и открытий, раскрывает их творческие способности, раскрепощает и оказывает воспитательное воздействие на учащихся.

3. Организация краеведческой работы в школе

Краеведческая работа в ОУ идёт по следующим направлениям:

1.Мой дом. Родословная семьи.

2.Родная школа. Ее история и традиции.

3.Село: прошлое, настоящее, перспективы развития.

4.История района.

5.История края.

Краеведческая работа в МБОУ «СОШ с.Павло-Федоровка» имеет разные формы.

    Изучение материалов краеведения на уроках основного курса Отечественной истории. Краеведческий материал включается в объяснение учителя. Привлечение ярких эпизодов из истории родного края позволяет сделать многие события отечественной истории более близкими и понятными для учащихся. По ряду вопросов можно дать задание самостоятельно проработать материал в краеведческой литературе, выполнить творческое задание.

    Внеклассная работа.

    работа с архивными документами, с периодической печатью;

    сбор газетных материалов о людях и событиях родного края, района, села;

    работа школьного музея;

    работа лекторской группы;

    совместная работа с Советом ветеранов;

    интеллектуальные марафоны;

    летопись школьной жизни;

    встречи с участниками и очевидцами исторических событий;

    фотографирование участников событий, других знатных людей, а также зданий и иных исторических объектов;

    консультации научных сотрудников архивов, музеев, работников библиотек и внешкольных учреждений;

    беседы с местным населением;

    поиск предметов материальной и духовной культуры.

При проведении внеклассных занятий используются все методы, охарактеризованные выше.

Познавательная краеведческая работа имеет три уровня.

1 уровень. Получение готовых знаний

Со слов учителя, из учебных пособий и СМИ;

Встречи с ветеранами;

Экскурсии.

2 уровень. Самостоятельное приобретение знаний

Оформление стендов «Родной край», «Кировский район», «История школы в лицах»;

Выпуск боевых листков, газет;

Работа с архивными документами.

3 уровень. Участие в научно-исследовательской деятельности.

Учащиеся принимают участие в подготовке и проведении многих мероприятий разных уровней.

Участие учащихся и учителей ОУ в мероприятиях краеведческого направления

районного и краевого уровней за 2008-2012гг.

Фиалов Антон, уч-ся 10 кл. (рук. Палей Л.А.)

Карасёв Алексей, уч-ся 8 кл. (рук. Палей Л.А.)

3-е место

Вторая Осенняя школа «Приморский край в истории Отечества»(2009 г.)

Фиалов Антон, уч-ся 10 кл.(рук. Палей Л.А.)

Сертификат участника

Творческий доклад «Внеурочная деятельность в гражданско-патриотическом образовании» (из опыта работы)(2009 г.)

Палей Л.А., учитель истории

Приложение к свидетельству о повышении квалификации

Районная конференция ученических научно-исследовательских работ «Путь к успеху». Реферат «Имя на карте. История села Павло-Фёдоровка» (2010 г.)

Фиалов Антон, уч-ся 11 кл. (рук. Палей Л.А.)

Сертификат участника

Районная конференция «Путь к успеху».Реферат «Несколько страниц из истории Второй Мировой войны»

Реферат «Шесть поколений павлофедоровцев»

Реферат «Наша дамба» (2011 г.)

Гаврилов Михаил,

уч-ся 10 кл. (рук. Палей Л.А.)

Стрелков Павел, уч-ся 6 кл. (рук. Палей Л.А.)

Группа уч-ся 4 кл. (рук. Данильченко Л.А.)

2-е место

3-е место

2-е место

Районный брейн-ринг, посвящённый Дню Победы (2010 г.)

Сборная команда учащихся

3-е место

Участие в экспедиции, посвящённой году Учителя с посещением мемориала Чегодаева В.М. Установка памятной доски на самой высокой точке Кировского района (2011 г.)

Восхождение на сопку Флаговая (2011 г.)

Группа учащихся ОУ в составе сборной района

10.

Участие в экспедиции с исследованием пещеры на сопке Золотая

Группа учащихся ОУ в составе сборной района

Внеурочная работа в школе разнообразна.

    классные часы на темы «Мои земляки», «Наш заповедный уголок», «Что я знаю о селе?» и др.;

    викторины «Люби и знай свой край», «Исследователи Приморья»;

    акция «Мы помним…», посвящённая окончанию Второй Мировой войны;

    акция «Обелиск», посвящённая окончанию Великой Отечественной войны;

    заочное путешествие «Сёла Кировского района»;

    оформление стендов «Приморский край», «Кировский район»;

    экологические субботники «Сделай село чище»;

    экскурсии по памятным местам села;

    составление родословных;

    казачьи посиделки «Нет переводу казачьему роду»;

    конкурс «Самый активный класс», победители которого награждаются поездкой по краю (в 2011 году уч-ся 6 класса посетили тигровый заповедник около г. Спасск-Дальний, в 2012 г. уч-ся 10 класса совершили поездку во Владивосток с посещением краевого драматического театра им. Горького).

В текущем учебном году в школе проведена конференция ученических исследовательских работ. На ней были представлены 3 работы краеведческого направления:

- «Из истории школы», Стрелкова Светлана, уч-ся 4 класса (рук. Стрелкова А.В.)

- «Поэты моего села» Гагенко Вероника, уч-ся 6 класса (рук. Салимова О.А.)

- «Мои родители – защитники Отечества», Батог Маргарита, уч-ся 2 класса (рук. Данильченко Л.А.).

Все работы будут представлены на районном конкурсе «Путь к успеху».

Краеведческая работа в школе развивает творческие способности школьников, расширяет кругозор и обогащает знаниями краеведческого характера, формирует умения и навыки ведения поисковой, исследовательской работы, пробуждает интерес к изучению жизни людей и природы своего края, воспитывает личность гражданина-патриота.

IV . Краеведческий кружок

Краеведческая работа мною проводится постоянно, как на уроке, так и во внеурочное время. Но я пришла к выводу, что в школе необходимо организовать краеведческий кружок. Именно кружок позволит более эффективно реализовать весь накопленный материал и опыт работы, сочетать и использовать разнообразные формы внеклассной работы. Мною разработана программа краеведческого кружка.

Программа работы краеведческого кружка «Исток»

Пояснительная записка.

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Данная программа - авторская программа Палей Ларисы Алексеевны, обобщение многолетней систематической работы по краеведению, проводимой в МБОУ «СОШ с. Павло-Федоровка» Кировского района.

Программа рассчитана на 2 года изучения по 17 занятий в год. Итого 34 часа.

Цель программы: познакомить учащихся с историко - культурным наследием села Павло-Фёдоровка и Кировского района.

Задачи программы:

    Изучать прошлое и настоящее Кировского района и села Павло-Фёдоровка.

    Воспитывать чувство патриотизма у учащихся через краеведческие знания.

    Способствовать сохранению и формированию семейных ценностей и традиций.

    Активизировать поисковую деятельность учащихся.

    Вырабатывать умения ведения исследовательской работы в области краеведения.

    Формировать у школьников навыки информационной культуры.

    Пополнять фонды школьного музея работами учащихся по краеведению.

Формы проведения занятий:

    Экскурсия.

    Экспедиция.

    Работа в архивах.

    Конференции.

    Уроки.

    Работа с документами.

    Исследовательская деятельность.

Механизм реализации программы:

    организация экскурсий в районный краеведческий музей;

    пешие экскурсии по селу и его окрестностям;

    посещение концертов фольклорных коллективов;

    сбор материалов;

    оформление материалов;

    организация работы в районном архиве;

    участие в российских, региональных и районных краеведческих конкурсах.

Прогнозируемые результаты:

    формирование у детей краеведческих знаний;

    воспитание уважения и интереса к истории своей «малой Родины»;

    применение приобретённых знаний на уроках истории, литературы, географии;

    развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю;

    формирование личности патриота и гражданина своей Родины;

    реализация творческого потенциала в различных видах краеведческой деятельности.

Тематическое планирование занятий

1

Красотою славится наша Кировская земля.

Знакомство с природой района. Легенды и предания. Физико-географическая характеристика района. Географическое положение. Климат. Растительный мир. Животный мир.

Наша малая Родина

Географическое положение села Павло-Фёдоровка в Кировском районе и Приморском крае. Природные условия села и его окрестностей. Климатические особенности. Зеленый наряд села. Воспитание бережного отношения к природе.

4-5

Имя на карте

История возникновения села.

Топонимика нашего района

Наука топонимика. Объяснение названий населенных пунктов, географических объектов на территории Кировского района.

Топонимика нашего села

История возникновения названий улиц, реки, сопок. Современные и прежние названия.

Современное состояние реки. Экология.

Русские землепроходцы

История заселения. Роль казачества в истории села

9-11

Откуда пошёл мой род

Знакомство со своей родословной. Создание родословной своей семьи.

11-12

Достопримечательности и памятники села.

Знакомство с памятными местами (памятник погибшим односельчанам, братская могила солдат Второй мировой войны, памятник погибшим лётчикам)

Занятия наших земляков

Знакомство с основными видами деятельности сельчан в разные годы

Наша школа

История образования в селе

Культурная жизнь села

История возникновения клуба

Ими гордится село

Знакомство с интересными людьми

Итоговая конференция

Творческий отчёт

Второй год

1-2

Кировский район – жемчужина Приморья

Заповедник. Курортная зона.

Павло-Фёдоровка: прошлое, настоящее, будущее

История возникновения и развития села. Перспективы развития.

Судьба поколений

Численность населения в разное время. Демографические показатели. Национальный состав. Роль казачества в истории села. Миграции населения.

Утраченная святыня

Церковь на территории села.

У каждого своя судьба.

Гражданская война на территории нашего района.

Становление Советской власти

Коллективизация. Образование нашего района. Репрессии 30-х.

8-9

«Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд».

Наше село и район в годы войны. Тыл фронту. Работа с архивными источниками.

10-11

«Я не участвую в войне, война участвует во мне.»

Знакомство с книгой “Памяти”. Наши земляки Герои Советского Союза. Война в судьбе моей семьи. Военная доблесть наших земляков.

Трудовая доблесть

Знакомство с односельчанами-орденоносцами

13-14

О чём рассказали фотографии из семейного альбома.

Составить рассказ о людях на старых фотографиях в семейном альбоме. Человек и история. История в лицах

Поэты нашего села

Знакомство с творчеством односельчан.

Наши «Родники»

Знакомство с творчеством и историей создания коллектива «Родники»

Итоговая конференция

Творческий отчёт

V .Заключение

Таким образом, в школе сложилась система краеведческой работы, накоплен большой опыт по организации краеведческой работы, достигнуты неплохие результаты. Все направления краеведческой работы взаимосвязаны и позволяют вести эту работу в комплексе. За это время уже несколько выпусков ребят, так или иначе, были связаны с изучением родного края. Эта работа для них не прошла бесследно – позволила лучше узнать свою малую родину, внести свой вклад в изучение ее истории, поднять престиж школы в краеведческой работе, определиться с выбором будущей профессии.

Литература

1.В.Н.Суслов. Моя семья. Мой народ. Моё Отечество. Легион, Ростов-на Дону, 2011

2. Судьбы без Родины не вижу…История Кировского района. П. Кировский, 2011

3. Н.В.Бутковская. Донской станичный округ Уссурийского казачьего войска. Владивосток, 2011

4. Т.К.Щеглова. Устная история и краеведческая работа. Преподавание истории в школе, №5, 1998г.: Школа- Пресс, 1998

5. Краеведение в школьном историческом образовании. Преподавание истории и обществознания в школе, №10, 2004: школьная пресса, 2004

6. Материалы школьного музея

VI Приложение

Примерные программы изучения краеведческого материала

ИСТОРИЯ СЕЛА

История возникновения села, происхождение его названия. Природные условия. Начало застройки,

Село до 1917 года:

Управление,

Население, его численность,

Труд и занятия первых поселенцев,

Состояние образования и здравоохранения,

Пути сообщения.

Участие односельчан в событиях дореволюционной российской истории.

Село в период Октябрьской революции и Гражданской войны. Установление Советской власти. Участие односельчан в Гражданской войне. Возникновение партийной и комсомольской организаций (ячеек) на селе, их организаторы.

Предвоенные годы. Организация колхоза, его первый председатель, первые колхозники. Раскулачивание и его последствия.

Село в годы Великой Отечественной войны. Помощь фронту. Односельчане-фронтовики. Село в годы советско-японской войны. Увековечение памяти погибших односельчан.

Послевоенные годы в истории села. Участие сельчан в выполнении советских пятилеток. Односельчане-орденоносцы.

Переселенческая политика.

Современное село и перспективы его развития.

По истории села необходимо собирать архивные документы, сведения о его возникновении, его жителях, об изменении облика села, воспоминания жителей об истории села, фотографии и биографии старожилов, описания памятников, перспективные планы развития села.

История сельскохозяйственного предприятия.

История возникновения колхоза. Время возникновения, его название. Первый председатель, первые члены колхоза, правления, их биографии. Раскулачивание. Развитие колхоза до 1941 года. Основные отрасли сельхозпроизводства. Экономическое состояние колхоза. Оплата труда колхозников.

Колхоз в годы Великой Отечественной войны. Помощь фронту. Героический труд колхозников в годы войны. Участие школьников в сельскохозяйственных работах.

Образование совхоза. Время возникновения, его название. Особенности организации. Первый директор. Основные отрасли сельхозпроизводства. Экономическое состояние совхоза.

Знатные люди колхоза, их достижения в борьбе за высокий урожай и развитие животноводства.

Хозяйство в годы перестройки. Изменения системы организации и управления.

Современное хозяйство. Основные отрасли сельхозпроизводства. Достижения. Перспективы развития.

По истории сельхозпредприятия собираются протоколы собраний, заседаний, трудовые книжки работников, ведомости по начислению трудодней и зарплаты, грамоты, вымпелы, значки, фотографии, воспоминания, материалы из периодической печати, перспективные планы развития.

tattooe.ru - Журнал современной молодежи