Мануэль кастельс. Испанский социолог Мануэль Кастельс: биография и фото. Начало ученой карьеры

КАСТЕЛЬС МАНУЭЛЬ - испанский со-цио-лог.

В 1958-1962 годах учил-ся в Бар-се-лон-ском университете. Уча-ст-во-вал в ан-ти-фран-ки-ст-ском дви-же-нии; в 1962 году эмиг-ри-ро-вал во Фран-цию. В 1964 году окон-чил факультет пра-ва и эко-но-ми-ки в Сор-бон-не; уче-ник А. Ту-ре-на. В 1967-1968 годах пре-по-да-вал со-цио-ло-гию в университете Па-риж X в Нан-те-ре (ис-клю-чён из-за уча-стия в сту-денческих про-тес-тах), за-тем в па-риж-ской Выс-шей шко-ле со-ци-аль-ных на-ук. В 1979-1998 годах профессор Ка-ли-фор-ний-ско-го университета (Берк-ли), в 1988-1993 годах ди-рек-тор Института со-цио-ло-гии но-вых тех-но-ло-гий при Ав-то-ном-ном университете в Мад-ри-де; с 2001 года профессор От-кры-то-го университета (Бар-се-ло-на), с 2003 года профессор в Ан-нен-берг-ской шко-ле ком-му-ни-ка-ций Юж-но-Ка-ли-фор-ний-ско-го университета. Чи-тал лек-ции в университетах 39 стран ми-ра, в т. ч. в Московском и Но-во-си-бир-ском университетах, в Выс-шей шко-ле эко-но-ми-ки (Мо-ск-ва).

Кон-суль-ти-ро-вал пра-ви-тель-ст-ва ря-да го-су-дарств и ме-ж-ду-народных ор-га-ни-за-ции, в т. ч. в 1992 году Пра-ви-тель-ст-во Рос-сии (на-хо-дясь в со-ста-ве ме-ж-ду-народной груп-пы экс-пер-тов). Ре-ко-мен-да-ции этой груп-пы, со-глас-но ко-то-рым го-су-дар-ст-во долж-но бы-ло со-хра-нять кон-троль над про-цес-са-ми при-ва-ти-за-ции (с тем что-бы пре-дот-вра-тить пе-ре-дел круп-ной соб-ст-вен-но-сти до то-го, как бу-дет соз-дан класс мел-ких и сред-них соб-ст-вен-ни-ков), не бы-ли вос-тре-бо-ва-ны российским пра-ви-тель-ст-вом.

В кни-гах «Го-род-ской во-прос» («La Ques-tion urbaine», 1972 год) и «Го-род и его обы-ва-те-ли» («The city and the grass-roots», 1983 год) раз-ра-ба-ты-вал тео-рию раз-ви-тия го-ро-да. В ра-бо-те «Ин-фор-ма-цио-наль-ный го-род» («The informational ci-ty», 1989 год) ввёл по-ня-тие «про-стран-ст-во по-то-ков» - ин-фор-ма-ци-он-ных, тех-но-ло-ги-че-ских, фи-нан-со-вых и т. п., бла-го-да-ря ко-то-рым про-ис-хо-дит гло-ба-ли-за-ция эко-но-мических и со-ци-аль-ных про-цес-сов.

В фун-даментальном тру-де «Ин-фор-ма-ци-он-ная эпо-ха: эко-но-ми-ка, об-ще-ст-во и куль-ту-ра» («Information age: economy, society and culture», vol. 1-3, 1996-1998 годы, русский перевод 2000 года) ана-ли-зи-ру-ет-ся ха-рак-тер но-вой, уни-вер-саль-ной со-ци-аль-ной струк-ту-ры - «се-те-во-го об-ще-ст-ва», вы-зван-но-го к жиз-ни по-яв-ле-ни-ем но-во-го спо-со-ба раз-ви-тия - «ин-фор-ма-цио-на-лиз-ма», ко-то-рый воз-ник в конце XX века в ре-зуль-та-те пе-ре-строй-ки ка-пи-та-ли-стической сис-те-мы и ос-но-ву ко-то-ро-го со-став-ля-ет ин-тег-ри-ро-ван-ная сис-те-ма гиб-ких, по-сто-ян-но об-нов-ляю-щих-ся ин-фор-мационных и ком-му-ни-кационных тех-но-ло-гий. В от-ли-чие от ин-ду-ст-риа-лиз-ма, главным ис-точ-ни-ком про-из-во-ди-тель-но-сти ста-но-вит-ся те-перь тех-но-ло-гия про-изводства зна-ния, об-ра-бот-ки ин-фор-ма-ции и её эф-фек-тив-но-го при-ме-не-ния и раз-ви-тия («воз-дей-ст-вие зна-ния на са-мо зна-ние»). Скла-ды-ваю-щая-ся на-чи-ная с 1980-х годов гло-баль-ная «ин-фор-ма-цио-наль-ная» эко-но-ми-ка спо-соб-на функ-цио-ни-ро-вать как еди-ное це-лое в ре-аль-ном вре-ме-ни в мас-шта-бах всей пла-не-ты. Ре-шаю-щим для раз-ви-тия стран и кон-ти-нен-тов в рам-ках ми-ро-вой эко-номи-ки ока-зы-ва-ет-ся об-ла-да-ние ин-фор-мационными тех-но-ло-гия-ми (в ча-ст-но-сти, се-тя-ми Ин-тер-нет); стра-ны и ре-гио-ны (например, в Аф-ри-ке), не имею-щие дос-ту-па к этим тех-но-ло-ги-ям или не ос-ваи-ваю-щие их, ока-зы-ва-ют-ся под уг-ро-зой ис-клю-че-ния из ми-ро-во-го раз-де-ле-ния тру-да, об-ра-зуя, по Кастельсу, «чет-вёр-тый мир».

От-ме-чая, что де-ре-гу-ля-ция рын-ка и при-ва-ти-за-ция не яв-ля-ют-ся раз-ви-ваю-щим ме-ха-низ-мом, К. при-да-ёт важ-ней-шее зна-че-ние та-ким стра-те-ги-ям по-зи-тив-ных из-ме-не-ний, как тех-но-ло-гич. и об-ра-зо-ват. по-ли-ти-ка. На мно-го-числ. при-ме-рах (от США до Ки-тая и Ин-дии) он по-ка-зы-ва-ет, что во всём ми-ре го-су-дар-ст-во бы-ло ини-циа-то-ром и гл. дви-га-те-лем ин-фор-мац.-тех-но-ло-гич. ре-во-лю-ции, со-дей-ст-во-вав-шим раз-ви-тию рын-ков и фи-нан-си-ро-вав-шим мак-ро-ис-сле-до-ва-тель-ские про-грам-мы. В то же вре-мя де-цен-тра-ли-зо-ван-ные ин-но-ва-ции сти-му-ли-ро-ва-лись куль-ту-рой тех-но-ло-гич. ак-тив-но-сти и при-ме-ра-ми бы-ст-ро-го лич-но-го ус-пе-ха. Кон-флик-ты, воз-ни-каю-щие из-за уве-ли-чи-ваю-щей-ся дис-тан-ции ме-ж-ду гло-ба-ли-за-ци-ей с ха-рак-тер-ным для неё аб-ст-ракт-ным ин-ст-ру-мен-тализ-мом се-те-вых ин-фор-мац. по-то-ков и ис-тори-че-ски сло-жив-шей-ся «кол-лек-тив-ной иден-тич-но-стью» кон-крет-ных субъ-ек-тов, при-во-дят к по-яв-ле-нию оп-по-зи-ци-он-ных со-ци-аль-ных дви-же-ний (в ча-ст-но-сти, эко-ло-ги-че-ско-го, фе-ми-ни-ст-ско-го и т. п.).

Сочинения:

City, class and power. L.; N. Y., 1978;

The economic crisis and American society. Princeton, 1980;

Technopoles of the world: the ma-king of XXI century industrial complexes. L., 1994;

The collapse of Soviet communism: a view from the information society. Los Ang., 1995 (with E. Kiselyova);

Ин-фор-ма-ци-он-ное об-ще-ст-во и го-су-дар-ст-во бла-го-сос-тоя-ния. Фин-ская мо-дель. М., 2002 (совм. с П. Хи-ма-не-ном);

Га-лак-ти-ка Ин-тер-нет. Ека-те-рин-бург, 2004;

Glo-ba-lización, desarrollo y democracia: Chile en el contexto mundial. Santiago, 2005;

Mobile com-munication and society. Camb., 2006 (co-auth.).

Мануэль Кастельс - испанский социолог с левыми взглядами, который посвятил свою жизнь изучению информационного общества, коммуникации и Индекс цитирования социальных наук в своем обзоре за 2000-2014 годы дает ему пятое место среди наиболее упоминаемых в прессе ученых мира. Он является лауреатом премии Хольберга (2012) за вклад в развитие теории информационного (постиндустриального) общества. А в следующем году получил престижную награду Бальзана в области социологии. Кстати, премия Хольберга является аналогом Нобелевской, только в сфере общественных и гуманитарных наук. В данное время Мануэль Кастельс занимает пост директора исследований социологического отделения Кембриджского университета, а также является профессором высших учебных заведений Лос-Анджелеса и Беркли.

Детство и юность

Мануэль Кастельс родился в маленьком городке Эльин в испанской провинции Альбасете (Ла Манча) в 1942 году. Там он вырос и провел детство. Но в юности будущий социолог часто переезжал. Он жил в Альбасете, Мадриде, Картахене, Валенсии и Барселоне. Его родители происходили из очень консервативной семьи. Поскольку юность Мануэля прошла во франкистской Испании, ему с детства пришлось сопротивляться всему своему окружению. Поэтому чтобы остаться самим собой, он заинтересовался политикой с пятнадцати лет. В Барселоне молодой человек поступил в университет и изучал экономику и право. Там он вступил в подпольное анти-франкистское студенческое движение "Рабочий Фронт". Его деятельность обратила на себя внимание спецслужб страны, а потом начались аресты его друзей, в связи с чем Мануэль вынужден был эмигрировать во Францию.

Начало ученой карьеры

В двадцать лет Мануэль Кастельс получил высшее образование в Сорбонне. Затем написал докторскую по социологии при Одним из его преподавателей был Ален Турен. В двадцать четыре года Кастельс уже был инструктором при нескольких университетах Франции. Тогда он начал заниматься урбанистикой и преподавать методологию общественных исследований и городской социологии. Ему даже довелось учить знаменитого Даниэля Кон-Бендита в Университете Западный Париж - Нантер-Ля-Дефанс. Но его оттуда уволили в связи с поддержкой студенческих протестов 1968 года. Затем он стал преподавателем Высшей школы социальных наук, где работал до 1979 года.

Дальнейшая жизнь

В конце 70-х годов прошлого века Мануэль Кастельс стал профессором социологии Беркли. Он сделался также ответственным за такую дисциплину, как «городское и региональное планирование». На родине его тоже не забыли - разумеется, после смерти Франко. В 80-90-х годах он работал директором Института социологии новых технологий при Автономном университете Мадрида. В 2001 году он занял должность профессора в Барселоне. Этот вуз назывался Открытым университетом. Кроме того, его приглашают читать лекции во многие высшие школы всего мира. С 2003 года Кастельс сделался профессором по коммуникации в Университете Южной Калифорнии. Он также возглавляет Центр общественной дипломатии в этом учебном заведении. С 2008 года является членом правления Европейского института инноваций и технологии. Живет в Испании и США, проводя время то в одном, то в другом месте.

Связи с Россией и частная жизнь

Интересно, что для такого крупного ученого, как Мануэль Кастельс, изучение города и его проблематики стало и толчком к личным отношениям. Социолог с мировым именем приезжал в Советский Союз в 1984 году на конференцию Международной социологической ассоциации, которая проходила в городе Новосибирске. Там он познакомился с русской ученой Эммой Киселевой, которая впоследствии вышла за него замуж. После распада СССР Кастельс приезжал в Россию в составе группы иностранных советников по вопросам реформ и планирования, но его рекомендации были сочтены неприемлемыми. Тем не менее он продолжал писать книги и статьи о современном информационном обществе. Некоторые из них были посвящены месту и роли России. Они написаны в соавторстве с Эммой Киселевой. В русскоязычной литературе принято считать, что Кастельс является постмарксистом, но сам ученый достаточно критически относится к коммунистическим идеям и полагает, что реализация всякой утопии ведет к тоталитаризму.

Теории Мануэля Кастельса

Является автором двадцати книг и более чем ста статей. Проблемы городской жизни были главной темой его первого произведения. Но не только это интересовало такого ученого, как Мануэль Кастельс. Главные труды его посвящены исследованию организаций и институций, роли интернета в жизни общества, социальных движений, культуры и политической экономии. Кроме того, считается, что Кастельс является одним из крупнейших социологов современности, специализирующихся в области знаний об информационном обществе. Его труды на эту тему оцениваются как классические. Ученого интересует состояние человека и социума в контексте процессов развития глобальной сети Интернет. Он также исследовал проблематику общественных изменений, которые стали следствием технологической революции. Этому он посвятил свою монументальную трилогию «Информационная эпоха: экономика, социум и культура». Первый том ее называется «Возникновение сетевого общества», второй - «Власть идентичности», а третий - «Конец тысячелетия». Эта трилогия вызвала множество дискуссий в ученой среде. Популярным ее резюме явился труд «Галактика Интернет».

Мануэль Кастельс: концепция информационного способа развития

Новые технологии семидесятых годов произвели резкие изменения в социальной и экономической структуре общества. Достаточно жесткие институции и вертикали стали сменяться сетями - гибкими, подвижными и горизонтально ориентированными. Именно через них теперь осуществляется и власть, и обмен ресурсами, и многое другое. Для Кастельса очень важно продемонстрировать, что международные связи в области бизнеса и культуры и развитие информационной технологии - явления взаимозависящие и неразрывные. Все сферы жизни, начиная с политической деятельности крупных государств и заканчивая повседневным бытом обычных людей, изменяются, попадая в глобальные сети. Эти технологии поднимают на невиданную высоту в современном обществе значение знания и информационных потоков. Теоретики постиндустриализма тоже это отмечали, но доказал это развернуто только Мануэль Кастельс. Информационная эпоха, которую мы наблюдаем в данное время, сделала знания и их передачу основным источником продуктивности и власти.

Как общество стало сетевым

Мануэль Кастельс анализирует также признаки этого явления. Одной из характерных черт информационной эпохи является сетевое структурное развитие общества по определенной логической цепочке. К тому же этот социум изменяется на фоне ускорения и противоречий процессов глобализации, задевающих весь земной шар. Ядро этих трансформаций, по мнению Кастельса, связано с технологиями обработки информации и коммуникаций. В частности, огромную роль здесь сыграла с ее компьютерной индустрией. Эффекты и последствия этого стали охватывать все сферы человеческой жизнедеятельности. Одним из них стало, как считает Мануэль Кастельс, Оно инициирует логику изменений социальной системы и приводит к тому, что наиболее успешным явлением стала способность к гибкости, реконфигурации. Глобализация экономики тоже стала таким следствием. Ведь основные виды деятельности, такие как капитал, труд, сырье, технологии, рынки, организуются, как правило, в мировом масштабе с помощью сетей, связывающих рабочих агентов.

Мануэль Кастельс: «Власть коммуникаций»

Один из последних трудов этого крупнейшего социолога современности, написанный в 2009 году, но только недавно переведенный на русский язык, является учебным пособием о политических процессах наших дней, существующих в мире медиа и интернета. Он показывает, как работают технологии власти, использующие привлечение внимания общества к какому-то событию или явлению. Кроме того, коммуникации влияют на рынок труда, дают новые возможности террористам, а также приводят к тому, что каждый человек на нашей планете становится не только потребителем, но и источником информации. В то же время эти технологии сделали невозможным контроль над сознанием. Они привели не только к созданию «фабрик мысли», которыми пользуются крупные информационные «киты», но и к противоположному процессу «снизу», когда несколько сообщений, подхваченные волной социальных сетей, могут привести к взрыву, способному изменить систему.

Мануэль Кастельс (исп. Manuel Castells, 1942) — испанский социолог-постмарксист, один из основателей теории новой социологии города.

Считается одним из ведущих социологов современности, специализирующимся в области теории информационного (постиндустриального) общества. В начале научной карьеры изучал проблемы урбанистики.

В 1958 поступил в Барселонский университет. С 1960 участвовал в антифранкистском движении. В 1962 эмигрировал во Францию, учился в Парижском университете у Алена Турена.

Преподавал социологию в Университете Западный Париж — Нантер-ля-Дефанс и Высшей школе социальных наук.

С 1979 года — профессор Калифорнийского университета в Беркли. Одновременно в 1988-1994 директор Института социологии новых технологий при Мадридском автономном университете.

В качестве приглашённого профессора читает лекции в крупнейших университетах мира.

С 1984 года неоднократно посещал СССР и Россию. В 1984 на рабочем совещании Международной социологической ассоциации в Новосибирске познакомился с социологом Эммой Киселёвой, на которой женился в 1993. Весной 1992 работал в России руководителем группы зарубежных экспертов, приглашённых правительством РФ, но рекомендации группы Кастельса были отклонены.

В начале научной карьеры был сторонником структуралистского марксизма Луи Альтюссера, под влиянием которого придавал значение комплексному анализу развития общества, обращая основное внимание на социальные противоречия и конфликты. Кастельс, однако, отрицает тезис о рабочем классе как главном двигателе перемен и демонстрирует критическое отношение к коммунистическим режимам и к коммунизму как конечной цели, утверждая, что «все утопии ведут к террору, если предпринимается серьезная попытка воплотить их в жизнь».

Книги (4)

Власть коммуникации

Книга одного из крупнейших социологов современности Мануэля Кастельса, известного российскому читателю по опубликованным ранее произведениям, представляет собой поистине энциклопедию «работы» власти в современном пронизанном медиа мире.

Автор дает практически исчерпывающее представление как о современном политическом процессе, существующем только через посредство медиа, так и об используемых последними способах привлечения общественного внимания (самого дорогого ресурса сегодня!), среди которых одним из наиболее популярных оказывается скандал.

М. Кастельс отталкивается от последних достижений нейронауки в изучении эмоционального интеллекта, позволяющих успешно использовать техники так называемой каскадной активации, фрейминга, прайминга и других методов воздействия на зрителя/читателя/слушателя. Для подтверждения своих идей он использует как американские реалии, так и политические процессы в разных странах мира. Особый интерес представляет заключительная глава, посвященная первой президентской избирательной кампании Барака Обамы, успех которой в решающей степени был обусловлен прорывным решением его избирательного штаба об активнейшем использовании социальных медиа.

Несмотря на сугубо академический характер (только библиография занимает 48 страниц), множество диаграмм и таблиц, что делает книгу незаменимым подспорьем в профессиональной практике политологов, прекрасным компендиумом и «точкой роста» для студентов, она представляет значительный интерес и для широкой читательской аудитории, поскольку написана увлекательно и прекрасным языком.

Галактика Интернет

Интернет стал обычной частью нашей жизни и привычным рабочим инструментом. Как он появился? Кто создал его? Как сказался Интернет на сфере коммуникаций, на экономике? К каким изменениям в культуре приводит распространение Интернета? Как меняются под его влиянием отношения между людьми? Как изменилась структура нашей повседневной жизни?

Книга одного из самых известных социологов современности профессора Мануэля Кастельса (Калифорнийский университет в Беркли, США) отвечает на эти и многие другие вопросы на основе фундаментального и всестороннего анализа.

Информационная эпоха: экономика, общество и культура

Монография посвящена всестороннему анализу фундаментальных цивилизационных процессов, вызванных к жизни принципиально новой ролью в современном мире информационных технологий. Выводы автора основываются не только на анализе данных национальных и международных статистических учетов, вторичном анализе экономических и социологических исследований других ученых, но и на его собственных крупномасштабных изысканиях. М. Кастельс проводил исследования в США, Японии, Тайване, Южной Корее, Гонконге, Китае, Западной Европе (Англии, Франции), России (особенно в академгородках Сибири и Подмосковья).

Он сформулировал целостную теорию, которая позволяет оценить фундаментальные последствия воздействия на современный мир революции в информационных технологиях, охватывающей все области человеческой деятельности.

Информационное общество и государство благосостояния. Финская модель

Финляндия уже давно попала в центр сообщества информации и коммуникационных технологий, обрастая исключительно успешными компаниями и эффективным распространением медиатехнологий, а также значительным коэффициентом инноваций во всех социальных сферах.

Тем не менее, ее социальные и культурные ценности и институциональное управление являются контрастными по отношению к Силиконовой Долине. Ключевой миф неолиберализма состоит в том, что государственные компании неэффективны и убыточны по определению. Однако при взгляде на компанию Sitra, деятельность которой подробно анализируется в предлагаемой вниманию читателей книге, рушится вся система идеологической аргументации «Вашингтонского консенсуса».

Sitra не просто добилась высокой эффективности, но и стала силой, преобразующей все финское общество. В сущности, перед нами модель общественной корпорации новой эпохи. Модель, имеющая ценность не только применительно к Финляндии, и не только в информационном секторе.

Мануэль Кастельс

Галактика Интернет

Предисловие к русскому изданию

В России происходит одновременно несколько переходных процессов. Один из самых значимых - технологический и организационный переход к информационному обществу. Богатство, власть, общественное благополучие и культурное творчество в России XXI века во многом будут зависеть от ее способности развить модель информационного общества, приспособленную к ее специфическим ценностям и целям. Интернет - это информационная технология и социальная форма, которая воплощает в себе информационную эпоху так же, как электрический двигатель был рычагом социальных и технических изменений индустриальной эпохи, В лежащей перед вами книге предпринимается анализ Интернета как культурного явления вместе с тем широким влиянием, которое оказал Интернет на бизнес,политику, личные взаимоотношения и сферу коммуникаций. Интернет изначально создавался как средство свободной глобальной коммуникации.

В то время как технология не гарантирует свободу, Интернет на самом деле является мощным инструментом как для осуществления личной свободы, так и свободы общественных групп. Тем не менее свобода не предполагает ее непременно позитивной социальной реализации, поскольку все зависит от того, как люди и социальные институты относятся к свободе. Так, быстрое распространение Интернета по всему миру сопровождается бытующими в средствах массовой информации разнообразными слухами и мифами о возможном негативном воздействии Интернета. Совсем недавно один высокопоставленный чиновник российского правительства выразил свое отрицательное отношение к Интернету на том основании, что он может оказать разрушительное влияние на детей. Как демонстрирует эта книга, эмпирические исследования развенчивают большинство подобных мифов. Более того, судить об Интернете в терминах «хорошо» или «плохо» вообще неправильно. Технологии хороши или плохи в зависимости от нашего их использования, Они суть продолжения нас самих.

Во всяком случае, независимо от нашего отношения к Интернету, мы должны считаться с тем, что Интернет и компьютерные сети в целом уже стали становым хребтом всех современных обществ по всему миру. Если в 1995 году в мире насчитывалось менее 10 миллионов пользователей Интернета, к концу 2003 года их стало около 700 миллионов, а к 2005 году их количество достигнет миллиарда, даже если учитывать громадную разницу между развитыми и развивающимися странами. Кроме того, вся деятельность, от финансовой сферы и СМИ до политики и общественных движений, организована вокруг сетей Интернета. Таким образом, реальный вопрос для людей, для бизнеса, для институтов - это как жить с Интернетом. Для того чтобы ответить на этот вопрос каждому со своей собственной точки зрения, нам нужно на основе научного исследования собрать все, что мы знаем о социальном, экономическом и политическом значении Интернета. Как раз это и является целью настоящей книги: суммировать и проанализировать данные исследований Интернета, проведенных за последние несколько лет. И хотя большинство этих данных получены в исследованиях, проведенных на Западе, в особенности в Соединенных Штатах, кажется, что они соответствуют исследованиям, проводимым и в других странах, например обзорному исследованию использования Интернета, которое я провел в Каталонии в 2002 году, и последним исследованиям, проведенным в Китае и Латинской Америке.

Что мы можем усвоить из этих исследований? Не опережая выводов анализа, предпринятого в настоящей книге, заслуживает внимания следующее.

1) Интернет был построен его создателями, по преимуществу учеными и студентами, как средство свободной коммуникации. Кроме того, функционирование Интернета обеспечивалось программами, свободно распространявшимися по сети. Даже сегодня на Apache и Linux, программах с открытым исходным кодом, работают две трети web-серверов по всему миру. Благодаря его структуре, контролировать Интернет возможно, но это весьма затруднительно, хотя правительства и пытаются подавить свободную коммуникацию посредством идентификации отправителей и получателей незаконных сообщений, налагая наказания на них и провайдеров Интернет-услуг. Однако из-за глобальной маршрутизации Интернета почти всегда можно найти альтернативные пути передачи сообщения для избежания контроля, как это делают пользователи Интернета в Китае. Таким образом, Интернет является, в первую очередь, универсальным социальным пространством свободной коммуникации.

2) Эмпирические данные свидетельствуют о том, что Интернет не содействует социальной изоляции и личному отчуждению. В действительности он способствует внутрисоциальному взаимодействию и построению межличностных сетей. Он содействует увеличению f2f-коммуникации (face-to-face, лицом к лицу), а не избавляет от нее. Самоуправляемая на основе личного выбора сетевая (онлайновая и оффлайновая) коммуникация является развивающейся формой социального взаимодействия в информационную эпоху. Использование Интернета исключительно для онлайновых чатов и ролевых игр весьма ограничено, прежде всего кругом тинейджеров и молодых пользователей. Интернет имеет отношение к реальной жизни людей. В нашем обществе формируют реальность и физический, и виртуальный миры.

3) Интернет крайне важен для бизнеса. Но не для чисто онлайнового, виртуального бизнеса. Дот-комы занимающиеся онлайновыми продажами, не нашли адекватной бизнес-модели, и их неудача спровоцировала кризис новой экономики в 2000- 2002 годах. Однако эконометрические изыскания и case-исследования показывают, что Интернет является весьма существенным фактором увеличения производительности и конкурентоспособности, делая возможным распространение сетевых форм организации бизнеса. Так, в Соединенных Штатах на протяжении экономического спада 2000-2003 годов производительность продолжала расти с очень высокой скоростью (4% в год в среднем и 6,8% в 2003 году), и это напрямую связано с построением организационных сетей и использованием компьютеров и Интернета.

Таким образом, новая экономика существует, но связана она не с виртуализацией бизнеса, а с изменением форм и процессов деятельности во всех сферах бизнеса за счет использования знаний, коммуникационных технологий и сетей в качестве базовой организационной формы.

Итак, Интернет - это не просто очередная техническая новинка или технология. Это ключевая технология информационной эпохи. Он воплощает культуру свободы и личного творчества, будучи как источником новой экономики, так и общественного движения, базирующегося скорее на изменении человеческого сознания, чем на увеличении власти государства. Использование Интернета, однако, зависит от того, какими являются использующие его люди и общество. Интернет не определяет, что следует людям делать или как им жить. Напротив, именно люди создают Интернет, приспосабливая его к своим потребностям, интересам и ценностям. Вот почему развитие Интернета в России будет обусловлено тем, какой именно будет российское общество в этот момент истории.

tattooe.ru - Журнал современной молодежи