Святая благоверная княгиня евпраксия рязанская. Святая преподобная Евпра́ксия дева Тавеннисийская, Тавенская августа. Преподобная Евпраксия дева, Тавенская

Во дни благочестивого царя Феодосия Великого1 был в Константинополе2 один знатный сановник Антигон, родственник царю, человек разумный и в словах и в поступках, мудрый в советах; он давал всегда добрые и полезные указания в делах государственных, кроме того он был добр, сострадателен к людям, милостив к нищим и охотно помогал всем, кто просил его. Царь любил его не только как родственника, но и как благочестивого христолюбца и хорошего советника. Антигон был также и очень богат, настолько, что после царя не было никого богаче его. Он взял себе в супруги красивую девицу также из царского рода, по имени Евпраксию; она была благочестива и богобоязненна, любила посещать святые церкви, молилась Богу со слезами и щедро одаряла храмы Божии на украшение святынь Господних

У Антигона и Евпраксии, этой знатной, богоугодной четы, соединенной телом и душой, любимой царем и царицей, родился ребенок девочка, и назвали ее по имени матери Евпраксией. Однажды, после ее рождения, Антигон сказал своей жене Евпраксии:

Ты знаешь, жена, что эта жизнь коротка и что богатства этого суетного мира - ничто: жизнь человеческая едва продолжается до восьмидесяти лет, богатства же, приготовленные на небесах боящимся Бога, пребывают бесконечные века. А мы, связанные мирскими заботами и прельщаемые временными богатствами, проводим наши дни в суете, не приобретая никакой пользы своей душе.

Услышав это, Евпраксия спросила Антигона:

Что же нам надо делать, господин мой?

Антигон отвечал:

Мы родили о Боге одну дочь, и довольно нам одной, прекратим плотской супружеский союз, - будем жить дальше без этого.

Тогда Евпраксия подняла руки к верху, возвела очи на небо и со вздохом сказала мужу:

Благословен Господь Бог, приведший тебя в страх Его и наставивший тебя на разум истинный. Не скрою, господин мой, я много раз молила Бога, чтоб просветил Он сердце твое и вложил тебе в ум такую благую мысль, но никогда и не решалась высказать тебе свое желание; раз ты сам заговорил об этом, то позволь и мне кое-что сказать.

Скажи, госпожа моя, что ты хочешь, - согласился Антигон.

Ты знаешь, господин мой, - продолжала Евпраксия, - что говорит Апостол: «Время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего» (1Кор.7:29-31). Итак, давай проводить эту кратковременную жизнь как ты хочешь, без плотского сношения, чтобы вместе улучить во веки нетленную жизнь. А столько богатства, как у нас теперь, и столько имения - на что нам? Разве возьмем что-нибудь из них с собою в гроб? Поэтому с добрым намерением твоим раздай и это нищим, чтоб не бесплодно было решение, принятое нами.

Услышав эти слова супруги своей, Антигон прославил Бога и начал щедро раздавать свое имение нищим; с супругою же своею он жил, как брат с сестрой, без плотского сношения, во взаимной духовной любви, единодушно и единомысленно угождая Богу. Поставив себе такие добродетельные правила в жизни, Антигон преставился к Господу, прожив только один год без соития с женою; и оплакивали его царь и царица, как родственника и как праведного и благочестивого человека. Соболезновали они и о овдовевшей Евпраксии, еще очень молодой: она жила только два года и три месяца в супружеских сношениях с мужем, и один год без них. После погребения Антигона, царь и царица старательно утешали Евпраксию. Она же, взяв свою дочь, дала ее им на руки и, упав им в ноги, сказала с плачем и рыданием:

В руки Божии и ваши отдаю эту сироту; примите ее в память родственника вашего Антигона и будьте ей вместо отца и матери.

Многие из присутствовавших при этом прослезились, и сам царь с царицей плакали. Через четыре года после этого, когда отроковице Евпраксии было пять лет, царь, посоветовавшись с матерью ее, обручил ребенка с одним из сенаторских сыновей, благородным юношей, который обещался ждать, пока подрастет отроковица; утвердив это, царь велел Евпраксии взять у него залог и обязательство. Спустя несколько времени, один сенатор захотел жениться на Евпраксии, вдове Антигона, и просил царицу через некоторых знатных женщин тайно от царя уговорить Евпраксию согласиться на брак с ним. Царица послала от себя придворных женщин ко вдове Евпраксии, советуя ей выйти замуж за помянутого сенатора. Услышав это, Евпраксия заплакала и сказала пришедшим к ней женщинам:

Горе вам будет в будущей жизни за то, что вы подаете такой совет мне, обещавшей Богу жить в чистоте вдовства; уйдите от меня: ваш совет противен моему желанию!

Получив такой укор, они со стыдом ушли и рассказали об этом царице. Когда узнал об этом царь, он сильно разгневался на царицу и стыдил ее:

Ты сделала, - говорил он, - совсем неприличное тебе дело! Разве достойно оно христианской царицы? Так ли ты обещалась Богу царствовать благочестиво? Так ли ты помнишь Антигона, близкого нам родственника и полезного советника? Жену его, мало пожившую с ним и при нем еще, согласно с его желанием, избравшую чистую жизнь для Бога, ты убеждаешь опять возвратиться к мирской жизни! Бога ты не боишься! Над тобой, неразумной, всякий смеяться будет!

От этих слов царице стало так стыдно, что она, как камень, молчала часа два. И немалая ссора была у царя с царицей из-за Евпраксии. Услышав о том, Евпраксия очень опечалилась, скорбя смертельно; лицо у ней похудело. Она решила тайно удалиться из Царьграда и с горькими слезами сказала своей дочери Евпраксии:

Дитя мое, у нас в Египте большое имение, пойдем туда, ты посмотришь имущество твоего отца и мое: ведь это всё твое.

Вместе с дочерью и немногими рабами и рабынями она тайно от царя ушла из города и, прибыв в Египет, стала наблюдать за своими имениями. Она отправлялась иногда во внутреннюю Фиваиду со своими слугами и экономами и, обходя церкви и монастыри, мужские и женские, делала много пожертвований, щедро раздавая золото и серебро.

Был там близ города один девический монастырь Тавеннский со ста тридцатью монахинями, о богоугодных делах которых много хорошего рассказывали в народе: ни одна из них не пила вина. не вкушала масла, винограда и каких-либо плодов. Некоторые из них, которые поступили в монастырь с детства, никогда и не видели последних. Пища их была хлеб с водой, сочиво и зелень, и то без масла. Они ели один раз в день, вечером; некоторые же - через день, а иные через два дня принимали немного пищи. Они никогда не отдыхали и не мылись. О бане нечего и говорить: они и слышать не могли об обнажении тела, и самое слово баня употреблялось у них в упрек, в стыд и насмешку. Каждой постелью служило волосяное рубище на земле, трех локтей в длину и один локоть в ширину: на этом они спали и то немного. Одеждой их были власяницы, длинные до земли, покрывавшие их ноги. И каждая трудилась по силе, сколько принимала никакого лекарства, но с благодарностью переносила болезнь, как бы принимая великое благословение от Бога, и от Него одного ждала помощи. Никто из них не выходил за монастырские стены и не разговаривал с приходившими, а все переговоры велись через одну привратницу: всё усердие их было направлено на собеседование с Богом в молитве и на угождение Ему. Потому и Бог принимал их молитвы и творил много ради них знамений, подавая исцеление всяким больным, которые стекались туда. Блаженной вдове Евпраксии очень понравился этот монастырь достойною удивления жизнью этих монахинь; она часто приходила туда с дочерью и приносила в церковь свечи и ладан. Однажды она сказала игумении и другим старшим сестрам:

Я хочу вашему монастырю принести небольшой дар в двадцать или тридцать литр3 золота, чтобы вы помолились Богу обо мне, о дочери моей и об умершем ее отце Антигоне.

Игумения же - она была диаконисса4, и звали ее Феодулой - так отвечала ей:

Госпожа моя, этим рабыням твоим вовсе не нужно ни золота, ни имущества: они всё отвергли в этом мире, чтобы сподобиться наслаждения вечными благами, поэтому мы ничего не хотим иметь на земле, чтоб не лишиться небесных богатств. Впрочем, чтоб не опечалить тебя, - принеси немножко масла в церковные лампады, свечей да ладану, и получишь за это награду от Господа.

Евпраксия так и сделала, и просила игуменью и всех сестер помолиться об ее муже Антигоне и о дочери.

Дочь константинопольского вельможи Антигона, родственника святого благоверного царя Феодосия Великого (379‒395). Антигон занимал должность сенатора. Антигон и его супруга Евпраксия были благочестивы и раздавали неимущим щедрую милостыню. У них родилась дочь, которую назвали также Евпраксией. Рано овдовев, Евпраксия старшая, обратилась к императору и его жене с просьбой удочерить осиротевшую Евпраксию. Когда девочке исполнилось пять лет, Феодосий обручил ее с сыном богатого вельможи. Однако вскоре Евпраксия старшая вместе с дочерью покинула Константинополь и направилась в Египет, в район Нижней Фиваиды, где у нее были обширные владения. Во время паломничества с матерью по окрестным монастырям Евпраксия, которой не исполнилось и семи лет, пожелала остаться в одном из них, расположенном недалеко от Фив. Несмотря на то, что мать и игумения монастыря Феодула противились такому решению из-за малолетства девочки, она настояла на своем. Вскоре Евпраксия умерла, и ее владения перешли к дочери, однако та, уже привыкнув к строгости, отказалась от наследства и повелела раздать все богатства нищим. Через некоторое время после кончины матери Евпраксия получила из столицы письмо, в котором ей напоминали об обручении с сыном сенатора (в византийских синаксарях говорится, что жених Евпраксии умер еще до того, как она приняла постриг). В ответ Евпраксия написала, что уже вступила в число невест Христовых и не желает покидать монастырь. Святая Евпраксия, приходя в возраст, все более усиливала свои подвиги. Вначале она вкушала пищу один раз в день, потом через два‒три дня и более и, наконец, раз в неделю. Пост она соединяла с выполнением всех монастырских послушаний: смиренно трудилась в поварне, мыла посуду, подметала помещения и служила сестрам с усердием и любовью. Сестры любили смиренную святую Евпраксию. Но одна из них завидовала ей, и все ее подвиги объясняла желанием прославиться. Сестра стала досаждать ей и укорять, но святая дева не противоречила ей, а смиренно просила прощения. Много бед причинял святой и враг рода человеческого.

Однажды она, доставая воду, упала в колодец, откуда ее вытащили сестры; в другой раз святая Евпраксия рубила дрова для поварни и рассекла себе ногу топором. Когда она несла охапку дров вверх по лестнице, то наступила на край своей одежды, упала и острая лучина вонзилась ей около глаза. Все эти напасти святая Евпраксия переносила с терпением, и когда ее просили дать себе немного отдыха, то не соглашалась. За подвиги Господь удостоил святую Евпраксию дара чудотворения: по ее молитве исцелился глухонемой и расслабленный ребенок, освободилась от недуга бесновавшаяся женщина. В монастырь стали приносить больных для исцеления. Святая дева еще более смирялась, считая себя последней из всех сестер. Перед кончиной святой Евпраксии игумении было видение. Святая дева была приведена в светлый чертог и покланялась сидящему на Престоле Царю, окруженному святыми Ангелами, а Пречистая Дева показала святой Евпраксии светлую обитель и сказала ей, что она приготовлена для нее и что она через 10 дней войдет в эту обитель. Игумения и сестры горько плакали, не желая расставаться со святой Евпраксией. Сама же святая, узнав о видении, плакала о том, что она не готова для перехода в вечность, и просила игумению умолить Господа оставить ей жизнь хотя бы на один год для покаяния. Игумения утешала святую Евпраксию и говорила, что Господь удостоит ее Своей великой милости. Внезапно святая Евпраксия почувствовала себя плохо и, разболевшись, вскоре мирно скончалась в возрасте тридцати лет (в 413). На могиле подвижницы совершалось множество чудес: одержимые избавлялись от бесов, больные исцелялись. Прп. Иосиф Песнописец (ум. в 886) написал канон прп. Евпраксии и св. Олимпиаде, поминаемой в тот же день. Византийский историк XII в. Иоанн Зонара составил Похвальное слово св. Евпраксии, сохранившееся в ряде афонских рукописей. В календаре Русской Православной Церкви Евпраксия именуется Тавенской (Тавеннисской) по названию местности Тавенниси в Египте, где находилось множество мужских и женских монастырей, однако в житии святой нет указаний, что она подвизалась именно в этом месте.

Полное собрание и описание: молитва преподобной евпраксии девы для духовной жизни верующего человека.

Преподобная Евпраксия была дочерью Константинопольского вельможи Антигона, родственника святого благоверного царя Феодосия Великого (379-395).

Антигон и его супруга Евпраксия были благочестивы и раздавали неимущим щедрую милостыню. У них родилась дочь, которую назвали также Евпраксией. Антигон вскоре умер. Мать удалилась от царского двора и вместе с дочерью отправилась в Египет под предлогом осмотра своих владений. Там близ Фиваиды был женский монастырь со строгим уставом. Жизнь насельниц привлекла благочестивую вдову. Она захотела помочь этой обители, но игумения Феодула отказалась и сказала, что инокини вполне предали себя Богу и не желают приобретения никаких земных богатств. Игумения согласилась принять только свечи, фимиам и масло.

Святая Евпраксия, приходя в возраст, все более усиливала свои подвиги. Вначале она вкушала пищу один раз в день, потом через два – три дня и более и, наконец, раз в неделю. Пост она соединяла с выполнением всех монастырских послушаний: смиренно трудилась в поварне, мыла посуду, подметала помещения и служила сестрам с усердием и любовью. Сестры любили смиренную святую Евпраксию. Но одна из них завидовала ей и все ее подвиги объясняла желанием прославиться. Сестра стала досаждать ей и укорять, но святая дева не противоречила ей, а смиренно просила прощения.

7 августа. Святой Олимпиады диаконисы и Евпраксии девы, Тавеннской. Преподобного Прп. Макария Желтоводского, Унженского.

Успение прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы. Свв. жен Олимпиады диакониссы (409) и Евпраксии девы, Тавеннской (413). Прп. Макария Желтоводского, Унженского (1444).

Память V Вселенского Собора (553).

Сщмч. Николая Удинцева пресвитера (1918); сщмч. Александра Сахарова пресвитера (1927); св. Ираиды Тиховой исп. (1967).

Тропарь праведной Анны, глас 4:

Жизнь ро́ждшую во чре́ве носи́ла еси́, Чи́стую Богома́терь,/ богому́драя А́нно./ Те́мже к прия́тию Небе́сному, иде́же веселя́щихся жили́ще,/ в сла́ве ра́дующися, ны́не преста́вилася еси́,/ чту́щим тя любо́вию/ прегреше́ний прося́щи очище́ние,// присноблаже́нная.

Прароди́телей Христо́вых па́мять пра́зднуем,/ тех ве́рно прося́ще по́мощи,/ изба́витися всем от вся́кия ско́рби, зову́щим:// Бог наш с на́ми, сих прославле́й, я́коже благоволи́.

Святая Олимпиада диаконисса была дочерью сенатора Анисия Секунда и внучкой по матери знаменитого епарха Евлалия (упоминается в сказании о чудесах святителя Николая). До брака с Анисием Секундом мать Олимпиады была замужем за армянским царем Арсаком и овдовела. Когда святая Олимпиада была еще совсем юной, родители обручили ее с благородным юношей. Брак должен был состояться по достижении святой Олимпиадой совершеннолетия. Однако жених вскоре умер, а святая Олимпиада не пожелала вступать в брак и предпочла девственную жизнь. После смерти родителей она осталась наследницей большого состояния, которое стала раздавать щедрой рукой всем нуждавшимся: нищим, сиротам, вдовам; посылала также большие средства в церкви, монастыри, больницы, приюты для убогих и странников.

Преподобный Макарий Желтоводский, Унженский родился в 1349 году в Нижнем-Новгороде в семье благочестивых родителей. В двенадцать лет он тайно ушел от родителей и принял иноческий постриг в Нижегородской Печерской обители от святого Дионисия (впоследствии архиепископа Суздальского; † 1385; память 26 июня). Со всем пылом юношеской души он отдался делу спасения: строжайший пост и точное исполнение иноческих правил отличали его перед всеми братиями.

Сегодня день смерти праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. По преданию она почила ещё до Благовещения, и слава Дочери открылась ей в вечной жизни. Есть тайна человека, с которой он уходит из земной жизни к Богу, не раскрыв нам собранное богатство. Ею обретённое сокровище, не оценили соседи и родственники. Оно открылось для людей через многие и многие годы. Тайна святости остаётся сокрытой от современников. Прославление святых, совершается после их смерти. «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянии». Потому и «не бывает пророка в своем отечестве». Трудно разглядеть великое, когда оно перед глазами.

Пятый Вселенский Собор (Константинопольский II) был в Константинополе, при святом благоверном царе Юстиниане I (527–565) в 553 году, для решения вопроса о правоверии трех давно умерших епископов: Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Эдесского, которые еще во времена Третьего Вселенского Собора (431; память 9 сентября) в своих писаниях выражали несторианские мнения. Так как Собор Халкидонский (451; память 16 июля), осудивший монофизитов и обвиняемый ими в несторианстве, не осудил трех указанных епископов (равно как и Третий Вселенский), то, чтобы отнять у евтихиан повод к обвинению православных в сочувствии несторианству и расположить еретичествующую партию к единению с последователями Халкидонского Собора, святой Юстиниан издал указ, в котором в трех отдельных «Главах» осуждались три упомянутых епископа. Но так как этот указ не был признан всеми представителями Церкви (особенно на Западе и, в частности, в Африке), то возник спор о «Трех главах». Для решения этого спора и был созван Пятый Вселенский Собор.

7 августа. Преподобная Евпраксия дева, Тавенская

Малый престольный праздник придела преподобных Иулиании и Евпраксии.

Преподобная Евпраксия была дочерью Константинопольского вельможи Антигона, родственника святого благоверного царя Феодосия Великого (379-395). Антигон и его супруга Евпраксия были благочестивы и раздавали неимущим щедрую милостыню. У них родилась дочь, которую назвали также Евпраксией. Антигон вскоре умер. Мать удалилась от царского двора и вместе с дочерью отправилась в Египет под предлогом осмотра своих владений. Там близ Фиваиды был женский монастырь со строгим уставом. Жизнь насельниц привлекла благочестивую вдову. Она захотела помочь этой обители, но игумения Феодула отказалась и сказала, что инокини вполне предали себя Богу и не желают приобретения никаких земных богатств. Игумения согласилась принять только свечи, фимиам и масло.

Маленькой Евпраксии в это время исполнилось семь лет. Она полюбила монашеский уклад и решила остаться в обители. Благочестивая мать не препятствовала ее желанию. Оставляя дочь в обители, Евпраксия просила девочку быть смиренной, никогда не думать о своем благородном происхождении, служить Богу и сестрам с усердием. В скором времени мать скончалась. Узнав о ее кончине, царь Феодосий послал святой Евпраксии младшей письмо, в котором напоминал ей, что в пятилетнем возрасте родители обручили ее сыну одного сенатора и он желает, чтобы она выполнила данное родителями обещание. В ответном письме святая Евпраксия писала царю, что уже вступила в число невест Христовых и просит царя распорядиться ее имениями, раздав их в пользу Церкви и нуждавшихся.

Святая Евпраксия, приходя в возраст, все более усиливала свои подвиги. Вначале она вкушала пищу один раз в день, потом через два - три дня и более и, наконец, раз в неделю. Пост она соединяла с выполнением всех монастырских послушаний: смиренно трудилась в поварне, мыла посуду, подметала помещения и служила сестрам с усердием и любовью. Сестры любили смиренную святую Евпраксию. Но одна из них завидовала ей и все ее подвиги объясняла желанием прославиться. Сестра стала досаждать ей и укорять, но святая дева не противоречила ей, а смиренно просила прощения.

Много бед причинял святой и враг рода человеческого. Однажды она, доставая воду, упала в колодец, откуда ее вытащили сестры; в другой раз святая Евпраксия рубила дрова для поварни и рассекла себе ногу топором. Когда она несла охапку дров вверх по лестнице, то наступила на край своей одежды, упала и острая лучина вонзилась ей около глаза. Все эти напасти святая Евпраксия переносила с терпением, и когда ее просили дать себе немного отдыха, то не соглашалась. За подвиги Господь удостоил святую Евпраксию дара чудотворения: по ее молитве исцелился глухонемой и расслабленный ребенок, освободилась от недуга бесновавшаяся женщина. В монастырь стали приносить больных для исцеления. Святая дева еще более смирялась, считая себя последней из всех сестер. Перед кончиной святой Евпраксии игумении было видение. Святая дева была приведена в светлый чертог и покланялась сидящему на Престоле Царю, окруженному святыми Ангелами, а Пречистая Дева показала святой Евпраксии светлую обитель и сказала ей, что она приготовлена для нее и что она через 10 дней войдет в эту обитель.

Игумения и сестры горько плакали, не желая расставаться со святой Евпраксией. Сама же святая, узнав о видении, плакала о том, что она не готова для перехода в вечность, и просила игумению умолить Господа оставить ей жизнь хотя бы на один год для покаяния. Игумения утешала святую Евпраксию и говорила, что Господь удостоит ее Своей великой милости. Внезапно святая Евпраксия почувствовала себя плохо и, разболевшись, вскоре мирно скончалась в возрасте тридцати лет († 413).

Служба преподобным Иулиании и Евпраксии – Уставные заметки

Служба преподобным Иулиании и Евпраксии

« previous entry | next entry »

май. 14, 2009 | 04:39 pm

Внимание: Синодальной Богослужебной комиссией к употреблению на приходах Русской Православной Церкви одобрены только тропарь и кондак из этой службы (см. «патриаршую» Минею Дополнительную, вып. I, стр. 279 – 281). Остальные тексты из этой службы пока не имеют официального одобрения церковных властей.

преподобным Иулиании и Евпраксии

НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ

На Г осподи, воззвах: стихиры на 8, глас 5:

Подобен: Р адуйся, Живоносный Кресте:

М ироносицы земли Российстей,/ сестры бысть по плоти Святителя Алексия,/ уневестившиися Христу Богу,/ преподобнии Иулиания и Евпраксия,/ умудри Господь вас мнозим быти во спасение,/ и собранием дев непорочных множества/ вслед Пречистыя Богородицы/ во обители Царя Небеснаго хождаху,/ Емуже непрестанно молитеся// даровати нам велию милость.

С радуйтеся нам вся верных множества:/ велий град Москва и вся Россие православная./ Днесь немолчными гласы воспеваем/ светоносную и пресветлую память/ Иулиании мати нашей преподобной,/ с неюже и сестры ея Евпраксии,/ поклоняяся прославльшему вас/ Христу Богу Иисусу Сладчайшему,// дарующему нам мир и велию милость.

Н аста бо светлый день празднества,/ красуется ныне Церковь с вопиющими:/ радуйтеся, предивнии угодницы Божии, преподобная мати наша Иулиания/ и Евпраксия блаженная,/ к лицезрению красоты Небесныя возшедшии./ Мы же во умилении припадаем/ с верою к многоцелебным мощем вашим,/ в нихже, чудеся удивляема,// дарова Господь нам велию милость.

Подобен: О, преславнаго чудесе:

П реподобная мати Иулиания,/ инокинь преславная наставнице,/ земли Московския первая игумения/ богомудрая явилася еси./ Ныне же вкупе с преподобней Евпраксией/ в Горняя со Ангелы вселилися есте,/ молите Христа Бога нашего/ оставление грехов нам даровати// чтущим любовию память вашу.

К подвигом монашеским приведшая/ мнозии боголюбезныя жены,/ образ послушания и кротости/ и любве Божественней явила еси,/ преподобная мати Евпраксия,/ дивная голубица непорочная./ Ныне же со возлюбленней наставницей/ преблаженней Иулианией// молите Бога спастися душам нашим.

У блажают ныне верных множества/ память вашу всечестную, преподобнии,/ и веселия и радости духовней/ исполняются сердца вопиющих:/ О, предивнии заступницы,/ славнии молитвенницы к Богу,/ да усердными мольбами вашими/ избавление приимем грехов// и спасение душам нашим.

На литии стихира храма. И стихира, глас 1.

Подобен: Н ебесных чинов:

Подобен: Е гда от древа:

Стих: Д ивен Бог во святых Своих,/ Бог Израилев.

П рисно взирая на Небесную славу,/ воздержанием распясте плоти ваша,/ лествицу желания обретшии,/ еюже взыдоша во обители Горняя,/ в нихже ныне со святыми веселяся,/ не оставите и нас в молитвах ко Господу,/ почитающих пресветлую память вашу,/ радуйтеся, жены преподобнии,// православным людям заступление.

Стих: Ч естна пред Господем/ смерть преподобных Его.

В зыскати потрудилися еста Христа Бога/ верою и любовию от всея души,/ всеблаженнии Иулиания и Евпраксия,/ прославляя пресвятую Троицу/ Пресущественную и Пребожественную./ Ейже ныне предстоя в веселии/ со святыми Ангельскими лики,/ радуйтеся, инокинь наставницы/ и молитвенницы о душах наших.

На Б ог Господь: тропарь тойже, дважды, Слава, и ныне, Богородичен.

По 1-м стихословии седален, глас 8:

Стих: В церквах благословите Бога,/ Господа от источник Израилевых.

По 50-м псалме стихира, глас 6:

С подобите воспети постнические ваша подвиги и преславныя чудеса, имиже прославляется Господь наш Иисус Христос, возсиявый яко Солнце пресветлое в душах ваших.

В озлюбившии от юности всемилостиваго Бога, зане оставили вся утехи земныя и прилепишася к Нему всею душею своею, желая токмо иноческаго жития, и непрестанною молитвою и чтением Божественных Писаний умиленнии стяжали сердца.

П оложили бо вы в сердце своем устроите обитель девичию во славном граде Москве для спасения многих душ православных. И услыша Господь пламенныя молитвы ваша и дарова преславный монастырь всем ищущим спасения.

Х риста Бога невесты возлюбленнии, смиренномудрием и кротостию от Него украшеннии, молитеся, да дарует нам Господь оставление прегрешений заступления вашего ради.

Богородичен: Т ебе, Премилостивая Владычице, усердно молимся и всю надежду возлагаем на Твое милосердие. Спаси от всякия скорби и нужды вся веси и грады страны Российския.

М нозии знатнии женихи желаша имати вас невесты себе красоты и доброты вашея ради. Но вы уневестилися Единому Жениху Небесному, с Нимже ныне обрели вечную радость и веселие.

В елиим воздержанием плотские страсти умертвившии, древних пустынножительных жен преемницы явилися есте, с нимиже ныне сликовствуете вкупе с Небесными Ангелы во обителех райских.

Я ко жены-мироносицы некогда служили Христу и учеником Его, тако и вы, блаженнии, обрели наставника себе в брате своем по плоти Святителе Алексии, с нимже ныне возносите теплые молитвы за землю Русскую.

Д ве свещи горящие на свещнице Российстей постави вас Господь, дабы сияли вы миру многоразличными исцелении и чудесы, прославляя Христа Бога нашего, Егоже молите., да исцелит от мрака греховнаго очеса наша.

Б огородичен: Тебе, Пречистая Владычице, честь и поклонение приносим, якоже узрят небеса дела перст Бога нашего, Емуже слава в Троице Единому во веки.

О твергосте вся блага мира сего и многоискусныя утехи земная, обретосте вы Небесных благ сладость превечную. Ныне радуетеся со Ангелы в чертогах Царя Небеснаго, прославляя Его неизреченную милость.

П рияша бо светильники своя и изыдоша в сретение Жениху Христу, преподобнии, елеем Духа Святаго исполняете души непорочнии свои, славя Господа сил в претрудном житии вашем.

Н е дали сна очима своима, ни дремания веждам, но во всех стяжаша мудрость Божественную, благодаряще и призывающе всемогущаго Бога.

У красиша светильники своя добродетельми мнозими, девы премудрыя показастеся, и чистотою сердечною возлюбили Христа Бога, сладчайшаго всех Жениха.

Богородичен: Д ево, Мати Пречистая, подаждь нам прощение множества прегрешений и исполни умиления Божественнаго души наша, молим Тя.

С вятым житием украшеннии, удалившися славы земныя, возлюбили вы слезы умиленнаго покаяния и воздержание предивное, такожде обрели славу Превечнаго Бога и радость неизреченную.

Я ко кадило благоухающее приятны быша молитвы ваша, преблаженнии, имиже облагоухаете вся приходящая к вам верою и любовию и на путь спасения наставляете.

П равославныя веры твердыя хранительницы явилися есте в лютую годину нашествия варварскаго, сирым и убогим прибежище даруя, страждущим и немощным утешение и заступление.

С окровище драгоценнейшее евангельскаго купца, яко жемчужину предивной красоты воздвигли и возлюбили обитель вашу, преподобнии, о нейже попечение имуще велие присно.

Богородичен: В сех Творец из Тебе явися, Пречистая Владычице, избавивший нас от зол велиих, и возлюбивший нас безмерною Своею милостию.

И же на добрей земли возрастили плод в терпении, благим и добрым сердцем сеющи слово Божие. Не прельсти вас лукавый богатством и сластьми житейскими, но в терпении стяжали души ваша.

У строив обитель для инокинь в сердце страны Российстей, прославили ея мнозими чудесы и исцелении, такожде и ныне возводите в сердцах верных обители Духа Всесвятаго, наставницы премудрии.

О гнь Божественной любви возгореся в ваших пречистых душах, о, молитвенницы чуднии, и пламень неопалимый ревности духовней объят вы, имже возжигаются души притекающих с верою и любовию к заступлению вашему.

Я ко купина неопалимая, любовь ваша несгораемая ко Господу нашему Иисусу Христу и всякому творению Его Премудрости, сего ради Господь воздвиже храм Пречистыя Богородицы в честь образа Ея “Неопалимая Купина” на месте погребения вашего.

Богородичен: К упина Неопалимая явилася еси, о, Пречистая Богородице, укрепи веру нашу Православную и спаси страну Российскую и сотвори ея неопалиму от всякаго зла.

В сем приходящим к вам были яко матери и сестры любезныя: алчущих напитавшии, жаждущих напоившии, душевную скорбь и тесноту ижденувшии и помазующие елеем радования.

В идя Господь наш Иисус Христос веру вашу и усердие преизрядное дарова множество чудес молитв ради ваших, преблаженнии Иулиания и Евпраксия, имиже доныне прославляется славная обитель Зачатиевская.

О бщему житию женскому на Руси начальница бывши, премудрая мати наша Иулиания, собраша мнозии черницы во обитель свою, и с сестрою своею Евпраксией присно молитеся о душах наших.

Б лагими делами прославляется имя твое, преблаженная Евпраксия, яко милостивая мати явилася еси всем имущим нужду и алчбу, тако во всем была для них помощь и отрада, кормительница и утешительница.

Богородичен: П омилуй мя, Владычице, Мати Бога нашего Иисуса Христа, яко немощен есмь и мнозими страстьми обуреваема есть душа моя окаянная, но молитвами Твоими да спасет ю Сын Твой от всякия беды и напасти.

О брели веселие вечное и радость неизреченную прехвальнии наставницы жен боголюбивых, молитвами сугубую благодать восприяли есте, еюже добре послужили Христу Богу и Церкве Его святей.

З ело богобоязлива бывши, преподобная Иулиания, научала ближния своя благоговению и Страху Божию, без него никтоже спастися может, но всяк ему научен обрящет премудрость и любовь Божию.

П риидоша в пустыню сердца своего и тамо едина с Богом безмолвствуя, имела еси ты собеседники себе Ангелы Небесныя, преподобная мати Евпраксия, ныне с ними воспеваете славу Премилостивому Господу вкупе с сестрой твоей премудрой Иулианией.

Л епота бо Церковная показалася еси обитель ваша, преподобнии, преходит от земли к Небесным, указуя путь ко спасению всем притекающим к вам в молитвах, и научая славословити: Господа пойте и превозносите во веки.

Богородичен: Т ы родила еси Превечнаго Бога, о Пресвятая Мати Дево, спаси нас от всякия напасти возносящих славу и благодарение Сыну Твоему, Егоже поем и превозносим во веки.

Н а пажить чисту воздержания пресладкаго и ко источнику прохладному безстрастия иноческаго приводили вы есте, о премудрии левы, агниц своих непорочных, соблюдая их от волка коварнаго.

Д ве горлицы прекрасныя, две голубицы Небесныя, стоящии пред Богом земли, и принесшие в жертву живую и непорочную души пречистыя ваша Иисусу Христу Господу нашему, Емуже ныне со всеми святыми поете славу во веки.

Д ень празднственный днесь созывает монахов в лик духовный собиратися и воспевати песнь победную и славу Господу вопиюще: несть раб и несть свободь, несть мужеск пол, ни женский, но вся и во всех Христос.

С ветися, светися, обитель преславная Зачатиевская, в тебе бо две благовонныя отрасли насади Господь, из нихже древо бысть пространное и благоухающее, на всю Россию православную аромат свой духовно изливающее.

Богородичен: О чисти нас от скверны сердечныя, Пресвятая Матерь Господа, и украси души наша умилением и избави муки вечныя.

В озсия неизреченный свет яко светило красное/ чудесы ваша, девы преподобнии,/ и радостию и веселием озарилися сердца./ Ныне празднует Церковь Русская/ всечестную память Иулиании и Евпраксии,/ преподобных и богоносных матерей// и молитвенниц о душах наших.

П реподобнии жены земли Российстей,/ Иулиания и Евпраксия богопослушливии,/ в Царские Чертоги Господа вшедшии/ и собою Церковь Русскую украсившии/ велиими своими.добротами/ молитеся спастися нам.

Преподобная Евпраксия была дочерью Константинопольского вельможи Антигона, родственника святого благоверного царя Феодосия Великого (379-395).

Антигон и его супруга Евпраксия были благочестивы и раздавали неимущим щедрую милостыню. У них родилась дочь, которую назвали также Евпраксией. Антигон вскоре умер. Мать удалилась от царского двора и вместе с дочерью отправилась в Египет под предлогом осмотра своих владений. Там близ Фиваиды был женский монастырь со строгим уставом. Жизнь насельниц привлекла благочестивую вдову. Она захотела помочь этой обители, но игумения Феодула отказалась, сказав, что инокини вполне предали себя Богу и не желают приобретения никаких земных богатств. Она согласилась принять только свечи, фимиам и масло.

Маленькой Евпраксии в это время исполнилось семь лет. Она полюбила монашеский уклад и решила остаться в обители. Благочестивая мать не препятствовала её желанию. Оставляя дочь в монастыре, Евпраксия просила девочку быть смиренной, никогда не думать о своём благородном происхождении, с усердием служить Богу и сёстрам. В скором времени мать скончалась. Узнав о её кончине, царь Феодосий послал святой Евпраксии- младшей письмо, в котором напоминал ей, что в пятилетнем возрасте родители обручили её сыну одного сенатора и он желает, чтобы она выполнила данное родителями обещание. В ответном письме святая Евпраксия писала царю, что уже вступила в число невест Христовых и просит царя распорядиться её имениями, раздав их в пользу Церкви и нуждавшихся.

Святая Евпраксия, приходя в возраст, всё более усиливала свои подвиги. Вначале она вкушала пищу один раз в день, потом через два-три дня и более и, наконец, раз в неделю. Пост она соединяла с выполнением всех монастырских послушаний: смиренно трудилась в поварне, мыла посуду, подметала помещения и с любовью служила сёстрам. Сёстры любили смиренную Евпраксию. Но одна из них завидовала ей и все её подвиги объясняла желанием прославиться. Завистница стала досаждать подвижнице, но святая дева не противоречила ей, а смиренно просила прощения.

Много бед причинял святой и враг рода человеческого. Однажды она, доставая воду, упала в колодец и утонула бы, если бы не подоспели сёстры; в другой раз святая Евпраксия рубила дрова для поварни и рассекла себе ногу топором. Когда она несла охапку дров вверх по лестнице, то наступила на край своей одежды, упала, и острая лучина вонзилась ей у глаза. Все эти напасти святая Евпраксия переносила с терпением. За подвиги Господь удостоил святую дара чудотворения: по её молитве исцелился глухонемой и расслабленный ребёнок, освободилась от недуга бесновавшаяся женщина. В монастырь стали приносить больных для исцеления. Святая дева ещё более смирялась, считая себя последней из всех сестёр. Перед кончиной Евпраксии игумении было видение. Святая дева была приведена в светлый чертог и поклонилась сидящему на Престоле Царю, окружённому святыми ангелами, а Пречистая Дева показала Евпраксии светлую обитель и сказала ей, что она приготовлена для неё и что она через 10 дней войдёт в эту обитель.

Игумения и сестры горько плакали, не желая расставаться с Евпраксией. Сама же святая, узнав о видении, скорбела о том, что не готова для перехода в вечность, и просила игумению умолить Господа оставить ей ещё хотя бы год для покаяния. Игумения утешала святую Евпраксию и говорила, что Господь удостоит её Своей великой милости. Преподобная мирно скончалась в возрасте тридцати лет († 413).

Преподобная Евпраксия была дочерью Константинопольского вельможи Антигона, родственника святого благоверного царя Феодосия Великого (379-395). Антигон и его супруга Евпраксия были благочестивы и раздавали неимущим щедрую милостыню. У них родилась дочь, которую назвали также Евпраксией. Антигон вскоре умер. Мать удалилась от царского двора и вместе с дочерью отправилась в Египет под предлогом осмотра своих владений. Там близ Фиваиды был женский монастырь со строгим уставом. Жизнь насельниц привлекла благочестивую вдову. Она захотела помочь этой обители, но игумения Феодула отказалась и сказала, что инокини вполне предали себя Богу и не желают приобретения никаких земных богатств. Игумения согласилась принять только свечи, фимиам и масло.
Маленькой Евпраксии в это время исполнилось семь лет. Она полюбила монашеский уклад и решила остаться в обители. Благочестивая мать не препятствовала ее желанию. Оставляя дочь в обители, Евпраксия просила девочку быть смиренной, никогда не думать о своем благородном происхождении, служить Богу и сестрам с усердием. В скором времени мать скончалась. Узнав о ее кончине, царь Феодосий послал святой Евпраксии младшей письмо, в котором напоминал ей, что в пятилетнем возрасте родители обручили ее сыну одного сенатора и он желает, чтобы она выполнила данное родителями обещание. В ответном письме святая Евпраксия писала царю, что уже вступила в число невест Христовых и просит царя распорядиться ее имениями, раздав их в пользу Церкви и нуждавшихся.
Святая Евпраксия, приходя в возраст, все более усиливала свои подвиги. Вначале она вкушала пищу один раз в день, потом через два - три дня и более и, наконец, раз в неделю. Пост она соединяла с выполнением всех монастырских послушаний: смиренно трудилась в поварне, мыла посуду, подметала помещения и служила сестрам с усердием и любовью. Сестры любили смиренную святую Евпраксию. Но одна из них завидовала ей и все ее подвиги объясняла желанием прославиться. Сестра стала досаждать ей и укорять, но святая дева не противоречила ей, а смиренно просила прощения.
Много бед причинял святой и враг рода человеческого. Однажды она, доставая воду, упала в колодец, откуда ее вытащили сестры; в другой раз святая Евпраксия рубила дрова для поварни и рассекла себе ногу топором. Когда она несла охапку дров вверх по лестнице, то наступила на край своей одежды, упала и острая лучина вонзилась ей около глаза. Все эти напасти святая Евпраксия переносила с терпением, и когда ее просили дать себе немного отдыха, то не соглашалась. За подвиги Господь удостоил святую Евпраксию дара чудотворения: по ее молитве исцелился глухонемой и расслабленный ребенок, освободилась от недуга бесновавшаяся женщина. В монастырь стали приносить больных для исцеления. Святая дева еще более смирялась, считая себя последней из всех сестер. Перед кончиной святой Евпраксии игумении было видение. Святая дева была приведена в светлый чертог и покланялась сидящему на Престоле Царю, окруженному святыми Ангелами, а Пречистая Дева показала святой Евпраксии светлую обитель и сказала ей, что она приготовлена для нее и что она через 10 дней войдет в эту обитель.
Игумения и сестры горько плакали, не желая расставаться со святой Евпраксией. Сама же святая, узнав о видении, плакала о том, что она не готова для перехода в вечность, и просила игумению умолить Господа оставить ей жизнь хотя бы на один год для покаяния. Игумения утешала святую Евпраксию и говорила, что Господь удостоит ее Своей великой милости. Внезапно святая Евпраксия почувствовала себя плохо и, разболевшись, вскоре мирно скончалась в возрасте тридцати лет († 413).

tattooe.ru - Журнал современной молодежи