Убоп - расшифровка. управление по борьбе с организованной преступностью. Шестой отдел Чем занимается 6 отдел

Практически в любом государстве во все времена главным приоритетом являлся порядок и закон. Ведь лишь на основе этих двух составляющих можно обеспечить грамотное взаимодействие и налаженную работу всех без исключения органов государственной власти. Помимо этого, большое значение имеет степень доверия населения государству в лице его отдельных органов, которые обеспечивают законность и порядок. Следует отметить, что две этих категории являются исходными от главного регулятора общественных отношений, а именно права. Именно благодаря ему можно говорить о каком-либо регламенте тех или иных сфер жизнедеятельности человека. Ведь если нет права, то по сути незачем организовывать порядок в стране, так как основываться все равно не на чем.

Что касается Российской Федерации, то испокон веков в данной стране специальным органам власти, которые обеспечивали законность и правопорядок, отводилась достаточно весомая роль. Данная тенденция не изжила себя по сей день. Современные правоохранительные органы Российской Федерации имеют структурную организацию, которая позволяет им максимально оперативно выполнять возложенные на них задачи и функции. Но в системе данных органов существуют ведомства, цели которых отличаются своеобразной спецификой. К подобным можно причислить Управление по борьбе с организованной преступностью, о котором пойдет речь далее в статье.

Понятие преступности

Система правоохранительных органов существует в том или ином государстве не просто так. В юридической сфере есть такое понятие, как преступность. Это социально обусловленное, негативное, с точки зрения уголовного права, явление, которое проявляется в тот или иной период времени на конкретной территории определенного государства. По сути преступность представляет собой совокупность всех совершенных преступлений. С точки зрения уголовно-правовой характеристики данное явление имеет крайне негативный характер. Поэтому борьба с преступностью осуществляется посредством специальных правоохранительных органов, которые реализуют одноименную деятельность.

Деятельность правоохранительного характера

Как уже указывалось ранее, борьба с преступностью осуществляется посредством правоохранительной деятельности. По своей сути она представляет собой вид государственного реагирования на противоправные действия со стороны конкретных субъектов. Осуществляется правоохранительная деятельность специально уполномоченными органами и их служащими. Помимо того, учитывая правовую природу этого явления, можно говорить, что она реализуется в рамках нескольких правовых отраслей, а именно: административной и уголовной. При этом в уголовно-правовой сфере происходит борьба с наиболее опасными противоправными деяниями, которые называются преступлениями.

Признаки правоохранительной деятельности

Представленное выше явление характеризуется не только охранительным признаком, но также имеет ряд иных особенностей. Например, согласно действующему законодательству Российской Федерации, уполномоченные органы в рамках реализации правоохранительной деятельности наделены правом ограничивать свободы граждан. Помимо того, существует также ряд иных признаков, а именно:

Все меры воздействия в рамках правоохранительной деятельности являются сугубо юридическими. То есть любые методы в обязательном порядке имеют нормативное подкрепление, выраженное существующими актами.

Реализация данного вида деятельности происходит в исключительном порядке и не должна выходить за рамки законодательных норм. В этом состоит принцип законности работы всех государственных структур.

Правоохранительная деятельность осуществляется лишь уполномоченными на то органами.

Учитывая представленные особенности, можно говорить о специфике правоохранительного аспекта в Российской Федерации.

Российской Федерации

На сегодняшний день в Российской Федерации главным правоохранительным органом является МВД России. Данный орган имеет достаточно богатую и длительную историю формирования. Некоторые подразделения и службы МВД имели свои прототипы еще во времена существования Российской империи. В современной РФ, представляет собой федеральный орган власти исполнительного характера, который обеспечивает законность и правопорядок, борьбу с преступлениями, а также вырабатывает нормы регулирования в сфере внутренних дел государства. МВД России предусматривает военную, федеральную гражданскую и правоохранительную государственную службу.

Структура министерства

России включает в себя три основных "блока", которые, в свою очередь, подразделяются на более мелкие ведомства. Если говорить более точно, то представленная система состоит из следующих элементов, а именно:

  1. Непосредственно органы внутренних дел, в которые включена полиция Российской Федерации.
  2. Войска внутреннего назначения.
  3. Специальные подразделения и органы, которые создавались с целью обеспечения деятельности министерства.

Таким образом, структура МВД России представляет собой достаточно специфическую совокупность различных органов и ведомств. Но в данной статье автор хотел бы раскрыть особенности одного из специфических подразделений полиции России. В данном случае мы говорим про такой отдел, как УБОП. Длительный промежуток времени это поистине легендарное подразделение осуществляло деятельность, направленную на борьбу с организованной преступностью. При этом интерес представляет не только сам УБОП, а также характерные особенности борьбы с преступностью представленного вида. Ведь подобные противоправные деяния очень сложно выявить и привлечь виновников к ответственности. Об особенностях борьбы в этой сфере правоохранительной деятельности также будет более детально рассказано далее в статье.

УБОП: расшифровка

УБОП, или же РУБОП, как это подразделение некогда называлось, выполняло ряд достаточно специфических задач. Если говорить более точно, то подобные формирования занимались раскрытием преступлений, связанных с организованной преступностью или же непосредственно осуществляемых преступными организациями. По своей сути УБОП был оперативным подразделением, то есть имел полномочия производить оперативно-розыскную деятельность. Формирование подразделялась на более мелкие отделы, которые создавались в зависимости от потребностей борьбы с преступлениями конкретной специфики. Примером тому является 5-й отдел, который занимался разработкой воров в законе и авторитетов криминального мира. Таким образом, региональное управление по борьбе с организованной преступностью представляет собой подразделение специального назначения в структуре МВД Российской Федерации, которое осуществляет борьбу с преступностью организованного характера.

Организованная преступность и меры борьбы с ней

Борьба с организованной преступностью, как уже указывалось ранее в статье, некогда осуществлялась таким подразделением, как РУБОП. Но достаточно часто непонятен вопрос о том, что собой, вообще, представляет преступность организованного характера. Это специфическая форма преступности, которая возникает вследствие деятельности банд, и других подобных формирований нелегального характера. Как правило, данная деятельность основывается на тесной связи криминалитета и государственной власти, через различные механизмы коррупционного характера.

Следует отметить, что в криминологической науке, очень часто затрагивается проблематика явления организованной преступности. Потому что для организации грамотного противодействия распространению этого негативного фактора требуется разработка теоретических концепций. Однако некоторые меры борьбы с организованной преступностью на сегодняшний день все-таки выработаны, например:

Необходимо обратить внимание на распространение доходов и ценностей от неизвестных источников к конкретным лицам, которые имеют связь с преступными формированиями;

Обеспечить контроль за наиболее активными лицами, которые находятся за чертой бедности;

Обеспечить контроль за наиболее активными лицами, которые принадлежат к деморализованной среде общества;

Произвести информирование населения о негативных последствиях, которые может повлечь создание преступных формирований и совершение преступлений вообще.

Следует отметить, что некоторые меры борьбы с преступностью в деятельности УБОП носили скрытый характер, потому что осуществлялись в процессе выполнения тех или иных оперативно-розыскных действий.

История создания УБОПа

Нужно отметить тот факт, что УБОП, расшифровка которого представлена в статье, существовал не всегда. Данное подразделение появилось после развала Советского Союза. Конечно, потребность в его существования была и во времена СССР, но тогда функции УБОПа выполнялись разными структурными элементами МВД.

Таким образом, после того, как Советский Союз прекращает свое существование, Главное управление МВД становится Главным управлением по борьбе с организованной преступностью. Оно также входило в состав но уже Российской Федерации.

В 1993 году была произведена реорганизация соответствующих региональных управлений. В это время уже существовали такие подразделения, как отдел УБОП, которые входили в структуру ГУВД. Однако годом основания РУБОПа считается 1996. Потому что именно в это время одноименные отделы вышли из подчинения ГУВД и стали подконтрольны исключительно Управлению. Следует отметить, что в ряде иных стран СНГ существуют подразделения, подобные УБОП. Украина в этом смысле не является исключением. Подразделения по борьбе с организованной преступностью в этом государстве сильно похожи на российские, если не учитывать особенности правового регулирования.

Дальнейшая судьба подразделения

УБОП, сотрудники которого активно боролись с организованной преступностью, просуществовал в своем первоначальном виде вплоть до 2001 года. После этого руководители МВД решаются на реорганизацию данного формирования. С этого года РУБОПа уже фактически не существовало. На его основе были созданы оперативно-розыскные бюро, которые стали непосредственной частью криминальной милиции Российской Федерации. В такой форме служба просуществовала до 2008 года, после чего на её основе создались отделы по борьбе с экстремизмом.

Сфера деятельности РУБОП

Отдел борьбы с организованной преступностью занимался специфической работой, которая была направлена на борьбу с преступностью организованного характера, о чем уже упоминалось ранее в статье. Следует отметить тот факт, что РУБОП — это исключительно оперативное подразделение. То есть в его структуре не было служб дознания и следствия. Таким образом, РУБОП не мог возбуждать уголовные дела. Что касается направлений деятельности этого подразделения, то данный аспект наглядно виден по работе конкретных отделов. В структуре РУБОП существовали следующие подразделения:

В третьем отделе занимались борьбой с преступлениями, связанными с похищением людей, а также освобождением заложников.

Четвертый отдел - это подразделение, созданное для борьбы с бандитизмом.

В пятом отделе осуществлялась разработка воров в законе и иных авторитетов криминального мира, о чем уже было упомянуто ранее в статье.

Шестой и седьмой отделы занимались коррупционными и экономическими преступлениями, которые совершали преступные организации.

Отдел восьмой осуществлял борьбу с преступлениями этнического характера.

В девятом и десятом отделе оперативные сотрудники боролись с транснациональной преступностью и незаконным оборотом оружия в государстве.

Следует отметить, что подразделения РУБОП в своей системе также имели отдел силовой поддержки, который называется СОБР. Учитывая представленную сферу деятельности разных отделов упомянутого ведомства, можно сделать вывод, что работа этого подразделения действительно является важным и незаменимым вкладом в процесс борьбы с организованной преступностью на территории Российской Федерации.

Борьба с экстремизмом

РУБОП, расшифровка которому была дана в этой статье, на сегодняшний день не существует. Вместо этого легендарного подразделения было создано Управление по противодействию экстремизму. Это полностью самостоятельная структура, подчиняющаяся исключительно центральному аппарату Министерства внутренних дел. На него возложены задачи по обеспечению и реализации политики в сфере защиты государства от распространения на его территории экстремистской деятельности. Помимо того, управление также выполняет ряд иных, не менее интересных функций, а именно:

Формирование политики и нормативной базы в установленном направлении работы;

Совершенствование управления в сфере обеспечения безопасности общественных отношений от негативного влияния деятельности экстремистов;

Организация противодействия экстремисткой деятельности;

Заключение

Итак, автор попытался рассказать о таком подразделении, как РУБОП. Расшифровка, история и сфера деятельности этой службы также были представлены в данной статье. Следует отметить тот факт, что на протяжении времени своего существования работники РУБОП привлекли к ответственности большое количество преступников, а также внесли весомый вклад в процесс борьбы с организованной преступностью.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Представляем Вам книгу, работа над которой заняла около двух лет и потребовала участия многих свидетелей и активных участников тех событий, о которых в ней говорится. В ней рассказывается о создании в России эффективного механизма борьбы с организованной преступностью на примере разгрома преступного конгломерата Республики Мордовия.
Повествование охватывает период с 1988 по 2011 год.

Впервые подробно показаны принципы и особенности деятельности управлений по борьбе с организованной преступностью (УБОП) по противодействию лидерам и активным участникам преступных формирований.
Публикация приурочена к 30-летию подразделений по борьбе с организованной преступностью в системе МВД РФ 15 ноября 2018 г.
За этот труд автор был награжден медалью
"30 лет УБОП МВД России" .

РЕЦЕНЗЕНТ

В.Ф.ЩЕРБАКОВ , генерал-полковник милиции в отставке.
В 2001-2009 начальник Главного управления МВД РФ по Приволжскому федеральному округу.

КОНСУЛЬТАНТЫ

В.Я.МОСКОВКИН , полковник милиции в отставке. В 1989-2005 руководитель подразделений по борьбе с организованной преступностью МВД МАССР, РМ, первый заместитель министра - начальник службы криминальной милиции РМ.
В.А.ШИРЯЕВ , полковник милиции в отставке. В 1989-2002
начальник шестого отделения МВД МАССР, работал в структурах отдела по борьбе с коррупцией Главка и Волго-Вятского регионального управления по борьбе с организованной преступностью ГУБОП МВД России
И.В.ПАНКРАТОВ , полковник полиции в отставке. В 2005-2014 начальник УБОП МВД по РМ, заместитель министра - начальник полиции МВД по РМ.
А.В.КОЛОВ , полковник полиции в отставке. В 2005-2015 заместитель, начальник аналитического отдела УБОП по РМ.
А.Н.ЧУГУНОВ , подполковник полиции в отставке. В 2005 – 2015 заместитель начальника, начальник отдела по борьбе с бандитизмом УБОП по РМ.
А.Ю.ЛОГУНКОВ , полковник полиции в отставке. В 2005 – 2015 начальник отдела по борьбе с бандитизмом УБОП по РМ, начальник межрайонного отдела по борьбе с организованной преступностью МВД по РМ.
И.Б.КАМИНСКИЙ , полковник полиции в отставке. В 2005 – 2010 заместитель начальника УБОП МВД по РМ, начальник УБЭП МВД по РМ.

НА ОСТРИЕ АТАКИ

Сегодня на полках книжных магазинов можно встретить десятки томов специализированной литературы о работе силовых ведомств. Хроники расследований самых жестоких преступлений, мемуары сотрудников правоохранительного блока, научные статьи, учебники и сборники об истории развития органов внутренних дел.

И так получилось, что в этом внушительном списке оказалась незаслуженно забыта деятельность подразделений по борьбе с организованной преступностью.

Причиной этому послужила в первую очередь, специфика службы. Оперативные разработки, повышенная секретность, особый контингент, с которым сталкивались сотрудники УБОП, не давали возможности посвятить широкие массы в тонкости работы подразделений.

И вот, спустя тридцать лет после их создания и десять после расформирования, в свет выходит книга Сергея Долженко с лаконичным названием «Шестой отдел». Документально-публицистическое повествование. Именно так на обложке издания характеризует автор своё произведение.

Как следует из аннотации книги, в ней идет речь о причинах возникновения такого опасного социального явления как организованная преступность и о формировании в России действенных методов борьбы с этим явлением на примере разобщения криминалитета на территории Республики Мордовия.

Небогатый провинциальный регион, как и десятки подобных, столкнулся в начале 90-х с разгулом организованной преступности. При этом криминальная слава о республике, известной до тех времён лишь наличием значительного количества на ее земле исправительных колоний, прокатилась по всей стране.

Вчерашние спортсмены, культивирующие здоровый образ жизни и являющиеся предметом гордости родных и зависти знакомых, превратились в циничных и озлобленных парней, целью которых стала жажда наживы и подчинение под себя конкурирующих группировок, предпринимателей и руководителей всех эшелонах власти.

Ценностью издания является то, что на сегодняшний день ещё ни один автор в России не описал так точно и без прикрас подробности происходящих в те годы междоусобных разборок, убийств, повальных вымогательств, рэкета и «крышевания».

Так же предметно показан качественный уровень взаимодействия правоохранительных органов региона с органами государственной власти в ходе проведения декриминализации.

В процессе написания книги Сергей Долженко находился на постоянной связи с бывшими руководителями и сотрудниками мордовского УБОПа, принимавшими непосредственное участие в его становлении и ликвидации преступных формирований на территории республики.

При этом книга написана простым и понятным языком, лишенным сугубо профессиональной юридической терминологии и шаблонных фраз. Несмотря на то, что описанные в ней события касаются истории исключительно одного региона, это не делает ее узконаправленной литературой, способной заинтересовать лишь только связанных с республикой людей.

Через методы проб и ошибок, сформировавшие в конечном итоге действенные механизмы и способы борьбы с организованной преступностью, прошёл каждый оперативник Шестого отдела по всей стране. Именно поэтому книга с первых строк будет близка и понятна всем читателям и, особенно, сотрудникам этих подразделений и правоохранительного блока в целом.

Целевой аудиторией криминального эпоса непременно должны стать и студенты специализированных ВУЗов, изучающие правоохранительную деятельность. При этом, описанные в книге события безусловно заинтересуют каждого гражданина нашей страны, неравнодушного к ее истории, а стиль и манера изложения автора привлекут внимание любителей криминальных историй.

«Шестой отдел» Сергея Долженко по праву должен занять своё почетное место среди тематических изданий, касающихся деятельности правоохранительных органов, как первое в стране документально-публицистическое повествование, в деталях раскрывающее принципы деятельности Управлений БОП в борьбе с организованной преступностью.

В. Ф. ЩЕРБАКОВ,

генерал-полковник милиции в отставке, профессор, доктор юридических наук.

ШЕСТОЙ ОТДЕЛ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Создание в России эффективного механизма борьбы с организованной преступностью на примере разгрома криминальных сообществ Мордовии. Впервые показаны в деталях принципы деятельности, методы и приемы УБОП в борьбе с организованной преступностью.

Как и вся страна, Республика Мордовия к 2003 году медленно и тяжело выходила из потрясений 90-х. Небольшая территория в 26,2 тыс. кв. км, невысокая численность населения - в разные годы не превышала 900 тыс. чел., из которых около 350 тысяч проживает в столице республики городе Саранске, отсутствие крупных месторождений полезных ископаемых, а также собственных топливно-энергетических гидроресурсов сделало Мордовию особенно уязвимой для тех негативных процессов, которые развернулись в процессе перехода к рыночной экономике. Хрупкая социально-экономическая структура, ориентированная на армию и зависимая от поставщиков сырья из многих точек СССР, фактически развалилась.

К середине 90-х годов Мордовия становится одним из беднейших регионов с денежным доходом на душу населения - 398,6 тыс. руб., в среднем по стране - 821,8 тыс. руб. Официальный уровень безработицы в результате свертывания производств на таких крупнейших заводах республики, как АО «Электровыпрямитель», АО «Саранский Механический завод», АО «Саранский телевизионный завод» и др. составил 7,7% трудоспособного населения (в среднем по стране 3,4%). Произошло беспрецедентное снижение уровня промышленного производства - на 62% относительно 1991 года.

Критический спад производства, безработица, социальные волнения, многомесячные задержки зарплаты и пенсий (учителям и врачам платили водкой); в больницах не было элементарных лекарств; школы, по сути, содержали родители. На всех уровнях власти шла бескомпромиссная борьба, а криминал держал под контролем не только «улицу», но и большую долю экономики и властных структур.

К осени 2003 года политическая обстановка в республике резко обострилась. На 7 декабря были назначены выборы кандидатов в депутаты Государственной думы РФ, Государственное Собрание, городской совет Саранска, в районные и поселковые советы. Они впервые проводились по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе. По измененному избирательному закону стало возможным проходить путем самовыдвижения, выдвижения политической партией, избирательным блоком. Этим не преминули воспользоваться основные игроки на политической сцене, стремясь утвердить свое влияние в регионе.

Развернулась острая борьба между основными участниками - «Единой Россией», КПРФ, Союзом правых сил и партией «Жизнь». Наибольшей активностью отличался Союз правых сил, увешав все рекламные щиты в Саранске своими агитационными материалами.

Все хорошо, но в списках кандидатов от СПС горожане с изумлением увидели некоторых граждан, чьи имена и клички молва не раз связывала с громкими преступлениями, совершаемыми так называемыми организованными преступными группами или по-местному – «Улицей».

Конечно, среди кандидатов были достойные и авторитетные граждане Саранска – бизнесмены, федеральные служащие, адвокаты, ученые, учителя, врачи, инженеры, даже действующий депутат Госсобрания. Все они по мере регистрации негласно и тщательно проверялись управлением ФСБ, управлением по борьбе с организованной преступностью на предмет связей с криминалитетом. И часто в графе «Примечание» напротив фамилии уважаемых кандидатов стояла лаконичная пометка «Связь с ОПГ «Мордва», «Связь с ОПГ «Химмаш», «Связь с ОПГ «Юго-Запад».

Из справки отдела аналитики УБОП по РМ:

«На сегодняшний день установлено, что среди кандидатов в депутаты горсовета Саранска есть 27 лиц, занимающихся коммерческой деятельностью, которая контролируется рядом ОПГ. Среди кандидатов в депутаты Госсобрания РМ таких лиц 24».

Интерес криминала к захвату власти был понятен. Ставки в игре были велики. В дотационной республике основным источником дохода были бюджетные поступления из Центра. И тот, кто контролировал Госсобрание, мог влиять на распределение финансовых потоков внутри республики.

Но это не единственный бонус. Даже одна треть депутатов может заблокировать продвижение любого закона. То есть, возникает предмет для торга с властью по любому вопросу, даже не входящему в повестку. Также создается прекрасная возможность лоббировать свои интересы при распределении денежных потоков, влиять через депутатов на общественное мнение, создавать группы «правозащитников», которые станут обслуживать интересы криминальных структур, постоянно находящихся под давлением правоохранительных органов.

То есть, в случае прохождения «криминальных» депутатов, влияние преступных группировок Мордовии возросло бы многократно - и через законы, и через законы Улицы.

Разумеется, это понимала и действующая власть. Шел интенсивный обмен информацией между избирательной комиссией, ее контрольно-ревизионной службой, правоохранительными органами и местным управлением ФСБ. Для выявления и пресечения нарушений в сфере финансирования избирательной кампании в состав контрольно-ревизионной службы при ЦИК РМ был включен сотрудник БОП.

Хотя намерения лидеров мордовских ОПГ были вполне приличными – попытаться сыграть на правовом поле, то есть, скинув спортивные куртки и штаны, переодеться в костюмы, все же от многолетней привычки к насилию отказаться было нелегко.

Вечером 23 октября в микрорайне Юго-Запад учительницы Ю. Короткова и Н.Чернова разносили по квартирам приглашения на предстоящие выборы и агитационные материалы предвыборного блока «Единая Россия». За ними следили. Двое. Улучив момент, когда вокруг не было ни одного свидетеля, избили, вырвали агитматериалы и скрылись в сумерках зимнего вечера. Проведенные милицией мероприятия результатов не дали.

На самих выборах коротко стриженые парни в трениках оккупировали некоторые участки, вовсю крутились избирательные «карусели», шел откровенный подкуп избирателей…

Не помогло. Акции и мероприятия, спонсированные конторами, результата не дали. Огромные деньги были потрачены впустую. Кандидаты «со связями» не смогли преодолеть 5% процентный барьер в Государственное собрание Мордовии. Только один коммерсант, в справке на которого стояла строчка «Связь с ОПГ…», смог пройти как самовыдвиженец.

Мы не знаем достоверно, обсуждались ли итоги провальных для криминала выборов на сходке лидеров ОПГ. Наверное, обсуждались. Во-первых, в выборы были вложены миллионы, во-вторых, с кого-то надо было их спросить. В-третьих, да, не удалась задача поставить под свой контроль поток денег из Центра и крупные предприятия, составляющие основу экономики региона. Но задачу все равно надо было решать. Как упоминалось выше, отсутствие крупных месторождений полезных ископаемых, собственных топливно-энергетических (незначительные месторождения фосфоритов, горючих сланцев и железных руд) и гидроресурсов повлияли на то, что потенциалом для обогащения местного криминалитета могло стать только так называемое «крышевание» представителей малого бизнеса. Но к тому времени между крупнейшими преступными сообществами был полностью поделен потребительский рынок Мордовии, использованы все ресурсы нелегального или легального отъема денег у коммерсантов. И на что-то надо было вести привычный образ жизни, оплачивать армию наемных убийц и рядовых членов, вести бизнес, осуществлять экспансию в другие регионы.

И то решение, которое приняли в беседах между собой лидеры мордовских преступных сообществ, громким эхом прокатилось по всей России.

метки:

борьба с организованной преступностью

организованная преступность

бандиты 90


Указ Дмитрия Медведева № 1316 «О некоторых вопросах МВД РФ» от 6 сентября 2008 года упразднил управление по борьбе с организованной преступностью (УБОП) - одну из ключевых структур МВД. Закрытие УБОПов в регионах пройдет до конца года. В управлении служило 11 тыс. человек. Оно считалось элитой МВД, конкурентом ФСБ. Его сотрудников называли ценными специалистами, хотя и нередко подозревали в темных делах.

Указ Дмитрия Медведева № 1316 «О некоторых вопросах МВД РФ» от 6 сентября 2008 упразднил управление по борьбе с организованной преступностью (УБОП) - одну из ключевых структур МВД. Закрытие УБОПов в регионах пройдет до конца года. В управлении служило 11 тыс. человек. Оно считалось элитой МВД, конкурентом ФСБ. Его сотрудников называли ценными специалистами, хотя и нередко подозревали в темных делах.

Согласно указу президента на основе УБОПа создадут управления по противодействию экстремизму, а также отделы по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите (это судьи, прокуроры, следователи, свидетели). А организованными преступными группами будут заниматься уголовный розыск и ОБЭПы (отделы по борьбе с экономическими преступлениями).

Почти сразу после этих заявлений в стране начался ряд громких процессов, связанных с деятельностью бывших борцов с оргпреступностью. Например, в Ижевске открыли уголовное дело по коллаборационизму местных убоповцев с местными нацистами. А в Москве в декабре начнется суд, связанный с обнародованием профсоюзом московских милиционеров (регулярно конфликтующих со своим руководством) материалов о «крышевании» притонов руководством УБОПа.

«Часкор» опросил экспертов самого разного уровня, чтобы выяснить, в чем реальная причина упразднения УБОПа и к чему оно приведет.

Станислав Маркелов, президент Института верховенства права:

«Закрытие УБОПа было связано с внутриминистерскими трениями. К управлению было много претензий: коррупция, срастание с мафиозными структурами, превышения должностных полномочий, но эти проблемы можно было решить, поставив УБОП под жесткий контроль прокуратуры. Это нормально, что у УБОПа были особые полномочия. Но на особые полномочия нужен и особый контроль…

А теперь много опытных сотрудников уйдет, снизится профессионализм, потеряются наработки. Единственное, что радует, - экстремизмом и ОПГ теперь будут заниматься разные структуры. Ведь это очень разные виды преступности».

По сути, пути у сокращенных силовиков два: пойти в частные охранные предприятия, которые сейчас переживают не лучшие времена, или в криминал, который, наоборот, расцветает. Очевидное следствие - усиление преступных группировок в стране, повышение «профессионального» уровня ее членов.

Высокопоставленный источник из департамента экономической безопасности МВД Алексей В.:

«Указ принять - дело нехитрое. От него до сих пор все в шоке. Поначалу убоповцы говорили, что это какое-то недоразумение и всё скоро исправят. Но, похоже, уже поздно исправлять. Насчет роспуска ни с кем нормально не проконсультировались. Ни с нами, ни с ФСБ, уверен, тоже.

Зачем это было делать? Организованной преступности больше нет? Это смешно. УБОП действовал зачастую «по беспределу»? Ну да. А кто с преступностью в белых перчатках борется? Давайте тогда и уголовный розыск распустим, на нем тоже куча всего висит…

С организованной преступностью чисто бороться нереально. В Грузии, например, есть отдельная статья за то, что человек является вором в законе, а в России - нет. Руководители ОПГ сами никого не грабят и не убивают - они просто управляют и приказы отдают очень приватно. Поймать их - задача крайне сложная. За всё время существования статьи за создание ОПГ дел по ней потому и было мало.

Идея же распределить борьбу с ОПГ между уголовным розыском и ОБЭПами - неправильная. Допустим, совершено заказное убийство. ОБЭП не захочет им заниматься: убийства - это не наша специализация. А уголовный розыск не станет разбираться в финансовых схемах, ставших причиной убийства. Вот дело и будут футболить друг другу. У УБОПа, естественно, существовала агентурная сеть, а что с ней теперь будет? Люди, дававшие информацию, сейчас совершенно беззащитны.

Кроме того, роспуск УБОП может дестабилизировать ситуацию в стране. Управление собирало компромат на многих крупных чиновников уровня мэров городов-миллионников. Ход компромату не давали, иногда желая собрать побольше информации, иногда из политических соображений. Что теперь с ним станет? В какие руки он попадет?»

Сколько бы ни убеждали власти нас в том, что сложная экономическая ситуация никак не поднимет кривую преступности, очевидно, что вниз она тоже не пойдет. «Снижения преступности нет, посмотрите - расстреливают мэров и представителей областных судов», - резонно замечает г-н Носков. Хромает процент раскрываемости, постоянно портится статистика и из-за пресловутых «висяков»… Так стоило ли затевать массовые сокращения сейчас, в эпоху кризиса?

Оперативник одного из московских ОВД Виктор А.:

«Закрытие УБОПа - это прекрасно. Проблема скорее в том, что почти всех его сотрудников трудоустроят, слишком мало убоповцев уйдет из органов. Пытки, убийства, выбивание признаний, «крышевание» - это язвы всех структур МВД. Но убоповцы, которых никто не контролировал, практиковали всё это, как никто другой».

Старший следователь другого столичного ОВД Андрей Н.:

«В свое время УБОП себя проявил наилучшим образом. Когда он создавался, обычные милицейские структуры были не в силах контролировать ситуацию в стране. Что представляла собой организованная преступность в те времена? Были «блатные», были «спортсмены», были ветераны афганской, а позже и чеченской войны - шустрые мужички в неприметных курточках, которые умели появиться из-за угла, расстрелять кого-нибудь, бросить пистолет рядом с мусорным ящиком и убежать. Милиция сама потихоньку в рэкет втягивалась. И все они образовывали банды, которые терроризировали коммерсантов и обычных граждан.

УБОП выступил силой, смогшей отстоять интересы тех, кого сейчас называют средним классом. УБОП смог выиграть, по сути, небольшую гражданскую войну. Рискуя жизнью, кого-то убоповцы сажали, кому-то устраивали автокатастрофы, провоцировали войны между ОПГ, дабы они друг друга сами перебили.

А что такое организованная преступность сейчас? Она плотно вросла во власть, это сложные коррупционные структуры и схемы. Она совсем другая. А УБОП не изменился. Но власти он был нужен.

Последние годы УБОП выполнял грязную политическую работу. Нужно кого-нибудь подстрелить на Кавказе или, например, посадить человека вроде Льва Пономарева? ФСБ такое доверять рискованно - если что-то пойдет не так, слишком большой ущерб имиджу России будет. А УБОПу - пожалуйста. В случае провала всегда можно сказать: «Ну это же менты, ну что с них возьмешь, ну напортачили, ну мы их посадим и всё исправим…» За это, да, УБОПу позволяли заниматься рэкетом.

Теперь, думаю, функции политической полиции перейдут другому управлению. Или уголовному розыску, или формирующемуся сейчас антиэкстремистскому департаменту».


Вот уже больше месяца вся российская милиция стоит на ушах. В кабинетах оперов и в курилках только и слышно: «Что делать? Куда теперь уходить?» А на форумах сотрудников МВД нередко можно прочитать послания, где милиционеры кроют на чем свет стоит не только руководство родного ведомства, но и самого президента.

Причина такого поведения милиционеров - указ Дмитрия Медведева № 1316 «О некоторых вопросах МВД РФ» от 6 сентября 2008 г. В указе предусматривается реорганизация УБОПов (управлений по борьбе с организованной преступностью).

Другими словами, упраздняется ключевая милицейская служба, которая 20 лет вела активную борьбу с организованными преступными группировками, терроризмом и «отморозками» из числа нацистских группировок и футбольных фанатов. За годы своего существования это подразделение меняло вывески несколько раз. Сначала борцы с организованной преступностью назывались отделами при МВД или УВД. Затем именовались ОРБ (оперативно-разыскное бюро), 6-й отдел, УОП и УБОП при ЦЧ РУБОП МВД РФ.

Теперь не будет ни УБОПов, ни ОРБ. Согласно указу президента на их основе создадут сильно сокращенные управления по противодействию экстремизму, а также отделы по «обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите» (судьи, прокуроры, следователи, свидетели). Тех, кто не подойдет на роль телохранителя, предполагается перевести либо в криминальную милицию, либо попросту уволить. Кроме того, функции убо-повцев решено передать в уголовный розыск и ОБЭПы (отдел по борьбе с экономическими преступлениями). Обэповцы также станут главными борцами с организованной преступностью и коррупцией. Тем самым государство, хоть и с опозданием, косвенно признало, что время «красных пиджаков» и «распальцовок» прошло. Теперь организованная преступность полным составом перешла во власть и экономические структуры. Хотя недавняя сходка воров в законе на Пироговском водохранилище, где были задержаны сразу 32 криминальных генерала, указывает на то, что о полной победе над преступными группировками говорить еще рано.

У нас что, больше нет организованной преступности? - негодовал на днях знакомый сотрудник ОРБ с Шаболовки.

Бывалых оперов из УБОПов указ президента застал врасплох. Многие понимают, что служить останутся далеко не все. Как предположил знакомый оперативник из Подмосковья: «Скорее всего, останется начальство, их любимчики и те, кто умеет зарабатывать бабки». А учитывая натянутые отношения ОБОПов с местными отделами уголовного розыска и борцами с экономическими преступлениями, ситуация становится совсем удручающей.

Переход на новое место службы многим сулит одни неприятности. Нередко опера из ОБОПов и уголовного розыска прежде конкурировали между собой и воровали друг у друга «палки» (раскрытые преступления). И как «заклятые друзья» будут работать в одних отделах? И чем начнет заниматься опытный опер, привыкший работать по тамбовским или измайловским браткам, в угрозыске? Ловить воришек сотовых телефонов? Существуют проблемы, так сказать, и этического свойства. Убоповцы по роду своей деятельности всегда считались «белой костью» и на своих коллег из других служб смотрели свысока. Те, в свою очередь, завидовали свободе действий борцов с оргпреступностью и называли их бездельниками. Теперь, по словам все того же оперативника: «Всем все припомнится». Уже сейчас многие опытные опера собираются увольняться из органов. Поскольку заниматься бумаготворчеством в отделах уголовного розыска не намерены. Для сравнения: опер из УБОПа в день должен составить для отчета примерно 3 документа. Сотрудник угрозыска - 10.

Куда убоповцы пойдут после увольнения? Некоторые могут подумать о переходе на другую сторону баррикад, где своими знаниями и опытом будут приносить пользу новым хозяевам, разъезжающим на «Лексусах» и «Мерседесах». Еще одна проблема: что будет с убоповской агентурой, а также бывшими потерпевшими и свидетелями? Ведь многие потерпевшие и осведомители согласились на сотрудничество только после гарантий безопасности со стороны конкретных сотрудников УБОПа. Неизвестно, в чьи руки теперь попадут уникальные убоповские архивы, дела оперативного учета и донесения агентуры. Ведь нередко «фигурантами» этих досье становились не только воры в законе и авторитеты, но и коллеги из правоохранительных органов, с которыми, возможно, придется работать в одних кабинетах.

О предстоящих разбирательствах на «подведомственных» территориях вообще лучше не думать. Уже сейчас на местах началось массовое «перебивание» крыш. А родственникам некоторых высокопоставленных убоповцев, работающих в банках и фирмах, уже намекнули, что пора подыскивать себе другие теплые места. Хотя слышны и другие голоса. Мол, правильно разгоняют, давно пора!

УБОПы болели теми же болезнями, что и вся российская милиция. Нередко опера выбивали кулаками признательные показания, подбрасывали оружие и наркотики и фальсифицировали доказательства. Известны случаи, когда убоповцы договаривались с родственниками похищенных людей о процентах с выкупа за освобождение. Впрочем, есть и другая статистика. Это многие сотни спасенных жизней простых граждан и с риском для жизни добытая оперативная информация, с помощью которой тысячи уголовных авторитетов, наркоторговцев и фальшивомонетчиков получили реальные тюремные сроки.

Нельзя не признать, что при всех своих недостатках УБОПы активно ловили бандитов. Кроме того, не стоит сваливать всех сотрудников УБОПа в одну кучу. Мне нередко приходилось слышать нелестные высказывания подмосковных милиционеров о своих столичных коллегах:

Приезжают москвичи на крутых тачках, в костюмах от Версаче и с тремя мобильниками, - удивлялся сергиевопосадский убоповец. - И не поймешь, то ли это сотрудник милиции, то ли коммерсант?

С другой стороны, по оценке наших экспертов, произошло то, что давно ожидалось. По их версии, с приходом во власть питерских чекистов главной крышей в России стала ФСБ. И конкурирующая фирма, претендующая на кошельки бизнесменов, чекистам попросту не нужна. Все последние годы между лубянскими и УБОПами шла ожесточенная борьба. Причем с переменным успехом. Особым шиком среди убоповцев считалось «подставить фейса» (на милицейском жаргоне - сотрудник ФСБ. - С.К. ) во время какой-нибудь «параллельной» оперативной разработки коммерсанта. Лубянские отвечали взаимностью. От этих войн в первую очередь страдали обычные коммерсанты и их бизнес. Некоторые на всякий случай платили как чекистам, так и сотрудникам УБОПов или ОРБ. Теперь деньги пойдут в одни руки, поскольку, как с грустью шутят сами коммерсанты, «в преддверии возможного экономического кризиса Боливар не выдержал бы двоих». Интересно, кто именно из силовиков лоббировал указ о разгоне УБОПов и как смогли убедить нового президента принять заведомо непопулярное решение?

В 90-е годы среди московских бандитов ходила такая поговорка: «Круче солнцевских могут быть только шаболовские. В конце 2008 года можно смело констатировать, что круче солнцевских и шаболовских оказались лубянские.

tattooe.ru - Журнал современной молодежи