Философские взгляды пифагора. Философия пифагора Пифагорейцы и философия числа

Пифагор (ок. 570\80 – 500 до н.э.) из Самоса.

Считается основателем древнегреческой религиозно-философской школы, которая позже получила название пифагорейского союза. Пифагор – это псевдоним, прозвище. В переводе с древнегреческого означает «убеждающий речами», что свидетельствует о том, что Пифагор не ленился убеждать, искать истину.

Значительную часть своей жизни он провел на острове Самос, затем переселился в Южную Италию в г. Кратон, где и основал пифагорейский союз. Это было закрытое заведение, куда принимали далеко не всех. Будущий член Союза должен был обладать необычными способностями к обучению, определенными знаниями и материальными средствами: он должен был сдавать «экзамен» и внести материальный взнос. Кроме того, вступающий давал клятву о неразглашении сведений и знаний, которые он получал в Союзе.

Вокруг личности Пифагора еще при его жизни существовало немало легенд. Есть сведения, что он обладал сверхспособностями, такими, которые бы сейчас назвали экстрасенсорными: мог лечить людей, «разговаривал» с животными, обладал способностью вводить в гипнотическое состояние.

По своим политическим взглядам Пифагор был на стороне аристократии, считал, что только их власть может обеспечить «порядок» в общественной жизни. Устанавливаемая в У в. до н.э. демократия рассматривалась пифагорейцами как нарушение «порядка», поэтому пифагорейцы рассматривались как враги демократии и в начале У в.до н.э. пифагорейский союз был разрушен. Сам Пифагор, по одним сведениям, погиб, по другим – бежал и исчез. Влияние пифагорейцев было значительным еще в течение двух последующих веков, но математика, нумерология (магия чисел), гармония небесных сфер, выразившаяся в музыкальной грамоте (семь нот), определение «космоса» как «порядка», выстроенного из хаоса, навсегда останутся в культуре человечества.

Будучи математиками и «любомудрами» (существуют сведения, что именно Пифагор впервые назвал себя и пифагорейцев этим словом, что в переводе и означает – философия: филео – любовь и софия – мудрость). Существует легенда, что когда Пифагора спросили: в какой науке он считает себя сведущим? – Пифагор ответил, что ни в какой, он только философ. А философ – это тот, кто созерцание и исследование природы вещей и познание истины любит больше всего, больше богатства и славы. Первых философов, прежде всего, интересовали основания бытия, вопрос: что же является его сущим? Они наблюдали и предполагали, что порядок (космос) невозможен без количественных, числовых отношений: месторасположения, последовательности, различных сочетаний и т.д. Следовательно, делают вывод пифагорейцы, в основе бытия находится числовая гармония или, коротко, число. Именно число и образует порядок во всей Вселенной и в обществе, государстве также. Познание мира должно рассматриваться в познании этой числовой гармонии, тогда будет понятно, как устроен мир. Пифагорейцы определяют зависимость основополагающих явлений и каждому определенному числу приписывают соответствующую реальность: или наоборот – реальности соотносят число: единица (точка) – отдельный объект, двоица – уже отношения зависимости друг от друга, а также противоположности; три – это уже сложное отношение замкнутости, фигуры (например, треугольник) и т.д.

Особое место в учениях самого Пифагора и пифагорейцев занимали религиозно-этические взгляды, его представления о душе и теле, их взаимосвязи. Он полагал, что душа бессмертна. Тело является лишь временным пристанищем души, поэтому возможно ее переселение (реинкарнация, которая в психологии получила название метемпсихоза). При этом они полагали, что человек помнит все свои перевоплощения. Пифагорейцы считали, что высшей этической целью является достижение катарсиса – очищения, которое для тела происходит через вегетарианство, а для души – через восприятие и понимание гармонической структуры космоса и через приобщение души к этой космической гармонии, выражением которой является музыка

Сохранились и дошли до современности некоторые высказывания, приписываемые Пифагору и пифагорейцам:

Самое мудрое – число, числу все подобно;

Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе;

Прежде всего научайся каждую вещь называть ее именем: это самая первая и важнейшая из всех наук.

Человек! Не делай другим животным того, чего не хочешь, чтобы они делали тебе.

Что есть мудрость? Знание порядка. Если желаешь быть мудрым в течение твоей жизни, все поставь на своем месте. Преходящая временная слава не стоит тихого и безмятежного порядка, видимого в ежедневных делах мудрого. Сама природа существует через порядок.

Если тебя спросят: что есть добродетель? – отвечай: любомудрие, употребленное в действие. Какое бы ни постигло тебя несчастье, удержи себя от слез: храни оные для пролития о несчастье других.

Упившись вином, не приступай к святому делу деторождения.

Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле.

Не пекись о снискании великого знания: из всех знаний нравственная наука, может быть, есть самая нужнейшая, но ей не обучаются.

Делай великое, не обещая его.

Начало есть половина всего.

Просыпаясь утром, спроси себя: «Что я должен сделать?» Вечером, прежде чем заснуть: «Что я сделал?»

Строго накажи свое дитя, виновное в убийстве хотя бы насекомого, с этого начинается человекоубийство.

Прежде чем станешь говорить, дай время созреть твоей мысли под твоим языком.

Учение Пифагора – одно из самых интересных явлений в греческой философии. Оно имеет самостоятельное значение и важно, как один из элементов в философии Платона , если его и нельзя считать главным её элементом. Направление Пифагора проходит через всю историю греческой философии: оно зарождается одновременно с милетской школой и преобразуется в течение последнего её периода в неопифагорейство .

Пифагор. Бюст в Капитолийском музее, Рим

Замечательно, что, чем дальше отодвигаемся мы от пифагорейства или чем позже жил какой-нибудь комментатор, тем обильнее его сведения, тем больше знает он об учении Пифагора и о нём самом, тем красноречивее его повествование, – и не менее красноречиво молчат те, которые могли бы говорить, потому что их не отделяют века. Поэтический вымысел украсил фигуру кротонского мудреца полулегендарными чертами – божественный Пифагор помнит свои предшествовавшие жизни, его окружает всеобщее обожание, римский царь Нума Помпилий не кто иной, как его ученик. Этот самый вымысел облекся в историческую форму, и на его почве выросло то неверное сведение, которое долго повторялось и пустило глубокие корни, – то именно, что Пифагор первый назвал себя философом. Новейшие исследования доказали, что термин этот вошел в употребление лишь при учениках Сократа : только в IV в. до Р. Х. слова мудрость (софия) и софистика начинают заменяться новым выражением «философия», т. е. «любовь к мудрости».

Есть историки философии, которые отрицают всякое научное значение учения Пифагора и видят весь его смысл в религиозных верованиях, в спасении души. Но можно ли считать пифагорейство только сектой? В чем собственно его значение?

Религиозные верования пифагорейцев не более, как нити, которые связывают это учение с Востоком. Нити эти начинаются и кончаются узлами и узлы эти распутать трудно, если только не невозможно. Действительно ли Пифагор проник в тайны египетских жрецов и оттуда ли вынес он свое убеждение, что тело – могила души, а такжеверу в бессмертие душ, в суд над ними и их переселение? Был ли основатель великого греческого учения в Вавилоне и не под влиянием ли Зенд-Авесты перенес в Грецию совершение бескровных жертв? Проник ли он в Индию и ни заимствовал ли теорию зрения у брахманов ? Путешествия Пифагора один из коньков исследователей Востока и предмет нападок для всех тех, которые отрицают самобытность греческой философии. Желая отрицать заимствования, исследователи эти отрицают обыкновенно и сами путешествия.

Нет ничего невозможного в том, что торговые дела отца могли заставить Пифагора предпринять путешествия в Египет, Вавилон и даже Индию, однако он мог вынести свои религиозные верования и из иного источника. А именно: приписываемое Пифагору учение о бессмертии души встречается уже у Гесиода , и другими чертами, характеризующими его верования, запечатлены орфические теогонии . Геродот упоминает о египетском происхождении орфических и пифагорейских мистерий (II, 49, 81, 123). Но были ли эти элементы занесены в пифагорейство непосредственно или же через посредство орфиков, решить и трудно и несущественно. Одинаково труден и несущественен вопрос, был ли Пифагор учеником Ферекида – автора одной из теогоний, и не оттуда ли заимствовал он учение о переселении душ в демонов. Невероятно то, что он был учеником милетского философа Анаксимандра , хотя между этими учениями и существует известная связь.

Но важность учения Пифагора заключается не в религиозных верованиях. Смысл его составляет глубокое философское мировоззрение.

Пифагору в числе других (чуть ли не 20-ти) сочинений приписываются и Золотые стихи, где встречается немало мыслей, вошедших в поговорку, и других более глубоких, но менее известных вроде того, что «помогай тому, кто несет свою ношу, а не тому, кто сбирается ее сбросить», «ценность статуи заключается в её форме, достоинство человека в его поступках». Идеалом Пифагора и было богоподобие и, согласно его учению, для того, чтобы сделаться Богом, надо было стать сначала человеком. Учение Пифагора обладало всеми чертами яркой этической теории.

Обаятельна личность Кротонского мудреца. В рассказах о нём Пифагор окружен ореолом красоты, красноречия и глубокомыслия. По словам источников, «он никогда не смеялся». Его биография покрыта туманной дымкою: рождение между 580 и 570 гг. до Р. Х., переселение с острова Самоса (у берегов Малой Азии) в южноиталийскую колонию Кротон между 540 и 530 гг., потом бегство в соседний Метапонт и смерть в преклонных годах. Это все, что мы знаем о Пифагоре положительного.

Когда идеалом служит порядок и гармония, то и не может быть ничего выше числа . Согласно учению Пифагора, порядок и гармония осуществляются в числе. Число является потому сущностью мира, тайною вещей, душою вселенной. Число не символ, потому что оно гораздо больше символа. И без числа все сливалось бы в беспредельном безразличии. Поскольку вещь – число, она – добро: в число никогда не проникает ложь, потому что ложь противна и ненавистна его природе, а числу свойственна истина. Пифагор сводит добродетель к числам, и такая этика является важной частью всего его философского учения.


«ФИЛОСОФИЯ - ЛЮБОВЬ К МУДРОСТИ» (ПИФАГОР)

Древнегреческий философ Пифагор родился в семье камнереза на острове Самос. Но некоторые ученые не согласны с подобным утверждением и придерживаются иного мнения (будто он терринец). Годы жизни этого великого человека (не только философа, но и политического и религиозного деятеля) пришлись на VI век до н. э. Многим людям Пифагор известен как математик, создатель геометрической теоремы, но далеко не все знают, что он стал основателем философского учения под названием пифагореизм.

Пифагореизм является религиозно-философским учением Древней Греции, и его суть заключается в том, что число представляется как основа всего существующего в этом мире. К тому же, соотношения чисел принимались за источник гармонии космоса, а вместе они образовывали одно целое. Впоследствии пифагореизм занял значительное место в некоторых концепциях математики и астрономии.

В годы детства Пифагор увлекался игрой на кифаре, а впоследствии проявил интерес к живописи и атлетике, причем освоить эти «науки» ему помогли лучшие учителя. А вот в годы юности у него ярко выразились способности к таким наукам, как геометрия и астрономия, и, чтобы овладеть ими, он пришел в город Милет и стал учеником Анаксимандра. Как всем известно, его усилия не остались напрасными, доказательством этому - знаменитая теорема Пифагора.

В процессе развития своего интеллекта Пифагор имел возможность многое познать в своей жизни и побывать во многих местах, в том числе в Египте, у халдеев и на Крите (где ему удалось посетить священное место - пещеру Иды). После долгих лет путешествий Пифагор остался в Кротоне (из-за тирании, царившей на его родном острове Самосе), где написал италийские законы и этим заслужил большое уважение народа. С этого времени в полной мере, что называется, проявился смысл, заключенный в имени этого философа (Пифагор означает «убеждающий речью»).

О его личной жизни известно только то, что у него была жена Феано, дочь Дамо и сын Телавг, который последовал по стопам отца и тоже стал философом. О смерти Пифагора существует несколько гипотез, в одной из которых говорится, что он умер от голода в метапонтском святилище муз, так как на протяжении сорока дней у него не было пищи.

Из его философских трудов до наших дней дошли только три сочинения: «О воспитании», «О государстве», «О природе», да и те в отрывках. Философ Пифагор практически постоянно занимался различными изысканиями - и на основе данных сочинений создал собственную трактовку мудрости. Так, на вопрос, кем он себя считает, он ответил - философом (что означало «любомудр»), цель жизни которого заключается в бесконечных поисках единой истины. Благодаря именно этому ответу философия стала ассоциироваться с любовью к мудрости.

Итак, строка, ставшая заголовком этой главы, настолько полно отражает мировоззрение Пифагора в области философии, насколько это вообще возможно. Тем более, что именно философия стала верным помощником в жизни греческого философа на пути утверждения собственных идей. Заключенный в изречении смысл наводит на размышления о том, что и в самом деле стремление к мудрости является основой философии. К тому же, размышления философа заканчивались тем, что всегда рождали в нем интересные мысли, которые по достоинству могли оценить только мудрые люди, наделенные большим интеллектом.

Прежде чем прийти к пониманию философии через мудрость, Пифагор сделал интересное открытие, но во времена его жизни не каждый человек понимал заключенную там истину. Идея состояла в том, что живым является все сущее, имеющее хотя бы малейшее отношение к такому фактору обитания, как тепло. Последнее бралось в качестве естественного условия развития различных организмов, и, следовательно, даже растения можно отнести к данному разряду «живых». Единственное, чем могут не обладать все живые существа, - это душой, так как душа и жизнь отнюдь не одно и то же, они разделяются невидимой чертой. А душа, считал Пифагор, существует в образе бессмертной материи. Такой вывод он сделал после долгих рассуждений, в ходе которых заключил, что она является частью того, что по своей сути считается бессмертным.

Исследовать душу Пифагор начал из-за возникшей мысли о ее связи с мудростью, заключенной внутри человека. Философ разделил душу на три части (ум, рассудок, страсть), каждая из которых отвечает за подвластный ей участок человеческого организма. Ум и страсть возникают практически в каждом живом существе, а вот рассудок присутствует только в мыслящем индивидууме. И именно рассудок делает человека человеком, так как посредством его «применения» можно с уверенностью говорить о способностях людей размышлять над происходящими событиями и адекватно на них реагировать. Из этого следует, что процесс размышления и познания наделяет человека мудростью, которая в конечном счете преобразовывается и становится основой философии.

Пифагор утверждал, что одна из самых главных задач человека состоит в том, чтобы выбрать свой путь и «направить» собственную душу либо в сторону зла, либо в сторону добра. Выбор, естественно, полностью зависит от мнения самого индивида о поставленной перед собой цели в жизни и от того, в какую сторону больше всего склоняется его мировоззрение. Конечно, жизнь с доброй душой дает ряд преимуществ, наполняя спокойную жизнь счастьем, к тому же открывает дополнительную возможность познать нечто большее, чем уже известно. Но, к великому сожалению, эта стадия жизни не вечна, и «в покое она не бывает и ровным потоком не течет».

По своей сути, философия держится на мудрости человеческого разума и полностью от него зависит. Можно с уверенностью сказать, что они тесно взаимосвязаны, и одно влияет на другое. Так неужели необходимо проявлять любовь к мудрым идеям, чтобы стать философом? Пифагор однозначно дает понять, что это единственный способ осознать цели философов и суть используемых ими средств. В конце концов, философии не существовало бы, если бы у людей отсутствовала предрасположенность к разного рода изысканиям и привычка делать соответствующие выводы, которые затем принимаются как основы философии.

Впоследствии истина, вынесенная в заголовок данной главы, стала основой философских идей и начала восприниматься людьми как естественное происхождение философии в качестве популярной науки. Так и закрепилась за ней подобная трактовка ее значения, а в XIX веке в Москве был создан философский кружок с таким же названием.

* * *
Во время одного из заседаний философов в доме Милона кем-то был устроен пожар (по некоторым предположениям, это был человек, не допущенный в их общество). Пифагору удалось выбраться из горящего здания. Но, увидев перед собой посадки бобов, он остановился и произнес: «Лучше плен, чем потоптать их, лучше смерть, чем прослыть пустословом». В результате чего он был пойман и убит.

...........................................................

1. Первоосновой мира является число. Оно управляет материальной и духовной сферами, нравственностью . “Бог – это число чисел”, – говорил философ. Он является создателем нумерологии. Он известен как выдающийся математик. Каждая цифра несет сакральный смысл . Единица – это символ единства бытия и мира. Двойка олицетворяет полярность (свет и тьма, жизнь и смерть и т. д.). Тройка – самое совершенное число – олицетворяет полноту, гармонию. Семерка – символ божественного, сила свершения, судьбы, которая правит миром.

2. Пифагор учил о переселении душ (метемпсихоз ). Рассказывал ближайшим ученикам о своих воплощениях.

3. Учил не причинять зло . Был вегетарианцем.

4. Землю считал центром Космоса (геоцентризм ).

5. Счастье – в приобщении к Божественному, т.е. в занятии числами.

6. Музыку считал путем к пониманию Божественного. Ввел термин “музыка сфер”.

Гераклит Эфесский (535 –475 гг. до н. э.) - выходец из Малой Азии, отпрыск царского рода. За сложность изложения своих мыслей был назван “темным”. Иногда его называли плачущим философом, т. к. он считал, что все деяния людей достойны слез. Его раздражала примитивность и нежелание людей жить только текущими нуждами. Но эфесцы все же почитали его мудрецом. Однажды они пришли к нему с просьбой составить для них законы, по которым они согласятся жить. Гераклит обозвал их негодяями и продолжил игру в кости, говоря, что это лучше, чем управлять их государством. Разуверившись в людях, он удалился в горы, где и жил отшельником.

Основные идеи Гераклита изложены в труде “О природе”.

1. Огонь – первоначало, которое управляется Логосом (Логос – верховный разум, закон ). В “Авесте”, влияние которой ощутимо в учении философа, огонь – сын Ахура – Мазда имеет 4 формы:

Первая форма – огонь из скал и других естественных источников. Вторая форма – огонь в телах людей, животных. Третья форма – огонь в земле, растениях (он есть причина произрастания). Четвертая форма – огонь в облаках, огонь, который мы употребляем в повседневной жизни. Гераклит первым использовал термин “космос” – “порядок”. Первоначально он использовался при государственных делах, а также обозначал убранство женщины (косметика). Гераклит использует этот термин в философском ключе.

2. Философ выдвигает диалектическую идею о мировых процессах как борьбе противоположностей . Борьба, по его мнению – это способ достижения гармонии, способ существования всего : “Война – отец всего”. Движение, изменение, борьба не прекращаются ни на мгновение: “В ту же реку дважды не войдешь”, “Все течет, все изменяется”. Сторонники гераклитовой диалектики получили название “текучих”, а противников стали называть “неподвижными” .


3. Говоря о познании , Гераклит выделял 2 вида: чувственное и логическое.

4. Речь философа многозначительна. Он часто использует игру слов, каламбуры: “Присутствуя, отсутствует” (о тех, кто слушает, но не понимает). “Человеческие мысли – детские игры”. “Один по мне 1000, если он наилучший”.

В 6 – 5 веках до н. э в Малой Азии прославился Анаксагор . Он организовал школу, где преподавал свое учение.

1. Выдвинул идею превращения одних вещей в другие .

2. Мельчайшие частицы гомеомерии приводятся в движение Нусом (Ум). Нус созидает из хаоса космос, дает начало познанию.

Выдающимся мыслителем древности является Демокрит (5 век до н. э.) – смеющийся философ.

1. Бытие состоит из мельчайших частиц атомов (“неделимый”) и из пустоты . Атомы находятся в постоянном движении, отчего и возникают все процессы и явления . Постичь атомы чувственно невозможно, но они осознаются разумом.

2. Души людей и богов состоят из атомов. Боги и люди смертны.

3. Существует множество различных миров .

4. Познание бывает 2 видов: чувственное (темное) и рассудочное (истинное).

5. Цель жизни – достижение счастья , а оно возможно при разумном удовлетворении потребностей.

Известно, что философ специально притупил свое зрение, т. к. считал, что оно мешает истинному видению.

Основные идеи Пифагора.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Основные идеи Пифагора.
Рубрика (тематическая категория) Философия

1. Первоосновой мира является число. Оно управляет материальной и духовной сферами, нравственностью . “Бог - ϶ᴛᴏ число чисел”, – говорил философ. Он является создателœем нумерологии. Он известен как выдающийся математик. Каждая цифра несет сакральный смысл . Единица - ϶ᴛᴏ символ единства бытия и мира. Двойка олицетворяет полярность (свет и тьма, жизнь и смерть и т. д.). Тройка – самое совершенное число – олицетворяет полноту, гармонию. Семерка – символ божественного, сила свершения, судьбы, которая правит миром.

2. Пифагор учил о переселœении душ (метемпсихоз ). Рассказывал ближайшим ученикам о своих воплощениях.

3. Учил не причинять зло . Был вегетарианцем.

4. Землю считал центром Космоса (геоцентризм ).

5. Счастье – в приобщении к Божественному, ᴛ.ᴇ. в занятии числами.

6. Музыку считал путем к пониманию Божественного. Ввел термин “музыка сфер”.

Гераклит Эфесский (535 –475 гᴦ. до н. э.) - выходец из Малой Азии, отпрыск царского рода. За сложность изложения своих мыслей был назван “темным”. Иногда его называли плачущим философом, т. к. он считал, что всœе деяния людей достойны слез. Его раздражала примитивность и нежелание людей жить только текущими нуждами. Но эфесцы всœе же почитали его мудрецом. Однажды они пришли к нему с просьбой составить для них законы, по которым они согласятся жить. Гераклит обозвал их негодяями и продолжил игру в кости, говоря, что это лучше, чем управлять их государством. Разуверившись в людях, он удалился в горы, где и жил отшельником.

Основные идеи Гераклита изложены в труде “О природе”.

1. Огонь – первоначало, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ управляется Логосом (Логос – верховный разум, закон ). В “Авесте”, влияние которой ощутимо в учении философа, огонь – сын Ахура – Мазда имеет 4 формы:

Первая форма – огонь из скал и других естественных источников. Вторая форма – огонь в телах людей, животных. Третья форма – огонь в земле, растениях (он есть причина произрастания). Четвертая форма – огонь в облаках, огонь, который мы употребляем в повсœедневной жизни. Гераклит первым использовал термин “космос” – “порядок”. Первоначально он использовался при государственных делах, а также обозначал убранство женщины (косметика). Гераклит использует данный термин в философском ключе.

2. Философ выдвигает диалектическую идею о мировых процессах как борьбе противоположностей . Борьба, по его мнению - ϶ᴛᴏ способ достижения гармонии, способ существования всœего : “Война – отец всœего”. Движение, изменение, борьба не прекращаются ни на мгновение: “В ту же реку дважды не войдешь”, “Все течет, всœе изменяется”. Сторонники гераклитовой диалектики получили название “текучих”, а противников стали называть “неподвижными” .

3. Говоря о познании , Гераклит выделял 2 вида: чувственное и логическое.

4. Речь философа многозначительна. Он часто использует игру слов, каламбуры: “Присутствуя, отсутствует” (о тех, кто слушает, но не понимает). “Человеческие мысли – детские игры”. “Один по мне 1000, в случае если он наилучший”.

В 6 – 5 веках до н. э в Малой Азии прославился Анаксагор . Он организовал школу, где преподавал свое учение.

1. Выдвинул идею превращения одних вещей в другие .

2. Мельчайшие частицы гомеомерии приводятся в движение Нусом (Ум). Нус созидает из хаоса космос, дает начало познанию.

Выдающимся мыслителœем древности является Демокрит (5 век до н. э.) – смеющийся философ.

1. Бытие состоит из мельчайших частиц атомов (“неделимый”) и из пустоты . Атомы находятся в постоянном движении, отчего и возникают всœе процессы и явления . Постичь атомы чувственно невозможно, но они осознаются разумом.

2. Души людей и богов состоят из атомов. Боги и люди смертны.

3. Существует множество различных миров .

4. Познание бывает 2 видов: чувственное (темное) и рассудочное (истинное).

5. Цель жизни – достижение счастья , а оно возможно при разумном удовлетворении потребностей.

Известно, что философ специально притупил свое зрение, т. к. считал, что оно мешает истинному видению.

Основные идеи Пифагора. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основные идеи Пифагора." 2017, 2018.

tattooe.ru - Журнал современной молодежи