Сравнительный анализ онегина и ленского. «Сравнение характеров Онегина и Ленского» (Пушкин А. С.). Отношение персонажей к поэзии

Они сошлись.Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

А.С.Пушкин,«Е.О.»

Пушкин - великий поэт и писатель 19 века.Он обогатил русскую литературу множеством замечательных произведений.Самым главным трудом Пушкина стал его роман «Е.О.»Роман в стихах «Е.О.» справедливо считают «энциклопедией русской жизни».Автор отразил в нем жизнь дворянской молодежи 19 века, показал особенности России того времени.

Центральными фигурами романа являются двое совершенно разных но вместе с тем похожих героя-Евгений Онегин и Владимир Ленский.Онегин получает типичное аристократическое образование.Пушкин пишет:«Сперва мадам за ним ходила, затем мосье ее сменил».Учили его всему шутя, но Онегин все же получил те знания, которые были необходимы ему в светском обществе.Пушкин так характеризует Евгения:

Он по-французки совершенно

Мог изъясняться и писал

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

Чего вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил.

По своему уму Онегин стоит гораздо выше своих сверстников.Он немного знал классическую литературу, имел представление об Адаме Смите, читал Байрона, но, тем не менее, все эти увлечения не пробуждают в душе Евгения романтические, пламенные чувства, как у Ленского. Евгений лучшие свои годы тратит, как большинство молодых людей его круга, на балы, театры, любовные приключения.Очень скоро он начинает понимать, что эта жизнь пуста, что за «внешней мишурой» ничего не стоит, в свете царят скука, клевета, зависть, люди тратят внутренние силы на пустяки, бессмысленно прожигая свою жизнь. Резкий, охлажденный ум и «пересыщение удовольствиями света» привели к тому, что Онегин терят интерес к жизни, он впадает в глубокую хандру:

Хандра ждала его на страже,

И бегала за ним она,

Как тень иль верная жена.

От скуки Евгений пробует искать смысл жизни в какой-либо деятельности: он много читает, пробует писать, но эти попытки оказываются безуспешными.В деревне, куда Евгений едет за наследством, он предпринимает еще одну попытку занять себя чем-нибудь:

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил;

И раб судьбу благословил.

Зато в углу своем надулся,

Увидя в этом страшный вред,

Его расчетливый сосед…

Но отвращение к труду, привычка к свободе и покою, безволие и нежелание трудиться привели к тому, что Онегин стал настоящим эгоистом, думающим только о себе, о своих желаниях и удовольствиях, не умеющим обращать внимание на чувства, интересы и страдания людей, способным с легкостью обидеть, оскорбить, причинить горе человеку, даже не замечая этого.Однако Евгений-не самовлюбленный эгоист, а, как сказал В.Г.Белинский,«страдающий эгоист».Он понимает, что он лишний в этом бессмысленном обществе, но, как ни старается, не может полностью освободиться от влияния света.Онегина не удовлетворяла пустая, бессодержательная жизнь.Но у него не хватило ни силы, ни желания порвать с этой жизнью, он продолжает так же пассивно и равнодушно относиться ко всем и ко всему, кроме собственного спокойствия. Получив вызов на дуэль, прекрасно понимая свою неправоту и бессмысленность этого поединка, Онегин все же принимает вызов и убивает своего лучшего друга Владимира Ленского. Убийство Ленского перевернуло всю жизнь Онегина. Он больше не в состоянии оставаться жить в тех местах, где все напоминало о его страшном преступлении, «где окровавленная тень ему являлась каждый день». И, измученный угрызениями совести, Онегин мечется по свету.Но, несмотря на жестокость, это испытание помогло Евгению измениться внутренне, стать более отзывчивым к чувствам людей, окружающих его, его сердце открывается для любви.Но и здесь Онегин ожидает крах всех его надежд на счастье.Его несчастье-это расплата за его бесцельно прожитую жизнь.

В романе в противоположность Онегину дан образ Владимира Ленского.Ленский играет существенную роль в постижении характера Онегина.Ленский - дворянин, по возрасту он младше Онегина.Он получил образование в Германии:

Он из Германии туманной

Привез учености плоды,

Дух пылкий и довольно странный…

Духовный мир Ленского-полная противоположность мировоззрению Онегина.Ленский-«поклонник Канта и поэт», безнадежный романтик, который живет в мире прекрасных грез и мечтаний. Над его разумом владеют чувства, он верит в искреннюю и чистую любовь, в дружбу, в порядочность людей.Ленский смотрит на жизнь сквозь розовые очки, он наивно находит родную душу в Ольге, которая является самой обыкновенной пустой девушкой, которая быстро забыла погибшего на дуэли жениха.

Что же может быть общего у таких на первый взгляд разных людей? Они оба принадлежат к дворянскому сословию, оба умны, образованы, оба презирают пустую светскую жизнь и оба стоят гораздо выше по внутреннему развитию, чем окружающие их люди.Романтическая душа Ленского, не испорченная жизнью, повсюду ищет прекрасное.Пушкин пишет о Ленском: «Он сердцем милый был невежда, его лелеяла надежда, и мира новый блеск и шум».Онегин же давно прошел через это, он слушал пылкие речи Ленского с улыбкой старшего, он старался сдержать свою иронию. Пушкин пишет: «И думал, глупо мне мешать его минутному блаженству, и без меня пора придет, пускай покамест он живет да верит мира совершенству. Простим горячке юных лет и юный жар, и юный бред». Для Ленского дружба - острая потребность, Онегин же дружит «скуки ради», хотя по-своему привязан к Ленскому.Но, вопреки дружеским чувствам, Онегин вынужден убить Ленского.Презирая свет, он все-таки дорожит его мнением, боясь насмешек и упрека в трусости. Из-за ложного чувства чести, он губит невинную душу. Кто знает, как сложилась бы судьба Ленского, если б он остался жив. Возможно, он стал бы декабристом, а, может быть, и просто обывателем. Сам автор считал, что

Во многом он бы изменился,

Расстался б с музами, женился,

В деревне, счастлив и рогат,

Носил бы стеганный халат.

Я думаю, смерть Ленского вполне логична, он умер, как умер бы со временем его романтизм.По словам А.И.Герцена, Ленский был способен только на то, чтобы быстро вспыхнуть-и угаснуть.И даже если бы Онегин не убил его, скорее всего, в будущем Ленского ждала обыкновенная жизнь, которая охладила бы его пыл и превратила в простого помещика, который

Пил, ел, скучал, толстел, хирел,

И наконец в своей постеле

Скончался б посреди детей,

Плаксивых баб и лекарей.

Я думаю, что Онегин все-таки был внутренне глубже Ленского. Неудовлетворенность жизнью и собой в первую очередь способны испытать только глубокие и мыслящие люди.На протяжении всего романа я чувствую лишь жалость к Евгению, потому что осознание ошибок приходит к нему слишком поздно.Я думаю, Онегин-всего лишь жертва бездушного общества, из пол влияния которого Евгений так и не смог выбраться.

Пушкин изобразил действительность именно такой, какой она была в то время, показал, что в таком гниющем изнутри обществе могут быть счастливы только посредственные люди, интересы которых мелки и ограничены.Такие же возвышенные люди как Онегин и Ленский в этой жизни несчастны.они или гибнут как Ленский, или продолжают жить с опустошенной душой как Онегин.Богатство и высокое положение в обществе, доставшиеся им по наследству, не облегчают их жизнь и не делают их счастливыми. Общество и воспитание не дают им возможность на личное счастье, осознание ошибок приходит к ним слишком поздно.Но в этих ошибках нельзя винить самих героев.Их сделало такими общество. Обстановка, окружавшая их с рождения, сформировала их характеры.По словам Пушкина, именно среда сделала несчастными этих по существу и своим задаткам прекрасных, умных и благородных людей.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВ ОНЕГИНА И ЛЕНСКОГО. Источником развития общества во все времена была не­удовлетворенность, неудовольствие людей собственной жиз­нью и общественными устоями. На пороге девятнадцатого века в России среди передовой дворянской молодежи неосознанно, постепенно начало ощущаться недовольство окружающей дей­ствительностью. Типичными представителями этого круга яв­ляются Евгений Онегин и Владимир Ленский - герои романа А. С, Пушкина «Евгений Онегин».

Главной общей чертой Онегина и Ленского является их не­удовлетворенность дворянским обществом, хотя они получили вос­питание типичное для дворян того времени. Оторванные от рус­ской культуры, воспитанные французскими гувернерами, они не имели сколь-нибудь серьезной цели в жизни, Поэтому скоро Оне­гин разочаровался в праздной суете света: «хоть он был повеса пылкий, но разлюбил он, наконец, и брань, и саблю, и свинец», к жизни «совсем охладел», Ленскому тоже были чужды светские интересы: «пиры не нравились ему, бежал он от беседы шумной».

В деревне, живя среди ограниченных, самодовольных по­мещиков и будучи выше окружающих по духовным запро­сам, они подружились, хотя и представляли собой противо­положные человеческие натуры. Онегин в лучшие годы впал в хандру, был «равнодушен ко всему». Ленский - натура лирическая, обладающая «вольнолюбивыми мечтаниями», всегда «восторженною речью», он был «поклонник Канта и поэт». Ленский считал поэзию своей стихией, в Онегине же Пушкин подчеркивает «резкий охлажденный ум».

У Ленского поэт отмечает любовь к природе, «благородное стремленье чувств, и мыслей молодых, высоких, нежных, уда­лых», «жажду знаний и труда и страх порока и стыда». У Оне­гина же по приезду в деревню «два дня казались ему новы уеди­ненные поля, прохлада сумрачной дубравы, журчанье тихого ручья, на третий - роща, холмы его не занимали более», «труд упорный был ему тошен», и, когда он, «зевая, за перо взялся», у него ничего не вышло. Будучи от природы незаурядным чело­веком, Онегин не может ни к чему приложить себя в том обще­стве, в котором он вынужден жить, и сам страдает от этого.

В Онегине Пушкин выделяет умение разбираться в людях, критически относиться к ним. Он сразу же понял заурядность Ольги и с первого взгляда оценил своеобразие Татьяны, выделив ее из остальных. Ленского поэт показывает как человека, которо­му не достает знаний и понимания действительности. «Сердцем милый невежа», - так характеризует его Пушкин. Ленский иде­ализирует Ольгу, простую девушку. Ее поведение после бала при­нимает за измену. Это обстоятельство приводит к необоснованной дуэли и его гибели. Но если Ленский ведег себя в связи с дуэлью как сентиментальный юноша, непрактически относящийся к жизни; то Онегин, будучи трезво мыслящим человеком, «всем сердцем юношу любя», должен был проявить себя «мячиком пред­рассуждений.., но мужем с честью и умом». Но Онегин оказался ниже сознаваемых им предрассудков воспитавшего его общества, оказался эгоистом и, испугавшись «шепота, хохота глупцов», убил друга. Ложное понятие Онегина о дворянской чести толкнуло его на убийство Ленского. Белинский назвал Онегина страдающим эгоистом, эгоистом поневоле, так как его эгоизм обусловлен вос­питанием, которое он получил в дворянском обществе.

В образах Онегина и Ленского Пушкин показал характер­ный путь, внутреннюю жизнь целого слоя молодых людей России того времени. Более умные, более чуткие, более совест­ливые, они не смогли найти призвание в жизни и угасли.

Для нас сейчас, я имею в виду свое поколение, нисколько не легче найти призвание в жизни. В нынешнем обществе хаоса и беспорядка очень трудно не ошибиться, Мне кажется, что каждый человек предназначен сотворить в своей жизни нечто, оставить след, иначе зачем мы, люди, созданы?

Нужно об этом помнить всегда и стремиться к своему при­званию, Да, это трудно, может быть невозможно, но я попро­бую не отступиться.

1. Начало дружбы Ленского с Онегиным
2. Отношения с семейством Лариных
3. Дуэль

В романе А. С. Пушкина мы знакомимся с двумя молодыми людьми, образованными дворянами, достаточно богатыми для того, чтобы праздно проводить время и не зависеть ни от кого. Это Онегин и Ленский. Они познакомились в деревне; их поместья находились по соседству, и прибыли туда мужчины примерно одновременно: Онегин из Петербурга, а Ленский – из Германии, где он учился в университете. Евгений не понравился соседям: он не хотел с ними общаться и не говорил «да-с» и «нет-с». А Владимир, напротив, многим понравился, особенно девушкам.

Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.

Евгений, разумеется, не был столь же образован: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь». Конечно, это ирония, но все же университета Онегин не оканчивал и стихов писать не умел. Основное его умение было в обольщении женщин, Онегин был избалован женским вниманием, праздным образом жизни, ведь большую часть своей жизни он проводил на балах и в развлечениях.

Ленский же не был испорчен высшим светом, он сохранил в своей душе возвышенные идеалы чести, любви и дружбы. Всю восторженность своих чувств, свою искренность Ленский выражал в поэзии, он не только увлекался творчеством великих поэтов, но и сам писал стихи. Ленский и Онегин не говорили о пиршествах и балах, так как Ленскому всё это было чуждо, а Онегину надоело. Молодые люди много спорили обо всем на свете: о добре и зле, о смысле жизни и о смерти…Онегин относился к Ленскому снисходительно, с улыбкой слушая его восторженные беседы, не пытаясь вставить свое «охладительное слово», считая, что с возрастом наивность Ленского исчезнет сама собой.

За молодого и красивого Ленского многие родители хотели бы выдать замуж своих дочерей, поэтому он всегда был желанным гостем во всех имениях, но Ленский искал не сердечных приключений, а сердечной дружбы, духовной близости, признания, наконец. Поэтому он сдружился с Онегиным:

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.

Поэт даже в шутку замечает, что эта дружба образовалась от «делать нечего» (я думаю, что в шутку, потому что Пушкин сравнивает своих героев с самим собой, а все мы знаем, каким прекрасным другом был Александр Сергеевич!). Конечно, на первых порах различие во взглядах молодых людей отталкивало, затем эта разница, наоборот, нравилась им:

Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны.

Отношения с семьей Лариных тоже по-разному характеризуют героев поэмы. Владимир очарован Ольгой, сестрой Татьяны. Он давно увлечен ею и именно ее мечтал бы видеть своей невестой. Ленский часто бывает в доме у Лариных, чему удивляется Онегин, считая такое времяпрепровождение Ленского скучным. И вот Ленский приглашает Онегина с собой в дом Лариных, где и происходит знакомство с Татьяной. Онегин, успевший повидать немало красавиц, обращает внимание на Татьяну: «Неужто ты влюблен в меньшую?»

Онегин проявляет себя как более опытный человек, умеющий разбираться в людях. Вкусы друзей расходятся даже в выборе женщин. Романтик Ленский увлекается внешними качествами Ольги, ее легкостью и веселостью, не замечая того, что она заурядна и не очень умна. Он верит в верность Ольги, в ее любовь и строит планы на счастливое будущее. Онегин же, умудренный опытом, ценит женщин за другие качества, ему более интересны глубокие и скромные девушки, в Татьяне он замечает прекрасную душу, благородство и нежность, считая, что она может стать прекрасной женой, способной быть верной своего мужу и любящей его до конца своих дней. И он не ошибается в этом. Мы в этом убеждаемся в финале романа, когда во время последнего свидания она доказывает свою верность мужу, говоря: «Но я другому отдана; я буду век ему верна».

В сцене именин Татьяны Евгений проявляет себя не с лучшей стороны: он ведет себя некрасиво и бессердечно, любезничая с возлюбленной друга, приглашая ее на мазурку и нашептывая ей «какой-то пошлый мадригал». Горячий и романтичный, Владимир не может извинить поведение своего друга и вызывает его на поединок. Онегин ведет себя хладнокровно, спокойно принимая вызов. Хотя сам себя он ругает за то, что так зло пошутил с Ленским:

Он обвинял себя во многом:
Во-первых, он уж был неправ,
Что над любовью робкой, нежной
Так подшутил вечор небрежно…

Все дело в том, что он был слишком раздражен, видя толпу презираемых им соседей, растерянность и взволнованность Татьяны, и был зол на Ленского, который обманом завлек его на это сборище. Бесспорно, Ленский погорячился с вызовом дуэль, Онегин же слишком равнодушно отнесся к ней. Евгению следовало бы извиниться перед своим другом, и дело бы разрешилось мирным путем. Онегин понимает, что он старше Владимира и должен был быть осмотрительнее его, остудив его пыл, не принимая дурачество молодого поэта. Теперь же отменить дуэль Онегин не мог, так не хотел «хохотни глупцов», к тому же в деле участвовал старый дуэлянт Зарецкий: «Он зол, он сплетник, он речист…». После того, как Ленский был убит, Онегин побегает к нему, зовет, но поздно.

Можно сказать, что к этой истории приятели изначально отнеслись совершенно по-разному. Ленский относился к ней со всей серьезностью, он хотел защитить честь Ольги, наказать Онегина, а Онегин же к дуэли относился совершенно хладнокровно, даже проспал, опоздав на нее. Владимир волнуется перед поединком, он сочиняет стихи, посвященные Ольге – свое любовное завещание, стремится провести с возлюбленной последние минуты, Евгений же абсолютно спокоен.

Подводя итог, можно сказать, что Владимир Ленский в произведении — олицетворение романтизма, а Онегин — холодного опыта. «Лед и пламень», как верно подмечено в одной из глав. Эти два героя очень разные, но они словно бы дополняют друг друга. В Ленском можно отметить те качества характера, которых так не хватает Евгению, а в Онегине было то, чего недоставало Ленскому. Онегин мог бы своим «льдом» остудить «пламень» Ленского, но не сделал этого. И поэт погиб.


ОБРАЗОВАНИЕ

Онегин: "Француз убогий, чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью строгой" - образован был просто, без особого напряжения, но достаточно для выхода в общество. "Он по-французски совершенно мог изъясняться и писал". "Чего ж вам больше? Свет решил, что он умен и очень мил". "Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь". И по мнению многих, Онегин был "Ученый малый" - он вполне делал вид умного человека: "С ученым видом знатока хранить молчанье в важном споре".

Довольно знал латынь, но "не мог ямба от хорея отличить". Его "призванье" было в другом: "знал он тверже всех наук науку страсти нежной"

Ленский: "Он из Германии туманной привез учености плоды". Ленский был хорошо образован, любил поэзию, был поклонником Канта и сам был поэтом. Как и свойственно любому поэту, его переполняли "вольнолюбивые мечты, дух пылкий". Главной наукой для него было искусство, а если быть точнее - поэзия. "Он с лирой странствовал на свете; под небом Шиллера и Гете". "И ум, еще в сужденьях зыбкой, и вечно вдохновленный взор". "Поэт в жару своих суждений читал, забывшись".

ВОСПИТАНИЕ:

Онегин: воспитан в духе светского общества того времени, а главное в воспитании было - соответствие обществу, его требованиям. Онегин "легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно". "Так воспитаньем, слава Богу, у нас немудрено блеснуть". Евгений был "мод воспитанник примерный": всегда хорошо одет, по моде, следит за собой: "Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей". "Боясь ревнивых осуждений, в своей одежде был педант". "Он три часа по крайней мере пред зеркалами проводил и из уборной выходил подобный ветреной Венере".

Ленский: Ленский был воспитан романтиком и мечтателем, "богат, хорош собою, везде был принят как жених". Не знал почти России, ее идеалов, так как жил в Германии, потому и сложил такие особые мнения об искусстве, душе, друзьях любви. И "сердечных мук еще не знал".

СОСТОЯНИЕ ДУШИ, ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНЕННЫМ ЦЕННОСТЯМ:

Онегин: В его еще молодые годы Онегину уже все надоело, всем он "перенасытился". Рано чувства в нем остыли, ему наскучил света шум; красавицы недолго были предмет его первичных дум; измены утомить успели, друзья и дружба надоели", "разлюбил он наконец, и брань, и саблю, и свинец". Ему надоел и театр: "балеты долго я терпел, но и Дидло мне надоел". Со временем он теряет интерес ко многому и устает от жизни (заинтересовался он позже только Татьяной).

Ленский: им овладели "вольнолюбивые мечты, дух пылкий и довольно странный". "От хладного разврата света еще увянуть не успев, его душа была согрета приветом духа, лаской дев; он сердцем был еще невежда, его лелеяла надежда". Все сомненья затмевал мечтой, верил в дружбу и в любовь, в людей. Еще большим романтиком он стал, когда полюбил Ольгу: "Она поэту подарила младых восторгов первый сон", Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину".

ЖИЗНЬ В ДЕРЕВНЕ, ОТНОШЕНИЯ С СОСЕДЯМИ

Онегин: Эта деревня была прелестным местом, но даже и она надоела Онегину: "Деревня, где скучал Евгений". Соседи считали, что он "опаснейший чудак". "Сначала все к нему езжали, но так как с заднего крыльца обыкновенно подавали ему донского жеребца, лишь только вдоль большой дороги заслышат их домашни дроги, поступком оскорбясь таким, все дружбу прекратили с ним". "Сосед наш неуч, сумасбродит, он фармазон, он пьет одно стаканом красное вино; он дамам к ручке не подходит, все "да" да "нет"; не скажет "да-с" иль "нет-с". "Таков был общий глас".

Ленский: "Помещик новый столь же строгому разбору в соседстве повод подавал". Один Евгений мог оценить его дары. Ленский старался избегать пиры соседственных селений. Считал, что соседей "разговор благоразумный, конечно, не блистал ни чувством, ни умом, ни поэтическим огнем, ни остротою, ни умом, ни общежития искусством; но разговор их милых жен гораздо меньше был умен". Словом, ему была не по душе компания соседей.

ОТНОШЕНИЕ К ПОЭЗИИ, К ИСКУССТВУ:

Онегин: К поэзии относится довольно безразлично (хотя Ленского слушал с улыбкой, давал ему насладиться "минутным блаженством"). "Он рыться не имел охоты в бытописаниях земли; но дней минувших анекдоты хранил он в памяти своей". "Не мог ямба от хорея отличить. Бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита".

Ленский: Он был поэтом, поэзия оживляла его душу, мысли, в нее он вкладывал многие свои чувства. И лира была его верным спутником. "Под небом Шиллера и Гете их поэтическим огнем душа воспламенилась в нем". Поэзия помогала ему "верить мира совершенству".

ПОВЕДЕНИЕ НА ДУЭЛИ:

Онегин: "Получив от Ленского письмо, где тот звал его на дуэль, Онегин сказал себе, что он "всегда готов". Ему не нравилась вся эта затея, но останавливаться было нельзя - честь.

Ленский: Владимир хотел не позволить, чтобы "развратитель огнем и вздохов и похвал младое сердце искушал". Однако утром понял, что слишком погорячился, но обратного пути уже не было.

Ах, милый Александр Сергеевич! Написано ли вашим пером нечто более совершенное, нежели живой и вечный роман «Евгений Онегин»? Не в него ли вложили вы большую часть себя, своего неистового вдохновения, всей своей поэтической страсти?

Но не слукавили ли вы, о, бессмертный классик, говоря о том, что Онегин не имеет ничего общего с вами? Не являются ли черты его характера свойственными именно вам? Не ваша ли «хандра» на нем, не ваша ли разочарованность? Не ваши ли «черные эпиграммы» черкает он своим недругам?

А Ленский! Право, как он похож на вас, влюбленного, юного! На вас - другого, на того вас, которого вы не смели более открывать миру явно…

Ленский и Онегин... их обоих - ваш, о бессмертный Александр Сергеевич, пестрый и живой портрет на стене поэзии. Согласитесь ли вы с мыслью подобной дерзости?

Впрочем, как бы то ни было, позвольте, ввиду вашего молчания, каждому поклоннику вашего гения делать свои выводы, пустив в полет собственную фантазию.

Мы же сравним и сопоставим двух ярких едва касаясь граней непосредственно вашей личности. Во избежание навязчивых параллелей между вами, сударь, и персонажами вашей поэмы, приложим все усилия для осуществления сухой констатации их ярких характеристик.

Итак, Онегин. Красив, умен, статен. В описании его петербургского распорядка дня, любезный Александр Сергеевич, мы находим ваши строки о не менее чем трех часах, проводимых им у зеркал в прихорашиваниях. Вы даже сравниваете его с одетой по-мужски барышней, спешащей на бал. Духи, помады, стрижка по моде. Денди, педант и франт. Всегда элегантен в одежде. И, к слову будет сказано, ногти-с… Он, как и вы, сударь, проводит много времени за туалетным столиком, ухаживая за ними.

Увы, все действия, производимые им над собой с целью быть привлекательным, - всего лишь дань светской привычке. Он давно остыл к противоположному полу, разочарованный в любви. Ему вовсе не хочется нравиться женщинам. Нет! Любовь давно сменилась «искусством обольщения», не приносящим, впрочем, никакого удовлетворения.

Светские рауты давно утратили для него весь вкус. На балах он бывает часто, но по инерции, от скуки и от нечего делать. Светский скучен ему. Все опостылело, надоело! Но, другой жизни не зная, продолжает он влачить привычный образ жизни. Ни друзей, ни любви, ни интереса к жизни.

Образ мысли, мировосприятие Онегина - все подвергаете вы, Александр Сергеевич, беспощадной «русской хандре», или депрессии. Неизмеримая внутренняя пустота, отсутствие мечты, скука, безотрадность. Вместе с тем живость холодного, трезвого ума, отсутствие цинизма, благородство.

Его прозаичность вы подчеркиваете неспособностью «хорей от ямба отличить», а предпочтение им Скотта Смиту, с его политэкономическими книгами, лишь подтверждает наличие непоэтического точного мышления.

То ли дело Ленский!

Какая злая муза посетила вас, Александр Сергеевич, когда сводили вы в дружеских узах своих столь разных героев? Могли ли отношения Ленского и Онегина не привести к трагедии? Ваш Ленский…

Красив, но красив иначе, нежели Онегин. Вы наделяете его естественной красотою длинными, темными, вьющимися волосами. Вдохновенным взглядом поэта и живым, горячим сердцем, открытым миру.

Владимир Ленский чуток к восприятию природы и мироздания в целом. Во всем «подозревая чудеса», он по-своему понимает и чувствует мир. Идеалист, право слово!

Влюбленный в жизнь восемнадцатилетний мечтатель свято верит в существование своей второй половинки, которая его ждет и томится. В верную, преданную дружбу и «священную семью», как вы, почтенный Александр Сергеевич, изволили назвать Святую Троицу.

Своим же пером описывая взаимоотношения Онегина и Ленского, вы сравниваете их с союзом воды и камня, пламени и льда, поэзии и прозы. Как они непохожи!

Ленский и Онегин. Сравнительная характеристика

Вам было угодно, властитель муз, играть этими двумя прекрасными юношами в печальной игре, по сей день побуждающей читателя окроплять слезами страницы Вашего великого романа. Вы родните их дружбою, сначала «от нечего делать», а после более близкой. А потом жестокосердно…

Нет, лучше по порядку. Итак, они сближаются: Ленский и Онегин. Сравнительная характеристика этих двух, таких характерных для вашего, Александр Сергеевич, времени героев, может быть полной только при описании их дружбы.

Итак, противоречия встречаются, как утверждает Поначалу они скучны друг другу по причине несхожести суждений. Но немного погодя эта разность превращается в, притягивающий противоположности магнит. Каждый тезис становится причиной оживленных споров и обсуждений между друзьями, каждый спор превращается в предмет глубоких раздумий. Возможно, никто из них не принимал позиций товарища, но и интерес, уважение к течению чужой мысли они сохраняли. Слушая Ленского, Онегин не перебивает его по-юношески наивных суждений, стихов и древних сказаний. Будучи разочарованным реалистом, он не спешит упрекать Владимира в идеализации людей и мира.

Сходство героев

Ежедневные совместные конные прогулки, ужины у камина, вино и беседы сближают молодых людей. И, вместе с тем, с течением времени обнаруживаются сходства Онегина и Ленского. Наделяя их такими яркими чертами, вы, повелитель пера, вырываете их из обычного круга сельского общения, со скучными беседами о псарне, собственной родне и прочем вздоре. Образованность главных героев, являющаяся одной из немногих общих для них обоих черт, заставляет зевать их в кругу сельской знати.

Две судьбы, две любви

Онегин старше Ленского лет на пять-шесть. К такому выводу можно прийти, исходя из указанных вами, драгоценный Александр Сергеевич, двадцати шести годах его в окончании романа... Когда, приклоняя колени, он плакал от любви у ног ее... у ног Татьяны... Но, нет. Все по порядку.

О, великий знаток души человеческой, о, тончайший психолог глубинных чувств! Ваше перо являет пред мертвой душой Онегина светлый, чистый идеал девы юной - Татьяны Лариной. Ее юная, нежная страсть проливается пред ним в откровенном письме, которое вы приписываете ему сохранить на всю жизнь как свидетельство возможности искренности и красоты чувств, в которые он уже не верил. Увы, его хандрящее зачерствевшее сердце не было готово ответить взаимностью. Он старается избегать встреч с Татьяной после разговора с ней, в котором отказывает ей в высоких чувствах.

Параллельно этой нестройной любви Вы развиваете чувства Владимира Ленского к Татьяниной сестре - Ольге. О, как не похожи эти две любви, как сами Ленский и Онегин. Сравнительная характеристика этих двух чувств была бы лишней. Любовь Ольги и Владимира полна целомудренной страсти, поэзии, юного вдохновения. Наивный Ленский, искренне желающий счастья другу, пытается подтолкнуть его в объятья Татьяны, зазывая того на ее именины. Зная нелюбовь Онегина к шумным приемам, он обещает ему тесный семейный круг, без лишних гостей.

Месть, честь и дуэль

О, сколько же сил прилагает Евгений для сокрытия своего бешеного негодования, когда, согласившись, он попадает на провинциальный бал с множеством гостей, вместо обещанного семейного ужина. Но более того он возмущен Татьяниным смятением при восседании им на уготованное ему заранее место… напротив нее. Ленский знал! Все подстроено!

Онегин, право, не желал того, что уготовило ваше, Александр Сергеевич, неумолимое перо, когда мстил Ленскому за его обман! Когда увлекал его возлюбленную Ольгу в свои объятья в танце, когда шептал ей вольности на ушко, изображал нежный взгляд. Цинично и недальновидно воззвав к ревности и презрению юного поэта, он послушно следовал предначертанному вами для них обоих року. Дуэль!

Утром у мельницы…

Оба уже отошли от глупых обид. Оба уже с трудом находили повод для дуэли. Но никто не остановился. Гордыня тому виной: никто не намеривался прослыть трусом, отказавшись от поединка. Результат известен. Юный поэт повержен пулей друга за две недели до собственной свадьбы. Онегин, не в силах предаваться воспоминаниям и сожалениям о смерти единственно близкого ему человека, покидает страну…

По возвращении он полюбит повзрослевшую и расцветшую Татьяну, только теперь уже княжну. Преклоняя пред ней колени, будет целовать ее руку, молить о любви. Но нет, слишком поздно: «Теперь другому отдана и буду век ему верна», - произнесет она, горько плача. Онегин останется совсем один, лицом к лицу с воспоминаниями о любви и друге, убитом его же рукой.

Дуэли творца Онегина и вполне уместные параллели

Вас упрекали, милейший Александр Сергеевич, в недостаточности оснований для дуэли между вашими героями. Смешно! Разве ваши современники не проводили параллелей этих двух юношей с вами непосредственно? Разве они не отметили сходств таких противоположных Онегина и Ленского с вашей противоречивой, двойственной натурой? Этого граничного раздвоения на Ленского - вдохновенного поэта, суеверного лирика - и светского повесу, охладевшего, уставшего Онегина... неужели не обнаружили они? Одному вы отдаете свой пламенный гений, любовь, жизнерадостность и, сами того не подозревая, вашу же собственную смерть. Другому отданы скитания, отчуждение и, в конце концов, длительная поездка за границу, о которой вы сами так мечтали. Характеристика Онегина и Ленского является всесторонним раскрытием вас самого, не так ли? А если столь очевидное сходство обоих героев с вами, многоуважаемый классик, было разоблачено вашими современниками, разве не ведомо было им, каких легких, незначительных поводов для дуэлей было достаточно вам самому? И сколько раз в каждую неделю своей жизни вы приступали к игре со смертью, бесстрашно и равнодушно взирая на холодный ствол в руках своего взбешенного противника?

tattooe.ru - Журнал современной молодежи