Блаженны нищие духом…. Трактовка фразы “Блаженные нищие духом” исходя из греческого оригинала

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное».

Не однажды слышала я эту фразу, но не воспринимала её никак. Я – сама по себе, фраза – сама по себе. Мы сосуществовали параллельно.

Почему вдруг зацепило? Не знаю. Как-то упустила этот момент, но вдруг поняла, что хочу разобраться, в чём тут дело. Отчего же так счастливы (а блаженство, как известно, - высшая форма счастья) эти нищие духом. И кто они такие? Тем более, что расспросы знакомых (верующих и сомневающихся)особой ясности не внесли.

Пришлось обратиться к словарям и статьям религиозных авторов.

Оказывается, «НИЩИЙ ДУХОМ» - это вовсе не человек, живущий низменными интересами, как думают многие.

«Нищими духом» церковь называет людей смиренных: лишённых гордости и высокомерия, покорных, кротких, скромных, безобидных, терпеливых и даже безличных, то есть лишённых своей индивидуальности, ничем не выделяющихся среди других.

("Блаженными" церковь называла и сумасшедших, относясь к ним с особым вниманием и почитанием.)

На первый взгляд это кажется странным.

Мы ведь как привыкли? Ценить людей ярких, не похожих на других, лидеров, ведущих за собой, умеющих мыслить нестандартно, сказавших новое слово в науке, литературе, искусстве, технике… И лозунг «Сиди и не высовывайся» воспринимается резко отрицательно.

С другой стороны, гордость и высокомерие осуждаются и неверующими людьми. Это далеко не лучшие человеческие качества. И роптать мы готовы по любому поводу и на любого. Что не делает нашу жизнь и отношения с людьми лучше.

И с этой позиции утверждение «Человек – это звучит гордо» давно кажется мне сомнительным. Вы посмотрите вокруг. Планету свою упорно уродуем и превращаем в мусорную свалку. Всё живое от нас страдает. Друг к другу по-человечески относиться не умеем. Но – человеки!

Другое дело, что «человек» должно звучать гордо, если обладатель этого имени стремиться развивать в себе лучшие нравственные качества и «по капле выдавливает из себя раба», то есть, всё низменное.

Как же понять суть противоречия между светским и религиозным отношением к человеку? Отчего это противоречие возникает?

Может быть, оно возникает от того, кого мы определяем в лидеры и за кем следуем? В светской жизни, обычной нашей – это, естественно, человек. И мы пользуемся земными критериями оценки личности. И ценим земные достижения.

В духовной – Господь Бог. Нечто таинственное и недоступное человеческому разуму. Явление, пред которым все мы – ничто. Все наши достоинства, достижения, знания… И если нам друг перед другом особенно гордиться нечем, то уж перед НИМ – тем более.

Обратимся к высказываниям людей церкви.

СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ: «Быть нищим духом означает иметь духовное убеждение, что мы ничего своего не имеем, а только то, что дарует Бог, и что ничего доброго мы не можем сделать без Божией помощи и благодати; и, таким образом, должны считать, что мы – ничто, и во всём прибегать к милосердию Божьему».

То есть, всё, чего мы достигли, достигнуто нами по воле Божьей. (Не без наших усилий в этом направлении, конечно.) ЕМУ так захотелось. ОН счёл нужным вложить в нас то, что вложил. И наше творческое вдохновение – это то, что ОН в нас вдохнул. «Почему? Не наше дело. Для чего? Не нам судить», - пел мудрый Булат Окуджава. И был прав.

Чем больше мы проникаемся этим смирением, тем более нищими духом становимся.

ИСААК СИРИН: «Когда лежишь перед Богом в молитве, будь в помышлении твоём, как муравей, и как твари земли, и как пчела; и заикайся, как селянин, и не говори перед Ним в знании твоём. С умом младенческим подходи к нему.

«С умом младенческим…». Чистым, светлым, ясным, не выделяющим себя из мира. Безличным. Преданным родителю, не мыслящим себя без него. Возможно, так это надо понимать?

«Не говори перед ним в знании твоём…» То есть, откинь всё, что знаешь. Не считай это чем-то значащим. Перед абсолютным знанием то, что ты знаешь, - ничто и есть.

Где-то читала, что за гранью смерти душе открывается это абсолютное знание. Но те, кому дано было его коснуться, начинают с ещё большим усердием познавать мир, вернувшись к земной жизни.

«Будь в помышлении твоём как муравей…» То есть, ощути себя тварью… живущей лишь жизненно необходимыми инстинктами? Не размышляющей, не осознающей себя, не имеющей понятия о гордости. И тогда будешь рядом с Богом и примешь отеческую заботу его.

О. АЛЕКСАНДР ЕЛЧАНИНОВ: «Нищета духовная есть совершенно ясное осознание своей греховности и своего падения. Лишь с возникновением в нас способности видеть свои грехи, начинается просветление наших внутренних очей, начинается зарождение нищеты духа – основы нашего покаяния и спасения».

То есть, умей увидеть и признать свои грехи. А это очень непросто. Это сложно... И чем больше осознаёшь свои грехи и стремишься избавиться от них, тем больше у тебя шансов подняться духовно и приблизиться к Богу.

Протоирей ДМИТРИЙ СМИРНОВ: «Нищета духа, по учению святых, есть такое состояние человеческой души, когда человек считает себя не только хуже всех людей, но и хуже всякой твари.
НИЩИЙ ДУХОМ ПРОСИТ ДУХА БОЖИЯ. Христианин должен ощущать свою нищету духовную, и причём, непрестанно, как нищий, - а он нищий и есть».

«Просит Духа Божия» не означает ли, что человек просит о слиянии очищенного духа человеческого с Духом Божьим?

Итак, человек при всех своих знаниях, достижениях, размышлениях, осознании себя как личности, должен перед Богом отказаться от всего этого, смиренно признать своё ничтожество, свою греховность, чтобы исполниться Божия Духа – благодати, вдохновения, наития, откровения.

Кто-то называет православие «религией рабов». Да, религия рабов, но рабов Божьих, где каждый шаг к смирению и отказу от притязаний на что-либо приближает человека к Богу и обретению вечной жизни души. К достижению высочайшей духовности. Это и есть – высшее счастье.

Заметьте, отказ от достижений и притязаний ПЕРЕД БОГОМ. В земной жизни, где все мы равны как люди, мы можем и должны к чему-то стремиться и чего-то добиваться.

Главное, чтобы это не шло во вред живому и не живому, не разлагало нравственность. Человек может и должен совершенствоватся в земном, человеческом понимании.

Где-то прочла ещё, что нищим духом Царство Небесное принадлежит в настоящей жизни внутренне и предначертательно, через посредство веры и надежды, а в будущей – совершительно, посредством участия в блаженстве вечном.

Царствие Небесное – это, я думаю, не тот рай, где питаются нектаром и ничего не делают, как представляют себе многие. Это высокое парение духа, невозможное в земной жизни. Помните, Ричард Бах в своей «Чайке» писал: «Небеса – это не место и не время. Небеса – это достижение совершенства».

Вполне возможно, что я в чём-то не права, и в моих размышлениях много наивного и не всё верно. Так ведь я и не претендую на абсолютную правоту и истину. У меня и мысли нет учить кого-то и убеждать. Я просто попыталась чуть разобраться в том, что меня задело. Для меня это очень важно. И эти размышления открыли мне новое для меня и в религии, и во мне самой. Может быть, и для кого-то ещё они окажутся небесполезны.

Так получилось, что имея за спиной несколько поколений дедов-прадедов священников, сама я была воспитана и долго оставалась атеисткой, потом – сомневающейся и только недавно сделала первые шаги к церкви. Я практически ничего не знаю в этой области. Поэтому рада буду любым замечаниям, поправкам и мнениям.

Кроме того, думаю, что через какое-то время я вернусь к этой теме, так как продолжаю размышлять над ней.

В знаменитой Нагорной проповеди Иисус употребил выражение, которое часто переводится как «блаженны нищие духом» (Матфея 5:3). Однако на многих языках из-за буквального перевода его смысл не совсем понятен. Иногда слишком дословный перевод даже может создать впечатление, что речь идет о психически неуравновешенных или слабых, безвольных людях. Но в данном случае Иисус учил тому, что счастье человека зависит не от удовлетворения его физических потребностей, а от осознания того, что он нуждается в Божьем руководстве (Луки 6:20). Поэтому в некоторых переводах это выражение передано как «осознающие свои духовные потребности» или «осознающие духовную потребность в Боге», что точнее отражает его смысл (Матфея 5:3, Современный перевод).

И ещё одно добавление: "Быть кротким - это значит без страха и сомнения довериться Богу и выполнять его волю". Это слова одного из замечательных авторов "проза.ру" - Алеся Красавина, сказанные им в замечаниях к миниатюре "Вначале был рай". Вот ссылка

Рецензии

Увы, Ирина, у меня нет собственного мнения, а пересказывать чужие - неблагодарное дело. Толкование религиозных книг не должно иметь двусмысленности или неоднозначности. Это я твёрдо усвоил на примере руководящих документов, регламентирующих авиационную работу. А как же быть с религией? Попробуйте оценить смысл сказанного в сравнении с толкованием сур Корана.

Вадим Анатольевич, как Вы правы: "Вера - чувство индивидуальное". благодарна, что не вступили в бессмысленный спор - никого не ввели в грех. Спасибо. С уважением -

Спрашивает Дмитрий
Отвечает Руслан Фазлеев, 17.01.2010


Здравствуйте, Дмитрий!

Вы пишете:

Я это выражение понимаю как духовное состояние, когда человек не прикипает к богатству. В каком-то смысле оно почти у всякого мирского человека имеется. Нужно стремиться быть по духу нищим как будто у тебя ничего нет, а не корпеть над своим добром. Не пускать в душу самодовольство обладанием. А оно бывает даже у тех, кого можно считать нищим имеет низкий уровень жизни.

Можно истолковать этот текст и так. Однако весь отрывок говорит о духовных понятиях: алчущие и жаждущие правды, например. Речь идет не о физическом проявлении голода и жажды, а о духовном, т.к. слово "правда" еще переводится как "праведность".

Конечно же, нищий духом не будет "прикипать к богатству". Но Нагорная проповедь касается более глубоких аспектов веры. Апостол Павел отметил, что возможен альтруизм и самопожертвование самого высокого порядка, но если мотивация лишена любви, то пользы от такой свободы от богатства нет:

И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

.

Сказано, что в царствии Божьем будут нищие духом. Вопрос: ангелы, жители этого царства, тоже нищие духом? Вопрос не бесспорный, однако судя по тому, как преклоняются эти духовные существа перед величием Бога, очевидно, что они тоже чувствуют свою духовную нищету или зависимость от Бога и они рады этой зависимости, потому что она лишена рабского страха, унижения, но исполнена благоговением перед Богом, Которого они любят более всего во вселенной. Убежден, что у них даже не стоит вопрос между материальными и духовными ценностями, они не искушаются "прикипанием" к богатству.

11 И видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч,
12 которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение.
13 И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков.
14 И четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков.

.

Многим знакомо это состояние, когда сердце испытывает нищету духа и жаждет и алчет правды Божией.

Пусть добрый Господь поможет всем нам переживать это состояние! И тогда радость от близости самого Вседержителя, несравнимая ни с чем, наполнит наши сердца!

С уважением,

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

Изучая православные заповеди, люди наталкиваются на не совсем понятные мысли. Что означает «блаженны нищие духом»? Эти слова могут нынче вызвать диссонанс. Ведь нам из всех источников информации доказывают, что для достижения успеха необходимо развитие. Людей подталкивают не только к получению профессиональных навыков, но и к духовному росту. А это означает воспитание в себе силы воли, устремленности, упорства и так далее. И тут «блаженны нищие духом». Как понимать это выражение, о чем оно говорит? Давайте разбираться.

Присмотримся к нищим

Может, это не самое приятное занятие, но придется покопаться в психологии неимущего человека. Первая заповедь гласит: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Как же так? По словам Иисуса, людям, которые в этой жизни ничего не имеют, не создают, не производят, открыты райские врата. Вроде в этом есть некое противоречие, но только для современного, подверженного влиянию общества человека. Иисус на нищего смотрел иначе. Тот, кто находится, так сказать, на дне, не имеет амбиций. Он готов принять любую помощь, лишь бы ее предложили. У этого человека нет гордости, присущей обычному человеку. Он не боится потерь. У него есть только жизнь. Этот человек считает себя столь незначимым, что не судит других. Живет он простыми интересами. Сегодня есть хлеб и вода - хорошо. За это благодарит Господа. А если ничего нет, значит подождет, когда придет помощь от добрых людей. Нищий не возносит себя, не пытается встать над обществом. Этому человеку неведомы обычные волнения по поводу порчи имущества или проблем на работе. Его душа свободна от обременительных имущественных хлопот и переживаний.

О духовности

Вы задумывались о том, в каком направлении развивается наше общество? Если в прошлые века люди считали ценностью в основном материальные блага, то теперь таланты стали дороже. Тот, кто умеет генерировать знания, передавать их другим, процветает. Им тоже Иисус говорил: «Блаженны нищие духом…» Фраза эта предназначена для того, чтобы гений не ценил свои способности превыше общения с Господом. Наши умения и навыки есть капитал, нам внушают это с детства. В этом нет ничего дурного, если не использовать их во вред другим. Ведь Господь дарует способности, чтобы чада его усовершенствовали землю, развивали это пространство. Важно не испытывать гордости оттого, что ты умеешь и имеешь больше других. Грех заключается в презрении к тем, кто обделен талантами. Это касается любых способностей, в том числе и духовных. Есть люди, обладающие невероятной мудростью, умеющие вести за собой других. Им приходится постоянно бороться с соблазном гордыни. Суметь сохранить веру в Господа - вот что значит "блаженны нищие духом". Нужно постоянно помнить: нет ничего ценнее единства со Всевышним. Ощущать его в себе - это и есть исполнение заветов. А тот, кто вместе с Господом, защищен от искушений, в том числе и от гордыни.

«Блаженны нищие духом»: толкование

Христианство основной добродетелью считает смирение. Оно заключается в том, что человек надеется лишь на Господа. Он не пытается ему что-то дать, сделать или предложить. Торгу в этих отношениях нет места. Христианин надеется на доброту Бога, полностью и безоговорочно ему доверяет. Душа его чистая и искренняя. В ней нет ни тени сомнения. Смиренномудрие - это умение принимать от мира все. Так как эти дары идут из рук Господних. Если случилось что-то дурное, следует поблагодарить Всевышнего и не роптать. Значит, нынче ты не заслужил большего. И конечно, нужно говорить «спасибо» за каждую малость, что получаешь в жизни. Ведь хорошего у любого человека больше, чем плохого. Мы настолько привыкли к этим дарам, что перестали их замечать. А это и есть гордыня, грех. Когда спрашиваете себя, как понять "блаженны нищие духом", постарайтесь сосредоточиться на той радости, что получаете на земле. Как это? Давайте приведем пример.

Что хорошего есть в нашей жизни?

Возьмем среднестатистического человека, проживающего в русскоговорящем мире. Что он получает практически каждый день? Скажете, одни проблемы и неприятности, помноженные на негатив, распространяемый СМИ? А мы постараемся найти то, что вы, вероятно, перестали ценить:

  • воздух, который позволят жить;
  • поддерживающих и помогающих родителей;
  • пищу и кров;
  • работу, коли есть желание трудиться;
  • если он необходим;
  • здоровье;
  • поддержку друзей;
  • улыбки любимых;
  • возможность иметь детей.

Поверьте, перечислять можно до бесконечности. Но разве люди ценят эти дары? Они считают их естественными. И к чему это приводит?

Последствия неблагодарности

Тоже не станем долго рассуждать. Приведем несколько цепочек, которые продемонстрируют логику, остальное додумайте сами:

  • Тот, кто имеет кров и доход, боится его потерять. Ему страшны грабители, войны, экономические кризисы и другое.
  • Здоровый человек с неприязнью думает о возможных недугах.
  • Имеющий родителей, семью, друзей страшится измены и смерти.
  • Работающий и реализующий свои таланты боится потерять место или шанс.

Этот список тоже можно продолжить до бесконечности. Мы взяли для примера только самые обычные вещи. Просто в следующий раз, когда задумаетесь, что означает «блаженны нищие духом», вспомните о дарах Господа. Есть люди, которым не повезло. У них нет или здоровья, или таланта, или мирного неба над головой. А все ли они ропщут?

Что в жизни ценнее всего?

Наверное, вопрос, вынесенный в подзаголовок, наивен. У каждого свои ценности. Это правда и ложь одновременно. Есть Их довольно трудно опровергнуть полностью. Верующие считают, что самым важным является пребывание рядом с Господом. Поверьте, многие старались доказать обратное. Получалось до тех пор, пока не происходила беда. И только пережив горе, человек осознавал, что поддержка Всевышнего - это самое главное, что у него есть. Ведь из души эту силу никто не вырвет. Она не зависит от правителей или СМИ, мнения друзей и врагов. Это данность, которую можно отвергать или принимать, но не оспаривать ее существование. Значит, «блаженные нищие духом» - это заповедь о любви к Богу? Священники считают, скорее, напоминание. Это короткая притча о целостности мира и его бренности в одно и то же время.

Нужна ли эта истина современному человеку?

Предлагается опять вспомнить о смирении. Это настоящая мудрость, позволяющая посмотреть на себя со стороны, оценить реально недостатки и достоинства. А раз понимаете, в чем ваша ценность, умеете правильно выбрать поприще для приложения сил. Кроме того, человек, оценивающий себя адекватно, не испытывает проблем с общением, любит и получает взаимность. Он счастлив! А вы говорите, что нужно стремиться к успешности любой ценой. Всегда помните, что блаженны нищие духом, то есть люди, превыше всего любящие своего Создателя. У них намного меньше страхов и конфликтов в душе. Есть тот, на кого можно опереться. И он никогда не предаст, не изменит, не станет манипулировать или обманывать. Он суть

Заключение

Если понимаешь бренность дарованных тебе материальных благ и интеллектуальных ценностей, то живешь легче и естественнее. Попробуйте хоть на один день позабыть о страхах, порожденных гордыней. Этот небольшой эксперимент вернет вас в детство. Не поверите, но малыши - это практически единственная категория людей, истинно понимающих исследуемую фразу. У них нет забот, они полностью доверяют своим родителям, видя в них Господа. Вспомнили?

    Ср. Armuth des Geistes Gott erfreut, Armuth und nicht Armseligkeit. M. Claudius. Ср. Bien heureux les pauvres d esprit. Ср. Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное. Матф. 5, 3. Лук. 6, 20. См. праведному закон не писан. См. нищий духом … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Из Библии. Евангелие от Матфея (гл. 5, ст. 3): «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Раньше употреблялось в значении: смиренные, лишенные гордыни люди. Иногда так называли убогих, юродивых (блаженных). Современное значение: люди с … Словарь крылатых слов и выражений

    Нищій духомъ (иноск.) смиренный. Ср. «Нищета ума» спасаетъ (о смиреніи). Ср. Но ты... иной... взалкавшій пищи, Ты, что молитвою влекомъ, Высокій сердцемъ, духомъ нищій, Живущій мыслью со Христомъ. Гр. А. Толстой. Іоаннъ Дамаскинъ. 10. Ср. У нихъ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Лук.6:20 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Основная статья: Заповеди Иисуса Христа Заповеди Блаженств, православная икона Заповеди блаженства (макари … Википедия

    Основная статья: Заповеди Иисуса Христа Заповеди Блаженств, православная икона Заповеди блаженства в христианском вероучении, заповеди, данные Спасителем в … Википедия

    Заповеди Блаженств, православная икона Заповеди блаженства в христианском вероучении, заповеди, данные Спасителем в Нагорной проповеди, приведённые в Евангелии (Мф.5:3 12 и Лк.6:20 23) и дополняющие Десять заповедей Моисея. В представлении… … Википедия

    Заповеди Блаженств, православная икона Заповеди блаженства в христианском вероучении, заповеди, данные Спасителем в Нагорной проповеди, приведённые в Евангелии (Мф.5:3 12 и Лк.6:20 23) и дополняющие Десять заповедей Моисея. В представлении… … Википедия

Левин Б.Х.

БЛАЖЕННЫ ЛИ НИЩИЕ ДУХОМ?

"Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное" (Мат. 5, 3). Эта первая фраза Иисуса из нагорной проповеди смущает словом "нищие". Как можно превозносить нищих (ещё один перевод: бедных), да ещё духом? Да, Иисус полагал, что богатый не войдёт в царство Божие: "Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие" (Мат. 19, 24). Но ведь богатый - материально! Богатство же духовное Иисус, наоборот, активно проповедовал, постоянно уча заповедям Божиим: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков : не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное" (Мат. 5, 17 - 20). Мало того, для повышения праведности, то есть духовности (чтобы она превзошла праведность даже "книжников и фарисеев"), Иисус ужесточал заповеди: "Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду" (Мат. 5, 21 - 22); "Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем" (Мат. 5, 27 - 28)... И вдруг: "Блаженны нищие духом"... Так, может быть, разгадка кроется в слове "блаженны"? Что оно вообще означает? В Евангелии по-гречески написано: "счастливы". Синодальный перевод предлагает нам читать по-русски: "блаженны", то есть "будет благо". Разница особенно заметна, если сравнить оригинал с синонимами перевода. Словарь дает следующие синонимы слова "блаженный": безоблачный, благоденственный, благоденствующий, благой, благополучный, благословенный, благоюродивый, благоюродствующий, блаженненький, божий человек, всеблаженный, дурак, дурачок, златой, золотой, присноблаженный, радостный, райский, светлый, святой, сладкий, счастливый, христов человек, юрод, юродивец, юродивый. Не правда ли, почти все эти синонимы весьма далеки от "счастливого"? Поэтому рассматривать по-синодальному "блаженны" мы не будем, а будем - исконно Иисусово "счастливы". Какой же смысл вкладывал Иисус, говоря, что нищие (бедные) духом уже счастливы? Очевидно, самый простой: кому мало надо (для души), тот и рад малому, поэтому нищий духом будет рад (счастлив) всегда. Грубо говоря, идиот всегда улыбается - но это самый крайний случай "блаженного нищего духом". Кого же в целом имел в виду Иисус под нищими духом в своей нагорной проповеди? Для этого надо выяснить, кто подал повод для такого высказывания. Вот, в какой обстановке началась нагорная проповедь: "Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное" (Мат. 5, 1 - 3). Тут написано, что увидев народ, Иисус ушёл вверх (от народа) на гору. Не написано, что народ взошёл на гору с ним. Затем Иисус сел. После этого к нему приступили (подошли) ученики. Не написано, где в это время был народ. Очевидно, народ остался внизу горы. Восхождение Иисуса на безымянную гору, где он не просто проповедовал, но и уточнял заповеди, полученные через Моисея, невозможно не сравнить с восхождением самого Моисея на гору Синай, где тот получил заповеди. А во время восхождения Моисея народу было запрещено под страхом смерти приближаться к подножию горы, не то что восходить на гору вслед за Моисеем (Исх. 19, 12). И лишь брат Моисея с двумя сыновьями и "семьдесят из старейшин Израилевых" получили разрешение один раз взойти с Моисеем на гору (Исх. 24, 1). Если стоящего на горе человека ещё видно снизу, то сидящего (а Иисус сел) - намного хуже. Кроме того, сидящего Иисуса обступили ученики. Обычно их было двенадцать, не менее. О том, что Иисус сел, написано, а о том, что сели ученики - нет. Но даже, если они расселись вокруг него, а не обступили, то, вероятно, совсем загораживали Иисуса от народа, который остался внизу горы. Следовательно, Иисус произносил свою нагорную проповедь только ученикам. А народ её не мог слышать. В любом случае, о том, что Иисус обратился с проповедью не к народу, а только к ученикам, написано прямым текстом: "приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их". Оставим только значащие слова: "приступили к Нему ученики... и Он... учил их". "Их" - это учеников. Итак, первое, что сказал Иисус, уйдя от народа, своим ближайшим ученикам: "Блаженны нищие духом". Кого он имел в виду под нищими духом, теперь не трудно догадаться - народ. Чтобы понять, почему Иисус назвал народ нищим духом, следует прочитать предысторию нагорной проповеди, то есть окончание предыдущей главы: "И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях . И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их . И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана" (Мат. 4, 23 - 25). Как видим, Иисус учил и проповедовал в синагогах, то есть повышал духовность в людях, а также лечил телесные болезни. Причём, вначале написано о духовном исцелении, то есть это было главным в деятельности Иисуса. А слух прошёл о нём только как о лекаре : "и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их. И следовало за Ним множество народа". Таким образом, уйдя от народа (на гору), который требовал от Иисуса только телесного исцеления, он продолжил духовное исцеление только с ближайшими учениками, которые следовали за ним не ради телесного, а как раз для духовного совершенствования. Следовательно, фраза о нищих духом относилась не к ним, а к народу. И звучит "блаженны нищие духом" не как похвала, а как укоризна, с горечью и сарказмом: "Счастливы, не имеющие духовных потребностей". Это напоминает циничную, ироничную шутку: "Хорошо тому живётся, у кого одна нога - тому пенсия даётся и обувка не нужна". Остался вопрос, почему Иисус считает, что "их есть Царство Небесное"? Можно ответить просто. Счастливы нищие духом, потому что их земные потребности минимальны. Им очень мало нужно для счастья. Довольствуются малым. Им от этого мира особо ничего не надо. Иначе говоря, они не от мира сего, а значит, принадлежат Царству Небесному. Но нищей названа как раз духовность народа, а не его материальность. Народ, следовавший за Иисусом, интересовала, как сказано, лишь материальность, пусть и самая минимально необходимая для жизни в этом мире - исцеление от болезней. Вообще, нищих духом, по определению, духовность не интересует. Нищие духом - это те, кто не имеет духовных потребностей. Тем более, они не имеют потребности в совершенствовании духовности, так как нечего совершенствовать. А Царство Небесное - для духовно совершенных. Вот, как об этом сказал Иисус: "Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим ; и будешь иметь сокровище на небесах" (Мат. 19, 21). А Иисус это сказал тому, кто духовно не был нищ, так как исполнял десять заповедей, кто сам хотел духовно совершенствоваться, сказав: "все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?" (Мат. 19, 20). Тогда, какая логика в том, что не совершенным, а духовно нищим гарантировано Царствие Небесное? Представляется, что объяснение нужно искать по аналогии. По отношению к Царству Небесному нищие духом подобны детям, которых Иисус превозносил ещё больше: "В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном ? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети , не войдете в Царство Небесное ; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном" (Мат. 18, 1 - 4). В силу духовной незрелости, дети не знают, не различают ни добра, ни зла (об этом сказано, например, в Втор. 1, 39). Дети безгрешны. Во всяком случае, не способны осознанно грешить. По-видимому, именно поэтому дети больше всех достойны Царства Небесного, о котором говорил Иисус. В нагорной проповеди Иисус назвал нищих духом первыми, кто достоин Царства Небесного. Позже он назвал таковыми (первыми) детей. То есть нищие духом наиболее близки к детям по уровню готовности к Царству Небесному. И есть лишь один очевидный признак, уравнивающий их: уровень духовного развития. У нищих духом он назван прямо - духовная нищета. У детей не названа причина их готовности к Царству Небесному. Но, понятно, что духовно они также не развиты. Дети рождаются практически с нулевой духовностью, и если они вырастают без человеческого общества, среди зверей, то человеческой духовности в них и не возникает. Духовность в человеке воспитывается людьми же. Духовно нищие недалеко ушли по духовному воспитанию от детей, поэтому "их есть Царство Небесное" наравне с детьми. В таком ракурсе, дети - частный случай духовно нищих. Причём, этот случай настолько очевидный и не требует доказательств, что именно его Иисус привёл в пример своим ученикам без всяких пояснений, хотя обычно "без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все" (Мар. 4, 34). Вот почему "счастливы бедные духом", и почему "их есть Царство Небесное". Как видим, нет ничего привлекательного в том, чтобы быть нищим духом, оставаясь по духовному развитию на уровне детей, и получить за это Царство Небесное. Дети-то не виноваты в своей духовной бедности, но и не имеют заслуг в духовной чистоте, в том, что безгрешны. А вот духовная бедность взрослых - целиком на их совести. Это только богатство материальное не полностью зависит от усилий личности, но во многом - от обстоятельств, а вот духовное - исключительно собственный выбор каждого. Поэтому представляется, что Иисус произнёс фразу "счастливы бедные духом, ибо их есть Царство Небесное" с негативным подтекстом (не с осуждением, но с сожалением), а ни в коем случае не в качестве примера для подражания, коим она выглядит со словом "блаженны" вместо "счастливы" и "нищие" вместо "бедные" (к блаженным и нищим отношение в обществе сочувственное и терпимое, так как от тюрьмы и от сумы никто не застрахован). Действительно, огромная разница между тем, кто уже "счастлив" в этой жизни, ибо он не от мира сего, и тем, кто "блаженен", то есть будет иметь благо в загробном будущем, когда попадёт в Царство Небесное. Счастье нищего - сомнительно. Его же будущее блаженство - привлекательно... Подведём итог. Иисус сказал: "счастливы". Христианский переводчик написал: "блаженны". Как мы увидели, не случайно это слово вызывает сомнение и неприятие. В том числе, и потому, что искажены слова того, чьим именем названа религия переводчика. ПРИМЕЧАНИЯ 1. Еврейское Священное Писание (Танах), которому соответствует христианский Ветхий Завет (он является переводом Танаха), состоит из Торы (Пятикнижие Моисеево; слово "тора" переводится как "закон"), Невиим (Пророки) и Кетувим (Писания). Иисус упоминает здесь Закон (Тору) и Пророков. Вообще же, обычно, говоря о Торе (Законе), подразумевают весь Танах (письменная Тора), и даже шире - Танах плюс Талмуд (то есть толкования Торы), так как для исполнения законов недостаточно одних лишь их формулировок (например, десяти заповедей), необходимы примеры исполнения и толкования законов. Таким образом, говоря "закон и пророки", Иисус подразумевал всё еврейское Священное Писание, которое имелось на тот исторический момент. Если это не так, то для чего Иисус призывал своих последователей достичь праведности книжников и фарисеев ("Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное" Мат. 5, 20), то есть тех, кто наиболее скрупулезно исполнял еврейское Священное Писание? 2. Иота и черта - самые маленькие буквы еврейского (точнее, языка иврит) алфавита (йод и вав, одиннадцатая и седьмая буквы, соответственно). 3. Другой перевод "в синагогах их" - "в местных синагогах", то есть в синагогах Галилеи. 4. Забота о неимущих - одна из важнейших заповедей Ветхого Завета. 5. Блаженен (имеющий благо в будущем) и блаженный (юродивый) - имеет разный смысл, но созвучие, родственность этих слов создаёт ложное впечатление, что это одно и то же.

tattooe.ru - Журнал современной молодежи