Художественные средства изображения внутреннего мира человека в романе-эпопее Л. Толстого «Война и мир. Художественные особенности романа Л. Н. Толстого "Война и мир" Художественное произведение война и мир

Читайте также:
  1. Анна Снегина» С. Есенина. Жанровое своеобразие. Система образов.
  2. Вопрос Периодизация курса. Своеобразие литературы и культуры средних веков
  3. Главная особенность романа – социальная проблематика романа тесно связана с нравственной проблемой Добра и Зла.
  4. Главный конфликт романа - конфликт народа и государства, свободы и насилия.
  5. Главы для чтения романа «Моби Дик»: 1-5, 10-13, 18, 41-42, 77-78, 88, 93, 110, 132-135.
  6. Дж. Голсуорси. Специфика композиции, конфликт и его художественное решение в романе «Собственник».
  7. Жанр романа в литературе русского символизма: «Мелкий бес» Ф. Сологуба и «Петербург» Андрея Белого.

Жанр

Произведение Толстого сочетает черты романа и эпопеи .

Как известно, в основе романа лежит судьба прежде всего отдельной личности , а в эпопее осмысляется судьбацелого народа . Толстой соединил в своем произведении особенности обоих жанров.

Основной в произведении Толстого является героическая тема народа. Именно она определяет значение «Войны и мира» как эпопеи . Воссоздание грандиозных исторических событий, картины великих битв, прежде всего Бородинского сражения, величественный пейзаж, обширные историко-философские отступления автора выявляют особенности «Войны и мира» как эпопеи .

«Война и мир» несет в себе традиции произведений древнерусской литературы, в частности воинской повести . Мотив всенародного подвига во имя спасения Русской земли сближает произведение Толстого со «Словом о полку Игореве».

Тема Москвы также выступает в «Войне и мире» как эпопейная тема. В толстовском произведении отражено народное отношение к Москве как к сердцу России.

Одновременно Толстому-романисту важно осмыслить становление и развитие личностей отдельных героев в их самостоятельном бытии.

Отличительная черта «Войны и мира» как романа заключается в том, что в нем не один и не два главных героя, а множество героев , связанных между собой личными судьбами.

«Война и мир» имеет черты исторического романа . Здесь повествуется о реальных исторических событиях и лицах . Своеобразие «Войны и мира» состоит здесь в том, что картины эпохи наполеоновских войн являются не фоном повествования, а самостоятельным по значению элементом композиции. Вспомним о значении образов Кутузова, Багратиона, Наполеона, Александра I.

«Война и мир» имеет также черты семейного романа . В нем рассказываются истории семей Ростовых, Болконских, Курагиных.

Кроме того, это роман философский , в котором Толстой осмысляет наиболее общие вопросы (жизнь и смерть, смысл человеческого бытия, философия истории).

Изобразительно-выразительные средства в романе «Война и мир» представлены в динамическом единстве, которое ощущается в повествовании. Начинается оно, как правило, с контраста. Такой контраст у Толстого возникает обычно в результате смены прямого описания метафорическим.

Например, воспроизведение душевного состояния князя Андрея накануне Бородинского сражения:

«Он знал, что завтрашнее сражение должно было быть самое страшное изо всех тел, в которых он участвовал, и возможность смерти в первый раз в его жизни, без всякого отношения к житейскому, без соображений о том, как она подействует на других, а только по отношению к нему самому, к его душе, с живостью, почти с достоверностью, просто и ужасно, представилась ему. И с высоты этого представления все, что прежде мучило и занимало его, вдруг осветилось холодным белым светом, без теней, без перспективы, без различия очертаний. Вся жизнь представилась ему волшебным фонарем, в который он долго смотрел сквозь стекло и при искусственном освещении. Теперь он увидал вдруг, без стекла, при ярком дневном свете, эти дурно намалеванные картины. «Да, да, вот они те волновавшие и восхищавшие и мучившие меня ложные образы,- говорил он себе, перебирая в своем воображении главные картины своего волшебного фонаря жизни, глядя теперь на них при этом холодном белом свете дня - ясной мысли о смерти.- Вот они, эти грубо намалеванные фигуры, которые представлялись чем-то прекрасным и таинственным. Слава, общественное благо, любовь к женщине, самое отечество - как велики казались мне эти картины, какого глубокого смысла казались они исполненными! И все это так просто, бледно и грубо при холодном белом свете того утра, которое, я чувствую, поднимается для меня».

Данный фрагмент воспроизводит процесс отрезвления толстовского героя от жизни, ее иллюзий - под влиянием мысли о возможной смерти. Прямое описание нарушается метафорой, вначале не до конца проясненной (холодный белый свет). Затем в метафорический контекст включается сравнение (Вся жизнь представилась ему волшебным фонарем...), органически «перетекающее» в метафору (...перебирая в своем воображении главные картины своего волшебного фонаря жизни) и вступающее в контраст с первой метафорой, расширяя поле контрастов фрагмента.

Контраст акцентирован повтором основных противопоставлений во внутреннем монологе князя Андрея.

Важную роль играют противостоящие эпитеты (дурно намалеванные, грубо намалеванные - прекрасные, таинственные, великие; волновавшие, восхищавшие, мучившие - ложные). Повышенная эмоциональная выразительность фрагмента усиливается повторами («Да, да, вот они те волновавшие и восхищавшие и мучившие меня ложные образы... Вот они, эти грубо намалеванные фигуры...»).

Мы видим, что сложная структура содержания романа Л. Н. Толстого «Война и мир» передается не отдельными изобразительно-выразительными средствами и приемами, а разнообразным и одновременным их употреблением, образующим целые стилистические совокупности.

Cочинение «Семья Ростовых и семья Болконских в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"»

Тема отцов и детей, а также смены поколений является традиционной для русской литературы: Тургенев - "Отцы и дети", Чехов - "Вишневый сад", Салтыков-Щедрин - "Господа Головлевы", Гончаров - "Обыкновенная история".
Л. Н. Толстой в этом смысле тоже не является исключением. В Центре романа "Война и мир" три семьи: Курагины, Ростовы, Болконские Семья Болконских описана с несомненной симпатией. В ней показаны три поколения: старший князь Николай Андреевич, его дети Андрей и Марья, его внук Николинька. Из поколения в поколение передаются в этой семье все лучшие душевные качества и черты характера: патриотизм, близость к народу, чувство долга, благородство души. Болконские - люди чрезвычайно деятельные. Каждый из членов семьи постоянно чем-то занят, в них нет ни капли лености и праздности, которые характерны для семей высшего света. Старый князь Болконский, считающий, что на свете "есть только две добродетели - деятельность и ум", неутомимо старается следовать своему убеждению. Сам он, честный и образованный человек, хочет развить в дочери обе добродетели, давая ей уроки алгебры и геометрии и распределяя ее жизнь в беспрерывных занятиях. Он никогда не бездействовал: то писал мемуары, то работал на станке или в саду, то занимался с дочерью. У князя Андрея мы тоже видим эту черту, доставшуюся ему от отца: он - ищущая и деятельная натура, занимается общественной работой со Сперанским, облегчает быт крестьян в своем имении и постоянно ищет свое место в жизни.
Активная деятельность семьи всегда направлялась людям, Родине. Болконские - истинные патриоты. У князя Андрея любовь к Родине и интерес к жизни слиты воедино, он не разделяет эти два чувства и хочет совершить подвиг во имя России. Старый князь, узнав о походе Наполеона на Москву, хочет хоть чем-нибудь помочь Родине, он становится главнокомандующим ополчения и отдается этому всей душой. Мысль о покровительстве генерала Рамо "приводила княжну Марью в ужас, заставляя ее" содрогнуться, краснеть и чувствовать еще не испытанное чувство злобы и гордости". Она твердила себе: "Поскорее уехать! Ехать скорее!"
Всеми поступками Болконского руководит чувство долга, которое в нем развито очень сильно. Князь Николай Андреевич мог не принимать должность главнокомандующего, он был стар, но не счел себя вправе отказаться в такое время, и эта вновь открывающаяся ему деятельность возбудила и укрепила его.
Князь Андрей уходит воевать, понимая, что он должен быть там, где он нужен Родине, тогда как мог остаться при особе государя. Описывая свои* любимых героев, Толстой подчеркивал их близость к народу. Есть эта черта характера и у всех членов семьи Болконских. Старый князь очень хорошо вел хозяйство и не притеснял крестьян. Он никогда не отказал бы "в нужде мужикам". Княжна тоже всегда готова помочь крестьянам, "ей странно было думать..., что могли богатые не помочь бедным". А князь Андрей на войне заботится о солдатах и офицерах своего полка. Он был ласков с ними, в ответ на это "в полку его называли наш князь, им гордились и его любили". Третье поколение Болконских - Николинька, сын Андрея; маленьким мальчиком видим мы его в эпилоге романа, но уже тогда он внимательно слушает Пьера, в чем происходит какая-то особая, независимая, сложная и сильная работа чувства и мысли. Он очень любит отца и Пьера и, убедившись, что отец одобрил бы революционные взгляды Безухова, говорит себе: "Отец! Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен..."
Семья Ростовых также представлена в романе широко, всеобъемлюще. Например, курьезный и нелепый случай с медведем и квартальным вызывает у графа Ростова добродушный смех, у других - любопытство, а Марья Дмитриевна с материнской ноткой грозно журит бедного Пьера: "Хорош, нечего сказать! Хорош мальчик! Отец на одре лежит, а он забавляется, квартального на медведя верхом сажает. Стыдно, батюшка, стыдно! Лучше бы на войну шел". Ох, побольше бы таких грозных наставлений Пьеру, может быть, и не было бы непростительных ошибок в его жизни.
Интересен и сам образ тетушки - графини Марьи Дмитриевны. Она всегда говорила по-русски, не признавая светских условностей; надо заметить, что французская речь в доме Ростовых звучит гораздо реже, чем в петербургской гостиной (или почти не звучит). И то, как почтительно все встали перед ней, это отнюдь не фальшивый обряд вежливости перед "никому не нужной тетушкой" Шерер, а естественное желание выразить уважение почтенной даме.
Таково старшее поколение Ростовых, живущих в согласии с движениями души. А каково же младшее? Всех представил здесь Толстой: Веру, Николая, Натащу, Петю, родственницу Соню, друга Бориса, не обошел вниманием и будущего мужа Веры - Берга.
"Старшая, Вера, была хороша, была неглупа, училась прекрасно... голос у нее был приятный..." вера слишком "умна" для этого семейства, но ум ее обнаруживает свою ущербность, когда соприкасается с эмоционально-душевной стихией этого дома. От нее веет холодом и непомерным высокомерием, недаром она станет женой Берга - именно ему она под стать, этому наивному эгоцентрику. "Спокойно и учтиво" размышлял Берг о преимуществе пехоты против кавалерии, не замечая ни насмешки, ни равнодушия окружающих. Вполне серьезно, совсем в духе полковника Скалозуба, мечтал о вакансиях, полученных за счет убитых на войне. "Ну, батюшка, вы и в пехоте, и в кавалерии везде пойдете в ход; это я вам предрекаю, - сказал Шиншин, трепля его по плечу". Берг и Вера, увы, несут в себе шаблоны салонной противоестественной жизни. Они не имеют собственной жизненной программы, довольствуются заимствованной на стороне. В романе есть лица раздражающие, есть персонажи, которые вызывают восхищение или ненависть, любовь, и среди них Николай Ростов - самый задушевный герой романа. Какой чудный детский мир в доме Ростовых: жизнь чище и разговоры веселее. Студент Николай Ростов - невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица. Затем мы встречаем Ростова в гусарском Павлодарском полку. Сложный мир воинских взаимоотношений Николай выстраивает при помощи трех главных для него оснований: честь, достоинство и верность присяге. Он даже помыслить не может солгать. Двусмысленное положение, в котором он оказывается из-за поступка Телятина, удивляет даже бывалых однополчан. Недаром седовласый штаб-ротмистр увещевает Ростова: "Спросите у Денисова, похоже это на что-нибудь, чтобы юнкер требовал удовлетворения у полкового командира?" Молодой Ростов уверен, что честь полка во внутренней иерархии ценностей выше и дороже чести личной. "Я виноват, кругом виноват!" - восклицает он, когда осознает это. На наших глазах происходит мужание характера. Порывистый, чистый юноша превращается в защитника отечества, связанного с товарищами по оружию корпоративным понятием чести.
Роман Л. Н. Толстого "Война и мир" - одно из самых густонаселенных произведений, известных мировой литературе. Каждое событие повествования притягивает к себе, подобно магниту, множество имен, судеб и лиц, огромное количество исторических персонажей, десятки героев, созданных творческой фантазией автора. Вслед за Толстым мы проникаем в сложный быт человеческого существования и вместе с ним разглядываем живые существа, которые в нем действуют. Это очень сложная, разнообразная, уходящая в бесконечный мир идей реальность.

Роман "Война и мир" охватывает пятнадцать лет из жизни России и Европы, он насыщен военно-историческими событиями, широкими бытовыми картинами. Велико значение автора: личность его проявляется во всем. что изображено в произведении. Критерий нравственности в оценке событий, явлений, действий, поступков героев - определяющий. Толстой не только с потрясающей достоверностью рисует исторические события, но и выражает отношение к ним, делает теоретические выводы.

В центре романа - изображение войны и мира как "противоестественного" и естественного состояния жизни людей.

Еще в начале своей творческой деятельности Толстой признавался, что его всегда интересовала война, но не как "комбинация действий великих полководцев", а как "самый факт убийства" одних ни в чем не повинных людей другими,

Писатель отрицал войну как явление, противное человеческому разуму, горячо спорил с теми, кто находил "красоту ужаса" в войне. Эти взгляды полностью отражены в его произведениях. Так, при описании войны 1805 года Толстой выступает как писатель-пацифист. Одного из героев романа, Николая Ростова, присутствующего на торжествах в Тильзите, где происходила встреча Александра I и Наполеона, "мучают страшные сомнения; для чего же -оторванные руки, ноги, убитые люди?"

При описании войны 1812 года Толстой переходит на позиции патриотизма. Война 1812 года предстает в изображении Толстого как война народная. Толстой убежден, что эту войну выиграл народ.

Автор создает множество образов мужиков, солдат, суждения которых в совокупности составляют народное мироощущение. Купец Ферапонтов убежден, что французов не пустят в Москву, "не должны", но, узнав о сдаче Москвы, он понимает, что "решилась Расея!" А если уж Россия гибнет, то нечего спасать свое добро. Он кричит солдатам, чтобы забирали его товары, лишь бы ничего не досталось "дьяволам". Мужики Карп и Влас отказались продавать сено французам, взяли в руки оружие и ушли в партизаны.

Олицетворением лучших качеств русского народа, поднявшегося на борьбу, предстает и Тихон Щербатый.

Толстой показывает мужество народа, его истинный героизм и патриотизм, добродушие. В самых тяжелых условиях он не теряет чувство юмора. Так, на батарее Раевского, месте, где, по словам Толстого, сложилась самая тяжелая обстановка, во время боя "краснорожий" солдат сопровождает шуткой полет каждого снаряда: "Ай, нашему барину чуть шляпку не сбила" - или: "эх, нескладная".

Народу в полной мере присущи сердечность и доброта. Солдата, который вздумал пошутить над пленными французами, обрывают сердито: "Что врешь нескладно!"

Так из отдельных образов складывается у Толстого единый образ народа-богатыря, нарисованного автор описывает народный подвиг в войне 1812 года, но и дает анализ истоков этого подвига

Народному патриотизму Толстой противопоставлявет лжепатриотизм светской знати, основная цель которой-ловить "кресты, рубли, чины"; пылкие же фразы и рассуждения светских законодателей о судьбах России и Европы являются отвратительной рисовкой. Толстого-философа всегда волновала проблема роли личности в истории, и поэтому Толстой-художник не мог не осветить ее в своих произведениях. В "Войне и мире" он рассматривает ее на примере двух исторических личностей: Кутузова и Наполеона Кутузов в романе - выразитель народной мудрости, сила его в том, что он понимает и хорошо знает то, что волнует народ, и действует сообразно этому. Поведение Кутузова - естественное поведение; более того, автор постоянно подчеркивает его старческую слабость (тяжело ходит, тяжело садится на лошадь). Поведение же Наполеона неестественно. Все действия его - маска (так, Толстой с иронией описывает эпизод с портретом сына, когда Наполеон "подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности"),

Кутузову чужды внешний блеск, тщеславие, тогда как основной чертой Наполеона является самолюбование. Развенчивая личность Наполеона, автор параллельно разоблачает наполеонизм вообще, то есть стремление к личной славе и величию. Толстой осуждает князя Андрея, который говорит в начале романа:

"Я ничего так не люблю, как только славу... Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно". Позднее писатель приведет своего героя к полному разочарованию в Наполеоне. Постоянно подчеркивая бессмысленность военных распоряжений Наполеона, сравнивая его с ребенком, сидящим в коляске, который держится за веревочки и воображает, что правит ею. Толстой тем самым отрицает талант Наполеона, превращает его в обычного человека.

Недооценка автором романа роли личности в истории принижает и значение Кутузова в этой войне, силу которого писатель видит исключительно в том, что полководец верно понимает ход событий и дает им свободно развиваться.

Определяющей же силой войны Толстой считает "дух народа". Мысль эта высказывается князем Андреем перед боем, когда он приходит к выводу, что исход сражения зависит от того, какие чувства будут в нем, Тимохине, в каждом солдате.

Полное отрицание роли личности в истории приводит к тому, что в романе появляются элементы фатализма.

Понятие "мир" у Толстого значительно шире, чем "мир" как покой после войны. "Мир" для него - это все человечество, состоящее из разных коллективов. Художник утверждает идею единения в "мире" ("миром все сделаем").

В романе писатель показывает, что основные "противоречия в мире" - социальные, прежде всего между помещиками-аристократами и их крестьянами (так, в эпизоде охоты "человек" Ростовых, охотник Данило, в гневе кричит на старого графа, что тот проворонил волка, но кончается охота, и все становится на свои места: на вопрос графа о волке Данило отвечает, "поспешно снимая шапку"), и нравственные: как между различными людьми (противоречия во взглядах, в жизненной позиции: князь Андрей и Анатоль Курагин), так и внутри самого человека (например, противоречив Долохов: его нежное отношение к матери и сестре, стремление найти женский идеал и жестокость в отношении к Ростову и Пьеру).

Утопизм взглядов автора в том, что он считает возможным переделать "мир" путем "нравственного самоусовершенствования", посредством "опрощения". Естественный человек-идеал Толстого. Сближение с народом, с трудом, с природой действительно делает человека лучше, чище. Но разве ежедневные занятия старого князя Болконского физическим трудом устранили противоречия между ним и его крестьянами? Наташа Ростова, которая "умела понять все /то, что было... во всяком русском человеке", всегда доставалась барышней, госпожой для "своих" людей.

Лев Николаевич Толстой был великим художником, и, может быть, именно поэтому он был и великим гуманистом. Гуманизм писателя проявился в изображении правды жизни, осуждении жестокости на войне и в мире и даже в его заблуждениях. Он глубоко верит в человека, в его преобразующую роль в обществе, хотя и ошибается относительно тех способов, которыми он (человек) должен изменить мир. Гуманизм автора проявился и в таком утверждении: "Цель художника... в том, чтобы заставить людей любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях".

Говоря о своем романе, Лев Николаевич Толстой признавался, что в "Войне и мире" он "любил мысль народную". Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность народа, противопоставляет их фальши, лицемерию "света Толстой показывает двойственную психологию крестьянства на примере двух его типичных представителей: Тихона Щербатого и Платона Каратаева. Оба героя дороги сердцу писателя: Платон как воплощение "всего русского, доброго и круглого", всех тех качеств (патриархальность, незлобивость, смирение, непротивление, религиозность), которые так ценил писатель у русского крестьянства; Тихон как воплощение народа-богатыря, поднявшегося на борьбу, но лишь в критическое, исключительное для страны время (Отечественная война 1812 года): бунтарские настроения Тихона в мирное время были бы осуждены Толстым.

Теснейшим образом с темой народа в романе связана тема дворянства. Автор делит дворян на "имущих" (к ним относятся Андрей Болконский, Пьер Безухов), поместных патриотов (старик Болконский, Ростовы), светскую знать (салон Шерер, Элен). К последней писатель всячески выражает свою неприязнь, осуждает ее, подчеркивает в светской знати отсутствие живых человеческих качеств: неизменной, как бы застывшей, остается улыбка Элен, как и она сама, как и Анна Павловна Шерер, которая предстает молодящейся кокеткой на протяжении всего романа.

Нравственную силу Болконского, Безухова, Ростовых автор определяет "мыслью народной", и чем ближе они к народу, тем дороже сердцу Толстого.

Личность автора проявляется не только в изображении тех или иных героев, авторском повествовании, но и в первую очередь через философские рассуждения, исторические ретроспекции. Две части эпилога представляют собой исторический трактат.

Полифоничность изображения военных действий, особенно Бородинского сражения, приводит к тому, что создается единая картина сражения, и писатель не заостряет внимание читателя на отдельных героях, Толстой даже не вводит фамилий многих солдат и офицеров, характеризуя их: "генерал, который послал..." "офицер, который не доехал..." и так далее. Этого достаточно, чтобы показать настрой мыслей и чувств армии и не рассеивать внимание читателя на отдельные эпизоды, которые откладывались бы в памяти, как не связанные друг с другом.

Всеобъемлющ в романе прием контраста: "ищущий" Андрей и всем (собой в первую очередь) довольный Анатоль Курагин, естественная, чуткая, искренняя Наташа и женщина с "маской на лице" - Элен, Ростовы, которые охвачены патриотическим порывом, отдают подводы под раненых, оставляя свое добро на произвол судьбы, и Берг, который хлопочет о том, чтобы приобрести хорошенькую "шифоньерочку", и так далее.

В русском критическом реализме наблюдались два течения: сатирическое и психологическое. Гениальным продолжателем психологического направления стал Лев Николаевич Толстой. Он исследует скрытные процессы человеческого сознания, не совпадающие с их внешними проявлениями. Таким образом, герои Толстого раскрываются дважды: через их поступки, поведение и через размышления, внутренние монологи,

Широко применяет Толстой и диалог, который всегда двупланов. Немой разговор глаз, взглядов, улыбок сопровождает произносимые слова и дополняет или опровергает их смысл (например, описание встречи Сони и приехавшего из армии Николая Ростова: "Он поцеловал ее руку и назвал ее вы - Соня. Но, глаза их, встретившись, сказали друг другу "ты" и нежно поцеловались"). Автор проникает в сферу подсознательного и посредством различных ассоциаций (дуб в Отрадном ассоциируется у князя Андрея.с его собственной жизнью. Толстой использует в романе и художественную деталь: портретную (чисто вымытый шрам на шее у Кутузова, губка с усиками у "маленькой княгини", лучистые глаза у княжны Марьи), психологическую "изюминку", предметную, словесную, бытовую.

Наконец, личность автора выражается через неповторимый стиль произведения (постоянное стремление к ясности, к сущности, к правде, богатство лексики, фразеологии, особый синтаксический строй романа), а примененный Толстым художественный прием ("диалектика души") использовался и используется многими писателями классической и современной литературы.

Краткое содержание романа "Война и мир" (по главам) Толстого Л.Н.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Июль 1805 года. Великий русский роман начинается французской речью: действие происходит в Петербурге в салоне у фрейлины императрицы Шерер. В гостях: князь Василий Курагин, его дочь Элен и сын Ипполит, эмигрант-француз виконт Мортемар, аббат Морио, «маленькая княгиня» Лиза Болконская. Все заискивающе приветствуют хозяйку. Появление Пьера*Безухова, незаконного сына графа Безухова, очень взволновало хозяйку. Основная тема разговоров этого вечера - казнь Наполеоном герцога Энгиенского. Виконт рассказывает всем о встрече герцога с Бонапартом у актрисы Жорж. В гостиную входит молодой князь Андрей Болконский, муж «маленькой княгини». Все присутствующие ему давно знакомы. Радостная встреча Пьера с князем Болконским. Князь Василий с красавицей-дочерью Элен уезжает на вечер к английскому посланнику. Заботясь о своем сыне Борисе, княгиня Анна Михайловна Друбецкая просит князя Василия похлопотать о его переводе в гвардию.

В гостиной завязывается спор о Наполеоне. Пьер и Андрей Болконский защищают революцию и Наполеона. Это приводит светское общество в замешательство. Анекдот князя Ипполита разрядил обстановку, разговор продолжался уже на другую тему.

Гости разъезжаются. Пьер едет в дом к князю Болконскому. Происходит разговор о выборе карьеры. Болконский рассказывает, что снова собирается ехать в армию. Княгине Болконской во время отсутствия мужа предстоит жить в деревне с его отцом и сестрой. Она очень недовольна отъездом мужа в армию.

Друзья разговаривают о себе, о женщинах, о женитьбе. Болконский считает свою жизнь испорченной. Князь Андрей для Пьера - воплощение совершенства. Пьер едет в гости к Анатолю Курагину, забыв об обещании этого не делать. Гости Анатоля не собирались разъезжаться, хотя игра и ужин уже кончились. Пьер пьет стакан за стаканом. Пари Долохова с англичанином Стивенсом.

В Москве в доме Ростовых праздник - именины графини и ее дочери Наташи. В гостях княгиня Друбецкая, Курагины. Обсуждают молодого Безухова, высланного из Петербурга за кутежи, огромное наследство больного графа. В комнату вбегает Наташа, вырывается из объятий отца и отрывисто начинает рассказывать про свою куклу Мими. В гостиной разместилась остальная молодежь: Николай, Петя, Соня и Борис Дру-бецкой. Взрослые говорят о поступлении Николая на службу. Соня, расстроенная вниманием Николая к Жюли, выбегает из комнаты со слезами на глазах. Николай убеждает Соню в своей любви к ней. Целует ее на глазах у Наташи: «Ах, как хорошо!» Тройное свидание: Борис, Наташа и кукла Мими. Борис признается в любви Наташе. Ссора с сестрой Верой. Оставшись наедине, графиня Ростова и княгиня Друбецкая жалуются друг другу на свое бедственное положение. Княгиня высказывает свои надежды на наследство графа Безухова.

Княгиня Анна Михайловна с сыном отправляются навестить больного графа. Княгиня, надеясь получить деньги от графа, просит Бориса быть внимательным к своему крестному отцу, от которого зависит его судьба. Борис видит в этом унижение. Пьер, не успевший сделать карьеру в Петербурге, остановился в доме своего отца. Кузины встретили его с неприязнью. Борис, отосланный матерью, входит в комнату к Пьеру. Их разговор получился нелепым. Друбецкие возвращаются в дом Ростовых.

Графиня Ростова дает Анне Михайловне пятьсот рублей на шитье мундира сыну. Подруги обнимаются и плачут. Графиня с гостями ждут крестную Наташи - Марью Дмитриевну Ахросимову. Мужская часть гостей удаляется в кабинет графа. Берг с Шиншиным говорят о войне с Бонапартом и о манифесте. Пьер приехал перед самым обедом. Все встают, приветствуя Марью Дмитриевну. Крестная поздравляет именинницу - «казак-девку». За обедом все опять разговаривают о Наполеоне. Николай Ростов произносит речь. Наташа шалит, молодежь поет. Соня плачет из-за отъезда Николая и жестокости Веры, Наташа плачет вместе с ней. Девочки бегут в гостиную танцевать. Танец «Данила Купор» в исполнении Ильи Андреевича и Марьи Дмитриевны.

В это время в доме умирающего графа Безухова идут приготовления к соборованию. Княжна Катишь и князь Василий планируют скрыть завещание графа. Пьер и Друбецкая, за которыми было послано, возвращаются домой. Пьер, по просьбе отца, входит в его комнату. Происходит соборование. Спор и борьба из-за завещания, которое унесла княжна. Граф Безухов умирает.

В имении Болконских в Лысых Горах старый князь Болконский обучает княжну Марью геометрии. Грусть и испуг княжны. Марья читает письмо Жюли Карагиной и пишет ответ. Жители поместья встречают Андрея Болконского с женой. Старый князь разговаривает с сыном о политике и войне. За обедом они спорят о Суворове и Бонапарте. Князь Андрей готовится к отъезду в армию. Княжна Марья благословляет его. Перед отъездом князь Андрей прощается с отцом, женой и сестрой.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

В октябре 1805 года русские войска в Австрии, у Браунау. К смотру главнокомандующего готовят один из пехотных полков: солдат переодевают. Генерал приказывает Долохову переодеть шинель. Осмотрев полк, Кутузов вызывает Долохова. Солдат просит дать ему шанс на исправление. Капитан радуется удачно прошедшему смотру. Генерал с Тимохиным обсуждают смотр. Солдатские полки после смотра поют песни. Разговор Жеркова с Долоховым. Возвратившись со смотра, Кутузов с австрийским генералом прошли в кабинет. В штабе Кутузова от князя Андрея одни ожидают многого и подражают ему, другие считают его неприятным человеком. В штабе появляется главнокомандующий генерал Мак.

Жерков поздравляет австрийского генерала Штрауха и членов гоф-кригсрата с приездом Мака. Юнкер Павлоградского полка Николай Ростов, возвращаясь с фуражировки, встречает немца. Денисов, проигравшись в карты, возвращается домой и обнаруживает пропажу кошелька с деньгами. Ростов уличает Телянина в краже. Офицеры обсуждают инцидент. Николай Ростов ссорится с полковым командиром. Жерков приезжает с известием о поражении Мака и о походе.

Русские войска отступают к Вене. Переходят реку Энс. Несвицкий едет с повторным приказом гусарам последними перейти и зажечь мост. Немецкий форшпан с женщинами возбуждает внимание солдат. Эскадрон Денисова переходит на противоположную сторону. К мосту приближаются французские войска. Французы стреляют по гусарам. Денисов с эскадроном переходят через мост к своим войскам. Приказание полковнику Павлоградского полка от начальника арьергарда остановиться и зажечь мост. Во время поджигания моста Ростов переживает. Армия Кутузова отступает вниз по Дунаю. В сражении у Кремса русские побеждают. Андрей Болконский отправляется с известием о победе к австрийскому двору. Министр принимает его равнодушно. Перемена в настроениях Болконского.

В Брюнне князь Андрей останавливается у своего знакомого Били-бина. Они разговаривают о сдаче французами Вены, о Кремском сражении, о союзе с Пруссией, измене Австрии и торжестве Бонапарта. У Билибина собираются молодые дипломаты.

Князь Андрей едет на прием у австрийского императора Франца, где его награждают орденом Марии-Терезии и оказывают знаки внимания. Возвратившись к Билибину, Болконский выслушивает его рассказ о взятии маршалами Таборского моста в Вене. Болконский возвращается в армию.

Русские войска отступают. Болконский ссорится с обозным из-за повозки с лекарской женой. В штабе главнокомандующего тревога и беспокойство. Авангард Багратиона послан к Голлабруну задержать неприятельскую армию. Мюрат принимает отряд Багратиона за всю русскую армию и предлагает перемирие. Наполеон пишет Мюрату о разрыве перемирия.

Князь Андрей является к Багратиону. Багратион принимает его с особенным начальническим отличием. Болконский объезжает позицию. Наказание солдата во взводе гренадер. Болконский зарисовывает план расположения русских войск. Солдаты чувствуют страх смерти. Во время Шенграбенского сражения Болконский присоединяется к свите Багратиона. Полковой командир докладывает Багратиону об отражении конной атаки французов. Несмотря на просьбы командира не рисковать людьми, Багратион ведет русских в атаку. Тьер и Наполеон обговаривают атаку. Правый фланг русских войск отступает. Приказ об отступлении левого фланга. Командиры ссорятся по поводу приказа. Эскадрон Денисова атакует. Николай Ростов ранен во время атаки. Солдаты, застигнутые врасплох, бегут. Рота Тимохина атакует.

Русские на мгновение оттесняют французов. Долохов в упор убивает француза и берет в плен офицера. Бегущие солдаты возвратились. Приезжает штаб-офицер с приказом отступать. Тушин оставляет орудие, за что и вызван к Багратиону. За Тушина заступается Болконский. Раненый Ростов вспоминает свой дом и родных.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

После того как Пьер стал богачом и графом Безуховым, отношение к нему родственников, знакомых и общества изменилось. Князь Василий выступает в роли наставника Пьера. Пьер приезжает в Петербург, в дом Курагиных. Для собственной выгоды князь Василий решает женить Пьера на своей дочери Элен. Пьер колеблется, но все-таки женится на красавице Элен.

В Лысые Горы приходит известие о приезде князя Василия и его сына, с целью женить его на Марье. Старый князь не хочет выдавать единственную дочь замуж, он становится раздражительным. «Маленькая княгиня» испытывает неприязнь к свекру и страх. Гости в поместье. «Маленькая княгиня» и мадемуазель Бурьен стараются получше одеть и причесать Марью.

Княжна Марья мечтает о семейной жизни. Анатоль проявляет интерес к француженке Бурьен. Князь ругает Марью за наряд и прическу. Оставшись наедине с князем, Василий рассказывает ему о своих надеждах. Анатоль устраивает свидание с мадемуазель Бурьен в саду. Княжна Марья становится свидетельницей этого свидания и отказывает Анатолю. Марья наивно решает устроить брак Анатоля и Бурьен.

В доме Ростовых радость - письмо Николая с известием о производстве в офицеры. Тут же сообщается о легком ранении. Узнав содержание письма, Наташа сообщает о нем Соне. Письмо сына графине передает Друбецкая. Весь дом пишет Николеньке ответ.

В ноябре 1805 года лагерь русских войск находится под Ольмюцем. Николай Ростов едет к Борису Друбецкому в гвардейский лагерь за деньгами и письмами, присланными из дому. Ростов читает письма. Андрей Болконский посещает Бориса.

Столкновение Ростова с Болконским. Александр I и Франц проводят смотр русских войск. Николай Ростов испытывает чувство обожания к царю. Для своего устройства в адъютанты Борис Друбецкой едет в Ольмюц к Болконскому. После разговора с Андреем Борис решает служить только по неписаной субординации. Болконский и Друбецкой посещают князя Долгорукова, который рассказывает им о заседании военного совета и победе партии молодых сторонников наступления, о письме Наполеона. Андрей Болконский просит князя о повышении Бориса.

При операции «дело» эскадрон Денисова, в котором служит Ростов, был оставлен в резерве. В сражении у Вишау русские победили. Ростов огорчен своим невольным отстранением от дела. Денисова производят в ротмистры. Ростов мечтает умереть за царя.

Императору Александру нездоровится. После приезда французского парламентера с предложением свидания Александра с Наполеоном Долгоруков едет на встречу с французским императором. В армии решают дать Аустерлицкое сражение.

Долгоруков рассказывает Болконскому о свидании с Наполеоном и о том, что Наполеон якобы боится генерального сражения. Споры о планах на сражение. Кутузов считает, что сражение будет проиграно. На заседании Вейротер читает диспозицию Аустерлицкого сражения. Лан-жерон возражает. Размышления Андрея Болконского перед сражением о жизни, чести и славе.

В эту ночь Ростов со взводом во фланкерской цепи находился впереди отряда Багратиона. Князь Багратион и князь Долгоруков наблюдают за французской армией. Ростов едет посмотреть, ушла ли цепь вражеских флангов. Враги стреляют. Ростов остается при Багратионе ординарцем. Наполеон планирует победу над русскими.

Во время Аустерлицкого сражения русские войска передвигаются в темноте и густом тумане, всеми владеет сознание совершающегося беспорядка и путаницы. «Дело» началось у речки Гольдбах. Четвертая колонна русских войск под началом Кутузова движется на врага. Князь Андрей едет с поручением от Кутузова остановить третью дивизию и выслать вперед стрелковую цепь. Кутузов приказывает наступать. Четвертая колонна сталкивается с французами. Русское войско бежит. Кутузов ранен. Андрей Болконский со знаменем в руках бросается на врага. Болконский ранен. Багратион посылает Ростова к главнокомандующему за распоряжением начать «дело». Ростов встречает Друбецкого и Берга. Поле боя на Праценской горе усеяно ранеными. Французы стреляют по Ростову.

Ростов сожалеет о своей нерешительности подойти к государю, ищет Кутузова. Расстроенные русские войска отступают. На Праценской горе Андрей Болконский среди раненых. Объезжая поле боя, Наполеон замечает Андрея Болконского. Его отправляют на перевязочный пункт. Наполеон смотрит раненых. Во вражеском лагере Болконский размышляет о жизни и смерти, мелочности Наполеона. Андрей Болконский оставлен на попечение жителей.

21. Жанрово-стилевое своеобразие романа-эпопеи Л.Толстого «Война и мир».

Граф Лев Никола́евич Толсто́й (1828, Ясная Поляна-1910,Тамбовская губерния) - один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей. Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель, чьё авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения - толстовства. Член-корреспондент Императорской Академии наук (1873), почётный академик по разряду изящной словесности (1900).

«Война и мир» (1863 – 1869).

Замысел восходит к роману «Декабристы».

Временной диапазон в романе: 1805 – 1820-е гг. Эволюция его замысла:1856 → 1825 → 1812 → 1805.

Толстой говорит о решающей роли народа в ист. процессе. Он поставил перед собой цель : раскрыть характер целого народа в подъеме, славе, падении его. Толстой ставит филос. вопрос: о свободе и воли, о течении самой жизни. Сначала роман назывался «Три поры: 1856, 1825, 1812», затем «1805 год», потом «Все хорошо, что хорошо кончается».

Толстой отобразил 3 плана :1) социальный (война и не война);2) психологический (война – это враждебность);3) философский (добро и зло).

«В и м» - книга сложного жанра , кот нельзя определить одним словом. Черты романа и эпопеи слились здесь воедино. Сближение «В и м» с эпопеей оправдывает и сопоставление с древнерус. лит, особенно с произведениями жанра воинской повести, и в частности со «Словом о полку Игореве». Налицо синтетичность жанра . Тургенев и Гончаров отметили эпичность романа. Современные исследователи называют его романом-эпопеей .

По широте охвата жизни, по глубине и силе раскрытия человеческих характеров мировая литература не знает ничего равного. "Что такое "Война и мир"? - писал Толстой по поводу формы своего произведения. - Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. "Война и мир" есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось". А в беседе с Горьким сказал: "Без ложной скромности это как "Илиада".

Черты эпопеи в "Войне и мире": в центре - историческая судьба русского народа в Отечественной войне 12-го года, значение его героической роли и изображение "целостного" бытия.

Черты романа: "Война и мир" повествует о частной жизни людей, показываются конкретные личности в их духовном становлении.

Черты ВиМ : многосюжетность и многогеройность, широчайшее пр-во и время (1805-1820-е гг), свободное сочетание деталей быта и батальных сцен, худ. изображение и авторские отступления историко-фсф хар-ра, смысл сцены или хар-ра может быть понят до конца только в контексте (з-н сопряжения), универсальность охвата русс. Жизни, показывание всех ужасов войны через восприятие дилетанта (Пьера) >>> естественный человеческий взгляд на происходящее, прототипические черты вымышленных персонажей >>> соседство документализма и вымысла.

Жанр романа-эпопеи - создание Толстого. Идейный и художественный смысл каждой сцены и каждого характера становится ясен лишь в их сцеплениях с многообъемлющим содержанием эпопеи. В романе-эпопее сочетаются детально нарисованные картины русской жизни, батальные сцены, художественное авторское повествование и философские отступления. Основу содержания романа-эпопеи составляют события большого исторического масштаба, "жизнь общая, а не частная", отраженная в судьбах отдельных людей. Толстым достигнут необычайно широкий охват всех слоев русской жизни - отсюда огромное число действующих лиц. Идейно-художественный стержень произведения история народа и путь лучших представителей дворянства к народу. Произведение писалось не для воссоздания истории, это не хроника. Автор создал книгу о жизни нации, создал художественную, а не исторически достоверную правду (многое из собственно истории того времени не вошло в книгу; кроме того, реальные исторические факты искажаются с целью подтверждения основной мысли романа гиперболизация старости и пассивности Кутузова, портрет и ряд поступков Наполеона).

Историко-философские отступления, авторские размышления о прошлом, настоящем и будущем - необходимая составная часть жанровой структуры "Войны и мира". Требованиям жанра подчинена и композиция "Войны и мира". В основе сюжета лежат исторические события. Во вторую очередь раскрывается значение судеб семей и отдельных людей. Интерес Толстого-писателя сосредоточен не только на изображении отдельных человеческих характеров, но и на связях их между собою в подвижные и взаимосвязанные миры. Не все современники Толстого осознали глубину совершаемого им в "Войне и мире" открытия и в 1873 году Толстым была предпринята попытка облегчить структуру произведения, очистить книгу от рассуждений, что, по мнению большинства исследователей, нанесло его творению серьезный ущерб. Считается, что громоздкость, тяжеловесность периодов (предложений), многоплановая композиция, множество сюжетных линий, обилие авторских отступлений - неотъемлемые и необходимые черты "Войны и мира".

Сама художественная задача - эпический охват громадных пластов исторической жизни - требовала именно сложности, а не легкости и простоты формы. Осложненный синтаксический строй прозы Толстого - инструмент социального и психологического анализа, существенная составная часть стиля именно романа-эпопеи.

Во 2 части эпилога Т излагает свою концепцию философии истории:

1. ист делают сами нар массы;

2. люди делают историю каждый поодиночке, а не вместе;

3. люди дел историю бессознательно.

Основа историзма – понимание Толстым неразрывной связи времен и поколений >>> движение вглубь времен. «ВиМ» - история народа, а «не мысли прекрасных генералов». Здесь мы находим прославление подвига народа, героизм простых защитников родины.

Толстовское понимание истории определяют как фаталистическое. Он практически полностью игнорирует роль личности в истории. История движется массами, причем не разумом, а роевым началом. Сквозь разного рода случайности пролагает свой путь фатум (предопределение). Толстой отрицает исторический детерминизм (Чернышевский) >>> противопоставление Наполеона и Кутузова, вопреки историческому противопоставлению Наполеона и Александра 1.

В романе наблюдается антитеза Наполеон и Кутузов. Толстой рисует портрет Наполеона несколько снижено. Наполеон во всем играет; он актер. Кутузов не считает себя демиургом истории. Он везде простой. Толстой снижает его внешнее величие, но подчерк его внутреннюю активность. Кутузов – внешнее воплощение мысли народа. Наполеон и Кутузов – это два начала бытия: начало добра, веры (Кутузов) и зла, Антихристова духа (Наполеон).Толстой выдвигает в первую очередь нравственные требования.

«Война и мир»= «война и народ».

Гл. герой «В и м» - не отдельное лицо, а масса лиц, не «я», а «мы».

Правда о войне раскрывается разными путями:

Через детали (растерянность русс. войск под Аустерлицем)

Через психологию масс: обобщение (настроение войск перед Бородино), выхватывание из массы одного человека и раскрытия сути его хар-ра несколькими словами.

Своеобразие романа : история переходит в роман, а роман в историю. Лица исторические, существующие в реальности (Кутузов, Наполеон, Александр, Багратион, Дохтуров) сосуществуют и действуют вместе с героями вымышленными (князь Андрей, Наташа и Петя Ростовы, Пьер Безухов, княжна Марья). Тонкий психолог Толстой знал такую важную особенность человеческой души, как склонность преувеличивать значимость событий и предавать другим то, что они хотят услышать. Так один из самых честных героев романа, Николай Ростов, рассказывая Бергу о своем первом бое, начал с желанием рассказать все так, как было, но по мере рассказа « незаметно, невольно и неизбежно для себя перешел в неправду» . Исходя из этой особенности человеческой души, писатель и выдвинул в романе свой субъективный взгляд на исторические события того времени, порой кардинально отличающийся от взглядов исследователей. Многие историки ставили Толстому в упрек то, что исторические лица романа далеки от реальности, во многом изменены и неправдоподобны . Но в своих персонажах писателя интересовал в первую очередь их нравственный облик. Портреты Багратиона, Кутузова, Наполеона далеки от реальности и часто довольно условны, далеки от того, что о них известно по историческим документам, книгам и словам современников. Так Наполеон в произведении - художественный образ, а не историческое лицо.

Весь роман проникнут не только идеей развенчания личного героизма исторических деятелей, но и полным отрицанием особой роли личности в истории . Не случайно важнейшие подвиги в романе совершены не реально существующими людьми, а выдуманными персонажами, такими как Тушин и Тимохин. Толстой говорит о том, что одна личность не способна кардинально повлиять на ход исторических событий, и лишь объединившись, как сделал русский народ в Отечественной войне 1812 года, возможно стать творцом истории.

Особенно ярко выражено в романе полное отрицание автором военного искусства. Устами Андрея Болконского высказана в романе точка зрения автора на необходимость ведения войны: «Война - противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». В описании битв писатель высмеивает военные символы и традиции (знамена - «палки с кусками ткани») и выдвигает на первый план моральный фактор войны. На примере нескольких сражений Толстой показывает, что победа зависит не от численности войск, не от расположения армии и не от планов главнокомандующих, а от морального духа простых солдат.

Но главное, чем отличаются взгляды писателя и историков - это различное понимание того, от чего зависит победа в войне. Толстой видел залог успеха в морально-психологическом состоянии войска, патриотизме солдат и понимании ими смысла и целей войны.

Особенности поэтики «Войны и мира»

Эпический характер произведения сложился на основе изображения переломных исторических событий в соединении с подроб­ностями жизни одного человека. «Мысль народная» в «Войне и мире» равно выразилась в определении Толстым роли на­рода как движущей силы истории, признания важности его духовного состояния для решения исторической судьбы и в изображении всего народа в целом. При этом в числе второстепенных и эпизодических персонажей романа четко обрисованные характеры и типы с легко узнаваемой ин­дивидуальностью.

Создавая образы главных героев , Толстой не отступает от принципов «диалектики души», давая эти образы в развитии, наделяя их не только богатством чувств, но и глубиной мыс­ли. Существенно дополняют образы героев запоминающиеся портретные характеристики (при этом Толстой часто подчер­кивает роль какой-то значимой детали, например, лучистых глаз княжны Марьи), индивидуальная манера поведения (стре­мительная походка и жесткость общения с окружающими кня­зя Болконского; непосредственность и живость Наташи), свое­образие речи.

Язык романа по-своему отражает правдивую картину жизни той эпохи, содержит большие включения текста, написанного автором на немецком и, главным образом, на французском язы­ках, что передает реальную атмосферу жизни светского обще­ства. Однако основной объем романа - великолепный по точности изложения мысли русский литературный язык, обо­гащенный живыми.образцами народной (крестьянской и сол­датской) речи.

Осмыслению героями своих переживаний, чувств, их напря­женной духовной работе часто помогает общение с природой. Вид неба под Аустерлицем и в Богучарове, встретившийся по дороге в Отрадное дуб помогают князю Андрею, например, пол­нее осознать совершающиеся в его внутреннем мире переме­ны. Охота, в которой участвуют Ростовы, служит своего рода прообразом будущего всенародного единения перед лицом опасности.

Мастерство Толстого-баталиста обогащается свое­образным (восходящим, к древним традициям) использовани­ем изображений природы : природа вместе с людьми как бы участвует в сражениях (туман, покрывший Аустерлицкое по­ле и мешающий русской армии; дым и туман, бьющее в глаза солнце, мешающие французам при Бородине); природе Тол­стой передоверяет эмоциональную оценку войны (мелкий дож­дик, накрапывающий над полем сражения, как будто говорит: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте... Опомнитесь. Что вы делаете?»).

Применительно к «Войне и миру» часто говорится о прин­ципе «сопряжения», т. е. взаимной обусловленности чередова­ния и последовательности эпизодов книги, предопределяющих друг друга . Так, Платон Каратаев погибает накануне той ночи, когда Пьер видит сон, помогающий ему уяснить «правду» Пла­тона, но без уяснения этой «правды» невозможна дальнейшая полноценная жизнь героя. Пробуждение от сна совершается в момент освобождения пленных отрядом Денисова, после чего Пьер вновь вливается в общий поток жизни.

Богатство содержания и особенности поэтики произведения не могли не повлечь за собою разрушения привычных рамок романа. Современники не сразу приняли своеобразную форму нового сочинения Толстого. Сам автор прекрасно понимал жан­ровую природу своего произведения, именуя его «книгой» и подчеркивая тем самым свободу формы и генетическую связь с эпическим опытом русской и мировой литературы.

Разделы: Литература

Класс: 10

Цели урока:

  • Помочь учащимся определить основной прием построения романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир».
  • Развивать навык анализа эпического произведения.
  • Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование:

  • силуэт лица Л.Н. Толстого, вырезанный из белой бумаги;
  • в центр доски поместить слово «сцепление», чуть выше его (туда, где обычно пишется тема урока) прикрепить знак вопроса;
  • тексты романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

Опережающее задание к уроку:

Найти высказывания литературоведов о композиции романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

Ход урока

I. Целеполагание.

Кто сможет ответить на вопрос: какой прием (принцип) лежит в основе построения романа Л.Н. Толстого «Война и мир» на всех отдельных уровнях (тематическом уровне, уровне отдельных эпизодов, сцен, детальном уровне, образном и т. д.)?

Молчите? Ни одной руки? Молодцы! И в этом нет ничего страшного, потому что никто не ответит – ни вы, ни я. Давайте думать и размышлять вместе. Запишите тему... Хотя нет. Тему мы запишем в конце урока, сформулировав ее вместе, исходя из анализа литературного материала.

Итак, в течение урока нам предстоит ответить на вопрос: какой прием лежит в основе построения романа «Война и мир»? Чтобы хоть как-то помочь вам, хочу дать небольшую подсказку. Ключевым словом сегодняшнего урока должно стать слово «сцепление » (обратить внимание на доску).

II. Мотивация обучающихся (введение в тему урока, настрой на серьезную работу).

«Печатая произведение, на которое положено мною четыре года непрестанного труда при наилучших условиях жизни и лучший период жизни, я желал бы, чтобы читатели получили хоть малую долю того наслаждения, которое я испытывал при этой работе», - писал автор «Войны и мира».

Пожелание автора может выполнить каждый отзывчивый читатель, не ставя перед собой никаких задач изучения. Но «Война и мир», начиная с названия, ведет читателя в такие необозримые пространства, вовлекает его в такой неостановимый поток жизни, что он неизбежно становится исследователем. Есть у человечества в его великих литературах книги, которые высятся подобно величайшим вершинам Земли. Восхождение на эти высоты, где побывали уже сотни миллионов, для каждого путь непроторенный. Это испытание необходимое и желанное, тревожная и - будем верить - счастливая проверка самого себя.

III. Проверка домашнего задания.

В романе Толстой прослеживает судьбы отдельных героев и судьбы целых семейств. Его героев связывают родственные, дружеские, любовные отношения. Писатель постоянно переносит действие из одного места в другое. В романе развивается множество сюжетных линий.

Давайте послушаем, что говорят известные литературоведы о композиции романа-эпопеи. Может быть, эти высказывания помогут нам приблизиться к ответу на вопрос (приводим лишь некоторые высказывания).

Уже первых читателей романа «Война и мир» поражало совершенство его композиции. Вот, например, что говорил Н.Н. Страхов: «Какая громада и какая стройность! Ничего подобного не представляет нам ни одна литература. Тысячи лиц, всевозможные сферы государственной и частной жизни, история, война, все ужасы, какие есть на земле, все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорожденного ребенка до последней вспышки чувства умирающего старика, все радости и горести, доступные человеку, всевозможные душевные настроения, от ощущений вора, укравшего червонцы у своего товарища, до высочайших движений героизма и дум внутреннего просветления - все есть в этой книге. А между тем ни одна фигура не заслоняет другой, ни одна сцена, ни одно впечатление не мешает другим сценам и впечатлениям, все на месте, все ясно, все разделено и все гармонирует между собою и с целым. Подобного чуда в искусстве, притом чуда, достигнутого самыми простыми средствами, еще не бывало на свете». (Н.Н. Страхов. «Война и мир». Сочинение гр. Л.Н. Толстого. 1869).

«Непрерывность сюжетного развития, фабульного потока – основной принцип композиции «Войны и мира». Повествовательная форма скрепляет все эпизоды, цементирует всю композицию. Это – фундамент, на котором строится все произведение». (А.А. Сабуров. «Война и мир» Л.Н. Толстого. Проблематика и поэтика. 1959).

«Эпизоды «Войны и мира» связаны между собой прежде всего не единством действия, в котором участвуют одни и те же герои, как в обычном романе; эти связи имеют вторичный характер и сами определяются другой, более скрытой, внутренней связью. С точки зрения поэтики романа действие в «Войне и мире» очень несосредоточено и несобрано. Оно расходится в разные стороны, развивается параллельными линиями; связь внутренняя, составляющая «основу сцепления», заключается в ситуации, основной ситуации человеческой жизни, которую вскрывает Толстой в самых разных ее проявлениях и событиях». (С. Бочаров. Роман Л. Толстого «Война и мир». 1978).

«Конечно, же, это не фреска, и если уж придерживаться сравнений из одного ряда, «Война и мир» – скорее мозаика, в которой каждый камушек сверкает сам по себе и включен в блеск целостной композиции». (П. Вайль, А. Генис. Родная речь. 1995).

Как видим, во всех исследованиях, посвященных «Войне и миру» обращается внимание на сложность и одновременно стройность композиции. А в одном из прочитанных ребятами отрывков из критических работ промелькнуло наше слово - подсказка " сцепление ". Давайте и мы попытаемся хоть немного приоткрыть и войти в тайны толстовской стилистики.

IV. Анализ литературного материала.

Первая учебная ситуация.

В первых главах Толстой, казалось бы, спокойно и неторопливо описывает светский вечер, не имеющий прямого отношения ко всему, что будет дальше. Но здесь – незаметно для нас – завязываются все «нити», сюжетные линии (СЛ).

Определите эти линии, темы – их тут около десятка. Размышляя о них, мы сможем увидеть одну из уже названных композиционных основ романа – то, что Толстой называл «сцеплением». (Ответы учащиеся схематично оформляют в тетрадях, оставив место для записи темы и оформления схемы «сцеплений»).

Приводим возможные ответы учащихся.

Пьер впервые «почти испуганными, восторженными глазами» смотрит на красавицу Элен, «когда она проходила мимо его».

СЛ: Пьер – Элен

Сюда приезжает Анна Михайловна Друбецкая, чтобы пристроить своего сына на теплое местечко в гвардии. «Пожилая дама носила имя княгини Друбецкой, одной из лучших фамилий России, но она была бедна, давно вышла из света и утратила прежние связи. Она приехала теперь, чтобы выхлопотать определение в гвардию своему единственному сыну».

СЛ: Борис Друбецкой, карьеризм в армии, «истинные» и «ложные» воины

Здесь Пьер делает одну неучтивость за другой и, уходя, собирается надеть, вместо своей шляпы, треуголку генерала. «... он (Пьер), как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти, то есть перед выходом сказать что-нибудь особенно приятное. Кроме того, он был рассеян. Вставая, он вместо своей шляпы захватил треугольную шляпу с генеральским плюмажем и держал ее, дергая султан...

– Ну, что же, ты, решился, наконец, на что-нибудь? Кавалергард ты будешь или дипломат? – спросил князь Андрей после минутного молчания.

Пьер сел на диван, поджав под себя ноги.

– Можете себе представить, я все еще не знаю. Ни то, ни другое мне не нравится».

СЛ: Пьер и поиски места в жизни

Здесь становится ясно, что князь Андрей не любит свою жену и не знал еще настоящей любви, - она может прийти к нему в свой час, много позже, когда он встретит и оценит Наташу. «Ему видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно. Из всех же прискучивших же ему лиц лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело. С гримасой, портившею его красивое лицо, он отвернулся от нее».

СЛ: Князь Андрей и обретение смысла жизни

Здесь решают женить Анатоля на княжне Марье. «Вы никогда не думали о том, чтобы женить вашего блудного сына Анатоля,... у меня есть одна petita personne, которая очень несчастлива с отцом, девушка... наша родственница, княжна Болконская. – Князь Василий не отвечая, хотя с свойственной светским людям быстротой соображения и памятью движением головы показал, что он принял к соображенью это сведенье».

СЛ: Болконские и Курагины

«... Австрия никогда не хотела и не хочет войны. Она предает нас. Россия одна должна быть спасительницей Европы».

«Основная тема романа - " мысль народная», Россия - освободительница.

«... я часто думаю, как иногда несправедливо распределяется счастье жизни». (Анна Павловна Шерер).

Тема счастья в жизни человека.

«Вы знаете, мой муж покидает меня... Идет на смерть. Скажите, зачем эта гадкая война».

Тема войны как античеловеческого явления, продолжение и развитие темы, заявленной в «Севастопольских рассказах» и т. д.

А теперь прочитайте заключительную фразу IV главы I части I тома. («…когда и где кто увидится…») .

Посмотрите, как это связано с нашим ключевым словом. Темы, идеи, сюжетные линии, заявленные буквально в первых строках романа, будут развиваться, пересекаться, раскрываться в дальнейшем. Значит, мы с вами можем сделать вывод, что сцепление происходит, как показывают приведенные вами примеры, на нескольких уровнях. Каких? (тематическом уровне, уровне героев). Давайте заполним нашу схему (на доске учитель, дети в тетрадях).

Но ведь в произведении есть и другие уровни. Можно ли там обнаружить «сцепления»? Давайте искать ответ вместе.

Вторая учебная ситуация.

Класс делится на три группы и выполняет одно из предложенных ниже заданий.

  1. Эпизод «Салон А.П. Шерер» «сцеплен» (употребляя слово самого Толстого, обозначающее внутреннюю связь отдельных картин) с описанием (глава VI) развлечений петербургской «золотой» молодежи. В чем состоит смысл описания молодежи? (Это «салонная чопорность» навыворот. Это описание дополняет характеристику светского общества ).
  2. Эпизод «Салон А.П. Шерер» сцеплен по контрасту (характерный композиционный прием) с эпизодом «Именины у Ростовых» (гл. XIV-XVII, ч. I, т. I). В чем противоположна атмосфера в доме Ростовых атмосфере салона А.П. Шерер? В чем противопоставлены молодые Ростовы петербургской «золотой молодежи»?
  3. Эпизод «Салон А.П. Шерер» и эпизод «Именины у Ростовых» в свою очередь сцеплен с последними главами первой части, рисующими семейное гнездо Болконских (гл. XXII-XXV). Попробуйте установить внутреннюю связь этих эпизодов. В чем атмосфера и взаимоотношения людей в Лысых Горах противопоставлены изображению их в салоне А.П. Шерер, а в чем – в доме Ростовых?

(Для того чтобы сэкономить время на уроке, эти задания можно дать как опережающие. Независимо от того, когда предлагается задание – урок, домашнее задание – полезно рекомендовать ребятам следующий план анализа эпизодов, напомнив при этом, что Л.Н. Толстой писатель-психолог, мастер художественной детали, для которого важны малейший жест, наклон или поворот головы, сияние глаз и т. д.:

а) портретная характеристика, героев эпизода (детали внешности, одежды);
б) взаимоотношения героев друг с другом в анализируемом эпизоде;
в) поведение, жесты, чувства, мимика, настроение героев, изменчивость, статичность.

В целом, ответы учащихся при ответе на 2 и 3 вопросы сводились к следующему: эти эпизоды «сцеплены» по принципу контраста. Семьи Болконских и Ростовых - это настоящие, естественные герои, гости А.П. Шерер и она сама – это маски, марионетки, все у этих «людей» искусственно.

«Настоящая жизнь» семьи Ростовых неразрывно связана с Домом, усадьбой. Неслучайно так подробно описан каждодневный быт Ростовых в московском доме, а Болконских – в имении Лысые Горы. Искусственная же жизнь «сливок общества» протекает в петербургских салонах. У посетителей этих салонов отсутствует семейная жизнь, налицо лишь ее имитация.

Семья Ростовых – идеальное гармоничное целое. Любовь связывает всех членов семьи (диссонансом является холодная Вера). Она проявляется не в сентиментальной экзальтации чувств, а в чуткости, внимании, сердечной близости («Зорко одно лишь сердце». Экзюпери). У Ростовых все искренне, идет от души. Сцена именин в московском доме Ростовых. В этот момент ощущается душевное согласие, царящее в доме героев. Любовь порождает доверие. Родители воспитывают своих детей, отдавая им всю свою любовь. Они могут понять, простить и помочь. И дети отвечают родителям тем же. Ростовы – простые. Жизнь сердца, мудрая интуиция, отсутствие умствования, честность и порядочность определяют их взаимоотношения и поведение.

В отличие от них Болконские – гордые. Это аристократы в лучшем смысле. Семья Болконских описана с несомненной симпатией. Из поколения в поколение передаются в этой семье все лучшие душевные качества и черты характера: патриотизм, близость к народу, чувство долга, благородство души. Болконские – люди чрезвычайно деятельные. Каждый из членов семьи постоянно чем-то занят, в них нет ни капли лености и праздности, которые характерны для семей высшего света. Старый князь Николай Андреевич, считающий, что на свете «есть только две добродетели – деятельность и ум», неутомимо старается следовать своему убеждению. Сам он, честный и образованный человек, хочет «развить в дочери обе добродетели», давая ей уроки алгебры и геометрии и распределяя ее жизнь в беспрерывных занятиях. Княжна Марья боится отца. Однако внутренне эти люди очень близки друг к другу. Отличительная черта Болконских – высокая духовность, «гордость и прямая честь». Жизнь старого князя – непрерывная деятельность (писание мемуаров, работа на станке, управление имением, воспитание детей). У князя Андрея мы тоже видим эту черту, доставшуюся ему от отца. Князь Андрей уважает и высоко чтит своего отца, который смог воспитать в нем высокое понятие о чести (Свои мысли, рассуждения ребята подтверждают примерами из текста).

Мы рассмотрели только некоторые «сцепления» эпизодов, которые можно обнаружить в I части романа. В романе же в целом эти сценические эпизоды включены в «бесконечный лабиринт сцеплений, в котором и состоит сущность искусства», по мнению Л. Н. Толстого. Попробуем убедиться в этом, прочитав две сцены: «Сцену охоты» (гл. III-VII, ч. IV, т. II) и «Сцену атаки эскадрона Николая Ростова» (гл. XV, ч. I, т. III).

Чтение глав. Обсуждение.

Что объединяет, «сцепляет» эти две сцены?

(Казалось бы, сцена охоты не имеет никакого отношения к основной теме «Войны и мира». Однако именно здесь раскрыта психология человека на войне, когда он преследует врага (в эпизоде атаки эскадрона Николая Ростова Толстой не станет рассказывать о переживаниях Николая, заметив как бы мимоходом: «было то же, что на охоте»), и одновременно психология раненого зверя, с которым затем прямо сопоставляется поведение наполеоновского войска после Бородина) .

– Таким образом, на каком уровне происходит еще «сцепление»? В чем смысл таких «сцеплений»?

(«Сцепление» происходит на уровне эпизодов. Такое «сцепление» позволяет дать полную характеристику одного эпизода через сцепление с другим; расширить представление об одних героях в сопоставлении с другими; отсылать читателей к уже произошедшим событиям и проводить аналогию).

Продолжаем заполнение схемы.

Третья учебная ситуация.

Итак, нам осталось рассмотреть последний уровень, на котором осуществляется сцепление, – это уровень детали. Найдите и прочитайте описание внешности Андрея Болконского, Наполеона и Сперанского.

Князь Андрей: «Что ты сделал с mademoiselle Шерер? Она теперь совсем заболеет, – сказал, входя в кабинет князь Андрей и потирая маленькие белые ручки» (гл. V, т. I).

Наполеон: «Наполеон, отчеканивая каждый слог с возмутительным для Ростова спокойствием и уверенностью оглядывал ряды русских, вытянувшихся перед ним солдат... Бонапарте между тем стал снимать перчатку с белой маленькой руки...» (гл. XXI, ч. II, т. II).

Сперанский: «Князь Андрей наблюдал все движения Сперанского, этого человека недавно ничтожного семинариста, а теперь в руках своих - этих белых, пухлых руках – имевшего судьбу России, как думал Болконский» (гл. V, ч. III, т. II). «Все было так, все было хорошо, но одно смущало князя Андрея: это был холодный, зеркальный, не пропускающий к себе в душу взгляд Сперанского, и его белая, нежная рука, на которую невольно смотрел князь Андрей...» (гл. VI, ч. III, т. II).

Что общего в описаниях этих трех, казалось бы, разных героев? (Их объединяет одна деталь – «маленькая, белая рука» ).

О чем говорит эта, на первый взгляд, незначительная деталь? (С помощью этой детали Толстой внутренне сближает этих трех героев: они честолюбивы, стремятся к власти, испытывают презрение к людям и т. д. )

Таким образом, наша схема «сцеплений» выглядит следующим образом.

V. Подведение итогов.

Никакое исследование не обходится без выводов, подведем и мы некоторые итоги. Итак, как вы поняли, что такое сцепление? (Сцепление – это внутренняя связь отдельных эпизодов, героев, тем, деталей ).

Посмотрите на схему и записи, сделанные в процессе урока, и попытайтесь ответить на вопрос: каковы функции «сцепления»? («Война и мир» – это бесконечные сцепления. «Сцепление» – это основной композиционный прием построения романа-эпопеи. Анализируя форму, мы приближаемся к содержанию. «Сцепления» дополняют характеристики героев, событий... ).

Таким образом, идейный и художественный смысл каждой сцены и каждого характера «Войны и мира» становится вполне ясен лишь в их композиционных сцеплениях с многообъемлющим содержанием эпопеи. (Выводы учеников и учителя рекомендуем записать).

Аукцион названий.

У нас с вами осталось невыполненным одно задание. Посмотрите на висящий вопрос. У каждого урока должно быть название, а у нас его нет. Давайте устроим аукцион названий урока. Итак, ваши лоты - названия.

Были предложены следующие варианты:

«Сцепление», «Сцепление как основной прием построения романа Л.Н. Толстого «Война и мир», «Бесконечный лабиринт сцеплений» и др.

В конце концов, решили назвать урок словами автора романа-эпопеи Л.Н. Толстого: «Бесконечный лабиринт сцеплений».

VI. Домашнее задание.

Привести примеры сцеплений любого уровня:

1 уровень – оценка «4»: привести примеры «сцеплений» образа неба, объяснить их смысл.

2 уровень – оценка «5»: самостоятельно найти примеры «сцеплений» и объяснить их функции.

Этот урок может быть проведен как вступительный перед изучением романа (тогда необходимо дать опережающие задания) или как обобщающий урок после изучения романа, тогда домашнее задание можно засчитать как зачетное.

Каждое серьезное литературное произведение имеет своей целью донести до читателя точку зрения автора. В каком-то произведении это будет всего одна идея, но в романе "Война и мир" Лев Николаевич Толстой попытался представить и разработать свою философию. Он писал: "Историки описывают неверно и внешне, а надо для того, чтобы понять, угадать внутреннее строение жизни". А так как разработанная им философская концепция была нова и оригинальна, автор создал жанр, названный романом-эпопеей.

Первоначально Толстой хотел написать произведение о возвратившемся из ссылки декабристе, и уже было придумано название: "Все хорошо, что хорошо кончается". Но автор понял, что нельзя описывать явление без указания причин, вызвавших его. Это привело Толстого к более глобальному замыслу описания исторических событий в России начала XIX века. Вслед за изменением замысла меняется и название романа, приобретая более глобальный характер: "Война и мир". Это название не только иллюстрирует чередование и сочетание в романе военных и мирных эпизодов, как может показаться на первый взгляд, но и включает в себя различные значения слова "мир". "Мир" - это и состояние "без войны", и крестьянская община, и мироздание (то есть все, что окружает нас; среда физическая и духовная). Этот роман рассказывает о том, что есть война в жизни целого народа и в жизни каждого человека, какую роль играют войны в мировой истории, это роман и об истоках войны, и о ее исходе.

Создавая роман, автор изучал причины исторических событий: бессмысленной и позорной для русских кампании 1805-1807 годов, во время которой даже привыкшего не рассуждать настоящего военного Николая Ростова мучают страшные сомнения: "для чего же оторванные руки, ноги, убитые люди?" Здесь Толстой обращает все наше внимание на то, что война "есть противное человеческому разуму явление". Потом Толстой переходит к описанию событий Отечественной войны 1812 года, искалечившей жизни миллионов, убившей Петю Ростова, Платона Каратаева и князя Андрея, принесшей траур в каждую семью. Ведь с каждым человеком, погибшем на поле брани, исчезает весь его неповторимый духовный мир, рвутся тысячи нитей, калечатся десятки судеб близких... Но У всех этих смертей была праведная цель - освобождение Отечества. И потому в 1812 году "дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой...". И руководить этим движением мог только человек, умеющий отречься от всех собственных желаний, чтобы выражать волю народа, быть близким к нему, и для этого ему не надо быть гениальным, а надо лишь уметь "ничему хорошему не помешать, ничего дурного не допустить". Таким был Кутузов, таким не мог быть Наполеон, ведший захватническую войну.

Толстой излагает на этих примерах свою историческую концепцию. Он считает, что менее всего причиной какого-либо исторического явления служит воля одного или нескольких людей, стоящих у власти, что исход события определяет поведение каждого отдельного, вроде бы незначительного, человека и всего народа в целом.

Толстой рисует Наполеона и Кутузова противоположными во всем, постоянно, к примеру, указывает на бодрость и уверенность в себе Наполеона и вялость Кутузова. Этот прием антитезы применяется на протяжении всего романа, начиная с самого названия "Война и мир".

Жанр произведения определяет и композицию романа. В основе композиции "Войны и мира" лежит также прием антитезы. Роман "Война и мир" - произведение большого объема. Оно охватывает 16 лет (с 1805 по 1821 год) жизни России и более пятисот различных героев, среди которых есть реальные действующие лица описываемых исторических событий, герои, вымышленные самим автором, и множество людей, которым Толстой даже не дает имен, такие как "генерал, который приказал", "офицер, который не доехал". Этим автор подтверждает свою точку зрения о том, что движение истории происходит не под влиянием каких-либо конкретных личностей, а благодаря всем участникам событий.

Чтобы объединить такой огромный материал в одно произведение, нужен был новый жанр - жанр эпопеи. Для этого также используется прием антитезы. Так, всех героев можно разделить на тяготеющих к полюсу Наполеона и на героев, тяготеющих к полюсу Кутузова; причем первые, такие, например, как семейство Курагиных, да и все светское общество во главе с Анной Павловной Шерер, Берг, Вера и другие получают некоторые черты Наполеона, хотя и не так сильно выраженные: это и холодное равнодушие Элен, и самовлюбленность и узость взглядов Берга, и эгоизм Анатоля, и лицемерная праведность Веры, и цинизм Василя Курагина. Герои же, находящиеся ближе к полюсу Кутузова, так же, как и он, естественны и близки к народу, так же чутко реагируют на глобальные исторические события, принимая их как личные несчастья и радости (таковы Пьер, Андрей, Наташа). Всех своих положительных героев Толстой наделяет способностью к самосовершенствованию, их духовный мир развивается на протяжении романа, только Кутузов и Платон Каратаев ничего не ищут, не меняются, так как "статичны в своей положительности ".

Толстой также сравнивает героев между собой: различны князь Андрей и Анатоль в своем отношении к любви, к Наташе; противоположны Долохов, стремящийся отомстить "за свое незнатное происхождение", суровый, жестокий, холодный, и Пьер, добрый, чувствительный, пытающийся понять людей, окружающих его, и помочь им; холодна, искусственна, мертва духовно красивая Элен и жива, естественна Наташа Ростова с большим ртом и большими глазами, становящаяся еще более уродливой, когда плачет (но это проявление ее естественности, за которую более всего и любит Наташу Толстой).

В романе "Война и мир" большую роль играет портретная характеристика героев. Писатель выделяет какую-то отдельную черту в портрете героя и постоянно обращает на нее наше внимание: это и большой рот Наташи, и лучистые глаза Марьи, и сухость князя Андрея, и массивность Пьера, и старость и дряхлость Кутузова, и округлость Платона Каратаева, и даже жирные ляжки Наполеона. Но остальные черты героев меняются, и Толстой описывает эти изменения так, что можно понять все происходящее в душе героев. Часто Толстой применяет прием контраста, подчеркивая несоответствие между внешним видом и внутренним миром, поведением героев и их внутренним состоянием. Например, когда Николай Ростов по возвращении с фронта домой при встрече с Соней сухо поздоровался и обратился к ней на "вы", в душе они "назвали друг друга на "ты" и нежно поцеловались".

Являясь новатором в создании нового жанра романа, Толстой изобрел также новый способ изучения и изображения чувств, переживаний, движений души героев. Этот новый способ психологизма, названный Чернышевским "диалектика души", заключается в пристальном внимании к развитию, изменению внутреннего духовного состояния героев, в изучении мельчайших подробностей их чувств, при этом как бы на второй план отходит сам сюжет. Только положительные герои наделены в романе способностью к внутреннему изменению, самосовершенствованию. И эту способность Толстой более всего ценит в людях (в сочетании с естественностью, добротой и близостью к народу). Каждый положительный герой романа стремится "быть вполне хорошим". Но в романе есть герои, которые самосовершенствуются, обдумывая свои поступки. Эти герои живут разумом. К таким героям можно отнести князя Андрея, Пьера до встречи е Платоном Каратаевым и княжну Марью. А есть герои, которые живут по внутреннему чутью, побуждающему их к тем или иным поступкам. Таковы Наташа, Николай, Петя и старый граф Ростов. К этому же типу относятся Платон Каратаев и Кутузов.

Чтобы по возможности лучше раскрыть внутренний мир своих героев, Толстой подвергает их одинаковым испытаниям: светским обществом, богатством, смертью, любовью.

Так как роман "Война и мир" является романом-эпопеей, то в нем описываются реальные исторические события: Аустерлицкое, Шенграбен-ское, Бородинское сражения, заключение Тильзитского мира, взятие Смоленска, сдача Москвы, партизанская война и другие, в которых, как уже говорилось выше, проявляют себя реальные исторические личности. Исторические события выполняют также и композиционную роль в романе. Например, так как Бородинское сражение во многом определило исход войны 1812 года, описанию его посвящено 20 глав романа, а по сути оно является кульминационным центром.

Помимо исторических событий автор уделяет большое внимание развитию взаимоотношений между героями - отсюда складываются сюжетные линии романа. В романе представлено большое количество сюжетных линий. Роман является как бы хроникой жизни нескольких семейств: семьи Ростовых, семьи Курагиных, семьи Болконских.

Повествование в романе не ведется от первого лица, но присутствие автора в каждой сцене ощутимо: он всегда пытается оценить ситуацию, показать свое отношение к поступкам героя через само их описание, через внутренний монолог героя или же через авторское отступление-рассуждение. Иногда писатель предоставляет читателю право самому разобраться в происходящем, показывая одно и то же событие с разных точек зрения. Примером такого изображение может служить описание Бородинского сражения: сначала автор дает подробную историческую справку о расстановке сил, о готовности к бою с той и другой стороны, рассказывает о точке зрения историков; затем показывает нам сражение глазами непрофессионала в военном деле - Пьера Безухова (то есть показывает чувственное, а не логическое восприятие события), раскрывает мысли князя Андрея и поведение Кутузова во время сражения. В сцене совета в Филях автор передает слово сначала шестилетней Малаше (опять же чувственное восприятие события), а потом постепенно переходит к объективному изложению событий от собственного имени. А вся вторая часть эпилога скорее напоминает философский трактат на тему "Движущие силы истории".

В своем романе Л. Н. Толстой стремился выразить свою точку зрения на исторические события, показать отношение ко множеству жизненных проблем, ответить на главный вопрос: "В чем смысл жизни?" И кредо Толстого в этом вопросе звучит так, что с ним нельзя не согласиться: "Надо жить, надо любить, надо верить".

Итак, в романе "Война и мир" Л.Н.Толстой стремился изложить свою философскую концепцию жизни, и для этого ему пришлось "изобрести" новый жанр литературного произведения - роман-эпопею, а также особый вид психологизма - "диалектику души". Его произведение приняло вид философско-психологического исторического романа, в котором он рассматривает и угадывает "внутреннее строение жизни".

tattooe.ru - Журнал современной молодежи