Классификация тренировочных нагрузок специфического воздействия. Тренированность и тренировочная нагрузка в бодибилдинге и фитнесе или что же на самом деле качают качки? Современная классификация тренировочной нагрузки

  • 5.2.1. Принцип сознательности и активности
  • 5.2.2. Принцип наглядности
  • 5.2.3. Принцип доступности и индивидуализации
  • 5.3. Специфические принципы физического воспитания
  • 5.3.1. Принцип непрерывности процесса физического воспитания
  • 5.3.2. Принцип системного чередования нагрузок и отдыха
  • 5.3.3. Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий
  • 5.3.4. Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок
  • 5.3.5. Принцип циклического построения занятий
  • 5.3.6. Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания
  • Глава 6. Основы теории и методики обучения двигательным действиям
  • 6.1. Двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании
  • 6.2. Основы формирования двигательного навыка
  • 6.3. Структура процесса обучения и особенности его этапов
  • Основные задачи.
  • Основные задачи.
  • Основные задачи.
  • Глава 7. Теоретико-практические основы развития физических качеств
  • 7.1. Понятие о физических качествах
  • 7.2. Сила и основы методики ее воспитания
  • 7.2.1. Средства воспитания силы
  • 5. Статические упражнения в изометрическом режиме (изомет­рические упражнения):
  • Дополнительные средства
  • 7.2.2. Методы воспитания силы
  • 7.2.3. Методики воспитания силовых способностей
  • Воспитание собственно силовых способностей с использованием непредельных отягощений
  • Воспитание скоростно-силовых способностей с использованием непредельных отягощений
  • Воспитание силовой выносливости с использованием непредельных отягощений
  • Воспитание собственно силовых способностей с использованием околопредельных и предельных отягощений
  • 7.2.4.Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития силовых способностей
  • 7.3. Скоростные способности и основы методики их воспитания
  • 7.3.1. Средства воспитания скоростных способностей
  • 7.3.2. Методы воспитания скоростных способностей
  • 7.3.3. Методики воспитания скоростных способностей. Воспитание быстроты простой двигательной реакции
  • Воспитание быстроты движений
  • 1. Облегчение внешних условий и использование дополнительных | сил, ускоряющих движение.
  • 7.3.4. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития скоростных способностей
  • 7.4. Выносливость и основы методики ее воспитания
  • 7.4.1. .Средства воспитания выносливости
  • 7.4.2. Методы воспитания выносливости
  • 7.4.3. Методика воспитания общей выносливости
  • 7.4.4. Воспитание выносливости путем воздействия на анаэробные возможности человека
  • 7.4.5. Особенности воспитания специфических типов выносливости
  • 7.4.6. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития выносливости
  • 7.5. Гибкость и основы методики ее воспитания
  • 7.5.1. Средства и методы воспитания гибкости
  • 7.5.2. Методика развития гибкости
  • 7.5.3. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития гибкости
  • 7.6. Двигательно-координационные способности и основы их воспитания
  • 7.6.1. Средства воспитания координационных способностей
  • 7.6.2. Методические подходы и методы воспитания координационных способностей
  • 7.6.3. Методика совершенствования пространственной, временной и силовой точности движений
  • 7.6.4. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей
  • Глава 8. Формы построения занятий в физическом воспитании
  • 8.1. Классификация форм занятий в физическом воспитании
  • 8.2. Характеристика форм занятий физическими упражнениями
  • 8.2.1. Урочные формы занятий
  • 8.2.2. Неурочные формы занятий
  • Глава 9. Планирование и контроль в физическом воспитании
  • 9.1. Планирование в физическом воспитании
  • 9.2. Педагогический контроль и учет в физическом воспитании
  • Глава 10. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста
  • 10.1. Значение и задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста
  • Оздоровительные задачи
  • 10.2. Возрастные особенности физического развития и физической подготовленности детей раннего и дошкольного возраста
  • Особенности развития движений у детей грудного, раннего и дошкольного возраста
  • Средства физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста
  • Формы организации занятий физическими упражнениями с детьми раннего и дошкольного возраста
  • Методические особенности физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста
  • Глава 11. Физическое воспитание детей школьного возраста
  • 11.1. Социально-педагогическое значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста
  • Оздоровительные задачи
  • Образовательные задачи
  • Воспитательные задачи
  • 11.2. Возрастание особенностей физического развития и физической подготовленности детей школьного возраста
  • 11.3. Средства физического воспитания детей школьного возраста
  • 11.4. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста
  • Двигательная активность учащихся младших классов при разных видах мышечнойдеятельности
  • Темпы прироста различных физических способностей у детей младшего школьного возраста (%)
  • 11.5. Физическое воспитание детей среднего школьного возраста
  • Темпы прироста различных физических способностей у детей среднего школьного возраста (%)
  • 11.6. Физическое воспитание детей старшего школьного возраста
  • Темпы прироста различных физических способностей у детей старшего школьного возраста (%)
  • Показатели снижения темпов прироста активной и пассивной гибкости
  • 11.7. Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем
  • 11.8. Формы организации физического воспитания школьников
  • 11.8.1. Формы организации физического воспитания в школе
  • 11.8.2. Формы организации физического воспитания в системе внешкольных учреждений
  • 11.8.3. Формы физического воспитания в семье
  • 11.9. Физическое воспитание учащихся колледжей профессионального образования и средних специальных учебных заведений
  • 4. Массовые спортивные и туристские мероприятия включают в себя:
  • 11.10. Урок - основная форма организации занятий физическими упражнениями и его построение
  • Организация и методические основы проведения урока физической культуры
  • Дозирование физических нагрузок на уроке
  • Формирование навыков самостоятельности при занятиях физическими упражнениями
  • 11.11. Профессионально-педагогическая деятельность учителя физической культуры
  • Глава 12. Технология разработки документов планирования по физическому воспитанию
  • 12.2. Годовой план-график учебного процесса по физическому воспитанию
  • 12.3. Поурочный рабочий (тематический) план на четверть
  • Поурочные задачи обучения на I четверть
  • Вариант 1
  • Условные обозначения:
  • Вариант 2 Преподавание предмета «Физическая культура»
  • Рабочий план на II четверть для V класса Расписание уроков физической культуры
  • Содержание уроков
  • 12.4. План-конспект урока
  • Глава 13. Физическое воспитание студенческой молодежи
  • 13.1. Значение и задачи физического воспитания студентов
  • 13.2. Содержание программы физического воспитания студентов
  • 13.3. Возрастные особенности контингента обучающихся в вузе
  • 13.4. Методические основы физического воспитания в вузе
  • 13.5. Особенности методики занятий по физическому воспитанию в различных учебных отделениях
  • 13.6. Методика занятий со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, по адаптивной физической культуре
  • 13.7. Формы организации физического воспитания студентов
  • Глава 14. Физическое воспитание в основной период трудовой деятельности
  • 14.1. Социальное значение и задачи физического воспитания взрослого населения, занятого трудовой деятельностью
  • 14.2. Особенности физического развития и физической подготовленности лиц молодого и зрелого возраста
  • 14.3. Физическая культура в режиме трудового дня
  • 14.4. Физическая культура в быту трудящихся
  • 14.5. Контроль за здоровьем и физической подготовленностью занимающихся физическими упражнениями
  • Глава 15. Физическое воспитание в пожилом и старшем возрасте
  • 15.1. Старение и задачи направленного физического воспитания в пожилом и старшем возрасте
  • 15.2. Содержание и организационно-методические основы занятий физическими упражнениями
  • Глава 16. Профессионально-прикладная физическая подготовка
  • 16.1. Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки
  • 16.2. Построение и основы методики ппфп
  • Иллюстрации прямого прикладного переноса двигательных и сопряженных умений и навыков (по в.П.Полянскому, 1999)
  • Часть II теория и методика спорта
  • Глава 17. Общая характеристика спорта
  • 17.1. Основные понятия, относящиеся к спорту. Классификация видов спорта
  • 17.2. Социальные функции спорта. Основные направления в развитии спортивного движения
  • 17.3. Характеристика системы тренировочно- соревновательной подготовки
  • 17.4. Спортивные достижения и тенденции их развития
  • Глава18. Основы спортивной тренировки
  • 18.1. Цели и задачи спортивной тренировки
  • 18.2. Средства спортивной тренировки
  • 18.3. Методы спортивной тренировки
  • 18.4. Принципы спортивной тренировки
  • 18.5. Основные стороны спортивной тренировки 18.5.1. Спортивно-техническая подготовка
  • 1. Адаптация навыков к условиям предельных проявлений физиче­ских качеств в тренировке.
  • 2. Моделирование соревновательных напряженных ситуаций и введение дополнительных трудностей.
  • 18.5.2. Спортивно-тактическая подготовка
  • 18.5.3. Физическая подготовка
  • 18.5.4. Психическая подготовка
  • 18.6. Тренировочные и соревновательные нагрузки
  • Глава 19. Основы построения процесса спортивной подготовки
  • 19.1. Спортивная подготовка как многолетний процесс и ее структура
  • Примерные сенситивные (чувствительные) периоды изменения ростовесовых показателей и развития физических качеств детей школьного возраста
  • 19.2. Построение тренировки в малых циклах (микроциклах)
  • 19.3. Построение тренировки в средних циклах (мезоциклах)
  • 19.4. Построение тренировки в больших циклах (макроциклах)
  • Варианты построения 4-летнего олимпийского цикла (динамика общего объема и объема нагрузки повышенной интенсивности)*
  • Глава 20. Технология планирования в спорте
  • 20.1. Общие положения технологии планированияв спорте
  • I. Краткая характеристика группы занимающихся
  • 20.2. Планирование спортивной подготовки в многолетних циклах
  • 20.3. Планирование тренировочно-соревновательного процесса в годичном цикле
  • 20.4. Оперативное планирование
  • Глава 21. Комплексный контроль и учет в подготовке спортсмена
  • 21.1. Контроль за соревновательными и тренировочными воздействиями
  • 21.2. Контроль за состоянием подготовленности спортсмена
  • 21.3. Контроль за факторами внешней среды
  • 21.4. Учет в процессе спортивной тренировки
  • I. Индивидуальный план тренировки на ___ учебный год II. Содержание тренировочно-соревновательного процесса
  • III, Результаты участия в соревнованиях
  • IV. Результаты контрольных испытаний
  • Глава 22. Спортивный отбор в процессе многолетней подготовки
  • Прогностически значимые признаки, которые необходимо учитывать при массовом отборе юных спортсменов в дюсш, сдюшор
  • Часть III теория и методика оздоровительно-рекреативной и реабилитационной физической культуры
  • Глава 23. Общая характеристика оздоровительной физической культуры
  • 23.1. Оздоровительная направленность как важнейший принцип системы физического воспитания
  • 23.2. Содержательные основы оздоровительной физической культуры
  • Глава 24. Теоретико-методические основы оздоровительной физической культуры
  • 24.1. Основы построения оздоровительной тренировки
  • Рекомендуемая частота сердечных сокращений при занятиях физкультурой для людей разного возраста и состояния здоровья (уд./мин)
  • 24.2. Характеристика средств специально оздоровительной направленности
  • Частота пульса у мужчин при ходьбе (уд./мнн)
  • Частота сердечных сокращений в зависимости от интенсивности нагрузки у людей разного возраста при ходьбе на лыжах (по в. Е. Капланскому)
  • 24.3. Характеристика физкультурно-оздоровительных методик и систем Аэробика
  • Ритмическая гимнастика
  • Шейпинг
  • Калланетика
  • Аквааэробика
  • Дыхательная гимнастика
  • 24.4. Оценка состояния здоровья и физической подготовленности занимающихся оздоровительной физической культурой
  • Использованная литература
  • Рекомендуемая литература
  • Оглавление
  • Глава 5. Общеметодические и специфические принципы
  • Глава 6.Основы теории и методики обучения двигательным
  • Глава7.Теоретико-практические основы развития
  • Глава 8.Формы построения занятий в физическом воспитании............ 143
  • Глава 9. Планирование и контроль в физическом воспитании............... 148
  • Глава10. Физическое воспитание детей раннего
  • Глава11. Физическое воспитание детей школьного возраста................. 169
  • Глава12. Технология разработки документов планирования
  • Глава 13. Физическое воспитаниестуденческой молодежи...................266
  • Глава 14. Физическое воспитание в основной период трудовой
  • Глава 15. Физическое воспитание в пожилом и старшем возрасте........ 294
  • Глава 19.Основы построения процесса спортивной подготовки............ 377
  • Глава20.Технология планирования в спорте........................................ 394
  • Глава 21.Комплексный контроль и учет в подготовке
  • Глава 22.Спортивный отбор в процессе многолетней подготовки …………………..415
  • Часть III. Теория и методика оздоровительно-рекреативной и реабилитационной физической культуры........................................... 430
  • Глава 23. Общая характеристика оздоровительной
  • Глава 24. Теоретико-методические основы оздоровительной
  • 18.6. Тренировочные и соревновательные нагрузки

    - это воздействие физических упражнений на орга­низм спортсмена, вызывающее активную реакцию его функцио­нальных систем (В.Н.Платонов, 1987).

    - это интенсивная, часто макси­мальная нагрузка, связанная с выполнением соревновательной деятельности.

    Тренировочная нагрузка не существует сама по себе. Она явля­ется функцией мышечной работы, присущей тренировочной и соревновательной деятельности. Именно мышечная работа содер­жит в себе тренирующий потенциал, который вызывает со сторо­ны организма соответствующую функциональную перестройку.

    По своему характеру нагрузки, применяющиеся в спорте, подразделяются на тренировочные и соревновательные, специ­фические и неспецифические; повеличине - на малые, сред­ние, значительные (околопредельные) и большие (предельные); понаправленности - на способствующие совершснстноранию от­дельных двигательных качеств (скоростных, силовых, коорди­национных, выносливости, гибкости) или их компонентов (на­пример, алактатных или лактатных анаэробных возможностей, аэробных возможностей), совершенствующие координационную структуру движений, компоненты психической подготовленно­сти или тактического мастерства и т.п.; покоординационной слож­ности - на выполняемые в стереотипных условиях, не требую­щих значительной мобилизации координационных способнос­тей, и связанные с выполнением движений высокой коор­динационной сложности; попсихической напряженности - на более напряженные и менее напряженные в зависимости от тре­бований, предъявляемых к психическим возможностям спорт­сменов.

    Все нагрузки по величине воздействия на организм спортсме­на могут быть разделены на развивающие, поддерживающие (ста­билизирующие) и восстановительные.

    К развивающим нагрузкам относятся большие и значи­тельные нагрузки , которые характеризуются высокими воз­действиями на основные функциональные системы организма и вызывают значительный уровень утомления. Такие нагрузки по интегральному воздействию на организм могут быть выражены через 100 и 80%. После таких нагрузок требуется восстановитель­ный период для наиболее задействованных функциональных сис­тем соответственно 48-96 и 24-48 ч.

    К поддерживающим (стабилизирующим) нагрузкам относятся средние нагрузки , воздействующие на организм спортсмена на уровне 50-60% по отношению к большим нагрузкам и требующие восстановления наиболее утомленных систем от 12 до 24 ч.

    К восстановительным нагрузкам относятся малые нагруз­ки на организм спортсмена на уровне 25-30% по отношению к большим и требующие восстановления не более 6 ч.

    Выбор той или иной нагрузки должен быть обоснован прежде всего с позиций эффективности. К числу наиболее существенных признаков эффективности тренировочных нагрузок можно отнес­ти (М.А. Годик, 1980);

    1) специализированность, т.е.меру сходства с соревнователь­ным упражнением;

    2) напряженность, которая проявляется в преимущественном воздействии на то или иное двигательное качество, при задействовании определенных механизмов энергообеспечения;

    3) величину как количественную меру воздействия упражне­ния на организм спортсмена.

    Специализированность нагрузки предполагает их распределение на группы в зависимости от степени их сходства с соревнова­тельными. По этому признаку все тренировочные нагрузки разде­ляются на специфические и неспецифические. К специфическим относят нагрузки, существенно сходные с соревновательными по характеру проявляемых способностей и реакциям функциональ­ных систем.

    В современной классификации тренировочных и соревнователь­ных нагрузок выделяют пять зон, имеющих определенные физио­логические границы и педагогические критерии, широко распро­страненные в практике тренировки. Кроме того, в отдельных слу­чаях третья зона разделяется еще на две подзоны, а четвертая - на три в соответствии с продолжительностью соревновательной деятельности и мощностью работы (табл. 30). Для квалифициро-. ванных спортсменов эти зоны имеют следующие характеристики.

    1-я зона - аэробная восстановительная. Ближайший трениро­вочный эффект нагрузок этой зоны связан с повышением ЧСС до 140-145 уд./мин. Лактат в крови находится на уровне покоя и не превышает 2 ммоль/л. Потребление кислорода достигает 40-70% от МПК. Обеспечение энергией происходит за счет окисления жиров (50% и более), мышечного гликогена и глюкозы крови. Работа обеспечивается полностью медленными мышечными во­локнами (ММВ), которые обладают свойствами полной утилиза­ции лактата, и поэтому он не накапливается в мышцах и кровн-Верхней границей этой зоны является скорость (мощность) аэроб­ного порога (лактат 2 ммоль/л). Работа в этой зоне может выпол­няться от нескольких минут до нескольких часов. Она стимулиру­ет восстановительные процессы, жировой обмен в организме и совершенствует аэробные способности (общую выносливость).

    Таблица 30 Классификация нагрузок и характеристика отдельных зон интенсивности

    Зоны интенсив­ности

    Преимущест­венное энерго­обеспечение (субстраты)

    Соотношение аэробного и анаэроб­ного энерго­обеспечения, %

    Потребле­ние кисло­рода, в% от МПК

    Пограничная скорость передвиже­ния или мощность работы

    Ч сс во время работы

    Концент­рация лактата во время работы, ммоль/л

    Вовлечение мышечных волокон

    Эффективное время работы

    1.Аэробная восстанови­тельная

    Жиры (50% и более), гликоген, глюкоза крови

    Аэробного порога

    Исходя из задач тренировки

    2. Аэробная развиваю­щая

    Гликоген, жиры, глюкоза крови

    Анаэробного порога

    2 54 (до 4,5)

    До 3-4ч

    3. Смешан­ная аэробно-анаэробная (а,б)**

    Гликоген, жиры, глюкоза

    90:10 85:15

    80-90 85-100

    Соответственно МПК

    4-6.5 6,5-10

    ММВ, БМВ, ММВ, БМВ. БМВ„

    0,5-2ч10-30мин

    4. Анаэробная гликотиче-ская (а, б, в)**

    Гликоген

    70:30 40:60 20:80

    95-100 85-95 75-90

    Свыше 180

    8-15 10-18 14-20 (ДО 25)

    ММВ, БМВ, БМВ",

    5-10 мин* 2-5 мин" До 2 мин*

    5. Анаэробная алактатная

    Креатин-фосфат, АТФ, гликоген

    Мини­мальное

    Макси­мальная

    Не информа­тивна

    Не информа­тивна

    ММВ, БМВ, БМВ,

    До 10-15* с

    * В одном повторении.

    ** Пояснения см. на с. 372.

    Нагрузки, направленные на развитиегибкости и координации движений, выполняются в этой зоне. Методы упражнения не регламентированы.

    Объем работы в течение макроцикла в этой зоне в разных ви­дах спорта составляет от 20 до 30%.

    2-я зона - аэробная развивающая. Ближний тренировочный эффект нагрузок этой зоны связан с повышением ЧСС до 160-175 уд./мин. Лактат в крови до 4 ммоль/л, потребление кислоро­да 60-90% от МПК. Обеспечение энергией происходит за счет окисления углеводов (мышечного гликогена и глюкозы) и в мень­шей степени жиров. Работа обеспечивается медленными мышеч­ными волокнами (ММВ) и быстрыми мышечными волокнами (БМВ) типа «а», которые включаются при выполнении нагру­зок у верхней границы зоны - скорости (мощности) анаэроб­ного порога.

    Вступающие в работу быстрые мышечные волокна типа (а) способны в меньшей степени окислять лактат, и он медленно по­степенно нарастает от 2 до 4 ммоль/л.

    Соревновательная и тренировочная деятельность в этой зоне может проходить также несколько часов и связана с марафонски­ми дистанциями, спортивными играми. Она стимулирует воспи­тание специальной выносливости, требующей высоких аэробных способностей, силовой выносливости, а также обеспечивает ра­боту по воспитанию координации и гибкости. Основные методы: непрерывного упражнения и интервального экстенсивного упраж­нения.

    Объем работы в этой зоне в макроцикле в разных видах спорта составляет от 40 до 80%.

    3-я зона - смешанная аэробно-анаэробная. Ближний трениро­вочный эффект нагрузок в этой зоне связан с повышением ЧСС до 180-185 уд./мин, лактат в крови до 8-10 ммоль/л, потребле­ние кислорода 80-100% от МПК, Обеспечение энергией проис­ходит преимущественно за счет окисления углеводов (гликогена и глюкозы). Работа обеспечивается медленными и быстрыми мы­шечными единицами (волокнами). У верхней границы зоны - кри­тической скорости (мощности), соответствующей МПК, подклю­чаются быстрые мышечные волокна (единицы) типа «бо, кото­рые не способны окислять накапливающийся в результате работы лактат, что ведет к его быстрому повышению в мышцах и крови (до 8-10 ммоль/л), что рефлекторно вызывает также значитель­ное увеличение легочной вентиляции и образование кислородно­го долга.

    Соревновательная и тренировочная деятельность в непрерыв­ном режиме в этой зоне может продолжаться до 1,5-2 ч. Такая работа стимулирует воспитание специальной выносливости, обес­печиваемой как аэробными, так и анаэробно-гликолитическнми способностями, силовой выносливости. Основные методы: непре­-

    рывного и интервального экстенсивного упражнения. Объем ра­боты в макроцикле в этой зоне в разных видах спорта составляет от 5 до 35%.

    4-я зона - анаэробно-гликолитическая. Ближайший трениро­вочный эффект нагрузок этой зоны связан с повышением лакта-та в крови от 10 до 20 ммоль/л. ЧСС становится менее информа­тивной и находится на уровне 180-200 уд./мин. Потребление кислорода постепенно снижается от 100 до 80% от МПК. Обеспечение днергией происходит за счет углеводов (как с участием кислорода так и анаэробным путем). Работа выполняется всеми тремя типами мышечных единиц, что ведет к значительному повыше­нию концентрации лактата, легочной вентиляции и кислород­ного долга. Суммарная тренировочная деятельность в этой зоне не превышает 10-15 мин. Она стимулирует воспитание специ­альной выносливости и особенно анаэробных гликолитических возможностей.

    Соревновательная деятельность в этой зоне продолжается от 20 с до 6-10 мин. Основной метод - интервального интенсивно­го упражнения. Объем работы в этой зоне в макроцнкле в разных видах спорта составляет от 2 до 7%.

    5-я зона - анаэробно- алактатная. Ближний тренировочный эф­фект не связан с показателями ЧСС и лактата, так как работа кратковременная и не превышает 15-20 с в одном повторении. Поэтому лактат в крови, ЧСС и легочная вентиляция не успевают достигнуть высоких показателей. Потребление кислорода значи­тельно падает. Верхней границей зоны является максимальная ско­рость (мощность) упражнения. Обеспечение энергией происходит анаэробным путем за счет использования АТФ и КФ, после 10 с к энергообеспечению начинают подключаться гликолиз и в мыш­цах накапливается лактат. Работа обеспечивается всеми типами мы­шечных единиц. Суммарная тренировочная деятельность в этой зоне не превышает 120-150 с за одно тренировочное занятие. Она стимулирует воспитание скоростных, скоростно-силовых, мак­симально-силовых способностей. Объем работы в макроцикле со­ставляет в разных видах спорта от 1 до 5%,

    Классификация тренировочных нагрузок (см. табл. 30) дает представление о режимах работы, в которых должны выполняться различные упражнения, используемые в тренировке, направлен­ной на воспитание различных двигательных способностей. В то же время следует отметить, что у юных спортсменов от 9 до 17 лет отдельные биологические показатели, например ЧСС, в различ­ных зонах могут быть более высокими, а показатели лактата - более низкими. Чем моложе юный спортсмен, тем в большей мере эти показатели расходятся с описанными выше и приведенными в таблице 30. В циклическихвидах спорта, связанных с преимущественным проявлением выносливости, для более точного позирования нагрузок3-ю зону в отдельных случаях делят на две подзоны: (а) и (б). К подзоне «а» относят соревновательные упражнения продолжительностью от 30 мин до 2 ч, а к подзоне «б» - от 10 до 30мин.Четвертую зону делят на три подзоны: «а», «б» и «в». В подзоне (а) соревновательная деятельность продолжается примерно от 5 до 10 мин; в подзоне «б» - от 2 до 5 мин; в подзоне «в» - от 0,5 до 2 мин.

    Тренировочные нагрузки определяются следующими показателями; а) характером упражнений; б) интенсивностью рабог при их выполнении; в) объемом (продолжительностью) работы; г) продолжительностью и характером интервалов отдыха между отдельными упражнениями. Соотношения этих показателей в тренировочных нагрузках определяют величину и направленность воздействия на организм спортсмена.

    Характер упражнений. По характеру воздействия все упражне­ния могут быть подразделены на три основные группы; глобаль­ного, регионального и локального воздействия. К упражнениям глобального воздействия относятся те, при выполнении которых в работе участвует 2/3 общего объема мышц, регионального от 1/3 до 2/3, локального - до 1/3 всех мышц (В.М.Зациорский, 1970).

    С помощью упражнений глобального воздействия решается большинство задач спортивной тренировки, начиная от повыше­ния функциональных возможностей отдельных систем и кончая достижением оптимальной координации двигательной и вегета­тивных функций в условиях соревновательной деятельности.

    Диапазон использования упражнений регионального и локаль­ного воздействия значительно уже. Однако, применяя эти упраж­нения, в ряде случаев можно добиться сдвигов в функциональ­ном состоянии организма, которых нельзя достичь с помощью упражнений глобального воздействия.

    Интенсивность нагрузки в значительной мере определяет ве­личину и направленность воздействия тренировочных упражне­ний на организм спортсмена. Изменяя интенсивность работы. можно способствовать преимущественной мобилизации тех или иных поставщиков энергии, в различной мере интенсифициро­вать деятельность функциональных систем, активно влиять на формирование основных параметров спортивной техники.

    Интенсивность работы тесно взаимосвязана с развиваемой мощ­ностью при выполнении упражнений, со скоростью передвиже­ния в видах спорта циклического характера, плотностью проведе­ния тактико-технических действий в спортивных играх, поедин­ков и схваток в единоборствах.

    В разных видах спорта проявляется следующая зависимость - увеличение объема действий в единицу времени, или скорости передвижения, как правило, связано с непропорциональным воз­растанием требований к энергетическим системам, несущим приемущественную нагрузку при выполнении этих действий. Объем работы. В процессе спортивной тренировки используют упражнения различной продолжительности - от нескольких секунд до 2-3 и более часов. Это определяется в каждом конкретном случае спецификой вида спорта, задачами, которые решают отдельные упражнения или их комплекс.

    Для повышения алактатных анаэробных возможностей наиболее приемлемыми являются кратковременные нагрузки (5-10 с), предельной интенсивностью. Значительные паузы (до 2-5 мин), /позволяют обеспечить восстановление. К полному исчерпанию алактатных анаэробных источников во время нагрузки, а следова­тельно, и к повышению их резерва приводит работа максималь­ной интенсивности в течение 60-90 с, т.е. такая работа, которая является высокоэффективной для совершенствования процесса гликолиза. Учитывая, что максимум образования молочной кислоты в мышцах обычно отмечается через 40-50 с, а работа преимуще­ственно за счет гликолиза обычно продолжается в течение 60-90 с, именно нагрузки такой продолжительности используются при повышении гликолитических возможностей. Паузы отдыха не должны быть продолжительными, чтобы величина лактата существен­но не снижалась. Это будет способствовать совершенствованию мощности гликолитического процесса и увеличению его емкости.

    Продолжительная нагрузка аэробного характера приводит к интенсивному вовлечению жиров в обменные процессы, и они становятся главным источником энергии.

    Комплексное совершенствование различных составляющих аэробной производительности может быть обеспечено лишь при довольно продолжительных однократных нагрузках или при ­

    большом количестве кратковре­менных упражнений.

    Следует учитывать, что по мере выполнения дли­тельной работы различной интенсивности происходят

    столько количественные, сколько качественные изме­нения в деятельности раз­личных органов и систем.

    Соотношение интенсив­ности нагрузки (темп дви­жений, скорость или мощ­ность их выполнения, вре­мя преодоления тренировочных отрезков и дистан­ций, плотность выполне­ния упражнений в едини­цу времени, величина отягощений, преодолеваемых в процессе воспитания силовых ка­честв и т.п.) и объема работы (выраженного в часах, в кило­метрах, числом тренировочных занятий, соревновательных стар­-

    тов, игр, схваток, комби­наций, элементов, прыжков и т.д.) изменяется в зави­симости от уровня ква­лификации, подготовлен­ности и функционального состояния спортсмена, его индивидуальных особен­ностей, характера взаимо­действия двигательной и вегетативной функций. На­пример, одна и та же по объему и интенсивности работа вызывает различ­ную реакцию у спортсме­нов разной квалификации (рис. 36).

    Более того, предельная (большая) нагрузка, пред­полагающая, естественно, различные объемы и интен­сивность работы, но приво­дящая к отказу от ее выпол­нения, вызывает у них раз­личную внутреннюю реак­цию. Проявляется это, как правило, в том, что у спортсменов высо­кого класса при более выраженной реакции на предельную нагруз­ку восстановительные процессы протекают интенсивнее (рис. 37).

    Продолжительность и характер интервалов отдыха. Продолжитель­ность интервалов отдыха является тем фактором, который наряду с интенсивностью работы определяет ее преимущественную на­правленность.

    Длительность интервалов отдыха необходимо планировать в зависимости от задач и используемого метода тренировки. Напри­мер, в интервальной тренировке, направленной на преимуще­ственное повышение аэробной производительности, следует ори­ентироваться на интервалы отдыха, при которых ЧСС снижается до 120-130 уд./мин. Это позволяет вызвать в деятельности систем кровообращения и дыхания сдвиги, которые в наибольшей мере способствуют повышению функциональных возможностей мыш­цы сердца.

    При планировании длительности отдыха между повторениями упражнения или разными упражнениями в рамкаходного занятия следует различать тритипа интервалов.

    1. Полные (ординарные) интервалы, гарантирующие к моменту очередного повторения практически такое восстановление рабо­тоспособности, которое было до его предыдущего выполнения, что дает возможность повторить работу без дополнительного на­пряжения функций.

    2. Напряженные (неполные) интервалы, при которых очередная нагрузка попадает на состояние некоторого недовосстановлсния работоспособности.

    3. «Минимакс»-интервал. Этот наименьший интервал отдыха между упражнениями, после которого наблюдается повышенная работоспособность (суперкомпенсация), наступающая при опре­деленных условиях в силу закономерностей восстановительного процесса.

    При воспитании силы, быстроты и ловкости повторные на­грузки сочетаются обычно с полными и «минимакс»-интервалами. При воспитании выносливости используются все типы интер­валов отдыха.

    По характеру поведения спортсмена отдых между отдельными упражнениями может быть активным и пассивным. При пассив­ном отдыхе спортсмен не выполняет никакой работы, при актив­ном - заполняет паузы дополнительной деятельностью. Эффект активного отдыха зависит прежде всего от характера утомления: он не обнаруживается при легкой предшествующей работе и по­степенно возрастает с увеличением ее интенсивности. Малоин­тенсивная работа в паузах оказывает тем большее положительное воздействие, чем выше была интенсивность предшествующих уп­ражнений.

    По сравнению с интервалами отдыха между упражнениями интервалы отдыха между занятиями более существенно влияют на процессы восстановления, долговременной адаптации орга­низма к тренировочным нагрузкам.

    3 октября

    Редакция: Максим Белов

    Оформление: Cornu Ammonis

    Для спортивной физиологии представляет особый интерес изучение биомеханических и иных аспектов физической деятельности человека. Повышенное внимание уделяется исследованиям работы систем энергообеспечения при различных уровнях тренировочной и соревновательной нагрузки.

    Непрерывное выполнение двигательной работы обеспечивается функционированием и взаимодействием различных энергетических систем. Основной источник энергии для работы мышечной ткани (а также других тканей, органов и систем организма человека) это АТФ. Для осуществления нормальной деятельности мышце необходимо поддерживать концентрацию АТФ в диапазоне от 0,4‒0,5 до 0,25% от массы мышцы.

    Рисунок 1 | Строение АТФ

    Запасов АТФ в мышечном волокне при работе с максимальной и околомаксимальной эффективностью хватает на 1‒2 сек. Для поддержания необходимого стабильного уровня концентрации АТФ существуют механизмы (или системы) её восполнения (или ресинтеза).

    Различают аэробный механизм, где образование молекулы АТФ происходит в присутствии кислорода, и анаэробный, который работает в бескислородных условиях. Анаэробный ресинтез АТФ может быть гликолитическим (основные субстраты это глюкоза или гликоген), креатинфосфатным (используется креатинфосфат) и миокиназным (взаимодействие двух молекул АДФ). Каждый из путей восполнения АТФ имеет свои принципы и особенности, которые проявляются под разными видами нагрузок.

    Рисунок 2 | Схема энергетического обмена мышц

    Нагрузка показывает воздействие двигательных упражнений на организм человека и величину реакции его функциональных систем. По показателю интенсивности нагрузок рассматриваются 5 зон, которые имеют чётко обозначенные границы и критерии.

    Зоны интенсивности тренировочных нагрузок:

    1. Аэробная восстановительная,
    2. Аэробная развивающая,
    3. Аэробно-анаэробная смешанная,
    4. Анаэробно-гликолитическая,
    5. Анаэробно-алактатная.

    При рассмотрении более подробно каждой из зон интенсивности ниже будут приведены сравнительные данные по разным параметрам — биохимическим, физиологическим, а также даны общие методологические рекомендации. Стоит отметить, что количественные величины некоторых функциональных показателей усреднены для тренированных атлетов, обладающих высокой степенью физического развития.

    Цифры подобных параметров у нетренированных людей, а также у атлетов разного возраста и пола могут варьироваться. Однако, в данной статье внимание уделяется сопоставлению переменных между разными зонами, а не между разными группами спортсменов.

    ААэробная восстановительная зона (аэробная компенсаторная зона)

    Энергообеспечение полностью аэробное. Выполнение работы обеспечивается медленными мышечными волокнами (ММВ). ММВ имеют длительную аэробную выносливость и обладают способностью полностью окислять лактат (соль молочной кислоты), поэтому он не накапливается в тканях и крови. ЧСС до 145 ударов в минуту. Уровень солей молочной кислоты (лактата) в крови на уровне покоя и не более 2‒2,5 ммоль/литр. Потребление кислорода — 40‒70 % МПК. Основные субстраты-жиры (более 50%), гликоген мышц, глюкоза крови.

    Тренировки носят восстановительный и подготовительный (разминочный) характер. Также в данной зоне даются нагрузки для развития координации и гибкости. Время работы от нескольких минут до нескольких часов. Интенсивность умеренная.

    ААэробная развивающая зона (зона аэробного порога)

    Ресинтез АТФ происходит преимущественно за счёт аэробного окисления. Также в небольшой доле присутствует компонент гликолитического энергообеспечения. Двигательная активность ведётся в большей степени ММВ, однако при приближении интенсивности к верхней границе зоны к ним присоединяются быстрые мышечные волокна (БМВ типа А). БМВ типа А имеют меньшую, чем ММВ способность к переработке лактата, поэтому его уровень медленно поднимается.

    В пределах данной зоны находится так называемый аэробный порог (АП), обозначающий уровень нагрузки, при котором начинают включаться и активно функционировать процессы гликолиза, изменяя в большую сторону содержание в тканях и крови солей молочной кислоты.

    ЧСС 160‒175 уд/мин. Лактат крови возрастает до 4,5 ммоль/литр. Потребление кислорода 60‒90 % МПК. Основными субстратами становятся углеводы — гликоген и глюкоза, жиры вовлекаются менее активно.

    Тренировки в этой зоне развивают специальную выносливость, также возможна работа на координацию и гибкость. Метод тренировок — непрерывный (в том числе циклический). Стимулируется развитие кардиореспираторной системы. Время выполнения также от нескольких минут для интервального подхода к тренировке до нескольких часов при непрерывном методе. Интенсивность умеренная. Степень интенсивности меняется в зависимости от метода.

    Применяется в подготовке для спортивных игр и бега на марафонские дистанции. При длительном выполнении упражнений в этой зоне за счёт выделения тепла при окислительных реакциях увеличивается температура тела, что предъявляет требования к развитию систем терморегуляции.

    ААэробно-анаэробная (смешанная) зона

    Способ обеспечения энергией — совместный аэробно-анаэробный. Помимо аэробного окисления, которое поставляет основное количество АТФ, активизируется гликолиз. Выполнение двигательных задач происходит за счёт совместной работы ММВ и БМВ типа А, и в меньшей степени БМВ типа Б. БМВ типа Б подключаются к работе около верхней границы зоны, где потребление кислорода примерно соответствует МПК.

    Так как БВМ типа Б не способны окислять лактат, то его концентрация в мышцах и, как следствие, в крови повышается, что приводит к интенсификации лёгочной вентиляции и формированию кислородного долга. На данном этапе выполнения упражнения наступает порог анаэробного обмена (ПАНО), обозначающий переход обеспечения энергией на преимущественно анаэробные реакции.

    ЧСС ДО 180‒185 уд/мин. Лактат в крови до 10 ммоль/литр, потребление кислорода — 80‒100 % МПК. Субстрат — преимущественно гликоген и глюкоза. В результате тренировок в этой зоне развивается специальная и силовая выносливость в смешанных режимах.

    Это актуально для развития комплексных форм выносливости для различных видов спорта — игровых и прикладных. Систематические тренировочные занятия в данной зоне способны также по современным представлениям менять соотношение БМВ типа А и типа Б в мышечной системе тренирующегося. Это происходит за счёт механизмов биохимической (изменение ферментной базы) и нейральной адаптации.

    Таблица 1 | Аэробно-анаэробный переход

    Методы тренировок — непрерывные циклические (разной интенсивности) и интервальные. В зависимости от продолжительности выполнения одного упражнения в данной зоне могут наступать изменения как в количестве миофибрилл (при продолжительной работе “до отказа”), так и в массе митохондрии (в случае работы до лёгкого утомления).

    Время выполнения упражнений в зависимости от направленности тренировочного процесса определяется двумя подгруппами этой зоны: аэробно-анаэробная смешанная зона подтип 1 — от 10 минут до получаса (на окислительных и смешанных типах энергообеспечения) и аэробно-анаэробная зона подтип 2 — от 30 минут до двух часов (в основном окислительный ресинтез).

    ААнаэробно-гликолитическая зона (лактатная зона)

    Ресинтез АТФ происходит комбинированно с помощью аэробного окисления и при участии гликолитических механизмов, которые увеличивают свой вклад вплоть до 60% от общего объёма используемой энергии. Вовлекаются все типы мышечных волокон, что обуславливает дальнейший подъём уровня лактата в тканях и крови, что усугубляет кислородный долг.

    ЧСС до 180‒200 уд/мин. Лактат в крови до 20 ммоль/литр. Потребление кислорода снижается с 100 до 80% МПК. В качестве субстрата используется гликоген. Тренировочная деятельность в таком режиме воспитывает специальную выносливость анаэробно-гликолитического происхождения. Методы занятий — интенсивные и высокоинтенсивные интервальные упражнения.

    Может активизировать гиперплазию миофибрилл в БМВ, а при выполнении этих упражнений до лёгкого утомления может стимулировать рост массы митохондрий также в БМВ. При продолжительном тренировочном процессе с использованием упражнений в этой зоне также происходят процессы перераспределения типов БМВ. Общее время работы в этой зоне у тренированных спортсменов не превышает 10‒15 мин. Интенсивность околомаксимальная.

    ААнаэробно-алактатная зона (спринт зона, или алактатная)

    Энергия обеспечивается креатинфосфатным механизмом ресинтеза. Гликолитическое окисление может активизироваться после 10 сек, что приводит к накоплению лактата.

    Физическая активность обеспечивается за счёт всех типов мышечных волокон. Показатель ЧСС вследствие короткого времени работы организма в данном режиме является неинформативным, как и значение уровня концентрации лактата в крови. Однако, на протяжении нескольких минут после прекращения работы уровень лактата увеличивается и составляет максимально 5‒8 ммоль/л. Потребление кислорода значительно падает.

    Тренировки в данной зоне направлены на развитие скоростных, скоростно-силовых качеств и воспитание максимальных силовых показателей. При систематических занятиях в этой зоне стимулируется рост миофибрилл в БМВ, что может приводить к повышению количества БМВ типа Б в процентном соотношении к остальным типам мышечных волокон. Общее время тренировочной активности суммарно не превышает 120‒150 секунд. Мощность (интенсивность или скорость) выполнения упражнений- максимальная.

    В основном объёме тренировочного процесса в большинстве зон эффективности разные принципы энергообеспечения работают параллельно, и для достижения необходимых задач по развитию конкретных качеств и свойств организма спортсмена необходимо учитывать комбинированный и комплексный характер функционирования систем организма.

    Большое значение в планировании соотношения интенсивности нагрузок в тренировочном процессе от микро до макро циклов имеет грамотная система отбора атлетов применительно к выбранному виду спорта и физической активности с учётом генетически обусловленных факторов.

    Теория и методика подтягиваний (части 1-3) Кожуркин А. Н.

    3.2 Параметры нагрузки. 3.2.1 Объём нагрузки.

    3.2 Параметры нагрузки.

    3.2.1 Объём нагрузки.

    Под объёмом тренировочной нагрузки в общем случае понимается произведение мощности выполняемой работы на длительность её выполнения. Другими словами, объём нагрузки – это количество работы с определённой мощностью в течение заданного времени. Когда мощность работы спортсмена (например, темп выполнения подтягиваний) постоянна, то объём работы пропорционален длительности её выполнения. Если же темп выполнения подтягиваний изменяется в ходе выполнения нагрузки, то объём тренировочной работы (той же длительности) будет тем больше, чем больше величина темпа подтягиваний. Именно поэтому оценке объёма нагрузки при подтягивании на перекладине нужно учитывать не только количество подтягиваний, произведённых в течение определённого периода (подхода, серии, тренировочного занятия и т.д.), но и длительность подтягиваний. Понятно, что 300 подтягиваний, выполненные в течение двух часов в виде 15 подходов по 20 раз и те же 300 подтягиваний, выполненные за 6 подходов по 50 раз – это по величине физиологических сдвигов далеко не одно и то же.

    3.2.2 Интенсивность нагрузки.

    Интенсивность нагрузки – это сила воздействия физической работы на организм человека в данный момент, её напряжённость и степень концентрации объёма нагрузки во времени . Как «степень концентрации объёма нагрузки во времени» интенсивность характеризует внешнюю сторону нагрузки, как «силу воздействия физической работы на организм человека в данный момент» интенсивность отражает степень изменения функциональных систем организма непосредственно во время выполнения нагрузки, а когда говорят об интенсивности как о «напряжённости», учитывают степень воздействия нагрузки на организм человека не только во время её выполнения, но и в период восстановления.

    В некоторых циклических видах спорта, например, в беге или гребле, требуется преодолеть определённую дистанцию (т.е. совершить определённую работу) за минимально возможное время. В такой ситуации интенсивность передвижения на тренировке принято выражать в процентах по отношению к соревновательной скорости на той дистанции, к которой производится подготовка. В отличие от бега, при подтягивании на перекладине спортсмену требуется подтянуться не определённое количество раз за минимально возможное время, а максимальное количество раз за ограниченное время.

    В качестве меры интенсивности для динамической работы проще всего было бы использовать темп выполнения подтягиваний, который пропорционален как мощности механической работы, так и мощности процессов энергообеспечения этой работы. Так и нужно делать, когда спортсмен на тренировке в каждом подходе подтягивается одинаковое количество раз, но в разном темпе. А вот в ситуации, когда темп выполнения подтягиваний на тренировке совпадает с темпом выполнения подтягиваний на соревнованиях, интенсивность подтягиваний в тренировочном подходе целесообразно выражать в процентах от максимально возможного их количества (т.е. в процентах от соревновательного результата).

    Так, если спортсмен на соревнованиях подтянулся 50 раз (интенсивность подхода равна 100%), а на тренировке в таком же темпе он выполнил 40 подтягиваний, интенсивность тренировочного подхода составит 40/50*100%=80%.

    Результат при выполнении подтягиваний зависит от слаженной работы мышц, выполняющих подъём/опускание туловища в динамическом режиме и мышц, осуществляющих фиксацию хвата и укрепление суставов в статическом режиме. Статическая работа по удержанию хвата, к сожалению, не имеет механического эквивалента, аналогичного темпу подтягиваний при динамической работе, поэтому под интенсивностью статической работы следует понимать относительную мощность (т.е. мощность, выраженную в % от максимальной) метаболических процессов, обеспечивающих статическое сокращение мышц при выполнении подтягиваний. Правда, следует заметить, что получить значение метаболической мощности при статическом сокращении мышц весьма непросто, так как для этого потребуется проводить специальный эксперимент с использованием оборудования для определения величин потребления кислорода в единицу времени при различных углах сгибания рук. Тем не менее, если величины метаболической мощности статического напряжения мышц всё же станут известны, то и объём статической работы (вернее физиологическую стоимость статической работы) будет нетрудно рассчитать. Так, для виса в ИП величина работы при статическом напряжении мышц будет равна просто произведению метаболической мощности энергообеспечения на длительность виса.

    Приблизительно интенсивность статических усилий при выполнении тренировочного подхода в привычном темпе можно оценить по отношению времени выполнения подтягиваний к максимальному времени выполнения подтягиваний, производимых в том же темпе до отказа.

    Из книги Думай! Бодибилдинг без стероидов! автора МакРоберт Стюарт

    7. Изменение нагрузки Запомните, культурист должен циклически менять нагрузку на тренировках. В циклическом изменении нагрузки – ключ к результативности длительных занятий бодибилдингом. Конечно, для развития впечатляющей мускулатуры необходимы очень напряженные

    Из книги Анти-МакРоберт: Думай! по-русски. Как тренироваться по циклам автора Фалеев Алексей Валентинович

    Увеличение нагрузки Один из главных принципов тренинга, сформулированных в этой книге, заключается в медленном увеличении нагрузки. Этот принцип так важен, что ему стоило бы посвятить отдельную книгу. Если же вы наращиваете веса слишком быстро, вам грозит множество

    Из книги Основы гиревого спорта: обучение двигательным действиям и методы тренировки автора Тихонов Владимир Федорович

    Постепенное наращивание нагрузки. Измеряй микрометром. Отмечай мелом. Отрубай топором. Самое странное в книге МакРоберта, то, что иногда он заявляет совершенно правильные принципы эффективного тренинга, но совершенно не верно их раскрывает. Это проявляется во многих

    Из книги Теория и методика подтягиваний (части 1-3) автора Кожуркин А. Н.

    Из книги Минимум жира, максимум мышц! автора Лис Макс

    3.2.3 Длительность выполнения нагрузки Предельная длительность нагрузки зависит от мощности выполняемой работы (темпа подтягиваний). Чем больше темп подтягиваний, тем меньше время его поддержания. При этом максимальное количество подтягиваний спортсмену удаётся

    Из книги Библия велосипедиста автора Фрил Джо

    3.2.4 Величина нагрузки. Понятие "величина нагрузки" неоднозначно и многогранно. Тренировочные нагрузки могут подразделяться по величине в зависимости от степени вызываемого утомления, от характера и величины адаптационных сдвигов, а в подтягивании кроме того величину

    Из книги Выбираю бег! автора Мильнер Евгений Григорьевич

    5.1 Направленность нагрузки. Для развития физических качеств применяют различные по характеру и величине тренировочные нагрузки. В связи с этим для каждой нагрузки можно определить её преимущественную направленность, т.е. выделить те двигательные способности или их

    Из книги автора

    6.2 Преимущественная направленность тренировочной нагрузки. После того, как мы рассмотрели факторы, влияющие на уровень развития статической силовой выносливости, нужно выяснить, существует ли такое упражнение, которое позволит развивать все недостающие способности

    Из книги автора

    6.4.2 Выбор исходной нагрузки Допустим, что на соревнованиях спортсмен подтянулся 25 раз за 2 минуты. Понятно, что с таким результатом он не сможет выполнять подтягивания на тренировке в течение 2-2,5 минут на протяжении нескольких подходов. Попробуем снизить темп выполнения

    Из книги автора

    6.4.3 Целевые параметры нагрузки. После задания исходной нагрузки в виде выполнения подтягиваний в темпе 1 раз в 10 секунд при условии работы до отказа в течение не менее 2 минут, нам нужно определиться с целевыми параметрами нагрузки. Поскольку тренировочный процесс

    Из книги автора

    7.10.2 Параметры исходной нагрузки. Объём нагрузки в серии. Практически важно перед началом тренировочного процесса не ошибиться с выбором исходного уровня нагрузки для одной тренировочной серии. Если общее количество подтягиваний в серии выбирается примерно равным

    Из книги автора

    Из книги автора

    Из книги автора

    Из книги автора

    Из книги автора

    Нагрузки, которые мы выбираем Величина нагрузки в оздоровительном беге складывается из двух компонентов - объёма и интенсивности.Объём нагрузки измеряется количеством пробегаемых километров за одно занятие, за неделю, месяц тренировок.До каких пор можно увеличивать

    | править код ] - это мышечная работа, совершенная атлетом за тренировку, недельный, месячный, полугодовой и годовой циклы. Основными параметрами тренировочной нагрузки являются:

    • объем физической нагрузки - например, атлет выполняет приседания с весом 80 кг по 10 раз в 5 подходах . Объем нагрузки в одном подходе составит: 80кгХ10=800 кг. Нужно иметь в виду, что при укорочении амплитуды движения объем нагрузки пропорционально снижается.
    • интенсивность или рабочий вес
    • скорость или время выполнения

    Управление специфичностью тренирующего воздействия нагрузки - единственный путь к повышению эффективности системы тренировки спортсменов высокого класса (Верхошанский, 1988).

    Для того чтобы выбрать оптимальный вариант тренировочной нагрузки, которая соответствовала бы данному этапу тренировки, необходимо предварительно оценить ее эффективность. При оценке следует исходить из характеристик, определяющих, преимущественно, качественную и количественную меру воздействия тренировочной нагрузки на организм спортсмена, таких, как ее содержание, объем, интенсивность и организация.

    Фиксация объема нагрузки заключается, прежде всего, в систематическом и длительном нарушении гомеостаза организма, стимулирующем мобилизацию его энергетических ресурсов и пластического резерва. Функция объема может быть правильно определена в том случае, если принимается во внимание величина нагрузки, ее продолжительность и интенсивность (Верхошанский, 1988).

    Интенсивность тренировочной нагрузки (по Верхошанскому,1985) - это критерий силы ее воздействия на организм или мера напряжения тренировочной работы. Интенсивность регулируется величиной (силой) тренирующего потенциала используемых средств, частотой их применения, интервалами отдыха между повторными нагрузками. Повышение интенсивности тренировочной нагрузки допускается на определенных этапах подготовки и только после предварительной подготовки на основе объемной низкоинтенсивной нагрузки.

    В систему организации тренировочной нагрузки входит соотношение средств общей, специальной и технической подготовок в строгом согласовании со временем этапа подготовки.

    В теории и методике спорта термин “тренировочная нагрузка” - это обычно количественная мера выполняемой тренировочной работы. Принято различать понятия: внешняя, внутренняя и психологическая нагрузка (Матвеев, 1999; Озолин, 1980; Туманян, 1984 и др.). Виру (1981) выделяет 5 видов нагрузок: чрезмерно большие (околопредельные); поддерживающие (недостаточные для обеспечения дальнейшего роста, но достаточные, чтобы избежать обратного развития тренированности); восстанавливающие (недостаточные для поддержания надлежащего уровня, но ускоряющие восстановление); малые , не оказывающие заметного физиологического эффекта. В дальнейшем возникла необходимость расширить представления о внешней и внутренней нагрузке. Были введены такие понятия, как тренирующий потенциал (ТП) нагрузки и ее тренирующий эффект (ТЭ).

    Тренирующий потенциал нагрузки включает присутствие в ее составе не только соответствующих, но и превышающих соревновательные условия по значениям максимума усилия, времени его развития и мощности метаболических процессов, обеспечивающих работоспособность спортсменов (Верхошанский, 1988).

    В целом это сводится к линейному представлению и суммированию тренировочных воздействий:

    срочный ТЭ -> отставленный ТЭ -> кумулятивный ТЭ.

    Срочный тренировочный эффект - это текущая форма реакции организма на физическую нагрузку; отставленный тренировочный эффект - это изменение состояния организма, наблюдаемое после тренировочного занятия; кумулятивный тренировочный эффект - результат последовательного суммирования организмом всех ТЭ, создаваемых в ходе тренировочного процесса.

    Результаты воздействия нагрузки выражаются в ее суммарном тренировочном эффекте, оцениваемом, прежде всего, по величине изменений состояния спортсмена.

    В своих исследованиях Ю. В. Верхошанский (1985), например, выделяет качественные аспекты ТЭ. По его данным, кумуляция как феномен обобщения организмом следов тренирующих воздействий не является простым суммированием и далеко выходит за его рамки. Выделены “частный ТЭ” - результат воздействия нагрузки одной преимущественной направленности или одного средства и “кумулятивный ТЭ” - результат обобщения организмом воздействий нагрузок различной преимущественной направленности, применяемых одновременно или последовательно.

    Очевидно, что эффект подготовки спортсмена во многом зависит от правильной организации тренировочного процесса, где нужно четко представлять, какой ТЭ следует ожидать в каждом конкретном случае и что надо предпринять для его достижения. В практических целях тренирующий эффект оценивают по двум критериям - временному (срочный и отставленный) и качественному (частный и кумулятивный).

    Классификация ТЭ может быть более детальной. Физиологическая природа ТЭ настолько сложна, а формы проявления столь многообразны, что его исчерпывающая характеристика возможна только на основе знаний особенностей ТЭ, его содержания и организации в учебнотренировочном процессе. Кумуляция может быть одномоментной (реакция организма на одно тренировочное задание), накопительной (реакция организма на тренировочные воздействия различной направленности на длительных этапах подготовки), и наконец, положительной или отрицательной. Под влиянием физической нагрузки в организме происходят изменения. Спортивная тренировка фактически является средством изменения условий существования организма, призванным добиться в нем определенных адаптационных изменений. Физиологический смысл адаптации организма к внешним и внутренним воздействиям заключается в поддержании гомеостаза и соответственно жизнеспособности организма практически в любых условиях, на которые он в состоянии адекватно реагировать (Павлов, 1999).

    Количественные и качественные ответы организма на изменения среды зависят, прежде всего, от его исходного состояния, силы и специфических качеств изменения среды (воздействия).

    Исходное состояние спортсмена обусловлено, с одной стороны, его генетическим потенциалом, с другой - реализацией данного потенциала в зависимости от предшествующих условий его жизнедеятельности (включающих, в том числе, и направленность применявшихся ранее тренировочных нагрузок).

    Оценивать исходное состояние следует не только в начале любого этапа подготовки, но и перед каждым тренировочным занятием и в течение него, для определения уровня и направленности изменений, происходящих в процессе тренировки, и дальнейшего планирования и коррекции учебно-тренировочного процесса.

    Одной из задач является выбор формы построения учебно-тренировочного занятия по организационному признаку. Распространенной формой построения тренировки является комплексная, предусматривающая одновременное и параллельное решение целого ряда тренировочных задач и использование нагрузок преимущественной направленности. Комплексная форма, в зависимости от задач и этапа подготовки, имеет свои положительные и отрицательные стороны. Так, объемные комплексные нагрузки, предусматривающие одновременное совершенствование спортивной техники и специальной физической подготовленности, могут привести к общему функциональному утомлению. Но если вышеуказанные объемы работ будут иметь какое-то преобладающее влияние, то этого можно избежать. В условиях повышенных объемов и интенсивности нагрузок трудно дифференцировать их влияние на специализированные ощущения. Выход, по мнению Ю. В. Верхошанского (1977), следует искать в “...рациональном использовании нагрузок какой-то одной тренирующей направленности как в отдельном занятии, так и на этапе той или иной направленности”.

    В практике подготовки спортсменов высокой квалификации была разработана особая форма сосредоточения объема нагрузок - концентрация ее на определенных этапах подготовки.

    Принципиальная новизна этого приема заключается в создании массированного тренирующего воздействия на организм спортсмена с помощью высокого объема однонаправленных нагрузок в течение ограниченного во времени (до 2 мес) этапа. На основе концепции подготовки сборной команды Украины к Играм Олимпиад разрабатывается программа, частью которой является совершенствование и развитие скоростно-силовых качеств мышц, участвующих в ударных движениях боксеров, на общеподготовительном этапе подготовительного периода. Речь идет о концентрированных однонаправленных нагрузках (здесь и далее мы будем ссылаться на опыт подготовки сборной команды Украины к Играм Олимпиад 1996-2008 гг.).

    Важнейшим условием при использовании концентрированных нагрузок является относительно невысокая интенсивность средств, поскольку частое их применение уже само по себе ведет к интенсификации тренировочного процесса. Практически концентрированной может считаться нагрузка, если ее объем в месяце, в котором она сосредоточена, составляет 23-25 % общегодового (Верхошанский, 1977). Прием концентрированной нагрузки целесообразен, прежде всего, для повышения уровня СФП, и для этого могут применяться нагрузки любой преимущественной направленности, однако особое значение имеет концентрация специализированных силовых нагрузок. Прием концентрированной силовой нагрузки имеет и недостатки. Он приводит к временному, но устойчивому снижению скоростно-силовых показателей, что негативно влияет на специальную работоспособность спортсмена и осложняет решение задач, связанных с совершенствованием технического мастерства и скорости движения. По данным Филимонова (1989), установлено негативное влияние объемных силовых нагрузок на скорость удара боксеров. Поэтому концентрированной нагрузкой следует пользоваться осторожно и, в основном, на “дальних” по срокам этапах подготовки к соревнованиям. Основная идея данного метода рассчитана на долговременный отставленный тренировочный эффект (ДОТЭ). Эффект ДОТЭ был разработан группой ученых во главе с Ю. В. Верхошанским. Ниже мы приводим основные особенности долговременной адаптации тренировки спортсменов высших разрядов.

    К основным положениям эффекта ДОТЭ следует отнести (Верхошанский, 1985):

    • основное условие получения эффекта ДОТЭ - концентрированная, т. е. сосредоточенная на ограниченном по времени этапе объемная силовая нагрузка, обеспечивающая возможность углубленного однонаправленного тренирующего воздействия на организм спортсмена;
    • формирование ДОТЭ включает две фазы: в первой - создаются условия для его возникновения, во второй - происходит его реализация;
    • чем сильнее (в оптимальных пределах) снижены скоростно-силовые показатели на этапе концентрации силовой нагрузки, тем выше их последующий подъем в фазе реализации;
    • применяемые средства в тренировке не должны быть интенсивными;
    • реализации ДОТЭ концентрированной силовой нагрузки способствует умеренная по объему общеразвивающая работа, сочетающаяся с работой специального характера;
    • длительность проявления ДОТЭ определяется объемом и продолжительностью применения концентрированной силовой нагрузки. В принципе, устойчивое проявление ДОТЭ равно по продолжительности этапу силовой работы. В реальных условиях тренировки спортсменов высокой квалификации указанная тенденция наблюдается при продолжительности этапа силовой подготовки от 4 нед и более (до 12);
    • в период реализации ДОТЭ спортсмены легко переносят интенсивные нагрузки, но негативно реагируют на объемную работу. Интенсивная и кратковременная силовая работа может использоваться в небольшом объеме как средство, тонизирующее нервно-мышечную систему при подготовке к соревнованиям, а также для поддержания достигнутого уровня скоростно-силовой подготовки.

    Под объёмом тренировочной нагрузки понимается произведение мощности выполняемой работы на длительность её выполнения. Другими словами, объём нагрузки - это количество работы с определённой мощностью в течение заданного времени. Когда мощность работы спортсмена (например, темп выполнения подтягиваний) постоянна, то объём работы пропорционален длительности её выполнения. Если же темп выполнения подтягиваний изменяется в ходе выполнения нагрузки, то объём тренировочной работы (той же длительности) будет тем больше, чем больше величина темпа подтягиваний. Именно поэтому оценке объёма нагрузки при подтягивании на перекладине нужно учитывать не только количество подтягиваний, произведённых в течение определённого периода (подхода, серии, тренировочного занятия и т. д.), но и длительность подтягиваний.

    У людей, занимающихся физической культурой, повышение уровня физической подготовленности сходно (если одинаковы общие энергетические расходы) при двух режимах тренировки - большой продолжительности с низкой интенсивностью и небольшой продолжительности с высокой интенсивностью. При одинаковой общей энергетической стоимости (равном расходе энергии) результат тренировок мало зависит от применяемых видов циклических упражнений (бега, ходьбы, плавания и т. д.). Повышение МПК, в частности, прямо связано с интенсивностью, частотой и длительностью тренировочных нагрузок, т. е., с их общим объемом, и колеблется при разных режимах в среднем от 5 до 25%.

    Также известно, что между объемом тренировочной нагрузки и тренировочным эффектом нет линейной связи. Например, занятия с общим объемом 2 ч в неделю могут вызывать увеличение МПК на 0,4 л/мин. Удвоение общего объема нагрузки до 4 ч в неделю вызывает повышение МПК не вдвое (до 0,8 л/мин), а лишь до 0,5- 0,6 л/мин.

    Максимальная степень мощности. В этой зоне продолжительность работы достигает всего лишь от 20 до 25 секунд. В эту категорию попадают такие виды спорта как: бег на 100 и 200 метров; плавание на 50 метров; велогонка на 200 метров с хода, эти физические упражнения делаются при рекордном исполнении.

    Зона максимальной мощности: в её пределах может выполняться работа, требующая предельно быстрых движений. Ни при какой другой работе не освобождается столько энергии, сколько при работе с максимальной мощностью. Кислородный запас в единицу времени самый большой, потребление организмом кислорода незначительно. Работа мышц совершается почти полностью за счёт без кислородного (анаэробного) распада веществ. Практически весь кислородный запрос организма удовлетворяется уже после работы, то есть запрос во время работы почти равен кислородному долгу. Дыхание незначительно: на протяжении тех 10 - 20 секунд, в течение которых совершается работа спортсмен либо не дышит, либо делает несколько коротких вдохов. Зато после финиша его дыхание ещё долго усиленно, в это время погашается кислородный долг. Из-за кратковременности работы кровообращение не успевает усилиться, частота сердечных сокращений значительно возрастает к концу работы. Однако минутный объём крови увеличивается ненамного, потому что не успевает вырасти систолический объём сердца.

    Максимальная степень мощности. Эта степень немного ниже максимальной, и поэтому продолжительность работы при таких нагрузках может быть от 25 секунд до 3-5 минут. Сюда попадают:

    • - бег на 400, 800, 100, 1500 метров;
    • - плавание на 100, 200, 400 метров;
    • - бег на коньках на 500, 1500, 300 метров;
    • - велогонки на 300, 1000, 2000, 3000, 4000 метров.

    Зона максимальной мощности: в мышцах протекают не только анаэробные процессы, но и процессы аэробного окисления, доля которых увеличивается к концу работы из-за постепенного усиления кровообращения. Интенсивность дыхания также всё время возрастает до самого конца работы. Процессы аэробного окисления хотя и возрастают на протяжении работы, всё же отстают от процессов без кислородного распада. Всё время прогрессирует кислородная задолженность. Кислородный долг к концу работы больше, чем при максимальной мощности. В крови происходят большие химические сдвиги.

    К концу работы в зоне максимальной мощности резко усиливается дыхание и кровообращение, возникает большой кислородный долг и выраженные сдвиги в кислотно-щелочном и водно-солевом равновесии крови. Это может вызвать повышение температуры крови на 1 - 2 градуса, что может повлиять на состояние нервных центров.

    Большая степень мощности. Продолжительность работы достигает от 3-5 минут до 30 минут. Этой степени соответствуют:

    • - бег на 2, 3, 5, 10 километров; плавание на 800, 1500 метров;
    • - бег на коньках на 5, 10 километров;

    Зона большой мощности: интенсивность дыхания и кровообращения успевает уже в первые минуты работы возрасти до очень больших величин, которые сохраняются до конца работы. Возможности аэробного окисления более высоки, однако они всё же отстают от анаэробных процессов. Сравнительно большой уровень потребления кислорода несколько отстаёт от кислородного запроса организма, поэтому накопление кислородного долга всё же происходит. К концу работы он будет значителен. Значительны и сдвиги в химизме крови и мочи.

    Умеренная степень мощности. Продолжительность работы достигает свыше 30 минут. Физические упражнения, которые соответствуют этой степени мощности это:

    • - бег на 15 километров и более;
    • - спортивная ходьба на 10 километров и более;
    • - бег на лыжах на 10 километров и более;
    • - велогонки на 100 километров и более.

    Зона умеренной мощности: это сверхдлинные дистанции. Работа умеренной мощности характеризуется устойчивым состоянием, с чем связано усиление дыхания и кровообращения пропорционально интенсивности работы и отсутствие накопления продуктов анаэробного распада. При многочасовой работе наблюдается значительный общий расход энергии, что уменьшает углеводные ресурсы организма.

    В результате повторных нагрузок определённой мощности на тренировочных занятиях организм адаптируется к соответствующей работе благодаря совершенствованию физиологических и биохимических процессов, особенностей функционирования систем организма. Повышается КПД при выполнении работы определенной мощности, повышается тренированность, растут спортивные результаты.

    Отсюда ясно проявляется закономерность: чем больше нагрузка, чем больше степень мощности, затрачиваемой на выполнение данных физических упражнений, тем меньше по продолжительности (минуты, секунды) и по количеству (например в метрах) спортсмен может работать на данном уровне нагрузок.

    Например, если при беге трусцой спортсмен пробегает километры и может держать темп очень долго, то на спринтерских дистанциях пробегаются всего лишь сотни метров и за меньшие промежутки времени.

    Или, например если штангист может небольшой вес держать минутами/десятками минут, то большие нагрузки буквально 2-5 секунд.

    Определение степени усталость учеников по визуальным признакам приведено в таблице 2.

    Таблица 2. - Определение степени усталость учеников по визуальным признакам:

    Признаки

    Степень нагрузки - степень усталости

    Изменение цветовых оттенков кожи

    Покраснение

    Значительное покраснение

    Побагровение, синюшность губ, бледность

    Потоотделение

    Небольшое

    Значительное, выше пояса

    Значительное, ниже пояса

    Учащенное ритмичное

    Очень быстрое, иногда ртом

    Очень быстрое, неритмичное, ртом

    Движения

    Правильные

    Небольшие нарушения

    Некоординированные

    Общее самочувствие

    Ничего не беспокоит

    Усталость, боль в ногах, одышка, тахикардия

    Усталость, головная боль, тошнота, головокружение

    Интенсивность нагрузки.

    Интенсивность нагрузки - это сила воздействия физической работы на организм человека в данный момент, её напряжённость и степень концентрации объёма нагрузки во времени.

    Интенсивность отражает степень изменения функциональных систем организма непосредственно во время выполнения нагрузки, а когда говорят об интенсивности как о «напряжённости», учитывают степень воздействия нагрузки на организм человека не только во время её выполнения, но и в период восстановления. В некоторых циклических видах спорта, например, в беге или гребле, требуется преодолеть определённую дистанцию за минимально возможное время.

    В такой ситуации интенсивность передвижения на тренировке принято выражать в процентах по отношению к соревновательной скорости на той дистанции, к которой производится подготовка. В отличие от бега, при подтягивании на перекладине спортсмену требуется подтянуться не определённое количество раз за минимально возможное время, а максимальное количество раз за ограниченное время.

    Чрезмерная по интенсивности нагрузка может вызвать в организме явление перенапряжения. В связи с этим возникает необходимость определить оптимальный уровень интенсивности занятий для каждого, кто занимается самостоятельно. Для этого необходимо определить исходный уровень функционального состояния организма перед началом занятий, а затем в процессе занятий контролировать изменение показателей. Есть основания считать, что параметры объёма и интенсивности суммарной нагрузки в совокупности упражнений соотносятся друг с другом приблизительно так же, как и в отдельном упражнении, т. е., обратно пропорционально: чем больше суммарный объём нагрузки в рамках данного занятия, тем меньше в принципе может быть её общая интенсивность нагрузки в занятии, тем меньше её суммарный объём.

    tattooe.ru - Журнал современной молодежи