Конкурсная программа на День птиц в начальной школе. Сценарий. Сценарии праздника "день птиц" Сценарий день птиц в школе

Сценарий праздника «День птиц» в начальной школе.

Составила: Ерёмина Т.В., учитель начальных классов,

МБОУ «Лицей-интернат №1» г. Владимира

Цель: расширить и закрепить знания учащихся о птицах, о значении в жизни человека и в природе, воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям.

Оборудование : плакаты и рисунки на тему: «Птицы - наши друзья!», выставка «Виды корма для птиц», журавлики, выполненные в технике оригами, аудиозаписи с пением птиц и песнями про птиц.

1 ученик.

Весна шагает по дворам

В лучах тепла и света!

Сегодня праздник!

Праздник птиц!

И нам приятно это!

2 ученик.

От синего моря, из тёплого края,

Под солнцем, под звёздами, в темноте,

Упрямо летела птичья стая,

Домой, быстрее, в свой край, к себе!

А здесь уж от солнца смеясь и играя,

Струится горячих лучей волна,

И мы, конечно же, понимаем –

По всем приметам – пришла весна!

Ведущий.

Здравствуйте, ребята! Ежегодно по всей стране в марте празднуется «День птиц». Тысячи детей готовят к этому празднику кормушки и развешивают их для привлечения птиц.

Птицы украшают землю, их весёлая, звонкая песня, яркая окраска оживляет природу, вселяет в нас бодрость и радость.

3 ученик.

Стихотворение «Жаворонок»

На солнце тёмный лес зардел

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

Поёт, на солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.

(В. Жуковский)

4 ученик.

А вы знаете, ребята, что День птиц празднуется уже более 100 лет?

5 ученик.

По некоторым данным день Птиц впервые был проведён как массовый детский праздник в США в 1894 году.

6 ученик.

В России День Птиц стал проводиться с 1927 года, и в первом празднике приняло участие 65тысяч человек.

7 ученик.

А моя бабушка рассказывала, что именно в России зародилась традиция привлечения птиц. Люди делали гнездовья и всегда старались встретить птиц новой постройкой.

Ведущий.

Польза птиц в природе огромна. И они дороги нам, как незаменимые помощники человека в борьбе за урожай, верные союзники в истреблении вредителей сельхозугодий и лесного хозяйства. Ведь нашим садам полям, лесам, огородам наносят огромный вред грызуны и насекомые.

Мышь . (выбегает)

Мы, мыши, съедаем до четверти всего урожая; обгрызаем молодые деревья в лесу, а зимой – кору плодовых деревьев в саду, переносим возбудителей различных заболеваний.

Насекомое. (выбегает)

Мы, насекомые едим всякие растения, портим зерно, уничтожаем овощи в огородах, фрукты в садах.

Ведущий.

Да, ребята, без птиц – не было бы урожая.

Сова.(выбегает, нападает на мышь)

Я, Сова, съедаю за ночь 7-8 мышей. Только одна моя семья уничтожает за год 10 тысяч мышей и этим спасаем 20 тонн отборного зерна и тысячи деревьев.

Несекомое убегает, сова забирает с собой мышь.

Синица. (выбегает)

Я, Синица. Круглый год – зимой и летом отыскиваю на деревьях вредных насекомых, их личинки и яйца и уничтожаю их.

Ведущий.

Да, это правда, ребята! Пара синиц за гнездовой период может уничтожить вредителей на 40 яблонях. Одна синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама. Эти птицы поедают гусениц, жуков, тлю, очищая тем самым и всю окружающую территорию. К своему гнезду они прилетают с кормом около 400 раз.

Друзья, синицам очень трудно зимой, когда деревья покрыты снегом, и они не могут отыскать насекомых. И чтобы они не умерли от голода, тут на помощь приходите вы, ребята, и ваши птичьи «столовые».

Стихотворение «Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть одна нужна.

Горсть одна, и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть

Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть,

И для них тепло.

Разве можно забывать?

Улететь могли,

А остались заодно

Зимовать с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну!

Ведущий.

Большую пользу сельскому и лесному хозяйству приносят и скворцы. Скворцы поедают огромное число гусениц, майских жуков, бабочек и других вредных насекомых.

Мы ждём вас, товарищи скворцы, прилетайте скорее!

Ведущий.

Ещё птицы, друзья, сыграли большую роль в науке. Ещё в древности, видя полёт птиц, человек мечтал о своём полёте в воздухе и первые летательные аппараты были подражанием полёта птицы.

Велика роль птиц и в воспитании прекрасного. Можете ли вы представить весну без пения соловья? Кто из вас не слышал песни жаворонка?

(Слушаем пение птиц)

Ведущий.

А вот и ещё к нам гости пожаловали.

(Выбегают дятел, мухоловка – пеструшка и снегирь)

Дятел.

Я, ребята, всегда сам выдалбливаю в лесу отличное жилище. А после меня в нём живут разные мелкие птички.

Мухоловка-пеструшка.

А я, мухоловка-пеструшка, не имею такого крепкого клюва, как дятел. И поэтому нуждаюсь в жилище, сделанном вашими руками ребята. Я обязательно поселюсь в вашем домике, и обещаю вам за это каждый день ловить по 300 мух и комаров, чтобы они вас не кусали. Хоть я и маленькая, но аппетит у меня большой.

Снегирь.

Меня все знают, Снегиря! Всю зиму я прокормился в ваших краях рябиной и семенами сорных растений, а теперь улетаю к себе на север. Скоро и там будет весна. До будущего снега!

(Снегирь убегает)

До свидания, Снегирь! Прими от нас в подарок песню.

Исполнение песни С. Ранда «Летели лебеди, летели».

Ведущий.

Ну, что ж, дорогие ребята, пришла пора нам поиграть.

Первая игра на внимание . Я читаю стихотворение, вы, если слышите названия птиц – машете руками, если не птиц – топаете ногами.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи.

Прилетели птицы:

Голуби, куницы…

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и кукушки.

Комары и мушки…

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы-сплюшки.

Лебеди и утки –

Вот спасибо шутке!

Вторая игра. Ну, ребята, не зевайте, хором дружно отвечайте.

    Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад-вперёд по пашне вскачь.

А зовётся птица… (грач)

    Распустила хвост жар-птица,

Он горит и золотится.

Из заморских к нам долин

Этот хвост принёс… (павлин)

    На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат.

На носу повисла капля…

Узнаёте? Это… (цапля)

    Ночь, как смоль, черным черна.

Серой птице не до сна:

Меж кустов как тень скользит,

Караулит, кто не спит.

Вздрогнет спящая трава.

Это ухает… (сова)

    Я люблю непогоду,

Уважаю очень воду.

Я от грязи берегусь.

Чистоплотный, серый…. (гусь)

    То не радуга и не пламя!

Что за птица? Угадай!

Целый день болтает с нами

Разноцветный… (попугай)

    Трещала с самого утра:

«Пор-р-ра! Пор-р-ра!» А что пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит … (сорока)

    На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нём?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться –

Два могучие крыла

У хозяина… (орла)

А теперь третья игра «Птица – не птица».

Поганка – птица,

Выхухоль – млекопитающее,

Крохаль – птица,

Зимородок – птица,

Бабирусса – млекопитающее, семейство свиных.

Альбатрос – птица,

Амадина – птица,

Плодожорка – насекомое,

Бекас – птица,

Бокоплав – мелкое ракообразное,

Вальдшнеп – птица, семейства бекасиных,

Перелеска – травянистое растение,

Зяблик – птица,

Пеночка – птица,

Руконожка ай-ай – примат,

Свиристель – птица,

Овсянка – птица,

Венерина мухоловка – растение,

Совка – бабочка,

Летяга – белка,

Ткачик – птица,

Аистник – травянистое растение,

Цесарка – птица, семейства фазановых.

8 ученик.

Дорогие друзья! Лес без птиц и зверей наполовину мёртвый. Зимой он молчалив: в нём не услышать посвистов дроздов, иволги, звонкого щебетания зябликов, мухоловок, пеночек.

9 ученик.

Лес без птиц – больной лес. Поэтому мы должны любить и охранять птиц. Что нужно делать для привлечения птиц на гнездовья и увеличения их численности? Очень важно сохранить старые участки лесов, парков, все естественные и искусственные угодья, где обитают птицы.

10 ученик.

Необходимо создавать новые искусственные местообитания птиц (проводить посадку деревьев и кустарников). Надо изготавливать искусственные гнёзда (домики, дуплянки), обеспечить охрану птиц во время гнездования, исключить фактор беспокойства.

Вместе. Берегите птиц! Птицы наши верные друзья!

11ученик.

На восходе очень ярко солнышко встаёт.

При любой погоде птица запоёт,

Будет петь и в зной, и в слякоть, в холод и в жару,

Чтобы человек стремился к свету и добру.

Чтоб услышать птичий говор, трели соловья,

Постарайтесь птиц не трогать,

Чтоб светлей, была Земля!

Исполнение хором песни А. Пахмутовой «Просьба».

Ведущий.

Ребята, символом удачи и долгой жизни является японский журавлик, выполненный в технике оригами. Позднее этот журавлик ещё стал символом надежды на мир без войны. Мы дарим вам сегодня таких журавликов.

Спасибо всем за участие! Ждём вас на следующий год!

Выставка «Виды корма для птиц»

Экскурсия для учащихся начальной школы

Выставка рисунков «Птицы – наши друзья»

Внеклассное мероприятие «День птиц» Цели:1) Пробудить в детях интерес к русскому фольклору, народным традициям;2) Развивать познавательный интерес, творческие способности детей;3) Воспитывать уважение к народным обычаям.Праздник открывается песней «Воробей» 1. Воробей, мой воробьишко,Серый, юркий, словно мышка.Глазки – бисер, лапки врозь,Лапки боком, лапки вкось.Припев:Чик, чирик, чирик, чирик, чик.Чик, чирик, чирик, чирик.2. Прыгай, прыгай, я не трону,Видишь, хлебка накрошил.Двинь-ка клювом вбок ворону,Кто её сюда просил.3. Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка,Так, вот так, ещё чуть-чуть.Ветер сыплет снегом – злюкаИ на спинку и на грудь.Припев4. Подружись со мной, пичужка.Будем вместе в доме жить.Сядем рядышком под вьюшкой,Будем азбуку учить.Припев5. Ближе, ну ещё немножко,Ох, удрал, какой нахал.Съел все зёрна, съел все крошкиИ спасибо не сказал.Ведущий . – Добрый день, дорогие ребята, гости нашего праздника и родители! Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить традиции русского фольклора. Наша встреча посвящается весеннему празднику - Дню птиц!Чем дальше в будущее входим,Тем больше прошлым дорожим.И в старом красоту находим.Хоть новому принадлежим.Выходят два ведущих в национальных костюмах.1 вед. Очень часто за событиямиИ за сутолокой дней2 вед. Старины своей не помним,Забываем мы о ней.1 вед. По народному календарю первый месяц весны богат праздниками.2 вед. День сорока мучеников Севастийских на языке народа носит название «Сороки». На Сорок мучеников сорок сороков птиц весну принесут.1 вед. Иногда этот праздник ещё называют «Кулики», который отмечается 22 марта, в день весеннего равноденствия.2 вед. На Сороки зима кончается, весна начинается.1 вед. На Сороки день с ночью меряются.2 вед. В этот день, по мнению крестьян, прилетают из тёплых стран сорок птиц, и одними из первых – жаворонки.1 вед. Люди ждут своих пернатых друзей, устраивают им достойную встречу, готовясь к которой, накануне выпекают обрядовое печенье, которое называется по- разному: «кулики», «жаворонки».2 вед. Встречали весну шутками, прибаутками, песнями – веснянками, играми. А было всё примерно так. Сценка «Утро в крестьянском доме»Автор. Рано- ранёшенько вставала хозяйка дома в праздник и принималась, затопив печь, раскатывать тесто, напевая.Хозяйка. Ты запой, запой, жавороночек,Ты запой свою песнь, песню звонкую,Ты пропой – ка, пропой, пташка малая.Пташка малая ль, голосистая…Про житьё – бытьё, про нездешнее…Автор. Раскатывая тесто, приговаривала хозяйка заговорные слова.Хозяйка. По белому, по чистому, по зазнобчивому,Зорями крученомуКатись, бел – крутой, бел – золотой.Сын хозяйки. (просыпаясь) Мам, мам! А ты чего так рано встала?Хозяйка. Раным – рано нас куры будили, про весну – красну возвестили!Сын хозяйки. А какое сегодня число?Хозяйка. 22- е, соня – засоня. Сороки наступили.Уж солнце красное над полем встало,На горе всех в игры собрало:Жаворонков люди ждут,Что весну на Русь ведут.Вот тебе жаворонки! (даёт сыну)Чтобы пил водицу как птица, Чтобы хворобы не знал,Чтобы рос как трава по весне.А теперь – бегом весну встречать!Выбегают дети с « жаворонками» и кричат:
Жаворонки, прилетите,Студёну зиму унесите,Тёплу весну принесите.Зима нам надоела,Весь хлеб у нас поела!
Ой, вы, жавороночки, жавороночки!Ой, летите в поле, несите здоровья:Первое – коровье,Второе- овечье,Третье – человечье!Ведущий. – Эти коротенькие песенки называются веснянками. Весну закликали, величали, просили. Люди считали, что надо сначала позвать весенних птиц, а уж они и весну с собой на крыльях принесут. Позднее было сложено много стихотворений о птицах.
Рано, рано утром светлым,Опустившись на забор, И на крышу, и на ветви,Распевает птичий хор.
Как поют!.. Не счесть весёлыхРазнаряженных певцов:Галок, дятлов, мухоловок,Воробьёв, синиц, скворцов!
Кто- то тихо, кто- то громко…А мотив красив и прост.Отчего трещит сорока?Отчего распелся дрозд?
Эти песни не напрасны:Чик- чирик… Тилим… Тень- тень.Значит, будет день прекрасныйСолнечный, весенний день!Ведущий. - И как в старые, добрые времена мы сегодня поиграем. Узнаем, какие «птицы» прилетели на наш праздник. Я загадаю загадки, кто отгадывает, то получает название своей стайки. (Эмблемы команд или короны для участников)Оценивать участие команд будет жюри. 1. Птичка- невеличка ножки имеет, А ходить не умеет. Хочет сделать шажок- Получается прыжок. (Воробей)2. Чёрный, проворный Кричит «крак», Червякам враг. (Грач)3. Чернокрылый, красногрудый И зимой найдёт приют: Не боится он простуды- С первым снегом тут как тут! (Снегирь)4. Кто в беретке ярко- красной, В чёрной курточке атласной? На меня он не глядит, Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)5. Носит серенький жилет, Но у крыльев - черный цвет. Видишь, кружат двадцать пар И кричат: "Ка-а-ар! Ка-а-ар! Ка-а-ар!" (Ворона)6. Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка И полоска шарфика. (Синица)7. Спереди у птички шильце, Позади у птички вильце, Сама птичка мала, А за морем была. (Ласточка)8. Прилетел в резной дворец Серый в крапинку певец. (Скворец)
Ведущий. - Наши замечательные птичьи команды в сборе и мы начинаем конкурсную программу! 1. РАЗМИНКА Балл зарабатывает та команда, которая ответит первой.1. В каком месяце в России отмечают День птиц? (Апрель)2. Какая птица не сделала в своей жизни ни одного шага? (Воробей)3. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст, зимородок)4. Глядя на какую птицу, люди говорят: « Летает низко - к дождю»? (Ласточка)5. Какая птица подкладывает яйца в чужие гнёзда? (Кукушка)6. Кто из птиц умеет точно находить дорогу домой? (Голубь)7. У какой птицы мешок под клювом? (Пеликан)8. Какая хищная птица гнездится на скалах? (Орёл)9. Кто из птиц селится на крышах домов и, по преданию, приносит счастье? (Аист)10. Наряд какой птицы напоминает чёрный костюм с белой рубашкой? (Пингвин)11. Какая птица подражает человеческой речи? (Попугай)12. Какая птица является символом мудрости? (Сова)13. Кого называют «крылатыми крысами»? (Вороны)14. У кого ярче оперенье: у самца или самки? (У самца)15. Как зовут самку павлина? (Пава)16. Какая птичка самая маленькая? (Колибри)Ведущий. - Вы - просто молодцы! На Руси, ребята, о птицах были сложены и частушки. Их исполняли во время народных гуляний. Словно радуга живая, В ярких красках расцвела Огневая, вихревая Частушка русская слышна.1. Рыхлый снег на солнце тает, Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса Значит, к нам пришла весна.2. Ручейки бегут быстрее, Светит солнышко теплее. Воробей погоде рад: - Заглянул к нам месяц март.3. Мишка вылез из берлоги, Грязь и лужи на дороге, В небе жаворонка трель: - В гости к нам пришёл апрель.4. Сад примерил белый цвет, Соловей поёт сонет, В зелень наш оделся край Нас теплом встречает май.5. Новоселье у скворца Он ликует без конца. Чтоб у нас жил пересмешник, Смастерили мы скворечник.6. Здесь на ветке чей- то дом Ни дверей в нём, ни окон Но птенцам там жить тепло, Называется гнездо.7. Разноцветный, голосистый, Яркий, красочный, пятнистый. А как встанет по утру, Запоёт: «Кукареку!»8. Птички на деревья сели, Посчитай – ка: раз, два, три… На зимовку прилетели С красной грудкой снегири.9. Мы частушки вам пропели Хорошо ли, плохо ли. А теперь мы вас попросим Чтоб вы нам похлопали.Ведущий. – Следующий конкурс тоже птичий. 2. ПТИЧЬИ РЕБУСЫ сорока ворона иволга ласточкаворона синица дятел голубьласточка снегирь лебедь чайка
Ведущий.- Слово нашему жюри ! -Ребята, у каждой птички есть свой язык, своя речь. Давайте сейчас послушаем, как наши птички- участники команд, умеют щебетать. Я объявляю следующий конкурс! 3. СКОРОГОВОРКИ « СОРОКИ - ТАРАТОРКИ» Каждой команде 1 скороговорку, 1 участник от команды «тараторит»1. Дятел дуб долбил, да не додолбил.2. Три сороки- тараторки тараторили на горке.3. Сорок сорок съели сырок.4. Проворонила ворона воронёнка.5.Летят три пичужки через три пусты избушки.6. Варвара караулила цыплят, а ворона воровала.7. Хитроумную сороку поймать морока, а сорок сорок- сорок морок.8. Летит овсянка на овёс, а Иван овёс унёс.
Ведущий. - Молодцы, ребята! У вас получился настоящий птичий хор! А давайте с вами заглянем на лесную полянку! Сценка «На лесной поляне» 1 вед. В лесу есть дед Лесовик, хоть он ростом невелик Но он с птицами знаком, знает, где чей птичий дом!Ведущий. Вот, оказывается, кто в лесу птичий хозяин – дед Лесовик. Хорошо было бы, если сейчас дед Лесовик сам к нам в гости явился да про птиц рассказал.Дед Лесовик. Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки, кто это меня звал, кто по имени назвал?Ведущий. Добрый день, дедушка Лесовик, это мы тебя с ребятами звали. Расскажи нам о крылатых помощниках. О тех, которые прилетают из жарких стран заморских да начинают нашим растениям помогать, насекомых уничтожать.Дед Лесовик. Охотно. А как вы, ребята, помогали птицам зиму перезимовать? (ответы детей)Молодцы, ребята. Издавна люди лепили из глины зверушек и выставляли их за окошко – задабривали мороз. Чаще всего лепили звонкого певца петушка. Считалось, что весной петушок- самый главный!Утром песню запел – значит, солнышко взошло.Ой, ребята, я слышу кто – то разговаривает на лесной полянке, давайте посмотрим.Ворона . Карр – карр, хулиганы! Ох, и тяжко нам живётся, всех опасаться приходиться, особенно ребятишек. Как только увидят меня, так и норовят снежком попасть, того и гляди «искалечат».Синица. Брр, как в лесу прекрасно, солнечно, тепло! Здравствуйте, тётушка ворона. А я слышу, кто – то разговаривает. Дай, думаю, посмотрю. А тут вы.Ворона . Карр. Еле ноги унесла сейчас. Всё ещё отдышаться не могу. Хулиганы! Сидела на заборе, думала, чем бы поживиться, а ребята в меня снежками.Синица . (вздыхает) Да и нам, синицам, не легче живётся. Всё летаешь, смотришь, где бы какую крошку хлеба найти или кусочек сала. Иной раз голодной заснёшь. А вы знаете, тётушка Ворона, что из десяти синиц за зиму выживает только девять. Бедные мои синички!Птиц, ребята, не надо ловить!Ворона. Надо птиц всегда любить, Птичьих гнёзд не разорять, Зимою птицам помогать, Их жалеть, обогревать.
Ведущий: - У вас, ребята, было домашнее задание: подготовить рассказы о птицах. Мы переходим к следующему конкурсу. 4. ЗАГАДКИ- РИФМОВКИ 1. Я весь день ловлю жуков, Ем букашек, червяков, Зимовать не улетаю, Под карнизом обитаю. Прыг- скок! Не робей! Я - бывалый…(воробей )Сообщение о птице 2. Всех перелётных птиц черней, Он чистит пашню от червей. Целый день по пашне вскачь! А зовётся птица… (грач )Сообщение о птице 3.Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки… Да это… (снегири )Сообщение о птице 4. В лесу под щебет, звон и свист Стучит лесной телеграфист: «Здорово, дрозд- приятель!» И ставит подпись…(дятел )Сообщение о птице 5. На шесте дворец, Во дворце певец. А зовут его…(скворец )Сообщение о птице 6. Непоседа, невеличка,Жёлтая почти вся птичка.Любит сало и пшеничкуКто узнал её?...(синичка )Сообщение о птице 7. Краской- сероватая, повадкой- вороватая, Крикунья хрипловатая- известная персона. Кто она?... (ворона )Сообщение о птице 8. Прилетает к нам с теплом, Лепит домик над окном. Чёрненькая шапочка, Кто же это?... (ласточка) Сообщение о птице Ведущий. - Как много интересного мы узнали об этих птицах. Молодцы, ребята!А сейчас слово нашему жюри ! Оно подведёт итоги 2-х конкурсов.- Ребята, а сейчас самый трудный конкурс. 5. ЗНАТОКИ ПТИЦ Каждой команде предлагается прослушать и отгадать голоса птиц.1. воробей 5. жаворонок 9. петух 13. сова2. голубь 6. журавль 10. синица 14. соловей3. грач 7. кукушка 11. снегирь 15. сорока4. гусь 8. ласточка 12. чайка 16. уткаВедущий. - Слово нашему жюри . (Грамоты победителям)Итак, ребята, мы с вами узнали, что на Руси считалось, что весна не придёт сама - её обязательно нужно позвать. Зазывали весну закличками. Люди считали, что надо сначала позвать весенних птиц, а уж они и весну с собой принесут. Пташечки, ласточки, милые касаточки! Несите на крыльях Весну - красну, Гоните лютую зиму.
Скворушка, скворушка, звонкое горлышко! Мы давно тебя ждём. Прилетай к нам вешним днём!
Жаворонки- жавороночки! Прилетайте к нам из дальней стороночки! К нам ладушку- весну зовите, Стужу лютую гоните!Ребята исполнят песню «У дороги чибис»1. У дороги чибис, У дороги чибис,Он кричит, волнуется чудак:- А скажите, чьи вы?- А скажите, чьи вы?И зачем, зачем идёте вы сюда?2. Не кричи, крылатый,Не тревожься зря ты.Не войдём мы в твой зелёный сад.Видишь, мы – ребята,Мы – друзья пернатых,Мы твоих, твоих не тронем чибисят.3. Небо голубое,Луг шумит травою-Тут тропу любую выбирай!Это нам с тобою,Всем нам дорогое-Это наш родной, родной любимый край.4. И когда цветёт он,И когда цветёт он,Мы уходим в дальние пути.По степным широтам,Через речки бродомВсю страну, страну нам хочется пройти!Ведущий. - Чтобы задобрить весну, на Руси пекли «жаворонков» и угощали ими всех. Сегодня мы тоже соблюдаем эту традицию и для наших ребят – чаепитие с жаворонками.

Литвиненко Ольга Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ «Ташлинская средняя общеобразовательная школа», Оренбургская область Тюльганский район с. Ташла.
Описание материала : 1 апреля праздник «День птиц», поэтому данный материал может многим учителям пригодиться, а также сценарий предназначен для организации летнего отдыха детей в пришкольном лагере дневного пребывания и для внеклассных мероприятий в любое время года. Возрастная категория – учащиеся начальных классов. Разработка может быть полезна как учителям начальных классов, так и педагогам дополнительного образования, вожатым, воспитателям.
Цель: развитие интеллектуальной сферы учащихся.
Задачи:
расширить знания учащихся о многообразии пернатых, о народных приметах;
дать представление о разновидностях птиц, происхождении названий некоторых птиц;
прививать любовь и бережное отношение к родной природе;
расширять кругозор учащихся;
развивать смекалку, наблюдательность, быстроту реакции, глазомер, смелость;
воспитывать товарищескую взаимовыручку, терпимость, коллективизм.
Особенности формирования команд: количество команд зависит от количества детей (от 2 до 4 команд), в командах должно быть не более 10 человек (обязательно: мальчики и девочки разных возрастов); команда самостоятельно выбирает себе капитана, придумывает название по теме, рисует эмблемы.
Условия игры.
Каждый отряд получает свой маршрутный лист, в котором указан план путешествия по станциям, и оценочный лист. По маршрутному листу дети отправляются на свои станции. Прибыв на станцию, отряды выполняют задания, которые оцениваются в баллах.
По окончанию игры подводятся итоги, составляется сводная таблица путешествия по станциям.
Награждение на линейке победителей и участников.
Вступление.
- Давайте, ребята, отправимся с вами … за чудесами! Да, да, за чудесами!
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по полям за неведомой птицей,
Другое пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.
- А тема нашего путешествия спрятана в загадке:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это … (птица) .
- Да, сегодняшний день мы посвятим птицам. Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали их яркое оперение, их смелые, стремительные полеты, мелодичное пение. Наблюдая пернатых, люди расширяли свои знания. Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать зародились при взгляде на птиц.
Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в поле неподалеку от вашего дома, надо знать.
- Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся. (Звучит запись птичьих голосов.)
- Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.
«Синь-синь!» - посвистывает синица.
«Чи-чи! Чи-чи!» - вторит ей чиж.
«Гра-гра!» - представляется грач.
«Сквор-сквор!» - поют скворцы.
- А сейчас узнаем как образовались названия других птиц.
(Делают сообщения подготовленные учащиеся. Их рассказы сопровождаются иллюстрациями или презентацией.)
1.Имя зарянки подходит птичке, которая песней встречает утреннюю и вечернюю зори.
В чаще лесной у полянки
Рада вечерней поре.
Птичка лесная зарянка
Песню запела заре.
2.Сойка , или горихвостка . Эта птица названа так за свой хвост красного цвета, который все время подрагивает. Кажется, что он вспыхивает огоньком, сияет, поэтому сойку и назвали горихвосткой.
3.Зяблик . Почему называется так эта птица? Потому, что зябнет? Оказывается, зяблик совсем не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще на полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью в холодное, зябкое, как говорят в народе, время. За то, что эта птица прилетает и улетает в зябкое время, и назвали ее зябликом.
4.Название птицы клест произошло от старого русского слова «клестить», что значит «сжимать, сдавливать, стискивать». Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сдавлен, сжат.
5.Свиристель . В древние времена в русском языке существовало слово «свирест» со значением «свист», «визг». Название птицы свиристель и название музыкального инструмента свирель – родственные слова.
6.Удивительно происхождение слова «цапля» . Оно происходит от глагола «чапати», то есть медленно передвигаться, образовано от звукоподражательного «чап». Идти по болотистой местности быстро почти невозможно: ноги в грязи вязнут. А грязь под ногами как бы разговаривает: «Чап-чап! Чап-чап!». Отсюда и глагол «чапати». Но ведь птицу называют цапля, а не чапля? Дело в том, что в отдельных деревнях вместо звука [ч] произносят [ц]. В слове «цапля» звук [ц ] закрепился в языке и считается правильным литературным вариантом.
7.Почему снегирю дано такое имя? Потому что мы видим снегиря только в снежное время. С первым снегом прилетают к нам снегири, а весной, когда снег стает, улетают на север в родные края.

А сейчас послушайте интересные сведения из жизни птиц .
1) Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков, улиток.
2) Самая маленькая птичка наших хвойных лесов - королёк, уничтожает от 8 до 10 млн. мелких насекомых в год.
3) Кукушка за лето уничтожает 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков.
4) Семья ласточек - около миллиона насекомых.
5) Мухоловка за 2 месяца уничтожает не менее 50 тысяч мух.
6) Ушастая сова способна съесть за день 10 полёвок, а сова-сивуха съедает в год 1200 грызунов. Если учесть, что одна мышь в год съедает 2-3 килограмма зерна, а суслик - 16, то каждая сова спасает тонны хлеба.
7) Сарыч (ястреб) питается мышами и полёвками: за 50 дней съедает не менее 265 грызунов.
8) Жаворонки, овсянки, зеленушки, щеглы склёвывают семена и плоды сорняков, тем самым снижая засорённость полей.
- А теперь, дорогие ребята, разобьемся на команды. Каждая команда должна выбрать себе командира, придумать название команды и эмблему, связанные с темой. Получите маршрутный и оценочный листы. Итак в путь! Всем желаю удачи!

Станция 1. «Отыщите птиц»
Учащимся дается текст, который они должны сначала прочитать.
- В тексте затаилось восемь птиц, отыщите их названия.
Сколько слов найдет команда, столько и получит баллов.
Восемь птиц.
Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вошла, убрала в углу мусор. Ока залось тут удобное, вообще гол ое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, ка шей. Другая столовая – высоко, л учше для мелких птичек, а н ад ней – ветки дерева. Только надо прибегать к лест нице, иначе четка я подкормка не получится, кормушку не достать.
(Ответ: ворона, сорока, щегол, сойка, сокол, чекан, клест, чечетка. Правильные ответы выделены в тексте.)
Станция 2. «Узнайте птиц»
- А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку? Соедините стрелками признаки и названия птиц. Сколько правильных ответов, столько баллов получает команда.
На карточке:


Когда проверяются ответы, учитель делает небольшие сообщения о птицах, по возможности сопровождая рассказ картинками или фотографиями птиц.
Птица – рыболов (баклан).


Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 м и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке. Каждая птица съедает в день 700-800 г рыбы. Бакланы воруют рыбу из сетей, охотятся на нее вблизи берегов и в море, истребляют ее, когда она идет на нерест.
Птица – плотник (дятел).


Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых. Поэтому и говорят: «Заладил, как дятел».
Лесная кошка (иволга).


Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.
Птица – строитель (ласточка).


Самыми искусными строителями считают иволгу и ласточку. Гнезда ласточек – саланган или стрижей – саланган съедобны. Они построены из слюны. Из этих гнезд варят суп.
Птица – акробат (поползень).


Поползень лазает по деревьям. В поисках корма ловко передвигается по стволам и ветвям деревьев, зачастую вниз головой или даже вверх ногами.
Пернатый солист (соловей).


Недаром об этой птице говорят: «В лесном оркестре он первая скрипка – самая трепетная, самая звонкая». Среди полезных насекомоядных птиц соловьи занимают одно из первых мест, поскольку в большом количестве уничтожают насекомых – вредителей.
Ночной хищник (сова).


Совы глотают мышей целиком.
Легкомысленная мамаша (кукушка).


Своего гнезда не вьет, яйца другим подбрасывает. Хотя некоторые виды кукушек сами высиживают яйца.

Станция 3. «Птичьи разговоры».
Разгадайте птичьи разговоры (соедините стрелкой). Сколько правильных ответов, столько баллов получает команда.
На карточке:


(Ответ: гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки крякают, вороны каркают, ласточки щебечут, голуби воркуют, синицы пищат, совы ухают.)

Станция 4. «Корм для птиц».
- Птицы нуждаются в нашей помощи. Кто из вас подкармливает птиц зимой? А чем вы их кормите? (Выслушать ответы детей и дополнить рассказ.)
Для корма пригодны семена различных растений: конопли, подсолнечника, дыни, тыквы, арбуза, кабачков, одуванчика, чертополоха, конского щавеля, крапивы, лебеды.
Семена подсолнечника - лучший корм для снегирей, синиц, поползней, воробьев.
Просо и пшено любят чижи, щеглы, воробьи, свиристели, овсянки.
Арбузные и дынные семечки – корм для синиц, поползней, дятлов.
Веники лебеды, крапивы, репейника лучше воткнуть в снег у кормушек или подвесить рядом с ними. На этот корм слетятся чечетки, снегири, чижи, щеглы, синицы. Снегири охотно поедают семена конского щавеля, клена, ясеня, липы.
Ягоды рябины, бузины, черемухи очень любят снегири и свиристели.
Любят птицы сушеные яблоки, тертую морковь, сухих насекомых, высушенные грибы (особенно червивые).
А уж сухие хлебные крошки пшеничного хлеба всегда найдут своих любителей. А ржаные крошки для птиц не годятся, особенно в морозы. Они закисают в зобу у птицы, что может привести к ее гибели.
Синички кроме семян очень любят кусочки сырого несоленого сала.
Помните!Для птиц соль - яд!

Ваша задача за 5 минут перебрать семена для птиц (смешаны семена подсолнечника, рябины, арбузов, дыни, черемухи) . Оценивание проходит на усмотрение учителя от1 до 10 баллов, в зависимости сколько будет перебрано семян.

Станция 5. «Кто Я?»
Учащимся показываются иллюстрации или презентация с изображениями птиц (поползень, снегирь, зяблик, ласточка, дятел, сова, воробей, журавль, чечетка, синица, чиж, галка, сойка, цапля и др.). Задача ребят угадать название изображенной птицы. Сколько птиц угадано, столько баллов получает команда.

Станция 6. «Покормите птиц» (Спортзал).
Это соревнование проходит по подобию «Попади в цель». На расстоянии ставится ведро или корзина, необходимо попасть в нее маленьким мячом. Если попал, значит «накормил птиц». Каждому участнику дается 3 попытки. Считается одно попадание – один балл. В итоге суммируются все баллы набранные командой.

Станция 10. «Узнай птицу».
- По словесному описанию команда должна угадать, что это за птица. Сколько птиц отгадано, столько баллов и получают.
1. Посмотришь на эту небольшую, размером с воробья, птичку и подумаешь: ну что в ней особенного? Невзрачная, серенькая, только хвостик чуть рыжеват… А вечером или ночью приди сюда – и остановишься как вкопанный, услышав ее песню… Разливается она на все лады. (Соловей.)
2. Лазит по веткам, как попугай, и лапами цепляется, и клювом, хоть вниз хвостом повиснет, хоть вниз головой – ему все равно. Он занят одним: вылущивает из шишек семена. А для этого у него клюв особый: нижняя и верхняя половинки перекрещиваются на концах. (Клест.)
3. Уж ее-то ни с кем не спутаешь. Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку, поднимает шум, как кого-то увидит, дергает хвостом. Когда летит – машут ее белые с черным крылья, а когда сидит – белое брюхо светится. (Сорока.)
4. Слышишь ты его постоянно: скрипит на сырых лугах – скрип-скрип, скрип-скрип. Или дергает: дерг-дерг, дерг-дерг. И подпускает близко, у самых ног, бывает, скрипит и дергает. А не видно! Ты к нему, а он от тебя. И хоть бы листик дрогнул, хоть бы травинка качнулась. (Дергач.)
5. Посмотрите, какая красавица! А размером со скворца или чуть больше. Очень скрытная и осторожная птица. Селится высоко на деревьях, подойти к ней близко, чтобы рассмотреть, удается не каждому. Песня у нее красивая – звонкое короткое посвистывание. Но если увидит опасность, то кричит, как кошка, которой на лапу наступили. (Иволга.)
6. Эта птичка сумеет защитить свое потомство в случае опасности. Она вытягивает шею и шипит, как змея, так что у желающего познакомиться с ней поближе пропадает всякая охота. Кому хочется встретиться со змеей! (Вертишейка.)
7. Птица семейства вороновых отряда воробьиных. Оперение рыхлое, красновато-серое; хвост чёрный, на крыле голубое пятно с чёрными пёстринами, на голове хохол с чёрными пятнами. Полезна уничтожением насекомых; делает на зиму запасы желудей, чем способствует расселению дуба; вместе с тем вредит, разоряя гнёзда мелких птиц. (Сойка.)
8. Эта птичка обитает преимущественно в лесах. Зимой часто встречается у жилья. Полезна уничтожением насекомых в садах и лесах. Оперение густое, пушистое, жёлтая грудка. (Синица.)
9. Певчая птица. Весной и летом оперение взрослых чёрное, с ярким металлическим блеском. Осенью, после линьки, оно покрыто белыми крапинами – это светлые концы контурных перьев, которые к весне стираются, и крапины исчезают. Молодые чёрно-бурой окраски с более светлым горлом. Клюв жёлтый, острый и довольно длинный. Заметный для человека, прилёт этих птиц означает, особенно для жителей городов, наступление весны. (Скворец.)
10. Птица подотряда стрижей отряда длиннокрылых. Крылья длинные, узкие. Оперение тёмно-бурое или черноватое. Гнёзда этой птицы состоят из растительных материалов, склеенных слюной, или из одной затвердевшей слюны (так называемые ласточкины гнёзда); в Китае эти гнёзда люди употребляют в пищу.(Саланган.)
11. Птица из отряда воробьиных. Голова большая, клюв на вершине с крючком и зубцом перед вершиной, хвост длинный. Оперение рыхлое, чаще серых тонов в сочетании с белым и чёрным, реже с рыжим. Избегая сплошных лесов, селится в лесотундре, на опушках леса, на полянах, в степи или пустыне с зарослями кустарника или отдельными деревьями. Некоторые из них запасают пищу, накалывая добычу на сучки или колючки. (Сорокопут) .
12. Величиной со скворца, нарядная птица. Оперение розовато-серое. Горло и полоска от клюва к глазу чёрные, лоб красноватый. Крылья чёрные с широкими белыми и узкими жёлтыми полосками; на голове большой хохол; на конце хвоста поперечная жёлтая полоса. Распространена на севере лесной зоны от Кольского полуострова до Камчатки. Песня – нежное "свирири-свирири". (Свиристель) .
13. Известно, что самая большая из живущих на земле птиц - это африканский страус. Он достигает 2,5 метров в высоту, весит около 135 килограммов. Понятно, что такая птица не может летать из-за своего роста и массы. Но ведь есть же и среди летающих самая большая птица. Внимание! Вопрос!
Назовите одну из самых больших летающих птиц. (Альбатрос.)

Конкурс 11. «Магический квадрат».
На листе бумаги начерчена таблица с буквами. Задача учащихся: за определенное время (3-5 минут) найти и зачеркнуть названия птиц. А оставшиеся буквы подскажут, что еще за птица «спряталась» в магическом квадрате. За каждое найденное слово команда получает 1 балл, а за составленное из оставшихся букв слово – 5 баллов.


Ответ: кукушка, скворец, орел, цапля, грач, попугай, соловей, дятел, павлин, гусь.
В квадрате «спряталась» ласточка.

Конкурс 12. «Музыкальный».
Детям даются карточки с песнями (куплет или припев), но в них пропущены названия птиц. Задача ребят отгадать пропущенные слова, назвать из какой песни слова и исполнить песню. За отгаданные слова в одной песне команда получает 2 балла, за угаданное название песни – 1 балл, а за исполнение еще 3 балла.

У дороги … , у дороги … ,
Он кричит, волнуется, чудак:
"Ах, скажите, чьи вы, ах, скажите, чьи вы
И зачем, зачем идёте вы сюда?"... (Чибис. «У дороги чибис»)

Хоть и маленькая птичка,
Я … , я … ,
Ярки перышки на мне,
На головке, на спине.
Теньти-тень, теньти-тень, тень, цвинь.
Теньти-тень, теньти-тень,
Теньти-тень, тень, цвинь, тень. (Синичка. «Синичка».)

Жили у бабуси
Два весёлых … ,
Один - серый, другой - белый,
Два весёлых … . (Гуся. «Два веселых гуся».)

… заслыша голосок
Припомню я забытые свиданья
Три жердочки, берёзовый мосток
Над тихою речушкой без названья...(Малиновки. «Малиновка»)
… , … ,
не тревожьте солдат,
Пусть солдаты
немного поспят... (Соловьи. «Соловьи».)

А я хочу, а я хочу опять
По крышам бегать, … гонять,
Дразнить Наташку, дергать за косу,
На самокате мчаться по двору. (Голубей. «Детство»)

Мне кажется порою, что солдаты
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых … . (Журавлей. «Журавли».)

День искрится радостью,
Вдаль меня манит,
Надо мною радуга
Весело звенит,
У реки под ивою
Слышу... ,
Самая счастливая
В это утро я!
Самая счастливая
В это утро я!
Самая счастливая
В это утро я! (Соловья. «Выглянуло солнышко»)

Станция 13. «Загадочная».
- Отгадайте загадки.
Сколько загадок отгадано, столько баллов получает команда.

Всё стрекочет и вертится,
Ей на месте не сидится,
Длиннохвоста, белобока
Вороватая …
(Сорока)
На песочке у реки,
Словно снежные комки,
Что за птица, угадай-ка!
Догадаться просто-…
(Чайка)
Алый низ и чёрный хвост,
Воробья побольше рост,
Толстый клюв раздался вширь –
До чего красив…
(Снегирь)
Хрипло птенчики кричат,
Клювы их в гнезде торчат,
Скрыла их густая крона,
Проживает здесь …
(Ворона)
Ночью в рощах и лесах
Уханье наводит страх,
Страшен дикий крик и силен,
Так кричит огромный…
(Филин)
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
(Грач)
Щиплет за пятки -
Беги без оглядки.
(Гусь)
Не царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами.
(Петух)
Явился в желтой шубке -
Прощайте, две скорлупки!
(Цыпленок)
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает.
(Воробей)
Слышен дальний грустный зов,
Повторение двух слогов.
Лес берёзовый, опушка,
На сучке сидит …
(Кукушка)
Синих крылышек красу
Разглядеть нельзя в лесу,
По сучкам порхает бойко
С резким хриплым криком…
(Сойка)
С ледоходом прилетает,
Чёрным хвостиком мотает,
Чёрный с белым хвостик узкий
У изящной…
(Трясогузки)
На репье он очень ловко
Треплет цепкие головки,
Сыплет семечки на пол
Птичка бойкая…
(Щегол)
Воздух режут без усилья,
Как серпы кривые крылья.
Промелькнёт – не разглядишь,
Так летает только…
(Стриж)
Тает снег, летят грачи,
Всем глаза слепят лучи,
Что звенит, как будто склянка?
Песенку поёт… (Овсянка)

Станция 14. «Найди свою половинку».
(Можно провести в спортзале.)
Детям раздаются карточки со слогами (одному ребенку одна карточка). Задача детей составить названия птиц так, чтобы все карточки были использованы и построиться. Сколько слов составлено, столько баллов получает команда. Например, бе-кас, ще-гол, сой-ка, фи-лин, чай-ка и др.

Станция 15. «Наука о птицах».
- Рыб изучает наука ихтиология, собак – кинология, грибы – микология, а вот как называется наука, изучающая птиц, мы узнаем, выполнив следующее задание: ваши команды получат буквы из названия науки и столько же математических примеров, решив примеры, вы узнаете место расположения буквы в слове. За правильно отгаданное слово команда получает 5 баллов, а также за каждый правильно решенный пример еще по одному баллу.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
О Р Н И Т О Л О Г И Я

Внеклассное мероприятие ко Дню птиц для начальной школы. Сценарий

Конкурсная программа на День птиц для 2 класса

Конкурс «Разминка»

Ведущий. Команда, первой давшая правильный ответ, зарабатывает жетон.

Может и разбиться,

Может и свариться,

А захочет - в птицу

Может превратиться. (Яйцо.)

«Гуль-гуль-гуль», - мани к себе их,

Дай верна, воды налей.

Белых, сизых и кофейных

Ты увидишь... (голубей).

Пароход идет по Волге,

Над водой дымок повис,

И по всей речной дороге

За кормою - стая птиц.

Наблюдают пассажиры

Их стремительный полет.

Эти птицы окружили

Белоснежный пароход.

То над мачтой пролетают,

То садятся на волну...

Погоди, когда поймаю,

Подарю тебе одну. (Чайки.)

Как-то вышел я с ружьишком на охоту

И заметил: кто-то бродит по болоту.

Вижу: ноги - настоящие ходули! -

В воду темную болотную шагнули.

А потом, как эти птицы полетели,

Им во след и вы бы тоже поглядели.

Не сороки, не вороны, не синицы.

Вы не знаете, какие это птицы? (Журавли.)

Журавли ведь это были на болоте

Вот кого я нынче видел на охоте.

Эта птица не простая:

Днем его не встретишь ты,

Из дупла он вылетает

С наступленьем темноты.

Днем любой его обидит:

Он при свете плохо видит.

А во тьме пугает сам,

Пролетая по лесам.

Опоздавших замечает

У гнезда и у норы,

И глаза его сверкают

Как зеленые шары. (Филин.)

«Он умом богат», -

Это в шутку говорят.

А на самом деле он

Не особенно умен.

Тем лишь только и приметен,

Что окраской разноцветен,

Напускает важный вид,

Что услышит - повторит. (Попугай.)

Что за домик на березе

С круглой дырочкой в доске?

Есть такие и в колхозе,

Есть и в городе Москве.

Готовят дом для птицы-друга,

Когда летит она к нам с юга. (Скворец.)

В камышах она живет,

Дом у ней среди болот,

Там, где водятся лягушки.

Цап! - и нет одной квакушки. (Цапля.)

Не за морем птица эта -

Возле нас с тобой живет.

Дом потише выбирает

И гнездо на крыше вьет. (Аист.)

(Подведение итогов конкурса.)

Викторина

Поразмыслим не спеша, один вопрос - три ответа. Найди правильный!

(Поочередно помощники задают командам вопросы и зачитывают три варианта ответа. На обдумывание дается 20 секунд.)

1. Для чего дятел «барабанит»?

Клюв чистит;

- кому-то что-то сообщает;

Музыкой увлекается.

(Дятел не стучит по стволу, добывая корм, а именно барабанит. Рано весной с вершин сухих деревьев раздается раскатистая барабанная дробь. Это пестрый дятел наигрывает на сухом сучке, сообщая другим птицам, что это его территория, что он здесь хозяин. Этот сигнал служит приглашением и для самки: «Пожалуйста, прилетай, здесь будет наш дом, здесь мы выведем наших птенцов».)

2. Почему у дятла голова от стука не болит и мозг не повреждается?

Дятел имеет крохотный мозг;

- голова на амортизаторах;

Череп сверхкрепкий.

(Вы видели здоровенные дыры на деревьях? Это дятлы добывают себе пропитание. А громкий стук клюва о дерево слышали? И как это у него голова не болит от него? Сильно пальцем по дереву стукнуть - и то больно. А дятлу и не больно, и мозг у него в полном порядке. Потому что у птицы этой между клювом и черепом и между черепов и шейными позвонками амортизаторы стоят - пружинистая хрящевая ткань.)

3 Зачем страус голову в песок прячет?

От страха;

Разыскивает пищу.

4. Сколько перьев у птиц?

Более тысячи;

- более десяти тысяч.

(И все же орнитологи пересчитали и выяснили: у разных птиц и количество перьев разное. Больше всего перьев у лебедя - 25 тысяч, причем одна пятая их часть разместилась на голове и прекрасной «лебединой шее». У кряковой утки их 12 тысяч, а у голубя всего 2600.)

5. Какие птицы самые быстрокрылые?

Соколы и ястребы;

- ласточки и стрижи;

Утки и чайки.

(«Эх ты, ласточка-касатка быстрокрылая...» - поется в одной песне. И как правильно поется! Действительно, самыми быстрокрылыми среди птиц считаются ласточки и стрижи: скорость их полета может достигать 150 километров в час.)

6. Почему у журавля всегда рождается только один птенец?

Журавль откладывает всего одно яйцо;

- сильный птенец убивает слабого;

Птенец, вылупившийся первым, выбрасывает остальные яйца из гнезда.

(Журавли откладывают по два яйца, но птенец у них остается один. Вылупившиеся птенцы тут же начинают жестокую драку, пока один не убьет другого, а родители стоят рядом и спокойно наблюдают за этим действом.)

Какая птица является чемпионом по нырянию?

- пингвин.

(Чемпионами по глубоководному нырянию являются представители Арктики и Антарктики. Так, представительницу Арктики гагару ученые наблюдали из батискафа на глубине 80 метров. Королевский же пингвин - житель Антарктиды - ныряет до 200 метров.)

8. А кто из птиц лучший танцор?

- журавль.

(«Радостным журавлиным криком оглашаются болота. Впереди постройка гнезда, летние родительские заботы, а пока... танцы. Вышагивают, приседают друг перед другом, взмахивая крыльями. По- особому переступают тонкие ноги, по-особому взмахивают серые крылья, по-особому изгибаются стройные шеи. Это особый танец - танец весны». Так описал танцы журавлей Николай Иванович Сладкое. Лучше не опишешь, а лучше никто из птиц и не танцует.)

Конкурс «Живые синонимы»

Попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц. Итак, продолжите...

Задание 1 -й команде:

1. Могучий, как... (орел).

2. Вольный, как... (птица).

3. Мудрый, как... (ворон).

4. Вороватый, как... (сорока).

5. Важный или спокойный, как... (гусь).

6. Важный или надутый, как... (индюк).

7. Верность... (лебединая).

8. Любовь и нежность... (голубиная).

9. Ярко, вызывающе одетый, как... (павлин).

10. Длинноногий, как... (журавль).

11. Большеглазый, как... (филин).

12. Желторотый, как... (птенец, цыпленок).

Задание 2-й команде:

1. Взгляд хищный, как у... (ястреба).

2. Взгляд зоркий, как у... (сокола).

3. Нос с горбинкой, или... (орлиный).

4. Нос приплюснутый, или... (утиный).

5. Шея красивая, или... (лебединая).

6. Выступать величаво, как «пава» или... (павлин).

7. Плыть (идти плавно)... (лебедушкой).

8. Болтать или трещать, как... (сорока).

9. Щебетать, весело переговариваться, как... (воробей, птичка)-

10. Ворковать, как... (голубь).

11. Накаркать (накликать беду), как... (ворона).

12. Долбить (говорить одно и то же), как... (дятел).

Конкурс «Веришь не веришь»

А этот конкурс - для капитанов. Я буду задавать вам вопросы- вы же должны отвечать только «да» или «нет».

Вопросы капитану 1-й команды:

1. Верители вы, что кукушка кукует, не разевая рта (не открывая клюва)? (Да.)

2. Верители вы, что у куропатки есть специальное приспособление - щиток из перьев, которое называется седло? (Нет.)

3. Верите ли вы, что яйцо аиста самое крупное? (Нет.)

Вопросы капитану 2-й команды:

1. Верите ли вы, что самая маленькая в мире птица - это королек? (Нет.)

2. Верите ли вы, что у птиц память отсутствует? (Нет.)

3. Верите ли вы, что птицы путешествуют по своим особым законам? (Да.)

Конкурс «Узнай по портрету»

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что каждое живое существо имеет свое лицо, свой портрет? И что лица эти по-своему интересны, удивительны и даже красивы? Сегодня мы по портрету будем узнавать птиц.

(Задание - узнать птицу, изображенную на рисунке. Каждой команде предоставляется по 10 изображений птиц: кто больше назовет.)

Конкурс актерского мастерства

Капитаны тянут карточки с заданием - изобразить:

Пение кукушки (для одной команды);

Крик петуха (для другой команды). (Задание выполняет один игрок.)

Знаешь ли ты птиц?

По словесному описанию команды должны угадать, что это за птица.

1. Посмотришь на эту небольшую, размером с воробья, птичку и подумаешь: ну что в ней особенного? Невзрачная, серенькая, только хвостик чуть рыжеват... А вечером или ночью приди сюда - и остановишься как вкопанный, услышав ее песню... Разливается она на все лады. (Соловей.)

2. Лазит по веткам, как попугай, и лапами цепляется, и клювом, хоть вниз хвостом повиснет, хоть вниз головой - ему все равно. Он занят одним: вылущивает из шишек семена. А для этого у него клюв особый: нижняя и верхняя половинки перекрещиваются на концах. (Клест.)

3. Уж ее-то ни с кем не спутаешь. Вечно она трещит, скачет с ветки на веткУ, поднимает шум, как кого-то увидит, дергает хвостом. Когда летит - машут ее белые с черным крылья, а когда сидит - белое брюхо Метится. (Сорока.)

4. Слышишь ты его постоянно: скрипит на сырых лугах-скрип-скрип, скрип - скрип. Или дергает: дерг-дерг, дерг-дерг. И подпускает близко, у самых ног, бывает, скрипит и дергает. А не видно! Ты к нему, а он от тебя. И хоть бы листик дрогнул, хоть бы травинка качнулась. (Дергач.)

5. Посмотрите, какая красавица! А размером со скворца или чуть больше. Очень скрытная и осторожная птица. Селится высоко на деревьях, подойти к ней близко, чтобы рассмотреть, удается не каждому. Песня у нее красивая - звонкое короткое посвистывание. Но если увидит опасность, то кричит, как кошка, которой на лапу наступили. (Иволга.)

6. Эта птичка сумеет защитить свое потомство в случае опасности. Она вытягивает шею и шипит, как змея, так что у желающего познакомиться с ней поближе пропадает всякая охота. Кому хочется встретиться со змеей! (Вертишейка.)

Отгадай загадку

Команды получают по пять карточек, на которых записаны текстовые отрывки из известных загадок. Необходимо восстановить полный текст загадки и дать правильный ответ (то есть отгадать). Каждое задание оценивается по одному очку. Выигрывает та команда, которая наберет большее количество очков.

ТЕКСТ КАРТОЧЕК ДЛЯ 1-Й КОМАНДЫ

1) «...без топоренка...»

2) «Спереди шильце...»

3) «... во дворце - певец».

4) «... а со шпорами...»

5) «... за пахарем ходит...»

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ЗАГАДОК

1. Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо.)

2. Спереди шильце, сзади рыльце, на груди белое полотенце. (Ласточка.)

3. На шесте - дворец, во дворце - певец. (Скворец.)

4. Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит. (Петух.)

5. Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит. (Грач.)

ТЕКСТ КАРТОЧЕК ДЛЯ 2-Й КОМАНДЫ

1) «... сухим остался».

2) «Не дровосек...»

3) «В болоте плачет...»

4) «... ночью летает...»

5) «... пеньем знаменит».

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ЗАГАДОК

1. В воде купался - сухим остался. (Гусь.)

2. Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. (Дятел.)

3. В болоте плачет, а из болота не идет. (Кулик.)

4. Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова.)

5. Он серенький на вид, но пеньем знаменит. (Соловей.)

Самый зоркий

За три минуты найти и зачеркнуть названия птиц. Карточки с названиями птиц стоят на табло: кукушка, скворец, орел, цапля, грач, попугай, соловей, дятел, павлин, гусь. Оставшиеся буквы подскажут, что еще за птица «спряталась» в магическом квадрате. Кто первый справится, отдает свой квадрат жюри. (В квадрате «спряталась» ласточка.)

Подведение итогов

Награждение победителей и наиболее активных игроков (грамоты, призы с изображением птиц).

Ведущий. Наш урок хотелось бы закончить стихотворением «Просьба» Н. А. Заболоцкого.

Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится:

На траве кровавой вздрагивала птица.

Птицы, рыбы, звери в душу людям смотрят.

Вы их жалейте, люди! Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц - не небо,

А море без рыб - не море,

А земля без зверей - не земля.

Люди-исполины, люди-великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы.

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.

И должно быть сердце. Сердце человечье!

Люди-человеки, страны и народы,

Мы теперь навеки должники природы!

Надо с этим долгом как-то расплатиться,

Пусть расправит крылья раненая птица!

Цель: Формирование познавательного интереса учащихся и бережного

отношения к природе.

1. Закрепить в процессе практической деятельности теоретические знания, полученные на уроках биологии.

2. Развивать творческие способности учащихся.

3. Пропагандировать природоохранную деятельность.

Ход мероприятия

Ведущий: Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются высоко в горах, в полярной пустыне, в безводных песках, над безбрежными просторами океанов. Ученые подсчитали, что на земном шаре сейчас обитает примерно 100 млрд. особей диких птиц, что в 20 раз больше, чем людей. Трудно представить себе весну без скворцов, море без чаек, рощу без соловьев. Птицы - часть природы нашей Родины. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас радость и бодрость. Без птиц природа мертва. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Вот почему мы эту встречу посвящаем им, нашим пернатым друзьям. Пусть этот праздник откроет для каждого что - то новое и интересное, пусть крепче станет дружба между людьми и птицами!

Ребята, какую пользу приносят птицы людям?

( За сутки скворец может съесть столько гусениц, сколько весит и сам и от этого совсем не растолстеет, так как очень много тратит энергии на поиски пищи, построение гнезда и уход за птенцами.)

А вы знаете, что:

кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков.

грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей - вредителей растений.

семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.

ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, а сова сивуха съедает в год около 1200 грызунов.

Степной орёл очень много уничтожает сусликов и мышей. Подсчитано, что одна мышь съедает в год 2 - 3 кг зерна, а суслик - до 16 кг. Значит, каждая сова, орёл спасают тонны хлеба от грызунов.

Ведущий: Ребята, сегодня на наш праздник прилетели две стайки птиц: "Скворцы" и "Грачи". Им сегодня предстоит много испытаний, а вы, пожалуйста, их поддержите, и помогите им.

Судить состязания наших птиц будет жюри в составе трех человек. (Ведущий представляет членов жюри.)

Конкурс №1." Приветствие команд". ( Приветствия команды готовят заранее).

Конкурс №2. "Разминка перед полётом" Каждая команда должна молниеносно ответить на десять вопросов. За этот конкурс вы получите столько баллов, сколько дадите правильных ответов.

Вопросы 1 команде:

2. Птицы, размножающиеся зимой? (Клёст.)

3. Эту птицу называют болтушкой? (Сорока).

4. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла - 15 см.)

5. Когда температура тела воробья ниже - зимой или летом? (Одинакова.)

6. Эту птицу называют пернатой кошкой? (Сова).

7. Какой город носит название хищной птицы? (г. Орел).

8. Назовите птицу, которая умеет летать хвостом вперед, задним ходом и боком. (Колибри)

9. Какие птицы не высиживают яиц? (Кукушки.)

10. Какие птицы могут преследовать автомобиль? (Страусы)

Вопросы 2 команде:

2. У кого самый удивительный нос? (У клёста - крестом, у фламинго - бумерангом).

3. У какой птицы крылья покрыты не перьями, а чешуей? (Пингвин).

4. Эта птица самая маленькая в мире, может опылять растения? (Колибри).

5. Птица с абсолютно чёрным оперением? (Ворон).

7. Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел).

8. Какая птица не боится лютых морозов и выводит птенцов при температуре - 60-70 градусов? (Императорский пингвин).

9. Ползающие птицы? (Поползень).

10. Какая птица не садится ни на землю, ни на воду, ни на дерево? (Стриж).

Конкурс №3 "Третий лишний"

Перед командами списки названий птиц, отличающихся определенным признаком. Но одна птица в каждой группе не имеет этого признака и

поэтому является "лишней". Определите, кто лишний в группе, и объясните свой ответ. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1. Сова, кречет, коршун.

(Сова - ночной хищник, относится к отряду сов, а кречет и коршун - относятся к отряду дневных хищников).

2. Иволга, соловей, фазан.

(Иволга, соловей - певчие воробьиные птицы, фазан - представитель отряда куриных).

3. Пустельга, кобчик, неясыть.

(Пустельга, кобчик - соколки, относятся к отряду дневных хищников, неясыть - сова).

4. Глухарь, тетерев, скворец.

(Глухарь, тетерев - промысловые птицы отряда куриных, скворец - птица отряда воробьиных).

5. Филин, цапля, сплюшка.

(Филин, сплюшка - совы, цапля - представитель отряда голенастых).

6. Петух, индюк, воробей.

(Петух, индюк - домашние птицы из отряда куриных, воробей - дикая птица из отряда воробьиных).

Конкурс №4 "Танец маленьких лебедей"

Каждая команда исполняет танец маленьких лебедей из балета Чайковского "Лебединое озеро"

Конкурс №5 "Отгадай-ка" (загадки)

Сейчас вам будут загаданы интересные загадки. Команды будут отвечать по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.

1. В болоте плачет, а из болота не идёт (Кулик).

2. Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка)

3. И петь - не поёт, И летать - не летает.

4. За что же тогда Его птицей считают? (Страус)

5. Всю ночь летает - мышей добывает.

6. А станет светло - спать летит в дупло. (Сова)

7. Увези его в корзинке Из страны родной, В небе он найдёт тропинки, Что ведут домой. (Голубь)

8. Красногрудый, чернокрылый, Любит зернышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять. (Снегирь)

9. На одной ноге стоит, В воду пристально глядит.

10. Тюкнет клювом наугад - Ищет в речке лягушат. (Цапля)

11. На дереве сидела я

И сыр во рту держала,

А мимо дерева лиса

Близехонько бежала. (Ворона)

12. Дом построен над водой На тростинке молодой.

13. Тростинка чуть сгибается, Как люлька дом качается. (Синица - ремез).

14. Что за весенняя чёрная птица

Любит за плугом ходить и кормиться? Что за весенняя чёрная птица Прямо на трактор чуть не садится? (Грач)

Конкурс №6. "Что за птица"

Сложить из заданных букв название птиц. (Иволга, синица)

Конкурс №7. "Парикмахер"

С приходом весны все птицы стремятся быть красивыми. По два участника от команды создадут причёску под названием "Грачи прилетели" используя сухие ветки, ленты, заколки.

Конкурс №8. "Кто больше" (конкурс с болельщиками)

Болельщики одной команды называет птицу, а болельщики второй называет птицу на последнюю букву.

Конкурс №9 "Узнай меня". Вам нужно по описанию узнать птиц.

1. Ведут они ночной образ жизни: днём спят, а ночью охотятся на мышей, полёвок, лягушек, насекомых. У этих птиц острый слух и зрение, мягкое густое оперение. Летают совершенно бесшумно. За ночь одна птица вылавливает 12 - 15 мышей. Ни одна кошка не может соперничать в этом с ней! (сова)

2. Эта птица ловко передвигается по дереву, долбит кору и длинным языком (до 15 см) вытаскивает из-под неё вредных для дерева насекомых. Всевозможные насекомые и их личинки, которые копошатся в коре древесины, составляют пищу для неё. Эта птица прилежно разыскивает их в трещинках и бороздках коры. Она избавляет деревья от насекомых-короедов. Одна птица за день съедает до 750 - 900 короедов. Стучит эта птица в лесу, значит, будут уничтожены насекомые - вредители. (дятел)

3. Эту птицу можно увидеть зимой в парке, в саду, у кормушек в стайке синиц. Это маленькая короткохвостая птичка сразу привлекает внимание своей способностью быстро бегать по стволу дерева вниз головой. (поползень)

4. Очень красивая птица, которую можно встретить стайками. Красная маска около клюва, спина и пятна на груди черные, на крыльях широкая желтая полоса, грудь и брюшко белые. Питается семенами различных растений. (щегол)

Конкурс №10 "Музыкальная разминка". Первая команда покажет нам разминку цапель, а вторая разминку пингвинов.

Конкурс №12 "Знатоки пословиц"

1. Плоха та птица, (которой гнездо свое не мило).

2. Слово не воробей, (вылетит, не поймаешь).

3. Лучше синица в руках, (чем журавль в небе).

4. Гусь свинье (не товарищ).

5. Старого воробья (на мякине не проведешь).

6. На чужой сторонушке, (рад своей воронушке).

7. Ворон ворону, (глаз не выклюнет).

8. Всяк кулик, (свое болото хвалит).

9. Против сотни воробьёв довольно (одного ястреба ).

10. Лучше слушать одного соловья, чем (стаю воробьёв ).

Конкурс №13. Анаграммы. На большом листе написать анаграммы. Составить из двух слов одно новое - название птицы.

Корова + нож (жаворонок)

Вой + село (соловей)

Пена + лик (пеликан)

Кук + ли (кулик)

Ведущий. Наш праздник подошёл к завершению. Уважаемые члены жюри, подведите, пожалуйста, итоги.

(Зачитывается протокол, проводится награждение участников).

Ведущий: Птицы украшают землю. Их веселая, задорная, звонкая песня, яркая раскраска оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Ребята, а мы с вами должны беречь птиц и помогать им в трудный для них период. В завершение праздника хочется прочитать стихотворение.

"Покормите птиц зимой"

Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть одна нужна.

Горсть одна, и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть

Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть,

И для них тепло.

Разве можно забывать.

Улететь могли,

А остались заодно

Зимовать с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось нам встречать ВЕСНУ!

tattooe.ru - Журнал современной молодежи