Крест голгофа православный. Описание Крест нательный - "Голгофский крест. Молитва Кресту" (старообрядческий) - арт. КС109. Крест монограммный “трезубец”

Серебряный нательный крест с Голгофой и молитвой на лицевой стороне и растительным орнаментом на обороте выполнен в стиле русских крестов эпохи царствования Петра I. Подобные кресты, украшенные в средокрестии завитками и красными или металлическими бусинами, появились в России в конце XVII - начале XVIII века. Они соединили в себе два вида крестов: процветшего и «солнца». Завитки символически изображают одновременно солнце с лучами, ветвь с ягодами, обвивающую крест, и терновый венец с каплями крови. Это образ прославления Христа, Отрасли праведной (Иер. 23, 15), Венца правды (Тим. 4, 8), Венца славы (Петр. 5, 4), Солнца правды (Мал. 4, 2); а также Животворящего Креста Господня, о котором Церковь говорит, что «водруженный посреди Вселенной» и «насажденный на лобном месте» Крест Христов «произрастил гроздь жизни» и «просветил всю Вселенную, разогнал тьму и возвестил свет»; что по евангельскому обетованию он первым явится на небе перед Вторым Пришествием Христа, «озаряя всю землю от концов и до концов ее, паче светлости солнечной, и возвещая пришествие Владыки Христа» (прп. Ефрем Сирин, †373).

В Православной Церкви всегда существовали нательные кресты как с изображением Господа, так и без него, потому что сам крест как великое и победоносное оружие Христово с апостольских времен почитался главным священным символом христианства.

На данном кресте тоже нет изображения Господа. Но на лицевой стороне на горе Голгофе, обозначенной полукружием и буквами МЛРБ (Место Лобное Рай Бысть), рельефно изображены орудия страстей Христовых: восьмиконечный крест, трость с губкой и копие. С двух сторон сокращенно написано святое имя Христа «IС ХС» и слово «НИКА», что значит «победил». По воскресении Господь произнес его, обращаясь к ученикам: «Дерзайте, яко Аз победил мир» (Ин. 16, 33).

Форма восьмиконечного креста чаще других употребляется в православной традиции, а старообрядцами почитается как един-ственно верная. Она соответствует евангельскому описанию, в котором говорится, что после казни к четырехконечному кресту Христа прибили еще две перекладины: подножие и табличку с надписью «Иисус Назорей Царь Иудейский». Полна символизма и основная четырехконечная форма. «Как четыре конца креста держатся и соединяются его средоточием, так и силою Божественной держится высота и глубина, долгота и широта, то есть видимая и невидимая тварь», - писал великий богослов и аскет прп. Иоанн Дамаскин (VII в.). То есть в каждом кресте есть и мистический образ Господа, Его Царства Славы, и образ преображенного святостью земного мира, дабы «могли постигнуть со всеми святыми, что есть широта и долгота, и глубина и высота» (Еф. 3, 18).

Основная поперечная балка, простирающаяся вширь, знаменует собою земное, вертикальная указывает на преисподнее и Небесное и на возрастание земли к Небу. Верхняя часть креста - это область Божественного бытия, которая как бы отделяется короткой верхней перекладиной.

Земное и Небесное царствия часто изображались в христианском искусстве в виде деревьев или других растений. В земном мире они являются символами духовного обновления, возрождения, а также Божией Матери, в Небесном - рая и Христа. Растительный орнамент на обороте креста как бы изображает весь мир, все концы земли, тянущиеся к Богу, стремящиеся соединиться во Христе, символически обозначенном крестоцветом по центру. Побеги, тянущиеся к центру, состоят из двенадцати сочленений. Это образ двенадцати апостолов, учеников Христа. Они были призваны проповедью Евангелия во всех концах земли привести мир к Богу.

Главная идея художественного замысла креста - прославление Животворящего Креста Господня и его спасительной силы для человека. Этому посвящена и молитва, написанная на лицевой стороне: «Крестъ хранитель всея вселенныя, крестъ красота Церкве, крестъ царей держава, крестъ вернымъ утверждение, крестъ ангеловъ слава, крестъ демонов язва». (На изделии молитва пишется в сокращении).

Крест - символ веры и любви к Богу, личный священный знак Таинства Крещения, совершенного над человеком, в котором он получил второе, духовное рождение. Крещеный человек усыновлен Богу, является членом Его Церкви и живет с надеждой на спасение и жизнь вечную, ведь «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Крест охраняет человека от всякого зла, особенно от невидимых врагов, помогая стать ближе к Богу.

«Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24), - говорит Господь

Христова смерть на Голгофе и последующее Воскресение есть центральные события всего христианства. На Кресте произошло искупление человека от греха, ему открылся путь к обожению, Христос стал Новым Адамом. Поэтому изображения Голгофского креста за века сконцентрировали весь символизм, которым постепенно наполняло его развивающееся православное богословие.
Голгофский крест - строг, в полном соответствии со своим жертвенным смыслом. На нем изображен страдающий Христос, при этом важна каждая деталь. Над головой Спасителя - табличка с его наименованием Царем, а в самом низу, у основания креста - череп головы Адама. Когда Кровь Иисуса пролилась, она смыла вину первого человека и избавила его потомков от последствий греха, которым он согрешил. Часто по бокам распятия изображают две пики, на одной из них - губка, с помощью которой солдаты-распинатели давали пить Христу уксус, а также пика, которой были пронзены Его ребра в удостоверение смерти.
Часто Голгофский крест украшен сложным орнаментом. Такие узоры не просто украшение, а еще и символизируют ветви и побеги в знак того, что крест стал новым Древом Жизни, которое процвело и дает плоды благодати.
Нательные крестики с изображением Голгофы в нашем магазине представлены в большом разнообразии. Сохраняя надлежащую строгость своей важной тематики, они, тем не менее, отличаются по цветовому исполнению. На сайте можно , преимущественно светло-серебрянные, а также с темным черненым фоном, на котором контрастно выделяется рельеф светлого изображения.
Голгофский крест стоит купить в подарок христианину, уже сделавшему первые шаги в церковной жизни, который сможет осознать все значение такого подарка. Крест, напоминающий о Жертве Христовой, вдохновит верующего на борьбу с искушениями и исполнение евангельских заповедей.

Что означает Голгофский крест?
В древности этот знак обозначал принадлежность к Богу, позднее стал символом мученичества на кресте. Христианская традиция не имеет однозначных канонов начертания Креста, однако есть некоторые традиционные признаки, встречающиеся чаще прочих.
Восьмиконечный голгофский крест нательный, купить который можно в «Троице», имеет две малых перекладины вверху и внизу. Это, соответственно, табличка и подножие. Изображение горы Голгофы (Лобного места) также варьируется: это может быть пирамида, полусфера и даже череп, символизирующий голову Адама, чей грех Иисус смыл своей кровью. По бокам креста часто изображают Орудия Страстей - копьё и трость. Кроме того,
Как купить крестик
Голгофский крест (серебро, золото, эмаль, чернение) можно выбрать и купить в магазине «Троица». Наши особенности: привлекательная цена, большой ассортимент качественных изделий и полное соответствие православным традициям.
Крест с Голгофой, купить который предлагает наш магазин, отличается от других именно символом горы, на которой произошла Христова казнь. Стиль, в котором выполнено изделие, может быть любой, на Ваш вкус, но суть знака остаётся неизменной и очень важной для верующего человека.
Приобретая голгофский крест по доступной цене в «Троице», Вы делаете себе или своим близким подарок с сакральным значением.

Крест Голгофский — cамый символичный крест

Крест Голгофский - это церковное ювелирное изделие, самое символичное, в буквальном значении этого слова. Нательный крест - это, вообще, символ христианской веры. являются отличительными знаками приверженцев христовой веры. Кресты за два тысячелетия истории христианской веры обрели множество канонических форм, видоизменяясь от самых простых до самых причудливых. На кресты наносят изображения Господа, христианских святых, библейских сюжетов. Но иногда обходятся и без иконописных образов, заменяя их стилизованными изображениями, или вовсе, заменяют символикой.

Голгофский крест - это нательный крест простой четырехконечной формы, массивный и лаконичный. На лицевой стороне креста - схематичное изображение восьмиконечного креста — Распятия, стоящего на горе Голгофе. Голгофа - это холм или небольшая скала возле города Иерусалима, на которой был казнен Иисус Христос.В переводе с иврита «голгофа» означает «лобное место». Для христиан Голгофа, как и Гроб Господень, - величайшая святыня.

Голгофа - это место, где пролилась христова кровь, искупив человечество, где человечеству открылся путь к Царствию Небесному. Голгофа на крестике символически изображена в виде трех ступеней, и подписана монограммой «МЛРБ», то означает «Место лобное рай бысть». Три ступени символизируют ступени духовного возрождения.

  • Под верхней ступенью изображение черепа, который подписан буквами «Г» и «>А» — «голова Адама». Череп Адама, омываемый кровью распятого Иисуса, символизирует грехи человечества, которые были, искуплены Сыном Божьим ценой его жизни.
  • Тела Иисуса на схематичном изображении нет, оно обозначено монограммами «Ис Хс» — Иисус Христос.
  • Над восьмиконечным крестом - надпись «Царь Славы», означающая, что Иисус своей жизнью и смертью стяжал всю земную славу.
  • По бокам от креста, также символически, изображены орудия пыток и убийства Христа — трость с губкой и копье, обозначенные буквами «К» и «Т», и подпись «Ника», что означает «победил». С этим словом Иисус воскрес.
  • В верхней части креста есть еще сокращенная надпись «Сын Божий», что говорит о божественной природе Спасителя.

Крест Голгофский , как мы уже сказали, имеет схематичное изображение Распятия в виде восьмиконечного креста. Восьмиконечный крест наиболее характерен для православной традиции. Согласно евангельскому описанию, к вертикальному древу - столбу были прибиты три перекладины - табличка с именем приговоренного к казни, перекладина, к которой были прибиты руки Христа, и подножие, куда упирались его ноги. Склоненное подножие тоже имеет символическое толкование. Оно - мерило греха казненных. Иисуса казнили вместе с двумя преступниками. Один из них раскаялся и просил прощения у Бога, и подножие с его стороны поднялось вверх, указывая путь в Царствие небесное. Второй, находящийся по другую сторону от Христа, в смертный час не признал своей вины, грехов и проклинал Господа. Подножие указало ему путь вниз, в ад.

Сам нательный крест Голгофский имеет простую четырехконечную форму. Крест христианскими богословами толкуется как идеальная модель мира. Вертикаль указывает направление от земли к небу, горизонталь — символ всего земного. В целом же, четыре конца креста, соединенные в точке пересечения балок - это широта, долгота, глубина и высота, скрепленные Божественной силой. Верхняя часть креста символизирует божественную область, а все, что ниже горизонтальной балки - это земное царство.

Крест Голгофский украшен растительным орнаментом. Это тоже не случайно. Растительный орнамент символизирует земное и небесное царствия. На земле растения являются символами духовного возрождения, обновления, а также Деву Марию. В Небесном Царствии - это райские кущи и Христос. Растительный орнамент, увивающий православный нательный крест по бокам и с оборотной стороны креста, - это весь мир, стремящийся к центру креста - к Богу.

На обратной стороне креста - молитва, восхваляющая крест. Весь идейно-художественный замысел Голгофского креста в том, чтобы прославлять Крест Животворящий. Хранителем Вселенной, церкви красотой, державою царей, утверждением верных, славой ангелов и демонов язвой величает крест эта молитва.

Серебряные крестики от компании «Тверь-Ювелир»:


от 700 руб.

от 950 руб.

от 1 910 руб.

Другие православные изделия:

    Крестики:
    Кольца:
    Иконки:
    Пасхальные яйца (подвески на цепочку):
  • Реставрация для домового храма в Издательском Совете Русской Православной Церкви .
  • Этот крест сделан специально для храма Живоначальной Троицы при детской Русаковской Больнице (г. Москва). Высота 2м. 80 см.

    На Кресте Господь Иисус Христос изображен в минуту, когда уже прервались Его страдания. Поэтому Лик Господа светлый, спокойный. Но пережитая боль оставила на Нем свой отпечаток.

    По церковному преданию, после своей физической смерти Христос спускается в ад. В аду находятся все умершие люди, в том числе и ветхозаветные праведники. Так случилось от того, что человек не может своими силами победить грех и спастись. Поэтому здесь мы видим как Господь выводит из ада праведников. Сойдя в ад - Он упраздняет смерть "Смертию смерть поправ" - поется в Пасхальном песнопениии. Христос выводит из ада Адама и Еву. "И сущим во гробех живот даровав".

    Живот, значит - жизнь. Каждый человек благодаря Иисусу, Его добровольной Жертве, может обрести Вечную Жизнь. Поэтому Иисуса называют Спасителем рода человеческого. Каждый человек может идти путем Христа.

    Поэтому нам важно было показать, что Господь возносится на небеса. Сцена Вознесения вверху Креста. Христос в преображенных нетварным светом сияющих одеждах. Они белого - райского цвета. Мы знаем, что белый цвет появляется в соединении всех цветов. Так и Господь, прошедший весь путь наполняется белым светом, ослепляющим обычного, греховного человека. Благодаря прекрасной иконописной технике, золотым ассистам, мы передали это сияние. Ангелы ликуют на небесах! Посмотрите, какие использованы светлые, радостные краски.

    Pаспятие изображено на фоне Иерусалима. Важен момент, когда Завеса в Ветхозаветном Храме разорвалась. Это - начало нового времени, Нового Завета.

    В ногах Спасителя изображена гора Голгофа. По преданию, здесь, на месте, где был распят Христос, покоятся кости первого человека - Адама.

    Сама Голгофа сделана нами в виде трех ступеней. Это ступени духовного восхождения. Такой крест бывает на монашеской одежде.

    Екатерина рассказывает: "Может быть есть некая мистика цифр, и новое тысячелетие - не просто календарь, а - новое сознание будущих, других людей? Смогу ли я войти в это новое? - так думала я 31 декабря 2000 г., на пути в мастерскую.

    Скоро открывается иконописная выставка, которую я подготавливаю "от и до" Мне хочется и, даже, просто необходимо поставить на выставку некоторые свои работы, как лицо Отдела образования, который я представляю. А работ моих в этом году мало, почти что нет совсем. Это потому, что в этом году я "рожала" факультет иконописи и это свое дитя нет возможности показать на выставке. Пока нет возможности. Меня в мастерский ждет работа - Голгофский Крест. Такую работу мне Господь дал в начале моих трудов над факультетом. О, какой это Крест! Надо видеть какой он большой - три метра высотой (до потолка мастерской). Мы с учениками не можем его поставить, его нельзя сдвинуть с места - так он тяжел. Когда столяры привезли Крест в мастерскую, я поняла: факультет будет, несмотря на все сложности и огорчения - будет. Крест защитит нас от всех врагов.

    Я подошла к зданию Университета, где находится мастерская, и, вдруг, обнаружила - закрытые ворота. Да, да - это те самые ворота, на которых всегда болтались декоративные замки - сегодня почему-то имели замки самые настоящие и были хорошо заперты. - Странно, - подумала я. - Сторожа знали, что я приду. Я, правда, обещала придти с утра, а сейчас уже вечер, половина пятого... Как же попасть внутрь?

    Что это вы здесь делаете? - сзади ко мне подошел Сергей. Он работает так же в Университете, только я - на втором этаже, а он - на первом. - Да, вот, - говорю, - ворота заперты - А у Сергея, оказывается, живет хомячок. И, хотя день - выходной, он пришел его покормить. Он перелез через забор и мне руку подает. А я думаю: Ну, какой смысл мне лезть туда, чтобы вместе с Сергеем через 10 минут перелезать обратно? Или надо остаться ждать сторожей, которые, возможно, в магазин пошли, что-нибудь к празднику купить и когда вернутся неизвестно. Так можно опоздать к празднованию Нового Года и Тысячелетия.

    В памяти почему-то всплыл "детский" тест, который два дня назад мне напомнила девушка, рассказывая свою жизнь, потому что пришла ко мне как ученица. А тест такой: человек идет полем, лесом, подходит к реке, встречается с лошадьми и медведем - и все эти обстоятельства что-то означают и важно: кто как ответит и что сделает - все имеет аналоги в жизни. А, в конце - человек подходит к стене. Это - большая высокая стена, которую невозможно обойти или перепрыгнуть, под которую нельзя сделать подкоп. Ну, что вы будете делать дальше? Что? Помню, в детстве, я, смеясь, ответила удивленным взрослым, тестировавшим меня: Ну, я пройду сквозь стену, пролечу Для меня не существовало стены.

    Сейчас, я стояла перед стеной и думала: перелезть или - развернуться и уйти? Стена, в "детском" тесте - означала смерть.

    Ну, конечно, перелезть!

    И я пришла в мастерскую. В мастерской - Крест, и на нем уже раскрыты все цвета и только нет пока Самого Господа. Я пришла ко Христу. Удивительно, что минуту назад, я еще могла сомневаться: перелезть ли стену? Господь, даже, послал мне Своего проводника. Разве я могла поступить иначе, разве я могла не прийти к Нему? Христос передо мной: тело Его распластано на Кресте, Он здесь, рядом, Он беззащитный. Это Его путь - Голгофа. А мне предстоит сделать Его Пречистое Тело видимым для всех. Облечь в материальную форму свою молитву.

    Я смотрела на цвета Распятия и чувствовала присутствие Иисуса здесь, рядом. Техника иконописи такова, что сначала под те места, где будут написаны руки и лик святых, т.е. личное - делается темная прокладка, санкирь. И только потом, сверху, высветляется сам лик и остальные части тела. Так и теперь передо мной был темный зеленоватый санкирь. Я взяла мягкую кисточку и светлую желтоватую охру и прозрачными мазками стала быстро прописывать. Вот, появился объем Его Пречистого Лика, наметились черты. Они скорбные и усталые, мне казалось, что я сама нахожусь на Голгофе и вижу толпу разъяренных людей вокруг и крики: Распни ЕГО! И Матерь Его рядом и Иоанн, любимый ученик. Что испытывает Он видя Матерь Свою? Горечь за еврейский народ, за все человечество переполнила меня. И я увидела это в Его скорбном Лике. Вот, Он передо мной на Кресте и голова Его безвольно упала на плечи и власы растрепаны. Глаза Его закрыты, Он здесь и Он видит все иными очами, потому и глаза Его иные, чем у мертвых людей. А на губах Его застыли слова: "Или, Или! Лама савахфани?", то есть: Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?

    Я беру светлую лучистую краску, солнечный аурипигмент, и прописываю Его Лик. Это - усталое изможденное лицо человека, не просто лицо, а Лицо - Самого Господа. Светлые лучи пронизывают Его, это - лучики тепла и любви. Свет исходит от облика Спасителя. Лицо Его грустно и спокойно, оно вобрало в себя тоску о грехах всего человечества и безмерную любовь к нам. Мировая мудрость вселенской тишины. Это не лицо человека - Божественный Лик, а краска - материал, который лепит Его. Я беру яркую, светящуюся краску и она сама знает, где ей надо теперь быть, словно в моих руках не краска - а Сам Божественный Свет.

    А сторожей, однако, нет и нет. Их и не будет сегодня. Новый Год - излюбленный праздник молодежи и сторожей, в том числе. Весь город, вся наша страна, целый год говорила и готовилась, а теперь - подошла в плотную и достигла самого основного в году праздника: да еще какого! Это, ведь, не просто - Новый Год, а Новое Тысячелетие! Напраздноваться на всю жизнь вперед, напиться, наесться, нагуляться, иссмотреться телевизором и исслушаться музыкой, исспускаться петардами на десятилетия вперед! Шум, гам вокруг - а в мастерской тишина, я - одна. Я не могу оставить пустое здание, я никуда отсюда не уйду. Здесь - безмолвие. И - только мы со Христом. Вдвоем. Это не я - Он Сам пришел ко мне. Он провел меня в Новое Тысячелетие.

    Я - самый счастливый человек."

    Каждый год в воскресенье третьей недели Великого Поста на всенощном бдении в центр православных храмов выносится Животворящий Крест, которому всю неделю поклоняются верующие.

    Вероятно, не все знают значение того, что изображено на различных христианских крестах. И начать разговор лучше с изображения Креста Голгофского.

    Безусловно, каждому православному христианину знакомо символическое изображение места Распятия Спасителя, называемого Голгофский Крест. Это изображение довольно часто можно встретить и на церковной утвари, и на облачении монахов, и как символ освящения жилища или транспорта. Но, пожалуй, не каждый знает, что же изображено на нём. Голгофский Крест представляет собой изображение Креста, орудий Страстей, горы Голгофы, головы Адама, надписей и представляет собой образ События близ Иерусалима, навсегда изменившего историю всего человечества.

    Центральное место на изображении занимает Крест. Начертание Креста с древнейших времён известно человечеству. У многих древних народов этот знак изображался, как магический символ или как, знак Бога. Позднее, Крест, становится и предметом жестокой, мученической и ко всему позорной казни. В Римской империи, этот вид казни получил широкое распространение и предназначался для рабов и особо опасных преступников.

    Ранние изображения подобия Креста, как христианского символа, были найдены ещё в римских катакомбах II, III веков. Они представляли собой изображение пересекающихся пальмовой ветви, жаровни для пыток и буквенное сокращение имени Христос. Не зашифрованное же изображение Креста появляется лишь в IV веке.

    В 312 году римский император Константин, впоследствии прославленный, как Святой Равноапостольный Царь, во время войны с императором Максенцием, увидел во сне знамение. Во сне к нему явился Христос и повелел ему сделать знак на знамени для победы над врагом. Император Константин, не будучи ещё христианином, решил исполнить повеление. На следующий день этот знак появился в небе. Как писал церковный историк Евсевий Памфил: «Это знамя случилось видеть и нам собственными очами. Оно имело следующий вид: на длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовавшая с копьём знак креста, а на нем две первые буквы имени Христос, совмещённые вместе». Этот символ, Константин приказал нанести на щиты воинов и на знамёна. Впоследствии, это изображение было нанесено и на шлем Константина и получило название монограммы Константина. После одержанной победы, были установлены три памятных Креста с надписями: «Иисус Христос Победитель» - «IC.XP.NIKA».

    В 313 году по настоянию Константина был провозглашён Миланский эдикт, разрешающий в Римской империи свободу вероисповедания. Это послужило прекращению гонения на христиан. С этого времени христианская символика перестала быть зашифрованной, тайной и получила волю не только для почитания, но и для развития.

    На Голгофском Кресте изображён трёхсоставный (восьмиконечный) Крест. И несмотря на то, что в христианской символике существует различные начертания Крестов, при изображении Голгофского Креста, чаще всего изображается именно восьмиконечный. Он состоит из вертикального столба, большой перекладины, поверх которой изображают малую, параллельную большой перекладину, а в низу малую косую. Верхняя малая перекладина является табличкой.

    «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский. Пилат отвечал: что я написал, то написал» (Ин. 19-22).

    И хотя на табличке (тильте), написанной римским проконсулом Иудеи Пилатом, надпись была на трёх языках, в традиции Русской Православной Церкви она представляет собой аббревиатуру русскоязычной фразы «Иисус Назорей Царь Иудейский» - «IНЦI» или «IНЦИ».

    Нижняя косая перекладина является подножием и прикреплялась уже после водружения распинаемого на Кресте. В традиции Русской Православной Церкви правая от Креста часть этой перекладины изображается выше левой. И разъясняется это литургическим текстом 9-го часа службы Кресту Господню: «Посреде двою разбойнику мерило праведное обретеся Крест Твой: овому убо низводиму во ад тяготою хуления, другому же легчашуся от прегрешений к познанию богословия». То есть этим элементом Крест, как бы отождествляется ещё и с весами человеческой греховности. Одного разбойника, освобождённого покаянием и словами Спасителя: «днесь со Мною будеши в раю» (Лк. 23; 43), крест возносит в Царство Небесное поднятой вверх стороной, а другой, опущенной вниз стороной, низводит иного разбойника в ад «тяготою хуления», произнесённого им на Христа.

    Крест находится на постаменте, обозначающему гору, называемую Голгофой или Лобным местом (Черепом). Гора эта находилась возле стен Иерусалима и служила местом публичных казней. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. (Ин. 19). Своё название гора получила из-за внешнего сходства с черепом человека, будучи из светло-серого известняка и округлой формы. Встречается несколько видов начертания Горы на Голгофском Кресте. Она может быть изображена в виде полусферы и в виде пирамиды остроконечной или усечённой с пологими или ступенчатыми сторонами. Ступени по сторонам, ещё называют ступенями духовного восхождения. Нижняя ступень - Вера, средняя - Надежда и верхняя - Милосердие. Рядом с Голгофой начертано две буквы «Г» и «Г», обозначающих «Гора Голгофа».

    Рядом с Крестом находятся Орудия Страстей. Как правило, это Трость с губкой, смоченной в уксусе и Копьё сотника. После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух. (Ин. 28-30). А также. Но так как была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, - ибо та суббота была день великий, - просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Итак, пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьём пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. (Ин. 31-35). В иконографии принято иногда изображать и другие Орудия Страстей Господних, но на знаке, именуемом «Голофский Крест», по традиции, изображают именно Трость и Копьё. И рядом соответствующие буквы «Т» и «К».

    Под Горой начертан череп - символизирующий Голову Адама - Первого Человека. Рядом с Черепом нанесены буквы «Г» и «А» обозначающие соответственно «Голова Адама». Считается, что кровь Господа, хлынувшая из раны, окропила главу Адама и омыла тем самым прародительский грех. Появление Главы Адамовой в этом месте имеет несколько версий. По одной версии Прах Адама был захоронен здесь Ангелами, по другой потомком Адама - Сифом. По третьей версии Голова Адама была перенесена сюда водами Великого потопа. Существует и ещё одна версия, по которой, Череп Адама был похоронен в этом месте царём Соломоном. Дерево, которое произросло из семени, положенного Адаму при погребении в рот, его сыном Сифом, было вырвано с корнем для использования при строительстве иерусалимского Храма. Найденный во время работ, запутанный в корнях Череп был отделён и выброшен. Но Соломон, увидев Его, возвращаясь с охоты, подобрал и захоронил, завалив камнями. Подобные версии стали появляться, как и само изображение омываемого кровью Христа черепа Адама с IX века.

    Кроме упомянутых изображений, начертаны ещё и надписи. Поверх Креста, традиционно написано «СНЪ БЖIЙ» - «СЫН БОЖИЙ». Иногда бывает надпись: «ЦАРЬ СЛАВЫ». Поверх большой перекладины пишется «IС ХС» - «ИИСУС ХРИСТОС», а под ней «НИКА» - что означает по-гречески Победа. Возле изображения Горы Голгофы пишутся четыре буквы «МЛ» и «РБ». Что означает: «Место Лобное» и «Рай Бысть». Что говорит о месте и сути произошедшего.

    ***

    Среди всех христиан, только православные и католики, почитают кресты и иконы. Крестами украшают купола церквей, свои дома, носят на шее.

    Причина, почему человек носит нательный крестик, у каждого своя. Кто-то таким образом отдаёт дань моде, для кого-то крест - красивое ювелирное изделие, кому-то он приносит удачу и используется как талисман. Но есть и те, для кого одетый при крещении нательный крестик действительно является символом их бесконечной веры.

    Сегодня магазины и церковные лавки предлагают большое разнообразие крестов различной формы. Однако очень часто не только родители, собравшиеся крестить ребёнка, но и продавцы-консультанты не могут разъяснить, где православный крест, а где католический, хотя отличить их, на самом деле, очень просто. В католической традиции - четырёхугольный крест, с тремя гвоздями. В православии имеются кресты четырёхконечные, шести и восьмиконечные, с четырьмя гвоздями для рук и ног.

    Итак, на Западе наиболее употребительным является четырёхконечный крест. Начиная с III века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим.

    Для Православия форма креста не имеет особого значения, гораздо больше внимания уделяется тому, что на нем изображено, однако наибольшую популярность получили восьмиконечные и шестиконечные кресты.

    Восьмиконечный православный крест наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос. Православный крест, который чаще всего используется Русской и Сербской православными церквями, содержит, кроме большой горизонтальной перекладины, ещё две. Верхняя символизирует табличку на кресте Христа. Нижняя косая перекладина - подпорка для ног Иисуса Христа. О подробностях - чуть ниже.

    Святитель Димитрий Ростовский пишет, что «когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был ещё четырёхконечным; потому что не было ещё на нем ни титла, ни подножия. Не было подножия, потому что ещё не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе». Также не было ещё и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала «распяли Его» (Ин. 19:18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил на кресте» (Ин. 19:19). Именно сначала по жребию поделили «одежды Его» воины «распявшие же Его» (Мф. 27:35), а уж только потом «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27:37).

    Восьмиконечный крест с давних времён считается самым мощным защитным средством от различного рода не́чисти, а также видимого и невидимого зла.

    Широкое распространение среди православных верующих, особенно во времена Древней Руси, имел также и шестиконечный крест. В нем также имеется наклонная перекладина: нижний конец символизирует нераскаянный грех, а верхний - освобождение покаянием.

    Однако не в форме креста или количестве концов заключается вся его сила. Крест славится силой распятого на нем Христа, и вся символичность и чудотворность его в этом.

    Многообразие форм креста всегда признавалось Церковью вполне закономерным. По выражению преподобного Феодора Студита - «крест всякой формы есть истинный крест» и имеет неземную красоту и животворящую силу.

    «Нет существенной разницы между латинским, католическим, византийским, и православным крестами, как и между какими-либо другими крестами, использующимся в службе христианами. В сущности, все кресты одинаковы, отличия лишь в форме», - говорит Сербский Патриарх Ириней.

    В католической и православной Церквях особое значение придаётся не форме креста, а образу Иисуса Христа на нем.

    До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, и только в Х веке появились изображения мёртвого Христа.

    Да, мы знаем, что Христос умер на кресте. Но мы знаем и то, что потом Он Воскрес, и что страдал Он добровольно из любви к людям: чтобы научить нас беречь бессмертную душу; чтобы мы тоже могли воскреснуть и жить вечно. В Православном Распятии эта пасхальная радость присутствует всегда. Поэтому на православном кресте Христос не умирает, а свободно простирает руки, ладони Иисуса открыты, будто он хочет обнять все человечество, даря им свою любовь и открывая путь к вечной жизни. Он - не мёртвое тело, а Бог, и весь его образ говорит об этом.

    У православного креста над основной горизонтальной перекладиной есть ещё одна, поменьше, которая символизирует табличку на кресте Христа с указанием проступка. Так как Понтий Пилат не нашёл, как описать вину Христа, на табличке появились слова «Иисус Назорей Царь Иудейский» на трёх языках: греческом, латинском и арамейском. На латыни в католицизме эта надпись имеет вид INRI (Iesus Nazarenus Rex Iudaeorum), а в православии - IHЦI (Іисусъ Назарянинъ, Царь Іудейский). Нижняя косая перекладина символизирует подпорку для ног. Также она символизирует двух разбойников, распятых слева и справа от Христа. Один из них перед смертью раскаялся в своих грехах, за что был удостоен Царствия Небесного. Другой же перед смертью хулил и поносил своих палачей и Христа.

    Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС» - имя Иисуса Христа; а под ней: «НИКА» (NIKA) - Победитель.

    На православных греческих и русских иконах на нимбах или рядом с ними достаточно часто помещают надписи. На нимбе Иисуса Христа три буквы Ὀ (ὁ), ὤ (ὤ), Ν (ν): др.-греч. ὁ ὤν - это имя существительное означает Сущий, образованное от древнегреческого глагола др.-греч. εἰμί - быть. «Сущий» - всегда существовавший это одно из имён, которое относится исключительно только к Богу-Творцу и не относится ни к одному из всех остальных созданных Богом творений, имеющих начало. Рядом с нимбом Христа надпись: др.-греч. Ι ҃ Σ Χ ҃ Σ или Ι ҃C Χ ҃C → Ἰησοῦς Χριστός → Иисус Христос. Поскольку надпись на нимбе Христа, то она означает, что Иисус Христос - Сущий или Иисус Христос - это истинный и безначальный Бог.

    Кроме того, в православной Византии хранились гвозди, которыми Господь был прибит к кресту. И было точно известно, что их четыре, а не три. Поэтому на православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно. Изображение Христа со скрещёнными ступнями, пригвождёнными одним гвоздём, впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.

    В католическом Распятии изображение Христа имеет натуралистические черты. Католики изображают Христа мёртвым, иногда с потоками крови на лице, из ран на руках, ногах и рёбрах (стигматы). В нем проявляется все человеческое страдание, муки, которые пришлось испытать Иисусу. Его руки провисают под тяжестью тела. Образ Христа на католическом кресте правдоподобен, но это изображение мёртвого человека, в то время как нет никакого намёка на торжество победы над смертью. Распятие в православии как раз-таки символизирует это торжество. Кроме того, ноги Спасителя прибиты одним гвоздём.

    Возникновение христианского креста связано с мученической смертью Иисуса Христа, которую он принял на кресте по вынужденному приговору Понтия Пилата. Распятие на кресте было распространённым способом казни в Древнем Риме, позаимствованным от карфагенян - потомков финикийских колонистов. Считается, что впервые распятие использовалось именно в Финикии. Обычно к смерти на кресте приговаривали разбойников; многие ранние христиане, подвергавшиеся гонениям, начиная с времён Нерона, также были казнены таким образом.

    До страданий Христовых крест был орудием позора и страшного наказания. После же Его страданий он стал символом победы добра над злом, жизни над смертью, напоминанием бесконечной Божьей любви, предметом радости. Воплотившийся Сын Божий Своею кровью освятил крест и сделал его проводником Своей благодати, источником освящения верующих.

    Из православного догмата Креста (или Искупления) несомненно вытекает мысль о том, что смерть Господа - это выкуп всех, призвание всех народов. Только крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с распростёртыми руками, призывающими «все концы земли» (Ис. 45:22).

    Читая Евангелия, мы убеждаемся, что крестный подвиг Богочеловека является центральным событием в Его земной жизни. Своими крестными страданиями Он смыл наши грехи, покрыл наш долг перед Богом или, на языке Писания, нас «искупил» (выкупил). В Голгофе сокрыта непостижимая тайна бесконечной правды и любви Бога.

    Сын Божий добровольно взял на Себя вину всех людей и пострадал за неё позорной и мучительнейшей смертью на кресте; потом на третий день воскрес как победитель ада и смерти.

    В православной аскетике есть такое понятие, как несение своего креста, то есть терпеливое исполнение христианских заповедей на протяжении всей жизни христианина. Все трудности, как внешние, так и внутренние, именуются «крестом». Каждый несёт свой жизненный крест. О необходимости личного подвига Господь так сказал: «Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня» (Мф. 10:38).

    «Крест хранитель всей вселенной. Крест красота Церкви, Крест царей держава, Крест верным утверждение, Крест ангелом слава, Крест бесом язва», - утверждает абсолютную Истину светилен праздника Воздвижения Животворящего Креста.

    Мотивы возмутительного осквернения и похуления святого Креста сознательными крестоненавистниками и крестоборцами вполне объяснимы. Но когда видим христиан, втянутых в это гнусное дело, тем более молчать нельзя, ибо - по слову святителя Василия Великого - «молчанием предаётся Бог»!

    Таким образом, имеются следующие отличия католического креста от православного:

    Православный крест чаще всего имеет восьмиконечную или шестиконечную форму. Католический крест - четырёхконечный.

    Слова на табличке на крестах одинаковы, лишь написаны на разных языках: латинском INRI (в случае католического креста) и славяно-русском IHЦI (на православном кресте).

    Ещё одной принципиальной позицией является положение ног на Распятии и количество гвоздей. Ноги Иисуса Христа расположены вместе на католическом Распятии, и каждая пригвождена по отдельности на православном кресте.

    Различным является изображение Спасителя на кресте. На православном кресте изображён Бог, открывший путь к вечной жизни, а на католическом - человек, испытывающий муки.

    tattooe.ru - Журнал современной молодежи