Постановка судна на носовой и кормовой якоря. Способы постановки судна на один и два якоря в различных условиях, достоинства и недостатки. Схемы маневрирования. Постановка суда на якорь

    Выбор места якорной стоянки. Постановка судна на якорь (якоря), снятие с якоря (якорей). Поведение судна, стоящего на якоре.

Выбор места якорной стоянки.

На внутренних рейдах постановка на якорь производится в месте по указанию лоцмана или оператора СУДС (система управления движением судов) данного района.

Это связано с тем, что дизайнер хотел иметь возможность использовать тандемную настройку во время круиза в Патагонии и Антарктике, и обязательно включил такие функции в свою новую разработку. Не имея такой специализированной точки привязки, тандемный поезд должен быть подключен к первому двигателю в том же месте, что и основной. На практике это означает, что тандемная поездка, вероятно, на самом деле будет основным двигателем, при этом первична привязана к ней. Недостатком этого является то, что поезд, ведущий от первичного к тандему, должен проходить вместе с хвостовиком первичного, что может помешать ему.

На внешних рейдах районы якорных стоянок обычно указаны на навигационных картах. При выборе места якорной стоянки следует учитывать следующие факторы:

Глубины, рельеф дна и характер грунта;

Защищенность от ветра и волнения;

Размеры места, наличие ориентиров для подхода и контроля места судна;

Наличие и характеристики приливо-отливных явлений;

Рисунок 4 - Слева: важность точки привязки. В этой стоп-кадре тестового видео, тандем-роде был преднамеренно привязан к неправильному месту на первичном, который просто вытащил под нагрузкой. Справа: тот же якорь в том же месте, теперь с тандемным поездом, скованным до правильной точки.

Идеально использовать якоря одинаковых типов

Это связано с практической проблемой, описанной ниже, что после развертывания сложно установить оба якоря. Обычно нужно установить первичный, и верить, что тандем будет установлен, как только основной начнет перетаскиваться. Чтобы иметь надежные знания о том, что это произойдет, какой лучший тест, чем идентичный якорь, установленный всего в нескольких метрах?

Близость навигационных опасностей;

Состояние и прогноз погоды;

Характеристика самого судна;

Предполагаемая длительность стоянки;

Место якорной стоянки должно располагаться в стороне от створных линий, фарватеров, подводных кабелей и т.п. Наиболее удобная глубина места якорной стоянки составляет 20

– 30 метров. На глубинах более 100 метров становиться на якорь не рекомендуется. Наименьшая глубина должна быть такой, чтобы во время качки на волнении судно не могло коснуться грунта. При выборе размера акватории необходимо учитывать, что может возникнуть необходимость потравить якорную цепь, а также предусмотреть запас на случай дрейфа и маневрирования при съемке с якоря. От характера грунта зависит держащая сила якоря. Хорошими являются вязкие грунты: ил, песчаный ил, глина, глинистый ил. К средним относятся рыхлые грунты: песок, ракушка, галька, щебень.

Эти два якоря не должны быть одинакового размера, хотя большое несоответствие нежелательно. В этих трех точках эффект один и тот же - артикуляция имеет плохой эффект; плуг не может копаться. Осталась конечность хвостовика, но это было не лучше. Почти каждый раз цепь шла, чтобы препятствовать плугу. Вся система зависит исключительно от самого дальнего якоря.

Никогда не используйте якорь ненадежным при настройке в качестве тандемного

Если он меньше, он держится меньше, чем большой якорь. Жан-Луи Гольдшмид из Морского центра Гленана. В дополнение к использованию идентичных типов никогда не следует использовать тип, который, как известно, ненадежен при настройке как таковой. Нехорошо перетаскивать ваш основной плуг на 10 метров, прежде чем получить комплект, и надеясь, что плуг-тандем будет работать аналогичным образом. Реальность заключается в том, что он может перетащить 100 метров перед настройкой, и это может быть слишком далеко.

Плохими считаются скальные грунты: плита, валуны, скалы. На илистых грунтах якоря Холла и Матросова держат хорошо, но забиваются глиной или илом и после срыва плохо забирают. На плите якоря «ползут». На скалистых грунтах они иногда заклиниваются.

Надежность якорной стоянки зависит также от рельефа дна. Удобным является ровное горизонтальное дно или дно, имеющее пологий подъем к берегу или навигационной опасности. В последнем случае при дрейфе судна в сторону опасности якорь забирает еще

Самые старые «традиционные» типы не очень надежны при настройке. Когти, подобные оригинальному Брюсу, лучше, чем плуг, но не обязательно в твердом песке, где они могут лежать на спине и не могут себя править. Они не являются якорями общего назначения и не имеют места в тандемной установке. Якорями нового поколения, которые были продемонстрированы, чтобы надежно установить, являются лучшие ставки. Сказав это, многие новые якоря обещают, что все еще мало, поэтому тщательно проверяйте достоверные результаты тестов и опыт других пользователей.

Всегда используйте более крупный якорь в качестве основного

Если есть разница в размерах, используйте более крупный якорь, наиболее близкий к лодке. Причиной этого является то, что, хотя первичный якорь должен иметь дело только с его долей горизонтального натяжения, он подвергается 100% вертикальной нагрузки. Более тяжелый якорь двух лучше справится с этим.

сильнее. О рельефе дна и характере грунта можно судить по записи на ленте самописца эхолота. Мягкие грунты дают слабую, расплывчатую запись широкой полосой; твердые (плита, песок) дают рельефную запись глубины. Двойная запись свидетельствует о нетолстом слое мягкого грунта на твердой основе.

При подходе к выбранному месту якорной стоянки необходимо заблаговременно выполнить:

Всегда используйте цепочку для тандемной езды

Хотя в научном смысле ничто не является абсолютно жестким, необходимо как можно больше жесткости между двумя якорями. Это так, когда нагрузка применяется к основному якорю, тандем немедленно делается для того, чтобы разделить свою часть бремени, а не позволять первичному перемещаться.

Лучший способ сделать это - использовать только цепочку между двумя якорями. Это также имеет преимущество, гарантируя, что он устойчив к любому износу, который может быть поврежден на морском дне, который может содержать кораллы или породы. Нет никакой выгоды, которую можно получить от сцепления веса цепи между тандемным и первичным. Соответственно, цепь может быть как можно более легкой, с учетом требований к прочности, что сделало бы привлекательные варианты с высокими растягивающими свойствами для этой цели.

Главный двигатель перевести в маневренный режим;

Проверить связь с машинным отделением;

За 15–20 минут до подхода к месту якорной стоянки все члены экипажа, принимающие участие в постановке судна на якорь, должны быть на своих местах. Проверяется связь мостика с баком (стационарная или носимые УКВ радиостанции).

Рис. 2.20. Выбор места якорной стоянки

Используйте достаточную длину цепи для тандемной езды

Хорошее эмпирическое правило - длина лодки. Недостаточно нескольких метров, так как требуется достаточное провисание, чтобы первичник мог установить перед тандемом. Кроме того, большая длина лучше позволит системе справляться с поворотом в направлении вытягивания. Резкое разворот может включать в себя первичное увлечение назад тандем, и якоря не должны быть слишком близко друг к другу, чтобы они не сбивали друг друга.

Всегда сначала устанавливать первичный анкер

Рисунок 5: Тандем и первичная настройка одновременно. Хотя это возможно, это очень трудно сделать с лодки. Эта тема расширена ниже, но есть и теоретический элемент. Для правильной установки якоря натяжение должно быть линейным и близко к горизонтали. Первичный якорь будет нелегко установить, если тандем уже зарыт, независимо от того, как он прикреплен к буровой установке.

Постановка судна на якорь (якоря).

Постановка судна на один якорь

Постановка на якорь задним ходом

1. Перед якорным местом машине дается задний ход. Когда инерция будет погашена, и судно получит движение назад, отдают якорь.

2. Маневрирование судна заключается в том, чтобы в точку отдачи якоря подойти на курсе, противоположном действию всех внешних сил.

Если это правило не соблюдается, тандем будет применять отрицательную горизонтальную силу, которая потребует большей общей нагрузки для установки первичной обстановки, которая приведет к уровню вертикальной силы, который в противном случае не был бы необходим. Это может помешать первичной настройке вообще.

Примите, что мощность удержания удвоения потребует возможности удвоения

Теоретически можно одновременно устанавливать оба якоря, но делать это на практике практически невозможно. Ни в коем случае не следует расширять сферу действия, но она, безусловно, должна быть максимальной. Теоретически, если он не удваивается, невозможно будет реализовать весь потенциал якорей.

3. При ветре или течении отдают якорь наветреннего борта или со стороны действия течения, иначе якорная цепь пойдет через форштевень на излом.

4. Выход на канат осуществляется подработкой главного двигателя на задний ход или под действием внешних сил (течение, ветер).

Постановка на якорь передним ходом

1. Перед отдачей якоря руль должен быть переложен на борт в сторону отдаваемого якоря. Отдавать якорь следует, когда судно получит вращательное движение.

Добавить еще 20-килограммовый якорь в тандеме, а удерживающая способность должна удвоиться, верно? Рисунок 6: Иллюстрация увеличенного вертикального вытягивания на первичный. Ситуация аналогична, даже если роде привязана к короне первичного якоря. Единственное решение - развернуть больше возможностей для компенсации.

Как упоминалось выше, первичный якорь должен обрабатывать 100% вертикальной нагрузки - невозможно распределить вертикальный компонент нагрузки между двумя анкерами, и, если анкеры не установлены на сухом пляже горизонтально с лодкой, всегда будет такой вертикальный компонент.

2. К моменту отдачи якоря судно должно лежать на курсе действия внешних сил.

3. После отдачи якоря канат травят слабо до длины, при которой будет полностью использована держащая сила якоря.

4. Производят обтягивание каната, при этом судно будет разворачиваться носом к направлению действия внешних сил.

Постановка на якорь при различных гидрометеоусловиях

Единственный способ полностью справиться с этой дополнительной нагрузкой - увеличить объем. Максимальный угол тяги на основном якоре должен быть сведен к минимуму. Кроме того, не думайте, что тяжелая цепь - хорошая идея; контактная машина в тандемной буксировке всегда будет пренебрежимо мала, поскольку поезд будет проводить большую часть своего времени, невзирая на вес цепи. Более важно убедиться, что цепь и веревка в первичном канате адекватно определены и достаточно сильны.

Не заморачивайся с келлетами

Предполагается, что келлеты увеличат удерживающую способность анкерной системы, удерживая малый ход и, следовательно, удерживая угол тяги на якоре ближе к идеалу, параллельному морскому дну. На практике их эффект даже при развертывании в оптимальной точке на роде очень минимален, и высокие нагрузки, которые необходимо ожидать на тандемной установке, очень быстро выпрямляют поезд. Они оказывают незначительное влияние на конечную производительность привязки при регулярной установке привязки и даже меньше при развертывании тандемов.

5. При наличии течения к якорному месту подходят против течения. Якорь отдают, когда судно остановится. Для удержания носа против течения канат вытравливают с небольшой слабиной.

6. Если во время постановки дует боковой ветер, отдавать следует подветренный якорь. Тогда под действием течения судно развернется к ветру и канат не пойдет через форштевень. Если подход к якорному месту против течения окажется невозможным,

Подробнее о кельтах читайте в статье «Якорные роде-келлеты». Рисунок 7: Моделирование большого келя, добавленного ко всей цепочке. Даже при этом сравнительно низком напряжении он практически не влияет на угол тяги. В контексте общей эффективности, келлет также является плохим инвестированием. Вес келлета, используемого вместо этого в форме более крупного якоря, является гораздо более разумной тактикой. На рисунке 7 показана анкерная система с 35-метровой цепью 10 мм, кегель размером 10 кг на квадратном символе и нагрузка 500 даН, подаваемая на поезд.

то стать на якорь можно, продвигаясь поперек течения. Канат нужно травить на длину полутора-двух глубин. Якорь будет протаскиваться по дну, и судно, разворачиваясь против течения, выйдет на канат постепенно.

Становиться на якорь на сильном попутном течении не рекомендуется. Но если к этому вынуждают обстоятельства, отдавать лучше левый якорь. Как и в предыдущем случае, вначале канат травят на 1,5-2 глубины. Когда судно начнет приводиться к течению, по-

Соответствующий якорь для этой системы может весить 15 кг, и такой якорь сам по себе, не говоря уже о тандеме, можно ожидать, что он будет иметь гораздо большие нагрузки, чем в этом примере. Увеличение размера якоря до 25 кг и потеря келя будет поддерживать одинаковый общий вес системы, но значительно увеличит удерживающую способность.

Ваши тандемы могут предлагать холдинг ставок, чем один якорь с одинаковым общим весом

Келлеты полезны в других контекстах и ​​имеют приложение, содержащее радиусы поворота в условиях света. Однако в контексте тандемной якорной установки они бессмысленны. Это не «делать» или «не делать», а скорее интересный момент, чтобы добавить к теории. Удерживающая сила якоря определяется объёмом грунта, который он вытесняет, и, следовательно, его массой. Однако это соотношение не совсем точно линейно. Скорее, при расчете удерживающей способности более крупного якоря, основанного на его весе и некотором коэффициенте производительности, уравнение для большинства типов якорей повышает массу до мощности чего-то чуть более 9.

степенно вытравливают всю длину каната. Чтобы не было сильного рывка, перед отдачей якоря инерция должна быть погашена полностью, а на завершающей стадии, когда судно начнет приводиться к течению, следует периодически подрабатывать машиной вперед.

Это означает, что два якоря могут теоретически удерживать несколько больше, чем один большой из того же суммарного веса, но разница небольшая. Проверка реальности: эта теория не совсем согласуется с небольшими якорями, которые интересны большинству читателей этой статьи. Одним из аргументов в пользу этого является тот факт, что морское дно, как правило, имеет слоистую структуру, и более крупный якорь может получить его наконечник в более твердый субстрат, чем две более мелкие версии, что отрицает теоретические преимущества.

Другие анкеры, втянутые в них, имеют тенденцию немедленно зарываться в более мягкий субстрат. Общей частью вводящего в заблуждение совета является то, что тандемные якоря следует избегать, потому что тандем не будет хорошо удерживаться в корыте первичного. Аргумент основывается на том факте, что первичник вспахал морское дно и что этот песок, грязь или глина будут свободными и плохо удерживаются.

Рис. 2.27. Постановка судна на якорь:

а – при встречном ветре и течении; б – при ветре галфинд левого борта;

в – при попутном ветре и течении; г – при ветре бейдевинд левого галса

Постановка судна на два якоря

При продолжительном штормовом ветре или сильном течении рекомендуется стоять на двух якорях. Постановка судна на два якоря осуществляется, когда необходимо:

Увеличить держащую силу якорного устройства;

Уменьшить рыскание судна;

Удерживать судно в определенном положении;

Уменьшить радиус циркуляции на якоре при переменных ветре и течении.

Постановка с хода

1. Курс судна должен быть перпендикулярен направлению действия внешних сил.

2. Отдают первый якорь, руль в сторону отданного якоря.

3. Травят канат первого якоря и подходят к месту отдачи второго.

4. Отдают второй якорь – судно разворачивается против действия внешних сил; канаты обоих якорей травят.

5. Выходят на канаты так, чтобы угол между ними был 30–40 градусов.

Постановка на два якоря для уменьшения рыскания

1. Курс судна должен быть противоположен действию внешних сил –отдают первый якорь.

2. Потравливая цепь и при помощи главного двигателя, подходят к месту отдачи второго якоря.

3. Отдают второй якорь и травят оба каната.

4. После выхода на ветер или течение канаты обтягивают так, чтобы угол между ними был 90–120 градусов, соотношение длин канатов первого и второго якорей должно быть как 4:3.

Постановка на два якоря способом «фертоинг»

Способ применяется на рейдах с ограниченной акваторией и подверженных приливо-отливным течениям. Для уменьшения циркуляции судна при смене направления течения угол разноса якорных цепей должен составлять примерно 1800. при таком способе судно будет стоять не на двух якорях, а поочередно, в зависимости от направления течения то на правом, то на левом якоре. При перемене направления течения корма судна описывает примерно круговую циркуляцию, радиус которой значительно меньше того, если бы судно стояло на одном якоре.

1. Курс судна должен быть против направления действия приливо-отливного течения. Отдают первый якорь и, потравливая его канат, выходят в точку отдачи второго якоря.

2. Отдают второй якорь и дают задний ход, при этом канат первого якоря выбирают, а второго травят.

3. Выходят на канаты обоих якорей, чтобы угол между ними был приблизительно 180°.

Рис. 2.28. Постановка судна на два якоря с хода

Рис. 2.29. Постановка на два якоря для уменьшения

рыскания судна

Рис. 2.30. Постановка

судна на два якоря способом «фертоинг»

Постановка судна на шпринг.


Рис. 2.31. Постановка судна на шпринг

При грузовых операциях на открытых рейдах применяется способ постановки судна на шпринг. Судно, стоящее на шпринге, меньше подвержено рысканию и прикрывает от ветра и волнения плавсредства, находящиеся у подветренного борта. Для постановки на шпринг используется прочный стальной канат, который через кормовой клюз обносят с внешней стороны борта и крепят к одному из звеньев цепи. Коренной конец каната кладут на кормовые кнехты. Вооружать шпринг следует с отданным якорем. Для этого выбирают канат с таким расчетом, чтобы не подорвать якорь, вооружают шпринг и канат снова травят. Следует иметь в виду, что судно, стоящее на шпринге, обладает большим сопротивлением ветру и течению и поэтому горизонтальное тяговое усилие, приложенное к якорю больше, чем при обычной стоянке.

Если судно, стоя на одном якоре, будет застигнуто неожиданным штормовым ветром, то в результате усиления килевой качки и рыскания возрастут динамические нагрузки на якорь и якорную цепь. При значительном рыскании дополнительно вытравленной якорной

цепи может оказаться недостаточно и, чтобы предотвратить дрейф, следует отдать второй якорь. Существуют два способа уменьшения рыскания. Один из них состоит в том, что в средней стадии рыскания отдают второй якорь и держат его на коротком канате. Сопротивление якоря, когда он волочится по грунту, уменьшает отклонения судна от

его среднего положения. При другом способе второй якорь отдают, когда нос судна достигнет наибольшего отклонения; затем травят оба каната и стоят на двух якорях. Иногда выгоднее отдать якорь с разносом канатов под углом 20-30°, как это описано выше.

Снятие с якоря (якорей).

До начала съемки с якоря или швартовых бочек необходимо заблаговременно выполнить следующие подготовительные операции:

Главный двигатель перевести в постоянную готовность;

Проверить связь с машинным отделением и баком;

Сверить часы на мостике и в машинном отделении;

Проверить работу и согласование машинного телеграфа;

Проверить работу рулевого устройства;

Проверить работу устройства подачи звуковых сигналов (тифон);

Включить и настроить РЛС;

Установить связь с портом, службой управления движением судов (СУДС);

Закрепить грузовые стрелы и закрыть трюма «по-походному».

После общей подготовки судна на бак вызываются расписанные для съемки я якоря члены экипажа (обычно третий помощник и боцман), которые подготавливают к работе брашпиль и проверяют его работу на холостом ходу. По окончании подготовки, но не менее чем за 15 минут до съемки с якоря, старший помощник и старший механик докладывают капитану о готовности судна к съемке с якоря.

Подъем якоря

Подготовку к подъему якоря осуществляют в следующем порядке:

Проверяют надежность крепления ленточного стопора;

Проверяют брашпиль (шпиль) в действии на холостом ходу;

Соединяют цепные барабаны с механизмом брашпиля;

Отдают дополнительные стопоры (если они были наложены);

Готовят шланг и открывают воду для промывания якорной цепи и сообщают на мостик о готовности брашпиля к работе.

Выборку якорной цепи, чтобы не вызвать перегрузку брашпиля, начинают на самой малой скорости и одновременно с этим включают систему обмыва якорной цепи. Когда судна тронется вперед, скорость выбирания цепи можно увеличить, однако необходимо следить, чтобы цепь успевала хорошо обмыться и шла в цепной ящик чистой. Не следует допускать также большого разгона судна, чтобы цепь не пошла под корпус судна.

По команде, полученной с мостика, отдают ленточный стопор и включают брашпиль. Во время выбирания якорной цепи следят за ее направлением: если цепь ложится на излом через форштевень, необходимо временно приостановить ее выбирание, выжидая момент,

когда нос судна вновь будет повернут в нужную сторону. Если это не будет сделано, то якорная цепь, испытывая при изгибе чрезмерные напряжения, может разорваться или сильно деформироваться. В процессе выборки якорной цепи помощник капитана постоянно докладывает на мостик о количестве смычек на брашпиле или в воде, натяжении и направлении цепи относительно диаметральной плоскости судна. Одновременно в колокол подаются следующие сигналы:

Количество смычек, оставшихся в воде, отбиваются отдельными ударами;

Канат «панер» (якорная цепь идет вертикально вверх) – частые удары в колокол;

Якорь «встал» (оторвался от грунта) – один удар в колокол;

Якорь вышел из воды (чист/не чист) – два удара в колокол;

Якорь в клюзе (на месте) – три удара в колокол.

Когда якорь будет подтянут до панера, т. е. когда якорная цепь будет направлена по вертикали к уровню воды, а сам якорь еще не оторвался от грунта, об этом сообщают на мостик подачей установленного сигнала.

Момент отрыва якоря можно легко определить по работе брашпиля, который сразу начинает увеличивать частоту вращения после уменьшения нагрузки; вместе с тем якорная цепь сразу ослабевает. Момент отрыва якоря от грунта - «якорь встал» - это переход судна из состояния «на якоре» в состояние «на ходу». Необходимо спустить якорный шар или выключить якорные огни и включить ходовые.

При благоприятных условиях погоды, пока якорь не вышел из воды, ход машине давать не следует, так как якорь может оказаться «нечист». При выходе якоря из воды на мостик докладывают, что «якорь вышел из воды, чист» или «якорь нечист». После выхода якоря из воды его промывают и поднимают на место, сообщают на мостик тремя ударами в колокол и словами «Якорь на месте!». При съемке с якоря на волнении, когда нос судна резко поднимается и опускается, существует опасность обрыва якорной цепи. Чтобы

цепь не оборвалась, дают машине самый малый ход вперед и подрывают якорь.

При съемке с двух якорей вначале выбирают якорь, у которого в воде меньше якорной цепи, или якорь того борта, который расположен ближе к опасностям и рядом стоящим судам. Если угол между цепями небольшой, их можно выбирать одновременно.

При стоянке на двух якорях способом фертоинг для съемки с якорей первоначально травят цепь якоря, на котором судно стоит в данный момент, и одновременно с этим подбирают цепь второго якоря. Когда он окажется в клюзе, выбирают первый якорь.

Когда якорь при выбирании цепи достигнет клюза, двигатель брашпиля останавливают. Якорь, поднятый с грунта, следует хорошо промыть струей воды. Затем вновь включают брашпиль для того, чтобы окончательно втянуть якорь в клюз. Втягивая якорь в клюз,

следует не пропустить момент своевременной остановки брашпиля.

Запоздалая остановка приведет к тому, что звено якорной цепи может быть надорвано и якорь будет потерян. Якорь, втянутый в клюз, должен быть выбран «до места», т. е. так, чтобы лапы его хорошо прижались к обшивке корпуса, это исключает возможность движения якоря в трубе во время качки судна. Для определения положения якоря в клюзе рекомендуется на палубном стопоре и на звене якорной цепи поставить марки белой краской, совпадение которых укажет, что якорь выбран до места и занимает правильное положение.

Очистка якоря

Если якорь, выйдя из воды, окажется «не чист», приступают к его очистке. Бывают случаи, когда своя якорная цепь запутается за лапу якоря или лапы якоря зацепятся за чужую цепь или кабель. В первом случае якорь подтягивают к клюзу и на свободную

лапу якоря надевают стальную стропку, за которую крепят стальной трос. Затем дают слабину якорной цепи, и тогда за бортом судна можно развести запутавшиеся за лапу шлаги цепи. После того как якорную цепь распутают, ее слабину выбирают, одновременно потравливая трос (со стропкой) до тех пор, пока масса якоря не ляжет

на цепь. После этого остается снять с якоря трос и стропку и выбрать цепь.

Очистку якоря от своей цепи можно производить также путем заведения в якорную скобу серьги из стального троса, при помощи которой подбирают якорь, пока цепь не станет свободной для ее очистки. В остальном очистка производится так же, как указано

выше. В случае, когда лапы якоря зацепились за чужую якорную цепь или кабель, очистку можно производить только на месте стоянки судна и можно давать ход машине только для того, чтобы удерживать судно на одном и том же месте. Очистку якоря во втором случае производят следующим образом. Подтягивают сначала якорь возможно ближе к клюзу. Затем под чужую цепь через носовую киповую планку заводят серьгу, которую обтягивают и крепят на кнехте. После этого брашпилем травят свою якорную цепь, отчего вся масса поднятой чужой цепи (или кабеля) ложится на серьгу, а лапы своего якоря освобождаются. Затем якорь осторожно подтягивают к клюзу, следя за тем, чтобы лапы опять не зацепились за висящую на серьге чужую цепь (или кабель). Когда веретено якоря будет втянуто в клюз, отдают один конец серьги, а трос выбирают на палубу. Только после этого можно дать ход машине.

При стоянке судна на двух якорях, когда оно повернется на 180°, на якорных цепях образуется так называемый крест . Для разводки креста сначала необходимо выбирать тот якорь, цепь которого находится снизу. Цепь второго якоря при этом надо немного потравливать. Крест исчезнет в тот момент, когда первый якорь будет «панер».

При повороте судна на 360°, когда якорные цепи перекрещиваются дважды, образуется двойной крест, который называют крыжом . Для разводки крыжа необходимо осуществить разворот судна в сторону, противоположную закручиванию цепей, на 360°. Практически выполнить это самостоятельно невозможно, необходима помощь буксиров. При самостоятельной разводке необходимо одну из цепей расклепать, концы закрепить на судне. Далее действовать по обстановке. Для предотвращения этого явления следует внимательно наблюдать за положением судна и его якорных цепей. В случае, если

судно начнет разворачиваться, следует заблаговременно до образования крыжа произвести перекладку якорей.

Уборка якоря

Для уборки якоря по-походному якорную цепь зажимают палубным стопором и накладывают цепные стопоры; затем закрывают задвижными щитами якорные клюзы и задраивают палубные. Пост управления электрическим брашпилем закрывают чехлом. Палубные клюзы при коротких переходах закрывают крышками или парусиновыми чехлами - брюканцами . На дальних переходах, особенно в штормовых условиях плавания, палубные клюзы рекомендуется цементировать: закрывают палубный клюз специально по месту изготовленными деревянными клиньями и, проконопатив паклей, заливают сверху цементным раствором. Для быстрого затвердевания цементного раствора в него добавляют жидкое стекло. Такой способ закрытия клюзов наиболее надежен, он полностью предохраняет цепные ящики от попадания в них воды.

    Правило МППСС – 72 (Правило 30) Суда на якоре и суда на мели.

Правило 30

Суда на якоре и суда на мели

    Судно на якоре должно выставлять на наиболее видном месте:

    1. в носовой части судна – белый круговой огонь или шар;

      на корме или вблизи от нее и ниже огня, предписанного подпунктом (i), - белый круговой огонь.

      1. Судно длиной менее 50 м может выставлять на наиболее видном месте белый круговой огонь вместо огней, предписанных пунктом (а) этого Правила.

        Судно на якоре может, а судно длиной более 100 м должно использовать также имеющиеся рабочие или другие равноценные огни для освещения своих палуб.

        Судно на мели должно выставлять огни, предписанные пунктами (а) или (b) этого Правила, и, кроме того, на наиболее видном месте:

        1. два красных круговых огня, расположенные по вертикальной линии;

          три шара, расположенные по вертикальной линии.

          1. Судно длиной менее 7 м на якоре, когда оно не находится в узком проходе, на фарватере, месте якорной стоянки или вблизи от них, а также в районах, где обычно плавают другие суда, не обязано выставлять огни или знак, предписанные пунктами (а) и (b) этого Правила.

            Судно длиной менее 12 м на мели не обязано выставлять огни и знаки, предписанные подпунктами (i) и (ii) пункта (d) этого Правила.

Постановка судна на два якоря осуществляется, когда необходимо:

увеличить держащую силу якорного устройства;

уменьшить рыскание судна;

удерживать судно в определенном положении;

уменьшить радиус циркуляции на якоре при переменных ветре и течении.

Постановка с хода (рис. 2.27)

1. Курс судна должен быть перпендикулярен направлению действия внешних сил.

2. Отдают первый якорь, руль в сторону отданного якоря.

3. Травят канат первого якоря и подходят к месту отдачи второго.

4. Отдают второй якорь - судно разворачивается против действия внешних сил; канаты обоих якорей травят.

5. Выходят на канаты так, чтобы угол между ними был 30 - 40 градусов.

Постановка на два якоря для уменьшения рыскания (рис. 2.28)

1. Курс судна должен быть противоположен действию внешних сил − отдают первый якорь.

2. Потравливая цепь и при помощи главного двигателя, подходят к месту отдачи второго якоря.

3. Отдают второй якорь и травят оба каната.

4. После выхода на ветер или течение канаты обтягивают так, чтобы угол между ними был 90−1200, соотношение длин канатов первого и второго якорей должно быть как 4:3.

Постановка на два якоря способом «фертоинг» (рис. 2.29)

Способ применяется на рейдах с ограниченной акваторией и подверженных приливо-отливным течениям.

Для уменьшения циркуляции судна при смене направления течения угол разноса якорных цепей должен составлять примерно 1800.

При таком способе судно будет стоять не на двух якорях, а поочередно, в зависимости от направления течения то на правом, то на левом якоре.

1. Курс судна должен быть против направления действия приливо-отливного течения. Отдают первый якорь и, потравливая его канат, выходят в точку отдачи второго якоря.

2. Отдают второй якорь и дают задний ход, при этом канат первого якоря выбирают, а второго травят.

3. Выходят на канаты обоих якорей, чтобы угол между ними был приблизительно 1800.

tattooe.ru - Журнал современной молодежи