Два подхода в изучении истории. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории

История - это общественная наука, изучающая прошлое человечества как исторический процесс. Первоначальное значение слова «история» восходит к древнегреческому термину, означавшему «расследование, узнавание, установление». История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. В римской историографии (историография - отрасль исторической науки, изучающая её историю) это слово стало обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого. Вскоре «историей» стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном. В настоящее время слово «история» имеет два значения: 1) рассказ о прошлом; 2) название науки, изучающей прошлое, быт и жизнь народов.

История, как предмет науки рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует совокупность явлений общественной жизни, все её стороны (экономику, политику, культуру, быт и т.д.), их взаимосвязи и взаимообусловленности. История как наука оперирует точно установленными фактами. Как и в других науках, в истории идет накопление и открытие новых фактов. Эти факты извлекаются из исторических источников. Исторические источники - это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом.

В настоящее время выделяют четыре основные группы исторических источников:

1) вещественные;

2) письменные;

3) изобразительные (изобразительно-графические, изобразительно-художественные, изобразительно-натуральные);

4) фонические. Историки, изучая исторические источники, исследуют все факты без исключения.

Собранный фактический материал требует своего объяснения, выяснения причин развития общества. Так вырабатываются теоретические концепции. Таким образом, с одной стороны необходимо знание конкретных фактов, с другой - осмысление всех фактов с целью выявления причин, закономерностей развития общества. Так, например, в разное время историки по-разному объясняли причины и закономерности развития истории нашей страны. Летописцы со времен Нестора считали, что мир развивается по божественному провидению и божественной воле. С появлением рационалистического знания историки в качестве определяющей силы исторического процесса стали искать объективные факторы.

3) Новое время (от эпохи Возрождения до 1918 г. - окончание Первой мировой войны).

4) Новейшее время (с 1919 г. до наших дней).

Сложился ряд вспомогательных исторических дисциплин, разрабатывающих общие вопросы методики и техники исторических исследований.

Среди них:

1. Палеография исследует рукописные памятники и старинное письмо;

2. Нумизматика занимается изучением монет, медалей, орденов, денежных систем;

3. Сфрагистика изучает печати;

4. Топонимика занимается происхождением географических названий;

5. Краеведение изучает историю местности, региона, края;

6. Генеалогия исследует происхождение городов и фамилий;

7. Геральдика изучает гербы стран, городов, отдельных людей;

8. Эпиграфия исследует надписи на камне, глине, металле;

9. Источниковедение занимается изучением исторических источников;

10. Историография основным кругом своих вопросов считает описание и анализ взглядов, идей и концепций историков, изучение закономерностей в развитии исторической науки; и др.

Первобытный мир и рождение цивилизаций (источники, периодизация истории первобытного общества, теории происхождения человека).

Первобытная история человечества реконструируется по целому комплексу источников, поскольку ни один источник в отдельности не в состоянии предоставить полной и достоверной картины данной эпохи.

Важнейшая группа источников - археологические источники, способствуют исследованию материальных основ человеческой жизнедеятельности. Предметы, изготовленные человеком, несут в себе информацию о нем самом, о его занятиях, обществе, в котором он жил.

Этнографические источники делают возможным при помощи сравнительно-исторического метода реконструировать культуру, быт, общественные отношения людей прошлого. На основе антропологических источников изучаются костные останки первобытных людей, восстанавливаются их физический облик. Другой вид источников - лингвистический, позволяют учёным заниматься исследованием языка и выявлением в его рамках древнейших пластов, которые сформировались в далеком прошлом.

Периодизация - это условное деление истории человечества в соответствии с определенными критериями на временные этапы. Археологическая периодизация в качестве основного критерия использует последовательную смену орудий труда.

Основные этапы:

1. Палеолит (древнекаменный век) - делится на нижний (самый ранний по времени), средний и верхний (поздний). Палеолит начался более 2 млн. лет назад, завершился около VIII тыс. до н.э.;

2. Мезолит (среднекаменный век) - VIII-VI тыс. до н.э.;

3. Неолит (новый каменный век) -V-III тыс. до н.э.;

4. Энеолит (меднокаменный век) - переходный этап между каменным и металлическим периодами (примерно IV-III тыс. до н.э.);

5. Бронзовый век - III-II тыс. до н.э.;

6. Железный век - начинается в I тыс. до н.э.

Существует несколько теорий происхождения человека. Эволюционная теория предполагает происхождение человека от высших приматов - человекообразных обезьян, путём постепенного видоизменения. Теория творения (креационизм) утверждает, что человек сотворён Богом . Теория внешнего вмешательства, так или иначе, связывает появление людей на земле с деятельностью инопланетных цивилизаций.

Археологические находки позволяют разным исследователям считать прародиной человечества Южную Африку или Южную Азию, область Средиземноморья, либо Центральную Азию (Монголию). Все предполагаемые области появления антропоидных предков человека находятся в тропической и субтропической зонах. Смена стадий антропогенеза (происхождения человека) была связана с наиболее значительными качественными преобразованиями в трудовой деятельности человека, его морфологии и сознании, структуре социальной организации.

Первой фазе антропогенеза предшествовала интенсивная эволюция высших обезьян, живших 25-30 (по мнению некоторых ученых 40) миллионов лет назад и постепенно переходивших к передвижению на двух ногах и употреблению природных предметов в качестве орудий. К таким приматам, представляющим первую стадию антропогенеза, относятся австралопитеки. Двуногое передвижение, довольно крупный мозг, некоторые особенности внешнего облика и прежде всего - занятия австралопитеков (охота с применением орудий), - все это, позволяет современным ученым отнести австралопитеков к обезьянолюдям и датировать их появление около 4-5 млн. лет назад. Возможно, к австралопитекам был близок и так называемый «человек умелый», живший в Восточной Африке около 2,5 млн. -1 млн. 750 тыс. лет назад.

Дальнейшее совершенствование человека и отделение его от мира животных происходит в эпоху раннего палеолита (2 млн. лет - около 100 тыс. лет до н.э.). Человек этого периода - питекантроп («обезьяночеловек»), синантроп («китайский человек») и другие - сохранял в своем облике много обезьяньих черт, был двуногим; изготовлял каменные орудия; обладал зачатками речи и умел пользоваться огнем (хотя и не умел его добывать). Древние люди (неандертальцы) сформировались к началу среднего палеолита (100 - 40 тыс. лет до н. э.). У них больше черт сходства с современным человеком: речь их была более четкой и совершенной, разделялась на отдельные слова; они жили оседло в пещерах; неандертальцы впервые стали хоронить умерших.

Резкое похолодание в этот период приводит к появлению искусственных жилищ и одежды, усовершенствованию каменных орудий, развитию охоты, изобретению способов искусственного добывания огня. Необходимость объединения людей для борьбы за свое существование вела к укреплению социальных связей и появлению новой формы общественной организации - материнской родовой общины; а также к прогрессивным изменениям в сознании и мышлении неандертальца - появлению зачатков религиозных представлений. В этот период человек продолжил освоение тропиков и субтропиков, расселился по всей Африке и Евразии.

Период позднего палеолита (40-10 тыс. лет до н.э.) ознаменовался появлением человека современного типа - кроманьонца (от названия грота Кро-Маньон во Франции). Хозяйство оставалось присваивающим - главным источником существования продолжали быть охота и собирательство, к которым добавилось рыболовство. Происходило дальнейшее укрепление родовой общины; расширение обитаемого пространства (люди заселили Австралию и Америку). Не вызывает сомнения существование в позднем палеолите религии в форме магии и тотемизма; а также появление искусства, в котором человек закреплял результаты своего трудового опыта, тем самым обогащая свой духовный мир. Появляются зачатки искусства танца, песни и музыки, архитектуры, скульптуры, живописи.

В мезолите прогрессировала техника обработки камня, кости, рога; совершенствовались приемы и орудия охоты и рыболовства (появились лук и стрелы, бумеранг, лодка, сеть, крючок); появились зачатки скотоводства и земледелия; дальше развивались религиозные представления и искусство.

Неолит характеризуется усилившейся неравномерностью исторического развития отдельных территорий; более высокой техникой обработки камня, началом производства керамики и ткачества; переходом во многих районах к оседлому скотоводству и земледелию, первой обработкой человеком металла. В эпоху неолита произошло первое общественное разделение труда - земледелие и скотоводство выделились в отдельные виды деятельности. В результате второго общественного разделения труда ремесло стало отделяться от земледелия, что привело к отделению города от деревни.

Таким образом, переход от присвающего хозяйства к производящему сыграл особую роль в зарождении цивилизации, это событие, английский ученый Гордон Чайлд назвал «неолитической революцией». Среди основных последствий неолитической революции - не только дальнейший рост численности и плотности населения, но накопление и развитие культурных традиций (вследствие наличия большого количества свободного времени для занятия художественным творчеством), формирование нового образа жизни, появление возможности содержать лиц, не занятых непосредственно в процессе производства.

Таким образом, «неолитическая революция» - кардинальный рубеж в истории человечества, выведший на авансцену истории общества земледельцев - скотоводов, явившиеся, в свою очередь, исходным пластом цивилизации. Иными словами, создались условия для возникновения нового типа человеческих общностей - цивилизаций. До этого признаками, отделявшими одни сообщества людей от других, служили биологический (расово-антропологический) и культурно-лингвистический (этнический).

В бронзовый век происходит дальнейшее совершенствование орудий труда, усиление роли мужчины в обществе (перехода к отцовской родовой общине). Мужчина - земледелец и воин стал главой семьи. Возникает патриархальная семья. Продукт постепенно перестаёт делиться среди членов общины, а имущество начинает переходить от отца к детям. Так закладываются основы частной собственности.

Железный век связан с широким развитием металлургии, становлением специализированного ремесла, развитием торговли. С развитием плужного земледелия земледельческий труд перешёл из женских рук в мужские. Появление металла сыграло существенную роль в развитии всех видов хозяйственной деятельности человека и сопровождалось крупными изменениями в технологии, в экономической и социальной жизни, в усилении торгового обмена и, вместе с тем, военных столкновений между племенами.

В итоге раннеземледельческий мир стал постепенно переходить к цивилизации. Таким образом, первобытный период человеческой истории был временем накапливания материальных и духовных ценностей, фундаментом всех мировых цивилизаций.

Общая характеристика цивилизаций Древнего Востока.

Термин «Древний Восток » ввели в научный оборот античные авторы. Так называли страны, расположенные к востоку от греко-римского мира. Хронологические рамки Древнего Востока охватывают несколько тысячелетий - от конца IV тыс. до н. э., когда возникли первые государства, до середины I тыс. н. э., когда последние из них, как считают, вступили в средневековую фазу своего исторического развития. Хронологический рубеж между древностью и средневековьем на Востоке более условный, чем реальный.

Древний Восток представляет собой сложный и многоплановый тип цивилизации, в котором можно выделить следующие общие признаки:

Экономическим основанием является мелиоративное земледелие,

Земля и вода находятся в собственности государства;

Государственная власть строится на принципах централизации с развитой бюрократией;

Абсолютную власть государства представляет правитель (фараон, император);

Население находится в полной зависимости от государства;

Большинство населения проживает в более или менее замкнутых и разрозненных сельских общинах.

На Древнем Востоке с разложением и распадом общинно-племенных отношений, появлением собственности на средства производства и продукты труда, возникает стремление отдельных лиц наживаться за счет других, и тем самым увеличивать свое богатство. В общинах складывается имущественное неравенство - появляются богатые и бедные, угнетению подвергаются не только рабы, но и менее состоятельные соплеменники.

Уже в III-II тысячелетиях д. н. э. население Древнего Востока делилось на имущих и бедных, рабов и их владельцев. Земледельцы, скотоводы и другие слои населения начинают оказывать сопротивление имущественному угнетению, захвату земель знатью; рабы стремятся вернуть себе свободу и не хотят трудиться на рабовладельцев. Накопление вождями племен богатства дает им возможность брать себе на службу стражников и отряды воинов, с возрастанием числа которых усиливается и власть вождя, который становится полновластным повелителем племени и сам решает все дела. Вожди со временем становятся царями.

Понятие цивилизация многомерно. Ее определяют как сообщество людей, составляющих определенный культурно-исторический тип. При множественности факторов, составляющих цивилизацию, основными принято считать три признака: наличие городов, государства и письменности. Каждая цивилизация, ограниченная хронологическими и географическими рамками, уникальна и неповторима. Постоянно развиваясь, она проходит стадии зарождения, расцвета, разложения и гибели.

Древневосточные цивилизации относятся к типу традиционных цивилизаций. Основой традиционной цивилизации является община. Постепенно существующие в ней родоплеменные связи замещаются этническими, хозяйственными, религиозными, профессиональными и т.п. Базой развития общества становится унаследованная от родоплеменного строя корпоративность - включенность человека в социальное, религиозное или профессиональное сообщество, призванное сохранить существующий порядок вещей. При этом интересы сообщества стоят над интересами отдельной личности, а ее собственностью распоряжается община. Интересы корпорации ограничивают свободу личности.

Такая система не терпит изменений и очень консервативна. Для большинства традиционных цивилизаций характерна ксенофобия - неприятие и боязнь чужого, отождествляемого с враждебным. Основой экономики традиционных цивилизаций является сельское хозяйство экстенсивного типа, направленное на овладение природными ресурсами. Его эффективность мала, а получаемые излишки незначительны. Доминирует натуральное хозяйство, а рынок играет небольшую роль.

Политическая организация жизни восточных цивилизаций получила в истории название деспотий. Одним из характерных признаков восточного деспотизма является абсолютное преобладание государства над обществом. Глава государства обладает всей полнотой законодательной и судебной власти, он назначает и смещает чиновников, объявляет войну и заключает мир, осуществляет верховное командование армией.

Важный показатель восточного деспотизма - политика принуждения. Основной задачей насилия было не наказание преступника, а нагнетание страха перед властью. Во всех деспотиях Востока страх перед верховной властью сочетался с безграничной верой в её носителей. Тиран в глазах подданных предстаёт как грозный защитник народа, карающий зло и произвол, царящее на всех ступенях продажной администрации.

Политическую основу восточного деспотизма составляло абсолютное господство аппарата государственной власти. Государственный бюрократически организованный аппарат власти состоял из трёх ведомств: 1. военного; 2. финансового и 3. публичных работ. Военное ведомство поставляло рабов-иностранцев, финансовое - изыскивало средства, необходимые для содержания армии и управленческого аппарата, для пропитания массы людей, занятых в строительстве, и т.д. Ведомство публичных работ занималось строительством и поддержанием оросительных систем, дорог и прочего.

К древневосточным принадлежат цивилизации, сложившиеся в конце V - II тысячелетиях до н. э. в Северной Африке и Азии. Эти цивилизации, развивавшиеся, как правило, изолированно друг от друга, называют речными, так как их зарождение и существование были связаны с великими реками - Нилом, Тигром и Евфратом, Индом и Гангом, Хуанхэ и Янцзы. Древневосточные цивилизации возникли независимо друг от друга. Они создали первые системы письменности, открыли принципы государственности и нормы сосуществования людей. Их исторический опыт был использован цивилизациями, возникшими в более позднее время.

Первый этап развития государств Древнего Востока связан с формированием первых очагов цивилизаций - городов-государств в Двуречье - долине рек Ефрата и Тигра - и охватывает конец V - IV тысячелетия до н. э. Жители Двуречья сеяли пшеницу, ячмень, лён, разводили коз, овец и коров, возводили ирригационные сооружения-каналы. Эти города-государства долгое время воевали друг с другом, до тех пор пока в XXIV в. до н. э. правитель города Аккада Саргон объединил все города и создал - крупное шумерское государство.

Второй этап - эпоха централизованных царств - приходится на III-II тысячелетия до н. э. Возникшие в это время цивилизации Закавказья, Иранского нагорья и Аравийского полуострова находились в теснейшем контакте с древними цивилизациями Ближнего Востока, тогда как современные им цивилизации Индии и Китая развивались изолированно. Для этой этого этапа характерно господство натурального хозяйства.

Третий этап - первая половина I тысячелетия до н. э. - эпоха возникновения и гибели великих империй - таких, как Новоассирийская, Нововавилонская, Ахеменидская и Циньская. Ведущей тенденцией их развития была интеграция составляющих эти супергосударства регионов и выравнивание уровней их развития. Для этой эпохи были характерны рост роли товарного хозяйства и частной собственности. Древневосточные общества на Ближнем Востоке прекратили существование после походов Александра Великого (336-323 гг. до н.э.). На Среднем и Дальнем Востоке древние цивилизации, в большей степени, развивавшиеся изолированно, плавно вросли в цивилизации средневековые (заметно отличавшиеся от феодальной цивилизации Западной Европы).

Древним Востоком обычно называют Древний Египет и страны Двуречья, располагавшиеся в долинах рек Евфрат и Тигр (Месопотамию). Это название в наше время совершенно условно и употребляется только как пережиток периода римского владычества, когда и Египет, и Двуречье входили в состав римской империи и были по отношению к Риму действительно востоком. Раскопки и исследования ХIХ - ХХ вв. расширили смысл выражения «Древний Восток», в который стали входить Древняя Индия, Древний Китай, а также Древняя Палестина, Древняя Сирия.

История

1)История –гуманитарная наука, изучающая прошлое человеческого общества, события, явления, процессы, основные закономерности и этапы его развития в пространственно-временном измерении. Предметом изучения истории России являются закономерности политического и социально-экономического развития Российского государства и общества. История России исследует формы проявления исторических закономерностей, выражающихся в исторических событиях и факторах. Можно сказать, что предметом изучения истории России является процесс формирования предпосылок, зарождения и социально-политического развития общества и государства как часть мирового процесса истории человечества

2)Под исторической концепцией понимается система взглядов одного историк или группы учёных, как на весь ход исторического развития в целом, так на его различные проблемы и стороны. Многообразие концепций исторического развития связано с тем, что на ход истории оказывают постоянное воздействие различные факторы - космическо-биологические - социально-культурные -хозяйственно-экономические - научно-технические В зависимости от того, влиянию каких факторов отдает предпочтение тот или иной исследователь, он создает ту или иную концепцию. Общественно-идеалистическая концепция отводила решающую роль в и.п. проявлению сверхчеловеческих сил. Концепция материалистического понимания истории. Основные принципы – единство человечества, историческая закономерность, детерминизм (причинно-следственные связи), прогресс. Формационная концепция на основе закона «отрицания отрицания» предполагает неизбежность развития исторического процесса от первобытного коммунизма. Формационный подход: +характеризуется историзмом +охватывает каждое общество в его целостности +конкретный анализ различных типов общества - предполагает однолинейный характер исторического развития. - жестко связывает все изменения в обществе с экономическим базисом, экономическими отношениями -абсолютирует роль конфликтных отношений в обществе, придает классовой борьбе и насилию решающее значение в поступательном историческим развитии - сопряжен с элементами социального утопизма и даже провиденциализма. Цивилизационный подход в поиске общих закономерностей исторического процесса основан на выявлении общности черт в политической, духовной, бытовй, материальной культуре, общественном сознании, сходных путях развития. Кроме того здесь учитываются различия порожденные средой обитания, историческими особенностями. Выделяются 3 осн типа цивилизаций: -народы без идеи развития, т.е. вне исторического времени(первобытное состояние общества, для него характерны адаптация, гармония чела и природы, повторение традиций) -восточный(циклический характер развития;характерны переплетение прошлого и настоящего, сохранение религиозн. приоритетеов, его отличают отсутствием ярковыраж. классовых различий и развитой части, собственности) -европейский(прогрессивный) - в основе идея непрер. развития, этот тип становится общим для евр стран с распространением христианства. Для него хар-ны рационализм, разв части собственность, рыночн отношения, классовая структура с активно действующими полит партиями, наличие гражд. общества. + позволяет ученым уйти от одномерной картины мира, учитывать неповторимость путей развития отдельных регионов, стран и народов + его методологические принципы применимы к истории любой страны + история рассматривается как многолинейный и многовариантный процесс + предполагает целостность, единство человеческой истории + достаточно полная оценка развития стран или регионов +важную роль при характеристике играют культура и религия - аморфность критериев определения типов цивилизации -недостаточно четко разработаны проблемы движущих сил и.п., направленность и смысл исторического развития.



3) Крупнейшим представитем русской исторической школы являлся русский писатель и историк Н. М. Карамзин (1766 – 1826). Основоположник русского сентиментализма свой главный труд посвятил истории («История государства Российского в 12-ти томах») . Концепция «государственника» Н. М. Карамзина состоит в следующем – Россия громадная страна, «мира половина» , и потому государственным строем ее должна быть монархия. Это не отвлеченная теория, за ней стоит многовековой исторический опыт России, в которой некогда русское самодержавие сыграло определенную прогрессивную роль, способствуя объединению России и сплочению в единое государство различных феодальных земель и княжеств, осуществляя в лице Петра Великого важные государственные преобразования. Успехи самодержавия определяли благосостояние и успехи Руси-России, а периоды упадка самодержавного режима были чреваты для страны бедами. История, по мнению Карамзина, должна учить и царей.



Этапом в развитии русской исторической науки в XIX веке связан с именем С. М. Соловьева (1820 – 1879). Его труд «История России с древнейших времен в 29-ти томах» рассматривает развитие российской государственности от Рюрика до Екатерины II. С. М. Соловьев считал государственность основной силой общественного прогресса, необходимой формой существования народа, который немыслим без государства. Историк большое значение в истории придавал природе и географической среде, которые во многом определяют ход и содержание исторического процесса. Он считал, что «три условия имеют особенное влияние на жизнь народа: природа страны, где он живет; природа племени, к которому он принадлежит; ход внешних событий, влияния, идущие от народов, которые его окружают» .

У каждого явления есть внутренние причины, все находится во взаимосвязи и одно проистекает из другого. С. М. Соловьев выделял в русской истории четыре периода:

1. Господство родового строя – от Рюрика до Андрея Боголюбского;

2. Эпоха удельной и московской Руси – от Андрея Боголюбского до начала XVII века;

3. Вступление России в систему европейских отношений – от первых Романовых до середины XVII века;

4. Новый период истории России – от середины XVII века до «великих реформ» 1860-х гг.

Последователем идей С. М. Соловьева был В. О. Ключевский (1841 – 1911). В «Курсе русской истории в 5-ти томах» он первый среди российских историков отошел от периодизации по царствованиям монархов. По Ключевскому история России делится на периоды или исторические вехи: Днепровский, Верхневолжский, Московский или Великорусский и Всероссийский. В основу данной периодизации была положена традиционная идея о столицах как центрах русской государственности. Теоретические построения Ключевского опирались на триаду: человеческая личность, людское общество и природа страны. Основное место в «Курсе русской истории» занимают вопросы социально-экономической истории России. В. О. Ключевский, описывая структуру российского общества, основой деления на классы считал различные виды хозяйственной деятельности и разделение труда. В понятие «народ» в отличие от историков-марксистов он не вкладывал социального содержания, не выделяя трудящихся и эксплуататоров. Термин «народ» у него используется как бы в этническом смысле. В. О. Ключевский ставил вопрос об общеисторическом процессе, в котором каждая местная история имеет внутреннее своеобразие. Высшим достижением национального и морального единства народа является государство как орган бесклассовый и общенародный, защищающий общенациональные интересы.

После победы Октябрьской революции в России была предложена новая интерпретация фактов русской истории. Исходная точка этой концепции – социально-экономический детерминизм в изучении истории, что определило трактовку исторического процесса как смену социально-экономических формаций, а основным содержанием исторического процесса являлась борьба классов.

  • 1. Предмет исторической науки. Методологические подходы к изучению истории.
  • 2. Видные представители отечественной исторической науки.
  • 3. Исторический источник: понятие, классификация.

Учебники

Боханов А.М., Горинов М.М., Дмитренко в.П. История России с древнейших времен до конца XVII века / под ред. А.Н. Сахарова. М.: ACT, 2001.

История России с древнейших времен до конца XVII века / под ред. А.Н. Сахарова, А.П. Новосельцева. М., 1996. 351 с.

История России с древнейших времен до 1861 года: Учебник для вузов / под ред. Н.И. Павленко. 2-е изд., испр. М.: Высш. шк., 2003. 560 с.

История России с древнейших времен до наших дней / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М.: Проспект, 1999. 544 с.

Литература

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 1987. 438 с.

Коломийцев В.Ф. Методология истории (От источника к исследованию). М.: РОССПЭН, 2001. 191 с.

Методология истории: Учебное пособие для студентов вузов / под ред. А.Н. Алпеева и др. Минск: НТООО "Тетра Системе", 1996. 240 с.

Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории. М.: Высш. школа, 1989. 174 с.

Теоретические проблемы исторических исследований. М.: Изд-во МГУ, 1998. Вып. 1. 200 с.

Предмет исторической науки. Методологические подходы к изучению истории

История человечества - это непрерывный процесс смены поколений, обществ, цивилизаций. История - одна из самых древних наук, это социальная память людей. История изучает процесс развития человечества. История изучается на основании фактов, зафиксированных в различных источниках. История - постоянно развивающаяся наука, так как подвижна источниковая база (находки или публикации документов, появление мемуаров и т.д.), и оценка событий может меняться с изменением ситуации в стране и общем уровнем исторических знаний. Суждения историка ближе к истине, если он переработал максимально возможное число источников. Но избыточная информация перегружает проблемы. Надо стремиться к тому, чтобы объем фактов был достаточен для раскрытия темы.

История - не экспериментальная дисциплина, у нее нет точных лабораторных методов исследования, нельзя воссоздать ситуацию и сделать абсолютно точное заключение. Сбор фактов, их анализ и синтез, обобщение - это компоненты метода исторического исследования. Научное исследование всегда начинается с постановки проблемы и ее ограничения. Тема определяет направление исследования и методологию работы. Не должна быть избитой и подкреплена источниками. Актуальность определяется тем как тема способствует лучшему пониманию современного общества и человека. Необходим отбор источников - все изучить невозможно. Нельзя отождествлять источник и факт. Историк изучает не сам факт, а его "остатки", "отпечатки", свидетельства очевидцев, а степень их полноты и достоверности еще предстоит выяснить.

Исторический факт-это сведения, почерпнутые из достоверного источника и подвергшиеся истолкованию, выяснению причинно-следственных связей. Нельзя обобщить все факты, касающиеся темы исследования. Этапы работы историка: 1) отбор фактов; 2) показ фактов и событий в развитии.

История многоотраслевая дисциплина, она тесно связана с другими общественными науками - философией, социологией, политологией, экономикой, культурологией, правоведением, этнологией, археологией и демографией.

Греки первыми перешли от мифологического восприятия мира к рационально-логическому. В V в. до н.э. Геродот (480-425 гг. до н.э.) написал свою "Историю" в 9 книгах, а Фукидид (471-401 до н.э.) - "Историю Пелопонесской войны". Долгое время наиболее достоверной считалась история, написанная участниками или современниками событий. В то же время для Геродота история была больше исследованием мировой культуры, а для Фукидида - деятельность политиков.

Публий Корнелий Тацит (58-117 гг.) написал труды "История" и "Анналы". Его девиз: "без гнева и пристрастия" (главный интерес - установления истины). Он блестяще показал образы императоров - прогрессивные деятели, но одновременно и жестокие тираны.

В средние века возникли летописи - первый опыт хронологического фиксирования событий. В это время ход истории объяснялся "божественным провидением" (монастырские библиотеки, переписчики книг, школы).

Только в эпоху Возрождения появляется первая критика источников. С XVI в. история - не просто разновидность литературы и философии, а самостоятельная научная дисциплина. В XVII в. возникла философия рационализма: Френсис Бэкон (1561-1626) "Новый Органон" - в этой работе в качестве основы научного знания поставлен опыт, данные практики. Впервые в науке он разработал индуктивный метод: переход от единичного к общему, к выводам.

Бенедикт (Барух) Спиноза писал: "Не смеяться, не плакать и не ненавидеть, но понимать". Он считал, что знания, полученные из опыта, являются недостаточными, а необходимое и достоверное знание дает только разум.

Просвещение XVIII в. было отмечено развитием всех отраслей науки. Идет работа над собиранием и систематизацией источников, проверяется хронология, расшифровываются древние надписи. Однако просветители опирались в основном на литературные источники. Итальянский мыслитель Джамбаттиста Вико (1668 - 1744) создал труд "Основания новой науки об общей природе наций", в котором пришел к заключению о том что все народы проходят одинаковые фазы развития. "Век богов" - образование государства, религии, письменности, права, "век героев" - господство аристократии, "человеческий век" - "гуманная" монархия и республика, расцвет городов, господство разума. Каждая фаза проходит восхождение и упадок, но каждый новый цикл начинается с более высокого уровня, чем предыдущий.

Вольтер заложил основы изучения истории культуры ("Век Людовика XIV" и "Опыт о нравах и духе народов"). Он отступил от хронологического изложения материала и расположил его в систематизированном порядке (внешняя политика, финансы, религия, искусство и т.д). Вольтер считал, что история должна изучать достижения человеческого ума и морали.

Монтескье выделял три фактора в истории: 1) форма правления; 2) физические факторы - климат и географическая среда; 3) социальные факторы - торговля, денежная система, численность населения, религия.

Иммануил Кант считал, что история относится к миру этики и не может претендовать на объективность.

Методология истории как часть общей методологии науки начала складываться в первой половине XIX в. Материалистическая интерпретация истории Карла Маркса и Фридриха Энгельса внесла представление об общественно-экономических формациях, об экономическом базисе и политико-идеологической надстройке, о классовой борьбе. Главная мысль о том, что общественное сознание отражает общественное бытие.

В XIX в. развитие получила философия позитивизма О. Конта. Историки-позитивисты подняли значение фактографии, анализа и критики источников. Позитивисты стремились построить методологию истории по образцу естественных наук. В качестве самостоятельной дисциплины стало развиваться источниковедение. Оно ввело в практику ист. исследования определение подлинности источника ("внешняя" или текстологическая критика), выяснение достоверности содержащихся в источнике сведений ("внутренняя" критика) и сопоставление источников для подтверждения достоверности их сведений. Повествовательная история, близкая к художественной литературе, стала превращаться в научную историю. Под влиянием позитивистов сложился культ письменного источника как единственно достоверной исторической базы. К теоретическим построениям позитивисты относились скептически. Но это ограничивало область рассуждений и теоретических выводов исследователей.

На рубеже XIX-XX вв. О. Шпенглер в работе "Закат Европы" написал, что история распадается на замкнутые, неповторимые циклические культуры, которые переживают периоды возникновения, расцвета и умирания.

Марксистская историография предложила формационный подход.

Английский историк и социолог А. Тойнби предложил цивилизационный подход. Он выделил пять ныне существующих цивилизаций и 20 с момента зарождения цивилизаций (Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М.-СПб., 1996). Сходно с Д. Вико. Согласно А. Тойнби, цивилизация проходит четыре стадии - рождение, рост, надлом и падение.

В XX в. история от описательности и эмпиризма переходит к их интерпретации. Расширилась тематика, разнообразные методы, чаще обращение к экономической и социальной истории. История уже не евроцентристская, а подлинно универсальная, включает все континенты. Глобализация сблизила народы планеты. Не отменяя традиционные методы исследования, Интернет стал инструментом накопления знаний. На смену "всемирных историй" приходят монографии, посвященные отдельным народам культурам, событиям. История обрела новые объекты исследования - изучение быта, культуры, нравов, развитие идей, науки и техники.

Современный этап в развитии отечественной историографии характеризуется переосмыслением ее основополагающих теоретико-методологических установок . В наибольшей степени отражает особенности познания любой научной проблемы принцип историзма (способность мыслить категориями места, времени и причинности). Этот принцип выступает не в абстрактно-теоретической форме, а в виде конкретных событий, в деятельности народов и отдельных личностей. К методологии истории относятся рекомендации источниковедения, а также изучение историографии по теме исследования, которая помогает определить направление нового поиска, побуждает присоединиться или опровергнуть концепцию. Историк изучает причины событий, конкретное стечение обстоятельств, послужившее их поводом, развертывание событий во времени и пространстве, завершение события, установление их значения и следствий. В современном научном познании возрастает роль тех методик, которые начинаются с чисто теоретической постановки проблемы. Теоретический замысел дает ориентиры (даже интуитивно) - что, как и для чего изучать.

Не менее важен для исследования методологический принцип объективности, который является обязательным условием научной состоятельности исследования. В то же время, как справедливо подчеркивал академик И.Д. Ковальченко, возможность приобретения истинных знаний "определяется субъективными факторами процесса познания, а именно - позицией исследователя". Наука допускает домысел, но не вымысел. Творческое воображение должно соответствовать всем требованиям научного подхода. Позитивисты только описывали факты без объяснений, а современный научный подход заключается в соединении описания с анализом.

Французская историческая школа "Анналов". Журнал "Анналы: история, социальные науки" выходил с 1946 г. (Л. Февр. Бои за историю. М.: Наука, 1991. 529 с.). С 1929 г. Люсьен Февр (1878-1956) и Марк Блок издавали "Анналы экономической и социальной истории". Данная школа предложила отказаться от "рассказывающей" истории в пользу истории-интерпретации, т.е. главную роль отводила исследователю. Для этой школы характерен повышенный интерес к материальной культуре. В то же время сторонники школы "Анналов" в меньшей степени учитывают идеологию и политику (они, как правило, не изучают XX в., а до начала Нового времени). Для отдельных работ это приемлемо, но не для всей исторической науки (в таком случае могут замалчиваться или трактоваться предвзято факты или целые периоды истории).

Методология исторического исследования может быть основана на синтезе подходов, что является необходимым в связи со сложностью и многогранностью объекта исследования и в то же время позволяет учитывать различные концепции - и проверенные временем, и предложенные вновь. С конца XIX до середины XX в. преобладала "гуманистическая история" с общим социально-экономическим уклоном. В настоящее время новые подходы к историческим исследованиям активно разрабатываются во многих странах. Подходы, предлагаемые "новой социальной историей", популярной с середины XX в., направлены на изучение изменений в масштабах широких социальных групп населения и на исследование социального поведения людей в разных аспектах на протяжении большой исторической эпохи. Для данного направления историографии характерно обращение к массовым источникам с целью выявления основных тенденций и закономерностей социальной динамики. Усилия ученых максимально конкретизировать прошлое находят поддержку в принципиальных установках новой культурной истории и "истории повседневности". Теория модернизации считает главным направлением исторического развития движение к более открытому и менее стратифицированному обществу.

Способы и методы исследования. Все методы являются универсальными и применяются в исторических, политических, философских и других исследованиях. Метод структурного анализа позволял выявлять общее и особенное. Количественные методы. Комплексный подход обеспечивает рассмотрение любого явления в динамике, в системе связей с другими явлениями.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ

Современная ситуация в исторической науке характеризуется переходными тенденциями. Отказ от старых догматических схем, введение новых документальных материалов в исторический оборот, применение новых (в том числе, математических) методов еще не позволили совершить решительный исследовательский прорыв. Но уже сейчас понятно, что произошедшие изменения и поиски современных парадигм исследования требуют синтетического соотнесения ранее отщепленных друг от друга подходов, превращения истории в подлинно гуманитарную науку, где живут и действуют живые люди с их нравами и характерами, а не какие-то безликие классы, социальные группы, элиты и страты.

Формационный подход

Формационный подход был разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом. Смысл его состоит в закономерной смене общественно-экономических формаций. Они исходили из того, что материальная деятельность людей всегда выступает в форме конкретного способа производства. Способ производства - это единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы включают в себя предмет труда, средство труда и человека. Производительные силы - это содержание способа производства, а производственные отношения - форма. С изменением содержания меняется и форма. Это происходит через революцию. И соответственно меняют друг друга различные социально - экономические формации. Согласно этим формациям выделяются стадии развития общества: первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое.

Цивилизационный подход к изучению истории


В основе его заложена идея уникальности социальных явлений, своеобразия пути, пройденного отдельными народами. С этой точки зрения исторический процесс есть смена целого ряда цивилизаций, существовавших в разное время в разных регионах планеты и одновременно существующих в настоящее время. Сегодня известно более 100 вариантов толкования слова "цивилизация". С марксистско-ленинской, долгое время господствовавшей точки зрения - это этап исторического развития, следующий за дикостью, варварством. Сегодня исследователи склоняются к тому, что цивилизация - это качественная специфика (своеобразие духовной, материальной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития. "Цивилизация - это совокупность духовных, материальных и нравственных средств, которыми данное сообщество вооружает своего члена в его противостоянии внешнему миру." (М.Барг)
Любая цивилизация характеризуется специфической общественно-производственной технологией и, в не меньшей степени, соответствующей ей культурой. Ей присущи определенная философия, общественно-значимые ценности, обобщенный образ мира, специфический образ жизни со своим особым жизненным принципом, основу которого составляет дух народа, его мораль, убежденность, обуславливающие определенное отношение к людям и к самим себе. Этот главный жизненный принцип объединяет людей в данной цивилизации, обеспечивает единство на длительный период истории.

Таким образом, цивилизационный подход дает ответы на многие вопросы. Вместе с элементами формационного учения (о развитии человечества по восходящей линии, учением о классовой борьбе, но не как о всеобъемлющей форме развития, о примате экономики над политикой) он позволяет выстроить целостную историческую картину.

История - явление многогранное и изучать её необходимо со всех сторон. При изучении истории полезно применять разнообразные подходы - формационный, цивилизационный, культурологический, социологический и другие. При преподавании в школе целесообразно остановиться на каком -то одном подходе. И в данный момент это, по всей видимости, это должен быть формационный подход, потому как он позволяет понять закономерности исторического развития.

Социологический подход

Сущность социологического подхода к исследованию культуры заключается, во-первых, в раскрытии социальных связей и закономерностей функционирования и развития культуры и, во-вторых, в выявлении ее социальных функций.

Культура в социологии рассматривается, прежде всего, как понятие коллективное. Это – общие для данного коллектива идеи, ценности и правила поведения. Именно с их помощью формируется коллективная солидарность – основа социетальности.

По концептуальной схеме систем социального действия Т. Парсонса, социетальный уровень культуры можно рассматривать как состоящий из следующих компонентов: системы производства и воспроизводства культурных образцов; системы социокультурной презентации (механизмов обмена лояльностями между членами коллектива); системы социокультурной регуляции (механизмов поддержания нормативного порядка и снятия напряжения между членами коллектива).

Проблемное поле социологического изучения культуры достаточно широко и разнообразно. Центральные темы социологического анализа - культура и социальная структура; культура и образ или стиль жизни; специализированная и обыденная культура; культура повседневной жизни и пр.

В социологии, как и в социальной или культурной антропологии, существуют и конкурируют друг с другом три взаимосвязанных аспекта изучения культуры – предметный, функциональный и институциональный.

Предметный подход делает акцент соответственно на изучении содержания культуры (системы ценностей, норм и значений или смыслов), функциональный – на выявлении способов удовлетворения человеческих потребностей или способов развития сущностных сил человека в процессе его сознательной деятельности, собственно институциональный – на исследовании «типических единиц» или устойчивых форм организации совместной деятельности людей.

В рамках предметного понимания при социологическом анализе культуру принято рассматривать как систему ценностей, норм и значений, господствующих в данном обществе или группе.

Одним из первых разработчиков предметного подхода в социологии можно считать П.А. Сорокина. Рассматривая структуру социокультурного взаимодействия, он выделяет культуру – «совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения».

Функциональный и институциональный анализ в социологии разрабатываются взаимосвязанно. На эту особенность антрополого-социологического познания культуры впервые обратил внимание Б. Малиновский.

Функциональный анализ – это такой анализ, «в котором мы пытаемся определить отношение между культурным отправлением и человеческой потребностью – базовой или производной… Ибо функция не может быть определена иначе, как удовлетворение потребности посредством деятельности, в которой человеческие существа сотрудничают, используют артефакты и потребляют продукты» - писал Б. Малиновский.

Второй, институциональный подход берет за основу понятие организации. Институт предполагает в свою очередь «соглашение по поводу некоторого множества традиционных ценностей, ради которых человеческие существа соединяются вместе».

Использование специфики обоих подходов (функционального и институционального) в исследовании культуры особенно ярко видно в определениях, предложенных Б. Малиновским.

Культура у него определяется в одном случае как «интегральное целое, состоящее из приспособлений и предметов потребления, из конституциональных установлений для различных социальных групп, из человеческих идей и ремесел, верований и обычаев».

В другом же случае она понимается не иначе как «интеграл, составленный из частично автономных, частично скоординированных институтов».

Социология ближе всего подошла к определению и раскрытию наиболее важных социальных функций культуры – консервации, трансляции и социализации.

1. Культура – тип социальной памяти общности – народа или этноса (функция консервации). Она включает в себя места хранения социальной информации (музеи, библиотеки, банки данных и т.д.), унаследованные схемы поведения.

Она есть особый социальный механизм, который позволяет воспроизводить эталоны поведения, проверенные опытом истории и соответствующие потребностям.

2. Культура – форма трансляции социального опыта (функция трансляции).

К такому пониманию склоняются многие западные и отечественные социологи. Они берут за основу понятия «социальное наследование», «научаемое поведение», «социальная адаптация», «комплекс образцов поведения» и др.

Такой подход реализуется, в частности, в структурных и исторических определениях культуры. Примеры: культура есть совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям (У. Самнер, А. Келлер); культура охватывает формы привычного поведения, общие для данной группы или общества (К. Янг); культура является программой социального наследования (Н. Дубинин).

Культурологический подход.

Главной категорией в данном подходе является категория культуры. Сторонники культурологического подхода делят развитие человечества не на формации или цивилизации, а на культуры. Шпенглер выделяет 8 культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско-арабская, культура майя и пробуждающаяся русско-сибирская культура. Каждая культура подчинена жесткому биологическому ритму, который определяет основные фазы ее внутреннего развития: рождение и детство, молодость и зрелость, старость и закат. Каждая культура имеет 2 основных этапа: восхождение культуры (собственно культура), нисхождение или цивилизация (культура умирает и переходит в цивилизацию). Современный анализ хода истории показывает, что не существует какого-либо единственно верного подхода к развитию человечества. Все они верны и дополняют друг друга. Эволюция общества заключается в стремлении и к единству и к многообразию. Движущие факторы истории. Уже Аристотель указывал, что человека побуждает к действию интерес. Гегель: "Интересы" двигают жизнью народов". Интерес существует объективно, независимо от того, осознан он или нет. Без учета всех интересов общество не смогло бы понять путей своего развития. Любой человек живет не сам по себе, он связан с другими людьми, поэтому он выступает как частица обществ, как субъект исторического процесса. Субъект исторического процесса - личность, действующая сознательно и ответственная за свои действия. Группа также может быть субъектом, если у нее имеются общие интересы, цели действия, если она представляет собой целостность, в таком случае она носит название социальный субъект. Основными социальными субъектами исторического процесса являются общественные классы. Борьба классов была движущей силой общественного развития на определенной его стадии. Роль социального субъекта могут играть также и такие исторические общности, как народности и нации, когда они обретают самосознание и сплачиваются во имя определенной цели, но нации всегда возглавляются классами, которые и в этом случае остаются основной движущей силой исторического процесса. В современном мире проблема субъекта исторического процесса приобретает новые смысловые грани. В наше время правомерно ставить вопрос о превращении всего человечества, в субъекта исторического процесса.

Литература:

1. Фокс М.Д., Холквист П., По М. Журнал “Критика” и новая, наднациональная историография России//НЛО.-2001.-№50 http://magazines.russ.ru/nlo/2001/50/devid.html

2. Гершенкрон А. Экономическая отсталость в экономической перспективе // Ab Imperio. – 2002. – № 4. – С. 15 – 42.

3. Князева Е.Н. Международный Московский синергетический форум: итоги и перспективы//Вопросы философии.-1996.-№11.-С.148-152; Князева Е.Н. Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике//Вопросы философии.- 1997.-№3.-С.62-79.

4. Кантор К.М. Дезинтеграционно-интеграционная спираль всемирной истории//Вопросы философии.-1997.-№3.-С.31-47; Пантин В.И. Ритмы общественного развития и переход к постмодерну//Вопросы философии.- 1998.-№7.-С.3-13; Полетаев А.В., Савельева И.М. Циклы Кондратьева и развитие капитализма (опыт междисциплинарного исследования).- М., 1993

5. Тартаковский М.С. Историософия. Мировая история как эксперимент и загадка.-М.: Прометей,1993.

6. Прошлое – крупным планом: современные исследования по микроистории.-СПб.: Европейский университет в Санкт-Петербурге; Алтейя, 2003.-268с.

7. Семья, дом и узы родства в истории.- СПб.: Европейский университет в Санкт-Петербурге; Алтейя, 2004.-285с.

8. Томсон П. Голос прошлого. Устная история/ Пер. с англ. М.: Издательство «Весь Мир», 2003.-368с.

В исторической науке существует несколько подходов, обеспечивающих разные пути к познанию и осмыслению истории. В настоящее время принято выделять следующие подходы к изучению истории:

Исторически самым первым появился теологический подход . Он возникает в эпоху Средневековья, в условиях господства религиозного мировоззрения. С его помощью исторический процесс рассматривается как результат проявления божественной воли или мирового духа. В настоящее время практически не используется.

В Новое время возникает несколько новых подходов. Рационалистический подход (рационализм) признает только разум единственным источником познания. Технологический подход представляет развитие исторического процесса как результат развития технологий. Субъективистский подход (субъективизм) подчеркивает роль личности в истории и определение хода истории выдающимися личностями (субъектами). Либеральный подход анализирует историю как процесс развития гражданского общества, прав и свобод личности.

Однако наиболее популярным стал марксизм (формационный подход). Его основателем в середине XIX в. стал К. Маркс. Согласно этому подходу исторический процесс рассматривается как последовательная смена пяти общественно-экономических формаций:

  • 1) первобытнообщинный строй;
  • 2) рабовладение;
  • 3) феодализм;
  • 4) капитализм;
  • 5) коммунизм (первая стадия коммунизма - социализм).

Несмотря на свою привлекательность и простоту, у данного подхода имеются и недостатки, в частности он не учитывает многообразия мира и не может быть применен ко всем странам и народам, по-разному развивавшимся. Тем не менее, после 1917 г. этот подход стал господствующим в нашей стране (одним из первых историков-марксистов был М.Н. Покровский) и оставался таковым вплоть до распада СССР в 1991 г. Далее ему на смену пришел цивилизационный поход.

Цивилизационный подход возник во второй половине XIX - начале ХХ в. К числу основателей этого подхода принадлежат Н. Данилевский и А. Тойнби. Согласно данному подходу исторический процесс рассматривается как развитие отдельных стран и народов (цивилизаций), которые имеют свое своеобразие, но в итоге все они проходят стадии возникновения, роста, расцвета, упадка и гибели. Недостатком подхода является неразработанность терминологии (нет даже четкого понимания термина «цивилизация»), что ограничивает его распространение.

Среди современных подходов необходимо отметить модернизационный подход (теория модернизации) , восходящий к учению М. Вебера начала ХХ в. Само слово «модернизация» означает переход от старого к новому, от традиционного общества, основанного на традициях, к современному, основанному на постоянном совершенствовании.

tattooe.ru - Журнал современной молодежи