Политология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Курсовая работа: Личность как субъект политики Личность как субъект политики политология

Вопрос о том, кто является субъектом политического процесса, был и остается весьма неоднозначным. В соответствии с наиболее «древней», восходящей к политическим идеям Платона и получившей теоретические обоснования в философии Гегеля и Ф. Ницше, элитарной теорией основными субъектами политики являются наиболее одаренные, «избранные» люди, т. е. элиты.

Марксистская теория исходит из того, что основными творцами истории и субъектами политики являются общественные (политические) классы, возглавляемые определенной политической организацией, например партией. Демократические концепции и теории декларируют принципы народовластия или демократического большинства в качестве субъекта политики.

Большинство современных исследователей сходятся во мнении о том, что субъектом политики могут быть любые формальные и неформальные организации, осознающие свои политические интересы и способные их защищать в политическом противоборстве.

Существует и иная точка зрения, в соответствии с которой субъектами политического процесса могут быть только формальные субъекты политических отношений, исполняющие свои политические функции.

Вопрос о субъективности не «политических» акторов, например массовых социальных движений, для современной России весьма актуален. Поэтому на нем необходимо остановиться более подробно.

В ст. 3 Конституции РФ говорится: «1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ... Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Следовательно, с правовой точки зрения общественные движения, как определенная часть народа, все же являются источником политической власти и коллективным субъектом политических отношений. Кроме того, они имеют политические полномочия и законные основания осуществлять свою власть не только через представительные органы, но и непосредственно — через выборы, референдумы и массовые выступления.

Безусловно, субъект права и субъект политики - не тождественные понятия. Результативность конфликтного поведения «коллективного субъекта» в политическом конфликте зависит от его массовости, организованности, целеустремленности и решительности. «Бархатные революции» в Сербии, Грузии, Украине и народный бунт в Киргизии наглядно продемонстрировали способность народных масс выступать в качестве субъектов и участников политического процесса и добиваться поставленных целей. Кто организовывал выступления этих «субъектов» — отдельный вопрос.

«Коллективный субъект» политического процесса не является однородной монолитной группой. Уже на стадии своего формирования и развития он начинает структурироваться на: «активистов», «группы поддержки», «рядовых участников», «любопытствующих попутчиков» и др. Одновременно либо из своей среды, либо извне появляются легитимные, с точки зрения «коллективного субъекта», лидеры. Например, в Грузии и Украине выступления народных масс организовывались (провоцировались) под известных политических лидеров (Саакашвили, Юшенко), а польское движение «Солидарность» основных своих лидеров выдвинуло из своей среды. Так, бывший слесарь-электрик Л. Валенса стал не только одним из лидеров движения, но и президентом страны. Возглавившие движение лидеры наделяются полномочиями представлять интересы всего «коллективного субъекта». Таким образом, происходит субъективация , а само массовое движение переходит в ранг «участника конфликта», что не исключает его обратного перехода.

Некоторые авторы предлагают различать такие понятия, как «субъект политики» и «политический субъект». Для субъекта политики политическая деятельность является основной. К таковым можно отнести государство, политические партии, политические институты и организации, политических лидеров и др. К политическим субъектам относятся те, кто вынужден заниматься политикой помимо своей основной деятельности (рядовые граждане, социальные группы, общественные организации и др.). Если для первых — формальных субъектов — политическая власть и властные полномочия являются самоцелью, то для вторых — лишь средством решения своих социальных, экономических и иных проблем.

Субъектом политического процесса может быть реальный или потенциальный субъект политических отношений. При этом не имеет значения, является ли этот субъект институционализированным политическим актором или стал таковым лишь в результате тех или иных действий или событий.

Субъект политики - это актор политического процесса (политических отношений), носитель предметно-практической политической деятельности, способный оказывать воздействие на объект политики (власть и властные отношения).

Субъектами политики могут быть индивид, общественная группа и организация, политическая организация и движение, политические институты и государственные структуры; социальная общность (класс, нация, этническая или конфессиональная группа, общество); политические элиты или контрэлиты; государство, группы государств, мировое сообщество, т. е. все те, кто оказывает влияние на политический процесс в обществе или на международной арене.

Некоторые исследователи предлагают классифицировать субъектов политики следующим образом:

  • субъекты социального уровня: классы, этносы, группы, индивид, электорат, мафия, военно-промышленный комплекс, торговая буржуазия и т. д.;
  • институциональные субъекты политики: государство, партия, профсоюз, парламент, президент, университет и т. п.;
  • функциональные субъекты политики: армия, церковь, оппозиция, лобби, средство массовой информации, транснациональные корпорации и т. п.

Субъект политики должен обладать способностями и возможностями оказывать влияние на политические процессы, например принимать политические решения или приостанавливать их действие, организовывать политические акции или не допускать их проведения, активно участвовать в тех или иных политических событиях или сознательно их игнорировать.

Благодаря своим многочисленным качествам или занимаемой должности в политической структуре субъект политики наделяется определенными полномочиями принимать решения, касающиеся судеб многих людей. В то же время субъектом политики может быть и рядовой гражданин, если он своими действиями, своей позицией способен привлечь внимание широких социальных слоев, политической элиты и оказать определенное влияние на политический процесс. Субъект активен по своей природе и целенаправлен в своей деятельности.

В реальной политике субъектами, как правило, являются политические элиты и лидеры, которые могут входить в те или иные политические группировки, партии, движения, возглавлять государственные институты. Большие социальные общности, защищая свои интересы, также могут выступать в роли субъектов политики. Но разнородность интересов и сложность координации их деятельности нередко приводят к тому, что они становятся объектом манипулирования в чужой политической «игре».

Роль субъекта в политическом процессе, как уже отмечалось, является определяющей. Поэтому он должен также обладать необходимыми волевыми качествами и организаторскими способностями, чтобы привлечь на свою сторону необходимое для достижения цели число сторонников и соответствующие ресурсы. Трагедия современного российского общества состоит в том, что основные социальные слои и классы, в силу своей пассивности и неорганизованности, фактически отстранены от политики. Публичная политика в стране носит показной, декларативный характер, а реальные политические решения разрабатываются и принимаются теневой политикой и теневой экономикой в интересах властвующей элиты.

Личность как субъект политики

Личность — это совокупность (система) социально значимых качеств, характеризующих индивида как члена того или иного общества, как продукт общественного развития, это социальная характеристика человека, которая определяется мерой усвоения человеком социального опыта.

В системе политических отношений личность является носителем определенных политических качеств и представляет собой элемент политической системы.

Некоторые исследователи связывают понятие «личность» с активной жизненной позицией человека или его включенностью в политическую деятельность. Так, В. А. Мальцев считает, что «человек тогда личность, когда занимает активную социальную позицию», «когда результаты реальной политики угрожают интересам не только группы принадлежности, но и самим личным интересам, личность (а не безличность!) обязательно включается в политическую деятельность».

Такое определение личности, по нашему мнению, неправомерно с научной точки зрения. Любой человек, прошедший определенную социализацию и усвоивший социально значимые качества (даже отрицательные), является личностью.

Что же касается социальной активности или включенности в политическую деятельность, то это качественные характеристики личности в определенных видах деятельности и не имеют никакого отношения к понятию «личность». Социально пассивный и не участвующий в политике индивид могут обладать многими весьма важными социальными качествами, т. с. быть личностью, но не являются субъектом политики.

Личность как субъект политики — это индивид, принимающий активное и осознанное участие в политической деятельности и оказывающий определенное влияние на политический процесс.

Еще Аристотель говорил, что человек есть существо политическое, так как он живет в государстве и вынужден, так или иначе, заниматься политикой. К этому высказыванию античного мыслителя можно добавить следующее: если человек сам не занимается политикой (не желает, не умеет и т. д.), то все равно он становится объектом чужой политики.

Дж. Локк впервые в научной теории разграничил такие понятия, как «личность», «общество», «государство», и поставил на первое место по своей значимости личность. Так возникла теория, предполагающая свободу личной индивидуальности, инициативу, предприимчивость, субъективность.

С появлением и развитием гражданского общества начинается движение от «мы» к «я», от безличной массы подданных, ориентирующихся на указания власти, к свободным индивидам-гражданам, способным отстаивать свои политические интересы.

В Конституции РФ гарантированы основные права и свободы личности. Граждане России могут свободно выражать свои взгляды и убеждения (если они не носят экстремистский характер); вступать в общественные организации и движения; самому создавать общественные организации и политические партии; принимать участие в представительных органах власти; избираться в любые представительные органы и властные структуры; участвовать в управлении делами государства.

Однако необходимо различать личность - субъект права и личность - субъект политики. Чтобы стать реальным субъектом политики, личность должна обладать определенным политическим капиталом, иметь свои (групповые) политические цели и интересы и заниматься политической деятельностью для их реализации. Индивид, способный привлечь на свою сторону значительный политический потенциал и готовый отстаивать свои интересы в реальном противоборстве, становится субъектом политического процесса. Субъект политики, избегающий политической борьбы, теряет свою «субъективность» (статус субъекта политики). Например, президент Киргизии А. Акаев во время народных волнений весной 2005 г., стремясь избежать кровопролития, покинул страну и потерял президентский пост. Николай II в феврале 1917 г. отрекся от престола и из субъекта политического конфликта превратился в его жертву.

Можно выделить следующие варианты участия (неучастия) личности в политике:

  • активное деятельное участие, когда политика является для личности профессией, призванием или смыслом жизни;
  • ситуационное участие, когда индивид участвует в политике, решая свои личные или групповые проблемы, либо выполняя свой гражданский долг, например принимая участие в выборах или выражая позицию соей социальной группы на политическом митинге;
  • мотивированное неучастие , как протест против проводимой политики;
  • мобилизационное участие , когда индивида принуждают принимать участие в тех или иных общественно-политических мероприятиях или событиях. Такое участие является наиболее характерным для тоталитарных и авторитарных режимов власти;
  • отстранение от любых политических событий, нежелание участвовать в политическом процессе, обусловленное личной аполитичностью и пассивностью.

В первых грех случаях личность выступает в роли субъекта политики, так как в той или иной мере может оказывать воздействие на политический процесс. В случаях, указанных в п. 4 и 5, личность не является субъектом политики. Аполитичные и пассивные личности легко поддаются политической манипуляции и, как правило, становятся объектом в «чужой» политике. При этом уместно напомнить слова, ставшие афоризмом: «Если вы не хотите заниматься политикой, то политика сама рано или поздно займется вами».

Степень вовлеченности личности в политику зависит от ряда субъективных и объективных факторов, в том числе от:

  • уровня политической культуры, гражданского самосознания и индивидуальной социальной активности личности;
  • степени ущемленности личных и групповых интересов и желания их защитить;
  • объективно сложившихся условий и предпосылок, стимулирующих социально-политические изменения в обществе;
  • возникшей в обществе (регионе) социально-политической и экономической ситуации;
  • обладания различного вида капиталом (экономическим, политическим, символическим и др.), позволяющим личности опираться на поддержку определенных социальных групп.

Подавляющее большинство рядовых граждан имеет возможность стать (ощутить себя) субъектами политики лишь в определенные периоды, например во время выборов, референдумов, политических демонстраций и др. В обычное время субъективная политическая деятельность является монополией профессионалов, которые, по мнению П. Бурдье, производят и предлагают выбирать гражданам политический «продукт», отвечающий, прежде всего, интересам монополистов. Поэтому реальным субъектом политики может быть лишь личность, имеющая поддержку определенной части политической элиты или широких социальных слоев.

В российской политической системе количество простых граждан — субъектов политики весьма ограничено, так как нет достаточно развитых институтов гражданского общества и соответствующей нормативно-правовой базы, которые способствовали бы вовлечению граждан в политическую деятельность.

Участники политического процесса и политическое участие

Большие социальные общности становятся непосредственными политическими субъектами, как правило, во время массовых политических событий: восстаний, революций и т. д. Но в более спокойное время они участвуют в политическом процессе через своих представителей, т. е. опосредованно. Поэтому в таких случаях к ним более подходит определение «участники политического процесса».

Участники политического процесса — это индивиды, группы, организации, трудовые коллективы, социальные общности и др., принимающие участие в тех или иных политических событиях или политической жизни в целом.

Если субъект политики, как правило, имеет свои интересы и цели в политике, свои способы и методы достижения этих целей и проявляет повышенную политическую активность и инициативу, то участник, как правило, не обладает всеми перечисленными качествами. Он может сознательно или не вполне осознанно принимать участие в политических событиях, может случайно быть вовлеченным в эти события или стать их участником но принуждению. Например, при коммунистическом режиме власти в СССР людей принуждали участвовать в массовых политических мероприятиях (субботниках, митингах, демонстрациях и др.), а к тем, кто не желал быть «массовкой» в чужой политической игре, применяли различные формы наказания.

В ходе развития политических событий субъекты и участники могут меняться местами. Так, рядовой участник массового политического события может осознать свой интерес в политике и выдвинуться в лидеры или быть избранным на руководящую политическую должность; а бывший политический функционер, утратив легитимность и занимаемую должность, может пополнить ряды простых участников политического процесса.

В каждом государстве в зависимости от , от уровня развития гражданского общества и политической культуры граждан, от исторических традиций и других факторов складывается та или иная форма и степень вовлеченности граждан в политический процесс. Такое вовлечение граждан в политику называется политическим участием.

Политическое участие следует отличать от таких сходных по смыслу понятий, как политическая деятельность и политическое поведение.

Политическая деятельность представляет собой совокупность организованных действий субъектов политики, направленных на реализацию общих задач политической системы.

Политическое поведение отражает качественную характеристику участия и деятельности.

Политическое участие — это вовлеченность граждан в политический процесс, в те или иные политические акции. Здесь речь идет прежде всего об участии в политике граждан, не претендующих на «звание» политиков-профессионалов, например, участие рядовых избирателей в выборной кампании.

Вовлеченность граждан в политический процесс, как уже говорилось выше, зависит от многих факторов, в том числе и от уверенности конкретного избирателя в том, что его голос на выборах окажет хоть какое-то положительное влияние на решение его личных проблем и на улучшение общей ситуации в стране.

Но в реальной жизни одни граждане, разочаровавшись в эффективности своего личного участия в политическом процессе, не желают в нем участвовать, другие не участвуют в силу своей пассивности, третьи игнорируют политические мероприятия по принципиальным соображениям. Есть категория граждан, не имеющих возможностей и средств для того, чтобы принимать участие в политическом процессе. Например, такие люди предпочитают в день выборов поработать на своем садовом участке. На эту проблему указывал еше Аристотель. Он, в частности, сетовал на то, что люди среднего достатка мало занимаются политикой, так как вынуждены зарабатывать себе на жизнь, когда другие митингуют.

В политической теории выделяют следующие причины и основания участия индивида и групп в политическом процессе:

  • стремление к реализации своих интересов, к получению выгоды от политического участия;
  • участие как стремление защитить свои интересы, например предотвратить сокращение производства в определенной отрасли промышленности;
  • желание выразить свою лояльность существующему режиму власти или поддержать ту или иную политическую партию, движение;
  • желание жизненного успеха и общественного признания через участие в политике;
  • понимание общественного долга и реализация собственных гражданских прав;
  • понимание (осознание) общественной значимости предстоящего политического мероприятия.

Существует также такой механизм вовлечения в политический процесс, как мобилизационное участие. Оно предполагает использование различных способов принуждения или поощрения для того, чтобы привлечь граждан к участию в том или ином политическом мероприятии. Например, во времена СССР человека, отказывавшегося пойти на голосование или митинг, могли лишить тринадцатой зарплаты или отодвинуть очередь на получение жилья. На проходивших в конце 2001 г. выборах президента Якутии избирателей завлекали на избирательные участки ценными подарками.

Существуют две основные формы политического участия граждан в политическом процессе: прямое и опосредованное.

Прямое участие предполагает, что индивид или группа лично участвует в том или ином политическом мероприятии, например, в выборах депутатов парламента. Опосредованное участие осуществляется через своих представителей. Например, всенародно избранный парламент от имени своих избирателей формирует правительство, издает законы, т. е. осуществляет политическое управление страной.

Исследователи проблемы делят различные виды участия на три основных типа:

  • участие-солидарность, направленное на поддержку существующей политической системы;
  • участие-требование или протест, направленное на частичное или радикальное изменение существующего курса развития общества;
  • девиантное участие — использование неконституционных, в том числе и насильственных, методов с целью свержения существующего режима (А. Маршалл).

Роль, значение и формы политического участия во многом зависят от типа политической системы, политического режима в стране. В демократической системе политическое участие является одной из форм участия граждан в управлении государством. Оно выполняет такие важные функции, как выдвижение требований для принятия необходимых политических решений, координация политического курса правительства и президента, контроль за исполнением тех или иных политических решений. Политическое участие может также подтвердить или опровергнуть легитимность существующего политического режима. Наиболее важная функция политического участия в демократическом обществе — участие в выборах с целью формирования государственных органов власти. Кроме того, политическое участие является эффективной формой политической социализации граждан. Принимая участие в политических событиях, граждане формируют определенные политические качества.

В тоталитарной политической системе, как правило, допускается лишь одна форма политического участия граждан — мобилизационная. Не санкционированные властью инициативы наказуемы. Обычно для очередной демонстрации единства народа и правящей элиты (партии или вождя) проводятся парады, шествия, митинги, выборные кампании, формы проведения, число участников и результаты которых заранее предопределены правящим режимом. Такое мобилизационное участие является одним из способов политической манипуляции и имитацией реального участия граждан в политическом процессе.

В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, в конечном счете ее главным субъектом выступает личность, ибо сами эти группы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных личностей и только через взаимодействие их интересов и воли определяется содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества.

Активное участие личности в политической жизни общества имеет многоплановое значение.

Во-первых, через такое участие создаются условия для более полного раскрытия всех потенций человека, для его творческого самовыражения, что в свою очередь составляет необходимую предпосылку наиболее эффективного решения общественных задач. Так, качественное преобразование всех сторон жизни предполагает всемерную интенсификацию человеческого фактора, активное и сознательное участие в этом процессе широких народных масс. Но вне демократии, доверия и гласности становятся невозможны ни творчество, ни осознанная активность, ни заинтересованное участие.

Во-вторых, всеобщее развитие человека как субъекта политики является важным условием тесной связи политических институтов с гражданским обществом, контроля за деятельностью политико-управленческих структур со стороны народа, средством противодействия бюрократическим извращениям в деятельном аппарате управления, отделений функций управления от общества.

В-третьих, через развитие демократии общество удовлетворяет потребность своих членов участвовать в управлении делами государства.

1.Личность как субъект и объект политики.

2.Политическая социализация личности: сущность, этапы, агенты.

3.Права, свободы, обязанности личности в обществе.

1.В цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Человек является не только объектом, но и субъектом политики, ее творцом и исполнителем, когда вовлекается в политико-властные отношения, в процесс принятия решений и управления.

Уже в древние времена обсуждались взаимоотношения личности и государства, место человека в политической жизни. Можно выделить три типа соотношения государства и личности : 1) личность для государства; 2) государство для личности; 3) гармоничное соединение личности и государства . Рассмотрим каждый из типов:

1).Личность для государства . В проектах идеального государства Платона личность выступает лишь объектом власти. Платон отдает приоритет государству над индивидом. Государство, руководимое мудрым царем или аристократией, должно утверждать единомыслие и коллективизм, следить за правильностью мыслей, регламентировать жизнь человека. Вопрос о свободе человека, его участии в политических делах не ставится.

2).Государство для личности . Современные демократические государства базируются на либеральном понимании взаимоотношений личности, общества и государства. Именно либерализм разделил эти понятия, утвердил ценность человеческой личности и «от рождения» равенство всех людей, неотчуждаемые права человека: право на жизнь, свободу, собственность. Государство создается с целью защитить естественные права человека.Источником власти выступает индивид, а государство подконтрольно, подотчетно народу.

3).Гармоничное соединение личности и государства . Согласно социальному либерализму государству отводится ряд социальных функций: заботиться о правах человека, социальном обеспечении, трудоустройстве, охране здоровья. Государство должно использоваться для достижения всеобщего блага, поддержания и улучшения качества жизни людей. На основе христианского учения, социал-демократической идеологии утверждаются принципы взаимозависимости личности, общества и государства.

Либеральный принцип уникальной ценности каждого человека означает уважение каждой личности государством и обществом. Принцип солидарности – это ответственное выполнение человеком своих общественных обязанностей, забота каждого о всех и всех о каждом. Третий принцип христианского учения субсидарность означает ответственность каждого человека за свое благополучие. Государство должно оказывать поддержку лишь тем, кто сам не может себя обеспечивать: несовершеннолетним, инвалидам, престарелым.

В современных демократических государствах человек и власть взаимодействуют как в сфере политики, так и в вопросах распределения доходов, социальной политики. Общепризнанным является статус личности как источника власти, первичного и главного субъекта политики.

2.Политическая социализация – это процесс становления и развития политического сознания и политического поведения человека.

Этапы политической социализации :

Политический мир ребенка формируется уже в дошкольный период , наиболее значительное развитие происходит между 11 и 13 годами , собственное политическое «я» вырабатывается к 18 годам , идентификация с политическими партиями и движениями закрепляется в возрасте 20-30 лет, после чего она либо еще более возрастает, либо начинает снижаться.

На раннем этапе индивид получает и осваивает определенную сумму социально-политических знаний. Затем в результате общественно-политической практики эти знания проходят проверку на жизнеспособность и трансформируются в убеждения относительно истинности или ложности социально-политических действий. На основе политических убеждений и анализа собственного опыта складывается политическая ориентация личности. Она выражает не только отношение к политике, но и отношение к действующим в ней силам (к партиям, правительству). Политическая ориентация определяет политическое поведение, т.к. является исходным материалом для определения путей по реализации потребностей человека.

Агенты политической социализации : семья, школа, университет, трудовой коллектив, общественные организации, массовые движения, политические партии.

3.Общепризнанным является статус личности как источника власти, первичного и главного субъекта политики.

Правовой статус личности представляет собой систему признаваемых государством прав, свобод и обязанностей личности. Их содержание закрепляется в конституциях и определяется реальными общественными отношениями.

Классификация прав человека .

1).Права человека принято подразделять на гражданские , политические, экономические, социальные и культурные .

2).Принято также деление всех прав на негативные и позитивные , которое связано с негативным и позитивным пониманием свободы. Негативное значение свободы определяется как отсутствие принуждения, позитивное – как свобода выбора, способность человека к достижению своих целей. Негативные права защищают личность от вмешательства государства и др. людей в ее дела и жизнь. Эти права не предоставляются, а охраняются и гарантируются государством; они не зависят от возможностей и ресурсов государства (равенство всех перед законом, право на жизнь и неприкосновенность и др.).

Позитивные права закрепляют обязанности государства, лиц, организаций предоставить гражданину те или иные блага : право на труд, отдых, образование, собственность, жилище, социальное обеспечение в старости и др. Осуществление позитивных прав требует достаточных ресурсов, хорошо развитой экономики.

Гражданские права и свободы составляют основу конституционно-правового статуса гражданина государства. Они призваны защитить человека от произвола со стороны государства и др. людей. Это: право на свободу и равенство, на жизнь, свобода от вмешательства в личную и семейную жизнь, право на защиту чести и достоинства, свободу мысли, религии, убеждений и др.

Если гражданские права определяют отношения всех индивидов между собой, то политические права определяют отношения между государством, властью и личностью. К политическим относятся правовые нормы, определяющие положение человека в государстве, возможности его участия в управлении обществом, занятии государственных должностей, в формировании органов власти. К политическим правам и свободам относятся избирательные права, свобода слова, свобода получения информации, право занимать государственные должности, право создания политических организаций, свобода мирных собраний, право на гражданство.

В статье 29 Всеобщей Декларации прав человека, утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года упоминается о том, что каждый человек имеет обязанности перед обществом. Права и обязанности составляют единое целое, они неразрывны. Ни одно общество пока не в состоянии удовлетворить все законные потребности своих граждан и других лиц. Потому чрезмерное внимание к правам и забвение обязанностей человека неблагоприятно влияет на отношения индивида и общества. Поэтому важно формировать не только уважение к закону, запрещающему какие-либо действия, но и моральную, политическую ответственность людей за свои действия.

Библиографический список:

Мальцев В.А. Основы политологии. М.,1997.

Мухаев Р.Т. Политология. М., 1997.

Политология: Курс лекций. Под ред. Денисюка Н.П. Минск, 1998.

Тесную связь человека с политикой подчеркивали мыслители Древнего мира (в частности, Платон, Аристотель), Эпохи Возрождения. Однако особая роль личности, как субъекта политики, признаётся политологами в наше время. Это связано с ускорением процесса политической социализации личности, повышением уровня ее политической культуры, изменением ценностей, интересов и потребностей.

В политической науке различают индивидуальный и совокупный субъект. Индивидуальным субъектом - является сознательно и ответственно действующая личность, которая в своих действиях руководствуется общественно значимыми интересами и целями и участвует в борьбе за их осуществление. В качестве таких личностей выступают, прежде всего, политические лидеры. Помимо них индивидуальными субъектами политики являются обычные люди. Становление личности как субъекта политики происходит постепенно по мере социального созревания, в процессе политической социализации. Категория личности имеет в политической науке по меньшей мере три главных аспекта: 1. Личность как индивидуальные психофизиологические (эмоциональные, интеллектуальные и др.) особенности человека, его специфические привычки, ценностные ориентации, стиль поведения и т.п. При анализе личности под этим углом зрения основное внимание обычно уделяется политическим лидерам, от индивидуальных особенностей которых зависит большая политика. 2. Личность как представитель группы: статусной, профессиональной, социально-этнической, классовой, элиты, масс и т.п. А также как исполнитель определенной политической роли: избирателя, члена партии, парламентария, министра. Такой подход к личности как бы растворяет ее в более крупных социальных образованьях или же предписанных ей ролях и не позволяет отразить автономию и активность индивида как специфического субъекта политики. 3. Личность как относительно самостоятельный, активный участник политической и общественной жизни, обладающий разумом и свободой воли, не только общечеловеческими чертами, но и уникальными в своем роде чертами, то есть как целостность, не сводимая к ее отдельным социальным (профессиональным, классовым, национальным и т.п.) характеристикам и имеющая политический статус гражданина или подданного государства. Именно в этом своем аспекте человек обычно и выступает субъектом и объектом, предметом воздействия политики.

Для определения места и роли личности в системе политических отношений принципиально важны политико-правовые условия субъективности личности, т.е. правовой статус гражданина. Основным измерением его являются гражданские права и обязанности, их гарантии. Подлинным субъектом политических отношений личность может стать только в демократическом обществе, там, где ей предоставлены широкие политические права, свободы и возможности для удовлетворения своих политических потребностей и защиты социальных интересов. Уровень воздействия личности на политическую жизнь определяется как индивидуальными, так и социальными ее качествами. К индивидуальным качествам следует отнести темперамент, силу характера, степень развитости сознания, политическое мышление, политическую культуру и т. д. Социальные качества также многогранны. Первичным фактором, определяющим условия участия личности в политике, является социальный статус личности: сословная принадлежность, положение семьи, профессия и т. д.

Участие личности в политике напрямую зависит от ее объективной вовлеченности в конкретные социальные проблемы, от ее доступа к ресурсам власти.

Формы политического поведения и участия личности: 1. Личность с высокой политической активностью, принимающая постоянное участие в политической жизни; 2. Личность, профессионально занимающиеся политикой; 3. Личность, принимающая эпизодическое участие в политике (выборы, акции); 4. Личность проявляющая интерес к политике, но лично не участвующая в ней; 5. Пассивная личность с нейтральным или отрицательным отношением к политике;

Любая личность объективно включена в политическую деятельность. Степень же понимания ее механизма, желания и умения в нее включиться предопределяет место гражданина в сфере политики. Иногда это приобретается, порой достается по наследству в прямом или переносном смысле, даже в силу обычаев или традиции. Активное участие личности в политической жизни общества имеет многоплановое значение.

Во-первых, через такое участие создаются условия для более полного раскрытия всех потенций человека, для его творческого самовыражения, что в свою очередь составляет необходимую предпосылку наиболее эффективного решения общественных задач. Так, качественное преобразование всех сторон жизни предполагает всемерную интенсификацию человеческого фактора, активное и сознательное участие в этом процессе широких народных масс. Но возможны ли творчество, осознанная активность, заинтересованное участие вне демократии, доверия, гласности? Ответ однозначен: нет.

Во-вторых, всеобщее развитие человека как субъекта политики является непременным условием тесной связи политических институтов с гражданским обществом, контроля за деятельностью политико-управленческих структур со стороны народа, средством противодействия бюрократическим извращениям в деятельности аппарата управления, отделения функций управления от общества. Известно, например, что авторитарный, административно-командный стиль руководства отчуждает людей от власти, порождает замкнутость, неискренность, отдаляет аппарат управления от народа. Очевидно, что этот стиль настолько же неэффективен, насколько неэффективен преимущественно экстренный путь развития экономики. Альтернатива авторитаризму - демократический метод руководства и общения с людьми, уважительное отношение к мнению и политической позиции человека.

В-третьих, через развитие демократии общество удовлетворяет потребность своих членов участвовать в управлении делами государства. Не хлебом единым жив человек. Любые достижения предприятия, отрасли, региона, народного хозяйства в целом - это по большему счету все-таки промежуточный результат, конечный же - всегда человек. Участие в демократическом политическом процессе является способом самоутверждения человека, формирования культуры общения, навыков управленческой и самоуправленческой деятельности. Можно предположить, что по мере все более полного удовлетворения основных материальных потребностей человека, роста его культурного уровня, самосознания и самоутверждения будут развиваться потребности и интересы участия в общественно-политической жизни. Всесторонне развитый человек - это, помимо прочего, и активный общественный деятель. Очевидно, чем дальше, тем в более широких масштабах наше общество будет сталкиваться с этой тенденцией. Предоставление личности возможностей для осознанного, активного участия в общественно-политической жизни - это способ возвышения человеческого в человеке.

Каждая личность - хочет того или нет - является гражданином государства (это наиболее непосредственная, общая для всех личностей политическая роль и отправная социально-политическая установка); каждая личность является членом какой-либо социальной группы, представителем нации или народа и т.д. Уже сама объективная групповая принадлежность детерминирует в какой-то степени условия индивидуального существования личности. Следовательно, даже если кто-нибудь был бы аполитичным, даже считал, что является свободным от любой политики, он все равно является "вплетенным" в политику, по крайней мере, таким образом, что является предметом политических воздействий. Отсюда проистекает наличие, по крайней мере, трех резервов расширения и активизации в политике человеческого фактора. Во-первых, за счет количественного увеличения числа людей (новых политических рекрутов), принимающих непосредственное или осознанное участие в политике. Например, расширение электората при решении особо важных или принципиальных вопросов развития общества. Во-вторых, в силу развития, совершенствования и накопления политического опыта постоянными участниками и творцами политической деятельности. В-третьих, развитием системы политической социализации.

Активное включение личности в политический процесс требует определенных предпосылок. Их можно разделить на три группы: материальные, социально- культурные и политико-правовые. Опыт показывает, что для участия человека в нормальной политической деятельности необходимо первичное удовлетворение его потребностей в основных продуктах питания, товарах и услугах, жилищно-бытовых условиях, достижении определенного уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки, общей и политической культуры.

Особенно сильное воздействие на политическое сознание и поведение личности, по мнению многих политологов, оказывает такой фактор культуры, как образование. Известно ленинское высказывание о том, что неграмотные люди никакого отношения к политике иметь не могут. Как раз в силу своей необразованности они могут оказаться объектом политического манипулирования, быть втянутыми, вопреки своим интересам, в политические движения экстремистского толка и т.п. неграмотный человек стоит вне осознанной политики, является объектом политических действий, а не их субъектом. В зарубежной политологии сделан однозначный и, по-видимому, общепризнанный вывод: чем выше уровень образования человека, тем более он политически ориентирован и, главное, предрасположен к демократическим ориентациям, установкам и поступкам. В частности, указывает на то, что образование расширяет политический кругозор человека, помогает ему понять необходимость терпимости, в значительной мере предохраняет от приверженности к экстремистским доктринам, увеличивает способность человека сделать рациональный выбор в период избирательных кампаний.

Подлинным субъектом политических отношений личность может стать только в демократическом обществе, там, где человеку предоставлены широкие политические права, свободы и возможности для удовлетворения своих политических потребностей.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования Московской области

Московский государственный областной педагогический институт

Курсовая работа

на тему

Личность как субъект политики

Космыниной Ольги

г. Орехово-Зуево

личность субъект политика

Глава 1 Личность как субъект и объект политики

Личность как первичный субъект и объект политики

Группы и классификации субъектов политики

Индивид как субъект политики

Патерналистская концепция личности

Политический человек у Платона и Аристотеля

Глава 2 Личность в политическом процессе

Личность в политическом процессе

Предпосылки для участия личности в политическом процессе

Черты личности, необходимые успешному политику

Основополагающие права человека и их роль

Человеческое измерение политики

Мотивация и предпосылки политической деятельности

Глава 3 Политическое участие

Понятие политического участия

Теории политического участия

Факторы политического участия

Типы политического поведения и участия

Заключение

Использованная литература

Введение

В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, ее главным субъектом выступает личность, так как сами эти группы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных личностей. Только через взаимодействие их интересов и воли определяется содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества. Активное участие личности в политической жизни общества имеет многоплановое значение.

Во-первых, через такое участие создаются условия для более полного раскрытия всех возможностей человека, для его творческого самовыражения, что составляет необходимую предпосылку наиболее эффективного решения общественных задач. Качественное преобразование всех сторон жизни предполагает всемерную интенсификацию человеческого фактора, активное и сознательное участие в этом процессе широких народных масс. Но вне демократии, доверия и гласности становятся невозможны ни творчество, ни осознанная активность, ни заинтересованное участие.

Во-вторых, всеобщее развитие человека как субъекта политики является важным условием тесной связи политических институтов с гражданским обществом, контроля за деятельностью политико-управленческих структур со стороны народа, средством противодействия деятельному аппарату управления, отделений функций управления от общества.

В-третьих, через развитие демократии общество удовлетворяет потребность своих членов участвовать в управлении делами государства.


Глава1. Личность как первичный субъект и объект политики

Анализ места человека в политической жизни открывает крупный раздел политической науки, посвященный субъектам политики. Обычно под субъектами понимают индивиды и социальные группы (слои), а также организации, принимающие непосредственное более или менее сознательное участие в политической деятельности, хотя степень такой сознательности может быть различным. Так, известный американский политолог Г.Алмонд в зависимости от осознанности участия в политике раз три группы ее субъектов.

Группы субъектов

1) субъекты персональные, движимые заботой о своих непосредственных, местных, повседневных интересах и не осознающие политических последствий своего участия, своей политической роли;

2) субъекты-подданные, понимающие свою политическую роль и назначение, но не видящие возможности выйти за их пределы, самостоятельно воздействовать на политическую жизнь;

3) субъекты-партиципанты (участники), ясно осознающие свои цели и пути их реализации и использующие для этого институциональные механизмы (партии, движения и т.п.).

Классификация субъектов политики достаточно разнообразна. Пожалуй, наиболее широко распространено их деление на два основных уровня:

1) социальный, включающий индивидов и различные социальные слои (в том числе профессиональные, этнические, демографические и др.). Сюда относятся личность, профессиональная группа, нация, класс, элита и т.д.;

2) институциональный, охватывающий государство, партии, профсоюзы, политические движения, институциализировавшиеся группы интересов и т.д.

Иногда выделяется и третий, «функциональный» уровень, включающий социальные институты, предназначенные для выполнения преимущественно неполитических задач, хотя в действительности оказывающие заметное, а порою и весьма существенное влияние на политику: церковь, университеты, корпорации, спортивные ассоциации и т.п.

В англоязычной политологии вместо термина «субъект политики» употребляется понятие «политический актер» (или «актор»). Это связано прежде всего с тем, что слово «субъект» (subject) в английском языке традиционно означает «подданный». Однако имеющиеся в мировой политической науке терминологические расхождения не меняют сути дела. Анализ субъектов политики занимает в ней одно из центральных мест.

Первичный субъект политики

Первичным субъектом политики является личность (индивид). Как отмечали еще древние (Протагор), «человек есть мера всех вещей». Это полностью применимо и к политике. Именно личность, ее интересы, ценностные ориентации и цели выступают «мерой политики», движущим началом политической активности наций, классов, партий и т.д. Проблема личности имеет в политической науке по меньшей мере три главных аспекта:

1) личность как индивидуальные психофизиологические (эмоциональные, интеллектуальные и др.) особенности человека, его специфические привычки, ценностные ориентации, стиль поведения и т.п. При анализе личности под эти углом зрения основное внимание обычно уделяется политическим лидерам, от индивидуальных особенностей которых часто зависит большая политика;

2) личность как представитель группы: статусной, профессиональной, социально-этнической, классовой, элиты, масс и т.п., а также как исполнитель определенной политической роли: избирателя, члена партии, парламентария, министра. Такой подход к личности как бы растворяет ее в более крупных социальных образованьях или же предписанных ей ролях и не позволяет отразить автономию и активность индивида как специфического субъекта политики;

3) личность как относительно самостоятельный, активный участник политической и общественной жизни, обладающий разумом и свободой воли, не только общечеловеческими, но и уникальными в своем роде чертами, т.е. как целостность, не сводимая к ее отдельным социальным (профессиональным, классовым, национальным и т.п.) характеристикам и имеющая политический статус гражданина или подданного государства. Именно в этом своем аспекте человек обычно взаимодействует с властью, выполняет определенные политические обязанности и выступает субъектом и объектом, предметом воздействия политики. О таком понимании личности и пойдет речь в настоящей главе.

Патерналистская концепция личности

Место человека в политической жизни издавна является предметом горячих споров, которые не утихли и в наши дни. Уже в древности появляются учения, по-разному оценивающие отношение личности к политике и государству.

Наиболее влиятельные из них - учения Конфуция, Платона и Аристотеля. Первый из этих мыслителей детально разработал патерналистскую концепцию государства, господствовавшую в мировой политической мысли на протяжении многих веков, а на Востоке - почти двух тысячелетий.

Патерналистский взгляд на политику и личность исходит из неравенства политического статуса людей, трактовки государства как одной большой патриархальной семьи, в которой вся полнота власти принадлежит правителю- отцу. Остальные же граждане делятся на старших - аристократию и чиновничество, и младших - простой люд. Младшие должны безропотно подчиняться старшим, которые, и прежде всего монарх, в свою очередь призваны заботиться о благе народа.

В патерналистской концепции власти рядовому человеку уделяется роль простого исполнителя царской воли, освещаемой божественным происхождением или церковным благословением монарха. Индивид выступает здесь не сознательным или полусознательным субъектом политики, не гражданином, обладающим неотчуждаемыми правами, а главным образом лишь парохиальным, т.е. политически бессознательным участником политики. И лишь высшие слои общества поднимаются до полусознательного, подданнического участия.

В современном мире патерналистские взгляды на соотношение индивида и власти в основном преодолены, хотя многие из отмеченных выше идей и сегодня достаточно широко распространены в развивающихся странах с преимущественно крестьянским населением, в авторитарных и тоталитарных государствах, представляющих вождя-диктатора как отца нации, защитника простого человека, а в какой-то степени и в демократических государствах, где часть населения все еще воспринимает президента или премьера как главу единой большой семьи, а себя - как маленького человека, покорного исполнителя указаний властей.

Политический человек у Платона и Аристотеля

Не менее существенное влияние на последующую, в том числе

современную политическую мысль оказали учения Платона и Аристотеля. В

пол концепции Платона разработана тоталитарная трактовка личности.

В своих проектах идеального государства он исходит из безусловного

верховенства цело (государства) над частью (индивидом).

Государство, руководимое мудрым царем или аристократией - призвано утверждатьединомыслие и коллективизм, регламентировать всю жизнедеятельностьчеловека, следить за правильностью его мыслей и верований. В своейземной жизни человек подобен кукле, марионетке, управляемой божественнымизаконами. При таком понимании личности вопрос о ее автономии и политическомтворчестве заведомо исключается и человек вы лишь объектомвласти.

tattooe.ru - Журнал современной молодежи