Картина «Подсолнухи» – известный шедевр Винсента Ван Гога. Описание картины «Ваза с двенадцатью подсолнухами» В. Гога Ван гог подсолнухи анализ картины

Недолгую жизнь - всего тридцать семь лет - прожил Винсент Ван Гог. На художественное творчество ему было отведено только десять лет. Тем не менее он оставил огромное творческое наследие, среди которого есть место всему: портретам, автопортретам, пейзажам, натюрмортам. Картина «Подсолнухи» - не единичное явление, а составляет целый цикл. В нем одиннадцать полотен. Часть из них мы рассмотрим. Перед вами произведение, которое написал Ван Гог, - «Подсолнухи», фото картины из серии, созданной в Арле в августе-сентябре 1888 года.

Краткая биография

За год до рождения Ван Гога у его родителей родился сын Винсент, который умер в младенчестве. Второй сын, которого теперь почитают как гениального художника, получил имя умершего брата, потому что родился так же, как и он, 30 марта. Возможно, это оказало влияние на психику ребенка, а затем и взрослого человека.

Во всяком случае, мальчик рос угрюмым и нелюдимым. Не окончив школу, он начал заниматься семейным делом: продажей картин. Любя живопись, он бросает торговлю, в которой Ван Гог получил материальную независимость, и устремляется в неведомое. Он начинает заниматься живописью, даже не зная основ рисунка. Картины не продаются, а вызывают резкое неприятие. Он уезжает к брату Тео в Париж, знакомится с современными художниками, много работает над собой, делая копии с работ известных мастеров, и параллельно пишет свои работы. В это время с его картин исчезают землистые цвета, палитра становится яркой и радостной. Появляется первая картина «Подсолнухи».

Парижский период, 1887 год

Во время пребывания в Париже создано немало работ, и все они написаны сериями: автопортреты, шесть полотен «Башмаки». Вырабатывается стиль, который позже назовут постимпрессионизм. Нас же интересует картина «Подсолнухи».

Ван Гог увлекся срезанными, увядающими, брошенными цветами. В серии четыре картины. Каждая достойна отдельного рассмотрения. Первые три картины - это исследование предмета. Но мы обратим внимание на четыре крупных подсолнуха - сочетание предшествующих работ. Эти цветы изображены почти в натуральную величину. Здесь Ван Гог не украшает вазой свои подсолнухи. Фото картины показывает 4 головки, которые потом пойдут на семена.

Эти увядающие цветы заполняют все полотно. Он исследует контрасты синего и оранжевого, красного и зеленого, желтого и фиолетового, стремясь привести к гармонии крайности. Эта картина «Подсолнухи» наполнена теплыми и холодными цветами. Именно эти контрасты искал художник, а не серую гармонию. Мазки идут во всех направлениях, и пространство, в котором размещены головки цветов, сознательно не определено художником. Это произведение - одна из вершин его парижского периода. Сейчас эта картина находится в музее Крёллер-Мюллер в Оттерло.

Заболевание

Ван Гог был тяжело болен. По поводу его психиатрического заболевания мнения современных врачей почти не расходятся - шизофрения. Единственно, какой вопрос может вызвать споры: какая из ее форм была у живописца? Болезнь многообразна и коварна. До двадцати семи лет Ван Гог перенес несколько тяжелых депрессий, вызванных неурядицами в личной жизни: ни с одной из возлюбленных он не смог создать семью. В Париже живописец пристрастился к абсенту. Так он пытался заглушить непонимание со стороны зрителей и художников и полное отсутствие заработка. Его картины не находили покупателей, и материально он мог рассчитывать только на помощь младшего брата, который безмерно любил Винсента.

Пристрастие к абсенту

Неумеренное употребление абсента - напитка многих художников во Франции - привело Ван Гога к печальным результатам. Абсент, напиток на основе полыни и спирта, сначала считался лекарством. Потом художники стали прибегать к нему как к галлюциногену, вызывающему творческие прорывы. По характеру действия он приближался к марихуане. У художника проявились повышенная возбудимость, нарушение координации, тремор, изменилось видение цвета. Преобладающим стал желтый.

Арль, август-сентябрь 1888 года

Перебравшись в солнечный Прованс на берега Роны в Арле, Ван Гог мечтал создать коммуну художников. Он бежал от страданий, которые выпали на его долю. Вместе с ним находился друг Гоген. Здесь все располагало к творчеству, чтобы передать суть местной природы. Свои натюрморты с подсолнечниками Ван Гог наполнил солнцем юга и желтым цветом. Первая из серии картина маслом «Подсолнухи» получилась на бирюзовом, как небо Арля, фоне. Живописец создал серию меньше чем за неделю, потому что работал с одержимостью. Стояла ветреная погода, и он работал в помещении. В глиняный горшок с зеленой поливой Ван Гог поставил только три цветка.

На коричневом столе играют и переливаются бирюза фона и желтизна цветов. Они еще умещаются на полотне. Второй натюрморт тоже - с тремя цветками в вазе на королевском синем фоне и двумя подсолнухами, лежащими на столе, был уничтожен американцами во время бомбардировок Японии. Следующим он написал букет из четырнадцати цветков на бледном зелено-голубом фоне, и он сохранился и экспонируется в Новой Пинакотеке Мюнхена. Четвертый вариант находится в Лондоне. Его голубые очертания - дань уважения к Гогену. Яркие солнечные краски Ван Гога никто покупать не собирался.

Больница

Сначала художника покинул Гоген, оставив друга один на один с его демонами. Затем 22 декабря 1888 года он получил письмо от обожаемого брата Тео с известием, что тот собирается жениться. Это был сильный удар по психике. Художник был в полном отчаянии, что брат не будет с ним близок, как прежде.

В тот же вечер он отрезал у себя кусок уха, отмыл себя от крови, перевязал, завернул кусочек мочки в газету и подарил на память о себе девушке легкого поведения. Когда она вскрыла подарок, то упала в обморок, а ее хозяйка настояла, чтобы Ван Гога поместили в психиатрию. Подлечив, насколько это было возможно в то время, его выпустили. Он снова принялся за работу, окружив себя любимыми подсолнухами.

Арль, январь 1889 года

Художник делает все новые и новые натюрморты, старясь убежать от галлюцинаций, навязчивого бреда параноидальных фантазий.

Преодолевая туман безумия, он создает свои три самых значительных натюрморта. Теперь они находятся в Филадельфии, Амстердаме и Токио.

Ван Гог, «Подсолнухи»: описание картины Токийского музея

Художник набрасывается на холст, быстро прописывает фон и начинает выдавливать из тюбиков толстым слоем краски, подправляя их не кистью, а мастихином. Цветы становятся объемными, рельефными, шероховатыми и не желают помещаться на полотне. Пятнадцать голов, змеевидно покачиваясь, стремятся выйти за рамки картины. Насыщенные оранжевые и желтые тона «горят» на холсте. Художник разместил их хаотично, стараясь затянуть в этот магический буйный мир всякого, кто бросит взгляд на натюрморт. Среди них и настоящие подсолнухи, и их мутанты, которых легко определить.

На них нет привычных лепестков, и они имеют вид помпонов. В самый центр художник помещает цветок с алой, как кровь, сердцевиной, как будто предчувствуя свой скорый кровавый конец. От полотна идет невероятная, одушевленная цветами энергия художника, который вкладывал в цветы свою страдающую душу. Ван Гог не мог не следовать за их самостоятельной жизнью. Цветы управляли им, поворачивая свои головы к солнцу, к радости, по которой истосковалась больная душа художника. Но радость ему не давалась, драма заполняла его целиком. Описание картины «Подсолнухи» будет неполным, если не сказать о том, что было после того, как распустились на его полотнах подсолнечники, собравшие в себе радость и горечь мира.

Болезнь и смерть

Болезнь прогрессировала. Жители Арля требовали, чтобы он покинул их город. Ван Гог уехал в 1890 году под Париж. Гуляя в полях с этюдником и красками, он неожиданно решил застрелиться. Пуля прошла ниже сердца, но спустя полтора дня он скончался. Тео всего на полгода пережил любимого брата, скончавшись от нервного расстройства.

Не нужно быть знатоком и искусствоведом, чтобы при слове «подсолнухи» вспомнить о знаменитой одноименной картине голландского мастера кисти Винсента Ван Гога. Серия работ с изображением этого растения стала кульминационным развитием творчества художника. Изначально картина «Подсолнухи» писалась мастером с целью украсить свое жилище в Арле, чтобы предстать в выгодном свете перед коллегой и другом Полем Гогеном. Художник и подумать не мог, что в будущем данная работа станет его а оригинал картины будет храниться в Национальном музее имени Ван Гога в Амстердаме.

Биография художника

Винсент Ван Гог был рожден в Нидерландах - стране, породившей не один десяток гениальных личностей в сфере искусства. Его отец и брат были священниками, поэтому мальчик пошел по их стопам и, окончив обучение, пошел служить в церковный приход при небольшом бельгийском городке Боринаж.

Неуемная жажда справедливости и способность замечать скрытые от глаз обычных людей вещи сделали Винсента ярым борцом за справедливость. Работая и находясь в окружении умирающих от усталости и нищеты шахтеров, он просто не мог оставаться в стороне. Увидев мир в его подлинном свете, Ван Гог решает посвятить себя живописи. За неимением средств к существованию и тем более обучению, начинающий художник занимался самообразованием, лишь изредка попадая в руки профессиональных мастеров. Справедливости ради отметим, что никто из них так и не поверил в способности Винсента.

Почему подсолнухи стали центральным элементом творчества Ван Гога?

Первая серьезная работа художника была создана им по мотивам жизни в шахтерском городке и называлась «Едоки картофеля». Однако его самая известная картина - «Подсолнухи». Согласно биографическим сведениям о художнике, наиболее счастливые годы жизни приходились на период его проживания в Арле. Природа того городка, поля и бескрайнее солнце серьезно вдохновляли Винсента. Именно тогда появилась картина «Подсолнухи», за которой последовал целый цикл работ с изображением цветка в различных этюдах.

Дом в Арле был выкрашен в любимый цвет художника - желтый, который, словно рефлекс, отражается во всех значимых полотнах Ван Гога.

Внутри жилища стены были белыми, что делало комнату еще более солнечной в дневное время суток. Винсент мечтал, чтобы его дом стал пристанищем для художников, которые могли бы здесь проводить творческие посиделки и работать над картинами. Юг Франции безумно вдохновлял впечатлительного голландца! Однажды Винсент ожидал в гости своего наперсника по ремеслу и хорошего приятеля Желая к его приезду украсить комнату, Винсент впервые рисует подсолнухи. Усердно работая, чтобы удивить коллегу своими творческими успехами, Ван Гог пишет вдохновенные письма брату Тео, в которых упоминает о собственной страсти к желтому и

В августе 1888 года Винсент Ван Гог создает пять панно с изображением подсолнухов, однако до наших дней сохранилось всего три из них, и хранятся они в Лондоне, Мюнхене и Амстердаме.

Описание картины «Подсолнухи»

С точки зрения классических канонов живописи Винсент Ван Гог не может похвастаться мастерством. Однако за годы усердного труда он выработал личную манеру письма, которая и нашла отражение в его знаменитой картине.

Картина «Подсолнухи» целиком поглощает внимание зрителя своими харизматичными и крупными мазками. Визуально ваза выглядит маленькой для огромных и строптивых подсолнухов. Что касается последних, то они будто стремятся проникнуть за рамки холста, исследуя окружающий мир и стремясь к размашистым лучам солнца. Фактура картины привлекает внимание своей рельефностью. Мазки переполнены эмоциями. Создается впечатление, будто художник торопился «излить себя» на полотно, пока его не унесло бурным фонтаном чувственного восторга.

При пристальном рассмотрении картины создается иллюзия динамичности подсолнухов, словно они колышутся на стеблях под плотным весом лепестков и соцветий.

Красивый желтый цвет

Картина «Подсолнухи» - яркое доказательство того, что для художника не имело значения, одушевлен предмет или нет. Все в мире являло для него единую материю, которая была достойна ожить под его кистью. Каждый Ван Гога имел свою душу, которую художник изображал с помощью цвета и интенсивных мазков.

Подсолнух в творчестве Винсента стал квинтэссенцией всего сущего. Это растение жило по законам природы и в свойственной ему манере тянулось к солнечным лучам.

Не умаляло в сознании художника и то, что он внешне напоминал солнечный диск с ниспадающими лучистыми лепестками. Ван Гог неоднократно упоминал, что именно желтый является центральным элементом симфонии цвета. Он воплощал для него радость, надежду, улыбку - комплекс чувств и эмоций, который трудно передать словами.

Даже спустя годы, когда художник покинул свой желтый домик в Арле и переместился на в своих картинах он при малейшем намеке на желтый цвет старался его размножить, придать ему объема. Все работы Ван Гога, в том числе и его знаменитая картина «Подсолнухи», переполнены страстью и избытком чувств. Художник намеренно упрощал форму предметов, акцентируя внимание на их цветовой характеристике. Его палитра желтого цвета выглядит так, словно каждый раз, прежде чем нанести мазок, он широко раскрывал глаза и смотрел вглубь солнечного диска, исследуя всю полноту света.


«Ваза с пятнадцатью подсолнухами» Ван Гога – одна из самых знаменитых его картин, однако, их яркие лепестки скрывают весьма трагичную историю.
Начавшись с «Подсолнухов», «Подсолнухами» она и закончилась...



Чем больше смотришь на «Подсолнухи», тем более странной кажется эта светлая и завораживающая картина.
Но как может возникнуть такой эффект в отношении столь банального предмета, как ваза с цветами?

Подсолнухи в голландской культуре имели религиозное значение, поэтому и для Ван Гога, уроженца Голландии, они были почти священным символом и любимым цветком.
Он был одержим темой подсолнухов на протяжении всего творческого пути от ученика до мастера, возвращаясь к ней одиннадцать раз. Рисовал бутоны, только что раскрывшиеся цветы, цветы на пике их природной красоты, а также увядшие цветы. На подсолнухах Ван Гог изучал форму, текстуру, а главное – цвет, к которому у него всегда было особое отношение.

Подсолнухи положили начало весьма противоречивому творческому союзу двух великих мастеров – Ван Гога и Поля Гогена.
Именно эта фатальная дружба сначала вдохновит Ван Гога на создание своих шедевров, а потом приведет к трагическому разрыву и фактически уничтожит его.

Парижская серия подсолнухов

Весной 1886 года Винсент Ван Гог, 32-летний сын проповедника из Голландии, приехал в Париж в надежде стать художником.


Целый год он рисовал там все, что видел вокруг.


В конце лета сады Монмартра полыхали огнем последних подсолнухов.


Винсент сорвал несколько цветков и начал свой первый опыт с подсолнухами, за ним последовало еще три.

На всех работах парижской серии изображены лежащие цветы подсолнуха. От срезанных цветов с увядающими лепестками веет печалью, хотя в них есть еще сила, сопротивляющаяся увяданию.
Потрясающе удачная комбинация – увядающие цветы на ярком фоне.


В ноябре 1887 года в одном из ресторанов организовали выставку картин местных художников, для нее Ван Гог отобрал четыре свои картины с подсолнухами.
Заглянувший на выставку Поль Гоген обратил на них внимание, отметив виртуозность изображения столь необычного объекта и символический смысл картин.


Ван Гог был счастлив. Еще бы – его работы заметил художник, которого он боготворил!
Между ними завязалась дружба, в щедром порыве Ван Гог отдал Гогену две своих работы с выставки.

Сияние желтого в Арле

Через некоторое время Ван Гог отправился на юг Франции, в Прованс, чтобы присмотреть там подходящее место для студии, и он находит его в Арле. Обилие света, солнца и ярких красок приводят его в восторг.
Свое новое жилище здесь художник называет «желтым домиком » и пишет о нем брату: «Снаружи дом выкрашен в желтый цвет, внутри выбелен, много солнца ».


Но аскетические условия жизни и одиночество заставляют его искать соратников.
Ван Гог мечтал, что под крышей этого дома соберутся и будут творить и другие художники, для этой цели он снимал здесь целых четыре комнаты.
Ван Гог пишет письмо Гогену, надеясь в его лице найти поддержку, и Гоген обещает приехать.

Готовясь к встрече со своим кумиром, Ван Гог лихорадочно работал, создавая по картине в день - как школьник, ожидающий похвалы от учителя.
Он с необычайной остротой чувствовал цвет и особенно любил желтый, а здесь его было в избытке. Поэтому Ван Гог так радовался переезду.
Все его картины, написанные здесь, утопают в желтом – поля и луга, снопы соломы и стога, огни ночного города, солнце, звезды, даже шляпа и самый обыкновенный стул.
Художник стремится добиться нужного оттенка и свечения своего любимого цвета.











Серия картин с подсолнухами в Арле

Несмотря на одиночество, это была самая счастливая и плодотворная пора его жизни, и Ван Гог снова вернулся к своим любимым подсолнухам, только теперь он рисовал их в вазах.




И вот, нарушив все существовавшие теории контрастов, он создает свой бесспорный шедевр, «Ваза с пятнадцатью подсолнухами» – яркие желтые цветы на ярком желтом фоне. Желтое на желтом - тогда это считалось немыслимым, но почему-то сработало.


Но гений Ван Гога виден не только в подборе цвета. Рентгеновское исследование этой картины показало потрясающее разнообразие приемов нанесения краски.

Наконец Гоген приехал, картина ему очень понравилась.
Но в процессе дальнейшего общения оказалось, что их взгляды на живопись кардинально различаются. Ван Гог считал, что рисовать надо то, что видишь, а Гоген говорил – все надо брать из головы.
Ван Гог попробовал рисовать без натуры, но в вымышленном мире ему было некомфортно.

Напряженность их отношений видна даже на портрете Гогена, нарисованном Ван Гогом в то время - у Гогена практически не видно лица, не захотел Ван Гог его рисовать...


Гогена утомили бесконечные споры. Их трения достигли предела, отношения зашли в тупик, и он решил покинуть Арль.

Мечты Ван Гога о братстве, как спасении от нищеты и одиночества, разрушились, и за этим последовало самое известное в мире искусства членовредительство.


Через две недели, проведенные в психиатрической больнице, Ван Гог вернулся домой и нашел там письмо от Гогена, в котором тот просил подарить ему «Подсолнухи».
Ван Гог незамедлительно ответил ему – отказом, но пообещал сделать точную копию картины.
И в январе он пишет три копии – одну с «Вазы с пятнадцатью подсолнухами» и две – с «Вазы с двенадцатью подсолнухами».

До конца так и не придя в себя, Ван Гог прожил после этого лишь полтора года.

Два его самых знаменитых полотна с подсолнухами хранятся в Лондоне и Мюнхене.


Поль Гоген. Ван Гог, рисующий подсолнухи. 1888 г. Музей Ван Гога, Амстердам

“Подсолнухи” Ван Гога – это его визитная карточка. Думая о Ван Гоге, мы сразу вспоминаем именно о них.

Парадокс в том, что натюрморты всегда считались среди живописцев не такими “элитными”, как портреты или даже пейзажи.

И вот “второсортный” натюрморт стал одной из самых узнаваемых картин в мире. Он стал самым дорогим шедевром. А что мы собственно о нем знаем?

1. Ван Гог создал 11 картин с подсолнухами.

На самом деле Ван Гог создал 11 картин с подсолнухами!

Сначала он создал 4 натюрморта с сорванными подсолнухами. Написал он их в Париже в 1887 году.

Винсент Ван Гог. Подсолнухи. 1887 г. Метрополитен Музей, Нью-Йорк

А вот те самые, всем известные подсолнухи в глиняной вазе были написаны Ван Гогом год спустя. В городе Арль на Юге Франции.

Сюда Ван Гог приехал за солнцем и яркими красками. А ещё он мечтал создать новое направление в живописи. Оно должно было прийти на смену импрессионизму.

Здесь, в Арле Ван Гог написал 4 натюрморта. Два из них хранятся в музеях Лондона и Мюнхена.

Винсент Ван Гог. Подсолнухи. 1888 г. Национальная галерея Лондона.

Винсент Ван Гог. Подсолнухи. 1888 г. Новая пинакотека, Мюнхен

Два других в оригинале нам не доступны. Обе картины в своё время попали в частные коллекции. Одна сейчас находится у неизвестного коллекционера в США.

Винсент Ван Гог. Подсолнухи. 1888 г. Частная коллекция

Другая сгорела вместе с домом своего владельца во время Второй Мировой войны в Японии. Знаем мы, как она выглядит только по репродукциям и фото.

Самая лучшая репродукция хранится в небольшом Японском музее. Воссоздана она была в 2010 году по фотографии. Её обнаружил в запасниках этого музея Мартин Бэйли, известный в Англии исследователь тайн мира живописи.

На фотографии были запечатлены те яркие цвета, которые и были у оригинала. К тому же изображённая на ней картина обрамлена тонкой оранжевой рамой. Именно такую раму сделал для своего натюрморта Ван Гог.

Для его времени это было очень необычно. Ведь тогда картины вешали только в больших позолоченных рамах.

Но обьяснить его решение просто. Ведь Ван Гог задумывал свои Подсолнухи, как декоративные украшения для жилища среднего класса. А для такой цели массивные рамы были не уместны.

Думаю, он и не представлял, что его натюрморты представитель среднего класса не сможет себе позволить. Так как будут они самыми дорогими картинами в мире.

Репродукция погибшей картины Винсента Ван Гога “Подсолнухи” 1888 года.

Когда Ван Гог уехал из Арля, он создал ещё 3 авторские копии написанных подсолнухов. Самая знаменитая копия “Лондонских” подсолнухов хранится в музее Ван Гога в Амстердаме.

Слева: “Подсолнухи”, которые хранятся в Национальной галерее Лондона. Справа: “Подсолнухи”, которые хранятся в Музее Ван Гога в Амстердаме.

Также он создал копию Арльских подсолнухов на голубом фоне. Сейчас она хранится в Филадельфии.

Слева: “Подсолнухи”, которые хранятся в Новой пинакотеке в Мюнхене. Справа: “Подсолнухи”, которые хранятся в художественном музее Филадельфии.

2. Появлению “Подсолнухов” мы обязаны Полю Гогену

Винсент Ван Гог. Едоки картофеля. 1885 г. Музей Ван Гога, Амстердам

Но его брат Тэо, опытный продавец на рынке живописи, считал, что такая мрачная “крестьянская” живопись плохо продаётся. Также по его мнению, это было уже паханное поле. Ведь в этом стиле работали Милле и .

Другое дело – радостная и светлая живопись импрессионистов. Такие картины созданы для успеха. Брат Тэо пригласил Винсента в Париж. Познакомил с , , и другими “светлыми” живописцами.

Под их влиянием Ван Гог резко сменил цвета с мрачных на светлые и яркие. Поэтому ему так нравился желтый цвет. И подсолнухи тоже.

Брат Тэо, который многое сделал для развития Винсента, тоже не успел разбогатеть благодаря работам брата. Он так и не смог оправиться после смерти Ван Гога. Он пережил его всего на полгода.

5. Одна картина с “Подсолнухами” – подделка?

Винсент Ван Гог. Подсолнухи. 1889 г. Японский музей искусств Сомпо, Токио

В 1997 году разгорелся скандал. Эксперты предположили, что хранящаяся в Японии третья авторская копия “Подсолнухов” – подделка. Фактов, указывающих на поддельность было более, чем предостаточно.

Экспертов очень смущало, почему эта картина после смерти художника оказалась в руках художника Эмиля Шуффенекера. Все остальные Подсолнухи достались вдове брата Ван Гога. А тут вдруг совсем не имеющий отношения к семье владелец.

К тому же Шуффенекер был уличён в создании картин в стиле Ван Гога. Часть этих картин была “разоблачена”.

Эксперты музея Ван Гога в Амстердаме провели тщательное расследование. Подлинность картины была подтверждена.

Шуффенекер действительно время от времени писал картины в стиле импасто (нанесение краски густыми мазками). Именно этой техникой в совершенстве владел Ван Гог. Однако эксперты утверждают, что специально Шуффенекер подделки не создавал. Хотя возможно знал, что его картины выдаются дилерами за работы Ван Гога.

Кто знает, может через десять лет подлинность картины и опровергнут. Остаётся слишком много вопросов.

Почему именно эти “японские” Подсолнухи Ван Гог ни разу не упомянул в переписке с братом?

Почему картина написана на совершенно другом типе холста в отличие от других Подсолнухов?

И почему этот натюрморт не подписан (на вазах остальных стоит надпись “Vincent”)?

Время покажет.

О других картинах художника читайте в статье

Художник: Винсент Ван Гог

Картина написана: 1889 г.
Холст, масло.
Размер: 92 × 73 см

Краткая история создания

Описание и анализ

Описание картины «Ваза с двенадцатью подсолнухами» В. Гога

Художник: Винсент Ван Гог
Название картины: «Ваза с двенадцатью подсолнухами»
Картина написана: 1889 г.
Холст, масло.
Размер: 92 × 73 см

Картина «Подсолнухи» является визитной карточкой творчества Винсента Ван Гога - выдающегося голландского живописца эпохи постимпрессионизма. Художник боготворил этот цветок, считал его символом признательности и благодарности. Сам жёлтый цвет ассоциировался у него с дружбой и надеждой.

Краткая история создания

Известно, что Ван-Гог писал подсолнухи одиннадцать раз. Из всей серии картин с их изображением наиболее известными считаются полотна, написанные в период с августа по сентябрь 1888 года. Этот цикл картин создавался в Арле и должен был украсить жёлтый домик - помещение, арендованное художником для совместной работы с другом Полем Гогеном.

Описание и анализ

Несколько грубая на вид крестьянская ваза, в которой стоят подсолнухи, производит впечатление несоразмерно маленькой и хрупкой в сравнении с огромными цветами. Самим же подсолнухам мала не только ваза – им не хватает пространства всего холста. Соцветия и листья подсолнухов упираются в края картины, как будто недовольно «отшатываясь» от рамы. Художник наносит краски очень густым слоем (техника «импасто»), выдавливая их непосредственно из тюбика на холст. На полотне явственно видны следы прикосновения кисти и специального ножа. Рельефная шероховатая поверхность картины являет собой как будто бы слепок неистовых чувств, овладевших художником в момент творчества. Написанные энергичными подвижными мазками подсолнухи производят впечатление живых – тяжёлые, наполненные внутренней силой соцветия и упругие гибкие стебли находятся в постоянном движении, пульсируют, набухают, растут, созревают и увядают на глазах у зрителя.

Для Ван Гога не существовало принципиального различия между одушевлённой и неодушевлённой материей. Он писал, что вся окружающая природа является для него одушевлённой. А «душа» подсолнуха была особенно созвучна художнику. Цветок, живущий в согласии с космическими ритмами, поворачивающий свой венчик вслед за движением солнца, являлся для художника воплощением взаимосвязи всего сущего –великого и малого, космоса и земли. Да и сам внешний вид подсолнуха подобен небесному светилу в ореоле золотистых лучей-лепестков.

Натюрморты с подсолнухами сияют всеми оттенками жёлтого цвета – цвета солнца. Художник представлял себе эту серию картин как «симфонию цвета». Именно о цвете он чаще всего говорил, делясь деталями свого творческого замысла с друзьями и братом. В одном из своих писем Ван Гог писал, что в «Подсолнухах» он видит жёлтый цвет, пламенеющим на меняющемся фоне – голубом, бледном малахитово-зелёном, ярко-синем. Ещё в одном письме художник упоминает, что планирует достичь в картине эффекта, производимого витражами в готической церкви. Идея художника ясна: добиться эффекта солнечного сияния, свечения жёлтого цвета.

Ван Гогу была дарована способность с необычайной остротой чувствовать цвет. Каждый цветовой оттенок ассоциировался у него с целой совокупностью образов и понятий, мыслей и чувств. Каждый мазок на холсте имел силу произнесённого слова. Любимый Ван Гогом жёлтый цвет был воплощением радости, доброты, благожелательности, энергии, плодородия земли и животворного солнечного тепла. Вот почему художник так радовался переезду на юг – в царство щедрого солнца, в тёплый и светлый «жёлтый домик».

Сам художник признавался, что «высокая жёлтая нота» буквально проняла его в то лето. Полотна, написанные им в Арле, затоплены всеми оттенками жёлтого цвета. Самого себя живописец изображает в ярко-жёлтой соломенной шляпе, он часто выбирает для фона портретов жёлтый цвет, изображая позолоченные солнцем луга и поля зрелого хлеба, стога сена, снопы соломы, охристо-жёлтые стволы, огни вечерних городов, окрашенное закатом небо. И ярче самого солнца сияют на полотне подсолнухи, словно впитавшие в себя свет его горячих лучей и излучающие его в окружающее пространство.

В последние годы своей недолгой и наполненной страданиями жизни художник стремился создавать «нечто миротворное и утешительное». Но только ли радость и утешение исходят из его поздних полотен? Чем неистовее горят краски, тем более напряжёнными, наэлектризованными становятся картины. Как в сложном музыкальном аккорде – ликующий возглас слит воедино с криком отчаяния. Многие усматривают в картине с подсолнухами отражение душевного расстройства, которым, как известно, страдал художник. С полотна подсолнухи смотрят на зрителя, буквально затягивая его в свой магический мир, в котором царит хаос и смятение. Не случайно возникает желание поправить их положение в вазе, чтобы внести какую-нибудь упорядоченность. Простое по замыслу изображение из-за обилия яркого жёлтого цвета буквально въедается в сознание, поражая своей зашкаливающей эмоциональностью…

Одна и та же творческая сила, несущая миру обновление, заставляющая вращаться светила и созревать растения, становится источником распада и разрушения. Под солнечными лучами растёт и зреет всё живое, но за любым созреванием, как известно, естественно и неминуемо приходит увядание. Эти простые истины Ван Гог понимал всем своим существом. Ощущение единства связанных между собой противоположностей – света и тьмы, расцвета и увядания, жизни и смерти – было для художника не отвлечённым философским понятием, а сильным, мучительным, порою невыносимым переживанием. Этим объясняется, по мнению автора книги «Ван Гог. Человек и художник» Н.А.Дмитриевой, «редкостное слияние драматизма и праздничности» в творчестве художника, его проникнутость «страдальческим восторгом перед красотой мира».

«Подсолнухи» Винсента Ван Гога являются символом нашего прекрасного и одновременно трагического бытия, его квинтэссенцией. Цветы, которые распускаются и увядают; живые существа, которые рождаются, зреют и стареют; звёзды, которые загораются, пылают и гаснут; – все это образ Вселенной, пребывающей в состоянии неустанного круговорота.

tattooe.ru - Журнал современной молодежи