Отчет об использовании современных образовательных технологий в воспитательно-образоват. Отчет об использовании современных образовательных технологий Отчет об использовании инновационных технологий в доу

Воспитатель: Понамарева И. А.

Перед образовательными учреждениями сегодня стоит множество непростых задач. В ситуации обновления Российского государства и общества очевидна необходимость развития системы дошкольного образования. Современное общество меняется. Одна из самых главных задач - воспитание ребенка всесторонне развитого, обладающего информационной культурой, что позволяет ему быть успешным в современной жизни.

Коллектив нашего детского сада интенсивно внедряет в работу инновационные технологии. Основная задача педагогов ДОУ - выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели – развитие личности ребенка.

На протяжении всей педагогической деятельности я стараюсь идти в ногу со временем, изучаю и применяю как традиционные, так и современные технологии. Исходя из образовательных потребностей детей группы, а также имеющихся в МДОАУ условий, в своей практической деятельности я использую: здоровьесберегающие, технологию проектной деятельности, личностно – ориентированную, технологию исследовательской деятельности, информационно – коммуникативные, игровую и элементы технологии ТРИЗ.

Здоровьесберегающие технологии в детском саду – это, прежде всего технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья. Валеология отражает все стороны единого направления работы с дошкольником по формированию взглядов на здоровый образ жизни. Я считаю, что использование новых методов и приемов физического воспитания и оздоровления детей играет большую роль в период адаптации к дошкольному учреждению. Здоровьесбережение облегчает привыкание к новой среде, позволяет укрепить иммунитет малышей, что важно для дальнейшего психического и физического развития моих воспитанников.

В своей работе я использую:

Технология сохранения и стимулирования здоровья:

Физминутки и пальчиковые игры (развитие моторики);

Упражнения на развитие дыхания (метод закаливания);

Психогимнастики (для снятия эмоционального напряжения);

Игры – релаксации (для снятия нервного напряжения);

Утреннюю гимнастику (ежедневно);

Гимнастику пробуждения (после сна);

Гимнастику для глаз

Дети очень любят подвижные игры. Я провожу их на специальных занятиях, в промежутках между занятий, на прогулке.

Применяю технологии обучения:

Физкультурные занятия;

Самомассаж;

Технология обучения здоровому образу жизни:

Образовательная деятельность по ЗОЖ;

Ежедневная прогулка (подвижные игры, целевые прогулки, спортивные развлечения, экспериментирование, труд);

Умывание водой комнатной температуры (после сна);

Проветривание помещений (согласно графику проветривания).

В нашем детском саду разработан план оздоровительной работы с детьми, которому я следую.

Коррекционные технологии:

Технология музыкального воздействия (сопровождение образовательной деятельности, перед сном);

Сказкотерапия;

Дневной сон в хорошо проветренном помещении, выполнение требований САНПИНа, общие оздоровительные мероприятия проводятся в течении всего года. Успешная реализация оздоровительной работы - это постоянный и тесный контакт воспитателя с медицинской сестрой, инструктором по физическому воспитанию и родителями. Для родителей проводятся консультации, беседы, помещается информация по ЗОЖ на стенде. Я познакомила родителей с десятью золотыми правилами здоровьесбережения.

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий, систематически проводимых мероприятий увеличилась моторная плотность занятий. Вырос интерес детей к разным видам движений, появилась изобретательность в самостоятельной двигательной деятельности, дети чаще в самостоятельной деятельности стали использовать оборудование спортивного уголка.

В своей работе особое внимание я обращаю на личностно – ориентированные технологии в воспитании детей. Эти технологии ставят в центр личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию природных потенциалов. Личностно – ориентированные технологии реализуются в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ. В период адаптации малышей к детскому саду я применяла гуманно – личностные технологии. Я обращаю внимание на развитие индивидуальных качеств каждого ребенка, проявление его творчества, фантазии. Моя профессиональная деятельность направлена на разностороннее развитие и сохранение психического здоровья детей.

Личностно – ориентированным называется обучение, при котором во главу ставится личность ребенка, его самобытность. Считаю, что в работе с детьми наиболее эффективным является личностно – ориентированный подход к обучению, использование которого позволяет вовлечь каждого ребенка в активный познавательный процесс. Использую следующие методы и приемы обучения: учитываю возрастные особенности и интересы детей, организую образовательную деятельность в форме совместной игры, побуждаю, стимулирую деятельность, задаю наводящие вопросы, осуществляю совместную деятельность с одним ребенком, небольшой группой, или со всеми таким образом, чтобы в ней участвовал каждый ребенок. Обучение провожу в спокойном тоне, откликаюсь на любую просьбу ребенка о совместной деятельности и помощи, а в случае невозможности их осуществить, спокойно объясняю причину и прошу подождать. В ходе совместной игры или при организации образовательной деятельности я нахожу время и возможность обратиться к каждому ребенку по имени, даю возможность проявить свой интерес и выполнить задание правильно. В своей группе я обращала внимание на общение детей между собой, со взрослыми и родителями. Детям очень нравилось слушать сказки социального содержания, участвовать в играх на распознавание эмоций, вместе со мной решать различные ситуации, смотреть спектакли и участвовать в играх – драматизациях, коллективных делах.

Результатом своей работы считаю то, что дети с удовольствием работают на занятиях. Малыши получают эмоциональный подъем, выявляя у себя позитивные свойства характера: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать. Количество « предпочитаемых» детей в группе увеличилось, а «изолированных»- снизилось. Уменьшилось число конфликтных ситуаций, агрессивных проявлений в группе. Повысилась самооценка детей, дети стали более открытыми, раскрепощенными, они стали свободнее общаться с педагогами и сверстниками.

Игровые технологии – это тот вид деятельности, где дети, в полную меру, учатся общению друг с другом и взаимодействию. Этот вид деятельности крайне важен и нужен в детском саду. Он вызывает наибольшее количество откликов и эмоций. Игровые технологии оказывают мне, как воспитателю, большую помощь в организации образовательной деятельности. Применяемыми играми и игровыми упражнениями я обеспечиваю заинтересованность малышей в восприятии изучаемого материала, привлекаю их к овладению новой информацией, делаю более доступными игровые задачи. Мне нравится, что игра требует всегда умственной и физической активности детей. Игровые образовательные технологии позволяют моим воспитанникам легче понять информационный материал, держать внимание на протяжении всего занятия. В практической деятельности я использую:

Игровые ситуации (во время ООД и в режимных моментах);

Сюрпризные моменты (во время ООД и в режимных моментах);

Знакомство с новой игрушкой (практическое обследование, обыгрывание манипуляторное и сюжетное);

Элемент присутствия любимой игрушки в режимных моментах и во время ООД;

Проведение образовательной деятельности в форме игр – путешествий, игр – развлечений;

Совместные сюжетно-ролевые игры;

Дидактические игры.

Я создаю в группе предметно-пространственную среду, в которой происходит различная деятельность детей.

Что касается технологии ТРИЗ, то мои дети еще малы, но я использую ее элементы. Это решение проблемных ситуаций в игровой форме, привитие ребенку радости творческих открытий. Сочетание игровых технологий и теории ТРИЗ дает мне хорошие результаты. Повысился темп работы на занятиях. Возросла активность дошкольников, заинтересованность, а,следовательно, познавательная активность.

По моему мнению, технология проектной деятельности может успешно сочетаться с технологией исследовательской деятельности. Цель исследовательской деятельности - сформировать у дошкольника основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления, постановке и решению вопросов проблемного характера; наблюдения, моделирование, опыты; фиксация результатов наблюдений, опытов; погружение в мир звуков, красок, запахов и образы природы; подражание голосам и звукам природы, использование художественного слова; дидакти ческие игры, трудовые действия. Технология проектной деятельности подразумевает взаимодействие с детьми, родителями, сотрудниками детского сада. Я использую эти технологии в полной мере, т.к они отвечают запросам детей моей группы. Мы вместе с детьми и их родителями украшали и оформляли групповой участок, улучшали предметно-пространственную среду участка (навес) и группы, наблюдали на прогулке за явлениями живой и неживой природы. Я проводила с детьми беседы в различных видах детской деятельности, осуществляла взаимодействие с родителями. Применение метода проекта дало положительную динамику в активизации познавательном и творческом развитии ребенка. Используя технологию детского экспериментирования, я, в первую очередь, оснастила уголок экспериментальной деятельности, тем самым создав условия для самостоятельного и совместного с воспитателем экспериментирования. В ООД были показаны соответствующие возрасту опыты. Технология исследовательской деятельности дала возможность раскрыть все прелести природы, мира в целом. Дети стали самостоятельно экспериментировать с предметами, стремясь узнать что - то новое.

Технология речевого развития:

Целью развития речи является развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развитие всех компонентов речи: грамматического строя речи, связной речи, воспитание звуковой культуры речи, воспитание интереса и любви к чтению и тд.

Большую роль в развитии речи играет предметно-пространственная среда. При создании речевой зоны я обратила внимание на подбор игр, пособий и материалов. Я подбирала материалы так, чтобы они были направлены на развитие всех сторон речи. Это были наборы дидактических, предметных и сюжетных картинок по основным лексическим темам, комплекты игрушек, печатные дидактические игры. В развитии речи большую роль играет ознакомление с художественной литературой. В группе имеется уголок книги, в котором выставляются книги по темам, любимые книги. Также я использую театрализацию – самый любимый и используемый вид деятельности, который способствует развитию речи, творческой инициативы и фантазии. Театрально – игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально – насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно – эстетическому воспитанию каждого ребенка. Я учитывала и тот факт, что игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет радость и удовольствие детям, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речь детей. Все организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаются речью и превращаются в маленькие спектакли. Речевое развитие, благодаря проделанной работе с детьми, стало происходить стремительными темпами, оно зависело от интенсивности и качества моего общения с воспитанниками, совместных игр с детьми и специальных развивающих занятий. Дети научились строить простые предложения, пересказывать с моей помощью короткие знакомые сказки, читать стихи. Малыши стали эмоционально отзывчивы и коммуникабельны. Они свободнее общаются со взрослыми и друг другом, научились выражать свои мысли и желания.

В настоящее время большое внимание уделяется внедрению информационно – коммуникативных технологий во все образовательные структуры. Понимая требования, выдвигаемые современным обществом, я стараюсь активно использовать ИКТ в профессиональной деятельности. Информатизация образования открыла мне новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию новых идей. Использование ИКТ позволяет мне обобщать свой педагогический опыт, размещая конспекты на страницах сайта. Так же применяю ИКТ и в своей непосредственной деятельности с детьми: подготовка к образовательной деятельности с использованием интернет – ресурсов, мультимедийных презентаций, дидактических пособий. Я использую ИКТ в режимных моментах: прослушивание дисков (музыкальная деятельность детей, детские песни, звуки природы и тд.); просмотр мультфильмов (обучающих и развлекательных); просмотр слайдов и презентаций. Работа с интернет – ресурсами позволила мне познакомиться с системой образовательных порталов. Представленная на сайтах информация очень важная и нужная.

Заключение:

Представленные образовательные технологии я использую при организации организованной образовательной деятельности и самостоятельной деятельности с интеграцией образовательных областей: « Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», « Художественно – эстетическое развитие», « Физическое развитие». Благодаря использованию педтехнологий и их интеграции, образовательный процесс становится целесообразным, результативным. Повысился уровень физического, интеллектуального и эмоционально – личностного развития детей моей группы. Использование мною в работе образовательных технологий позволило адаптировать малышей в общество, воспитывать привычку к здоровому образу жизни. Мои профессиональные умения направлены на разностороннее развитие и сохранение психологического здоровья детей.

Заведующий муниципальным дошкольным А.А.Чумбуридзе

образовательным автономным учреждением

детский сад общеразвивающего вида №22

города Лабинска муниципального образования

Лабинский район

Отчёт об использовании современных образовательных технологий в учебном процессе Ивановой Светланой Николаевной, учителем начальных классов МОУ СОШ № 11 г Лабинска муниципального образования Лабинский район, аттестуемой на высшую категорию в 2016-2017 учебном году.

Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учёбы, Щукина Г. И. считает, что интересный урок можно создать за счёт следующих условий: личности учителя (даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается); содержания учебного материала; применения современных обучающих технологий. Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний - поле для творческой деятельности любого преподавателя.

В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся, позволяющие быстрее и прочно запомнить сложный материал. Среди их многообразия для себя я выделила те, которые, на мой взгляд, можно успешно применять в работе с учащимися начального звена. В своей педагогической практике я использую: технологии личностно-ориентированного, проблемного, здоровьесберегающего обучения, а также игровые, проектные, групповые, информационно-коммуникативные.

Я работаю по программе Виноградовой Н. Ф. « Начальная школа ХХI века». Обучение здесь строится с учётом психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей. Методика изучения каждого учебного предмета ориентируется на общее развитие ребёнка, формирование учебной деятельности, восполнение его духовной и эмоциональной культуры. Обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей, что позволяет постепенно добиваться высокого качества обученности.

Я всегда задаю себе вопрос, а как сделать так, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно, свободно в классе, мог оценить свои возможности, преодолев страх, отвечая учителю, а самое главное – научился свободно мыслить?

Опробовав многие методы работы с детьми, я остановилась на групповой работе , которая играет положительную роль не только на первых этапах обучения, но и в последующей учебно-воспитательной работе. Методику групповой работы я стараюсь ввести уже с первых дней обучения ребенка в школе. Это могут быть уроки технологии, окружающего мира, математики, где на первых этапах перед детьми не ставится сложных задач анализа и синтеза изучаемого материала. Первые шаги группового обучения начинаются с работы в парах, что является идеальной формой для сотрудничества и взаимопомощи. В паре ученики могут проверить друг друга, закрепить, повторить материал, подготовить для напарника карточку с заданием, вопросы по теме, совместно спланировать и выполнить работу.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Звездочка»

город Тейково

ОТЧЕТ

об использовании современных образовательных технологий

в обучении и воспитании.

Сухомлинский считал: «Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться». Чтобы сохранить интерес к учению, желание учиться, использую информационные технологии.

Основная цель работы нашего дошкольного учреждения, это всестороннее развитие личности ребенка дошкольниками. Свою основную цель мы видим в обеспечении целостного подхода к организации работы по данному направлению.

На протяжении всей педагогической деятельности стараюсь идти в ногу со временем, изучаю и применяю в системе традиционные и инновационные педагогические технологии. Исходя из образовательных потребностей детей группы, а также имеющихся в ДОУ условий, в своей практической деятельности мною использовались как традиционные технологии, так и современные: здоровье сберегающие технологии, педагогика сотрудничества, позволяющая осуществлять педагогический процесс в соответствии с интересами каждого ребенка, ненавязчиво, не давя, а быть всегда рядом с ребенком, помогать ему; игровые технологии, способствующие повышению интереса к разным видам деятельности, созданию благоприятной эмоциональной обстановки, активности каждого ребенка; метод проектов; индивидуально-дифференцированный подход, развивающие игры.

Используя здоровье сберегающие технологии, систематически внедряю нестандартные методы и средства оздоровления: дыхательную гимнастику, кислородного коктейля, гимнастику для глаз, мимические разминки, психогимнастику, оздоровительную гимнастику после сна, корригирующую и ортопедическую гимнастику. Применение таких методов позволило повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, сформировать у воспитанников ценностные ориентации, направленные на сохранение и укреплении здоровья.

Технологии личностно – ориентированного обучения способствуют развитию личности ребенка. Здесь использую интегрированное построение занятий. А это в свою очередь дает детям возможность развивать коммуникативные умения, творческие способности, умение высказывать свои мысли, делиться впечатлениями, развивать познавательный интерес и активность.

Игровые технологии, являются ведущими в дошкольном возрасте, они наиболее эффективно решают задачи социально - личностного развития дошкольников. Поэтому, я их применяю в своей работе и особое внимание уделяю созданию условий и планированию творческих игр с постепенным усложнением задач согласно возрасту и развитию игровых умений детей.

В своей работе использую широкий выбор форм проведения игр: игры – путешествия, конкурсы, викторины, игры – развлечения, сюжетно – ролевые игры, игры фантазии и импровизации. Игровое партнерство с детьми позволяет мне развивать лидерские качества у застенчивых и неуверенных в себе детях, а детям с завышенной самооценкой научиться договариваться и брать на себя второстепенные роли.

Внедряя в педагогическую практику технологию проектной деятельности, обращаю внимание на всестороннее развитие личности воспитанника и преследую следующие цели: выявление талантливых детей; активизацию воспитательного процесса; формирование у воспитанников интереса к исследовательскому поиску; формирование навыков публичного выступления.

В своей работе интегрирую познавательное содержание образования, осуществляю деятельностный подход, создаю мотивационно – развивающую среду для поисковой деятельности детей. Для удовлетворения детского любопытства и любознательности в своей работе использую технологию опытно-экспериментальной деятельности. Экспериментальная деятельность относится к области деткой самодеятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит личностно – ориентирована на каждого ребенка.

Основываясь на анализе системы работы в детском саду, условиях и подходах к экологическому воспитанию, как средству развития познавательной активности детей я спроектировала свою последующую работу, где реализация поставленных задач осуществлялась в трех основных формах: непосредственно образовательная деятельность; совместная деятельность взрослого и детей самостоятельная деятельность детей; совместная деятельность ребенка со сверстником.

В работе с родителями применяю различные формы работы: дни открытых дверей, развлечения, выставки, видеоролики из жизни детей в детском саду, информационные стенды, презентации о достижениях детей, встречи со специалистами, совместная проектная деятельность и т. д. Это все делает образовательный процесс открытым для активного участия родителей и других членов семьи.

Сухомлинский считал: «Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться». Чтобы сохранить интерес к учению, желание учиться, использую информационные технологии. Программы, связанные с использованием компьютерных технологий: презентации, тестирующие, обучающие. Перед дошкольным образованием стоит важная задача – воспитать всесторонне развитого человека, обладающего информационной культурой, что позволит ему успешно адаптироваться в новых жизненных условиях. Достижение поставленной цели возможно через активное внедрение и использование в учебно-воспитательном процессе современных образовательных технологий, особенно здоровье сберегающих и информационно-коммуникационных. Современные дошколята в большинстве своем владеют компьютерной грамотностью, поэтому важно, чтобы и воспитатели повышали свою квалификацию через овладение компьютерными и коммуникационными технологиями. Это позволило мне использовать информационно-коммуникационные технологии на различных занятиях. На мой взгляд, работа в инновационном режиме позволяет оптимизировать учебный и воспитательный процесс, делает его более рациональным и эффективным, а также повышает мотивацию учения у детей. Работа с Интернет-ресурсами позволила мне познакомиться с системой образовательных порталов, в частности с Федеральным порталом «Российское образование», Федеральным порталом «Информационно-коммуникационные технологии в образовании», учительский портал, копилка уроков и др. Представленная информация на сайтах очень важная и нужная. Это и каталоги образовательных ресурсов, и электронная библиотека учебных материалов, включающая различные электронные словари, справочники, энциклопедии, разработки мероприятий, открытых занятий т.е. это информация по различным видам деятельности занятий и многое другое. Современный образовательный процесс предусматривает использование таких средств и методик, которые помогают детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Важно использовать такие образовательные технологии, которые не только формируют знания, умения и навыки, но и позволяют осуществить деятельностный подход в обучении. Использование современных образовательных технологий в учебно – воспитательном процессе дает хорошие результаты. С особым интересом дети работают в занятиях с презентациями, с музыкальным сопровождением. Цифровые образовательные ресурсы, компьютерные технологии, метод проектов способствуют повышению мотивации учения, а также повышению информационной культуры дошкольников. Проектная деятельность активно развивает коммуникативные навыки, что очень важно в современном обществе. Работа в инновационном режиме меняет мировоззрение самого воспитателя. Воспитателю самому становится интересно овладевать современными технологиями и использовать их в учебно – воспитательном процессе. Тем самым воспитатель повышает свой социальный статус, также повышается его авторитет. Результатом является рост профессионального мастерства воспитателя и признание его заслуг на разных уровнях.

Использование в работе инновационных образовательных технологий позволило повысить уровень физического, интеллектуального и эмоционально – личностного развития детей моей группы, адаптировать их в обществе, воспитать у них привычку к здоровому образу жизни.

Отчёт об использовании современных образовательных технологий в профессиональной деятельности воспитателя

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям.
Педагогическая технология - это такое построение деятельности воспитателя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает.

Как же поправить ситуацию?

Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей.

Исходя из вышеизложенного, назрела необходимость использования в работе спектра инновационных образовательных технологий. В своей профессиональной деятельности я использую следующие технологии:

1. Технология развивающего обучения (Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова, направленная на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, на познание себя личностью, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения;

2. Игровые технологии в ДОУ:

3. Педагогика сотрудничества (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой) ;

4. Технология ТРИЗ (Г. С. Альтшуллер, А. М. Страунинг, направленная на развитие творческих способностей;

5. Информационно-коммуникативные технологии;

6. Здоровьесберегающие технологии (Н. Н. Ефименко) с целью укрепления здоровья детей;

7. При взаимодействии с детьми использую личностно – ориентированный подход (И. С. Якиманская).

8. Технология проблемного обучения (Дж. Дьюи)

9. Технология проектной деятельности (Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина)

Технология проблемного обучения

В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи (1859-1952, который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. Методы, приемы, новые принципы обучения, применявшиеся в этой школе, не были теоретически обоснованы и сформулированы в виде концепции, но получили распространение в 20-30 годах XX века.

В разработке концепции проблемного обучения активное участие принимали: Т. В. Кудрявцев, Кудрявцев В. Т., И. Я. Лернер, В. Оконь, М. Н. Скаткин и др.

В образовательном процессе использую метод проблемного обучения, направленный на развитие самостоятельности ребёнка. Основная идея данного метода - построение учебной деятельности через решение познавательных задач, имеющих недостаточные условия для получения ответа.

Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку воспитателем учебно-проблемной задачи, создание для детей проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.

Основные условия для успешного применения проблемного обучения

1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.

2. Быть доступными для детей и соответствовать их познавательным способностям.

3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.

4. Задания должны быть таковыми, чтобы ребёнок не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Достоинства проблемного обучения:

1. Высокая самостоятельность детей;

2. Формирование познавательного интереса или личностной мотивации ребёнка;

3. Развитие мыслительных способностей детей.

ТРИЗ - технология (теория решения изобретательских задач)

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач.

В настоящее время технология ТРИЗ Г. С. Альтшуллера с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников речи, изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе даёт несомненные преимущества:

В активизации познавательной деятельности детей;

В создании мотивационных установок на проявление творчества;

В создании условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами) ;

Повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами;

Формирует осознанность в построении лексико-грамматических конструкций;

Развивает гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.

Используя в работе с дошкольниками элементы ТРИЗ, я учитываю следующие дидактические принципы:

1. Принцип свободы выбора - в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.

2. Принцип открытости - нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.

3. Принцип деятельности - в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.

4. Принцип обратной связи - воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

5. Принцип идеальности - творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.

Технология развивающего обучения

Цель развивающего обучения – формирование теоретического мышления и сознания.

Способность к развитию существует в человеке с рождения. Развитие обусловлено некоторыми наследственными механизмами, однако и социальная среда является существенным фактором в формировании личности. Важное свойство личности – саморегуляция, она влияет на процесс развития человека, который протекает в индивидуальном варианте. В связи с разработкой теории развивающего обучения, были выдвинуты предположения, о том, что ребенок с дошкольного возраста способен овладеть многими общими теоретическими понятиями. В этой связи возможно активизировать умственное развитие через содержание учебного материала, в котором приоритет отдается повышению теоретического уровня.

Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и детей на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.

Технология развивающего обучения включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки.

В любом случае, технология развивающего обучения рассматривают ребенка как самостоятельного субъекта процесса обучения, взаимодействующего с окружающим миром.

Технология проектов

Условия современности таковы, что дошкольник не может быть «чистым листом» при поступлении в школу. Все чаще требования, предъявляемые к первокласснику, заставляют «развивать, вкладывать, информировать, тренировать и т. д. ». Дети, обладающие большим количеством информации и знаний, приобретают их бессистемно.

Долг взрослого - помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Педагог грамотно управляет ребенком, определяет методы и приемы образования воспитанника. Одной из новых наиболее эффективных инновационных технологий стал метод проектов

Метод проектов является одним из перспективных методов. Ряд авторов (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.

Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

I этап разработки проекта:

Ставлю проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигаем гипотезу, которая подтверждается детьми в процессе поисковой деятельности.

II этап работы:

Разрабатываем совместный план действий по достижению цели (а гипотеза – это и есть цель проекта). Сначала проводим общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Затем фиксирую ответы на листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов использую условные схематические символы, знакомые и доступные детям. Затем задаю второй вопрос: «Что мы хотим узнать? » Ответы снова фиксирую, причём независимо от того, что они могут показаться нелогичными. Здесь важно, проявить терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, спрашиваю: «Как нам найти ответы на вопросы? » Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт.

Учитываю обязательно и возрастные особенности воспитанников.

Для детей младшего дошкольного возраста использую подсказку, наводящие вопросы; для детей старшего дошкольного возраста предоставляю больше самостоятельности.

Решением поставленного вопроса выступают различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя. Важно, проявить гибкость в планировании, суметь подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы. Считаю, что это умение является показателем высокого профессионального мастерства воспитателя, его готовности отступить от уже имеющихся стереотипов, ставя на первое место самоценность дошкольного детства как период жизни и только затем – как подготовительный этап к будущему.

III этап работы

Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления предлагаю решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности.

IV этап работы

Является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.

Информационно-коммуникативные технологии

В настоящее время правительство Российской Федерации уделяет большое внимание воспитанию информационной и коммуникационной культуры подрастающего поколения.

Понимая требования, выдвигаемые современным информационным обществом, стараюсь активно использовать современные информационно – компьютерные технологии в профессиональной деятельности. С этой целью окончила компьютерные курсы (Свидетельство № 75 от 14.03.2009) .

Каждый день нахожусь в состоянии поиска и стремления к совершенствованию в области применения информационных технологий. Использование информационно - коммуникационных технологий позволяет мне обобщать свой педагогический опыт работы, размещая конспекты занятий на страницах интернет – журнала «Планета детства»

Свои достижения в области информационно – компьютерных технологий демонстрирую при проведении открытых занятий, выступлений, мастер - классов, на семинарах, методобъединениях, конкурсах районного и областного уровня:

В 2009 учебном году в МДОБУ «Детский сад № 1 с. Екатеринославка «Солнышко» на конкурсе «Фестиваль методических идей» показала комплексное занятие по речевому и физическому развитию детей «Путешествие в страну пальчиковых игр».

Использовала мультимедийные презентации при подготовке и проведении мастер - класса «Играем пальчиками – развиваем речь, а так же системы работы «Речевой ручеёк»;

В 2010 учебном году в рамках проведения областного конкурса областного конкурса «Воспитать человека» показала открытое занятие по нетрадиционным техникам рисования «В гости к клоуну Клёпе» (методический материал представлен с помощью мультимедио) ;

В 2011 учебном году в рамках проведения областного конкурса областного конкурса «Воспитатель года» показала комплексное занятие в старшей группе с использование современных педагогических технологий «Радуга здоровья»;

В 2011 учебном году в МДОБУ «Детский сад № 3 с. Екатеринославка «Дюймовочка» показала мастер – класс «Влияние пальчиковой гимнастики на речевое развитие ребёнка»;

2012 учебном году в МДОБУ «Детский сад № 4 с. Екатеринославка «Алёнушка» показала для педагогического сообщества комплексное занятие в средней группе «Снежная королева» с использованием здоровьеформирующего компонента, представила систему работы «Вариативность использования нетрадиционных методик в речевом развитии детей» с использованием мультимедийного оборудования:

При применении информационно-коммуникационных технологий не забываю о здоровьесберегающих технологиях, использование технических средств воспитания ограничиваю временными рамками, соответствующими возрастным особенностям детей.

Таким образом, внедрение ИКТ в учебно - воспитательный процесс влечет за собой необходимость формирования ИКТ - компетентности педагога, являющейся его профессиональной характеристикой, составляющей педагогического мастерства. Педагог, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.

Игровые технологии

«Игра порождает радость,

Свободу, довольство, покой в себе

И около себя, мир с миром»

Фридрих Фребель

В настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. Меняются функции педагога. Теперь он организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Для этого необходимо осваивать новые педагогические технологии, формирующие активную роль обучаемого.

Педагогические технологии обязательно должны развивать любознательность - основу познавательной активности; способность самостоятельно решать творческие (умственные, художественные) и другие задачи, позволяющие быть успешным в разных видах деятельности: творческое воображение как направление интеллектуального и личностного развития; коммуникативность - способность общаться со взрослыми и сверстниками; способность к рефлексии - как одно из главных личностных качеств; понимание и осознание себя (действий, поведения речи, чувств, состояний, способностей) .

После введения ФГТ в систему дошкольного образования воспитатель должен заниматься развитием ребенка, основываясь на комплексно- тематическом принципе построения образовательного процесса; решать образовательные задачи не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; строить образовательные процессы на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Освоение педагогами новых технологий в дошкольном образовании - залог успешного развития личности ребенка.

В настоящее время актуальность игры повышается из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Телевидение, видео, радио, интернет увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но эти источники представляют в основном материал для пассивного восприятия. Важной задачей обучения дошкольников является развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развивать подобное умение помогает игра, служащая своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в образовательной деятельности и в свободной деятельности.

Игра есть средство познания действительности и рассматривается:

Как деятельность, в результате которой развивается психика ребенка;

Особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность;

Особое отношение личности к окружающему миру;

Социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру) ;

Социально- педагогическая форма организации детской жизни и детского общества.

Таким образом, игра - это прием организации деятельности детей в образовательной деятельности или набор приемов выстроенных в логике, как изучения заданного программного материала, так и организации заинтересованной познавательной деятельности дошкольников.

Игры или игровые упражнения, используемые педагогом, обеспечивают заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлекают их к овладению новым знанием. Она помогает сконцентрировать внимание детей на учебной задаче. Игра позволяет сделать более доступными сложные задачи обучения и способствует становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников.

Одно из преимуществ игры – то, что она всегда требует активных действий каждого ребенка. Поэтому с ее помощью в непосредственной образовательной деятельности воспитатель может организовать не только умственную, но и моторную активность детей, поскольку выполнение игровых заданий во многих случаях связано с различными движениями.

Целесообразно включенные в обучение игры или их элементы придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач. Игра активизирует взаимодействие когнитивного и эмоционального начала в учебном процессе. Она не только вдохновляет детей мыслить выражать свои мысли, но и обеспечивает целенаправленность действий, а следовательно, дисциплинирует ум ребенка.

Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным.

Для реализации этого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии содержали четко пошаговую систему игровых заданий и различных игр.

При использовании игровой образовательной технологии необходимо использовать следующие принципы.

1. Принцип органичности игровой ситуации содержанию конкретной образовательной деятельности.

Игровая ситуация не самоценна при построении обучающего процесса, она способ организации деятельности детей в непосредственной образовательной области. В этой связи необходимо, чтобы игровая ситуация подбиралась "под материал", а не предметный материал- под ситуацию. При этом производимые детьми игровые действия органично выявляли существенные свойства материала и способы деятельности с ним. Игровые действия должны соответствовать сути изучаемого материала, а не быть способом его украшения.

2. Принцип адекватности используемого предметного содержания.

Игровая деятельность с учебным материалом должна быть направлена: на выявление и осознание детьми существенных свойств и качеств изучаемого материала, а не просто на выполнение игровых действий " на тему материала"

3. Принцип интерактивности

Соблюдение этого принципа необходимо с точки зрения современных подходов к обучению ребенка любого возраста. Только в самостоятельной деятельности формируются полноценные знания и умения. Поэтому при построении игровой образовательной технологии необходимо обеспечить каждому ребенку возможность самостоятельно действовать с изучаемым материалом. Принцип интерактивности предполагает участие в деятельности каждого ребенка в непосредственной образовательной области, поскольку для выполнения задания нужно не только что-то воспитателю, но и обязательно выполнить какое-то учебно-игровое действие.

Игровая образовательная технология - способ организации деятельности детей в процессе обучения предметному содержанию. Назначение игровой образовательной технологии - это не развитие игровой деятельности, а организация усвоения детьми предметного содержания (математического, естественно- экологического и др.)

Таким образом, технология игрового обучения опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Роль педагога заключается в создании и организации предметно - пространственной среды. Игровая технология в обучении призвана сочетать элементы игры и учения.

Личностно – ориентированные технологии

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный

Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются гуманистической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка. В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.

При взаимодействии с детьми своей группы использую личностно – ориентированный подход (И. С. Якиманской). Личностно-ориентированный подход - это такой подход, где во главу угла ставится личность ребенка, её самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.

Признание ребёнка главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика.

По теории А. В. Петровского мы отмечаем, что на смену устаревшей учебно-дисциплинарной модели образования личностно ориентированная модель центрируется вокруг подхода к детям как полноправным партнёрам в условиях сотрудничества и отрицает манипулятивный подход к ним.

Считаю, что каждый ребёнок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе, по своей образовательной траектории. В моей группе разные дети, с разным уровнем развития. При применении технологии делю воспитанников на условные группы с учетом типологических особенностей. При формировании групп мною учитываются личностное отношение воспитанников к окружающей действительности, степень освоения программного материала, интерес к изучению нового материала, к личности воспитателя, особенности развития психических процессов. Применяю дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий.

Образование возвращается к формуле “учимся не для школы, а для жизни”.

На моих занятиях прослеживается акцент на личностно - ориентированный подход в общении, а, именно, планирую НОД, совместную деятельность воспитателя и детей так, чтобы она была направлена не на выяснение того, что знает ребёнок, а на то, насколько развиты его “сила ума”, наклонности и способности рассуждать, критически мыслить, находить правильное решение, применять знания на практике.

Педагогика сотрудничества

Педагогика сотрудничества является одним из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х гг., вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой). Как целостная технология педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, не имеет нормативно-исполнительного инструментария; ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии, составили основу "Концепции среднего образования Российской федерации".

Педагогика сотрудничества имеет следующие классификационные характеристики:

По философской основе – гуманистическая

Сотрудничество воспитателя и ребёнка на равных:

По характеру содержания: обучающая + воспитательная, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая;

По типу управления: система малых групп;

Индивидуальная + групповая, дифференцированная;

По подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная;

По преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая;

Переход от педагогики требовании к педагогике отношений;

Гуманно-личностный подход к ребенку;

Единство обучения и воспитания.

Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения "педагог - ребёнок". В концепции сотрудничества ребёнок представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим.

В педагогике сотрудничества выделяют четыре направления:

1. Гуманно-личностный подход к ребенку. В центр образовательной системы ставится развитие всей целостной совокупности качеств личности.

Гуманно-личностный подход объединяет следующие идеи:

1. Новый взгляд на личность;

2. Отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;

3. Новую трактовку индивидуального подхода;

4. Формирование положительной Я-концепции, т. е. системы осознанных и неосознанных представлений личности о самом себе, на основе которых она строит свое поведение.

2. Дидактический развивающий комплекс

Открываются новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов "чему" и "как" учить детей; содержание обучения рассматривается как средство развития личности; обучение ведется обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; интеграция, вариативность; используется положительная стимуляция.

3. Концепция воспитания

Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, согласно которым развивается воспитание в современном ДОУ:

1. Постановка личности ребёнка в центр всей воспитательной системы;

2. Гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;

3. Развитие творческих способностей ребенка;

Здоровьесберегающие технологии

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз, и среди контингента детей, поступающих в школу, они составляют лишь около 10%.

60% от сегодня составляют дети с отклонениями в физическом развитии. Поэтому разработка новых приёмов и методов физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста представляется одним из наиболее актуальных направлений современной педагогики.

Более 25 лет физическим воспитанием дошкольников занимается кандидат педагогических наук, доцент Николай Николаевич Ефименко. Автор множества книг, методических пособий и статей разрабатывал и внедрял уникальную педагогическую систему «Театр физического воспитания и оздоровления детей», которая находит все большее признание педагогов.

В своей работе я использую элементы из программы Н. Н. Ефименко «Театр физического развития детей». Подбираю такие двигательные ситуации, которые способствуют формированию у детей двигательных качеств, как гибкость, ловкость, силу, выносливость, быстроту. Используя программу Н. Н. Ефименко, образовательный процесс приобретает привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.

Разнообразие содержания и форм работы с детьми, а также реализация принципов вариативности позволяют ребёнку на основе индивидуальных интересов и способностей успешно реализовывать собственное устремление к совершенствованию здоровья. При этом ребёнок имеет реальную возможность продвигаться в развитии собственных устремлений в индивидуально заданном темпе.

На моих занятиях физической культурой дети с удовольствием занимаются с нестандартным оборудованием, выполняют элементы самомассажа себе и друг другу (это доставляет им огромную радость, выполняют упражнения на развитие физических качеств, профилактические упражнения для профилактики плоскостопия и сколиоза. Занимаются на ортопедических мячах, с массажёрами, у гимнастической стены. Во время занятий, обязательно, используется музыкотерапия.

Благодаря здоровьесберегающему направлению в моей работе у ребятишек сформировано осмысленное отношение к здоровью как важной жизненной ценности.

В своей практикеи спользую следующие здоровьесберегающие технологии:

1. Методы предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психогимнастика) ;

2. Упражнения на снятие нервного напряжения у детей (игры -релаксации) ;

3. Упражнения на развитие эмоциональной сферы;

4. Оздоровительная гимнастика (корригирующая, ортопедическая и др.) ;

5. Разные виды массажа и самомассажа;

6. Физкультминутки, динамические паузы;

7. Упражнения для глаз, дыхания, пальцев рук и т. д.

При подготовке к занятию придерживаюсь следующего сочетания элементов современных образовательных технологий в структуре непосредственно – образовательной деятельности:

Этап НОД Варианты использования образовательных технологий Методы и приёмы

Педагогика сотрудничества - совместная деятельность

Здоровьесберегающий подход - психофизическая тренировка (элементы психогимнастики, настрой на занятие)

Сообщение темы НОД Проблемное обучение - создание проблемной ситуации

Педагогика сотрудничества - работа в группах, парах

Информационно-коммуникативные технологии - представление наглядного материала

Работа по теме Индивидуальный и дифференцированный подход - индивидуальная, групповая работа.

Гуманно-личностная технология - создание ситуации успеха

Развивающее обучение - задания на развитие интеллектуальных умений

Игровые технологии - игровая ситуация

Физкультминутка Здоровьесберегающий подход - динамические паузы, гимнастика для глаз, пальчиковая, дыхательная и др.

Рефлексия Гуманно-личностная технология - создание ситуации успеха

Здоровьесберегающий подход - «Я смог… » «Я научился… » «Что не получилось? »

Главной и первостепенной задачей является необходимость повышения качества образования, а это возможно через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств обучаемых.

Среди многообразия современных образовательных технологий я выделила для себя те, которые, на мой взгляд, можно использовать в работе с учащимися начального звена. Например: технологии личностно-ориентированного, проблемного обучения, а также игровые, проектные, здоровьесберегающие и информационно-коммуникативные.

Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков в начальной школе, использую следующие современные образовательные технологии:

1. Технология проблемного обучения

На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов. В чем его актуальность? Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого мышления. Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире и т.д.

Создание проблемных ситуаций на уроках - это один из способов развития творческого мышления младших школьников. Методы проблемного обучения можно применять на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе. Применяя проблемную технологию, я сделала следующие выводы:

Проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;

У большинства учащихся формируется положительная мотивация к изучению предметов, познавательный интерес;

Возрастает эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

Коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда.

2. Информационные образовательные технологии

Практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения в рамках традиционного урока информационных технологий появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Данные возможности ИКТ открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.

Используя в своей работе лицензированные электронные учебные материалы, я успешно решаю следующие дидактические задачи:

Предъявление учебной информации;

Информационно-справочное обеспечение всех видов занятий;

Моделирование и демонстрация изучаемых объектов, явлений и процессов;

Поддержка различных активных форм занятий;

Тренажер навыков и умений различного характера, решение задач;

Контроль и оценка знаний учащихся.

Использование мультимедийных презентаций сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика. Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.

Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока - принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Я вижу, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.

3. Проектные технологии

Применяю и приемы проектной деятельности, так как данный метод стимулирует самостоятельность учащихся, их стремление к самовыражению,

формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему, развивает коммуникативные качества.

При выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя), мы решаем несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

Проект «На Кубани мы живем». Цель проекта - прививать любовь к родной станице, краю, стране, воспитывать чувство гражданственности и патриотизма, любовь и уважение к историческому прошлому, воспитывать гордость за свою Родину и любовь к ней; составить своеобразную копилку фотографий, отражающие впечатления от поездок, экскурсий. Проект выполняется коллективно. Учащиеся с помощью родителей и учителя работают с различными источниками: энциклопедиями, справочной литературой, Интернетом. Собранный материал обрабатывается и проводится классный час, выступаем на родительском собрании, делимся опытом на районном семинаре учителей начальных классов

Задача учителя состоит в том, чтобы найти и организовать интересные формы процесса познания мира учащимися. Как построить учебно-воспитательную работу так, чтобы каждого ученика включить в работу, дать ему возможность высказаться, реализовать свой познавательный интерес?

Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения.

4. Игровые технологии

Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой. В современной педагогике игра, дидактическая игра используется в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия темы и даже раздела учебного предмета, а также как элемент более общей технологии. Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, она дает возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход. Игра важна как сфера реализации себя как личности, это деятельность коммуникативная.

5. Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью - необходимое условие успешности современного человека. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности. Считаю, что наша задача сегодня - научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья. Свои уроки стараюсь строить, ставя перед собой и учениками именно эту цель: как сохранить и укрепить здоровье?

Для этого использую приемы здоровьесберегающих технологий.

1.Включаю элементы личностно-ориентированного обучения:

Вхождение в рабочий день.

Создание ситуации выбора и успеха.

Создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата на уроках и внеклассных мероприятиях.

Использование приемов рефлексии.

2. Использую проведение физкультминуток.

3.Провожу родительские собрания по данной тематике.

Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших

школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению

их здоровья.

Заключение

Широкое внедрение инновационных технологий создают условия для повышения качества обучения, познавательной активности и учебной мотивации школьников.

Результатом использования современных образовательных технологий считаю:

Стабильное качество знаний по предметам (60-70%), которые я преподаю, 100%-ный уровень обученности учащихся в классе, где работаю;

Результаты диагностики мотивационной сферы учащихся показывают преобладание учебно-познавательных мотивов над узколичностными.

Таким образом, можно сделать вывод, что данные технологии, которые я эффективно использую, позволили мне, как учителю, спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования - развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться хороших результатов

tattooe.ru - Журнал современной молодежи