Консультация «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в решении задач музыкального воспитания. Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя доу по образовательной области "музыка" Координационный план проведения совместных занятий

Анна Смирнова
Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя с целью улучшения процесса музыкального развития детей

Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных : от ее решения зависит успешность .

Нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии - с целью поддержания дисциплины. А некоторые не считают нужным даже, и присутствовать - мол, за это время они смогут сделать какие-то дела в группе. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной.

Воспитатель , находясь в постоянном контакте с детьми, обычно малоактивен в осуществлении музыкального воспитания и обучения дошкольников. Использование музыки в быту детского сада, на занятиях по развитию речи , изобразительному искусству - большая редкость. Музыкальные занятия , проводимые два раза в неделю, и несколько праздничных утренников в течение года не могут удовлетворить потребность детей в музыке , музыкальном развитии .

Мне, как музыкальному руководителю , хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей в процессе музыкального занятия . Когда ребёнок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то и сам включается в процесс с ещё большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и что бы не происходило на занятии, ребёнок будет постоянно ориентироваться на воспитателя . Поэтому я советую воспитателям примерить на себя роль ребенка, которому все интересно на занятии : хором петь песни, задорно танцевать, вдумчиво слушать музыкальные произведения , но не забывать, что идет педагогический процесс , который необходимо контролировать.

Какие правила следует соблюдать, для успешного процесса музыкального развития дошкольников ?

1. На музыкальном занятии дети должны быть нарядно одетыми, на ногах удобная обувь, девочки обязательно в юбочках.

2. Начиная со средней группы детей необходимо строить , чередуя мальчика и девочку.

3. На занятие следует приходить за 1-2 минуты до начала, чтобы построиться и настроить детей на занятие .

4. Воспитатель с собой приносит тетрадь и ручку, чтобы записывать слова песен, игр, движения танцев, рекомендации и т. п.

5. Во время занятия желательно не покидать зал, чтобы не отвлекать детей и не пропустить какой либо материал.

6. Выполнять вместе с детьми упражнения. Движения танцев, игр, петь песни и т д.

7. Следить за правильным выполнением детьми движений.

8. В свободной деятельности закреплять материал, полученный на занятии.

Немаловажное место при решении задачи улучшения процесса музыкального развития дошкольников , принадлежит праздникам и развлечениям , которые надолго остаются в памяти детей , и воспоминания о которых часто побуждают детей к самостоятельной музыкальной деятельности .

Праздник в детском саду – это общее дело! Огромная и трудоемкая работа всего коллектива : воспитателей , специалистов, кастелянши, поваров, администрации и т. д. Каждому отведена своя роль, свои обязанности.

Я считаю, что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов .

1. Поставить в известность детей и их родителей , что на праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию (если костюмы не определены в сценарии праздника) .

2. Перед утренником в группе необходимо создать праздничную атмосферу.

3. Воспитателю необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении.

4. При подготовке к празднику задействовать по возможности всех детей .

5. Разучить с детьми стихи, роли и т. п.

6. На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям .

7. Ведущей необходимо произносить текст эмоционально, громко, внятно, не боясь гостей, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике.

8. Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними.

Я как музыкальный руководитель стараюсь оказать помощь в решении такой важной задачи музыкального воспитания как формирование способности к самостоятельной музыкальной деятельности .

В группе вместе с воспитателями мы создаем такие условия, чтобы дети по собственной инициативе слушали музыку , пели, играли на детских музыкальных инструментах , инсценировали песни, водили хороводы и т. д.

Музыкальные игры и танцы имеют большие возможности для самостоятельных действий детей . Среди игр основное место занимают «музыкальные занятия » и концерты, основанные на опыте, приобретенном детьми на занятиях.

Играя в музыкальное занятие , ребята распределяют роли воспитателя , музыкального руководителя . В процессе игры копируют структуру занятия, поведение и интонации взрослых.

В концерте дети организуют чередование различных номеров, исполняемых группой детей- «артистов» , для своих товарищей-«зрителей» .

Дети в самостоятельной музыкальной деятельности часто применяют игру на ДМИ.

В самостоятельной практике детей может иметь место и слушание музыки . Воспитатель по их просьбе использует магнитофон, и все вместе слушают вокальную и инструментальную музыку .

В самостоятельной деятельности ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы. Но это не означает, что он предоставлен самому себе :

1. Воспитатель организует условия , способствующие развертыванию деятельности детей по их инициативе .

2. Воспитатель старается повлиять на музыкальные впечатления ребенка , полученные им в детском саду и семье.

3. Воспитатель должен быть тактичным, стать как бы соучастником детских игр.

Таким образом, успешное и планомерное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя детского сада в осуществлении задач музыкально-художественного воспитания дошкольников позволяет добиться целей и задач, определённых образовательной программой ДОУ в образовательной области «Музыка » , а самой главное развить в детях активность , самостоятельность и инициативность.

Публикации по теме:

Годовой план музыкального руководителя ДОУ на 2015–2016 учебный год (НОД; взаимодействие с воспитателями, детьми, родителями) Годовой план музыкально-образовательной деятельности на 2015 -2016 учебный год. Цель: Амплификация развития детей дошкольного возраста.

Индивидуальный план профессионального развития музыкального руководителя Индивидуальный план профессионального развития педагогаМузыкальный руководитель Гладкова Светлана Владимировна 2015-2016 гг. 1. Составление.

Формы сотрудничества музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ в направлении музыкального развития дошкольников Формы сотрудничества музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ в направлении музыкального развития дошкольников. Проведение музыкальных.

Опыт работы с использованием ИКТ с целью улучшения качества воспитательно-образовательного процесса Подготовила воспитатель I категории: Денисова Ольга Николаевна Использование ИКТ (информационно – коммуникативных технологий) является одним.

Отчет музыкального руководителя «Мониторинг качества образовательного процесса» Отчет музыкального руководителя: «Мониторинг качества образовательного процесса». В 2014-2015 учебном году музыкальное воспитание в МАДОУ.

Использование презентаций в работе музыкального руководителя и воспитателя Презентации в помощь музыкальным руководителям и воспитателям. Современную жизнь уже довольно сложно представить без использования информационных.

Консультация «Взаимодействие музыкального руководителя с родителями» Человек овладевает музыкальной культурой в течении всей своей жизни. Важнейшим этапом этого процесса является дошкольное детство. Однако.

Приёмы взаимодействия воспитателя, учителя-логопеда и музыкального руководителя Впервые система музыкально-ритмических движений была разработана известным швейцарским музыкантом-педагогом Э. Далькрозом. Метод Далькроза.

Совместное занятие педагога-психолога и музыкального руководителя в средней группе для детей с ОВЗ Совместное занятие педагога-психолога и музыкального руководителя в средней группе для детей с ОВЗ «Путешествие в страну умелых пальчиков.

«Музыкальная среда - основа развития музыкальной одаренности». Выступление музыкального руководителя на родительском собрании Цель: познакомить родителей воспитанников с признаками музыкальной одаренности детей, с созданием условий для развития и реализации способностей.

Библиотека изображений:

Предлагаю вассмотреть одну из актуальных проблем, касающуюся особенностей взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя на занятии.

То, что такое сотрудничество необходимо и должно быть в целостном образовательном процессе детского сада, не вызывает сомнений. Остается открытым вопрос: каким оно должно быть и как его организовать? Чтобы ответить на него, обратимся к анализу имеющегося опыта такого сотрудничества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие музыкального руководителя

и воспитателя на занятии.

Подготовила: музыкальный руководитель

МДОУ д/с № 8 Лабутина Н. В.

Уважаемые педагоги, сегодня мы с вами рассмотрим одну из актуальных проблем, касающуюся особенностей взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя на занятии.

То, что такое сотрудничество необходимо и должно быть в целостном образовательном процессе детского сада, не вызывает сомнений. Остается открытым вопрос: каким оно должно быть и как его организовать? Чтобы ответить на него, обратимся к анализу имеющегося опыта такого сотрудничества.

Педагогическое взаимодействие между воспитателем и музыкальным руководителем характеризуется единством цели, в качестве которой выступает музыкальное развитие ребёнка как главного объекта педагогических отношений.

Педагогическое взаимодействие должно основываться на следующих принципах:

Принцип диалогизации . Заключается в том, что воспитатель и музыкальный руководитель должны занимать личностно-равноправную позицию в вопросах музыкального развития дошкольников. Для реализации этого принципа каждый участник взаимодействия должен иметь прочные навыки музыкальной деятельности.

Педагог, музыкальный деятель, один из авторов методики музыкального воспитания дошкольников Ольга Петровна Радынова, выдвинула единые требования к личностным качествам музыкального руководителя и воспитателя:

· увлеченность музыкой, музыкальная эрудиция, творческие способности;

· пытливость;

· инициативность;

· артистизм;

· находчивость;

· изобретательность;

· организованность;

· ответственность;

· любовь к детям;

· культура общения;

И если эти требования обеспечиваются личными и профессиональными качествами педагогов, то их взаимодействие будет связано с взаимным обогащением профессионального опыта.

– Рассмотрим следующий принцип индивидуализации – это использование каждым участником взаимодействия существенных преимуществ в выполнении определенных видов деятельности. Вдохновителем и организатором процесса музыкального воспитания и развития дошкольника в детском саду является музыкальный руководитель при помогающем участии воспитателя.

Рассмотрим задачи профессиональной деятельности музыкального руководителя и воспитателя.

Традиционный подход к профессиональному сотрудничеству

и сотворчеству музыкального руководителя и воспитателя ДОУ


Подписи к слайдам:

Консультация для воспитателей «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя на занятии» Материал подготовила музыкальный руководитель Лабутина Н.В. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 комбинированного вида г. Североморска

Принципы педагогического взаимодействия. Принцип диалогизации. Воспитатель и музыкальный руководитель должны занимать личностно-равноправную позицию в вопросах музыкального развития дошкольников.

Единые требования к личностным качествам музыкального руководителя и воспитателя. О. П. Радынова · увлеченность музыкой, музыкальная эрудиция, творческие способности; · пытливость; · инициативность; · артистизм; · находчивость; · изобретательность; · организованность; · ответственность; · любовь к детям; · культура общения;

Принцип индивидуализации. Использование каждым участником взаимодействия существенных преимуществ в выполнении определённых видов деятельности.

Традиционный подход к профессиональному сотрудничеству и сотворчеству музыкального руководителя и воспитателя ДОУ. Профессиональные задачи музыкального руководителя ДОУ Задачи музыкального воспитания дошкольников, решаемые воспитателем 1. Организация и проведение занятий. 2. Организация и проведение праздников, программ развлечений в детском саду. 3. Руководство работой воспитателя в области музыкального развития детей посредством консультаций и групповых занятий. 4. Работа с родителями. 1. Помощь в процессе проведения музыкальных занятий. 2. Организация педагогических условий, содействующих развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников. 3. Отбор музыкально-дидактического материала для решения разнообразных задач воспитания и развития детей. 4. Организация самостоятельной музыкально - творческой деятельности детей. 5. Работа с родителями.

Принцип проблематизации. Это обеспечение целостности воспитательно-образовательного процесса, что выражается в совместном планировании работы по музыкальному развитию детей.

Формы, виды музыкальной деятельности Задачи Зона деятельности педагогов Приветствие. Организовать детей. Воспитатель приветствует музыкального руководителя вместе с детьми.

Формы,виды музыкальной деятельности Музыкальный репертуар Задачи Зона деятельности педагогов Музыкально-ритмические движения. Упражнение «Топотушки». Русская народная мелодия Учить согласовывать движения с музыкой. Муз. руководитель – напоминает детям движения, играет на фортепиано. Воспитатель – двигается под музыку вместе с детьми, даёт оценку деятельности детей, работает над движениями.

Формы,виды музыкальной деятельности Музыкальный репертуар Задачи Зона деятельности педагогов Слушание. «Мышки» А. Жилинского Развивать музыкальную память, звуковысотное чувство, эмоциональную отзывчивость на музыку. Музыкальный руководитель – проводит беседу, исполняет произведение на фортепиано. Воспитатель – слушает произведение вместе с детьми.

Формы,виды музыкальной деятельности Музыкальный репертуар Задачи Зона деятельности педагогов Пение. «Снежная песенка» Д. Львова- -Компанейца Учить детей петь лёгким звуком в оживлённом темпе, передавая весёлый характер песни. Музыкальный руководитель – беседа, исполнение. Воспитатель – исполнение вместе с детьми.

Формы,виды музыкальной деятельности Музыкальный репертуар Задачи Зона деятельности педагогов Пляска. «Отвернись-повернись». Карельская народная мелодия Учить детей двигаться легко, чётко выполняя хлопки и притопы. Музыкальный руководитель – напоминает детям движения танца. Работает над движениями. Воспитатель – танцует при необходимости с ребёнком в паре.

Формы,виды музыкальной деятельности Музыкальный репертуар Задачи Зона деятельности педагогов Игра. «Догони меня!». Любая весёлая мелодия. Развивать сноровку, внимание детей. Создать радостную атмосферу. Музыкальный руководитель – объясняет правила игры. Играет на фортепиано или включает аудиозапись. Воспитатель – участвует в игре.

ЛИТЕРАТУРА 1. «Дошкольное воспитание» № 5 - 2007 г. 2. «Методика музыкального воспитания в детском саду» под ред. Н. А. Ветлугиной, М., 1982 г. 3. «Музыкальное воспитание дошкольников» О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. П. Палавандишвили, М., 1994 г.


Ключевая установка стандарта дошкольного образования — это поддержка разнообразия детства. При работе по стандартам должна учитываться уникальность дошкольного периода: гибкость развития ребёнка, разные варианты и скорость его развития, доверчивость и непроизвольность восприятия.

Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтении ребёнок получает через детские игры различной направленности, сотрудничество, диалог с детьми и взрослыми. Для ребенка нужны игры, через которые он сможет учиться. Если смотреть требования к результатам освоения дошкольной программы, то многие целевые ориентиры напрямую связаны с задачами музыкального образования: воображение, фантазия, умение контролировать свои движения, выражать эмоции и желания, творческие способности, экспериментирование со звуками. Основной подход к реализации стандартов – системно – деятельностный. Должна работать система, где интеграция различных видов деятельности определяется чёткой целью и работает на одновременное выполнение нескольких педагогических задач, при этом находясь в рамках игровой деятельности. Музыкальное воспитание в детском саду всегда было построено на интеграции, так как музыкальное искусство – искусство универсальное, проникающее во многие области человеческого бытия. Через занятия музыкальной деятельностью можно влиять на решение многих проблем в развитии речи, формировании внимания, развития памяти, воображения, фантазии. Музыка работает на укрепление и сохранение физического и психического здоровья, влияет на эмоциональную сферу человека. Поэтому очень важно найти способы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя. Существуют традиционные способы взаимодействия – это непосредственно на музыкальном занятии и на утренниках и развлечениях. Если говорить о музыкальном занятии, то у воспитателя должна быть основная цель – оказывать помощь детям в преодолении трудностей, возникающих при занятии различными видами музыкальной деятельности, наблюдение и контроль за индивидуальными особенностями своих воспитанников! Для чего? Для того, чтобы при необходимости доработать с ребёнком то, что у него не получилось. Это ёщё один принцип работы по стандарту – мы обязаны создать для всех детей ситуацию УСПЕШНОСТИ! Это дополнительная индивидуальная работа музыканта, воспитателя и родителя вне музыкального занятия.

Какие же способы работы можно предложить воспитателям в течение дня?

Первое – в группе должны быть музыкальный и театральный уголки. К ним существуют определённые требования: музыкальный уголок должен быть доступен ребёнку, оснащён музыкальным центром для воспроизведения аудиоматериала, набором музыкальных инструментов, соответствующих возрасту, причём он должен наполняться нетрадиционными инструментами (бутылочками, «шуршалками», «гремелками», желательно изготовленными самими детьми совместно с родителями), небольшая ширма. Хорошо, если уголок для занятий театральной деятельностью находится рядом с музыкальным. Это создаёт условия для интеграции двух видов искусств, что вполне естественно. Театральная деятельность сочетает в себе развитие речи, творчество, музыку, танцы, умение выразить голосом эмоции, передать образ, ребёнок играет роль, он раскрепощается, потому что именно играет. Рассказывание, пересказывание, драматизацию можно сделать намного полезнее и интереснее для ребёнка, если соединить рассказывание сказки с музыкой. Озвучьте это традиционными и нетрадиционными музыкальными инструментами, звучащими предметами быта и сразу будет выполнено огромное количество педагогических задач, в том числе и эксперементирование со звуками. Игра детей в музыкально – театральной зоне должна быть внимательно отслежена воспитателем. Нужно побуждать детей к осмысленным действиям в данной зоне. Можно помочь детям организоваться для сюжетно – ролевых игр: «Оркестр», «Концерт», «Репетиция», и т.д. Дети проявляют творчество, одни играют роль артистов, режиссёров, музыкантов, другие – роль зрителей. Поручите ребёнку, который лучше знает песенку или играет на инструментах, провести репетицию перед концертом, и дети с удовольствием в этом поучаствуют, при этом, они используют полученные умения и навыки, а заодно и помогут другим детям повторить или лучше освоить песни, танцы и игру на инструментах.

Музыкально – дидактические игры являются важным фактором для развития не только музыкальных способностей, но и для общего развития ребёнка. Поэтому использование их в течение дня очень полезно и необходимо! Они вполне доступны для воспитателя и не требуют специальной музыкальной подготовки. Можно повторять музыкально – дидактические игры, используемые на музыкальных занятиях, а можно включать другие. Такие игры конечно несут в себе музыкальную задачу, но развивают попутно очень много других способностей. Рекомендую некоторые из них:

Тихие игры: так как перед нами стоит задача сохранить здоровье ребёнка, мы должны обратить внимание в частности и на его слух. Находясь в шуме большую часть дня, взрослый теряет слух, а для ребёнка, у которого идёт формирование слухового аппарата, шум в большом количестве вреден во много раз. Рекомендую устраивать так называемые «Минуты тишины», но наполненные смыслом. Слух при этом отдыхает, перестраивается на внимательное восприятие внешних звуков — не раздражителей, ритма, включается фантазия, развивается тембровый, ритмический и динамический слух. Также эти игры полезны уже тем, что это – игры, участвовать в них могут все дети без исключения, то есть мы создаём те самые условия для одновременного развития всех детей, не зажимая их индивидуальность какими- то жёсткими рамками.

1.«Глухой телефон» — активизируется внимание, включается фантазия, пополняется словарный запас.

2.«Разная тишина» — Зажать руками уши и сказать, что слышал – развивается внутренний слух, фантазия, ассоциативное мышление, умение рассказать о своих ощущениях.

3. «Кто меня позвал?» — развивается тембровый слух, внимание.

4. «Кто как поёт?» Формируется навык звукоподражания, развивается выразительность интонации, образное восприятие.

5. «Ушки назад» — внимание, воображение.

6. «Какой инструмент звучал?» — тембровый слух, внимание и память (ребёнок узнаёт то, что когда то запомнил).

7. «Ритмическое эхо» — ритмический слух, внимание.

Развитие ритмичности – одно из важнейший задач развития не только музыкальности, но и задача, работающая на сохранение психического здоровья. Есть работы учёных, где доказывается, что отсутствие чувства ритма у человека ведёт к некоторым психическим расстройствам. Обратите внимание на то, что дети гиперактивные и наоборот – заторможенные — не могут чаще всего правильно отразить ритм, у них происходит дисбаланс с внутренним ритмом его серцебиения, ведь всё в мире выстроено в определённом ритме (пульс, работа механизмов, звуки природы.)

Очень полезная игра – эксперимент «Сердце – моторчик». После активного бега, после громкого крика предложите детям послушать свой пульс. Затем после спокойной деятельности — сравнить пульс с ранее прослушанным. Задайте вопросы: «Что заметили?», Когда был какой пульс?» «Как вы думаете, почему так было?». Дети самостоятельно находят ответы. Это своеобразный эксперимент, у них формируются понятия о физиологии человека на своём примере, учатся рассказывать о своих ощущениях и анализировать своё внутреннее состояние, а заодно закрепите музыкальные понятия «Ритм» и «Темп».

Если говорить о сохранении здоровья , то очень полезны дыхательные упражнения , они всегда должны использоваться перед пением на музыкальном занятии и использоваться в других видах деятельности. Дыхательные упражнения: «Снежинка», «Ветер и ветерок», «Шумелки», «Мячик», «Немой телевизор». Очень полезны «психогимнастика» , в которой формируется умение выражать и передавать эмоции, и «логоритмика» , с помощью которой развивается речь и дикция.

Музыкально – ритмические движения и танцы – один из наиболее любимых детьми видов музыкальной деятельности. Если при пении ребёнок лишается возможности двигаться, то в танцевально – ритмической деятельности он удовлетворяет свою естественную потребность — активно двигаться. Чтобы избежать нудного разучивания танцев, следует применять игровые приёмы. Такими являются игропластика и танцевальная ритмика. Я уже несколько лет использую элементы парциальной программы Анны Иосифовны Бурениной и программы Сергея и Екатерины Железновых. По четвергам вместо утренней гимнастики проводим «Ритмическую гимнастику». Дети под специальное музыкальное сопровождение по показу, чаще всего в кругу, выполняют танцевально – ритмические композиции. Включается так называемый эффект «3 Д». Дети слушают, видят движение в исполнении других и выполняют сами. Причём, до минимума сводятся замечания и исправления. Дети свободно, по мере своих возможностей выполняют движения, соизмеряя их с другими. Композиции доступны и интересны, они вполне могут быть использованы воспитателем для других занятий в качестве физминуток. Рекомендую использовать танцевальные движения в комплексах утренней гимнастики и на физкультурной деятельности. Например, танцевальные виды шагов и прыжков. Задачи физического воспитания при этом не нарушаются, а интегрируются с задачами музыкальными. В группе можно использовать такой приём, как « Танец сидя». Это метод уподобления, помогающий через «язык собственного тела» понять характер музыки, а также закрепить умение передавать чётко ритм. Музыка звучит, а дети выполняют хлопки, щелчки, покачивания, шлепки, притопы, «шагают» пальцами и т.д. Происходит процесс активного восприятия!

Что такое певческие навыки? Это – правильное дыхание, дикция, интонационная выразительность, ритмичность, эмоциональность, правильная осанка, артистичность, звуковысотный слух, динамический слух, память. Методы для закрепления певческих навыков в группе: «Прохлопай ритм знакомой песенки», «Угадай мелодию», «Музыкальная лесенка».

Музыка в режимных моментах: это утренняя гимнастика под музыку, музыка на засыпание и пробуждение, релаксация под звуки природы, музыкальные хороводные игры на прогулке. Причём это не означает, что на улице требуется музыкальное сопровождение. Обычно хороводные игры с пением очень просты в исполнении и поются «а капелло», то есть без сопровождения.

В музыкальной деятельности ребёнок становиться более коммуникабельным (а это опять же важный фактор в реализации стандарта). Пение хором – коммуникация, танец парами – коммуникация, хоровод – коммуникация. Кстати, когда ребёнок впервые взялся за руки в хороводе – это один из первых опытов коммуникативной деятельности! О хороводе хочу сказать особо. Я ввожу хороводы чуть ли не с первых шагов ребёнка в детском саду. Чем дети становятся старше, тем больше использую хороводный принцип не только для решения музыкальных задач, но и для развития ассоциативного мышления, творческих навыков, накопления надпредметных знаний и обогащение речи детей. Например, когда строите хоровод, спросите у детей, на что он похож? Столько разных вариантов скажут! Поём народную песенку в хороводе – попросите детей придумать простые изобразительные движения под текст – получается очень интересная интерпретация, развивается творчество. А хороводные игры с пением и ролями – просто кладезь для развития индивидуальности.

Работа с родителями: Один из сложнейших аспектов в работе педагога. Современные родители чаще всего сами педагогически неграмотные. В стандартах прописано, что родитель является участником образовательного процесса. К сожалению, родителями это стало пониматься как увеличение их прав и только. Нужно терпеливо довести до сознания родителей, что это участие, прежде всего – их обязанность, они заинтересованы в том, чтобы их ребёнок стал успешным, и их правильное поведение – залог этого успеха. Не посещает ребёнок детский сад регулярно – это бывает по разным причинам, порой и по вине родителей. Хотите, чтобы это не повлияло на участие ребёнка в утренниках, помогите своему ребёнку: выучите с ним дома танец, песенку, и ребёнок безболезненно войдёт в общий процесс. Родитель должен понимать, что его ребёнок индивидуален, у него могут быть свои особенности в развитии, не надо требовать от него одинаковой успешности во всём. Объясните родителям, что садик – это модель взрослого общества, в котором существуют свои правила, что умение подчиняться разным правилам и социальным нормам тоже прописано в целевых ориентирах федерального стандарта, и это – законно. Проводя работу с родителями по разным направлениям, включите и музыкально – творческое. Можно провести анкетирование для выяснения условий в семье для развития музыкальности: есть ли музыкальное образование у родителей, есть ли музыкальные инструменты, специальная детская фонотека, часто ли посещают культурные мероприятия, какие творческие хобби есть у членов семьи. Выяснив эти условия, можно давать индивидуальные консультации по музыкальному развитию в семье. Можно использовать способ «домашних заданий»: « выучить частушку», «Что мы слышали по дороге в садик?», изготовить нестандартные музыкальные инструменты, разучить дома песни и танцы, поздравить родных с праздником и т.д.

«Все мы родом из детства» и, если все участники образовательно – воспитательного процесса будут работать с любовью, доверием и уважением друг к другу, стараясь использовать каждую минуту для развития ребёнка, то этот уникальный период — дошкольное детство – станет крепкой базой и основой дальнейшей успешности не только отдельно взятого ребёнка, но и общества в целом.

Нелипа Наталья Николаевна

музыкальный руководитель

МДОУ «Таврический д/с № 2»

Озерова Елена Борисовна; Яблокова Ирина Николаевна
МБДОУ "Детский сад № 69" г. Костромы
Музыкальные руководители


Презентация "Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя
в организации музыкальной деятельности в ДОУ"

1 слайд

Мы представляем вашему вниманию материал о взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в организации музыкальной деятельности в ДОУ.

2 слайд

Дошкольное детство - пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного, в том числе к миру музыки.

3 слайд

Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ - одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников.

4 слайд

Только в совместной согласованной деятельности обоих педагогов для успешного развития музыкальности детей можно достигнуть

цели :

психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации, всестороннего развития личности детей раннего и дошкольного возраста в адекватных возрасту детских видах деятельности.

И решить ряд задач :

Развитие музыкально-художественной деятельности;

Приобщение к музыкальному искусству;

Развитие музыкальности детей;

Развитие способности эмоционально воспринимать музыку.

5 слайд

За музыкальное воспитание детей в дошкольном учреждении ответственен не только музыкальный руководитель, но и воспитатели. Рассмотрим их функции и обязанности.

Доктор психологических наук Александр Ильич Щербаков выделяет 8 общепедагогических функций:

1. Информационная.

2. Развивающая.

3. Мобилизационная.

4. Ориентационная.

5. Конструктивная.

6. Организаторская.

7. Коммуникативная.

8. Исследовательская.

Из них 1-4 - педагогические функции, 5-6 - функции общетрудовые, направленные на создание материальных и дидактических условий для творческого решения педагогических задач.

1. Информационная функция . Передача музыкальной информации детям. Для этого нужно иметь глубокие знания своего предмета, уметь преподнести знания воспитанникам, владеть культурой речи.

2. Развивающая функция . Развивать способности детей, учить самостоятельно мыслить, стимулировать творческие проявления.

3. Мобилизационная функция. Предполагает умение педагога воздействовать на эмоционально-волевую сферу ребёнка. Обучение будет развивающим тогда, когда педагог заинтересует и увлечёт детей.

4. Ориентационная функция . Предполагает формирование устойчивой системы ценностных ориентаций личности.

5. Конструктивная функция . Включает в себя 3 компонента :

конструктивно-содержательный (отбор и композиция учебно-воспитательного материала).

конструктивно-оперативный (планирование структуры собственных действий и действий детей).

конструктивно-материальный (планирование учебно-материальной базы для проведения работы).

6. Организаторская функция.

Музыкальный руководитель обязан:

  1. Проводить индивидуальное и коллективное консультирование воспитателей.
  2. Вести кружковую работу.
  3. Участвовать в педагогических советах.
  4. Проводить открытые занятия для воспитателей.
  5. Проводить собрания с родителями, индивидуальные консультации и беседы.

Воспитатель обязан:

  1. Совместно с муз. руководителем изучать теорию и методику муз. воспитания на современном этапе и внедрять новые достижения в педагогический процесс.
  2. Помогать муз. руководителю в организации и проведении занятий, развлечений и праздников, помогать в организации взаимодействия с семьей.

7. Коммуникативная функция . Предполагает умение общаться, устанавливать доброжелательные отношения с детьми, коллективом педагогов, родителей.

8. Исследовательская функция. Стремление к самосовершенствованию и саморазвитию, пополнение профессиональных компетентностей.

6 слайд

Увы, нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии — с целью поддержания дисциплины. А некоторые не считают нужным даже, и присутствовать. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги — «дошкольники» должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого вам, воспитатели, надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать основы правильного восприятия музыки.

Наиболее эффективно образовательные задачи решаются, если Вы учитывают принцип интеграции образовательных областей.

7 слайд

Первоначальные навыки музыкального воспитания дети получают в процессе музыкальных занятий. Если воспитатель с радостью ждет этих занятий, с нетерпением готовится к ним вместе с ребятами, активен на протяжении всего музыкального занятия, то детям передается его настроение. Если говорить о детям младшего дошкольного возраста, то роль воспитателя в музыкальной работе с ними исключительна велика, он является участником всех видов детской деятельности, поет и танцует с ребятами, играет на различных музыкальных инструментах.

Практика показывает, что готовность воспитателя к музыкальному развитию детей в ДОУ проявляется во всех формах организации музыкальной деятельности: воспитатели активны на музыкальных занятиях, проводят хороводы с пением на прогулке, музыкально-дидактические игры, используют музыкальные произведения на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим. Такая деятельность способствует развитию музыкальности детей, сближает воспитателя и ребенка, позволяет музыкальному руководителю сосредоточиться на исполнительском мастерстве в процессе развития у дошкольников музыкального восприятия.

8 слайд

Формы взаимодействия педагогов:

1. Организация проведения мониторинга.

Мы проводим диагностические мероприятия с фиксацией результатов.

2. Совместное планирование

В результате проведения мониторинга мы вместе с воспитателями составляем план.

3.Методическое сопровождение.

Оно включает в себя проведение тематических педсоветов, консультаций, семинаров, семинаров-практикумов, деловых игр, разработку буклетов, наглядных консультаций, информационных листовок, памяток для планирования, совместное обсуждение сценариев.

Одной из форм работы с воспитателями является ведение тетради взаимодействия, где музыкальный руководитель вписывает:

2. тексты песен, движения танцев до начала их разучивания на занятиях.

4.Практическая продуктивная деятельность .

представляет собой готовый результат деятельности это:

Получение детьми новых знаний;

Организация и проведения праздников и развлечений;

Организация выставок детских творческих работ, связанных с музыкальной деятельностью.

5Взаимодействие с семьей включает в себя:

Организацию проведения родительских собраний;

Консультирование;

Привлечение родителей к участию в праздниках и развлечениях, к изготовлению костюмов и атрибутов, к совместному участию в творческих и музыкальных смотрах, конкурсах и фестивалях на уровне детского сада и города.

Размещение творческих отчетов на сайте учреждения.

6. Организация взаимодействия с социумом

Организация выступлений профессиональных коллективов города (филармония, театр, фольклорного ансамбля «Венец», различных хореографических и вокальных коллективов);

Слайд 9

Педагогу - воспитателю необходимо:

Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, самостоятельной художественной деятельности.

Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.

Привлекать детей к творческим играм, включающие в себя знакомые песни, движения, пляски.

Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.

Включать музыкальные сопровождения в организацию занятий и режимных моментах.

Слайд 10

Структуру взаимодействия вы видите на слайде. Успешное взаимодействие всех участников строится на субъект-субъектных отношений, т.е. все являются полноправными помощниками в музыкальном воспитании и развитии детей.

Слайд 11

Воспитатели нашего дошкольного учреждения являются активными и непосредственными помощниками в музыкальном воспитании и развитии детей.

Слайд 12

Успешное и планомерное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в музыкальном воспитании позволяет добиться поставленной цели и решению задач, сформировать умения и навыки по восприятию музыки, пению, музыкально - ритмическим движения. В полной мере развивать соответствующие возрасту интегративные качества каждого ребенка.

Слайд 13

Спасибо за внимание.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №36 «Жемужинка»

«Взаимодействие воспитателя
и музыкального руководителя на занятии»
буклет для воспитателей

подготовили
БеланЛюбовь Юрьевна,
Липчанская Наталья Валентиновна,
музыкальные руководители

Юрга 2012
Список литературы:
Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей / Ю.Б. Алиев Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). - Воронеж, НПО «МОДЭК», 1998. – 352с.
Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Этот удивительный ритм: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. – СПб.: «Композитор», 2005. – 73с.

ПОСЛЕ ЗАНЯТИЯ:
Обязательно закреплять музыкальный материал с детьми:
повторять слова песен, игр и т.д;
беседовать с детьми по текстам песен, прослушанных произведений;
сопровождать беседы показом портретов композиторов или выставлять их в групповых уголках;
пропевать тексты на улице (в теплое время года);
включать музыкальный материал в свои занятия и режимные моменты;
закреплять движения песен, танцев, хороводов в свободное от занятий время;
организовывать музыкальные минутки – прослушивание классических произведений в группе;
обязательно включать игры в самостоятельную деятель-ность детей в группе и на прогулках.

Профессионализм и опыт воспитателя должен позволять ему в отсутствии музыкального руководителя самостоятельно проводить музыкальные занятия и развлечения.

НА ЗАНЯТИИ:
Воспитатель, а не музыкальный рук-ль играет ведущую роль, является образцом и примером для подражания.
Должен выполнять все, что показывает муз. руководитель.
Должен уметь самостоятельно показать движения танцев, игр, песен.
Петь, чтобы дети видели и слышали, как пример.
Организует детей на построения, игры, хороводы, танцы, а так же при посадке на стульчики.

Тайна моего Я

Высказывания Э.Жан-Далькроза:

Все объяснения должны отличаться краткостью.

Каждый урок должно заключать в себе что-нибудь новое, для того чтобы внимание учеников не утомлялось и их интерес не иссякал.

Первоначальное обучение должно носить характер игры. Нельзя сразу внушать детям понятия долга, обязательного труда..

Задача учителя – облечь необходимые упражнения в форму игры, чтобы они стали доступны детям.

Воспитание ребёнка основывается на примерах и фантазии.

Урок должен приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены.

Цель: создать в группе доверительную обстановку, позволяющую детям проявлять свои чувства и говорить о них, воспитывать навыки эмпатического общения, умения принять и выслушать другого человека; развивать способность понимать себя самого.
Материал: подсвечник со свечой, спички, зеркальце, аудиозапись классической музыки, стулья для каждого ребенка.
Содержание. Дети сидят в кругу на стульях. Педагог объясняет: «Сегодня мы собрались в кругу, чтобы лучше узнать друг друга». Зажигается свеча. «Помните сказку А.С. Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях»? Чтобы узнать что-нибудь о себе, царица доставала волшебное зеркальце и приказывала ему: «Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?» Педагог показывает детям «волшебное» зеркальце и говорит: «У меня тоже есть волшебное зеркальце, с помощью которого мы сможем узнать много интересного друг о друге и ответить на вопрос: «Кто я?». Давайте расслабимся, внимательно посмотрим на пламя свечи. Оно поможет нам почувствовать, что происходит внутри нас, вспомнить свои увлечения, успехи, неудачи». Звучит музыка. Педагог продолжает: «Меня зовут... Я очень люблю детей, поэтому выбрала профессию учителя. Мне нравится читать книги, слушать музыку. Меня очень радуют ваши успехи, но я огорчаюсь, когда вы совершаете недобрые поступки». Далее высказываются дети. Педагог обобщает: «Вы рассказали много интересного, сумели лучше понять себя, разобраться в своих успехах и неудачах. Все мы разные, у каждого из нас есть свои достоинства и недостатки, которые кто-то может исправить сам, а кому-то нужна помощь. Давайте внимательнее и добрее относиться друг к другу, во всем помогать». Дети берутся за руки и задувают свечу.

Воспитателю необходимо готовиться к музыкальному занятию:
посещать консультации и занятия музыкального руководителя;
знать музыкальный материал по тетради взаимодействия;
уточнить заранее время проведения занятий во время карантина;
Провести работу с родителями по форме одежды и обуви детей на музыкальных занятиях.

ПЕРЕД ЗАНЯТИЕМ:
Создать необходимый настрой детей на занятие.
Приводить детей вовремя, согласно расписанию (за 1-2 минуты до начала занятия)
Проверить внешний вид детей.
Сообщить кол-во детей муз. руководителю.


Приложенные файлы

tattooe.ru - Журнал современной молодежи