Исследовательский проект традиции и обычаи народов мира мир. Проект "Мы живём в России: Традиции русского народа" Проект традиции и обычаи русского народа

Евгения Смирнова
Проект для средней группы «Традиции и обычаи русского народа»

Яркая русская культура складывалась из обрядов, обычаев , традиций , праздников. Народные традиции и праздники – это отражение языческих взглядов предков на быт, труд и природу; это нить, связывающая нас с прошлым.

Сегодня, рассматривая наследие прошлого, мы не всегда понимаем смысл народных праздников , старинных традиций , отражавших важные стороны жизни народа . А ведь это огромный мир, включающий духовный опыт предков, историю и культуру отечества. Приобщение к миру народной культуры поможет ребенку почувствовать гармонию жизни предков – славян, понять их обычаи и традиции .

Конечно не все традиции дошли до наших дней , многие из них полностью утрачены. Но те, что сохранились, дают возможность узнать, как жили люди в старину, как работали и отдыхали. Сказки, песни, танцы, ремесла, праздники, традиции , изобразительное искусство – все это яркое выражение наследия русичей. Только бережное отношение к наследию предков может сохранить историческую память поколений, не утратить связи с корнями своего народа , воспитать национальную гордость.

Меняются времена, но вечным остается стремление человека к добру, свету, любви, красоте.

Актуальность темы :

В последнее время тема патриотического воспитания очень актуальна. Воспитание любви к Родине является одним из основных принципов современной педагогики. Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках, красках, играх. Все это изобилие несет в себе народное творчество , богатое и разнообразное по своему содержанию.

В процессе творческой деятельности, основанной на изучении традиций русского народа , у детей обогащается представление об окружающей действительности, обогащается жизненный опыт, развивается речь, формируется самооценка, навыки положительных взаимоотношений с другими детьми и воспитателем.

Цель проекта : Формировать у детей представление о традициях и обычаях русского народа . Воспитывать любовь и гордость за свою страну, свой народ .

Задачи проекта :

1. Познакомить детей с традициями и обычаями русского народа .

2. Развивать память, воображение, речь.

3. Обогащать словарный запас за счет русских слов .

4. Расширить представление о русских народных сказках , потешках, закличках.

5. Воспитывать уважение к русской культуре .

6. Воспитывать любовь к родной природе.

Планируемый результат :

1. Расширение представлений о русской культуре , обогащение представлений о традициях русского народа , обогащение жизненного опыта.

2. Знание русских народных подвижных игр .

3. Знание русских ремесел .

4. Знание русских народных сказок , потешек, закличек.

5. Уважение к традициям и культуре русского народа , интерес к культурным традициям .

Вид проекта : творческий, познавательный, краткосрочный.

Участники : дети средней группы , воспитатель, родители

Срок реализации : три недели

Место проведения : МК ДОУ д\с «Теремок» п. Каменка

1 этап – подготовительный

1. Подбор методической и художественной литературы, иллюстративного материала по теме.

2. Составление перспективного плана.

3. Пополнение центра ряженья русскими сарафанами и кокошниками для девочек и русскими рубахами для мальчиков.

4. Пополнение фонотеки русскими народными мелодиями и песнями .

5. Пополнение уголка художественного творчества дымковскими и филимоновскими игрушками, иллюстрациями по теме.

6. Пополнение книжного уголка новыми книгами с русскими народными сказками , потешками.

7. Подбор предметов народного быта .

8. Выбор формы работы с родителями.

9. Выбор основных мероприятий.

Работа с родителями

1. Анкетирование родителей.

2. Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям »

3. Выставка детских поделок.

4. Выставка работ родителей.

2 этап – практический.

1 неделя проекта .

Понедельник

Образовательная деятельность в утренние и вечерние часы.

Тема дня : «С Новым годом поздравляем»

1. д\ игра «Что в мешке у Деда Мороза»

Цель : Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов.

2. Рассматривание иллюстраций «Веселый Новый год» . Развивать связную речь, учить делиться впечатлениями о праздновании Нового года.

3. Чтение русской народной сказки «Мороз Иванович» русскими народными сказками . Учить внимательно слушать, беседовать по содержанию сказки.

4. С\р игра «Кукольный театр» (артисты – зрители) . Формировать ролевое взаимодействие. Воспитывать самостоятельность и творчество детей.

5. Малоподвижная игра «Елочка» . Создать эмоционально положительный настрой.

Тема дня «Что такое Рождество»

1. Беседа на тему «Что такое Рождество?» Дать детям представление о народном празднике Рождество . Объяснить смысл непонятных слов.

2. Чтение Рождественских колядок. Познакомить детей с таким понятием, как святки.

3. Д\и «Назови правильно» Учить правильно называть предметы, относящиеся к тому или иному празднику.

4. П\и «Карусель» Учить детей говорить в быстром и медленном темпе. Воспитывать интерес к народным играм .

5. Слушание народных песен , потешек, закличек.

6. Аппликация «Рождественский ангел» Развивать творческие способности детей, восприятие символов народного праздника .

Среда

Тема дня : «Мешок Деда Мороза»

1. Д\и «Угадай наощупь» Учить определять наощупь знакомые предметы, их качества и назначение.

2. Беседа на тему «Мешок Деда Мороза» . Развивать активную речь детей. Совершенствовать умение слушать своих товарищей, уважительно относиться к их ответам.

3. Д\и «Добрые слова» Воспитывать желание использовать в речи добрые и вежливые слова.

4. С\р игра «Магазин игрушек» . Продолжать учить воспроизводить в игре трудовые действия взрослых.

Тема дня «Русские народные сказки »

1. Д\и «Ты кто?» . Активизировать в речи глаголы и прилагательные. Закрепить знание героев русских народных сказок , их отличительные признаки.

2. Д\и «Составь сказку» . Учить составлять на фланелеграфе сказку из серии картинок. Развивать детское творчество.

3. Конструирование «Теремок» . Дать детям представление о строительстве сказочных домов. Развивать конструктивные умения и навыки.

4. Малоподвижная игра «Звериная зарядка» Снятие эмоционального напряжения.

5. Народная игра «У медведя во бору» Развивать физические качества через народные игры .

Тема дня : Русская матрешка .

1. Д\и «Матрешки» Учить сравнивать предметы по величине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке.

2. Беседа на тему «Русская матрешка » . Познакомить детей с историей создания русской матрешки . Прививать любовь к русской культуре .

3. Рисование на тему «Украсим сарафан для матрешки» . Формировать у детей интерес к русскому прикладному искусству.

4. Разучивание танца «Мы веселые матрешки» . Развивать пластику движений. Использовать для танца народные костюмы .

5. Чтение потешек, песенок.

2 неделя проекта

Понедельник

Тема дня : «Русь мастеровая»

1. Беседа на тему «Город мастеров» Познакомить детей с ремесленными профессиями в древнем городе. Воспитывать интерес к народному творчеству .

2. Рассматривание иллюстраций с изображением древних профессий. Продолжать знакомить с традициями русского народа . Воспитывать интерес к истории.

3. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко» . Воспитывать интерес к русским народным сказкам , беседовать по содержанию сказки.

4. Малопожвижная игра «Котик к печке подошел» . Развивать внимательность, сообразительность, память.

5. Лепка из соленого теста «Подкова» . Развивать детское творчество.

Тема дня : Русский народный костюм .

1. Беседа на тему «Что носили наши предки» . Познакомить детей с русским народным костюмом . Прививать уважение к русской народной культуре .

2. Д\и «Разноцветный сарафан» Показать изменение цветов, переход от одного цвета к другому.

3. Рисование на тему : «Роспись кокошника» . Познакомить детей с традиционным русским костюмом и украшениями одежды. Воспитывать желание творить самим.

4. Заучивание потешки «Посылали молодицу» . Учить запоминать небольшие по объему стихотворения. Развивать память детей.

5. Чтение песенок, потешек, закличек.

Среда

Тема дня : «Родная природа»

1. Чтение рассказов В. Бианки. Воспитывать любовь к родной природе на основе произведений автора.

2. Рассматривание иллюстраций о родной природе. Воспитывать любовь к родному краю, природе.

4. Вечер загадок про зимний период. Закрепить знания детей о приметах зимы, зимних забавах. Учить понимать смысл загадок.

Тема дня : «Филимоновская игрушка» .

1. «Любимая филимоновская игрушка» . Развивать умение монологической речи, составлять описательные рассказы. Воспитывать интерес к народным игрушкам .

2. Д\и «Что без чего» Расширение словаря, уточнение представления об особенностях внешнего вида.

3. Народная игра «Гуси – лебеди» . Воспитывать интерес к народным играм , любовь к народным традициям .

4. Аппликация на тему «Филимоновская лошадка» . Учить определять характерные особенности филимоновской игрушки, отображать их в поделках.

Тема дня : «Деревянная ложка» .

1. Беседа на тему «Русские народные инструменты » . Обогащать словарный запас новыми словами. Воспитывать интерес к русской народной культуре .

2. Хороводная игра «Веселятся все игрушки» . Прививать любовь к русской культуре , развивать творческие способности детей.

3. Прослушивание русской народной песни «Ах вы сени» с использованием игры на ложках. Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа .

4. Познавательно – творческий вечер «Об обычаях и традициях русского народа » . Формировать представление о самобытных традициях .

3 неделя проекта

Понедельник

Тема дня «Зимние заклички»

1. Рассматривание иллюстраций о зиме с использованием зимних закличек. Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством , воспитывать любовь к русским традициям .

2. Русская народная игра «Ловишки в кругу» . Учить соблюдать правила игры. Воспитывать интерес к русским народным играм .

3. Чтение русской народной сказки «Снегурочка» . Воспитывать интерес к народному творчеству .

4. Малоподвижная игра «Ты медведя не буди» . Снятие общего утомления, укрепление мышечной системы организма.

Тема дня : «Колыбельные песни»

1. Разучивание колыбельных песен. Учить исполнять небольшие по объему песенки. Воспитывать уважение к культуре народа .

2. Д\и «Собери картинку» . Учить составлять целое из частей. Собирать изображения героев колыбельных песен (кота, волка, козы и др.) .

3. Слушание колыбельных песен в записи. Продолжать знакомить с народным творчеством .

4. С\р игра «Уложим куклу спать» . Развивать самостоятельность и творчество детей в игре. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Среда

Тема дня : «Рукотворное чудо»

1. Д\и «Сложи узор по образцу» . Учить составлять узор из геометрических фигур с использованием схем.

2. Беседа на тему «Золотые руки мам и бабушек» . Познакомить детей с такими видами рукоделия как вышивка, вязание крючком и спицами. Рассматривание вещей, связанных мамами и бабушками. Воспитывать любовь к своим близким.

3. Рисование на тему «Украсим полотенце» . Познакомить детей с народными орнаментами . Учить воспроизводить орнамент по образцу.

4. Народная игра «Курочки» . Развивать физические качества через народную игру .

5. Чтение потешек, песенок.

Тема дня : «Дымковская игрушка» .

1. Рассматривание дымковской игрушки. Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами .

2. Д\и «Парные картинки» . Учить находить одинаковые предметы и правильно называть знакомые народные промыслы . Воспитывать интерес к русским народным промыслами .

3. Лепка дымковского коня. Приобщать детей к народным промыслам . Учить выделять простейшие элементы росписи.

4. Чтеие потешек. Использовать фольклор как источник познавательного и нравственного развития детей.

Тема дня : «Русские народные игры »

1. Игра малой подвижности «Камешек» . Продолжать знакомить детей с русскими народными играми . Воспитывать интерес к народному творчеству .

2. Хоровод «Во поле березка стояла» . Подобрать атрибуты для хоровода. Обогащать представление о традициях русского народа .

3. Спортивное развлечение «Русские народные игрища » . Развивать двигательную активность. Прививать любовь к русской культуре .

3 этап – заключительный

1. Подведение итогов проекта .

2. Выставка детских работ по проекту .

3. Презентация проекта с фото .

4. Выставка работ родителей.

Используемая литература :

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» . Издательство «Мозаика – синтез» 2015г.

2. Н. Г. Пантелеева «Народные праздники в детском саду» . Издательство Мозаика – синтез Москва 2014г.

3. М. Ф. Литвинова «Русские народные игры » . Москва «Просвещение» 1986г.

4. М. М. Борисова «Малоподвижные игры и игровые упражнения» . Издательство «Мозаика – синтез» 2014г.

5. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» Издательство «Просвещение» 1988г.

6. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» . Издательство «Просвещение» 1988г.

7. «Хрестоматия для средней группы » Издательство «Самовар» 2015г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа №11»

ПРОЕКТ

«Семейные традиции и обычаи»

Методический паспорт проекта.

Руководитель проекта: учитель начальных классов Латышева А.Н.

Возраст учащихся: 9-10 лет

Состав проектной группы: 25 человек.

Название проекта: « Семейные обычаи и традиции».

Тип проекта: практико-ориентированный, исследовательский, творческий

Гипотеза: Если каждый член семьи будет любить и уважать друг-друга, то семья будет дружной и крепкой.

Постановка проблемы: Сохранение традиций в семье, которые ведут к укреплению семейных отношений, к формированию личности человека.

Цель проекта:

Расширить знания об истории своей семьи, понять важность семьи для каждого человека.

Задачи проекта:

    Расширить знания об истории своей семьи,

    Формировать понимание ценности семьи;

    Расширить кругозор и обогатить словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.

    Развитие творческих способностей взрослых и детей в процессе совместной деятельности.

Планируемые результаты

Предметные : расширение представлений о семейных традициях, развитие интереса к традициям своей семьи, воспитание чувства гордости за свою семью.

Личностные : принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

Метапредметные : формировать позитивный опыт семейных традиций и умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, проблему проекта. Умение анализировать семейные ситуации с позиции нравственности.

Конечные результаты :

Воспитания чувства гордости у обучающихся за свою семью, любовь к ее членам; знание истории своей семьи, семейных обычаев и традиций.

Создание системы совместной деятельности: «ребенок-педагог» и «ребенок- родитель» по данной проблеме.

Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.

Самореализация родителей как субъектов образовательной деятельности, возможность конструктивного сотрудничества педагогов с семьями обучающихся, создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе.

Продукт проекта:

    Создание альбома семейных обычаев и традиций.

Сроки реализации проекта :

Сроки проведения: 12.11.2016 – 19.10.2017 г.

Организация родительского собрания;

Сбор информации об увлечениях и занятиях членов семьи обучающихся;

Конкурс рисунков «Моя семья»;

Классный час «Семейные обычаи и традиции».

Этапы работы над проектом:

    Подготовительный этап (12.11.12)

Задачи этапа: создать необходимые условия для реализации данного проекта. Составить план проведения мероприятий. Выявить знания родителей, детей о семейных обычаях и традициях.

    Анкетирование родителей и детей

    Беседы с детьми об их семье, семейных традициях и обычаях.

    Реализация проекта (проектно-ориентировочная, исследовательская работа) 14 .11.2016-14.09.2017

Задачи этапа: Знакомство родителей и детей с семейными традициями через разные формы работы (художественно-эстетической, социально-коммуникативной, познавательной направленности.

    Экскурсия совместно с родителями.

    Беседа с детьми «В семейном кругу»

    Консультации для родителей: «Семейные традиции и праздники» (обсуждение предстоящей работы, поиск необходимых фотографий из семейного архива);

    Выступление на родительском собрании: «Роль семьи в воспитании детей»

    Создание презентаций о семейных традициях и обычаях.

    Создание альбома «Семейные обычаи и традиции», выполнение генеалогического древа.

    Аналитический этап. Рефлексия. 14.09.2017

Анализ деятельности. Обсуждение предварительных итогов и внесение изменений.

    Перспектива развития проекта.

Представление работы в образовательных сетях, учреждении.

    Заключительный этап. 19.10.2017

Представить продукт творческого проекта на семинаре.

В начале прошлого учебного года, на перемене я услышала, как увлекательно ребята рассказывали друг-другу о своей поездке на отдых семьями. Оказалось, что ребята и их родители дружат и часто выезжают отдыхать вместе. У них это стало традицией. Отсюда возникла тема проекта «Семейные традиции и обычаи».

И на протяжении года мы работали над этим проектом «Семейные традиции и обычаи». Кем нам только не довелось быть в течение этого времени!

Мы составляли свои родословные – выступая в роли историков, были антикварами и археологами- когда разыскивали старинные семейные вещи, журналистами и репортёрами, когда расспрашивали своих родителей о бабушках и прабабушках, о традициях и обычаях своей семьи.

Этот проект раскрыл для нас значимость семейных традиций, позволил познакомиться с историей возникновения традиций своей семьи.

На первом этапе нашей работы, мы провели опрос и анкетирование среди ребят и родителей где прозвучали такие вопросы как: «Что дети знают о семейных традициях и обычаях? Что такое семейные реликвии? Какие традиции и обычаи есть в вашей семье?» и.т.д.

Провели беседы с детьми об их семье, семейных традициях и обычаях.

Семейные реликвии

Семейные обычаи

Семейные традиции

Традиционные блюда

Подумав мы решили, что продуктом нашего проекта будут презентации и создание альбома «Семейные традиции и обычаи» которые сейчас и представят ребята.

Итак я приглашаю - Суханову Дарью которая расскажет нам о своем проекте «Семейные реликвии».

Семья Гордеевой Карины выполнила самую объёмную работу о родословном древе.

Семья Поваренкина Даниила выполнили работу о семейных традициях.

Семья Кадникой Ульяны расскажут нам о традиционном блюде.

И семья Соловьева Алексея представила нам работу о семейных обычаях.

Спасибо за выступление.

Ребята скажите, пожалуйста, а кто еще может рассказать о традициях и обычаях своей семьи? (рассказы ребят о традициях)

А сейчас ребята давайте подведем итоги.

Подводя итог нашей работы, смело можем сказать, что мы достигли нашей поставленной цели и задачи. В ходе работы мы выяснили, что к традициям можно отнести совместные праздники: дни рождения и гражданские праздники, совместные спортивные мероприятия, походы, экскурсии, поездки на природу, школьные праздники. Мы уточнили понятие «традиция».

Гипотеза нашего проекта о том, что «Если каждый член семьи будет любить и уважать друг-друга, то семья будет дружной и крепкой» подтвердилась.

Анализируя проделанную работу, мы пришли к выводу, что традиции и обычаи для человека имеют большое значение. Пусть у каждого народа они разные, но они объединяют и сплачивают нас.

Очень важно сохранять традиции семьи, потому что именно традиции объединяют поколения, способствуют передаче опыта и взаимодействия с людьми.

Нельзя быть равнодушным к традициям и обычаям своего народа, своей семьи. Мы должны знать и беречь наши традиции, обычаи и свою историю.

А теперь я предлагаю посмотреть видео, в котором ваши родители скажут свое мнение о работе над этим проектом.

Еще ранее я сказала, что продуктом нашего проекта кроме презентаций будет еще альбом, который мы подарим нашему музею в память о нашем классе. И конечно наши гости тоже могут просмотреть. И я думаю, что это не последний наш проект.

Теперь предлагаю рассмотреть еще более интересную тему – «Традиции русского народа», проект занятия в ДОУ. Возможно, это профдеформация: все, с чем я сталкиваюсь, стараюсь сделать полезным для детей.

Образованность – в том числе и знание традиций. Это знание стоит прививать с детсада. Бывает, что малыши запоминают немного. Но когда повторно сталкиваются с темой, вспоминают и понимают термины. Например, у нас ребята часто воодушевляются фразой «Деревянная Русь» (это о домах из бревен). Уровень познаний у детей разный. Одним родители читают сказки, другим – нет, третьи знают о колобке из игрушек на телефоне. Первое занятие по традициям мы всегда делаем ознакомительным.

Чуть раньше в статье я уже начала делать наброски по этой теме. Сегодня продолжим работу, детализируем ее. Чтобы было проще, на бумаге надо набросать план занятия. Работаем в такой последовательности:

  • Разбиваем проект с детьми «Традиции русского народа» на отдельные тематические части. Им придумываем названия.
  • Подбираем для каждой материал: пословицы, загадки, картинки, мультики, игры. Лучше с запасом – а вдруг что-то «не пойдет».
  • Приносим в группу предметы, делаем презентации из картинок, подбираем видеоматериал. Пишем подводки и делаем связки между частями – для перехода от одного понятия к другому. Наша работа немного напоминает написание сценария.

Мы будем готовить проект «Традиции и обычаи русского народа» в подготовительной группе. Для малышей можно упростить и сократить подачу информации, больше сосредоточиться на картинках и играх.


Рекомендую не растягивать занятие надолго, иначе восприятие притупляется. И не пытаться объять необъятное: за один раз обо всех традициях не расскажешь. Потому, что от переизбытка информации все перемешается в головах. Лучше поведать коротко с парой примеров. Во вступлении можно рассказать, что Россия большая, населяет ее много народов. Поэтому и традиций много. Сказать пару слов об истории и природе страны.

Полезная литература по теме

  • Электронное пособие «Духовно-нравственная культура и традиции русского народа» . Это удобная программа для ПК, а не книжка. Материал систематизирован по разделам, методисту есть чем поживиться.
  • Узнать нашу страну поближе поможет прекрасный «Путеводитель для детей. Россия» . Это ссылка на электронный формат PDF, хотя есть и бумажное издание.
  • Малыши не так любят слушать, как делать что-то своими руками. Рекомендую попробовать раскраску «Русские традиции» . По ней можно много чего рассказать и показать. А потом, для закрепления, дать ребенку раскрасить матрешки, игрушки, посуду со страниц издании я.
  • Педагогический сборник Ушинского «О воспитании детей и юношества» . Будет полезен для детских педагогов.

Проект «Традиции и обычаи русского народа» в средней группе и старшей можно дополнить еще одной полезной книжкой. Она называется «Расту культурным: для детей 5-6 лет» . В книге коротко и просто рассказывается о русских традициях: одежде, убранстве избы, других составляющих культуры. Издание с иллюстрациями, будет полезным для домашнего чтения. Там вообще много полезного: как вести себя на улице, на природе и т.д.

Интересную тематическую литературу я приведу ниже – в подразделах, посвященных той или иной традиции. Там будет о чаепитии, игрушках, музыкальных инструментах.

Проект для детей «Традиции русского народа»: национальная кухня

Национальные блюда – важная часть культурного достояния. Недаром, когда люди едут за границу, они хотят попробовать что-то из местной кулинарии. Для начала можно спросить детей, какие продукты традиционны для нашей кухни (зерновые, каши, молоко, овощи и т.д.). Крестьяне умеренного достатка мясо употребляли по праздникам. Предлагаю поинтересоваться у детей, какие они знают блюда национальной кухни. Вспомнить о щах, кашах, пирогах, пельменях, квасе, окрошке.


Поговорка «Щи да каша – пища наша» родилась не на пустом месте. Это действительно народная еда. В проект «Традиции русского народа» (старшая группа) уже можно включить игры «Назовите мне». Например, все, что делается из муки (калачи, хлеб, пирожки, блины, оладьи). А еще – какие начинки используют для блинов, какие продукты нужны для щей. Скажу, что картофель в щи изначально не добавляли, он стал распространяться в России только в 18 веке.

Отдельно стоит упомянуть о сладостях. Их было не так много видов, но почти все на слуху. Среди них варенья, пастила, пряники и калачи. Кстати, кисель считался не едой, а питьем. Чтобы заинтересовать деток, рекомендую предложить им раскраску «Русские пряники» . Можно сказать о ритуальных блюдах. Это пасха, крашенки, кутья, блины на Масленицу.

Проект «Традиции русского народа»: рассказываем об архитектуре и быте

Раньше самым доступным строительным материалом было дерево. Из бревен строили избы. В них деревянными были стены, перекрытия, стропила для крыши. На весь мир известны русские деревянные постройки, возведенные без единого гвоздя.

Какие же без пословиц традиции русского народа? Проект можно дополнить народными изречениями об избе. Попросите детей пояснить, как они понимают смысл этих пословиц. Например:

  • Не взявшись за топор, избы не срубишь.
  • Изба красна углами, а обед пирогами.
  • К пустой избе замка не надо.

При возможности избы украшали резными элементами на крыше, наличниках и т.д. Русская изба многократно упоминается в сказках. Спросите у детей, в каких. Например, баба Яга жила в избушке на курьих ножках. В «Зайкиной избе» хитрая лиса прогоняет зайца из его жилища. Вот тут есть мультик на эту тему на 6 минут.

Проект «Традиции и обычаи русского народа» (средняя группа) будет неполным без упоминания печки. Ее называли кормилицей. В печи варили еду и пекли хлеб, грели воду, она использовалась для отопления. Топили дровами, которые заранее заготавливали и сушили. На печи спали, в ней мылись. Это не шутка, дровяную печь использовали вместо бани. А тело натирали золой вместо мыла. Можно рассказать о бане.


Крестьянскую мебель обычно делали из дерева. Это были лавки и скамьи, столы, поставцы (высокие «пеналы» с полками для посуды), ткацкие станки, люльки, сундуки, полати (настилы для спанья). Посуда и утварь были глиняные и деревянные. Утварь – это коромысла, ведра, бочки, корзины, кадки, лохани, корыта, ступы.

Проект «Культура и традиции русского народа» не будет полным без упоминания церквей. Они возводились умельцами тоже из дерева. Материал легко горит и портится от погоды. Поэтому старинных сооружений из дерева осталось очень мало. Использовался и кирпич, но стоил дорого. Это был стройматериал для богатых. На картинках можно показать золотые купола церквей.

Русские традиции для детей: проект о народных промыслах

О вышивке, резьбе, лепке игрушек можно рассказать коротко. А можно действительно выделить эту тему в отдельный проект. Он получится очень красочным.

Умельцев и мастеров на Руси любили. О них говорили: «Мастер на все руки», или «Золотые руки». Талантливые мастера вырезали из дерева, ткали и шили, делали вещи из керамики и металла. Можно предложить детям полюбоваться продукцией народных промыслов – на картинках или в реальности. Тут просто раздолье!

В проект по приобщению детей к традициям русского народа предлагаю добавить рассказ о гжели, золотой хохломе, дымковской или филимоновской игрушке, жостовской росписи. Заинтересовать деток можно, давая вещи потрогать. Например, тульские расписные свистульки так и просят, чтобы в них посвистели. А матрешки – чтобы разобрали и собрали.

Раскраска «Русские игрушки» поможет привыкнуть к форме и традиционным цветам расписных поделок. Стоит копейки, детям нравится. Порекомендую еще одну раскраску «Русские сувениры» . Сама от нее получаю массу удовольствия (визуального).

Проект «Традиции и культура русского народа»: интересно об одежде

Чтобы сделать одежду, сырье надо было подготовить самостоятельно. Соткать полотно, выделать кожи, вручную сделать вышивку, раскроить и сшить. Традиционный мужской костюм включал рубаху и штаны, зипун, кафтан, сапоги или лапти. Была и другая верхняя одежда – например, свитка, армяк и т.д.


Женский костюм намного более разнообразен. Основу тоже составляла рубаха. Далее надевался сарафан или понёва (набедренная одежда типа юбок). Использовалась телогрея, шушпан, шубы, муфты и многое другое. Рассказы о кокошниках, монистах, колтах и гайтанах часто вызывают восторг.

По теме есть детское пособие «Русский народный костюм» . С его помощью можно дополнить проект для средней группы «Традиции и обычаи русского народа». Там есть конспекты занятий по национальной одежде.

Рассказываем о нематериальных традициях

На Руси любили принимать гостей. Потчевать их, уговаривать покушать и отведать. О чрезмерном рвении угодить написал Крылов в «Демьяновой ухе». Из традиций гостеприимства родилась пословица «В тесноте, да не в обиде». Мол, за столом всем места хватит. С другой стороны, день людей был полон делами. Поэтому говорили, что «Незваный гость хуже татарина».

Одна из традиций гостеприимства – чаепитие. Его можно включить в «Обычаи и традиции русского народа», проект для ДОУ. Наверно, все слышали поговорку: «Что, даже чаю не попьете?» Не предложить гостю чай было чем-то немыслимым, а отказаться от него — обидным. Пили чай с баранками, вареньями, медом, молоком, выпечкой.

Мне понравилось издание для детей «Чаепитие. Знакомство детей с русскими народными традициями» . На занятии можно показать картины «День рождения в саду» Богданова-Бельского, «За чаем» Маковского. Рассказать о самоваре или принести его на занятие. Обожаю эту загадку:

В нем вода, но он не речка.
Хоть и с клювом, но не грач.
Он не печка, хоть и печка,
От углей он стал горяч.
И пузат, и добродушен,
Он гостей собрал на ужин,
Чай налил, дымится пар!
Ой, спасибо,… (самовар).


Если делать проект «Традиции и обычаи русского народа» в детском саду, стоит упомянуть о посиделках. Это время, когда люди собирались в одной избе и делали каждый свою работу. Пряли, вышивали, строгали ложки и пели. Обычно это происходило по вечерам зимой, ведь в летнее время было много полевой работы. Вот пословицы о труде и работе:

  • Дело мастера боится.
  • Без труда не выловишь рыбку из пруда.

Русские люди отмечали праздники. В день церковного празднества надо было рано встать, надеть лучшую одежду, пойти в церковь. После службы шли домой или на природу: петь, играть, водить хороводы. Отмечали святки, Масленицу, Пасху, Благовещенье, Покрову, другие праздники. Можно упомянуть, что раньше детей называли по имени святого, чьи именины праздновались в ближайшие к рождению дни. Или по старшим родственникам.

Фольклор и устное творчество

В проект в средней группе «Традиции русского народа» рекомендую включить тему игр и хороводов. Играть лучше во что-нибудь с умеренной активностью – например, в «Ручеек» или «Колечко-колечко». Стоит это сделать в середине или в конце занятия, чтобы детки размялись. Кстати, дочки-матери, прятки, жмурки, ладушки – это все народные игры.

Русские народные песни и сказки – те, у которых нет автора. Их сочинял сам народ, передавал от старших – младшим, и так много поколений. В рамках проекта с детьми «Традиции русского народа» можно спросить, какие сказки и песни они знают. Что-нибудь прочитать или предложить спеть. Вот тут есть небольшая подборка песен для детей . Они бывают обычными, а бывают специальными. Например, свадебными, величальными, хороводными, колыбельными, частушками.

К традиционным музыкальным инструментам можно отнести балалайку, гармонь, гусли, бубен, рожок, свистульки, ложки, дрова (своеобразный ксилофон). Очень рекомендую книгу «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей. Русские народные инструменты» .

«Традиции русского народа»: проект сделаем!

В конце занятия можно позадавать детям вопросы или позагадывать загадки. Могу точно сказать: у каждого методиста эти проекты получаются разными! Из-за подобранных картинок и текста, подводок, стиля и последовательности подачи информации. Не ленитесь при подборе материала. Пусть ваше занятие получится красочным и запоминающимся!

А что вы скажете, если бы в детсаду вашего ребенка стали поить чаем из самовара? Опасно это или нет? Все-таки, разливается кипяток, мало ли что. Делать так или не делать? Или лучше просто оформить чаепитие баранками, а чай принести с кухни?

На этом заканчиваю. Вознаградите меня за старания, поставьте лайк или сделайте репост. Особенно, если статья была полезной. До скорых встреч в моем блоге!

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский

сад «Теремок» п.Каменка Вичугского района Ивановской области

Проект для детей средней группы

«Традиции и обычаи русского народа»

Подготовила воспитатель

Смирнова Евгения Владимировна

2016г.

Пояснительная записка:

Яркая русская культура складывалась из обрядов, обычаев, традиций,

праздников. Народные традиции и праздники –это отражение языческих

Сегодня, рассматривая наследие прошлого, мы не всегда понимаем смысл

народных праздников, старинных традиций, отражавших важные стороны

предков, историю и культуру отечества. Приобщение к миру народной

культуры поможетребенку почувствовать гармонию жизни предков –славян,

понять их обычаи и традиции.

Конечно не все традиции дошли до наших дней, многие из них полностью

утрачены. Но те, что сохранились, дают возможность узнать, как жили люди в

старину, как работали и отдыхали. Сказки, песни, танцы, ремесла, праздники,

русичей. Только бережное отношение к наследию предков может сохранить

историческую память поколений, не утратить связи с корнями своего народа,

воспитать национальную гордость.

Меняются времена, но вечным остается стремление человека к добру, свету,

любви, красоте.

Актуальность темы:

В последнее время тема патриотического воспитания очень актуальна.

Воспитание любви к Родине является одним из основных принципов

современной педагогики. Родина впервые предстает перед ребенком в образах,

богатое и разнообразное по своему содержанию.

В процессе творческой деятельности, основанной на изучении традиций

русского народа, у детей обогащается представление об окружающей

действительности, обогащается жизненный опыт, развивается речь,

формируется самооценка, навыки положительных взаимоотношений с

другими детьми и воспитателем.

Цель проекта: Формировать у детей представление о традициях и обычаях

русского народа. Воспитывать любовь и гордость за свою страну, свой народ.

Задачи проекта:

1.Познакомить детей с традициями и обычаями русского народа.

2.Развивать память, воображение, речь.

3.Обогащать словарный запас за счет русских слов.

4.Расширить представление о русских народных сказках, потешках, закличках.

5.Воспитывать уважение к русской культуре.

6.Воспитывать любовь к родной природе.

Планируемый результат:

1.Расширение представлений о русской культуре, обогащение представлений о

традициях русского народа, обогащение жизненного опыта.

2.Знание русских народных подвижных игр.

3. Знание русских ремесел.

4.Знание русских народных сказок, потешек, закличек.

5. Уважение к традициям и культуре русского народа, интерес к культурным

традициям.

Вид проекта: творческий, познавательный, краткосрочный.

Участники:дети средней группы, воспитатель, родители

Срок реализации: три недели

Место проведения: МК ДОУ д\ с «Теремок» п.Каменка

1 этап –по дготовительный

1.Подбор методической и художественной литературы, иллюстративного

материала по теме.

2.Составление перспективного плана.

3.Пополнение центра ряженья русскими сарафанами и кокошниками для

девочек и русскими рубахами для мальчиков.

4.Пополнение фонотеки русскими народными мелодиями и песнями.

5.Пополнение уголка художественного творчества дымковскими и

филимоновскими игрушками, иллюстрациями по теме.

6.Пополнение книжного уголка новыми книгами с русскими народными

сказками, потешками.

7.Подборпредметов народного быта.

8.Выбор формы работы с родителями.

9.Выбор основных мероприятий.

Работа с родителями

1.Анкетирование родителей.

2.Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям»

3.Выставка детских поделок.

4.Выставка работ родителей.

2 этап –практический.

1 неделя проекта.

Понедельник

Образовательная деятельность в утренние и вечерние часы.

Тема дня: «С Новым годом поздравляем»

1.д\ игра «Что в мешке у Деда Мороза»

Цель: Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей,

материалов.

2.Рассматривание иллюстраций «Веселый Новый год». Развивать связную

речь, учить делиться впечатлениями о праздновании Нового года.

3.Чтение русской народной сказки «Мороз Иванович». Продолжать знакомить

детей с русскими народными сказками. Учить внимательно слушать,

беседовать по содержанию сказки.

4.С\ р игра «Кукольный театр» (артисты –зрители). Формировать ролевое

взаимодействие. Воспитывать самостоятельность и творчество детей.

5.Малоподвижная игра «Елочка». Создать эмоционально положительный

Тема дня «Что такое Рождество»

1.Беседа на тему «Что такое Рождество?» Дать детям представление о

народном празднике Рождество. Объяснить смысл непонятных слов.

2.Чтение Рождественских колядок. Познакомить детей с таким понятием, как

3.Д\ и «Назови правильно» Учить правильно называть предметы, относящиеся

к тому или иному празднику.

4.П\ и «Карусель» Учить детей говорить в быстром и медленном темпе.

Воспитывать интерес к народным играм.

5.Слушание народных песен, потешек,закличек.

6.Аппликация «Рождественский ангел» Развивать творческие способности

детей, восприятие символов народного праздника.

Тема дня: «Мешок Деда Мороза»

1.Д\ и «Угадай наощупь» Учить определять наощупь знакомые предметы, их

качества и назначение.

2.Беседа на тему «Мешок Деда Мороза». Развивать активную речь детей.

Совершенствовать умение слушать своих товарищей, уважительно относиться

к их ответам.

3.Д\ и «Добрые слова» Воспитывать желание использовать в речи добрые и

вежливые слова.

4.С\ р игра «Магазин игрушек». Продолжать учить воспроизводить в игре

трудовые действия взрослых.

Тема дня «Русские народные сказки»

1.Д\ и «Ты кто?». Активизировать в речи глаголы и прилагательные. Закрепить

знание героев русских народных сказок, их отличительные признаки.

2.Д\ и «Составь сказку». Учить составлять на фланелеграфе сказку из серии

картинок. Развивать детское творчество.

3.Конструирование «Теремок». Дать детям представление о строительстве

сказочных домов. Развивать конструктивные умения и навыки.

4.Малоподвижная игра «Звериная зарядка» Снятие эмоционального

напряжения.

5.Народная игра «У медведя во бору» Развивать физические качества через

народные игры.

Тема дня: Русская матрешка.

1.Д\ и «Матрешки» Учить сравнивать предметы по величине и раскладывать их

в возрастающем и убывающем порядке.

2.Беседа на тему «Русская матрешка». Познакомить детей с историей создания

русской матрешки. Прививать любовь к русской культуре.

3.Рисование на тему «Украсим сарафан для матрешки». Формировать у детей

интерес к русскому прикладному искусству.

4.Разучивание танца «Мы веселые матрешки». Развивать пластику движений.

Использовать для танца народные костюмы.

5.Чтение потешек, песенок.

2 неделя проекта

Понедельник

Тема дня: «Русь мастеровая»

1.Беседа на тему «Город мастеров» Познакомить детей с ремесленными

профессиями в древнем городе. Воспитывать интерес к народному творчеству.

2.Рассматривание иллюстраций с изображением древних профессий.

Продолжать знакомить с традициями русского народа. Воспитывать интерес к

3.Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко».

Воспитывать интерес к русским народным сказкам, беседовать по содержанию

4.Малопожвижная игра «Котик к печке подошел». Развивать внимательность,

сообразительность, память.

5.Лепка из соленого теста «Подкова». Развивать детское творчество.

Тема дня: Русский народный костюм.

1.Беседа на тему «Что носили наши предки». Познакомить детей с русским

народным костюмом. Прививать уважение к русской народной культуре.

2.Д\ и «Разноцветный сарафан» Показать изменение цветов, переход от одного

цвета к другому.

3. Рисование на тему: «Роспись кокошника». Познакомить детей с

традиционным русским костюмом и украшениями одежды. Воспитывать

желание творить самим.

4.Заучивание потешки «Посылали молодицу». Учить запоминать небольшие

по объему стихотворения. Развивать память детей.

5.Чтение песенок, потешек, закличек.

Тема дня: «Родная природа»

1.Чтение рассказов В.Бианки. Воспитывать любовь к родной природе на

2.Рассматривание иллюстраций о родной природе. Воспитывать любовь к

родному краю, природе.

4.Вечер загадок про зимний период. Закрепить знания детей о приметах зимы,

зимних забавах. Учить понимать смысл загадок.

Тема дня: «Филимоновская игрушка».

1. «Любимая филимоновская игрушка». Развивать умение монологической

речи, составлять описательные рассказы. Воспитывать интерес к

народным игрушкам.

2. Д\ и «Что без чего» Расширение словаря, уточнение представления об

особенностях внешнего вида.

3. Народная игра «Гуси – лебеди». Воспитывать интерес к народным

играм, любовь к народным традициям.

4. Аппликация на тему «Филимоновская лошадка». Учить определять

характерные особенности филимоновской игрушки, отображать их в

поделках.

Тема дня: «Деревянная ложка».

1.Беседа на тему «Русские народные инструменты». Обогащать словарный

запас новыми словами. Воспитывать интерес к русской народной культуре.

2.Хороводная игра «Веселятся все игрушки». Прививать любовь к русской

культуре, развивать творческие способности детей.

3. Прослушивание русской народной песни «Ах вы сени» с использованием

игры на ложках. Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями

русского народа.

4.Познавательно – творческий вечер «Об обычаях и традициях русского

народа». Формировать представление о самобытных традициях.

3 неделя проекта

Понедельник

Тема дня «Зимние заклички»

1.Рассматривание иллюстраций о зиме с использованием зимних закличек.

Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством, воспитывать

любовь к русским традициям.

2.Русская народная игра «Ловишки в кругу». Учить соблюдать правила игры.

Воспитывать интерес к русским народным играм.

3.Чтение русской народной сказки «Снегурочка». Воспитывать интерес к

народному творчеству.

4.Малоподвижная игра «Ты медведя не буди». Снятие общего утомления,

укрепление мышечной системы организма.

Тема дня: «Колыбельные песни»

1.Разучивание колыбельных песен. Учить исполнять небольшие по объему

песенки. Воспитывать уважение к культуре народа.

2.Д\ и «Собери картинку». Учить составлять целое из частей. Собирать

изображения героев колыбельных песен (кота, волка, козы и др.).

3.Слушание колыбельных песен в записи. Продолжать знакомить с народным

творчеством.

4.С\ р игра «Уложим куклу спать». Развивать самостоятельность и творчество

детей в игре. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Тема дня: «Рукотворное чудо»

1.Д\ и «Сложи узор по образцу». Учить составлять узор из геометрических

Шейн Елена Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Брусничка"
Населённый пункт: поселение Тубинский, Усть-Илимский район, Иркутская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ПРОЕКТ "КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА"
Дата публикации: 14.08.2017
Раздел: дошкольное образование

Воспитатель ВКК, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Брусничка» (МДОУ «Брусничка») ПРОЕКТ «КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА» «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи... Народные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний». (Д. С. Лихачёв).
Актуальность проекта:
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи – насущная задача народов современной России и наша. У детского сада в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель - как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.
Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости» - говорил А.С.Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей. В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своего поселка, не могут различать народные промыслы.
Проблема:
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимания культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры
Цель

проекта
: Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам русской народной культуры.
Задачи проекта:
 Формировать знания и представления детей о культуре русского народа;  Познакомить детей с социальным, культурным и природным разнообразием родного края;  Формировать представление о родословной, родственных отношениях, расширять представление о семье;  Развивать интерес к истории своего народа, к устному народному творчеству, к русским народным подвижным играм;
 Познакомить с историей возникновения ремёсел на Руси, с многообразием народных промыслов;  Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах;  Познакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т.к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа;  Воспитывать у дошкольников чувство патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций; уважение к членам своей семьи, к старшему поколению, к труду людей, любовь к Родине;  Привлечь родителей к сотрудничеству в воспитательно- образовательном процессе, в оказании помощи по созданию в группе предметно – развивающей среды, к активному совместному участию в праздниках, играх;  Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.
Ожидаемые результаты:
 Расширение кругозора детей о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях русского народа, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира;  Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, народу и любви к родному краю;  Формирование представлений о культуре своего народа, обычаях; чувств национального достоинства; морально-нравственных ценностей: доброта, правда, красота, трудолюбие, храбрость и отвага;  Развитие эмоционально-волевой сферы, патриотических чувств и любви к Родине, к своей истории, природе, народу;  Развитие коммуникативных навыков: уважительное отношение к взрослым, сверстникам, малышам; чувство коллективизма;  Обогащение словаря детей: потешками, закличками, пословицами, знанием предметов быта, элементов русского костюма и т.д.;  Разностороннее использование элементов русской народной культуры во всех областях и видах деятельности;  Широкое использование всех видов фольклора;  Повышение родительской компетенции.
Вид проекта:
познавательно-творческий, открытый, коллективный.
Продолжительность проекта:
долгосрочный (2 года)
Участники проекта:
Дети 5 - 7 лет, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель, логопед, инструктор по физическому воспитанию.
Интеграция образовательных областей
Воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, гордости за свою нацию, за прошлое своего народа, уважения к своей семье, приобщение к культуре
русского народа посредством ознакомления с народными ремёслами и народным фольклором мы спланировали через интеграцию образовательных областей:  Социально-коммуникативное развитие (познавательные беседы, экскурсии к историческим местам нашего края, встречи с ветеранами, рассматривание альбомов; подвижные, словесные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры; совместная с родителями деятельность: экскурсии, субботники);  Речевое развитие (развивающие занятия, рассказывание и инсценирование сказок, использование стихов, загадок, пословиц, былин);  Познавательное развитие (циклы познавательных занятий, целевые прогулки, наблюдения);  Художественно- эстетическое развитие (рассказы педагога, рассматривание иллюстраций и образцов народного творчества, выставки и галереи, открытки к праздникам, конструирование; развлечения, ярмарки, праздники, разучивание хороводов и музыкальных игр);  Физическое развитие (подвижные игры, соревнования).
I. этап реализации проекта.

I. подготовительный этап.
№ Вид деятельности Цель деятельности Сроки выполнения 1 2 3 4 5 Анализ работы по данной проблеме Изучение методических разработок Изучение литературы по данной проблеме. Проведение психолого- педагогической диагностики - диагностические задания; - анкетирование родителей; - тестовые работы; - наблюдения; - опросник детей; Разработка плана работы с детьми и родителями по работе над проектом. Выявить методы, приемы ознакомления дошкольников с культурой и традициями русского народа. Сентябрь - Октябрь Сентябрь -Октябрь Октябрь
II. основной этап.

План работы по осуществлению проекта с учетом Федеральных

Государственных Образовательных Стандартов

Образоват ельная область Форма работы Цель деятельности Сроки выполнени я Результат
Работа с детьми

Тема: МОЙ ДОМ – МОЯ СЕМЬЯ
Задачи: - формировать представление о мире семьи; - актуализировать эмоциональный опыт детей семейных взаимоотношений; - развивать самопознание и воспитывать у ребенка уважение к себе. Познавател ьное развитие Социально - коммуника тивное развитие - НОД «Я и мое имя», «Я и моя семья», «Моя мама – лучше всех», «Моя семья». - Беседа на темы: «Ни кого роднее мамы и папы в целом мире нет», « О родне», «Где и кем работают твои родители», «Бабушкин портрет». - Рассматривание семейных альбомов; иллюстраций с изображением опасных предметов и ситуаций в быту. - Конструирование «Комната, в которой я живу». - НОД «Давайте познакомимся», «Мой портрет», «Мужчины и женщины в семье». - Дидактические игры: «Чем можно порадовать маму», «Туалетные принадлежности», «Кому, что нужно для работы», «Маленькие Развивать познавательную активность детей Углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем. Формировать нравственно – этические чувства, эстетическое восприятие, любовь к семье. В течение 2013- 2014 учебного года согласно календарно му плану «Генеал огическ ое дерево»
Речевое развитие Художеств енно- эстетическ ое развитие. помощники». - Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Выходной в семье», «Телевидение - интервью о своей семье». - Разыгрывание этюдов - Решение проблемных ситуаций - Составление рассказов о семье - Чтение стихотворений: Я. Акима «Моя родня»; «Кто кому кто?»; «Мой братишка Мишка»; «Люблю»; Е. Григорьевой «Бабушка»; Э Успенской «Если бы я был девчонкой»; Б. Заходера «Повара»; Е.Серовой «Папа дома»; О. Высотской «Семья». - Обсуждение поговорок и пословиц о семье. - Игры: «Закончи предложение», «Подбери слово», «Вежливые слова». - Продуктивная деятельность: рисование «Портрет моей семьи», «Отдыхаем всей семьей»; изготовление подарков для членов семьи; Создание эмоционального комфорта. Развивать связную речь, интонационную выразительность Развивать творчество детей
Физическо е развитие раскрашивание раскрасок по теме «Профессии». 2. Слушанье и пение песен о членах семьи. - Пальчиковые игры: «Дом», «Семья» - Подвижные игры: «Мы веселые ребята» - Игровые упражнения «Что могут сделать умелые руки» Развивать двигательную активность детей
Тема: НАША МАЛАЯ РОДИНА - П. ТУБИНСКИЙ
Задачи: - познакомить с историей возникновения поселка; - показать значимые места поселка; - знакомить с природными зоны поселка; - воспитывать чувство восхищения красотой родного поселка, любовь и гордость за свою малую Родину. Познавател ьное развитие Социально - коммуника - Беседа на темы: «История моего поселка», «Мой поселок – моя малая Родина», «Моя улица» - Целевая прогулка «Поселок, в котором я живу» - Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: «Мой поселок» - Экскурсия «Любимое место в поселке». - Презентация «Путешествие в прошлое и настоящее родного поселка», - Экскурсия в сельскую библиотеку знакомство с летописью. Расширять представления о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательност ями региона, в котором живут дети. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками В течение 2013- 2014 учебного года согласно календарн ому плану «Макет поселка»
тивное развитие Речевое развитие Художеств енно- эстетическ ое развитие. - Сюжетно-ролевая игра «Мы идем на экскурсию…», «Поездка по городу», - Беседа о правилах поведения на улице и в общественном месте. - Дидактичесие игры «Улицы поселка», «Узнай здание по описанию», «Узнай, где я нахожусь», «Покажи, назови, расскажи», «Знаменитые люди поселка», «Что изменилось?». - Сюжетно – ролевые игры: «Путешествие по поселку», «Магазины родного поселка», «Почта», «Строители», «Перекресток» - Чтение стихотворений С. Маршака «Дом, который построил Джек», « Моя улица»; стихов о поселке, загадок. - Разучивание стихотворения З. Александровой «Родина». - Составление рассказов о поселке - Игры: «Закончи предложение», «Расскажи, а мы отгадаем», «Из чего построен дом» - Продуктивная Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия; Развитие свободного общения с взрослыми и детьми Развитие интереса к художественно- творческой деятельности. Развитие двигательной активности
Физическо е развитие деятельность: изготовление макета «Улицы родного поселка»; рисование «Моя улица», «Наш детский сад», «Мой поселок «самый, самый. - Слушанье песен - Конструирование из крупного строительного материала «Строим поселок» Пешие прогулки по поселку.
Тема: НАША РОДИНА – РОССИЯ
Задачи: - расширять знания детей о родной стране; - познакомить детей с многонациональным составом населения России; - познакомить со столицей России; - познакомить с официальной символикой (гербом, флагом, гимном РФ) и неофициальной (матрешка, балалайка, самовар); - формировать у детей целостное представление о природных зонах России; - воспитывать патриотические чувства, уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей. Познавател ьное развитие - Беседа на темы: «Наша Родина - Россия»; «Какие народы живут в России», «Государственные символы России», «Природа России» - Рассказ о неофициальных символах России (матрешке, балалайке, самоваре) - Рассматривание карты России: «Что может рассказать карта о России»; Формирование представлений у детей о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. В течение Альбомы (с символик ой, презента ции)
Социально - коммуника тивное развитие Речевое развитие Художеств енно- эстетическ ое иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах, блюд национальных промыслов народов России; - Просмотр слайдов на тему: «Природные зоны России» - Презентация «Путешествие в прошлое и настоящее главного города России», - НОД «Россия Родина – моя», Наша Родина –Россия, наш язык русский» - Сюжетно-ролевые игры «Защитники Родины», «Мы идем на экскурсию…», «Поездка по городу», - Беседа о правилах поведения на улице и в общественном месте. - Дидактичесие игры «Достопримечательн ости Москвы», «Что предмет расскажет о себе» - Ручной труд изготовление атрибутов для игры - НОД Рассматривание картины «Богатыри» - Дидактические игры «Военная техника», «Собери символику» - Чтение Воспитывать патриотических и интернациональных чувств, любовь к Родине. Обогащение обществоведческого словаря детей. Совершенствовать речь как средство общения. Формирование 2013- 2014 учебного года согласно календарн ому плану
развитие. Физическо е развитие стихотворений известных писателей о Родине. - НОД Лепка « Русская матрешка» - Конструирование из крупного строительного материала «Кремлевские башни» - Рисование символики России. - Слушанье песен известных исполнителей о Родине - Спортивный праздник «Открытие олимпийских игр» - Подвижные игры интереса к эстетической стороне окружающей действительности. Развитие двигательной активности
Тема: РУССКИЙ БЫТ
Задачи: - формировать представления о русском крестьянском быте, уважение к русской народной культуре; - познакомить детей с устройством русской избы; изготовить макет русской избы; - познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; - расширять словарный запас: изба, кровля, сруб, венец, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук; - воспитывать патриотические чувства Познавател ьное развитие Социально - НОД «История русского быта», «Русская изба», «Горница» - Рассматривание иллюстраций, презентаций на темы: «Старинные предметы домашнего быта», «Традиции русского народа», «Праздники» Ознакомление детей с жилищем русских людей в старину представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках В течение Создание мини- музея «Русского быта»; макет русской избы
- коммуника тивное развитие Речевое развитие Художеств енно- эстетическ ое развитие. Физическо е развитие - НОД: «Посиделки в горнице», «День рождения на Руси», «Что за зернышко такое, не простое – золотое» - Трудовая деятельность по изготовлению атрибутов для колядования (маски) - Сюжетно-ролевая игра «День рождения на Руси» - Чтение энциклопедий, рассказ воспитателя о русской избе - «Вечер загадок» (загадки о предметах быта) - Чтение пословиц, поговорок, сказок. - Пение народных мелодий: «Как у наших у ворот», «Ах вы, сени», «Ой встала я ранешенько» и т.д. - Слушанье русских народных мелодий - Конструирование и украшение русской избы - Лепка русского быта - Развлечение «Масленица» - Игра «Взятие снежной крепости» - Русские народные игры Приобщать детей к истокам русской культуры; расширять знания детей о труде крестьянина, праздниках Пополнять литературный багаж детей Приобщение детей к народному искусству Развитие двигательной активности 2013- 2014 учебного года согласно календарн ому плану

Тема: НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ, ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ.
Задачи: -показать красоту национального костюма, выделить его элементы; -организовать выставку «Русский народный костюм»; -воспитывать интерес к национальному костюму, желание использовать в театрализованных представлениях. Познавател ьное развитие Социально - коммуника тивное развитие Речевое развитие Художеств енно- эстетическ - Познавательные беседы «История русского костюма» - НОД « Отражение русских традиций в национальном костюме» - - Театрализованная деятельность: обыгрывание сюжетов былин, сказок - Сюжетно-ролевые игры « Русские богатыри» - Изготовление головных уборов (кокошников, колпаков) - Рассматривание и составление рассказов по репродукциям известных художников В. Васнецова «Богатыри», В.Сурикова « «Русская красавица» - Чтение художественной литературы (сказки, былин, пословиц, поговорок) - Составление и разгадывание загадок Формировать представления детей о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках Привлечение детей к созданию развивающей среды группы (мини-музеев, выставок) Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества Развитие пред- посылок ценностно- В течение 2013- 2014 учебного года согласно календарн ому плану Тематиче ские альбомы; куклы в национал ьных костюмах
ое развитие. Физическо е развитие - Слушанье народных мелодий русских композиторов: «Тридцать три богатыря», «Море» и др. - Рисование «Узоры для русских красавиц», «Узоры для русских богатырей» Народные подвижные игры, хороводы, игры- массового гулянья смыслового восприятия и понимания произведений искусства Овладение подвижными играми с правилами
Тема: НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ.
Задачи: -познакомить с народными промыслами: гончарное дело, резьба по дереву, изготовление игрушек; -создание выставки «Вот они, какие-куклы расписные». -воспитывать бережное отношение к народной игрушке. Познавател ьное развитие Социально - коммуника тивное развитие - НОД «История ложечки», «В гостях у мастеров» , «В гостях у Матрешки» - Познавательные беседы « История тряпичной куклы» - Рассматривание познавательного материала, презентаций - Исследовательская деятельность с глиной - Изготовление тряпичных кукол, масок, костюмов - Сюжетно-ролевая игра «Музей» - Трудовая Формировать представления детей о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках Привлечение детей к созданию развивающей среды группы (мини-музеев, выставок) В течение 2014- 2015 учебного года согласно календарн ому плану Выставка «Какие разные куклы» Мини - музей « Город мастеров »; коллекци и
Речевое развитие Художеств енно- эстетическ ое развитие. Физическо е развитие деятельность: вышивка орнаментов русского костюма - Чтение художественной литературы (рассказов, сказок, стихов) - Рассматривание и составление рассказов по репродукциям картин известных художников. - Декоративное рисование «Павловские платки», «Разноцветная Хохлома», «Гжель» - Лепка « Хохломские мастера», Филимоновская игрушка» - Аппликация из ткани «Жостовский поднос» Подвижные, хороводные игры, игровые упражнения Развитие речевого творчества, литературной речи. Развитие детского художественного творчества Развитие двигательной активности
Тема: МАЛЫЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ФОРМЫ: ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ
. Задачи: -познакомить с малыми фольклорными формами: пословицами, поговорками -разучить пословицы и поговорки, научить детей объяснять их значение; -вызвать у детей желание применять пословицы и поговорки в повседневной жизни, в нужных ситуациях. Познавател ьное развитие - Познавательные беседы о народных пословицах, поговорках - Рассматривание иллюстративного познавательного материала Развивать познавательную активность Тематиче ские альбомы малых фольклор ных форм
Социально - коммуника тивное развитие Речевое развитие Художеств енно- эстетическ ое развитие. Физическо е развитие - Наблюдения в природе - Театрализованная деятельность (обыгрывание поговорок, пословиц) - Игровая деятельность: эмоциональны, дидактические, сюжетно-ролевые игры - Разучивание пословиц, поговорок, потешек, закличек - Рассматривание и составление рассказов по иллюстрациям художников изображенным к малым фольклорным формам - Придумывание рассказов по пословицам - Разучивание, инсценирование попевок, закличек - Лепка «Карусель» (по сюжетным небылицам) - Развлечение с использованием народных потешек, загадок, игр, прибауток. Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; умение самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигатель-ной активности В течение 2014- 2015 учебного года согласно календарн ому плану

Тема: РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
. Задачи: -познакомить с русскими народными подвижными играми; -вызвать у детей интерес и желание играть в русские народные подвижные игры; -воспитывать чувство коллективизма. Познавател ьное развитие Социально - коммуника тивное развитие Речевое развитие Художеств енно- эстетическ ое развитие. - Познавательные беседы, презентации «История народных подвижных игр» - Просмотр видеофильмов «Игры наших предков» - Изготовление атрибутов для народных подвижных, хороводных игр - Изготовление оборудования и атрибутов для оформления участка - Разыгрывание игр «Плетень», «Ярмарка», «Народные гулянья» - Чтение и разучивание хороводов, слов к играм, считалок -Рассматривание иллюстраций известных художников «Массовые гулянья», «Масленица» и др. - Слушанье музыкальных произведений (песенок, закличек, хороводов) - Игры на музыкальных Развивать познавательный интерес к русским народным подвижным играм Привлекать детей к созданию развивающей среды Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях Воспитывать интерес к народному творчеству, к культурному прошлому родного народа В течение 2014- 2015 учебного года согласно календарн ому плану Картотек а народных подвижн ых игр; оборудов ание участка в народном стиле
Физическо е развитие инструментах - Рисование «Моя любимая игра», «Мои впечатления от игры» - Игры –хороводы - Досуг «Русские игрища» Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности
Тема: РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
. Задачи: -познакомить с многообразием русских народных сказок; -научить детей передавать характеры героев интонацией голоса, жестами, выражением лица и глаз; -развивать чувство юмора; -вызвать интерес к театрализованным представлениям. Познавател ьное развитие Социально - коммуника тивное развитие - Рассматривание иллюстративного материала, репродукций к русским народным сказкам - Беседы, просмотр материала познавательного характера - Экскурсии в сельскую библиотеку «Сказочные странички» - Сюжетно-ролевые игры «Театр», «Библиотека» - Изготовление атрибутов для сюжетно- ролевых, театрализованных игр - Театрализованная деятельность: обыгрывание сказок, этюдов - Эмоциональные игры: «Изобрази страшного зверя», Развивать познавательную активность детей. Привлекать детей к созданию развивающей среды; создание эмоционального комфорта. Развивать связную В течение 2014- 2015 учебного года согласно календарн ому плану Выставка «Комната сказок»; показ театра
Речевое развитие Художеств енно- эстетическ ое развитие. Физическо е развитие «Покажи движениями» и др. - Чтение художественной литературы (сказок, небылиц, былин) - Разучивание игровых диалогов, попевок, закличек - Самостоятельное составление сказок. - Рисование «Добрые сказочные герои», «Злые сказочные герои» - Лепка «Карусель» (по сюжетным небылицам) -Слушанье музыкальных произведений; и гры на музыкальных инструментах Разные виды игры речь, интонационную выразительность Формировать эстетическое отношение к произведениям искусства, к художественно- творческой деятельности. Развитие двигательной активности
Работа с семьей

Формы работы

Цель

Сроки
- Анкетирование родителей на тему: «Приобщение детей к истокам русской культуры». - Оформление наглядной информации для родителей в родительском уголке по устному народному творчеству. - Проведение родительских собраний на тему: «Приобщение детей к русской культуре и декоративно- прикладное творчество»; «Особенности нравственного воспитания в Вовлечь родителей в воспитательно- образовательный процесс через знакомство с культурой родного народа. Знакомство родителей с народными календарными праздниками, обычаями, традициями. 1 раз в месяц 1 раз в квартал
дошкольном возрасте». - Беседа за круглым столом: «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре». - Проведение консультаций для родителей: «Народные игры», «Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом», «Русские народные праздники», « Из истории русского народного костюма», « Русская народная игрушка» др. - Участие родителей в экскурсиях и целевых прогулок: в библиотеку; к известным памятным местам; в сельский клуб. - Совместные посиделки с родителями и детьми: «Я – семья – род – народ», «Русская народная песня» (колыбельная, частушки), «Русский самовар и чаепитие на Руси», «Без примет ходу нет (народные приметы). - Участие в подготовке и проведении праздников: «Масленица», «Рождество», «Пасха» и др. - Совместное посещение родителями, детьми и педагогами выставок, художественного и фото творчества. - Практические занятия по изготовлению театров, оборудования для игр на участке. -Участие в совместной проектной деятельности - Проведение совместной выставки «Народные игрушки своими руками». и др Развитие собственных традиций в совместной творческой деятельности 1 раз в квартал Согласно по плану Согласно календарно- тематическому плану В течение учебного года
III. заключительный этап.
№ Вид деятельности Цель деятельности Сроки выполнения 1 Педагогический мониторинг Выявить уровень Май 2015г
2 Презентация проекта по приобщению детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры и традициям русского народа. сформированности знаний воспитанников о предметах народного быта, русских народных праздниках и традициях, разных видах народно-прикладного творчества. Обобщение опыта работы по приобщению детей дошкольного возраста истокам национальной культуры и традициям русского народа. Май 2015г.
Используемая литература
1. Ивановские ситцы: Альбом /Авт.- сост. Е.В. Арсеньева.- Л.: Художник РСФСР, 1983. 2. Картышова Л.В. Русский народный костюм: Универсальный подход. Серия «Народная культура как целостное мировоззрение». – Белые альвы, 2005. 3. Костюм в России 15 – начало 20 века. Из собрания государственного исторического музея Е.Р. Беспаловой – « АРТ - родник» Москва, 2000 4. Музей в детском саду: беседы, экскурсии, творческие мастерские / Под ред. Н.В. Микляевой, Н.Ф. Лагутиной – М.: ТЦ Сфера, 2011. 5. Попова Т.А. Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре. Для занятий с детьми 4 - 5 лет. М.: МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2010 6. Русский праздничный нарядный костюм. Знакомство детей с русской народной культурой, фольклором, традициями и обычаями. Издательство МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2001. 7. Сокровища Государственного ордена Ленина Исторического музея. Русский костюм. 8. «Традиционные промыслы и ремёсла» Альманах. М.: ООО «Издательство Родникъ» 1997, №3 – Л.В. Беловицкий. Типология русского народного костюма. 9.Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

tattooe.ru - Журнал современной молодежи