Чиновничество: образ в поэме Н. Гоголя "Мертвые души". Изображение мира чиновников в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души Общая характеристика чиновников мертвые души

Ø В царской России 30-40-х годов XIX века настоящим бедствием для народа было не только крепостное право, но и обширный бюрократический чиновничий аппарат. Призванные стоять на страже законности и правопорядка представители административной власти думали только о собственном материальном благе, обворовывая казну, вымогая взятки, издеваясь над бесправными людьми.

Ø Таким образом, тема разоблачения чиновничьего мира была очень актуальной для русской литературы.

Ø К ней не раз обращался Гоголь в таких произведениях, как "Ревизор", "Шинель", "Записки сумасшедшего".

Ø Она нашла выражение и в поэме "Мертвые души. Несмотря на отсутствие детально и подробно нарисованных образов, подобных героям-помещикам, картина чиновничьего быта в поэме Гоголя поражает своей широтой.

Места, где происходят события, обобщены и типизированы: никак не определяются географически ни городишко, где происходит действие “Ревизора”, ни губернский город N, куда приехал Чичиков.

Чиновничество в комедии «Ревизор»

­ Сюжет комедии «Ревизор» дал возможность сатирику глубоко и всесторонне изобразить в комедии всю чиновничью Россию. Конечно, здесь действуют не только государственные служащие. Мы встречаем в комедии всю многоликую Россию: и поместное дворянство, и купечество, и мещанство, и крестьянство. Но особое внимание автор уделяет характеристике городского чиновничества, так как грядущий приезд ревизора нарушает именно их душевный покой.

­ Ревизор должен приехать инкогнито, а чиновники настолько перепуганы, что готовы принять за него первого же приезжего человека, мало-мальски похожего на жителя столицы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что поселившийся в местной гостинице Иван Александрович Хлестаков показался им подходящей кандидатурой на роль ревизора. А собственно, почему бы и нет? Хлестаков действительно приехал из Питера, и одет он модно - этакая “столичная штучка”. Причина появления столь важного гостя может быть только одна - конечно, это ревизор!

При первой встрече Хлестакова с чиновниками неизвестно, кто кого больше боится. Однако Хлестаков оказывается хитрее и предприимчивее - он быстро ориентируется в ситуации. И вот уже чиновники суют ему деньги, а он берет “взаймы” у каждого из них. Хлестаков становится дорогим гостем в доме городничего, очаровывает его жену и дочь - двух провинциальных кокеток, помешанных на нарядах и альбомчиках для стихов.

Кульминацией является сцена вранья, когда Хлестаков переходит все границы в своем хвастовстве. Казалось бы, он выдает себя с головой в каждом слове, и тут семи пядей во лбу не надо, чтобы понять: в его выступлении нет ни слова правды.

­ Наиболее полно и подробно охарактеризован в комедии городничий.

1) Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский - изворотливый, неглупый, грубый, выслужившийся долгой тяжелой службой чиновник, привыкший хватать все, что плывет в руки, то есть взяточник и хапуга. Раскрытию его образа помогают и авторские замечания о нем, и его поступки, и высказывания действующих лиц, и самохарактеристика. Благодаря этому вырисовывается малопривлекательный облик мошенника, взяточника и самодура, который творит в городе произвол и беззаконие. Например, он за взятку освободил от рекрутчины сына купчихи, отдав вместо него в солдаты мужа слесарши Пошлепкиной. Городничий беззастенчиво обворовывает казну, присвоив себе немалую сумму, выделенную на строительство церкви. Он, безусловно умен, но ум его направлен на дела нечестные.

2) Под стать правителю города и его окружение. Это судья Ляпкин-Тяпкин, которого Гоголь иронически называет вольнодумцем потому, что он прочитал за всю жизнь 5 - 6 книг. Судья Ляпкин-Тяпкин, который, хоть и призван служить правосудию, даже не заглядывает в судебные дела. Он - любитель псовой охоты, берущий взятки борзыми щенками.

3) Попечитель богоугодных заведений Земляника - суетливый проныра, и плут. Для большей типизации Гоголь нарушает обычную структуру правления уездного города. Должность Земляники - попечитель богоугодных заведений - была только в губернских городах, а не в описываемом автором уездном городе. Это человек толстый, «но плут тонкий». Он помышляет только о том, как бы показать себя.

4) Смотритель училищ Хлопов живет в вечном страхе перед выговором, ничего не понимает в педагогическом деле и вечно жалуется на тяготу “служить по учебной части. Лука Лукич Хлопов, титулярный советник, «напуган частыми ревизовками и выговорами неизвестно за что», «очень услужлив и суетлив».

5) Расширить рамки уездного чиновничества помогает и образ самого Хлестакова, проезжающего через город мелкого петербургского чиновника, который был принят за могущественного тайного ревизора. Главные черты характера Хлестакова - это лживость и хвастливость. Лжет он вдохновенно, артистически, потому что только в этот момент иллюзорно возвышается до всеми уважаемого человека. В действительности же он ничего из себя не представляет. Абсолютное ничтожество, он выдает себя за известного писателя; пошляк и волокита, изображает благородного человека, вечно голодный, хвастается роскошным обедом, который ему доставляют из Парижа.



6) К числу чиновников уездного города можно отнести и второстепенных персонажей комедии. Это почетные граждане, отставные чиновники: Коробкин, Люлюков, Растаковский.

­ Несмотря на различие характеров, положения, возраста, умственных способностей, чиновничество, изображенное в гоголевской комедии, воплощает типичные черты, характерные для государственного административного аппарата николаевской России.

­ Культурный уровень чиновников крайне низок, о чем свидетельствуют также их обычные и любимые занятия - попойки, картежные игры, сплетни. Никого из чиновников нельзя назвать честным. Все они во главе с городничим берут и дают взятки, обкрадывают казну. Каждого из них одна цель - карьера и богатство. О том, как относятся чиновники к своим должностным обязанностям, говорят многие эпизоды пьесы.

­ При описании мира взяточников в Гоголь использовал авторские ремарки, речевую характеристику персонажей, поступки героев, письма Андрея Ивановича Чмыхова, в которых со всей полнотой раскрывается образ Городничего, письма Хлестакова к Тряпичкину. Смысловую характеристику содержат и фамилии персонажей пьесы: Хлестаков, Сквозник - Дмухановский, Земляника, Гибнер.

­ В своей комедии Гоголь не вывел ни одного положительного лица. Единственным положительным героем комедии является смех, с помощью которого автор обличает и высмеивает мир казнокрадов, лишенных совести и всякой ответственности.

F Итак, пьеса "Ревизор" убеждает нас в том, что чиновники занимают государственные должности не для того, чтобы заботиться о благе страны и народа. Они используют свое служебное положение только в сугубо личных материальных интересах, подхалимствуя перед вышестоящими и самодурствуя над подвластными. Значит, чиновников в комедии объединяет жадность, корыстолюбие, нечестность, халатное отношение к службе, умственное и нравственное убожество

Чиновничество в поэме «Мертвые души»

Книга рассказывает о похождениях Чичикова Павла Ивановича, главного героя рассказа, бывшего коллежского советника, а ныне выдающего себя за помещика. Чичиков приезжает в конкретно неназванный городок, некий губернский «город NN» и немедленно пытается войти в доверие ко всем сколько-либо важным обитателям города, что Чичикову успешно удаётся. Герой становится крайне желанным гостем на балах и обедах. Горожане неназванного города не догадываются об истинных целях Чичикова, цель которого заключается в скупке или безвозмездном приобретении умерших крестьян, которые по переписи ещё числились как живые у местных помещиков, и последующем оформлении их на своё имя как живых. О характере, прошлой жизни Чичикова и о его дальнейших намерениях на счёт «мёртвых душ» рассказывается в последней, одиннадцатой главе.

Так, Чичиков любыми способами пытается разбогатеть, добиться высокого социального статуса. В прошлой жизни Чичиков служил в таможне, за денежное вознаграждение позволял контрабандистам беспрепятственно переправлять товары через границу. Однако из-за жадности Чичикова и его подельника был пойман и отдан под следствие. Благодаря взяткам Чичикову удалось избежать суда, однако он лишился своего нажитого капитала.

Еще находясь в городе, до своей поездки по дворянским имениям, Чичиков наносит визиты городским чиновникам. Это дает возможность автору представить читателю чиновников и нарисовать их выразительные портреты.

" Писатель рисует замечательные портреты-миниатюры чиновничьего мира. Это и губернатор, вышивающий по тюлю, и прокурор с весьма черными густыми бровями, и низенький почтмейстер, остряк и философ, и многие другие. Эти бегло обрисованные лица запоминаются благодаря характерным смешным деталям, которые наполнены глубоким смыслом.

" В самом деле, почему начальник целой губернии характеризуется как добряк, который иногда вышивает по тюлю? Наверное, потому, что как о руководителе о нем нечего сказать. Отсюда легко сделать вывод о том, как халатно и недобросовестно относится губернатор к своим должностным обязанностям, к гражданскому долгу. То же можно сказать и о его подчиненных.

" Гоголь широко использует в поэме прием характеристики героя другими персонажами. Например, когда нужен был свидетель для оформления покупки крепостных, Собакевич говорит Чичикову, что прокурор, как человек праздный, верно, сидит дома. А ведь это один из самых значительных чиновников города, который должен вершить правосудие, следить за соблюдением законности.

" Крупным планом дает писатель типичный образ чиновника Ивана Антоновича Кувшинное рыло. Пользуясь своим положением, он вымогает взятки у посетителей. Смешно читать о том, как Чичиков положил перед Иваном Антоновичем "бумажку", "которую тот совершенно не заметил и накрыл тотчас книгою". Но грустно от сознания того, в каком безвыходном положении оказывались российские граждане, зависящие от нечестных, корыстолюбивых людей, представляющих государственную власть.

" Гоголь приводит в поэме своеобразную классификацию чиновничества, деля представителей этого сословия на низших, тонких и толстых. Писатель дает саркастическую характеристику каждой из этих групп. Низшие - это, по гоголевскому определению, невзрачные писари и секретари, как правило, горькие пьяницы. Под "тонкими" автор подразумевает среднюю прослойку, а "толстые" - это губернская знать, которая крепко держится за свои места и ловко извлекает немалые доходы из своего высокого положения.

" Гоголь неистощим в выборе удивительно точных и метких сравнений. Так, он уподобляет чиновников эскадрону мух, которые налетают на лакомые куски рафинада. Как и в Ревизоре губернских чиновников характеризуют в поэме и их обычные занятия: игра в карты, попойки, обеды, ужины, сплетни Гоголь рисует это сословие как воров, взяточников, бездельников и мошенников, которые связаны друг с другом круговой порукой. Поэтому так неуютно чувствуют себя чиновники, когда раскрылась афера Чичикова, ибо каждый из них вспомнил свои грехи. Если они будут пытаться задержать Чичикова за его мошенничество, то и он сможет обвинить их в нечестности.

" Гоголь в поэме раздвигает рамки уездного города, вводя в нее "Повесть о капитане Копейкине". В ней рассказывается уже не о местных злоупотреблениях, а о произволе и беззаконии, которые творят высшие петербургские чиновники, то есть само правительство. Бросается в глаза контраст между неслыханной роскошью Петербурга и жалким нищенским положением Копейкина, который проливал кровь за отечество, лишился руки и ноги. Но, несмотря на увечья и боевые заслуги, этот герой войны не имеет права даже на полагающуюся ему пенсию. Этот отвратительный образ бездушного петербургского вельможи завершает характеристику мира чиновников.

" Чиновники города связаны круговой порукой во взяточничестве, в грабеже и обмане. Угодничество перед значительными чинами лишило их возможности распознать в Чичикове мошенника. Они не смогли узнать, “тот ли он человек, которого можно задержать и схватить как неблагонамеренного, или же он такой человек, который может сам схватить и задержать их всех как неблагонамеренных”. Гоголь говорит, что чиновники жестоки и бесчеловечны. Сатирически изображая провинциальных чиновников, автор наносит удар по бюрократическому аппарату всего самодержавно-крепостнического государства и дает понять, что эти “блюстители порядка и законности” - такие же мертвые души, как и помещики.

Чиновничество в повести «Шинель»

Рассказ в “Шинели” ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести - Акакий Акакиевич Башмачкин, маленький чиновник одного из петербургских департаментов, - бесправный и униженный человек.

1) Акакий Акакиевич, несколько десятилетий подряд служит переписчиком бумаг в одном из административных учреждений Санкт-Петербурга. Среди множества других мелких чиновников своего департамента, он напоминает ворону-альбиноса в стае черных птиц. Для него не существует интересов, которыми живут люди его круга. Он не осознает значения дела, которым занимается.

2) Сослуживцы Акакия Акакиевича в большинстве своем люди совсем другого склада, чем он. Все они живут мелочными мещанскими интересами, которые так чужды главному герою. Эта разница в мировоззрении в их глазах ставит их выше Башмачкина и дает повод к постоянным издевательствам. Чиновники безобразно и плоско смеются над Акакием Акакиевичем, придумывают пошлые и глупые истории о нем. Они действуют как школьники по отношению к ущербному товарищу. Начальник, к которому Башмачкин обратился за помощью, довел Акакия Акакиевича до беспамятства. Он целенаправленно выработал стиль этого отношения. Эта уверенность была следствием опыта общения с начальством. Ведь до своего назначения он сам был мелким чиновником, а стало быть, не имел никакой возможности упражняться в крике на сослуживцев.

3) Сослуживцы относятся к нему без уважения. Даже сторожа в департаменте смотрят на Башмачкина как на пустое место, “как будто бы через приемную пролетела простая муха”. А молодые чиновники смеются над Акакием Акакиевичем.

4) В честь покупки новой шинели чиновники устраивают банкет. Счастливый Акакий Акакиевич даже не замечает, что они насмехаются над ним. Ночью, когда Башмачкин возвращался с банкета, грабители сняли с него шинель. Счастье этого человека длилось только один день. Он обращается за помощью в полицию, но там с ним даже не хотят разговаривать. Тогда Акакий Акакиевич идет к “значительному лицу”, но тот выгоняет его. Эти неприятности настолько сильно подействовали на главного героя повести, что он не смог пережить их. Он заболел и вскоре умер. Подчеркивая типичность судьбы мелких чиновников, Гоголь говорит, что его смерть ничего не изменила в департаменте, место Башмачкина просто занял другой чиновник.

F Толпа мелких служащих департамента и грозный- статский генерал - это типические образы чиновников столичного города, отображающие соответствующие социальные формирования.

Поэма «Мертвые души»

Изображение мира чиновников в поэме Н.В, Гоголя «Мертвые души»

Общество чиновников губернского города обрисовано Н.В. Гоголем в поэме «Мертвые души» резко критически. Ис­следователи отмечали, что образы чиновников у Гоголя обезли­чены, лишены индивидуальности (в отличие от образов поме­щиков), имена их часто повторяются (Иван Антонович, Иван Иванович), фамилии же не указаны вовсе. Более подробно оха­рактеризованы автором лишь губернатор, прокурор, полицмей­стер и почтмейстер.

Чиновники губернского города не слишком умны и образо­ванны. С едкой иронией Гоголь говорит о просвещенности го­родских чиновников: «кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто даже и совсем ничего не читал». Речь этих пер­сонажей в поэме - это не что иное, как механическое повторе­ние слов, символизирующее их тугодумство. Все они не смогли распознать в Чичикове мошенника, считая его миллионщиком, херсонским помещиком, а затем капитаном Копейкиным, шпи­оном, Наполеоном, делателем фальшивых ассигнаций и даже Антихристом.

Эти люди далеки от всего русского, национального: от них «не услышишь ни одного порядочного русского слова», зато французскими, немецкими, английскими «наделят в таком ко­личестве, что и не захочешь…». Высшее общество поклоняется всему иностранному, забыв свои исконные традиции, обычаи. Интерес этих людей к национальной культуре ограничивается постройкой на даче «избы в русском вкусе».

Это общество, в котором процветает безделье, праздность. Так, при оформлении сделки купли-продажи крепостных крес­тьян потребовались свидетели. «Пошлите теперь же к прокурору, - замечает Собакевич, - он человек праздный и, верно, си­дит дома: за него все делает стряпчий Золотуха, первейший ха­пуга в мире. Инспектор врачебной управы, он также человек праз­дный и, верно, дома, если не поехал куда-нибудь играть в кар­ты…». Не менее праздными оказываются и остальные чиновни­ки. По словам Собакевича, «тут многие есть, кто поближе, Трухачевский, Бегушкин, они все даром бременят землю».

В мире чиновников царят грабежи, обманы, взятки. Эти люди стремятся хорошо пожить «за счет сумм нежно любимого ими отечества». Взятки - обычное дело в мире губернского города. Департамент иронически назван писателем «храмом Фемиды». Так, председатель палаты советует Чичикову: «…чиновным вы никому не давайте ничего… Приятели мои не должны платить». Из этого заявления мы можем сделать вывод о регулярных де­нежных поборах, осуществляемых этими людьми. Описывая оформление сделки его героем, Гоголь замечает: «Чичикову при­шлось заплатить самую малость. Даже председатель дал прика­зание из пошлинных денег взять с него только половину, а дру­гая неизвестно каким образом была отнесена на счет какого-то другого просителя». В этом замечании нам открывается то без­законие, которое царит в «присутственных местах». Интерес­но, что в первоначальной редакции это место в поэме сопро­вождалось замечанием автора: «Так уже исстари всегда води­лось на свете. Богатому ничего не нужно платить, нужно только быть богату. Ему и место дадут славное, и в ход пустят, и деньги останутся в шкатулке; платит только тот, которому нечем пла­тить».

Описывая губернаторскую вечеринку, Гоголь рассуждает о двух типах чиновников: «толстых» и «тоненьких». Существование первых «слишком легко, воздушно и совсем ненадежно». Вто­рые же «никогда не занимают косвенных мест, а все прямые, и уж если сядут где, то сядут надежно и крепко… уж они не слетят». «Тоненькие» в авторском представлении - щеголи и франты, увивающиеся возле дам. Они нередко склонны к мотовству: «у тоненького за три года не остается ни одной души, не заложен­ной в ломбард». Толстые же порой не слишком привлекательны, но зато «основательны и практичны», «истинные столпы общества»: «послуживши богу и государю», они оставляют службу и делаются славными русскими барами, помещиками. В описа­нии этом очевидна авторская сатира: Гоголь прекрасно представ­ляет, какова была эта «чиновничья служба», принесшая человеку «всеобщее уважение».

И первый, и второй тип проиллюстрированы у Гоголя образа­ми городских чиновников. Вот первый чиновник города - гу­бернатор. Это человек праздный. Единственное достоинство его сводится к умению вышивать по тюлю разные узоры. Вот полиц­мейстер, «отец и благодетель города», по-свойски хозяйничаю­щий в купеческих лавках. Полицмейстеру «стоит только миг­нуть, проходя мимо рыбного ряда или погреба», как ему тут же преподносят балыки и дорогое вино. При этом полиция наво­дит ужас на весь народ. Когда в обществе появляется слух о воз­можном бунте мужиков Чичикова, то полицмейстер замечает, что в предотвращение этого бунта «существует власть капитан- исправника, что капитан-исправник, хоть сам и не езди, а по­шли только на место себя один только картуз свой, то один кар­туз погонит крестьян до самого места их жительства». Это чи­новники «толстые». Но не менее критически обрисованы писа­телем и их «тонкие» собратья, к числу которых, к примеру, относится Иван Антонович, получивший взятку с Чичикова.

Писатель подчеркивает в поэме, что произвол и беззаконие царят в России не только на уровне провинциального города, но и на уровне государственной власти. Об этом Гоголь говорит в истории капитана Копейкина, героя Отечественной войны 1812 года, ставшего инвалидом и отправившегося просить помо­щи в столицу. Он пытался выхлопотать себе пенсию, однако дело его не увенчалось успехом: разгневанный министр под конвоем выслал его из Петербурга.

Таким образом, чиновники у Гоголя лживы, корыстны, рас­четливы, бездушны, склонны к мошенничеству. Гражданский долг, патриотизм, общественные интересы - эти понятия чуж­ды для чиновников города NN. По мысли автора, «эти блюсти­тели порядка и законности» - такие же «мертвые души», как и помещики в поэме. Вершиной сатирического разоблачения Гоголя является картина всеобщего смятения, охватившего городское общество, когда поползли слухи о покупке Чичико­вым «мертвых душ». Тут чиновники растерялись, и все «вдруг отыскали в себе… грехи». «Словом, пошли толки, толки и весь город заговорил про мертвые души и губернаторскую дочку, про Чичикова и мертвые души, про губернаторскую дочку и Чичико­ва, и все, что ни есть, поднялось. Как вихорь взметнулся дотоле, казалось, дремавший город!» Писатель использует здесь прием гиперболы. Возможность государственных проверок в связи с афе­рой Чичикова до того напугала городских чиновников, что среди них началась паника, «город был решительно взбунтован, все пришло в брожение…». Закончилась эта история смертью про­курора, главного «блюстителя закона», и окружающие лишь после смерти догадались, что у него была «душа». И эпизод этот во многом Символичен. Это авторский призыв к героям, напоми­нание о суде божьем за все жизненные деяния.

Как отмечают исследователи, «в обрисовке Гоголем мира чи­новников можно обнаружить немало традиционных мотивов русских сатирических комедий. Эти мотивы восходят еще к Фон­визину и Грибоедову. Волокита, бюрократизм, чинопочитание, взяточничество… - традиционно высмеиваемое социальное зло. Однако приемы изображения у Гоголя иные, они близки к сати­рическим приемам Салтыкова-Щедрина». По точному заме­чанию Герцена, «с хохотом на устах» писатель «без жалости про­никает в самые сокровенные складки нечистой, злобной чинов­ничьей души. Поэма Гоголя «Мертвые души» представляет со­бой ужасную исповедь современной России».

Здесь искали:

  • мир чиновников в поэме мертвые души
  • изображение чиновников в поэме мертвые души
  • чиновники в мертвых душах

Произведения Гоголя охватывают 40-е годы XIX века — время чиновничьего произвола, время жестокой эксплуатации бесправного и угнетенного народа. Он, первый в русской литературе, решился открыто высмеять бюрократов и чиновников. Его перу принадлежит несколько произведений, в которых взяточничество и подхалимство стало центральной темой, — поэма «Мертвые души», повести «Нос» и «Шинель», комедия «Ревизор», о которой и пойдет речь в этой статье.

Сатира на чиновничью Русь

«Ревизор» — реалистическое произведение, раскрывающее мир мелких и средних российских чиновников. О комедии «Ревизор» Гоголь писал, что решил собрать здесь «все дурное» и посмеяться «за одним разом» над тем, что творится в России. Действие происходит в маленьком провинциальном городке, мерное течение жизни которого взрывает известие о приезде ревизора. Узнав о предстоящем визите инспектора, чиновники направили свои усилия на соблюдение внешних приличий. Вместо того чтобы заняться насущными проблемами города, они убирают улицы, по которой проедет проверяющий, снимают охотничий арапник, висевший на виду.

Задуманный автором сюжет позволил раскрыть пороки, поразившие чиновничью среду. Комедия знакомит не только с уездными чиновниками, но и с Хлестаковым, приехавшим из Петербурга, которого все приняли за ревизора. Образ чиновников комедии Гоголя рассмотрим более подробно. Начнем с главного героя комедии - Хлестакова.

«Ревизор»

Главный персонаж комедии - «лет двадцати трех», «тоненький, худенький», «недурной наружности» молодой человек. Хлестаков одет не в служебную форму - «в партикулярном платье», из сукна «важного, аглицкого». По чину он всего-навсего коллежский регистратор, но «по костюму» и по «петербургской физиономии» его и приняли «за генерал-губернатора». «Было бы» «что-нибудь путное», презирает его слуга Осип, «а то ведь елистратишка простой». Наивный и пустой баловень-дворянчик, прожигающий деньги своего отца. По выражению слуги, «батюшка присылает денежки», а Хлестаков «делом не занимается», — «в картишки играет» да гуляет «по пришпекту».

В образах чиновников в комедии «Ревизор» автор показал повальное взяточничество и казнокрадство, презрение к простому народу и злоупотребление властью. Взяточник, игрок и крепостник — Хлестаков не имеет понятия, что такое добро и зло, и может совершить любую подлость. Слуга голодает, а ему все равно. Хлестаков легко переходит от высокомерия к унижению, от бахвальства к трусости. Он безудержно врет, а все видят в этом исполнение своих желаний и их совершенно не смущает, когда, завравшись, Хлестаков хватит лишнего. Всеми поступками героя руководит тщеславие, для него самое главное - пустить пыль в глаза.

Хлестаков — пустышка «без царя в голове», у которого в мыслях «необыкновенная легкость». Он олицетворение пустоты, тупости и фанфаронства, похожий на пустой сосуд, который чем угодно можно наполнить. Возможно, поэтому чиновники города NN и приняли его за важную персону. По их представлениям, именно так и должен себя вести взяточник-чиновник. В комедии «Ревизор» образ главного героя не только один из самых ярких, но и совершенно новый в литературе. Его фамилия стала нарицательной. Безудержное хвастовство и ложь так и называют — «хлестаковщина».

Глава города NN

Один из главных персонажей - городничий Сквозник-Дмухановский. На примере этого героя автор раскрывает «все дурное», что характеризует чиновников того времени. Антон Антонович «озабочен» только тем, чтобы «не пропустить» ничего из того, что само «плывет в руки». В отличие от Хлестакова, городничий хитер и расчетлив во всех делах. Он чувствует себя в этом городе полновластным хозяином. Взяточничество для него вполне нормальное явление. За взятку он освобождает сына купчихи от рекрутчины, а вместо него отправляет мужа слесарши Пошлепкиной.

Моральных норм для него не существует: чтобы собрать побольше поборов, — отмечает дважды в год именины. Он ходит в храм и уверен, что «тверд в вере». Но это не помешало ему положить деньги для строительства церкви себе в карман, а в отчете написать, что она «сгорела» едва «начала строиться». В общении с подчиненными городничий груб и деспотичен. Иначе он ведет себя с Хлестаковым. Ему он постоянно угождает, умудряется «ввернуть» ему денег, говорит заискивающе и почтительно. На примере этого героя автор показывает взяточничество и чинопочитание, типичные черты российского чиновника.

Центральные персонажи произведения

В комедии «Ревизор» характеристики чиновников показывают, что служителей из городка NN трудно назвать честными людьми, работающими во славу своей родины, что, собственно, и должно быть целью государственных служащих. Смотритель училищ запуган до такой степени, что «шарахается» только от имени вышестоящего начальника. Лука Лукич признается, что «заговори» с ним кто-нибудь «чином повыше», то у него сразу и «души нет», и «язык завязнул». Хлопов и предпочтение отдает учителям под стать себе - пусть тупой, зато не допускающий вольных мыслей. Качество образования и учебного процесса его не волнует - лишь бы внешне все было благопристойно.

Судья Ляпкин-Тяпкин производит все судебные и юридические процедуры в городе. Прекрасно передает образ чиновников в комедии «Ревизор» и «говорящая» фамилия Ляпкин-Тяпкин, и вполне соответствует его отношению к службе - там все настолько запутано, пропитано клеветой и доносами, что в судебные дела и заглядывать не стоит. Место и положение обеспечивают Аммосу Федоровичу власть в городе. Он может не только свободно держаться с городничим, но и оспаривать его мнение. Тем более он самый умный в городе — прочитал за всю жизнь несколько книг. Его любимое занятие - охота, ей он уделяет не только все свое время, берет открыто взятки, но и ставит себя в пример: «Я беру взятки. Но чем? Щенками. Это же совсем другое дело». Многолетние взятки и волокита - таков суд в городе NN.

Чиновники города NN

Есть еще несколько ярких героев в комедии «Ревизор». Характеристика чиновников поможет понять, что и второстепенные персонажи не менее интересны. «Толстый» и «неповоротливый» попечитель богоугодных заведений - проныра и плут. Артемий Филиппович не заботится ни о заведении, ему вверенном, ни о больных. Земляника махнул рукой на больницы: «Если выздоровеют, то и так выздоровеют, если умрут, то и так умрут». Главным его «талантом» являются доносы. Мнимому ревизору он доносит на своих коллег.

Почтмейстер Шпекин занимается вполне «безобидным» делом - читает чужие письма, но не видит в этом ничего плохого: «Люблю узнать, что на свете нового». Простодушный и наивный человек, через письма он смотрит на мир, которого никогда не видел. Именно Шпекин выясняет первым, что Хлестаков не тот, за кого они его принимают.

Городские помещики Бобчинский и Добчинский - городские сплетники, они живут только ради того, чтобы всем подряд рассказывать о чем-либо. Как писал автор, эти персонажи страдают «чесоткой языка», «говорят скороговоркою» и «помогают жестами и руками». Именно они убедили всех в городе NN, что Хлестаков и есть проверяющий.

Пристав Уховертов, полицейские Держиморда и Свистунов только подчеркивают характер происходящего, и олицетворяют собой грубый произвол, беззаконие и пьянство, царящие в городе.

Сатира в комедии Гоголя

Описывая мир взяточников и казнокрадов, автор использует художественные приемы, при помощи которых ему удалось создать яркие незабываемые образы. На первых же страницах произведения читатель, прочитав фамилии уездного лекаря и частного пристава, уже имеет представление о них. Кроме приемов сатирического изображения чиновников, в комедии «Ревизор», автор дал критические характеристики своим героям, которые помогают понять персонажей. Например, городничий «взяточник, а ведет себя солидно»; Хлестаков «без царя в голове»; почтмейстер «простодушный до наивности».

Яркие характеристики и разоблачение пороков чиновников в комедии «Ревизор» даны и в письмах Хлестакова к своему приятелю. Он откровенно называет, например, Землянику «свиньей в ермолке». Основным художественным приемом автора является гипербола. Как пример, здесь можно назвать лекаря Гибнера, который не может даже общаться с больными, потому как не знает в совершенстве русский язык. Гиперболична и сама фабула, но по мере развития сюжета, гипербола сменяется гротеском. Хватающиеся за Хлестакова, как за спасительную соломинку, чиновники не могут оценить всю абсурдность происходящего, и нагромождают несуразности одну на другую.

Развязка наступает быстро: письмо Хлестакова дает всему простое объяснение. Далее, автор использует прием, который стал очень популярным и показывает, что действие комедии выходит за пределы сцены и, на самом деле, переносится на необъятные российские просторы — герой обращается со сцены к залу: «Чему смеетесь? - Над собой смеетесь!».

Уездный город, в котором случайно оказался Хлестаков, находился во глубине России «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». В образе этого города вся «русская жизнь осмыслена» (Ю. Манн).

Город — это его жители. Гоголь изображает прежде всего главных чиновников. В пьесе их шестеро и Хлестаков, которого они своим страхом возвели в ранг могущественного ревизора.

Чиновники, хотя и представляют один слой (чиновничество) уездного общества, все разные... Вот судья Ляпкин-Тяпкин, фамилия происходит от разговорного выражения тяп-ляп, то есть кое-как. Он любитель псовой охоты. У него в суде вместо эмблемы правосудия висит охотничий арапник. Почтмейстер читает чужие письма и оставляет наиболее интересные себе «на память». Земляника доносчик. В его ведении находятся «богоугодные заведения», то есть больницы, приюты для детей-сирот и стариков. Нежная фамилия лишь подчёркивает злобную каверзность этого характера: стоило ему оказаться наедине с Хлестаковым, как он тотчас же подаёт тайный донос на всех чиновников уездного города.

Смотритель училищ Хлопов (от «хлоп» — слуга, холоп) — самый запуганный чиновник, вечно дрожащий перед высшими чинами. Но главный человек в чиновничьем мире — это городничий с замысловатой и длинней фамилией - Сквозник-Дмухановский «сквозной, продувной мужик». Городничий очень неглупый человек. Гоголь об этом специально пишет в своих дополнениях к пьесе. Автор опасался, что городничего примут за неумного человека, которого легко обмануть. А он «уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек». «Более того, он привык, что умный человек это тот, кто не даст себя обмануть, а сам постоянно обманывает других».

Все чиновники в комедии «Ревизор» Гоголя имеют своё лицо, характер каждого из них резко очерчен. И живут они в соответствии со своими характерами, привычками и положением. «Умный» городничий дважды в год устраивал себе именины, чтобы получать подарки. «Милый и добрый» почтмейстер, удовлетворяя своё любопытство, читает чужие письма. «Нежный» Земляника по-семейному ворует деньги, предназначенные для покупки лекарств. Чиновники в комедии «Ревизор» Гоголя живут обычной жизнью, не допуская даже мысли о том, что они преступники.

Ревизор врывается в замшелую, застойную, но налаженную жизнь уездного города, и тут выявляется, что нормы, по которым он живёт, это абсолютный абсурд. Управители города — «шайка грабителей». Взятки, по их разумению, это то, что «самим Богом устроено».

Николай Васильевич Гоголь вводит зрителя во внешне обыкновенный, а потому и очень знакомый мир. При ближайшем рассмотрении он оказался безумным. Во всех своих звеньях он был построен на лжи. Не Хлестаков обманул городничего — городничий, который построил всю свою жизнь на лжи и обмане, сам лишил себя возможности отличать правду от лжи. Центральная, главная ложь, на которой построена вся жизнь гоголевских чиновников, — это убеждение, что чин, звание, орден, деньги и есть смысл жизни и подлинные её ценности, а сам человек, его достоинство, права и таланты, счастье и несчастье, стремление к добру и справедливости никакой ценности не имеют.

Чин, в понимании городничего, — это право на узаконенный грабёж. Его логика проста и прямолинейна - брать можно, но соответственно своему чину.

Преклонение перед чином заслонило чиновникам человека. Околдованные магией высокого чина, в который они возвели Хлестакова, они тут же забыли свой житейский опыт и сделали из Хлестакова того, кем он никогда не был.

tattooe.ru - Журнал современной молодежи