Значение общественных интересов в формировании деятельной старости. Личностное самоопределение в преклонном возрасте. Личностное самоопределение в преклонном возрасте

Молодость (25 – 30 лет). Ведущая деятельность может быть разной: профессионально-трудовая или учёба.

Движущие силы – потребность в достижениях или избегание неудач. Аффилизация – стремление человека к созданию, сохранению, иногда к восстановлению положительных взаимоотношений с другими людьми. Аффилизация влияет на результаты учений. Аффилизация (потребность в общении) если не удовлетворяется, то это приводит к фрустрации, депрессии.

Зрелый возраст, его границы. Виды зрелости человека.

Зрелость (30 – 60 лет) наиболее продолжительный период онтогенеза. Виды зрелости: физическая зрелость, зрелость как личности (гражданская зрелость), зрелость как субъекта познания (умственная зрелость), зрелость по труду.

Личностный кризис (кризис среднего возраста): человек начинает анализировать свои провалы, цели (зачем живу?).

Развитие личности в зрелом возрасте.

Б. Г. Ананьев с 1965 г. изучал зрелость. Характеристики зрелой личности: ответственность, способность к активному участию в жизни общества, направленность личности (какая-то устойчиво доминирующая система мотивов, идеалов, интересов).

Бодалёв. Понятие взрослость и зрелость – не одно и то же. Можно достичь взрослого возраста, но не обладать зрелой личностью.

Понятие об акмеологии. Аномии, их причины и последствия.

Акмеология – наука, изучающая зрелый возраст. Акме – высший для каждого человека уровень его развития.

Несовпадение во времени физической и гражданской зрелости приводит к аномиям. Аномия – нарушения в ценностно-нормативной системе.

Взято с интернета: Она представляет девальвацию культурных норм человека, его мировоззрения, ментальности, совести вследствие революционного развития общества. Люди, с одной стороны, теряют ориентацию, а с другой стороны, следование прежним культурным нормам не ведет к реализации их потребностей. Так случилось с советскими нормами после распада советского общества. В одночасье миллионы советских людей стали россиянами, живущими в «джунглях дикого капитализма», где «человек человеку - волк», где действует конкуренция, объясняемая социал-дарвинизмом. В таких условиях одни (конформисты) адаптируются, другие становятся девиантами вплоть до преступников и самоубийц.

Аномия - это разрыв между предписанными культурой целями и доступностью социально одобряемых средств для их достижения.

В современной культуре ведущими целями считаются успех и богатство. Но общество не предоставляет всем людям законных средств для достижения этих целей. Поэтому человеку приходится или выбирать незаконные средства, или отказываться от цели, заменив ее иллюзиями благополучия (наркотиками, алкоголем и т.д.).

Пожилой возраст и старость, их возрастные границы. Признаки старения. Понятие о геронтологии как науке.

Старость – заключительный период человеческой жизни. Человек начинает отходить от производительной жизни общества.

В соответствии с ВОЗ пожилой возраст у мужчин – 61 – 74 года, у женщин – 55 – 74, но всё привязывается к пенсионному возрасту. Старость – от 75 лет. Начиная с 90 лет – долгожительство. Учение о старости – геронтология – самая молодая область психологии развития.

Признаки старения: снижение функциональных возможностей организма (ослабление здоровья, упадок физических сил); человек не чувствует себя особенно нужным, он начинает подводить черту жизни (подытоживает то, что сделал).

Геронтология - это наука о старении и о профилактике старения. Она изучает биологические механизмы и процессы, обусловливающие и сопровождающие старение живых существ, а также способы замедления старения и увеличения продолжительности жизни.

Смертность в старости в XX веке упала в 4 раза по сравнению с концом XVIII века. Достижение чувства полноты жизни возможно только в случае положительного прохождения остальных участков жизни.

Проблема ведущей деятельности в старости.

Ведущая деятельность в старости: (Основные новообразования: мудрость.)

· Прежде всего, это «поиск себя» в новом качестве, это проба своих сил в самых разных видах деятельности (в воспитании внуков, в домашнем хозяйстве, в хобби, в новых отношениях, в общественной деятельности и т.п.);

· Для части пенсионеров («счастливчиков») первое время на пенсии - это продолжение работы по своей основной профессии; в этом случае у работающего пенсионера значительно повышается чувство собственной значимости;

· Все более усиливающееся стремление «поучать» или даже «стыдить» людей более молодого возраста, особенно подростков и юношей.

· Для части пенсионеров это может быть стремление спокойно осмыслить всю прожитую жизнь. Это то, что условно можно было бы назвать «ретроспективной профконсультацией».

Проблема типологии старения. Вклад в ее разработку Ф. Гизе, И.С. Кона и других ученых.

Психология выделяет типы старения и старости. Кон выделяет 2 типа старости: благополучный и неблагополучный.

I. Благополучные:

· Активная творческая старость. Представители данного типа продолжают участвовать в общественной жизни (наука, искусство и т.д.). Энергия направлена обществу.

· Пенсионеры занимаются тем, на что у них не хватало времени (иностранцы по миру путешествуют, занятие с/х (огород, цветы)). Хорошая социальная адаптация. Энергия направлена на себя.

· Те, которые находят главное приложение своих сил в семье (в основном женщины). У них удовлетворённость жизнью ниже, чем у первых двух групп людей.

· Те люди, у которых смысл жизни – забота о своём здоровье, но у них обнаруживается склонность к преувеличению своих болезней и мнимые болезни.

II. Неблагополучные:

· Агрессивные старые ворчуны. Критикуют всех и всё, только не себя. Бесконечные претензии, терроризируют ими окружающих.

· Тихие разочарованные (и в себе тоже). Они одинокие, грустные, вечно плачут, винят себя за действительные и мнимые упущенные возможности.

Особенности познавательных процессов в старости.

В старческом возрасте хорошо развита долговременная память, а кратковременная сильно ослабляется. В поздней старости (80 – 90 лет) страдает механическая память. Мышление продолжает хорошо работать, логическая память хорошая.

Долгожительство, возраст начала этого периода. Характеристики долгожителей. Долгожители среди выдающихся людей творческого склада.

Долгожительство (>90 лет).

Оно распространено там, где чистый воздух, чистая вода. Творчество и деловитость спасает человека от старости.

Взято из интернета. Процесс старения у долгожителей происходит медленнее. Возрастные изменения основных физиологических систем развиваются плавно, состояние ряда систем организма сходно по многим параметрам с таковым у лиц более молодого возраста.

Тип высшей нервной деятельности у долгожителей, как правило, сильный, уравновешенный. Они общительны, доброжелательны, проявляют интерес к событиям и явлениям окружающего мира, устойчивы к стрессам, инфекционным заболеваниям. Долгожители обладают хорошей памятью, для них характерны высокая умственная и физическая активность, работоспособность. Они отличаются также длительной сохранностью репродуктивной функции и многодетностью.

Состояние сердечно-сосудистой системы характеризуется значительной сохранностью, по сравнению с лицами из недолгожительских семей. Реже встречается стенокардия, гипертония; существует тенденция к пониженному содержанию холестерина. Низкое содержание холестерина крови считается одним из показателей предрасположения к долголетию.

Долгожителям свойственны размеренный, упорядоченный образ жизни, отсутствие вредных привычек (злоупотребление алкоголем, курение, нерациональное питание), семейное благополучие.

Вместе с тем, несомненно, существенная роль принадлежит социально-экономическому и природным факторам, а также образу жизни.

Факторы долгожительства:

· Генетический фактор.

· Экологические факторы.

· Традиционное питание.

· Трудовой фактор.

· Психологический климат.

Более медленных процессов старения, или наоборот, лучшее сохранение способностей мышления способствует субъективному ощущению «замедленной старости ». В любом случае, они отмечают, что смысл стараться как можно дольше сохранять молодость – хотя... что ранее уже было показано, что женщины более подвержены возрастным стереотипам и куда тяжелее мужчин переживают приближение старости . Однако в работе Шафера и коллег сильной разницы в результатах, продемонстрированных разными полами, не обнаружилось. ...

https://www.сайт/journal/124351

Газета опубликовала статью, на основе которой можно сделать вывод, что негативные мысли о грядущей старости могут нанести вред здоровью. Газета приводит выдержки научных статей ученых, которые занимаются данной... по 2007 она наблюдала за 440 взрослыми добровольцами. У 25% тех, кто боялся старости в молодости, было больше сердечных приступов, инсультов и инфарктов. У тех же, кто относился к старости спокойно, без лишних эмоций, эти заболевания наблюдались гораздо реже. По мнению исследователей, ...

https://www.сайт/journal/124864

Абрамс. Если брать общие значения, то пределом молодости можно назвать возраст в 35 лет. А старость приходит в 58 лет. Ученые также выявили интересную тенденцию: чем теплее и южнее страна, тем раньше там, ... как кажетя людям, заканчивается молодость и начинается старость . Конечно же, на ответы влиял также и нынешний возраст опрашиваемых. Например, те, кому за 80, считали, что молодость продолжается и...

https://www.сайт/journal/124920

Души, для этого надо быть на достаточно высоком уровне духовности. Как же наладить связь с ведущим ? Попробуйте научиться сначала почувствовать присутствие ведущего в вашей жизни. Попробуйте научиться замечать знаки, которые он вам показывает. Поймите, что ничего... Нравится вам это или не нравится, но нас сталкивают, нас наводят на разговор, нам вкладывают мысли. Все это работа ведущих . Но у нас есть право выбора: мы решаем поддерживать знакомство или нет, мы решаем продолжать разговор или нет, мы...

https://www.сайт/journal/144594

То, что закаляет в юнности,
Может в старости хребет сломать.
В возрасте преклонном, глупостью,
Будет - тяжесть поднимать.

В каждом возрасте, своя есть прелесть,
Хотя что таить - дни юнности бодрей.
Тела и души живёт в них свежесть,
Проще всё...

https://www.сайт/poetry/1106773

Очень часто к старости нас начинают одолевать не только многочисленные недуги, но и обостряется проблема одиночества. Хорошо, если у вас есть внуки. В них вы находите смысл и продолжение жизни. Но как...

Биологический возраст старости определен Европейским региональным бюро в рамках от 75 до 90 лет. Период после достижения 90 лет определен как долгожительство (старчество).

Как правило, в молодости человек не способен себе представить, что значит «состариться». Некоторым людям старость кажется состоянием «полусуществования». При этом больше всего они опасаются утратить физическую подвижность, жизненную энергию, память и интеллект, гибкость, сексуальность и независимость. Старческий возраст сегодня вовсе не обязательно должен сопровождаться подобными явлениями. Достижения современной медицины позволяют справляться со многими проблемами физиологического характера. Современные пожилые люди могут сохранять независимость, силы и интерес к окружающей их действительности.

При этом стоит понимать, что каждый человек является индивидуумом на протяжении всей жизни, и поздняя взрослость не является исключением. Пожилые люди довольно сильно отличаются друг от друга, поэтому воспринимать их как однородную группу нельзя. Правильнее будет разделить их на несколько подгрупп: от активных граждан, которые даже продолжают работать или только вышли на пенсию до немощных девяностолетних старцев. У каждой подгруппы свои возможности и проблемы. При этом общими для многих являются:

  • слабеющее здоровье;
  • снижение дохода;
  • сужение круга общения.

Однако не всегда имеющие подобные проблемы пожилые люди сами становятся проблемой для окружающих.

Психологическая характеристика старческого человека

Старость является заключительным периодом жизни. В системе жизненного цикла она играет особую роль и неизбежно сопровождается изменениями физического и психологического состояния человека. Определить хронологический рубеж начала старости достаточно сложно, ведь диапазон индивидуальных отличий в появлении симптомов старения просто огромен.

Если рассматривать биологический феномен старения, то он заключается в возрастании уязвимости организма и увеличении вероятности смерти. Социальные критерии перехода к старости, как правило, связывают с потерей значимых ролей в обществе, с выходом на пенсию, снижением статуса и сужением внешнего мира. Психологические критерии этого процесса до сих пор четко не сформулированы. Чтобы определить качественные отличия психики пожилых людей, необходимо отследить особенности психической эволюции, происходящей на фоне ухудшения психофизиологии в условиях инволюционной трансформации нервной системы.

В обществе всегда распространялись представления о старости как о «закатном», тяжелом и инертном времени жизни. Социальные ожидания и массовые стереотипы нашли отражения в многочисленных пословицах и поговорках русского народа, включая всем известные: «пора на мыло», «песок сыпется», «был конь, да изъездился». Действительно, никто не станет отрицать, что в подавляющем большинстве случаев старость сопровождается потерями в финансовой, индивидуальной и социальной сфере. Нередко она приводит к состоянию зависимости, которое часто воспринимается человеком как тягостное и унизительное. Однако не стоит забывать о позитивных моментах поздней взрослости, в частности, об обобщении знаний, опыта и личностного потенциала, которые помогают решить задачу адаптации к возрастным изменениям и новым требованиям жизни. Более того, только в старости можно оценить целостность такого явления, как жизнь, глубоко понять ее смысл и сущность.

Особенности престарелого возраста

Существующая сегодня в обществе неопределенность социальных ожиданий в отношении старого человека в семье, а также негативный характер «культурного эталона» старости не позволяют рассматривать жизнь среднестатистического пожилого человека в качестве полноценной ситуации развития.

С выходом на пенсию все люди неизбежно сталкиваются с важным, трудным и абсолютно самостоятельным выбором в решении вопроса «Как быть старым?». При этом на первый план всегда выходит отношение человека к собственному старению, ведь превратить социальную ситуацию жизни в ситуацию развития – его индивидуально личностная задача.

Необходимым моментом психического развития в поздней зрелости можно считать подготовку к выходу на заслуженный отдых. При этом она рассматривается как выработка готовности к смене общественной и социальной позиции и является столь же важной, как профессиональное самоопределение или профориентация в юности.

Не стоит рассматривать решение общечеловеческой проблемы «переживания старости» узко, как выбор стратегии старения, ведь это не одномоментное действие, а растянутый на годы процесс, который связан с преодолением не одного личностного кризиса.

На пороге поздней зрелости человек должен решить для себя вопрос: сохранять ли ему старые социальные связи или создавать новые? Также стоит определиться: переходить ли к жизни в кругу семейных интересов или сугубо индивидуальной? Именно этот выбор будет определяющим для той или иной стратегии адаптации: сохранения себя как индивида или как личности.

Соответственно, ведущая деятельность в поздней взрослости может быть направлена человеком как на сохранение собственной личности (поддержание или развитие социальных связей), так и на индивидуализацию, обособление и «выживание» как индивида на фоне медленного угасания психофизиологических функций. И тот, и другой вариант старения подчиняется законам адаптации, однако они обеспечивают абсолютное разное качество жизни, а иногда даже предопределяют ее продолжительность.

Стратегия адаптации, которую называют «замкнутым контуром» заключается в снижении интереса и притязаний к окружающему миру. Она проявляется в снижении эмоционального контроля и эгоцентризме, в желании спрятаться от окружающих, в чувстве неполноценности и раздражительности, которые сменяются со временем равнодушием к обществу. Подобную модель называют «пассивным старением», так как она сопровождается практически полной потерей социального интереса.

Альтернативная адаптация подразумевает не только поддержание, но и развитие многообразных связей с общественностью. Нередко ведущей деятельностью в этом случае становится структуризация и передача своего жизненного опыта. Вариантами продолжения социально значимой деятельности являются продление профессиональной деятельности, преподавание и наставничество, написание мемуаров, воспитание внуков или общественные работы. Процесс сохранения себя как личности предполагает возможность посильного труда и ощущение «вовлеченности в жизнь». Такой человек, как правило, имеет разносторонние интересы и старается быть полезным близким людям.

Память и интеллект в старости (в возрасте после 75-ти)

Особенности старческого возраста, как правило, заключаются в снижении психической активности, которая выражается в замедлении психомоторных реакций, сужении объема восприятия и затруднении сосредоточения внимания. У пожилых людей замедляются процессы обработки перцептивной информации, возрастает время реакции и снижается скорость познавательных процессов. При этом сами психические функции, несмотря на изменения их подвижности и силы, остаются практически сохранными и качественно неизменными.

Избирательность может проявляться лишь в сокращении видов деятельности, при этом отбираются только самые важные, и на них обычно сосредотачиваются все ресурсы. Что касается некоторых утраченных качеств, к примеру, физической силы, то они могут компенсироваться новыми стратегиями выполнения действий.

Довольно часто престарелый возраст связывают с нарушением памяти и считают склероз основным возрастным симптомом психического старения. Никто не обращает внимания, если молодой мужчина, уходя с работы, забывает свою шляпу, но если подобная невнимательность будет замечена за стариком, все сразу начинают снисходительно пожимать плечами и пенять на возраст.

Однако общий вывод многих исследований относительно влияния возрастных изменений на память сводится к тому, что она действительно ухудшается, но процесс этот не однонаправленный и не однородный. Разные виды памяти (кратковременная, сенсорная и долговременная) страдают по-разному:

  • резко ослабляется оперативная память;
  • «основной» объем долговременной памяти сохраняется;
  • страдает в основном механическое запоминание, при этом лучше всего работает логика.

Еще одной особенностью памяти у пожилых людей является ее избирательность и ярко выраженная профессиональная направленность. Иными словами, человек лучше запоминает то, что значимо и важно для его прошлой или нынешней профессиональной деятельности.

Характеризуя когнитивные изменения в старости, принято выделять «кристаллизованный» и «подвижный» интеллект. Первый определяется количеством приобретенных на протяжении всей жизни знаний, а также способностью решать проблемы, опираясь на имеющийся массив информации. Характерной особенностью второго является умение решать новые задачи, для которых не существует привычных решений. Многочисленные исследования показали, что значительное снижение интеллектуальных показателей имеет место лишь после 75 лет. При этом более устойчивым к процессам старения является кристаллизованный интеллект. По сравнению с подвижным он снижается не так резко и не так рано. На протяжении всей жизни показатель интеллекта человека остается практически неизменным по сравнению с прочими членами этой же возрастной группы. Это означает, что люди, которые демонстрировали средний IQ в ранней взрослости, вероятнее всего, будут иметь такой же уровень и в старости.

Хотя большую часть умственных навыков старение не затрагивает, характерные психофизиологические изменения все же происходят. Среди них:

  • замедление реакции при более быстрой и большей утомляемости;
  • сужение поля внимания;
  • ухудшение способности к восприятию;
  • сокращение длительности сосредоточения внимания;
  • повышенная чувствительность к различным посторонним помехам;
  • трудности переключения и распределения внимания;
  • некоторые уменьшения возможностей памяти;
  • снижение способностей к сосредоточению и концентрации внимания;
  • ослабление «автоматической» организации запоминаемого;
  • трудность воспроизведения.
  • Все это следует учитывать при оказании практической или консультативной помощи пожилому человеку.

Многими люди в старости применяется принцип «компенсации дефекта», который в народе называют мудростью. В основе этого когнитивного свойства лежит кристаллизованный, культурно обусловленный интеллект, тесно связанный с личностью и опытом человека. Любые упоминания мудрости, как правило, подразумевают способность человека выносить взвешенные суждения по практически неясным жизненным вопросам.

Мотивационно-потребностная сфера в старческом возрасте

Результаты последних исследований показывают, что возраст старения никоим образом не влияет на перечень потребностей человека. Во многом список остается тем же, что и предыдущие годы жизни. Меняться может лишь структура перечня и иерархия потребностей. К примеру, в потребностной сфере на первые позиции выдвигаются необходимость безопасности, избегания страданий, независимости и автономии. Потребности в самореализации, в чувстве общности, любви и творчестве отодвигаются на более отдаленные планы.

В период старости возрастные задачи развития могут суммироваться следующим образом:

  • адаптация к телесным и психофизическим возрастным изменениям;
  • сохранение здоровья;
  • адекватное восприятие старости и противостояние негативным стереотипам;
  • ролевая переориентация, которая заключается в отказе от старых ролевых позиций и поиске новых;
  • разумное распределение времени с целью более рационального целенаправленного использования оставшихся лет жизни;
  • противостояние аффективному обеднению (обособление детей, потеря близких);
  • поиск новых поведенческих форм;
  • стремление к осмыслению прожитой жизни и внутренней целостности.

Здоровье в период глубокой старости

В возрасте после 75 лет высока вероятность возникновения как психических, так и соматических заболеваний. В этот период костно-мышечная масса человека теряет свои качественные характеристики, нередко человек в старости полностью лишается возможности ходить или двигаться вообще. Атрофические процессы происходят по всему организму. От них страдают сосуды, головной мозг, внутренние органы, которые постепенно теряют свою функциональность. В этот период повышен риск развития инсульта, причем его исход прямо зависит от возраста пациента.

С возрастом наблюдается снижение объема и веса мозга. На фоне этого явления могут развиваться психические заболевания: атрофически-дегенеративные и сосудистые. «Старческими» заболеваниями считаются болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона, старческое слабоумие и т.д.

Межличностные отношения в зрелом и пожилом возрасте. Психологические основы социальной работы с пожилыми людьми.

Зрелость - наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей личности. Социальная ситуация развития в период зрелости связано с активным включением человека в сферу общественного производства, с созданием семьи, проявлением своей личностной индивидуальности в воспитании детей, творчестве, взаимоотношениях с людьми в процессе трудовой деятельности.
Психологию развития интересуют, прежде всего, изменения, происходящие на этапе зрелого возраста в человеке, как сложнейшем природном существе - индивиде как продукте общественных отношений - личности, как субъекте деятельности и, прежде всего, как в профессионале. В психологии изучение зрелости представлено исследованием динамики интеллектуальных и творческих способностей, изменением ведущих мотивов и интересов, поиском закономерностей развития личности. Но долгое время зрелость не входила в предмет изучения психологии развития, т.к. ее считали возрастом «психологической окаменелости». Различают несколько критериев зрелости, которые могут не совпадать: зрелость человека как индивида (физическая зрелость), зрелость личности (гражданская зрелость), зрелость субъекта познания (умственная зрелость), зрелость субъекта труда (трудоспособность).
Ведущей деятельностью в зрелом возрасте можно считать максимальную реализацию сущностных сил человека в ходе активного включения в производительную жизнь общества. Под реализацией сущностных сил следует понимать физические, социальные, нравственные, профессиональные, ментальные и многие иные высшие достижения в развитии взрослого человека. Достижение акме - это, прежде всего, личностный процесс, когда человек совершает поступок, или серию поступков, которые свидетельствуют о том, что он на пределе своих возможностей выразил себя как высокоразвитая в духовно-нравственном смысле Личность, защищая своим действенным отношением основные ценности жизни и культуры, которые, если судить по его поступкам, стали и глубоко значимыми для него собственными ценностями. По Бодалеву, для продвижения личности к своему акме чрезвычайно важна работа совести., постоянная активность внутреннего мира человека.
Бодалев отмечает важный личностный механизм, который во многом определяет реализацию сущностных сил взрослого человека. Это изменения взаимосвязи между буднично-повседневным Я и его высшим Я: переключение в сознании человека с уровня Я буднично-повседневного на уровень Я высшего свидетельствует о включении у него более высокой духовно-нравственной мотивации, потенциалов гражданственности и креативности. У некоторых людей указанная возможность никогда не реализуется, у других эти переходы бывают часто, у третьих - постоянно.
В отечественной психологии в качестве важнейших проявлений зрелой личности отмечают ее активность (стремление субъекта выходить за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требования ситуации и ролевых предписаний); направленность личности (характеризующуюся устойчивой доминирующей системой мотивов - интересов, убеждений, идеалов); глубинные смысловые структуры, которые обусловливают сознание и поведение личности; степень осознанности отношений к действительности, а также характерную структуру отношений, установок и диспозиций личности. Зрелая личность обладает развитым самосознанием и субъективно для индивида выступает как «Я-концепция» - система представлений о себе, обеспечивающая единство и тождественность его личности и обнаруживающая себя в самооценке, УП, уверенности в себе и т.д. по Леонтьеву, зрелая личность характеризуется широкой системой связей с миром, высокой степенью иерархизованости мотивов деятельности и общей структурой, под которой понимается устойчивая конфигурация главных мотивационных линий.
В 35-40 лет взрослый человек начинает отчетливо осознавать, насколько расходятся его мечты с ходом и результатом их осуществления. Жизнь, как правило, более сурова, вносит свои коррективы в задуманные еще в молодые годы планы. В этот период взрослый человек задумывается над тем, что он сделал, чего достиг, как ему жить дальше -это так называемый кризис середины жизни. Разумная и адекватная переоценка ценностей в середине жизни приведет к глубинному обновлению личности, создаст благоприятные предпосылки для успешного «вхождения» в следующий период зрелости и старости.
Кризис зрелого возраст несет в себе положительное начало, так как способствует самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию, качественным новообразова¬ниям в психике. Каким буде переживание этого кризиса будет зависеть от конкретных условий и самого человека.
Старость - заключительный период жизни человека, условное начало которого связано с отходом человека от непосредственного участия в производительной жизни. Старение - переход в систему новых социальных ролей, в новую систему групповых и межличностных отношений. Помимо прогрессирующего ослабления здоровья, упадка сил, старость характеризуется собственно психологическими изменениями, такими, как интеллектуальный и эмоциональный уход во внутренний мир, в переживания, связанные с оценкой и осмыслением прожитой жизни. Поэтому старость - возраст развития.
Изменения в старости происходят на всех уровнях: биологическом, социальном (выход на пенсию), психологическом (осознание изменений и адаптация к ним). Различают гетерохронность старения на межличностном и внутриличностном уровнях, межличностный проявляется в том, что люди развиваются неравномерно, а разные аспекты и критерии зрелости имеют для них неодинаковое значение. Внутриличностная гетерохронность выражается в несогласованности сроков биологического, социального и психического старения. Социальная ситуация развития в старости парадоксальна: человек выходит на пенсию, и общество выбрасывает старика. Возрастные границы старости определить достаточно сложно, т.к. существуют огромные индивидуальные характеристики старения. В среднем выделяют пожилой возраст (с 61 до 74 лет у мужчин и с 55 до 74 лет у женщин), старость (с 75 до 90 лет у мужчин и женщин) и долгожителей (после 90 лет). Старик делает выбор о том, как он будет стареть между двумя альтернативами: дальше жить как личность, сохраняя круг специальных связей, найдя социально значимую деятельность, или как индивид, т.е. максимально долго жить как биологический вид. Этот выбор приходиться делать потому, что выход на пенсию уравнивает людей в социальных ролях.
Ведущая деятельность в старости зависит именно от этого выбора: либо это будет выживание, обособление, угасание, либо - сохранение личности.
При выборе стратегии старения как индивида происходит ряд изменений в личности старика: снижение интересов, эгоцентризм, снижение эмоционального контроля, заострение некоторых личностных черт, стирание гендорного профиля. Замкнутость интересов на себе, невозможность делать что-то для других вызывает чувство вины, злобу.
Выбирая стратегию старения как личности, у старика ведущей деятельностью становится структуризация (членение опыта) и передача опыта, которая связана с осмыслением своего жизненного пути. Творчество увеличивает продолжительность жизни и ее качество. Оно отвлекает от мыслей о смерти, помогает сохранению личностных связей. Сначала человек внутренне признает себя стариком, а потом наступает дряхление. Э Эриксон говорил, сто старость характеризуется достижением новой завершенной формы эгоидентичности. Только в человеке, который каким-то образом проявил заботу о других и приспособился к успехам и разочарованиям, неотъемлемым от жизни, только в нем постепенно созревает плод всех 7 стадий: цельность личности..
По Лидерсу, плодотворная, здоровая старость связана с принятием своего жизненного пути. Что касается особенностей личности в старости, то нет однозначного мнения. Одни авторы считают, что личность не меняется, характер личностного реагирования сохраняется. Другие авторы считают, что личностные изменения происходят, но это не значит, что они негативны. Комплекс потребностей у стариков не изменяется. Изменяется их структура: потребности пожилых смещены в определенном направлении. На первое место в структуре потребностей пожилых выходят: 1 .потребность в избегании страданий; 2.потребность в автономии и независимости; 3.потребность в проецировании на других своих психических проявлений.
Проблема межличностных отношений в старости. При выборе пожилым стратегии старения как индивида, происходит снижение поведенческого контроля, что приводит к нарастанию эгоцентризма, обидчивости, амбициозности, нетерпимости к возражениям, ригидности, догматизма мнительности, «истощение» чувствительности, снижение функции самодетерминации и саморегуляции, что приводит к «заострению» личностных черт, снижение эмоционального контроля и произвольности поведения. Выбирая эту стратегию, старики тщательно фильтруют информацию, социально не причастны к этому миру, они просто приспосабливаются к действительности и «доживают свой век». Эти люди живут в прошлом, что помогает им отвлечься от неясного настоящего, в котором они не видят ничего хорошего.этим пожилым свойственная выраженная озабоченность - не вполне осознанное переживание, позволяющее выработать специфическую тактику сбережения усилий, способность заранее предвидеть и избежать возмущающего воздействия, и тем самым избежать фрустрации. Но часто озабоченность превращается в ипохондрию. Им так же свойственна возрастно-ситуативная депрессия при отсутствии жалоб на это состояние, выражающаяся в ослаблении эмоционального тонуса, ослаблении эмоциональных реакций. Частым спутником пожилых является чувство «одиночества», как оценка качеств своих социальных связей. Чувство одиночества порождается переживанием диссонанса между истинным Я и тем, как Я видят другие. Часто одиночество перерастает в в ощущение необъяснимого страха, отчаяния. Если одиночество носит затяжной характер, они винят в этом себя.
Переживание снижения контроля приводит к ощущению собственной беспомощности и безнадежности. Одинокий нуждается в социальных связях, но только в тех, которые он сам регламентирует, а не которые ему навязывают. У пожилых, избравших стратегию на сохранения своей личности, личность не претерпевает практически никаких изменений, нет заостренных личностных черт. Смысл жизни переживается как причастность к жизни. Факторы, обусловливающие удовлетворение жизнью в старости (успехи, рефлексия собственной значимости.) отличны от факторов, которые обусловливают неудовлетворенность жизнью (нет денег, здоровья...) если у них отнять первое, они не будут чувствовать себя несчастнее, а если дать второе, они не станут счастливее.
Мудрость - опытное экспертное знание о практических сторонах жизни, позволяющее выносить взвешенные суждения и давать полезные советы по жизненно важным вопросам. Только 5% стариков достигают мудрости. Мудрость: 1 фактуальные знания о практической стороне жизни (жизненные факты); 2.процедурные знания практической стороны жизни (как происходит, для чего, как сделать); 3.знания, учитывающие относительные ценности жизни (истинные и преходящие ценности); 4знания контекста жизни и общественных перемен; 5.знания, учитывающие неопределенность, изменчивость, непредсказуемость. Свойства мудрости: 1она связана с решением важных и сложных вопросов (смысл жизни); 2.уровень знаний, суждений и советов, отражаемых в мудрости исключительно высок; 3.знания, связанные с мудростью, необычайно широки, глубоки и сбалансированы и применения в особых ситуациях; 4.мудрость сочетает в себе ум и характер и используется как для личного блага, так и для пользы человека.

Рецензии

Материал http://mirvracha.ru/article/show/398
Старение населения неуклонно увеличивает число людей с когнитивными нарушениями и деменцией, по последним оценкам в мире около 24 миллионов таких больных, и к 2025 году их число достигнет 50 миллионов. Связанные с деменцией прямые и косвенные затраты на здравоохранение будут увеличиваться, а болезнь Альцгеймера может стать ведущей в расходах развитых и развивающихся стран. Такие соображения стимулировали поиск факторов, которые способны задержать или предотвратить прогрессирование когнитивных нарушений у пожилых, например, многообещающие результаты показывают повышение физической активности, адекватное лечение диабета и гипертонии, а также стимулирующая когнитивные функции деятельность.
Данные исследования Bronx Aging показали, что у пожилых людей, участвующих в стимулирующих когнитивные функции мероприятиях, деменция развивалась на 5 лет позже. Рандомизированное исследование взрослых от 65 до 94 лет (ACTIVE trial) показало, что 10-недельное когнитивное обучение ассоциировалось с сохранением специальных навыков в течение 2 лет, а обучение логическому мышлению привело к менее интенсивному снижению повседневной активности в течение 5 лет. Таким образом, результаты этих исследований подтверждают гипотезу, что регулярная активизация умственной деятельности улучшает когнитивные функции и может снизить вероятность развития деменции.
Повышение доступности персональных компьютеров за последние 20 лет, в том числе и для пожилых людей, обеспечивает психически-стимулирующую деятельность и поддержание когнитивных функций, что скажется на снижении распространенности деменции в обществе. Например, по данным на 2009 год в Австралии 47% населения старше 60 лет повседневно использует компьютеры, по сравнению с 29% в 2003 году. В Западной Австралии 66% пожилых людей сообщили, что имеют домашний компьютер, а 58% - доступ к Интернету. Более 80% с сетевым доступом пользуется электронной почтой и форумами. Около 50% используют Интернет для оплаты счетов, управления финансами и доступа к государственным услугам. Тем не менее, воздействие компьютеризации и доступности Интернета на здоровье пожилых людей остается не определенным.

Молодым кажется, что после 40 все жизненные перспективы сходят на нет. Почему это не так, и как дела обстоят на самом деле?

В школьном возрасте, практически каждому кажется, что старость приходит после тридцати. Однако пересекая этот рубеж, многие понимают, что жизнь еще и не начиналась. После сорока, как ни удивительно, сохраняется уверенность в том, что все еще впереди, а в шестьдесят становится совершенно ясно, что до тех пор, пока здоровье позволяет, ничего не потеряно! И если вы всю жизнь мечтали заняться творчеством – пенсионный период самое время реализовать себя в этом направлении! Накопленный жизненный опыт и появившееся свободное время только способствуют возможности творческой реализации.

С годами мозг работает хуже?

Несмотря на то, что многие полагают, что с годами мозг работает хуже, исследования, проведенные в гарвардском университете, доказали, что мозг пожилых людей впитывает больше информации. Совсем не возраст, а болезни способствуют снижению умственной деятельности. А у большинства пожилых людей, которые не подвержены таким заболеваниям, как болезнь Альцгеймера, фокус внимания и восприятия информации с годами становится шире.

Заслуженный профессор кафедры психологии при калифорнийском университете Д. Саймонтон провел исследование, касающееся пиковости творческого процесса. В ходе исследования было установлено, что для каждого периода жизни и для каждого возраста существует свой вид творчества. Например, если физик-теоретик может достигнуть вершины своего потенциала в молодости, то художники, писатели и композиторы творят успешнее в более позднем возрасте.

Чем заняться на пенсии?

На самом деле заниматься можно любой активностью, которая доставляет удовольствие. Можно записаться в хор, взять несколько уроков рисования, лепки и творить, научиться играть на музыкальном инструменте, танцевать или петь…

Замечательно развивают креативность виды спорта, заставляющие мозг работать, - шашки, шахматы, бильярд. Если вам нравится разгадывать кроссворды или составлять их – это тоже творческое занятие. Вы можете начать заучивать наизусть стихи, коллекционировать тосты, пословицы, поговорки. И даже простое перебирание четок и вспоминание при этом молитв – только пойдут на пользу настроению, улучшат память. Не важно, как именно вы будете реализовывать свой творческий потенциал. Главное – если вы будете творить, серая старость вам не грозит!

Старейшие творческие личности

В мире предостаточно людей, открывших в себе таланты в солидном возрасте.

Началом творчества замечательной русской художницы Елены Волковой из города Чугуева стал прекрасный период ее жизни, начавшийся с 65 лет, а до этого женщина работала помощником киномеханика. Первая персональная выставка художницы состоялась, когда ей исполнилось 90 лет. Выставка прошла с успехом в Третьяковской галерее. Работы Елены Волковой приобрели многие художественные галереи мира.

Француженка Жанна Кальманн в возрасте 85 лет решила заняться фехтованием, после своего столетия пристрастилась к велоспорту. А в возрасте 121 года записала сольный диск! Диск получил название «Хозяйка планеты», песни, записанные на диске, были исполнены в стиле рэп-диско-фольк. Согласитесь, замечательные достижения! К сожалению, после записи диска, долгожительница скончалась, отдав работе все оставшиеся силы. Но умерла она совершенно счастливой.

Представительница Австралии Филлис Тёрнер, будучи уже в весьма преклонном возрасте поступила в Аделаидский университет, который окончила в 94 года, получив степень магистра антропологии. Когда ей задавали вопрос о том, зачем ей понадобился диплом, бабушка отвечала, что в детстве у нее не было возможности учиться, потому она решила наверстать упущенное при первой же возможности.

Вы верите в то, что после пятидесяти можно освоить какой-то вид спорта и даже участвовать в мировых первенствах? Дороти де Лоу сделала это в 55 лет! Британка освоила настольный теннис и принимала участие во всех турнирах, проводимых среди ветеранов. А в 1982 году, когда Дороти уже исполнилось 79 лет, - заняла первое место в одном из таких первенств.

А вот австралийка Олив Рэйли прославилась тем, что просто завела свой блог в Интернете. Она стала старейшим блогером, ведь на ту пору ей было уже 107 лет! Женщина приобрела большую популярность, активно общалась и давала советы всем желающим.

Дебютный роман британки Лорны Пэйдж был опубликован, когда автору исполнилось 93 года Роман-триллер «Опасная слабость» получил высокую оценку читателей и сразу же стал бестселлером. Миссис Пэйдж получила хороший гонорар, на который приобрела большой загородный дом, куда пригласила жить трех своих приятелей из дома престарелых .

Немка Йохана Кьяс увлеклась гимнастикой поздновато – после 30 лет, но осталась верна этому виду спорта, и сегодня в свои 86 лет бабуля демонстрирует отличную спортивную форму. У нее очень непростая вольная программа, и вполне вероятно, что в ближайшее время ее история появится на страницах Книги рекордов.

tattooe.ru - Журнал современной молодежи