Сообщение о творчестве толстого кратко самое главное. Полная биография Л.Н. Толстого: жизнь и творчество. Открытие народной школы

9 сентября 1828 года, в Ясной Поляне (Тульская губерния, Россия) родился будущий писатель Лев Николаевич Толстой. После успеха «Войны и мира» в 1873 году, Толстой приступил к работе над второй из наиболее известных его книг - «Анна Каренина».

Он был четвертым ребенком в большой дворянской семье. В 1830 году, когда мать Толстого, урожденная принцесса Волконская, умерла, двоюродный брат отца взял на себя уход за детьми. Их отец, граф Николай Толстой, умер через семь лет, и их тетя была назначена опекуном. Хотя Толстой пережил много потерь в раннем возрасте, позже он идеализировал свои детские воспоминания в своём творчестве.

Толстому не удалось преуспеть в учебе - низкие оценки заставили его перейти на более легкий юридический факультет. Дальнейшие трудности в учебе привели к тому, что Толстой, в конце концов, покинул Императорский Казанский университет в 1847 году без степени.

:: Краткая биография Л.Н.Толстого

Однако и это его начинание закончилось неудачей - он слишком часто отсутствовал, уезжая в Тулу и Москву. В чём он действительно преуспел, так это в ведении своего собственного дневника - именно эта привычка длиною во всю его жизнь, вдохновила Льва Толстого на большую часть его произведений. Толстой увлекался музыкой, его любимыми композиторами были Шуман, Бах, Шопен, Моцарт, Мендельсон.

Однажды, старший брат Толстого, Николай, во время своего армейского отпуска приехал в гости ко Льву, и убедил брата пойти в армию в качестве юнкера на юг, в кавказские горы, где тот проходил службу. В 1852 году Толстой отправил рассказ в «Современник», самый популярный журнал того времени. Рассказ был с радостью принят, и он стал первой публикацией Толстого. С этого времени критики ставили его в один ряд с уже известными писателями, среди которых присутствовали Иван Тургенев(с которым Толстой подружился), Иван Гончаров, Александр Островский и другие.

Биография Толстого

В разгар Крымской войны Толстой выразил свое мнение о поразительных противоречиях войны через трилогию произведений «Севастопольские рассказы». Во второй книге «Севастопольских рассказов», Толстой экспериментировал с относительно новой техникой: часть истории представлена в виде повествования от лица солдата.

Вернувшись в Россию в 1862 году, Толстой издал первый из 12 номеров тематического журнала «Ясная Поляна». Несмотря на успех «Анны Карениной», после завершения романа Толстой испытывал духовный кризис и находился в депрессии. Следующий этап биографии Льва Толстого характеризуется поиском смысла жизни. Писатель сначала обратился в Русскую православную церковь, однако не нашел там ответы на свои вопросы.

Как результат, за свои нестандартные и противоречивые духовные убеждения, Толстой был отлучён от русской православной церкви. Одна из самых успешных среди его поздних работ была повесть «Смерть Ивана Ильича», написанная в 1886 году. Главный герой изо всех сил пытается бороться с нависшей над ним смертью. В 1898 году Толстой написал повесть «Отец Сергий», художественное произведение, в котором он критикует убеждения, развитые им после его духовного преобразования.

Важно заметить, что начальное образование в биографии Толстого было получено дома, уроки ему давали французские и немецкие преподаватели. В годы своего юнкерства в армии у Толстого было немало свободного времени. После окончания Крымской войны Толстой покинул армию и вернулся в Россию. Произведения Льва Толстого многократно экранизировались и инсценировались в СССР и за рубежом; его пьесы ставились на сценах всего мира.

Толстой Лев Николаевич родился 28.08.1828 (или 09.09.1828 по старому стилю). Умер - 07.11.1910 (20.11.1910).

Русский писатель, философ. Родился в Ясной Поляне, Тульской губернии, в богатой аристократической семье. Поступил в Казанский университет, но затем оставил его. В 23-летнем возрасте отправился на войну с Чечней и Дагестаном. Здесь начал писать трилогию «Детство», «Отрочество», «Юность».

На Кавказе

На Кавказе участвовал в военных действиях, будучи артиллерийским офицером. Во время Крымской войны отправился в Севастополь, где продолжил воевать. После окончания войны уехал в Санкт-Петербург и в журнале «Современник» опубликовал «Севастопольские рассказы», в которых ярко отразился его выдающийся писательский талант. В 1857 г. Толстой отправился в путешествие по Европе, которое его разочаровало.

С 1853 по 1863 гг. Писал повесть «Казаки», после чего решил прервать литературную деятельность и стать помещиком-землевладельцем, занимаясь просветительской работой в деревне. С этой целью уехал в Ясную Поляну, где открыл школу для крестьянских детей и создал собственную систему педагогики.

В 1863-1869 гг. Написал свое фундаментальное произведение «Война и мир». В 1873-1877 гг. Создал роман «Анна Каренина». В эти же годы полностью сформировалось мировоззрение писателя, известное под названием «толстовство», суть которого просматривается в произведениях: «Исповедь», «В чем моя вера?», «Крейцерова соната».

Учение изложено в философско-религиозных трудах «Исследование догматического богословия», «Соединение и перевод четырех Евангелий», где главный упор делается на нравственном совершенствовании человека, обличении зла, непротивлении злу насилием.
Позже вышла в свет дилогия: драма «Власть тьмы» и комедия «Плоды просвещения», затем серия рассказов-притч о законах бытия.

Со всех уголков России и мира в Ясную Поляну съезжались почитатели творчества писателя, к которому они относились, как к духовному наставнику. В 1899 г. Вышел в свет роман «Воскресение».

Последние произведения Толстого

Последние произведения писателя - рассказы «Отец Сергий», «После бала», «Посмертные записки старца Федора Кузьмича» и драма «Живой труп».

Исповедальная публицистика Толстого дает развернутое представление о его душевной драме: рисуя картины социального неравенства и праздности образованных слоев, Толстой в жесткой форме ставил перед обществом вопросы смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные институты, доходя до отрицания науки, искусства, суда, брака, достижений цивилизации. Социальная декларация Толстого опирается на представление о христианстве как о нравственном учении, а этические идеи христианства осмыслены им в гуманистическом ключе, как основа всемирного братства людей. В 1901 г. Последовала реакция Синода: всемирно известный писатель был официально отлучен от церкви, что вызвало громадный общественный резонанс.


Смерть

28 октября 1910 г. Толстой тайно от семьи покинул Ясную Поляну, в дороге заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни.

(1828-1910)

Краткое сообщение о личной жизни и творчестве Л.Н Толстого для детей 2, 3, 4, 5, 6, 7, класса

Толстой родился в 1828 году в усадьбе Ясная Поляна в большой семье дворян. Мать с отцом умерли рано, и воспитанием его занималась родственница, оказавшая на мальчика большое влияние. Но облик своих родителей Лев Николаевич хорошо запомнил и отразил впоследствии в героях своих произведений. Кратко говоря, Толстой провел детские годы вполне счастливо. В дальнейшем он вспоминал о том времени с теплотой, оно неоднократно служило материалом для его творчества.

В 13 лет Толстой переехал с семьей в Казань. Там он поступил в университет, где сначала изучал восточные языки, а затем право. Но университет юноша так и не закончил и вернулся в Ясную Поляну. Там он, однако, решил взяться за свое образование и самостоятельно изучить множество разных наук. И все-таки в деревне он провел только одно лето и вскоре перебрался в Петербург с целью сдать экзамены в университете.

Краткая биография Толстого в его молодые годы сводится к напряженным поискам себя и своего призвания. То он с головой уходил в гуляния и кутежи, то вел жизнь аскета, предаваясь религиозным размышлениям. Но в эти годы молодой граф уже чувствовал в себе любовь к литературному творчеству.

В 1851 году он вместе со своим старшим братом-офицером отправился на Кавказ, где принимал участие в военных действиях. Время, проведенное там, оказало на Толстого неизгладимое впечатление. В эти годы он работал над повестью «Детство», которая позднее вместе с двумя другими повестями принесла начинающему писателю большую славу. Далее Толстой переводится на службу сначала в Бухарест, а после в Севастополь, где он участвовал в Крымской кампании и проявил большую храбрость.


После окончания войны Толстой отправляется в Петербург и становится членом знаменитого кружка «Современник», но в нем он не прижился и вскоре уехал за границу. Вернувшись в родовое гнездо, писатель открыл там известную школу, предназначенную для крестьянских детей. Дело просвещения очень увлекло Толстого, и он стал интересоваться устройством школ в Европе, для чего снова отправился за рубеж. Вскоре Лев Николаевич женился на юной С. А. Берс. Краткая биография Толстого в этот период была ознаменована тихим семейным счастьем.

В это же время писатель сначала приступил к работе над своим великим произведением «Война и мир», а далее - над другим, не менее известным романом - «Анна Каренина».
1880-е годы стали для Льва Николаевича порой серьезного духовного кризиса. Это нашло отражение и в ряде его произведений того времени, таких как, например, «Исповедь». Толстой много размышляет о вере, о смысле жизни, о социальном неравенстве, критикует государственные институты и достижения цивилизации. Работает он и над религиозными трактатами. Писатель желал видеть христианство как религию практическую, очищенную от какой бы то ни было мистики. Он критиковал Православную Церковь и ее сближение с государством, а затем и вовсе от нее отошел. В начале XX века его официально отлучили от Церкви. Всю гамму своих душевных переживаний тех лет Лев Николаевич отразил в своем последнем романе «Воскресение».

Драма Толстого выразилась в разрыве отношений не только с Церковью, но и с собственной семьей. Осенью 1910 году пожилой писатель тайно покинул дом, но, будучи уже слаб здоровьем, заболел в дороге и через неделю, 7 ноября, скончался. Похоронили Льва Николаевича в Ясной Поляне. О Толстом кратко можно сказать так - это был поистине великий литературный гений. Его творчество столь полюбилось читателям, что уход писателя стал большим горем для миллионов людей, живших не только в России, но и в самых разных уголках мира.

Выдающийся русский писатель, философ и мыслитель граф известен во всем мире. Даже в самых дальних уголках мира, как только речь заходит о России, так непременно вспоминают Петра Первого, Толстого, Достоевского и еще несколько из российской истории.

Мы решили собрать самые интересные факты из жизни Толстого , чтобы напомнить их вам, а может даже и удивить некоторыми вещами.

Итак, начнем-с!

  1. Родился Толстой в 1828 году, а умер в 1910 (прожил 82 года). Женился в 34 года на 18-летней Софье Андреевне. У них родилось 13 детей, пятеро из которых умерли в детстве.

    Лев Толстой с женой и детьми

  2. Перед свадьбой граф дал будущей супруге перечитать свои дневники, в которых описывались его многочисленные блудные связи. Он считал это честным и справедливым. По словам жены писателя, она на всю жизнь запомнила их содержание.
  3. В самом начале семейной жизни у молодой четы была полная гармония и взаимопонимание, однако со временем отношения стали ухудшаться все более и более, достигнув пика незадолго до смерти мыслителя.
  4. Жена Толстого была настоящей хозяйкой и образцово вела хозяйские дела.
  5. Интересен тот факт, что Софья Андреевна (жена Толстого), переписывала практически все труды своего мужа для того, чтобы отправлять рукописи в издательство. Это было необходимо потому, что ни один редактор не разобрал бы почерка великого писателя.

    Дневник Толстого Л.Н.

  6. Практически всю жизнь супруга мыслителя переписывала и дневники мужа. Однако незадолго перед смертью Толстой стал вести два дневника: один тот, который читала жена, а другой личный. Пожилая Софья Андреевна приходила в ярость от того, что не могла его найти, хотя перерывала весь дом.
  7. Все значимые произведения («Война и Мир», «Анна Каренина», «Воскресение») Лев Толстой написал после женитьбы. То есть, до 34 лет он не занимался серьезной писательской деятельностью.

    Толстой в молодости

  8. Творческое наследие Льва Николаевича составляет 165 тысяч листов рукописей и десять тысяч писем. Полное собрание сочинений издано в 90 томах.
  9. Интересным фактом является то, что в жизни Толстой терпеть не мог, когда лают собаки, а также не любил .
  10. Несмотря на то, что был от рождения графом, он всегда тяготел душой к народу. Нередко крестьяне видели его самостоятельно пашущим поле. По этому случаю есть забавный анекдот: «Лев Толстой сидит в холщовой рубахе и пишет роман. Входит лакей в ливрее и белых перчатках. — Ваше сиятельство, пахать подано-с!»
  11. С самого детства был невероятно азартным человеком и картежником. Впрочем, как и другой великий писатель – .
  12. Интересно, что однажды граф Толстой проиграл в карты одну из построек своей усадьбы Ясная Поляна. Его партнер разобрал перешедшее ему имущество до гвоздика и все вывез. Сам писатель мечтал выкупить обратно эту пристройку, но так и не осуществил этого.
  13. Великолепно владел английским, французским и немецким языками. Читал на итальянском, польском, сербском и чешском. Изучал греческий и церковно-славянский, латынь, украинский и татарский, древнееврейский и турецкий, голландский и болгарский языки.

    Портрет писателя Толстого

  14. в детстве учила буквы по букварю, который Л.Н. Толстой написал для крестьянских детишек.
  15. Всю свою жизнь старался помогать крестьянам во всем, на что у него были силы.

    Толстой с помощниками составляет списки крестьян, нуждающихся в помощи

  16. Роман «Война и мир» писался на протяжении 6 лет, а потом еще 8 раз переписывался. Отдельные фрагменты Толстой переписывал до 25 раз.
  17. Произведение «Война и мир» считается наиболее значимым в творчестве великого писателя, однако сам он говорил в письме следующее: «Я счастлив, что больше никогда не стану писать многословной дребедени вроде «Войны»».
  18. Интересный факт про Толстого заключается еще и в том, что граф, к концу жизни, выработал несколько серьезных принципов своего миропонимания. Главные из них сводятся к непротивлению злу насилием, отрицанию частной собственности и полному игнорированию любых авторитетов, будь то церковный, государственный или какой другой.

    Толстой в семейном кругу в парке

  19. Многие считают, что Толстой был отлучен от Православной Церкви. На самом же деле определение святейшего Синода звучало дословно так:
  20. «Посему, свидетельствуя об отпадении его (Толстого — авт.) от Церкви, вместе и молимся, да подаст ему Господь покаяние в разум истины».

    То есть Синод просто засвидетельствовал, что Толстой «самоотлучился» от Церкви. По факту так оно и было, если анализировать многочисленные высказывания писателя в адрес Церкви.

    1. На самом деле, к концу жизни Лев Николаевич действительно высказывал убеждения очень далекие от христианства. Цитата:

    «Я не хочу быть христианином, как не советовал и не хотел бы, чтобы были буддисты, конфуционисты, таосисты, магометане и другие».

    «Пушкин был, как киргиз. Пушкиным все до сих пор восхищаются. А вдумайтесь только в отрывок из его «Евгения Онегина», помещенный во всех хрестоматиях для детей: «Зима. Крестьянин, торжествуя…». Что ни строфа, то бессмыслица!

    А, между тем, поэт, очевидно, много и долго работал над стихом. «Зима. Крестьянин, торжествуя…». Почему «торжествуя»? — Быть может, едет в город купить себе соли или махорки.

    «На дровнях обновляет путь. Его лошадка, снег почуя…». Как это можно «чуять» снег?! Ведь она бежит по снегу — так при чем же тут чутье? Далее: «Плетется рысью как-нибудь…». Это «как-нибудь» — исторически глупая вещь. И попала в поэму только для рифмы.

    Это писал великий Пушкин, несомненно, умный человек, писал потому, что был молод и, как киргиз, пел вместо того, чтобы говорить.

    На это Толстому был задан вопрос : Но что же, Лев Николаевич, делать? Неужели же бросить писанье?

    Толстой : Конечно, бросить! Я это всем говорю из начинающих. Это мой обычный совет. Не такое теперь время, чтобы писать. Нужно дело делать, жить примерно и учить на своем примере жить других. Бросьте литературу, если хотите послушаться старика. Мне что ж! Я скоро умру…»


    «С годами Толстой всё чаще и чаще высказывает свои мнения о женщинах. Мнения эти ужасны».

    – Уж если нужно сравнение, то брак следует сравнивать с похоронами, а не с именинами, – говорил Лев Толстой.

    – Человек шёл один – ему привязали за плечи пять пудов, а он радуется. Что тут и говорить, что если я иду один, то мне свободно, а если мою ногу свяжут с ногою бабы, то она будет тащиться за мной и мешать мне.

    – Зачем же ты женился? – спросила графиня.

    – А не знал тогда этого».

    Лев Толстой с женой

    Несмотря на описанные выше интересные факты о Льве Николаевиче Толстом, он всегда декларировал, что высшая ценность в обществе – это семья.


    «Действительно, Париж вовсе не приходится в лад его духовному строю; странный он человек, я таких не встречал и не совсем его понимаю. Смесь поэта, кальвиниста, фанатика, барича — что-то напоминающее Руссо, но честнее Руссо — высоконравственное и в то же время несимпатическое существо».


    Если вы хотите познакомиться с более подробными сведениями из биографии Толстого, тогда рекомендуем вам прочесть его собственное произведение «Исповедь». Уверены, что некоторые вещи из личной жизни выдающегося мыслителя вас просто шокируют!

    Ну что, друзья, мы привели Вам наиболее полный список самых интересных фактов из жизни Л.Н. Толстого и надеемся, что Вы поделитесь данной записью в любой из социальных сетей.

    Подписывайтесь на наиболее удобным способом — с нами всегда интересно.

    Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Толстой Лев Николаевич (28 августа 1828, усадьба Ясная Поляна Тульской губернии - 7 ноября 1910, станция Астапово (ныне станция Лев Толстой) Рязано-Уральской ж. д.) - граф, русский писатель.

Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе «ее духовный облик»: некоторые черты матери (блестящее образование, чуткость к искусству, склонность к рефлексии и даже портретное сходство Толстой придал княжне Марье Николаевне Болконской («Война и мир»). Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте (послужил прототипом Николая Ростова), тоже умер рано (1837). Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: «она научила меня духовному наслаждению любви». Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести «Детство».

Казанский университет

Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на юридический факультет, где проучился неполных два года: занятия не вызывали у него живого интереса и он со страстью предался светским развлечениям. Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета «по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам», Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном), «практическую медицину», языки, сельское хозяйство, историю, географическую статистику, написать диссертацию и «достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи».

«Бурная жизнь юношеского периода»

После лета в деревне, разочарованный неудачным опытом хозяйствования на новых, выгодных для крепостных условиях (эта попытка запечатлена в повести «Утро помещика», 1857), осенью 1847 Толстой уехал сначала в Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете. Образ его жизни в этот период часто менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены, то страстно отдавался музыке, то намеревался начать чиновную карьеру, то мечтал поступить юнкером в конногвардейский полк. Религиозные настроения, доходившие до аскетизма, чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам. В семье его считали «самым пустяшным малым», а сделанные тогда долги ему удалось отдать лишь много лет спустя. Однако именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло серьезное желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски.

«Война и свобода»

В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу). Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни, поразившая Толстого по контрасту с бытом дворянского круга и с мучительной рефлексией человека образованного общества, дали материал для автобиографической повести «Казаки» (1852-63). Кавказские впечатления отразились и в рассказах «Набег» (1853), «Рубка леса» (1855), а также в поздней повести «Хаджи-Мурат» (1896-1904, опубликована в 1912). Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот «край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи - война и свобода». На Кавказе Толстой написал повесть «Детство» и отправил ее в журнал «Современник», не раскрыв своего имени (напечатана в 1852 под инициалами Л. Н.; вместе с позднейшими повестями «Отрочество», 1852-54, и «Юность», 1855-57, составила автобиографическую трилогию). Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее признание.

Крымская кампания

В 1854 Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Крымскую армию, в осажденный Севастополь, где он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную храбрость (награжден орденом св. Анны и медалями). В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы (собирался в т. ч. издавать журнал для солдат), здесь он начал писать цикл «севастопольских рассказов», вскоре напечатанных и имевших огромный успех (очерк «Севастополь в декабре месяце» прочитал даже Александр II). Первые произведения Толстого поразили литературных критиков смелостью психологического анализа и развернутой картиной «диалектики души» (Н. Г. Чернышевский). Некоторые замыслы, появившиеся в эти годы, позволяют угадывать в молодом артиллерийском офицере позднего Толстого-проповедника: он мечтал об «основании новой религии» - «религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической».

В кругу литераторов и за границей

В ноябре 1855 Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в кружок «Современника» (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, А. Н. Островский, И. А. Гончаров и др.), где его встретили как «великую надежду русской литературы» (Некрасов). Толстой принимал участие в обедах и чтениях, в учреждении Литературного фонда, оказался вовлеченным в споры и конфликты писателей, однако чувствовал себя чужим в этой среде, о чем подробно рассказал позднее в «Исповеди» (1879-82): «Люди эти мне опротивели, и сам себе я опротивел». Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну, а в начале 1857 - за границу. Он побывал во Франции, Италии, Швейцарии, Германии (швейцарские впечатления отражены в рассказе «Люцерн»), осенью вернулся в Москву, затем - в Ясную Поляну.

Народная школа

В 1859 Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 он вторично отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы. Толстой много путешествовал, провел полтора месяца в Лондоне (где часто виделся с А. И. Герценом), был в Германии, Франции, Швейцарии, Бельгии, изучал популярные педагогические системы, в основном не удовлетворившие писателя. Собственные идеи Толстой изложил в специальных статьях, доказывая, что основой обучения должна быть «свобода учащегося» и отказ от насилия в преподавании. В 1862 издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» с книжками для чтения в качестве приложения, ставшими в России такими же классическими образцами детской и народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х гг. «Азбука» и «Новая Азбука». В 1862 в отсутствие Толстого в Ясной Поляне был проведен обыск (искали тайную типографию).

«Война и мир» (1863-69)

В сентябре 1862 Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье Андреевне Берс и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам. Однако уже с осени 1863 он захвачен новым литературным замыслом, который долгое время носил название «Тысяча восемьсот пятый год». Время создания романа было периодом душевного подъема, семейного счастья и спокойного уединенного труда. Толстой читал воспоминания и переписку людей александровской эпохи (в том числе материалы Толстых и Волконских), работал в архивах, изучал масонские рукописи, ездил на Бородинское поле, продвигаясь в работе медленно, через множество редакций (в копировании рукописей ему много помогала жена, опровергая тем самым шутки друзей, что она еще так молода, будто играет в куклы), и лишь в начале 1865 напечатал в «Русском вестнике» первую часть «Войны и мира». Роман читался взахлеб, вызвал множество откликов, поразив сочетанием широкого эпического полотна с тонким психологическим анализом, с живой картиной частной жизни, органично вписанной в историю. Горячие споры спровоцировали последующие части романа, в которых Толстой развивал фаталистическую философию истории. Прозвучали упреки в том, что писатель «передоверил» людям начала века интеллектуальные запросы своей эпохи: замысел романа об Отечественной войне действительно был ответом на проблемы, волновавшие русское пореформенное общество. Сам Толстой характеризовал свой замысел как попытку «писать историю народа» и считал невозможным определить его жанровую природу («не подойдет ни под какую форму, ни романа, ни повести, ни поэмы, ни истории»).

«Анна Каренина» (1873-77)

В 1870-е гг., живя по-прежнему в Ясной Поляне, продолжая учить крестьянских детей и развивать в печати свои педагогические взгляды, Толстой работал над романом о жизни современного ему общества, построив композицию на противопоставлении двух сюжетных линий: семейная драма Анны Карениной рисуется по контрасту с жизнью и домашней идиллией молодого помещика Константина Левина, близкого самому писателю и по образу жизни, и по убеждениям, и по психологическому рисунку. Начало работы совпало с увлечением прозой Пушкина: Толстой стремился к простоте слога, к внешней безоценочности тона, прокладывая себе дорогу к новому стилю 1880-х гг., в особенности к народным рассказам. Лишь тенденциозная критика интерпретировала роман как любовный. Смысл существования «образованного сословия» и глубокая правда мужицкой жизни - этот круг вопросов, близкий Левину и чуждый большинству даже симпатичных автору героев (включая Анну), прозвучал остро публицистично для многих современников, прежде всего для Ф. М. Достоевского, высоко оценившего «Анну Каренину» в «Дневнике писателя». «Мысль семейная» (главная в романе, по словам Толстого) переведена в социальное русло, беспощадные саморазоблачения Левина, его мысли о самоубийстве читаются как образная иллюстрация духовного кризиса, пережитого самим Толстым в 1880-е гг., но назревшего в ходе работы над романом.

Перелом (1880-е гг.)

Ход переворота, совершавшегося в сознании Толстого, нашел отражение в художественном творчестве, прежде всего в переживаниях героев, в том духовном прозрении, которое преломляет их жизнь. Эти герои занимают центральное место в повестях «Смерть Ивана Ильича» (1884-86), «Крейцерова соната» (1887-89, опубликована в России в 1891), «Отец Сергий» (1890-98, опубликована в 1912), драме «Живой труп» (1900, незавершена, опубликована в 1911), в рассказе «После бала» (1903, опубликован в 1911). Исповедальная публицистика Толстого дает развернутое представление о его душевной драме: рисуя картины социального неравенства и праздности образованных слоев, Толстой в заостренной форме ставил перед собой и перед обществом вопросы смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные институты, доходя до отрицания науки, искусства, суда, брака, достижений цивилизации. Новое миропонимание писателя отражено в «Исповеди» (опубликована в 1884 в Женеве, в 1906 в России), в статьях «О переписи в Москве» (1882), «Так что же нам делать?» (1882-86, опубликована полностью в 1906), «О голоде» (1891, опубликована на английском языке в 1892, на русском - в 1954), «Что такое искусство?» (1897-98), «Рабство нашего времени» (1900, полностью опубликована в России в 1917), «О Шекспире и драме» (1906), «Не могу молчать» (1908).

Социальная декларация Толстого опирается на представление о христианстве как о нравственном учении, а этические идеи христианства осмыслены им в гуманистическом ключе как основа всемирного братства людей. Этот комплекс проблем предполагал анализ Евангелия и критические штудии богословских сочинений, которым посвящены религиозно-философские трактаты Толстого «Исследование догматического богословия» (1879-80), «Соединение и перевод четырех Евангелий» (1880-81), «В чем моя вера» (1884), «Царство Божие внутри вас» (1893). Бурной реакцией в обществе сопровождались высказываемые Толстым призывы к прямому и безотлагательному следованию христианским заповедям.

В особенности широко обсуждалась его проповедь непротивления злу насилием, ставшая импульсом к созданию целого ряда художественных произведений - драмы «Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть» (1887) и народных рассказов, написанных в намеренно упрощенной, «безыскусной» манере. Наряду с близкими по духу произведениями В. М. Гаршина, Н. С. Лескова и других писателей, эти рассказы выпускались издательством «Посредник», основанном В. Г. Чертковым по инициативе и при ближайшем участии Толстого, который определял задачу «Посредника» как «выражение в художественных образах учения Христа», «чтобы можно было прочесть эту книгу старику, женщине, ребенку и чтоб и тот, и другой заинтересовались, умилились и почувствовали бы себя добрее».

В рамках нового миропонимания и представлений о христианстве Толстой выступал против христианской догматики и критиковал сближение церкви с государством, что привело его к полному разобщению с православной церковью. В 1901 последовала реакция Синода: всемирно признанный писатель и проповедник был официально отлучен от церкви, что вызвало громадный общественный резонанс.

«Воскресение» (1889-99)

Последний роман Толстого воплотил весь спектр проблем, волновавших его в годы перелома. Главный герой, Дмитрий Нехлюдов, духовно близкий автору, проходит путь нравственного очищения, приводящий его к деятельному добру. Повествование построено на системе подчеркнуто оценочных противопоставлений, обнажающих неразумность общественного устройства (красота природы и лживость социального мира, правда мужицкого быта и фальшь, господствующая в жизни образованных слоев общества). Характерные черты позднего Толстого - откровенная, выдвинутая на первый план «тенденция» (в эти годы Толстой - сторонник нарочито тенденциозного, дидактического искусства), резкий критицизм, сатирическое начало - проявились в романе со всей наглядностью.

Уход и смерть

Годы перелома круто изменили личную биографию писателя, обернувшись разрывом с социальной средой и приведя к семейному разладу (провозглашенный Толстым отказ от владения частной собственностью вызывал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены). Пережитая Толстым личная драма нашла отражение в его дневниковых записях.

Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой , сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрел уже мировую известность не только как писатель, но и как религиозный мыслитель, проповедник новой веры, следила вся Россия. Событием общероссийского масштаба стали похороны Толстого в Ясной Поляне.

Раздел:

Навигация по записям

tattooe.ru - Журнал современной молодежи