Административно-территориальное деление российской империи. Губернская реформа Петра I Административное деление при петре 1

Губернская реформа Петра I проводилась одновременно с устройством коллегий. Осуществление этой реформы диктовалось необходимостью совершенствования системы административного деления, которое во многом устарело к началу XVIII века. В XVII веке территория Московского государства делилась на уезды -- округа, имевшие с городом тесные хозяйственные связи. Во главе уезда стоял воевода, присланный из Москвы. Уезды по своему размеру были чрезвычайно неравномерны -- иногда очень крупные, иногда очень маленькие. В 1625 году число уездов составляло 146, помимо которых существовали волости в качестве самоуправляющихся единиц. К XVIII веку отношения между центром и провинцией стали крайне сложными и запутанными, а само управление уездами из центра -- крайне громоздким. Другой важной причиной проведения областной реформы Петра I была необходимость изыскания денежных средств для ведения Северной войны 1700--1721 годов.

Московская с 39 уездами во главе с Стрешневым Тихоном Никитичем;

Ингермандландская (позднее Санкт-Петербургская) с 29 уездами во главе с Меншиковым Александром Даниловичем;

Киевская с 56 уездами во главе с Голицыным Дмитрием Михайловичем;

Смоленская с 17 уездами во главе с Салтыковым Петром Самойловичем;

Архангелогородская с 20 уездами во главе с Голицыным Петром Алексеевичем;

Казанская с 71 уездами во главе с Апраксиным Петром Матвеевичем;

Азовская с 77 уездами во главе с Апраксиным Фёдором Матвеевичем;

Сибирская с 30 городами во главе с Гагариным Матвеем Петровичем.

Территория губерний была достаточно обширной. Например, Московская губерния включала в себя современную Московскую, Калужскую, Тульскую, Рязанскую, Владимирскую, Костромскую и часть Ярославской области.

Впоследствии Пётр увеличил число губерний на две, образовав Рижскую, Астраханскую и Нижегородскую, а Смоленскую уничтожив как самостоятельную, поделив её между Московской и Рижской губернией.

Пять из десяти губерний -- Ингермандландская, Рижская, Архангелогородская, Азовская и Астраханская -- были приморскими, причём к ним были приписаны области, находящиеся далеко от моря. Делалось это для того, чтобы налоговые сборы с этих областей содержали флот (с этой же целью 25 городов с уездами были приписаны к корабельным лесам). Малороссия имела своё гетманское управление, но в городах края находились русские гарнизоны, и в военном отношении область управлялась русским губернатором.

Во главе губерний были поставлены губернаторы, люди преимущественно военные. Губернаторы командовали расположенными в губернии войсками и в то же время были главными начальниками гражданского управления. Губернаторы других губерний не всегда были военными, например, в Казанской и Нижегородской губернии. Никаких задач по устройству местного благосостояния на губернаторов не возлагалось. Они должны были: собирать казённые сборы, блюсти за тем, чтобы все повинности, падавшие на губернию, были исполнены, чтобы определённое с губернии количество рекрутов и работных людей было доставлено в срок. Если губернатор доставлял денег, запасов, рекрутов сверх назначенного числа, то его ожидало царское благоволение. Если был недобор, то губернатору грозил штраф за каждого недостающего человека вплоть до конфискация в пользу государства его имения.

С 1712 года при губернаторах учреждались особые советы ландратов. Указом 20 января 1714 года ландратов полагалось избирать в городах или провинциях из числа дворян. Но эта мера осуществлена не была: окончательное утверждение ландратов было передано Сенату. В 1716 году Сенату было предписано назначать в ландраты офицеров, уволенных со службы вследствие ран или старости и не имеющих деревень. Ландратовое жалование являлось как бы пенсией этим отставным. Таким образом, ландраты могли быть назначены сенаторами не из среды местного дворянства. По указу 24 апреля 1713 года ландраты составляли совет при губернаторе, причём губернатор выполнял роль президента. Дела в этом совете ландратов при губернаторе решались большинством голосом. По закону ландраты не подчинялись губернатору, а были его товарищами. Но на самом деле совет ландратов оказался в большой зависимости от губернатора, который смотрел на них как на помощников.

С 1715 года губерния разделялась на доли по 5536 дворов в каждой, и каждая доля находилась в ведении особого ландрата, который в пределах своей доли управлял всякими долями и земскими делами. В 1715 году ландратам было приказано жить в пределах своей доли в определённом городе, а уездные воеводы были отменены. При губернаторе постоянно находились два ландрата, а ландраты, управлявшие долями, должны были съезжаться в губернском городе раз в год. В этой роли ландраты из советников очень скоро перешли в положение исполнителей губернаторских поручений и под руководством губернаторов ведали разнообразными делами по губернскому управлению -- собирали провиант для армии, налоги, рабочих для строительства и земляных работ на острове Котлин и в Санкт-Петербурге, высылали в столицу ямщиков, кузнецов, плотников, составляли различные отчётные ведомости, принимали участие в распределении сборов в губерниях, в переписке и освидетельствовании количества дворов и т. д.

Ещё с 1699 года прежние уезды стали именоваться провинциями. Во главе провинций остались прежние воеводы; в 1710 году они были переименованы в комендантов. Воеводы крупных городов стали называться обер-комендантами, а подчинённые обер-коменданту воеводы мелких городов -- просто комендантами. С 1715 года обер-комендантов и комендантов в городах, где не было гарнизонов, заменили ландрихтеры. Провинцией называли такие округа, которые были очень удалены от губернского города и сами по себе составляли определённый хозяйственный и административный округ. Так, приписанные к Петербургской губернии верхневолжские города, с Ярославлем во главе, составляли особую Ярославскую провинцию, и это была единственная провинция Петербургской губернии. Таким образом, правильного разделения петровских губерний на провинции в описываемое время сделано не было: административным делением до 1715 года была доля. В Архангелогородской губернии были две провинции -- Галицкая и Устюжская, в Московской губернии -- восемь провинций, в Киевской -- ни одной, потому что Малороссия делилась на полки.

Губернская реформа Петра I придала государственной жизни России бюрократический характер западноевропейского толка. Реформа сыграла значительную роль для победы в Северной войне 1700--1721 годов, наметила разделение судебной и административной властей, военной и гражданской службы. Однако значительно увеличивался штат государственных служащих, а значит, и затраты на их содержание, хотя они были значительно меньше, чем в Швеции..

ГУБЕРНИЯ

основная административно-территориальная единица в царской России и в первые годы советской власти. Разделение страны на Г. было проведено в 1708 г. по указу Петра I (первоначально их было создано всего 8). Г. делились на уезды (в 1715-1775 гг. - также на провинции). Во главе Г. стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. Некоторые губернии объединялись в генерал-губернаторства. Деление на Г. и уезды осуществлялось по строго административному принципу, без учета географических, национальных и экономических признаков. К 1917 г.было 78 Г., 25 из них отошли к Польше, Финляндии. Прибалтийским государствам. В 1924-1929 гг. Г. в СССР были ликвидированы, вместо них. образованы края и области.

Лит.: Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. 2-е изд. М., 1968.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ГУБЕРНИЯ" в других словарях:

    - (ново лат. gubernium, от gubernare управлять). 1) в России административное подразделение, часть империи, вверенная управлению губернатора. 2) в Австрии центральное провинциальное управление. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… … Словарь иностранных слов русского языка

    См. место съездить Харьковской губернии в город Мордасов... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. губерния место Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    ГУБЕРНИЯ, губернии, жен. (ист.). Основная административная территориальная единица в России и в СССР до районирования. || Губернский город (прост. устар.). ❖ Пошла писать губерния (разг. шутл.) 1) пришел в действие весь бюрократический аппарат;… … Толковый словарь Ушакова

    ГУБЕРНИЯ, и, жен. В России с начала 18 в. и до 1929 г. (сейчас в Финляндии): основная административно территориальная единица. Московская г. Костромская г. Пошла писать губерния (устар. разг. и шутл.) о начале долгого и непростого дела, каких н … Толковый словарь Ожегова

    Жен. род области или большого округа России, разделенного на уезды, под управлением губернатора. В просторечии, губерния также губернский город, главный город в губернии. Губернский, до губернии относящийся, к ней принадлежащий; места и должности … Толковый словарь Даля

    Основная административно территориальная единица в России с 1708 г. Делилась на уезды. Некоторые Г. объединялись в генерал губернаторства. К 1917 г. было 78 Г., 25 из них отошли к Польше, Финляндии, прибалтийским государствам. В 1923 1929 гг.… … Юридический словарь

    Основная административно территориальная единица в России с 1708. Делилась на уезды. Некоторые губернии объединялись в генерал губернаторства. К 1917 было 78 губерний, 25 из них отошли к Польше, Финляндии, Прибалтийским государствам. В 1923 29… … Большой Энциклопедический словарь

    ГУБЕРНИЯ, основная административно территориальная единица в России в 18 начале 20 вв. Первые 8 губерний созданы Петром I в 1708: Санкт Петербургская (до 1710 Ин германландская), Московская, Ар хангелогородская (Архангельская), Смоленская,… … Русская история

    Губерния - (от лат. gubernius правитель; англ. province) в России с начала XVIII в. основная административно территориальная единица, существовавшая до районирования (1924 1929 гг.). Указом Петра I в 1708 г. страна была разделена на 8 Г. Организация… … Энциклопедия права

    ГУБЕРНИЯ - основная административно территориальная единица в России с 1708 г. Делилась на уезды. Некоторые Г. объединялись в генерал губернаторства. К 1917 г. существовало 78 Г., 25 из них отошли к Польше, Финляндии и прибалтийским государствам. В 1923… … Юридическая энциклопедия

    Деление Российской империи на губернии в 1914 году Губерния высшая единица … Википедия

Книги

  • Губерния, её земские и правительственные учреждения. Часть 1 , А В Лохвицкий. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии…

Административно-территориальное деление страны на губернии было введено непосредственно после восстаний 1707-1709 гг., когда обнаружилась неспособность старого воеводского управления предупредить волнения на местах. Во главе губерний были поставлены обладавшие большой властью губернаторы, их помощниками были вице-губернаторы. Первыми губернаторами были назначены особо доверенные лица из окружения Петра I (Московской губернии - Т.Н. Стрешнев, Петербургской - А.Д. Меншиков, носивший это звание с 1704 г., Азовской - адмирал Ф.М. Апраксин, Сибирской - М.П. Гагарин). В 1713-1719 гг. губернаторы управляли губерниями совместно с «ландратами», избираемыми (по 8-12 человек в каждой губернии) местным дворянством. В 1719 г. число губерний было увеличено до 11 (учреждены Рижская, Ревельская, Астраханская, Нижегородская губернии и упразднена Смоленская).

Для России с её огромной территорией сетка и принцип административно-территориального деления всегда были важнейшими составляющими государственного устройства. Разделение территории государства на административно-территориальные единицы, их укрупнение или разукрупнение диктовались текущими политическими потребностями государства.

Процесс эволюции административно-территориального деления России начался в XVI в., с образованием единого Русского государства, развитие которого сопровождалось постепенной ликвидацией уделов. В XVII столетии территория России делилась на уезды, во многих случаях примерно соответствовавшие бывшим княжествам.

Указом Петра I от 18 декабря 1708 г. территория России была разделена на 8 крупных губерний: Московскую, Ингерманландскую (с 1710 Санкт-Петербургская), Архангелогородскую, Киевскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую, Сибирскую. Внутреннее деление губерний менялось: в 1710-1715 гг. они делились на обер-комендантские провинции, в 1715-1719 гг. - на ландратские доли (административно-фискальные единицы). В 1713 г. на вновь присоединённых на северо-западе землях была образована Рижская губерния, одновременно территория Смоленская губернии разделена между Рижской и Московской губерниями. В 1717 г. из южной части Казанской губернии выделили Астраханскую губернию.

По указу от 29 мая 1719 г. была проведена новая реформа губерний. Были упразднены ландратские доли, губернии разделены на провинции, а провинции - на дистрикты. По реформе 1727 г. дистрикты были ликвидированы, вместо них восстановили уезды. Постепенно возникали новые губернии за счет разукрупнения прежних: Нижегородская, Ревельская, Белгородская, Новгородская. Всего после реформы 1727 г. в империи насчитывалось 14 губерний и около 250 уездов.

В первый период правления императрицы Екатерины II (1762-1796) произошли некоторые изменения административно-территориального деления. Они в основном заключались в образовании новых губерний на присоединённых землях. На юге была учреждена Новороссийская губерния (с центром в Кременчуге), а на Левобережной Украине - Малороссийская губерния с делением на 10 полков, подчинённая малороссийскому генерал-губернатору. Из южных частей Белгородской и Воронежской губерний была сформирована новая Слободско-Украинская губерния (с центром в Харькове). После первого раздела Речи Посполитой в 1772 г. на вновь присоединённых землях были созданы Псковская (центр - г. Опочка) и Могилёвская губернии. За счёт новых земель, приобретённых на юге по Кючук-Кайнарджийскому миру 1774 г. была образована новая Азовская губерния (в состав которой вошли и земли войска Донского). Тогда же была ликвидирована Запорожская Сечь, а её земли присоединены к Новороссийской губернии. В Сибири была выделена отдельная Иркутская губерния. В итоге, территория империи стала делиться на 23 губернии и 62 провинции.

В результате губернской реформы 1775 г. размеры губерний уменьшились, их число выросло вдвое, были ликвидированы провинции, внутри ряда губерний выделены области, изменены границы уездов. В среднем в губернии теперь проживало 300-400 тысяч человек, в уезде - 20-30 тысяч человек. Процесс реорганизации старых губерний в новые, которые стали называться наместничествами (за исключением Московской, Санкт-Петербургской и Колыванской губерний, а также Таврической области), растянулся на 10 лет (до 1785 г.).

С приобретением Российской империей новых земель на юге и западе образовывались новые наместничества и губернии. После второго раздела Речи Посполитой в 1793 г. появились Минская, Изяславская и Брацлавская губернии. В том же году императрица Екатерина II пожаловала Войску Донскому в вечное владение земли, на которых оно размещалось, эта территория получила название Земля донских казаков. В 1795 г. на присоединённых землях были созданы Вознесенское (юго-запад Новороссии) и Курляндское наместничества, Виленская и Слонимская губернии; Минская и Брацлавская губернии преобразованы в наместничества, Изяславская губерния реорганизована, в результате чего созданы Подольское и Волынское наместничества. К 1796 г. Российская империя делилась на 44 наместничества, 5 губерний, 1 область, отдельной единицей являлась Земля донских казаков.

В правление императора Павла I (1796-1801) произошла новая реформа административно-территориального деления. Всем наместничествам вернули наименование губерний. Многие из них были переименованы и укрупнены. В ходе павловской реформы число высших единиц административно-территориального деления уменьшилось с 51 до 42.

Император Александр I (1801-1825) стал восстанавливать прежнюю сетку губерний. Фактически в ходе реформы Александра I все «укрупнительные» мероприятия Павла I отменены. На протяжении XIX в. образование новых административно-территориальных единиц происходило главным образом на вновь присоединенных территориях (Бессарабия, Финляндия, Польша, Закавказье, Средняя Азия), отчасти - за счет реформирования и разукрупнения уже существующих (в Сибири, Поволжье, на Урале, Дальнем Востоке). В 1861 г. в связи с проведением крестьянской реформы произошли изменения в структуре местного управления, поскольку уезды стали делиться на волости. Территории на окраинах империи обычно назывались областями, а не губерниями. К 1914 г. большинство областей входили в 4 генерал-губернаторства (Иркутское, Приамурское, Степное, Туркестанское) и Кавказское наместничество.

Губернии возглавлялись губернаторами, в ряде случаев - генерал-губернаторами (Азовская - в начале XVIII в., Санкт-Петербургская - в XVIII-XIX вв., Московская - в XVIII – начале ХХ вв.). Губернская администрация состояла из ряда чиновников, подчинявшихся губернатору, среди них - вице-губернатор, в XVIII-XIX вв. - чиновники, непосредственно ведавшие сбором налогов (обер-комиссар), военными делами (обер-комендант), обеспечением провиантом и фуражом расквартированных в губернии войск (обер-провиантмейстер), судебными делами (ландрихт). В 1713 г. для решения вопросов местного управления в губернии и представления интересов уездного дворянства был образован ландратский совет при губернаторе. Он состоял из избиравшихся местным дворянством 8-12 (в зависимости от размеров губернии) ландратов, губернатор в совете имел два голоса. В подчинении ландратов (двое из них постоянно пребывали в губернском городе) находились ландратские канцелярии (расформированы в 1719 г.). В 1715 г. на ландратов также были возложены обязанности по управлению долями. Ландраты в 1719-1720 гг. были переданы в распоряжение Камер-коллегии для назначения на другие места (в прибалтийских губерниях ландратские советы сохранялись до 1786 г.). Тогда же в губерниях был образован ряд местных учреждений: канцелярии - розыскных дел, вальдмейстерских дел, «свидетельства душ», а также рентереи, конторы камерирских дел и рекрутских дел и др. (некоторые из них были ликвидированы в 1726-1727 гг.). С 1728 г. непосредственное управление губерниями осуществлялось губернаторами через губернскую канцелярию, которой подчинялись провинциальные канцелярии, а им, в свою очередь, - уездные канцелярии.

Согласно губернской реформе 1775 г. в губернских городах были созданы губернские правления, приказы общественного призрения, а также казённые палаты (в 1862 г. заведование косвенными налогами от них перешло к акцизным управлениям). Охрану порядка на территории губернии в европейской части Российской империи в 1811-1864 гг. осуществляла внутренняя стража, затем различные соединения местных войск. Для сбора, обработки и публикации статистических данных с 1834-1835 гг. в губерниях создавались губернские статистические комитеты. С 1837 г. в ряде губерний выходили газеты «Губернские ведомости». В 1864 г. в 34 губерниях Европейской России (к 1916 - в 43 губерниях) в соответствии с земской реформой были образованы выборные органы местного всесословного самоуправления - губернские и уездные земства, в их ведении находились вопросы местного хозяйства, здравоохранения, образования, статистики и др. В 1860-х гг. при губернаторе начали создаваться губернские присутствия, большинство из которых являлись местными учреждениями МВД и Министерства финансов. Местными органами Министерства государственных имуществ (с 1894 г. - Министерство земледелия и государственных имуществ) были действовавшие в пределах нескольких губерний палаты (с 1866 г. - управления) государственных имуществ. Для проведения столыпинской аграрной реформы в 1906 г. сначала в ряде губерний, а с 1911 г. повсеместно действовали землеустроительные комиссии - местные органы Главного управления землеустройства и земледелия (с 1915 г. - Министерства земледелия).

После Февральской революции 1917 г. Временное правительство оказалось перед необходимостью внесения определённых изменений в административно-территориальное деление, поскольку ещё с конца XIX в. существовали проекты его разукрупнения, а также устройства новых губерний в районах, где быстро росла промышленность. В 1914-1917 гг. в прессе активно обсуждался вопрос о необходимости организации новых губерний в центральной части страны и в Сибири. Временное правительство сделало первые шаги в этом направлении, но они были прерваны Октябрьской революцией 1917 г. и началом Гражданской войны. В первые годы существования Советского государства губернии сохранялись, ими стали управлять губернские исполнительные комитеты, выбиравшиеся на губернских съездах советов. В ходе первой советской реформы административно-территориального деления (1923-1929 гг.) губернии были ликвидированы, их заменили области и края.


На первом этапе произошли незначительные изменения в системе местного управления: с созданием Бурмистерской палаты (1699г.) из ведения воевод было изъято посадское население; 1702-1705гг. - местные дворяне привлечены к воеводскому управлению.

18 декабря 1708 был издан указ "Об учреждении губерний и о росписании к ним городов". Это была первая губернская реформа, которая совершенно изменила систему местного управления. В окончательном виде она сформировалась только к 1719 г., накануне второй областной реформы. Основная цель этой реформы - обеспечение армии всем необходимым: с полками армии, распределенными по губерниям, устанавливалась прямая связь губерний через специально созданный институт кригскомиссаров. Согласно этому указу вся территория страны была разделена на восемь губерний:

Вначале было образованы Московская, Ингерманландская, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангельская и Сибирская губернии.В 1711 г. губерний стало 9, а в 1714 г. - 11 (Астраханская, Нижегородская, Рижская). Это была первая административная реформа Петра.

Во главе губерний стояли губернаторы, генерал-губернаторы, которые объединяли в своих руках административную, военную и судебную власть.

К функциям губернатора присоединялись и другие обязанности - организация и деятельность суда и полиции. Губернская реформа укрепила власть помещиков на местах.

Петр сделал попытку ввести в строй губернского управления коллегиальное и избирательное начала. При губернаторе был образован совет «ландратов» (8-12 советников), который должен был избираться местным дворянством. Однако жизнь обратила названное начинание Петра в нечто прямо противоположное тому, о чем мечтал реформатор. Ландраты не избирались, а назначались из дворянства Сенатом или губернатором (последний подбирал нужных себе людей). Окружение губернатора ландратским советом не создавало никакого выигрыша для русского провинциального самоуправления. Ландраты не просуществовали и пяти лет, были ликвидированы. Губерния не стала самоуправляющимся общественным союзом.

Губернаторы назначались царскими указами только из числа близких к Петру I дворян (Меншиков, Апраксин, Стрешнев и т.д.). У губернаторов были помощники, контролирующие отрасли управления:

  • обер-комендант - военное управление;
  • обер-комиссар и обер-провиантмейстер - губернские и другие сборы;
  • ландрихтер - губернская юстиция, финансовые межевые и розыскные дела;
  • обер-инспектор - сборы налогов с городов и уездов.

Смысл реформы состоял в том, чтобы перенести центр тяжести в управлении на места. При огромных расстояниях в нашей стране и средствах сообщения того времени невозможно было оперативно управлять столь огромной территорией непосредственно из центра, как это пытались делать в предшествующий период. Необходима была разумная децентрализация власти, однако на первом этапе реформа не удалась.

Назначая губернаторами крупных государственных деятелей, Петр I хотел, чтобы эти люди на месте от имени царя могли оперативно принимать решения. Однако этот шаг имел и отрицательные последствия - эти люди по большей части были обременены многочисленными обязанностями (например, Меншиков и Апраксин - президенты «первейших» коллегий, сенаторы) и практически не могли непрерывно находиться в своих губерниях, а правившие вместо них вице-губернаторы не имели таких полномочий и доверия царя.

Вторая областная реформа проводилась на основе тех преобразований, которые уже были сделаны. В 1718 г. Сенат установил штаты и номенклатуру должностей для губернских учреждений, а в мае 1719 г. было дано четкое расписание губерний, провинций и городов по губерниям и провинциям. С этого периода деление на провинции вводится на территории всей страны. Провинция становится основной единицей областного управления.

В соответствии со второй реформой местного управления 11 губерний делились на 45 провинций, во главе которых были поставлены воеводы. Провинции делились на округа - дистрикты, куда камер-коллегия назначала таких руководителей, как земские комиссары. С 1724 г. с населения начинается взимание нового налога - подушной подати. Для сбора подушного налога учреждается институт выборных на 1 год местным дворянским обществом новых земских комиссаров.

Это была вторая, после ландратов, попытка петровского законодательства повысить в местном управлении самодеятельность дворянства. Однако и институт выборных комиссаров просуществовал недолго, он столкнулся с ярко выраженным абсентеизмом местных дворян (их многие съезды не могли состояться из-за неявки дворян). Земский комиссар, передававший подушный сбор полковнику, попал в полную зависимость от последнего. Господство в губернии гражданской бюрократии (губернатор, воевода, земский комиссар) осложнилось еще господством военного полкового начальства. Под двойным давлением того и другого быстро замирали зародыши самоуправления. Под тяжестью фискальных обязанностей пребывала и сельская поземельная община - субъект самоуправления на селе (сбор податей, поставка рекрутов). В вотчинах, где управление основывалось на мирском (общинном) представительстве (сход крестьян, который избирал сельского старосту и его заместителей - лесных, земельных, сенокосных и т.п.). Наиболее четко проявился общественный дуализм общины как орудия вотчинного управления, с одной стороны, а с другой - как орудия защиты и сохранения интересов крестьян перед феодалом и царской администрацией.

Провинциальные воеводы подчинялись губернаторам только по военным делам, в остальном они были независимы от губернаторов. Воеводы занимались розыском беглых крестьян и солдат, строительством крепостей, сбором доходов с казенных заводов, заботились о внешней безопасности провинций, а с 1722 г. осуществляли судебные функции. Воеводы и администрация провинций назначались Сенатом и подчинялись непосредственно коллегиям. Четыре коллегии (Камер, Штатс-контор, Юстиц и Вотчинная) располагали на местах собственным аппаратом из камеристов, комендантов и казначеев.

Во главе провинции обычно стоял воевода, в уезде финансовое и полицейское управление возлагалось на земских комиссаров, частично избираемых уездными дворянами, частично назначаемых сверху.

Указ об учреждении губерний завершил первый этап реформы местного управления. Губернское управление осуществлялось губернаторами и вице-губернаторами, выполнявшими в основном военные и финансовые функции управления. Однако это деление оказалось слишком крупным и не позволяло осуществлять на практике управление губерниями, особенно при существовавших тогда коммуникациях. Поэтому в каждой губернии были крупные города, в которых управление осуществляла прежняя городская администрация.

Провинции в свою очередь были разделены на дистрикты, управлявшиеся земскими комиссарами. Таким образом, на местах была создана трехзвенная система: губерния, провинция, дистрикт.

Постепенно количество губерний росло как за счет присоединения к России новых земель, так и за счет разукрупнения чрезмерно больших губерний. В результате к моменту проведения новой губернской реформы Екатериной II к 1775 г. в империи насчитывалось уже 23 губернии, а к концу века их число достигло полусотни. Рост числа губерний, и, следовательно, уменьшение их территорий привели к упразднению в принципе провинций, созданных в начале века, ставших излишним промежуточным звеном. Правда, в некоторых губерниях провинции сохранились.



240 лет назад, 18 ноября 1775 г., был издан манифест о новом областном делении России. Российская империя разделилась на 50 губерний. Первые 8 губерний были образованы по указу Петра I в 1708 году. Императрица Екатерина II продолжила реформу. Вместо губерний, уездов и провинций вводилось деление страны на губернии (300-400 тысяч человек) и уезды (20-30 тысяч человек), в основе лежал принцип численности податного населения.

Во главе администрации стоял наместник или генерал-губернатор, подведомственные Сенату и прокурорскому надзору, возглавляемому генерал-прокурором. Во главе уезда стоял капитан-исправник, который выбирался 1 раз в 3 года уездным дворянским собранием. Губернское деление просуществовало в России до 1920-х годов, когда губернии были заменены на области, края и округа.

Областная реформа Петра

С конца 1708 г. Пётр начал осуществлять губернскую реформу. Осуществление этой реформы было вызвано необходимостью совершенствования системы административного деления, которое во многом устарело к началу XVIII века. В XVII веке территория Московского государства делилась на уезды - округа, имевшие с городом тесные хозяйственные связи. Во главе уезда стоял воевода, присланный из Москвы. Уезды по своему размеру были чрезвычайно неравномерны - иногда очень крупные, иногда очень маленькие. В 1625 году число уездов составляло 146, помимо которых существовали волости. К XVIII веку отношения между центром и провинцией стали крайне сложными и запутанными, а управление уездами из центра - крайне громоздким. Другой важной причиной проведения областной реформы Петра I была необходимость создания новой системы финансирования и материального обеспечения вооруженных сил для успешного ведения войны.

Кроме того, необходимо было укрепить «вертикаль власти». Астраханское восстание и восстание на Дону показали слабость местной власти, её необходимо было укрепить, чтобы главы губерний могли решать подобные проблемы без масштабного вмешательства центра. Губернаторы имели всю полноту военной власти и необходимый военный контингент, чтобы подавить волнения в зародыше без привлечения войск с линии фронта. Губернаторы должны были обеспечить своевременный сбор налогов и податей, набор рекрутов, мобилизовать местное население на трудовую повинность.

Указ от 18 (29) декабря 1708 г. извещал о намерении «для всеобщей пользы учинить 8 губерний и к ним расписать города». Первоначально были созданы Московская, Ингерманландская (позднее Санкт-Петербургская), Смоленская, Киевская, Азовская, Архангелогородская и Сибирская губернии. В 1714 г. из Казанской выделили Нижегородскую и Астраханскую губернии, а в 1713 г. возникла Рижская губерния. Суть реформы была в том, чтобы между старинными уездами и центральными учреждениями в столице, котом непосредственно подчинялась уездная администрация, появилась промежуточная инстанция - губернские учреждения. Это должно было повысить управляемость территориями. Губернии возглавляли губернаторы, наделенные всей полнотой административной, судебной, финансовой и военной власти. Губернаторами царь назначил близких себе людей. В частности, Петербургской губернией управлял Меншиков, Казанскую и Азовскую губернии возглавляли братья Апраксины, Московскую - Стрешнев.

Реформа Петра была «сырой», поспешной. Так, не был определен принцип комплектования губерний. Неизвестно, чем руководствовался царь, когда приписывал тот или иной город к той или иной губернии: размерами губернии, численностью населения или экономическими, географическими факторами и т. д. Губернии были слишком большие, чтобы губернские правления могли эффективно ими управлять. Областная реформа четко не определила место губернской администрации в правительственном механизме России, то есть её отношение к центральным учреждениям и уездной администрации.

В 1719 году царем Петром была проведена ещё одна реформа административного деления. Губернии были разделены на провинции, а провинции, в свою очередь - на дистрикты. Во главе провинции стоял воевода, а во главе дистрикта - земский комиссар. Согласно этой реформе высшей областной единицей Российской империи становилась провинция, а губернии выполняли роль военных округов. В 1719 г. была учреждена Ревельская губерния. 1725 г. Азовская губерния была переименована в Воронежскую.

В 1727 году был произведён пересмотр административно-территориального деления. Дистрикты были упразднены, вместо них снова введены уезды. Границы «старых» дистриктов и «новых» уездов во многих случаях совпадали или почти совпадали. Были образованы Белгородская (выделена из Киевской) и Новгородская (выделена Петербургской) губернии.

В дальнейшем, вплоть до 1775 года, административное устройство оставалось относительно стабильным с тенденцией к разукрупнению. Так, в 1744 году были образованы две новые губернии - Выборгская и Оренбургская. Губернии образовывались в основном на новых территориях, в ряде случаев происходило выделение нескольких провинций старых губерний в новые. К октябрю 1775 года территория России делилась на 23 губернии, 62 провинции и 276 уездов.

Реформа Екатерины II

7 (18) ноября 1775 года был издан указ императрицы Екатерины II «Учреждения для управления губерний», в соответствии с которым в 1775-1785 гг. была проведена коренная реформа административно-территориального деления Российской империи. Реформа привела к разукрупнению губерний, их число было удвоено, через двадцать лет после ее начала число губерний достигло пятидесяти. Надо сказать, что при Екатерине губернии обычно назывались «наместничествами».

Необходимость реформы была связана с теми же причинами, что и во времена Петра. Реформа Петра была незавершенной. Необходимо было укрепить местную власть, создать четкую систему. Крестьянская война под предводительство Пугачева также показала необходимость укрепления власти на местах. Дворяне жаловались на слабость местных властей.

Деление на губернии и уезды осуществлялось по строго административному принципу, без учета географических, национальных и экономических признаков. Основной целью деления было решение налоговых и полицейских дел. Кроме того, в основу деления был положен чисто количественный критерий - численность населения. На территории губернии проживало около трехсот-четырехсот тысяч душ, на территории уезда - около двадцати-тридцати тысяч душ. Старые территориальные органы ликвидировались. Упразднялись провинции, как территориальные единицы.

Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый императором. Он опирался на губернское правление, в которое входили губернский прокурор и два сотника. Финансовые и фискальные вопросы в губернии решала казенная палата. Вопросами здравоохранения, образования ведал приказ общественного призрения.

Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих. В уезде те же задачи решал уездный стряпчий. Во главе уездной администрации находился земский исправник (капитан-исправник), избираемый уездным дворянством, и коллегиальный орган управления - нижний земский суд (в котором кроме исправника действовали два заседателя). Земский суд руководил земской полицией, наблюдал за проведением в жизнь законов и решений губернских правлений. В городах была учреждена должность городничего. Руководство несколькими губерниями передавалось генерал-губернатору. Ему подчинялись губернаторы, он признавался главнокомандующим на территории генерал-губернаторства, если там в данный момент отсутствовал монарх, мог вводить чрезвычайное положение, непосредственно обращаться с докладом к царю.

Таким образом, губернская реформа 1775 г. усилила власть губернаторов и разукрупнила территории, упрочила положение административного аппарата на местах. С той же целью при Екатерине II были проведены и другие реформы: создавались специальные полицейские, карательные органы и преобразовывалась судебная система. Из негативных моментов можно отметить отсутствие экономического значения, рост бюрократического аппарата и сильный рост расходов на него. В целом расходы на содержание бюрократического аппарата за годы правления Екатерины II выросли в 5,6 раз (с 6,5 млн. руб. в 1762 г. до 36,5 млн. руб. в 1796 г.) - намного больше, чем, например, расходы на армию (в 2,6 раза). Это было больше, чем в любое другое царствование в течение XVIII-XIX столетий. Поэтому в дальнейшем систему губернского управления постоянно совершенствовалась.

Надо сказать, что губернское (областное) деление России по территориальному и демографическому принципам имеет больше преимуществ, чем деление СССР и Российской Федерации на автономные республики, края и области. Национальный характер многих республик несет в себе «мину замедленного действия», ведущую к разрушению России. Первая такая катастрофа произошла в 1991. Если с отделением Средней Азии и Закавказья ещё можно смириться, хотя за эти земли наши предки заплатили большую цену, и их утрата больно ударила по военно-стратегической стабильности России, то утрату таких частей Великой России, как Прибалтика, Белая Русь, Малая Русь и Бессарабия, ничем оправдать нельзя. Военно-стратегическая ситуация на западном и северо-западном направлениях резко ухудшилась, по сути, утрачены достижения и победы нескольких столетий. Утрачены исконные земли русского суперэтноса. Суперэтнос русов (русские) стал крупнейшим в мире разделенным народом.

Троцкисты-интернационалисты, создавая национальные республики, подложили под русскую цивилизацию «мину» огромной разрушительной мощи. И процесс не завершен. Национальные республики в составе Российской Федерации - это удар по русскому народу, которому отказано в привилегии развивать свои особенности в особых, «тепличных» условиях и угроза дальнейшего распада. Экономический кризис в России и начало Третьей мировой войны, с втягиванием России в конфликт по разлому Юг - Север, ведут к усугублению внутренних противоречий в РФ, и амбиции этнократических элит и национальных интеллигенций, которые поддерживают из-за рубежа, могут быть весьма опасными для единства страны. Поэтому в перспективе в России необходимо вернуться к территориальному делению, с сохранением только культурной автономии малых народов.

tattooe.ru - Журнал современной молодежи