Географическая среда и национальный характер. Влияние территории и ландшафта на культуру населения Наша презентация темы

муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств № 9»

городского округа Самара

Реферат на тему:

« Характеристика процессов влияния и взаимовлияния в сфере народной хореографии »

Составила: Нестерова Марина Александровна

педагог дополнительного образования

Самара 2017

Народная хореография постоянно находится под влиянием различных факторов, благодаря чему меняется и преобразуется. Изменения вызывают внешние и внутренние факторы. Внешними являются условия, зарождающиеся независимо отчего - либо и оказывающие существенное воздействие на народную хореографию. Воздействие, оказываемое на какой-либо объект и приводящее к изменению его свойств, положения – это и есть влияние. А взаимовлияние характеризуется воздействием друг на друга лиц, явлений, и предметов вызывающее какие-либо обоюдные изменения. Существует несколько процессов влияния на народную хореографию: влияние географического положения и климата

Влияние религиозных и социо – культурных факторов (религия, ремесло и трудовой процесс, войны) - влияние национальной музыки - влияние национального костюма Влияние климата Географическое положение, природные ресурсы, климат, ландшафт, расселение людей по ареалам обитания являются факторами, которые влияют на жизнедеятельность людей, особенно на их быт, характер и культуру. Географическая среда содержит в себе следующее: 1. Территория - пространство, где проживает определённое сообщество. К понятию территории относятся такие составляющие: - географическое положение - отдаленность местности от полюсов и экватора, нахождение на острове или материке и т. д.; - организация поверхности, её рельеф – наличие хребтов, горных возвышенностей, их высота, низменностей, наличие равнин, тип и характер береговой линии;

Характер почвы – болотистые, подзолистые, черноземные, пески и др.; - недра земли – особенности ее геологического строения, полезные ископаемые. 2. Климатические условия: - температура воздуха, - влажность воздуха, количество и вид осадков, - солнечная энергия, - снеговая линия и ее высота, - наличие вечной мерзлоты в почве, - степень облачности, - направление, ветра, - цикличность и повторяемость погод и т. д.

3. Водные ресурсы – моря, озера, реки, болота, подземные воды. Большое влияние на многие стороны жизни человека оказывает гидрографический режим морей, рек, озер: температура, соленость, течение, глубины, замерзаемость, направление и скорость течения рек, количество воды в них, наличие водопадов, количество и качество минеральных источников, тип болот и др.

4. Животный и растительный мир:

Микроорганизмы, - растения, - птицы, - животные

Следовательно, под географической средой разумеется совокупность географического положения, структура почвенного покрова и поверхности, ископаемых богатств, климата, водных ресурсов, растительного и животного мира на определённой территории, где проживает человек. Географические особенности отражают уникальность каждого ареала обитания, отличия от других районов, объясняют причины его благоприятного или затруднённого развития. Природная среда действует не только на материальную, но и на духовную сферы культуры и жизни. Например, от климата зависят особенности одежды и жилища, выращиваемые сельскохозяйственные культуры, средства транспорта. Флора данной местности влияет на подбор материалов для жилища, одежды и обуви. Особенности флоры и фауны отражаются в специфике повседневной жизни и культурно-хозяйственном развитии народов. Современные изучения животного мира выявляют, что истоки танцев отчасти проявляются, в жизни птиц и животных. Движения, которые исполняют особи в соперничестве напоминают танец. Признаки географической среды (климата, почвы, рельефа, флоры, фауны и т.д.) влияют на становление духовной культуры этноса, его характер, что выражается в привычках, обрядах, обычаях, праздниках. Так, у многих народов праздники, гуляния и игры производились на природе. Очарованные красотой пейзажей, народ через хореографию передавал образы живописной природы. Танцы исполнялись на широких просторах, что повлияло на многообразие движений и подвижность танца. Влияние географической среды проявляется на всех этапах истории человечества и влияет на всю многогранность жизнедеятельности. Также оказывает влияние на темперамент, менталитет и характер народа. Географическая среда может не только объединить, но и разделить народы. Из-за географических факторов, может наблюдаться возникновение диалекта, несмотря на близкую расположенность места проживания. Большое количество русских историков, политологов и социологов утверждают, что природная среда значительно влияет на народы. Русский историк И.А. Ильин полагает, что природа России оказала огромное влияние на характер, темперамент, терпение и стойкость русского народа, что она закаляла его и укрепляла его дух. Широкие пространства, холодная зима и жаркое засушливое лето, непредсказуемая весна и пасмурная осень привнесли неповторимый оттенок русскому национальному характеру - безмерность души. Резкая смена ритмов природы, интенсивные перепады влияют на душу народа, которая, по выражению Ильина, становится глубокой и буреломной, разливной и бездонной. Таким образом, географические особенности имеют естественное влияние на формирование культуры и характера народа, на его взгляды и на его восприятие мира. Каждая географическая особенность вносит свой след в характеристику народа, проживающего на определённой территории, и его деятельности, экономической, политической и культурной. Русский философ и публицист Чаадаев П.Я. первым допустил мысль о том, что на жизнь и судьбу народа влияют природно-географические условия и особенности: «Всякий народ несёт в самом себе то особое начало, которое накладывает свой отпечаток на его социальную жизнь, которое направляет его путь на протяжении веков и определяет его место среди человечества, это образующее начало у нас - элемент географический, вот чего не хотят понять; вся наша история - продукт природы того необъятного края, который достался нам в удел» .

В период развития человечества значительное влияние на быт, трудовую деятельность и жизнь, оказывали именно географические факторы, так как именно на их основе появляются и создаются народные обычаи и традиции, культура и менталитет народов. Несмотря на то, что разные народы были вынуждены переселиться или поменять добровольно территорию проживания, влияние природных факторов по-прежнему оставалось значительным. Некоторые черты и особенности оставались неизменными, некоторые исчезали. А вместо них появлялись новые черты, которые возникли при новом месте обитания, климате, взаимодействии с другими народами. Менялись традиции, материальная и духовная культуры, быт и повседневные занятия. Русский историк Сергей Михайлович Соловьёв говорил так: «три условия имеют особенное влияние на жизнь народа: природа страны, где он живет; природа племени, которому он принадлежит; ход внешних событий, влияния, идущие от народов, которые его окружают». Можно говорить о том, что фактор природы имеет большое значение в быту, менталитете народа и сказывается на перспективе развития всего государства. В то же время взаимодействие природной среды, народа и его культуры может меняться в ходе истории, т.к. на него могут оказывать влияние и другие факторы. К примеру, переселение в новое место, изменение политического режима, изменения во взаимодействии с соседними странами и пр. Но основой формирования народной культуры и характера является все же географический фактор. По словам немецкого историка культуры И. Г. Гердера главными факторами, влияющими на формирование характера народа, особенностей его менталитета являются образ жизни, политический строй и этническая история. Историк-этнолог Л.Н. Гумилев также полагал, что характер народов очень связан и переплетён с географическими особенностями: климатом, ландшафтом территории. Когда народы подстраиваются под новые географические условия, они развивают в себе именно те качества характера, которые самым лучшим образом подойдут для проживания в данном месте, в конкретной природной среде. И, соответственно, под этим влиянием формируется и материальная и духовная культура народа. Именно она ярко отражает все особенности национального менталитета, историю народа, его мировоззрение. Одним из примеров предстает народная хореография. Религиозные и социо - культурные факторы Большую роль играют традиции и обычаи, которые связаны в свою очередь с религией. В странах ислама женщины носят платки, паранджу. Поэтому правильное обращение с шалями, платками, закрывание головы и лица шалью имеет особое значение. На протяжении многих лет христианство активно вытесняло обряды язычества, но полностью от этого избавиться всё равно не удалось. В любой культуре видны следы язычества, такие как, танцы с огнём, круговые линии хороводов, олицетворяющие солнце. Обрядовая культура традиционных обществ практиковала мистериальные действа, постановки религиозного значения, воспроизводящие самые важные мифы народов. В древности при помощи танцев человек показывал почтение природе, и даже пытался повлиять на нее. В жизни человека танцы занимали важнейшее место и являлись частью обрядов. В первобытном обществе существовали разнообразные виды танцев: охотничьи, военные, обрядовые. Они создавались как необходимость, поскольку сами условия жизни предопределяли их. Танец настолько тесно был связан с жизнью племён, что, к примеру, у мексиканских индейцев тарахумара понятия «труд» и «танец» обозначаются одним и тем же словом. Главным условием была массовость танцев. Люди танцевали вместе, чувствуя огромный прилив сил и энергии, танцы объединяли их. Танец всегда означал соединение человека с могущественными энергиями, и это взаимодействие было необходимо для переживания важных событий в жизни: рождение ребёнка, охота, неурожай, война, смерть. Основной формой исполнения был круг. Это было и наиболее удобно, и несло символический, магический смысл, обозначая Солнце и Луну. Круговой танец мог нести разное значение: иногда он обозначал заключение супружеского союза, иногда – молитву о плодородии и благополучии, излечении от болезней, иногда – готовил к военным или охотничьим действиям.

Самым обыденным и известным движением являлся топот. Это простое в исполнении и естественное по природе движение заставляло землю дрожать, что символически означало её покорение человеку. Также в первобытных обществах получили распространение танцы на корточках, скачки и кружения. Танцы часто доводили людей до состояния эйфории и заканчивались порой потерей сознания. Танец был частью представлений на праздниках и ярмарках. Поскольку существовало множество обычаев и обрядов, возникало огромное количество обрядовых танцев и хороводов. К примеру, цейлонский танец огня, норвжский танец с факелами, славянские хороводы, связанные с обрядами завивания берёзки, плетения венков, зажигания костров. Можно заметить, что хоровод является традиционной формой досуга. Он влияет на отдых сознания, рост душевных сил, развитию чувства поддержки и единства народа. Посторонний человек не имел права участвовать в хороводе. Опыт наших предков показывает, что хороводы и другие общественные действия, начинаются совершенно обыденно, но воспринимаются как прикосновение к сакральному миру бытия. Развитие танцевальной культуры имеется следствием возникновения разных шаманских обрядов, иначе называя магические танцы. Они направлены на использование эмоций в движении. В основе движений и разных действий лежат мимика и жестикуляция, которые заполняют танец и ритуал. Язык движений и жестов в танцы бывает настолько своеобразным, что его могут воспринимать только представители данного народа. Ритуал – древнейшее общественное и художественное событие, важным компонентом которого является физическое явление. Древние ритуалы отражали первые верования, а конкретнее тотемизм. Это вера в то, что люди и определённые виды животных и птиц имеют сверхъестественное родство. На этом основывается почтительное отношение к тотемным животным и птицам, поэтому видим характерные движения в ритуальных танцах. Люди полагали, что таким образом они устанавливают связь с Богами, а танцы как и разные пожертвования, задобрят богов и в свою очередь, помогут им справиться с болезнями и бытовыми трудностями. Постепенно люди начали отходить от обрядов, и их хореография стала наполняться новым содержанием, отражая особенности быта. У народов, которые проживали на плодородных землях и у них, соответственно, было очень развито земледелие, возникали танцы на темы сельского труда. К примеру, латвийский танец жнецов, узбекский танец шелкопряд, гуцульский танец дровосеков и т.д. Народные танцы возникают под влиянием окружающей среды и потребностей народов. К примеру, знахарские танцы были призваны изгонять злых духов и лечить людей. Особенно распространены они были в регионах, где люди очень часто сталкивались с опасными для жизни животными и насекомыми. Примером является танец тарантелла. Он приобрел своё название от тарантула, яд которого можно было изгнать только потом, и для этого укушенный им человек должен был кружиться в бешеном танце. Русский исследователь танца ХIХ века С. Н. Худеков говорил, что танец появился вместе с человечеством, причём сначала для развлечения и лишь потом как способ поклонения богам. Также, он утверждал, что танцевальная символика помогла определить пути формирования человеческой речи. Есть и другие высказывания, что танец находится в подчинении общих законах о мироздании. На формирование народного танца влияют не только внутренние факторы, но и внешние, такие как воздействие иных национальных культур. Оно существует при различных условиях, от простого соседства культур, до взаимовлияния народов через торговые отношения. Всё это способствует взаимопроникновению культур, взаимовлиянию на народную хореографию. Таким образом, можно выявить взаимосвязь хореографии с историей страны. В регионах, где были напряжённые отношения между народами, часто возникали вооружённые противостояния. Это также нашло отражение в народной хореографии. В танцах старались передать доблесть и героизм, рассказать о знаменательных боях («пиррические» пляски древних греков, в которых сочетались танец и приёмы фехтования, грузинский хоруми, берикаоба, шотландский танец с мечами, казачьи народные танцы и др.).

Народы, проживающие вблизи лесов, населённых различными животными и птицами, занимались охотой и животноводством. В своих танцах они выражали наблюдения за животным миром. Ярко передавались характер и повадки зверей, птиц, домашних животных. Примерами служат такие танцы, как танец бизона у североамериканских индейцев, якутский танец медведя, индонезийский пенчак (тигр), памирский - орла, китайский, индийский - павлина, финский - бычка, русский журавель, гусачок, норвежский петушиный бой и другие.. Когда начали активно развиваться ремесло и фабричный труд, стали появляться и новые танцы: украинский бондарь, немецкий танец стеклодувов, карельский «Как ткут сукно» и др. Русский писатель Н.В.Гоголь в «Петербургских записках 1836 года» писал: «Посмотрите, народные танцы являются в разных углах мира: испанец пляшет не так, как швейцарец…русский не так, как француз, как азиатец. Даже в провинциях одного и того же государства изменяется танец. Северный русский не так пляшет, как малороссиянин, как славянин южный, как поляк, как финн: у одного танец говорящий, у другого бесчувственный; у одного бешенный, разгульный, у другого спокойный; у одного напряжённый, тяжёлый, у другого лёгкий, воздушный. Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни, образа занятий. Народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своём танце; у народа беспечного и вольного та же безграничная воля и поэтическое самозабвение отражается в танцах». Влияние национальной музыки Народные танцы исполняются под различный аккомпанемент. Это могут быть народные музыкальные инструменты, так же отражающие менталитет народов. К примеру, испанские ритмичные кастаньеты, африканские барабаны, русская балалайка и др. Женские танцы часто исполняются под звон колец, бубенцов, которые прикрепляются к рукам и ногам, например, индийские танцы. Иногда танцы исполняются с бытовыми аксессуарами - платками, шалями, блюдами, чашами и др. Русский музыкальный и танцевальный фольклор можно разделить на несколько стилевых зон. У каждой из них есть свои географические, климатические и бытовые особенности, особенный стиль, манера реализации песен, хороводов и отдельных движений. Например, у народов крайнего Севера в течение многих веков сложилось оригинальное танцевальное искусство. На него оказали большое влияние особенности быта и географическими условиями этого края. В них широко распространены подражательные движения животным и птицам этого региона. У чукчей были очень распространены танцы, изображающие оленей. У эскимосов устраивался «Праздник кита»: все охотники объезжали кита по ходу солнца. А потом его встречали все жители поселка песнями и танцами, в которых изображали процесс охоты и разделки животного. Танцоры прыгали, поворачивая голову направо и налево, радуясь добыче и благополучному возвращению домой.

Влияние национального костюма Влияние одежды и аксессуаров, пожалуй, является самым значимым процессом, так как по костюму можно определить социальную, национальную и региональную принадлежность человека. Выявить климат проживания, род деятельности, религию, менталитет, характер и многое другое. Национальный костюм своего рода выступает энциклопедией. Россия является многонациональной страной, в ней проживает большое количество национальностей. У каждой существуют свои отличительные особенности культуры в целом и танца в частности. Они складывались под влиянием особенностей национального костюма. Танцы горных народов, народов Крайнего Севера, народов, проживающих в таёжных лесах, у всех у них есть своя история и особенности. У народов Кавказа в народных танцах и джигитовке передаётся их горячий нрав, лихой характер, характерный для многих горных жителей. Самым известным кавказским танцем является легзинка. Но и она отличается в разных регионах. Так, к примеру, в более гористой Чечне танец исполняется очень эмоционально, насыщенно, а в Северной Осетии – спокойно, умеренно. К примеру, русские и грузинские женские танцы отличаются своей плавностью, которой способствуют длинные платья и сарафаны, прикрывающие ступни ног. Отбивке по голенищу в русском и венгерском танцах помогает наличие жёстких сапог у мужчин. Поскольку в этих регионах часто бывает прохладная погода, то наличие подобного рода одежды является весьма обусловленным. Костюм оказывает большое влияние на исполнение танца. Особенности костюма исходят из: - природно-климатической среды, в которой проживает народ; - рода деятельности, быта и ремесла; - социального статуса человека; - религиозных мировоззрений Костюмы, предметы, используемые в танце, музыкальные инструменты, являются значительным источником для изучения материальной и духовной культуры. Он даёт возможность лучше понять этнические процессы, взаимодействия с соседними народами, особенности природной среды, которая, в свою очередь, оказывает непосредственное влияние на развитие танцев в любом регионе. Без учета влияния национального костюма, повседневной одежды, которая была постоянно одета на наших предках, не получится понять и объяснить наше прошлое, наше духовное богатство, проникнуть в таинство духовного мира, проследить процесс внутреннего развития культуры, ее самобытность, обусловленные воздействием среды обитания и специфическими условиями развития народа.

Для того, чтобы выявить процессы влияния костюма на народную хореографию нам потребуется провести семиотический анализ костюмов разных народов. Анализ рассматривает костюм как: - потенциальный текст; - образная и знаковая система - материал, - крой и силуэт,

Колористика,

Орнаментика;

Способы носить и комплектовать детали костюма;

Манера носить костюм социальное и семейное положение, говорила о возрасте и месте проживания владельца , но и о религиозных, эстетических и этических представлениях русских крестьян.

Костюм в разных регионах нашей страны стал создателем разнообразных танцевальных движений. Например, в северных регионах страны танцевали спокойно размеренно, так как парчовый сарафан и высокий головной убор, расшитый жемчужными камнями не позволял двигаться быстро. В разных областях на юге напротив, носили облегчённую одежду, что совершенно не мешало быстрым и задорным танцам. Бытовой уклад, характер людей также был абсолютно разным. Такие особенности не могли не повлиять на различные формы и особенности русского народного танца.

В определенном регионе были заметны отличительные особенности в исполнении различных движений. Холодные погодные условия на севере, вынуждали одеваться людей очень тепло, отсюда и характерные степенные, спокойные пляски. Отличительной чертой являлось подчеркивание в манере исполнения хороводов и плясок чувства собственного достоинства. Движения танцовщиков совершались, не отрывая подошвы, были «стелющимися» и «прилипающими». Корпус работал вместе с головой. Под длинные песни исполнялись медленные хороводы, под названием « ходечи» или «ходюги». В танцевальных композициях девушки практически не реагировали на партнеров, только бросали краткий взор из-под ресниц, проявляя интерес.

Среднерусские регионы имели широко известные хороводы «с рассуждением», то есть с использованием особенных жестов, которые исполнялись в строгой последовательности. В южнорусском регионе был сформирован определенный стиль, под влиянием природных особенностей, обрядов и обычаев, условий труду характерных народу. Руки у исполнителей танца могли двигаться в любом направлении, кисти выполняли любые круговые движения. Не редкостью было прищелкивание пальцев в сопровождению танца. Темп регулировался и задавался жестами, в сочетании со звонкими возгласами. Особенность движений ног заключалась в том, что соединяли два разных ритма, так называемый пересек. Таких пересечений, как правило, было не много, накладывание второго ритма производилось только изредка. Удары совершались полностью ступней. Определение самобытности местных традиций, были выработаны на протяжении нескольких веков. Каждая местность выявила свои приёмы, которые были связаны с танцевальным исполнением конкретных разновидностей и форм, с объяснением образов в танце. Каждая местность имела свои традиционные средства выразительности, предающие местную колоритность народному танцу. Северные кадрили однообразны, перенасыщены «длиннотами». А в средних областях России, таких как, московская, тверская отличались различными плясовыми приемами. Исполнителями создавались интересные танцевальные композиции с сохранением различных рисунков. Для кадрили на Урале и в Сибири были характерны элегантность композиции, своеобразное соединение рук в паре, особая пластика. Рассматривая уральское народное творчество, следует заметить, что оно впитало в себя не только результат деятельности русских, но и других национальностей. Танцевальная культура приобрела неординарность и самобытность. На Урале жили и другие народности: башкиры, коми-пермяки, марийцы, татары. Позже переселились и украинцы, спасавшиеся от царского гнета крестьяне из центра России.

Элементы татарских, марийских и других национальностей уже отчётливо просматривались в определенных кадрилях и плясках. Танцы на Урале разделялись на следующие группы: танцы казаков, русские танцы, национальные и фабрично-заводские. О жизни народа могли рассказать определенные детали. Так, например, руки у девушек были в кулаках, парни держали их ладонью наружу, а кисти девушек перекрывались краями от юбки. Это было определено тем, что женщины выполняли тяжелую физическую работу как и мужчины, что и повлияло на характер исполнения танца. В Сибири многие десятилетия образовывалась танцевальная и песенная культура. Она была основана на преобразовании старинных плясок и хороводов, игр и забав, привезенных переселяющимися народами разных областей России. Произошли значительные изменения в богатой танцевальной культуре переселенных народов. Теплая одежда и валенная тяжелая обувь стали создателями своеобразного шага с каблука, утяжеленной походки, разнообразное количество мелких дробей. Редко встречались хлопушки с присядкой, а прыжки и вовсе практически отсутствовали. Сибирский суровый климат повлиял как на манеру исполнения, так и на композицию танца. Затянутая зима и непродолжительно лето не способствовало нахождению и проведения досуга на природе. Отсюда образовались небольшие хороводы, которые можно было танцевать в избах. Маленькое количество сибирских дворов в деревнях, способствовало распространению одиночных и парных плясок, групповых плясок и переплясов с малым количеством танцующих. Позднее начали появляться полька и кадриль. У каждого села танцы – проходки отличались по-своему, фигурой, манерой исполнения. Их особенностью было употребление в ритмической ходьбе плясовых дробей и движений, импровизационного характера. Также употреблялись игровые действия: «поцелуйся», «пройдись», «поклонись». Для региона Сибири было характерно использование переплясов разных типов: тройной шаг, падебаск, «припадание», «ковырялочка», разнообразные дроби, импровизация. В сибирском танце более характерны фигуры: «крест», «воротца», «змейка», «прочес», «цепочка» и вращения в парах. В положении рук можно выявить «воротца», «крендель», «форточку», «воротца», «свечку». По завершению танца был использован притоп с поклоном. Пляски исполнялись при помощи движений с согнутыми коленями. В определенных плясках разных областей отличительной чертой была удаль, широта движений, поэтичность, простота и скромность, широта движений. Рассмотрим влияние национального костюма на развитие народной хореографии на примере танцевального творчества Мордвы, Татарстана и Башкортостана. Народный мордовский танец находился в плотной взаимосвязи с национальным костюмом мордвы- эрзи и мордвы-мокши. Важное место в создании пластики в мордовском танце занимает крой костюма, определяющий манеру ношения одежды. Все важные элементы народной хореографии статистика рук, невыворотные ноги, разнообразные шаги, удары, рисунки, изобразительно-подражательные элементы связаны с национальным костюмом. Особенность женской одежды отразилась на характере движений, манере исполнения и пластической выразительности в целом (малый или широкий шаг, чувство удовольствия и достоинства). А манера, динамика, темперамент, мужской характер проявились через напористость, горячность и задор в исполнении проявился с помощью размашистых резких рук, которые показывали силу и удаль, характерной осанки и физиологических возможностей танцора. Мужская пластика в мордовском танце не несла такой мощной этнической нагрузки как женская, поэтому в мужской лексике присутствует большее количество заимствованных элементов. Она включает в себя: различные шаги, хлопки в ладоши, скачки вприсядку, небольшие прыжки, удары и выстукивания в повороте. Эрзянки в пластике танца выступают сдержанно и не прытко, подчеркивая спокойный, уравновешенный характер. Их отличительной чертой является грациозная походка, степенность, сильный, ровный, размеренный шаг, голова направлена прямо. Движения медлительные из-за длинных частей тела, а как следствие плавные и широкие движения рук и ног. Степенная хореография со строгим этническим характером. Мокшанки в танце характеризуются тяжеловесной пластикой как в жестах, так и в походке, отражая динамичный, импульсивный характер. Выделяются следующие особенности исполнения движений: неповоротливость и статичность – прямой мощный корпус, откинутый назад; подвижность и мелкие движения – «семенение» ног, статичность движения рук; темперамент исполнения – движения (коленца, топотня) делаются все быстро, практически бегом. Динамичное пластическое мышление, допускающее разнообразие в движениях. Так, женские движения зависят от структуры и веса костюма, тяжеловесного комплекса украшений, а походка от тяжелой обуви. Неповторимое звучание во время танца создают большое количество ожерельев, у эрзи украшение на бедра «пулай», украшенное раковинами, металлическими монетами и пуговицами, у мокши подвески, оформленные колокольчиками и бубенчиками. Звуковая палитра у мокшанок является грубым, звонким и кричащим, а у эрзянок шелестящая, тихая, мягкая. Из-за специфики обуви отмечаются следующие факты: широта шага у эрзи и мелкость шага у мокши. Благодаря слиянию разных систем (пластики костюма, звуковых эффектов, украшений, предметов быта) происходит объединение художественных средств мордовского танца. При помощи символики танца мордовского народа возникает две области передачи информации через танец: подражательная и изобразительная при помощи рук, головы, ног и корпуса. В центре внимания оказываются образцы танцев, связанные с культом растительности, земли, воды и другими природными явлениями. В древности такие танцы были ритуально магического характера. Каждый элемент нес свою смысловую нагрузку. Движения опирались на вышивки и знаки, на растительный, геометрический и животный орнамент. Через некоторое время образы животных становятся персонажем в танцах. При взаимодействии схематических линий и природного ритма в образе круга образовалась ритмическая картина танца. Существует простой признак самого элементарного ритма – движение и повторение. На его основе создаются рисунки в линейных и круговых хороводах, в плясках и танцевальных комбинациях. Жанр, ритмическая симметричность, пластический рисунок, движения – находятся во взаимосвязи друг с другом. Татарские народные танцы подчеркивали смелость и гордость этого народа, их военную и трудовую деятельность. Чаще всего в народной хореографии Татарстана замысел добрый и светлый. Прежде всего, это связано с тем, что танцы создавались в первую очередь для праздников: приезд гостей, свадьба и другие. Многие татарские танцы являлись небольшим театральным представлением. Они посвящались победам, трагической любви, народным героям. Национальный костюм выступал в качестве обязательного атрибута и должен был соответствовать танцевальной лексике. Для всех танцев подбирался определенный костюм. Для праздников костюмы создавали красочные, яркие, насыщенных тонов, для создания атмосферы веселья и радости. Женские танцы характерны изяществом, изысканностью и утонченностью. Головные уборы, украшенные богатым и неповторимым орнаментом, определяют социальное положение обладателя, что в свою очередь отражается манере исполнения татарского танца. Благодаря легкости и удобству костюма женская хореография всегда была легкой стремительной, воздушной. На руках у девушек присутствовало большое количество браслетов разнообразных форм, перстней и колец. Именно поэтому в танце все движения рук направлены на подчеркивание украшений. Танцовщицы делали вращательные движения кистями, при этом давая возможность полюбоваться и наблюдать зрителю. Руки в танце шли от фартука и платка. Во время того, как девушка танцевала, руками держалась за платок, своего рода огораживала себя от вхождения в «запретную зону». Ведь сорванный платок с головы означал позор. Также, девушка могла прикрываться от смущения, что в свою очередь подчеркивает скромность, застенчивость, целомудрие девушки. Таким образом, платок всегда принимал участие в танце. Положение рук всегда варьировалось.

Мужчины в татарском танце часто соревновались друг с другом в силе и ловкости, танцуя с мужественностью, задорностью и гордостью. Руки у мужчин были многообразны и свободны, иногда произвольны. Находились за спиной, лежали на поясе, могли придерживать тюбетейку или быть раскрытыми в стороны с ладонями. Танцу характерно мужество и активность. Благодаря органическим использованием рисунков выражается яркость национальных особенностей. Движения танцоров наполнены акцентированными притопами, легкими подскоками. В башкирской хореографии существовали бытовые и обрядовые танцы. Также, были женские и мужские, отражающие трудовые процессы. Любое движение в народной хореографии характеризовало вид, который выполнялся в быту. Здесь мы видим участие костюма в развитии народной хореографии ещё на ранних стадиях его создания. Движения рук имитируют процесс женской работы: обработка шерсти, наматывание нити на клубок, прядение пряжи. Для изображения таких действий женщины выполняли щелчки пальцами. Каждое движение в танце отделяется от следующего круговыми ходами. В женских башкирских танцах отслеживается соединение плавного лёгкого хода с чёткими громкими дробями в центре площадки. Дополнительный аккомпанемент создавался про помощи топота ног по твёрдым настилам - деревянным, металлическим; звоном монет и подвесок. Ритм танца поддерживался хлопками в ладоши, подбадривающими возгласами. У пожилых женщин особенностью костюма в праздники являлась шерстяная или кашемировая шаль с кистями. Её надевали поверх платка, а чтобы она не спадала с головы в течение танца, концы шали женщины придерживали руками. Это является причиной скованности корпуса и небольшого набора движений рук в танцах старых женщин.


Взаимоотношение природы (натуры) и культуры - одна их ключевых тем культурологии.

С самого начала своего появления человек испытывает на себе влияние природной среды и одновременно сам влияет на нее. Деятельность по приспособлению к природе и освоению ее применительно к своим нуждам приводит к формированию преображенной, окультуренной природы. Человек выделился из природной среды, но продолжал и продолжает оставаться в известной мере ее частью.

Очень часто культуру определяют как вторую природу (натуру). Такой подход мы находим еще у Демокрита, а затем - и у мыслителей Нового времени. Но в таком случае возникает вопрос: противостоит ли природа культуре или они находятся в гармонии?

С одной стороны, человек в результате своей целенаправленной деятельности по преобразованию окружающего мира создает искусственный мир предметов и явлений, который мы и называем культурой. В этом случае мы противопоставляем культуру природе, подчеркивая, что культурой становятся только те природные элементы, которые переработаны человеком.

С другой стороны, сторонники социобиологии не столь категоричны в ответе на вопрос о взаимоотношении культуры и природы. Они утверждают, что нет четких границ между социальным поведением животных и людей, разницу они видят лишь в уровне сложности их технологий жизнедеятельности. В таком случае культура рассматривается как особый этап общей эволюции природы:

Растения адаптируются к среде через изменение своей видовой морфологии;

Животные адаптируются через сочетание процессов видовой из-менчивости со сменой стереотипов поведения;

Человек адаптируется только путем изменения и усложнения форм своей жизнедеятельности, результатом чего и стало формирование искусственной среды обитания.

В любом случае грань между природой и культурой очень тонкая и зыбкая, включает в себя множество аспектов.

Определенное географическое положение, конкретная местность, ее специфические природные особенности всегда были и являются в настоящее время факторами, определяющими национальный характер, традиции, обычаи, язык, сознание любого сообщества людей. С глубокой древности человек в целях выживания приспосабливался к среде своего обитания. Из готовых природных материалов он создавал орудия труда и предметы быта, сооружал жилища, приручал диких животных, обрабатывал почву и возделывал на ней культурные растения. В этой своей деятельности он одновременно приспосабливал природу к своим потребностям и в результате преобразования естественной природной среды человек создал искусственную среду («вторую природу») своего обитания.

«Вторая», созданная человеком природа представляет собой при-родную форму существования культуры. Это означает, что продукты преобразованной природы, оставаясь материальными, вещественными, одновременно включены в процесс человеческой жизнедеятельности и выполняют в ней социальную функцию. На первый взгляд может показаться, что природа и культура противоположны друг другу, поскольку культура - это внеприродное явление, созданное человеком. На самом деле они тесно связаны между собой, поскольку культура возникает из природы, она рождается из взаимодействия человека с природой. Все предметы культуры сделаны из природного вещества.

Таким образом, в этой связи культура, с одной стороны, противостоит природе как возделанная природа, а с другой стороны, она составляет с ней единство, поскольку в основе ее лежит природный компонент, а природа выступает предпосылкой и условием существования культуры.

Итак, культура есть акт преодоления природы, выход за границы инстинкта. Она возникает потому, что человек сумел преодолеть орга-ническую предопределенность своего вида.

В результате человеческой деятельности природа изменяется и достраивается, а жизнь человека делается более удобной и комфортной. Но освоение природы включает в себя также и овладение внутренней природой самого человека, что связано с появлением определенных норм и запретов, регулирующих человеческую жизнь, созданием морали, религии, искусства - словом, с рождением духовной культуры.

Внимательный анализ вопроса взаимосвязи природы и культуры показывает, что они находятся в сложных взаимоотношениях. Человек вышел из природы, и поэтому природа контролирует и определяет многие стороны жизнедеятельности человека. Очевидность этого факта требует более подробного объяснения и описания воздействия природно-географических факторов на жизнедеятельность людей и их культуру.

Во-первых, природа определяет потребности людей, а их осознание служит стимулом к деятельности и развитию мышления. Для того чтобы жить, человек должен есть, пить, иметь жилище, одежду. Все необходимые материалы для удовлетворения потребностей физического существования человек находит в природе. Использование «натуры» для удовлетворения материально-биологических потребностей в свою очередь требует от человека соответствующих способностей, активности, творчества. Используя ресурсы природы, человек раскрывает свой собственный природный потенциал. Полученные от природы сведения используются для организации оптимальной материальной и духовной деятельности.

Во-вторых, природная среда непосредственно влияет на тип хозяйства и содержание занятий людей, их быт и духовный мир. От природных условий и богатств во многом зависит образ жизни человека, судьба стран, народов и культур. Различная природная среда делает непохожими друг на друга отдельные народы и их культуры, формирует у каждого народа специфический национальный характер, моральные нормы и правила поведения. Кроме того, первобытные народы создавали пантеон своих богов с учетом географических особенностей места их проживания. У жителей степных и пустынных регионов отсутствуют такие персонажи религии, как водяной, леший, хозяин леса и другие его обитатели.

В-третьих, природа воздействует на род занятий и разделение труда. Например, суровые климатические условия Севера породили специфическое разделение труда между мужчинами и женщинами. Первые занялись изготовлением оружия, охотой, рыболовством, оставив женщинам такие занятия, как выделка кожи, изготовление одежды, приготовление пищи.

В-четвертых, природа была и остается важным фактором удовлет-ворения нравственных и эстетических потребностей человека. Различные природные явления могут оказывать благотворное влияние на интеллект человека, способствовать хорошему расположению духа, приливу бодрости, творческого вдохновения. Такого рода эмоциональное состояние формирует интимно-доверительное отношение к природе в виде богатой гаммы переживаний.

В-пятых, природная среда влияет на процесс художественного творчества. Природа не только подсказывает образы художественного творчества, но и представляет сырье для создания тех или иных предметов искусства. Многочисленные шедевры архитектуры, живописи, музыки, литературы создаются на основе впечатлений, полученных их создателями от общения с природой. Художественное восприятие природы в значительной степени обусловлено культурой, которая определяет, как люди видят мир и как они в нем действуют. Уже по сюжетам и природному материалу можно догадаться о том, представителем какой этнической культуры создано конкретное художественное произведение.

В-шестых, очень сильное воздействие природа оказывает на тра-диционную народную культуру. Это находит свое отражение в специ-фических привычках, обычаях, обрядах, в которых проявляются особенности быта народов. Обряды делают природные объекты элементами духовной культуры. В формах повседневной духовной жизни людей отчетливо проявляется характерная для природной среды цикличность. Так, в соответствии со сменой дня и ночи, времен года совершаются многие циклы производственной деятельности, своеобразно отражаемые в праздниках и обрядах. Их связь с временами года, закрепленная в традиционной культуре, приводит к появлению обрядового природного календаря, который не только нормирует распорядок жизни, но и определяет периоды функционирования духовной культуры, отводя для нее наиболее благоприятные с природной точки зрения временные этапы.

Влияние природы на культуру является очевидным и поэтому практически не вызывает возражений. Но это лишь одна сторона взаимоотношений природы и культуры. Обратной стороной этой вза-имосвязи является воздействие культуры на природу , следствием стал культурный ландшафт, включающий в себя агросферу и техносферу.

Агросфера является результатом воздействия человека на почву, растительность, животных и др. Последствия этого воздействия оказались чрезвычайно велики, поскольку человек в процессе своей жизнедеятельности отбирал из растительного и животного мира те экземпляры или свойства растений и животных, которые наиболее полно отражали его потребности. Именно такой избирательный подход привел к целенаправленному созданию новых сортов растений. Также в процессе культурного воздействия на природу были созданы новые породы животных, отличающиеся особой выносливостью, плодовитостью, скоростью передвижения и т.д. Можно уверенно утверждать, что подавляющая часть «естественной природы», окружающей нас сегодня, - это культивированная природа, а все домашние животные и продукты нашего питания - ее результаты.

В настоящее время мы являемся свидетелями и современниками активного развития агросферы. Например, клонирование и генная инженерия позволяют вывести растения и животных с абсолютно новыми свойствами, аналогов которым нет в естественной природе. Кроме того, новые сорта и виды деревьев, цветов, домашних животных органично вписываются в среду обитания человека, придавая ей более совершенные черты красоты и гармонии.

Второй частью культурного ландшафта является техносфера , которая представляет собой совокупность предметов материальной культуры, включенной человеком в неживую природу. Ее содержание составляют мосты, дороги, механизмы, здания, сооружения и иные рукотворные изделия. Многие из них гармонично вписываются в природный ландшафт, оставаясь при этом удобными и полезными для жизни людей. В мире создано множество предметов материальной культуры, которые подчеркивают красоту природы, контрастируют сней в наиболее выигрышных аспектах. Так, например, в русской культуре для постройки церквей традиционно выбирались наиболее живописные места. Чаще всего они подчеркивали специфику ландшафта, красоту природы, отвлекали людей от дум о земных страданиях, согревали и очищали душу.

Однако воздействие человека на природу имеет и негативные стороны. Техносфера охватила уже около 30% суши и привела к необратимым изменениям многих природных регионов планеты. Так, под воздействием человека меняется направление течения рек, появляются новые водоемы, разрушаются горы. Из недр земли ежегодно извлекается более 100 млрд тонн сырья, то есть более 25 млн тонн на каждого жителя планеты. Количество энергии, приходящейся на душу населения в промышленно развитых странах, в 100 раз превышает биологические потребности поддержания жизни человека. Все возрастающие потребности человечества порождают варварское отношение к природе. Об этом нам все чаще напоминают стихийные бедствия (пожары, наводнения, землетрясения, смена климата и др.) и надвигающаяся экологическая катастрофа, с первыми признаками которой мы сталкиваемся уже сегодня.

Осознавая угрозу своей гибели, человечество старается сформировать экологическую культуру населения, восстановить энергоресурсы, чистоту атмосферы и др. К решению этих проблем привлечены крупные мировые организации, которые разрабатывают программы восстановления экологического равновесия, сохранения исчезающих видов растений и животных, а также выживания самого человека.

Прошедшее столетие убедительно показало, что с течением времени взаимная зависимость природы и культуры постоянно усиливается. Речь идет не о количественном разнообразии связей, а о принципиально новом качественном уровне взаимодействия культуры с природой, основанном на более гармоничном и утонченном характере их отношений.

– это вторая природа, результат человеческой деятельности, и поэтому культура очень часто противопоставляется природе. Но культура и природа тесно взаимосвязаны между собой. Природа – это необходимое условие возникновения и существования культуры. Культура – это посредник между человеком и природой, результат их взаимодействия. Между природой и человеческим обществом происходит обмен веществом и энергией. Есть две формы этого обмена:

  • непосредственное присвоение человеком объектов природы;
  • опосредованное человеческой деятельностью присвоение объектов природы.

Маркс и Энгельс выделили в истории человечества два этапа по характеру взаимодействия человека и природы:

  • присваивающий тип хозяйства, основанный на естественных орудиях труда;
  • производящий, основанный на орудиях труда, созданных цивилизацией.

Если для первого этапа характерно собирательство, рыболовство, охота, то для второго – земледелие скотоводство. Переход от первого этапа ко второму получил название «неолитическая революция».

Современный этап характеризуется огромным расширением масштабов взаимодействия человека с природой, что связано с НТР.

Влияние природы на культуру

Воздействие природы на культуры было и будет всегда, поскольку человек – это часть природы, деятельность которого направлена на удовлетворение физиологических и биологических потребностей.

Природа влияет на материальную культуру:

  • состояние флоры и фауны влияет на тип присвоения хозяйства;
  • состояние природных ресурсов определяет характер орудий труда;
  • полезные ископаемые и энергетические ресурсы определяют развитие общества;
  • климат определяет тип одежды, транспорта, жилища.

Природа влияет на духовную культуру, так как она определяет обычаи и обряды народа, традиции, менталитет.

Природа влияет на художественную культуру, так она дает материал для творчества, определяет образы, сюжеты, темы произведений.

Та совокупность природно-климатических условий, в которых существует культура, называется в русской литературе «месторазвитием».

Влияние культуры на природу

Влияние культуры на природу огромно. Результатом этого влияния является культурный ландшафт, т.е. преобразованная человеком природа. Выделяются два вида культурного ландшафта:

В начале 20в в философской литературе появляется термин «ноосфера». Ноосфера – это превращение разума в величайшую биологическую и космическую силу.

Причины образования ноосферы:

  • экспансия разума во все уголки вселенной; — объединение человечества; — развитие науки.

Экологический кризис

Сегодня взаимоотношение культуры и природы приобретает конфликтный характер. С точки зрения философов, причиной экологического кризиса стали культурные причины. Такой причиной считается установка на антропологическую исключительность человека, основными постулатами которой являются:

  • Высшую ценность этого мира представляет человек. Все остальное ценно лишь потому, что полезно для человека. Природа – это собственность человека, над которой он обладает неограниченной властью.
  • Иерархическая картина мира. Мир людей противопоставлен миру природы.
  • Целью взаимодействия человека с природой является удовлетворение его потребностей.
  • Характер взаимодействия с природой определяется прагматическим императивом: правильно и разрешено все то, что полезно для человечества.
  • Этические нормы и правила распространяются лишь на отношения с людьми, но не на отношение к природе.
  • Природно-охранная деятельность также подчинена императиву: природу нужно сохранить для следующего поколения.

Такие установки приводят к разрушению природы, к экологическому кризису.

Географическая среда, те или иные природные условия влияют на то, что называют этническим, или национальным характером.

Длительное многовековое пребывание народа в определенной местности отражается, конечно, не только на его экономике, материальной и духовной культуре, но также и на обычаях, психическом складе, менталитете.

К примеру, горцы в обыденной жизни, по общему мнению, бывают более замкнутыми и молчаливыми, чем жители равнин (хотя встречаются и очень говорливые горцы). Это вполне понятно и объяснимо: в горах обычно людям приходится поневоле жить небольшими замкнутыми группами, и возможность общения между ними здесь ограничена.

Различия в манере поведения между южанами и северянами казались заметными еще в глубокой древности (таким различиям придавалось даже преувеличенно большое значение). В наше время такие различия наглядно проявляются у жителей нашей страны. Например, горячность и пылкость жителей Кавказа явно бросаются в глаза, если сопоставить, скажем, черкеса и мурманчанина или архангельчанина.

Следует отметить, что иногда трудно определить, в какой мере психологические особенности поведения связаны с традиционным образом жизни, в решающей мере определяемым социальными условиями, а что идет от географических условий, также сказывающихся на национальном образе жизни.

Бытует мнение, что южные народы ленивы - знойный климат расслабляет их энергию. Конечно, в южных чрезвычайно жарких странах сложились свои особенности трудовой деятельности. Во многих странах работы ведутся в утренние и вечерние часы. Днем, в самое жаркое время, люди прячутся в тени, отдыхают или спят. В общем, нельзя отрицать, что рабочий ритм северян отличается от ритма и интенсивности работы южан. Но это не свидетельствует о ленивости южных народов.

Не только специалистами, но и многими другими людьми замечены связи между национальным характером и родной природой. Мир поворачивается к каждому из нас его родной землей. Образы родной природы становятся не только частью нашей жизни, на них строятся наши мысли и чувства, прямо с природой не связанные. Вот, скажем, для северян со щемящим чувством грусти связан вид осеннего журавлиного клина. А какое огромное значение имеет для русской души русская береза! Как воспеты «милые березовые рощи» поэтами!

А для Японии символом страны стала вишня - сакура. Говорят, чтобы понять душу Японии, нужно увидеть ее весной, когда она цветет, ибо лепестки сакуры - это поэтическое образное воплощение японского национального характера.

Символы Англии - дуб, тис и терновник. А спутником англичанина, отправляющегося жить «за океан», в Америку, Африку или Австралию, непременно была примула - ее сажал поселенец перед домом.

Символ Испании - лавр.

Садовничество - национальная страсть англичан, ключ к пониманию многих сторон их характера, отношения к жизни. Благодаря умеренному влажному климату в Англии круглый год зеленеет трава и почти всегда что-то цветет, так что садовод долгое время может трудиться на свежем воздухе и любоваться плодами своего труда. Физический труд в саду, практические навыки в этом деле одинаково чтимы во всех слоях британского общества. На природе англичанин отбрасывает свою сдержанность. Его вкусы, поведение в саду говорят о его личности и характере гораздо правдивее, чем любая автобиография.

Япония - это страна зеленых, нередко огнедышащих гор и морских заливов, страна живописнейших панорам. В отличие от ярких красок Средиземноморья, которое лежит на тех же широтах, ландшафты Японии составлены из мягких тонов, приглушенных влажностью воздуха. Эта сдержанная цветовая гамма природы, лишь изредка нарушаемая какими-либо сезонными красками, развила у японского народа характерную черту - нелюбовь к блестящему яркому, контрастному. При виде блестящих предметов японцы испытывают какое-то неспокойное состояние. Они отдают предпочтение тому, что имеет глубинную тень.

Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте теоретические основы взаимодействия природы и этноса.
2. Как влияет географическая среда на этногенез?
3. Каково воздействие географической среды на этнические
процессы?
4. Покажите влияние природных условий на ход этнической истории.
5. Каким образом влияли географические условия на формирование русского этноса?
6. Проанализируйте влияние географической среды на национальный характер.
7. Попробуйте определить, каким образом холодный климат воздействует на психологические и поведенческие особенности этносов?
8. Что Вы можете рассказать об этнической экологии?
9. Какие характеристики русских людей непосредственно связаны с географическими факторами?
10. Отличаются ли русские, живущие в Сибири и на Севере, от русских, живущих в Центрально-Европейской и Южной частях
России?

Литература

1. Берг А.Е. Климат и жизнь. - М., 1947.
2. Вернадский Г.В. Начертание русской истории. - Прага, 1927.
3. В, Гумилев Л.Н. Этносфера. История людей и история природы. - М., 1993.
4. Колесник С.В. Человек и географическая среда. - Л., 1949.
5. Лурье С.В. Историческая этнология. - М., 1997.
6. Природа и общество. - М., 1968.
7. Тавадов Г.Т. Этнология. Словарь-справочник. - М., 1998.
8. Токарев С.А. История зарубежной географии. - М., 1978.
9. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. - М., 1985.
10. Этнология. - М., 1994.
11. Яцунский В.К. Историческая география. - М., 1955.

tattooe.ru - Журнал современной молодежи