А. К. Лядов. Биография композитора. Анатолий константинович лядов биография Лядов краткая биография

Сказочный мир Анатолия Лядова

Музыкальная судьба А. К. Лядова поначалу складывалась очень счастливо: он родился 29 апреля 1855 г. в семье потомственных музыкантов. Отец и дед его были дирижёрами, отец ещё и композитором. Авторитет папы как оперного дирижёра (он был капельмейстером Русской оперы в Петербурге, дирижёром симфонических концертов) был очень велик. Даже М. И. Глинка в некоторых вопросах советовался с ним. Избрание профессии музыканта для Анатолия и его семьи было делом решённым. Отец ещё в раннем детстве заметил большое дарование сына.

В 15 лет Анатолий Лядов поступил в консерваторию. Он был зачислен на стипендию имени Константина Лядова (своего отца), учреждённую артистами Русской оперы.

Анатолий начал заниматься по классам фортепиано, теории и композиции. В числе его учителей - Н. А. Римский-Корсаков.

Для формирования его таланта большую роль сыграло общение с М. А. Балакиревым, А. П. Бородиным, М. П. Мусоргским, высоко оценившими его дарование. М. П. Мусоргский писал: «Появился новый, несомненный и русский талант». А молодому «таланту» в то время было только восемнадцать лет. Первыми опусами молодого композитора были четыре романса, а также циклы фортепианных пьес «Бирюльки» и «Арабески», которые сразу же стали известны в кругу музыкантов. Но учение в консерватории не было гладким.

Дарование А. К. Лядова было велико. Его педагог Н. А. Римский-Корсаков считал его «несказанно талантливым», но нерадивым студентом. О А. К. Лядове рассказывали, что, когда он жил в доме своей сестры, он сам просил не кормить его обедом, пока он не выполнит консерваторские задания. Занятия он посещал плохо. И вот зимой 1876 г. «за непосещение занятий» его исключили из консерватории вместе с его другом - талантливым пианистом Г. О. Дютшем. Когда молодые люди пришли к Н. А. Римскому-Корсакову домой с просьбой о восстановлении и обещанием заниматься, профессор остался непреклонен: «Я был непоколебим и отказался наотрез. Откуда, спрашивается, напал на меня такой бесстрастный формализм? Конечно, Лядова и Дютша следовало принять как блудных сынов... Но я этого не сделал. Утешаться можно разве тем, что все к лучшему на этом свете, - и Дютш, и Лядов стали впоследствии моими друзьями».

Исключение из консерватории было тяжёлым ударом для А. К. Лядова. Но через два года его восстановили. Представленная на экзамен кантата поправилась Художественному совету. И ему присудили малую золотую медаль и диплом свободного художника. Сразу после этого двадцати-трёхлетний композитор был зачислен в состав преподавателей консерватории.

Среди учеников А. К. Лядова были Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, С. М. Майкапар и др. Знаменитые педагогические афоризмы передавались учениками «по наследству» от старших к младшим. «Слух ведь мыслит, развивайте слуховое мышление», «Надо быть аристократом чувств и вкусов», - так он говорил ученикам. Вы тоже запомните эти слова и постарайтесь им следовать. Конечно, не все его ученики были так талантливы, как перечисленные.

И работа в консерватории отнимала много сил и энергии. Но он не мог оставить её и полностью посвятить себя творчеству. В поэтическом «Послании к другу» А. К. Лядов со свойственным ему юмором, но и с некоторой грустью писал:

Уж лето красное промчалось!
Так дни за днями и бегут...
Недолго жить мне здесь осталось -
Опять за ненавистный труд.
Чтоб обучать девиц, мальчишек,
Терпенья должен быть излишек,
А я устал уже давно
Твердить год целый все одно.
Как жалок тот, кто поясняет
Глухому звук, слепому цвет.
Ей-богу, в этом проку нет!
Лишь время попусту теряет.
К такому делу еду я -
Печальная судьба моя.

В Санкт-Петербурге А. К. Лядов познакомился с М. П. Беляевым и примкнул к новому многочисленному художественному объединению - Беляевскому кружку. Значение композиторов Беляевского содружества заключалось не только в их новых творческих достижениях, но и в огромной просветительской работе, укреплявшей в России высокий музыкальный профессионализм.

Как говорил Н. А. Римский-Корсаков, «кружок Балакирева соответствовал периоду «бури и натиска» в развитии русской музыки, кружок М. П. Беляева - периоду спокойного шествия вперёд».

В эти годы А. К. Лядовым создано огромное количество фортепианных миниатюр, программные пьесы «Багатель», «Музыкальная табакерка», «Про старину» и др., «Детские песни», обработки народных песен.

Одна из лучших миниатюр А. К. Лядова «Музыкальная табакерка». С каким остроумием композитор подражает в ней звучанию игрушечного заводного инструмента. Автор дал миниатюре единственное обозначение: «automaticamente», то есть «автоматично». Ритмическое однообразие, повторность незатейливого вальса, «стеклянная» звучность, тонко подмеченные типичные для «музыкального ящика» форшлаги и трели передают особый механический характер музыки.

«И как это у вас так мило в «Табакерке», когда вдруг что-то крякнет или чихнёт вверху! Ах, как мило, ах, как комично и грациозно!» - писал В. В. Стасов Лядову после исполнения «Табакерки» в авторской редакции для небольшого инструментального состава.

Очень характерна для А. К. Лядова пьеса «Про старину». Уже при первых звуках возникает образ древнерусского певца Баяна. В гусельном перезвоне - немного изменённая подлинно народная мелодия «Подуй, подуй, непогодушка». Позднее А. К. Лядов переложил эту пьесу для симфонического оркестра и предпослал эпиграф из «Слова о полку Игореве»: «Поведём же, братия, сказанье от времён Владимировых древних».

Революционные события 1905 г. всколыхнули и его. В знак протеста против увольнения Н. А. Римского-Корсакова А. К. Лядов и А. К. Глазунов покинули консерваторию. На вынужденный уход из Московской консерватории С. И. Танеева А. К. Лядов откликнулся «открытым письмом» в газете: «Дорогой Сергей Иванович! С глубоким сожалением я узнал из газет, что Вы вынуждены оставить Московскую консерваторию. Но я не Вас жалел, мне жаль консерваторию, которая в лице Вас потеряла незаменимого профессора, чудного музыканта и светлого, чистого человека, всегда готового неослабно стоять за правду. Вы - золотая страница Московской консерватории, и ничья рука не в состоянии её вырвать. Глубоко уважающий Вас Ан. Лядов».

В. В. Стасов, узнав об этом, в восхищении писал: «Милый Лядушка, только вчера узнал я Ваше письмо к С. И. Танееву в «Руси». Вы меня чёрт знает, как восхитили. Вот это - люди, вот это - художники». Лишь после избрания директором А. К. Глазунова и возвращения Н. А. Римского-Корсакова вернулся в консерваторию и А. К. Лядов.

1900-е гг. были периодом огромного творческого расцвета композитора. В этот период он создал симфонический цикл «Восемь русских народных песен для оркестра» и замечательные программные миниатюры «Баба –Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора». В них выразились поиски композитора идеала в искусстве неземном. Сказка - вот тот «просвет» в другую жизнь, манивший художника, уводивший от обыденного в мечту.

«Сказочные картинки», как композитор назвал эти произведения, - одночастные симфонические пьесы. Яркая живописность, «картинность» замысла обусловили красочность всех выразительных средств.

«Кикимора» имеет программу: «Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-баюн - говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке.

Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернёшенька та Кикимора, а голова-то у ней малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора с утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной».

Очень образно музыка миниатюры рисует и сумрачный край, где поначалу живёт Кикимора, Кота-баюна с его колыбельной песней, и призрачное звучание «хрустальчатой колыбельки».

Но какой злобной рисует музыка саму Кикимору! Она выражает не только её уродство, но и внутреннюю суть Кикиморы, готовой уничтожить всё живое. Завершается пьеса жалобным писком флейты пикколо, как будто кто-то шутя уничтожил, раздавил источник этого большого шума. Эту пьесу надо обязательно послушать.

Близка «Кикиморе» по сюжету и «Баба Яга». Из сказки Афанасьева «Василиса Прекрасная» композитор выбрал самый динамичный эпизод: появление Яги, её полёт через дремучий лес на ступе и исчезновение. Музыка точно изображает детали этой программы: свист Яги, а потом стремительное движение, как будто Баба-Яга приближается к нам, а потом уносится прочь. Эту миниатюру тоже послушайте. Стремительность, полётность, юмористичность позволяют назвать её русским симфоническим скерцо.

Кстати, эта образная сфера - скерцозная, юмористическая - была близка А. К. Лядову. Огромный материал для характеристики его юмора дают альбомы его рисунков и три тетради стихов. Он был хорошим поэтом и мог тут же, в разговоре, сочинить небольшой каламбур, эпиграмму, поздравление. Его письма к друзьям почти всегда содержали стихотворения. Например, живя на даче, в одном письме он жаловался на жару в четверостишии:

Ах, зачем я не скелет!
Ветер в рёбрах бы играл,
Я б жары совсем не знал
И стыда, что не одет.

Если «Баба –Яга» и «Кикимора» близки по колориту, то «Волшебное озеро» имеет совсем другой характер. Это было одно из немногих произведений А. К. Лядова, которое он сам очень любил: «Ах, как я его люблю! Как оно картинно, чисто, со звёздами и таинственностью в глубине!»

В этой пьесе композитор хотел подчеркнуть, что это не столько зарисовка с натуры какого-то конкретного озера (хотя оно и существовало, и А. К. Лядов часто ходил к нему в своей Полыновке), сколько таинственное озеро, в котором фантазия художника могла увидеть самые необычные вещи. «Волшебное озеро» это не сама сказка, а состояние, в котором может зародиться сказка.

Конечно, по широте охвата действительности творчество А. К. Лядова уступает великим его современникам. Но композитор занял всё же видное место в истории русской музыки. Он внёс вклад во все затронутые им области музыки.

Черты нового самобытного стиля проявились и в его фортепианных пьесах, а особенно - в симфонических миниатюрах, открывавших новую самостоятельную линию в русском симфонизме.

Вопросы:

  1. Назовите годы жизни А. К. Лядова.
  2. С каким городом связана деятельность композитора?
  3. Как отреагировал А. К. Лядов на увольнение из Петербургской консерватории Н. А. Римского-Корсакова?
  4. Что являлось главной особенностью творчества А. К. Лядова?
  5. Перечислите известные вам произведения А. К. Лядова.

Список произведений А. К. Лядова:
Для оркестра: «Баба-Яга», «Кикимора», «Волшебное озеро», «Танец амазонки», «Скорбная песнь» и др.
Для фортепиано: «Бирюльки», «Арабески», «Про старину», «Идиллия», пьесы, прелюдии, вальсы.
Для хора а cappella: «10 русских народных песен», «15 русских народных песен», 10 переложений из Обихода и др.
Для голоса и фортепиано: 18 детских песен на народные слова, сборники народных песен, романсы и многое другое.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Произведения Анатолия Лядова:
Баба Яга. Картинка к русской народной сказке, mp3;
Волшебное озеро. Сказочная картинка, mp3;
Кикимора. Народное сказание, mp3;
Музыкальная табакерка, mp3;
Про старину. Баллада для оркестра, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Факультет культуры и искусства

Кафедра теории и истории музыки

Анатолий Константинович Лядов

Выполнила: КНС-004-О-08

Шумакова Т.В.

Проверила: Фаттахова Л.Р.

Омск, 2010 г.

Введение

Биография

Лядовы - семейство музыкантов

Черты стиля

Заключение

Фотографиистр.

Список произведений

Список литературы

Слово «фольклор» имеет несколько значений

В широком значении, фольклор - это традиционная народная культура, компонентами которой являются верования, обряды, танцы, прикладное искусство, музыка и т. п.

В узком же смысле термин стал использоваться с начала 20 века. Под фольклором стали понимать словесное творчество конкретного народа.

И одним из ярких примеров композиторов-фольклористов стал Анатолий Константинович Лядов

Биография

Русский композитор и педагог Анатолий Константинович Лядов родился в Санкт-Петербурге 29 апреля (11 мая) 1855 года в семье музыкантов - отец Лядова был дирижером Мариинского театра, мать - пианисткой. Учился в Санкт-Петербургской консерватории, но был исключен Римским-Корсаковым из его класса гармонии за «невероятную лень». Вскоре, однако, был восстановлен в консерватории и начал помогать М. А. Балакиреву и Римскому-Корсакову в подготовке нового издания партитур опер Глинки "Жизнь за царя" и "Руслан и Людмила".

В 1877 с отличием окончил консерваторию и был оставлен в ней профессором гармонии и композиции. Среди учеников Лядова - С. С. Прокофьев и Н. Я. Мясковский.

В начале 1880-х годах Лядов, вместе с А.К. Глазуновым и Римским-Корсаковым, сделался руководителем русских квартетных вечеров, основанных М.П. Беляевым, музыкального издательства и симфонических концертов, выступая в них дирижером.

Лядов написал сравнительно немного, но все, им написанное, значительно, многое же представляет собою шедевры искусства. Большая часть его сочинений написана для фортепиано: "Бирюльки", "Арабески", прелюдии, этюды, интермеццо, мазурки, баллада "Про старину", "Идиллия", "Марионетки", "Музыкальная табакерка" (особенно популярная), баркарола, канцонетта, 3 канона, 3 балетных пьесы, вариации на тему Глинки, на польскую песню; кантата Мессинская невеста по Шиллеру, музыку к пьесе Метерлинка Сестра Беатриса и 10 церковных хоров. Все это - изящные миниатюры, отличающиеся ясностью фактуры, характерностью и богатством мелодии, хрустальной чистотой гармонии, разнообразной, изощренной, но не вычурной, превосходной звучностью. Влияния Шопена, Шумана, Глинки, а в последних сочинениях - и Скрябина, не заглушают собственной индивидуальности автора, коренящейся в русском народном музыкальном творчестве. Глубокое знание последнего сказывается и в его вокальных миниатюрах - прелестных песенках на народные слова,- и в его высокохудожественных обработках русских народных песен.

Он издал несколько сборников их для голоса соло, с сопровождением фортепиано, и для вокального квартета. Три сборника - "120 песен русского народа"- представляют обработки песен, собранных песенной комиссией при Императорском Русском Географическом обществе.

В высшей степени замечательна его оркестровая обработка восьми русских песен, сведенных в сюиту; ее отличительные черты - счастливый выбор тем, остроумие и богатство фантазии в их варьировании, характерная гармония и контрапунктические подробности, колоритная, тонкая инструментовка. К более ранним оркестровым сочинениям - скерцо, "Сельская сцена у корчмы" (мазурка) и к двум полонезам (одному памяти Пушкина, другому - А.Г. Рубинштейна), относящимся к среднему периоду творчества Лядова, прибавился в последние годы ряд сказочных симфонических картинок, оригинальных по замыслу и выполнению: "Баба-Яга", "Волшебное озеро", "Кикимора". Особняком стоит фантазия для оркестра: "Из Апокалипсиса", запечатленная суровой мистикой в духе русских народных духовных стихов.

В конце 1890- начале 1900-х гг. Лядов создал свыше 200 обработок народных песен для голоса с фортепиано и других исполнительских составов (мужские и женские, смешанные хоры, вокальные квартеты, женский голос с оркестром). Сборники Лядова стилистически примыкают к классическим обработкам М.А. Балакирева и Н.А. Римского-Корсакова. В них собраны старинные крестьянские песни и сохранены музыкально-поэтические особенности.

В 1909 С.П. Дягилев заказал Лядову балет по русской сказке о Жар-Птице, но композитор тянул с выполнением заказа так долго, что сюжет пришлось передать И.Ф. Стравинскому.

Лядовы - семейство музыкантов

1) Александр Николаевич (1818-1871). Был дирижером балетного оркестра Императорских театров (1847-1871). Написал музыку балетов "Пахита" и "Сатанилла".

) Брат его, Константин Николаевич (1820-1868), был с 1850 г. дирижером русской Императорской оперы в Петербурге. Его сочинения в русском народном (не вполне выдержанном) характере - фантазия для хора и оркестра на народную песню "Возле речки, возле мосту" (русские песни, танцы) пользовались в свое время известностью.

) Сын его, Анатолий Константинович (1855-1914) - замечательный композитор. Театральная артистическая среда, свободный доступ за кулисы содействовали его артистическому развитию. Врожденная музыкальность развилась под руководством отца настолько, что 9 лет от роду он написал 4 романса.

Его экзаменационная работа - заключительная сцена из "Мессинской Невесты" Шиллера - не утратила и поныне интереса. Знакомство с балакиревским кружком и особенно общение с Балакиревым, очень его полюбившим, оказали большое влияние на расширение его музыкального кругозора. Отношения его к Римскому-Корсакову скоро перешли в дружбу. Еще во время учения в консерватории Лядов был сотрудником Балакирева и Римского-Корсакова по редактированию для печати оркестровых партитур обеих опер Глинки, к стилю которого он примыкает в своих собственных сочинениях. Он участвовал, вместе с Римским-Корсаковым, Бородиным и Кюи в сочинении фортепианных "Парафраз", а также в коллективных сочинениях: смычковом квартете B-la-f (скерцо), квартете "Именины" (одна часть), "Фанфарах" к юбилею Римского-Корсакова (1890 г, 3 части), фортепианной кадрили в 4 руки ("Bodinage"), квартетной сюите "Пятницы" (мазурка, сарабанда, фуга). Был профессором санкт-петербургской консерватории по классу свободного сочинения.

Черты стиля

Наряду с этим Лядов воплощал и жанрово-характерное народное начало, приобретающее у него в отдельных случаях национально-эпический, "бородинский" оттенок, и впечатления любимой им светлой и спокойной русской природы.

Неотъемлемую черту творческого облика Лядова составлял юмор (весьма присущий ему и в жизни). Задорная шутка, ирония или незлобивая лукавая усмешка нашли своеобразное отражение в его музыке. Чрезвычайно близка была ему также область народной сказочной фантастики. Тяготение к ней раскрылось наиболее полно в ряде симфонических произведений последнего периода творчества, принадлежащих к наиболее яркому из всего созданного Лядовым.

Одной из характернейших особенностей творчества композитора является исключительное ограничение им своих замыслов масштабами малой формы. Какого бы жанра Лядов ни касался, везде он неизменно оставался в рамках миниатюры, никогда не выходя за ее пределы.

Это было органическим свойством его дарования.

Заключение

Я считаю, что Лядов сделал достаточно большой вклад в русский фольклор и умер, когда под фольклором стали понимать словесное творчество конкретного народа, т. е. применять этот термин в узком его значении. Думаю, в этом есть и его заслуга.

Также стоит сказать, что более известными стали его поздние произведения, отсюда можно сделать вывод, что А.К. Лядов скончался в полном расцвете таланта.

лядов композитор дирижер стиль

Список произведений

"Бирюльки", "Арабески" (для фортепиано)

Прелюдии, этюды, интермеццо, мазурки

Баллада "Про старину", "Идиллия", "Марионетки", "Музыкальная табакерка" (особенно популярная)

Баркарола, канцонетта

канона, 3 балетных пьесы, 10 церковных хоров, 4 романса

Вариации на тему Глинки, на польскую песню

Кантата Мессинская невеста по Шиллеру

Музыка к пьесе Метерлинка Сестра Беатриса

сборника "120 песен русского народа"

русских песен, сведенных в сюиту

"Сельская сцена у корчмы" (мазурка)

полонеза (1- памяти А. С. Пушкина, 2 - А. Г. Рубинштейна)

Ряд сказочных симфонических картинок, оригинальных по замыслу и выполнению: "Баба-Яга", "Волшебное озеро", "Кикимора"

Фантазия для оркестра: "Из Апокалипсиса", запечатленная суровой мистикой в духе русских народных духовных стихов

В конце 1890 -начале 1900-х гг.: свыше 200 обработок народных песен для голоса с фортепиано и других исполнительских составов (мужские и женские, смешанные хоры, вокальные квартеты, женский голос с оркестром)

Участвовал в сочинении фортепианных "Парафраз", а также в коллективных сочинениях: смычковом квартете B-la-f (скерцо), квартете "Именины" (одна часть), "Фанфарах" к юбилею Римского-Корсакова (1890 г, 3 части), фортепианной кадрили в 4 руки ("Bodinage"), квартетной сюите "Пятницы" (мазурка, сарабанда, фуга) и др.

Список используемой литературы

1.БСЭ. М. 1980 г.

Музыкальная литература. М., Музыка, 1975 г.

Русская музыка середины XIX века, «РОСМЕН» 2003 г.

ВикипедиЯ, свободная энциклопедия

Анатолий Константинович Лядов (11 мая 1855 г. - 28 августа 1914 г.), русский композитор, дирижёр и педагог.

В историю музыки А. К. Лядов вошёл как один из крупнейших учеников Римского-Корсакова , высокоавторитетный представитель его композиторской школы – учитель многочисленных русских музыкантов на протяжении свыше тридцати лет.

Анатолий Константинович Лядов принадлежал к единственной в своём роде семье музыкантов-профессионалов. С детства музыкальная атмосфера окружала будущего композитора. Несколько поколений рода Лядовых пополняли отечественные музыкальные кадры - от скромного рядового оркестранта или хориста до видного музыкального деятеля, каковым являлся отец Константин Николаевич Лядов.

Анатолий Константинович Лядов родился 11 мая 1855 года в Петербурге. Вся жизнь его связана с этим городом, с его художественной средой. Он рос в артистическом мире. Отличной школой для него был Мариинский театр, в котором работал его отец, тогда известный дирижёр русской оперы. Весь оперный репертуар театра был знаком Лядову с детства, а в юные годы он сам нередко участвовал в спектаклях в качестве статиста. «Его, баловня актёрской труппы, сцена сильно увлекала. Мальчик, приходя домой, изображал перед зеркалом Руслана и Фарлафа».

Редкая одарённость Лядова проявлялась не только в его музыкальном таланте, но и в прекрасных способностях к рисованию, поэтическому творчеству, о чем свидетельствуют многие сохранившиеся остроумные, полные юмора стихотворения и рисунки композитора.

Первые уроки фортепианной игры он получил у пианистки В. А. Антиповой, сестры его матери. Однако регулярных занятий долгое время не было. Беспорядочная жизнь отца, «богемная» обстановка в доме, отсутствие настоящей родительской ласки, заботы, любви (Лядов в возрасте шести лет потерял мать), неустроенность и хаотичность быта - всё это не только не способствовало планомерному развитию юного музыканта, но, напротив, формировало в нём некоторые негативные психологические черты, например, внутреннюю несобранность, пассивность, безволие, впоследствии отрицательно влиявшие на весь творческий процесс композитора.

Есть основания думать, что уже в ранние годы жизни Лядов соприкоснулся также с сокровищницей народной песенности, поскольку одна из его Детских песен (Колыбельная ор. 22 № 1) снабжена пометкой: «Слыхал от няни в детстве». Оттуда же в его творчество вошёл пленительный мир народной сказки, обаяние которого сохранило свою власть над ним на всю жизнь. Самый первый композиторский опыт был также связан с волшебным миром. Это была музыка к сказке «Волшебная лампа Алладина» из «Тысячи и одной ночи», им самим инсценированная и исполненная совместно с двоюродными братьями.

Рано проявившаяся музыкальная одарённость мальчика естественно определила решение родных направить младшего представителя лядовского рода по руслу «фамильной» профессии. В январе 1867 года он поступает в Санкт-Петербургскую консерваторию с зачислением на почётную персональную стипендию имени его отца. Учёба навсегда разделила Лядова с родительским домом. Сначала мальчик был поселён в пансион к А. С. Шустову, воскресение же и праздничные дни он проводил в семье Антиповых.

В течение первых трёх лет он обучался по классу скрипки у А. А. Панова, посещал теорию у А. И. Рубца. Лядов обучался у профессоров Ю. Иогансена (теория, гармония), Ф. Беггрова и А. Дубасова (фортепиано). С осени 1874 года он наконец попадает в класс композиции к Римскому-Корсакову. Тот сразу же оценил дарование своего ученика: «Талантлив несказанно».

В студенческие годы Лядов обратился к популярному в России жанру романса. Но быстро потерял вкус к романсовой лирике и неоднократно подчёркивал в своих высказываниях, что «Слава, приобретённая романсами, - дешёвые лавры».

Обладая выдающимися музыкальными данными, молодой композитор относился к выполнению своих обязанностей далеко не соответственно этим данным. «Малое прилежание», «малое посещение» «очень манкировал», как вспоминает в «Летописи моей музыкальной жизни» Римский-Корсаков. Он приводит характерный диалог между Лядовым и его сестрой: «Толя, я не дам тебе обедать, потому что ты фугу не написал. Ты сам меня об этом просил, - говорит сестра. - Как хочешь, я пойду обедать к тётушке, - отвечал Анатолий». В противоположность классным занятиям он страстно увлекался самостоятельным творчеством.

Тем не менее, авторитет Римского-Корсакова не смог заставить Лядова преодолеть свою неприязнь к систематической учебной работе. Итог его первого года обучения в классе знаменитого композитора весной 1875 года гласит: «Лядов А. на экзамен не явился». Наконец в середине следующего учебного года дирекция консерватории была вынуждена исключить Лядова вместе с его товарищем Дютшем из состава учащихся.

Этот эпизод, впрочем, особой роли для творческой биографии композитора не сыграл. Ближайшие два года проведённые им вне консерватории не пропали даром. Для его общего и музыкального развития несравненно большее значение имело знакомство с членами Балакиревского кружка. Ещё будучи студентом, он при содействии Римского-Корсакова вошёл в содружество композиторов «Могучая кучка», которые тепло приняли одарённого юношу в свой клан как преемника «новой русской школы». Так состоялось знакомство с Мусоргским , Бородиным , Стасовым и приобщение к эстетическим идеалам кучкистов. И хотя Лядов застал кружок уже в период заката и неизбежного раскола, вызванного естественным самоопределением гениальных его представителей, он все же не мог не ощущать могучего воздействия великой традиции. Именно от неё унаследовал он ту «бесконечную преданность искусству и осознание себя как художника русского, национального», которые он пронёс через всю жизнь. Ко времени исключения Лядова из консерватории он зарекомендовал себя как талантливый и, несмотря на молодость, профессионально опытный музыкант.

Уже в конце 1876 года Балакирев привлёк его к сотрудничеству в подготовке к новому изданию партитур опер Глинки . Вероятно такая работа способствовала укреплению дружеских отношений между бывшем учителем и учеником, когда «прежние отношения профессора к непокорному ученику исчезли». Они становятся лучшими друзьями.

Лядов был прекрасным пианистом, хотя и не считал себя виртуозом и не занимался публичной концертной деятельностью. Все современники, слышавшие его игру, отмечали изящную, утончённо-камерную манеру исполнения. Наиболее оригинален цикл «Бирюльки», созданный в 1876 году и сразу выявивший талант двадцатилетнего композитора. От «Бирюлек» так и веет свежестью, молодым вдохновением. Лядовские фортепианные пьесы - своего рода музыкально-поэтические зарисовки отдельных жизненных впечатлений, картин природы, отображённых во внутреннем мире художника.

В 1878 году, чтобы оформить свою композиторскую зрелость, Лядов подаёт прошение о зачислении его в ряды студентов консерватории. На выпускных экзаменах в мае он полностью себя реабилитировал. Уже опытный композитор, он блестяще закончил консерваторию, представив в качестве дипломной работы выполненную на высоком профессиональном уровне кантату «Мессинская невеста», по Шиллеру.

В середине 1880-х годов Лядов вошёл в состав нового объединения петербургских музыкантов – «Беляевский кружок», где сразу занял ведущее положение, став членом руководящего триумвирата Римский-Корсаков, Глазунов, Лядов. Эта ведущая группа, при поддержке Беляева, выполняла самую сложную работу по отбору, редактированию, изданию новых сочинений.

Активное участие принимал Лядов и в музыкальных собраниях, известных под названием «Беляевских пятниц», где постоянно звучали его сочинения, оказавшие значительное воздействие на младших современников, представителей петербургской школы. С исключительной тщательностью Лядов также выполнял работу по корректуре издававшихся Беляевым произведений. Зная исключительную щепетильность и требовательность Лядова в отношении чистоты письма, Беляев именно ему поручал тогда эту работу и в шутку называл его «прачкой».

В 1884 году Лядов знакомится и с П. И. Чайковским , и с его родными. С Модестом Чайковским дружеское общение продолжалось до последних дней. В середине 1890-х годов в Беляевский кружок приходит Танеев и Скрябин . Последний обязан укреплением дружеских связей с издательством именно Лядову. Его привлекали сочетание тонкой лирической одухотворённости с благородством вкуса, изяществом и формальной законченностью.

Как художник Лядов сформировался довольно рано, и на протяжении всей его деятельности нельзя заметить сколько-нибудь резких переходов от одного этапа к другому. Уже в ранние годы Лядову было свойственна склонность к длительному вынашиванию своих замыслов, в течение длительного времени не доводившихся до окончательной отделки. Замедленность композитора и его сравнительно небольшая продуктивность смущали и огорчали всех, кто сочувственно относился к его дарованию. Одна из причин этого - материальная необеспеченность Лядова, вынужденного много заниматься педагогической работой.

В 1878 году он был приглашён в консерваторию профессором и в этой должности состоял до конца жизни. А с 1884 года он ещё и преподавал в инструментальных классах Придворной певческой капеллы. Надо сказать, что как педагог Лядов добился немалых успехов. Среди его учеников Прокофьев , Асафьев, Мясковский. Преподавание отнимало в день не менее шести часов. Лядов сочинял, по его собственному выражению, «в щёлочки времени», и это его очень удручало.

«Сочиняю мало и туго, - писал он своей сестре в 1887 году. - Неужели я только учитель. Очень бы этого не хотелось! А кажется, что кончу этим...» Вдобавок, с 1879 года он активно занимался дирижёрской деятельностью. Видимо, дирижирование влекло композитора с ранних лет. Наряду с симфоническим репертуаром в его программах были и вокально-хоровые произведения, и сольные, Бетховен , Моцарт, Мусоргский, Шуберт, Римский-Корсаков. «Хотя шло и неважно, благодаря любительскому оркестру, но Ляденька становится хорошим дирижёром».

С молодых лет формировалось у Лядова и то характерное скептическое мировоззрение, которое к концу жизни приняло пессимистическую окраску. В лядовской переписке всё время ощущается неудовлетворённость жизнью, собой, своим творчеством. Почти в каждом письме пишет он о скуке, тоске, которая мешает ему сосредоточиться как на работе, так и на отдыхе. Повсюду, где бы он ни находился, его преследуют грустные мысли, предчувствия «рокового конца», с годами усугублявшиеся.

Да и в самом образе жизни, в своих привычках он оставался консервативным. Внешне спокойно и крайне однообразно протекали его годы. «30 лет на одной квартире - зимой; 30 лет на одной даче - летом; 30 лет в весьма замкнутом круге людей», - отмечал А. Н. Римский-Корсаков. Кстати, все наиболее значительные сочинения композитора были написаны летом в селе Полыновка Новгородской губернии. Наслаждение свободой от консерваторских обязанностей связывалось с надеждами на новые сочинения: Вариации на тему Глинки, «Баркарола», «Про старину». Ему отвели отдельный домик с роялем. «Домик мой чудесный, но поможет ли он мне что-нибудь написать - не знаю».

В общем итоге количественные результаты композиторской работы Лядова оказались совершенно скромными. В год он выпускал по 2-3 сочинения.

В полосу творческого становления Лядов вступил к концу 1880-х годов, проявив себя как мастер миниатюры. Эта наклонность проявилась у него уже в первых фортепианных сочинениях, в которых выкристаллизовывались присущие ему краткость, отточенность музыкальной мысли и формы, ювелирная отделка деталей. Критики писали о его музыке: «Тончайший художник звука», «на место импозантности чувства выдвигает бережливость чувства, любование крупицами - жемчужинами сердца».

Вершиной же камерной формы явились, несомненно, прелюдии Лядова. Его вполне можно назвать основоположником русской фортепианной прелюдии. Этот жанр был особенно близок эстетическому мировоззрению Лядова-миниатюриста. Неудивительно, что именно в ней наиболее ярко проявились индивидуальные, специфические черты его почерка. Из сочинений 1890-х годов выделяются «Прелюдии-размышления», глубоко психологические, навеянные какой-то безутешной печалью.

Но не только инструментальная музыка увлекала композитора. Большой популярностью пользовались три тетради «Детских песен» написанные Лядовым в 1887-1890 годы. В их основу легли подлинно народные тексты древних, добылинных жанров - заклинаний, прибауток, присказок.

В оригинальных же авторских мелодиях «Детских песен» легко узнаются знакомые с детства интонации «нянюшкиных напевов», нежных колыбельных. «Детские песни» Лядова поражают удивительной чуткостью, трогательной любовью и глубоким пониманием детской души. Композитор подаёт мелодию то с мягким юмором, то с задорной игривостью, то в нарочито-важном, повествовательном тоне, то в плане гротеска и даже парадокса. В каждой из «Детских песен» проскальзывает тонкий лядовский юмор - ласковый и добрый. Но почти все они оставляют на душе чувство лёгкой грусти, жалости, а порой чуть жутковатого ощущения безвыходности и «нестроения» жизни.

«Не мог ли Лядов лучше засвидетельствовать свой русский дух, чем в своих обработках русских песен», - писал известный музыкальный критик Витол. Публикация первого из четырёх сборников «Песен русского народа для одного голоса с сопровождением фортепиано» (30 песен) относится к 1898 году, хотя заниматься русским фольклором Лядов начал ещё в 1880-е годы. Всего же Лядов обработал 150 русских народных песен.

В свою личную жизнь Лядов никого не допускал. В этом плане весьма характерным для него оказался факт сокрытия своей женитьбы в 1884 году от друзей. Никому из них не представил он свою супругу Н. И. Толкачёву, с которой счастливо прожил всю жизнь, воспитав двух сыновей.

Лядов словно специально отгораживался от внешнего мира, опасаясь его вторжения в свою жизнь, каких-либо изменений в ней к худшему. Быть может, именно этого вторжения извне ему и недоставало для творческой активности. В отличие от многих русских художников, находивших в зарубежных странствиях и в новых впечатлениях сильнейшие стимулы к творческой мысли, Лядов в силу своей природной инерции и вялости боялся «сдвинуться с места». Лишь дважды ровное течение петербургской жизни было нарушено короткими поездками за границу на Всемирную художественную выставку в Париж летом 1889 года, где исполнялись его сочинения, и в Германию в 1910 году.

Последний этап жизненного пути Лядова отмечен некоторыми изменениями в образовавшейся на протяжении предыдущих лет инерции. Однообразный, годами установленный жизненный уклад композитора оказался на время резко разрушенным первой русской революцией. Напряжённая общественно-политическая борьба непосредственно захватила область музыкального искусства. Уход Лядова из консерватории явился демонстрацией его искреннего возмущения отношением руководителей консерватории к Римскому-Корсакову, уволенному 19 марта 1905 года за поддержку революционной части студенчества.

Лядов полностью разделял выдвинутое профессурой требование об автономии консерватории, то есть независимости художественного совета и директора от руководства РМО. События этих месяцев вызывают совершенно исключительную активность Лядова, обычно мало ему свойственную.

Помимо восстановившейся в итоге педагогической работы в консерватории, музыкально-общественная деятельность Лядова в последнем десятилетии его жизни была связана с попечительским советом для поощрения русских композиторов и музыкантов, возникшем в январе 1904 года, после смерти Беляева, согласно его завещанию.

В 1900-е годы он ближе сдружился с А. Зилоти, который явился одним из первых исполнителей симфонических произведений Лядова – «Кикиморы», «Из Апокалипсиса». Он также был близок с Р. М. Глиэром, Н.Н. Черепниным, Л. Годовским, И. Падеревским.

В то же самое время Лядов сближается с представителями группы «Мир искусства», с Дягилевым , с художниками Головиным, Рерихом, Билибиным, которому он посвятил «Восемь русских народных песен для оркестра».

К искусству он предъявлял требования красоты, аристократизма, новизны. Жажда нового содержания, уводящего от повседневности, декларируется Лядовым в словах: «Мой идеал - найти в искусстве неземное. Искусство – царство того, чего нет на свете, я прозой жизни так объелся, что хочу только необыкновенного - хоть на голову становись. Дайте сказку, дракона, Русалку, лешего, дайте - чего нет, только тогда я счастлив, в искусстве я хочу есть жареную райскую птицу».

Блестящим подтверждением творческой эволюции Лядова являются и его знаменитые программные миниатюры, симфонические шедевры – «Баба-Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора». Созданные в 1904-1910 годы, они отразили не только традиции предшественников, но и творческие искания современности. Оркестровые сказочные картины Лядова, при всей самостоятельности их замыслов, можно рассматривать как своеобразный художественный триптих, крайние части которого («Баба-Яга» и «Кикимора») представляют собой яркие «портреты», воплощённые в жанре фантастических скерцо, а средняя («Волшебное озеро») - завораживающий, импрессионистский пейзаж.

Последняя работа в сфере симфонической музыки – «Кеше» («Скорбная песнь»), связана с символистскими образам Метерлинка. «Скорбная песнь» оказалась «лебединой песнью» самого Лядова, в которой, по словам Асафьева, композитор «приоткрыл уголок своей собственной души, из своих личных переживаний почерпнул материал для этого звукового рассказа, правдиво-трогательного, как робкая жалоба».

Этой «исповедью души» завершился творческий путь Лядова, чей оригинальный, тонкий, лирический талант художника-миниатюриста, быть может, проявился несколько раньше своего времени.

Смерть друзей - Стасова, Беляева, его сестры, уход старшего сына на войну, очередной творческий кризис отрицательно сказались и на состоянии здоровья композитора.

Русский композитор и педагог Анатолий Константинович Лядов родился в Санкт-Петербурге 29 апреля (11 мая) 1855 года в семье музыкантов – отец Лядова был дирижером Мариинского театра, мать – пианисткой. Учился в Санкт-Петербургской консерватории, но был исключен Римским-Корсаковым из его класса гармонии за «невероятную лень».

Русский композитор и педагог Анатолий Константинович Лядов родился в Санкт-Петербурге 29 апреля (11 мая) 1855 года в семье музыкантов – отец Лядова был дирижером Мариинского театра, мать – пианисткой. Учился в Санкт-Петербургской консерватории, но был исключен Римским-Корсаковым из его класса гармонии за «невероятную лень». Вскоре, однако, был восстановлен в консерватории и начал помогать М. А. Балакиреву и Римскому-Корсакову в подготовке нового издания партитур опер Глинки "Жизнь за царя" и "Руслан и Людмила". В 1877 с отличием окончил консерваторию и был оставлен в ней профессором гармонии и композиции. Среди учеников Лядова – С. С. Прокофьев и Н. Я. Мясковский. В 1885 Лядов начал преподавать теоретические дисциплины в Придворной певческой капелле. Несколько позже по поручению Императорского географического общества занимался обработкой собранных в экспедициях народных песен и выпустил в свет несколько сборников, высоко ценимых исследователями русского фольклора.

Композиторское наследие Лядова невелико по объему и состоит преимущественно из произведений малых форм. Наибольшей известностью пользуются живописные симфонические поэмы – "Баба Яга", "Волшебное озеро" и "Кикимора", а также "Восемь русских народных песен" для оркестра, два сборника детских песен (ор. 14 и 18) и ряд фортепианных пьес (среди них "Музыкальная шкатулка"). Он сочинил еще два оркестровых скерцо (ор. 10 и 16), кантату "Мессинская невеста" по Шиллеру (ор. 28), музыку к пьесе Метерлинка "Сестра Беатриса" (ор. 60) и десять церковных хоров (Десять обработок из Обихода, сборника православных песнопений). В 1909 С. П. Дягилев заказал Лядову для парижских «Русских сезонов» балет по русской сказке о Жар-Птице, но композитор тянул с выполнением заказа так долго, что сюжет пришлось передать И. Ф. Стравинскому. Умер Лядов в деревне близ г. Боровичи 28 августа 1914.

Биография
Анатолий Константинович Лядов - русский композитор, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. Родился 11 мая 1855 года в Петербурге в семье дирижера Мариинского театра К.Н. Лядова и пианистки В.А. Антиповой. Свои музыкальные занятия он начал под руководством отца, мать рано умерла. Анатолий Константинович- выходец из семьи профессиональных музыкантов (не только отец, но дядя, и дед композитора были известными дирижерами своего времени), он с ранних лет воспитывался в музыкальном мире. Одаренность Лядова проявлялась не только в его музыкальном таланте, но и в прекрасных способностях к рисованию, поэтическому творчеству, о чем свидетельствуют многие сохранившиеся остроумные стихотворения и рисунки.
В 1867-1878 годах Лядов обучался в Санкт-Петербургской консерватории у профессоров Ю. Иогансена (теория, гармония), Ф. Беггрова и А. Дубасова (фортепиано), а с 1874 года – в классе композиции у Н.А. Римского-Корсакова. Лядов закончил консерваторию, представив в качестве дипломной работы кантату «Заключительная сцена из "Мессинской невесты", по Шиллеру».
Общение с Н. А.Римским-Корсаковым определило всю дальнейшую судьбу молодого композитора - уже в середине 70-хгг. он вошел в состав «Могучей кучки» как младший представитель (вместе с А.К. Глазуновым) «Новой русской музыкальной школы», а вначале 80-х гг. - Беляевского кружка, где Лядов сразу проявил себя как талантливый организатор, возглавив издательское дело. На рубеже 80-х гг. началась дирижерская деятельность. Лядова в концертах Петербургского кружка любителей музыки и Русских симфонических концертах. В 1878г. он стал педагогом Петербургской консерватории. Среди его выдающихся учеников - Прокофьев, Асафьев, Мясковский, Гнесин, Золотарев, Щербачев. А с 1884 года он преподавал в инструментальных классах Придворной певческой капеллы.
Современники упрекали Лядова за малую творческую продуктивность (особенно его близкий друг Александр Глазунов). Одна из причин этого – материальная необеспеченность Лядова, вынужденного много заниматься педагогической работой. Преподавание отнимало у композитора много времени. Лядов сочинял, по его собственному выражению, «в щелочки времени» и это его очень удручало. «Сочиняю мало и сочиняю туго, - писал он своей сестре в 1887 году. - Неужели я только учитель? Очень бы этого не хотелось!»
До начала 1900-х гг. основу творчества Лядова составляли фортепианные произведения, преимущественно пьесы малых форм. Чаще это не программные миниатюры – прелюдии, мазурки, багатели, вальсы, интермеццо, арабески, экспромты, этюды. Большой популярностью пользовалась пьеса «Музыкальная табакерка», а также фортепианный цикл «Бирюльки». В жанровых пьесах оригинально претворены некоторые характерные черты музыки Шопена и Шумана. Но автор внес в эти жанры свое индивидуальное начало. В фортепианных произведениях встречаются образы русского песенного фольклора, они ярко национальны и в своей поэтической основе родственны музыке Глинки и Бородина.
Лирика Лядова обычно светлая и уравновешенная по настроению. Она сдержанна и слегка застенчива, ей чужды пылкие страсти и патетика. Отличительные особенности фортепианного стиля – изящество и прозрачность, отточенность мысли, преобладание мелкой техники – «ювелирная» отделка деталей. «Тончайший художник звука», он, по словам Асафьева, «на место импозантности чувства выдвигает бережливость чувства, любование крупицами – жемчужинами сердца».
Среди немногочисленных вокальных произведений Лядова выделяются «Детские песни» для голоса с фортепиано (1887-1890 годы). В их основу легли подлинно народные тексты древних жанров - заклинаний, прибауток, присказок. Эти песни, преемственно связанные с творчеством М.П.Мусоргского (в частности, циклом «Детская»), в жанровом отношении нашли продолжение в вокальных миниатюрах И. Ф. Стравинского на народные песни.
В конце 1890 -начале 1900-х гг. Лядов создал свыше 200 обработок народных песен для голоса с фортепиано и других исполнительских составов (мужские и женские, смешанные хоры, вокальные квартеты, женский голос с оркестром). Сборники Лядова стилистически примыкают к классическим обработкам М.А. Балакирева и Н.А. Римского-Корсакова. В них собраны старинные крестьянские песни и сохранены музыкально-поэтические особенности.
Итогом работы над песенным фольклором явилась сюита «Восемь русских народных песен» для оркестра (1906). Новое качество приобрела малая форма: его симфонические миниатюры при всей сжатости композиции - не просто миниатюры, а сложные художественные образы, в которых концентрировано выражено богатое музыкальное содержание. В симфонических произведениях Лядова сложились принципы камерного симфонизма - одного из характерных явлений в симфонической музыке ХХ века.
В последнее десятилетие жизни кроме сюиты «Восемь русских народных песен» были созданы и другие миниатюры для оркестра. Это программные оркестровые «картинки» сказочного содержания: «Баба-Яга», «Кикимора», «Волшебное озеро», а также «Танец Амазонки», «Скорбная песнь». Последняя работа в сфере симфонической музыки – «Скорбная песнь» (1914 год)связана с образами Метерлинка. Она оказалась «лебединой песнью» самого Лядова, в которой, по словам Асафьева, композитор «приоткрыл уголок своей собственной души, из своих личных переживаний почерпнул материал для этого звукового рассказа, правдиво-трогательного, как робкая жалоба». Этой "исповедью души" завершился творческий путь Лядова, композитор умер 28 августа 1914 года.
В течение своего творческого пути Лядов оставался поклонником классически ясного искусства Пушкина и Глинки, гармонии чувства и мысли, изящества и законченности музыкальной мысли. Но вместе с тем, он живо откликнулся на эстетические устремления своего времени, сблизился и вошел в творческие контакты с представителями новейших литературных и художественных течений (поэт С.М. Городецкий, писатель A. M. Ремизов, художники Н.К. Рерих, И.Я. Билибин, А.Я. Головин, театральный деятель С. П. Дягилев). Но неудовлетворенность окружающим миром не побуждала композитора к социальной проблематике в творчестве, искусство олицетворялось в его сознании с замкнутым миром идеальной красоты и высшей истины.

tattooe.ru - Журнал современной молодежи