Жизнь Катерины в родительском доме и жизнь в доме Кабановых (по пьесе Островского «Гроза»). I. Жизнь Катерины в родительском доме Дом катерины в грозе

Пьеса А.Островского «Гроза» была представлена за год до отмены крепостного права в 1859 г. Особенно выделяется в этом рассказе жизнь Катерины в родительском доме. Образ главной героини меняется с каждой главой, она ранимая и нежная.

О чем пьеса?

Действие происходит в вымышленном городе Калинове. Драма разворачивается в одном из купеческих домов на берегу Волги. Хозяйка дома купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова - властная и своенравная особа. Она держит в своих руках всех вокруг. Никто не может ей противостоять. Но ее рвение подчинить всех и все побуждает к завоеванию все новых и новых душ.

Красной линией между строк пьесы проходит тема конфликта поколений. И на сегодняшний день эта проблема актуальна и современна. Воплощение самодурства и желания править миром в образе Марфы Кабановой олицетворяет строй, установленный старшим поколением. Но особенно раскрывается образ Катерины, ее душевная трагедия не оставляет равнодушным никого.

Жизнь Катерины в доме свекрови

Появление в доме Кабановых нового члена семьи, Катерины, переключает внимание купчихи на новую жертву. Катерина Кабанова, невестка властной Марфы Игнатьевны, появилась в доме не по велению сердца, а по вине обстоятельств. Ее насильно выдали замуж за сына купчихи Тихона, воля которого порабощена матерью. Жизнь Катерины в родительском доме тоже не отличалась радостью и счастьем.

Появление Катерины вносит в атмосферу пьесы особый смысл, противопоставляя светлый образ душевной и набожной девушки «серому» существованию купечества середины XIX века. Образ девушки поражает читателя своей простотой, искренностью, она готова подарить миру свою доброту и может это сделать. Ее образ - единственный, который назван «лучом света в темном царстве».

Такие строгие рамки

Но рамки купеческого общества не позволяют ее душе раскрыться. Ее светлые сны и мысли, которыми она делится с сестрой мужа Варей, никому не нужны и непонятны. В купеческой среде нет места искренности и любви, свободе души и чистоте помыслов.

С детства Катя привыкла к безвозмездной любви своей матери, к радостному миру свободы и церковной мудрости. Девушке нечем дышать в купеческом доме, ей чужды изворотливость и вранье, царящие в обществе. Ее душа свободной птицей может взлететь только в снах, которые стали столь редки с наступлением замужества. Подробно описывается образ Катерины в «Грозе». Кратко представлены ее переживания и душевные муки.

Искать спасение в любви

Глотком свежего воздуха для Катерины становится любовь к Борису, племяннику такого же алчного, как Кабаниха и напыщенного купца Дикого. Оттого что вынуждена она коротать свои дни взаперти в царстве свекрови, Катерина ищет выхода своим чувствам в привязанности к Борису. Пока муж Катерины в отъезде, тайные свидания влюбленных помогают ей осознать, что любовь ее к племяннику Дикого на самом деле не является той любовью, от которой можно взлететь к звездам. Жизнь Катерины в чужом доме превращается в муку.

Она понимает, что безысходность ее положения подтолкнула ее к воображаемому любимому, который вовсе не так безупречен в своих помыслах, как ей бы хотелось. Оказалось, она придумала его сама. Ей нужен был хоть кто-то, кто смог бы разделить с ней ее светлые мысли, с кем она могла бы воплотить свои мечты о счастливой и свободной жизни. Жизнь Катерины в родительском доме заставляет главную героиню поверить в призрачную любовь.

Бессмертная душа, не склонившая голову

Купеческая вдова Марфа Кабанова в своей жажде власти так и не смогла добиться от невестки признания ее главенства. Катерина в глаза называет свекровь на «ты», тем самым давая понять, насколько она считает их равными. Мужа Катерина жалеет, понимая, что он никогда не сможет вырваться из материнских объятий самовольно, а мать ему этого не позволит. Его жалобы на жизнь не что иное, как признание своей инфантильности и привычки быть ведомым сильным вожаком.

А Марфа, подобно ядовитой паучихе, плела свои сети, липкие и крепкие, в которые нетрудно было попасть тем, кто жил в обществе, где царили обман, дурь и зависть. Появление смелого противника, гордого и молчаливого, раскрывает самоотверженное желание что-либо изменить в окружающем мире. Невозможность в одиночку противостоять закостенелой системе правления отражается в разразившейся грозе и находит свою кульминацию в самоубийстве главной героини. Для нее «не смерть желанна, а жизнь невыносима».

Протест, который заканчивается трагедией

Ее мечта взлететь как птица не кажется абсурдной и смешной. В ней воплотилось все отчаяние молодой девушки, вся боль и невообразимая душевная трагедия. Понимание самой сути жизни во лжи, нежелание и неумение притворяться и приспосабливаться приводят Катерину на край обрыва. Глубоко верующая, она не побоялась пойти на самоубийство, тем самым навечно лишив покоя свою неприкаянную душу, не побоялась гнева Божия и кары небесной. Протест Катерины в пьесе Островского «Гроза» заканчивается трагедией.

На тот момент Катерина была загнана в угол обстоятельствами. Ее признание в измене мужу и свекрови говорит о том, насколько чиста и высоко духовна была ее натура. Быть честной перед другими, но прежде перед собой, - вот изнанка ее души, самое дно.

«Гроза» А.Островского поразила его современников смелостью рассуждений Катерины и восхитила силой характера такой хрупкой и нежной души. Молчаливое противостояние и неподчинение воле существующего режима создает ощущение непрекращающейся борьбы и уверенности в победе, пусть не сейчас, но непременно.

Образ Катерины побудил многие молодые умы воспрянуть к борьбе с самодержавием, укрепить волю и дух испытаниями и найти свой путь к свету во имя свободы и справедливости. Задание по «Грозе» - «Жизнь Катерины в родительском доме» дается в средних школах. Образ девушки-мученицы популярен и по сей день.

Катерина – луч света в «темном царстве»

Казарцева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ


  • Начертить таблицу: распределение действующих лиц по социальному конфликту.
  • Хозяева жизни. Дикой.
  • Хозяева жизни. Кабаниха.
  • Сходства и различия Дикого и Кабанихи.

  • Положение женщины в русском обществе;
  • Домострой – памятник письменности 16 века
  • Катерина


В I половине 19 века положение женщины в России было зависимым во многих

отношениях. До замужества она жила под

непререкаемой властью родителей, а после свадьбы ее хозяином становился муж. Основной сферой деятельности женщины низших сословий была семья. Согласно принятым в обществе и закрепленным в «Домострое» правилам, она могла рассчитывать только на домашнюю роль: роль дочери, жены, матери. Духовные потребности большинства женщин, как и в допетровской Руси, удовлетворяли церковные праздники и церковные службы.

«Домострой» памятник русской письменности 16 века, представляющий свод правил семейного быта


Катерина. Имя – образ - судьба

Екатерина разговорное Катерина,

в переводе с греческого : чистая, благородная, благопристойная:

1.соответствующая принятым в обществе правилам поведения, морали.

2. Соблюдающая правила поведения, приличия (о человеке)…СИНОНИМЫ –приличный, скромный


Жизнь в родительском доме

Что рассказывает Катерина о жизни в родительском доме?


Катерина в родительском доме

«Жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «работать не принуждала».

Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду


  • А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху.
  • - как церковь формировала и нравственное, и эстетическое чувство девушки?


Особенности жизни Катерины в родительском доме

Черты характера Катерины, развившиеся под влиянием жизни у родителей

1.Сердечное отношение родных.

Болезненная впечатлительность, экзальтированность.

2. Посещение церкви, слушание рассказов странниц, богомолок....

Романтическое отношение к жизни.

3.Относительная свобода.


Катеринао жизни в семье Кабановых

«Я у вас завяла совсем», «да здесь все как будто из-под неволи».

Атмосфера дома - страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?»




Что подтолкнуло Катерину на любовь к Борису?

От чего бежала Катерина, решаясь на свидание с Борисом?

К чему стремилась Катерина?

  • Через что пришлось переступить Катерине?
  • На какую любовь рассчитывала Катерина, выходя на свидание к Борису?

Почему Катерина ищет выход в любви?

«Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем я притворяюсь-то!.. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь... Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!.. »

Любила ли Катерина мужа?


  • Варвара. А не стерпится, что ж ты сделаешь?
  • Катерина. Что я сделаю!
  • Варвара. Да, что сделаешь?
  • Катерина. Что мне тогда захочется, то и сделаю.
  • Варвара. Сделай попробуй, так тебя здесь заедят.
  • Катерина. А что мне! Я уйду, да и была такова.
  • Варвара. Куда ты уйдешь! Ты мужняя жена.
  • Катерина. Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться, а уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь.
  • - Прокомментируйте диалог


Барыня. Что, красавицы? Что тут делаете? Молодцов поджидаете, кавалеров? Вам весело? Весело? Красота-то ваша вас радует? Вот красота-то куда ведет. (Показывает на Волгу.) Вот, вот, в самый омут.

Варвара улыбается.

Что смеетесь! Не радуйтесь! (Стучит палкой.) Все в огне гореть будете неугасимом. Все в смоле будете кипеть неутолимой. (Уходя.) Вон, вон куда красота-то ведет! (Уходит.)


Покаяние Катерины – проявление силы или слабости героини?

Считается, что эта сцена – самое напряженное место в пьесе. Вспомните термин, обозначающий максимальное напряженность в жизни героев.

Кульминация


«Страшный суд»

В.М.Васнецов


"Э, что меня жалеть, никто не виноват, - сама на то пошла. Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю... Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?"


Какова сила любви Катерины?

Почему героиня так безропотно «принимает» решение Бориса оставить её?

Возьми меня с собой отсюда.

Нельзя, Катя; не по своей воле я еду, дядя посылает.

Какой выход из создавшейся ситуации видите вы?


Позитивные стороны

Негативные стороны

«Я буду жить, дышать, видеть небо, следить за полетом птиц, ощущать на себе солнечный свет...»

«Свекровь заест совсем...»

«Я буду перед Богом чиста, буду снова молиться, замолю свои грехи...»

«Никогда не быть мне свободной...»

«Запрут - вот и будет тишина, никто мешать не будет...»

«Тихон не простит, снова придется видеть его недовольное лицо...»


Негативные стороны

Позитивные стороны

«Мою любовь у меня никто не отнимет...»

«Бориса никогда не увижу, снова эти ночные страхи, эти долгие ночи, эти долгие дни...»

«Кабанова стара, скоро ей понадобится моя помощь...»

«Сколько радости принесут мне дети...»


В детстве

В семье Кабановых

«Точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «работать не принуждала». Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду

«Я у вас завяла совсем», «да здесь все как будто из-под неволи». Атмосфера дома - страх.

Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой)

«Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?»

Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие

Для Катерины главное - жить согласно своей душе

Для Кабанихи главное - подчинить, не дать жить по-своему


Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу: все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше... Под деревцом могилушка... как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит... весной на ней травка вырастет, мягкая такая... птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие... всякие (задумывается), всякие... Так тихо, так хорошо! Мне как будто легче! А о жизни и думать не хочется


самоубийство Катерины

протестом

против «темного царство» ?


«Гроза» в русской критике

Н.А.Добролюбов: «Катерина –луч света в темном царстве. В трагическом конце…дан страшный вызов самодурнойсиле. В Катерине мы видим протест против кабановскихпонятий о нравственности, протест, доведенный до конца…» (Н.А.Добролюбов «Луч света в темном царстве»).

________________________________________________________________ Д.И.Писарев: «Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума…Она разрубает затянутые узлы самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой».(Д.И.Писарев «Мотивы русской драмы»)

Какого мнения вы придерживаетесь и почему?


Домашняя работа

1.Написать эссе на тему: «Самоубийство Катерины – сила или слабость ее характера?»

2. Ответить на вопрос:

Какой смысл вложен в название пьесы?


Информационные источники

15слайд - Катерина

16 слайд – Катерина и Варвара

17слайд – Катерина

18слайд- под сводами церкви

20слайд – покаяние Катерины

21слайд – картина Васнецова

22слайд – Катерина с Борисом

Прощание Катерины с Борисом

Катерина и Борис на скамейке у Волги

23слайд – Катерина с Борисом

27слайд - Катерина

28слайд – Катерина и Тихон

Шаблон учителя Морозовой Н.Т

4слайд – женщина в 19 веке

5слайд – «Домострой»

6слайд - Катерина

7слайд – Вид на Волгу

8слайд - Катерина

9слайд - церковь

10слайд – девочка, служба в церкви

Свет в церкви

12слад – Кабаниха, Катерина, Борис

13слайд – Дикой и Кабаниха

14слайд – вечерний моцион

Катерина задумана Островским как положительный образ, с цельным, смелым, решительным и свободолюбивым характером и в то же время светлым, любящим, созидательным, исполненным глубокой поэзии. Он всячески подчеркивает ее связь с народом. При всем развитии действия Островский говорит о победе Катерины над темным царством.

Жизнь Катерины в родительском доме была схожа в отношении быта с домом Кабановых, те же странницы с их рассказами, чтение житий святых, посещение церкви. Но эту «бедную содержанием жизнь она восполняла своим душевным богатством».

Весь рассказ о жизни Катерины проникнут большой нежностью к прошлому и ужасом перед настоящим: «Таково хорошо было» и «я у вас завяла совсем». И самым ценным, утраченным теперь, было ощущение воли. «Я жила точно птичка на воле», «...что хочу, бывало, то и делаю», «матушка меня не принуждала». И на замечание Варвары, что быт дома родителей Катерины похож на их быт, Катерина восклицает: «Да здесь все как будто из-под неволи». Удивительно просто, искренне, так, как чувствует, без единого украшающего слова рассказывает Катерина: «Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью».
Церковь и религия с юности заняли большое место в жизни Катерины.

Выросшая в патриархальной купеческой семье, она не могла быть иной. Но ее религиозность отличается от обрядового фанатизма Диких, Кабаних не только своей искренностью, но и тем, что все, связанное с религией и церковью, она воспринимала прежде всего эстетически. «И до смерти я любила в церковь ходить! Точно бывало я в рай войду».

Церковь насытила образами ее фантазии и сны. Глядя на солнечный свет, льющийся из купола, она видела в нем поющих и летающих ангелов, «снились ей храмы золотые».
От светлых воспоминаний Катерина переходит к тому, что она переживает сейчас. Катерина глубоко искренна и правдива, она хочет все рассказать Варваре, ничего не утаить от нее.

С характерной для нее образностью, стремясь как можно точнее передать свои ощущения, она рассказывает Варваре: «Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то; кто-то так ласково говорит со мной, точно голубит меня, точно голубь воркует. Уже не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду».
Все эти образы свидетельствуют о богатстве душевной жизни Катерины.

Сколько тончайших нюансов зарождающегося чувства передано в них. Но когда Катерина пытается осмыслить то, что происходите ней, она опирается на понятия, воспитанные у нее религией; проснувшееся чувство она воспринимает сквозь призму своих религиозных представлений: «Грех у меня на уме... не уйти мне от этого греха». И отсюда предчувствие беды: «Перед бедой перед какой-нибудь это...», «Нет я знаю, что умру» и т.д.

Религия не только наполнила своими образами ее фантазии и сны, она опутала ее душу страхом - страхом «геенны огненной», страхом греха. Смелая, решительная Катерина, не боявшаяся даже грозной Кабанихи, не боявшаяся смерти - боится греха, везде ей мерещится лукавый, гроза ей представляется наказанием божьим: «Мне умереть не страшно, а как подумаю, что вдруг я явлюсь перед богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговора-то - вот что страшно».

Катерине присуще постоянное стремление куда-то, жажда справедливости и правды, неумение терпеть обиды. Не случайно в качестве примера проявления своего горячего сердца она вспоминает случай из раннего детства, когда ее кто-то обидел, и она уехала на лодке: «...дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли верст за десять».

Наряду с горячностью и решительностью Катерины Островский показывает ее чистоту, неопытность, девичью застенчивость. Услышав слова Варвары: «давно уже я заметила, что ты любишь другого человека», Катерина пугается, ей страшно, быть может, потому, что то, в чем она не смеет себе признаться, стало явным. Ей хочется услышать имя Бориса Григорьевича, ей хочется узнать о нем, но она не спрашивает об этом. Робость заставляет ее только поставить вопрос: «Ну так что ж?» Варвара высказывает то, в чем Катерина сама боится себе признаться, в чем она обманывает себя. То она стремится доказать себе, что любит Тихона, то она и думать не хочет о Тихоне, то она с отчаянием видит, что чувство сильнее ее воли, и эта неодолимость чувства кажется ей страшным грехом. Все это необыкновенно выразительно отражается на ее речи: «Не говори мне про него, сделай милость, не говори! Я его и знать не хочу. Я буду мужа любить». «Разве я хочу об нем думать; да что делать, коли из головы нейдет. Об чем ни задумаю, он так и стоит перед глазами. И хочу себя переломить, да не могу никак».


Стремясь победить свое сердце, она все время апеллирует к своей воле. Путь обмана, такой обычный в темной царстве, неприемлем для Катерины. В ответ на предложение Варвары: «А по-моему делай, что хочешь, только бы шито да крыто было», Катерина отвечает: «Не хочу я так. Да и что хорошего. Уж я лучше терпеть буду пока терпится»; или «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь». «Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь».


Катерина не хочет лгать, Катерина не знает компромиссов. Слова ее, необыкновенно решительно, энергично сказанные, говорят о ее цельности, безудержности, способности идти до конца.

Урок литературы в 10 классе (заключительный в серии уроков по драме А.Н.Островского «Гроза»)

Тема: Трагическая острота конфликта Катерины (по драме А.Н.Островского «Гроза»).

Цели:
учебная: знание текста пьесы;
задачи:
раскрывать образы главных героев пьесы, выяснить обусловленность их поступков психологическими мотивами;

выявить основной конфликт пьесы, объяснить его суть, понять причины;

развивающая: развивать аналитическое мышление, творческие способности;
воспитывающая: воспитывать нравственные качества личности, учить высказывать свое мнение.

Оборудование : пьеса А.Н.Островского «Гроза», иллюстрации к пьесе, портреты актрис, сыгравших Катерину.

Гроза» - драма зарождения, развития и возобладания в душе героини тех страстей,

которые затем обнаруживают себя

в греховных выбросах ее поступков.

М.М.Дунаев.

Ход урока:

I . Организационный момент.

Сообщение темы и целей урока.

II . Изучение нового материала (на основе домашней подготовки учащихся)

Анализ избранных сцен.

Учитель. В течение урока нам предстоит ответить на 4 главных вопроса:

Почему Катерина полюбила Бориса?

Почему она решилась на свидание с ним?

Почему покаялась перед всеми?

Почему совершила самоубийство?

Чтобы ответить на этот вопрос, сначала выясним, а какая она, Катерина. Что мы о ней знаем?

1. Жизнь Катерины в родительском доме (Д.1, явл.7)

Как Катерина жила в родительском доме?

Как относились к ней родные?

Как проводила время?

Была она свободна в своих поступках?

Какие черты характера развились в ней под влиянием жизни в родительском доме?

Можно ли сказать, что её отношение к жизни было романтическим?

Какие поступки Катерины говорят о страстности её натуры? (Д.2, явл.2: от обиды села в лодку и уплыла из дома.)

Жизнь Катерины в родительском доме

Сердечное отношение родных.

Посещение церкви. Рассказы странниц, богомолок.

Свобода. (Д.2, явл.7)

Сформировавшиеся черты характера

Болезненная впечатлительность. Экзальтированность. Парение духа. («Плачу, не знаю о чем»)

Романтическое отношение к жизни.

Моральная чистота.

Страстность натуры, стремление к свободе. (Царствие Божие нудится !)

Вывод. К житейским трудностям её не готовили! Но жизнь не праздник, а тяжкий труд. Она не усвоила, что Царствие Божие нудится!

2. Жизнь Катерины в доме Кабановых. (Д.2, явл.3-8)

Жестокое отношение Кабанихи (обрядоверие).

Постоянное духовное подавление.

Непонимание ее натуры со стороны мужа (безверие на деле).

Учитель.

Как повлияла на Катерину такая жизнь в семье мужа?

В чем она изменилась?

Какие прежние черты характера проявляются с новой силой?

Катерина чувствует свою обреченность, осознаёт её и замыкается в себе. Она делает попытки изменить ситуацию (сцена прощания с Тихоном), но её не понимают. Разочаровывается в семейной жизни.

И отсюда - страстное стремление к свободе, любви, счастью.

3. Анатомия страсти и греха

Осознает ли Катерина это стремление грехом? (Д. 1, явл.7)

Почему боится грозы? (Д.1, явл.9)

Какие чувства борются в Катерине?

(Любовь и желание счастья - одновременно это и вызов Кабанихе, протест -

но, с другой стороны, осознание этого чувства грехом.)

Как же решается этот конфликт? (Трагически. Выхода нет, т.к. самоубийство – это не выход.)

Что такое грех? Как рождается грех?

Путь греха.

Учитель. «Отцы-пустынники», по слову А.С.Пушкина, прекрасно знали анатомию греха. По их мнению, грех овладевает душой человека постепенно, проходя несколько ступеней.

    Прилог есть невольное движение сердца под влиянием внешнего восприятия или мысли. (Приражение)

    Сосложение (сочетание) нашей мысли с прилогом.

    Стадия внимания (уже пленились мысленно).

    Услаждение помыслами.

    Пожелание и сам поступок.

Учитель. Внимательно прочитав драму, мы увидим, что Катерина, действительно, приняв помысел, довольно быстро проходит эти ступени. В этом ей помогают не только обстоятельства, но и недобрые люди. Кроме самообольщения Катерины (самообмана, поиска краденого счастья), в драме обнаруживается и обольщение другими.

4. Какова роль Варвары в этой истории? (Даёт ключ, подстрекает, советует: «Живи, как хочешь, лишь бы было шито-крыто».)

Анализ сцены с ключом
(2 действие, явление 10)

    Возмущение;

    Размышление о нелегкой женской доле;

    Размышление о своей судьбе;

    Видит причину своих бед в свекрови;

    Рассуждение о ключе;

    Пугается воображаемых шагов и прячет ключ в карман;

    Убеждает себя в том, что нет греха, если она разок посмотрит на любимого;

    Ключ от садовой калитки становится ей дороже всего на свете.

5. Обратим внимание, что сцена первого свидания происходит в овраге . Автор не случайно избирает такое место!

Анализ сцены первого свидания ( Д.3, сцена 2)

    Происходит в овраге - замкнутом пространстве, потайном месте.

    Обрамлена банальной встречей Кудряша и Варвары, их веселой песней, прославляющей свидания любовников.

    Подчеркивается степень падения героини (отвергая старое, Катерина бросает себя в пропасть(овраг) греха и загоняет в безвыходное положение).

Легко ли далось Катерине такое решение? Нет!

Она оправдывается перед Кабанихой, просит Тихона забрать её с собой, отталкивает Варвару с ключом, сама мучается. Но трагизм в том, что ей никто не помог. Она не справилась с собой.

6. Проанализируем сцену всенародного покаяния Катерины. (д.4, явл.6.)

Почему она это делает?

Природа нравственного конфликта Катерины (это сближает её с классическими героинями русской литературы, вспомним ТатьянуЛарину) заключается в невозможности жить во грехе , в разладе со своей совестью.

На ней лежит бремя ответственности и вины перед Тихоном и Борисом.

7. Обратим внимание на сцену прощания Катерины с Борисом ( д.5, явл.3)

    Борисом движет только страх.

    Катериной – чувство вины перед ним и смертная тоска, так как для неё завтрашнего дня нет. Заметим, насколько же Катерина крупнее как личность, чем её избранник.

III . Сделаем выводы.

- Почему же Катерина утопилась? ( Снова бунт, не покаялась до конца.)

- Как могла бы жить Катерина теперь, после своего падения? (Только смиряться.)

Учитель. Можно вспомнить в этой связи финал драмы «Бесприданница», написанной Островским после «Грозы»: самоубийство Катерины и смерть Ларисы, которая не решилась на самоубийство. Погибая от руки Карандышева, произносит последние слова: «Живите, живите все! Я ни на что не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь…Я вас всех …всех люблю. (посылает поцелуй.)

Какой финал кажется более мудрым, более соответствующим национальной этической традиции?

Какие выводы на основании проведенного анализа текста мы можем сделать?

В чем трагизм судьбы Катерины?

    Внешние обстоятельства («темное царство») закрыли ей движение к подлинной любви.

    Внутренних собственных сил для смирения ей недостает.

    Она в духовном одиночестве (а его можно одолеть только верою).

    Но вера разрушена грехом и отчаянием.

    Угасание веры приводит к самоубийству

Учитель. Представляется важным обсудить вопрос и о самоубийстве Катерины. Прочитайте слова известного русского философа Н.А.Бердяева:

    Самоубийца – всегда эгоцентрик, для него нет больше Бога, ни мира, ни других людей, а только он сам.

    Самоубийство есть отрицание трех высших христианских добродетелей – веры, надежды и любви.

    Психология самоубийства есть психология обиды , обиды на жизнь, на мир, на Бога. Но психология обиды есть рабья психология . Ей противостоит психология вины , которая есть психология свободного и ответственного существа .

    В сознании вины обнаруживается большая сила, чем в сознании обиды.

Докажите, опираясь на содержание драмы «Гроза», прав ли он в своем мнении.

Учитель. В 1859 г. появились два тома пьес Островского, что послужило поводом для статьи «Тёмное царство» Н. А. Добролюбова, который воспользовался правдивым изображением русской жизни для своих политически радикальных выводов. В статье «Луч света в тёмном царстве» (1860) Добролюбов назвал пьесу «Гроза» (1859) «самым решительным произведением» Островского, но эта политическая радикализация самому драматургу была чужда . В «Грозе» очевиден протест против самодурства как порождения косности и необразованности (Дикой и Кабаниха), протест против таких последствий самодурства, как смирение слабых (Тихон и Борис) и обман сильных (Варвара, Кудряш). Но такая форма протеста, как грех и покаяние Катерины, показывает, что её характер столь же своеволен, как и характер Кабановой.

IY . Домашнее задание . Письменно ответить на вопрос: «Самоубийство Катерины – это сила или слабость?»

Библиография.

  1. Дунаев М.М. Православие и русская литература. В 6-ти частях.- М., Христианская литература. 2001. – Т.1-2.

  2. А. Н. Островского, автора многочисленных пьес о купечестве, создателя репертуара для русского национального театра, по праву считают “певцом купеческого быта”. И сидит он у входа в Малый театр, изваянный резцом скульптора Андреева, и напоминает нам о прошлом, о темном, смешном и страшном мире своих многочисленных героев: Глумовых, Боль-шовых, Подхалюзиных, Диких и Кабаних.
    Изображение мира московского и провинциального купечества, с легкой руки Добролюбова названного “темным царством”, стало главной темой творчества Островского.
    Не исключение и драма “Гроза”. Сюжет пьесы прост и типичен для той среды и эпохи: молодая замужняя женщина Катерина Кабанова, не найдя отклика своим чувствам в муже, полюбила другого человека. Мучимая угрызениями совести и не желая принять мораль “темного царства” (“Делай что хочешь, лишь бы все шито да крыто было”), она признается в своем поступке всенародно, в церкви. После этого признания жизнь ее становится настолько невыносимой, что она кончает жизнь самоубийством.
    Образ Катерины является самым ярким в пьесе Островского “Гроза”. Добролюбов, подробно анализируя образ Катерины, назвал ее “лучом света в темном царстве”.
    Хорошо и беспечно протекала жизнь Катерины в родительском доме. Здесь она чувствовала себя “на воле”. Жила Катерина легко, беззаботно, радостно. Очень любила свой сад, в котором так часто гуляла и любовалась цветами. Рассказывая потом Варваре о своей жизни в родном доме, она говорит: “Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю”. Катерина отличается от всех представителей “темного царства” глубиною своих чувств, честностью, правдивостью, смелостью, решительностью. Воспитываясь в хорошей семье, она сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, искренняя, горячая натура с открытой душой, которая не умеет обманывать. “Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу”, - говорит она Варваре, которая утверждает, что все в их доме держится на обмане. Эта же Варвара называет нашу героиню какой-то “мудреной”, “чудной”. Катерина сильная, решительная, волевая натура. Она с детства была способна на смелые поступки. Рассказывая о себе Варваре и подчеркивая всю свою горячую натуру, она говорит: “Такая уж я зародилась горячая!”
    Катерина очень любила природу, ее красоту, русские песни. Поэтому речь ее эмоциональная, восторженная, музыкальная, напевная, проникнута высокой поэзией и иногда напоминает нам народную песню. Воспитываясь в родном доме, наша героиня приняла все вековые традиции своей семьи: покорность старшим, религиозность, подчинение обычаям. Катерина, которая нигде не училась, любила слушать рассказы странниц и богомолок и воспринимала все их религиозные предрассудки, отравившие ее молодую жизнь, заставившие ее воспринимать любовь к Борису как страшный грех, от которого она пытается и не может уйти. Попав в новую семью, где все находится под властью жестокой, суровой, грубой, деспотичной Кабанихи, Катерина не находит участливого отношения к себе. Мечтательная, честная, искренняя, доброжелательная к людям, Катерина особенно тяжело воспринимает гнетущую атмосферу этого дома.
    Постепенно жизнь в доме Кабанихи, которая постоянно оскорбляет ее человеческое достоинство, становится для нее невыносимой. В ее молодой душе начинает уже зарождаться глухой протест против “темного царства”, которое не дало ей счастья, свободы и независимости. Этот процесс углубляется... Катерина кончает жизнь самоубийством. Тем самым она доказала свою правоту, нравственную победу над “темным царством”. Добролюбов в своей статье, давая оценку образу Катерины, писал: “Вот истинная сила характера, на которую во всяком случае можно положиться! Вот высота, до которой доходит наша народная жизнь в своем развитии!”
    То, что поступок Катерины был типичен для своего времени, подтверждает и тот факт, что в Костроме произошел аналогичный случай в семье купцов Клыковых. И долго после этого артисты, исполнявшие главные роли в пьесе, гримировались так, чтобы в них можно было увидеть сходство с Клыковыми.
tattooe.ru - Журнал современной молодежи