Комментарии читателей. Имидж библиотеки: от идеального к реальному Проблемы формирования имиджа библиотеки

Вряд ли необходимо оспаривать необходимость создания привлекательного имиджа библиотеки. В самом сознании каждого современного человека может закрепиться представление об имидже именно как о конкретной ценности, и от наличия и качества полностью зависит успешность деятельности библиотеки.

Определение 1

Имидж библиотеки - довольно распространенный и очень устойчивый образ, который сформировался в сознании самых разнообразных групп населения от её работы.

Существуют меры, предпринимаемые для улучшения популярности имиджа библиотеки. Есть еще несколько трудно прогнозируемых факторов, самый главный – сложившийся под воздействием литературных источников и СМИ о представлении деятельности похожих библиотек. Также можно сказать, что имиджем является распространенный стереотипный образ определенного объекта (явления, предмета). Но имидж не является синонимом такого понятия, как «образ», потому как включает набор самых лучших качеств.

Виды имиджа библиотеки

Имидж любой библиотеки складывается из: внутреннего имиджа, независимого имиджа и внешнего имиджа.

Определение 2

Внешний имидж - восприятие каждой библиотеки субъектами внешней среды: средствами массовой информации и местной властью, населением, посетителями, так далее.

На формирование внешнего имиджа могут оказывать влияние:

  1. Внутренний и внешний вид здания, благоустроенность прилегающей территории и его местоположение.
  2. Качество услуг и продукта.
  3. Паблик рилейшнз и реклама.
  4. Внешний вид работников.
  5. Комфортность библиотечной среды.
  6. Умение поддерживать деловые отношения с пользователями или с партнёрами.
  7. Социальная политика (участие в различных благотворительных акциях).
  8. Финансовая стабильность.

Определение 3

Внутренний имидж - восприятие библиотеки ее работниками.

Внутренний имидж могут определять:

  1. История организации.
  2. Организационная культура: наличие фирменного стиля; миссия, ценности, стандарты, нормы, образцы поведения и формальные процедуры, принятые в организации.
  3. Организация внутренних коммуникаций.;
  4. Мотивация сотрудников, отношение к предприятию и всем служебным обязанностям.
  5. Стиль управления, политика в развитии и обучении трудового персонала, создания системы поощрений и планирования карьеры.
  6. Психологический климат в коллективе и так далее.

Как показали исследования, многие работники библиотек очень серьезно относятся к мысли, что именно от их отношения к данной профессии и имеющего соответствующего самоуважения зависит размер поддержки, которую оказывают библиотеке её читатели. На самом деле внутренний имидж надо рассматривать как главную составляющую внешнего имиджа.

Все работники являются главными информаторами пользователей о реальной работе и внутренней атмосфере, именно поэтому быстро привести к потере доверия у пользователей может негативный внутренний имидж также быстро, как и негативный внешний имидж. А положительный внутренний имидж сможет обеспечить сплоченность всего коллектива, дать уверенность каждому сотруднику в завтрашнем дне, будет стимулировать работника к активной работе, а также к повышению личной квалификации и прочее, все это положительно сможет отразиться на внешнем облике любой организации.

Независимым (от деятельности организации) имиджем является обобщенный образ, который складывается под влиянием обобщающего представления об аналогичных предприятиях в общественном сознании. Все получает свое отражение в виде типичных изображений и описаний, в кино, в художественной литературе и прочее.

Построение целостного имиджа это не одноразовые рекламные кампании и мероприятия, а постоянная работа по проведению и по разработке разных мероприятий, которые ориентированы на формирование элементов имиджа.

Существуют факторы, которые определяют внешний имидж библиотеки. Самым главным является качество ее продуктов и услуг. Конечно же, если услуги предлагаемые библиотекой не могут оправдать всех ожиданий пользователя, тогда не помогут ни реклама и PR-кампании, никакие затраты на создание привлекательного имиджа. Самое основное условие качества, по мнению многих специалистов, – это уметь слушать каждого пользователя, потому как в данном случае обслуживание будет полностью соответствовать их ожиданиям.

Самые главные элементы формирования имиджа

Самыми главными элементами, которые воздействуют на формирование имиджа здания библиотеки, являются:

  • состояние всей прилегающей территории, крыльца и ступеней, входной двери;
  • указатели и вывески, окна и двери;
  • вестибюль с разными объявлениями;
  • абонемент и читальный зал, лестницы;
  • оформление кафедр выдач, виды каталогов;
  • внутренний двор, отсутствие или присутствие бюстов и статуй.

Поэтому почти все специалисты предлагают свои рекомендации по оформлению всех данных зон.

Необходимо обратить особое внимание на благоустройство всей прилегающей территории. Поэтому привлекательность библиотеки сможет увеличить: терраса, садик; сопутствующая торговля (кафетерий, магазин, книжный киоск); навес для велосипедов, автомобильная стоянка; малые архитектурные формы, места для игр, детская площадка.

Большое значение имеет комфортность библиотечной среды для создания именно положительного имиджа библиотеки. Комфортной библиотечной средой называют среду, которая сможет благожелательно, оперативно и дифференцированно, красиво и легко удовлетворить все информационные потребности, способствовать их формированию.

Замечание 1

Целью по управлению комфортной библиотечной средой является создание необходимых условий для творческой деятельности всех читателей, а также каждого работника библиотеки, который участвует в процессе обслуживания.

Также степень комфортности среды можно легко определить именно количеством барьеров, которые пользователю надо преодолеть, чтоб получить необходимую информацию либо документальный источник. Самым идеальным считают такой вариант, когда пользователь может самостоятельно найти информацию, не обращаясь за помощью к сотрудникам библиотеки.

Что такое имидж? Образ? Но имидж не равен образу. Имидж - это тот образ, к которому имеется отношение. Имидж отражает впечатление, которое производит его носитель. Но впечатление - это бытовой, а не научный термин. Итак, все-таки имидж - это мнение. Ваше мнение о данном человеке, о данной профессии. Написала и задумалась: а есть ли вообще проблема имиджа библиотечной профессии? Как же это определить? Статус-ит: как должно быть. Статус-кво: то, как нас воспринимают окружающие. Применительно к библиотечной профессии это выглядит так. Статус-ит: деловая женщина, профессионал, информационный менеджер. Статус-кво: «серая мышка», не профессионал в данной области, случайный человек в библиотеке. Итак, мы можем говорить о том, что вопрос об имидже профессии школьного библиотекаря правомерен. Считается, что имидж должен стать частью действий публичных людей. Тем более это относится к представителям библиотечной профессии. Кто как не библиотекари, школьные библиотекари ежедневно общаются с огромным количеством людей? Смело можно говорить о том, что они - публичные люди.

Долгое время в средствах массовой информации, художественной литературе (как русской, так и мировой), киноискусстве формировался отрицательный образ библиотекаря (тусклая внешность, волосы, убранные в пучок, тихая, а порой даже забитая женщина). И что удивительно - библиотекари не пытались сломать данное представление о себе.
Но прошло время, и появился интерес к восприятию другими своей профессии. Это связано с изменениями в стране и в самом библиотечном сообществе. Библиотекари выходят на международный уровень, общаются с коллегами из разных стан, и как следствие этого приходит понимания себя и место своей профессии в мире. Возникает потребность во взгляде на себя со стороны, возникает проблема имиджа библиотечной профессии.
Проблема имиджа библиотеки и библиотекаря изучается во многих странах (но, к сожалению, не в России). В австралийских исследованиях отмечается, что библиотекари сами поддерживают свой негативный имидж. В 1990 г. P.G. Schuman отметил, что имидж библиотекаря очень часто сосредоточивается на физических стереотипах. Критика выражается не столько в имидже застенчивой старой девы, сколько в отсутствии осознания обязанностей библиотекаря. От хранителей знаний, отвечающих на изолированные справочные вопросы, библиотекари должны переходить к роли деятельных профессионалов, ассистирующих пользователю в решении его проблем. В США было проведено исследование «Имидж библиотекаря медицинских библиотек США». Его результаты показали, что, с одной стороны, библиотекари воспринимаются как образованные люди, готовые прийти на помощь, а с другой - как люди старомодные, робкие, сосредоточенные на себе, следующие за буквой закона.
В нашей стране подобных исследований по изучению имиджа библиотекарей, а тем более школьных библиотекарей, не проводилось. В своей работе я хотела бы коснуться данной проблемы и определить, что же нужно сделать для формирования имиджа школьного библиотекаря.

«Не натягивайте на меня ваш костюмчик!», или «Зачем нам нужен имидж?»


Обращаясь с вопросом к своим коллегам и друзьям: «Как вы считаете, нужно ли проводить работу по формированию имиджа школьного библиотекаря?» Положительных ответов практически не было. Одни говорили: «О каком имидже может идти речь, когда я получаю копейки, колготки купить не на что. Сначала накормите людей, а потом об имидже говорите!» Другие возмущались: «Какой имидж? Нас воспринимают как объект для выдачи учебников!». Третьи: «Ты оторвана от жизни. Вот сначала поднимите зарплату, привлеките в школу профессионалов библиотечного дела, дайте компьютеры, учебники и т.д. - вот тогда и об имидже говорить будем». И мне стало грустно. Я поняла, что прежде всего, чтобы сломать негативное восприятие в обществе имиджа школьного библиотекаря, надо сломать это восприятие в душе каждого из них. И первое, что будет на этом пути, - это сопротивление переменам, пусть даже и положительным.
Моя близкая подруга, разговаривая со мной об имидже, бросила фразу: «Ты хочешь натянуть имидж на библиотекарей как костюмчик. Не натягивайте на меня ваш костюмчик!» Да и не собираюсь. Один из бизнесменов сказал, что об имидже нужно помнить, носить его и надевать в нужных ситуациях.

Ваша внешность как источник мнения о вас: габитарный имидж школьного библиотекаря


Восприятие человека по его одежде, макияжу, прическе, т.е. внешнему виду, называют «габитарным имиджем». У школьных библиотекарей он на низком уровне. И, наверно, главный враг на данном пути - низкая самооценка. Постоянные жалобы на нехватку денег, книжных фондов и т. д. Но если задать вопрос: «А вы пытались изменить ситуацию (найти работу с достойной зарплатой, написать программу по фондам и получить под нее деньги)?» - то в ответ услышите: «Да кто я такая? Я простой школьный библиотекарь!» Как же жива в нас это «простая советская женщина». Моя близкая подруга считает, что габитарный имидж не главное: «Пусть меня воспринимают такой, какая я есть, даже если я в рваных колготках и с немытой головой. Главное, какой я человек и специалист!» Не могу не прокомментировать данную позицию цитатой из книги Наталии Правдиной «Я люблю себя»: «Чувствуете себя свободными - станете свободными, чувствуете себя независимыми - станете независимыми, потому что Ваши мысли влияют и на то, как Вы двигаетесь, и на то, как Вы начинаете говорить и даже на скорость и легкость Вашей походки. Но для начала Вам стоит воспитать в себе отношение к своим заслугам. Поощрение Ваших успехов способно в несколько раз увеличить темпы их роста... Женщина чувствует себя так, как она выглядит... Мы можем подумать, что нас могут оценить не по достоинству? Что значит не по достоинству? Ведь достоинство определяется Вашим собственным к себе отношением. Эта та цена, которую мы сами себе назначаем. И получается, что чем более мы себя ценим, тем у насбольше шансов быть правильно оцененными. И чем больше мы себя ценим, тем больше это проявляется в нашем внешнем виде и в поступках. Женщина, которая себя высоко ценит, не позволит появиться на людях с немытыми волосами, в несвежей блузке, в стоптанных туфлях».
Одна из главных задач по формированию имиджа библиотечной профессии - это создание притяжения (аттракции), создание приятного мнения о специалистах в данной области. И если возможно не создавать искусственных препятствий на этом пути, то это нужно делать.


Имидж библиотекарей связан непосредственно с их профессиональным существованием. Если раньше школьные библиотекари, хорошо выполняющие свою работу, могли быть уверены в своем дальнейшем существовании, то современные школьные библиотекари нуждаются в активном маркетинге себя и своей роли в обществе. Библиотекарям не должно быть безразлично, как они выглядят со стороны, потому что через впечатление, производимое ими и их библиотеками на пользователей, лежит путь к определению статуса и роли данных библиотек.
J. Когеп считает, что имидж формируется под влиянием того комплекса услуг, который обеспечивает библиотека. Таким образом, если школьные библиотекари не рассматриваются как информационные работники, то они не могут брать на себя ответственность за обеспечение информационного обслуживания. Школьные библиотекари должны быть активны в предоставлении информационного сервиса, что будет влиять на их имидж. В современном обществе школьные библиотекари должны рассматриваться как информационные специалисты-профессионалы.
Стоп. Прозвучало слово «профессионал». И это, пожалуй, главный акцент в нашей работе. Ни о каком имидже школьного библиотекаря не может идти речь, если он не обладает профессиональным образованием. Интересен один документ, подтверждающий мое мнение. Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 1 февраля 1995 г. № 8 в тарифно-квалификационные требования (характеристики) по должностям библиотечных работников внесены изменения: в связи с уточнением характера выполняемых работ в требованиях к квалификации по разрядам оплаты труда высшее образование заменено профессиональным высшим образованием.
Тем самым признано, что библиотекарь, библиограф - это такие же специалисты, как учитель, врач, инженер. И в работе библиотек имеется своя специфика, которая в большей степени понятна, знакома, выполняема людьми, специально обучавшимися этой профессии. И именно профессионал, несмотря на низкую зарплату, создаст современную школьную библиотеку. Потому что его так учили, а по-другому он не может.


Должна уйти в небытие «эпоха старых бабушек», которые заполонили собой школьные библиотеки. Работодатели должны понять, а мы им должны суметь доказать, что себе дороже брать на работу неспециалиста.
а) Рекламная деятельность школьного библиотекаря
Итак, на первое место выходит уровень профессиональной подготовки библиотекаря как специалиста с маркетинговым мышлением, заинтересованного в востребованности информации, собранной в фондах.
Как воспринимается библиотекарь в школе администрацией: «Объект для выдачи учебников / Идите на замену, вам все равно делать нечего». С одной стороны такое мнение подкрепляет деятельность некоторых школьных библиотекарей, которые только выдают книги. А с другой стороны, школьный библиотекарь чаще всего не знает, как самопрезентовать себя и свою деятельность в школе (если она ведется). Поэтому я считаю необходимым для успешной работы и создания положительного личностного имиджа владение основами PR и рекламы. Я считаю, что реклама одно из важнейших направлений деятельности школьной библиотеки и одна из составляющих ее имиджа. И если имидж библиотеки сформируется под влиянием того комплекса услуг, которые предоставляет данная библиотека, то именно из рекламы данной библиотеки вы и узнаете об этих услугах. Необходимо создание фирменного стиля в каждой школьной библиотеке (наличие визитки, рекламного буклета библиотеки, рекламных листовок, бланков писем с эмблемой библиотеки). От того, как мы представляем себя, зависит, как другие воспринимают нас.
б) Маркетинговые исследования в деятельности школьного библиотекаря
Школьные библиотекари нуждаются в активном маркетинге самих себя и ежедневном доказательстве своей важности для школы. Многие мои коллеги жалуются на отсутствие финансирования школьных библиотек, на то, что не могут реализовать различные проекты. Но никто из них не пытался написать программу комплектования фондов, концепцию развития библиотеки и доказать администрации, что реализация данных мероприятий необходима для успешной деятельности школьной библиотеки. Современная библиотечная жизнь в школе невозможна без таких понятий, как менеджмент, маркетинг, фандрайзинг. Но мало знать эти понятия, надо овладеть технологиями их практического применения. Так, фандрайзинг - деятельность по ходатайству о выделении или пожертвовании средств для осуществления каких-либо проектов или программ. С использованием в практике работы фандрайзинга всегда найдутся деньги для проектов.


Многие библиотекари считают, что для создания имиджа школьной библиотеки достаточно оснастить ее оргтехникой, компьютером, сделать ремонт. Но главное в нашей работе - это информационное обслуживание, предоставление пользователям необходимой информации. И как раз владение маркетинговыми методами позволяет провести маркетинговое исследование деятельности своей школьной библиотеки и ответить на вопросы: «Востребовано ли то, что вы делаете? Какие виды услуг необходимы в вашей библиотеке? Как изменились информационные запросы современных пользователей школьной библиотеки? Какие новые фонды необходимы в данной школьной библиотеке?»
Все вышеперечисленные методы (PR, реклама, маркетинг, фандрайзинг) способствуют созданию и утверждению образа школьной библиотеки как учреждения, необходимого не только школе, но и местному сообществу, формированию имиджа школьной библиотеки как квалифицированного и благожелательного партнера.
в) Профессиональный рост как составная часть имиджа школьного библиотекаря
И, наконец, самое главное - это потребность в постоянном обучении, повышении своей квалификации и как следствие - изменение пространства вокруг себя. Если раньше школьная библиотека с хорошим книжным фондом была пределом мечтаний, то современная информационная ситуация и появление новых нетрадиционных для библиотеки информационных продуктов ставит вопрос о создании на базе школьных библиотек медиатек. Благодаря Интернету, применению в практике работы библиотек компьютеров, оргтехники встал вопрос об обучении школьных библиотекарей современным информационным технологиям и влиянии последних на формирование имиджа современного школьного библиотекаря.


Умение работать на компьютере, свободное ориентирование в Интернете дает возможность узнавать о деятельности своих российских и зарубежных коллег, участвовать в проектах и конкурсах, обучаться дистанционно. И возникает следующая проблема - владение иностранным языком. Если этого нет, то многие интересные сайты международных библиотечных организаций в Интернете недоступны вам, так как они англоязычные. Как видим, современная жизнь все время поднимает уровень требований, которому должны соответствовать современные школьные библиотекари, и очень трудно удержаться на этом уровне.
Зарисовка из жизни. Когда я впервые пришла на работу в школу и начала создавать библиотеку в соответствии с современными требованиями, то одна из моих коллег в дружественной беседе посоветовала мне «не особо стараться, а то и нас заставят так же работать». Я считаю, что если вы не хотите хорошо работать на данном месте, то попробуйте реализовать себя в других профессиях. Не держите место. Нам очень нужны люди, желающие и умеющие работать, которые помогут изменить мнение о нас.

Позитивный личностный имидж школьного библиотекаря: то, чего нет, но очень хочется.


Вы можете меня упрекнуть, что в своей работе я говорю об отрицательном имидже школьных библиотекарей. Но это мой взгляд на проблему. Мне даже кажется, что сами школьные библиотекари не очень этим обеспокоены. Мало того, на сайте Библиотека.ru в статье «Феномен школьной библиотеки. 4.2» я прочитала: «Несмотря на низкую оплату труда, неадекватное восприятие библиотечной профессии, имидж школьных библиотек улучшается...» По сравнению с чем? Как можно говорить о том, чего нет! Да, конечно, у школьных библиотекарей есть своя профессиональная пресса. Но в ней по данной теме было не более трех-четырех статей. Нет в МГУКе (Университете культуры) ни учебной программы, ни спецкурса по теме «Организация деятельности современной школьной библиотеки», нет спецкурсов для школьных библиотекарей по темам «Маркетинг в школьной библиотеке», «Технология формирования имиджа современного школьного библиотекаря», «Реклама в деятельности школьной библиотеки». Курсы повышения квалификации школьных библиотекарей так же не касаются данных тем, все сводится к основам библиотечно-библиографических знаний. Я уже слышу возмущенные возгласы своих коллег: «Мы проводили конкурс «Имидж библиотекаря», деловую игру с одноименным названием». Знаю, знаю... Но также знаю, что большинство таких библиотечных мероприятий сводятся к основам знаний по данной профессии и к конкурсу кулинаров. Почему такое плачевное состояние? Чтобы правильно оценивать свой имидж, мало самооценки, нужен объективный взгляд как со стороны своих пользователей, так и профессиональных имиджмейкеров. Именно профессионалы в данной области должны вести спецкурсы «Технология формирования имиджа современного школьного библиотекаря», с их помощью должна быть разработана система мероприятий (спецкурсы, психологические тренинги, ролевые игры), направленная на изучение и формирование имиджа школьных библиотекарей. И как следствие этого создание библиотечного сообщества ЛИЧНОСТЕЙ с ПОЗИТИВНЫМ ИМИДЖЕМ.


Ведь только личности могут что-то изменить в этом мире, в том числе и библиотечном. Только личности смогут доказать власти необходимость и важность работы современных школьных библиотекарей, лоббировать их интересы на государственном уровне, поднять его на международную высоту. Главное - не опускать планку.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие библиотеки, библиотечного обслуживания. Значение и история развития библиотек. Социокультурный подход к библиотеке как феномену культуры. Характеристика функций библиотек, связанных с обслуживанием читателей. Социальная роль библиотек в обществе.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2015

    Процессы управления, управления формированием, сохранностью, использованием библиотечного фонда. Управление библиотечно-информационными электронными ресурсами библиотек. Система финансирования библиотек, библиотечного фонда в современных условиях.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2010

    Действующие нормативные документы, затрагивающие интересы библиотек и библиотечных работников Беларуси. Кодекс профессиональной этики библиотекаря. Создание на базе библиотек публичных центров правовой информации. Инфраструктура библиотечной системы.

    реферат , добавлен 22.11.2010

    Библиотека Ярослава Мудрого. Социальные и коммуникативные функции современных библиотек. Модернизация библиотечного дела, развитие национальной электронной библиотеки. Уровень автоматизации библиотек. Статистические данные о состоянии сельских библиотек.

    реферат , добавлен 28.11.2009

    Анализ основных положений Кодекса этики российского библиотекаря, где изложены стандарты профессионального поведения, отвечающие задачам и интересам библиотечной профессии. Проблема библиотечно-информационного обслуживания современных пользователей.

    контрольная работа , добавлен 08.05.2010

    Существование и развитие профессии библиотекаря по работе с детьми: профессиональная квалификация и кадровые проблемы. Исследование роли детского библиотекаря в приобщении к чтению. Образование, профессиональные компетенции, профессиограмма библиотекаря.

    дипломная работа , добавлен 29.06.2013

    Теоретические основы имиджа: понятие, структура, функции. Гендерные аспекты имиджа. Современный имидж женщины-министра. Имидж российских министров сельского хозяйства Елены Скрынник, соцразвития Татьяны Голиковой, экономразвития Эльвиры Набиуллиной.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2010

    Теоретические основы формирования имиджа образовательного учреждения в области культуры. Рекомендации по дальнейшему формированию и укреплению существующего имиджа Центральной музыкальной школы. Способы привлечения учащихся в музыкальную школу.

    дипломная работа , добавлен 03.12.2008

Введение

Измерение и оценка качества предоставления услуг - составляющие эффективного менеджмента. Проведение этих процедур не только позволяет проводить контроль качества и предоставляет базу для анализа и принятия управленческих решений, но и обеспечивает обратную связь, необходимую для любой устойчивой и способной к развитию системы. В условиях реформирования государственного управления в России, нацеленного на повышение эффективности и качества исполнения государственных услуг, проблема измерения и оценки качества приобретает особую актуальность.

Государственные и муниципальные библиотеки относятся к бюджетным учреждениям, обеспечивающим реализацию конституционных функций государства по реализации прав на поиск и получение информации, доступ к культурным ценностям. Осуществление административной реформы, предполагающей разработку и принятие государственных стандартов, переход к бюджетному планированию, нацеленному на результат, потребовали от библиотечных специалистов активизации поиска эффективных методик измерения и оценки качества библиотечных услуг.

Современная библиотека и современное качество предоставления библиотечных услуг

Имидж современной библиотеки

С середины 90-х гг. XX в. в библиотечной профессиональной сфере (в практической деятельности и в теоретических разработках) наблюдается значительный интерес к проблемам формирования имиджа библиотеки.

Создание позитивного имиджа, формирование надежной репутации среди широкой общественности становится основой современного библиотечного учреждения и его приоритетным направлением.

Имидж библиотеки можно определить как сложившийся в массовом сознании эмоционально окрашенный образ, определяемый отношением общества к библиотеке, ее услугам, ресурсам, товарам. Образ библиотеки постоянно меняется.

Качество этих изменений зависит от деятельности коллектива, руководства библиотеки, которые должны целенаправленно, систематически формировать имидж на основе имеющихся ресурсов.

Имиджевая библиотечная политика долгосрочна и прогнозируема, направлена на формирование общественного мнения, создание ценностных установок, увеличивающих возможность библиотечно-информационных услуг в глазах пользователя.

Имидж библиотеки состоит из внешнебиблиотечного и внутрибиблиотечного.

Формирование имиджа библиотеки зависит от следующих компонентов:

профессионализм персонала;

культура общения в библиотеке;

дизайн библиотеки (внешний и внутренний);

культура рабочих мест сотрудников;

комфортность условий для пользователей;

качество информационных ресурсов;

документация (ее соответствие нормам современного делопроизводства);

наличие собственного фирменного стиля;

наличие традиций, ритуалов.

Рассмотрим наиболее, с нашей точки зрения, важные компоненты библиотечного имиджа.

Внешнебиблиотечный имидж - это то, как библиотеку воспринимают ее посетители, местные власти. Он складывается из качества услуг, осязаемого имиджа (здание библиотеки), внешнего вида персонала и мер, направленных на улучшение имиджа (реклама, контакты с прессой и т. д.).

В современном информационном обществе реклама - самый действенный инструмент по информированию читателя о богатстве фонда, о широте предоставляемых услуг, созданию положительного имиджа. Поэтому перед библиотеками стоит задача освоения процесса рекламирования услуг и продукции библиотеки, создания профессиональной и эффективной библиотечной рекламы.

Рекламная деятельность как составная часть маркетинговой политики библиотеки способствует утверждению имиджа, формирует общественное мнение путем реализации системы мероприятий, устанавливающих коммуникативную связь учреждения и разных категорий населения, органов управления, власти.

Для успешного формирования библиотечного имиджа правомерно говорить об условиях эффективной организации рекламной деятельности библиотеки: создания имидж-плана, начиная с планирования и разработки рекламы (рекламной кампании) и заканчивая определением эффективности рекламной деятельности библиотеки. Основной источник разработки стратегии рекламной кампании - общая программа деятельности библиотеки. Исходя из этого и формируются цели и задачи рекламной кампании.

От того, насколько четко и ясно определена цель рекламы, зависит дальнейший процесс ее создания и действия. Определение целей рекламной деятельности зависит от ряда факторов: маркетинговых целей библиотеки, объекта рекламирования и т. д. Библиотеке необходимо определить объект рекламирования. Это может быть: библиотечное обслуживание в целом, система обслуживания централизованной библиотечной системы; конкретная библиотека, ее услуги, ресурсы и способы их получения; отдельные структурные подразделения библиотеки, способы ориентации в них, их услуги; отдельные услуги, продукция библиотеки и возможности их использования; персонал библиотеки, профессия в целом.

Способствуют повышению имиджа библиотеки, ее престижа и авторитета участие в профессиональных объединениях, участие в работе профессиональных библиотечных съездов, конференций.

В развитии связей с общественностью значительную роль играют специальные издания, в которых отражается жизнь библиотеки, ее проблемы и процессы обновления, публикуются отчеты о деятельности библиотеки. Помимо этого вопросы библиотечной науки и практики широко отражаются в многочисленных периодических изданиях: журналах «Библиотека», «Библиотековедение», «Научные и технические библиотеки», «Новая библиотека», «Библиотечное дело».

В век электронных технологий библиотеки не могут остаться в стороне от преимуществ web-сайта. Сегодня реклама в Интернете - это уже довольно распространенный вид рекламы, число пользователей сетью постоянно растет. Библиотеки размещают на сайтах информацию о библиотеке, услугах, электронные каталоги, предоставляют возможность произвести заказ книг по электронной почте. Способ оценки результатов рекламной кампании в Интернете зависит от ее целей. Это, может быть, и увеличение количества пользователей, расширение сферы услуг, и рост посещаемости сайта. Интернет, как информационная среда, предоставляет возможность не только получить необходимую информацию, но и предоставить сведения о себе российской и мировой общественности.

Создание web-сайта - это продвижение информации на более высокие функциональные уровни, участие в формировании позитивного имиджа библиотеки, привлечение внимания к имеющейся интеллектуальной продукции и оказываемым услугам, обеспечения притока в библиотеку новых заинтересованных пользователей.

Дизайн и стиль сайта, соотношение размеров шрифтов и основного текста, а также количество графики, грамотный способ подачи материала - таковы составляющие в обеспечении удобства пользователя в работе с сайтом, создании благоприятного впечатления о библиотеке и людях, работающих в ней. Обновление сайта - необходимая составляющая продвижения имиджа библиотеки.

Внутрибиблиотечный имидж определяют нормы и ценности (миссия библиотеки), организация внутренних коммуникаций, история библиотеки, социально-психологический микроклимат коллектива. Наиболее рациональным представляется рассмотрение внутрибиблиотечного имиджа через три понятия: управление, социально-психологический климат и организационную культуру.

Применительно к внутрибиблиотечному имиджу наибольшее значение имеют следующие качества руководителя: разумная настойчивость, решительность, энергичность, искренность, высокая самодисциплина, умение поддерживать подчиненных. Ввиду отсутствия идеального стиля руководства наиболее убедительным выглядит предположение, что лучший руководитель - это тот, кто ответственен за все, что входит в его служебные обязанности.

Имидж читателя - важная составляющая внутрибиблиотечного имиджа. Он включает в себя читательскую направленность, интересы и потребности в чтении, подготовленность к процессу работы в библиотеке (наличие необходимых письменных принадлежностей), внешний вид читателя. Соблюдение правил поведения в библиотеке также характеризуют уровень позитивного имиджа читателя.

С другой стороны, библиотекарь выступает как педагог по отношению к читателям, применяя в практике работы методы воздействия на них в процессе индивидуальных бесед, рекомендации книг. Этим достигается имиджевое воздействие библиотекаря на читателей, что, в свою очередь, требует от библиотекаря повышения профессиональной квалификации, чтобы соответствовать запросам всех категорий посетителей библиотеки.

...К сожалению, нет ничего более вечного, чем общественные стереотипы.

Т. Толстая

Проблема имиджа библиотеки и библиотечных работников считается одной из наиболее обсуждаемых в библиотечных кругах.

Имидж (дословно с английского означает «создание образа») - фирменный стиль и формальные приемы, подчеркивающие специфику фирмы, а также умение ее сотрудников держать себя, выступать перед публикой и др.

Под фирменным стилем предлагается понимать воспринимаемый любыми наблюдателями набор приемов, обеспечивающих как некоторое единство всей организации (учреждения, предприятия, офиса и т. п.) и ее продукции, услуг и т. д., так приемы и манеры работы сотрудников этой организации. Ему способствуют и такие различные атрибуты, как фирменная одежда и символика: логотипы, фирменные знаки, бейджи, визитки, рекламные буклеты библиотеки и др. Например, фирменным знаком сотрудников шведских библиотек, как и сотрудников Сбербанка России, является шейный платок.

Имидж отражает мнение, впечатление, производимое его носителем. Поэтому тщательно спроектированный имидж должен нести реальные, объективные черты конкретного образа.

Вопросы имиджа библиотеки и библиотечных работников изучаются во всем мире.

Имидж библиотеки - это ее репутация и представление о ней, формируемое в течение, как правило, продолжительного времени в результате каждодневной работы ее сотрудников.

Имидж библиотеки предлагается понимать как образ, определяемый отношением социума к библиотеке, ее услугам и ресурсам. Однако имидж библиотеки формируется не только на основе ее внешнего вида, комфорта и оценки комплекса предоставляемых ей услуг. Библиотекари выделяют четыре основных направления формирования положительного имиджа библиотеки:

  • 1. Квалификация персонала.
  • 2. Оснащенность и комфортная среда.
  • 3. Многофункциональная библиотечная деятельность.
  • 4. Социальное партнерство.

Причем многофункциональная библиотечная деятельность ныне выходит за пределы традиционной деятельности библиотек, а в социальном партнерстве предлагаются такие компетенции, как культура общения (психология, культура речи, умение поведенчески ориентироваться в определенных ситуациях); основы знания права и др.

М.Ю. Матвеев отмечает, что если рассматривать имидж фирм и организаций, не имеющих отношения к библиотекам, то можно заметить три основные составляющие имиджа:

  • «внешний» имидж (то, как работает организация);
  • «внутренний» (корпоративный) имидж (от морального настроя сотрудников до психологического климата);
  • «независимый» («неосязаемый») имидж (репрезентация организации в СМИ, художеств енной литературе и т. п.) .

При рассмотрении библиотек также можно выделить три подобных вида имиджа: внешнебиблиотечный, внутрибиблиотечный и «внебиблиотечный» имидж.

Последний, как правило, сводится к стереотипам массового сознания. Он обычно формируется средствами СМИ и художественной литературой, а ныне - и публикациями в Интернете.

Внешнебиблиотечный имидж принято рассматривать с организационных позиций, а также с точки зрения восприятия библиотек их посетителями и местной властью.

Он складывается из осязаемого имиджа (здание библиотеки), внешнего вида персонала и мер, направленных на улучшение имиджа (реклама, контакты с прессой и т. д.), а также непременно из качества оказываемых услуг, различных способов представительства библиотеки, например, сайтов и блогов библиотек.

Так, в ряде библиотек в качестве основного средства продвижения услуг рассматривают «рекламу, выдвигая на первое место развитие фирменного стиля, который призван подчеркнуть индивидуальность и неповторимость библиотеки, сформировать благоприятный имидж» . Данная рекламная деятельность должна быть нацелена на формирование позитивного имиджа библиотек и библиотекарей.

В отношении сайтов и блогов библиотек библиотекари отмечают, что их создание «не только свидетельствует об уровне освоения ими новых информационных технологий, не только является средством формирования положительного современного библиотечного имиджа» , но и способствует собственно главному назначению оных - оперативному и эффективному обслуживанию пользователей.

К внешнебиблиотечному имиджу библиотеки относят и ее доступность, например, большинство библиотек в США работает до 50 часов в неделю, являются еще и местом отдыха, общения с друзьями в библиотечном клубе и т. п.

Важной компонентой такого имиджа является имидж библиотечных специалистов, который непосредственно связан с выполнением ими своих профессиональных обязанностей и рассматривается в данной главе.

Об имидже библиотечных специалистов (библиотекарей) поговорим несколько позже, а сейчас рассмотрим внутрибиблиотечный имидж.

Внутрибиблиотечный имидж определяет нормы, ценности и социально-психологический микроклимат коллектива, поддерживаемые библиотекой. Очевидно, что он, как и внешнебиблиотечный имидж, имеет отношение к имиджу библиотекарей, т.е. последний присутствует в библиотеке всегда.

Наиболее рациональным представляется рассматривать внутрибиблиотечный имидж через три понятия: управление, социально-психологический климат и организационная культура.

Социально-психологический климат в библиотеке отражает психологическое состояние коллектива.

Он складывается из:

  • удовлетворенности системой управления,
  • справедливой оценки условий работы в коллективе и вклада каждого работника,
  • межличностных взаимоотношений и др.

Здоровый социально-психологический климат в любой организации, в том числе библиотеке, несомненно, способствует оптимизации работы организации, и без него практически невозможно улучшать имидж как организации, так и ее сотрудников.

Принятые нормы делового общения и взаимодействия относятся к так называемому служебному этикету , определяющему правила поведения сотрудников в официальных ролях руководителя и подчиненного, библиотечного работника и посетителя библиотеки и др.

Очевидно, что большинство причин возникновения конфликтных ситуаций внутри библиотеки связано с ошибками и недостатками управленческой деятельности, включающей и некачественную управленческую документацию (приказы, распоряжения, инструкции и др.). При этом пожинать негативные последствия таких ошибок и недостатков приходится и посетителям библиотек. Подобное явление может способствовать появлению лишь негативного имиджа библиотеки.

Причем отдельные сотрудники могут оказаться неформальными лидерами или людьми с весьма сложным характером. В первом случае их деятельность может оказать как положительное, так и негативное влияние на поддержку здорового социальнопсихологического климата в библиотеке. Во втором случае, как правило, в коллективе формируются разлагающие его различные отрицательные отношения.

В любом случае данные варианты свидетельствуют о качестве управленческой деятельности и характеризуют организационную культуру коллектива, а также качество проводимых мероприятий, направленных на создание благоприятного климата в коллективе. Организация нормального социально-психологического климата в библиотеке лежит не только на ее администрации, но и связана с толерантностью ее сотрудников и умением обеих сторон находить компромиссные решения, направленные на поддержание высокого имиджа не ради такового, а для эффективного и оперативного обслуживания посетителей.

Для формирования положительного имиджа библиотекам важно активно изучать информационные потребности пользователей, повышать квалификацию своих работников, привлекая для этого профессиональных психологов и социологов, а также осваивать новые технологии, включающие и различные программнотехнические средства.

Специалисты замечают, что идущие до сих пор социально-экономические реформы и стремительное развитие информационных технологий приводят к значительному усложнению и расширению функций библиотек, к появлению новых видов работ, в значительной степени меняющих содержание их деятельности по объему и используемым технологиям. Например, создание полно-текстовых баз данных, шеЬ-сайта и блога, поиск различной информации в Интернете и др.

Для реализации этих целей требуются профессиональные сотрудники, обладающие «значительным образовательным потенциалом и опытом работы, быстрым реагированием на технологические перемены, а также управленческие способности, для того, чтобы понимать, оценивать и осуществлять перемены, которые еще ждут библиотеки в XXI веке» .

Заметим, что по результатам различных исследований пользователи библиотек считают важными элементами имиджа внешний вид сотрудника (30-35%), интерьер и внешний вид помещения (20-25%), причем более двух третей опрошенных полагают, что форменная одежда для библиотекарей не нужна.

К последнему аспекту следует относиться творчески. Речь ведь не идет о единой форме для всех библиотекарей страны, однако весьма привлекательно смотрятся единые для всех или большинства сотрудников любой организации элементы одежды (галстуки, платки, жилеты и др.), а также определенный дресс-код . Некоторые из библиотечных работников считают, что «было бы здорово, если бы у каждой библиотеки была своя форма одежды» .

Профессиональное исследование вопросов освещения имиджа библиотек зарубежными специалистами проведено М.Ю. Матвеевым. В нем он отмечает, что «...зарубежные исследователи не могут прийти к единому мнению ни по поводу... имиджа, ни по поводу мер, необходимых для его улучшения. ...одной из наиболее острых и болезненных проблем, связанных с имиджем, является проблема возможной трансформации библиотечной профессии в XXI в. Несмотря на все усилия библиотекарей, за весь прошедший век имидж библиотек принципиально к лучшему не изменился...» , и предлагает рассмотреть три основные концепции, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки:

  • 1. «Организационно-управленческая» («рациональная») концепция сводится к тому, что надо совершенствовать обслуживание читателей, улучшать комплектование, разрабатывать маркетинговые программы, развивать паблик рилейшнз и т. д. Достоинства этой концепции заключаются в том, что у библиотеки всегда остается надежда на будущее и есть четкий план действий. К недостаткам же можно отнести отсутствие полной уверенности в том, что все это действительно поможет библиотеке.
  • 2. Согласно «психологической» концепции, прежде всего, необходимо измениться самим библиотекарям, причем измениться внутренне. Библиотекари сами ответственны за тот имидж библиотечной профессии, который сложился в средствах массовой информации, книгах и фильмах и, более того, они сами поддерживают многие негативные представления о своем труде.

Положение изменится к лучшему только тогда, когда каждый библиотекарь поверит в себя и будет знать себе цену. На практике же получается, что библиотекари скорее склонны порицать других людей за то, что они создают негативный имидж библиотечной профессии и распространяют обидные стереотипы, чем предпринимать конкретные шаги по улучшению этого самого имиджа.

Зарубежные специалисты отмечают, что «...одна из главных проблем, связанных с имиджем, заключается не столько в стереотипах, сколько в том, что в “небиблиотечных” источниках библиотечная профессия практически никогда не показана в качестве достойного жизненного выбора» 11 . При этом X. Радер подчеркивает, что библиотекари должны видеть перспективу, иметь чувство юмора, быть настойчивыми и твердо верить в ценность информационной грамотности .

Более того, постоянное обсуждение негативного имиджа библиотек становится своеобразной «навязчивой идеей». При чтении профессиональной библиотечной периодики больше всего изумляет тот факт, что библиотекари сами не верят, что окружающие воспринимают их как состоявшихся профессионалов. Библиотекари очень опасаются за будущее своей профессии - опасаются настолько, что эта тревога пронизывает буквально всю их деятельность.

«В течение многих десятилетий библиотекари боролись со стереотипом библиотекаря, шикающего на читателей, нарушающих тишину. Образ пожилой дамы с пучком волос на затылке и массивным украшением на шее, с недовольным видом прижимающей указательный палец к губам, стал едва ли не главным обидным символом, огорчающим все библиотечное сообщество. Сегодня, однако, возникает несколько поводов задуматься. Должны ли библиотекари продолжать обижаться, сталкиваясь с этим стереотипом?» - ставит такой вопрос в своем исследовании Д.К. Равинский .

Хотя негативные стереотипы и имеют хождение в обществе, и это, безусловно, сказывается на имидже профессии, главным виновником оказывается профессиональная литература, поскольку именно она пестрит материалами о серьезном кризисе профессии и, в конечном счете, утверждает, что библиотечная профессия не ценится обществом. Еще более усугубляет ситуацию то обстоя -тельство, что пришедшие в библиотечную профессию новички узнают о кризисе профессии именно из профессиональной литературы, и получается замкнутый круг. Большинство исследователей анализируют именно негативные образы. Их «заиикленность» на стереотипах как раз и приводит к тому, что библиотекари начинают сомневаться в своей профессии.

В этой концепции, безусловно, есть рациональное зерно: библиотечной профессии действительно присуща болезненная саморефлексия, и повышение самооценки и уверенности в собственных силах библиотекарям, возможно, не помешает. В то же время призывы к полному или частичному отказу от исследования имиджа библиотечной профессии очень похожи на скрытую «капитуляцию» перед имеющимися проблемами (кстати говоря, авторы, придерживающиеся данной концепции, обычно полагают, что никакие специальные мероприятия и акции преодолеть стереотипы не могут). Кроме того, следует заметить, что «внутренний» имидж (с позиций библиотекарей) отнюдь не равен имиджу библиотечной профессии в целом. Нельзя преувеличивать и «деморализующее» воздействие профессиональной литературы, посвященной проблемам имиджа: перечисление негативных стереотипов может оказать влияние разве что на тех людей, кто попал в профессию совершенно случайно и долго в ней не задержится. Не все ясно и в вопросе о самоуважении и самооценке библиотекарей. Во всяком случае некоторые исследователи выражают мнение, что дело заключается не столько в самоуважении, сколько в недостатках профессионального образования: в библиотечных школах не учат общению с читателями.

3. Сторонники «иррациональной» концепции имиджа утверждают, что имидж практически не зависит от работы реальных библиотек и от того, что думают и пишут библиотекари по поводу своей профессии. Что же касается стереотипов, то обычно выражается мнение, что со временем они уйдут сами, и библиотекарям нужно просто от души посмеяться над ними, признать, что «и такое порою бывает», и спокойно работать дальше. Поскольку библиотеки очень часто упоминаются в «небиблиотечной» литературе, неподконтрольной самим библиотекарям (причем упоминаются не лучшим образом), и однозначно объяснить существующие в обществе стереотипные образы очень сложно, эта концепция выглядит весьма убедительно (во всяком случае, большинство исследователей независимо от их взглядов признают, что негативные стереотипы очень глубоко «въелись» в массовое сознание). К недостаткам концепции относится ее излишняя пессимистичность: ждать «у моря погоды» можно очень долго, поскольку существующие стереотипы меняются крайне медленно.

В 1988 году Н. Стивенс, один из американских исследователей, написал строки, вполне подходящие и к сегодняшнему дню: «Как профессионалы сегодня мы не подошли к решению самых важных и мучительных профессиональных вопросов ближе, чем мы были в 1876, 1907 или 1962 годах. Проблема нашего имиджа будет актуальна и, вне сомнения, не ближе к ее решению в течение ближайшего десятилетия или двух. Мы просто будем располагать более значительным массивом фольклора и литературы для ее изучения.

На наш взгляд, понятие “имидж библиотеки” настолько сложное, что его очень трудно свести к какой-то одной теории. В целом напрашивается вывод о том, что необходим комплексный подход, который бы объединил различные точки зрения. Проблема отношения общества к библиотекам имеет в значительной степени философский, чем узкопрактический характер...» .

В данном исследовании М.Ю. Матвеева четко прослеживается также тесная взаимосвязь имиджа библиотеки и имиджа ее работников. Рассмотрим последний.

Имидж библиотечных специалистов складывается из:

  • внешнего облика, как всегда, оказывающего первое впечатление,
  • стиля и норм общения (поведения, т.е. этикета, в том числе при работе в Интернете),
  • компетенций, выраженных в первую очередь в умении успешно использовать свои знания, навыки и др.

В Программе ЮНЕСКО «Информация для всех» говорится о том, что «трансформации подверглась и библиотечная профессия» . При этом совсем не очевидно, что во всем мире речь может идти об увеличении штата даже супервысококвалифицированных работников. Жизнь показывает, что повсеместно происходит их сокращение, и остающиеся действительно должны обладать гораздо большим набором знаний, умений и навыков.

Специалисты замечают также, что представители библиотек должны обладать креативностью, под которой они подразумевают умение находить оригинальные решения не только типовых, но и нетривиальных задач, стоящих перед современными и будущими библиотеками. Одновременно эти специалисты должны обладать достаточно широкими компетенциями в таких областях, как психология и педагогика, информатика, социология, аналитика, социально-культурная деятельность и др. Причем в сфере педагогических знаний и умений библиотечным специалистам требуется обладать коммуникативностью, уметь владеть гуманистическими, личностными подходами к любым категориям пользователей для оказания библиотеками самых разных услуг, поскольку в XXI веке продолжают активно трансформироваться социальные взаимоотношения между библиотекарями и пользователями библиотек.

В данном случае не только формируются новые методы информационного обслуживания, но и появляются социальные отношения партнерства и взаимодействия, а позицию гуманизации широко развивает и поддерживает известный специалист А. В. Соколов.

С другой стороны, отмечается: «Когда мы анализируем обобщающий образ библиотекаря в общественном сознании, мы тут же наталкиваемся на архетип старой карги - пожилой одинокой женщины со многими странностями, не располагающей к себе, сварливой и бдительно охраняющей свои владения. Она также известна как Баба-Яга, богиня Кали, ведьма, колдунья...» .

Согласно исследованиям американских специалистов, внешний вид женщины на 55% определяет первое впечатление о ней, а осанка, жесты и манера говорить - 38%. Как известно, большинство библиотечных специалистов именно женщины. При этом

О.В. Козлова замечает: «Работа над собственным имиджем приводит к движению по спирали жизненного успеха» .

Продолжая эту тему, отметим, что в Интернете широко представлены различные мнения об образе библиотекарей. Приведем некоторые, наиболее типичные негативные из них:

  • 1. Сколько я встречала в жизни библиотекарей - это все женщины пенсионного возраста, склонные к полноте и удивительно злобные.
  • 2. Пожилая одинокая женщина с многочисленными странностями, не располагающая к себе, сварливая и бдительно охраняющая свои владения.
  • 3. Невозможный эрудит, считает себя последним хранителем убиваемой культуры.
  • 4. В районной какие-то тетки, которые ни порекомендовать, ни помочь найти желаемое не могут и не хотят.
  • 5. Прическа - шишка, толстые очки в роговой оправе, тихий голос, «человек не от мира сего» и др.

Американские библиотекари постоянно заботятся о своем имидже. Они регулярно разыскивают в литературе, Интернете и СМИ все негативные и позитивные упоминания о своих коллегах. Если обнаруживается, что библиотекарь изображен недостаточно привлекательно, то обязательно выражается отношение как в СМИ, так и в иных источниках информации к такой публикации.

Библиотекари США в большей степени работают не с книгами, а с посетителями, прежде всего библиотекари ведут с ними беседу, как правило, в виде интервью и до тех пор, пока библиотекарю не станет абсолютно ясно, что требуется посетителю. Сотруднику библиотеки рекомендуется начинать диалог со слов-вопросов «где», «как», «когда», позволяющих продолжать интервью столько, сколько это может быть нужно посетителю. Читателя внимательно выслушивают, не торопят и не перебивают до тех пор, пока он сам не закончит и не задаст вопрос. В результате такого диалога читатель получает именно то, что просил, а в конечном итоге - качественное обслуживание.

Многие читатели неуютно чувствуют себя в библиотеке без квалифицированной помощи. Они путаются в картотеках или пугаются вида полок, заставленных книгами в непонятном им порядке. В таком, да и в ином случае библиотекарь становится информационным менеджером, способным в любой момент прийти на помощь и в кажущемся посетителю хаосе информации найти нужное ему.

Эти возможности появляются у библиотекарей, поскольку меняется содержание их профессии, причем хранение и выдача книг постепенно становятся второстепенным занятием. Монотонные, рутинные операции (контроль за возвратом литературы, ведение документации, статистические выкладки, библиографическая работа и даже деятельность МБА) поручаются программно-техническим средствам, а книги в большинстве случаев читатели берут и сдают самостоятельно.

В числе основных причин, способствующих непривлекательному имиджу библиотек, библиотекарей и библиотечной профессии, следует назвать политические, экономические, профессиональные, образовательные, психологические, функциональные, морально-нравственные, педагогические, статистические и литературно-художественные. Самой серьезной преградой на пути улучшения имиджа библиотек являются существующие на уровне субъективных настроений установки и возникающие на их основе стереотипы» .

Очевидно, что имидж библиотекаря оказывает влияет не только на работу самой библиотеки, но и на отношение к данной библиотеке ее посетителей. Положительное имиджевое воздействие библиотекаря на посетителей достигается, в первую очередь, высокой профессиональной квалификацией библиотекарей. Хотя, как известно, «по одежке встречают». Поэтому сотрудницы Поморской библиотеки в польском г. Щецине придумали, как покончить со стереотипом «серых мышек» библиотекарш, какими их обычно считают посетители, и своими силами устроили в здании библиотеки показ мод и выставку собственных фотографий в современных нарядах.

Большинство людей визуально воспринимают других, в том числе библиотечных работников, по внешнему виду, а также манере говорить, позе, осанке и походке, мимике, жестах и обаянию. «Обаяние может проявиться и в одобрительной улыбке, огоньке в глазах, юморе, мягких жестах, и в чуткости, и во внимании, искренности... Для того чтобы создать свой положительный имидж, нужно не только осознавать необходимость в этом, но и любить себя, и с открытостью и лекостью воспринимать свои недостатки» .

Проведенное в ЦБС г. Орла исследование показало, что пользователи «видят или хотят видеть в библиотекаре: внимание, память, коммуникабельность, четкую грамотную речь, умение логически мыслить, уравновешенность, тактичность, высокое качество работы, умение быстро найти нужную информацию» .

Как отмечает С. Езова «В американских и европейских библиотеках читателя и его мнение уважают и создают всяческий комфорт для его пребывания в библиотеке».

В заключение отметим, что к вопросам имиджа библиотекарей кто только не обращается: от политиков, артистов и пародистов, до библиотечных профессиональных специалистов.

tattooe.ru - Журнал современной молодежи