Аргументы: «Смелость и трусость» в повести «Капитанская дочка. А. С. Пушкин. "Капитанская дочка" - роман о смелых героях и отважных поступках Смелые поступки в капитанской дочке

Главный герой романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» - военный Петр Андреевич Гринев или просто Петруша.
На первый взгляд, это образ простого военнообязанного человека, приехавшего по распределению в Белогорскую крепость для прохождения службы в неспокойные для России XVIII века времена.
В романе часть сравниваются отец и сын Гриневы. Как представляется, Андрей Гринев – человек старой военной закалки, он имеет собственное мировоззрение. Его сын Петр еще слишком молод, он только начинает свой служебный путь и не имеет жизненного опыта. Однако автор выбирает своим главным героем именно молодого, еще не бывавшего в трудных ситуациях человека. Не случайно, как предисловие к произведению, Пушкиным приведены слова известной поговорки: «Береги честь смолоду». То есть читателю сразу понятно, что герой повествования – молодой, незаурядный и честный человек.
Как и всякий молодой человек шестнадцати лет, Петруша Гринев сначала представляется чрезвычайно веселым и беспечным. На нем сказывается дворянское воспитание – он немного напоминает фонвизинского недоросля Митрофанушку. Эти наклонности он проявляет, например, в эпизоде встречи с офицером Зуриным в Симбирске. Или еще пример проявления барчуковской доверчивости и простоты – в главе «Вожатый», когда он легко и весело решает подарить заячий тулуп первому встречному несмотря на ворчание своего камердинера. Однако этот эпизод может также характеризовать юношу как человека доброго, милосердного. Данные качества характера Петра в дальнейшем повествовании будут играть чуть ли не определяющую роль в формировании его образа и в развитии всего действия.
То, что Гринев очень добр и рассудителен, подтверждают его доверительные отношения со слугой Савельичем. Он осознает преданность крепостного крестьянина, понимает, что не прав, когда кричит на него. И, вопреки барской привычке взаимоотношений господина и слуги, просит у Савельича прощения.
Кроме того, Петруша свято чтит семейные традиции, почитает родителей – он с благоговением отнесся к словам напутствия отца. И в ответ он искренне желает честно и хорошо служить на благо Отечества.
Образ Гринева постепенно раскрывается по мере развития действия романа. Едва познакомившись с Пугачевым, он первый проявил свое милосердие в указанном выше эпизоде с заячьим тулупчиком. Здесь он по сути впервые проявляет самостоятельность в своих суждениях – настаивает на своем, когда Савельич с недоверием относится к первому встречному. Дело в том, что по своей душевной простоте он хорошо относится практически ко всем людям, которые делают ему добро.
Особенно бурно проявляется широта открытой души Гринева при его встрече с Машей Мироновой, капитанской дочкой. За нее он готов биться с самыми злейшими врагами, спасать ее из лап диких зверей и разбойников. Он не отказывается от своей любви даже тогда, когда капитан крепости не дает однозначного ответа на пылкость чувств молодого человека в отношении его дочери. Словом, влюбившись, он ведет себя, как рыцарь и настоящий мужчина.
Когда Пушкин описывает события осады Белогорской крепости, он акцентирует то, что его герой проявляет все те качества, которые воспитал в нем его отец – бесстрашие, верность чести и воинскому долгу. Так, молодой человек выполняет отцовские заветы и данное обещание беречь честь смолоду.
Так, напоминающий недалекого увальня в начале романа, а на этапе кульминации действия превращающийся в справедливого и честного юношу, Петр становится образцовым высоконравственным героем реалистического романа.
Тем самым Пушкин выдвигает идею о том, что кажущиеся преувеличенно идеальными образы Петра, Маши, коменданта крепости, на самом деле таковыми и являются, подобных им людей было в русской истории довольно много.
Однако Петр Гринев не может быть идеальным для всех. Согласно кодексу верности своему дворянскому роду он не может поддержать пугачевское восстание, хотя с пониманием отнесся к его идеологу – Емельяну Пугачеву. Он приемлет, что необходимы перемены в жизни страны, но в силу обстоятельств действует так, как диктует ему военная присяга.
Четкое деление героев на положительных и отрицательных в повести – также характерная пушкинская черта: так оставляется их сравнительная характеристика. Когда один персонаж оттеняет другого, то легче вникнуть в смысл авторской идеи и получить реальное представление об описываемой эпохе.
Историзм романа – вот еще одна черта, которая отличает его от подобных произведений того времени. Неслучайно Пушкин активно изучал исторические документы в архивах. Их материалы – это основа произведения. Автор в художественной форме преподнес читателю один из эпизодов в российской истории.

Роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка» - произведение, которое помимо воссоздания реальных исторических событий содержит в себе глубокое нравственное значение.

Пётр Гринёв – центральный герой романа, от имени которого и ведётся повествование. Это семнадцатилетний молодой человек, сын дворянина, живущего в Симбирской губернии. Его отец, Андрей Петрович Гринёв, – человек с развитым чувством чести и долга перед отечеством. Он всегда стремился привить сыну качества истинного дворянина – мужество, честь, доблесть, отвагу. Ещё до рождения сына Андрей Петрович записал его в Семёновский полк.

Образование Петруша получал дома. Его первым учителем стал крепостной Гринёвых – Савельич, который выучил мальчика русской грамоте.

Когда Петруше исполнилось двенадцать лет, ему выписали гувернера из Москвы, который не особенно стремился выполнять свои обязанности заниматься дворянским отроком. Но это не помешало восприимчивому мальчишке освоить французский, что впоследствии позволило ему заняться переводами.

В семнадцать лет юноша отправился служить отечеству. Но не в столицу, как ему хотелось. Отец отправил сына в далёкий Оренбург, что совсем не радовало молодого человека.

Знакомство с Иваном Ивановичем Зуриным, который, подпоив неопытного Гринёва, обыграл его, стало для молодого человека хорошим уроком. В эпизоде с дуэлью Пётр Андреевич проявил смелость и способность постоять за честь девушки.

В Белогодской крепости, куда его отправил оренбургский генерал, Гринёв становится свидетелем крестьянского восстания под командованием Емельяна Пугачева. Из-за отказа присоединяться к бунтарям Гринёву грозит смерть, и только случай помог ему выжить. Пугачёв оказался тем самым спутником, который помог Гринёву добраться до крепости и которому он в благодарность отдал заячий тулуп.

Мужество Пётр Андреевич проявляет и во время спасения из Белогодской крепости Маши – дочери капитана Миронова, в семье которого он успел стать своим человеком.

Поступки главного героя полностью соответствуют выбранной Пушкиным пословице в качестве эпиграфа: «Береги честь смолоду».

Сочинение 2

Петр Гринев является главным и положительным героем повести «Капитанская дочка».

Он молодой дворянин из состоятельной семьи. Целыми днями мальчик гонял голубей и играл с дворовыми мальчишками.

Грамоте он обучался у стременного Савельича, который был назван его дядькой и всегда сопровождал Петра. Для мальчика был приглашен учитель французского, однако позже, отец Петра выгнал его, за не выполнение обязанностей.

Когда Петру исполнилось шестнадцать лет отец решает отправить его на службу. Петр радуется этому. Он думает, что он отправиться в Петербург, где будет весело проводить время.

Но все сложилось иначе. Строгий отец желает, чтобы его сын стал настоящим мужчиной. Он отправляет служить Петра в глухую Белогорскую крепость.

По дороге в крепость начинается ураган. Бродяга, позже оказавшийся самим Пугачевым, помогает Петру Гриневу устроиться на ночлег. Будучи человеком благодарным и не жадным, Петр жалует ему свой заячий тулуп. Позже, именно этот поступок, спасает ему жизнь.

Он становиться офицером, командиры довольны его службой. Петр увлекается чтением книг на французском языке и написанием стихотворений. Он знакомится с офицером Швабриным. У них возникает конфликт и они сражаются на дуэли, во время которой Петр получает удар в спину. Гринев человек великодушный и незлопамятный, он не может держать в душе неприязнь, поэтому быстро прощает своего обидчика Швабрина.

Молодой человек влюбляется в дочь коменданта Машу Миронову и хочет на ней жениться. Девушка отвечает ему взаимностью.

Во время нападения банды Пугачева на крепость, Петр проявляет смелость и решительность характера. Он даже под страхом казни, не преклоняется перед самозванцем.

После захвата крепости его невеста Маша попадает в беду. Её насильно удерживает Швабрин и заставляет стать его женой. Петр рискуя жизнью, преодолевает все трудности и спасает девушку.

Затем молодого человека арестовывают и предъявляют обвинение в измене родине. Петр Гринев проявляет всю силу своего характера и стойко выдерживает все испытания. Его возлюбленная узнает об аресте и благодаря ей, Петра оправдывают.

В конце повести Петр женится на Маши Мироновой. Он становиться уважаемым человеком. Их жизнь складывается счастливо и благополучно в Симбирской губернии.

Читая повесть, проникаешься симпатией к Петру, он проявил себя как достойный, честный и смелый человек.

Вариант 3

Петр Андреевич Гринев – один из центральных персонажей повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Произведение построено в форме мемуаров Петра Андреевича, в которых он рассказывает о своем детстве, о службе, о пугачевском бунте, о своей любви к Марье Мироновой. Читатель видит, как из беззаботного недоросля под воздействием суровых испытаний формируется один из лучших представителей дворянства и русской армии Герой искренен, верен долгу и чести, великодушен, порядочен, смел, благороден и не чужд самоиронии.

Родом Гринев из семьи отставного военного, «премьер-майора», и дочери бедного дворянина. В детстве Петруша рос беззаботным недорослем, проводившим время в играх с «дворовыми мальчишками» и гонявшим голубей. Воспитанием мальчика сначала занимался стремянный Савельич, затем выписанный «из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла» француз Бопре. Но несмотря на то, что Бопре не прикладывал никаких усилий в плане обучения, а от Савельича герой, по его словам, узнал только русскую грамоту и «мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля», в дальнейшем повествовании читатель видит, что Гринев – очень образованный молодой человек. Он пишет стихи, занимается переводами, читает книги на французском языке.

На 17-м году жизни герой отправляется по воле отца на службу. Юношеские мечты Петруши о гвардии полны предвкушений об удовольствиях и свободе. Отец же, военный старой закалки, считает, что служба в Петербурге вредна для сына, так как там он научится только «мотать да повесничать». Андрей Петрович отправляет сына в захолустный в то время Оренбург, под начало своего старого друга и товарища. Главный наказ отца - беречь «честь смолоду», верно служить.

По пути к месту службы, Гринев совершает поступки, которые выдают его неопытность и юношеское легкомыслие, барские замашки, желание доказать Савельичу, самому себе, окружающим, что он уже не ребенок. Рассказчик описывает эпизоды пьянства и игры на деньги вместе с Зуриным, ссору с Савельичем, ничего не скрывая, называя себя вырвавшимся на волю мальчишкой. Но дальнейшее его поведение свидетельствует о существовании в Петре нравственного стержня, таких качеств характера, как честность, искренность, верность долгу и присяге, умение признавать свои ошибки, умение быть благодарным и благородным.

Гринев просит прощения у Савельича, признавая свою неправоту, искренне раскаивается в своем легкомысленном поведении в придорожном трактире: «…виноват; вижу сам, что виноват. Я вчера напроказил, а тебя напрасно обидел». Он отдает свой заячий тулуп вожатому в благодарность за то, что тот вывел их во время бурана к постоялому двору. Герой проявляет благородство, заступаясь за честь Маши Мироновой в дуэли со Швабриным. Эта же черта характера заставляет Петра Андреевича не упоминать имени возлюбленной на суде и не дает торжествовать над Швабриным в сцене отъезда с Марьей Ивановной из захваченной Белогорской крепости.

Гринев под угрозой смерти отказывается присягать на верность Пугачеву, потому что «присягал государыне императрице» и не может изменить присяге из чувства долга и чести. Петр способен испытывать сочувствие к тому, кто для всех был врагом; способен воспринимать слугу как надежного и незаменимого друга и рисковать своей жизнью ради спасения близких.

Образ Петра Гринева – это образец мужества, честности, великодушия, благородства, тех качеств, которые были присущи лучшим офицерам и представителям дворянства России.

Сочинение на тему Гринев в романе Капитанская дочка

Одним из главных героев в бессмертном романе А. С. Пушкина, является Пётр Андреевич Гринёв. Пётр появился на свет в простой семье заслуженного офицера. Семья его была достаточно многодетна, но дожить до взрослых лет удалось лишь Петру. Его отец всеми силами пытался дать какое-то образование. Петром также занимался представленные Савельич, который учил мальчика грамоте и письму. И француз, который при всей своей важности не дал ничего полезного.

Увидев, что сын так и не получит нормального образование, и может окончательно превратиться в тунеядца при службе в Петербурге, отец Петра решил, что лучше отправить его в Оренбург. Пётр хоть и не был рад такому событию, но перечить родителям не мог, так как с самого детства в нём были развиты чувства уважения, почитания и послушания. Прежде чем отправить сына Гринёв старший указал соблюдать того самое главное правило, которое гласило: «береги платье снову, а честь смолоду». Это сильно отпечаталось в душе юноши, и он служил верой и храбростью императрице.

Постепенно Пётр Гринёв становился из обычного парня в отважного и справедливого мужчину. Который однажды отстоял честь Маши и вызвал её обидчика на дуэль. Также он не побоялся оказать сопротивление при беседе с Емельяном Пугачёвым, и прямо дал понять, что ни при каких обстоятельствах не станет переходить на его сторону, а если и придётся, то будет сражаться и со всей его бандой. И несмотря на то, что его могли убить Пётр, отправился спасать Марию от Швабрина.

Исключительным образом образ Петра Гринёва наполнен мужеством и определённой сноровкой, которые помогали ему преодолеть даже самые трудные и опасные преграды. И несомненно его добрый, и великодушный характер спас его при встрече с Пугачёвым, дарую Петру при этом жизнь.

Образ Гринева

Произведение "Капитанская дочка" в своём сюжете воссоздает реальные события, которые вошли в историю, через них автор доносит до читателя глубокое значение нравственности.

Пётр Гринёв является ключевым персонажем в романе, который ведёт повествование. Это юноша семнадцати лет, из небогатой дворянской семьи, получивший домашнее образование. Грамоте мальчика учил простой крепостной Савельич.

В 12 - ти летнем возрасте Петру прислали московского гувернера, у которого не было особого желания заниматься обучением мальчика. Но Пётр был настолько любознателен, что с легкостью смог освоить французский язык, который в последствии дал возможность осуществлять переводы.

В 17 лет Гринёв был отправлен отцом на службу в Оренбург. Решение отца несколько огорчило юношу, у которого было амбициозное желание служить в столице.

Если считать, что Пушкин пытался создать исключительно положительный образ Гринёва, то это будет не совсем верно. В ходе повествования можно наблюдать за тем, как идёт личностное формирование, становление характера необходимого для преодоления возникающих трудностей.

Поучительным уроком для незрелого Гринёва становится встреча с Иваном Зуриным, который напоив юношу и воспользовавшись его неопытностью - начинает нечестно вести ход игры.

В ходе всего произведения образ Гринёва претерпевает динамичное изменение. В самом начале перед нами возникает мальчишка с наивной душой, который не имеет забот. Далее открывается юношеский образ самоутверждающейся личности молодого офицера, а в завершении это уже окончательно сложившийся, повзрослевший мужчина. Пётр Гринёв воспринимается читателем как герой положительный, который, как и обычный человек имеет свои достоинства и недостатки. Несмотря на лень и легкомыслие он остается добродушным человеком.

Пушкин избрав в рассказчики Гринёва, не пытается спрятаться за его спиной, в ходе всей сюжетной линии прослеживается четкая авторская позиция. Все мыслительные размышления писатель закладывает в своего героя, формируя тем самым его как самостоятельную личность. Подбираются определенные ситуации, благодаря которым герой поступает так, как желает сам Пушкин.

Сейчас тема антиутопий в моде. Постоянно пишутся новые книги, снимаются фильмы. И люди идут смотреть в кинотеатры очередных «Соек», где обязательно показывают жестокий мир будущего

На мій погляд, не існує жодної юної дівчини яка б не мріяла зустріти своє єдине та справжнє кохання. Є безліч цікавих та романтичних книг про світле почуття любові. Найбільш яскравою книгою про романтичне кохання

  • Образ России в комедии Ревизор Гоголя сочинение

    В одном уездном городе в начале 19 века начинается знаменитая комедия Н.В. Гоголя Ревизор. Город N представлен в произведении как собирательный образ провинций России, которые похожи друг на друга.

  • Береги честь смолоду…

    А. С. Пушкин

    Одно из моих любимых произведений русской классической литературы – повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Написанию повести предшествовал многолетний труд автора, который изучал историю народного восстания под предводительством Емельяна Пугачева, слушал песни и рассказы его современников. Получилось прекрасное художественное произведение, главный герой которого Петр Андреевич Гринев.

    В начале повести это недоросль, гоняющий голубей с дворовыми мальчишками, беззаботно живущий в семье помещика. Петрушенька был избалован, науками серьезно не занимался, но мечтал служить в Петербурге. Вопреки его желаниям отец отправляет юношу не в город на Неве, а в далекую Оренбургскую губернию. Отец, верой и правдой служивший Отечеству, хотел видеть своего сына настоящим мужчиной, а не прожигателем жизни. Перед отъездом Петр Гринев слышит от родителя напутствие «беречь честь смолоду».

    Дальнейшие события, описанные А. С. Пушкиным, - серьезные жизненные испытания, формирующие личность героя. Благородство и благодарность он проявляет на постоялом дворе, щедро наградив провожатого за спасение в буранной степи. Честь и достоинство не позволяют Петру Андреевичу не рассчитаться за проигрыш с Зуриным. В Белогорской крепости, познакомившись с семьей капитана Миронова, Петр Андреевич стал желанным гостем в доме коменданта, проявив интеллигентность, уважение и корректность. Полюбив Машу Миронову, юноша идет на дуэль со Швариным, опорочившим имя любимой. В мирной отдаленной крепости мы видим, как меняется герой, как проявляет лучшие человеческие качества и завоевывает наше уважение.

    Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева резко изменила жизнь всех участников событий и поставила молодого офицера перед нравственным выбором. Когда я читала эпизоды повести, описывающие поведение гарнизона после падения Белогорской крепости, искренне восхищалась мужеством Гринева и его решением не присягать на верность самозванцу. Он прекрасно знал, что его ждет виселица. Но не мог предать императрицу и намерен был до конца остаться верным своему воинскому долгу. Заячий тулуп, подаенный провожатому на постоялом дворе, спас жизнь молодого офицера. Пугачев не казнил его, потому что узнал.

    И с этого момента начинаются особенные отношения Пугачева и Гринева. Я думаю, что нравственные качества героя: мужество, верность воинскому долгу, порядочность, честность – позволили завоевать уважение в глазах самого Емельяна Пугачева. Беглый казак и русский офицер, конечно, не могли стать друзьями, но добрые отношения между ними зародились. Пугачев по просьбе Петра Андреевича спасает Машу от Швабрина и отпускает на свободу. Герой благодарен ему за это, но присягать на верность отказывается. Уверена, честность, бескомпромиссность, искренность офицера и подкупили самозванца.

    Пройдя все испытания, рискуя жизнью, Петр Гринев не замарал чести подобно Алексею Швабрину. За это я глубоко уважаю его. Он выполнил напутствие своего отца и стал настоящим русским офицером. В повести А. С. Пушкин показал нам, как формировалась личность молодого офицера, как закалялся его характер, менялись взгляды на жизнь. Гринев, совершая ошибки, приобретал бесценный опыт, который и позволил ему стать храбрым и мужественным, способным защитить и Родину, и свою любимую. Автор гордится своим героем и награждает его личным счастьем с Машей Мироновой. Интересным мне кажется тот факт, что повествование о событиях идет от лица состарившегося Петра Андреевича, оставляющего записки своим потомкам. В записках звучит мысль, высказанная десятки лет назад его отцом: «Береги честь смолоду!»

    Считаю повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» одним из произведений, важных и необходимых для современной молодежи. Мы можем найти в ней ответы на многие жизненные вопросы. А самое главное – помнить, что честь надо беречь смолоду!

    Дата публикации: 11.09.2017

    Аргумент для итогового сочинения на тему "Смелость и трусость"

    Литературный пример о смелости по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

    Возможные тезисы:

    Быть смелым - значит не позволять страху овладеть собой

    Смелый не тот, кто не испугался, а тот, кто не поддался страху

    О смелости человека можно судить по его поступкам

    Смелость человека проявляется только в критических ситуациях


    Охарактеризовать как смелого человека можно и героя романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Отец всегда старался вырастить Петрушу настоящим мужчиной, и, когда юноше исполнилось шестнадцать лет, он решил отправить его на службу в Белогорскую крепость «пороху понюхать, да лямку потянуть». На прощание Андрей Гринев дал сыну наставление: «Береги платье снову, а честь смолоду».


    Волей судьбы юноша оказался участником «пугачевщины». Когда Белогорская крепость была захвачена и герой оказался в руках донского казака, перед ним встал выбор: спасти свою жизнь, нарушив клятву верности государству, или же быть казненным. Было ли страшно Гриневу? Думаю, да. Но все же Петр, не раздумывая, ответил Пугачеву, что он природный дворянин и присягал императрице, поэтому служить разбойнику не может: «Голова моя в твоей власти: отпустишь меня - спасибо; казнишь - Бог тебе судья; а я тебе сказал правду» - заключил молодой офицер. Упорство Петра поразило казака, и он помиловал упрямого юношу.

    Творчество А.С. Пушкина в последние годы его жизни чрезвычайно многообразно: художественная и историческая проза - «Пиковая дама», «Египетские ночи», «Дубровский», «Капитанская дочка», «История Петра». П.А. Писемский так характеризовал этот этап творчества Александра Сергеевича: «труд многосложный, многообъемлющий, почти всеобъемлющий».

    В январе 1832 года Александр Сергеевич сделал первый набросок исторической повести «Капитанская дочка». В ней главные герои Гринев, Маша и Швабрин. Оба главных героя любили Машу Миронову, но взаимностью она отвечала только одному из них, Гриневу.

    Оба обладателя сердец, любящих капитанскую дочку, были сильными личностями. Оба были молоды и в чем-то по-своему талантливы. Гринев в отличие от Швабрина отличался привлекательной внешностью. Внешность Алексея Ивановича мы видим глазами Петра Гринева, который познакомился с ним в первое утро своего пребывания в Белорусской крепости:

    «Ко мне вошел молодой офицер невысокого роста с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым».

    Швабрина смело можно назвать антиподом Петра. Несмотря на присущий этому герою ум, умными выводами и высказываниями не отличается. Единственное, что постоянно срывается с его уст: насмешки, смешанные с презрительностью. О Маше отзывается крайне оскорбительно, как о дурочке, помимо этого лично распускает о ней грязные слухи. Не отличается Швабрин и высокими духовными качествами, а, наоборот, проявляет высшую меру бесчестия.

    Алексей Иванович часто обманывал Гринева и открыто издевался над ним. Например, рассказывая Петруше о семье его избранницы и о не самой, он больше врал, чем говорил правды. Сначала Гринев думал, что это шутка:

    «Он с большой веселостью описал мне семейство коменданта, его общество и край, куда завела меня судьба. Я смеялся от чистого сердца» …

    Но чем дольше это продолжалось, тем меньше веселило и все чаще надоедало:

    «Час от часу его беседа становилась для меня менее приятною. Всегдашние шутки его насчет семьи коменданта мне очень не нравились, особенно колкие замечания о Марье Ивановне».

    Хорошо описывает расположение Швабрина и Гринева к Марии в момент чтения авторского стихотворения Петруши. Прочитав Алексею Ивановичу плод своего труда, рожденного благодаря любовным порывам, Петруша ждет похвалы, но к великому своему изумлению видит перед собой другого Швабрина. Вместо обыкновенно снисходительного товарища перед ним предстает решительный и резкий в своих суждениях критик.

    «Он взял у меня тетрадку и начал немилосердно разбирать каждый стих и каждое слово, издеваясь надо мной самым колким образом».

    Швабрин смеется над искренними чувствами Гринева, давая совет подарить Маше вместо любовного послания серьги. Этим он принижает не только любовь Петруши до низменных желаний, но и клевещет на честь Маши.

    «… Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег» …

    Швабрин, оскорбляя Машу, хотел разорвать взаимную любовь между девушкой и Гриневым, хотел таким подлым способом убрать с дороги своего более удачливого соперника.

    Петруша в противовес Швабрину старается добиться расположения Марии справедливостью. Например, во время дуэли Гринев почти побеждает… Однако этому не суждено свершиться, так как Швабрин, как человек без чести, воспользовался тем, что Петруша отвлекся на окрик Савельича, и проткнул ему шпагой грудь.

    Вызывая Гринева на дуэль Швабрин был убежден, что юнец не искусен в науке сражений на шпагах… Но осознав, что он проигрывает, поступил, как трус. И здесь мы вновь видим противоречивость характеров двух героев. Так как Гринев предстает перед нами как искренний, смелый человек. Эти качества будут отслеживаться в нем на всем протяжении романа. Теперь давайте отойдем от любовной линии и рассмотрим поведение двух героев во время Пугачевского бунта.

    «Очередь была за мною. Я глядел смело на Пугачева, готовясь повторить ответ великодушных моих товарищей. Тогда, к неописанному моему изумлению, увидел я среди мятежных старшин Швабрина, обстриженного в кружочек и в казацком кафтане. Он подошел к Пугачеву и сказал ему на ухо несколько слов. «Вешать его!» - сказал Пугачев, не взглянув уже на меня. Мне накинули на шею петлю».

    Швабрин переходит на сторону Пугачева не из-за личных взглядов, а из-за страха. Он просто испугался, что Пугачев, после того, как возьмет крепость, убьет его.

    Гринев же не позволил себе пойти на такой шаг. Ему не позволили перейти на сторону самозванца такие качества, как честь, любовь и преданность своей Родине. Кроме того, Гриневу, в отличие от Швабрина, была присуща такая черта, как смелость.

    Конечно, нельзя сказать, что во всех сценах мы видим в Швабрине сугубо негативного героя. В одном случае он был добр, но этот порыв продлился недолго: в конце концов, в порыве гнева он выдал истинное происхождение Марии Пугачеву.

    «А каков Швабрин, Алексей Иванович? Ведь остригся в кружок и теперь у нас тут же с ними пирует! Проворен, нечего сказать! А как сказала я про больную племянницу, так он, веришь ли, так взглянул на меня, как бы ножом насквозь; однако не выдал, спасибо ему и за это».

    Мужество Петра Андреевича растет и крепнет с каждым новым эпизодом. Нужно отметить и его смелость при попытке спасения из захваченной Белогородской крепости его суженой, которую ожидало замужество со Швабриным.

    К замужеству с Алексеем Ивановичем Машу склонял новый командир Белогородской крепости, который самолично и являлся Швабриным. Находясь в новом чине, позволяющем ему командовать, Швабрин стал угрожать Мироновой. Он понимал, что по-честному за него она не выйдет. Но не так слаба сила любви молодого сердца, чтобы какой-то трус, предатель, лжец, смог ее разорвать. Бесчестное поведение Швабрина понимает и Пугачев, он хочет наказать Алексея Ивановича, но тот валяется в ногах, полностью теряя чувство достоинства. Понимая недостойное поведение назначенного им командира, Пугачев отдает приказ об освобождении Маши. Уезжая из крепости с Машей Гринев, видит своего бывшего товарища униженным, но не чувствует торжества: он не злорадствует, а с прискорбием отворачивается.

    В романе «Капитанская дочка» было все: любовь, смерть, доброта, злоба, предательство и смелость. Мы видим, что Пушкин очерчивает прямую связь между подлостью, бесчестием и позором, проводит аналогичную линию между смелостью, честью и умением быть благодарным.

    tattooe.ru - Журнал современной молодежи