Что такое дель арте. Смотреть что такое "Комедия дель арте" в других словарях

Комедия дель арте, комедия масок это впервые понятие фиксируется в середине 18 века в «Комическом театре» К.Гольдони (1750), когда этот жанр в Италии уже начинает приходить в упадок; ранее говорили об «импровизационной комедии», «комедии масок», «комедии дзанни». Понятие комедия дель арте можно трактовать как просто профессиональный вид зрелища (в противовес commedia erudita, т.е. ученой комедии). Комедия дель арте не обязательно носила собственно комический характер - здесь были представлены и героические, и пасторальные, и смешанные сюжеты. Датой рождения комедии дель арте считается 1545, когда в Падуе восемь актеров подписали договор о создании совместной труппы. Главный элемент жанра - коллективное творчество актеров, которые выступали не только как исполнители, но и как авторы пьес, причем каждый вносил что-то новое, используя собственный «культурный багаж». Организатор труппы являлся одновременно и драматургом, и постановщиком. Первая труппа была независимой, но впоследствии актеры все чаще прибегали к помощи власть имущих (особую поддержку комедии дель арте оказывали герцоги Мантуи и Феррары). Свою деятельность они приспосабливали под жизненный уклад двора. Сюжеты брались из новелл, старинных комедий, а то и выдумывались; среди них встречаются знаменитые бродячие сюжеты («Каменный гость»). Иногда использовался схематический костяк пьесы («сценарий»), на основе которого разыгрывались импровизации - их роль, впрочем, не следует переоценивать: импровизации скорее относились к репликам персонажей, чем к сюжетным ходам. Сценарии передавались из уст в уста или же циркулировали в рукописях; первый их сборник был выпущен Фламинио Скала в 1611 (в него вошло 50 сценариев). В предисловии, написанном актером Франческо Андреини, сделан акцент как на развлекательном характере сценариев, так и на социальной направленности данного типа театрального творчества.

Его дочерей и сыновей всегда стерильные, они делали ее в глазах самых православных католиков, самых скандальных из хулиганов, высших моральных и культурных лидеров, а также официальных циклов, совершаемых на свадьбе миньонов, дорогих ее сыну, а также амбициозных советником непревзойденной свадьбы кадета герцога Анжу. И все же, чтобы услышать имя Кардина или имя Кэтрин, в громких шуточках площади, ему не нужно было иметь большое значение в ушах невооруженным глазом. Арлекино в их глазах действительно можно было увидеть как «Великого» офицера Государственного Руффиана, символического «Большого Курьера дю Петит Купидона».

К наиболее известным комедиям конца 16 века относится «Алхимик» Бернардино Ломбарди (1583): в следующем столетии большим успехом пользовалась трагедия «Сила судьбы» Якопо Чиконьини (1577-1634), где любовь торжествует над «государственным интересом». Не менее знаменит был Джан Батиста Андреини (1578-1654), сын упомянутого Франческо Андреини; он взял себе сценическое имя Лелио. Им написано множество комедий и драм, где автор нередко опирался на традиционные комические структуры («Двое Лелиев-близнецов», 1622), прибегал к зрелищным постановочным эффектам. Особенно эффектна «Центавра» (1622), где не только смешаны различные жанры, но и появляются совершенно необычные персонажи - полулюди-полу-звери. Андреини отдает дань и одному из излюбленных культурой барокко новозаветных образов - Марии Магдалине («Развращенная и покаявшаяся Магдалина», 1652), где сочетаются спиритуальность с чувственностью, но язык остается строгим и сдержанным. Шедевром Андреини считается пьеса «Две комедии в одной» (1623), которая построена по принципу «театр в театре» и весьма созвучна маньеристской и барочной сценической практике. К числу наиболее знаменитых трупп следует отнести Ревнителей (Gelosi), организованную в 1568 в Милане и просуществовавшую около 40 лет. Именно в ней состояли самые яркие актеры первого поколения комедии дель арте. Французский король Генрих III увидел выступление труппы в Венеции и был так восхищен, что пригласил актеров немедленно выступить во Франции. Комедия дель арте использовала опыт средневековых бродячих актеров ; в ней важную роль играют акробатические трюки, имеющие именно ярмарочное происхождение. Само по себе использование смешных масок (преувеличенно большой нос, морщинистый лоб, лысина, накладные бороды) следует считать карнавальной традицией. Иногда актеры начала 17 века создавали маски на основе гротескного заострения собственных черт; таков созданный Андреини Капитан Спавенто. И здесь был важен не только комический эффект-маска раскрепощала исполнителя, развязывала ему язык, позволяла едко и беспощадно высмеивать современников. Правда, католическая Церковь и ученые-педанты осуждали актеров.

Роль мобильна. Без этого распределения навыков он никогда не был бы признан и оценен как персонаж. Работа актеров основана на этой традиционной структуре и частично не зависит от письменного текста. другого аспекта, который подтверждает преимущественно «консервативный» характер театрального производства искусства. Но уважение к ролям - это только первый элемент динамической двойной структуры. Существует также противоположный принцип трансгрессии и предательства, оправдывающий его драматургию. Выразительные модели, предлагаемые актерами нового поколения.

Основа сюжетов комедии дель арте

В основе сюжетов комедии дель арте - семейные, воспитательные и даже политические проблемы (прославление венецианской знати или вольных немецких городов), но чаще всего то были любовные перипетии. При этом именно влюбленные не относились к фиксированным маскам и костюмы их варьировались в соответствии с господствующей модой. Всего в спектакле могло участвовать с десяток актеров; маски составляли примерно половину из них. К самым древним и наиболее популярным маскам следует отнести Панталоне. Это скупой и сварливый купец, говорящий на венецианском наречии (внедрение диалектных элементов - одна из важных для комедии дель арте структурных составляющих), отличающийся сластолюбием. Еще более популярен Арлекин - изначально бедняк (отсюда и костюм из отдельных кусочков ткани), потом стал более утонченным, закрепившись во французской пантомиме как изящный любовник или даже волшебник. Особой популярностью пользовался остроумный и некрасивый крестьянин, неаполитанец Пульчинелла (создавались даже специальные пьесы - «пульчинеллаты»); он может быть отождествлен с русским Петрушкой. И Арлекин, и Пульчинелла относятся к типу комических слуг (дзанни), с их грубоватым народным юмором, хитростью и сметкой, которые обычно прячутся под маской наивности. Не всегда, но часто дзанни родом из города Бергамо. Именно оттуда был Труффальдино, герой пьесы Гольдони «Слуга двух господ» (1745-53). Гольдони, противопоставлявший комедии дель арте - комедии характеров, переосмысливает традиции жанра и превращает маску в полнокровный, психологически убедительный образ. Многие персонажи комедии дель арте (Доктор, Скарамуш, Коломбина, Тарталья) знакомы по пьесамсказкам К.Гоцци «Ворон» (1761), «Любовь к трем апельсинам» (1761) и особенно «Турандот» (1762). Е.Б.Вахтангов и В.Э.Мейерхольд использовали традиции этого жанра в своих постановках. Труппы итальянских комедиантов появились в России сравнительно поздно, в 1733-35 и пользовались успехом при дворе Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны (особенно это относится к труппе Дж.А.Сакко). Впоследствии Арлекин, Пьеро и Коломбина вписались в русское балаганное действо; художники объединения «Мир искусства» нередко включают этих персонажей в театрализованный мир своих полотен.

В определенные моменты, когда изменение в социальном и этическом поведении больше, конфронтация становится более безжалостной и острой, пока она не станет реальным конфликтом, и в этих случаях, которые эти актеры принимают, чтобы измерить свою индивидуальность с пустыми формами, предложенными системой ролей, не искажая наследие традиции, создаются новые и надуманные творческие энергии. И шоу, записанное или не записанное на страницах, состоит из при введении в действие двойной метаморфозы: актеры и актрисы, которые переходят от привычной роли к новым, персонажам, которые бросают свои привычные привычки и раскрывают новые.

Словосочетание комедия дель арте произошло от итальянского commedia delFarte.

КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ (commedia dell’arte) (комедия масок), жанр итальянского театрального представления, основанный на сценической импровизации с участием устойчивых персонажей (масок). В названии подчёркнут профессиональный характер деятельности трупп комедии дель арте (итальянский arte - профессия, ремесло). Родина комедии дель арте - северо-восток Италии. Первый нотариальный акт, фиксирующий образование актёрской труппы, датируется 1545 годом; первые упоминания о представлениях с участием масок восходят к 1550-м годам. Из нескольких трупп, возникших в последней трети 16 века, общеевропейскую популярность снискали «Джелози» (среди актёров - Ф. Андреини, создатель маски Капитана, и его жена Изабелла) и «Конфиденти» (актёр этой труппы Т. Мартинелли придал классическую форму маске Арлекина, созданной А. Назелли по прозвищу Дзан Ганасса). Маска в комедии дель арте - это и элемент сценического костюма (хотя с закрытым лицом выступали только буффонные персонажи), и фиксированного амплуа актёра, с которым он переходил из пьесы в пьесу и из труппы в труппу.

Именно в эти времена сильное плюсневое напряжение становится более заметным. Публика часто завоевана таким двойным «откровением». Писатель, который знает, как его предвидеть в письменном тексте, часто может получить значительные художественные преимущества. Карло Гольдони оставил очень обширный репертуар драматурга, демонстрирующий справедливость этого рассмотрения. Краткое изложение текста и роли в нем может служить объяснением основного композиционного механизма, который нам интересен.

Преобразование персонажа. Случай с Бригеллой В этой комедии стоит характер старого дяди Фабрицио, шпионский и несчастный, но решительный, чтобы выглядеть богатым и сильным, с замужним внуком, но без приданого. В компании театра Сан-Лука, нанятый благородным Вендрамином, он выполнил эту работу с Болоньезом Антонио Мартелли. Однако эксплуатация актера вышла за рамки целесообразного рекламного паспорта. Согласно драматургическому методу, который уже практиковался, но не всегда указывался в терминах Памятников и предисловии к отпечаткам, Гольдони смог более подробно и глубоко допросить художника, передав некоторые из характерных черт его обычного репертуара Бригельса на новую роль.

Ж. Калло. Капитан Эсгангарато - Капитан Кокодрилло (персонажи комедии дель арте). Офорт из серии «Балли ди Сфессания». 1622.

Маски отличались между собой костюмом, языком и сюжетной функцией. К числу постоянных относились маски стариков (отец или соперник героя, нередко говорившие на диалектах: венецианский у Панталоне, болонский с использованием латинизмов у Доктора), слуг или дзанни (сюжетная функция - та же, что у раба в паллиате или у слуги в учёной комедии; язык - бергамский диалект; обычно выступали в паре: ловкий, хитрый, ведущий интригу Бригелла или Скапино и тупой, грубый, неотёсанный, но вместе с тем весёлый и простодушный Арлекин или Труффальдино), служанки (маска эволюционировала от женского варианта Арлекина к образу изящной и остроумной субретки), Капитана (восходит к образу хвастливого воина, сюжетная функция - соперник героя; язык - испанский или ломаный итальянский); влюблённых героев. Юг Италии добавил к этому набору маски Ковьелло (вариант Бригеллы), Пульчинеллы (вариант Арлекина, прародитель французского Полишинеля, английского Панча и русского Петрушки), Тартальи (вариант старика), Скарамуччи (вариант Капитана). Руководитель труппы исполнял функции администратора, режиссёра и драматурга. Актёры располагали так называемым сценарием, где был расписан порядок действия, но отсутствовал текст реплик, которые импровизировались. До нас дошло в рукописях или в публикациях около 700 сценариев (первый сценарий опубликован в 1602, первый сборник сценариев - в 1611). В номенклатуре масок отразилась сюжетная схема классической комедии (любовная коллизия, препятствия со стороны стариков-отцов; интрига, которую ведут слуги), но в репертуаре комедии дель арте были и героические, и трагикомические, и пасторальные пьесы.

Ориентировочная трасса обеспечивается сценой фрикада. Здесь ссылка на обычное французское блюдо идентифицирует одну из тех последовательностей, которые традиционно принадлежат к репертуару Бригеллы, часто шеф-повара, столь фантастического и пышного, как ползание и лестность. Гастрономический проект, разработанный в сотрудничестве с Труффальдино в Слуге двух мастеров. Это «труба воздух», который возвращается с соответствующими вариациями корпуса.

Вы когда-нибудь видели, что мир - мир соседей по комнате? Позвольте мне видеть, что вителла. И что редко, а у теленка у меня в стране нет никого. Мистер Ридольфо, эта вителла - это букет, это бальзам. Посмотрите на эти анимали; какое дерьмо! какое блюдо! какой повод! вы тоже должны есть. А? какие голубки! Вы когда-нибудь видели похожих голубей? Это голуби, которые спасают их только для меня. Я, своими руками. Другими словами, Фабрицио для Гольдони, его актеров и его зрителей, еще один бригадир Бригеллы: Кто я?

Комедия дель арте сыграла определяющую роль в формировании профессионального театра в Италии и за её пределами - особенно в Испании, где с 1572 обосновался Дзан Ганасса, и во Франции, где театр итальянской комедии работал (с перерывами) с конца 16 века по конец 18 века. На актёрскую технику Мольера, игравшего в парижском театре «Пти-Бурбон» в 1658-60, большое влияние оказал Т. Фьорилли, создатель маски Скарамуччи (во Франции - Скарамуш). Игравший в Париже с 1662 Д. Бьянколелли превратил Арлекина из туповатого увальня в остроумного и циничного шута, а его жена, дочь и внучка создали образ невесты Арлекина - Коломбины (1683). Именно во Франции утвердилась маска Пьеро и персонажи комедии дель арте вошли в большую комедиографию (Ш. Дюфрени, Ж. Ф. Реньяр, П. Мариво). К. Гольдони боролся с комедией дель арте, но при этом использовал её маски; в творчестве К. Гоцци, его литературного противника, комедия дель арте пережила последний взлёт. В Германии к опыту комедии дель арте обращались романтики (Л. Тик, Э. Т. А. Гофман); в России (где труппы комедии дель арте гастролировали с 1733) - символисты (А. А. Блок) и наследовавшие традиции Серебряного века театральные режиссёры (Н. Н. Евреинов, В. Э. Мейерхольд, А. Я. Таиров, Е. Б. Вахтангов).

А также другой талант коллекции картин, заслуги Ридольфо, благородство графа Отриколи, культура Фульгенцио, о достоинствах внуков и сукцианских племен - это перевод схемы меню в меню, тем не менее, с глазом остеопласта, который рекламировал еду на двери его траттории, поскольку он привык заниматься каким-либо специализированным актером в часть Бригеллы. Таким образом, мы можем представить это как громкий кувшин в некоторых из моментов его монологов.

Это не так, смотри, у нее нет такого молодого человека, как она. Танцуйте так, что первые танцоры были ошеломлены. Затем он поет вкус, тот, кто чувствует это больше. Она говорит, что никогда не было с тех пор, как мир является притчей-компаньоном. Эти четыре замечательных куска Вандича, эти два особых ужина Веронезе, это чудо Герцино. Это бесчисленное сияние Микеланджело Буонаротти. Эта бесценная ночь Корреджо. Сокровища, мистер Граф, Сокровища.

Изд.: Перетц В. Н. Итальянские комедии и интермедии, представленные при дворе императрицы Анны Иоанновны в 1733-1735 годы Тексты. П., 1917; Commedie dell’arte. Mil., 1985-1986. Vol. 1-2; Pandolfi V. La commedia dell’arte. Storia е testo. 2 ed. Firenze, 1988. Vol. 1-6.

Лит.: Миклашевский К. La commedia dell’arte, или Театр итальянских комедиантов XVI, XVII и XVIII столетий. СПб., 1914; Дживелегов А. К. Итальянская народная комедия (commedia dell’arte). 2-е изд. М., 1962; Taviani F. La commedia dell’arte е la società barocca. Roma, 1969. Vol. 1-2; Molinari С. La commedia dell’arte. Mil., 1985; Ferrone S. Attori, mercanti, corsari. Torino, 1993; Gambelli D. Arlecchino а Parigi: dall’inferno alia corte del Re Sole. Roma, 1993-1997. Vol. 1-2; Феррацци М. Комедия дель арте и ее исполнители при дворе Анны Иоанновны, 1731-1738. М., 2008; Heck Т. F. Commedia dell’arte: а guide to the primary and secondary literature. N. Y.; L., 1988.

Г-н Граф, это первая причина Милана, первого в мире куража, самого адвоката всего верховенства закона. И с кем, по мнению Вуссиньории, приходится иметь дело? С первым Рыцарем Римского государства; который чувствует себя с абсолютным мастерством, который известен во всей Европе и почитается и почитается князьями и властелинами.

Тот, кто хвастается чистой чистой кровью самого существенного гражданства до времени Лонгобардов. Надеюсь на все, особенно на картины. Вы видели мою маленькую галерею? Мой внук заслуживает многого, и судьба дала ее королю господа; самый прекрасный молодой человек в этом мире, самый мудрый, самый узнаваемый, самый благородный город в Милане.

tattooe.ru - Журнал современной молодежи