В помощь школьнику. Cочинение «Кто они «новые люди» в романе «Что делать? Чернышевский что делать старые и новые люди

Следом за отменой крепостного права в 1861 г. в русском обществе начали зарождаться люди небывалой прежде формации. В Москву, Петербург и прочие большие города из разных уголков России, чтобы получить хорошее образование, приезжали дети чиновников, священников, мелких дворян и промышленников. Именно они и относились к таким людям. Именно они с удовольствием и радостью поглощали в университетских стенах не только познания, но и культуру, внося, в свой черед, в жизнь демократические обычаи своих маленьких провинциальных городков и очевидную неудовлетворенность старинным дворянским строем.

Им предназначено было дать начало новой эпохе развития русского общества. Это явление нашло свое отражение и в русской литературе 60-х годов XIX столетия, как раз в это время Тургенев и Чернышевский написали романы о "новых людях". Героями этих произведений были революционеры-разночинцы, которые главной целью своей жизни считали борьбу за счастливую жизнь всех людей в будущем. В подзаголовке романа "Что делать?" Н. Г. Чернышевского мы читаем: "Из рассказов о новых людях".

Чернышевский "знает не только то, как думают и рассуждают новые люди, но и то, как они чувствуют, как любят и уважают друг друга, как устраивают свою семейную и повседневную жизнь и как горячо стремятся к тому времени и к тому порядку вещей, при которых можно было бы любить всех людей и доверчиво протягивать руку каждому".

Главные герои романа - Лопухов, Кирсанов и Вера Павловна - являются представителями людей нового типа. Они, казалось бы, не делают ничего такого, что превышало бы обыкновенные человеческие возможности. Это нормальные люди, и такими людьми признает их сам автор; данное обстоятельство чрезвычайно важно, оно придает всему роману особенно глубокое значение.

Выдвигая в качестве главных героев Лопухова, Кирсанова и Веру Павловну, автор тем самым показывает читателям: вот такими могут быть обыкновенные люди, такими они и должны быть, если, конечно, хотят, чтобы их жизнь была полна счастья и наслаждения. Желая доказать читателям, что они действительно обыкновенные люди, автор выводит на сцену титаническую фигуру Рахметова, которого он сам признает необыкновенным и называет "особенным". Рахметов в действии романа не участвует, ведь такие люди, как он, только тогда и там бывают в своей сфере и на своем месте, когда и где они могут быть историческими деятелями. Их не удовлетворяют ни наука, ни семейное счастье.

Они любят всех людей, страдают от каждой совершающейся несправедливости, переживают в собственной душе великое горе миллионов и отдают на исцеление этого горя все, что могут отдать. Попытку Чернышевского представить читателям особенного человека можно назвать вполне удачной. До него брался за это дело Тургенев, но, к сожалению, совершенно безуспешно.

Герои романа - люди, вышедшие из разных слоев общества, в основном студенты, которые занимаются естественными науками и "рано привыкли пробивать себе дорогу своей грудью".

В романе Чернышевского перед нами предстает целая группа единомышленников. Основой их деятельности является пропаганда, студенческий кружок Кирсанова - один из самых действенных. Здесь воспитываются молодые революционеры, здесь формируется личность "особенного человека", революционера-профессионала. Чтобы стать особенным человеком, нужно, в первую очередь, иметь огромную силу воли, чтобы ради своего дела отказаться от всяких наслаждений и заглушать в себе все малейшие желания.

Работа во имя революции становится единственным, всецело поглощающим делом. В становлении убеждений Рахметова решающее значение имел разговор с Кирсановым, во время которого "он посылает проклятие тому, что должно умереть и т. д.". После него началось перерождение Рахметова в "особенного человека". О силе воздействия этого кружка на молодежь говорит уже то, что у "новых людей" есть последователи (стипендиаты Рахметова).

Чернышевский дал в своем романе и образ "новой женщины". Вера Павловна, которую Лопухов "вывел" из "подвала мещанской жизни", - всесторонне развитый человек, она стремится к совершенству: решает стать врачом, чтобы приносить еще большую пользу людям. Вырвавшись из родительского дома, Вера Павловна освобождает и других женщин. Она создает мастерскую, где помогает бедным девушкам найти свое место в жизни.

Вся деятельность Лопухова, Кирсанова, Веры Павловны одухотворена верой в наступление светлого будущего. Они уже не одиноки, хотя еще узок круг их единомышленников. Но именно такие люди, как Кирсанов, Лопухов, Вера Павловна и другие, были необходимы в то время России. Их образы послужили примером для формирования мировоззрения революционного поколения. Автор осознавал, что описанные в его романе люди - это его мечта. Но мечта эта в то же время оказалась и пророчеством. "Пройдут года, - говорит автор романа о типе нового человека, - и он возродится в более многочисленных людях".

Хорошо о "новых людях" и их значении в жизни остального человечества написал в своем собственном произведении сам писатель: "Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли".

Без подобных людей немыслима жизнь, потому что она должна всегда изменяться, модифицируясь с течением времени. В настоящие дни также существует поле деятельности для новых людей, вносящих коренные изменения в жизнь. Роман Чернышевского "Что делать?" бесценный и злободневный в этом отношении и для теперешнего читателя, помогающий активизировать подъем в душе человека, тягу к борьбе за социальное благо. Проблема произведения будет вечно современной и нужной для формирования общества.

Н. Г. Чернышевский писал свой роман «Что делать?», будучи заключенным в Петропавловскую крепость. В этом ро-мане он писал о «новых людях», которые только что появились в стране.

В романе «Что делать?», во всей его образной системе Чернышевский пы-тался представить в живых героях, в жизненных ситуациях те нормативы, которые, как он полагал, должны явить-ся главным мерилом общественной морали. В их утверждении Чернышев-ский видел высокое предназначение искусства.

Герои «Что делать?» — «особенные люди», «новые люди»: Лопухов, Кирса-нов, Вера Павловна. Их так называемый разумный эгоизм — результат осознан-ной целеустремленности, убежденности в том, что индивидууму может быть вполне хорошо лишь в разумно устроен-ном обществе, среди людей, которым тоже хорошо. Этих правил, как мы зна-ем, придерживался в жизни сам Черны-шевский, им следуют «новые люди» — герои его романа.

«Новые люди» не грешат и не каются. Они всегда размышляют и поэтому де-лают только ошибки в расчете, а потом исправляют эти ошибки и избегают их в последующих выкладках. У «новых лю-дей» добро и истина, честность и зна-ние, характер и ум оказываются тожде-ственными понятиями; чем умнее чело-век, тем он честнее, потому что он меньше делает ошибок. «Новые люди» никогда ничего не требуют от других, им самим необходима полная свобода чувств, мыслей и поступков, и потому они глубоко уважают эту свободу в дру-гих. Они принимают друг от друга то, что дается, — не говорю, добровольно, это-го мало, но с радостью, с полным и жи-вым наслаждением.

Лопухов, Кирсанов и Вера Павловна, являющиеся в романе «Что делать?» главными представителями людей но-вого типа, не делают ничего такого, что превышало бы обыкновенные человече-ские возможности. Они люди обыкно-венные, и такими людьми признает их сам автор; это обстоятельство чрезвы-чайно важно, и оно придает всему рома-ну особенно глубокое значение. Описы-вая Лопухова, Кирсанова и Веру Павлов-ну, автор утверждает: вот такими могут быть обыкновенные люди, и такими они должны быть, если хотят найти в жизни много счастья и наслаждения. Желая

доказать читателям, что они действи-тельно обыкновенные люди, автор вы-водит на сцену титаническую фигуру Рахметова, которого он сам признает необыкновенным и называет его «осо-бенным». Рахметов в действии романа не участвует, да ему в нем нечего и де-лать. Такие люди, как он, только тогда и там бывают необходимы, когда и где они могут быть историческими деятеля-ми. Их не удовлетворяет ни наука, ни се-мейное счастье. Они любят всех людей, страдают от каждой совершающейся несправедливости, переживают в соб-ственной душе великое горе миллионов и отдают на исцеление этого горя все, что могут отдать. Попытку Чернышев-ского представить читателям особенно-го человека можно назвать удачной. До него брался за это дело Тургенев, но со-вершенно безуспешно.

«Новые люди» Чернышевского — дети городских чиновников и мещан. Они трудятся, занимаются естественными науками и рано начали пробивать себе дорогу в жизни. Поэтому они понимают людей труда и выходят на путь преобра-зования жизни. Они занимаются делом, которое необходимо народу, отказав-шись от всех благ, которые могла бы им дать частная практика. Перед нами це-лая группа единомышленников. Осно-вой их деятельности является пропа-ганда. Студенческий кружок Кирсано-ва — один из самых действенных. Здесь воспитываются молодые революционе-ры, здесь формируется личность «осо-бенного человека», революционера-профессионала.

Чернышевский затрагивает и пробле-му эмансипации женщин. Вырвавшись из родительского дома, Вера Павловна освобождает и других женщин. Она со-здает мастерскую, где помогает бедным девушкам найти свое место в жизни. Чернышевский таким образом хочет по-казать, что нужно перенести из будуще-го в настоящее. Это и новые трудовые отношения, и справедливая оплата тру-да, и совмещение умственного труда с физическим.

Таким образом, русская литература как зеркало отразила появление «новых людей», новые тенденции в развитии общества. В то же время литературные герои стали образцами для поклонения, для подражания. А социальная литера-турная утопия «Что делать?» в той части, где рассказывается о справедливой ор-ганизации труда и вознаграждении за труд, стала путеводной звездой для не-скольких поколений русских революци-онеров.

"Новые люди" в романе Н.Г. Чернышевского "Что делать?" (2)

Я хотел изобразить обыкновенных порядочных людей нового поколения.

Революционер-демократ Чернышевский, последователь Белинского, близок и дорог всем честным людям земли своей верой в лучшее будущее трудового человечества, своим историческим оптимизмом. Роман Чернышевского “Что делать?” явился политическим завещанием, обращенным к революционной молодежи. Сила романа заключается в том, что он убеждает в истинности, красоте и величии нового, передового в жизни. Он отвечает на самый главный вопрос эпохи: что делать людям, не желающим жить по-старому, стремящимся приблизить прекрасное завтра своей Родины и всего человечества. Герои Чернышевского - прогрессивные люди России. Они убежденные социалисты, конечная цель их деятельности - народная революция. В них воплощены черты характера зарождавшихся в России революционеров с их непреклонной волей к борьбе, высоким нравственным благородством, безграничной преданностью народу и Родине. В героях романа - лучшие черты самого Чернышевского и его друзей.

Лопухов и Кирсанов - типичные демократы-разночинцы, своим трудом создали себе возможность получить образование. Они атеисты и материалисты по мировоззрению. “Новые люди” Чернышевского не только разрушают старый мир, но и сами строят новое общество. Они признают искусство, эстетическое воздействие на человека красоты природы, свято верят в дружбу и проявляют товарищеское отношение к женщине. Всю свою жизнь они отдают народу, работают на благо его, не щадя сил, и находят в этом огромное удовлетворение. Герои Чернышевского готовы даже на то, чтобы люди осудили их поведение, если это нужно для общего блага.

Герои Чернышевского страстно защищают свое право на самоуважение. Это и есть их “выгода”, их “эгоизм”. Как настоящие революционеры, Лопухов и Кирсанов хотят счастья, равенства, братства для всех народов. Так Лопухов, попав в Америку, активно включается в борьбу за освобождение негров.

Чернышевский дал в своем романе образ “новой женщины”, Веры Павловны, которую Лопухов спас из “подвала мещанской жизни”. Вера Павловна гармонически развитый человек. Она активно помогает своим товарищам во всех их начинаниях. Особенно замечательно в ней стремление совершенствоваться - она решает стать врачом, чтобы приносить еще большую пользу людям.

Мы видим, что вся деятельность Лопухова, Кирсанова, Веры Павловны одухотворена верой в наступление светлого будущего. Они уже не одиноки, хотя еще узок круг их единомышленников. Но именно такие люди, как Кирсанов, Лопухов, Вера Павловна и другие, были необходимы тогда России. Их образы послужили примером для формирования мировоззрения революционного поколения.

Чернышевский осознавал, что изображенные в романе люди -его мечта. Но эта мечта в то же время оказалась пророчеством. “Пройдут года, - говорит автор романа о типе нового человека, - и он возродится в более многочисленных людях”.

Дело Чернышевского продолжили другие люди. Они во многом ушли от него вперед, но они исходили из тех основ, которые он закладывал, живя и работая в крепостнической России.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

Знаменитый роман Чернышевского «Что делать?» был сознательно ориентирован на традицию мировой утопической литературы. Автор последовательно излагает свою точку зрения на социалистический идеал. Утопия, созданная автором, выступает в роли образца. Перед нами как бы уже проделанный опыт, дающий положительные результаты. Среди известных утопических произведений роман выделяется тем, что автор рисует не только картину светлого будущего, но и пути его приближения. Изображены и люди, которые достигли идеала. Сам подзаголовок романа "Из рассказов о новых людях" указывает на их исключительную роль.

Чернышевский постоянно подчеркивает типологию "новых людей", рассказывает о целой группе. "Эти люди среди других, будто среди китайцев несколько человек европейцев, которых не могут различить одного от другого китайцы". Каждый герой обладает общими для группы чертами - отвагой, умением взяться за дело, честностью.

Для писателя чрезвычайно важно показать развитие "новых людей", их отличие от общей массы. Единственный герой, прошлое которого рассматривается с тщательной подробностью, - это Верочка. Что позволяет ей высвободиться из среды "пошлых людей"? По мнению Чернышевского, - труд и образование. "Мы бедны, но мы - рабочие люди, у нас здоровые руки. Будем учиться - знание освободит нас, будем трудиться - труд обогатит нас". Вера свободно владеет французским и немецким языками, что дает ей неограниченные возможности для самообразования.

Такие герои как Кирсанов, Лопухов и Мерцалов входят в роман уже сложившимися людьми. Характерно, что медики появляются в романе во время написания диссертации. Таким образом, труд и образование сливаются воедино. Кроме того, автор дает понять, что если и Лопухов и Кирсанов - выходцы из небогатых и незнатных семей, то за плечами у них наверняка бедность и труд, без которого невозможно образование. Это раннее знакомство с трудом дает "новому человеку" преимущество перед другими людьми.

Замужество Веры Павловны является не эпилогом, а только началом романа. И это очень важно. Подчеркивается, что кроме семьи Верочка спо собна создать и более широкое объединение людей. Здесь появляется давняя утопическая идея коммуны - фаланстер.

Труд дает "новым людям" прежде всего личную независимость, но кроме того - это еще и деятельная помощь другим людям. Всякое отступление от беззаветного служения труду автором порицается. Достаточно вспомнить момент, когда Верочка собирается ехать за Лопуховым, бросая мастерскую. Когда-то труд был необходим "новым людям" для получения образования, но теперь герои пытаются давать людям образование в процессе труда. С этим связана еще одна важная философская идея автора в изображении "новых людей" - их просветительская деятельность.

Лопухова мы знаем как активного пропагандиста новых идей среди молодежи, общественного деятеля. Студенты называют его "одной из лучших голов в Петербурге". Сам Лопухов считал работу в конторе на заводе очень важной. "Разговор (со студентами) имел практическую, полезную цель - содействие развитию умственной жизни, благородства и энергии в моих молодых друзьях", - пишет Лопухов жене. Естественно, что такой человек не мог ограничиться обучением грамоте. Сам автор намекает на революционную работу на заводе среди рабочих.

Упоминание о воскресных рабочих школах для тогдашних читателей значило очень много. Дело в том, что специальным указом правительства летом 1862 года они были закрыты. Правительство опасалось той революционной работы, которую проводили в этих школах для взрослых людей, рабочих, революционные демократы. Изначально предполагалось направить работу в этих школах в религиозном духе. Предписывалось изучать в них Закон Божий, чтение, письмо и начала арифметики. При каждой школе должен был состоять священник, следящий за благонамеренностью учителей.

Именно таким священником в "лицее всевозможных знаний" Веры Павловны и должен был быть Мерцалов, который, однако, готовился читать запрещенную русскую и всеобщую историю. Своеобразной была и грамота, которой собирались учить слушателей-рабочих Лопухов и другие "новые люди". Известны примеры, когда прогрессивно настроенные студенты объясняли на занятиях значения слов "либерал", "революция", "деспотизм". Просветительская деятельность "новых людей" - реальное приближение будущего.

Надо сказать о взаимоотношениях "новых" и "пошлых" людей. В Марье Алеквеевне и Полозове автор видит не только, говоря словами Добролюбова, "самодуров", но и практически одаренных, деятельных людей, способных при других обстоятельствах приносить пользу обществу. Поэтому можно найти и черты их сходства с детьми. Лопухов очень быстро входит в доверие к Розальской, она уважает его деловые качества (в первую очередь намерение жениться на богатой невесте). Однако четко видна полная противоположность стремлений, интересов и воззрений "новых" и "пошлых" людей. И неоспоримое преимущество "новым людям" дает теория разумного эгоизма.

В романе часто говорится об эгоизме как о внутреннем побудителе поступков человека. Самым примитивным автор считает эгоизм Марьи Алексеевны, которая не делает никому добра без денежного расчета. Гораздо более страшен эгоизм обеспеченных людей. Он растет на "фантастической" почве - на стремлениях к излишествам и праздности. Пример такого эгоизма - Соловьев, разыгрывающий любовь к Кате Полозовой из-за ее наследства.

Эгоизм "новых людей" тоже строится на расчете и выгоде одного человека. "Каждый думает больше всего о себе", - говорит Лопухов Вере Павловне. Но это - принципиально новый моральный кодекс. Суть его состоит в том. что счастье одного человека неотделимо от счастья других людей. Выгода, счастье "разумного эгоиста" зависит от состояния его близких, общества в целом. Лопухов освобождает Верочку от принудительного брака, а когда убеждается, что она любит Кирсанова, - сходит со сцены. Кирсанов помогает Кате Полозовой, Вера организует мастерскую. Для героев следовать теории разумного эгоизма - значит каждым своим поступком учитывать интересы другого человека. На первое место для героя выходит разум, человек вынужден постоянно обращаться к самоанализу, давать объективную оценку своим чувствам и положению.

Как видно, "разумный эгоизм" героев Чернышевского не имеет ничего общего с себялюбием, корыстью. Почему же это все-таки теория "эгоизма"? Латинский корень этого слова "эго" - "я" указывает на то, что в центр своей теории Чернышевский ставит человека. В этом случае теория разумного эгоизма становится развитием антропологического принципа, который Чернышевский поставил в основу своей философской идеи.

В одном из разговоров с Верой Павловной автор говорит: "...Я чувствую радость и счастье" - значит, "мне хочется, чтобы все люди были счастливы", - по-человечески, Верочка, эти обе мысли одно". Таким образом, Чернышевский заявляет, что создание благоприятных условий для жизни отдельной личности неотделимо от совершенствования существования всех людей. В этом сказывается несомненная революционность взглядов Чернышевского.

Нравственные принципы "новых людей" раскрываются в отношении их к проблеме любви и брака. Для них человек, его свобода - главная жизненная ценность. Любовь и гуманная дружба составляют основу отношений между Л опуховым и Верой Павловной. Даже признание в любви происходит во время обсуждения положения Верочки в семье ее матери и поисков пути к освобождению. Таким образом, чувство любви лишь приспосабливается к возникшей ситуации. Надо отметить, что подобное заявление вступало в полемику со многими произведениями XIX века.

Своеобразно решается "новыми людьми" и проблема женской эмансипации. Хотя признается только церковный брак,женщина должна оставаться и в браке материально и духовно независимой от мужа.


Чернышевский написал свой роман «Что делать?» в довольно сложное время. Это был 1863 год, когда за любое неправильное слово могли осудить и приговорить к длительному заключению. Так что в первую очередь стоить отметить мастерство писателя. Он так оформил произведение, что оно прошло проверку, но каждый читатель смог увидеть истинное послание автора.

Одной из главных особенностей романа является критический реализм и революционный романтизм.

Они соединились и представили совершенно новый стиль. Чернышевский показал реальную картину мира. Он предсказал революцию. Однако роман состоит не из одной социалистической идеи, хотя последняя и занимает в нем центральное место. Кроме утопических мечтаний о будущем, в романе присутствует и довольно серьезный анализ настоящего.

Роман по большей части посвящен «новым людям». Так как автор заботится именно о них. На противоположной стороне стоят «старые люди». На протяжении всех страниц писатель сталкивает их между собой, сравнивает их цели, видение, жизненные позиции. Есть и выводы автора. Но важно то, что и мы сами можем сделать свои собственные выводы.

В чем главный конфликт? Молодежь всегда готова что-то менять, а старики не хотят уходить с насиженных мест. Здесь сложно переоценить актуальность темы.

Анализируя эти две группы людей, мы начнем с вопроса счастья. Поколение отцов заботится только о себе. Им не свойственно беспокоиться об окружающих. Чужие поражения не затрагивают их сердца. Счастье нового поколения совсем в другом. Они понимают суть общества, понимают, насколько важно быть вместе, помогать другим. В этом их сила. Прежние уставы не дают им нормально раскрыться.

Чернышевский полностью согласен с новыми людьми.

Чернышевский никогда не защищал эгоизма в его буквальном смысле.

«Разумный эгоизм» героев Чернышевского не имеет ничего общего с себялюбием, своекорыстием, индивидуализмом. Его цель – благо всего общества. Яркими примерами людей, который двигаются по этому принципу, можно назвать Мерцаловых, Кирсанова, Лопухова и т. д.

Но больше всего мне нравится то, что они не утрачивают свою уникальность. Они яркие личности, несмотря на то, что двигаются идеями на благо общества. Они трудятся над тем, чтобы преодолевать свои недостатки. И чем сложнее эта работа, тем потом они счастливее. «Разумный эгоизм» – это тоже забота о себе, но она не причиняет никому вреда, а только помогает людям становиться лучше.

Нельзя упустить женский вопрос. Его суть здесь в понимании роли женщины в обществе и семье. Чернышевский подчеркивает силу женщины, её ум. Она может быть успешной не только в семье, но и на работе.

Теперь она имеет право на индивидуальность, образование, мечты и успех. Чернышевский пересматривает место женщины и в обществе, и в семье.

«Что делать?» - это вечный вопрос для многих людей. Чернышевский преподнёс нам не просто художественную историю со смыслом. Это серьезное философское, психологическое и социальное произведение. В нем открывается внутренний мир людей. Я думаю, что не каждый великий психолог или философ смог бы так ярко и правдиво показать реалии наших дней.

Обновлено: 2017-01-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

tattooe.ru - Журнал современной молодежи