Урок. М.Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени" - роман о незаурядной личности. Загадки образа Печорина в повести "Бэла". Какие черты характера проявляются у печорина в главе "белла" Печорин - герой нашего времени, со слов Максима Максимыча

Тема: М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» - роман о незаурядной личности. Загадки образа Печорина в повести «Бэла»

Цели:

    Образовательные:

1.1.Выявить особенности характера Печорина в ходе анализа повести и наблюдения над поведением героя, показать оценку образа героя рассказчиком, роль пейзажа в создании характера;

1.2. добиться понимания учащимися нравственных проблем, поднятых писателем в произведении; попытаться вызвать отклик на эти вопросы;

1.3. развивать умение учащихся работать с текстом;

    1. проверить осознание прочитанного;

      развивать умение учащихся самим задавать вопросы и аргументировано отвечать на них;

      развивать умение давать сравнительную характеристику действующим лицам;

      ввести термины: нравственность, проблема, легкомысленный, безответственный

    Развивающие:

    1. развитие логического мышления;

      развитие речевой деятельности- самостоятельных связанных высказываний в устной форме;

      следить за произношением учащихся;

      развивать навык чтения с губ;

      развитие самостоятельности, чувств, эмоций.

    Воспитательные:

3.1. воспитать умение обдумывать действия, высказывать свое мнение, опираясь на межпредметные связи, формировать эстетическое восприятие.

3.2. воспитание честности, доброты, чувства долга и порядочности, интереса к знаниям, чувства ответственности за результаты своего труда, культуры общения.

Оборудование : портрет М.Ю. Лермонтова, иллюстрации к повести «Бэла», отрывки из к/ф «Бэла».

Методические приемы: анализ текста, комментарий учителя, комментированное чтение.

Ход урока:

    Актуализация знаний.

Учитель: На предыдущем уроке мы начали разговор о романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

??? Давайте вспомним, что нового мы узнали?

(- историю создания;

- жанр;

- композицию).

    Формулирование темы урока и целей:

??? О чем на сегодняшнем уроке пойдет речь?

(- анализ повести «Бэла»;

- рассказ о личности главного героя романа Григория Александровича Печорина)

??? Как можно сформулировать тему сегодняшнего урока?

Тема: «Герой нашего времени» - роман о незаурядной личности. Загадки образа Печорина в повести «Бэла»

??? Какие цели можно поставить перед собой?

- выявить особенности характера Печорина

- получить первое представление о Печорине, разобраться в его поступках;

- составить портрет героя, опираясь на повесть «Бэла».

А также ответить на проблемный вопрос: ?Печорин. Кто ОН?

    Работа с эпиграфами:

К уроку я предложу вам несколько эпиграфов: это отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Дума», слова Печорина из романа «Герой нашего времени», слова известного критика В.Г. Белинского, зачитайте их.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

«Дума» М.Ю. Лермонтов

Зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне предназначение….

«Герой нашего времени» «Княжна Мери» М.Ю. Лермонтов

Этот человек несет свое страдание: бешено гоняется за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях.

В.Г. Белинский

Это эпиграфы к образу Печорина.

??? Какой из них больше подходит к образу героя, выберете для себя. В конце урока мы вернемся к ним.

    Работа по повести «Бэла».

    Продолжите фразу: «Я прочитал(а) повесть «Бэла» и …»

Учитель : Я вижу, что у вас возникло много вопросов, но пока нет на них ответов. Некоторые страницы вызвали у вас недоумение, сомнение.

Но главное - в центре нашего внимания Печорин (на доску вывешивается имя ПЕЧОРИН).

ПЕЧОРИН

Анализировать образ Печорина мы будем, используя необычный способ: СКВОЗЬ ПРИЗМУ.

??? А что такое призма?

Призма- геометрическая фигура. Устройство для преломления лучей.

Так же и мы поведение и поступки Печорина пропустим через сердце и душу героев как через призму.

Чтобы помочь вам лучше разобраться в содержании повести, лучше понять образ главного героя, мы с вами отправимся в путешествие на Кавказ, а нашим помощником будет М.Ю.Лермонтов. Наше путешествие начинается.

Кадры из худ. фильма № 1

Итак, 1837 год, Кавказ, Военно – Грузинская дорога.

??? По дороге мы знакомимся с кем?

(офицером, штабс – капитаном Максим Максимычем (На доску вывешивается имя МАКСИМ МАКСИМЫЧ)

МАКСИМ МАКСИМЫЧ

Что же мы о нём узнали? Кто хочет рассказать о Максиме Максимыче?

(Максим Максимыч казался лет пятидесяти: смуглый цвет лица показывал, что он давно знаком с кавказским солнцем; преждевременно поседевшие усы, не соответствовали его твёрдой походке и бодрому виду.

На нём был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка; курил он из маленькой кабардинской трубочки, обделанной в серебро).

??? Посмотрим на Печорина глазами Максима Максимовича. Так каким же видит Печорина Максим Максимыч?

Характеристика Г.А.Печорина

Внешность

Офицер, молодой человек лет двадцати пяти. Он был тоненький, беленький, на нём был мундир новенький.

Максим Максимыч о Печорине

«Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод, целый день на охоте; все иззябнут, устанут - а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет...»

Печорин о себе

«Мне стало скучно: удовольствия – опротивели, общество – надоело, любовь – раздражала, сердце оказалось пусто, науки – тоже надоели»

«Жизнь пустее день ото дня».

«Во мне душа испорчена светом».

«Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть, больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня...»

Вывод

Г.А.Печорин – виновник и жертва трагедии.

Он достоин сожаления (жалости, сострадания).

??? Поясните, в чём заключается странность Печорина?

Странность – необычность в поступках, привычках, взглядах

???? О какой черте характера Г.Печорина говорят эти строки?

1. «В дождик, в холод, целый день на охоте; все озябнут, устанут – а ему ничего…»

(сильный, выносливый).

    «В другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнёт, уверяет, что простудился; ставнями стукнет, он вздрогнет и побледнеет». (слабый, беззащитный; смятение, испуг)

    «…ходил на кабана один на один». (смелость, бесстрашие)

    «…бывало, по целым часам слова не добъёшься…» (молчаливый, неразговорчивый)

    «…зато уж иногда как начнёт рассказывать, так животики надорвёшь со смеха»

(весёлый, общительный)

ВЫВОД:

С одной стороны - сильный, выносливый, смелый, бесстрашный, общительный, весёлый

С другой стороны – слабый, беззащитный, смятение, испуг, молчаливый, одиночество

???? О чём это говорит? противоречивом характере)

??? А как проходила жизнь Печорина в крепости, как Максим Максимыч решил развлечь Григория Александровича? (решил пригласить на свадьбу к знакомому князю, где Печорину понравилась дочь князя Бэла).

Кадры из худ. фильма № 2

5.Работа в группах

Для дальнейшей работы вам надо выбрать цветные листочки (листочки следующих цветов: белый, черный, желтый, красный)

Обучающиеся выбирают цветные листочки.

????? А теперь объединитесь по цвету, т. о. у нас получились группы.

Задание: рассказать, как развивались взаимоотношения Печорина и Бэлы. Но каждая группа рассказывает со своей точки зрения.

1 группа – БЕЛЫЙ

Вы выбрали белый цвет. Белый цвет наводит на мысль о бумаге, о белом чистом листе бумаге. В этом режиме мышления нас интересуют только факты, т. е. на всё мы смотрим только с точки зрения фактов и цифр. Вы рисуете картину взаимоотношений героев БЕСПРИСТРАСТНО.

Примерный ответ: Итак, Печорин, увидев на свадьбе, куда они были приглашены с Максимом Максимычем, Бэлу, был пленён её необычной красотой и той таинственностью, которая заставила его задуматься над возможностью покорить сердце Бэлы.

Найдя подход к Азамату, брату Бэлы, пообещав ему в обмен на сестру коня Казбича Карагёза, о котором давно мечтал Азамат, Печорин без особых усилий получает Бэлу.

Чтобы расположить к себе Бэлу, Печорин употребляет все средства: задаривает её подарками, предлагает отпустить домой, если она любит другого, умоляет полюбить его, угрожает, наконец, что уедет навсегда и будет искать смерти под пулями.

Печорин добился своего: Бэла полюбила его, но сам Печорин очень скоро охладел к ней (прошло всего 4 месяца). Грусть и упрёки Бэлы вызывали в нём только раздражение.

Бэла узнаёт, что Казбич убил её отца. Однажды, когда Бэла вышла из крепости прогуляться до речки, её подкараулил Казбич, увёз, а когда увидел, что его настигают Печорин и Максим Максимыч, нанёс Бэле смертельный удар кинжалом. Через два дня Бэла умерла.

Максим Максимыч и Печорин похоронили Бэлу. Казбича и Азамата больше не видели. После этого Печорин уезжает, а Максим Максимыч остаётся. Вот и вся несложная и довольно обычная история горянки и русского офицера. Только так она и могла закончиться.

2 группа – КРАСНЫЙ

Красный цвет позволяет нам взглянуть на всё произошедшее только на ЭМОЦИОНАЛЬНОМ уровне.

Примерный ответ: Любовь – самое прекрасное чувство, её нельзя одобрить или осудить. Ведь это замечательно, что Печорин полюбил Бэлу. В неё невозможно было не влюбиться: «высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу», – говорит Максим Максимыч. «Как она пляшет! Как поёт! А вышивает золотом – чудо!» – расхваливает её Азамат.

Печорин – молодец! Он знает, как подойти к женщине, как добиться её расположения. Им можно только восхищаться. Щедрость его не знает границ – он завалил Бэлу подарками. Он красноречив, тонок в обращении, умён, находчив, он из тех мужчин, которые всегда нравятся женщинам.

Бэла, действительно, удивительная: она плачет и смеётся, грустит и пляшет, в страхе за жизнь Печорина вскакивает и бросается ему на шею. Упрекает Печорина, что он разлюбил свою «джанечку», но в то же время «так похорошела, что чудо».

Разлюбил ли Печорин Бэлу, нет, но любит спокойнее, холоднее, ему уже мало любви Бэлы, чтобы заполнить жизнь. Но это и понятно: любовь не бывает всегда одинаковой, она развивается, меняется.

Любовь Печорина к Бэле закончилась трагически. Но любовь и смерть всегда очень близко находятся друг от друга. Ах, как переживал Печорин: побледнел, похудел, но нельзя же вечно страдать – жизнь есть жизнь. Нам кажется: такой человек, как Печорин, обязательно встретит на своём пути другую любовь и будет счастлив. В жизни всё слито воедино: и радости, и страдания. Человек эмоционален по своей природе, следовательно, всевозможные движения души ему свойственны.

3 группа – ЧЕРНЫЙ

Посмотрим на события сквозь чёрные очки и увидим, что всё очень ПЛОХО и ТРАГИЧНО. Нет ни одного светлого момента в отношениях Печорина и Бэлы.

Примерный ответ :

Конечно, Печорин Бэлу не любил и не мог полюбить. Из этих отношений никогда бы ничего не получилось: слишком они разные, многое их разделяет. Печорин тяготится их отношениями сразу же после похищения Бэлы. Слишком много энергии он затратил, чтобы завоевать её расположение. Любовь – всегда страдание, трагедия.

Печорин страдает сначала от любви к Бэле, потом от разочарования в любви, потом от навязчивости Бэлы, потом о том, что потерял свободу. Нам кажется, что он был рад, когда освободился из плена отношений с Бэлой.

Бэла во всей этой истории тоже выглядит недостойно: кокетничает с русским офицером, нарушая обычаи своего народа, уж слишком быстро уступает Печорину, униженно говорит: «Я твоя пленница… твоя раба… ты меня можешь принудить…». А Печорина привлекает не раба, а гордая женщина.

Слишком быстро Бэла забывает брата, недолго плачет об отце, жалеет, что она не христианка, т.е. желает отказаться от своей веры.

Печорин не очень грустил о Бэле. «Его лицо ничего не выражало особенного», а на утешения Максима Максимыча отреагировал в духе его характера: «поднял голову и засмеялся»Он уезжает и забывает эту историю. Так оно и должно было быть.

4 группа – ЖЕЛТЫЙ

Как страшно было бы жить на свете, если бы все люди носили всегда только чёрное, были пессимистами. Но, к счастью, в жизни, кроме тени, есть ещё и солнце, и кроме злобы, есть добро. И в самой мрачной ситуации можно увидеть что-то ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ, ОПТИМИСТИЧЕСКОЕ. Посмотрим на желтый цвет, цвет солнца, а солнце бывает даже там, где когда-то была тень.

Примерный ответ:

Что же положительного в отношениях Печорина и Бэлы. Во-первых, появление в его жизни Бэлы создало хоть какую-то цель. Мы верим, что Бэла, пусть на время, но составила его счастье. А человек должен когда-то ощущать себя счастливым.

Печорин нуждается в любви молодого чистого существа, это чувство обогатит его внутренний мир, очистит душу, заставит думать не только о себе. «Да, они были счастливы», – говорит Максим Максимыч. Четыре месяца всё шло хорошо: Печорин даже на охоту не ходил, сидел возле Бэлы.

В Печорине проснулись чувства, о которых он, может быть, раньше и не знал: сострадание, жалость, нежность; болезнь и смерть Бэлы наполнили всё его существо заботой и любовью.

Его горе искренно, хоть и не похоже на обычное проявление человеческих чувств. Мы думаем, что у него появилось и чувство раскаяния: он долго был болен, похудел и побледнел. Эта история раскрыла лучшие качества души Печорина.

Любовь Бэлы к Печорину тоже демонстрирует её лучшие человеческие и женские черты. Её поведение во всей этой истории заставляет Максима Максимыча, который был невысокого мнения о горянках, «уважать себя, а вместе с собой и женщин своего народа». Бэла умеет любить горячо и навечно: Печорин один составляет смысл её жизни. Так любить может не каждая девушка. Бэла смогла победить Печорина: неграмотная дикарка, жившая одной любовью, подчиняющаяся повелителю-возлюбленному, перед смертью оказывается гордой женщиной, полной человеческого достоинства.

??? Такой метод наблюдений над одной и той же ситуацией ЧТО дает нам? Сделайте вывод?

ВЫВОД: Мы посмотрели на одну и ту же ситуацию со всех сторон. Все мы разные и это важно учитывать мнение каждого, выслушать каждого.

Вернемся к главному герою - Григорию Александровичу Печорину.

??? Стикерами обозначьте по одной главной черте героя. Обоснуйте свой выбор (На доску с именем ПЕЧОРИН клеим стикеры).

Задание: Составьте таблицу противоречий характера Печорина, в которой отразите, какие черты героя импонируют вам, а какие отталкивают.

Бесстрашие

Способность на пылкое, глубокое чувство

Доброта, внимательное отношение (при желании) к другому человеку

Авантюризм

Непостоянство

Быстрая смена настроения

Эгоизм

Равнодушие

Кадры из худ. фильма № 3 (Включить на 2 мин. 34 сек.)

ВЫВОД: Вот у нас получился портрет Печорина с противоречиями в характере. Кто же Печорин?

На этот вопрос вы найдете ответ, прочитав весь роман.

Учитель: В конце урока я хотела бы зачитать стихотворение Маргариты Мысляковой «Читая «героя нашего времени»

Как может человек быть чёрен
и отвратителен до боли!
Нет, мне не нравится Печорин,
чей образ проходили в школе.

Хочу, чтоб люди были белы,
мужчины чтоб, по крайней мере,
не покидали бедной Бэлы,
не унижали нежной Мэри.

И так мечтается порою
свой тезис утвердить реально:
плохого Лермонтов героя
нарисовал, пусть гениально.

Но мир моей оценки тесен,
подход мой не совсем привычен.
Печорин, скажут, интересен,
Печорин, скажут, симпатичен!

Ответьте прямо, без обмана:
тип положительный в ходу ли?
Герои добрые в романах
скучны порою и ходульны.

И взгляд читательский зашорен,
весь подчинённый острым темам.
И многим нравится Печорин –
непросветлённый этот демон.

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ. РЕФЛЕКСИЯ.

    Вот такой портрет Печорина у нас получился. Какой эпиграф вы выбрали бы к нашему уроку? Изменился ли он после того, как прошел урок?

    Итак, мы рассмотрели образ Печорина через призму других героев и нас читателей, кому-то он нравится, кто-то понимает его, а кто-то относится к нему отрицательно, обвиняя во всех преступлениях. Однако мы не можем судить о Печорине только по одной главе. Может быть, анализируя следующие главы романа «Герой нашего времени», вы поменяете свое отношение к герою, а может и нет.

Выставление оценок.

Домашнее задание: прочитать повести «Максим Максимыч», «Тамань». Ответить на вопрос: что нового из этих повестей мы узнаем о Печорине?

ТВОРЧЕСТВО

ШКОЛЬНЫЕ СОЧИНЕНИЯ

ОБРАЗ ПЕЧОРИНА В РАССКАЗЕ "БЭЛА"

Исходя из текста повести М. Ю.Лермонтова "Бэла", о личности главного героя Печорина Григория Александровича можно сделать следующие выводы:
Это молодой человек, офицер, привлекательной наружности, приятный с первого взгляда во всех отношениях, имеет хорошее образование, блестящий ум, прекрасный вкус; он - эстет, истинный аристократ, звезда светского общества.
Необыкновенная противоречивость его характера (стр.587) предопределяет, что с ним "…должны случаться разные необыкновенные вещи…". Противоречия пронизывают всю его натуру: пылкая страстность и логическая рассудительность, волевая целеустремленность и фатализм, эмоциональная увлеченность и апатия, романтичность и цинизм, демократичная широта взглядов и авторитаризм, непосредственное соучастие в событиях и отстраненность.
Действия главного героя повести импульсивны, ему свойственны авантюризм, любопытство и экспериментаторство.
Широта взглядов Печорина не свойственна людям его времени, и в первую очередь - это нигилизм, присущий скорее героям романов конца XIX в. Православная вера для него скорее традиция, чем руководство к действию: "…аллах для всех племен один и тот же, и если он мне позволяет любить тебя, отчего же запретит тебе платить мне взаимностью?...", не стоит забывать и о его многочисленных романах в Петербурге.
Не удивительно, что Печорин проявляет живейший интерес к традициям кавказских народов, но это лишь интерес исследователя. Знать - не значит уважать и следовать. Как русские национальные традиции не являются для Печорина руководством к действию, так и все прочие нормы поведения и обычаи вызывают лишь познавательный интерес.
Ум нашего героя пытлив и изобретателен, Печорин похож на ученого, ставящего эксперименты (но, увы, на живых людях). Это блестящий психолог (предтеча Фрейда), человек, блестяще выстраивающий логические цепочки (умеющий плести интриги).
Он необыкновенно целеустремленный человек, но для достижения своей цели использует зачастую нечестные средства: провокацию, подкуп, шантаж. Ему интересен процесс достижения цели, но как только желаемое осуществлено, интерес пропадает.
Несмотря на все вышесказанное, Печорин предстает перед читателем существом крайне избалованным, в высшей степени эгоистичным и, ко всему прочему, абсолютно инфантильным. Он сам -- взрослый ребенок, который познает мир, постоянно нуждается в новых впечатлениях и новых "игрушках". Пожалуй, его жизненное кредо можно выразить строками стихотворения моего знакомого, широко известного в узких кругах поэта Павла Будкина:

"Я хочу!" - и выше нет закона,
Мне иных законов не дано,
Это слово для меня икона,
Губы в губы льются, как вино.

"Дайте мне!" - мне много не надо,
Я хочу не много - всего,
Мне угодна лишь одна ограда -
На могиле тела моего.

Нет теням! Я жив среди живущих,
Рук и губ холодных не коснусь.
Пью за пальцы теплые дающих,
Тех, к которым я еще вернусь!

Пью за то, чтоб мучило и било,
Чтобы рвало мысли на куски,
Чтобы в этой жизни что-то было,
Кроме скуки, злобы и тоски!

Пью за то, чтоб места было мало,
Чтоб трещали штампы и клише.
Я хочу, чтоб тело уставало,
Не давая уставать душе!

Мой бокал почти до края полон,
Выпью я, налей еще полней!
Пусть всегда собой венчает стол он:
Жизнь - игра, желанье - ставка в ней!
Кстати Павел большой почитатель творчества М.Ю. Лермонтова
Особенно скверно, что Печорин вполне осознает свой безграничный греховный эгоизм, но нисколько не пытается с ним бороться, напротив, всячески его культивирует.
Как не печально, но в этом человеке присутствует высокомерие, не только по отношению к "дикарям", но и к собственным товарищам и сослуживцам. Его самомнение необычайно высоко, иной раз он просто ощущает себя богом.
Но почему же личность Печорина столь привлекательна для окружающих?
Наш герой, следуя своим эгоистическим побуждениям, по-детски искренен во всех своих проявлениях. Он искренне влюбляется, искренне смел и отважен, искренен в рассказах о своем разочаровании в жизни. Ему даже хочется посочувствовать и как-то утешить.
Однако имеет ли право взрослый разумный человек, да еще с таким умом и логикой идти исключительно на поводу собственных желаний?
Результат таких действий, увы, плачевен, следствием становятся гибель ни в чем неповинных людей (Бэла, ее отец, без вести пропавший брат-подросток, испорченный, кстати сказать, самим же Печориным). Отрицание всех норм поведения в обществе делает из Печорина монстра, он даже хуже разбойника Казбича (тот не позволил себе украсть Бэлу из семьи, поменяв на лошадь)
Ради выполнения собственных амбициозных целей Печорин не готов считаться ни с чувствами, ни с жизнями других, даже дорогих ему людей. За нашим героем тянется шлейф смерти и разрушения, соприкосновение с ним приносит окружающим лишь беды и несчастия, что, в свою очередь, делает Печорина тоже несчастным, не позволяет иметь долгосрочные привязанности, превращает его в циничного странника на этой земле.
Печорин - одинокий, неприкаянный, беспокойный, "гонимый миром странник", отбрасывающий смертоносную, трагическую, роковую тень на близких и любящих его людей.

P.S. Мои краткие суждения о мыслях Печорина:
Любовь - игра,
Дружба - обуза,
Привязанность - пустяк,
Судьба - Фатум (фатализм),
Жизнь - одинокое путешествие…

Тема урока

Образ Печорина сквозь призму героев. Повесть «Бэла».

Цель:

Получить первое представление о Печорине, разобраться в его поступках, составить портрет героя, опираясь на повесть «Бэла», найти в повести «Бэла» причины трагедии Григория Печорина.

ХОДУРОКА

I Организационный момент . (встала, поздоровалась, назвала себя,). Я рада нашей сегодняшней встрече, думаю, что в течение урока мы сработаемся и подружимся.

II Показ видеофильма (отрывок «Поднимаются в гору показа - 1 минута»)

III Слово учителя. Ребята, по этому небольшому отрывку вы догадались о каком произведении и героях пойдет речь на сегодняшнем уроке. Итак, назовите произведение и главного героя? (Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», Григорий Александрович Печорин).

Запишите тему сегодняшнего урока в тетрадях. Образ Печорина через призму героев. Повесть «Бэла». (слайд№1 тема урока).

Мы с вами сегодня откроем для откроем для себя образ героя, разберемся в его поступках, составим портрет героя через отношения к нему других персонажей. (слайд № 2 с целями урока).

К уроку я предложу вам несколько эпиграфов: это отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Дума», слова Печорина из романа «Герой нашего времени», слова известного критика В.Г. Белинского, зачитайте их.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

«Дума» М.Ю.Лермонтов

…Зачем я жил? Для какой цели я родился?...А, верно, она существовала, и, верно, было мне предназначение….

«Герой нашего времени» «Княжна Мери

«М.Ю.Леромнтов

Этот человек несет свое страдание: бешено гоняется за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях.

В.Г. Белинский

(слайд № 3,4,5 с эпиграфами).

Это эпиграфы к образу Печорина, какой из них больше подходит к образу героя.

Обратимся к тексту «Я ехал на перкладных...»

Что рассказал М.М?

Итак, в центре нашего внимания Печорин (вешаю на доску имя), а кто нам рассказывает историю о Печорине (М.М. на доске), а какую историю рассказывает М.М. (Бэла). И мне хочется услышать ваше мнение о герое? (читатель)

Неожиданно А что такое призма? Призма- геометрическая фигура. Устройство для преломления лучей. Так же и мы поведение и поступки Печорина пропустим через сердце и душу героев как через призму.

Работа с текстом

Фотография Печорина

Кто нас впервые знакомит с Печориным? (Максим Максисыч). Прочитайте, что говорит Максим Максимыч о внешности Печорина? (слайд офицер, молодой человек лет 25; он был такой тоненький, беленький).

Это молодой человек, офицер, который приехал служить на Кавказ.

А что же в нем необычно, что удивляет Максим Максимыча? Описание Печорина построено на приеме контраста. (одно противопоставляется другому). Так каким же видит Печорина Максим Максимы?

(сильный –слабый, странный- славный, замкнутый - веселый)

А о чем говорит эти странности в характере? (он одинаковый, одинаково ли ведет себя Печорин в ситуациях?) (противоречивость в характере).

А как проходила жизнь Печорина в крепости, как Максим Максимыч решил развлечь Григория Александровича? (решил пригласить на свадьбу к знакомому князю, где Печорину понравилась дочь князя Бэла). Какая мысль у Печорина возникла после возвращения в крепость? (выкрасть Бэлу, обменяв ее на коня разбойника Казбича).

И вот Бэла в крепости. Как вы относитесь к этому поступку? Зачем он это сделал? Значит, Печорин преследует только свои интересы

А что Печорин? (сначала добивался любви Бэлы, а потом ему стало неинтересно ) Почему? Посмотрим видеофрагмент (мне осталось одно средство - путешествовать).

Комментарий фрагмента (работает слуховая и зрительная память)

А что сам Печорин говорит о себе, как он пытается объяснить причину своего поведения? (он говорит, что он не всегда был такой, мог и любить, и страдать, и чувствовать, но, оказывается, обществу настоящие чувства не нужны, Печорин замкнулся, он стал прятать чувства, он надел какую-то маску, ему скучно, потому что он умный, глубоко-чувствующий человек, тонко чувствует, видит фальшь, лицемерие, но ничего исправить не может, от этого он страдает).

Что нового мы узнаем о Печорине, почему он считает, что у него несчастный характер? (рассказ Печорина о его прежней жизни). Как вы думаете, почему Максим Максимыч не понимает Печорина? (М.М.старый офицер, добрый, но ограниченный человек, он не может постичь душу человека, смотрит только поверхностно на события.)

Может быть откровения Печорина помогут объяснить нам его поступки.

Чем закончилась история с Бэлой (она умерла)

Как ведут себя после смерти Бэлы Максим Максимыч и Печорин?

(М.М. как обычный человек оплакивает Бэлу)

Работа с текстом (заготовка)

Печорин же, по словам М.М., повел себя странно. Зачитайте эпизод о поведении Печорина? (эпизод, в котором Печорин рассмеялся в глаза Максим Максимыч)

Умерла любимая девушка, почему же Печорин смеётся? Может ему уже не жалко стало Бэлу, он не знал, что с ней делать, и Бог помог?

Как вы можете охарактеризовать поведение Печорина, почему он поступил так? (пытался защититься, прячет свое бессилие за смехом, надевает маску)

А вы понимаете Печорина? Что же за человек Печорин?

Суд над Печориным

Печорин ужасный человек, в нем нет ничего человеческого (уточнить живет своими интересами), не переживал, что Бэла умерла

Защитники (он любил Бэлу,), переживал

Спорить можно долго, потому что много противоречий в образе Печорина. А что скажут нам судьи?

Для судей Печорин противоречивая личность, он молодой, но уже разочарован в жизни, он что-то ищет, Однако его поведение не понятно окружающим.

Я предлагаю составить таблицу противоречий характера Печорина

Составьте таблицу, в которой отразите, какие черты героя импонируют вам, а какие отталкивают. (слайд № 16 с таблицей пустая)

Вот у нас получился портрет Печорина с противоречиями в характере. Кто же Печорин? Глупец или злодей? На этот вопрос вы найдете ответ, прочитав весь роман.

Итоги урока

Вот такой портрет Печорина получился у нас. А теперь вернемся к эпиграфам, как вы думаете, какой наиболее точно отражает портрет Печорина и почему? (мне кажется, что стихотворение «Дума», потому что оно построено на сравнении, на противоречии, как и личность Печорина)

Итак, мы рассмотрели образ Печорина через призму других героев и нас читателей, кому-то он нравится, кто-то понимает его, а кто-то относится к нему отрицательно, обвиняя во всех преступлениях. Однако мы не можем судить о Печорине только по одной главе. Может быть, анализируя следующие главы романа «Герой нашего времени», вы поменяете свое отношение к герою, а может и нет.

Спасибо вам за работу на уроке, с вами было приятно работать. Ваши оценки за урок таковы: (выставление и комментирование оценок) .

Домашнее задание:

Я задам два вопроса, первый более простой, а второй для учащихся, которые претендуют на высокую оценку.

  1. Что нового вы узнали о Печорине из главы «Максим Максимыч»?
  2. Чьими глазами мы видим Печорина в романе?

). Как показывает само его заглавие, Лермонтов изобразил в этом произведении типичный образ, характеризующий современное ему поколение. Мы знаем, как невысоко ценил поэт это поколение («Печально я гляжу…»), – на такой же точке зрения стоит он и в своем романе. В «предисловии» Лермонтов говорит, что его герой – «портрет, составленный из пороков» людей того времени «в полном их развитии». [См. также статьи Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» , Печорин и женщины .]

Впрочем, Лермонтов торопится сказать, что, говоря о недостатках своего времени, не берется читать современникам нравоучений – он просто рисует «историю души» «современного человека, каким он его понимает и, к его и несчастью других, слишком часто встречал. Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить – это уж Бог знает»!

Лермонтов. Герой нашего времени. Бэла, Максим Максимыч, Тамань. Художественный фильм

Итак, героя своего автор не идеализирует: как Пушкин казнит своего Алеко , в «Цыганах », – так и Лермонтов в своем Печорине сводит с пьедестала образ разочарованного байрониста , – образ, когда-то близкий его сердцу.

Печорин не раз в своих записках и в беседах говорит о себе. Он рассказывает, как разочарования преследовали его с детства:

«Все читали на моём лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, – другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, – меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерли. Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние – не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой».

Он сделался «нравственным калекой» потому, что его «исковеркали» люди; они не поняли его, когда он был ребенком, когда сделался юношей и взрослым... Они навязали его душе двойственность, – и он стал жить двумя половинами жизни, – одной показной, для людей, другой – для себя.

«У меня несчастный характер, – говорит Печорин. – Воспитание ли меня создало таким, Бог ли так меня создал – не знаю».

Лермонтов. Герой нашего времени. Княжна Мери. Художественный фильм, 1955

Оскорбляемый пошлостью и недоверием людей, Печорин замкнулся в себе; он презирает людей и не может жить их интересами, – он все испытал: как Онегин, он наслаждался и суетными радостями света, и любовью многочисленных поклонниц. Занимался он и книгами, искал сильных впечатлений на войне, – но признал, что все это вздор, – и «под чеченскими пулями» так же скучно, как за книгами Он думал заполнить свою жизнь любовью к Бэле, но, как Алеко ошибся в Земфире, – так и он не сумел жить одной жизнью с первобытной женщиной, неиспорченной культурой.

«Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, – говорит он, – может быть больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня; мне осталось одно средство: путешествовать».

В этих, словах обрисовывается во всю величину незаурядный человек, с сильной душой, но без возможности к чему-нибудь применить свои способности. Жизнь мелка и ничтожна, а сил в его душе много; смысл их неясен, так как некуда их приложить. Печорин – это тот же Демон , которому спутали его широкие, свободные крылья и облачили его в армейский мундир. Если в настроениях Демона выразились главные черты души Лермонтова – его внутренний мир, то в образе Печорина изобразил он себя в сфере той пошлой действительности, которая свинцом пригнетала его к земле, к людям… Недаром Лермонтова-Печорина тянет к звездам, – не раз он восторгается ночным небом, – недаром только свободная природа ему дорога здесь, на земле...

«Тоненький, беленький», но крепко сложенный, одетый, как «денди», со всеми манерами аристократа, с холёными руками, – он производил странное впечатление: в нем сила соединялась с какой-то нервическою слабостью». На его бледном благородном лбу – следы преждевременных морщин. Его красивые глаза «не смеялись, когда он смеялся». – «Это признак или злого нрава, или глубокой, постоянной грусти». В этих глазах «не было отражения жара душевного, или играющего воображения, – то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его – непродолжительный, но проницательный и тяжелый». В этом описании Лермонтов заимствовал кое-какие черты из своей собственной внешности.

С презрением относясь к людям, и их мнениям, Печорин, однако, всегда, в силу привычки, – ломался. Лермонтов рассказывает, что даже он «сидел, как сидит Бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах, после утомительного бала».

Приучив себя не уважать других, не считаться с чужим миром, – он весь мир приносит в жертву своему эгоизму. Когда Максим Максимыч пытается задеть совесть Печорина осторожными намеками на безнравственность похищения Бэлы , Печорин спокойно отвечает вопросом: «да когда она мне нравится?» Он без сожаления «казнит» Грушницкого не столько за его подлость, сколько за то, что он, Грушницкий, осмелился попробовать одурачить его, Печорина!.. Самолюбие было возмущено. Чтобы потешиться над Грушницким («без дураков было бы на свете очень скучно!»), он увлекает княжну Мери; холодный эгоист, он, в угоду своему желанию «развлечься», вносит целую драму в сердце Мери. Он губит репутацию Веры и её семейное счастье все из того же безмерного эгоизма.

«Какое дело мне до радостей и бедствий человеческих!» – восклицает он. Но не одно холодное равнодушие вызывает у него эти слова. Хотя он и говорит, что «печальное – смешно, смешное – грустно, а, вообще, по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя» – это только фраза: Печорин не равнодушен к людям, – он им мстит , зло и беспощадно.

Он признает за собой и «мелкие слабости, и дурные страсти». Он готов свою власть над женщинами объяснять тем, что «зло привлекательно». Он сам находит в душе своей «скверное, но непобедимое чувство», – и он объясняет нам это чувство в словах:

«Есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она, как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца, его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить по дороге: авось, кто-нибудь поднимет!»

Он сам осознает в себе наличность чуть ли не всех «семи смертных грехов»: у него «ненасытная жадность», которая все поглощает, которая на страдания и радости других смотрит только, как на пищу, поддерживающую душевные силы. У него бешеное честолюбие, жажда власти. «Счастье» – он видит в «насыщенной гордости». «Зло порождает зло: первое страдание дает понятие об удовольствии мучить другого» – говорит княжна Мери и, полушутя, полусерьезно, высказывает ему, что он – «хуже убийцы». Он сам признается, что «есть минуты», когда он понимает «Вампира» .Все это свидетельствует, что совершенного «равнодушия» к людям у Печорина нет. Как у «Демона», у него большой запас злобы, – и он может это зло делать то «равнодушно», то со страстью (чувства Демона при виде ангела).

«Я люблю врагов, – говорит Печорин, – хотя не по-христиански. Они меня забавляют, волнуют мне кровь. Быть всегда на страже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерение, разрушать заговоры, притворяться обманутым и вдруг, одним толчком опрокинуть все огромное и многотрудное здание из хитростей и замыслов – вот, что я называю жизнью ».

Конечно, это опять «фраза»: не вся жизнь Печорина ушла на такую борьбу с пошлыми людьми, в нем есть мир лучший, который часто заставляет его осуждать самого себя. Порою он «грустит», сознавая, что разыгрывает «жалкую роль палача, или предателя». Он презирает себя», – он тяготится пустотой своей души.

«Зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные . Но я не угадал этого назначения, – я увлекся приманками страстей, пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший цвет жизни. И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы. Как орудие казни я упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления. Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил; я любил для себя, для собственного удовольствия; я удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страдания – и никогда не мог насытиться». В результате – «удвоенный голод и отчаяние».

«Я, как матрос, – говорит он, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце; он ходит себе целый день по прибрежному песку, прислушивается к однообразному ропоту набегающих волн и всматривается в туманную даль: не мелькнет ли там, на бледной черте, отделяющей синюю пучину от серых тучек, желанный парус». (Ср. стихотворение Лермонтова «Парус »).

Он тяготится жизнью, готов умереть и не боится смерти, и если не договаривается до самоубийства, то потому только, что еще «живет из любопытства», в поисках души, которая бы его поняла: «может быть, я завтра умру! И не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно!»

Образ Печорина в главе "Бэла" из "герой нашего времени" и получил лучший ответ

Ответ от Лилия Аминова[гуру]
В повести «Бэла» Печорин показан как типичный представитель светского общества. Это особенно ярко выражается благодаря противопоставлению героя горцам - «детям природы» . Бэла, Казбич, Азамат живут в гармонии со средой, чего очень не хватает Печорину. В повести образ героя выглядит малопривлекательно, так как Максим Максимыч просто излагает факты, не давая им никакой оценки, поэтому герой предстает безжалостным и черствым человеком. И это неудивительно, ведь Печорин похищает Бэлу, не задумываясь о последствиях для нее, о том, что отрывает ее от родного дома. Такой поступок может быть оправдан лишь очень сильной любовью, а Печорин не испытывает ее. Он говорит Максим Максимычу: «Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни.. . мне с нею скучно» . Герою безразличны чувства других, его отношение к любви, показанное в повести, служит доказательством этому. Если судить о Печорине по первой повести, - это чудовище, но Лермонтов заставляет читателя посмотреть на героя с другой стороны, его собственными глазами, и в новелле «Тамань» повествование переходит уже к самому Печорину. Именно в ней появляется полный и четкий психологический портрет героя.

Ответ от Верочка Круглова [новичек]
литра. ру
там ВСЕ есть!


Ответ от Дима Авотин [активный]
Печорин Григорий Александрович - главный герой романа. Именно его Лермонтов называет "героем нашего времени". Сам автор замечает следующее: "Герой Нашего Времени... точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии". Этот персонаж нельзя назвать положительным или отрицательным. Он, скорее, типичный представитель своего времени.
П. умен, хорошо образован. Он чувствует в своей душе большие силы, которые потратил попусту. "В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни; я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книги". Внутренние качества героя автор выражает через его внешность. Аристократичность П. показывается Через худобу его бледных пальцев. При ходьбе он не размахивает руками - так выражается скрытность его натуры. Глаза П. не смеялись, когда смеялся он. Это можно назвать признаком постоянной душевной драмы. Внутренние метания героя особенно ярко отразились в его отношении к женщинам. Он выкрадывает молодую черкешенку Бэлу из родительского дома, какое-то время наслаждается ее любовью, но после она надоедает ему. Бэла гибнет. Он долго и методично привлекает к себе внимание княжны Мери. Им движет лишь желание всецело обладать чужой душой. Когда герой добивается ее любви, говорит, что не собирается на ней женится. На Минеральных водах П. встречает Веру, женщину, которая любила его в течение многих лет. Мы узнаем, что он издергал всю ее душу. П. искренне увлекается, но чрезвычайно быстро ему становится скучно, и он бросает людей, как сорванный по дороге цветок. В этом состоит глубокий трагизм героя. Окончательно осознав, что уже никто и ничто не сможет составить смысл его жизни, П. ждет смерти. Он нашел ее в дороге, по возвращении из Персии.

tattooe.ru - Журнал современной молодежи