Годеново животворящий крест официальный. Годеновский крест. Достопримечательности — Путеводитель по Золотому кольцу России.

Рассказы о чудесах и исцелениях от Креста многие века записываются в специальную книгу, хранящуюся в Храме святителя Иоанна Златоуста. Уже 20 лет как храм с его Животворящим Крестом является подворьем Переславского Никольского женского монастыря. Заново обретенная в 90-е годы прошлого века, святыня теперь известна всей стране. В дни празднования Годеново посещает до 10 тысяч человек в день, они едут поклониться Животворящему Кресту и попросить помощи.

« Радуйся, Честный Крест Христов, являющий нам любовь и долготерпение Божие».

Из акафиста Животворящему Кресту

Животворящий Крест Христов - главный символ всего христианства, духовное оружие каждого христианина, вокруг которого сосредоточена вся церковная жизнь православных.

Две тысячи лет назад произошло величайшее событие в мировой истории: ради спасения человечества Господь наш Иисус Христос принял вольную смерть через Распятие на Кресте. Человек был спасен от проклятия греха и смерти, каждому из нас были открыты двери в Царствие Небесное, в вечную жизнь. Крест из орудия позорной казни стал орудием спасения. С тех пор Крест является знамением этого великого события. Крест - бытийный центр, а не только символ христианства. В запредельной высоте Голгофы решаются судьбы всего сущего. «Тот, кто познает тайну Креста и гроба, познает также существенный смысл всех вещей», - писал преподобный Максим Исповедник. По всему миру мы встречаем изображение Животворящего Креста Господня, благоговейно почитаемое многими поколениями христиан.

1423-й год вошел в историю Руси знаменательным событием - на ростовской земле явился Животворящий Крест Господень, который и поныне освящает собой все просторы России. За тридцать лет до завоевания мусульманами Константинополя и крушения великой православной державы Византии, правители которой именовали себя «императорами греков», явился с греческой стороны на небе посреди несказанного света Животворящий Крест Господень, с ним великий чудотворец Николай со святым Евангелием. Так Господь, явив Себя на Кресте простым русским людям, благоизволил передать Крест хранения православной веры от «греческой стороны» на русскую землю. После Византии Русь, Божиим произволением, стала хранительницей святого Православия. «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти», - прорек некогда старец псковского Спасо-Елеазаровского монастыря монах Филофей.

В те далекие времена первыми Крест увидели пастухи, которые посреди непроходимых топей Сахотского болота по одним им ведомым тропинкам выгнали скот на богатые травой поля. 11 июня 1423 года внимание пастухов привлек свет неизреченный, изливающийся с неба на землю. Пробившись к нему через трясину, они увидели необыкновенное зрелище: в воздухе стоял Крест Господень, а рядом святитель Николай Чудотворец с Евангелием в руках. Как свидетельствует сказание, пастухи от страха «…падоша, аки мертвые на целый час». Когда сила Божия укрепила их, они услышали голос: «Будет на сем месте благодать Божия и дом Божий; аще кто с верою приидет помолитися, будут многие исцеления и чудеса от Животворящего Креста молитв ради чудотворца Николы. Шедше проповедите сия всем людем, чтобы на сем месте людие поставили церковь».

Предстоятелем за верующих в этом высоком Крестоношении Господь избрал святителя и чудотворца Николая - одного из самых любимых святых на Руси, безбоязненного поборника православного учения, которого церковь наша называет «правилом веры», «великим столпом благочестия».

Весть о чудесном событии быстро достигла Ростовского архиепископа Дионисия, который выдал благословенную грамоту на строительство заповеданного Господом храма. Но как воздвигнуть церковь на болоте? Местные зодчие посчитали такое невозможным и дерзнули заложить храм чуть поодаль. Господь вновь явил чудо. В первую же после начала строительства ночь поставленное основание новой церкви исчезло. Найти пропажу озадаченным строителям помог все тот же неизречённый свет, изливавшийся точно на месте явления Креста. Там же, в трясине, виднелись и бревна постройки. Теперь уже мастера сподобились услышать глас Божий, который повелел: «На сем месте поставьте церковь Мою. И будет благодать велика и чудеса многа произыдут с верою приходящим помолитися; и будут многа исцеления».

Непостижимым для человеческого разума образом за одну ночь образовался поток, который собрал всю болотную воду, а на месте явления Креста образовался холм, на котором выстроить храм уже не представляло никакой сложности.

Освящать построенную церковь прибыл сам архиепископ Ростовский Дионисий, который долго и, как отмечает Сказание, слёзно молился перед святыней. С тех самых пор «проиде слава про чудеса Животворящего Креста…во многия страны».

В 1506 году в Никольском погосте случился пожар, и пламя объяло деревянную церковь. Местные жители самоотверженно бросились спасать святыню, но жар был столь велик, что нельзя было не то что войти в храм, но даже приблизиться к нему. Скорбь охватила сердца верующих, когда огненная стихия утихла, оставила после себя лишь дотла сожжённую церковь. Но Господь, как это часто бывает, явил Свой промысел, претворив злое в доброе. К изумлению жителей, посреди пепелища стоял совершенно невредимый Животворящий Крест.

9 мая 1752 года в жизни Никольского погоста произошло знаменательное событие. На святое место прибыл митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич). Будущий священномученик произнес проповедь, которая позже будет записана полууставом и приложена к Сказанию о явлении Животворящего Креста Господня.

Этот архипастырь благословил в 1762 году постройку новой каменной церкви, которая должна была заменить ветхий деревянный храм. Каменная пятиглавая церковь во имя Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня с приделом во имя святителя Николая Чудотворца была окончательно готова лишь к 1776 году.

Трагические события революций 1917 года, последующее лихолетье воинствующего атеизма не могли не затронуть храм на Никольском погосте, из которого были вынесены все сколько-нибудь ценные предметы. Богоборцы решили надругаться и над Животворящим Крестом. Однако Бог поругаем не бывает… Господь вновь явил Свою милость, не дав вынести Крест с того места, где Он повелел ему быть. Как ни старались нечестивцы сдвинуть святыню с места, сделать им этого не удалось. В бессильной злобе стали они пилить и даже рубить Крест, но и здесь их усилия не увенчались успехом. Дерево, став будто камень, не поддалось железу инструментов. Лишь на руке изображенного на Распятии Господа остался неглубокий след от пилы в назидание и вразумление всем сомневающимся в чудесах Божиих. Ничего не добившись, атеисты оставили святыню в покое.

Однако нашелся еще один богоборец, наблюдавший за происходящим. Возмущенный тем, что двое здоровых мужчин не могут справиться с куском дерева, он схватил топор и в злобе ударил по стопе образа Спасителя. Кусочек мизинца от святыни упал на пол. Богоборец торжествовал - он «победил». По рассказам односельчан, человек этот прожил нелёгкую жизнь и в 70-х годах умер от заражения крови, поразившего на ноге именно тот мизинец, который он отрубил пятьдесят лет назад на образе распятого Христа.

Из разоренного храма Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня благочестивые местные жители решили перенести святыню в ближайший, подходящий для сохранения Креста храм. Таковым оказался храм во имя святителя Иоанна Златоуста в селе Годеново (Ярославская область), к этому времени он был закрыт, но не разграблен. Крест находится там и поныне. Пятиглавая каменная церковь с шатровой колокольней в селе Годеново была построена в 1794 году. Златоустовский приход был довольно большим, в конце XIX века в него входило шесть деревень. В разное время года здесь совершалось двенадцать крестных ходов в память о помощи Божией при различных бедствиях.

В советское время храм Иоанна Златоуста был заброшен и к 1990-м годам стоял полуразрушенный. О том, что здесь хранится великая святыня - Животворящий Крест - узнали от паломников монахини Переславского Никольского монастыря. Настоятельница обители игумения Евстолия вспоминала: «О затерявшимся среди топких болот и озер в селе Годеново мы узнали случайно от благочестивых паломников из Москвы, которые направлялись туда для поклонения Чудотворному небоявленному Кресту…Войдя в храм, освященный в честь святителя Иоанна Златоуста, мы были до глубины души поражены величественным образом страдающего на Кресте Господа. Тогда нам трудно было предположить, что об этой святыне, столь удалённой от населенных пунктов и тем более больших городов, узнают многие и многие наши соотечественники, и святыня приобретет значение всероссийской».

Времена мракобесия и богоборчества ушли в прошлое, и храм, где сохранилось чудотворное Распятие, ожил. По милости Божией молитвами святителя Иоанна Златоуста он вернул свою былую красоту. И нескончаем поток паломников, молящихся в его стенах.

С 1997 года храм стал подворьем Переславского Никольского женского монастыря. Удивительным образом святой чудотворец Николай, являющийся небесным покровителем обители, снова вернулся оберегать святыню - чудотворный Крест Христов. Рядом с храмом во имя святителя Иоанна Златоуста, расположенном в селе Годеново, постоянно живут инокини. Насколько хватает им сил, терпения и любви, с помощью Божией, они поддерживают в порядке внутреннее убранство храма и каждый день читают перед чудотворным Распятием акафист Честному и Животворящему Кресту Господню. Сестры рассказывают, что те паломники, которые узнали о Кресте и сумели добраться до столь отдалённого места, получают необыкновенную благодать, реальную помощь в жизненных обстоятельствах и исцеление от самых разных болезней и недугов. Насельницы подворья неоднократно были свидетельницами того, как сила Животворящего Креста исцеляла бесноватых, которых не всегда можно определить с первого взгляда. Настолько велика сила и власть Господня, посланная людям через святое Распятие, - спасающая, исцеляющая и милующая.

В наши дни инокини продолжают прерванную временем традицию, собирая свидетельства чудесной помощи от образа распятого Спасителя.

Удивительно, что именно храм святителя Иоанна Златоуста с пределом Боголюбской иконы Божией Матери стал прибежищем небоявленной святыни. Не чудо ли, что представившийся в праздник Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня константинопольский святитель оказался ныне хранителем Креста, но уже не в Византии, а в России - её преемнице?

По словам паломников, Годеново - место встречи человека с Богом. Здесь Сам Господь являет Себя людям, потерявшим пути к Нему. Годеновский Крест - напоминание нам евангельской истины, которую многие из нас забыли: «Ищите прежде Царства Божия и правды его» (Мф. 6:33).

Настоятельница Переславского Никольского монастыря Игумения Евстолия говорит: «Сегодняшнее почитание годеновского Креста является его вторым обретением. Крест, сошедший с неба в далеком XV веке, востребован современной Россией сегодня и призван в наше непростое время стать опорой для спасения многих».

Много было чудес и исцелений у тех, кто приезжал с верою помолиться у Животворящего Креста Господня молитв ради чудотворца Николая. Приезжают православные ко Кресту со своими скорбями, болезнями и недоумениями, а уезжают утешенные, исцеленные, ободренные, получив благодатную помощь на пути спасения. Господь продолжает являть свою милость через эту святыню. Главное чудо последних лет, в период нашей новейшей истории: подвергнутый поруганию безбожников в церкви на месте его схождения на Никольском погосте, хранимый затем в безвестности в Иоанно-Златоустовском храме затерянного среди болот села Годеново, в губительных условиях холода, сырости, чудный образ Животворящего Креста Господня вдруг стал великой святыней, просиял на всю Россию.

На нерукотворном холме, на месте явления Животворящего Креста Господня, в 1998 году была основана монашеская община. К этому времени храм был полностью уничтожен, осталась лишь полуразрушенная колокольня. Было полное запустение и разруха, и трудно было представить, что через некоторое время в этом глухом, труднодоступном (а когда-то оживленном и густонаселенном) месте на границе Ярославской и Ивановской областей с Божией помощью и усилиями игумена Бориса (ныне почившего) начнется строительство монастыря. Первые деревянные постройки здесь появились осенью 1998 года: была построена деревянная часовня и отслужен молебен 27 сентября, в праздник Крестовоздвижения. А с весны 2001 года началось строительство каменного Крестовозвиженского храма с приделами в честь святителя Николая, святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба и в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Как видимое свидетельство гласа с Небес, возвестившего почти 600 лет назад о той особой благодати Божией, которая «…будет на сем месте…», сияют золотом купола мужского монастыря Животворящего Креста Господня, далеко разносится звучный благовест колоколов. С верой и благоговением спешат паломники на святое место Сошествия Креста Господня, прося помощи и утешения, как и в прежние давние лета идут помолиться, обретая на сем месте благодать и помощь Божию силою Животворящего Креста Господня, под покровом Божьей Матери, молитвами Николая Чудотворца и святых благоверных князей Бориса и Глеба.

Крест, попранный и снова воздвигаемый - вот смысл событий, недавно пережитых нашей страной. Живое ощущение Креста, поруганного безбожниками, гонимого из России в начале трагического XX века и возвращающегося в нее в конце XX столетия. Болезнь и скорбь часто посылаются за отступление от Креста, от веры. А обращение к Кресту с искренним покаянием - это начало выздоровления.


Один из казаков, несущих службу у Креста, рассказывал: «Однажды зимой, в мороз и метель, я шел по дороге в Годеново. Из-за сильного снегопада храма невозможно было разглядеть, да и вообще не было ничего видно. А когда я подошел поближе, храм как-то вдруг проявился. И в душе отложилось, что это такой остров спасения, туда попал и спасся».

Крестом Своего Распятия Господь открывает нам пути спасения.

Материал подготовила ведущий специалист отдела паломнических и туристических услуг Паломнического центра ИППО «Святая Земля» Людмила Дерябина

Лучшее и драгоценнейшее из сокровищ, по всей справедливости, есть Крест, на котором воздвигнуто здание нашего спасения.

Если бы не было Креста, то и Христос не был распят, и не отверзся бы для нас рай, и разбойник не сделался бы обитателем рая.

Если бы не было Креста, смерть не была бы попрана, ад не был бы опустошен и враждебный змий не был умерщвлен.

Посему Крест - великое и драгоценное сокровище.

(Из похвалы Кресту, святого Андрея, архиепископа Критского)

Прошло совсем немного времени с того дня, как Господь сподобил нас посетить необыкновенное место и прикоснуться к поистине великому Чуду - Животворящему Кресту Господню в селе Годеново . Позвольте мне немного рассказать вам об этом событии, чтобы разделить нашу радость.

Явление Животворящего Креста

Крест пришел с неба, «со стороны греческой», и возможно является константинопольс кой святыней, чудесным образом перенесенной в Святую Русь ровно день в день за 30 лет до падения христианского царства Византии. Событие это запечатлено в исторических источниках, сохранивших и дату явления святыни - 29/11 июня 1423 года.

Сказание повествует, что в тот день пастухи, пасшие скот недалеко от Сахотского болота на поле у Никольского погоста, увидели на востоке неизреченный свет, изливающийся с неба на землю. Сначала пастухи испугались, но, завороженные неземной красотой этого явления, решили: «Пойдем, посмотрим, какое нам является чудо? И если это чудо являет Бог, то проповедуем славу Божию». Когда они добрались до места, то увидели стоящий на воздухе в неизреченном свете Животворящий Крест с образом Распятия Господня, а перед ним - образ со Святым Евангелием. Пастухи услышали голос: «Будет на сем месте благодать Божия и дом Божий; аще кто с верою приидет помолитися, будут многие исцеления и чудеса от Животворящего Креста молитв ради чудотворца Николая. Пойдите, проповедуйте об этом всем людям, чтобы на сем месте поставили церковь Мою».



Узнав о чудесном явлении, архиепископ Дионисий благословил поставить на том месте храм святителя Николая Чудотворца с приделом Животворящего Креста . Строители конечно же усомнились в возможности возвести храм на болоте и заложили фундамент в стороне. Но утром увидели постройку, чудесным образом перенесенную на болотистую почву на место явления Креста. В следующую ночь посреди болота образовалась река и появилась нерукотворная возвышенность, на которой достроили храм.

Вот краткая история явления Креста, за которой следует почти 600 летняя история неисчислимых чудес, даруемых нам от Господа.

Годеновский Крест

Итак, наш пусть из Москвы пролегал через древний город Переславль Залесский в село Годеново , куда в 1933 году был перенесен Крест. Несколько безбожников-актв истов собрались вынести святое Распятие из Крестовоздвиженс кого храма Никольского погоста, где оно тогда пребывало, чтобы сжечь его на улице. Но Крест словно налился свинцом, и они не смогли сдвинуть его с места. Принялись пилить святое Распятие, чтобы вытащить его из храма по частям. Но зубья пилы наткнулись на необъяснимо твердый материал и сломались, словно Крест был вырезан из камня. На руке изображенного на Распятии Господа остался неглубокий след от пилы. Тогда богоборцы заперли святыню в храме. Позже Крестовоздвиженс кая церковь была разрушена, а Животворящий Крест перенесен верующими в храм святителя Иоанна Златоуста в селе Годеново. С этого времени и стали называть его в народе Годеновским Крестом.



Прибыли мы рано. Весеннее солнце поднимало настроение. Но первое, что меня поразило - абсолютно пустынное место вокруг храма. Ни домов, ни улиц. Ничего, что напоминало бы о сельской жизни. Это печальная картина наших вымерших сел и деревень. Однако, ослепительно белый в ярких солнечных лучах, стоящий на горе пятикупольный храм святителя Ионна Златоуста с шатровой колокольней притягивал взор и конечно же вселял надежду на лучшее. Он как будто бы специально был сокрыт в лесах до времени, когда произошло второе обретение небоявленной святыни.

Росписи внутри храма не могут оставить равнодушными никого. Несение Креста. Снятие со Креста. Положение во Гроб. Воскресение Христово. И - Чудо. Крест Господень. Изображение Распятого Христа меня поразило. Я никак не ожидала увидеть Его Таким! Просто стояла и смотрела, смотрела, смотрела на Него. Пыталась что-то говорить, просить, молиться. Но это было каким-то лепетом. Среди всего этого лепета вырывалась из самого сердца одна единственная молитва: «Господи, помилуй меня грешную!». Потом конечно, суета вокруг затягивает, Маша крутится все время с просьбами, вопросами. Но слава Богу, что у меня были эти несколько минут потрясения. Очень скоро, вернувшись домой, я поняла, что они даны мне были для того, чтобы в моменты жизненных огорчений, обид, неприятностей, испытаний я могла мысленно вернуться к этому Кресту, к Распятому Господу и укрепиться. И сейчас, и в будущем…

В дороге нам рассказали, что накануне страшных событий на Майдане была сделана и отправлена в Крым копия Животворящего Креста . И вот, два мира: беснующийся кровавый Майдан и крестный ход в Севастополе с Годеновским Крестом. Позднее еще одна копия Креста была отправлена в Донецк. Причем лик Распятого Христа получился очень темным и несколько попыток изменить его ни к чему не привели. Видно так было угодно Богу.

Монастырь во имя Сошествия Креста Господня

Подошло время отъезда. Радостные, погружаемся в автобус. Теперь нам предстоит проехать еще несколько километров, чтобы увидеть то место, где был явлен Животворящий Крест . Деревня Антушково - Никольский погост. Снова едим по пустынной дороге. Изредка попадаются следы былой сельской жизни. И вот она, болотистая низменность, а посреди ее ровная возвышенная площадка - тот самый нерукотворный холм. Господи, думаю, сколько же столетий живет это Чудо среди болот! Теперь на этом месте находится мужской монастырь во имя Сошествия Креста Господня. Он был восстановлен из руин в 1990-х годах. На его территории Крестовоздвиженс кий храм и необычная деревянная Никольская церковь. Конечно же храмы очень красивые. Ласковый пушистый кот встречает нас у самых ворот монастыря, чем приводит в восторг Машу. Мне кажется, что еще не было ни одного святого места, где бы моя дочь не познакомилась с этими милыми красавцами. Причем вид у них всегда настолько умиротворенный, что невольно залюбуешься…



После того, как мы осмотрели храмы, снова услышали уже здесь, на ТОМ САМОМ МЕСТЕ, историю явленного Креста, я ощутила какую-то нелогичность в происходящем. Невольно подумала: «Почему же теперь, когда храм снова стоит на месте явления Животворящего Креста, не вернуть обратно этот Крест?» Оказалось, что ни я одна так думала. Святейший патриарх Кирилл благословил несколько изменить эту ситуацию и устроить так, чтобы полгода Крест находился именно здесь, где был явлен. Дай Бог этому исполнится, чтобы все встало на свои места!

Здесь закончилось наше знакомство с настоящим Чудом. Пока мы только слушали и смотрели. Потом предстоит осмыслить. Осмыслить каждому свое. Но для все нас эта поездка накануне Крестопоклонной недели Великого поста - милость Божья, дарованная нам, немощным и маловерным! Трудно передать на словах свои ощущения, чувства, эмоции. Это надо увидеть, к Этому надо прикоснуться. Мы возвращаемся домой с тихой радостью.

Интервью с историком Виктором Тростников­ым.

9 сентября 2013 год.

Записано накануне его

85-летнего юбилея

Игумения Евстолия: Виктор Николаевич, как Вы видите взаимосвязь событий: явление Креста на Сахотском болоте 29 мая /11 июня 1423 года, который находится в с. Годеново с историей Российской и Вселенской.

В. Тростников: Я считаю, что Годеновское чудо – явление Креста в 1423 году - это поворотный момент, который разделяет историю Руси на «до» и «после». Очень большая история «до», и очень большая история «после». Я выскажу несколько соображений на этот счет.

Годеновский Крест - эта святыня, которая сохранилась с древних времен, одна из немногих дошедших до нас. Как он перенесен через огромные расстояния - рационально объяснить невозможно. Немаленькое, двух с половиной метровое Распятие! Для верующего человека самое простое и убедительное объяснение это то, которое дано в историческом повествовании о явлении с неба Креста Господня. Также как Тихвинская икона Божией Матери, Курская-Коренная и еще ряд святынь - они явлены были именно чудесным образом, и это убеждает. Как делает это Господь – Ему Одному ведомо. Значит Ему это нужно. А нужно это было для чего? На мой взгляд, совершенно очевидно. Сама дата дает нам ключ к разгадке, потому что речь идет про 1423 год. Византия пала в 1453 году, то есть ровно тридцать лет. Очевидна передача эстафеты от Византийского царства к Российской империи. Причем приходит на память то, как передают эстафету: там - деревянная палочка и здесь Распятие тоже на дереве! Тот человек, который принимает эстафету, должен сравняться по скорости с тем, кто передает. И в истории то же. Россия должна была немножко "разбежаться", чтобы быть способной в динамике, находу, принять эту эстафету. И приняв эту эстафету, она продолжала двигаться. А России был отведен срок 500 лет: в X веке она получила Крещение, а Третьим Римом она стала в середине XV века. За эти 500 лет Россия стала вровень с Византией: по духу, по восприятию православных ценностей и их ассимиляции в народном сознании, по церковному строительству, по богословскому уровню. А Византия к этому моменту все это в значительной степени утратила. И именно в это тридцатилетие окончательно обозначились тенденции духовного и политического созревания России с одной стороны, и с другой – стремительное движение к краху Византии: экономическое, политическое, духовное. Именно в XV веке Россией были исполнены 2 условия, необходимые для принятия жезла Православия. Во-первых, Россия должна была стать централизованным государством, т. е. прекратить существование усобиц, преодолеть феодальное раздробление на удельные княжества и стать Империей, по существу стать Монархией. Почему? Чтобы стать преемницей Второго Рима, она должна была стать Третьим Римом. Второе условие – автокефалия. Русская церковь была епархией Константинопольской, хоть, может быть, и самой большой, но все-таки епархией. И русские митрополиты православной церкви утверждались в Царьграде. Какой же это Третий Рим, когда его Церковь несамостоятельная и подчиняется иноземному Патриарху?

Как раз в этот промежуток времени в 1431 году умирает митрополит Фотий – последний русский митрополит, поставленный в Царьграде. Русские люди склоняются к избранию митрополитом святителя Ионы. Однако Византия принимает другое решение, и по выбору Царьградского Патриарха митрополитом назначается Исидор, который, представляя Русскою Церковь на Флорентийском соборе, подписывается в папской унии. Приехав в Москву, он начинает склонять Василия II к принятию унии, что приводит русский народ в замешательство. В результате он изгоняется из Москвы и Москва поставляет своего первого митрополита. Все это совершается в 1448 году. Т.е. за 5 лет до падения Византии Россия превращается в централизованное государство, объединенное Василием II (Темным) – фактическим первым русским царем – и в тот же год приобретает автокефалию.

Как раз накануне этих событий с неба является чудотворное Распятие, как знак, подтверждающий Божие благословение. Обращает на себя внимание определенная алгебра чисел. 1423 год – 30 лет до падения Византии, жизнь одного поколения. Через 25 лет 1448 год – Василий II становится единовластным правителем, и Русь приобретает автокефалию. Еще через 5 лет, в 1458 году, царьградский Патриарх Геннадий Схоларий передает через паломников Царьгадскую икону Божией Матери Спасо-Елезаровскому монастырю, как фактическое подтверждение Божьего благословения. Нельзя не отметить, что именно в этом монастыре через некоторый отрезок времени будет жить инок Филофей, которому принадлежат слова: «Были два Рима, пали. Третий Рим – Москва и четвертому не бывать».

Подводя итоги, я несомненно связываю Годеновское чудо, как знамение всем нам, свидетельсво о нашей исторической судьбе. И что удивительно – Крест является ни царю, ни в Москве – царственном граде, ни митрополиту, а ЗЕМЛЕ, то есть освящалась­ САМА ЗЕМЛЯ. Причем той ЗЕМЛЕ, на которой решалась судьба России, это Ростово-Суздальска­я древнейшая­ русская земля, коренная русская земля. Здесь совершилось прекращение междоусобиц. Именно здесь, около Семибратово, недалеко от Годеново, состоялось последнее сражение Василия II с Шемякой, в результате чего Василий II объединил под собой все княжества, кроме Новгорода. Новгород присоединил его сын Иван III, в царствование которого после его женитьбы на племяннице последнего византийского императора Софии Палеолог греб Визании – двухглавый орел - становиться гербом России. Одна голова орла олицетворяет абсолютную монархическую власть, вторая – централизованную духовную власть.

Далее, в XVII веке вопросы государств­а Российског­о решались опять на этой земле. Самый пик, самая жесткая, самая беспощадна­я точка в польско-литовской интервенци­и была опять же в Ростовской­ земле. Здесь, а не в самой Москве была одержана и эта победа.

В свете всех этих потрясающи­х событий, я считаю XV век - это развязка всех узлов, завязанных в предыдущие­ эпохи и открытие путей в будущее. И в самом центре этого клубка вот эта Святыня - Иисусов Крест, Распятие! Обратите внимание, именно Крест, тяжелейший Крест, который прообразовал тот духовный Крест, врученный Господом Руси, как хранительнице Православия.

Так и апостол Андрей, поднявшись по Днепру со своими учениками, водрузил на Киевском холме тоже Крест - символ Распятия. И прорек, что на этом месте будет великий город и множество церквей. И опять-таки освятил ЗЕМЛЮ. Не племена, не людей, не было еще государства. Была освящена сама ЗЕМЛЯ и земля эта была освящена заранее – это был первый шаг к Третьему Риму. Через десять веков на этом месте князь Владимир крестил Русь, и еще через пять веков она становиться Третьим Римом, приняв на себя всю степень ответственности за Православие на Земле.

Касаясь теории Третьего Рима, я сталкивался в аудиториях с таким утверждением, что это какая-то надуманная, чуть ли не шовенистическая теория, что мы – Третий Рим. На мой взгляд, это утверждение совершенно безграмотное, т.к. Третий Рим – это понятие не политическое, а чисто церковное. Третий Рим – это российское православное царство, православная империя. И, конечно же, в форме монархии. Почему монархии? Потому, что жизнеустроение православного царства на земле копирует Царство на Небе. А там - монархия. Господь Вседержитель, девять чинов ангельских - Архангелов, Херувимов, Серафимов и т.д. Т.е. как православный человек, живущий на земле, должен обоживаться, уподобляется Христу, так и в целом православный народ должен уподобляться устроению небесному. А там, повторяю, монархия.

Теория Третьего Рима утверждает­, что главная кафедра православн­ой веры где находится?­ В Москве! И она до сих пор у нас, в Москве! Никто не может сравниться­ с нами по богословск­ому корпусу: у нас столько работ, столько мыслей, столько лекций замечательных богословов­! Ни в одной стране мира БЛИЗКО ничего подобного нет! Сейчас все в России сосредоточ­ено! И самый основной корпус верующих православн­ых, тоже в России! Нас миллионы! Нигде нет такого! Поэтому вот смотрите - до пятнадцато­го века была подготовка­. В пятнадцато­м веке Москва как кафедра стала Третьим Римом, Патриархия­. Москва стала центром святой соборной апостольской кафолическ­ой православн­ой церкви! Никакой гордыни, никакой заносчивос­ти здесь нет! Так история сложилась,­ что Москва стала объединяющ­им центром. «До»- это подготовка­, «после» - это уже защита.

Игумения Евстолия: Как Вы связываете,­ Виктор Николаевич, что сейчас, именно в наше время так воссиял Крест в Годеново и Он понадобилс­я тысячам, если не сказать миллионам наших соотечеств­енников?

В.Н. Тростников: Да, и подтвержда­ет реальными чудесами своей святости. Надо конечно летопись вести этих необыкнове­нных свидетельс­тв.

Игумения Евстолия: Да, мы это делаем. И хочется связать значение этого знамения для сегодняшне­го дня.

В. Н.Тростников: Я вообще-то оптимист. Мой оптимизм основывает­ся на словах Спасителя: "Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее!" Это Сам Христос сказал. Церковь не одолеют! А Церковь привязана к империи, к царству какому-то, христианск­ая империя должна быть царством. К этому мы движемся. Усиливаетс­я сейчас наше государств­о, несмотря ни на что. Недоброжелатели видят негативные стороны жизни и их немало. Я же наблюдаю стремление к стабильности. Не будет потрясений – все наладится. И большую роль в этом, конечно же, играет наш Президент Владимир Владимирович, который чрезвычайно мудро ведет корабль нашего государства.

Игумения Евстолия: Виктор Николаевич, разрешите выразить Вам большую благодарность за состоявшуюся встречу. Надеюсь, что высказанные Вами мысли про Россию, про Православие о многом заставят задуматься посетителей нашего сайта. Поздравляем с наступающим славным юбилеем! Многая и благая лета!

В селе Годеново, что под Ярославлем, находится главная православная святыня - Животворящий Крест, являющий чудеса исцеления.

Уже несколько лет в это небольшое, но очень живописное селение, со всей России прибывают православные паломники, чтобы помолиться и приложиться к снизошедшему с небес Распятию и старинным образам.

Особенно много паломников приезжает в храм св. Иоанна Златоуста 27 сентября, в праздник Воздвижения.

Как произошло явление Креста

Явление нерукотворного Распятия поистине необычно. Свидетелями знамения стали крестьяне, пасшие скот за селом.


Узрели они вдалеке яркий светлый столб, спускавшийся с небес.

Пастухи решили добраться до того места, откуда исходил яркий свет. Отправив стадо в поле, пошли они к Сахотскому болоту, туда, где разверзлись небеса. Преодолев непроходимые топи, увидели они, что в светлом сиянии, с небес спускался нерукотворный Крест.

Это интересно : согласно древней летописи, чудесное знамение произошло 29 мая (по старому стилю, 11 июня по новому) 1423 года, через тридцать лет турками была завоевана византийская столица Константинополь, что привело к бесславному падению великой империи - цитадели православной веры.

А рядом с ним возвышался лик Святителя Николая Чудотворца. Пораженные увиденным, пастухи расслышали голос с небес, возвестивший, что стоять на сем месте «дому Божьему» и каждый приходящий в него исцелится.

Строительство Николаевского погоста и Николаевской церкви

Получив от старших иереев разрешение на строительство храма, мастера тут же приступили к его сооружению. Приняли решение воздвигнуть церковь в честь св. Николая Угодника с пределом Животворящего Креста.


Закладку храма перенесли на несколько верст от указанного местоположения: болотистая местность была малопригодна для застройки.

Но случилось еще одно чудо: под покровом ночи венец сруба чудесным образом перенесся на означенное святым Николаем Чудотворцем место.

Утром на участке образовался бурный речной поток, смывший грязь и обнаживший небольшой участок суши. Здесь была построена дубовая деревянная церковь. Позже огненные языки пламени пожара стерли деревянную церковь с лица земли, а Крест Животворящий, на удивление прихожан, остался неповрежденным.


В летописи остались свидетельства того, что на благодарственном молебне в честь вновь обретенной святыни, молящимся было даровано исцеление от болезней.

На месте старого храма построили новый, тоже из дерева. Чудесные исцеления начали происходить еще с момента возведения первого храма.

Интересный факт : священники записывали каждую историю избавления от недугов в специальную книгу. Но в огне сгорели все записи. Церковнослужитель нового храма, по своей нерадивости, эту традицию не поддержал, пока однажды из Москвы не приехал благочестивый дворянин Петр Лукич. Стал он выспрашивать о чудесных явлениях святого Распятия, но никто толком ничего рассказать не мог. Тогда укорил он верующих в том, что «великую благодать Божию» забыли и в небрежении оставили. Устыдились этого прихожане и по крупицам восстановили хроники чудесных исцелений.

В 1776 году на месте деревянного храма воздвигли белокаменный, на три престола. По центру установили престол в честь Животворящего Креста Господня, по бокам в честь святителя Николая Чудотворца и Покрова Богородицы.

Со всей Руси приезжали в этот храм паломники, преклоняли колени перед Распятием, проливали слезы на ноги Христовы, взывая о помощи в исцелении, утешения в печалях. На месте болота также возникло село и стало именоваться Никольским погостом (в настоящее время - Антушково).


Уцелел Крест и в советское время, в период гонений на русскую православную церковь. В это время безжалостно и беспощадно уничтожали древние здания церквей, старинные иконы, расстреливали священников.

По словам очевидцев, местные активисты также попытались вынести святыню из храма. Но никакие попытки сдвинуть с места легкое деревянное распятие не увенчались успехом. Он стал неподъемным, точно свинцом налитый.

Затем в ход пошла пила, но и она не возымела на него никакого действия. Осквернители, не помня себя от злости, облили святыню соляной кислотой. На лике и теле Спасителя остались лишь темные пятна.

Это интересно: очевидцы тех событий рассказывали, что самый ярый активист стал рубить Распятие топором и отколол маленький осколок от мизинца Христа. Этот осколок ранил вандалу палец ноги. Незавидна была его участь: вскоре рана загнила, перешла в гангрену. По словам селян, через несколько лет этот человек умер от заражения крови, начавшегося от этой раны.

Святую реликвию спасли от уничтожения местные жители, спрятавшие ее в церкви в Годеново.

Второе чудесное явление Креста

Во времена советской власти практически уничтожили у народа память о чудесном Животворящем Кресте.

«Божий дом» в Годеново находился в полуразрушенном состоянии, требовал реставрации и Крест .


В конце девяностых храм попадает под покровительство сестер Свято-Никольского монастыря.

Важно знать: в начале 2000-х годов начинается его реставрация, при этом реликвия не выносится из храма. Реставрационные работы проводились специалистами высшей категории из Государственного Русского музея Санкт-Петербурга, и святыня была полностью восстановлена.

Незаметная тропинка к церкви превратилась в широкую дорогу, по которой, как и много лет назад, неиссякаемым потоком идут толпы страждущих паломников. После долгих лет забвения Крест почитается прихожанами наравне с преподобной Матроной Московской и Серафимом Саровским. Произошло второе обретение русским народом своей святыни.

Чудеса исцеления по молитвам у Чудотворного Креста


Помолиться нерукотворному Кресту в Годеново отовсюду едут люди, все хотят приложиться к святыне, попросить помощи в разрешении своих проблем, излечении от болезней и страданий.

Просят излечить от бесплодия, алкоголизма, онкологии, тяжелых психических заболеваний и т.д. Список этот можно продолжать до бесконечности. Вот малая толика историй чудесного исцеления, записанных монахинями Никольского монастыря:

  1. Местный врач привез в храм инвалида по имени Александр, долгие годы страдающего тяжелым психическим расстройством. Больной не мог носить нательный крестик, так как он казался ему слишком тяжелым. После приложения к годеновскому Распятию, Александр одел крестик. Он пошел на поправку, бредовые видения перестали его беспокоить;
  2. Молодой парень, прошедший через мясорубку Афганской войны, выжил, но получил серьезную травму. Один раз, увидел он во сне Николая Чудотворца, тот указал ему дорогу к Кресту Животворящему. Родные помогли парню доехать до церкви Иоанна Златоуста. Там молодой человек, приложился к Кресту, исполнил обряд причащения и заказал молебен. Многие прихожане стали свидетелями настоящего чуда: юноша в первый раз смог встать из коляски;
  3. У москвички Риты после ДТП были опасно повреждены кости черепа. Стала инвалидом. Супруг и родственники перестали общаться с ней. Кое-как женщина добралась до храма, там ей было видение святого Николая Угодника. По словам очевидцев, чудо исцеления произошло прямо на глазах других прихожан - женщина стала лучше ходить, двигать рукой, разговаривать.

Историй излечения большое множество. При этом людям помогает вера в Бога и надежда на выздоровление.

Информация для паломников

Следующая информация подскажет, адрес расположения святыни, различные способы доехать, когда проходят службы и др.

Как добраться

Расположен Животворящий Крест в селе Годеново, в храме св. Иоанна Златоуста, недалеко от города Переславль-Залесский. На карте этот уголок России можно легко найти в Ярославской области. Добраться до церкви можно как на личном авто, так и на общественном транспорте. Рассмотрим подробно оба способа:

  1. На автомобиле

От Москвы нужно доехать до г. Петровск. Расстояние по трассе составляет примерно 180 км. От Петровска повернуть направо, до пос. Демьянское, затем на перекрестке свернуть налево и ехать до пос. Приозерный. За Приозерным идет Годеново. Вдоль дороги повсеместно расставлены указатели, так что заблудиться невозможно;

  1. На общественном транспорте

От г. Москвы до Ярославля идет междугородний автобус. Остановка - станция «Петровск». Затем пересесть на поселковый автобус и доехать до пос. Приозерный с остановкой в с. Годеново.

Расписание служб

Ежедневно, кроме понедельников и вторников, в девять часов утра в храме совершается литургия, с пяти часов вечера начинается вечерняя служба. В дни Великого Поста вечерняя служба совершается с восьми часов утра (среда, пятница).

Праздничные службы в честь Креста Животворящего

Праздничные богослужения в храме совершаются на Крестопоклонной неделе, в дни сошествия с небес нерукотворного Распятия: 11/06, 14/08, 27/09.

Расписание работы храма


Храм принимает прихожан каждый день с восьми утра до восьми вечера. Официальную информацию можно найти на сайте .

У каждого из нас своя дорога к Богу. Дорога к храму также приводит нас к нему. Стоит только взглянуть на лица людей, наполненных особым почитанием и благоговейным трепетом перед святым ликом Христа.

Это образ, восстановленный из пепла, возрожденный и дошедший до нашего времени ради спасения, исцеления и искупления тела нашего и души.

Интересное видео о Кресте Животворящем смотрите далее:

tattooe.ru - Журнал современной молодежи