По познавательному развитию. Экскурсии для дошкольников в краеведческий музей I. Проверка домашнего задания
Цели: расширить и углубить знания учащихся об истории и культуре Пензенского края;
выработать умения и навыки самостоятельной работы с дополнительной информацией по заданной теме; формировать навыки построения устного монолога;
развивать устную речь, самостоятельность учащихся;
воспитывать любовь и уважение к родному краю.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер, диск «Край наш пензенский».
План урока.
1) Проверка домашнего задания.
2) Работа над темой:
- самостоятельная работа в группах по карточкам;
- отчёт о проделанной работе.
3) Подведение итогов. Оценки. Домашняя работа.
Ход урока.
I. Проверка домашнего задания.
Сегодня мы продолжаем нашу виртуальную экскурсию по Пензенскому краеведческому музею. На уроке мы познакомимся с этнографией, историей и культурой нашего края, вы на некоторое время станете экскурсоводами и проведёте нас по залам музея.
Вспомните, что вам известно о краеведческом музее. Расскажите, когда был основан музей, кто является директором, какие экскурсии проводятся, какие залы существуют.
II. Работа над темой «Экскурсия в краеведческий музей».
У каждой группы есть задание, с которым вы начали работать на прошлом уроке. Сегодня вы заканчиваете работу, и через 10 минут каждая группа представляет свой зал, т.е. вы как экскурсоводы расскажете нам о своём разделе, о самых знаменитых людях и интересных экспонатах.
Задание №1.
Этнография
1) В толковом словаре выяснить лексическое значение слова «этнография».
2) Подготовить сообщение о костюмах, продемонстрировать их.
3) Рассказать об Анисимовой.
Задание №2
Составить рассказ об историческом прошлом нашего края, используя вопросы:
Когда основан город?
Как выглядел город в первые десятилетия существования?
Люди, каких национальностей заселяли Пензу?
Какие гражданские войны проходили в Пензенской области в XVII- XVIII веках?
Задание №3
История
1) Расскажите о людях, которые прославили Пензу:
Покажите выставку гос. деятелей, об одном герое расскажите;
Покажите героев Великой Отечественной войны, сделайте сообщение о Кижеватове.
2) Расскажите об экспонатах вашего раздела, продемонстрируйте их.
Задание №4
Культура
1) Расскажите о культурной жизни Пензы (об образовании, о театрах, о музеях).
2) Сделайте сообщение о Лермонтове
2) Расскажите об экспонатах выставки. Продемонстрируйте их для всего класса.
Задание №5
Культура
Расскажите о самых перспективных видах спорта.
Покажите лучших спортсменов.
Задание №6
Культура
1) Подготовьте рассказ о художественной галерее.
2) Сделать сообщение о Савицком, о Татлине, о Лентулове.
Задание №7
Экономика
1) Расскажите о Зоткине. Объясните, почему необходимо говорить о нём на уроках краеведения.
2)Расскажите об абашевской игрушке. Продемонстрируйте эти игрушки всему классу, опишите их.
3) Прочитайте стихи о Зоткине.
III. Подведение итогов. Оценки.
Какой рассказ вам больше всего понравился?
О каких людях, прославивших Пензу, вы сегодня узнали?
О чём бы вам хотелось узнать подробнее?
Домашнее задание:
Напишите отзыв о сегодняшней экскурсии
1) текст-повествование художественного стиля «Экскурсия в виртуальный музей (напишите, в каких залах побывали, что больше всего запомнилось, что бы хотели посмотреть в настоящем музее)
2) текст-описание в художественном стиле «Экспонат, который мне больше всего запомнился» (Общее представление о предмете. Описание деталей. Моё отношение к предмету).
Скачать полную версию Чтобы скачать материал или !
Цель: Познакомить детей с историей своего родного города, что представляла собой Алексеевка несколько веков назад, какие великие достижения были в эту эпоху. Что произошло в нынешнем веке, как преобразовался город. Развивать любознательность, внимательность, наблюдательность. Воспитать интерес и любовь к своему городу, гордость за его достижения.
Ход:
Предварительная беседа в группе
Ребята, как называется город, в котором мы живем? А в какой области? Какой главный город в области?
В нашей области много небольших городов - это Шебекино, Старый Оскол, Валуйки, Алексеевка и другие.
Сегодня мы с вами поговорим о нашем родном городе, познакомимся с его историей, узнаем, как он возник и что в нем происходило до нашего времени. С этой целью мы отправимся в Краеведческий музей, который расположен на улице Некрасова. Вести себя в музее нужно очень тихо и спокойно. Слушать экскурсовода - это человек, который будет рассказывать о нашем городе.
Рассказ экскурсовода
Ребята, мы находимся в краеведческом музее, где познакомимся с историей нашего края и города. Вы все прекрасно знаете, что наш город называется Алексеевка. А раньше, давным-давно, когда не было на свете ваших бабушек и дедушек, Алексеевка представляла собой очень маленькое селение - слободу Алексеевку, вотчину (владение) графа Шереметьева. Это был очень богатый человек, и Алексеевка была его собственностью. Тогда в Алексеевке еще не было таких многоэтажных домов, в которых живут многие из вас. Посмотрите сюда ребята (показ фотографии) - это сам граф Шереметьев и его жена. Видите, раньше люди носили другую одежду, расшитую золотом камзолы, роскошные с рюшами платья и драгоценности – это, а жили они вот в таких домах (показ фотографий) . Вы, наверное, узнаете многие из этих домов. Они сохранились и до нашего времени. Их дома отличались крепостью каменных построек и красотой. А вот дома простых жителей тогдашней слободы Алексеевки, не отличались такой красотой (показ картин, фотографий) , видите, какие они были жалкие, почти врытые в землю лачуги и их одежда не была такой богатой. Видите, какие у них рваные рубашки. Люди в основном были крестьянами: пахали земли, сеяли хлеб. Но пахали землю не тракторами, как сейчас, а с помощью плуга на коровах, лошадях (показ картин, репродукций) Не было тогда в слободе Алексеевка, ни заводов, ни фабрик, ни магазинов. Были только лавки, где ремесленники (люди, которые занимались своим ремеслом) продавали свой товар. Кто-то шил сапоги - сапожники, кто-то делал глиняную посуду - гончары, кто-то изготавливал подковы - кузнецы.
Было в Алексеевке очень знаменитое событие. Впервые у нас в слободе был изобретен способ получения подсолнечного масла из семян подсолнечника. Его изобрел Даниил Семенович Бокарев - наш земляк.
Все вы знаете с подсолнечником, видели семечки. И вот из них сейчас тоже получают подсолнечное масло. На подсолнечном масле ваши мамы, бабушки жарят, пекут. Сейчас его получают с помощью особых прессов. Тогда Даниил Бокарев получал его с помощью вот такого деревянного приспособления (показ) .
В настоящее время подсолнечное масло пользуется большим спросом не только у нас в стране, но и в других странах.
Потом в слободе Алексеевка появились дворы, стали образовываться улицы. Некоторые название улиц сохранились и по сей день. Например,
улица Новая, Гончаровка. Улица Победы раньше называлась Большая торговая, часть улицы Карла Маркса называлась Мостовая.
А вы знаете, какая у нас протекает река? Да, Тихая Сосна. А кто знает, почему она так называется? Да, правильно, она течет очень тихо, на ее пути нет водоворотов, больших порогов. А почему Сосна? Потому что раньше у нас в слободе был большой сосновый бор. Его рубили и строили морские суда. Сейчас речка стала грязной, заросшей камышами.
(Экскурсовод рассказал детям о флоре и фауне области, Великой Отечественной войне, заводах города)
Вот и закончилась наша экскурсия. Что нужно сказать за интересный рассказ? Спасибо.
Ребята, а в группе мы нарисуем дома, которые были раньше в слободе Алексеевка.
Алла Сарсания
Конспект занятия в подготовительной группе «Экскурсия в музей»
Конспект НОД по познавательному развитию
в подготовительной группе «Экскурсия в музей » .
Подготовила воспитатель
Сарсания А. Э.
Цель :
Познакомить с понятием «музей » и его назначением.
Задачи :
Познакомить с внутренним оформлением и назначением помещения музея . Продолжить формировать интерес к истории и культуре своего народа, людям родного города. Показывать элементарные умения пользоваться картой.
Уточнить знания музейных терминов , развивать монологическую речь, умение доказывать и делать выводы, познакомить детей с правилами поведения в музее .
Воспитывать бережное отношение к культурному наследию России, формировать патриотические чувства и чувства гражданской принадлежности.
Интеграция образовательных областей :
Познавательное развитие, речевое, социально- коммуникативное, художественно- эстетическое.
Материал и оборудование :
Карточки с названием музеев (этнографический, краеведческий…, карта, фотографии детей в музеях , презентация «Мы идем в музей » , материалы и экспонаты мини-музея группы «Колокольчики» , видеофильм о картинной галерее, изображения национальных костюмов.
Работа над словарем :
музей , экспонат, экскурсия , экскурсовод , экскурсанты , карта.
Предварительная работа :
Совместная деятельность :
Экскурсии по музеям Петродворцового района и Стрельны;
Экскурсия по музею детского сада : в группу «Кузнечики» ;
Рассматривание фотографий после посещения музеев ;
Просмотр видеофильмов;
Изобразительная деятельность "Я был в музее ";
Чтение художественной литературы и детских энциклопедий;
Заучивание стихотворений о родном городе;
Знакомство с национальными костюмами и бытом народов России.
Взаимодействие с семьей :
Экскурсии в музее города всей семьей
Беседа "Зачем идем в музей ?" (вопросы : Что такое музей ? Что там находиться? Кто там работает? (профессии) В чем заключается их работа? Что они делают? Кто туда ходит? Зачем туда надо ходить? и т. д.);
Рассматривание старинных вещей дома и рассказ о том, как они появились дома;
Вовлечение родителей в пополнении музея экспонатами .
Ход занятия:
Ребята, мы с вами живем в городе Санкт- Петербурге – это наша малая Родина, а вы любите свою Родину?
А что значит любить свою Родину?
(Ответы детей : любить свою семью, свой дом, беречь и охранять все что нас окружает, знать историю своего народа и своего края).
А вам хотелось бы заглянуть в прошлое и посмотреть, как на нашей с вами земле, много-много лет назад жили наши предки? К сожалению учёные еще не изобрели машину времени,
Может вы знаете, как вернуться в прошлое?
Ну что же …
Сегодня день у нас особый,
Я приглашаю вас друзья
А вы идти со мной готовы?
В чудесный мир зову вас я!
Я предлагаю посмотреть презентацию «Мы идём в музей » .
Слайд-1 :
Отгадай загадку :
Нам экскурсовод сказал :
Проходите в этот зал.
Мумию мы посмотрели, экспонаты разглядели.
Даже мамонт здесь лежит, глаз закрыл как будто спит…
Хочешь тоже посмотреть?
Не робей, иди скорей в замечательный (музей ) .
Слайд-2 :
Музей- собирает , изучает, хранит и показывает предметы (истории и культуры) .
Слайд-3 :
В музеях можно многому научиться, увидеть много нового и интересного (Русский музей ) .
Слайд-4 : Самый первый в мире музей основал Птолемей .
А у нас в России первый музей создал царь Петр-1 (Кунсткамера или кабинет редкостей) .
Слайд-5-6 :
А это самая большая в мире Александровская библиотека.
Здесь располагались статуи, картины и другие произведения искусства. Они посвящались Богам.
Слайд-7 :
В 18 веке появились первые публичные музеи со зрителями .
Слайд-8 :
В настоящее время существуют самые разнообразные музеи :
Краеведческий музей рассказывает об истории и культуре своего края.
Художественные музеи - хранит собрания произведений живописи, скульптуры, ювелирного искусства.
Музеи - заповедники хранят для нас природу, архитектуру памятных мест.
Есть еще дворцово – парковые музеи , исторические, театральные, музыкальные.
Слайд-9 :
А так же музеи посвященные определенным темам :
-«Вселенная вода» - музей воды , «Музей кошек » , «Музей кукол » , «Музей Лего » , «Музей оружия » и много других.
Слайд-10 :
Существуют даже музеи Снегурочки и Бабы Яги.
Ребята, как вы думаете, нужен музей людям ?
(Высказывания детей) .
Вывод :
- Музей это полезно !
- Музей это интересно !
Динамическая пауза «В зоопарке» :
Дети имитируют повадки зверей :
День вчера был очень жаркий,
Мы гуляли в зоопарке.
Видели зверей и птиц,
И оленей, и лисиц.
Мы узнали, что медведя
Называют дядя Федя.
Уток мы в пруду кормили,
Связку шариков купили.
Пили сок, укрывшись в тень.
Ты запомнишь этот день.
Поисковая ситуация "В каких музеях вы бы разместили эти предметы?"
Воспитатель обращает внимание детей на стол, накрытый салфеткой :
Ребята, под этой салфеткой находятся вещи, которые многое могут нам рассказать. Как вы думаете, что там?
Дидактическая игра "Да-нет":
Воспитатель предлагает детям с помощью наводящих вопросов угадать что же находится по салфеткой.
Все эти вещи можно назвать одним словом - музейные экспонаты и они должны находиться (в музее ) .
В какой музей вы их поместите ?
Проблемная ситуация :
Воспитатель предлагает детям порассуждать в какой музей можно определить экспонаты.
Дидактическая игра "Размести правильно":
Воспитатель предлагает детям на разные столы разложить экспонаты и назвать к каким музеям они могут принадлежать.
Работа с картой :
Воспитатель предлагает по карте города определить месторасположение этих музеев . Спрашивает, какие еще музеи дети знают (ответы детей) .
Работа с фотовыставкой :
Воспитатель предлагает рассмотреть фотографии музеев , где дети бывали ранее. Просит вспомнить названия этих музеев , назвать самый запомнившейся экспонат.
Ситуативный разговор :
А что нужно помнить при посещении музея ?
(Дети ведут ситуативный разговор и вырабатывают для себя правила поведения).
Правила поведения в музее :
В музее нельзя громко разговаривать, чтобы не мешать другим посетителям и экскурсоводу вести экскурсию .
Внимательно слушать экскурсовода и не перебивать его .
Нельзя трогать руками музейные экспонаты .
Нельзя шуметь, бегать по музею , разговаривать по телефону.
Если хочешь фотографировать - спроси разрешения.
В нашем детском саду тоже есть свои мини-музеи и некоторые из них мы с вами уже посетили.
(Дети вспоминают название музея группы «Кузнечики» , обсуждают что видели, что понравилось и что запомнилось больше всего).
Игровая ситуация "Мы находимся в музее нашей группы ":
Ребята, а у нас в группе тоже есть мини- музей ? Как он называется? («Веселый перезвон» .)
Давайте вспомним почему наш музей так называется , об экспонатах музея . (Рассказы детей о своих экспонатах) .
Рефлексия :
Ребята, сегодня в нашем музее появился еще один экспонат. Этот экспонат для нашего мини- музея передали ребята группы «Кузнечики» . Давайте послушаем, как он звучит (мелодично, нежно) . А теперь предлагаю вспомнить мелодии ваших колокольчиков, давайте устроим оркестр. (Дети выбирают себе колокольчики и подыгрывают звучащей мелодии) .
Конспект НОД "Экскурсия в музей часов" по образовательной области "Познавательное развитие"в старшей группе
Цель:ознакомление с разнообразием часовых механизмов и способами их применения в жизни человека.
Образовательные:
1.Познакомить детей с историей возникновения часов;разными видами часов (карманные, наручные, будильники, настенные, песочные, электронные);
2.Познакомить детей с циферблатом и двумя стрелками - минутная и часовая;
3.Закрепить названия частей суток по видам деятельности и положению солнца на небосклоне.
Развивающие:
1.Развивать логическое мышление;
2.Развивать познавательный интерес к прошлому и будущему часов.
Воспитательные:
1.Воспитывать способность и умение беречь свое личное время и время окружающих.
Предварительная работа: знакомство с часами, чтение энциклопедий,дидактическая игра"Который час?" работа по карточкам, разучивание стихов.
Оборудование: создан группой родителей мини - музей часов, в котором собраны различные по форме и размерам часы (настенные, наручные, будильники, масляные, электронные, напольные) , картинки с изображением часов, картинки с изображением деятельности и положением солнца на небосклоне.
Ход занятия
Воспитатель:-Здравствуйте, уважаемые посетители!
Узнать много интересного хотите вы?
Воспитатель: Сегодня мы пригласили вас в наш мини-музей,
Рассаживайтесь удобнее поскорей.
А о чем пойдет наша беседа,
Узнаете, если загадку отгадаете.
День и ночь они идут.
Никогда не устают.
Монотонно шепчут в такт:
Тик, так, тик и так.
Стрелки, будто как усы.
Называются…
(часы)
Воспитатель: ДА, сегодня мы поговорим о часах. В нашем мини- Музее мы совместно с родителями собрали разнообразные виды часов. Какие часы вы видите?
Дети: настенные, наручные, электронные.
Воспитатель: Вы совершенно правы. Здесь даже есть будильник. А для чего он нужен?
Дети: Чтобы будил, показывал время, чтобы не опоздать и т.д.
Воспитатель: Часы с кукушкой, солнечные часы. Конечно, без часов люди бы опаздывали на работу, на самолеты, на поезд, терялись в видах деятельности... Послушайте стихотворение Н. Чупрова"Часы"
Всю-то ночь часы стучат.
Ни минуты не молчат!
Я прошу: «Часы, постойте,
Вы меня не беспокойте,
Дайте мне еще поспать,
Так не хочется вставать!»
А часы в ответ: «Тик-так,
Просыпайся же, чудак!
Ночка где-то далеко,
Солнце в небе высоко,
Славный ждет тебя денечек,
Открывай глаза, дружочек!»
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам посмотреть, какие виды часов собраны в нашем мини-музее. Здесь представлены различные часы. На верхней полке стоят будильники. Вы знаете,что такое будильник? Наверное, у каждого из вас дома есть будильники. Вот мне очень помогает будильник, он у меня стоит около кровати и каждое утро будит меня на работу. Ребята, поднимите руки у кого дома есть будильники? Я очень рада, что в каждом доме есть будильник. Это очень полезная вещь. Ребята, а как вы думаете, какие будильники нужно приобретать большие или маленькие? (Ответы детей). Я думаю те, которые человеку нравятся.
Воспитатель,указывая на стену:А какие должны находиться здесь часы? ПОСЛУШАЙТЕ.
Г.Терешкова" Часы"
На стенке в комнате часы
,
Висят они не для красы.
И в ритм стуча: тик - так, тик - так.
Всем подают условный знак.
День - ночь меняют за окном.
Рассвет чудесный. А потом
У человека круглый год
Пришла пора дневных забот.(настенные). А какие еще виды часов вы знаете?(солнечные, песочные, напольные и т.д.
Воспитатель:Ребята, а какие часы вы выбираете себе? (красивые, большие, практичные,песочные) И конечно, чтобы хозяевам нравился звонок, и стрелки показывали правильное время. Посмотрите, на всех часах есть две стрелки. Ребята, а вы знаете, как называется большая стрелка у часов? (Ответы детей) Правильно Она показывает минуты и называется минутная. А кто знает, как называется маленькая стрелка? (ответы детей).Правильно. Это часовая стрелка. По ней мы узнаём сколько часов. Ребята, а как вы думаете, какая стрелка движется быстрее маленькая или большая? (Ответы детей.) Молодцы всё правильно ответили.
Но сейчас я хочу вам рассказать немного про историю часов. А как вы думаете, ребята, было такое время, когда не было часов? (Ответы детей)
Воспитатель: Согласна с вами,в далекие времена было такое время. В те времена люди определяли время по солнцу. Солнышко вставало, и люди просыпались, солнце заходило, и люди ложились спать. Ребята, а как вы думаете, когда люди дольше спали - зимой или летом?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Люди меньше спали летом, потому что, летом ночь короткая, да и работы на полях, огородах у людей очень много. Поэтому они старались меньше спать, а больше работать. Недаром говорили летний день - год кормит. А зимой люди дольше спали, почему?
Дети: Потому, что ночь длиннее, а день короткий. Люди зимой больше отдыхали, а питались тем, что заготовили летом и животных кормили тоже летними заготовками.
Усатое Солнышко
Спряталось за стёклышко.
Шевелит усами, зовут…
Дети: часами.
Воспитатель: Ребята, а какой формы наши часы:(ответы) что делали люди раньше,пока не было часовых механизмов. По солнцу можно определить время. Когда солнце светит, от деревьев отходит тень. Посмотрите на эту картинку. Вот падает тень и по ней в старину человек определял время. Ребята, а вы знаете, когда тень бывает длиннее, утром, днём или вечером?
(Ответы детей)
Воспитатель: Когда солнце встаёт или заходит за горизонт, то тень длиннее, а днём тень короче. Когда человек заметил свойства тени, тогда он придумал солнечные часы. Посмотрите, в нашем музее есть картинка с такими часами. Но человеку не всегда помогали эти часы, так как такие часы работают только в солнечную погоду. И человек придумал песочные часы. Вот они, стоят на полочке. Бывают они разного размера. Вот эти на три минуты, а вот эти на десять минут. Но и эти часы были не очень удобными, потому, что их надо было всё время переворачивать.
Давайте мы с вами поиграем, пока будет сыпаться песок, мы будем шагать по всему нашему музею, а затем сядем на свои места. Подойдем к часам с кукушкой.
Физкультминутка
Тик- так, тик- так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах
Отбивает каждый такт(наклоны вправо, влево).
А в часах сидит кукушка,
У нее своя избушка(сели в глубокий присед).
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью(приседания).
Стрелки движутся по кругу,
Не касаются друг друга(вращение туловищем вправо).
Повернемся мы с тобой
Против стрелки часовой(Вращение туловищем вправо)
А часы идут, идут, (ходьба на месте),
Иногда вдруг отстают(замедление темпа ходьбы).
А бывает, чуть спешат,
Словно убежать хотят (бег на месте).
Если из не заведешь,
То они совсем встают.(дети останавливаются).
Воспитатель: Мы с вами шагали 2 минуты, а теперь отдохнём и дальше поговорим о часах. Люди решили вместо песка в часы налить масло и получились масляные часы, такие часы время показывали не точно. А это, ребята, хорошо или плохо когда часы показывают не точное время.(Ооветы детей)
Воспитатель: Что может случиться, когда мы не знаем точного времени?
(Ответы детей)
И. Шимко
Учу своичасы ходить:
-С утра вам лучше не спешить.
Ведь люди так хотят поспать,
А вы:»Вставать пора, вставать!»
Вот удеру тайком на пляж -
Крутите стрелки-усики,
Пожалуйста, помедленней,
Чтоб высох чуб и трусики.
Зато, когда в саду-
Вы побыстрей бегите!
А то на вас посмотришь,
А вы как будто спите.
А если вдруг накажут
За что-нибудь меня -
Пусть стрелки так мелькают,
Как искорки огня.
Чтоб я покинул угол
Как можно поскорей
И смог еще с ребятами
Успеть сыграть в хоккей.
Воспитатель: А сейчас я вам покажу очень необычные часы - это часы-цветы. Это самые обычные живые цветы. Бутоны некоторых из них открываются утром, а днём закрываются, у других цветки раскрываются только ночью, а днём всегда закрыты. По ним тоже можно определить время.
Воспитатель: Ребята, в нашем замечательном сооруженном мини-музее есть часы -свечка. Посмотрите, здесь нанесены деления. Свечка сгорает, уменьшается в размерах, и по делениям можно было определить, сколько сейчас времени.Со временем человек придумал специальный механизм, и появились различные часы. Сейчас я вам покажу самые главные часы в нашей стране. Такие часы находятся в Москве на Спасской башне, мы все с волнением ждём, когда стрелки соединятся и все слушают бой курантов.
Воспитатель:В нашем музее представлены разные часы. А поднимите руки те, у кого дома нет часов. Я не вижу ни одной руки, потому, что каждый человек дорожит своим временем и старается делать всё в своё время. Во время открываются магазины, детские сады и школы. По расписанию летают самолёты и плывут корабли.
Воспитатель: Давайте проверим,все ли часы, которые находятся в нашем музее, вы знаете.
Как называются часы, которые висят на стене? (настенные)
Как называются часы, которые стоят на столе? (настольные)
Как называются часы, которые носят на руке? (наручные)
А как называются часы, которые будят нас по утрам? (будильник).Просыпаясь всегда по будильнику, вы будите успевать сделать все дела, которые запланировали.
Воспитатель: Друзья, а вот на этой полочке находятся электронные часы. Ещё я хочу обратить ваше внимание на стенку, где у нас висят часы с кукушкой. Правда красивые, но они ещё и точные. Они помогают нам делать всё во время и по режиму. Во время вас накормить, на занятия посадить, гулять сводить.
Послушайте стихотворение Э. Котияра, которое называется" Часы-часики".
Каких часов на свете нет!
И в каждых свой секрет.
Есть часы на полу стоящие,
Басом говорящие: Бом, Бом, Бом.
На весь дом.
Это уличные часы на столбе
Знакомые тебе?
Они здесь очень нужны:
Стрелки великаны
Издали видны.
А ходики в избушке!
В них живут кукушки.
Окошко распахнётся
Кукушка « встрепенётся « ку-ку», «ку-ку»
Как в лесу на суку.
А будильник с вечера заведёшь
И спокойно спать пойдёшь.
Будильник разбудить не забудет.
Воспитатель: Сейчас, ребята, отгадайте загадки. Подытожим, что интересного мы узнали, что нового вам дали?
1.Мы день не спим,
Мы ночь не спим,
И день и ночь
Стучим, стучим (Часы)
2 .Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом
Коротышка - только раз,
Та, что выше - каждый час (Стрелки)
3.На руке и на стене,
И на башне в вышине,
Ходят, ходят равным ходом,
От восхода, до восхода. (Часы)
У меня есть малютки.
Зовут их минутки.
Если вместе их собрать
Обо мне ты будешь знать. (Час)
Воспитатель: Вот и подошла к концу наша экскурсия. Спасибо всем, кто посетил наш мини - музей часов. Что было для вас интересным? Что запомнилось?
Все в музее побывали,
Много мы всего узнали,
И про стрелки, про минуты
Нам историю не забыть.
До скорой встречи в интересном месте.
Звучит песня Е.Крылатова" ПЕСНЯ О КОЛОКОЛАХ"
"Бьют часы на старой башне,
Продолжая день вчерашний,
И звонят колокола....
КОНСПЕКТ
ЭКСКУРСИЯ В КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
с детьми старшей группы
Цели:
Дать знания о том, что краеведческий музей – хранитель подлинных памятников;
материальной и духовной культуры нашего города;
Познакомить детей с жизнью наших предков;
Воспитывать чувство гордости за свой край, любовь к нему, стремление хранить
и приумножать его историю.
Предварительная работа:
Знакомство детей с историей возникновения города Воронежа;
Формировать "образ музея", приобщать детей к народной культуре, активизировать словарь: экскурсовод, экспонаты, коллекция.
Разработка воспитателем маршрута. Беседа о правилах поведения на дороге, прогулке и в общественных местах, беседа о музее.
Условия : время проведения- ноябрь.
Ход экскурсии
Ребята, сегодня мы пойдем на экскурсию в наш краеведческий музей. Что такое музей? (ответы детей.) Верно. В музее собраны экспонаты - настоящие предметы, которые существовали в те далекие времена.
Вы бывали в музеях? В каких? Что видели? (ответы детей).
Сегодня мы побываем в Воронежском краеведческом музее и посмотрим выставку экспонатов. А, кто знает, что такое выставка и экспонаты? (ответы детей – когда нам что-то показывают)
Да , выставка – это показ предметов, выставленных для публичного обозрения, а экспонаты – это те предметы, которые выставлены для обозрения.
А кто водит посетителей по залам музея и рассказывает о коллекциях музея? (Ответы детей: экскурсовод).
Молодцы, а теперь давайте вспомним, как надо вести себя в музее и других общественных местах. (ответы детей - В музее надо вести себя надо тихо, потому что туда приходят другие экскурсанты и мы не должны мешать им. В музее нельзя ничего трогать руками без разрешения работников музея.
Воронежский губернский музей, родоначальник Воронежского областного краеведческого музея, был открыт осенью 1894 года. С первых дней своего существования в 1894 году и до наших дней этот музей был и остается одним из крупнейших центров историко-культурного наследия Центрального Черноземья. Более 3000 экспонатов, отражают различные аспекты истории, культуры и природы родного края, вызывают неподдельное восхищение и уважение к удивительно колоритной истории и культуре Воронежской земли.
Во время Первой мировой войны, в 1915 году в здание находился военный госпиталь.
Гражданская война и Великая Отечественная война 1941–45 годов нанесли колоссальный ущерб городу, не пощадив и музеи. Работниками музея была развернута активная деятельность по спасению гибнущих исторических и художественных ценностей. Но во время Великой Отечественной войны только незначительная часть фондов была эвакуирована в Казахстан и Сибирь, а оставшиеся коллекции в основном погибли. В 1943 году музей возобновил свою деятельность. В 1948 году музею было возвращено принадлежавшее ему ранее здание, в котором был также размещен Музей изобразительных искусств. Спустя несколько лет музею было выделено отдельное здание по улице Плехановской, в котором он размещается и в наше время. . В отделе истории представлены материалы по истории Воронежского края по темам: археология, основание Воронежа, эпоха Петра I, Воронеж в ХVIII-ХIХ веков, Воронеж в конце ХIХ - начале ХХ веков, современная промышленность Воронежа и многие другие. Здесь же открыты два выставочных зала для постоянно меняющихся тематических экспозиций.
«Сегодня музей насчитывает около 170 тыс. экспонатов. В нем 18 залов, несколько выставок « История Воронежского края», « Оружие восьми веков Х II - ХХ вв», « Царство животных», « Крылатое чудо» В коллекции музея есть предметы с археологических раскопок «Частых курганов» и «Хозарского городища.
Остановка 1: Археология.
Все начинается с древних времен, первый небольшой зал – Археология 1.
Эпоха позднего палеолита. Мезолит. В нем размещается схема палеолитических памятников.
Так же в этом зале стоят бюсты, изображающие примерный внешний вид древних людей, проживающих на территории современной Воронежской области.
На отдельном стенде лежат кости древних животных, в основном мамонтов, но есть череп шерстистого носорога и рог тура.
Остановка 2: Археология 2
Этот зал тоже посвящен древним временам –Неолит. Энеолит. Эпоха бронзы.
На стендах в этом зале лежат найденная посуда и инструменты тех времен. Отдельно находятся остатки керамики эпохи бронзы III-II век до нашей эры.
Отдельно хочется сказать слово о древних рыболовах. Счастливые это были люди! Судя по крючкам, которые представлены в экспозиции музея, наши предки были весьма амбициозными добытчиками пищи. Природа позволяла им выуживать не ту мелочёвку, что таскают нынешние любители рыбалки, а трофеи, которыми можно было питаться не один день. Это можно удвидеть и по фотографиям самих рыб, и по крючкам, которые представлены на стендах.
Останова 3: Археология 3
Этот зал посвящен Кочевым народам раннего железного века. Древним славянам.
Здесь длинный стенд, отображающий находки разных времен, начиная от предскифского периода IX-VII до нашей эры до периода, когда на территории Воронежской области начали жить древние славяне VII-X века нашей эры.
Отдельно на целую стену весит изображение реконструкции Маяцкой крепости IX-X веков.
Остановка 4 Основание Воронежа.
Четвертый зал, посвящен основанию Воронежа. Официально год основания 1586, в этот год была построена крепость. Хотя до крепости здесь уже было поселение.
В этом зале есть карта Русского государства и Крымского ханства первой половины XVI века. Монеты, доспехи, документы и прочие вещи того времени.
Остановка 5: Петровские времена
Пятый зал связан со временем, которым, видимо, особенно гордятся воронежцы. А именно – с периодом кораблестроения в Воронеже. Это время, когда по указанию Боярской думы и Петра I начал строиться военно-морской флот.
В зале есть макет первого российского линейного корабля Гото Предестинация, его воссозданная копия стоит у Адмиралтейской площади и является кораблем-музеем.
Также есть пример того, как выглядели Воронежские верфи того времени. Они работали 1696 по 1711 год, пока река Воронеж не обмелела. После этого была построена новая верфь ниже по течению в селе Таврово .
Остановка 6: Кораблестроение в Воронеже.
Шестой зал тоже связан с кораблестроением в Воронеже. При переходе к нему проходишь небольшую комнату. В ней находятся якорь, пушка, схемы, картины и другие вещи, связанные с военно-морским флотом того времени.
В самом зале представлено оружие. Схема восстания на Дону 1707-1708 годов. Копия посмертной бронзовой маски Петра I рядом с его портретом.
В зале с маской Петра Великого и маской его руки очень много портретов других деятелей того времени с описанием их жизни и тем, как они относятся к Воронежу.
Казалось бы, где Петр I - и где Воронеж? Однако монарх не коротал все свои дни в центре России или в строящемся Петербурге. Он заботился не только о флоте на Балтике, но и на Черном море.
20 октября 1696 года Боярская Дума постановила начать строительство первого в истории России государственного военно-морского флота. По указу Петра I в Воронеже было создано Воронежское адмиралтейство, к которому были приписаны города на реках Воронеж и Дон. К весне 1699 года были спущены на воду 10 кораблей, 2 галеры, 2 небольших судна и 4 парусные лодки...
Остановка 7: Воронежский край в начале XIX века.
В этом зале находится небольшая экспозиция, изображающая одну из комнат дворян того времени, а напротив неё весит крестьянская одежда.
Здесь стоят вазы, посуда, вещи, связанные с православием. Оружие, в том числе, комплект для дуэли.
Остановка 8: Жизнь Воронежской губернии в XIX – начале XX века.
Тут находится инсталляция крестьянской избы. Отдельно стоят вещи, представляющие быт того времени. В конце зала стоит макет паровоза и вещей, связанных с железными дорогами.
Остановка 9: Гражданская война 1917-1922 годов.
Стены здесь красные, видимо, под цвет флага большевиков. На стенах висят листовки, плакаты и фотографии революционного времени. Есть пулемет и аппарат из подпольной типографии, медали, оружие, сабли, мортиры!
Вот и легендарная тачанка, на которых по воронежским степям гоняли разные разбойные банды и доуничтожали белых. Надо сказать, во время Гражданской войны город дважды занимался войсками белых, первый раз в сентябре 1919 года Донским корпусом К. К. Мамонтова и в октябре 1919 года отрядами А. Г. Шкуро. Однако оба раза быстро освобождался.
Первая мировая отличилась и карикатурами. Забавное было у наших предков чувство юмора! На открытке, которую прислал с фронта в родной Воронеж солдат российской армии, изображены доблестно отступающие войска противника.
Вообще, в Воронеже, как в не самом отдаленном от фронтов Первой мировой, располагались госпитали и было очень активно общество Красного креста.
Удаленность от центра - города Москвы и Петербурга не повлияла на события 1917 года. В Воронеже тоже все было весьма жестоко и кроваво. 30 октября 1917 года после восстания 5-го пулеметного полка, расположенного в Воронеже, власть перешла к большевистскому военно-революционному комитету во главе с А. С. Моисеевым.
Остановка 10: денежные знаки России XIX – ХХвв.
В зале представлены первые царские деньги,много денег Временного правительства, затем идут учетные билеты, билеты казначейства и всякие «деньгозаменители» времен Гражданской войны.
Представлены несколько копилок. Возле них - монеты, которые в таких копилках держали. И, кстати, закапывали прямо в этих жестяных баночках. Клады в Воронежской земле нередки, потому что история здесь была весьма бурной, и, как водится, люди предпочитали хранить деньги отнюдь не в сберегательных кассах.
Остановка 11: Воронеж космический.
Воронеж оказывается тесно связан с отечественной космонавтикой. Вот информация из википедии:
“ В конце 1950-х годов на воронежском предприятии КБХА был разработан кислородно-керосиновый жидкостный ракетный двигатель РД-0105 для третьей ступени ракет-носителей «Луна», который позволил в 1959 году впервые в мире достичь второй космической скорости. На основе двигателя РД-0105 был создан двигатель для третьей ступени ракеты-носителя космического корабля «Восток» с первым в мире космонавтом Ю. А. Гагариным на борту. “
В этом зале находятся экспонаты космической отрасли и, в том числе, макет двигателя РД-0109.
Остановка 12: Выставка “Оружие восьми веков (XIII-XX века)”.
В зале за стеклом располагаются различные военные доспехи и форма, сабли и ружья, а также другое холодное и огнестрельное оружие.
Остановка 13: Выставка « Крылатое чудо»
В этом зале вы увидитесь с
миром бабочек и интересными образцами членистоногих животных мировой фауны и частных собраний ряда Воронежских коллекционеров.
Эта выставка знакомит с необычайно ярким и многообразным миром насекомых нашей планеты. Выставлено более 3500 наиболее интересных и знаменитых представителей бабочек, жуков, стрекоз и некоторых других насекомых. Представлены также пауки-птицееды и скорпионы. Удивительная экспозиция заинтересует не только детей, но и взрослых.
Остановка 14: « Царство животных»
На этой выставке можно познакомиться с фауной Воронежской области, рассмотреть вблизи чучела зверей, птиц, рыб и пресмыкающихся, а также увидеть археологические находки - фрагменты скелетов доисторических животных: кости мамонтов и тригонтерий, зубы акул и др.
В конце нашей экскурсии я хочу сказать следующее