Презентация к уроку "Культура Западной Европы в средние века. Образование и философия". Презентация по истории на тему "культура западной европы в раннее средневековье" Презентация на тему культура средневековой западной европы

Слайд 1

Культура средневековой Европы

Слайд 2

Термин «Средние века» был впервые введён итальянским гуманистом Флавио Бьондо (1453), до него же доминирующим термином для обозначения периода со времени падения Западной Римской империи до Возрождения было введённое Петраркой понятие «тёмные века», которое в современной историографии означает более узкий отрезок времени (VI-VIII века).

Слайд 3

Средневековье условно делится на три основных периода: Раннее Средневековье (конец V - середина XI века). Высокое, или Классическое, Средневековье (середина XI - конец XIV века). Позднее Средневековье или Раннее Новое время (XIV-XVI века)

Слайд 4

Университеты: магистры и школяры
В период развитого Средневековья в европейских странах появились первые ученые и образовательные сообщества – университеты. В роли основателей выступали, как правило, короли, императоры, римские папы.

Слайд 5

Даты основания университетов

Слайд 7

Программы:
В университетах на низшем, подготовительном, факультете изучались так называемые «свободные искусства», объединенные в два цикла- тривиум (грамматика, риторика, логика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка).

Слайд 8

Преподающие
Фома Аквинский (1225/26-1274)- богослов, философ. Монах- доминиканец. В 1323 г. причислен к лику святых. Учился в Париже, Кёльне. Преподавал в Париже, Риме, Неаполе. В своих трудах исходил из положения о гармонии веры и разума, широко использовал учение Аристотеля, стремясь приспособить его к христианской доктрине. Им сформулированы многие основополагающие тезисы католического вероучения, в том числе пять доказательств бытия Бога.

Слайд 9

Пьер Абеляр
(1079-1142) – французский богослов, философ, поэт. Преподавал в Парижском университете. Внес значительный вклад в развитие теологии, пытался обосновать связь разума, логики и веры. Его труды были осуждены церковными соборами. Свой нелегкий жизненный путь он описал в «Истории моих бедствий»- одной из первых автобиографий в средневековой европейской литературе.

Слайд 10

Роджер Бэкон
(1214-1292/94)- английский философ, естествоиспытатель. Учился, а затем преподавал в Оксфорде. Монах- францисканец. Занимался оптикой, астрономией, алхимией. Придавал большое значение экспериментальным исследованиям. Изучая свойства линзы, предвосхитил создание некоторых оптических приборов, а также предсказал ряд научных открытий

Слайд 11

Развитие литературы
Медиевисты XIX века различали два вида средневековой литературы, «ученую» и «народную». К первому классу относились латинские тексты и придворная поэзия, ко второму - все остальные произведения, считавшиеся, в духе романтиков, первородным искусством. . В это время возрастало многообразие жанров и закладывались истоки национальных культур. В разных странах были собраны и записаны эпические циклы, объединившие древние народные сказания –легенды

Слайд 12

Романский стиль
Это стиль в западно-европейском искусстве X-XII веков. Наиболее полно он выразился в архитектуре. Романский стиль, художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X-XII вв. (в ряде мест - и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Термин «Романский стиль» был введён в начале XIX в.

Слайд 13

Готика
Период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области материальной культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Хотя термин «готический стиль» чаще всего применяется к архитектурным сооружениям, готика охватывала также скульптуру, живопись, книжную миниатюру, костюм, орнамент и т. д. Понятие «русской готики» фактически неверно, но при Николае II было полностью утверждено в Британской империи, герцогстве Дармштацком, Российской империи, а также в ряде исламских государств.

Слайд 14

Собор Норт-Дам в Реймсе

Слайд 15

de Santa María de la Sede- собор в городе Севилья (Андалусия, Испания)

Слайд 16

Возрождение
Этим термином обозначается направление в развитии европейской, в первую очередь итальянской, культуры середины XIII-XVI в. При этом выделяют три периода: предвозрождение (Треченто), раннее Возрождение (Кватроченто), высокое Возрождение. Характерные черты Возрождения заключались в обращении к античным идеалам прекрасного, в пробуждении интереса к человеку как совершенному созданию, части окружающего его мира.


1. Представления средневекового человека о мире. В первые столетия Средневековья немногие выезжали за пределы своей сельской округи. Даже о пограничных странах до народа доходили лишь отрывочные сведения. Но правители и дипломаты, воины, купцы и миссионеры ездили по всей Западной Европе и оставили для нас много интересных сведений о том времени. Однако европейцы долго почти не знали, что делается за пределами Европы, и сочиняли небылицы о далеких странах.


1. Представления средневекового человека о мире. Средневековые ученые представляли, что Земля круглая, неподвижная и находится в центре Вселенной. Но некоторые из них оспаривали шарообразность Земли, утверждая, что люди, живущие на противоположной стороне земного шара, должны были бы ходить «вниз головой», а деревья расти «вверх корнями». они представляли себе Землю в виде диска, покрытого небом, как колпаком, а по небу совершают свой путь Солнце, Луна и пять известных тогда планет.


1. Представления средневекового человека о мире. Центром, или «пупом», Земли считали город Иерусалим, в котором находится Гроб Иисуса Христа. На Востоке располагается гора, на ней находится земной рай. Из рая вытекают реки: Тигр, Евфрат, Ганг и Нил. Индийский океан в Средние века считался замкнутым.


1. Представления средневекового человека о мире. Время и смену сезонов определяли по природным признакам: восходу и закату Солнца, крику петуха, фазам Луны, цветению и плодоношению деревьев и других растений, по характеру ветра и осадков. К историческому времени средневековые люди относились своеобразно. Хронисты были равнодушны к точным цифрам. Они использовали неопределенные выражения: «в это время», «тем временем», «вскоре после этого». Даты семейной жизни, события в деревне или стране отсчитывали от церковных праздников и таких памятных событий, как смена государя, большая битва, голод или эпидемия.


1. Представления средневекового человека о мире. В раннее Средневековье иногда использовали устройства для измерения времени, созданные в Древней Греции и Древнем Риме. Одни из них были связаны с капризами природы - таковы были солнечные часы. Не было единой системы отсчета времени. В одних странах год начинался с праздника Пасхи, в других - с Рождества Христова. Средневековый час составлял примерно три современных часа. месяц обновления.


1. Представления средневекового человека о мире. Сутки делились на день и ночь. Ночь - это время появления сверхъестественных сил, привидений и дьявола. Ночь принадлежит ведьмам и демонам. День для средневекового человека светел и добр. Прекрасно солнце, сверкающее на латах


2. Каролингское Возрождение. Для управления обширной страной Карлу Великому нужны были грамотные чиновники и судьи. Он понимал: чтобы возродить Римскую империю, нужно возродить культуру, и прежде всего античные знания. При нем начался подъем культуры, который историки назвали Каролингским Возрождением. Карл Великий приглашал к своему двору образованных людей из других стран - Италии, Испании, Англии, Ирландии. Он поручил ведать школами англосаксонскому ученому монаху Алкуину. Алкуин не только организовал обучение, но и написал школьные учебники.


3. «Семь свободных искусств». Карл Великий приказал открыть школы при больших монастырях. Позднее, в X-XI веках, при храмах и соборах в больших городах стали открываться соборные школы. В соборных школах дети учились вместе с юношами, деления на классы по возрасту не было. Обучение шло на латинском языке. Ни один народ на этом языке уже не говорил. Это был международный язык образованных людей Западной Европы. В полное школьное образование входило с античных времен изучение «семи свободных искусств»: наук «тривиума» и «квадривиума». «Тривиум» включал в себя грамматику (умение читать и писать на латыни), риторику (красноречие) и диалектику (искусство рассуждать). Во вторую ступень образования - «квадривиум» входили арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Только освоив эти науки, можно было в дальнейшем изучать «царицу наук» - богословие.


3. «Семь свободных искусств». Для той эпохи очень важными были понятия «образец» и «авторитет». Предполагали, что в каждой области знания есть авторитеты - мудрецы. В диалектике безусловным авторитетом был Аристотель. В поэзии «образцовым» считался стиль Вергилия и Горация, в прозе - Цицерона. На уроках грамматики и риторики разбирались «образцовые» тексты римских поэтов и ораторов. Но самым главным «учебником», который следовало знать наизусть и уметь толковать, была Библия: Ветхий и Новый Завет. Образованным человеком считался тот, кто знал мнение авторитетов по любому поводу. Образование заключалось в заучивании цитат из авторитетов. Науки «квадривиума» были слабо развиты. Счет долго велся римскими цифрами и был труден, обычно усваивали лишь сложение и вычитание. Умножение, деление и дроби давались немногим. Из геометрии решали простейшие практические задачи, прежде всего необходимые для строительства. Астрономию использовали, чтобы высчитывать даты церковных праздников и сроки полевых работ.


4. Искусство рукописной книги. В монастырских скрипториях развивалось искусство рукописной книги. В древности книга чаще всего была папирусным свитком, в поздней римской империи- свитком из пергамена. Он был прочнее, чем папирус, его можно было сгибать и писать на нем с обеих сторон. Но пергамен был очень дорог: на изготовление Библии большого формата требовались шкуры с 300 телят. Над одной рукописной книгой в течение долгого времени трудилось много людей: одни писали текст каллиграфическим (красивым) почерком; другие затейливо украшали заглавные буквы в начале красной строки - инициалы, вписывая в них целые живописные сцены - миниатюры; третьи делали заставки и орнамент.


5. Литература. Более всего читали Евангелия и жития святых, в которых рассказывалось о подвигах людей, признанных церковью святыми мучениками. В житиях описывалось, как они истязали себя, чтобы подавить соблазны и душой приблизиться к Богу. Герои житий совершали чудеса и терпели муки ради веры, ради правды и спасения людей, они смело боролись с несправедливостью и злом.


5. Литература. С VI-VIII веков в культуру Западной Европы все больше входят хроники - рукописи, рассказывавшие об истории народов и современной хронисту жизни. Так, Григорий Турский написал историю франков, Исидор Севильский - готов и вандалов. В хрониках события излагались по годам, как они следовали друг за другом. Ирландский монах Беда Достопочтенный в «Церковной истории народа англов» впервые применил новую систему счета времени - от Рождества Христова. Лангобард Павел Диакон создал «Римскую историю». В XI веке епископ Адам Бременский написал сочинение об истории Бременского епископата и о крещении скандинавских народов.

«Философия» - «любовь к мудрости» (в переводе с греческого языка)

Философия – учение о наиболее общих законах существования мира (природы, общества, человека)


План

1. Представления о мире средневекового человека

2. Образование

3. Философия


Правила работы в группе

1.Выбор руководителя группы

2. Совместная работа

3. Активное участие каждого

4. Умей слушать

5.Уважай своего товарища

6. Не согласен- предлагай

7. В группе согласуется общее решение.


Порядок выполнения задания

1.Осмыслите задание: прочитайте и объясните своими словами, что требуется сделать.

2. Найдите информацию. необходимую для выполнения задания.

3. Преобразуйте информацию так, чтобы получить ответ.

4. Обсудите ответы в группе и приготовьтесь дать полный ответ.


Задание 1. Представления о мире. Переводы книг арабских и греческих ученых.

  • Какие представления о мире существовали в средние века?
  • Какие новые знания появились?
  • Почему возникла необходимость в новых знаниях?


Марко Поло 1254-1354 г.г.

великий путешественник, совершил поход в Китай через Малую Азию, Персию. Тибет. В Китае 17 лет находился на службе у китайского императора.домой возвращался морем, обогнув Азию с юга.


Путешествия Марко Поло 1271-1295 г.г.



В XI-XII веках

появилось

количество

переводов

книг арабских

и греческих



Задание 2. Университеты

  • Найдите в тексте параграфа ответ на вопрос: « корпорация-это …».
  • Охарактеризуйте структуру университета.
  • Докажите, что университеты были корпорациями.


Корпорация – это обособленная группа людей, которые занимаются тем или иным общим делом, живут соответствующим образом, подчиняются особым правилам и распорядку.

В университете учились студенты.

Преподавателями были профессора.

Ректор - глава университета.

Факультеты : богословский. юридический, медицинский.

Факультеты возглавляли деканы.

Знания получали на лекциях и во время диспутов .




Оксфордский университет

основан в 1096 г.


Богословский факультет

В университете учились………………………….

Преподаватели-……………………………………

Формы занятий: лекции, …………………………


Заполните схему и допишите ответы

ректор

декан

юридический

Богословский факультет

медицинский

В университете учились студенты

Преподаватели- профессора (магистры)

Формы занятий: лекции, диспуты


2. В Европе XII-XIII в.в. развивалось образование, появились новые учебные заведения-университеты, образованных людей становилось все больше .


Задание 3.

Пьер Абеляр и Бернар Клервоский.

  • Найдите в тексте параграфа ответ на вопрос «Схоластика-это……….»
  • В чем сущность спора философов?
  • Дайте оценку личности Пьера Абеляра и Бернара Клервоского.

Схоластика - это зрелое религиозно-философское учение, стремящееся познать Бога и мир при помощи логических рассуждений


Пьер Абеляр

1079-1142 г.г.

  • Истинно лишь

только то, что доказано Разумом .

  • Чтобы верить

во что-то –

  • нужно понять это.

Бернар Клервоский 1090-1153 г.г.

был непримеримым

противником Абеляра,

считал, что только

вера может

приоткрыть

тайны мироздания


Пьер Абеляр

Бернар Клервоский

опора на веру (сверхъестественные силы)

рационализм


Выполните индивидуальное задание

Используя текст параграфа заполните таблицу «Направления средневековой мысли»

Пьер Абеляр

Бернар Клервоский

опора на сверхъестественные силы

рационализм

Опора на разум

мистика



Задание 4. Великие ученые

  • В чем значение трудов Фомы Аквинского?
  • Используя текст документа на стр. 222 и параграфа сравните взгляды Роджера Бэкона с другими философами. В чем различие?
  • Какие технические изобретения он предвидел?

Аквинский

«ангельский доктор»

1225-1274 г.г.

Создал грандиозную картину всей христианской Вселенной


Мироздание Фомы Аквинского

государство

общество

животный мир

неодушевленная природа


Аквинский

1225-1274 г.г.

Разум и вера должны гармонично сочетаться


Роджер Бэкон 1214-1292 г.г.

«Удивительный доктор»

Для познания истины разума недостаточно, нужны наблюдения и опыты


Роджер Бэкон:



«Вопреки мнению мыслителей итальянского Возрождения, средние века оставили нам важнейшие достижения духовной культуры, в том числе институты научного познания и образования.

В средние века культура выполнила роль «строительных лесов» по отношению к западной культуре…»

Достижения средневековой культуры заложили основы современной культуры



Лист самооценки

Сегодня на уроке:

  • я приобрел …….
  • я научился………
  • я смог………….
  • мне было сложно…..
  • меня заинтересовало….
  • мне захотелось……….
  • мне понравилось…….

Дерево успеха


Домашнее задание

1. Заполнить таблицу на 1. стр. 223 №4

2. Составить кроссворд по теме

3. Написать сочинение от имени студента средневекового университета


Тип урока:

объяснение нового материала

План объяснения нового материала:

  • Средневековый человек между богом и дьяволом.
  • Ад, рай, чистилище.
  • Представление о времени.
  • Представление о пространстве.

ОСНОВНЫЕ ФАКТЫ И ПОНЯТИЯ .

Ад – место пребывание душ грешников,

обречённых на вечные мучения.



Чистилище – место, где души умерших грешников

очищаются от грехов.


Исповедь – покаяние, раскрытие своих грехов перед священником .



Дьявол – властелин ада, глава злых духов, противостоящий богу .


Грехопадение – совершение людьми первого греха и изгнание их из рая .


Страшный суд – второе пришествие Христа. Суд над праведниками и грешниками.

Конец Света.


Христианство – всеобщая идеология. Вера в бога – отца, бога – сына.

(Христа спасителя) и святого духа. Понятие об аде и рае, грехе и добродетели .



Микрокосмос- человек .


Семь смертных грехов – грехи, совершив один из которых, человек не смог бы

попасть в рай.



Добродетель – это то, что угодно богу и церкви. Возвышает душу человека

и помогает достигнуть рая.




Мировоззрение – система обобщённых взглядов на мир и место человека в нём, на

отношения людей и окружающей их действительности и самим себе, а также

обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания.



Хроника – последовательная запись важнейших исторических событий .


Деление потустороннего

мира в католицизму .

Чистилище – место, где души

Ад –место пребывания душ грешников, обреченных

Умерших грешников очищаются

на вечные мучения

от неискупленных или при жизни

грехов. Догмат о чистилище введён

в 1439г. подтверждён в 1562г.

Рай – место вечного блаженства для душ праведников .


ОСНОВНЫЕ ДАТЫ .

1)1562 год (16 век) – подтверждён Ватиканом Догмат о чистилище.

2) 1439 год (15 век) – принят Догмат о чистилище.

3) XVII век – объявлена ежегодная церковная исповедь, обязательная для всех .



ЧАСТИ СВЕТА .

Азия

Африка

Европа

ВЕЛИКИЕ РЕКИ, ОМЫВАЮЩИЕ

ЗЕМЛЮ

Тигр Ефрат Ганг Нил


ВРЕМЯ

Крестьяне Церковь Воины

Сельскохозяйственный Делили время на 2 Календарь войны и турниров

календарь: периода:

а) время посева а) от сотворения мира Не знали минут, часов

б) время всходов б) от рождества Христова

в) время жатвы

Не знали какой день и месяц

Не знали какой сейчас Знали какой год и день

год, месяц, день, час

Не знали минут и Год делили по церковным

секунд праздникам

Не знали минут и

секунд


Высшие добродетели

Вера в бога Любовь ближнему Смирение


Составляющие средневековой религии

Христианская Языческая

религия религия


Р ЯДОМ С ЧЕЛОВЕКОМ

Ангел – хранитель Бес

(помогал быть добродетельным, (подталкивал к греху, совращал душу,

сохранял душу, был направлен богом) был послан дьяволом)


Церковь Народ

Представление о дьяволе

Дьявол создан богом, чтобы Дьявол равен по силе богу.

П роверить силу веры людей. Между ними идёт война

Дьявол действует с разрешения за душу человека.

Бога. Дьявол слабее бога.


Пространство

Крестьяне Церковь Рыцари

Знали только три части света

Хорошо знали только местность около своего города

И ли деревни

Остальные места известны очень плохо

Считали, что там живут чудовища

Боялись дальних поездок, никуда не ездили


Христианское религиозное мировоззрение

Взгляды на мир Представление о Представление о

пространстве времени

( м ир-это арена, на ко- (Делили землю на три части. (Время принадлежит богу.

торой разворачивается Каждую отождествляли с Время – лишь момент веч -

борьба между богом и религиозным пространством. ности. Это божественное

дьяволом, добром и злом, Гигантский мир сотворен бо - время линейно направлено

христианами и язычника- гом (космос), включал в себя (от сотворения мира к

ми. Мир-царство порока человека – малый космос (мик - страшному суду). Ожида-

и алчности, только цер – рокосмос). ние конца света.

ковь может спасти его

от гибели.)

Исторические представления

(История имеет своё начало и конец.

История началась с сотворения мира,

под её концом подразумевался страшный суд).


Строение мира

Обитание святой троицы: бог-

отец, бог-сын, святой сын

7 небо

6 небо

5 небо

4 небо

3 небо

2 небо

1 небо

Иерусалим, центр мира

4 реки, омывающих Землю

Лестница спасения

КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА работу выполнила ученица 6 А класса Волкова Екатерина

1.Представления средневекового человека о мире. В первые столетия Средневековья немногие выезжали за пределы своей округи. Дальнее путешествие было опасным и трудным. Центром, или «пупом», Земли считали город Иерусалим, в котором находится гроб Иисуса Христа. Восток на средневековых картах чаще всего помещали наверху. Индийский океан в Средние века считался замкнутым. Воображение людей населяло побережье и острова океана сказочными людьми и животными. Не было единой системы отсчёта времени. В одних странах год начинался с праздника Пасхи, в других – с Рождения Христова. Средневековый час составлял примерно три современных часа. Ночь разделялась на «три свечи».

1.Представления средневекового человека о мире. Сутки делились на день и ночь. Средневековые законы особенно сурово карали за преступления, совершённых ночью. Ночь – это время появления сверхъестественных сил, привидений, демонов. Поэтому монахи и все глубоко верующие люди особенно страстно молились ночью: они вели духовную битву с силами дьявола. С развитием городов и торговли, деловых и дипломати – ческих связей, в ходе завоевания новых территорий люди стали чаще покидать родные места.

1.Представления средневекового человека о мире. Яркий рассказ о странах Дальнего Востока в 13 веке оставил венецианский купец и путешественник Марко Поло. Около четверти века провёл он в странствиях, много лет жил в Китае. Вернувшись в Италию, он написал книгу, в которой рассказал о жизни и обычаях народов Азии. «Книга Марко Поло» долгое время служила руководством для составления географических карт.

Астролог, математик и писец.

2. Переводы с греческого и арабского. Жители Западной Европы 5-10 веков почти забыли греческий язык и вовсе не стремились знать восточные языки. В 11-12 веках появилось большое количество переводов на латинский язык книг греческих и арабских учёных: почти все сочинения Аристотеля, главные труды греков и средневековых арабов по географии, астрономии, медицине. Круг знаний европейцев необыкновенно расширился.

Книга Аристотеля.

3. Средневековые университеты. Средневековое общество было корпоративным. Университеты представляли собой корпорации людей интеллектуального труда – профессоров и студентов. Занятия велись всюду на латинском языке, и люди из разных стран могли учиться в любом университете. Студенты из одной страны объединялись в землячества (нации), а преподаватели создавали объединения по предметам факультеты, возглавлявшиеся деканами. Все вместе они избирали главу университета – ректора. Обычно кроме подготовительного, было три факультета: богословский, юридический и медицинский. В 15 веке в Европе было уже 60 университетов.

4. Схоластика. Мыслители раннего Средневековья считали, что вера и разум несовместимы. Бога невозможно понять умом – в него надо верить. Учёные 11-13 веков уже не хотели слепо верить. Школьные уроки диалектики, книги Аристотеля и святого Августина привили им любовь к рассуждениям. Для выяснения истины нужно рассуждать, доказывать свои выводы и логически опровергать аргументы противника. Так в соборных школах и университетах родилась схоластика (школа) – религиозно-философское учение, стремящееся познать Бога и мир при помощи логических рассуждений. Схоласты выработали свой научный метод – способ искать обоснованные ответы на поставленные вопросы.

5.Пьер Абеляр и Бернар Клервоский. Одним из самых известных философов-схоластов 12 века был француз Пьер Абеляр (1079-1142). Абеляр уже в 13 лет стал странствующим школяром. Он быстро превзошёл своих профессоров и побеждал их в диспутах. Самым сильным из идейных противников Абеляра был знаменитый мистик, создатель ордена тамплиеров и вдохновитель Второго Крестового похода Бернар Клервоский (1090-1153). Абеляр утверждал на своих лекциях и в книгах, что разобраться в вопросах веры можно только при помощи разума. Нужно верить, а не рассуждать, - полагал Бернар. Спор Абеляра и Бернара стал спором двух направлений средневековой мысли: рационализма и мистики.

6. Великий схоласт 13 века. Вершиной средневековой схоластики были труды богослова 13 века Фомы Аквинского (1225-1274). Фома Аквинский был сыном итальянского графа, учился в университете в Неаполе. Несмотря на протесты семьи, он стал монахом доминиканского ордена. Фома был смиренным, добрым и необыкновенно работоспособным человеком. Самый знаменитый его труд – «Сумма бого – словия». В этой грациозной книге Фома собрал все знания о Боге и мире, накопленные в Средневековье. Он создал картину всей христианской Вселенной, показывая, что у каждой её детали, от человека до муравья, своё место и своя роль, предназначенные Богом. После смерти Фому называли «ангельским доктором», а церковь объявила его Святым.

7. «Удивительный доктор». Современник Фомы Аквинского, монах ордена францисканцев, англичанин Роджер Бэкон (1214-1294) преподавал в университетах Оксфорда и Парижа. Он доказывал, что для познания истины авторитета и разума недостаточно, а нужны также наблюдения и опыты. Только с их помощью можно проверить, верны ли наши знания. Бэкон проводил опыты с различными веществами, магнитной стрелкой и увеличительными стёклами. Он предвидел многие будущие открытия. Бэкона считали волшебником и прозвали «удивительным доктором».

tattooe.ru - Журнал современной молодежи