Гомосексуальность в подростковом возрасте: стадия развития? Половые различия и гомосексуализм у детей — чего больше всего хотят лгбт-подростки

Клинический психолог центра Ember, ответит на вопросы родителей, касающиеся сексуальной ориентации подростков, в первую очередь тех, которые посвящены нетрадиционной сексуальной ориентации.

Ирина Юрьевна, скажите, пожалуйста, как человек становится геем или лесбиянкой? Есть ли какой-то набор стандартных причин?

Единого мнения по этому вопросу нет даже среди экспертов. Есть специалисты, которые полагают, что это врожденная особенность, выявлен так называемый ген гомосексуализма. Есть специалисты, которые считают, что это результат воспитания. Обычно под этим подразумевается «дурное» воспитание. Но в целом формирование сексуальной ориентации происходит на очень глубоких слоях психики в достаточно ранние периоды жизни, и потом это только развивается и усугубляется.

Можно ли сказать, что имеет место наследственность в данном вопросе?

Однозначных научных данных на эту тему нет. И даже более того, ни в одном исследовании не установлено, что дети, выросшие в семьях гомосексуалистов в тех странах, где это разрешено законом, демонстрировали гомосексуальную ориентацию чаще, чем другие дети.

А как можно определить, что ребенок является геем или лесбиянкой?

Человек это определяет сам для себя. Определить это снаружи невозможно, потому что за различным поведением человека могут стоять разные мотивы, не очевидные для окружающих. Человек может испытывать влечения и потребности, которые не выражаются во внешнем поведении. То есть изначально распознавание сексуальной ориентации происходит внутри ребенка.

Ирина Юрьевна, если какой-то родитель (папа или мама) узнал, что их ребенок гомосексуалист или лесбиянка — как вести себя в такой ситуации, что делать и куда обращаться?

В первую очередь не надо горячиться. Здесь очень важно быть осторожными и деликатными, потому что это тот момент, когда достаточно легко совершить лишние действия, последствия которых будет сложно исправить. Во-первых, если у родителей появились предположения, что сексуальная ориентация их ребенка отличается от общепринятой, то имеет смысл понаблюдать за ребенком некоторое время, за его интересами, о чем он общается и т.д. Имеет смысл в это время повысить свою информированность – проконсультироваться со специалистами или изучить специальную литературу. После этого, если сомнения не рассеиваются, имеет смысл аккуратно побеседовать с ребенком. Надо быть готовыми к тому, что ребенок не захочет пускать родителей в свою жизнь. Но в любом случае лучше разговоров с ребенком ничего не может быть, никакие запреты не могут изменить сексуальную ориентацию.

Скажите, а что стоит делать ребенку? Стоит ли детям обсуждать эту тему в семье, с друзьями? Ведь самый главный вопрос, который беспокоит ребенка – что обо мне подумают, если узнают о моих гомосексуальных желаниях?

Если ребенок или подросток распознал у себя гомосексуальные интересы или желания, то здесь первый совет такой же – не нужно ломать дрова. Потому что в сфере сексуальности, как и во многих других сферах жизни, существует лишний опыт, не надо стараться узнать все. Есть такое понятие — транзиторный подростковый гомосексуализм , который говорит о том, что многие подростки проходят через стадию интереса к своему полу. Этот интерес не обязательно должен получать подкрепление в реальной жизни. То есть если у ребенка есть интерес к сверстникам своего пола, это не значит, что он гомосексуалист. Истинный интерес к своему полу должен сформироваться задолго до полового созревания. И он должен превалировать над интересом к другому полу.

Давайте еще раз выделим, нужна ли специализированная помощь самим родителям таких детей? И какое поведение родителей может усугубить ситуацию в семье?

В любом аналогичном случае специализированная помощь психолога или психотерапевта нужна, потому что эта ситуация отличается от общепринятой, и сталкиваться с трудностями придется постоянно. Нельзя включать никаких острых, жестких запретов. Нельзя идти у подростка во всем на поводу. Главное, что надо делать родителям – это стараться сохранить со своим ребенком доверительные отношения. Мальчики-подростки находятся в более уязвимом положении, чем девочки, потому что мужские гомосексуальные отношения больше подвергаются осуждению в обществе, чем женские. Поэтому мальчики попадают в группу риска чаще, чем девочки. Лучшее, что могут сделать родители, это сохранять доверительные отношения и обратиться на семейную консультацию.

Очень часто приходит вопрос о том, можно ли исправить ориентацию подростка с помощью опытных психологов? И нужно ли вообще перевоспитывать ребенка?

Ориентацию просто так исправить нельзя. У подростков гомосексуальное поведение часто бывает обусловлено не гомосексуальной ориентацией, а реактивным поведением, протестная реакция. Таким образом они могут спорить с устройством семейных ценностей. Другой вопрос – насколько это адекватное поведение. Но, тем не менее, такая причина бывает чаще, чем истинная гомосексуальная ориентация.

Ирина Юрьевна, скажите, если родителями было принято решение показать своего ребенка , но сам ребенок не желает этого, как можно мотивировать ребенка?

Если семье никак не удается организовать совместную консультацию у специалиста, то бывает проще договориться с подростками, если вопрос немного перевернуть. То есть не мы пойдем, чтобы с тобой что-то сделали, чтобы тебе объяснили, что ты не такой, что ты неправильный. А поставить вопрос таким образом – может быть, мы в чем-то не правы, мы не понимаем, мы перегибаем палку, мы не видим своих ошибок? Многие подростки к такой постановке вопроса относятся гораздо лояльнее и приходят. Если не срабатывают никакие методы, то могут записаться на прием только взрослые. Но тогда это будет разговор о том, что могут в такой ситуации сделать родители. Что могут они поменять в себе, в своих установках, в своем поведении, чтобы разрешить проблемную ситуацию.

Транзиторный подростковый гомосексуализм особенно сильно проявляется в закрытых учебных заведениях, где сосредоточиваются подростки одного пола. У старших подрост­ков он бывает вызван сильным влечением при отсутствии объектов противоположного пола, у младших - реакцией группирования, имитации - соблазном, подражанием, а иногда и по­нуждением со стороны более старших. От взаимного онанизма и поцелуев, оставляющих кровоподтеки на теле, переходят ко взаимному петтингу, сосанию половых органов, а мальчики - и ко введению полового члена в задний проход другого. У подростков мужского пола транзиторный гомосексуализм встречается чаще, чем у подростков женского пола.

Причиной транзиторного гомосексуализма является свойствен­ная периоду становления полового влечения его малая дифференцированность. Половое возбуждение у мальчиков-подростков может вызываться самыми разнообразными раздражителями - мышечным напряжением во время борьбы с товарищем, тряской при езде на транспорте, даже болью и страхом.

Транзиторный подростковый гомосексуализм чаще встречается среди эпилептоидов и шизоидов (активная форма), а также у лабильных и неустойчивых подростков (пассивная форма).

В отличие от истинной перверзни, при транзиторном подрост­ковом гомосексуализме объект противоположного пола всегда остается более привлекательным. В присутствии представителей другого пола своего возраста, даже безо всякой половой близости с ними, гомосексуальные контакты прекращаются.

Однако дифференциальный диагноз между гомосексуализмом как формирующейся перверзией и транзиторной девиацией в под­ростковом возрасте не всегда бывает легок, особенно когда о своей гомосексуальности говорит сам подросток и она вызывает у него страх неполноценности («гомосексуальная паника» амери­канских авторов). Около 8-10 % подростков проходят этап гомосексуальной влюбленности [Исаев Д. Н. и др., 1979], в то же время как истинный гомосексуализм, по данным многих авторов, встречается в 1-2 % случаев. При отсутствии у под­ростка сексуального опыта для распознавания формирующейся истинной перверзии можно опираться на следующие признаки. Влечение к противоположному полу, по словам подростка, не только отсутствует, но его представители как сексуальный объект действуют отталкивающим образом. Сновидения во время поллюций носят исключительно гомосексуальный характер. То же можно сказать об эротических фантазиях во время мастурбации. Подросток начинает активно выискивать ситуации, где может уви­деть обнаженными гениталии представителей своего пола (бани, общественные туалеты). Следует отметить, что мужеподобный склад девочек и женственность мальчиков вовсе не являются веским доводом в пользу гомосексуальной склонности - скорее это фон, на котором гомосексуальность может развиться. Отрицательное отношение к собственной гомосексуальности может иметь место и при истинной перверзии - Зго-дистонический гомо­сексуализм американских авторов .

Другие транзиторные сексуальные девиации в подростковом возрасте встречаются реже. К ним относятся подглядывания за обнаженными чужими гениталиями (вуайеризм), выставление напоказ собственных половых органов, чаще всего эрегированного полового члена (эксгибиционизм), мани­пуляции над половыми органами маленьких детей или животных, переодевание в одежду и особенно белье противоположного пола и др.

Обычно всем этим действиям сопутствует мастурбация или они завершаются ею. Но все это встречается как случайные эпизоды, обычно на высоте полового возбуждения, а не как стойкая склонность. Но если подобные действия повторяются раз за разом и сопровождаются или завершаются подкрепляющим их оргазмом, то в силу условнорефлекторного механизма может установиться стойкая привычка и транзиторная девиация пре­вратиться в перверзию.

Эксгибиционизм, видимо, способен упрочиваться особенно легко. Предполагается, что в закреплении играет роль механизм импринтинга, т. е. моментальное и прочное запечатление первых раздражителей данного рода, падающих на предуготовленную почву.

Особенности сексуальных девиаций при разных типах акцен­туаций характера. У гипертнмных подростков чаще встречается ранняя сексуальная жизнь. При сенситивной и психастенической акцентуации может наблюдаться упорный онанизм и, главное, депрессивная реакция на него с угрызениями, самоукорами, клятвами, самонаказаниями и т. п. Сексуальная жизнь шизоида обычно остается глубокой тайной. Внешняя асексуальность и даже презрение к половым проблемам может сочетаться с упорным онанизмом и богатыми эротическими фантазиями или влечение может внезапно прорываться в грубой и перверзной форме - часами сторожат, чтобы подглядеть чьи-то обнаженные гениталии, эксгибиционируют перед малышами, онанируют под чужими окнами, откуда их могут видеть, вступают в связь с первыми встречными, назначают свидания по телефону неизвестным лицам «на один раз» и т. п. Сильное влечение эпилептоидов толкает к сексуальной агрессии, понуждению к сожительству; у них же может обнаруживаться склонность к садизму и мазохизму. Лабильные и истероидные подростки особенно любят предаваться эротическим фантазиям. Однако с началом половой жизни исте­роидные подростки могут часто менять партнеров вплоть до про­мискуитета, в то время как лабильные более привязчивы. При неустойчивой акцентуации чаще встречаются промискуитет и груп­повой секс (плюрализм), пассивная форма гомосексуальности.

До конца младшего возраста все дети должны получить необходимые разъяснения, касающиеся содержания и проявлений предстоящего полового созревания и необходимых правил личной гигиены. Мальчики таких разъяснений практически не получают, девочкам они даются чаще.

Половое развитие, по точному замечанию И.С. Кона, является стержнем, вокруг которого структурируется самосознание подростка. Мальчики чаще реагируют негативно на реальное или мнимое отставание в общефизическом развитии и формировании вторичных половых признаков, у девочек же сходные переживания могут возникать и при значительном опережении сверстниц. Важно, что подросток сравнивает себя с реальными сверстниками, а не с возрастными нормативами. Нормально развивающийся мальчик в кругу акселери-рованных сверстников может чувствовать себя отстающим, а нормально развивающаяся девочка - переживать в кругу ретардированных сверстниц свою взрослость.

Это может порождать довольно сложные коллизии в общении - особенно с учетом неравномерности физического и психического созревания. Собственно выход за пределы статистически нормальных темпов развития не означает "лучшего" или "худшего" психологического формирования юноши и девушки, и, обобщая литературные данные, И.С. Кон показывал, что в психологических трудностях пубертата могут формироваться проявляющиеся позже позитивные психологические структуры. Внимание к своему физическому развитию выражается в сравнениях, обмерах, сопоставлениях, которые одних подростков утверждают в мыслях о благополучном развитии, а у других вызывают тревогу и подавленность. Тревожное внимание к своему физическому развитию, сомнения в его правильности могут выливаться в переживания своей несостоятельности (комплекс "гадкого утенка"), которые приходится дифференцировать с патологическими вариантами подростковой дисморфофобии.

Продолжающаяся дифференциация личностных свойств в одних случаях затеняется, в других, наоборот, заостряется подростковыми акцентуациями характера, среди которых ведущее место принадлежит акцентуации конформного типа (А.Е. Личко, 1983). Содержательная сторона полоролевого формирования должна поэтому рассматриваться в связи не только с половозрастными и индивидуальными особенностями, но и с половой культурой. В полоролевых стереотипах подростков, живущих в условиях крупного города, где влияния урбанизации и миграции сильнее, а значение традиционных установок половой культуры меньше, ведущее место занимают не отдельные черты, а С"Яиш деятельности (инструментальный - маскулинный и эмоциональный - феми-нинный), и "образ Я" менее негативен и напряжен.

Особняком в сексуальном экспериментировании стоит так называемый подростковый гомосексуализм. Термин этот крайне неудачен из-за его ассоциаций с гомосексуальностью взрослых, и И.С. Кон рассматривает описываемые им формы поведения в рамках формирования сексуальной ориентации. Гормональный взрыв определяет энергетику подростковой сексуальности, но не нап-

Сексуальное здоровье человека

равленность ее на тот или другой объект. Благодаря диффузному, разлитому характеру, сексуальность подростка может возбуждать телесность человека не только противоположного, но и своего пола. К тому же гомосоциальность (склонность к общению со сверстниками своего пола) и гемофилия (предпочтение однополой дружбы) подростков способствуют разворачиванию любых форм сексуального экспериментирования в однополой компании. Замечая у себя необычные реакции на однополых сверстников, а тем более - чувствуя стремление испытывать такие реакции, подросток начинает подозревать, что формируется неправильно, "будет гомосексуалистом".

В большинстве случаев объективных оснований для таких опасений нет, и после 15 лет все входит в нормальное русло. Не зная этого и не будучи уверенным в своем будущем, подросток живет в состоянии тягостной, порой мучительной неопределенности. Навешивание диагностических ярлыков, подчеркивает И.С. Кон, имеет прямо патогенное значение: вместо тяготившей неопределенности приходит определенность, способствующая фиксации гомосексуальной активности (своеобразно узаконивающая ее) и подталкивающая подростка к поиску группы "себе подобных", где он перестает испытывать дефицит самоуважения и получает поддержку. Реакции взрослых на издержки формирования сексуальной ориентации не должны быть благими порывами невежд, порождающими как раз то, с чем призваны были бороться.

Данные о возрасте начала половой жизни весьма противоречивы, и хотя возраст этот снизился, данные достоверных статистик не кажутся пугающими: к 16-17 годам опыт половой жизни имеют 29,7 % мужчин и 12,6 % женщин (А. Тавит, X. Кадастик). Едва ли такие цифры были меньше в те времена, к которым обычно обращен ностальгический миф о непорочной юности. Иное дело, что меняется отношение общества, гораздо более осведомленного о возможных последствиях раннего начала половой жизни. Эти же авторы приводят сведения о мотивах первой близости, которые могут существенно помочь в психогигиенической работе. У юношей 15-17 лет ведущим мотивом было любопытство - 41-55 % (это лучше всяких рассуждений иллюстрирует качество полового воспитания и просвещения на предшествующих этапах), за которым следовали любовь - 15-20 % и настояния партнерши (!) - 15-20 %. У пятнадцатилетних девушек по 25 % приходилось на любовь, настояния партнера и экономические соображения, по 12,5 % - на любопытство и насилие; в 16-17 лет повышалась роль мотива любви - 42,6 %, резко падало значение экономических соображений - 1,6 % и насилия - 3,3 %, но появлялся мотив совращения - 13,2 %.

У меня не было ни единого тренинга по сексуальной грамотности, где бы не поднималась тема гомосексуальности. И у взрослых, и у подростков много страхов и сильных эмоциональных переживаний в этой теме. Родители спрашивают, что сделать, чтобы дети наверняка выросли гетеросексуалами, как уберечь их от экспериментов с представителями своего пола и есть ли какие-то признаки гомосексуальной ориентации в раннем возрасте. Подростки же интересуются, нормально ли это, какие причины возникновения однополой симпатии, можно ли от этого вылечиться и что делать, если вдруг понял/поняла, что твоя сексуальность не соответствует ожиданиям родных, друзей и общества… Чтобы разобраться с этими вопросами, я обратилась к психологу Марине Диденко , которая несколько лет работает с ЛГБТ*-подростками и их родителями, проводит тренинги по толерантности, консультирует представителей ЛГБТ-сообщества.

*ЛГБТ — аббревиатура для обозначения лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров.

— Марина, ваша тема непростая и неоднозначная (но, безусловно, очень важная). Как вы в нее пришли? Есть ли предыстория?

— Сейчас уже сложно сказать, что именно послужило первым рычагом. Я долго училась, но никак не могла начать работать по профессии. Моя подруга работала психологом в ЛГБТ-организации, и мне стало интересно. Попросилась прийти в гости на какой-то праздник, познакомилась с ребятами и начала волонтерить. Через два года у них запускался новый проект «Дружественный врач» (friendlydoctor.org), сервис для ЛГБТ-людей, где можно бесплатно и анонимно пройти тестирование на ВИЧ, консультацию дерматовенеролога, уролога и психолога.

Также параллельно создавалась родительская организация, для поддержки и гармонизации детско-родительских отношений в семье, где есть дети — представители ЛГБТ-сообщества. Придя на один из тренингов, который проводила моя подруга — психолог Анастасия Медко — я осознала, как сложно родителям с принятием своего ребенка. И мне захотелось стать частью этого процесса. И вот уже 5 лет (2 года волонтерства и 3 работы) я сотрудничаю с Всеукраинской благотворительной организацией «Точка опоры» и Родительской инициативой «Терго».

— Насколько наше общество готово к обсуждению и принятию ЛГБТ-темы?

— Я не устаю повторять, что люди боятся того, чего не знают, и если им дать корректную информацию, все меняется. Тема ЛГБТ, с одной стороны, сейчас на слуху, с другой — остается очень сложной для общественности. Люди боятся какой-то немыслимой пропаганды, совращений, разврата… Но это все стереотипы, которые создавались долгие годы. Если познакомить общество с истоками гомосексуальности, показать истинную жизнь ЛГБТ-людей, отсутствие у них каких-либо отличий, кроме пола человека, которого они любят, от так называемого «большинства», тогда мир станет более открытым к разнообразию.

Когда я пришла в ЛГБТ-организацию, я не была изначально толерантна. Мне нравились люди, с которыми я там общалась — за их человеческие качества, интересы, интеллект. И поэтому начала знакомиться с природой гомосексуальности, разными подходами и взглядами на этот аспект жизни человека. Постепенно мой уровень толерантности повышался, а уровень тревожности и непонимания, может, даже непринятия — снижался. Сейчас для меня не имеет значение сексуальная ориентация человека или его гендерная идентичность, главное — какой он как личность, а все остальное — его личное дело.

Что касается нашего общества, то с февраля 2016 года я провела 22 тренинга по толерантности для разных профессиональных групп (психологи, педагоги, учителя, врачи, журналисты) к представителям ЛГБТ и 90 % среди них были очень толерантны, им просто не хватало знаний и информации.

— Давайте начнем с самого начала: что такое сексуальная ориентация, и какие бывают виды.

Сексуальная ориентация – характеристика человека, отражающая более-менее устойчивое во времени и осознаваемое платоническое, эротическое и сексуальное влечение к людям определенного пола или двух полов одновременно. Если говорить очень просто, то сексуальная ориентация это то «кого человек любит», и именно любит, а не занимается с ним сексом.
На сегодняшний день выделяют три вида сексуальной ориентации человека:

  • гетеросексуальная (направлена на людей противоположного пола);
  • бисексуальная (привлекают люди обоих полов в равной степени);
  • гомосексуальная (направлена исключительно на людей своего пола).

Также некоторые подходы к этому перечню добавляют асексуальность , пансексуальность и помосексаульность .

— Какие преимущества в разнообразии сексуальных ориентаций есть для общества, по вашему мнению?

— Принимая разнообразие, мы принимаем разные проявления нашей личности, снимаем зажимы, разрушаем предубеждения и стереотипы. Что касается «преимуществ», то я бы это так не назвала. Человек проходит очень сложный путь принятия своей сексуальной идентичности — у нас в обществе он заведомо обрекает себя в большей части на непринятие, дискриминацию, разрыв отношений с близкими людьми. Важно понимать, что сексуальная ориентация дается человеку при рождении, и он не может ее выбрать. Если бы это было возможно, жизнь бы стала проще. Уменьшилось бы количество случаев алкоголизма или наркомании из-за непринятия себя, а также суицидов или попыток суицидов, особенно среди подростков.

— Вы информируете о том, что гомосексуальность – это разновидность нормы. Чем аргументируете? Как на эти аргументы реагируют люди традиционных взглядов?

— Американская психиатрическая ассоциация исключила гомосексуальность из перечня психических заболеваний еще в 1973 году. С 17 мая 1991 года ВОЗ при ООН также не считает гомосексуальность болезнью или расстройством личности. Так как такого диагноза нет, значит, и лечить нечего — нет клинической картины, мы не можем описать симптомы. Выходит, это вариант нормы.

Я привожу разные теории возникновения гомосексульности человека, говорю, что однозначного ответа на этот вопрос нет. Пытаюсь показать, что люди гомосексуальной ориентации ничем не отличаются от гетеросексуальной, — у них те же проблемы. Нет каких-то психоэмоциональных и физических особенностей. И даю возможность участникам тренинга самостоятельно принять решение, куда они относят гомосексуальность. Но практика показывает, что ознакомившись с информацией и пообщавшись с представителями сообщества, люди сами меняют свое мнение и становятся более открытыми к теме гомосексуальности.

Если говорить про «традиционные взгляды», нужно прояснить, что такое традиция. Это очень условное понятие, традиции меняются. В каждой стране, культуре — они свои. Поэтому говорить про «традиционную» и «нетрадиционную» сексуальную ориентацию сейчас считается некорректным.

— Тема гомосексуальности сейчас обсуждается более открыто, чем 30, 20 и даже 10 лет назад. Это плюс или минус?

— Я думаю, это хорошо. Согласно опросам, проведенным за рубежом, около 40% людей имеют опыт однополых сексуальных отношений, от 3 до 10% населения любого города открывают в себе гомосексуальные чувства. Однако многие представители ЛГБТ-сообщества под влиянием своих родителей, окружения, гетеросексуальных установок общества могут вступить в брак, завести детей, пытаться соответствовать норме. Но, как показали многочисленные истории из реальной жизни, не получают от этого никакого удовольствия – только дискомфорт, уход в себя, отчуждение и страдание от невозможности жить в гармонии с самим собой и окружающим миром. Возрастает риск злоупотребления алкоголем или наркотиками, возможны депрессивные состояния, попытки суицида… Поэтому, чем больше мы про это говорим, тем меньше негативных проявлений и последствий у нас будет.

— Чего больше всего хотят ЛГБТ-подростки?

— Чтобы их приняли и любили такими, как они есть, а не за то, что они будут следовать тем паттернам поведения, которые есть в обществе.

— Родители часто спрашивают, как понять, есть ли предпосылки к гомосексуальности и что можно предпринять в этой ситуации?

— Понять это невозможно. Поведение большинства геев и лесбиянок в детстве ничем не отличалось от других детей. Они играют в те же игры, читают те же книжки, у них одинаковые кумиры в музыке. Можно, конечно, наблюдать за проявлениями внимания и симпатии у мальчиков и девочек, но в большинстве случаев это тоже не показатель.

— Что бы вы посоветовали родителям и подросткам?

— Много говорить и не действовать на эмоциях. Потом можно пожалеть. Читайте литературу, не бойтесь обратиться за поддержкой к специалисту или еще кому-то, кто сможет помочь, — не держите все в себе. Если вы будете искать ответы на вопросы, вы их обязательно найдете (видео).

— Куда могут обратиться за помощью подростки, если они поняли, что имеют гомосексуальную ориентацию, и их это тревожит? Что почитать, на какой сайт/форум пойти, к какому специалисту? А если нет денег и возможностей? И тот же вопрос о родителях – где им искать информацию и поддержку?

— В Украине больше 40 действующих ЛГБТ-организаций, которые занимаются поддержкой разных сфер жизни совершеннолетних ЛГБТ-граждан, и, как правило, их услуги бесплатны. Но вот с подростками, сложней. Никто не берет на себе ответственность по работе с детьми, потому что это незаконно. И дети, к сожалению, остаются со своими вопросами один-на-один.

Во многих украинских городах есть так называемые QUEER HOME – места, где можно интересно проводить время среди представителей ЛГБТ-сообщества, слушать лекции, играть в игры, участвовать тренингах. Но там тоже есть ограничения по возрасту. Мне очень нравится центр в Запорожье «Гендер Зед»: у них много подростков, и они очень увлекательно проводят время. Дети там находят поддержку и понимание, которого нет в семье, развиваются по разным направлениям. Но чтобы туда ходить, если тебе нет 18 лет, ты должен принести записку от родителей с разрешением посещать это место.

Сейчас, благодаря интернету, не проблема найти нужную информацию. Вот сайты самых больших в Украине организаций: ВБО «Точка опоры» (t-o.org.ua); Гей Альянс-Украина (upogau.org), Запорожский областной благотворительный фонд «ГЕНДЕР ЗЕД » и многие другие.

Для родителей есть организация РИ «Терго» (tergo.org.ua), где помогут разобраться в вопросах сексуальной ориентации, гендерной идентичности, принять своего ребенка, окажут поддержку другие родители. Тут же можно получить консультацию психолога. Родители «Терго» собираются раз в месяц в разных городах, в зависимости от запроса и проводят встречи, тренинги, группы самоподдержки, могут встретиться, чтобы просто поговорить за чашкой чая или выслушать по телефону. Все, кто прошел нелегкий путь принятия своего ребенка, сейчас готов оказать поддержку другому родителю.

А начать всем мамам и папам, близким и просто не безразличным людям я рекомендую с книги «Ответы на непростые вопросы». Она небольшая и очень легко написана:

— Есть мнение, что достаточная открытость в этой теме провоцирует увеличение гомосексуальных и бисексуальных людей в обществе. Существует ли в Украине статистика по количеству подростков/молодежи с «нетрадиционной ориентацией»? Может, известна динамика изменений.

— Все боятся пропаганды… Но не забывайте, что все геи и лесбиянки родились в обществе, где пропагандировались семейные ценности и гетеросексуальные отношения. Почему же это не сработало? Нельзя заставить человека кого-то полюбить. Да, можно склонить к сексу, но это будет на один раз. Если внутри у тебя нет влечения, ты не «станешь» геем. В закрытых школах подростки часто практикуют однополый секс, но это не влияет на их сексуальную ориентацию. Попадая в открытое общество, они в большинстве случаев находят себе любимого человека, создают семью с человеком противоположного пола.
Количество подростков с гомосексуальностью такое же, как и взрослых — от 3 до 10%. Но меняется возраст принятия себя. Раньше подросток не понимал, почему он отличается от других. Боялся себе признаться, что у него есть влечение к людям своего пола. Более того, чтобы искоренить это влечение, они пробуют встречаться с человеком противоположного пола, но внутренние желания не побороть. Эти мысли будут съедать изнутри.

Клиенты рассказывали, как им в детстве казалось, что они одни такие на всей планете — информации не было, прочитать или поговорить про это с кем-то было нереально… Поэтому они глушили свои мысли и старались об этом вообще не думать. Но чувства и влечения оставались. Коллега делился личной историей: в школе на физкультуре он засматривался на мальчиков, и это было рефлекторно — тогда он не понимал, почему ему это интересно. Сейчас подростки более «продвинутые», да и информации больше (жалко, что не вся корректна). Поэтому современным детям проще пройти процесс идентификации и принятия себя.

Что касается статистики, то в Украине исследования гомосексуальной ориентации практически не проводятся, особенно среди подростков. Сейчас ВБО «Точка опоры» принимает участие в американском проекте GLESEN: готовим опрос среди подростков по поводу булинга в школе. Там тема ЛГБТ вынесена отдельно – посмотрим, какие результаты мы получим.

— Какие наиболее частые заблуждения по отношению к ЛГБТ-подросткам?

— Что это пройдет, перерастет…. Это очень обижает подростков, которые уже приняли себя. Если мы говорим о сексуальной ориентации, то надо различать два понятия: «сексуальная ориентация» и «сексуальное поведение». Про сексуальную ориентации, мы уже говорили: это про то, «кого я люблю». Сексуальное поведение – это весь спектр возможных сексуальных активностей, которые использует человек для удовлетворения своего сексуального влечения, независимо от того, какова его сексуальная ориентация. Сексуальная ориентация и сексуальное поведение не обязательно тождественны. То есть, бывает, что подростки используют однополый секс для снятия сексуального напряжения, экспериментов, получения опыта. Это не значит, что они геи или лесбиянки. Пока человек (подросток) себя не идентифицирует с человеком гомосексуальной ориентации, мы не можем его таким считать. Каждый гомосексуал проходит очень болезненный многолетний процесс «камин-аута» - признания себя геем или лесбиянкой.

То есть, если к вам обратился подросток или это ваш ребенок, и он говорит, что у него влечение к людям своего пола, внимательного выслушайте его. Скажите, что любите, несмотря ни на что, и постарайтесь очень мягко с ним поговорить, чтобы разобраться: это просто подростковые эксперименты или все-таки гомосексуальная ориентация. А лучше, конечно, не спешить с выводами — время все покажет…

— Что больше всего пугает родителей в гомосексуальности детей?

— Рушится их виденье жизни собственного ребенка. Как бы мы не хотели, но все равно подсознательно планируем будущее своих близких. А тут ребенок заявляет информацию, которая никак не вкладывается в гетеронормативную картинку жизни родителей. И тут начинают проявляться все страхи:

  • это болезнь какая-то;
  • у него/нее никогда не будет детей, а у меня внуков;
  • как это отобразится на здоровье моего ребенка;
  • как к этому относится церковь и религия;
  • как сказать родным или что будет, если узнают родные;
  • мой ребенок не будет счастлив.

— Родители часто на тренингах спрашивают, как объяснить ребенку или подростку про людей гомосексуальной ориентации?

— Мы просто говорим о том, что любовь бывает разной. Есть мужчины, которые любят женщин, есть женщины, которые любят мужчин. А есть мужчины, которые любят мужчин, и есть женщины, которые любят женщин. Считаю, что акцент нужно делать на чувствах, эмоционально-романтических отношениях, а не на сексуальных. Им хорошо вместе – и это самое главное. Тут также важно говорить о контрацепции, ведь подростков так или иначе информируют: чтобы не забеременеть, пользуйтесь презервативами. А про однополые контакты не упоминают, и потом имеем молодых людей с ВИЧ-статусом или другими заболеваниями, которые передаются половым путем. По своему опыту скажу, что дети намного легче принимают разнообразие, чем взрослые, — они еще не такие заангажированные.

— Что должно произойти, чтобы в обществе наконец-то перестали дискриминировать и осуждать за проявление своей сексуальности?

— Время!!! Мир меняется, просто все не так быстро. За 3 года активной работы я уже вижу изменения. Все больше специалистов (психологов, врачей) готовы оказывать помощь или работать с представителями ЛГБТ, все больше людей понимают и принимают разнообразие.

*В тексте использованы фрагменты из книги Нины Вербицкой «Ответы на непростые вопросы»

tattooe.ru - Журнал современной молодежи