Жизненные уроки в рассказе уроки французского. Анализ «Уроки французского» Распутин. – Кто играет немаловажную роль в судьбе мальчика

Класс: 6

Фактический материал:

В.Г.Распутин «Уроки французского».
«Уроки французского» 1978 год режиссёр Евгений Ташков

Задача занятия: сформировать навык анализа художественного произведения, мотивов поведения главных героев в составе универсальных учебных действий:
1) личностного – нравственно-этического оценивания усваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей;
2) познавательных – извлечение необходимой информации из предоставленного материала; построения логической цепи рассуждений; установления причинно-следственных связей;
3) коммуникативных – учёта позиции других людей, умения слушать и вступать в диалог, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Планируемые результаты:

Предметные : анализировать художественное произведение с точки зрения идейного содержания и нравственной проблематики, высказывать собственное отношение к произведению, героям, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вступать в диалог, создавать устные монологические высказывания.

Метапредметные: понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Технология: развитие критического мышления.

Форма урока: урок-размышление.

ХОД УРОКА

Литература, на мой взгляд, – это прежде всего воспитание чувств, и, прежде всего, доброты, чистоты, благородства.

В.Г.Распутин

Оргмомент

Человеческая доброта – самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак, за работу.
– Ребята, настоящая доброта…Какая она? (Ответы ребят: не ищет награды, бескорыстна)
– Ребята, сегодня мы обратимся к самому лучшему рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского». У вас на партах рабочие тетради, в которых мы и будем работать. Наш урок называется «Уроки французского» – уроки жизни.
– Прочитаем эпиграф к уроку. Вы согласны со словами писателя? (Ответы ребят).
– Вам понравился рассказ?
– Обратим внимание на название рассказа. Почему уроки? Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Напишите слова-ассоциации в рабочей тетради. (школа, учебный предмет, знания, воспитание).

I стадия: вызов

– Посмотрите внимательно на эпиграф и название нашего урока и подумайте, в чём нам предстоит разобраться? (Формулируем цель урока)

Кто? Кому? Зачем?

II стадия: осмысление

– Кого вы считаете главным героем рассказа? Может быть, их несколько?
– Зачитаем цитаты из рассказа, определим, к кому они относятся:

«Чтобы учиться дальше…мне пришлось снаряжаться в райцентр».
«Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска…».
«Не было в тот день…человека несчастнее меня».
«Мне нужен был рубль…на хлеб».
«Я шёл туда как на пытку».
– Узнали героя из рассказа? О чём свидетельствуют данные цитаты?
(Дети называют черты характера героя)
– Какое время показано в рассказе? (1948 год)
– Это было послевоенное время. Что вы знаете о нём?
(Война принесла много горя, лишила детства ребят, разрушила города и сёла, голод).
– Переверните страничку вашей рабочей тетради, выберите из столбика те качества мальчика, которыми он обладает, и подчеркните их.

(Зачитываем качества героя).

– Кто играет немаловажную роль в судьбе мальчика?

Зачитаем описание Лидии Михайловны:

«Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая в одежде, и в своей женской молодой поре… Глаза у неё косили и смотрели словно бы мимо, но мы к тому времени уже научились распознавать, куда они смотрят… Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать пять или около того; я хорошо помню её правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными глазами, тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку и совсем чёрные, коротко остриженные волосы. Но при всём этом не было видно в её лице жестокости…, а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой и словно говорящее: интересно, как я здесь очутилась и что я здесь делаю?»
– Подчеркните в данном отрывке выражения, которые характеризуют Лидию Михайловну.
– Какие черты характера учителя вы увидели? (Доброта, внешняя скромность, неприметность, аккуратная – заполняем таблицу).
– Это рассказ автобиографичен. Распутин посвятил его Анастасии Прокопьевне Копыловой. В 1973 году Распутин пишет один из своих лучших рассказов «Уроки французского». «Там мне ничего не пришлось выдумывать. Всё это происходило со мной. За прототипом далеко идти не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в своё время они сделали для меня».
В образе Лидии Михайловне автор выразил свой идеал учителя. Личность учителя лучше всего раскрывается в отношении его к ученикам.

Просмотр эпизода №1

Давайте посмотрим отрывок №1 из фильма по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского».
– Что вы заметили в образе Лидии Михайловны, какой она учитель?
– Вы увидели героя, каким его создал режиссёр? Вы таким его представляли?

Зачитаем отрывок:

«В первое время я долго не мог привыкнуть к голосу Лидии Михайловны, он сбивал меня с толку… он был каким-то мелким и лёгким, так что в него приходилось вслушиваться…Её голос начинал на меня действовать усыпляющее..»
«Лидия Михайловна …интересовалась нами больше других учителей, и скрыть от неё что-либо было трудно. Она имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас».
– Какие черты характера мы с вами увидели в образе Лидии Михайловны? Подчеркните в тексте самое главное, характеризующее учителя. (Забота о детях, материнское начало, внимательность).
– Как главный герой относился к учителю?
– Почему Лидия Михайловна выбрала для занятий французским именно главного героя? (Покормить ребёнка).
Выберите из столбика те качества, которыми обладает Лидия Михайловна, и подчеркните их.

(Ребята зачитывают качества Лидии Михайловны).

Приём ловушки

– А почему вы не подчеркнули интерес к азартным играм?
– Мы с вами все знаем, какой поступок совершает учитель, чтобы помочь ребёнку – решается на запрещённую игру. Азартные игры, на деньги учителя с учеником всегда считались безнравственным поступком.

Просмотр эпизода №2

Почему же Лидия Михайловна решается на запрещённую игру? У неё был выбор – не играть? (Учитель поставил цель – помочь ребёнку любыми средствами, чтобы мальчик смог купить себе молока и хлеба).
– Почему Лидия Михайловна не стала объяснять директору свой поступок?

Зачитаем концовку рассказа:

«И больше я её никогда не видел.
Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я её открыл, достав опять топор из-под лестницы, – аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обёртке я нашёл три красных яблока.
Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».
– Как вы думаете, символом чего являются яблоки в данном рассказе? (Символ душевной щедрости. Мальчик узнал, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь).
– Герой рассказа, несмотря на свои одиннадцать лет, прочувствовал уроки жизни. Кто преподал уроки жизни, кому и зачем?
– Какие уроки жизни?

Ответы ребят:

1. Разлука с близкими и одиночество.
2. Голод.
3. Нечестная драка.
4. Трудности с французским языком.
5. Расставание с учительницей, которая стала другом.

– Какой же главный урок преподала Лидия Михайловна?
– Какие чувства воспитывает рассказ «Уроки французского»? (Доброты, бескорыстия, душевной щедрости, бескорыстия).
– Как одним словом можно назвать эти чувства? (Нравственность).

Нравственность – это правила поведения, качества, необходимые человеку в обществе.
«Уроки французского» – уроки жизни, мужества, доброты.
Доброта, любовь, сочувствие, милосердие, внимание – составляют духовные ценности человечества. Люди, которые обладают такими качествами, – это люди с духовной красотой.
Духовную красоту человек получает от других. Так герой рассказа запомнил то, что молодая учительница спасла его от голода и позора.

III стадия: рефлексия

Заполняем Дерево Души

На Дереве Души нужно выращивать только красивые плоды (заполняем дерево, те качества, которые необходимы человеку).

Продолжите предложения:

  • Я научился (научилась) …
  • Я задумался (задумалась) над…
  • Я открыл (открыла) для себя…
  • Чему я хочу научиться?

Домашнее задание

1. Нарисуйте обложку книги В.Г.Распутина «Уроки французского».
2. Напишите сообщение «Советую прочитать «Уроки французского».


Рассказ «Уроки французского» – это уроки доброты, мужества, жизни.

Главному герою рассказа Володе повезло – его классным руководителем оказался умный и отзывчивый человек, Лидия Михайловна. Наблюдая, в каком бедственном положении находится мальчик и наряду с этим его способности, желание учиться она постоянно пытается помочь ему. То учительница приглашает его к себе домой на дополнительные занятия по своему предмету, а после хочет посадить за стол, чтобы мальчик поел досыта, то отправляет ему посылки с едой.

Но все её старания и уловки ни к чему не приводят, так как гордость и чувство собственного достоинства главного героя не дают ему рассказать о своих трудностях, но и принять помощь. Володя отказывается от еды. Лидия Михайловна, в свою очередь, не настаивает на своем, но все же постоянно ищет все новые способы помочь мальчишке.

В конце концов, учительница решает схитрить. Она предлагает своему ученику играть в «пристенок» – игру на деньги. Володя считал это честным выигрышем.

Но этот поступок Лидии Михайловны раскрывается, за игрой их застигает директор школы, и Лидию Михайловну увольняют из школы. Ей приходится уехать в Кубань, на родину. И все-таки, то отношение, та жертва, которую принесла учительница ради того, чтобы помочь мальчику, не будет забыта им никогда и останется в памяти на всю жизнь.

Учительница Лидия Михайловна была тем, кто наделен самыми прекрасными душевными качествами – сочувствием, добротой, любовью, то есть это все то, из чего состоят духовные ценности человека.

Обновлено: 2018-02-25

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Все произведения Валентина Распутина связаны с судьбами земляков, их печалями, надеждами, радостями и переживаниями. Его героям присуща честность, доброта, упорство в достижении целей. Очередной рассказ Валентина Распутина Уроки французского является ярким примером человеческой доброты, понимания и отзывчивости. По данной работе мы напишем итоговое , рассмотрев портрет героя, и подкрепив наши мысли аргументами из литературы.

Уроки французского сочинение

Рассказ Распутина Уроки французского это не просто произведение о школьной учительнице, это настоящий пример уроков доброты, которым каждый из нас должен следовать. Данная работа Распутина является биографической, где автор показывает роль мудрой учительницы в своей жизни.

Из произведения мы узнаем о судьбе подростка, которого мать отправляет на учебу в райцентр. В холодные и голодные послевоенные годы матери приходится отдавать последнее, чтобы выучить сына. Все было бы хорошо, да только тетка обворовывала племянника, поедая его продукты. Мальчику приходилось голодать, а чтобы как-то выжить, он играет на деньги со школьными мальчишками.

Портрет героя

На момент повествования главному герою Уроков французского было около одиннадцати лет. Мальчику приходилось ходить в старой одежде, из которой он уже вырос, и жить впроголодь. Стеснительный, молчаливый, но вместе с тем, наблюдательный и способный ребенок всеми силами старается добиться поставленных целей. Из-за малокровия ему приходится пить молоко, да только на него постоянно не хватает денег. Понимая, что мать и так живет впроголодь, он не просит у нее денег, а решает самостоятеьно заработать деньги игрой.

Будучи по натуре честным мальчиком, он не мог молчать, увидев жульничество в игре, за что его постоянно избивают. Это и заметила учительница. Разобравшись во всем, она решает помочь ребенку, но мальчик отказывается от еды. Он слишком гордый. И Лидия Михайловна идет на хитрость, и приглашает его домой под предлогом улучшить знания по французскому языку. Ни посылка с продуктами, ни попытки Лидии Михайловны накормить голодного ребенка во время уроков французкого, ситуации не меняют. Мальчик отказывается от помощи, и учительнице приходится идти на хитрость, предлагая ученику играть с ней на деньги. Таким образом мальчик смог заработать какие-то деньги и покупать себе молоко. Это длилось до тех пор, показа этим занятием их не застал директор школы. За свой поступок учительница была уволена, после чего Лидия уезжает на Родину и даже там не забывает о своем подопечном, отправив ему посылку с крупными яблоками, которые мальчик до этого видел лишь на картинках.

На примере учительницы Валентин Распутин показал бескорыстие, самоотверженность, и желание помочь людям в трудную минуту. Уроки доброты помогли выжить ученику в непростое время, и не потерять себя и своих человеческих качеств.

Аргументы из литературы

Однако Уроки французского не единственный пример доброты и того, как учитель влиял на дальнейшую судьбу своих учеников. Данная проблематика поднималась многими писателями, и в доказательство этого мы приведем и другие аргументы из литературы.

Так в произведении Первый учитель Айтманова мы видим учителя, который спасает сироту и отправляет девочку учиться в город. В будущем героиня становится доктором наук, а построенную школу назовет именем своего первого учителя.

Валентин Распутин известный писатель. Он написал множеств поучительных произведений. Одним из них является наполненное добротой произведения "Уроки французского".

Распутин написал рассказ о бедно живущем мальчике и доброй учительнице, готовой помочь. В произведении автор заключил несколько уроков доброты, примеры нравственности и просто хороших людей.

Бедного пятиклассника так называемые друзья предали сразу же, после его несколько побед в детской игре. Он получил пару ударов от старшего мальчика в компании. На следующий день, придя с синяками на лице, он боялся что учительница французского все узнает и отругает его. Она и правда все узнала, что мальчику не хватает денег на еду, и что он вынужден играть на деньги. Но, мальчик получил только понимание и поддержу от учителя в свою сторону.Это и было первым уроком доброты.

Лидия Михайловна старалась помогать ученику всеми способами. Она отправляла посылки с едой, приглашала к себе в дом и угощала ужином, но мальчик не принял её помощи. Будучи довольно скромным, мальчишка не считал правильным принимать "подачки". Следующим уроком доброты является то, что нужно уметь принимать помощь, если ты сильно в этом нуждаешься. Но какими бы способами учитель не пыталась накормить ученика, тот не соглашался и возвращал все обратно.

Пойдя на риск, Лидия Михайловна предложила пятикласснику игру на деньги. Она поддавалась ему, чтобы он смогу выиграть деньги и купить молока. Однажды директор застукал их в кабинете за очередной игрой и учительница спокойно призналась во всем. Вскоре она вернулась в родной город, но о мальчике не забыла, как и он о ней. Женщина отправила мальчику огромную посылку, в ней лежали макаронны и яблоки, которые ребенок видел только на картинах.

Мальчик же, запомнил свою учительницу французского и классную руководительницу на всю жизнь. Проявления доброты Лидии Михайловны в его сторону стали бесценными для мальчика. Учитель стал воплощением гуманного человека. Произведение " Уроки французского" доказывает доброту некоторых людей, дает надежду, что гуманные люди ещё существуют. Главная мысль рассказа:нужно помогать другим, когда они в этом нуждаются и верить в то, что тебе помогут и не оставят одного в трудную минуту.

Несколько интересных сочинений

  • Теремок - анализ сказки

    По жанровой направленности произведение является детской народной сказкой, рассказывающей о животных. Персонажами сказки являются зверюшки в виде традиционных действующих лиц русских народных сказок

  • Герои произведения Детство Горького

    Главными персонажами в данном произведении являются представители семейства Кашириных, чьи образы показаны настолько разными, что,порой, трудно предположить, что все они живут в одном и том же доме.

  • Без имен существительных мы бы жили в другом мире. Мы не могли бы общаться и с трудом понимали друг друга. Не смогли бы объяснить куда идти, что принести или подать. Об этом обычно не задумываешся

  • Анализ романа Чернышевского Что делать?

    Литературный критик, революционер и журналист вовремя своего заточения в Петропавловскую крепость написал роман «Что делать?». На создание произведения ушло месяца три

  • Образ и характеристика Графини в Пиковой даме Пушкина сочинение

    Одним из главных персонажей произведения является графиня Анна Федотовна Томская, представляющаяся автором в образе восьмидесятилетней старухи

Валентин Распутин принадлежит к плеяде талантливейших современных писателей. Его творчество настолько многогранное, что каждый читатель, независимо от возраста, найдет в нем что-то особенно важное для себя.

Его героям присущи такие качества как справедливость, милосердие, доброта, самопожертвование, искренность и честность. Автор продолжает в своем творчестве наследовать гуманистические традиции литературы двадцатого века.

Одним из произведений, в которых провозглашаются вечные человеческие ценности и добродетели, является рассказ « Уроки французского».

История создания рассказа «Уроки французского»

В основу рассказа легла автобиографическая история автора. Прототипом образа Лидии Михайловны является учительница В. Распутина, которая занимала в его жизни очень важное место.

По мнению Распутина, именно такая женщина в силе изменить то, что не подвластно обычному человеку. Именно учительница помогла автору расставить правильные жизненные приоритеты и понять что является добром, а что злом.

В рассказе «Уроки французского» мы видим обыкновенного сельского мальчика и его учительницу. Ребенок обладает чистотой и доброй душой, однако тяжелые жизненные условия вечная нищета голод, толкает его на неправильный путь. Чтобы заслужить авторитет среди мальчишеской компании, ребенок начинает играть с ними в «чику», чтобы они быстрее его приняли.

Но все равно это не помогает, и мальчик вынужден терпеть постоянные унижения и даже рукоприкладство со стороны старших ребят. Эту ситуацию вовремя заметила учительница французского языка, Лидия Михайловна. Она пытается узнать у ребенка, что же побудило его играть на деньги.

Мальчик, который не привык к доброму отношению и обыкновенному человеческому участию, начинает рассказывать учительнице, что играет для того, чтобы иметь друзей и заработать денег себе на еду, так как из-за бедности родителей постоянно голодает.

Проблема пробуждения совести

Лидия Михайловна искренне хочет помочь ему и под предлогом занятий французским языком приглашает его к себе домой. Учительница всегда пыталась накормить ребенка, но гордость и чувство собственного достоинства не позволяли ему принимать еду.

Лидия Михайловна все таки нашла способ помочь мальчику, она предложила ему на деньги играть в уже известную игру. Учительница часто поддавалась, таким образом, каждый день обеспечивая своего ученика деньгами на сытный обед.

Помогая мальчику, учительница хитростью отвела его от сомнительной компании, а также не пошла врознь его принципам. Героиня Лидии Михайловны тот лучик добра, в котором так нуждаются обездоленные люди. Она не осталась равнодушной к беде маленького человека, а охотно принялась помогать ему, рискуя потерять работу.

Автор в своем рассказе, как свойственно ему, прославляет человеческую доброту и благородные порывы. Ведь и мальчик, и учительница были честнейшими людьми, с гуманистической системой ценностей. В рассказе также остро поднимается тема социальной незащищенности маленьких детей, которые вынуждены самостоятельно зарабатывать деньги на самое необходимое пищу.

tattooe.ru - Журнал современной молодежи